Леонид ройзман. Ройзман леонид исаакович

Доктор искусствоведения (1982).

Биография

Леонид Ройзман родился 4 января 1916 года в Киеве, в семье учительницы Екатерины Михайловны Ройзман (1879-1951), урождённой Гроцкой, и преподавателя математики Исаака Григорьевича Ройзмана (1875-1936) - социал-демократов, участников революционного движения и членов Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев .

Педагогическая деятельность

С 1942 года и до конца своих дней Леонид Ройзман преподавал в Московской консерватории специальное фортепиано и орган, а также клавесин . После смерти А. Ф. Гёдике в 1957 году возглавил органный класс. С 1963 года - профессор Московской консерватории . Также на протяжении многих лет преподавал специальное фортепиано в училище при консерватории . Благодаря его инициативе в здании училища в 1967-1968 годах были установлены два органа немецкой фирмы «W. Sauer» и учащиеся получили возможность учиться игре на этом инструменте.

Среди учеников Ройзмана - основатели национальной профессиональной органной школы в республиках СССР : Леопольдас Дигрис (Литва), Этери Мгалоблишвили (Грузия), Владимир Тебенихин (Казахстан), а также большое количество концертирующих российских органистов и преподавателей органа, в числе которых:

  • Н. Н. Гуреева (р. 1936) - профессор Московской консерватории, возглавила органный класс после смерти Ройзмана, Заслуженная артистка и деятель искусств России;
  • Г. И. Козлова (1937-1997) - профессор и основатель органного класса Нижегородской консерватории ;
  • О. Г. Янченко (1939-2002) - профессор Московской консерватории, солист Московской филармонии , Народный артист РФ;
  • Г. В. Семёнова (р. 1939) - преподаватель органа Академического музыкального училища , Заслуженный работник культуры РФ;
  • А. Е. Майкапар (р. 1946) - Заслуженный артист РФ;
  • Р. К. Абдуллин (р. 1950) - ректор Казанской консерватории , Народный артист Республики Татарстан, Народный артист и Заслуженный деятель искусств РФ;
  • Л. Б. Шишханова (р. 1947) - доцент Московской консерватории, Народная артистка России;
  • А. В. Фисейский (р. 1950) - основатель органного класса в РАМ имени Гнесиных в Москве, Заслуженный артист России;
  • А. А. Паршин (р. 1957) - профессор Московской консерватории, Заслуженный артист и деятель искусств РФ;
  • А. С. Семёнов - доцент Московской консерватории, Заслуженный артист РФ;
  • М. Н. Чебуркина (р. 1965) - российско-французская органистка, доктор искусствоведения, Кавалер ордена Искусств и Литературы Франции .

Творчество

Как органист Леонид Ройзман много концертировал как в республиках СССР, так и за рубежом. Его широкий репертуар, основу которых составляли произведения И. С. Баха и его предшественников, включал произведения разных эпох и стилей, в том числе произведения советских композиторов.

Как историк-исследователь и музыковед Ройзман в течение 30 лет собирал ценнейший материал, изучая архивы, летописи, первые русские печатные издания, огромное количество периодики, начиная со 2-й половины XVIII века . Результатом этой деятельности стал фундаментальный труд - «Орган в истории русской музыкальной культуры», изданный в 1979 году и переизданный в 2001 году . Благодаря этой работе многие поколения российских органистов имели возможность получить исчерпывающую информацию о судьбе органа в России от его истоков до первой половины XX века . Кроме этого, им были написаны книга «Органная культура Эстонии» и большое количество статей по вопросам исполнительства и фортепианной педагогики . Регулярно выступая в печати по вопросам истории органостроения и обучения органистов, Ройзман способствовал привлечению внимания советских музыкантов и слушателей к подобной проблематике.

