Лев овалов тайны черной магии. Лев овалов

29.08.1905 – 30.04.1997Лев Овалов (настоящее имя – Лев Сергеевич Шаповалов) родился 29 августа 1905 года в Москве, в родовитой дворянской семье. Его отец погиб на фронте в 1914 году, а после революции, в 1918 году, мать с двумя сыновьями уехала в Орловскую губернию. Там Лев Шаповалов окунулся в классовую борьбу, и в 1919 году возглавил местную комсомольскую ячейку. В 1920 году он стал членом партии, через год возглавил уездный комитет комсомола, а в 1923 году был направлен на учебу в Москву. Он занимался общественными науками в МГУ, работал заведующим библиотекой и посещал литературный кружок Антенна, печатался в Рабочей Москве и Крестьянской газете. Именно тогда появился его псевдоним Лев Овалов. В 23 года молодой коммунист был назначен редактором журнала Селькор. В 1928 году он опубликовал свою дебютную повесть Болтовня, сразу привлекшую к нему внимание. Затем появился роман Ловцы сомнений. В 1930-е годы Лев Овалов работал в редакции Комсомольской правды, затем был главным редактором журналов Вокруг света и Молодая гвардия. В 1939 году был опубликован рассказ Синие мечи, в котором впервые появился один из самых известных героев советской массовой литературы – контрразведчик майор Пронин. За два года в журналах были напечатаны шесть рассказов о нем, а в 1941 году они были выпущены книгой в виде повести Приключения майора Пронина. Тогда же в журнале Огонек появилось ее продолжение – роман Голубой ангел. А сразу после начала Великой Отечественной войны, 5 июля 1941 года писатель был арестован и осужден, пятнадцать лет провел в заключении и ссылке. По свидетельству Овалова, его обвинили в разглашении методов работы советской контрразведки. После полной реабилитации в 1956 году и возвращения в Москву Лев Овалов написал еще два шпионских романа – Букет алых роз (1957) и Медная пуговица (1958) и роман Секретное оружие (1962), которым писатель и завершил цикл о Пронине. В дальнейшем он писал социально-производственные и исторические произведения, самыми значительными из которых считаются История одной судьбы (1962), Помни обо мне (1966), Январские ночи (1972), Двадцатые годы (1982). В последние годы писатель работал над книгой о своих знаменитых предках, но работа так и осталась незаконченной... Известный писатель и литературовед В.Б. Шкловский так отозвался о Рассказах майора Пронина: Советский детектив у нас долго не удавался потому, что люди, которые хотели его создать, шли по пути Конан Доила. Они копировали занимательность сюжета. Между тем можно идти по линии Вольтера и еще больше – по линии Пушкина. Надо было внести в произведение моральный элемент... Л.Овалов напечатал повесть Рассказы майора Пронина. Ему удалось создать образ терпеливого, смелого, изобретательного майора государственной безопасности Ивана Николаевича Пронина... Жанр создается у нас на глазах.

Немало талантливых мастеров детективного жанра. К ним можно отнести Аркадия Адамова (чье произведение «Дело «пестрых» фактически возродило популярность детективов в СССР), Сергея Высоцкого («Анонимный заказчик», «Крутой поворот»), Станислава Родионова («Криминальный талант») и других. Как правило, герои этих романов - работники уголовного розыска или частные сыщики. Многие из авторов сами когда-то расследовали преступления, и произведения написаны на основе жизненного опыта, что делает их особенно точными и реалистичными.

Биография

Будущий писатель, настоящее имя которого Лев Сергеевич Шаповалов, родился 29 августа 1905 года в Орловской области, Покровском районе, селе Успенское. Овалов рано потерял отца - тот погиб, участвуя в Первой мировой войне. После ее окончания мать, взяв с собой Льва и его братьев, уехала в село, в котором родился будущий писатель.

В 1918 году Лев Овалов вступил в ВЛКСМ и занимал должность главы местной комсомольской ячейки. Спустя два года он стал членом Всесоюзной коммунистической партии, а через некоторое время после этого был назначен секретарем Малоархангельского комитета ВЛКСМ.

В 1923 году Лев Овалов переехал в Москву с целью получения высшего образования. Он поступил в Московский государственный университет на медицинский факультет. Именно в это время Лев Овалов начал свою писательскую деятельность, посещая литературный кружок «Антенна». Его очерки часто публиковались на страницах «Рабочей Москвы» и «Крестьянской газеты». Первое полноценное произведение - повесть «Болтовня» - вышло в 1928 году.

