Лев николаевич толстой молодой. Толстой лев николаевич

Нет такого человека, который бы не читал художественных произведений Льва Николаевича Толстого. Школьник заканчивает изучение букваря чтением коротеньких рассказов Льва Николаевича и далее не расстается с великим знатоком человеческой души и непревзойденным мастером слова в течение всех школьных лет. Не все, однако, знают, что Лев Николаевич Толстой является также замечательным учителем и воспитателем детей, великим педагогом .

Школа Толстого в Ясной поляне

Вопросы воспитания волновали великого писателя на протяжении всей его долгой жизни. Делу воспитания детей он отдавался с такой же страстностью, с какой творил свои художественные произведения.

По возвращении из университета в Ясную Поляну Лев Николаевич занимается с крестьянскими детьми в Яснополянской школе . Будучи офицером и принимая участие в боевых операциях на Кавказе, Л. Н. Толстой пишет «Детство» и «Отрочество» - произведения одновременно поэтические, психологические и педагогические. По окончании Крымской войны, в которой Л. Н. Толстой проявил себя пламенным патриотом и мужественным защитником Севастополя на самых опасных участках, - он наряду с другими художественными произведениями пишет повесть «Юность» и тем заканчивает трилогию, посвященную становлению человеческой личности.

К тридцатилетнему возрасту Лев Николаевич Толстой стал общепризнанным, знаменитым писателем. Перед ним открылось широкое и благодарное поле литературной деятельности и славы. Но его волнуют трудные вопросы воспитания народа. Он возвращается в Ясную Поляну и решает целиком отдаться делу воспитания и обучения детей. В одном из его писем этого времени (1860 г.) читаем: «Любителям антиков, к которым я принадлежу, никто не мешает читать серьезные стихи и повести и серьезно толковать о них. Другое теперь нужно. Не нам нужно учиться, а нам нужно Марфутку и Тараску выучить хоть немножко тому, что мы знаем».

Работая в Яснополянской школе и наблюдая работу учителей других немногих школ для крестьянских детей, Лев Николаевич убеждается в полной непригодности установившихся методов воспитания и обучения. Чтение педагогической литературы не дало ответов на волнующие его вопросы. В 1860 году Лев Николаевич едет за границу, изучает воспитательные учреждения Германии, Италии, Франции, Бельгии, Англии. Но и здесь ни теория, ни практика воспитания и обучения детей не удовлетворили великого чадолюбца. Вот выдержка из его дневника: «Был в школе. Ужасно. Молитвы за короля, побои, все наизусть, испуганные, изуродованные дети».

Педагогическая деятельность, система Л. Н. Толстого

По возвращении из-за границы Лев Николаевич превращает свою Яснополянскую школу в своего рода педагогическую лабораторию по выработке новой системы воспитания и обучения . Одновременно в качестве мирового посредника Крапивенского уезда Тульской губернии учреждает ряд новых школ для крестьянских детей. Для освещения своего опыта и опыта работавших под его руководством учителей издает педагогический журнал «Ясная Поляна». Постановка воспитания и обучения в Яснополянской школе была отрицанием всех устоев феодально-бюрократической педагогики, ревностно охраняемых правительством крепостников. Вместо муштры, палочной дисциплины и зубрежки- внимательное человечное отношение к детям, дружная и свободная жизнь ребенка в школьном коллективе, сознательное изучение элементов науки. Детей не принуждали учиться, а они приходили в школу с рассветом и уходили из нее поздно вечером. Детей не наказывали, не били, а они добровольно подчинялись требованиям учителя, признавали его авторитет и вели себя примерно.

Дух свободы витал над Яснополянской школой. Это не могло не беспокоить чиновников крепостнического правительства. Летом 1862 года в отсутствие Льва Николаевича Толстого был произведен обыск в «крамольной» школе. Искали тайную типографию и нелегальную литературу. И хотя ничего крамольного не было найдено, Лев Николаевич принужден был оставить работу в своей школе и прекратить издание журнала «Ясная Поляна». И тем не менее трехлетний опыт Яснополянской школы и статьи Толстого в журнале «Ясная Поляна» произвели на передовых русских людей огромное впечатление. Была показана новая школа на практике. Была доказана возможность осуществления разумной, подлинно человечной системы воспитания и образования детей.

Работая ряд лет над эпопеей «Война и мир», Толстой не переставал думать о детях, их воспитании, о школьной работе. В письме к А. А. Толстой в 1865 году он пишет: «Я все много думаю о воспитании, жду с нетерпением времени, когда начну учить своих детей, собираюсь тогда открыть новую школу и собираюсь написать резюме всего того что я знаю о воспитании и чего никто не знает, или с чем никто не согласен». Закончив роман «Война и мир», Л. Н. Толстой вновь всю свою кипучую энергию направляет на решение больших теоретических и практических вопросов воспитания детей. Он пишет «Азбуку» в четырех книгах, в которой по существу даны материалы по всем предметам начальной школы,- от алфавита до художественных рассказов, статей по естествознанию и материалов по арифметике. Какое значение придавал Л. Н. Толстой своей работе над «Азбукой», можно судить по следующей выдержке из одного его письма к А. А. Толстой: «Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке только будут учиться два поколения русских всех детей от царских до мужицких и первые впечатления поэтические получат из нее и что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть».

Закончив работу над «Азбукой», Л. Н. Толстой вновь принимается за решение той же задачи: он пишет «Новую азбуку» в одной книжке, а вслед за тем - «Книги для чтения».

Как истинный ученый, Лев Николаевич Толстой не доверял своему педагогическому чутью и своему знанию детей. Все свои учебники для школы он лично сам и через посредство учителей и членов своей семьи проверял в школах.

Живя в Москве, Лев Николаевич посещал школы и даже пытался получить место учителя в одной из начальных школ. Однако Министерство народного просвещения не сочло возможным доверить ему обучение детей.

Интерес к школе и детям Лев Николаевич Толстой донес до самой своей смерти. Незадолго до смерти он провел беседу с детьми Яснополянской школы по поводу розданного им журнала «Солнышко».

