Левитан исаак ильич биография. Художник Левитан биография и творчество, Isaak Levitan

Крупнейший представитель русской лирической пейзажной живописи 2-й половины 19-го века. В картинах Левитана элегические настроения, печальные раздумья о смысле жизни. Есть у него и картины, полные трагической скорби и безнадежности, и картины, полные бодрости и жизнеутверждения; есть картины, полные тоскливости и картины, полные звонкой радости!

Левитан родился в 1860 году, в семье мелкого железнодорожного служащего. Жили в бедности. К тому же родители рано умерли, и маленький Исаак остался на попечении сестры, которая сама жила за счет поденной работы и лишь изредка подкармливала брата, да штопала старую одежду. Ночевал маленький еврейский мальчик где придется. С детства страстно любил рисовать и в 12 лет поступил в Училище живописи и ваяния. Учителями его были Саврасов и Поленов. Юноша сразу же был замечен учителями как очень талантливый ученик. Саврасов сразу выделил Левитана, но в Училище не любили самого Саврасова за его несдержанный характер, поэтому эту нелюбовь перенесли на мальчика. Блестяще закончив Училище, тем не менее он не получил по окончании заслуженной медали. Жил молодой художник по-прежнему в бедности, не видел повода для радости и всегда был угрюм, подавлен. Душевная угрюмость держала его за руки во время работы. Левитан долго не мог писать светло и прозрачно. Тусклый свет лежал на холстах, краски хмурились. Он никак не мог заставить их улыбатьсяя.

В 1886 году Левитан впервые приехал в Крым и настроение его изменилось. Здесь он впервые понял, что такое чистые краски. Он ощутил с полной ясностью, что только солнце властвует над красками. А солнце и черный цвет несовместимы. Так начался новый период в жизни и творчестве талантливого еврейского художника.

Творчество Левитана - это целая эпоха в развитии русской пейзажной живописи. Продолжая линию лирического пейзажа Саврасова, Левитан достиг огромных высот в искусстве изображения национальной природы. "Поэтом русской природы" справедливо называли Левитана современники. Он тонко чувствовал неброскую красоту и задушевность среднерусского пейзажа. "Левитан показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, - его душу, его очарование", -писал М.В.Нестеров.

Как-то в конце лета, в сумерки, у калитки своего дома Левитан встретил молодую женщину. Ее узкие руки белели из-под черных кружев. Кружевами были оторочены рукава платья. Мягкая туча закрыла небо. Шел редкий дождь. По-осеннему горько пахли цветы в палисадниках.

Незнакомка стояла у калитки и пыталась раскрыть маленький зонтик. Наконец, он раскрылся и дождь зашуршал по его шелковому верху. Незнакомка медленно пошла прочь. Левитан не видел ее лица, -оно было закрыто зонтиком. В неверном свете он лишь заметил, что она бледна.

Вернувшись домой, он долго вспоминал незнакомку, а этой же осенью написал "Осенний день в Сокольниках". Это была первая его картина, где серая и золотая осень, печальная, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителя сердце...

По дорожке Сокольничьего парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном - та незнакомка. Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости.

Это единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек, и то фигуру женщины написал Николай Чехов.

Осень - любимое время года для Левитана, он написал много осенних пейзажей, но этот выделяется тем, что в нем нет трагического звучания, унылого настроения; это очень лирическое полотно, дает ощущение умиротворенности, покоя, тихой радости и светлой грусти.

Перед нами уголок природы с бегущей речкой и березовой рощицей на берегу. А вдали поля, леса и бездонное небо с легкими белыми облаками. День солнечный, не по-осеннему теплый. Воздух прозрачен и свеж.

Торжественный покой царит в природе: прозрачна ясность далей, неподвижна листва на деревьях, по-осеннему спокойна в речке вода.

Светлое радостное настроение создает разнообразная, богатая оттенками гамма красок: медно-золотое убранство рощи, сверкание уже опадающих листьев, красноватые ветки кустарника на фоне синеющей холодной воды, яркая зелень озими вдали и блеклая голубизна неба. Однако, все это великолепие палитры не броское, не вызывающе яркое, а очень скромное, создающее ощущение нежной мечтательности, ожидания счастья. Воистину, лучше Пушкина никто не сказал об этом периоде осени:

Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса!
Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые лес

Картина была написана на берегу озера Удомли в Тверской губернии. Трагическое, полное беспредельной тоски и скорби полотно. Суровая, безразличная к человеку и величественная природа вызывает ощущение тревоги и напряжения.