В отличие от стран, где орган вовлечён в богослужение, в связи с антирелигиозной советской пропагандой орган в СССР получил роль сугубо светского концертного музыкального инструмента. Ройзман заботился о расширении светского отечественного органного концертного репертуара, привлекая современных композиторов и делая разного рода обработки для органа. Результатом его усилий, в частности, стал выпуск двух томов антологии «Советская органной музыка» (1971, 1974). В его редакции также были опубликованы ряд клавирных сочинений Г. Ф. Генделя и И. С. Баха (за исключением Хорошо темперированного клавира), серия «Старые мастера» из 6 выпусков, фортепианные сонаты Й. Гайдна , фортепианные концерты Й. Гайдна,

Леонид Исаакович РОЙЗМАН

Среди воспитанников нашего училища немало выдающихся музыкантов, вписавших славные страницы в историю советского музыкального искусства. Таков Леонид Исаакович Ройзман, ныне профессор Московской консерватории, Заслуженный деятель искусств РСФСР, доктор искусствоведения.

Леонид Исаакович получил прекрасную фортепианную школу уже в стенах училища в классе Б.М. Медведева, в то вреда заведующего фортепианным отделом. Здесь же произошло знакомство с замечательным музыкантом, органистом, профессором консерватории Александром Федоровичем Гедике , который вел в училище класс камерного ансамбля. Общение с этим выдающимся человеком повлияло на весь дальнейший жизненный путь Ройзмана, окончившего московскую консерваторию и аспирантуру уже по двум специальностям: фортепиано у проф. А.Б. Гольденвейзера и органа у проф. А.Ф. Гедике.

Став преемником Гедике в консерватории, Л.И. Ройзман сыграл беспрецедентную роль в развитии советского органного искусства. К началу его деятельности как органиста в нашей стране было всего 2 концертных органа (Зал им. Глазунова в Ленинградской консерватории и Большой зал Московской консерватории). Организовав в 1958 году постоянную комиссию по органостроению, Леонид Исаакович начинает активную работу по установке новых и реставрации и реконструкции старых инструментов. За прошедшие годы установлено около 60 концертных органов и практически во всех столицах союзных республик и крупных городах страны, включая Сибирь и Среднюю Азию.

Во многих республиках уже созданы национальные органные школы силами и энергией воспитанников Л.И. Ройзмана. Для примера можно указать активную деятельность Леопольда Дигриса в Литве, Этери Мгалоблишвили в Грузии, Владимира Тебенихина в Казахстане.

Нельзя не отметить и выдающуюся роль Леонида Исааковича как исследователя органной культуры России. В течение 30 лет он по крупицам собирал ценнейший материал, изучая архивы, летописи, первые русские печатные издания, огромное количество периодики, начиная со 2 половины XVIII века. Результатом этой деятельности стал уникальный труд «Орган в истории русской музыкальной культуры», буквально перевернувший все наши представления по этому вопросу.

Кроме этого, Ройзманом написаны книга «Органная культура Эстонии», огромное количество статей по вопросам исполнительства и фортепианной педагогики, Ройзман - редактор сборников педагогического репертуара, почти всех клавирных сочинений И.С. Баха, Генделя, сонат Гайдна, фортепианных концертов Гайдна, Моцарта, Вебера, Мендельсона, Римского-Корсакова и др. Леонид Исаакович - член Международной редакционной коллегии Нового издания полного собрания сочинений И.С. Баха.

За всей этой кипучей и удивительно многогранной деятельностью Леонид:, Исаакович никогда не забывает о родном училище. На протяжении многих лет он вел класс специального фортепиано в училище. Благодаря его инициативе в здании училища в 1967 и 1968 году были установлены два органа, и учащиеся получили прекрасную возможность приобщиться к великому органному искусству.

Ро́йзман Леонид Исаакович (1915/16, Киев — 1989, Москва), органист, пианист, педагог, музыковед, заслуженный деятель искусств РСФСР (1966), доктор искусствоведения (1981). Из семьи педагогов-математиков. В Москве с 1925, обучался игре на фортепьяно у Б.М. Медведева. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру при ней по специальностям: фортепьяно (соответственно 1938, 1941, класс А.Б. Гольденвейзера) и орган (1941, 1946, класс А.Ф. Гедике); с 1942 преподавал там же (классы специального фортепьяно и органа; с 1947 доцент, с 1963 профессор). Ройзман — один из крупнейших современных интерпретаторов органной музыки самых разных направлений и стилей. Активно сотрудничая с композиторами, он был первым исполнителем многих новых сочинений для органа российских, в том числе московских, композиторов. Игре Ройзмана были свойственны академическая точность, техническая чистота, серьёзность концепции, масштабность и вдохновенность. При участии и консультациях Ройзмана построено и отремонтировано значительное количество органов. Ройзман — автор исследований по истории органной культуры и антологии «Советская органная музыка». Снялся в фильмах «Серебряные трубы» («Центрнаучфильм», 1970), «Органное многоголосие» (ТО «Экран», 1971). Жил на Покровке, 37, затем на улице Каретный ряд, 8/10. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Н.В. Малина.



Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Леони́д Исаа́кович Ро́йзман (22 декабря 1915 [4 января ], Киев - 26 марта 1989, Москва) - российский и советский органист , пианист, музыковед и музыкальный педагог еврейского происхождения. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1966) , доктор искусствоведения (1982).

Биография

Леонид Ройзман родился 4 января 1916 года в Киеве, в семье учительницы Екатерины Михайловны Ройзман (1879-1951), урождённой Гроцкой, и преподавателя математики Исаака Григорьевича Ройзмана (1875-1936) - социал-демократов, участников революционного движения и членов Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев .

Педагогическая деятельность

Напишите отзыв о статье "Ройзман, Леонид Исаакович"

Примечания

Литература

  • Ройзман Л. И. Орган в истории русской музыкальной культуры: в 2 т.. - Казань, 2001.
  • Ройзман Л. И. Литературное наследие: [в 3 т.] / сост. и науч. ред. Н. В. Малиной . - Казань: Казанская гос. консерватория, 2012 (Т. 1), 2013 (Т. 2), 2014 (Т. 3).
  • Из истории мировой органной культуры XVI-XX веков / под ред. М. Воиновой и Е. Кривицкой. - М .: ООО «Музиздат», 2008. - С. 708. - 864 с. - 600 экз. - ISBN 978-5-904082-03-1.

Ссылки

  • // Окунев - Симович. - М . : Советская энциклопедия: Советский композитор, 1978. - (Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973-1982, т. 4).
  • // Энциклопедия «Кругосвет ».
  • Васин Д. . Jewish.ru.
  • Малина Н. . Сайт МГК имени П. И. Чайковского.
  • Шмитов А. М. . Сайт Академического музыкального училища при МГК имени П. И. Чайковского.

