Лев николаевич толстой азбука. Лев толстой - азбука

Сегодня мне очень хочется показать книжку, которая всем знакома в том или ином виде и знакома, скорее всего с самого раннего детства. Это - "Азбука" Льва Николаевича Толстого.
Книга, на обложку которой вы сейчас смотрите, конечно, далеко не вся Азбука. И как и множество подобных изданий это - - это сборник Рассказов из Азбуки.
Издание выпущено в 1990 году издательством Детская Литература, как это бывает с классическими детскими книгами и советскими изданиями, огромным тиражом в 100тыс экземпляров. Надо сказать, что книга получилась очень достойная, и не малая заслуга в том, что в книге используются карандашные иллюстрации Пахомова. Иллюстрации настолько потрясающие, надо сказать, настолько "толстовские", настолько вплетены в книгу, что создается ощущение, будто автор текста и автор иллюстраций - один и тот же человек. =)

И уж простите, не удержусь от большого повествования не об издании, а о самой толстовской "Азбуке" :

Толстой бесконечно любил детей, именно его любовь к «маленьким мужичкам», как именовал он крестьянских детей, и проявилась в «Азбуке», над которой он работал долго и кропотливо. Об этом он сам говорил с волнением: “Что из этого выйдет - не знаю, а положил в него всю душу”. С «Азбукой» связывал Толстой свои надежды, полагая, что несколько поколений русских детей будут учиться по ней: «Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке только будут учиться два поколения русских всех детей от царских до мужицких и первые впечатления поэтические получат из нее, и что, написав эту Азбуку, мне можно будет спокойно умереть».

“Азбука” Льва Толстого стала событием в педагогике, а значение нового педагогического труда не сразу было понято и оценено современниками. Лев Николаевич Толстой был убежден, что с первой ступени обучения начинается и духовное развитие ребенка. Будет ли учение для ребенка радостным, возникнет ли у него интерес к познавательной деятельности, будет ли он впоследствии ставить духовные ценности выше материальных благ - все это во многом зависит от его первых шагов в мир знаний. И именно развитие духовного начала, по убеждению Толстого, приоритетная задача школы. Более важная, чем просто сообщить некую сумму знаний. Именно эту задачу и стремился решить Лев Николаевич своей “Азбукой”.

По сути, «Азбука» Толстого представляет собой комплект учебных пособий для первоначального обучения. Она состоит из четырех книг внушительного объема. Первая включает собственно азбуку, тексты для начального чтения, а также задания по обучению счету. Последующие книги фактически являются книгами для чтения, куда входят художественные тексты и популярные рассказы, объясняющие явления природы, рассказы по истории, физике, естествознанию, географии, даются тексты для заучивания и материалы по арифметике. Материал в книгах усложняется в соответствии с возрастом учащихся.

Над «Азбукой» Толстой трудился с огромным упорством в 1871- 1872 годах, вызвав множество споров в педагогической среде, прежде всего из-за народного языка «Азбуки», образности изложения материала и нового методического подхода в целом. В результате, в 1875 году, отложив работу над «Анной Карениной», Толстой написал «Новую азбуку» и переделал «Книги для чтения». «Новая азбука» вышла еще более универсальной, усовершенствованной в результате полемики с оппонентами. И впоследствии была допущена министерством в народные школы. Еще при жизни Толстого она выдержала свыше тридцати изданий.

Своей «Азбукой» Толстой не открыл наилучший способ обучения грамоте или простейший путь усвоения четырех действий арифметики. Но помещенными там рассказами он создал целую литературу для детского чтения. Многие из этих рассказов и поныне входят во все хрестоматии и буквари: «Филипок», «Лгун», «Три медведя», «Лев и собачка», «Слон» и др.

При выборе источников и создании своих собственных рассказов Толстой всегда исходил из того, чтобы сюжет их был прост, но занимателен и чтобы они представляли поучительный или познавательный интерес. Выпуская в 1872 году первую «Азбуку», Толстой отмечал факты заимствования разных сюжетов для своих рассказов. А заимствовал он их не только из известных древнегреческих и народных сюжетов, но и из простых рассказов яснополянских ребят, которые они давали в сочинениях, подчеркивая особую поэтичность крестьянского языка.

Толстой писал, что эти рассказы басни «есть просеянное из в 20 раз большего количества приготовленных рассказов, и каждый из них был переделан по 10 раз» и стоил ему «бОльшего труда, чем какое бы ни было» из его писаний. И что главная трудность в работе над «Азбукой» состояла в том, чтобы «было просто, ясно, не было бы ничего лишнего и фальшивого». Это и составило особые художественные принципы, которые так ясно несет в себе толстовская «Азбука» - «надо, чтобы все было красиво, коротко, просто, и, главное,- ясно».