Сиротливо прилепилась на крутом берегу холодного озера маленькая, почти сгнившая, деревянная церквушка, за которой едва заметны кресты старого кладбища. С косогора, где темные березы гнутся под порывистым ветром, открывается даль глухой реки, потемневшие от ненастья луга, громадное облачное небо. Тяжелые тучи, напитанные холодной влагой, висят над землей. Косые холстины дождя закрывают просторы.

Маленькой песчинкой, затерявшейся во вселенной, чувствует себя здесь человек. Ощущение одиночества, ничтожности человека перед бесконечно великой и вечной природой дает картине подлинно трагическое звучание. Здесь глубокие философские размышления Левитана о смысле жизни и смерти, бытия человека в природе - и все это принимает унылую и безнадежную окраску. Неслучайно во время написания картины Левитан любил слушать траурный марш Бетховена.

Скромное, овеянное тонким лиризмом поэтическое произведение. Тонкие, белые стволы берез, густой ковер изумрудной травы, молодая пушистая зелень недавно распустившейся листвы. Это образ молодой, только что пробудившейся после зимнего оцепенения природы, трогательный и заадушевный. Картина проникнута ощущением светлой радости бытия, согрета теплом неяркого северного солнца.

Этюд к этой картине написан Левитаном в имении баронессы Вульф "Берново", с развалившейся мельницей, со старой плотиной через речку, с глубоким темным омутом. Как-то Левитана заинтересовал пейзаж у омута и он принялся его писать. К нему подошла хозяйка имения и спросила: "А знаете, какое интересное место вы пишете? Крестьяне называют его "гиблым местом" и обходят стороной. А еще оно вдохновило Пушкина к его "Русалке". И она рассказала предание, связанное с этой мельницей: у ее прадеда, человека очень крутого нрава, был молодой слуга. Он полюбил дочь мельника. Когда об этом узнал прадед, он в гневе велел забрить своего крепостного в солдаты, а любимая девушка здесь утопилась.

Левитана взволновал рассказ, и он написал картину.

Глубокий черный омут. Над омутом лес, глухой, темный, и куда-то в глубь леса уходит чуть заметная тропинка. Старая запруда, бревна, мостки... Надвигается ночь. На воде искорки заходящего солнца; у берега плотины отражение опрокинутого леса; в небе серые, рваные тучи. Вся картина как бы пронизана чувством затаенной, тревожной печали, тем чувством, которое охватило Левитана, когда он слушал рассказ о гибели молодой девушки, и которое владело им, когда он работал над картиной.

Много-много лет висит эта картина в Третьяковской галерее, и все так же, как в первые годы, подолгу стоят перед ней завороженные зрители.

Околица в лучах заходящего солнца, поле со стогами, силуэтно рисующимися в сумеречном свете уходящего дня, задворки деревни, еле освещенные дрожащим светом луны... Такие знакомые, полные глубокой правды картины. Тишина снова входит в живопись Левитана, а вместе с ней и мудрое примирение с жизнью, прощание с нею. Щемяще-грустная нота отчетливо звучит во всех этих произведениях. Их предельная простота и правдивость - результат стремления художника писать только о самом сокровенном. Никакой картинности, никакого сочинительства, никаких броских приемов.

На смену чувствам одиночества и затерянности человека во вселенной, трагическому ощущению бессмысленности человеческого существования перед вечностью приходит понимание естественности законов жизни, восприятие человека в гармонической слитности с природой. Простая и непритязательная жизнь человека в природе оказывается теперь для Левитана исполненной большого смысла.

Одна из самых замечательных картин Левитана. В то лето он жил недалеко от Болдина. Его ученица и друг Софья Петровна Кувшинникова рассказывает, как однажды они возвращались с охоты и вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна удивительной тихой прелести. Длинная белеющая полоса дороги убегала среди перелеска в синюю даль. Вдали на ней виднелись фигурки двух богомолок, а старый покосившийся голубец (деревянный могильный памятник с крышей и крестом) со стертой дождями иконкой говорил о давно забытой старине. Все выглядело таким ласковым, уютным. И вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога..." Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, Владимирский тракт, по которому когда-то, звякая кандалами, прощло в Сибирь столько несчастного люда!"

Спускается солнце за степи, вдали золотится ковыль,
Колодников звонкие цепи взметают дорожную пыль...