Чем можно объяснить глубокий интерес величайшего из писателей к вопросам воспитания детей народа? На этот вопрос отвечает сам Лев Николаевич. Он пишет: «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей. Ах, батюшки! Как бы вытащить! И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех, тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе». Л. Н. Толстой был пламенным патриотом своей Родины. Он видел могущество и славу своей Родины в развитии творческих сил народа. На каждом шагу он убеждался, что господство помещиков и идущих им на смену капиталистов не только материально разоряет народ, трудящихся, но и держит его в темноте, невежестве. Завладев всеми благами культуры и технического прогресса, помещики и капиталисты с помощью этой культуры и этого прогресса еще более закабаляют народ и грабят его, обрекают трудящихся на нищету и моральное одичание. В просвещении народа он видел важнейшее средство возрождения своей Родины.

Вклад Льва Толстого в педагогику

Интересующиеся вопросами воспитания, найдут в педагогических сочинениях Л. Н. Толстого очень много свежих, правильных идей и мыслей . Читать Толстого - истинное наслаждение, несмотря на противоречивость многих его утверждений и парадоксов. В каждой его строчке вы чувствуете живую мысль, зоркий глаз, великую любовь к человеку и великую веру в него. Перед вами встают живые, умные, жизнерадостные, способные на творчество и великие труды, морально чистые крестьянские дети.

«Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят?» - так озаглавливает Л. Н. Толстой одну из замечательнейших своих статей. В этой статье он подробно описывает проведенные им уроки сочинения рассказов в Яснополянской школе. После многих неудачных методических приемов, подтверждавших неспособность детей к самостоятельной творческой работе, Лев Николаевич предложил детям написать рассказ на пословицу: «Ложкой кормит, стеблем глаза колет». Сперва ребята не приняли предложение учителя.

«- Да ее как напишешь?- сказал Федька, и все другие, насторожившие было уши, вдруг отшатнулись, убедившись, что это дело не по их силам, и принялись за свои прежде начатые работы.
- Ты сам пиши,- сказал мне кто-то.
Все были заняты своим делом; я взял перо и чернильницу и стал писать.
- Ну,- сказал я,- кто лучше напишет,- и я с вами».

Так необычно начался урок. Дети заинтересовались. Первая страница сочинения Льва Николаевича была ими забракована. Началось коллективное творчество. Увлечение, энтузиазм были необычными. «Мы работали,- пишет Лев Николаевич,- с 7 до 11 часов; они не чувствовали ни голода, ни усталости и еще рассердились на меня, когда я перестал писать; взялись сами писать по переменкам…»

Дети проявили не только свой интерес к «сочинительству», но и большое художественное чутье, верность и меткость глаза, глубину переживаний, чистоту нравственных определений и чувств. Лев Николаевич был потрясен своим открытием. «Мне и страшно, и радостно было, как искателю клада, который бы увидал цвет папоротника: радостно было потому, что вдруг, совершенно неожиданно, открылся мне тот философский камень, который я тщетно искал два года,- искусство учить выражению мыслей; страшно потому, что это искусство вызывало новые требования, целый мир желаний, не соответственный среде, в которой жили ученики, как мне казалось в первую минуту. Ошибиться нельзя было. Это была не случайность, а сознательнее творчество».

За первой удачей последовали другие, еще более блестящие успехи. Вся современная Л. Н. Толстому педагогика и представить не могла, чтобы одиннадцатилетние крестьянские ребята могли сочинять повести, а Толстой печатал рассказы и повести, сочиненные яснополянскими учениками, как образцы подлинного искусства. Литературные критики могли лишь восхищаться и недоумевать.

В педагогике был совершен переворот. Л. Н. Толстой открыл педагогике ребенка. Он неопровержимо доказал всему миру, что ребенок, если ему предоставлена возможность творчества, если ему верят, если с ним обходятся по-человечески, если ему помогают, а не понукают и не начиняют всякой непонятной ему всячиной, проявляет ум, настойчивость и способен подняться до подлинного художественного творчества.

Лев Николаевич Толстой не смог научно объяснить своего педагогического открытия, будучи в плену идеализма. Идеал воспитания, по его словам, находится не впереди, а позади нас, так как ребенок родится на свет совершенным в смысле гармонии в отношении правды, красоты и добра.

Немало критиков посмеялось над порядками Яснополянской школы, в которой не было ни строго устава, ни строго установленного режима, ни строго установленных программ, где каждый учился тому, что было для него интересно. Но сквозь весь этот внешний беспорядок всякий внимательный педагог видит великую силу Яснополянской школы Толстого. Дети в ней учились со всей энергией и даже страстью. Это потому, что в этой школе детей уважали, о них заботились, интересы их изучали и старались учить интересно.

Учение есть серьезный и часто тяжелый труд. Толстой доказал, что это - увлекательный труд, если только учитель найдет должный предмет, будет учить тому, что надо для жизни и применит соответствующие детской природе и детским интересам методы. Умейте открыть душу ребенка, дайте пищу его уму, дайте направление его неиссякаемой энергии, и он будет прилежен, старателен, трудолюбив. При интересном преподавании и правильной организации ученик без страха и без палки усвоит в тысячу раз больше, чем при принудительном преподавании.

Из журнала «Семья и школа» о вкладе Льва Толстого в педагогику, 1960 год

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой известен авторством многих произведений, а именно: Война и мир , Анна Каренина и других. Изучение его биографии и творчества продолжается до сих пор.

Философ и литератор Лев Николаевич Толстой появился на свет в дворянской семье. В наследство от своего отца он унаследовал графский титул. Его жизнь началась в большом родовом поместье в Ясной поляне Тульской губернии, что наложило значительный отпечаток на его дальнейшую судьбу.

Вконтакте

Одноклассники

Жизнь Л. Н. Толстого

Родился он 9 сентября 1828 году. Ещё будучи ребёнком, Лев испытал немало тяжёлых моментов в жизни. После того как умерли родители, он и его сестры воспитывались тётей. После её смерти, когда ему исполнилось 13 лет, пришлось переехать в Казань к дальней родственнице под опеку. Начальное образование Лев проходил в домашних условиях. В 16 лет поступил на филологический факультет Казанского университета. Однако, сказать, что он был успешен в учёбе, было нельзя. Это вынудило перейти Толстого на более лёгкий, юридический факультет. Спустя 2 года, вернулся в Ясную поляну, так и не осилив до конца гранит науки.

