Левша вобрал в себя многие. Н.С.Лесков "Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе"

Н.С. Лесков «Левша» Тест.

1. Какой герой произведения «Левша» является воп лощением таланта и трудолюбия русского наро да?

А) Платов

Б) Александр I

В) Левша

Г) граф Чернышев

2. Сколько времени понадобилось тульским оружей никам, чтобы выполнить царский заказ?

А) 3 дня

Б) 1 месяц

В) полгода

Г) 2 недели

3. Как только заказ от царя был получен, туляки:

а) принялись за работу, не мешкая

б) скрылись, так как заказ был невыполним

в) отправились поклониться Николаю Чудот ворцу

г) отправились в Москву, чтобы убедить импе ратора отменить заказ

4. Что происходит с Левшой в конце повествования?

а) англичане уговорили Левшу остаться у них

б) Левша с честью возвращается из Англии

в) Левша женится на англичанке и остается на чужбине

г) Левша умирает, всеми брошенный

5. Определите жанр произведения Н.С. Лескова «Левша».

а) новелла

б) рассказ

в) легенда

г) сказ

6. Левша стремится превзойти заморское мастерство прежде всего потому, что:

а) честолюбив

б) жаден

в) хочет угодить императору

г) хочет принести пользу своему отечеству

7. Назовите годы жизни Н. С. Лескова.

а) 1831 – 1895 гг.

б) 1820 – 1881 гг.

в) 1841 – 1896 гг.

г) 1814 – 1854 гг.

8. Укажите верное определение жанра сказа.

а) вид устного повествования с фантастиче ским вымыслом, формы которого историчес ки складывались в первоначальной связи с мифологией

б) наиболее развернутая и объемная форма лиро-эпического жанра, появившаяся в пе риод перехода от романтизма к реализму

в) принцип повествования, основанный на ими тации речевой манеры персонажа-рассказ чика лексически, синтаксически, интонаци онно ориентирован на устную речь

г) малая форма повествовательной литерату ры, в которой дается изображение какого- либо эпизода из жизни героя. Кратковремен ность изображаемых событий, малое число действующих лиц - особенность этой жан ровой формы

9. В произведении «Левша» повествование (в целом) ведется на языке:

а) человека из литературной среды

б) имитирующем речь человека из народной среды

в) человека, близкого к императорскому двору

10. В конце произведения «Левша» автор говорит: «А доведи они Левшины слова в свое время до госу даря - в Крыму с неприятелем совсем бы дру гой оборот получился». Какое историческое собы тие имелось в виду?

а) Крымские походы В. В. Голицына (1687 г., 1689 г.)

б) Крымская кампания 1853-1856 гг.

в) русско-турецкая война 1828-1829 гг.

г) присоединение Крыма к России в 1783 г.

11. Кто наряду с Левшой наивно-комически вопло щает в себе народное начало?

а) Платов

б) полшкипер

в) поп Федот

г) Мартын-Сольский

12. Назовите основное свойство русского человека («Левша»),

а) легкомыслие

б) лень

в) свободолюбие

г) подвижничество

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

в

г

в

г

г

г

а

в

б

б

а

Левши - уникальные люди, в этом ни у кого не осталось никаких сомнений. Они составляют 10% от населения Земли, но иногда кажется, что о них забывают: вспомним все “праворукие” гаджеты, не для всех удобно скомплектованные рабочие столы, а также столовые приборы, которые предназначены для пользования правой рукой.

Что является причинами “леворукости” человека?

Ученые не дают на этот вопрос точного ответа, однако исследования свидетельствуют о тесной взаимосвязи генетики и внешнего окружения человека. Нет точных данных о наличии у человека “левых” ген, однако есть подтверждение тому факту, что левши обычно имеют больше “леворуких” родственников, чем правши. К тому же ученые нашли отличия в строении мозговых полушарий у левшей и правшей.

Не важно, что заставляет людей пользоваться преимущественно левой рукой – неутомимые исследователи обнаружили ряд качеств, свойственных исключительно левшам.

Предлагаем вниманию всех левшей, а также правшей с замашками «леворукости» и «равноруких» (или же с функцией амбидекстрии).

Обзор фактов и мифов о левшах


1. Левши более склонны к психическим расстройствам

Левши составляют 10% от населения. Однако по данным исследований, в группе людей с психическими расстройствами данный показатель выше. Недавние исследования показали, что 20% людей, склонных к психическим расстройствам, предпочитают пользоваться левой рукой.

Исследователи Йельского университета (Нью-Хейвен, штат Коннектикут) и Университета при Техасском Юго-Западном Медицинском Центре в Далласе обследовали 107 пациентов в амбулаторных психиатрических клиниках. В группе с легкими расстройствами, подобно депрессии или биполярному аффективному расстройству, левшей оказалось 11 %. Однако в группе с тяжелыми расстройствами психики, подобно шизофрении и шизоаффективному расстройству, процент левшей достиг 40 %. Как полагают ученые, в данном случае имеет значение межполушарная асимметрия.

2. Здоровье может зависеть от более развитой руки

Согласно выводам исследования, опубликованному в 2010 году в журнале «Pediatrics», левши больше подвержены дислексии (неспособности к обучению чтению и письму), синдрому дефицита внимания и гиперактивности и некоторым другим неврологическим расстройствам. Исследователи не могут объяснить подобный феномен, но связывают его с взаимодействием нейронных связей в мозге человека. Человеческий мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Большинство людей (как правшей, так и левшей) используют левое полушарие для овладения речью.

Однако около 30% левшей при этом либо задействуют частично и правое полушарие, либо не имеют доминантного полушария вообще. Согласно данным ученых, важно, чтобы доминирующим было только одно полушарие, вот почему у левшей могут встречаться подобные умственные расстройства.

Зато левшам больше повезло в остальном. По данным исследования, опубликованным в журнале “Laterality”, левши подвергаются меньшему риску заболеть артритом или язвой.

3. Левши воспринимают речь по-другому

По данным исследования Медицинского центра Джорджтаунского университета, левши легче воспринимают быстро меняющиеся звуки, чем правши.

Исследователи обнаружили, что левое и правое полушария по-разному реагируют на различные звуки. Левое полушарие, которое контролирует правую руку, отвечает за распознавание быстро чередующихся звуков, подобно согласным, в то время как правое полушарие, управляющее левой рукой, ответственно за распознавание интонационных модуляций и медленно чередующихся звуков, подобно гласным.

Если верить исследователям, то когда вы размахиваете флагом во время торжественной речи какого-нибудь политика, его речь будет вами восприниматься по-разному в зависимости от того, в какой руке у вас находится флаг.

Данное исследование может оказать ценную помощь в излечении заикания или расстройств речевого аппарата.


4. И в первобытном веке левши были в меньшинстве

«Праворукость» не является тенденцией нашего времени: человек пользовался правой рукой увереннее, чем левой, еще более 500 тыс. лет назад.