И пейзаж уже перестал казаться ласковым, уютным... Левитан увидел настоящую Владимирку - дорогу скорби, увидел скованных цепями, голодных, измученных людей, услышал звон кандалов, унылые песни, стоны. И родилась картина.

Дорога, исхоженная тысячами ног, уходит в синюю даль. У дороги - покосившийся голубец. По боковой тропинке идет странница с котомкой. А над дорогой - огромное хмурое небо... И хотя по большой дороге, во Владимирке, идет только одна старушка с котомкой и не видно арестантов в кандалах, мы как бы чувствуем их присутствие, слышим звон кандалов....

Эту картину Левитан не хотел продавать и просто подарил ее Третьякову.

Предельно простая и скромная по своему колориту картина. На сочетании серых и зеленовато-палевых тонах художник изображает темную береговую полосу, серо-стальную гладь воды, темно-серую, глуховатую полосу сгустившихся облаков и беловато-серебристый просвет неба у края картины. Чувствуется присутствие человека: лодки, вытащенные на берег, огоньки на противоположном берегу реки.

Состояние покоя, в который погружена природа, отрешенности от дневной суеты и людских дел помогает художнику показать Волгу во всей ее величавости.

Одна из самых выразительных и красивых картин Левитана. Перед нами предстает широкая панорама волжского пейзажа. Левитан запечатлевает переходный момент, когда пепельно-золотистые краски неба, золотой туман предзакатного часа, окутывающий зеркальную гладь Волги и скрадывающий очертания дальнего берега, еще борются с сумраком наступающего вечера, но вот-вот будут поглощены сгущающейся мглой. Тишина спускается на землю. Легким силуэтом - как страж этой тишины - рисуется в широких просторах волжского пейзажа церковь. Деревья и кусты ближнего берега начинают смотреться темными, обобщенными силуэтами, как и вторая церковь в отдалении, почти тонущая в серовато-мглистой пелене тумана.

В картине отражается радостное восприятие мира. Художник изображает самое начало весны, когда еще не бегут шумные ручьи, не слышно гомона птиц. Но уже теплые лучи весеннего солнца начинают согревать землю. И этот мягкий, солнечный свет, разлитый в картине, вызывает ощущение наступления весны. Все словно замерло, согретое солнечным теплом. Не шелохнутся деревья, отбрасывающие на снег глубокие тени, гладкая стена дома залита солнечным светом, тихо стоит, погруженная в дрему, лошадка у крыльца. Под действием солнечных лучей снег на крыше крыльца начал подтаивать, глубокие снежные сугробы осели, потеряли свою белизну. В прозрачном воздухе звонко звучат голубой цвет бездонного неба, синие тени на снегу.

Ясное и светлое настроение картины полно ликующей, бездумной радости, созвучной ощущению весны. Полное безлюдье пейзажа помогает почувствовать тишину, разлитую вокруг, погрузиться в созерцание внутренней жизни природы.

Но присутствие человека незримо ощущается в картине: стоящая в ожидании лошадь у крыльца, приоткрытая дверь, скворечник на березе. Это делает картину еще более интимно-лирической и задушевной.

«Этот на редкость красивый, изящный мальчик-еврей, похожий на нищих детей-итальянцев, сильно нуждался, и про него в школе ходило много полуфантастических рассказов…» , - писал Михаил Нестеров об одном из своих товарищей по училищу.

О том, что этого юного красавца ждет блестящее будущее, догадывались все, кому доводилось с ним общаться. Друзья называли его Левиташей, а в историю искусства он навсегда вошел как великий русский живописец-передвижник Исаак Левитан (1860-1900) .

Он родился в большой и дружной еврейской семье и всю жизнь тащил на себе «крест» нерусского происхождения. Чтобы поправить финансовое положение в начале 1870 года семья переехала в Москву. В белокаменной Левитанам приходилось перебиваться редкими грошами, которые получал отец за преподавание английского и французского языков. Но родители были рады, когда Исаак решил поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Прежде, чем ворваться в искусство, Левитан прошел путь унижений и лишений. Исаак совершенствовал свое мастерство, а студенты и педагоги глумились над юношей-евреем. Учителя не испытывали особого восторга от его присутствия в классе, а увлечение этого студента русским пейзажем казалось им неискренним.

Но были мэтры изобразительного искусства, которые не копались в родословной юного Исаака. На его талант и способности обратили внимание , Саврасов и Поленов. В первых еще неуверенных мазках студенческой руки они разглядели задатки будущей звезды русского искусства и проявили к нему особое внимание.