Несмотря на свое медицинское образование, после окончания учебы Овалов работал редактором в газетах «Комсомольская правда», «Вокруг света», «Молодая гвардия». В 1939 году вышел рассказ «Синие мечи», положивший начало циклу произведений о майоре Пронине. В течение двух лет было написано еще 6 рассказов и роман из этой серии.

Спустя некоторое время после начала Великой Отечественной войны Лев Овалов был обвинен в раскрытии секретной информации. Следующие 15 лет его жизни прошли в лагерях. Вернувшись в Москву, Овалов продолжал писать, создавая не только детективы, но и исторические произведения. Лев Сергеевич скончался 30 апреля 1997 года в Москве.

Творчество. Цикл о майоре Пронине

Серия включает в себя 6 рассказов, 1 повесть и 2 романа. Иван Николаевич Пронин - милиционер-чекист, расследующий различные дела и попадающий в невероятные ситуации, из которых он всегда находит выход. Пронина нередко называют советским Джеймсом Бондом. Историями о нем в течение десятков лет зачитывались миллионы граждан СССР - произведения часто переиздавались как в виде отдельных книг, так и в сборниках. Отсылки к этому персонажу можно найти в повести братьев Стругацких «Град обреченный», песне Сергея Минаева, фильмах «Огонь, вода и медные трубы» и «Частный детектив, или Операция «Кооперация».

Другие произведения

Творчество писателя не заканчивается на Пронине. Одна из не менее известных книг Льва Овалова, никак не связанная с циклом о майоре, - «Букет алых роз». Это произведение было написано после возвращения из 15-летней ссылки.

В романе Овалов показывает, насколько его удивила новая Москва. За много лет отсутствия многое изменилось: у молодежи теперь другие увлечения и идеалы для подражания. Миром правят рок-н-ролл и джаз, "Кока-кола" и брюки-дудочки, Элвис Пресли и Джеймс Бонд. Но в новой стране продолжают работать органы госбезопасности, которые, по сюжету, пытаются раскрыть шпионскую деятельность иностранного дипломата.

Одно из более поздних произведений Льва Овалова - «Помни обо мне». Оно не связано ни с разведкой, ни со шпионажем, а рассказывает о судьбе московской школьницы. Девочка попала в религиозную секту, и близкие люди пытаются освободить ее из рук сектантов.

Критика и отзывы читателей

Несмотря на то что майора Пронина часто сравнивают с Джеймсом Бондом, свои произведения Овалов написал гораздо раньше Яна Флеминга. Критики отмечают, что Овалов использовал элементы нуар-детектива, в основе которого лежат напряженный сюжет и грубая манера повествования. События в произведениях Льва Овалова развиваются быстро и динамично. Однако в нуар-романах героем, как правило, является преступник. Писатель решил соблюсти традиции классического детектива и сделать главным персонажем лицо, расследующее дело.