В силу переменчивого характера Толстого, он пробовал себя в разных отраслях , интересы и приоритеты часто сменялись. Работа перемежалась с затяжными загулами и кутежами. В этот период им было наделано много долгов, с которыми пришлось в дальнейшем долго расплачиваться. Единственное пристрастие Льва Николаевича Толстого, стабильно сохранившееся на всю жизнь, это ведение личного дневника. Оттуда он и черпал потом самые интересные идеи для своих произведений.

Толстой был неравнодушен к музыке. Его любимые композиторы: Бах, Шуман, Шопен и Моцарт. В то время, когда у Толстого ещё не сформировалось главной позиции в отношении своего будущего, он поддался уговорам брата. По его наущению, он отправился служить в армию юнкером. При прохождении службы вынужден был участвовать в по 1855 год.

Раннее творчество Л. Н. Толстого

Будучи юнкером , он имел достаточно свободного времени, чтобы начать свою творческую деятельность. В этот период Лев начал заниматься историей автобиографического характера под названием Детство . Большей частью, в ней были изложены факты, случившиеся с ним, когда он был ещё ребёнком. Рассказ был отправлен на рассмотрение в журнал Современник. Его одобрили и выпустили в тираж в 1852 году.

После первой публикации , Толстого заметили и стали приравнивать к значимым личностям того времени, а именно: И. Тургенев , И. Гончаров, А. Островский и другие.

В те же армейские годы им была начата работа над повестью Казаки, которую закончил в 1862 году. Вторым произведением после Детства стало Отрочество, затем - Севастопольские рассказы. Ими он занимался во время участия в Крымских сражениях.

Путешествие по Европе

В 1856 году Л. Н. Толстой покинул воинскую службу в звании поручика. Решил некоторое времени попутешествовать. Сперва отправился в Петербург, где ему оказали радушный приём. Там у него установились дружеские контакты с популярными на тот период писателями: Н. А. Некрасов, И. С. Гончаров, И. И. Панаев и другие. Они проявили к нему неподдельный интерес и приняли участие в его судьбе. В это время были написаны Метель и Два гусара.

Прожив 1 год весёлой и беззаботной жизнью, испортив отношения со многими членами литературного кружка, Толстой решает покинуть этот город. В 1857 году началось его путешествие по Европе.

Париж Льву совсем не понравился и оставил тяжёлый след в душе. Оттуда он отправился на Женевское озеро. Посетив множество стран, он вернулся в Россию с грузом отрицательных эмоций . Кто и что его так поразило? Скорее всего - это слишком резкая полярность между богатством и бедностью, который покрывался напускным великолепием европейской культуры. И это прослеживалось везде.

Л.Н. Толстой пишет повесть Альберт, продолжает трудиться над Казаками, написал рассказ Три смерти и Семейное счастие. В 1859 году прекратил сотрудничество с Современником. В это же время у Толстого обозначились изменения в личной жизни, когда в планах - женитьба на крестьянке Аксинье Базыкиной.

После смерти старшего брата Толстой отправился в путешествие на юг Франции.

Возвращение домой

С 1853 по 1863 год его литературная деятельность приостановилась из-за отъезда на родину. Там он решил заняться фермерским хозяйством. Одновременно Лев сам проводил активную просветительскую деятельность среди деревенского населения. Создал школу для крестьянских детей и начал преподавать по своей методике.

В 1862 году он сам создал педагогический журнал под названием Ясная поляна. Под его началом вышло 12 изданий, которые не были оценены по достоинству в то время. Характер их был таков - он чередовал теоретические статьи с баснями и рассказами для детей начального уровня образования.

Шесть лет из его жизни, с 1863 по 1869 год , ушли на написание главного шедевра - Война и мир. Следующим в списке был роман Анна Каренина. На него потребовалось ещё 4 года. На протяжении этого периода полностью сформировалось его мировоззрение и вылилось в направление под названием толстовство. Основы этого религиозно-философского течения изложены в следующих работах Толстого:

  • Исповедь.
  • Крейцерова соната.
  • Исследование догматического богословия.
  • О жизни.
  • Христианское учение и прочие.

Главный акцент в них ставится на нравственных догмах человеческой натуры и их усовершенствовании. Призывал прощать тех, кто приносит нам зло, и отказываться от насилия при достижении своей цели.

В Ясную поляну не прекращался поток почитателей творчества Л. Н. Толстого, ища в нём поддержку и наставника. В 1899 году был опубликован роман Воскресение.

Общественная деятельность

Вернувшись из Европы, он получил приглашение стать приставником Крапивинского уезда Тульской губернии. Он активно влился в деятельный процесс по защите прав крестьянства, часто идя вопреки царским указам. Эта работа расширила кругозор Льва. Ближе столкнувшись с крестьянской жизнью, он стал лучше понимать все тонкости . Полученные сведения в дальнейшем помогли ему в литературном творчестве.

Расцвет творчества

Перед началом написания романа Война и мир, Толстой занялся ещё одним романом - Декабристы. Толстой неоднократно к нему возвращался, но так и не смог довести до конца. В 1865 году в Русском вестнике появился небольшой отрывок из Войны и мир. Спустя 3 года вышли ещё три части, а потом и все остальные. Это произвело настоящий фурор в русской и зарубежной литературе. В романе самым подробным образом описаны разные слои населения.

К последним произведениям писателя относятся:

  • рассказы Отец Сергий;
  • После бала.
  • Посмертные записки старца Федора Кузьмича.
  • драма Живой труп.

В характере его последней публицистики прослеживается консервативный настрой . Он жёстко осуждает праздную жизнь высших слоёв, которые не задумываются над смыслом жизни. Л. Н. Толстой подвергал жёсткой критике государственные догмы, отметая все: науку, искусство, суд и так далее. На подобный выпад отреагировал сам Синод и в 1901 году Толстого отлучили от церкви.

В 1910 году Лев Николаевич уехал из семьи и в дороге заболел. Ему пришлось сойти с поезда на станции Астапово Уральской железной дороги. Последнюю неделю своей жизни он провёл в доме местного начальника станции, где и умер.





Лев Николаевич Толстой - выдающийся русский прозаик, драматург и общественный деятель. Родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской области. По материнской линии писатель принадлежал к именитому роду князей Волконских, а по отцовской - к старинному роду графов Толстых. Прапрадед, прадед, дед и отец Льва Толстого были военными. Представители древнего рода Толстых еще при Иване Грозном служили воеводами во многих городах Руси.