Надежды Исаака Левитана на хорошее образование могли рухнуть в один момент из-за смерти родителей в 1875 году. Осиротевшим детям пришлось вести нищенский образ жизни. И чтобы выкрутиться из бедственного положения Исаак работал не покладая рук, а дополнительную помощь получал от полюбивших его преподавателей.

Сам Саврасов «выпросил» Левитана у своего друга Василия Перова, потому что видел в молодом художнике творческие способности, искренность натуры и пытался облегчить положение бедного студента. Чаще других Исаак получал небольшие денежные пособия, материалы для рисования, а на четвертом курсе его рекомендовали для получения стипендии князя Долгорукова. Но этих средств не хватало для нормального существования.

А вскоре стали замечать, что после вечернего обхода училища студент Левитан незаметно пропадает, а возвращается только к началу классов. Но не все знали, что Исаак в это время отправлялся на верхние этажи старого дома Юшкова, ко двору которого боялись подойти московские обыватели. Людей пугала старая «страшилка» о привидениях, а нуждающийся студент не боялся оставаться в теплом доме на ночь, чтобы начать голодное утро мечтами о нежно любимой природе.

Привязанность к природе и умение глубоко чувствовать ее состояния порой доводили Исаака до слез. С детства родственники знали, что вдруг пропавшего куда-то мальчика они могут найти на живописной опушке или около ручья, где он созерцал восход или закат. По-детски нежную любовь к миру Левитан сумел сохранить и в зрелые годы.

Великий русский художник Саврасов один из первых заметил в любимом ученике не только задатки профессионального художника, но и родственную душу. Под влиянием опытного наставника юный живописец написал картины «Солнечный день. Весна», «Вечер», «Осень. Дорога в деревне» и «Ветряные мельницы».

Многие художественные приемы Левитана стали новаторскими для русской живописи. На небольшой картине «Пасмурный день на Москве-реке» молодой художник опробовал те композиционные решения, которые через десяток лет стали характерными для его более зрелых картин.



Это полотно было найдено не так давно, а вот пейзаж «Симонов монастырь» до наших дней не уцелел, но в далеком в 1879 году он стал настоящим откровением на ученической выставке.

В этом же году произошло покушение на Александра II, и положение Левитана ухудшилось. Царская администрация начала переселение евреев из «первопрестольной», и Исааку пришлось поселиться с сестрой в подмосковной дачной местности, откуда он пешком ходил в училище. Затем художник переехал в Останкино, он очень уставал, но это не мешало ему продолжать работу над картиной «Осенний день. Сокольники». Ее он презентовал на следующей ученической выставке и получил, пожалуй, самую высшую награду для молодого живописца.



За 100 рублей полотно приобрел Павел Третьяков. Основатель знаменитой галереи и искушенный ценитель живописи больше не выпускал Левитана из вида и почти каждый год покупал у него новые картины для своей коллекции.

На некоторое время успех работы «Осенний день. Сокольники» облегчил финансовое положение Левитана и придал ему уверенность в себе. Но на этом «английский» период его творчества не закончился. Художник действительно мог похвастаться тем, что в свои 20 лет уже несколько раз бывал в «Англии». Но не в стране – «Англией» называли меблированные номера в гостиницах, где останавливался не имевший постоянного крова Исаак.

«Подхалтуривал» живописец, работая в иллюстрированном еженедельнике, где в то же время публиковались рассказы Антоши Чехонте (творческий псевдони А.П. Чехова - ред.) . Художник и писатель стали близкими друзьями, и Левитан почти каждое лето проводил с семьей Чеховых в подмосковной усадьбе близ Нового Иерусалима. С ними же Исаак пережил душевный кризис, который довел его до попытки самоубийства. Вместе с Чеховыми он разделял любовь к искусству и природе, устраивал музыкальные вечера и чтения сатиры Салтыкова-Щедрина, занимался охотой, рыбалкой и забавлялся играми, организатором которых неизменно был остроумный Антон Павлович.

Эти двое являли собой эталон дружбы, но и между ними однажды произошла ссора. В 1892 году вышел рассказ Чехова «Попрыгунья», и Левитану показалось, что сюжет основан на фактах его личной жизни. Речь шла о любовном треугольнике художника, его ученицы Софьи Кувшинниковой и ее мужа Дмитрия. Как потом стало понятно, эта обида была пустой, потому что между этой троицей и главными героями рассказа не было ничего общего. Вскоре Левитан простил своего друга, и в честь этого Чехов подарил живописцу книгу с нескромной подписью: «Величайшему художнику от величайшего писателя» .