Википедия: Лев Овалов (настоящее имя Лев Сергеевич Шаповалов; 29 августа 1905 - 30 апреля 1997) - советский писатель, автор детективных произведений о чекисте-контрразведчике майоре Пронине.
Лев Шаповалов родился в Москве в дворянской семье. Отец погиб в Первую мировую войну. В 1918 году его мать, Тверитинова-Шаповалова вместе сыновьями уехала в село Успенское Орловской губернии. В том же году Лев Шаповалов вступил в комсомол и возглавил сельскую комсомольскую ячейку, в 1920 году вступил в ВКП(б). В 1921 году - секретарь Малоархангельского уездного комитета РКСМ.
В 1923 году Лев Шаповалов был направлен на учебу в МГУ, учился на медицинском факультете. Во время учебы также занимался общественными науками, работал заведующим библиотекой. В это же время он посещал занятия в литературном кружке «Антенна» при Хамовническом райкоме партии, его очерки под псевдонимом Лев Овалов публиковались в «Рабочей Москве» и «Крестьянской газете». В 1928 году он был назначен главным редактором журнала «Селькор» В том же году вышла его первая повесть «Болтовня». В 1930-х годах Лев Овалов работал в редакции газеты «Комсомольская правда», возглавлял редакции журналов «Вокруг света» и «Молодая гвардия».
В 1939 году Л. Овалов был главным редактором журнала «Вокруг света». Именно для этого журнала и написан рассказ «Синие мечи» - первый в цикле о майоре Пронине, после чего шесть рассказов о герое были напечатаны в 1939-1940 годах в журналах «Вокруг света» и «Знамя», затем вышли отдельным изданием в серии «Библиотечка красноармейца», а в 1941 году вошли в сборник «Приключения майора Пронина». В том же году в журнале «Огонек» был опубликован роман «Голубой ангел», продолживший серию о майоре Пронине.
5 июля 1941 года Лев Овалов был арестован по обвинению в разглашении секретных сведений и осужден, после чего 15 лет провел в трудовых лагерях и ссылке. Там писатель работал по основной специальности - врачом, и познакомился с медсестрой Валентиной Клюкиной, с которой с конца 1940-х они начали жить вместе.
В это же время, в начале Великой Отечественной войны, его младший брат Дмитрий попал в плен и почти до конца войны находился в немецком концлагере, откуда был освобожден союзниками, но в СССР уже не вернулся.
В 1956 году Лев Овалов был реабилитирован и вернулся в Москву. С 1957 года им было написано и издано еще три романа из цикла о майоре Пронине, последним из которых стал роман «Секретное оружие». В нем автор рассказывает об охоте одной из империалистических разведок на открытие советских ученых, создавших единую теорию поля.
В дальнейшем Овалов писал произведения на социально-производственную и историческую тематику.
Умер Лев Овалов 30 апреля 1997 года. По его завещанию писатель был кремирован, прах смешан с прахом его матери, хранившимся в семье, и развеян над водами канала имени Москвы возле его дачи.

Нам не нуж­но Ва­шинг­то­на,
Ес­ли есть у нас Моск­ва!
Так пи­сал Сер­гей Ми­хал­ков в дет­ской по­эме-по­ли­тин­фор­ма­ции.
А за­чем нам ну­жен Джеймс Бонд, ес­ли у нас есть май­ор Про­нин?

Так писал Сергей Михалков в детской поэме-политинформации.


А зачем нам нужен Джеймс Бонд, если у нас есть майор Пронин?


И зачем я вообще рассуждаю о королях литературы, которую по старинной традиции принято называть подлой? Лёгкий жанр, шпионский роман, который в СССР называли «военными приключениями»…


Но так уж случилось: позывные масскульта слишком многое определяют в нашей жизни. Даже в политике нам приходится выбирать между Иоганном Вайсом с песней «С чего начинается Родина» и шутками Райкина – и Deep Purple с Боно и цитатами из «Терминатора». Как не вспоминать советских королей лёгкого жанра? Слишком многое закодировано в этих книжках – самых зачитанных в любой районной библиотеке.







Лев Овалов – литературный псевдоним Льва Сергеевича Шаповалова (1906–1997). Кстати, в аннотациях ко многим книгам писателя неизменно указывалась его настоящая дворянская фамилия, а также имя с отчеством. Это не последняя из загадок Льва Овалова. Он умер в глубокой старости, не оставив архива: всю жизнь Овалов соблюдал привычку уничтожать черновики. К тридцатым годам он был, что называется, «известным писателем и литературным деятелем». Образцовая биография молодого коммуниста, участника гражданской войны, вступившего в партию пятнадцати лет от роду, а до этого создавшего волостную комсомольскую ячейку в селе Успенском на Орловщине… Там писатель сполна повидал и кулаков, и диверсантов, мнимых и явных шпионов – всех героев будущей советской остросюжетной прозы. Любимым поэтом с юности на всю жизнь был Александр Блок . Впоследствии майор Пронин и его верный оруженосец капитан Железнов не раз упомянут Блока в своих беседах. В те годы Лев Сергеевич прилежно сочинял стихи, но не спешил с публикациями. На закате НЭПа поэт внесёт свой вклад в развитие советской детской поэзии, выпустив несколько книжек с задорными антимещанскими стихами для мальчиков и девочек. «Пятеро на одних коньках» – книжка с цветными картинками – стала любимым детским чтением 1927-го года.


