Личная жизнь писателя а калинина. Донской писатель анатолий калинин

    - (р. 1916) русский писатель. Сельские очерки На среднем уровне (1954). О Великой Отечественной войне и ее последствиях роман Суровое поле (1958), повести Эхо войны (1963), Возврата нет (1971), Цыган (1960 89). Книги о М. А. Шолохове … Большой Энциклопедический словарь

    - [р. 9(22).8.1916, станица Каменская, ныне г. Каменск Шахтинский], русский советский писатель. Член КПСС с 1946. В 1941 опубликовал роман «Курганы». В годы Великой Отечественной войны 1941‒45 К. ‒ фронтовой корреспондент «Комсомольской правды».… … Большая советская энциклопедия

    - (р. 1916), русский писатель. Сельские очерки «На среднем уровне» (1954). О Великой Отечественной войне и её последствиях роман «Суровое поле» (1958), повести «Эхо войны» (1963), «Возврата нет» (1971), «Цыган» (1960 1989). Книги о М. А. Шолохове.… … Энциклопедический словарь

    Анатолий Вениаминович Калинин Дата рождения: 22 августа 1916 Место рождения: станица Каменская (ныне Каменск Шахтинский), Область войска Донского, Российская империя Дата смерти … Википедия

    КАЛИНИН Анатолий Вениаминович - (р. 1916), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1946. Ром. «Красное знамя» (1951, создан на основе пов. «Курганы», 1941, «На юге», 1944, «Товарищи» 1945), «Суровое поле» (1958), «Запретная зона» (1962), «Гремите, колокола!» (1966—67),… … Литературный энциклопедический словарь

    Писатель; родился 9 августа 1916 г. в станице Каменская (ныне г. Каменск Шахтинский) Ростовской области; участник Великой Отечественной войны 1941 1945 годов, был фронтовым корреспондентом газеты "Комсомольская правда"; первое крупное… … Большая биографическая энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Калинин. Анатолий Калинин: Калинин, Анатолий Вениаминович (1916 2008) русский советский писатель. Калинин, Анатолий Тимофеевич (р. 1939) советский и российский исследователь … Википедия

    - … Википедия

    Калинин русская фамилия и топоним в Российской Федерации. Содержание 1 Фамилия 1.1 А 1.2 Б 1.3 В 1.4 Г … Википедия

    1. КАЛИНИН Анатолий Вениаминович (род. 1916), русский писатель. Сельские очерки На среднем уровне (1954). Роман Суровое поле (1958), повести Эхо войны (1963), Возврата нет (1971), Цыган (1960 89; экранизация 1967) о Великой Отечественной войне и… … Русская история

Книги

  • Цыган. В 2-х частях. Часть 2
  • Цыган. В 2-х частях. Часть 1 , Калинин Анатолий Вениаминович. Не дает покоя Будулаю его цыганская душа. Так и тянет ее в широкие степи, раскинувшиеся по берегам Дона. Здесь еще кочуют таборы его соплеменников, бродят вольные казацкие табуны да свищет…

Калинин Анатолий - советский писатель, поэт и публицист. Был удостоен премии имени Горького, а также награжден рядом медалей и орденов, среди которых: Отечественной войны I степени, Октябрьской революции, Красной Звезды, Дружбы народов и Трудового Красного Знамени. В течение 20 лет занимал пост депутата Верховного Совета России. О жизни и творчестве этого удивительного человека мы и поговорим в статье.

Биография

Анатолий Калинин (биография которого сейчас нами рассматривается) родился в 1916 году, 22 августа. Местом рождения будущего писателя стала станица Каменская (Ростовская область), которая сейчас превратилась в город Каменск-Шахтинский. Здесь же, на Дону, прошли детство и юность будущего писателя. Отец Анатолия Вениаминовича был из новочеркасских казаков и работал в сельской школе учителем, а мать его была каменской казачкой.

Дед Калинина пел в казачьем хоре при церкви, он обладал очень хорошим голосом. Вспоминая о своем детстве, писатель не может его представить без пения деда.