Молодого Левитана не устраивал достигнутый уровень мастерства, поэтому он продолжал углубленное изучение основ изобразительного искусства и природы, стремясь достичь желанного идеала. За эталон Левитан принимал произведения Саврасова и Поленова, поэтому картина «Дуб» была композиционно близка первому, а живописным строем напоминала манеру второго.



Однако неповторимые грани собственного таланта Левитана проявлялись в уникальном чувстве света и внимании к малейшим изменениям природы. Мастер стремился не просто изобразить, но и объяснить пейзаж с художественной точки зрения, сформулировав специфику «смыслообразования».

Этот прием он опробовал при работе над одной из своих лучших картин «Весной в лесу». Именно здесь заметна редкая способность Левитана к владению зеленым цветом, который другие живописцы называли «неудобным». На одном полотне художник использовал множество его тонких оттенков.



Следом художник написал пейзаж «Последний снег», на котором изобразил ещё не успевшую проснуться от долгого зимнего сна природу, и картину «Зимой в лесу», где разнообразные оттенки серого сочетаются с уже более тёплыми весенними тонами.

Свою любовь к весне Левитан выразил через полотна «Первая зелень. Май» и «Мостик. Саввинская слобода», написанные под Звенигородом.

В 1884 году Левитан почувствовал себя сложившимся живописцем, он был увлечен работой, поэтому прекратил посещать классы училища. Но получил не желанный диплом художника, а всего лишь диплом «учителя чистописания». Это нанесло сильный удар по его и без того слабому здоровью: Левитан с детства страдал пороком сердца.

В марте следующего года Левитан получил деньги за работу над декорациями для Мамонтовской оперы и отправился в Крым, где провел два месяца. Здесь художник приводил в порядок свое здоровье и активно рисовал, изображая крымскую природу. Довольно простые по сюжету, но исполненные поэзии картины «Берег моря. Крым» и «Сакля в Алупке» определили любимые мотивы, привлекавшие художника в то время. Левитан вдохновлялся видом гор, обветренных утесов и уютных террас с гранитной насыпью.

Крымские этюды экспонировались на Периодической выставке Московского общества любителей художеств и были раскуплены в первые же дни после ее открытия, но соблазнительная перспектива развития этой тематики не прельстила художника. Крым не стал для него «своим», и вскоре он написал Чехову, что Ялта ему до смерти надоела.

Те же чувства Левитан испытывал во время путешествия по Волге. Тогда стояла дождливая погода, и река показалось ему слишком тоскливой. Первая поездка вышла комом, но художник все равно стремился обобщить свои скудные впечатления. Из-под его кисти вышли картины «Разлив на Суре» и «Вечер на Волге», на них Левитан изобразил живое движение той реки, которую он когда-то посчитал «мертвой».

Но во время второго путешествия на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и потом вверх по Волге мастер испытал прилив творческой энергии. В городке Плёс были написаны натюрморты «Одуванчики» и «Лесные фиалки и незабудки».

Далее художник отправился в Западную Европу, чтобы познакомиться с современной живописью. Его особенно интересовала Всемирная выставка в Париже и устроенная там ретроспективная экспозиция художников барбизонской школы.

Во Франции и Италии Левитан написал ряд пейзажей, а лаконичная картина «Берег Средиземного моря» до сих пор считается одной из самых изящных марин в европейском искусстве.

Пейзажи, созданные художником в Венеции и Альпах, сочетали в себе сцены повседневной итальянской жизни и были выполнены в технике пастели, так полюбившейся Левитану после написания картины «Близ Бордигеры. На севере Италии».

Но художник понимал, что в его заграничных работах не хватает той сердечности, которая была характерна для российских полотен. После возвращения на родину Левитан написал картину «Тихая обитель», ставшую одной из самых значимых для живописца.



Когда она появилась на выставке передвижников 1891 года, интеллигенция Москвы сразу заговорила, что Исаак Левитан превратился из нищего мальчишки в изящного и доброго джентльмена.

Левитана стали признавать, и в 1890 году начался период его творческого расцвета, который, впрочем, быстро закончился: Левитана выселили из Москвы. Художник коротал дни в Тверской и Владимирской губернии. А в это время его влиятельные друзья, понимающие абсурдность произошедшего, добивались его возвращения в Москву.

В это время художник написал знаменитую картину «Владимирка», посвященную многострадальному еврейскому народу. Для Левитана полотно стало настоящим гражданским поступком, и он преподнес его в подарок Павлу Третьякову, в коллекции которого видел огромное социальное значение.