Исследователи из Канзасского университета недавно определили “рукастость” древнего человека по его челюсти (что звучит довольно странно, не правда ли?). Исследование, результаты которого были опубликованы в журнале “Laterality”, показало, что когда наши пра-пра-пра – ну, вы поняли – прадедушки обрабатывали животные шкуры, они держали один край шкуры рукой, а другой – зубами. Проанализировав износ доисторических челюстей, ученые смогли определить, какой рукой наши предки пользовались активнее всего. “Достаточно одного зуба, чтобы определить, кем является человек – левшой или правшой”, - сообщил журналу “LiveScience” исследователь Дэвид Фрейер.

И каков же вердикт?

"Доисторические существа, подобно современным людям, пользовались преимущественно правой рукой”.

5. Левши – более утонченные и артистичные

Левши уже многие годы гордо утверждают, что они более креативные, чем правши. Но соответствует ли это действительности? На самом ли деле быть левшой означает быть более творческим и инициативным человеком?

Согласно данным исследования, опубликованным в журнале «American Journal of Psychology», левши действительно имеют, по крайней мере, одно преимущество в плане творческого развития: у них лучше развито дивергентное мышление – образ мышления, при котором в мозгу одновременно генерируются различные решения.

Чтобы определить, насколько успешнее в творчестве левши по сравнению с правшами, представители «Left-Handers Club" провели опрос среди более, чем 2 000 левшей, правшей и людей с одинаковым владением обеими руками. Исследование подтвердило, что левши действительно более успешны в плане построения карьеры в искусстве, музыке, спорте и в области информационных технологий.


6. Голосуем за левшей!

Оказывается, не имеет никакого значения, «правые» у нас политики или «левые»: неожиданно самый высокий процент президентов США придерживается «левой» стороны – не в плане политики, конечно же.

Список президентов-левшей оказался довольно впечатляющим. Приведем в пример хотя бы последних четверых из семерых главнокомандующих США – это президенты Барак Обама, Билл Клинтон, Джордж Буш и Джеральд Форд (и вспомним в добавок о Джеймсе Гарфилде и Гарри Трумэне). Ходили слухи, что Рональд Рейган родился левшой, однако в школе строгие учителя переучили его на правшу. Возможно ли допустить мысль о том, что президенты-правши просто притворяются левшами?

Вероятно, растущее количество президентов-левшей - простое совпадение. Однако данные недавнего исследования голландских ученых свидетельствует о том, что политики-левши имеют несомненное преимущество в телевизионных дебатах. Догадайтесь, почему? Обычно простые люди ассоциируют жестикуляцию правой рукой как «правильные жесты», «жесты добра». Так как телевизионная передача работает как зеркальное отображение, жестикуляция левой рукой в глазах телезрителя отображается как движения в положительную сторону (в «сторону добра»).


7. Левши побеждают в спорте

Легенда гольфа Фил Микельсон, звезда тенниса Рафаель Надаль, чемпион по боксу Оскар де ла Гойа – вы не представляете, сколько наших спортивных фаворитов являются левшами!

Если верить данным книги Рика Смитса «Многогранность мира левшей», преимущество в спортивном единоборстве у левшей действительно имеется. Но только при условии соревнования один на один. Для правшей часто «леворукость» оппонента оказывается сюрпризом, к которому они не готовы: по большей части, это касается тенниса, бокса и бейсбола.

8. Левши пугаются чаще

По данным Британского общества психологии, левши более подвержены влиянию страха, чем правши.

По условиям исследования, участники смотрели 8-минутный эпизод из кинофильма «Молчание ягнят». После просмотра левши демонстрировали больше признаков посттравматического стрессового расстройства, чем правши, и делали больше ошибок в описании увиденного.

"Оказывается, левши после переживания стресса (даже если стрессовая ситуация была в кинофильме), ведут себя также, как и люди после посттравматического стрессового расстройства», - сообщила глава исследователей Каролина Чаудгерри. Она считает, что причины кроются в мозговой активности. «Очевидно, что два полушария мозга по-разному реагируют на стресс, и правое полушарие больше реагирует на фактор страха. Однако требуется провести дополнительные исследования, прежде чем утверждать что-то однозначно», - при этом добавляет она.

9. Левши злятся больше

Если у вас возникают размолвки с вашим «праворуким» партнером (возможно, он и прав во многом), вероятной причиной может оказаться ваша «леворукость». По данным блиц-исследования журнала «Journal of Nervous and Mental Disease», левши более склонны к ощущению негативных эмоций, к тому уже они склонны дольше переживать и тянуть с примирением.

10. Левшей легче обескуражить

Левши гораздо более склонны к самоуничижению. Исследователи из Университета Абертай в Шотландии обследовали 46 левшей и 66 правшей на предмет проявлений импульсивности и проявления самоконтроля. Выяснилось, что левши болезненнее реагируют на утверждения типа «Я боюсь допустить ошибку» и «На меня действует критика или насмешки». Совокупность ответов левшей привела исследователей к мнению о том, что левши более уязвимы, застенчивы и не уверены в себе по сравнению с правшами.

«Левши склонны к колебаниям, раздумьям, в то время как правши более решительны и безрассудны в своих решениях и поступках», - сообщил службе BBC News исследователь Линн Райт.


11. Левши охотнее закладывают за воротник

В следующий раз, когда вы застряли в баре с подвыпившим другом, обратите внимание на то, какой рукой он сжимает бокал с виски: наверняка, эта рука окажется левой.

Издавна считалось, что левши больше склонны к алкоголизму. Никаких достоверных фактов или убедительных доказательств на это счет не существовало. И только недавно исследование, проведенное в 12 странах с участием 25 тыс. человек, немного прояснило ситуацию. Левши не составляют большинство алкоголиков – однако они действительно пьют больше и чаще, чем правши.

По словам Кевина Денни - исследователя, проводившего изучение склонности левшей к алкоголизму, результаты которого опубликованы в журнале «British Journal of Health Psychology», главной целью исследования была задача развенчать миф о повальном алкоголизме левшей. «Нет никаких оснований утверждать, что левши обязательно склонны к чрезмерному потреблению алкоголя», - замечает он в официальном пресс-релизе. «И нет никаких оснований утверждать, что чрезмерная тяга к выпивке обусловлена дисгармонией в работе полушарий мозга или стрессовыми ситуациями из-за социального статуса левшей в качестве общественного меньшинства».

12. У левшей есть собственный день

Левши по всему миру отмечают этот день, который с легкой руки «Клуба Левшей» в Великобритании в 1992 году стал официальным праздником с целью привлечь внимание к особенностям образа жизни левшей и их проблемам.

Согласно заявлению на сайте инициативной группы, «этот праздник является днем, когда левши гордятся свою «леворукостью» и пытаются донести до остальных сограждан все ее преимущества и недостатки».

Каким образом могут отмечать этот день правши? Создайте зону для «левшей»: если вы занимаетесь бизнесом, в котором возможна узкая линейка для левшей – сделайте это, разработайте ее, пусть даже это будет мелочь вроде офисных столов для сотрудников-левшей или столовые приборы для левой руки.