Вернемся к изданию "Азбуки" 1990 года.
Текст в книге рассчитан на самостоятельное чтение. Достаточно крупный шрифт и интервалы между строками позволяют начинающим читателям без помощи взрослых справляться с текстом. В соответствии с толстовским замыслом, выбранные для этого издания Азбуки рассказы размещены в книге от меньшего объема и смысловой нагруженности к большему.

В случае с моим начинающим читателем (4,5 лет) этот принцип сработал и всю Азбуку мы прочли практически на едином вздохе (конечно, не за один день). Правда, мой начинающий читатель уже давно читает тексты и большего объема, чем самый большой из представленных в книге, но тем не менее - это отличная книга для первого чтения ребенка. И нет смысла говорить о художественной и социально-исторической составляющей текста))
На приведенных ниже разворотах можно проследить как увеличиваются объемы текста. На картинках наиболее понравившиеся рассказы.


Думаю, эту книгу или аналогичное издание без труда можно найти в сети или у букинистов. Вот ссылочка на издание на Озоне:

В своих дидактических высказываниях Толстой дает много указаний, какими должны быть книги для первоначального обучения. Помещаемый в них материал должен быть занимательным для детей, доступным их пониманию; написаны книги должны быть просто, немногословно. В книгах для начальной школы надо давать материал из жизни родины, легко запоминающийся и производящий на детей сильное впечатление.

В соответствии со своими дидактическими взглядами и требованиями к учебной книге Толстой составил «Азбуку», изданную в 1872 году. Затем она была дважды переработана и в окончательной редакции переиздана в 1875 году под заглавием «Новая азбука». Им были составлены также четыре «Русские книги для чтения». Как «Азбука», так и книги для чтения выдержали каждая свыше 30 изданий, разошлись в миллионах экземпляров и были наряду с «Родным словом» Ушинского самыми распространенными учебными книгами в земских начальных школах.

Характерными чертами составленных Толстым книг для чтения были высокая художественность, выразительность, сжатость и простота, полная доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный русский язык. Весь материал составлен из русской жизни, большей частью из жизни деревни. Сведения по природоведению, географии, истории даны в форме художественных рассказов. Много рассказов на нравственные темы, занимающих три-четыре строки.

Педагогическая печать по справедливости высоко оценила эти учебные книги сразу же после их выхода в свет. Так, известный соратник Ушинского, крупный педагог Д. Д. Семенов писал, что эти книги -- «верх совершенства как в психологическом, так и в художественном отношении. Какая картинность в изображении, и притом картинность чисто русская, народная, наша собственная!».

Следует, однако, отметить и серьезный недостаток этих книг: некоторые рассказы проникнуты религиозными взглядами Толстого. Рассказы, написанные Толстым для учебных книг, богаты и разнообразны по содержанию; они явились ценным вкладом в литературу для детей. Многие из этих рассказов помещены в советских книгах для чтения в начальной школе и выпускаются в наше время отдельными изданиями.

В разностороннем педагогическом творчестве Толстого было много положительных сторон, обогативших русскую педагогическую мысль и дореволюционную школу России, было много ценного и оригинального. К этим положительным чертам его педагогического учения относятся глубокая любовь к детям, уважение к личности ребенка, умение пробуждать и развивать творчество детей, тонкий психологический анализ особенностей каждого отдельного учащегося.

Важно отметить постоянные педагогические искания Толстого, беззаветное увлечение педагогической деятельностью, пламенный призыв к творчеству, его большое педагогическое мастерство как учителя и составителя учебных книг.

Л. Н. Толстой вошел в историю русской педагогики как крупнейший оригинальный педагог-мыслитель и новатор. По словам Н. К. Крупской, «для всякого педагога, каких бы взглядов он ни держался, педагогические статьи Толстого являются неисчерпаемой сокровищницей мысли и духовного наслаждения».

Н. К. Крупская считала особенно ценными мысли Л. Н. Толстого о том, что трудящиеся должны принимать участие в организации народного образования; она подчеркивала, что педагогика была для Толстого не застывшей доктриной, а живым, сложным, развивающимся делом, что он горячо любил детей и учил учителей правильному пониманию своих задач, указывая, что их занятия только тогда будут успешными, когда детям будут предоставлены необходимые возможности чувствовать себя с учителями свободно и непринужденно, активно приобретать знания.

