Левитан березовая роща картина высокое разрешение. Березовая роща

Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824 года в Воронеже и был единственным ребенком в семье купца Саввы Ефтихиевича Никитина. Благодаря уму и торговой смекалке, Савва Ефтихиевич сумел обеспечить значительный материальный достаток: имел собственный завод свечей, большой дом с балконом и лавку на бойком месте. Ване было девять лет, когда его определили во 2 класс духовного училища. К этому времени будущий поэт уже умел читать. Учился он старательно, успешно окончил училище и в 1839 году поступил в духовную семинарию. В семинарские годы Никитин полюбил поэзию Александра Пушкина и Алексея Кольцова. В это же время он начинает писать стихи. Сочинение стихотворений стало для него своего рода потребностью, и создали ему славу „семинарского поэта“. Учебу в семинарии не закончил – его исключили с 4 го курса за пропуски занятий. На посещаемости сказалась тяжелая семейная обстановка: смерть матери, серьезные финансовые проблемы отца.
Савва Никитин покупает постоялый двор на ул. Кирочная (сейчас улица Никитинская, 19А) и в 1844 году назначает Ивана его управляющим.
В 1859 году в центре Воронежа на Большой Дворянской улице (сейчас проспект Революции) Иван Саввич приобретает здание и открывает в нем книжный магазин с канцелярским отделом. Через некоторое время при магазине начинает работать читальный зал, ставший популярным местом встреч литературной общественности города.

Поэт Иван Саввич Никитин пользовался успехом у женщин. Но была в его жизни одна особа, к которой он питал настоящие чувства. Это Наталья Матвеева – дочь известного в России командира дружин воронежского ополчения в годы Крымской войны, генерал-майора Антона Матвеева. Иван Саввич посвятил ей стихотворения: «На лицо твое солнечный свет упадал…», «Я вас не смею раздражать…».

Весной 1861 года Иван Саввич тяжело заболел. К осени стало ясно, что болезнь не удастся победить. Завещание было подписано поэтом 10 сентября 1861 года. Согласно нему, книжный магазин должен быть продан, и все деньги распределены между родственниками. Право на издание своих сочинений Никитин передавал своему другу и наставнику, советнику Воронежского губернского правления Николаю Второву. По условию завещания все вырученные от издания книг средства должны были идти на благотворительные цели. Скончался Иван Саввич Никитин 28 октября 1861 года. Похоронен в Воронеже в литературном некрополе рядом с могилой поэта Алексея Кольцова.

Иван Саввич Никитин - талантливый поэт и прозаик, работавший в направлении пейзажной лирики. Автор наиболее народных произведений. Его наблюдения за природой и душой простолюдина поражают. Никитин Иван Саввич, фото портретов которого представлены в статье, даже всем своим обликом выказывает величие духа и большую жизненную мудрость.

Период в истории

Главными темами в русской литературе XIX века были борьба с самодержавием и крепостным правом. Время, когда родился и умер Никитин, - это период борьбы против феодализма, поднятие духа патриотизма и рождения движения декабристов.

Попал под влияние тогдашней литературы и Иван Саввич. Он, поэт некрасовского направления, чаще всего рисовал в своем творчестве социально низкие слои общества. Его стихам присущ сюжет, в котором ярко изображены крестьяне и городская беднота. Часто в творениях автора можно встретить отголосок и его собственной жизни. Личная бедность также вдохновляет поэта на работу.

Стихотворец писал, беря в качестве примера труды Некрасова и Кольцова, но это не помешало ему выработать свой собственный стиль.

Именно переживания, характерные для многих людей того времени, и наложили печать на стихи Ивана Саввича Никитина. Короткие работы автора - это боль и радость того периода истории России.

Детство поэта

Жизнь Ивана Саввича Никитина была нелегко с самого начала. Но, может быть, сложись все иначе, судьба не одарила бы его талантом.