О некоторых изменениях в сравнении с ЕГЭ-2012 На 30 минут (со 180 до 210) увеличено время выполнения работы Изменён формат задания А 1 (остаётся задание по орфоэпии, вновь работаем с ударениями, но теперь в дистракторах представлено три слова с правильной постановкой ударения и одно – с неправильной) Расширен диапазон ответов к заданию А 20 (объяснение постановки запятой или её отсутствия перед союзом И) Уточнены критерии проверки и оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом (критерий К 1, в который добавлено замечание для экспертов: Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К 1–К 4 оценивается 0 баллов) оценивается 0 баллов

Часть А Задание А 1 – «Орфоэпические нормы» В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) деф. Ис 2) кр. Аны 3) д. Осуг 4) озл. Обить

Задание А 2 - «Лексические нормы (употребление слова)» В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? 1) ДЛИТЕЛЬНОЕ время мы не виделись с ним, поэтому сейчас даже поговорить было не о чем. 2) У Марата после посещения пещеры был КОМИЧНЫЙ вид. 3) На столе лежали ВСЯКИЕ разноцветные предметы. 4) Поездка в Уфу на этот раз была более УДАЧНОЙ.

Задание А 3 – «Морфологические нормы» Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) пара ботинков 2) идя по улице 3) с шестьюдесятью миллионами 4) наименее удачной попыткой ПОВТОРИТЬ: склонение имён числительных; склонение существительных, имеющих только форму множественного числа, а также слов, обозначающих предметы, надеваемые на ноги (чулки, носки, ботинки, сапоги); правила образования формы множественного числа некоторых имён существительных (доктора, учителя, профессоры и т. д.) сравнительную и превосходную степени прилагательных и наречий

Задание А 4 – «Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием)» Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Приехав в Ишимбай, 1) надеюсь увидеть своих старых друзей. 2) город мне показался совсем другим. 3) мне хочется сходить на пляж реки Тайрук. 4) следующая остановка – город Салават.

Задание А 5 – «Синтаксические нормы (нормы согласования и управления, построение предложений с однородными членами, сложноподчинённые предложения)» Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) По обеим сторонам дороги, ведущей в Ишимбай, растёт ива и возвышается над болотной водой камыш. 2) По приезду в Ишимбай мы отправились на поиски подходящей гостиницы. 3) Прохожий спросил меня, не знаю ли я, как добраться до редакции газеты «Восход» . 4) Каждый из молодых ишимбайцев, кто не хочет покидать свою малую родину, выбирает для обучения местный филиал УГАТУ или вузы соседнего Стерлитамака.

Задание А 6 – «Грамматические нормы (синтаксические нормы)» В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения МОЖНО заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Никита Марченко, с которым мы обучались в одной группе в университете, теперь работает корреспондентом газеты «Республика Башкортостан» 2) Мы познакомились со всеми достопримечательностями, которые имеются в справочнике о городе Ишимбае: парком Победы, памятником первооткрывателям башкирской нефти, «вышкойбабушкой» . 3) Молодой человек, которому преподаватели прочили великое научное будущее, до сих пор не защитил даже кандидатскую диссертацию. 4) Друзья долго подбирали такой маршрут, который устроил бы всех приятелей.

Задание А 7 – А 12 – работа с первым текстом А 7 – Подбор предложения, которое должно находиться первым в данном тексте. А 8 – Подбор слов или словосочетаний, пропущенных в одном из предложений текста. А 9 – Грамматическая (предикативная) основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. А 10 – Синтаксический анализ предложения. А 11 – Морфологический анализ слова. А 12 – Лексическое значение слова.

Задание А 7 – «Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте» ТЕКСТ: (1)… (2)Речь шла о средстве торможения самолётов, которые садятся на палубу авианосца. (3)… палуба, даже палуба такого гиганта, как авианосец, далеко не идеальный аэродром. (4)Её площадь сравнительно невелика, и потому взлететь с неё трудно, а сесть ещё труднее. (5)Чтобы самолёты не перемахивали за борт, приходилось тормозить их резиновыми шнурами, парашютами и ловить тормозными сетями. (6)Эта новая установка должна была тормозить самолёты бегущим навстречу электромагнитным полем. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте? 1) После неудачи в авиации электродвигатель начали испытывать в наземных средствах транспорта. 2) Трудно перечислить все области возможного применения электродвигателя. 3) Лет 30 назад в печати появилось сообщение об испытании нового средства торможения самолётов. 4) Лет 30 назад электродвигатель пытались применить как средство торможения авианосца.

Задание А 8 – «Средства связи предложений в тексте» ТЕКСТ: (1)… (2)Речь шла о средстве торможения самолётов, которые садятся на палубу авианосца. (3)… палуба, даже палуба такого гиганта, как авианосец, далеко не идеальный аэродром. (4)Её площадь сравнительно невелика, и потому взлететь с неё трудно, а сесть ещё труднее. (5)Чтобы самолёты не перемахивали за борт, приходилось тормозить их резиновыми шнурами, парашютами и ловить тормозными сетями. (6)Эта новая установка должна была тормозить самолёты бегущим навстречу электромагнитным полем. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста? 1) Кроме того, 2) Таким образом, 3) Наоборот, 4) Конечно,

Задание А 9 – «Грамматическая основа предложения» ТЕКСТ: (1)… (2)Речь шла о средстве торможения самолётов, которые садятся на палубу авианосца. (3)… палуба, даже палуба такого гиганта, как авианосец, далеко не идеальный аэродром. (4)Её площадь сравнительно невелика, и потому взлететь с неё трудно, а сесть ещё труднее. (5)Чтобы самолёты не перемахивали за борт, приходилось тормозить их резиновыми шнурами, парашютами и ловить тормозными сетями. (6)Эта новая установка должна была тормозить самолёты бегущим навстречу электромагнитным полем. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста? 1) трудно взлететь, сесть (предложение 4) 2) самолёты приходилось тормозить (предложение 5) 3) которые садятся (предложение 2) 4) установка должна была (предложение 6))

Задание А 9 –продолжение Экзаменуемым предлагается найти либо дистрактор, в котором выписана основа предложения, либо найти вариант ответа, в котором верно представлено подлежащее или сказуемое. ПОМНИТЕ: 1. Помимо простого глагольного сказуемого существуют составные глагольные и составные именные сказуемые! Больше всего проблем возникает со вторым типом сказуемых. Сравните: Я горжусь учителем и Я являюсь учителем 2. Подлежащее может выражаться не только существительным (в нашем примере оно выражено союзным словом)! 3. Несвободные словосочетания являются одним членом предложения (две поп-звезды, парочка из свиты Воланда, красна девица и т. п.)