Через пару лет Исаак Левитан написал масштабную картину драматического цикла и назвал ее «Над вечным покоем». Этот довольно мрачный пейзаж имел для художника планетарный смысл.

Тому же Третьякову мастер однажды написал, что в этой картине «весь он со своей психикой и содержанием» .



Внутреннее состояние Левитана менялось вместе с развитием его творческих способностей. Он не любил зиму и крайне редко изображал заснеженные пейзажи.

Но в 1895 году художник написал картину «Март», на которой изображен ясный день самого начала весны.



Он продолжил работать над «холодными» пейзажами и после поездки в Финляндию: закончил полотна «На севере», которое было проникнуто хмурым величием озерного края, и «Остатки былого. Сумерки. Финляндия», близкие по архаическим стремлениям поздним картинам Рериха.

1897 год стал для Исаака Левитана периодом высоких достижений и роковым жизненным рубежом. В марте Чехов сделал запись в своем рабочем дневнике: «Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука «тук-тук» слышится «пф-тук» . В июле доктор поставил другу диагноз: «У Левитана расширение аорты. Носит на груди глину» .

Жизнь художника завершалась, но он продолжал работать, ясно осознавая близость конца. В это время Левитан то обращался к спокойным и привычным деревенским пейзажам и написал «Лунная ночь. Деревня», «Тишина» и «Сумерки. Стога», чтобы «монументализировать дыхание земли» .

А потом со страстной жаждой жизни принимался за экспрессивные картины с динамичными образами и рельефной фактурой, подобные полотну «Бурный день», на котором заметна стремительность ритма и бег быстрых и открытых мазков.



Смертельная тоска и чувство обреченности порой одолевали Левитана. Лесное кладбище, беспомощно гнущиеся под порывами сильного ветра деревья и свинцовая туманность картины «Буря. Дождь» стали олицетворением того, что творилось в душе художника в последние годы.



Но Левитан все равно находил силы на поиски новых творческих решений и задавал моду в изобразительном искусстве. У него проснулся интерес к русским западникам и модерну. И хотя он был поглощен любовью к русской культуре, но хотел найти тех, кто смог бы обогатить ее классическими и современными традициями Европы.

В 1900 году Левитан написал картину «Летний вечер», на которой изобразил простейший мотив и завершил работу над большим полотном «Озеро. Русь», навеянное впечатлениями от поэзии Пушкина. Но он только коснулся кистью холста, где должен был появиться пейзаж «Уборка сена». Художник наметил основные цветовые решения, нанес рельеф, но не смог закончить работу.

Весной Исаак Левитан простудился на даче в Химках, а 22 июля скончался от легочного кровоизлияния.

Красотой каждого дня художник наслаждался с искренностью и тоской, жалея только о том, что однажды не сможет увидеть прекрасные пейзажи:

«Вы, я - умрем. Это в порядке вещей. Но жаль, что мы уже этого не увидим»

Исаак Левитан краткая биография расскажет о жизни художника и чем прославился Исаак Левитан

Исаак Левитан биография кратко

Исаак Левитан родился 18 августа 1860 года в Литве в небогатой, но образованной семье. У него был ещё брат и 2 сестры. Когда ему исполнилось 10 лет, семья переехала в Москву.

В 13 лет Исаак поступил в Московское училище живописи. Его учителями были известные художники — Перов, Саврасов, Поленов. Семья Левитана жила бедно, испытывала нужду, порой денег не хватало даже на еду. А когда родители Левитана умерли, ему платить за обучение стало нечем. Но учителя оценили его талант и освободили от платы и даже помогали ему и его брату и сёстрам.

Больше всего Исааку Левитану нравилось рисовать пейзажи. Они получались у него лучше всего. Вскоре он стал продавать свои картины и так зарабатывать на жизнь.

Весной 1885 года, в 24 года, Левитан окончил училище. Звания художника он не получил - ему был выдан диплом учителя чистописания .

Позже Исаак Левитан получил всеобщее признание и звание академика живописи. Он даже преподавал в том училище, котором сам учился.

Когда об ездил в Европу, то посещал и участвовал в художественных выставках, знакомился в живописью современников.

Три года он жил на Волге в городе Плёсе, где очень плодотворно трудился, нарисовав за это время более 200 картин.

Известные картины Левитана : Над вечным покоем, Золотая осень, Март, Весна - большая вода, Вечерний звон, Тихая обитель, Осенний день. Сокольники.