«Его громадная заслуга в том, -- писала Н. К. Крупская, -- что он каждый самый, казалось бы, чисто педагогический вопрос...ставил резко, во всей его широте. Не вне времени и пространства, а в тесной связи с окружающей действительностью. Допустим, что Толстой неправильно решал тот или иной вопрос, но он ставил его не как узкий специалист, а как «гражданин земли родной», мучительно искал ответа на него и заставлял искать и читателя».

Л. Н. Толстой - педагог и воспитатель - это явление в истории педагогики выдающееся;

оно столь же яркое и значительное, сколько сложное и противоречивое.

Фоменко Н.В. («Начальная школа». - 1993. - №3)

«Цель одна - образование народа»,- говорил он и служил этой цели всеми своими помыслами. В период расцвета своих физических и духовных сил Толстой целиком посвятил себя народному образованию, сумел создать такую школу, которая по новизне и гуманности подхода к детям, оригинальности методов преподавания, смелости и страстности исканий новых путей в педагогике не имела себе равных среди школ не только в России, но и за рубежом.

Просветительскую деятельность среди крестьян Толстой рассматривал как выполнение образованными людьми своего долга перед народом. «Другое теперь нужно. Не нам нужно учиться, а нам нужно Марфутку и Тараску выучить хоть немножко тому, что мы знаем». Занятием более всего достойным мужчины Толстой считает образование народа.

"Азбука Льва Толстого" - необычная книга. С какой стороны ни посмотри, все в ней не то да не так. И слог не из лучших - сказал да ответил, а то еще хуже - "Петя был волк". И стихов днем с огнем не сыщешь. И загадки-то допотопные, с подсказкой - и то без Даля не обойдешься. Нет тебе ни машин, ни спутников. И методика обучения чтению, предложенная Толстым, кем только не разбивалась в пух и прах.
Даже как-то не по себе становится, когда читаешь признание Толстого. "Азбуку" мою, - писал он двоюродной тетке, - пожалуй, не смотрите. Вы не учили маленьких детей, вы далеко стоите от народа и ничего не увидите в ней. Я же положил на нее труда и любви больше, чем на все, что я делал, и знаю, что это одно дело моей жизни важное. Ее оценят лет через 10 те дети, которые по ней выучатся".

Л.Н. Толстой с первыми яснополянскими школьниками

Прошло уже более 120 лет, а "Азбука" до недавнего времени оставалась невостребованной. Правда, дети эмигрантов о ней не забывали. Многие из них, читая ее, учились понимать строй русской речи и русской души.

Что говорить, даже сильным учителям подчас трудно докопаться до глубинного смысла текстов, созданных или введенных в книгу автором. Судите сами - "Голенький ох, а за голеньким Бог", "Добрых людей слушаться - решетом воду носить", "Прыткий набежит, а на тихого Бог нанесет".

Произведения Л.Н. Толстого - это иная реальность, иная лексика, не всегда понятная даже взрослым. Современные дети с трудом погружаются в непонятные для них бытовые ситуации. Они не представляют, зачем собирать щавель у дороги («Котенок»), зачем надо ловить медвежат и учить их плясать, тем более, зачем мужику в козу наряжаться («Как медведя поймали»).

Лексика рассказов писателя мало способствует не только стимуляции интереса к чтению, но и развитию воображения. Ребенку, не видавшему сахарную голову, трудно представить картину, описанную классиком…

Многое неясно не только ребенку, но и взрослому. Без словаря уже не объяснить, что есть черепаха в три аршина длины и весом в двадцать пудов («Черепаха»).

Основная «Азбука», представляющая собою нечто вроде учебной энциклопедии, вышла в четырех томах в 1872 году. «...Работа над языком ужасная,- говорит писатель в одном из писем по поводу «Азбуки» (в апреле 1872 года).- Надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно». Приведем только один пример - начало маленького рассказа-сказки («Еж и заяц») в двух рукописных вариантах. Один, написанный под диктовку Толстого, представляет собой изложение исходного немецкого оригинала. Другой - то, чем стало затем это изложение под пером писателя.

Черновая редакция текстов

Первый вариант. «Раз осенью в воскресенье утром была чудесная погода. Народ нарядный шел к обедне, птицы пели, и солнце светило. Ежик стоял у дверей своего домика и пел песенку. Потом он подумал: «Пока жена моя моет и одевает детей, я пойду погулять». Он пошел по дороге в поле посмотреть, как растет репа. Ежики любят репу. Навстречу ему шел заяц. Он тоже пришел смотреть на капусту, которую любил есть. Ежик сказал зайцу: «Здравствуй, заяц», а заяц был гордый и не поклонился ежу. Он только сказал: «Зачем ты так рано по полю бегаешь?» Ежик отвечал: «Я гуляю». Заяц засмеялся: «Гуляешь? Как ты можешь гулять! У тебя кривые ноги».