Задание А 10 – «Синтаксический анализ предложения» ТЕКСТ: (1)… (2)Речь шла о средстве торможения самолётов, которые садятся на палубу авианосца. (3)… палуба, даже палуба такого гиганта, как авианосец, далеко не идеальный аэродром. (4)Её площадь сравнительно невелика, и потому взлететь с неё трудно, а сесть ещё труднее. (5)Чтобы самолёты не перемахивали за борт, приходилось тормозить их резиновыми шнурами, парашютами и ловить тормозными сетями. (6)Эта новая установка должна была тормозить самолёты бегущим навстречу электромагнитным полем. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста. 1) простое осложнённое 2) сложносочинённое 3) сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями 4) сложноподчинённое

Задание А 10 – продолжение Для выполнения задания А 10 надо знать не так много, как для выполнения заданий по синтаксису в части В. Будет вполне достаточно, если мы запомним следующие типы предложений: Простые предложения, осложнённые причастными и деепричастными оборотами, однородным рядом, вводными словами, обособленными приложениями и обращениями. Сложные бессоюзные предложения. Сложносочинённые предложения. Сложноподчинённые предложения.

Задание А 11 – «Морфологический анализ слова» Укажите предложение, в котором есть притяжательное местоимение. 1) (4)Её площадь сравнительно невелика, и потому взлететь с неё трудно, а сесть ещё труднее. 2) (5)Чтобы самолёты не перемахивали за борт, приходилось тормозить их резиновыми шнурами, парашютами и ловить тормозными сетями. 3) (3)… палуба, даже палуба такого гиганта, как авианосец, далеко не идеальный аэродром. 4) (6)Эта новая установка должна была тормозить самолёты бегущим навстречу электромагнитным полем.

Задание А 11 – продолжение Для выполнения данного задания необходимо уметь отличать друг от друга: страдательные и действительные причастия, деепричастия, отглагольные прилагательные; сравнительные и превосходные степени имён прилагательных и наречий; разряды местоимений; качественные, относительные и притяжательные прилагательные; а также знать другие части речи…

Задание А 12 – «Лексическое значение слова» Укажите, в каком значении употреблено слово ИДЕАЛЬНЫЙ в третьем (3) предложении: (3)… палуба, даже палуба такого гиганта, как авианосец, далеко не идеальный аэродром. 1) воображаемый, придуманный 2) совершенный, без недостатков 3) обычный, типичный 4) специализированный, предназначенный для конкретных целей

Задание А 13 – «Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи» В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Левша вобрал в себя многие качества, присущие лесковским праведникам: подли(1)ый патриотизм, наличие чётких нравстве(2)ых ориентиров, стойкость характера, природную одарё(3)ость, живой интерес к окружающей жизни – «очарова(4)ость» . 1) 1, 3 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 2, 3, 4

Задание А 14 – «Правописание корней» В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1) ап. . лляционный, дел. . катес, прот. . рать 2) аккл. . матизироваться, ст. . снённый (в средствах), выч. . тание 3) акт. . визироваться, мец. . нат, разн. . мавший 4) скр. . пучий, созд. . вать, вын. . сить

Задание А 15 – «Правописание приставок» В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? 1) ра. . средоточивать, бе. . перспективный, и. . томить 2) пр. . бавлять, пр. . умный, пр. . успевать 3) по. . стёжка, на. . почечник, о. . дача 4) пост. . ндустриальный, от. . скать, сверх. . зысканный ЗАПОМНИТЕ: ВЗИМАТЬ

Задание А 16 – «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени» В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И? 1) помн. . шь, вид. . мый 2) надыш. . шься, укуш. . нный 3) верт. . шься, несгиба. . мый 4) леле. . шь, потрат. . вший

Задание А 17 – «Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-//-НН-)» В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И? А. усидч. . вый Б. отстёг. . вать В. щегол. . ватый Г. прислуш. . ваться 1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В, Г

Задание А 18 – «Правописание НЕ и НИ» В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? 1) На свежем снегу (не)было видно следов. 2) Черты лица Павла Ивановича (не)лишены приятности. 3) В этом (не)прореженном лесу молодые деревья растут медленно. 4) Рядом шелестел камыш с ещё (не)распустившимися кисточками.

Задание А 19 – «Слитное, дефисное, раздельное написание» В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) Вынашиваемая И. А. Гончаровым (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет новая концепция «Обломова» была (НА)КОНЕЦ реализована в июле – августе 1857 года, когда писатель быстро создал вторую и третью части романа. 2) Лицо Ивана (КАК)БУДТО окаменело в своём строгом выражении и (ОТ)ТОГО казалось высеченным из мрамора. 3) Павла Петровича считали гордецом, но уважали за его аристократические манеры, за то, что он (ПО)ВСЮДУ возил с собою настоящий серебряный несессер и походную ванну; его уважали ТАК(ЖЕ) и за безукоризненную честность. 4) Онегин, ТАК(ЖЕ) как и герой Б. Констана, умён, но подчёркнуто равнодушен к окружающим его людям и (ПРИ)ТОМ не видит в жизни ничего достойного своих душевных усилий. .

Задание А 20 – «Пунктуация в простом и сложном предложениях» Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Символисты и их последователи – акмеисты – увидели в Тютчеве своего предтечу () и продолжили тютчевские поэтические традиции. 1) Простое предложение с однородными членами и повторяющимся союзом, перед союзом И нужна запятая. 2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая. 3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. 4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

Задание А 21 – «Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения (определения, обстоятельства)» В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60 -х годов (4) направления (5) нового по мировоззрению и средствам изобразительности. 1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 2 4) 1, 2, 5

Задание А 22 – «Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения» В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? И справа, и слева, и (1) кажется (2) над самым домом сверкали молнии. В этот солнечный день всё вокруг (3) казалось (4) радостным. 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2

Задание А 23 – «Знаки препинания в простом осложнённом предложении (однородные члены предложения)» Укажите предложение, в котором надо поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены) 1) Бабушка смазала петуху гребень и бороду и насыпала на пол пшена. 2) Уже мы увидели и дальнюю заводскую трубу и крыши домишек. 3) То размеренные и неторопливые то лихорадочно-быстрые то перебивающие друга звуки барабана доносились с другого берега. 4) Всё было уже тихо или казалось таким.