Никитин, будущий поэт, родился 3 октября 1824 года в Воронеже, в простой мещанской семье. Его отец был торговцем свечами и на то время неплохо зарабатывал. С малых лет грамоте его учил сосед-сапожник. Наибольшую радость мальчику доставляла природа. Часами он мог гулять по окрестностям, наблюдать за изменениями земли. Закрытость и отрешенность ребенка родителей не пугала.

«Я рад осенней непогоде: мне шум толпы невыносим», - позже писал Никитин Иван Саввич.

Отец имел на сына большие планы, поэтому отправил его учиться в семинарию. Именно там, мальчик впервые попробовал писать стихи.

Преждевременное взросление

Пока мальчишка учился, дома начались проблемы. Семейное дело не складывалось, и отец начал выпивать. Более того, обладая весьма крутым характером, он пристрастил к рюмке и мать поэта. Из-за семейных неприятностей парню было не до учебы, и вскоре его выгнали из училища. От школьной парты он встал к прилавку свечной лавки.

Спустя какое то время умерла мать Ивана Саввича. Еще через некоторое время бизнес себя полностью изжил. И единственным, что делало парня счастливим, стала литература. Однако о мечтах учиться в университете можно было забыть.

Стремление к прекрасному

Так уныло проходили годы жизни Никитина Ивана Саввича. Тяжелая работа, деспот-пьяница отец и серые, похожие один на другой дни. Но искру, что тянула поэта к прекрасному, обыденность погасить не смогла. Он стремится к высокому искусству и не перестает по каплям впитывать в себя творчество Пушкина, Гоголя, Шекспира и своего фаворита Белинского. То, что остается от свечной лавки, молодой человек меняет на постоялый двор. И среди всегда пьяных и шумных клиентов будущий поэт сумел выделять время для написания стихов.

Нелюдимый одинокий Никитин находил в этих коротких мгновениях больше счастья, нежели в бессмысленной трате времени на разговоры с людьми. Постепенно в нем начал расти поэт. Стихи Ивана Саввича Никитина короткие, но правильно сложенные и со смыслом.

Первый шаг к успеху

В ноябре 1853 года молодой человек решается отослать свои произведения в редакцию. Их публикуют в издании «Воронежские губернские ведомости». Тогда автор подписался инициалами «И. Н.». При газетном издании работал Николай Второв, который не просто заинтересовался молодым поэтом, но и после стал его лучшим другом.

Работы быстро получили положительные отзывы и принесли молодому поэту известность. Никитин Иван Саввич стал «преемником» Кольцова. Он красиво превозносит природу, в его трудах звучит любовь к земле, он воспевает красоту простого рабочего человека. Кроме того, с тех пор его приняли в круг интеллигенции. Наконец-то, он вращается в обществе людей, с которыми ему интересно.

Одним из трех стихотворений, которые он послал в редакцию, была «Русь». В этом произведении он выражал свою боль и патриотические настроения, связанные с Крымской войной.

Источник вдохновения

Несмотря на славу, жизнь героя нашего повествования мало изменилась. Поэт Никитин Иван Саввич не перестал заниматься постоялым двором. Отец все так же пил, но 1854-1856 годах отношения между ними немного наладились. Атмосфера, царившая во дворе, часто вдохновляла писателя. Там можно было подслушать разговоры простых людей, обогатить воображение новыми образами, понаблюдать за серой, но интересной жизнью. А это так нужно было Никитину для творчества.

Также в эти годы поэт занимался самообразованием, знакомился с работами других писателей, изучал французский язык.

В чем скрывается духовная сила поэта

Летом 1855 года стихотворец простудился из-за купания и подорвал и без того слабое здоровье. В тот период он обращается к вере и изливает свои чувства в поэзии. В грустные минуты из под его пера вышли такие стихи, как «Молитва» (1851), «Новый завет» (1853), «Сладость молитвы» (1854). Это самые религиозные годы жизни Никитина Ивана Саввича. Короткие произведения трогают до глубины души своей простотой и глубиной содержания:

«О боже! дай мне воли силу,

Ума сомненье умертви».