Второй вариант. «Заяц встретил ежа и стал смеяться над его ногами».
Прочитав все рассказы, спросим ребят: чему надо научиться в первую очередь? Понимать друг друга. Все рассказы Толстого - про это. Конечно, учиться этому мы будем всю жизнь. Но главное - начало положено, если рассказы пережиты и прочувствованы. Доброта, честность, терпимость, человечность, мужество - вот качества, которые воплощает и хочет, разумеется, воспитать в юных читателях Лев Николаевич Толстой.

«И после этого самостоятельно или вместе с учителем ребята придумывают свой рассказ о доброте, о милосердии - к людям или к животным. Может быть; они выдумают всё от начала до конца, а может быть, расскажут или напишут о случае из жизни. Пусть представят себя писателями; сочинителями. По-моему, для такой работы с детьми мы не имеем в русской, да и во всей мировой литературе лучшего материала, чем толстовская «Азбука». (Полтавец Е. Изучение творчества Льва Толстого в школе: Уроки по Толстому в начальных классах; На взгляд учителя старшеклассников //Литература.– 2005.– №17.–С.7-12)

Как ни далеко отстоит от нас время Льва Толстого, истории, описанные им, воспринимаются как живые, действительно бывшие…
Андрей Белый сравнивал Толстого с колодцем, где вода чистая и прозрачная, а дна не видно - колодец глубокий. Эта мысль как нельзя лучше подходит к "Азбуке".

…в 1875 году вышла «Новая азбука», она сразу же получила широкое распространение. Её рассматривали как лучшую из существовавших книг для образования детей «и по форме и по содержанию». Видный профессор-естественник и педагог С.А. Рачинский высказал уверенность, что своей работой Толстой оказал «величайшую услугу... русскому школьному делу» и что «нет в мире литературы, которая могла бы похвалиться чем-либо подобным». Он писал: «3наете ли Вы, какое сокровище Ваша азбука, Ваши книги для чтения? <...> Поверьте, что в Ваших школьных книгах есть та же доля сверхъестественного, то есть творчество par la grace de Dieu (Божьей милостью), как и в лучших Ваших романах».

Толстой видел в детях «черты сметливости, огромного запаса сведений из практической жизни, шутливости, простоты, отвращения от всего фальшивого». Он и стремился вызвать, возбудить интерес у детей к тысячам вопросов: куда девается вода из моря, отчего в мороз трещат деревья, отчего бывает ветер. Отвечая на эти вопросы, Толстой выступает замечательным мастером живого увлекательного общения с ребёнком. Толстой всегда думал о связи поколений. Приступая к роману («Война и мир»), Толстой писал: «...ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать дети лет через 20 и будут над этим плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю жизнь и все силы».

А вот какая легенда есть на Востоке: китайский мудрец Конфуций, живший две с половиной тысячи лет назад, учил восьмилеток. Он сказал им: "Прежде чем научиться читать и писать, вы должны научиться уважать и понимать друг друга". Вот и «Азбука» Толстого учит этому в первую очередь.

Список литературы:

1. Введение // Мир «Азбуки Льва Толстого»: Книга для учителя.– Тула, 1995.– С.5-7
2. Гордеева С. Рассказы из "Азбуки: Методическая разработка //Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2003 . – № 9. – С.11-13
3. Полтавец Е. Изучение творчества Льва Толстого в школе: Уроки по Толстому в начальных классах; На взгляд учителя старшеклассников // Литература.– 2005.– №17. – С.7-12.
4. Гриценко З. Классика о нас // Дошкольное воспитание.–2008.– №9.– С.74-80
5. Путилова Е. Лев Толстой и его «Азбука» // Детский сад со всех сторон. – 2006. – №23. – С.8-11.
6. Фоменко Н.В. Уроки нравственности «Азбук» Л. Н. Толстого // Начальная школа.– 1993.– №3. – С.18-21
7. Штец А.А. Л.Н. Толстой: методика обучения грамоте («Азбука» 1872 года] // Начальная школа плюс до и после.– 2008. – № 8. – .90-95.

Беседа: Открой книгу, и чудеса начинаются по книге « АЗБУКА» - Л.Н.Толстого.