Задание А 24 – «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. 1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 2) Вторая часть сложного предложения противопоставлена тому, о чём говорится в первой части. 3) Первая часть сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. 4) Вторая часть сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ – см. пример + «Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части»

Задание А 25 – «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении» В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Одним из крупнейших самолётов (1) является аэробус А-380 (2) двигатели (3) которого (4) обладают уникальной мощностью. 1) 2 2) 1 3) 3 4) 1, 4 ФОРМУЛА ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА: k – 1 или k – 1 и k + 1, где k – цифра рядом (чаще перед) с союзным словом «КОТОРЫЙ»

Задание А 26 – «Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью; сложное предложение с разными видами связи» В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Последние метры пути показались Константину особенно трудными (1) но (2) когда они были пройдены (3) и показалась горная вершина (4) стало очень хорошо на душе. 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 4 3) 1, 2, 3 4) 2, 3, 4

Задание А 26 – продолжение Чаще всего на экзаменах мы будем иметь дело с такими предложениями, в которых на месте всех цифр должны стоять запятые. . . Однако ЧАЩЕ и ВСЕГДА – не одно и то же… Чтобы справиться с данным заданием, необходимо научиться находить грамматическую основу (тогда перед союзом И, соединяющим однородные члены предложения мы не будем ставить запятую). Но и в сложных предложениях перед союзом И не всегда ставится запятая: её, например, не было в предыдущем примере. На втором месте по распространённости в КИМах предложения, в которых запятые ставятся везде, кроме позиции после сочинительного союза (в этих случаях без искажения смысла или (и) нарушения синтаксиса невозможно опустить часть предложения с цифры, стоящей после сочинительного союза, до следующей цифры). Например, В воображении писателя теснились самые разные замыслы (1) и (2) если он усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять не знал (4) каким должно быть начало. (Ответ: 1, 3, 4)

Задание А 27 – «Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров» Прочитайте текст В безветренную погоду поверхность воды достаточно гладкая, чтобы дать зеркальное отражение, поэтому когда мы в такую погоду стоим на берегу реки, то деревья на другом берегу видим дважды: во-первых, сами деревья, такие, как они есть, и, во-вторых, их отражения в воде. Но как только поднимается ветер, поверхность воды перестаёт быть гладкой, появляется рябь. Большое количество маленьких волн посылает свет во всех направлениях, в результате отражение деревьев расплывается и пропадает. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Когда в безветренную погоду мы стоим на берегу реки, то деревья на другом берегу видим дважды: 2) 3) 4) сами деревья и их отражения в воде, а качество их отражения улучшается в ветреную погоду. Как только поднимается ветер, появляется большое количество маленьких волн, посылающих свет во всех направлениях, поэтому отражение деревьев в реке более отчётливое при сухой погоде, чем в ненастье. В безветренную погоду поверхность воды гладкая, как зеркало, но как только поднимается ветер, на её поверхности появляется рябь. Зеркальное отражение деревьев в реке можно увидеть только в безветренную погоду на гладкой поверхности воды, потому что рябь, создаваемая ветром, посылает свет во всех направлениях, и отражение пропадает.

Задание А 28 – «Текст как речевое произведение; смысловая и композиционная целостность текста» В каком предложении текста содержится ответ на вопрос, который поставлен в первом предложении? ПЕРВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: Что же такое категория красоты в литературе? 1) (9)Эта увиденная художником глубина истины и есть эстетическая красота в искусстве. 2) (8)И всё-таки литература – это вторая жизнь, сконцентрированная во времени. 3) (13)Главное орудие художника – зрение и слух, реализованные в слове, в мысли. 4) (17)Но само по себе слово не может нести всю красоту или некрасоту, не может быть прекрасным или дурным, затёртым или незатёртым только потому, что оно выражает то или иное понятие.

Задание А 28 – продолжение Задание А 28 – первое из трёх типа А, выполнение которых производится на основе основного исходного текста (по нему также выполняют все задания типа В и пишут сочинение). В заданиях типа А 28 экзаменуемым предлагается найти предложение, в котором автор выражает своё отношение к чему-то, объясняются какие-либо поступки и т. п. , а также перечисляются высказывания и мысли, соответствующие содержанию текста или противоречащие ему. Практически все, кто не очень торопится и внимательно читает текст, справляются с данным заданием

Задание А 29 – «Стили и функционально-смысловые типы речи» Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? 1) 2) 3) 4) Предложения 8– 10 содержат рассуждение ((8)И всё-таки литература – это вторая жизнь, сконцентрированная во времени. (9)Эта увиденная художником глубина истины и есть эстетическая красота в искусстве. (10)Та красота, которая заставляет нас испытывать и чувство восторга, и чувство ненависти.). Предложение 18 объясняет высказанное в предложении 17 утверждение ((17)Но само по себе слово не может нести всю красоту или некрасоту, не может быть прекрасным или дурным, затёртым или незатёртым только потому, что оно выражает то или иное понятие. (18)Настоящий художник использует слова, сочетания слов как необходимость, как инструмент, без которого невозможно совершить чудо познания.). В предложениях 25– 26 представлено описание ((25)Слово – это собственное «я» художника, реализация его восприятия. (26)Но словами как первоэлементом человеческого общения оперируют все люди, независимо от того, насколько наделены они чувством гармонии, глубины и красоты.). В предложении 21 содержится обоснование утверждения, высказанного в предложении 20 ((20)Серьёзная проза не может ставить себе цель быть образцово -показательной, рационально построенной, так что глазу не за что зацепиться. (21)Это ложноклассическое совершенство (во имя ложно понятой красоты) вызывает у нас серую скуку, глаза равнодушно скользят по фразам, ни на чём не задерживаясь, – мы не испытываем волнения.).

Задание А 29 – продолжение Повествование – динамика разворачиваются во времени) событий (действия Описание – статика, картинка (действия не совершаются, но можно представить сами предметы, о которых идёт речь: портрет, пейзаж и т. п.) Рассуждение – умозаключения автора, с которыми не все могут согласиться (характерные черты – наличие вводных слов, убеждений, сомнений)

Задание А 30 – «Лексическое значение слова» Укажите предложение, в котором использован фразеологизм. 1) (18)Он был прав, удручающе прав… 2) (7)Когда они ушли, я обернулся к прорабу и похвалил его ребят. 3) (6)Они сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки, слова они употребляли на уровне наивысшего образования, разговаривать с ними было трудно и интересно. 4) (5)Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел. Надо знать, что такое фразеологизмы, антонимы и синонимы (прямые и контекстные). В небольшом количестве вариантов встречаются задания, похожие на А 12.

Задание В 1 – «Основные способы словообразования» Из предложений 19– 21 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (19)Годами не убывающая очередь стоит в Эрмитаж. (20)С утра до вечера залы его полны горожан и приезжих издалека. (21)Какая-то часть из приходящих сюда действительно что-то получит для себя, как-то взволнуется произведениями великих мастеров, но сколько зайдёт сюда, чтобы отметиться, чтобы сказать, что был в Эрмитаже, для престижа, сколько из них скользят равнодушно-спокойным взглядом, запоминая, чтобы знать! Ответ: ИЗДАЛЕКА

Задание В 2 – «Морфологический анализ слова» Из предложений 12– 18 выпишите краткое причастие. (12)Так-то оно так, и прораб согласно качал головой. (13)Однако, к вашему сведению, Ермаков – золотой человек, один из самых честных и добросовестных работников. (14)Тот, на кого можно положиться в любой ситуации, сердечный, отзывчивый человек, работу которого, кстати, можно никогда не проверять. (15)Не то что эти молодцы, тяпляп, кое-как, лишь бы скорее. (16)Прораб говорил об этих троих с подчёркнутым пренебрежением, он был обижен за Ермакова, и мои оценки задели его несправедливостью. (17)Позднее я имел возможность проверить его слова. (18)Он был прав, удручающе прав… Ответ: ОБИЖЕН