После завершения гражданской войны и образования СССР стране понадобилась своя, оригинальная массовая культура: песни, книги, кинофильмы, плакаты. Овалов работал в рапповском журнале «Рост», затем в «Комсомольской правде». В тридцатые годы он был именно тем молодым специалистом, в котором нуждалась тогдашняя новая литература. Лев Сергеевич получил традиционное благословение патриарха – Максима Горького – и вошёл в Союз писателей со дня его основания… Влиятельнейшие литературные журналы довоенного времени «На литературном посту» и «Литература и искусство» благосклонно отозвались на дебют прозаика – повесть «Болтовня». Сразу несколько критиков (в их числе – молодой Александр Бек ) приветствовали нового пролетарского писателя и его героя, рабочего Морозова. Овалова называли молодым писателем-пролетарием, и в этом определении была доля лукавства. Лев Сергеевич происходил из небогатой, но родовитой семьи. Уже под старость, в девяностые годы, он сообщал интервьюерам, сколько его родни – Шаповаловы, Тверетиновы, Кожевниковы – упомянуто в словаре Брокгауза и Эфрона. По отцовской линии прямым предком Льва Сергеевича был профессор С.И. Баршев , один из столпов Московского университета времён толстовского классицизма. Профессор побывал и деканом юридического факультета, и ректором университета. Влиятельный, увенчанный лаврами господин. По материнской линии родственником писателю приходился знаменитый учёный, отец русской невропатологии, профессор А.Я. Кожевников . И всё-таки в анкетах Лев Сергеевич писал: «Из рабочих». Дело тут не в диктате эпохи: сын сельской учительницы вполне мог честно написать «из служащей интеллигенции», это не возбранялось. Но писатель вправе конструировать собственную биографию. Вместо Льва Сергеевича Шаповалова – Лев Овалов из рабочих. Это не конформизм, скорее – творческий вымысел, маска. Писатель выбрал для себя амплуа и соблюдал правила игры.


Отец Овалова – С.В. Шаповалов – погиб на фронте в самом начале Первой мировой, в 1914-м году. Один из главных героев пронинского цикла – Виктор Железнов – тоже потеряет отца на фронте… В 1917-м году семья от московского голода едет в село Успенское Орловской губернии, где юный Лев Шаповалов с максимализмом недавнего гимназиста бросился в революционную круговерть. Революционные аббревиатуры, слова-сокращения, точнее всего определяли тогдашнюю реальность: комбеды, продразвёрстка…


В середине тридцатых Овалов пишет повесть об Уралмаше и попадает в советско-китайский политический узел, не распутанный и в наше время. Главная героиня повести Зина Дёмина выходит замуж за китайца Чжоу, который работал на нашем заводе. Потом Чжоу возвращается в Китай, чтобы бороться с врагами, а Зина предпочитает остаться на Родине. С прототипами всё было иначе: сын Чан Кайши Цзян Цзинго увёз советскую девушку Фаину Вяхрёву в Китай… Сын генералиссимуса побывал главой китайского правительства, а после триумфа Мао вместе с отцом обосновался на Тайване, где в 1975-м сменил Чан Кайши на посту президента. В СССР его звали Чан Чинго – болельщики международной политики, несомненно, помнят это имя. А первой леди Тайваня была та самая заводская девчонка Зина Дёмина из оваловского романа, точнее, её реальный прототип. Вспоминали ли они своего знакомого по далёким тридцатым, по Свердловску – писателя Овалова?