Цель:

1.Познакомить детей с историей создания “Азбуки” Льва Толстого.

2.Формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя.

3. Развитие интереса к прошлому своего народа, формирование в каждом человеке исторической памяти.

4. Знакомство со старинным русским бытом, обычаями и обрядами, национальной одеждой.

5. Воспитывать интерес к литературному наследию.

Слайд

Библиотекарь. Мы сегодня познакомимся с историей создания книги “Азбуки” Льва Николаевича Толстого.

Слайд 2

Прочитаем и обсудим рассказы из « Азбуки», послушаем отрывки из аудио книги, посмотрим видео - клип о великом писателе Л.Н. Толстом.

Слайд 3,4

Библиотекарь. Под городом Тулой есть усадьба Ясная Поляна, где жил и работал, писатель Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910). В те далекие времена, а это 150 лет назад в стране было очень мало школ. Лев Николаевич Толстой решил открыть школу Ясной Поляне для детей.

Слайд 5,6 (Показ репродукции картины Б.М. Кустодиев “ Школа в Московской Руси”, 1912).

Слайд 7

В классе ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу.

Библиотекарь показывает репродукцию картины Н.П. Богданова - Бельского “Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского”(1895).

Слайд 8,9

В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей “Азбуку”. Вышла она в 1872 году (142 года тому назад). Вот так выглядела Азбука - обучала родному языку, развивала художественный вкус, знакомила с бытом людей, жизнью природы

Слайд 10; Слайд 11; Слайд 12; Слайд 13

Дети читают рассказы вслух “ У Маши ноги были босы ”, “ Я веду Таню за руку”, “У меня шесть кур”, «Моему брату Матюшки»

Слайд 14

Давайте, прослушивание аудио рассказ « Филипок» и обсудим его.

Случай из жизни мальчика, о котором поведал Толстой, он наблюдал в своей школе. Слайд 15

У. Зачем Филиппок отправился в школу?

Д. Он захотел учиться.

У. Каким был его путь к школе?

Д. Трудным, с опасностями.(Выскачила Жучка, а за ней большая собака. Филипок бросился бежать, собаки за ним.

Кто спас Филипка в этой ситуации?

Мужик, отогнал собак и сказал:» Куда ты, пострелёнок один бежишь? Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух.

Куда бежал Филипок?

У. Почему он поначалу не решался войти в школу?

Д. Боялся, там уже занимались.

У. Как его встретил учитель?

Д. Приветливо.

Учитель. Рассказы Толстого, посвящённые детям, ярко подмечают поведение детей.

Слайд 16

Ученики слушают аудио рассказ и обсуждают рассказы “Косточка”.

Давайте обсудим рассказ, который называется « Косточка»

Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении? (О косточки сливы)

Фрагмент рассказа

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив.

Фрагмент рассказа.

Когда никого не было в горнице, Ваня не удержался, схватил одну сливу и съел?

Перед обедом мать сочла сливы и видит - одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит:- А что, дети, не съел ли кто-нибудь из вас одну сливу?

Почему мама сосчитала сливы, о чем это говорит?

Догадались ли родители, кто съел сливу?

Фрагмент рассказа.

Все сказали, нет. Ваня покраснел, как рак, и тоже сказал нет, я не ел.

Как вы думаете, что ответят дети? Хватит ли мужества признаться Вани.

Тогда отец сказал. Что съел кто-нибудь из вас, это не хорошо; но не в этом беда. Беда в том, что сливах есть косточка, и если кто не умеет есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь. Ваня побледнел и сказал:- Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Знал ли отец, кто съел сливу? Какие слова из текста подтверждают, что он все понял? Да. Ваня покраснел как рак.

Как чувствовал Ваня, почему он побледнел? Почему он заплакал, ведь его никто не ругал? Сталостыдно ему. Рассказ учит вас не брать тайком, а говорить об этом взрослым.

Слайд 17

Лев Николаевич Толстой сочинял и загадки. Сейчас мы проведём конкурс загадок.

Дети.

1.Летом вырастают,

а осенью опадают. Листья

Слайд 18

2. На дворе горой,
А в избе водой. Снег.

Слайд 19

3. Хоть не огонь, а жжется Крапива

Слайд 20

4. Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый бархатный Арбуз

Слайд 21

5. Скручен, связан,
По избе пляшет. Веник

Библиотекарь. Толстой в « Азбуке» широко использовал всем понятный и доступный жанр произведения басня. Басня - краткий рассказ сатирического характера. Цель любой басни осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В них через иносказание, ненавязчиво, деликатно преподносят любое назидание, сложную мораль. Басни Льва Николаевича воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту.