Задание В 3 – «Словосочетание» Из предложения 9– 11 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. (9)Ермаков был плотник, с которым я разговаривал до этого, и Ермаков действительно «не произвёл» . (10)Ничего он не читал, не видел, ни к чему не стремился. (11)Был он, очевидно, из тех забойщиков «козла» , что часами стучат во дворах или режутся в карты. Ответ: ТЕХ ЗАБОЙЩИКОВ

Задание В 4 – «Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения» Среди предложений 7– 14 найдите сложное, в состав которого входят односоставные безличные предложения. Напишите номер этого сложного предложения. (7)Когда они ушли, я обернулся к прорабу и похвалил его ребят. (8) «Понравились… а Ермаков, значит, не произвёл? » – сказал он как-то неприятно -насмешливо. (9)Ермаков был плотник, с которым я разговаривал до этого, и Ермаков действительно «не произвёл» . (10)Ничего он не читал, не видел, ни к чему не стремился. (11)Был он, очевидно, из тех забойщиков «козла» , что часами стучат во дворах или режутся в карты. (12)Так-то оно так, и прораб согласно качал головой. (13)Однако, к вашему сведению, Ермаков – золотой человек, один из самых честных и добросовестных работников. (14)Тот, на кого можно положиться в любой ситуации, сердечный, отзывчивый человек, работу которого, кстати, можно никогда не проверять. Ответ: 14

Задание В 5 – «Осложнённое простое предложение» Среди предложений 1– 8 найдите предложение с обособленным согласованным приложением. Напишите номер этого предложения. (1)Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. (2)Разговор шёл о новых книгах. (3)Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. (4)Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсии Маркеса. (5)Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел. (6)Они сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки, слова они употребляли на уровне наивысшего образования, разговаривать с ними было трудно и интересно. (7)Когда они ушли, я обернулся к прорабу и похвалил его ребят. (8) «Понравились… а Ермаков, значит, не произвёл? » – сказал он как-то неприятно -насмешливо. Ответ: 3

Задание В 6 – «Сложное предложение» Среди предложений 1– 8 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения. (1)Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. (2)Разговор шёл о новых книгах. (3)Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. (4)Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсии Маркеса. (5)Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел. (6)Они сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки, слова они употребляли на уровне наивысшего образования, разговаривать с ними было трудно и интересно. (7)Когда они ушли, я обернулся к прорабу и похвалил его ребят. (8) «Понравились… а Ермаков, значит, не произвёл? » – сказал он как-то неприятно -насмешливо. Ответ: 3

Задание В 7 – «Средства связи предложений в тексте» Среди предложений 21– 25 найдите такое, которое связано с предыдущими при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения. (21)Какая-то часть из приходящих сюда действительно что-то получит для себя, как-то взволнуется произведениями великих мастеров, но сколько зайдёт сюда, чтобы отметиться, чтобы сказать, что был в Эрмитаже, для престижа, сколько из них скользят равнодушноспокойным взглядом, запоминая, чтобы знать! (22)Ермаков, тот вообще не был в Эрмитаже, и в Павловске не был, и в Пушкине. (23)Был в Петергофе, фонтаны смотрел. (24)Огромная культурно-художественная жизнь такого города, как Петербург, проходит мимо него. (25)Но, может быть, этот откровенный неинтерес более честен, чем формальное приобщение к культуре. Ответ: 24

Задание В 8 – «Речь, анализ средств выразительности» Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А 28–А 30, В 1–В 7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания B 8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Задание В 8 – продолжение «В тексте нет прямого ответа на вопрос, волнующий Д. Гранина. Однако чётко прослеживается отношение автора к героям. Так, приёмы: _____ («наивысшего образования» в предложении 6) и _____ («не произвёл» в предложениях 8– 9 ((8) «Понравились… а Ермаков, значит, не произвёл? » – сказал он как-то неприятнонасмешливо. (9)Ермаков был плотник, с которым я разговаривал до этого, и Ермаков действительно «не произвёл»), «прав» в предложении 18 ((18)Он был прав, удручающе прав…)) – помогают автору дать оценку молодым строителям и плотнику Ермакову. Ёмкую характеристику Ермакову помогает дать такое синтаксическое средство, как _____ (например, в предложении 10((10)Ничего он не читал, не видел, ни к чему не стремился.)), и троп – _____ (сердечный человек)» . Список терминов: 1) лексический повтор 6) эпитет 2) просторечие 7) ирония 3) диалектизм 8) риторическое обращение 4) литота 9) противопоставление 5) однородные члены предложения Ответ: 7, 1, 5, 6

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. Замысел рассказа “Левша” (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)” возник у Лескова, вероятно, к 1878 г. По свидетельству его сына, А.Н. Лескова, отец лето этого года провел в Сестрорецке, в доме оружейного мастера. Будучи знакомым с помощником начальника местного оружейного завода полковником Н.Е. Болониным, Лесков обсуждал с ним вопрос об источниках происхождения прибаутки о том, как “англичане из стали блоху делали, а наши туляки ее подковали, да им назад отослали”. Так и не узнав ничего о возникновении этой присказки, Лесков в мае 1881 г. написал рассказ “Левша”, сюжет которого построен на привлекшем его внимание “присловье”.

Первоначально писатель задумал объединить три “уже готовых маленьких очерка” под общим названием “Исторические характеры в баснословных сказаниях нового сложения”, которые бы, по определению самого писателя, представляли собой “картины народного творчества об императорах: Николае I, Александре II и Александре III (хозяйственном)” (из письма И.С. Аксакову, май 1881 г.).

Однако в октябре 1881 г. Лесков опубликовал в журнале “Русь” один рассказ под названием “Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (цеховая легенда)”. В следующем году рассказ вышел отдельным изданием, в которое писатель внес некоторые изменения. Они были направлены на усиление сатирического звучания рассказа (например, в 7-й главе писатель добавил, что деньги на нужды церквей собирают “даже там, где взять нечего”). Кроме того, в тексте издания 1882 г. сняты кавычки с ряда специфических слов и выражений, характерных для народной речи.

Появление “Левши” почти сразу же вызвало отклики в прессе. В октябре 1881 г. Лесков в письме к Аксакову подчеркнул, что «“Блоху” здесь очень заметили даже литературщики». Однако критика не поняла художественной ценности рассказа, жанровые искания Лескова оказались ей чужды. Его обвиняли и в “славянофильском шовинизме”, и в стремлении приписать народу не присущие ему качества, показать, как “русский человек затыкает за пояс иностранца”, и в принижении русского народа.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ. Критика, будучи практически единодушной в своей уверенности, что Лесков всего лишь художественно обработал бытовавшую в народе легенду, называла рассказ “простым стенографированием”, “пересказом”. Такая оценка объяснялась слишком буквальным пониманием предисловия, которым Лесков предварил первые издания рассказа. Введя в название подзаголовок “цеховая легенда”, писатель продолжал “обманывать” читателя и в самом предисловии, утверждая, что записал эту легенду в Сестрорецке со слов “старого оружейника, тульского выходца”, и она “выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела”.