В 1857 году Воронеж покидает один из немногих товарищей поэта Николай Второв. На мастера пера нападает меланхолия, на время его покидают творческие силы. Но таки настроения недолго властвовали над поэтом, и свои переживания, негативные эмоции и упадок сил он выплескивает на бумаге. Так, в следующего году из под его пера выходит произведение «Кулак». Поэму критика и читатели восприняли очень хорошо.

Автобиографический «Кулак»

В годы, когда родился и умер Никитин, в России существовало такое понятие, как «кулак».

Под ним подразумевался торговец, который наживается на том, что обмеряет, обвешивает и обманывает людей. Главный герой произведения - купец Лукич. Он ведет неправильный и бесчестный образ жизни, не стесняясь воровать, врать и хитрить. Эти маленькие лукавые дела, - единственное, за счет чего живет он и его семья. Поэма частично биографическая. Купец и его жена - родители автора. Описанные им бытовые сцены - это моменты, которые он видел собственными глазами.

Поэма «Кулак» получилась очень богатой жизненными эпизодами. Речь в ней свежая, а описание природы завораживает. Есть части, которые могли бы стать самостоятельными стихами, если их вырвать из контекста. Поэма заслуживает звание народного достояния. Ни в каком другом произведении не описан быт так живо.

Детство поэта было сложное, и «Кулак» - это в какой-то степени его биография. Иван Саввич Никитин жил во время, когда пьянство было очень распространено. Поэма полностью отражала тогдашнее состояние Российской Империи. Поэтому, описав проблемы своей семьи, он охарактеризовал все тогдашнее общество.

Закат недолгой жизни

Уже через год, в 1858, вышел второй сборник стихов. Критики не оценили работы, но это не помешало поэту заниматься любимым делом. Он продолжает учиться и теперь занимается переводами, что помогает глубже познавать ему богатый мир литературы.

В феврале в 1859 года Никитин открывает книжный магазин, к которому была прикреплена библиотека. В Воронеже лавка становится центром культуры для простого народа и интеллигенции.

В то время, когда родился и умер Никитин, именно такие книжные магазины собирали светлые умы общества.

С того времени здоровье поэта стало ухудшаться. Когда он чувствовал себя хорошо, его творчество пополнялась новыми работами. Но во время болезни поэта не могло заинтересовать практически ничего из того, что его окружало.

«Дневник семинариста» поэт написал за год до смерти. Это была его первая прозаическая работа.

Гонорары за творчество позволили ему стать материально независимым.

При хорошем самочувствии он путешествует, посещает Петербург и Москву, активно участвует в культурном росте родного Воронежа.

Май 1861 года стал роковым для героя нашего повествования. Поэт простудился, долго и тяжело боролся с болезнью.

Не простой, тернистой была его биография. Иван Саввич Никитин умер от чахотки 16 октября 1861 года в возрасте 37 лет.

Время его творческого пути составило всего 8 лет.

Похоронили поэта на Ново-Митрофаньевском кладбище, вблизи с другим воспевателем природы - Кольцовым.

Поэт был одинок, когда родился, и умер Никитин также в одиночестве. Из-за замкнутого характера мужчине было тяжело ладить с людьми. Мать ушла из жизни молодой. А отец, даже когда сын был на смертном одре, не отказался от бутылки.

Еще при жизни Никитин приобрел славу. Прошло почти двести лет со дня рождения поэта, а его стихи, воспевающие природу, патриотизм и точно передающие народные образы до сих пор остаются интересными и актуальными.