Отрывок, характеризующий Ройзман, Леонид Исаакович

– Ой, ничего, принесёшь ещё! – было видно, что малышка очень горда содеянным и прямо лопается от удовольствия.
– Спасибо вам, милые... – Светило сидел, опустив свою гордую голову, и вдруг совершенно по-детски заплакал...
– Ну, а как же другие, такие же?.. – тихо прошептала я Стелле в ушко. – Их ведь наверное очень много? Что же с ними делать? Ведь это не честно – помочь одному. Да и кто дал нам право судить о том, кто из них такой помощи достоин?
Стеллино личико сразу нахмурилось...
– Не знаю... Но я точно знаю, что это правильно. Если бы это было неправильно – у нас бы не получилось. Здесь другие законы...
Вдруг меня осенило:
– Погоди-ка, а как же наш Гарольд?!.. Ведь он был рыцарем, значит, он тоже убивал? Как же он сумел остаться там, на «верхнем этаже»?..
– Он заплатил за всё, что творил... Я спрашивала его об этом – он очень дорого заплатил... – смешно сморщив лобик, серьёзно ответила Стелла.
– Чем – заплатил? – не поняла я.
– Сущностью... – печально прошептала малышка. – Он отдал часть своей сущности за то, что при жизни творил. Но сущность у него была очень высокой, поэтому, даже отдав её часть, он всё ещё смог остаться «на верху». Но очень мало кто это может, только по-настоящему очень высоко развитые сущности. Обычно люди слишком много теряют, и уходят намного ниже, чем были изначально. Как Светило...
Это было потрясающе... Значит, сотворив что-то плохое на Земле, люди теряли какую-то свою часть (вернее – часть своего эволюционного потенциала), и даже при этом, всё ещё должны были оставаться в том кошмарном ужасе, который звался – «нижний» Астрал... Да, за ошибки, и в правду, приходилось дорого платить...
– Ну вот, теперь мы можем идти, – довольно помахав ручкой, прощебетала малышка. – До свидания, Светило! Я буду к тебе приходить!
Мы двинулись дальше, а наш новый друг всё ещё сидел, застыв от неожиданного счастья, жадно впитывая в себя тепло и красоту созданного Стеллой мира, и окунаясь в него так глубоко, как делал бы умирающий, впитывающий вдруг вернувшуюся к нему жизнь, человек...
– Да, это правильно, ты была абсолютно права!.. – задумчиво сказала я.
Стелла сияла.
Пребывая в самом «радужном» настроении мы только-только повернули к горам, как из туч внезапно вынырнула громадная, шипасто-когтистая тварь и кинулась прямо на нас...
– Береги-и-сь! – взвизгнула Стела, а я только лишь успела увидеть два ряда острых, как бритва, зубов, и от сильного удара в спину, кубарем покатилась на землю...
От охватившего нас дикого ужаса мы пулями неслись по широкой долине, даже не подумав о том, что могли бы быстренько уйти на другой «этаж»... У нас просто не было времени об этом подумать – мы слишком сильно перепугались.
Тварь летела прямо над нами, громко щёлкая своим разинутым зубастым клювом, а мы мчались, насколько хватало сил, разбрызгивая в стороны мерзкие слизистые брызги, и мысленно моля, чтобы что-то другое вдруг заинтересовало эту жуткую «чудо-птицу»... Чувствовалось, что она намного быстрее и оторваться от неё у нас просто не было никаких шансов. Как на зло, поблизости не росло ни одно дерево, не было ни кустов, ни даже камней, за которыми можно было бы скрыться, только в дали виднелась зловещая чёрная скала.
– Туда! – показывая пальчиком на ту же скалу, закричала Стелла.
Но вдруг, неожиданно, прямо перед нами откуда-то появилось существо, от вида которого у нас буквально застыла в жилах кровь... Оно возникло как бы «прямо из воздуха» и было по-настоящему ужасающим... Огромную чёрную тушу сплошь покрывали длинные жёсткие волосы, делая его похожим на пузатого медведя, только этот «медведь» был ростом с трёхэтажный дом... Бугристая голова чудовища «венчалась» двумя огромными изогнутыми рогами, а жуткую пасть украшала пара невероятно длинных, острых как ножи клыков, только посмотрев на которые, с перепугу подкашивались ноги... И тут, несказанно нас удивив, монстр легко подпрыгнул вверх и....подцепил летящую «гадость» на один из своих огромных клыков... Мы ошарашено застыли.
– Бежим!!! – завизжала Стелла. – Бежим, пока он «занят»!..
И мы уже готовы были снова нестись без оглядки, как вдруг за нашими спинами прозвучал тоненький голосок:
– Девочки, постойте!!! Не надо убегать!.. Дин спас вас, он не враг!
Мы резко обернулись – сзади стояла крохотная, очень красивая черноглазая девочка... и спокойно гладила подошедшее к ней чудовище!.. У нас от удивления глаза полезли на лоб... Это было невероятно! Уж точно – это был день сюрпризов!.. Девочка, глядя на нас, приветливо улыбалась, совершенно не боясь рядом стоящего мохнатого чудища.
– Пожалуйста, не бойтесь его. Он очень добрый. Мы увидели, что за вами гналась Овара и решили помочь. Дин молодчина, успел вовремя. Правда, мой хороший?