В конце тридцатых и литераторы, и читатели ощущали потребность в создании детектива на современном советском материале. После провала пропагандистской кампании «ежовых руковиц», когда железный нарком оказался врагом народа, а во главе НКВД встал более мягкий и дипломатичный Берия , нужно было утеплить образ чекиста в прессе и литературе. Овалов стал одним из пионеров жанра и безусловным лидером первого поколения мэтров остросюжетной литературы. В то время он редактировал журнал «Вокруг света». Сначала Овалов обратился к знакомым писателям с просьбой написать что-нибудь «про шпионов», но в шерлокхолмсовском ключе. Однако никто не рискнул прикоснуться к этой новой и скользкой теме. Тогда редактор решился на собственный эксперимент. Именно эксперимент – литературный этикет требовал особых пояснений для первого пронинского рассказа «Синие мечи». Говорилось, что в этом рассказе мы берём на вооружение заморскую форму шпионского детектива, чтобы она служила нашему потребителю, как служат на наших заводах и фабриках импортные станки. Успех этого коротенького рассказа был так велик, что возникла необходимость проследить литературную генеалогию героя – молодого чекиста Ивана Николаевича Пронина. В первую очередь вспоминались выпуски книжных сериалов десятых годов – про Шерлока Холмса и Ника Картера, про пещеру Лехтвейса и русского сыщика Путилина, про Пинкертона и похождения Ирмы Блаватской… Шерлок там был, конечно, не дойловский, а рыночно-лубочный. Корней Чуковский называл его «отвратительным двойником» настоящего Холмса с Бейкер-стрит. В этих брошюрах «с продолжениями» хватало великосветских негодяев, загипнотизированных красавиц, немногословных боксёров и коварных отравителей. Конечно, герой советского детектива не мог походить на этих монстров буржуазного масскульта. Овалов добавил к картонным фигурам прежних сыщиков человеческой теплоты и героической идейности. Совсем не случайно Лев Овалов присвоил своему герою звание майора. Пронин – профессионал, действующий контрразведчик. Генеральские лавры только помешали бы ему в работе. К тому же и так крупные советские руководители (например, Евлахов из «Голубого ангела») видят в майоре Пронине равного. Как в песне: «Пусть до утра не спят в рабочих кабинетах майоры с генеральской сединой». В послевоенное время Пронину присвоят генеральское звание, но в читательском сознании он навсегда останется «майором Прониным». К тому же Лев Овалов прозорливо произвёл своего героя в генерал-майоры ! В том же 1939-м году, одновременно с первыми рассказами майора Пронина, в нескольких театрах СССР была поставлена пьеса Льва Шейнина и братьев Тур «Очная ставка» – про шпионов, чекистов и бдительных москвичей. Для Европы времечко было военное, для Советского Союза – предвоенное. И нет ничего удивительного в моде на короткие армейские причёски, духовые оркестры и мужественных героев.


Ветер дул в паруса шпионского детектива. И всё-таки каждый успех нового, остро-популярного жанра давался с боем. В журнале «Красная новь» Овалову отказали в публикации «Рассказов о майоре Пронине». Тогда Лев Сергеевич принёс рукопись в «Знамя», к главному редактору Всеволоду Вишневскому . Вишневский предчувствовал шумный успех новой серии рассказов о Пронине, но отзывы рецензентов из НКВД были строги. Тогда классик советской драматургии, автор «Оптимистической трагедии» обратился лично к В.М. Молотову . Железный наркоминдел ознакомился с рукописью и дал свою резолюцию: «Срочно в печать». И знаменские публикации, и отдельное издание рассказов стали бомбами, незабываемыми событиями истории массовой литературы. После публикации «Рассказов майора Пронина» и «Рассказов о майоре Пронине» Лев Овалов приступает к повести «Голубой ангел». Заметим, что в рассказах писатель с лёгкостью и изяществом передал образы рассказчиков. В первом цикле таковым выступил сам майор, во втором – всевидящий автор. Очень тонко, без формальных излишеств, Овалов даёт нам «почувствовать разницу». Этот приём использовал и Конан Дойл , несколько поздних рассказов холмсианы написаны от имени Шерлока. Но Овалов сильнее подчёркивает углы зрения, а в «Голубом ангеле» и вовсе является пред читательские очи собственной персоной. Автобиографизм повести очевиден: Лев Овалов награждает рассказчика-писателя поездкой в Армению, из которой он, помимо нескольких бутылок отменного коньяку, одна из которых предназначается майору Пронину, привёз материалы для книги об этой «древней удивительной стране». В то время на рабочем столе писателя Овалова лежали две рукописи – «Голубой ангел» и «Поездка в Ереван». Книга об Армении вышла в свет в 1940-м году.


На «Рассказы майора Пронина» откликнулся Шкловский : «Советский детектив у нас долго не удавался потому, что люди, которые хотели его создать, шли по пути Конан Дойла. Они копировали занимательность сюжета. Между тем можно идти по линии Вольтера и ещё больше – по линии Пушкина . Надо было внести в произведение моральный элемент… Л.Овалов напечатал повесть «Рассказы майора Пронина». Ему удалось создать образ терпеливого, смелого, изобретательного майора государственной безопасности Ивана Николаевича Пронина… Жанр создаётся у нас на глазах». Кстати, безымянный рецензент из «Огонька» почти дословно повторил некоторые обороты Шкловского – наверное, это носилось в воздухе: «В № 4 «Знамени» Л.Овалов напечатал повесть «Рассказы майора Пронина». Ему удалось создать образ терпеливого, смелого, изобретательного майора государственной безопасности Ивана Николаевича Пронина и его помощника Виктора Железнова. Книга призывает советских людей быть бдительными. Она учит хранить военную тайну, быть всегда начеку». Можно поспорить со Шкловским: на самом деле в пронинских рассказах, а особенно – в повести «Голубой ангел» традиции Конан Дойла были скорее приспособлены к советским реалиям, чем сведены на нет.