Беспокоило Калинина то, что слово «казак» в его детстве не произносилось. Писателя очень волновало возрождение традиций и уклада казачества. И когда во время Великой Отечественной войны Сталин издал указ о создании корпуса Донских казаков, Калинин понял, что казачество начинает возрождаться. На этой волне он опубликовал в 1943 году статью под названием «Донские казаки».

Первые публикации

Калинин Анатолий Вениаминович называл казачество «хребтом России», при этом он не делил самих казаков на «нереестровых» и «реестровых». Но это будет много позже, а пока Калинин был принят в пионеры. В столь юном возрасте он уже начал писать очерки о сельской жизни и колхозах на Дону для публикации в газетах «Пионерская правда» и «Ленинские внучата».

Будучи подростком, в 1930 году Калинин вместе с рабочей колонной ездил по станицам и хуторам Дона, проводя коллективизацию. А в 1931 году будущий писатель стал комсомольцем. После этого он начал работать на областные и районные газеты на Кубани, Дону, в Кабардино-Балкарии.

Калинин Анатолий в 1935 году становится корреспондентом «Комсомольской правды», который освещает проблемы Армении, Кабардино-Балкарии, Украины, Дона. А в 1941 году писатель ушел на фронт в качестве корреспондента именно этой газеты - почти всю Великую Отечественную он провел на южных фронтах.

Первый роман и Великая Отечественная война

Первое крупное произведение автора было опубликовано в 1940 году. Это оказался роман под названием «Курганы». В этом произведении Калинин Анатолий изобразил колхозную новь в краю казаков. Он писал о тех вещах, которые отлично знал с самого детства: казачьем быте, крестьянском труде, народном языке.

В военные годы главными героями произведений Калинина становятся казаки-колхозники, которые облачились в солдатские шинели, как только позвала их Родина. В это время Калинин посылает в различные газеты очерки о событиях, происходящих в Ростове, Моздоке, Сталинграде. А в 1943 году публикуется книга очерков автора под названием «Казаки идут на запад». В 1944 году на страницах журнала «Новый мир» издается военная повесть «На юге», а в 1945-м - произведение «Товарищи». Позже на основе этих двух повестей Калинин создает большой роман о героизме русских солдат - «Красное знамя». Произведение было издано в 1951 году в Ростове.

Послевоенный период

Когда Великая Отечественная война закончилась, Калинин переехал на донской хутор Пухляковский. Здесь автор создает ряд очерков об обитателях донских станиц: «Лунные ночи», «В тылу отстающего колхоза», «Неумирающие корни» и др. Герои этих произведений позднее встретятся во многих других романах и повестях Калинина.

В «Правде» в 1953 году писатель опубликовал произведение «На среднем уровне». В этом очерке Калинин смело рассуждает на злободневные темы, касающиеся развития деревни и стиля партийной власти. Сам автор высоко оценивал это произведение и последовавший за ним очерк «Лунные ночи». Писатель полагал, что именно они помогли ему убедиться в правильности выбранных для его творений тем. На эти очерки активно откликнулись и читатели - Калинин получил множество писем с поддержкой в свой адрес.

В 1962 году Калинин пишет роман «Запретная зона», в котором описывает строительство В произведении поднимают следующие проблемы: воспитание нового человека в духе коммунистических идеалов; осуждение явлений и поступков, которых не должно быть в социалистическом обществе; оценка происходящего с точки зрения коммунистической совести.

«Цыган»

Но не благодаря этим романам обрел широкую известность Анатолий Калинин. «Цыган» - вот то произведение, что прославило автора. Этот роман сложился из множества автобиографических деталей. Образ главного героя, цыгана Будулая, возник у писателя еще во время войны, когда в госпитале он увидел, как разведчику-цыгану вручает один из казачьих командиров. Тогда Калинин еще не думал о написании романа, но сам эпизод ему запомнился на всю жизнь. Затем, когда его отряд отступал под Малой Белозеркой, писатель увидел разбитую цыганскую кибитку. Вскоре он узнал, что какая-то женщина забрала младенца, оставшегося в живых, к себе. А уже после войны Калинин Анатолий жил по соседству с цыганом-кузнецом, у которого был младший брат по имени Будулай.