Дед писателя с стороны матери, «потомок Рюрика», князь Николай Сергеевич Волконский, с семи лет был зачислен на военную службу. Он был участником русско-турецкой войны и вышел в отставку в чине генерал-аншефа. Дед писателя с отцовской стороны - граф Николай Ильич Толстой - служил во флоте, а затем в лейб-гвардии Преображенском полку. Отец писателя - граф Николай Ильич Толстой - в семнадцатилетнем возрасте добровольно поступил на военную службу. Он участвовал в Отечественной войне 1812 года, попал в плен к французам и был освобожден русскими войсками, вступившими в Париж после разгрома армии Наполеона. По материнской линии Толстой находился в родстве с Пушкиными. Их общим предком был боярин И.М. Головин, сподвижник Петра I, вместе с ним обучавшийся корабельному делу. Одна из его дочерей - прабабка поэта, другая - прабабка матери Толстого. Таким образом, Пушкин приходился Толстому четвероюродным дядей.

Детство писателя прошло в Ясной Поляне - старинном родовом имении. Интерес Толстого к истории и литературе зародился в детские годы: живя в деревне, он видел, как протекала жизнь трудового народа, от него он услышал множество народных сказок, былин, песен, легенд. Жизнь народа, его труд, интересы и взгляды, устное творчество - все живое и мудрое - открыла Толстому Ясная Поляна.

Мария Николаевна Толстая, мать писателя, была добрым и отзывчивым человеком, умной и образованной женщиной: знала французский, немецкий, английский и итальянский языки, играла на фортепиано, занималась живописью. Толстому не исполнилось и двух лет, когда умерла его мать. Писатель не запомнил ее, но так много слышал о ней от окружающих, что ясно и живо представлял ее облик и характер.

Николая Ильича Толстого, своего отца, дети любили и ценили за гуманное отношение к крепостным. Кроме занятий хозяйством и детьми, он много читал. За свою жизнь Николай Ильич собрал богатую библиотеку, состоящую из редких по тем временам книг французских классиков, исторических и естественно-исторических сочинений. Именно он первым заметил склонность своего младшего сына к живому восприятию художественного слова.

Когда Толстому шел девятый год, отец в первый раз повез его в Москву. Первые впечатления московской жизни Льва Николаевича послужили основой для многих картин, сцен и эпизодов жизни в Москве героя толстовской трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность» . Юный Толстой увидел не только открытую сторону жизни большого города, но и некоторые скрытые, теневые стороны. Со своим первым пребыванием в Москве писатель связывал окончание самой ранней поры своей жизни, детства, и переход к отрочеству. Первый период московской жизни Толстого продолжался недолго. Летом 1837 года, поехав по делам в Тулу, скоропостижно скончался его отец. Вскоре после смерти отца Толстому с сестрой и братьями пришлось пережить новое несчастье: умерла бабушка, которую все близкие считали главой семьи. Внезапная смерть сына стала для нее страшным ударом и менее чем через год унесла ее в могилу. Спустя несколько лет умерла первая опекунша осиротевших детей Толстых, сестра отца, Александра Ильинична Остен-Сакен. Десятилетнего Льва, трех его братьев и сестру отвезли в Казань, где жила их новая опекунша - тетушка Пелагея Ильинична Юшкова.

Толстой о своей второй опекунше писал как о женщине «доброй и очень набожной», но в то же время очень «легкомысленной и тщеславной». По воспоминаниям современников, Пелагея Ильинична не пользовалась авторитетом у Толстого и его братьев, поэтому переезд в Казань принято считать новым этапом в жизни писателя: воспитание закончилось, начался период самостоятельной жизни.

Толстой прожил в Казани более шести лет. Это была пора формирования его характера и выбора жизненного пути. Живя с братьями и сестрой у Пелагеи Ильиничны, юный Толстой два года готовился к поступлению в Казанский университет. Решив поступить на восточное отделение университета, особое внимание он уделял подготовке к экзаменам по иностранным языкам. На экзаменах по математике и русской словесности Толстой получил четверки, а по иностранным языкам - пятерки. На экзаменах по истории и географии Льва Николаевича постигла неудача - он получил неудовлетворительные отметки.

Провал на вступительных экзаменах послужил для Толстого серьезным уроком. Все лето он посвятил основательному изучению истории и географии, сдал по ним дополнительные экзамены и в сентябре 1844 года был зачислен на первый курс восточного отделения философского факультета Казанского университета по разряду арабско-турецкой словесности. Однако изучение языков не увлекло Толстого, и после летних каникул в Ясной Поляне он перевелся с восточного факультета на юридический.

Но и в дальнейшем университетские занятия не пробудили интереса Льва Николаевича к изучаемым наукам. Большую часть времени он самостоятельно занимался философией, составлял «Правила жизни» и аккуратно делал записи в дневнике. К концу третьего года учебных занятий Толстой окончательно убедился в том, что тогдашний университетский порядок только мешал самостоятельной творческой работе, и он принял решение уйти из университета. Однако университетский диплом ему был нужен, чтобы получить права для поступления на службу. И чтобы получить диплом, Толстой выдержал университетские экзамены экстерном, потратив на подготовку к ним два года жизни в деревне. Получив в конце апреля 1847 года в канцелярии университетские документы, бывший студент Толстой покинул Казань.

После выхода из университета Толстой снова уехал в Ясную Поляну, а затем в Москву. Здесь в конце 1850 года он занялся литературным творчеством. В это время он задумал написать две повести, но ни одну из них не закончил. Весной 1851 года Лев Николаевич вместе со старшим братом, Николай Николаевичем, служившим в армии офицером-артиллеристом, прибыл на Кавказ. Здесь Толстой прожил почти три года, находясь главным образом в станице Старогладковской, расположенной на левом берегу Терека. Отсюда он выезжал в Кизляр, Тифлис, Владикавказ, бывал во многих станицах и аулах.

На Кавказе началась военная служба Толстого . Он принимал участие в боевых операциях русских войск. Впечатления и наблюдения Толстого отражены в его рассказах «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный», в повести «Казаки». Позднее, обратившись к воспоминаниям этого периода жизни, Толстой создал повесть «Хаджи-Мурат». В марте 1854 года Толстой прибыл в Бухарест, где располагалось управление начальника артиллерийских войск. Отсюда в качестве штабного офицера он совершал поездки по Молдавии, Валахии и Бессарабии.