Слайд 22

Библиотекарь читает басню “Два товарища”. Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего - он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошел. Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеется: -Ну, что, -говорит, -медведь тебе на ухо говорил? -А он сказал мне, что- плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Ребята, давайте поговорим о поступке. Хорошо поступил его друг, когда он бросил его в трудную минуту? В басни Л.Н.Толстой осмеял дурное товарищество, трусость и малодушие.

Слайд 23

Библиотекарь читает басню “Тетерев и лисица”. Вопрос: Ребята, в чем намек этой басни? Ответ: Не нужно хитрить.

Писатель добивается, чтобы мораль в его баснях была понятна детям, живой и конкретной. В баснях заключены « намеки» из которых надо уметь извлечь добрые, полезные, нравственные уроки. В баснях поощряются и восхваляются: ум, благоразумие, трудолюбие, скромность, товарищество, дружба, честность, правдивость, смелость, бескорыстие.

Басни Толстого описывают реальные условия жизни в крестьянской семье, заставляют задуматься над отношением к старшим и беспомощным.

Слайд 24, 25

Значительное место в учебных книгах Толстого занимают сказки – русские, зарубежные, литературные. Угадайте, из какой сказки эти строки:

“В доме было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка, очень большая, была Михайла Ивановича; вторая чашка поменьше, была Настасьи Петровны; третья, синенькая, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая”.

Ответ детей.

Из сказки “Три медведя”.

Библиотекарь. В сказке “Три медведя” писатель изобразил девочку – храбрую, любопытную и шаловливую.

Сказки, созданные писателем, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогает усваивать географические понятия.

Слайд 26

Библиотекарь. Рассказы Толстого, посвящённые детям, эти рассказы ярко подмечают поведение детей. Лев Николаевич Толстой внёс значительный вклад в развитие детской литературы, рассказы Толстого выходят почти на всех языках. “Азбука” Льва Толстого – это источник народной мудрости, это поистине азбука жизни.

IV. Заключение.

Б. С какой книгой Льва Николаевича Толстого мы познакомились?

Д. С “Азбукой”.

Б. Для чего писатель создал эту книгу?

Б. Кого и где Толстой обучал?

Д. Крестьянских детей в своей усадьбе Ясная Поляна.

Б . Произведения каких жанров встречаются в “Азбуке”?

Д . Рассказы, басни, сказки, загадки.

Учитель . Молодцы! Вы хорошо запомнили всё, что я вам рассказала.

Слайд 27

Ребята, давайте посмотрим видео- клип о Л.Н.Толстом. В марте 1994 года в Туле вышла “Азбука Льва Толстого”. Она включает в себя материал двух книг великого писателя-Азбуки и Новой Азбуки, сохраняя верность толстовским текстам.

Произведения Толстого - это образец того, как нужно писать для детей.

Оформление.

1.Плакаты:

“Азбука” Льва Толстого – это источник народной мудрости, это поистине азбука жизни.

Л.Н. Толстой

2. Портрет Л.Н.Толстого

5. Репродукции картин:

М. Кустодиев “Школа В Московской Руси”.

Н.П. Богданов – Бельский “Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского”.

Л. Н. Толстой придавал большое значение своей педагогической деятельности в Яснополянской школе и созданию учебников для просвещения народа. Свою учебно-просветительскую деятельность он считал выполнением своего долга перед народом. Не найдя примеров для подражания в зарубежной учебной литературе, Л. Н. Толстой пришел к необходимости создания собственных учебных книг, которые бы позволяли детям сознательно и творчески усваивать знания. Над созданием своей «Азбуки» и «Новой Азбуки», вышедшей в 1875 г., он потратил 17 лет. Для этих учебников Л. Н. Толстым было написано 629 произведений, из них 133 на естественнонаучные темы. Его произведения насыщены материалами из русской истории, народного быта, наблюдениями о русской природе, он использует лучшие из народных сказок, басен, былин, пословиц, поговорок.

По сути, «Азбука» представляет собой комплект учебных пособий для первоначального обучения. Она состоит из четырех довольно объемных книг. Первая включает собственно азбуку, тексты для начального чтения, а также задания по обучению счету. Последующие книги фактически являются книгами для чтения, куда входят художественные тексты и популярные рассказы по истории, физике, естествознанию, географии, приводятся тексты для заучивания и материалы по арифметике. Материал в книгах усложняется в соответствии с возрастом учащихся.