В 1870 г. семья будущего художника перебралась в столицу. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он стал студентом столичного училища живописи. Обучался у Перова, Поленова, Саврасова.

В 1875 г. Исаак потерял мать. Финансовое положение семьи было настолько плохим, что училище периодически помогало ей деньгами. Через год юный Левитан, талант которого признавали и его великие учителя, и ректор училища, был освобожден от уплаты за образование. Еще через год, после смерти отца, Левитан стал студентом пейзажного класса А. Саврасова.

После покушения на жизнь Императора, вышел специальный указ, запрещающий людям еврейского происхождения жить в Москве. Левитан, обосновался в Подмосковье. Там была создана картина “Вечер после дождя”. Продав это полотно, художник смог снять обставленную комнату в Москве.

Весной 1885 г. Исаак Ильич окончил обучение. Но вместо звания художника ему выдали другой диплом, свидетельствующий о том, что он может работать учителем чистописания.

Становление

Апрель 1885 г. ознаменовался знакомством Левитана с А. П. Чеховым . Дружба этих ярких, талантливых людей, была непростой и порой походила на яростное соперничество.

Во второй половине 80-х годов финансовое положение Исаака Ильича стабилизировалось. Но непростое детство и беспокойная юность неблагоприятно сказались на состоянии здоровья. У художника резко обострилось сердечное заболевание.

Здоровье нормализовалось после поездки в Крым. После этого художник организовал выставку 50 пейзажей.

В 1888 г. состоялось путешествие Левитана на Волгу, о котором он давно мечтал. Во время этой поездки художник “влюбился” в местечко Плес, где провел три замечательных в плане творчества летних сезона. Именно там он создал около двухсот пейзажей, в том числе и картину “Над вечным покоем”. Критики признали это произведение “самым русским из всех существующих”.

Его картины “Золотая осень” и “Март” были приобретены П. М. Третьяковым. В 1896 г. Левитан, А. Попов и В. Симов организовали совместную выставку.

В 1898 г. художник стал Академиком пейзажного творчества. Ему поступило предложение преподавать училище живописи, студентом которого он когда-то был.

Изучая краткую биографию Исаака Левитана, следует запомнить, что к наиболее известным картинам И. И. Левитана относятся полотна “Осенний день”, “Березовая роща” и “Вечер на Волге”.

Болезнь и смерть

В 1896 г. художник вторично переболел тифом. Из-за этого обострилась аневризма сердца. В 1899 г. он по настоянию врачей отправился в Ялту на лечение. Но заболевание уже приобрело необратимый характер, и лечение не помогло.

И. Левитан ушел из жизни 22 июля (4 августа) 1900 г. Около 300 этюдов и 40 картин остались незавершенными. Для детей будет важно знать, что в 1901 г. в Санкт-Петербурге и Москве состоялась посмертная выставка художника. На ней было представлено даже незавершенное полотно “Озеро”.

Другие варианты биографии

  • На художника часто находили приступы меланхолии. Однажды он предпринял попытку самоубийства.
  • Во время обучения в училище он столкнулся с ярким проявлением шовинизма и национализма. Некоторые преподаватели были возмущены самим фактом того, что художник еврейского происхождения “смеет касаться” русской природы.
  • В 1892 г. Левитан увлекся своей замужней ученицей, С. Кувшинниковой. Этот эпизод был описан Чеховым в рассказе “Попрыгунья”. Писатель осудил этот роман, и их отношения с Левитаном испортились навсегда.

«Великий русский художник Левитан родился
в бедной еврейской семье.»

Из школьного сочинения

Исаак Ильич Левитан родился в августе 1860 года в небольшом литовском городке Кибартай, в еврейской семье. Отец был мелким служащим, но, желая дать своим двум сыновьям (у Исаака Ильича был еще старший брат) достойное образование, они переехали в Москву. В Москве они не имели полноценного права на жительство, будучи евреями, но решили пойти на риск. Позже, когда талант Левитана проявил себя, вопрос о правах уже не стоял остро.

К сожалению, о детстве художника почти нет сведений, потому что он никогда не вспоминал о своем прошлом, а незадолго до смерти уничтожил свой архив, письма родных и близких. Но воспоминания людей, близко знавших Левитана, дают возможность восстановить основные факты биографии художника.