Время было бурное – и Овалов не раз занимал и освобождал начальственные кресла в разных московских редакциях. «Вокруг света», «Молодая гвардия»… Удивительный факт: 22 июня 1941 года, несмотря на начало великой войны, в Москве, на Моховой, прошёл творческий вечер Льва Овалова. С вопросами о лишних билетиках к прохожим приставали за несколько кварталов! В первый месяц войны, на волне оглушительного успеха огоньковской публикации «Голубого ангела», Овалов оказывается в роли своих не самых любимых героев: 5 июля 1941 года его арестовывают. Причины ареста туманны; сам писатель вспоминал, что его обвиняли в «разглашении методов работы советской контрразведки» на материале повести «Голубой ангел». Так объяснял Лев Овалов – а писатель имеет право на легенду. Лотман сказал о Карамзине : «Право на летопись получает летописец». Вот и наш писатель стал героем жизненного детектива. Дело сложилось так, что после посадки отношения с первой семьёй были прерваны навсегда – зато в ссылке он встретил верную подругу, с которой ему предстояло прожить ещё полвека в окружении детей и внуков. В лагерях и в ссылке пригодились навыки первой профессии писателя: он снова занялся медициной. В 1956 году он вернулся в Москву с замыслом романа о военных подвигах майора Пронина. До сих пор писатели судачат о том, как, вернувшись из ссылки, Овалов в ресторане ЦДЛ услышал фрондёрский разговор молодых литераторов и обратился к ним: «Я лучше бы ещё 5 лет оттрубил в лагерях, чем 5 минут слушать вашу антисоветчину!..». Писателя реабилитировали и восстановили в партии с сохранением стажа. Из ссылки он вернулся вместе с новой женой – Валентиной Николаевной. Молодую медичку даже грозились исключить из комсомола за связь со ссыльным, но она прямо отвечала гонителям: «Он больший коммунист, чем вы». Так и прошли они вместе и годы испытаний, и годы славы. Их гостеприимный дом на Ломоносовском проспекте был полон детей – и литературная работа спорилась. Пробивать свои книжки он ходил не к хвосту, а к голове. Голову в те годы звали Михаилом Андреевичем Сусловым . И у Суслова старый большевик, выражаясь языком того времени, находил понимание . Страна зачитывалась «Огоньками» с «Медной пуговицей» (вероятно, Пронин задумал эту остросюжетную книгу в ссылке), а автор шпионского боевика уже служил в журнале «Москва» заместителем главного редактора Поповкина . «Медная пуговица» не приглянулась Хрущёву : богато иллюстрированные приключения капитана Макарова и майора Пронина в оккупированной Риге показались ему слишком легкомысленными. Отдельного издания романа Овалов дожидался много лет, написав за это время ещё два шпионских опуса – «Букет алых роз» и «Секретное оружие». Чем же приглянулся советскому читателю майор Пронин, почему именно его имя из десятков книжных чекистов запало в народную память? Майор Пронин покоряет обстоятельным мужским характером. Он настойчив, спокоен, хладнокровен, слегка ироничен. Умеет учиться и анализировать собственные ошибки. Артистичен, как Холмс, но, в отличие от частного сыщика с Бейкер-стрит, гордится принадлежностью к государству, хранит честь офицера. Он – мастеровой из крестьян, выучившийся народный интеллигент. Таких особенно ценят в нашей стране: успех достался им по праву мозолей. Оборотная сторона славы майора Пронина – ехидные анекдоты, герой которых ничего общего не имеет с героем Овалова. Такого противоречивого, но мощного признания в ХХ веке удостоились действительно замечательные герои – Холмс, Чапаев, Штирлиц…


Между тем, в 1959-м году Овалов, не побоявшись упрёков в «абстрактном гуманизме», публикует в «Москве» «Маленького принца» Экзюпери . Впервые по-русски, в переводе Н.Галь … После «Москвы» Овалов недолгое время работал в АПН; распространяться об этом он не любил. Вскоре со службой было покончено – и глава большой семьи стал свободным художником. Из его детей и внуков уже можно было составить если не футбольную, то баскетбольную команду.