В конце книг даются ценные методические указания для учителя, которые раскрывают методическую концепцию начального обучения родному языку и арифметике Л. Н. Толстого.

Азбука Л. Н. Толстого явилась оригинальным учебником, существенно отличавшимся от официально признанных в то время учебных пособий по содержанию и по общей направленности. Поэтому многие представители просвещения того времени не приняли новаторства Л. Н. Толстого из-за народного языка его «Азбуки», образности изложения, нового методического подхода. Однако он писал: «Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке только будут учиться два поколения русских всех детей от царских до мужицких и первые впечатления поэтические получат из нее, и что, написав эту Азбуку, мне можно будет спокойно умереть» (т. 61, с. 269).

Публикации об "Азбуке" Л. Н. Толстого:

  1. Бабаев Э. Г. Большая азбука, или Ощущение счастья / Э. Г. Бабаев // Книжные сокровища мира: из фондов Гос. Библ. СССР им. В. И. Ленина. - М.: Книжная палата, 1989. - (С. 94-109: Об азбуке Льва Толстого) - Читать в электронном виде
  2. Бегак Б. Маленькие рассказы Толстого / Б. Бегак // Детская литература. - 1937. - № 5. - С. 10—17. (О работе Толстого над рассказами для «Азбуки» и «Книг для чтения»)
  3. Борщевская А. Лев Толстой для детей / А. Борщевская // Вопросы детской литературы. - М., 1954. - С. 38—74. (Теоретические взгляды Л. Н. Толстого на детскую литературу; Работа Толстого над «Книжками Ясной Поляны»; «Азбука»; Содержание, литературная форма детских рассказов Толстого, их воспитательная направленность; Научно-познавательный материал в «Азбуке»)
  4. Букмэн И. «Азбука» гр. Л. Н. Толстого / И. Букмэн // Литературная газета. - 1938. - 10 сент.
  5. Вейкшан В. А. Л. Н. Толстой о воспитании и обучении / В. А. Вейкшан. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. - 144 с. (С. 121-144: «Азбука» и «Новая азбука»)
  6. Георгиева Г. «Азбука» Л. Н. Толстого в иллюстрациях советских художников / Г. Георгиева // Дошкольное воспитание. - 1978. - № 9. - С. 98-105.
  7. Горецкий В. Г. «Азбука» Л. Н. Толстого / В. Г. Горецкий, Г. В. Карпюк // Дошкольное воспитание. - 1978. - № 9. - С. 73-79.
  8. Горецкий В. Г. Азбуки Льва Николаевича Толстого / В. Г. Горецкий // Начальная школа. - 1978. - № 9. - С. 62-72.
  9. Жигулев А. Пословицы и поговорки в учебных книгах Л. Н. Толстого / А. Жигулев // Дошкольное воспитание. - 1975. - № 10. - С. 84-88.
  10. Зайденшнур Э. «Азбуке» Л. Н. Толстого 100 лет / Э. Зайденшнур // Начальная школа. - 1973. - № 4. - С. 87-88.
  11. Карпюк Г. В. Азбуки Л. Н. Толстого в советское время / Г. В. Карпюк // Начальная школа. - 1978. - № 10. - С. 68-73.
  12. Квятковский Е. Л. Н. Толстой: педагогические идеи «Азбуки» и книг для чтения / Е. Квятковский // Дошкольное воспитание. 1991. - № 6. - С. 60-63.
  13. Константинов Н. Предисловие к двадцать первому и двадцать второму томам / Н. Константинов, А. Петров // Л. Н. Толстой. Полное собрание сочинений. Юбилейное издание. Т. 21. - М., 1957. - С. V—XXXVIII. (Об «Азбуке», «Новой азбуке» и «Русских книгах для чтения»)
  14. Красовская Н.А. Диалектная лексика в "Азбуке" Толстого / Н. А. Красовская // Мировая словесность для детей и о детях. Вып.16. - М.: МПГУ, 2012. - С. 177-183.
  15. Крыгина К. Н. Лексический состав «Азбуки» как основа обогащения словаря детей в период обучения грамоте / К. Н. Крыгина // Обучение и развитие младших школьников. - Магнитогорск, 1992. - С. 51-58.
  16. Лебедева В. А. Работа Л. Н. Толстого над «Азбукой» и книгами для чтения / В. А. Лебедева // Яснополянский сборник, год 1960-й. - Тула, 1960. - С. 3-18.