«Хороший» заурчал, что прозвучало как лёгкое землетрясение и, нагнув голову, лизнул девочку в лицо.
– А кто такая Овара, и почему она на нас напала? – спросила я.
– Она нападает на всех, она – хищник. И очень опасна, – спокойно ответила девчушка. – А можно спросить, что вы здесь делаете? Вы ведь не отсюда, девочки?
– Нет, не отсюда. Мы просто гуляли. Но такой же вопрос к тебе – а, что ты здесь делаешь?
Я к маме хожу... – погрустнела малышка. – Мы умерли вместе, но почему-то она попала сюда. И вот теперь я живу здесь, но я ей этого не говорю, потому что она никогда с этим не согласится. Она думает, что я только прихожу...
– А не лучше ли и вправду только приходить? Здесь ведь так ужасно!.. – передёрнула плечиками Стелла.
– Я не могу её оставить здесь одну, я за ней смотрю, чтобы с ней ничего не случилось. И вот Дин со мной... Он мне помогает.
Я просто не могла этому поверить... Эта малюсенькая храбрая девчушка добровольно ушла со своего красивого и доброго «этажа», чтобы жить в этом холодном, ужасном и чужом мире, защищая свою, чем-то сильно «провинившуюся», мать! Не много, думаю, нашлось бы столь храбрых и самоотверженных (даже взрослых!) людей, которые решились бы на подобный подвиг... И я тут же подумала – может, она просто не понимала, на что собиралась себя обречь?!
– А как давно ты здесь, девочка, если не секрет?
– Недавно... – грустно ответила, теребя пальчиками чёрный локон своих кудрявых волос, черноглазая малышка. – Я попала в такой красивый мир, когда умерла!.. Он был таким добрым и светлым!.. А потом я увидела, что мамы со мной нет и кинулась её искать. Сначала было так страшно! Её почему-то нигде не было... И вот тогда я провалилась в этот ужасный мир... И тут её нашла. Мне было так жутко здесь... Так одиноко... Мама велела мне уходить, даже ругала. Но я не могу её оставить... Теперь у меня появился друг, мой добрый Дин, и я уже могу здесь как-то существовать.
Её «добрый друг» опять зарычал, от чего у нас со Стеллой поползли огромные «нижнеастральные» мурашки... Собравшись, я попыталась немного успокоиться, и начала присматриваться к этому мохнатому чуду... А он, сразу же почувствовав, что на него обратили внимание, жутко оскалил свою клыкастую пасть... Я отскочила.
– Ой, не бойтесь пожалуйста! Это он вам улыбается, – «успокоила» девчушка.
Да уж... От такой улыбки быстро бегать научишься... – про себя подумала я.
– А как же случилось, что ты с ним подружилась? – спросила Стелла.
– Когда я только сюда пришла, мне было очень страшно, особенно, когда нападали такие чудища, как на вас сегодня. И вот однажды, когда я уже чуть не погибла, Дин спас меня от целой кучи жутких летающих «птиц». Я его тоже испугалась вначале, но потом поняла, какое у него золотое сердце... Он самый лучший друг! У меня таких никогда не было, даже когда я жила на Земле.
– А как же ты к нему так быстро привыкла? У него внешность ведь не совсем, скажем так, привычная...
– А я поняла здесь одну очень простую истину, которую на Земле почему-то и не замечала – внешность не имеет значения, если у человека или существа доброе сердце... Моя мама была очень красивой, но временами и очень злой тоже. И тогда вся её красота куда-то пропадала... А Дин, хоть и страшный, но зато, всегда очень добрый, и всегда меня защищает, я чувствую его добро и не боюсь ничего. А к внешности можно привыкнуть...
– А ты знаешь, что ты будешь здесь очень долго, намного дольше, чем люди живут на Земле? Неужели ты хочешь здесь остаться?..
– Здесь моя мама, значит, я должна ей помочь. А когда она «уйдёт», чтобы снова жить на Земле – я тоже уйду... Туда, где добра побольше. В этом страшном мире и люди очень странные – как будто они и не живут вообще. Почему так? Вы что-то об этом знаете?
– А кто тебе сказал, что твоя мама уйдёт, чтобы снова жить? – заинтересовалась Стелла.
– Дин, конечно. Он многое знает, он ведь очень долго здесь живёт. А ещё он сказал, что когда мы (я и мама) снова будем жить, у нас семьи будут уже другие. И тогда у меня уже не будет этой мамы... Вот потому я и хочу с ней сейчас побыть.
– А как ты с ним говоришь, со своим Дином? – спросила Стелла. – И почему ты не желаешь нам сказать своё имя?
А ведь и правда – мы до сих пор не знали, как её зовут! И откуда она – тоже не знали...
– Меня звали Мария... Но разве здесь это имеет значение?
– Ну, конечно же! – рассмеялась Стелла. – А как же с тобой общаться? Вот когда уйдёшь – там тебе новое имя нарекут, а пока ты здесь, придётся жить со старым. А ты здесь с кем-то ещё говорила, девочка Мария? – по привычке перескакивая с темы на тему, спросила Стелла.
– Да, общалась... – неуверенно произнесла малышка. – Но они здесь такие странные. И такие несчастные... Почему они такие несчастные?




Top