Лесков, вероятно, не ожидал, что критика, основываясь на его собственном утверждении о существовании легенды, будет столь язвительно отзываться о его литературных способностях. В итоге писатель был вынужден себя “разоблачить” и в июне 1882 г. в газете “Новое время” опубликовать заметку “О русском Левше (Литературное объяснение)”. В ней Лесков называет это произведение рассказом, настаивает на своем авторстве, Левшу именует “лицом... выдуманным”. Позднее, в 1889 г., при подготовке собрания сочинений писатель изъял предисловие из текста рассказа.

Почему Лесков дает “Левше” жанровое определение “рассказ”? Ведь, строго говоря, это произведение скорее напоминает повесть. У него достаточно большой объем, что не свойственно рассказу, оно разделено на 20 глав, охватывает длительный промежуток времени (примерно 10-12 лет). Кроме того, для него характерно последовательное развертывание действия с введением новых персонажей, изображением странствий героев и новых впечатлений (все это тоже в большой степени свойственно повести). Однако “рассказом” писатель называет “Левшу” не случайно. Во-первых, само слово “рассказ” в значительной мере связано с корневым словом “сказ”, подчеркивающим устный характер повествования. Во-вторых, главным героем и основным объектом изображения является Левша. Описание пребывания Александра I в Англии, разговора Николая I и Платова, поездки последнего в Тулу и даже работы тульских мастеров лишь подготавливает читателя к истории путешествия Левши (в письме Аксакову в октябре 1881 г. Лесков говорил, что “лучшая часть все-таки в конце - Левша в Англии и его трагическая кончина”).

Таким образом, в центре рассказа оказывается лишь один этап из жизни героя - пребывание в Англии, которое Левша искренне пытался использовать во благо Отечеству. Соединяя в своем произведении черты рассказа и повести, сосредоточивая внимание читателя на нескольких эпизодах из жизни героя и в то же время рассматривая их в контексте русской жизни и в целом соотнося поступки простого человека Левши и поведение “отцов Отечества”, Лесков выражает свое отношение к происходящему. Соединение черт разных жанров помогает автору решить определенные творческие задачи (связанные с утверждением одного героя и развенчанием других), становится одной из форм выявления авторской позиции.

Но “Левша” соединяет в себе и черты фольклорных жанров: бывальщины, предания, легенды. Бывальщина, или быль, представляет собой небольшой устный рассказ о необычном случае, имевшем место в действительности, при этом главным героем часто становится человек простой. Предание же повествует о реальных лицах и событиях, происходивших в прошлом. Но рассказы очевидцев в предании перерабатываются и впоследствии видоизменяются. В данном случае мы имеем сочетание черт бывальщины, рассказывающей о трех тульских мастерах и излагающей историю Левши (о реальности существования которого знает лишь рассказчик), и предания, повествующего о действительно существовавших людях: Александре I, Николае I, атамане Платове и т.д.

Рассказчик стремится все время подчеркнуть достоверность происходящего, приводя исторические реалии и перечисляя фамилии исторических деятелей. Это создает ощущение документальности повествования, а следовательно, серьезности тех оценок, которые автор дает поступкам императоров и их приближенных. Гиперболизация (описание чудес, показанных англичанами, изображение необыкновенного труда мастеров, а затем и подкованной блохи) напоминает нам и о жанре легенды, в основе которой всегда лежит чудо, а сила и ум главных героев нередко преувеличиваются. Легендарным в своей основе является и изображение путешествия Левши, и его пребывание в Англии. Таким образом, синтез элементов бывальщины и легенды позволяет показать Левшу не только как простого человека, в жизни которого произошел необыкновенный случай, но и как героя, которому приписываются особенные способности.

Однако ни один из трех названных фольклорных жанров не предполагает выражения личного отношения рассказчика к героям, их поступкам, к самим событиям. Лесков же сознательно стремится выразить авторскую позицию, присущее ему ироническое отношение к представителям власти. Именно поэтому он использует и возможности, которые дает сказка с ее снисходительным отношением к царям и вельможам. Чтобы усилить эффект нереальности, сказочности происходящего, Лесков сознательно искажает хронологию, пряча в тексте ошибки, которые читатель должен обнаружить. Так, например, известно, что Александр I был в Лондоне в июне 1814 г., Венский конгресс же (в тексте “Левши” он именуется “Советом”) начался в августе 1814 г. После окончания конгресса император по Англии не путешествовал.

Еще более фантастическим кажется использование образа Платова. Делая его собеседником Николая I, вступившего на престол в конце 1825 г., Лесков словно “забывает” о том, что Платов умер в 1818 г. Следовательно, все дальнейшие действия Платова являются не более чем фантастикой.

Эффект сказочности усиливается и самим характером повествования. Например, описывая, как Александр прячет блоху, автор замечает, что он “опустил блошку в орешек... а чтобы не потерять самый орех, опустил его в свою золотую табакерку, а табакерку велел положить в свою дорожную шкатулку”. (Вспомните сказочные описания спрятанной Кащеевой смерти: игла в яйце, яйцо в утке, утка в сундуке и т.д.) Именно сказочный характер повествования позволяет объяснить появление в императорском дворце “химика из противной аптеки от Аничкова моста”, который ведет себя запросто и по-соседски, и самого Левши. Свойственное сказке ироничное описание царей и их приближенных помогает Лескову решить ряд художественных задач.

ПРОБЛЕМАТИКА, СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ. В рассказе “Левша” одной из центральных является проблема творческой одаренности русского человека, не раз становившаяся предметом художественного осмысления в произведениях Лескова (рассказы “Тупейный художник”, “Запечатленный ангел”). Талант, в представлении писателя, не может существовать, если он не подкреплен духовной силой человека, его нравственным стержнем. Левша - неказистый мужичок с выдранными “при ученье” волосами, одетый как нищий, - не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Оказавшись в Англии, он стремится понять военные хитрости англичан и послужить Отечеству.

Образ Левши продолжает собой галерею образов праведников, созданную Лесковым. Левша, который едет в Англию без документов, наспех одетый, голодный, чтобы продемонстрировать русскую смекалку и умение, является для писателя воплощением идеи самоотречения во имя Дела, самопожертвования во славу Отечества. Не случайно повествователь передает его разговоры с англичанами, упорно пытающимися склонить Левшу к тому, чтобы остаться в Англии. Непреклонность героя вызывает уважение англичан.

Левша вобрал в себя многие качества, присущие лесковским праведникам: патриотизм, наличие четких нравственных ориентиров, стойкость характера, природную одаренность, живой интерес к окружающей жизни (“очарованность”), основы христианской нравственности. (Вспомните, что Левша говорит англичанам о вере и куда отправились тульские мастера перед тем, как приступить к работе.)

На долю Левши выпадает немало испытаний, но даже в предсмертный час герой помнит лишь об одном - о военном секрете, незнание которого гибельно для русской армии. Лесков показывает трагический парадокс русской жизни. Простой тульский мастер Левша в большей степени озабочен проблемой военной мощи России, чем военный министр граф Чернышев или сам император.