  17. Мир «Азбуки Льва Толстого»: книга для учителя / А. В. Шадская и др. - Тула, 195. - 200 с.
  18. Мумрикова Л. И. "Азбуки" Л. Н. Толстого / Л. И. Мумрикова // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - М.: Изд-во Православ. Свято-Тихон. Гуманитар. Ун-та, 2007. - № 1(4). - C. 149-160.
  19. Николаева Е. В. "Азбука" Льва Толстого / Е. В. Николаева // Литература в школе. - 2010. - № 2. - C.7-10.
  20. Пахомов А. Ф. «Азбука» Льва Толстого / А. Ф. Пахомов // Детская литература. - 1969. - № 11. - С. 48-50.
  21. Петров А. «Азбука» и «Новая Азбука» Л. Н. Толстого: к выходу в свет 21 и 22 томов юбилейного издания полного собрания сочинений / А. Петров // Народное образование. - 1958. - № 2. - С. 112—113.
  22. Петров А. К. Как Л. Н. Толстой составлял «Азбуку»: к 130-летию со дня рождения / А. К. Петров // Начальная школа. - 1958. - № 9. - С. 55-59.
  23. Петров А. Неизданные рассказы Л. Н. Толстого / А. Петров // Народное образование. - 1958. - № 9. - С. 85—88. (О коротких рассказах Толстого, не вошедших в «Азбуку» и «Новую азбуку»)
  24. Полтавец Е. Изучение творчества Льва Толстого в школе: уроки по Толстому в начальных классах; на взгляд учителя старшеклассников / Е. Полтавец // Литература.- 2005. - № 17. - С. 7-12.
  25. Путилова Е. Лев Толстой и его «Азбука» / Е. Путилова // Детский сад со всех сторон. - 2006. - № 23. - С. 8-11.
  26. Спиридонов В. С. Комментарии к «Азбуке» и «Новой азбуке» / В. С. Спиридонов, В. С. Мишин // Л. Н. Толстой. Полное собрание сочинений. Юбилейное издание. Т. 21. - М., 1957. - С. 547—691.
  27. Толстой Л. Н. Азбука; Новая азбука / статьи, справ. материалы, послесл. и составление В. Г. Горецкого, Г. В. Карпюка. - М.: Просвещение, 1978. - 511 с. - (К 150-летию со дня рождения Л. Н. Толстого).
  28. Тюриков И. П. К вопросу об изучении «Азбуки» Л. Н. Толстого / И. П. Тюриков // Ученые записки Петрозаводского гос. ун-та им. О. В. Куусинена. - 1972. -Т. 18. - Вып. 3. - С. 17-30.
  29. Фоменко Н. В. Азбуки Л. Н. Толстого в развитии отечественной методики обучения грамоте, их место в подготовке учителей начальных классов: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. В. Фоменко. - М., 1997. Читать в электронном виде
  30. Фоменко Н. В. Уроки нравственности «Азбуки» Л. Н. Толстого / Н. В. Фоменко // Начальная школа. - 1993. - № 3. - С. 18-21.
  31. Фотеева А. И. «Азбука» Л. Н. Толстого. К 100-летию ее создания / А. И. Фотеева // Советская педагогика. - 1973. - № 1. - С. 112-118.
  32. Харченко Н. Д. Книги для чтения в начальной школе К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого: автореф. дисс. … канд. пед. наук / Н. Д. Харченко. - Харьков, 1952. - 14 с.
  33. Чехов Н. В. «Азбука» и «Книги для чтения» Л. Н. Толстого / Н. В. Чехов // Народный учитель. - 1928. - № 9. - С. 40-43.
  34. Чехов Н. В. Лев Толстой и его учебные книги / Н. В. Чехов // Просвещение на Урале. - Свердловск, 1928. - № 7-8. - С. 104-108.
  35. Чудакова М. А. Философско-педагогические и этические аспекты "Азбуки" Л. Н. Толстого: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / М. А. Чудакова.- Москва, 2008.- 158 с.: ил.
  36. Шанько А. Ф. Л. Н. Толстой о методике обучения грамоте / А. Ф. Шанько // Педагогическое наследие Л. Н. Толстого. - Тула, 1975. - С. 63-68.
  37. Штец А. А. О новом прочтении педагогического наследия Л. Н. Толстого / А. А. Штец // Начальная школа: плюс до и после. - 2007. - № 7. - С. 87-91.
  38. Штец А. А. Л. Н. Толстой: методика обучения грамоте [«Азбука» 1872 г.] / А. А. Штец // Начальная школа: плюс до и после. - 2008. - № 8. - С. 90-95; № 9. - С. 93-95.

О. В. Кабашева

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу




Top