Мы знаем Пронина по следующим произведениям Овалова: «Рассказы майора Пронина» («Синие мечи», «Зимние каникулы», «Сказка о трусливом чёрте»), «Рассказы о майоре Пронине» («Куры Дуси Царёвой», «Agave mexicana», «Стакан воды»), повесть «Голубой ангел». Также Пронин действует в романах «Медная пуговица» и «Секретное оружие» и подразумевается в повести «Букет алых роз». «Что ж, немного. Но в умелых руках…» – так говаривал Пронин, извлекая из карманов матёрого шпиона Роджерса всего лишь два пистолета. Овалов признавался, что мог бы щёлкать детективные рассказы и повести о майоре Пронине как орешки, но критика того времени в штыки воспринимала коммерческий дух «сериальности». Только старый ценитель Пинкертона и Ника Картера Валентин Катаев понимал, что хороший детектив с популярным героем стоит публикации в журнале «Юность».


Как известно, Лев Сергеевич (как и сэр Артур) снисходительно относился к своим детективам, не считал их «отчётными» в собственной литературной биографии. Но к «Голубому ангелу» писатель подошёл с должным уважением, подарив повести не только хитроумную интригу, но и лирическую выразительность. Чего стоит оваловское стихотворение «Голубой ангел», которое Виктор Железнов выдаёт за свой перевод известной шансонетки. Мистика, печаль, блоковская символика:

Воистину, прав был майор Пронин – разведчик в этом мире обязан уметь многое: «Разве ты не знаешь моей теории о том, что чекист должен быть и жнец, и швец, и на дуде игрец?». Вот так-то.

Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ

Лев Овалов (настоящее имя - Лев Сергеевич Шаповалов) родился 29 августа 1905 года в Москве, в родовитой дворянской семье. Его отец погиб на фронте в 1914 году, а после революции, в 1918 году, мать с двумя сыновьями уехала в Орловскую губернию. Там Лев Шаповалов окунулся в классовую борьбу, и в 1919 году возглавил местную комсомольскую ячейку. В 1920 году он стал членом партии, через год возглавил уездный комитет комсомола, а в 1923 году был направлен на учебу в Москву. Он занимался общественными науками в МГУ, работал заведующим библиотекой и посещал литературный кружок "Антенна", печатался в "Рабочей Москве" и "Крестьянской газете". Именно тогда появился его псевдоним Лев Овалов. В 23 года молодой коммунист был назначен редактором журнала "Селькор". В 1928 году он опубликовал свою дебютную повесть "Болтовня", сразу привлекшую к нему внимание. Затем появился роман "Ловцы сомнений". В 1930-е годы Лев Овалов работал в редакции "Комсомольской правды", затем был главным редактором журналов "Вокруг света" и "Молодая гвардия".

В 1939 году был опубликован рассказ "Синие мечи", в котором впервые появился один из самых известных героев советской массовой литературы - контрразведчик майор Пронин. За два года в журналах были напечатаны шесть рассказов о нем, а в 1941 году они были выпущены книгой в виде повести "Приключения майора Пронина". Тогда же в журнале "Огонек" появилось ее продолжение - роман "Голубой ангел". А сразу после начала Великой Отечественной войны, 5 июля 1941 года писатель был арестован и осужден, пятнадцать лет провел в заключении и ссылке. По свидетельству Овалова, его обвинили в разглашении методов работы советской контрразведки. После полной реабилитации в 1956 году и возвращения в Москву Лев Овалов написал еще два "шпионских" романа - "Букет алых роз" (1957) и "Медная пуговица" (1958) и роман "Секретное оружие" (1962), которым писатель и завершил цикл о Пронине. В дальнейшем он писал социально-производственные и исторические произведения, самыми значительными из которых считаются "История одной судьбы" (1962), "Помни обо мне" (1966), "Январские ночи" (1972), "Двадцатые годы" (1982). В последние годы писатель работал над книгой о своих знаменитых предках, но работа так и осталась незаконченной...

Известный писатель и литературовед В.Б. Шкловский так отозвался о "Рассказах майора Пронина": "Советский детектив у нас долго не удавался потому, что люди, которые хотели его создать, шли по пути Конан Доила. Они копировали занимательность сюжета. Между тем можно идти по линии Вольтера и еще больше - по линии Пушкина. Надо было внести в произведение моральный элемент... Л.Овалов напечатал повесть "Рассказы майора Пронина". Ему удалось создать образ терпеливого, смелого, изобретательного майора государственной безопасности Ивана Николаевича Пронина... Жанр создается у нас на глазах."




Top