Древнерусская литература

Иван Саввич Никитин

Биография

Воронеже, в семье мещанина, торговца свечами. В 1839 г. Никитин поступил в воронежскую семинарию. Во время пребывания в ней Никитина торговые дела его отца пошатнулись, и он стал пить и проявлять свой крутой характер. Под влиянием его пьянства и деспотизма начала пить и мать Никитина. В доме создалась крайне тяжелая атмосфера, и Никитин совсем забросил занятия. В 1843 г. он был уволен «по малоуспешности, по причине нехождения в класс». Но, обращая мало внимания на учебные занятия, Никитин в семинарии горячо отдался чтению. Полюбившему литературу, увлеченному Белинским, наполненному высокими стремлениями и поэтическими грезами, Никитину пришлось тотчас же после выхода из семинарии окунуться в самую тяжелую житейскую прозу и засесть за прилавок в свечной лавке отца. В это время тот стал пить еще более. Его дом, свечной завод и лавка были проданы. На вырученные деньги отец Никитина завел постоялый двор. Никитин стал там хозяйничать, сам выполняя все обязанности дворника. Несмотря на тяжелую жизненную обстановку, Никитин не опустился духовно. Окруженный средой, которая не могла понять его, он замкнулся в самом себе. В ноябре 1853 г. Никитин послал три стихотворения в «Воронежские Губернские Ведомости». Одно из них - патриотическое «Русь» - доставило поэту популярность в Воронеже. Стоявшие тогда во главе «Воронежских Губернских Ведомостей» Н. И. Второв и К.О. Александров-Дольник, приняли живое участие в Никитине и ввели его в группировавшийся около них кружок местной интеллигенции. С 1854 г. стихотворения Никитина стали появляться в «Москвитянине», «Отечественных Записках», «Библиотеке для чтения». Печать отнеслась к поэту очень сочувственно. Успех, масса новых впечатлений, теплое, дружеское отношение Второва и членов его кружка, ободряюще подействовали на Никитина, отчужденность и нелюдимость пропали, он был настроен бодро, много работал. Но жизнерадостное настроение омрачалось расстройством здоровья. В 1856 г. появился сборник стихотворений Никитина, к которому критика отнеслась холодно или отрицательно. Наиболее отрицательно отозвался о сборнике Чернышевский в «Современнике». Выступив на литературное поприще, Никитин не переменил жизненной обстановки, продолжая и после 1853 г. содержать постоялый двор. Отец его продолжал пить, но семейные отношения в 1854 - 56 годы несколько улучшились; обстановка постоялого двора теперь уже не так угнетала поэта, вращавшегося в кругу искренне расположенных к нему интеллигентных людей. В 1854 - 56 годы Никитин серьезно работал над своим самообразованием, много читал, занялся изучением французского языка. После отъезда в 1857 г. из Воронежа Второва, который стал самым близким другом Никитина, и после распадения Второвского кружка поэт с чрезвычайной остротой почувствовал вновь тяжесть жизненной и семейной обстановки, пессимистическое настроение с большей силой захватило его, творческое возбуждение сменилось резким упадком творческих сил, сомнением в своем даровании. В 1858 г. вышла большая поэма Никитина - «Кулак». Критика встретила «Кулака» очень сочувственно; с большой похвалой отнесся к поэме между прочим Добролюбов; такой же успех «Кулак» имел и у публики: менее чем через год после его выхода он уже разошелся, принеся Никитину довольно значительный доход. Несмотря на угнетенное настроение и болезненное состояние Никитин в 1857 - 58 годы по-прежнему продолжал внимательно следить за русской литературой, знакомиться с иностранной, читая Купера, Шекспира, Гюго, Гёте, Шенье, стал заниматься немецким языком, переводя Шиллера и Гейне. В 1857 - 58 годы поэт сотрудничал в «Отечественных Записках» и «Русской Беседе». При содействии В. А. Кокорева, давшего Никитину взаймы 3000 р., он открыл в 1859 г. книжный магазин и библиотеку для чтения. В 1859 г. Никитин выпустил новый сборник стихотворений, встреченный критикой гораздо холоднее, чем «Кулак». Весь 1859 г. поэт проболел; небольшое улучшение здоровья чередовалось с ухудшением. Сначала 1860 г. его здоровье стало поправляться, настроение сделалось более жизнерадостным, литературная производительность поднялась, интерес к общественной жизни снова повысился. Летом 1860 г. поэт побывал в Москве и Петрограде. Книжная торговля Никитина шла довольно успешно. Во второй половине 1860 г. Никитин чувствовал себя хорошо, много работал, написал большое прозаическое произведение «Дневник семинариста», напечатанный в «Воронежской Беседе на 1861 г.» и вызвавший сочувственные отзывы критики. Расстроившееся к концу 1861 г. здоровье Никитина к началу 1861 г. снова улучшилось, наступил опять подъем сил. Он принимает деятельное участие в собраниях сгруппировавшегося около М.