Вероятнее всего, на выбор жизненного пути Исаака Левитана повлиял его старший брат - художник, часто бравший мальчика с собой на этюды и на художественные выставки. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он был принят в число учеников Училища живописи, ваяния и зодчества. Учителями Левитана были такие знаменитые и талантливые художники, как Алексей Саврасов и Василий Поленов.
Одна из самых значительных страниц биографии Левитана - его дружба с А. П. Чеховым. Помимо того, что они ровесники, можно сказать, что судьбы их во многом похожи. Оба гения приехали в Москву из провинции.

Исаак Ильич Левитан и Антон Павлович Чехов дружили своеобразно: они могли бесконечно шутить друг над другом, но дошедшие до нашего времени письма говорят о том, что лишь Чехов был в курсе всех переживаний художника, а значит - самым близким и дорогим другом. Кому еще, как не Чехову, Левитан мог написать следующие строки: "Но что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, покоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи..." В то же время, Чехов пишет одному из своих друзей: "Талант его (Левитана) растет не по дням, а по часам..."
Паустовский писал: "Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков".

Одной из первых работ Левитана была картина "Осенний день. Сокольники", написанная в 1879 году. Картина экспонировалась на московской выставке и была куплена П. М. Третьяковым для его галереи. В те годы Левитан учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ему было только 19 лет. "...По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном... Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости... Жизнь самого Левитана дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце...", - писал Константин Паустовский.

Произведения Левитана всегда теснейшим образом связаны с переживаниями, чувствами человека, поэтому неудивительно, что его работы не оставляют людей равнодушными. Для него понять природу - означало передать самые сокровенные мысли, раздумья о месте человека в мироздании, о его сложных и противоречивых отношениях с окружающим миром. Многие произведения Левитана проникнуты грустью, может быть и оттого, что величественная природа находится в такой дисгармонии с жизнью человека.

М. Гробман пишет в статье “Загадка Левитана”: “Левитан смотрит на природу, но видит не ее, вернее - видит через нее... Левитан стремился к "скрытому свету" (Ha"or ha"ganuz) - то есть вступил на дорогу, которая ведет в бесконечность... Какой невероятный расклад судьбы - еврейская Волга Левитана и русский Кинерет Поленова... Если Левитан еврейский художник, то он ведет за собой в Святую Землю и Саврасова с Поленовым.”

Замысел пейзажа картины "Владимирка", написанной в 1894 году, родился следующим образом. Один из знакомых художника вспоминает: "Однажды, возвращаясь с охоты, мы с Левитаном вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна удивительной тихой прелестью... и вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога: "Постойте. Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда...". И в тишине поэтической картины стала чудиться нам глубокая затаенная грусть".

Последнее десятилетие в жизни Левитана было особенно плодотворным. В пейзажах "У омута", "Вечерний звон", "Над вечным покоем", "Март", "Золотая осень", "Большая дорога", "Сумерки. Стога", "Летний вечер", "Озеро, Русь" нашли отражение размышления художника о смысле жизни.

В последние годы жизни солнечные полотна у художника уступают место пейзажам, проникнутым трагическим ощущением одиночества, тоски. Левитан был тяжело болен, и его не покидала мысль о близкой смерти. Врачи советовали пожить в Италии. "Чувствую себя немного лучше, хотя все-таки неважно. В Италию не еду, а через неделю-две еду в Париж посмотреть выставки, - пишет он художнику А. М. Васнецову, - воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси, - реки разлились, оживает все... Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист". Вернувшись на Родину, Левитан едет на Удомельское озеро. Заброшенный уголок Русской земли, суровая северная природа подсказали художнику тему его знаменитой картины "Над вечным покоем".

Левитан писал в одном из писем: "Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще... Какой ужас, какой страх!". Картина "Над вечным покоем" заставляет задуматься над смыслом жизни и над ее быстротечностью. "В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием", - говорил об этой картине художник.
Часто бывал Левитан у Чеховых. Дружная и сердечная атмосфера Чеховской семьи успокаивала его. Личная жизнь художника не сложилась. У него не было семьи, детей. Может быть, единственное сильное чувство он испытал к Марии Павловне Чеховой.

У Чехова в Крыму Левитан встретил новый 1900 год, последний год своей жизни. Две недели провел Левитан с Чеховым, рассказывал писателю о новых замыслах, о еще не написанных картинах, о своих учениках... Летом он покинул его, желая сопровождать своих учеников, и Чехов, тонко чувствовавший состояние друга, забеспокоился о его здоровье. Тревога Чехова была не напрасной. 22 июля (4 августа) 1900 года Левитан умер.




Top