Весной и летом 1854 года писатель принимал участие в осаде турецкой крепости Силистрии. Однако главным местом военных действий в это время был Крымский полуостров. Здесь русские войска под руководством В.А. Корнилова и П.С. Нахимова одиннадцать месяцев героически обороняли Севастополь, осажденный турецкими и англо-французскими войсками. Участие в Крымской войне - важный этап в жизни Толстого. Здесь он близко узнал простых русских солдат, матросов, жителей Севастополя, стремился понять, в чем источник героизма защитников города, понять особые черты характера, свойственные защитнику Отечества. Сам Толстой проявил в обороне Севастополя храбрость и мужество.

В ноябре 1855 года Толстой отбыл из Севастополя в Петербург. К этому времени он уже заслужил признание в передовых литературных кругах. В этот период внимание общественной жизни России было сосредоточено вокруг вопроса о крепостном праве. Рассказы Толстого этого времени («Утро помещика», «Поликушка» и др.) также посвящены этой проблеме.

В 1857 году писатель совершил заграничное путешествие . Он побывал во Франции, Швейцарии, Италии и Германии. Путешествуя по разным городам, писатель с большим интересом знакомился с культурой и социальным строем западноевропейских стран. Многое из того, что он увидел, впоследствии отразилось в его творчестве. В 1860 году Толстой совершил еще одну поездку за границу. За год до этого в Ясной Поляне он открыл школу для детей. Путешествуя по городам Германии, Франции, Швейцарии, Англии и Бельгии, писатель посещал школы и изучал особенности народного образования. В большинстве школ, которые посетил Толстой, действовала палочная дисциплина и применялись телесные наказания. Вернувшись в Россию и посетив ряд школ, Толстой обнаружил, что многие методы обучения, действовавшие в западноевропейских странах, в частности в Германии, проникли и в русские школы. В это время Лев Николаевич написал ряд статей, в которых подверг критике систему народного образования и в России, и в западно-европейских странах.

Прибыв на родину после заграничной поездки, Толстой посвятил себя работе в школе и изданию педагогического журнала «Ясная Поляна». Школа, основанная писателем, располагалась неподалеку от его дома - во флигеле, сохранившемся до нашего времени. В начале 70-х годов Толстой составил и издал ряд учебников для начальной школы: «Азбуку», «Арифметику», четыре «Книги для чтения». По этим книгам выучилось не одно поколение детей. Рассказы из них с увлечением читают дети и в наше время.

В 1862 году, когда Толстой был в отъезде, в Ясную Поляну прибыли помещики и произвели обыск в доме писателя. В 1861 году царским манифестом была объявлена отмена крепостного права. При проведении реформы между помещиками и крестьянами вспыхивали споры, улаживание которых было поручено так называемым мировым посредникам. Толстой был назначен мировым посредником в Крапивенский уезд Тульской губернии. Разбирая спорные дела между дворянами и крестьянами, писатель чаще всего занимал позицию в пользу крестьянства, чем вызывал недовольство дворян. Это и послужило поводом для обыска. Из-за этого Толстому пришлось прекратить деятельность мирового посредника, закрыть школу в Ясной Поляне и отказаться от издания педагогического журнала.

В 1862 году Толстой женился на Софье Андреевне Берс , дочери московского врача. Прибыв с мужем в Ясную Поляну, Софья Андреевна всеми силами стремилась создать в имении такую обстановку, при которой ничто бы не отвлекало писателя от напряженного труда. В 60-е годы Толстой вел уединенную жизнь, полностью посвятив себя работе над «Войной и миром».

По окончании эпопеи "Война и мир" Толстой решил написать новое произведение - роман об эпохе Петра I. Однако общественные события в России, вызванные отменой крепостного права, настолько захватили писателя, что он оставил работу над историческим романом и приступил к созданию нового произведения, в котором отразилась пореформенная жизнь России. Так появился роман «Анна Каренина», работе над которым Толстой посвятил четыре года.

В начале 80-х годов Толстой переехал с семьей в Москву, чтобы заняться образованием своих подраставших детей. Здесь писатель, хорошо знакомый с деревенской нищетой, стал свидетелем городской бедности. В начале 90-х годов XIX века почти половину центральных губерний страны охватил голод, и Толстой включился в борьбу с народным бедствием. Благодаря его призыву был развернут сбор пожертвований, закупка и доставка продовольствия в деревни. В это время под руководством Толстого в деревнях Тульской и Рязанской губерний было открыто около двухсот бесплатных столовых для голодающего населения. К этому же периоду относится ряд написанных Толстым статей о голоде, в которых писатель правдиво изобразил тяжелое положение народа и осудил политику господствующих классов.

В середине 80-х годов Толстой написал драму «Власть тьмы» , в которой изображена гибель старых устоев патриархально-крестьянской России, и повесть «Смерть Ивана Ильича», посвященную судьбе человека, только перед смертью осознавшего пустоту и бессмысленность своей жизни. В 1890 году Толстой написал комедию «Плоды просвещения», в которой показано истинное положение крестьянства после отмены крепостного права. В начале 90-х годов был создан роман «Воскресенье» , над которым писатель работал с перерывами десять лет. Во всех произведениях, относящихся к данному периоду творчества, Толстой открыто показывает, кому он симпатизирует, а кого - осуждает; изображает лицемерие и ничтожество «хозяев жизни».

Роман «Воскресенье» больше других произведений Толстого подвергся цензуре. Большинство глав романа было выпущено или сокращено. Правящие круги развернули активную политику против писателя. Опасаясь народного возмущения, власти не решались применять против Толстого открытые репрессии. С согласия царя и по настоянию обер-прокурора Святейшего синода Победоносцева синод принял постановление об отлучении Толстого от церкви. За писателем была установлена полицейская слежка. Мировая общественность была возмущена преследованиями Льва Николаевича. Крестьянство, передовая интеллигенция и простой народ были на стороне писателя, стремились выразить ему свое уважение и поддержку. Любовь и сочувствие народа служили надежной поддержкой писателю в годы, когда реакция стремилась заставить его замолчать.