Ф. Де-Пуле кружка, в местной культурной работе, в организации в Воронеже общества распространения грамотности и в учреждении воскресных школ. В 1859 - 1861 годы Никитин помещал свои произведения в «Отечественных Записках», «Народном Чтении», «Русском Слове» и «Воронежской Беседе». В мае 1861 г. Никитин сильно простудился. Эта простуда, обострив туберкулезный процесс, оказалась роковой. За все время продолжительной болезни поэт испытывал самые тяжелые физические страдания. К ним прибавились нравственные, причиной которых был отец, продолжавший, несмотря на тяжелую болезнь сына, вести прежний образ жизни. Скончался Никитин 16 октября 1861 г. Самые ранние, из сохранившихся произведений Никитина, относятся к 1849 г. Обособленность и сосредоточенность, развитые тяжелыми жизненными условиями, наложили отпечаток на творчество Никитина 1849 - 1853 годов. Его поэтическая сфера была ограничена; он, главным образом, вращался в области личных переживаний, окружающая жизнь привлекала мало внимания. Игнорируя ее, поэт иногда рисовал то, чего никогда не видел, например, море («Ночь на берегу моря», «На западе солнце пылает», «Когда Невы, окованной гранитом…»). В поэзии Никитин за этот период времени ярко проявились стремление осмыслить жизнь, чувство неудовлетворенности ею, страдание от несоответствия ее с мечтами и стремлениями; успокоение поэту давали природа и религия, которые примиряли его на время с жизнью («Поле», «Вечер», «Когда закат прощальными лучами…», «Когда один, в минуты размышленья…», «Новый Завет» и др.). Но Никитин все-таки в 1849 - 1853 годы не замкнулся всецело в сфере личных ощущений и переживаний, в его творчестве этого времени уже заметны зачатки интереса к окружающей жизни, народу, уже звучат общественные мотивы («Тишина ночи», «Оставь печальный твой рассказ», «Певцу», «Мщение», «Нужда»). Никитин еще не разобрался тогда в общественных вопросах, был казенно-патриотически настроен («Русь»), но уже видел зло в общественной жизни, негодовал на него, возмущался, уже призывал поэта бороться с ним («Оставь печальный твой рассказ…», «Певцу»). В 1849 - 1853 годы Никитин находился всецело во власти литературных влияний. Наиболее сильно было влияние Кольцова, особенно в отношении формы («Весна на степи», «Русь», «Жизнь и смерть», «Успокоение», «Песня», «Наследство» и др.). Никитин прекрасно овладел Кольцовской формой и стихом, и некоторые его стихотворения в этом отношении не уступают Кольцову («Весна на степи», «Русь»). Наряду с влиянием Кольцова, в поэзии Никитина 1849 - 1853 годов обнаруживается влияние Лермонтова («Ключ», «Когда закат прощальными лучами…», «Юг и Север», «Засохшая береза», «Я помню счастливые годы…», «Наскучив роскошью блистательных забав…» и др.), Пушкина («Лес», «Война за веру» и др.) и др. поэтов. Воздействие литературных источников сильно проявляется в мыслях и идеях, высказываемых Никитиным в стихотворениях с философским элементом, которые занимали довольно видное место в его поэзии 1849 - 1853 годов. В этих стихотворениях много искусственности, риторики («Дума», «Развалины», «Кладбище», «Наскучив роскошью блистательных забав…» и др.). Личные переживания играют видную роль в творчестве Никитина и после 1853 г., но наряду с ними, обнаруживается большой интерес поэта к окружающей жизни, к народному и мещанскому быту и психологии. После 1853 г. в поэзии Никитина стали также проявляться в известной степени местный колорит, этнографический элемент, интерес к истории местного края. Казенно-патриотическое настроение, захватившее Никитина еще до 1854 г., проявляется и после («Новая борьба», «Донцам», «Уж как был молодец…», «На взятие Карса»), но к 1856 г. оставляет поэта. Религиозная настроенность, обнаруживающаяся в творчестве Никитина 1849 - 1953 годов, довольно сильно проявилась в 1854 г. («Моление о Чаше», «Сладость молитвы», «С.