Критическое отношение Лескова к представителям власти во многом определяет проблематику рассказа. Именно в изображении Александра, Николая, Платова лесковская ирония становится наиболее очевидной. Попытка Платова убедить Александра в превосходстве русского оружия “огорчила императора”, а напоминание об особом сахаре Бобринского завода и вовсе расстроило государя (“Пожалуйста, не порть мне политики”, - просит он Платова).

Сам Платов патриотом становится лишь за пределами Отечества. В России же он ведет себя как типичный крепостник, грубый и жестокий. Тульским мастерам он не верит, требует, чтобы английской работы не портили и бриллиант не подменили. Именно он виноват в том, что Левша покинул страну без “тугамента” (впоследствии это сыграло роковую роль в его судьбе). Николай, дав распоряжение отправить Левшу в Англию, вскоре о нем забывает. Не случайно повествователь горько замечает, что в дороге голодному Левше “на каждой станции пояса на один значок еще перетягивали, чтобы кишки с легкими не перепутались”. Если Александр уверен в превосходстве английских мастеров, то Николай верит в возможности русских талантов. Однако для него это вопрос личного престижа, а люди - лишь средство достижения победы в споре с другой державой.

По свидетельству критики, в основе сюжета рассказа лежит характерный для народного творчества мотив борьбы, состязания представителей двух народов (не случайно тульские мастера просят Божьего благословения). Антитеза является основным композиционным приемом в рассказе. Однако противопоставляются не столько русское и английское мастерство, сколько сами мастера и власть, презирающая их. Вспомните, что английского “полшкипера”, который попытался “пробиться” к графу Клейнмихелю с напоминаниями о Левше, выгнали, чтобы “не смел поминать душу человечкину”.

Причины культурной и экономической отсталости России (эта проблема тоже затрагивается Лесковым) следует, по мысли писателя, искать в необразованности русского народа, в невнимании власти к судьбе национальных талантов, которые развиваются не благодаря, а вопреки ее деятельности. В рассказе композиционно противопоставлены эпизоды беседы Николая с Левшой, до которого император милостиво снисходит, и встреча героя с англичанами, для которых он просто одаренный от природы человек, мастер. Кульминационный эпизод диалога императора с Левшой и следующее за ним описание сборов заранее предопределяют развязку. Доставленный в английский дом “подшкипер” и брошенный на полу в “простонародной” больнице Левша - вот та антитеза, которая определяет своеобразие отношения к личности со стороны царской власти. В этом видит Лесков и одну из причин общественной неустроенности в России.

СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА. Рассуждая о жанровом своеобразии рассказа, мы ничего не сказали о таком определении жанра, как “сказ”. И это не случайно. Сказ как жанр устной прозы подразумевает установку на устную речь, повествование от лица участника события. В этом смысле “Левша” традиционным сказом не является. Вместе с тем сказом может именоваться и такой способ повествования, который предполагает “отделение” повествования от самого участника событий. В “Левше” происходит именно такой процесс, тем более что в рассказе используется слово “баснословие” (глава 20), предполагающее сказовый характер повествования. Рассказчик, не являясь ни свидетелем, ни участником событий, активно в разных формах выражает свое отношение к происходящему. При этом в самом сказе можно обнаружить своеобразие позиции как повествователя, так и автора.

На протяжении рассказа манера повествования меняется. Если в начале первой главы повествователь внешне бесхитростно излагает обстоятельства приезда императора в Англию, затем последовательно рассказывает о происходящих событиях, используя просторечия, устаревшие и искаженные формы слов, разные типы неологизмов и т.д., то уже в шестой главе (в рассказе о тульских мастерах) повествование становится иным. Оно полностью не лишается разговорного характера, однако делается более нейтральным, практически не используются искаженные формы слов, неологизмы. Сменой повествовательной манеры автор хочет показать и серьезность описанной ситуации. Не случайно встречается даже высокая лексика, когда повествователь характеризует “искусных людей, на которых теперь почивала надежда нации”. Такого же рода повествование можно обнаружить в последней, 20-й главе, которая, очевидно, подводя итоги, содержит точку зрения автора, поэтому ее стиль отличается от стиля большей части глав.

В спокойную и внешне бесстрастную речь повествователя нередко вводятся экспрессивно окрашенные слова (например, Александр Павлович решил по Европе “проездиться”), что становится одной из форм выражения авторской позиции, глубоко скрытой в тексте.

В самом повествовании умело подчеркиваются интонационные особенности речи персонажей (ср., например, высказывания Александра I и Платова).

По словам И.В. Столяровой, Лесков “направляет интерес читателей на сами события”, чему способствует особая логическая структура текста: большая часть глав имеет концовку, а некоторые - и своеобразный зачин, что позволяет четко отделить одно событие от другого. Этот принцип создает эффект сказовой манеры. Можно также заметить, что в ряде глав именно в концовке рассказчик выражает авторскую позицию: «А царедворцы, которые на ступенях стоят, все от него отворачиваются, думают: “попался Платов и сейчас его из дворца вон погонят, - потому они его терпеть не могли за храбрость”» (конец 12-й главы).

Нельзя не отметить использование различных приемов, характеризующих особенности не только устной речи, но и народнопоэтического творчества в целом: тавтологий (“на подковы подковали” и др.), своеобразных форм глаголов с приставкой (“залюбовался”, “спосылай”, “охлопывать” и др.), слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (“ладошечка”, “пузичка” и т.д.). Интересно обратить внимание на вводимые в текст поговорки (“утро ночи мудренее”, “снег на голову”). Иногда Лесков может их видоизменять.

О смешении различных манер повествования свидетельствует характер неологизмов. Они могут более подробно описывать предмет и его функцию (двухсестная карета), место действия (бюстры - объединяя слова бюсты и люстры, писатель одним словом дает более полное описание помещения), действие (свистовые - свист и вестовые, сопровождающие Платова), обозначать иностранные диковинки (.мерблюзьи мантоны - верблюжьи манто и т.п.), состояние героев (ожидация - ожидание и ажитация, досадная укушетка, на которой долгие годы лежал Платов, характеризующая не только бездействие героя, но и его уязвленное самолюбие). Появление неологизмов у Лескова во многих случаях обусловлено литературной игрой.

“Таким образом, сказ Лескова как тип повествования не только трансформировался, обогатился, но и послужил созданию новой жанровой разновидности: сказовой повести. Сказовая повесть отличается большой глубиной охвата действительности, приближаясь в этом смысле к романной форме. Именно сказовая повесть Лескова способствовала появлению нового типа правдоискателя, которого можно поставить в один ряд с героями Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского” (Мущенко Е.Г., Скобелев В.П., Кройчик Л.Е. С. 115). Художественное своеобразие “Левши” обусловлено задачей поиска особых форм выражения авторской позиции для утверждения силы национального характера.




Top