Однако, несмотря на все старания реакционных кругов, Толстой с каждым годом все резче и смелее обличал дворянско-буржуазное общество, открыто выступал против самодержавия. Произведения этого периода («После бала», «За что?», «Хаджи-Мурат», «Живой труп» ) проникнуты глубокой ненавистью к царской власти, ограниченному и честолюбивому правителю. В публицистических статьях, относящихся к этому времени, писатель резко осуждал зачинщиков войн, призывал к мирному разрешению всех споров и конфликтов.

В 1901-1902 годах Толстой перенес тяжелую болезнь. По настоянию врачей писателю пришлось поехать в Крым, где он провел более полугода.

В Крыму он встречался с писателя, артистами, художниками: Чеховым, Короленко, Горьким, Шаляпиным и др. Когда Толстой возвращался домой, на станциях его горячо приветствовали сотни простых людей. Осенью 1909 года писатель последний раз совершил поездку в Москву.

В дневниках и письмах Толстого последних десятилетий его жизни отразились тяжелые переживания, которые были вызваны разладом писателя с семьей. Толстой хотел передать принадлежащую ему землю крестьянам и желал, чтобы его произведения свободно и безвозмездно издавали все, кто захочет. Семья же писателя противилась этому, не желая отказываться ни от прав на землю, ни от прав на произведения. Старый помещичий уклад жизни, сохранившийся в Ясной Поляне, тяготил Толстого.

Летом 1881 года Толстой предпринял первую попытку уйти из Ясной Поляны, но чувство жалости к жене и детям вынудило его вернуться. Таким же результатом закончились еще несколько попыток писателя покинуть родное имение. 28 октября 1910 года он, тайно от семьи, навсегда покинул Ясную Поляну, решив отправиться на юг и провести остаток своей жизни в крестьянской избе, среди простого русского народа. Однако в дороге Толстой тяжело заболел и был вынужден сойти с поезда на небольшой станции Астапово. Последние семь дней своей жизни великий писатель провел в доме начальника станции. Известие о смерти одного из выдающихся мыслителей, замечательного писателя, великого гуманиста глубоко поразило сердца всех передовых людей этого времени. Творческое наследие Толстого имеет огромное значение для мировой литературы. С годами интерес к творчеству писателя не ослабевает, а, наоборот, растет. Как справедливо заметил А. Франс: «Своей жизнью он провозглашает искренность, прямоту, целеустремленность, твердость, спокойный и постоянный героизм, он учит, что надо быть правдивым и надо быть сильным... Именно потому, что он был полон силы, он всегда был правдив!»

Быть одним из лучших писателей мировой истории – почетное право, и Лев Николаевич Толстой его заслужил, оставив после себя огромное творческое наследие. Рассказы, повести, романы, которые представлены целой серией томов, по достоинству оценили не только современники писателя, но и потомки. В чем секрет этого гениального автора, который смог уместить в своей жизни и « »?

Вконтакте

Детство писателя

Где родился будущий беллетрист? Мастер пера появился на свет в 1828 году 9 сентября в имении своей матери Ясная Поляна, расположенном в Тульской губернии . Семья Льва Николаевича Толстого была большой. Отец имел графский титул , а мать была урождённой принцессой Волконской . Когда ему исполнилось два года, умерла мать, а еще через 7 лет — отец.

Лев был четвертым ребенком в дворянской семье, так что не был обделен вниманием родни. Литературный гений никогда не думал о своих утратах с сердечной болью. Напротив, сохранились только теплые воспоминания о детской поре, ведь мать и отец были очень ласковы с ним. В одноименном произведении автор идеализирует свои детские годы и пишет о том, что это было самое чудесное время жизни.

Образование маленький граф получал дома, куда приглашали французских и немецких учителей . По окончании школы Лев свободно владел тремя языками, а также имел обширные познания в разных областях . Кроме того, юноша увлекался музыкальным творчеством, мог подолгу играть произведения любимых композиторов: Шумана, Баха, Шопена и Моцарта.

Юные годы

В 1843 году молодой человек становится студентом Императорского Казанского университета , выбирает факультет восточных языков, однако, позже меняет специальность из-за низкой успеваемости и начинает заниматься юриспруденцией. Окончить курс не удается. Юный граф возвращается в свое имение с тем, чтобы стать настоящим фермером .

Но и здесь его подстерегает неудача: частые разъезды полностью отвлекают хозяина от важных дел поместья. Ведение своего дневника – единственное занятие, которое делалось с потрясающей скрупулёзностью: привычка, которая сохранилась на всю жизнь и стала фундаментом большинства будущих произведений.

Важно! Бездействовать долго горе-студент не стал. Дав уговорить себя брату, пошел служить юнкером на юг, после чего, пробыв в кавказских горах какое-то время, получил перевод в Севастополь. Там с ноября 1854 по август 1855 года юный граф участвовал в .

Раннее творчество

Богатый опыт, приобретенный на полях сражений, а также в эпоху юнкерства, подтолкнул будущего писателя к созданию первых литературных произведений . Еще в годы службы юнкером, обладая большим количеством свободного времени, граф начинает работать над своей первой автобиографической повестью «Детство».

Природная наблюдательность, особое чутье ярко отразились в стиле: автор писал о том, что было близко, понятно не только ему одному. Жизнь и творчество сливаются воедино.

В повести «Детство» каждый мальчик или молодой человек узнал бы себя. Первоначально повесть была рассказом и публиковалась в журнале «Современник» в 1852 году . Примечательно, что уже первый рассказ был великолепно принят критиками, и юного беллетриста сравнили с Тургеневым, Островским и Гончаровым , что уже было настоящим признанием. Все эти мастера слова уже были довольно известны и любимы народом.

Какие произведения написал Лев Толстой в то время?

Молодой граф, почувствовав, что, наконец, нашел свое призвание, продолжает работу. Из-под пера один за другим выходят блестящие рассказы, повести, которые вмиг становятся популярными благодаря самобытности и потрясающему реалистическому подходу к действительности: «Казаки» (1852), «Отрочество» (1854), «Севастопольские рассказы» (1854 – 1855), «Юность» (1857).

В литературный мир стремительно врывается новый писатель Лев Толстой , который поражает воображение читателя детализированными подробностями, не скрывает правду и применяет новую технику письма: второй сборник «Севастопольских рассказов» написан от лица солдат, чтобы еще больше приблизить повествование к читателю. Молодой автор не боится открыто, откровенно писать об ужасах и противоречиях войны. Персонажи — не герои с картин и полотен художников, а простые люди, которые способны совершать настоящие подвиги ради спасения жизней других.