В. Чистяковой»), но потом пропала. В поэзии Никитина в 1854 - 1856 г., так же, как и прежде, видно влияние других поэтов: Кольцова («Измена», «Не широк мой двор…», «Бобыль», «Уж как был молодец…», «Отвяжися, тоска…», «У кого нет думы…»), Лермонтова («Друг»), Пушкина («Кулак», «Новая борьба») и др., но в гораздо меньшей степени, чем ранее, все более обнаруживается стремление пойти своей дорогой. Изучение рукописных текстов Никитина, сохранившихся о нем материалов с несомненностью устанавливает, что в его творчестве 1854 - 1856 годов большую роль сыграло влияние Второва и членов его кружка. К 1857 г. Никитин уже вполне определился как поэт. В его поэзии после этого года общественные мотивы занимали видное место, но не исчерпывали всего ее содержания, он по-прежнему уделял значительное внимание личным переживаниям и природе; общественный элемент не подавил художественного. Развивавшиеся постепенно поэтические силы Никитина к 1861 г. стали пышно расцветать, но смерть прервала этот расцвет; они не успели обнаружиться вполне. Никитин не выявил всех таившихся в нем возможностей. Наиболее значительное место в поэзии Никитина занимают стихотворения, посвященные обрисовке народного быта. В них ярко выразилась самая искренняя, глубокая любовь к народу, горячее сочувствие его тяжелой доле, страстное желание улучшения его положения. Но вместе с тем Никитин трезво смотрел на народ, не идеализировал его, рисовал его правдиво, не замалчивая темных сторон, отрицательных черт народного характера, например, грубости, семейного деспотизма («Упрямый отец», «Порча», «Дележ» и др.). Никитин был в полном смысле слова городской житель; хотя он и бывал в окрестностях Воронежа, но гостил в имениях помещиков; в настоящей деревне, среди крестьян, в условиях их быта он никогда не жил. Материал для обрисовки народного быта и психологии давали Никитину, главным образом, извозчики, останавливавшиеся на его постоялом дворе, и вообще приезжие в Воронеж крестьяне. Ограниченность поля наблюдения народной жизни сказалась в поэзии Никитина, он не нарисовал широкой, всеобъемлющей картины жизни народа, не выявил во всей полноте и многообразии народной психологии, но дал ряд хотя и разрозненных, отрывочных, но живых картин, в которых правдиво обрисованы социально-экономическое положение народа, народные печали и скорби, некоторые стороны народного быта, верно подмечены характерные черты народной психологии и нравов («Мщение», «Старик-другоженец», «Ссора», «Жена ямщика», «Упрямый отец», «Купец на пчельнике», «Бурлак», «Порча» («Болезнь»), «Рассказ крестьянки», «Дележ», «Выезд ямщика», «Староста», «Полночь», «Темно в горенке…», «Нищий», «Деревенский бедняк», «Пряха», «Ехал из ярмарки ухарь-купец…», «Мертвое тело», «Старый слуга», «За прялкой баба в поняве сидит…»). Наряду с крестьянством, Никитин уделил значительное внимание мещанству, посвятив ему поэму «Кулак». Она слишком растянута, некоторые типы обрисованы бледно, но герой поэмы - мещанин-кулак, очерчен прекрасно, дана верная и яркая характеристика мещанства, его психологии. В развитии общественного элемента в творчестве Никитина известную роль сыграл Некрасов, но его влияние не являлось той главной силой, которая дала направление поэзии Никитина, определила ее, и в общем не было очень значительным. Несмотря на сходство мотивов и настроений, в ней почти отсутствуют такие характерные черты Некрасовской музы, как сатира и ирония. (Восторженное поклонение Некрасову, увлечение его поэзией в 1857 г. сменилось в Никитине в 1960 г. резко отрицательным отношение к нему, выразившимся в стихотворении «Поэту-обличителю».) Поэт-общественник, Никитин дал несколько стихотворений, которые высоко стоят по искренности, глубине общественных чувств, по силе гражданской скорби, творческого подъема («Разговоры», «Опять знакомые виденья!..», «Постыдно гибнет наше время!..»). В изображении субъективных переживаний Никитину удавалось достигать большой прочувствованности, силы и красоты, как, например, в знаменитом стихотворении «Вырыта заступом яма глубокая…», которое не только является лучшим созданием поэта, но и принадлежит к наиболее замечательным и трогательным произведениям русской поэзии. Никитин с детства полюбил природу, умел слиться с ней, чувствовать ее душу, различать оттенки ее красок и дал ряд прекрасных и ярких ее картин, в которых проявил себя талантливым пейзажистом («Вечер после дождя», «Буря», «Утро», «19 октября», «Рассыпались звезды, дрожат и горят…», «Смеркает день. В бору темнеет…», «В темной чаще замолк соловей…», «Помнишь? - с алыми краями…» и др.). «Дневник семинариста», оставшийся единственной попыткой Никитина попробовать свою силу в художественной прозе, показывает, что в этой области он мог бы занять видное место среди современных ему бытописателей-реалистов. «Дневник семинариста», напечатанный ранее знаменитых «Очерков бурсы» Помяловского, имел для своего времени большое общественное значение: Никитин осветил почти незатронутую тогда еще область. Творчество Никитина тесно связано с его жизнью и личностью, в нем много автобиографического элемента. Тяжелая, мрачная, лишь с небольшими и немногими просветами, жизнь Никитина, часто обострявшаяся и мучившая его болезнь наложили глубокий отпечаток на его творчество: в нем преобладают печальные тона, красной нитью проходят глубокая тоска и скорбь («Еще один потухший день…», «Я помню счастливые годы…», «С суровой долей я рано подружился…», «В лесу», «В саду», «Лампадка», «Незаменимая, бесценная утрата!..», «Детство веселое, детские грезы…», «Бедная молодость, дни невеселые…», «Вырыта заступом яма глубокая…» и др.). Источником скорби Никитина были не одни только личные жизненные условия, но и вся окружающая жизнь с ее непримиримыми социальными контрастами, с ее злом, ужасом и человеческими страданиями. Наряду с печалью и скорбью, другими характерными чертами поэзии Никитина являются: простота, искренность, прочувствованность, гуманность и драматизм. По своим художественным достоинствам произведения Никитина очень неравноценны: среди его стихотворений, особенно до 1854 г., есть довольно много слабых, являющихся скорее прозой, выраженной стихами, чем поэзией, но, наряду с этим, у него есть ряд стихотворений, облеченных в изящную художественную форму, полных поэтического чувства, написанных красивыми музыкальными стихами. В общем, Никитин по своему художественному дарованию не был очень крупной величиной, но его поэзия высоко стоит по проникающему ее гуманизму, по глубокой искренности, прочувствованности и высоте душевной настроенности. Эта сторона поэзии Никитина привлекла к нему общественные симпатии, создала широкую популярность: его сочинения выдержали много изданий, разошлись в громадном количестве экземпляров. - См.: Полное собрание сочинений и писем Никитина, под ред. А. Г. Фомина (3 т., Санкт-Петербург, 1913 - 15; 4 т. еще не вышел); под ред. М. О. Гершензона (М., 1912; 3-е изд., М., 1913); под ред. С. М. Городецкого (2 т., Санкт-Петербург, 1912 - 13); А. В. Дружинин «Сочинения» (т. VII, Санкт-Петербург, 1865); Н. Г. Чернышевский «Сочинения» (т. II, Санкт-Петербург, 1906); Н. А. Добролюбов «Сочинения» (под ред. М. К. Лемке, т. II и IV, Санкт-Петербург, 1912); М.Ф. Де-Пуле «Биография Никитина», приложение к 1 - 13 изд. его сочинений (Воронеж - М., 1869 - 1910); Ф. Е. Сивицкий «Никитин, его жизнь и литературная деятельность» (Санкт-Петербург, 1893); Н. К. Михайловский «Сочинения» (т. IV, Санкт-Петербург, 1897; 4-е изд., Санкт-Петербург, 1909); И. И. Иванов «Новая культурная сила» (Санкт-Петербург, 1901); Я. К. Грот «Труды» (т. III, Санкт-Петербург, 1901); В. И. Покровский «Никитин, его жизнь и сочинения» (Сборник статей, М., 1910); «История русской литературы XIX в.», под ред. Д.Н. Овсянико-Куликовского (т. III, М., 1911; статья Всев. Е. Чешихина); А. М. Путинцев «Этюды о жизни и творчестве Никитина» (Воронеж, 1912). Литература о Никитине указана в «Материалах для библиографии о Никитине и его сочинениях» А. М. Путинцева («Ученые Записки Юрьевского университета», 1906, кн. II, и отдельно, Юрьев, 1906); статья А. Г. Фомина в «Русском биографическом словаре», Санкт-Петербург, 1914, и редактированном им издании «Сочинения» Никитина.