Принадлежать к какому-то ни было литературному течению или быть сторонником конкретной философской школы Лев Николаевич отказался, объявив себя анархистом . Позже мастер слова в ходе религиозного поиска встанет на нужный путь, а пока перед молодым, успешным гением лежал весь мир, и быть одним из многих не хотелось.

Семейное положение

В Россию, где жил и родился, Толстой возвращается после разгульной поездки по Парижу без единого гроша в кармане. Здесь состоялась женитьба на Софье Андреевне Берс , дочери врача. Эта женщина была главной сподвижницей в жизни Толстого, стала ему опорой до самого конца.

Софья выражала готовность быть секретарем, женой, матерью его детей, подругой и даже уборщицей, хотя имение, для которого слуги были обычным делом, всегда содержалось в образцовом порядке.

Графский титул постоянно обязывал домочадцев соблюдать определенный статус. Со временем муж с женой разошлись в религиозных взглядах: Софья не понимала и не принимала попытки любимого человека создать свое философское вероучение и следовать ему.

Внимание! Только старшая дочь писателя Александра поддерживала начинания отца: в 1910 году они вместе совершили паломническую поездку. Другие дети обожали папу, как великолепного рассказчика, хотя и довольно строгого родителя.

По воспоминаниям потомков, отец мог выбранить маленького пакостника, но уже через мгновение посадить к себе на колени, пожалеть, на ходу сочиняя занятную историю. В литературном арсенале знаменитого реалиста есть много детских произведений, рекомендованных к изучению в дошкольном и младшем школьном возрасте – это «Книга для чтения» и «Азбука». В первом произведении собраны рассказы Л.Н. Толстого для 4 класса школы, которая была организована в имении Ясная Поляна.

Сколько детей было у Льва и Софьи? Всего родилось 13 детей , трое из которых умерли во младенчестве.

Зрелость и творческий расцвет писателя

С тридцатидвухлетнего возраста у Толстого начинается работа над его главным произведением – романом-эпопеей Первую часть опубликовали в 1865 году в журнале «Русский вестник», а в 1869 году свет увидела окончательная редакция эпопеи. Большая часть 1860-х годов была посвящена этому монументальному труду, который граф неоднократно переписывал, исправлял, дополнял, а в конце жизни настолько устал от него, что назвал «Войну и мир» — «многословной дребеденью». Роман написан в Ясной Поляне.

Произведение, длиною в четыре тома, получилось, поистине, уникальным. Какие преимущества его отличают? Это прежде всего:

  • историческая правдивость;
  • действие в романе как реалистичных, так и вымышленных персонажей, число которых перевалило за тысячу по подсчетам филологов;
  • вкрапление в канву сюжета трех исторических эссе о законах истории; точность в описании быта и повседневности.

Это основа романа – путь человека, его положение и смысл жизни складывается именно из этих обыденных поступков.

После успеха военно-исторической эпопеи автор начинает работать над романом «Анна Каренина» , взяв за основу многое из своей автобиографии. В частности, отношения Китти и Левина – это частичные воспоминания жизни самого автора с женой Софьей, некая краткая биография писателя, а также отражение канвы реальных событий русско-турецкой войны.

Роман публиковался в 1875 — 1877 году, и почти сразу стал самым обсуждаемым литературным событием того времени. История Анны, написанная с поразительной теплотой, вниманием к женской психологии, произвела фурор. До него только Островский в своих поэмах обращался к женской душе и раскрывал богатый внутренний мир прекрасной половины человечества . Естественно, высокие гонорары за произведение не заставили себя ждать, ведь каждый образованный человек читал «Каренину» Толстого. После выхода этого достаточно светского романа, автор совсем не радовался, а находился в постоянных душевных терзаниях.

Смена мировоззрения и поздние литературные успехи

Многие годы жизни были посвящены поиску смысла жизни , что и привело писателя к православной вере, однако, этот шаг лишь запутывает графа. Лев Николаевич видит в церковной диаспоре коррупцию, полное подчинение личным убеждениям, что не соответствует тому вероучению, которого жаждала его душа.

Внимание! Лев Толстой становится вероотступником и даже издает обличительный журнал «Посредник» (1883), из-за которого его отлучают от церкви и обвиняют в «ереси».

Однако Лев не останавливается на этом и пытается идти по пути очищения, делая достаточно смелые шаги. Например, раздает все свое имущество бедным , чему категорически воспротивилась Софья Андреевна. Муж неохотно переписал на нее все имущество и отдал авторские права на произведения, а поисков своего предназначения все же не бросил.

Данный период творчества характеризуется огромным религиозным подъемом – создаются трактаты и нравственные рассказы. Какие же произведения с религиозным подтекстом написал автор? Среди самых успешных работ в период с 1880 по 1990 годы были:

  • повесть «Смерть Ивана Ильича» (1886), описывающая человека при смерти, который пытается понять и осмыслить свою «пустую» жизнь;
  • повесть «Отец Сергий» (1898), направленная на критику своих же религиозных исканий;
  • роман «Воскресение», повествующий о моральной боли Катюши Масловой и путях ее нравственного очищения.

Завершение жизненного пути

Написав за свою жизнь множество произведений, граф предстал перед современниками и потомками сильным религиозным лидером и духовным наставником, таким, как Махатма Ганди, с которым вел переписку. Жизнь и творчество писателя пронизывает идея о том, что необходимо ежечасно сопротивляться злу всеми силами своей души , при этом демонстрируя смирение и сберегая тысячи жизней. Мастер слова сделался настоящим учителем среди заблудших душ. Устраивались целые паломнические поездки в имение Ясная Поляна, ученики великого Толстого приезжали «познавать себя», часами напролет слушая своего идейного гуру, которым литератор стал на склоне лет.

Автор-наставник принимал каждого, кто приходил с проблемами вопросами и чаяниями души, готов был раздать свои сбережения и приютить странников на любой срок. К сожалению, это повышало градус напряженности в отношениях с женой Софьей и, в конце концов, вылилось в нежелание великого реалиста жить в своем доме . Вместе с дочерью Лев Николаевич отправился в паломничество по России, желая путешествовать инкогнито, но часто это было безрезультатно – их узнавали везде.

Где умер Лев Николаевич? Ноябрь 1910 года стал для писателя роковым: уже будучи больным, он остановился в домике начальника железнодорожной станции, где и умер 20 ноября. Лев Николаевич был настоящим кумиром. Во время похорон этого, поистине, народного писателя, по воспоминаниям современников, люди плакали навзрыд и шли за гробом многотысячной толпой. Людей было так много, словно хоронили царя.

Краткая биография Л. Н. Толстого

Лев Толстой. Краткая биография.

Вывод

Рассказ о жизни и творчестве Льва Толстого можно вести бесконечно, об этом написано множество монографий. Романы писателя до сих пор остаются эталоном литературного искусства, а военная эпопея «Война и мир» вошла в золотую коллекцию величайших произведений мира. Лев Николаевич стал первым писателем, который обратил внимание на глубины человеческого подсознания, неосознанные и утонченные мотивы характера, а также на великую роль повседневности, определяющей всю сущность личности.

Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910), прозаик, драматург, публицист. Родился 9 сентября (по старому стилю 28 августа) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Среди предков писателя по отцовской линии - сподвижник Петра I - П. А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя гр. Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.

Получил домашнее образование и воспитание. Когда мальчику шел девятый год, отец впервые повез его в Москву, впечатления от встречи с которой живо переданы будущим писателем в детском сочинении "Кремль". Первый период московской жизни юного Толстого продолжался менее четырех лет.

После смерти родителей (мать умерла в 1830 г., отец в 1837 г.) будущий писатель с тремя братьями и сестрой переезжает в Казань, к одной из отцовских сестёр П.Юшковой, ставшей их опекуншей. Шестнадцатилетним юношей Лев поступает в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем учится на юридическом факультете (1844 – 1847 гг.). В 1847 году, не окончив курс, уходит из университета и приезжает в Ясную Поляну, полученную им в собственность по разделу отцовского наследства.
Последующие четыре года проводит в исканиях: пытается переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847), живет светской жизнью в Москве (1848), едет в Петербургский университет держать экзамены на степень кандидата права (весна 1849 г.), определяется на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849 г.).
В 1851 году поступил на военную службу на Кавказе, где всерьез начинает заниматься литературным творчеством, пишет повесть «Детство», которая получает одобрение Некрасова и печатается в журнале «Современник». Позже там будет напечатана повесть «Отрочество"(1852 – 1854 гг.). В 1854 году Толстой участвовал в обороне Севастополя. Награждён орденом св. Анны с надписью «За храбрость» и медалями «За защиту Севастополя». В «Севастопольских рассказах» нарисует беспощадно достоверную картину войны, что произведет огромное впечатление на русское общество. В эти же годы пишет последнюю часть трилогии – «Юность» (1855 – 1856 гг.). В 1855 году, приехав в Петербург, сближается с сотрудниками журнала «Современник», знакомится с И.С. Тургеневым, И.А. Гончаровым, А.Н. Островским, Н.Г. Чернышевским.
Осенью 1856 года вышел в отставку («Военная карьера – не моя…», – пишет он в дневнике) и в 1857 году отправился в полугодичное заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии.
В 60-х гг. открыл у себя в уезде ряд школ, главным центром которых стала первая в России экспериментальная яснополянская школа. Он учил детей без принуждения, видя в них таких же свободных людей, как он сам; создал оригинальную методику обучения, до настоящего времени не потерявшую своего значения.
В мае 1861 году возвращается в Ясную Поляну, принимает должность мирового посредника и активно защищает интересы крестьян. В 1862 году Сенат издает указ об увольнении Толстого. Начинается тайное наблюдение за ним со стороны III отделения.
В 1862 году жизнь Толстого, его быт упорядочиваются на долгие годы: он женится на дочери московского врача Софье Андреевне Вере и ведет патриархальную жизнь в своем имении как глава все увеличивающейся семьи. Толстые воспитали девятерых детей.
1860 – 70-е годы были отмечены появлением в свет двух произведений Толстого, которые обессмертили его имя: «Война и мир» (1863 – 1869 гг.), «Анна Каренина» (1873 – 1877 гг.). В начале 1880-х семья Толстых переехала в Москву, чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводит в Москве.
Новое миросозерцание Толстой выразил в произведении «Исповедь» (1879 – 1882 гг.), где рассказывает о перевороте в своих взглядах, смысл которых он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону «простого трудового народа».
В этот период приходит к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, занимается физическим трудом, пашет, шьет сапоги, переходит на вегетарианскую пищу. В 1891 году публично отказывается от авторской собственности на все свои сочинения, написанные после 1880 года.
Под влиянием друзей и истинных поклонников его таланта, а также личной потребности в литературной деятельности Толстой в 1890-е годы изменяет свое отрицательное отношение к искусству. В эти годы создает драму «Власть тьмы» (1886), пьесу «Плоды просвещения» (1886 – 1890 гг.), роман «Воскресенье» (1889 – 1899 гг.). В 1891, 1893, 1898 участвует в помощи крестьянам голодающих губерний, организует бесплатные столовые.
В последнее десятилетие занимается, как и всегда, напряженным творческим трудом. Написаны повесть «Хаджи-Мурат» (1896 – 1904 гг.), драма «Живой труп» (1900), рассказ «После бала» (1903). В начале 1900 года пишет ряд статей, разоблачающих всю систему государственного управления. Правительство НиколаяII выносит постановление, по которому Святейший Синод (высшее церковное учреждение России) отлучает Толстого от церкви как «еретика», чем вызывает волну возмущения в обществе.
В 1901 году живет в Крыму, лечится после тяжелой болезни, часто встречается с А.Чеховым и М.Горьким.
В последние годы жизни, когда Толстой составлял завещание, он оказался в центре интриг и раздоров между «толстовцами», с одной стороны, и женой, которая защищала благополучие своей семьи, детей – с другой. Стараясь привести свой образ жизни в соответствие с убеждениями и, тяготясь барским укладом жизни в усадьбе, Толстой 10 ноября 1910 года тайно покидает Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово (ныне Лев Толстой) Рязанско-Уральской железной дороги. Льва Николаевича похоронили в Ясной Поляне 10(23) ноября 1910 г., в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал "зеленую палочку", хранившую "секрет", как сделать всех людей счастливыми.




Top