Иван Саввич Никитин - русский поэт, родился 3 октября 1824 года в Воронеже в семье свечного торговца. В 1839 году будущий поэт поступает в воронежскую семинарию. Несмотря на многие знания, полученные поэтом в семинарии, он презирает казенную и скучную систему образования. Во время обучения в семинарии отец Никитина покупает постоялый двор, но его буйный нрав вкупе с пьянством доводят дело до банкротства. Молодой поэт вынужден бросить семинарию и стать содержателем разоренного постоялого двора.

В 1853 году поэт дебютирует в прессе, отправив стихотворения в «Воронежские Губернские Ведомости», одно из которых – пронизанное любовью к Родине «Русь» – приносит ему успех.

Редактор журнала, Н.Второв, сводит знакомство с автором и вводит в его кружок местной интеллигенции. В 1854 году Никитин печатается в таких известных журналах как «Москвитянин» и «Отечественные записки». Однако следующий сборник стихов критики воспринимают холодно, особо едко сборник раскритиковал Чернышевский в своей заметке в журнале «Современник».

Оставаясь хозяином постоялого двора, молодой поэт продолжает писать стихи, занимается самообразованием, изучает иностранные языки. В 1857 году выходит крупнейшая работа автора – поэма «Кулак», которая повествует о судьбе разорившегося купца, который пытается существовать за счет мошенничества на рынке. Поэма в целом автобиографичная, так как главный герой имеет сходство с отцом автора. Критики благосклонно отнеслись к этой работе.

В 1859 году, при поддержке известного мецената Кокорева, Никитин открывает в центре Воронежа книжную лавку с читальней, которая вскоре становится центром культурной жизни города. Главными темами в поэзии Никитина являются родная природа, тяжелое положение крепостных, протест против социальной несправедливости и человеческих страданий. На слова поэта написано более 50 песен и романсов. Позднее творчество поэта выдержано в мрачных тонах, сквозь его стихотворения красной нитью проходит глубокая тоска, скорбь и боль.

В мае 1861 году Никитин переносит сильную простуду, которая вызывает обострение туберкулезного процесса. Иван Саввич Никитин скончался 28 октября 1861 года в Воронеже.




Top