Писатель на протяжении всего творчества продолжает обращаться к военной теме, раскрывая связь между событиями прошлого и настоящего. К таким произведениям, кроме «Цыгана», относятся романы «Сухое поле», «Возврата нет», «Эхо войны». Основная идейная концепция этих произведений заключена в системе образов героев - писатель противопоставляет людей, порожденных советской системой, и тех, чьи души были искалечены стремлением к обогащению и власти.

Последние годы жизни

В 1967 году Калинин Анатолий Вениаминович пишет роман «Гремите, колокола!». Произведение было посвящено эстетическим и нравственным проблемам семьи и воспитания детей.

В литературе Калинин всегда воспринимался как продолжатель шолоховской традиции. Сам автор был согласен с этим, и даже в 1964 году выпустил книгу очерков о Шолохове под названием «Вешенское лето». Затем, уже в 1975 году, выходит в свет новый роман писателя - «Время «Тихого Дона». А с 1982 по 1983 год публикуется собрание сочинений Калинина.

Умер писатель в 2008 году, 12 июня, на хуторе Пухляковском. Был похоронен во дворе собственного дома.

Стихи Калинина Анатолия Вениаминовича

Поэзия Калинина не столь известна, как его проза. Тем не менее автор написал несколько поэм и стихотворений. Кроме того, в замыслах у него было написание романа о донских казаках в стихах. К сожалению, эта идея так и не была претворена в жизнь.

Стихи Калинина Анатолия Вениаминовича, как и его проза, были посвящены нравственным темам, коммунистическим идеалам, а также Великой Отечественной войне. В своих стихотворных строчках писатель призывает читателей следовать зову сердца, жить по совести и поступать по чести. Главным же для человека, по мнению Калинина, является его способность самозабвенно служить Родине. Тема самоотверженного служения, пожалуй, проходит красной нитью через все произведения писателя.

«Будулай, которого не ждут»

Этот фильм, являющийся экранизацией романа «Цыган», увидел свет в 1994 году. Режиссером картины стал Александр Фенько. Съемки проходили в станице Раздорской и на хуторе Каныгине (Ростовская область). Именно здесь родился и прожил большую часть своей жизни сам Калинин. Танцы и песни в фильме исполнили артисты из цыганского театра «Ромэн».

Однако изначально был снят мини-сериал «Цыганский остров», который вышел в 1993 году. И только через год на его основе смонтировали картину «Будулай, которого не ждут».

Главную роль в фильме сыграл Картина рассказывает о судьбе цыгана Будулая, который возвращается в донскую станицу после 10 лет тюрьмы.

Таким образом, очень интересную и насыщенную жизнь прожил Калинин. Что же касается творчества писателя, то оно пользуется популярностью и по сей день.

Анатолий Вениаминович Калинин
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:
Гражданство:

СССР 22x20px СССР Россия 22x20px Россия

Род деятельности:
Годы творчества:

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:
Жанр:
Язык произведений:
Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Награды:
Орден Ленина Орден Октябрьской Революции Орден Отечественной войны I степени- 1945 Орден Отечественной войны II степени - 1985
Орден Трудового Красного Знамени Орден Красной Звезды - 1943 Орден Дружбы народов Медаль «За оборону Кавказа»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[|Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Анато́лий Вениами́нович Кали́нин ( -) - русский советский писатель , поэт и публицист .

Биография

После школы учился в техникуме, с 1932 года работал журналистом. Первый роман «Курганы» (1941) написал под влиянием «Поднятой целины» М. А. Шолохова . Фронтовой корреспондент «Комсомольской правды» (1941-1945), член СП СССР (), майор (). Член ВКП(б) /КПСС с 1946 года .

Анатолий Калинин поддерживал молодых донских поэтов - Бориса Примерова , Бориса Куликова и других, некоторым из них он, можно сказать, дал «путёвку в жизнь». Одним из первых он откликнулся на публикацию стихов И. Е. Ковалевского , сложенных им в фашистском плену. Также ему принадлежат статьи о творчестве донских писателей А. А. Бахарева , М. А. Никулина и других.

Библиография

Романы

  • «Курганы» (1938-1939)
  • «Красное знамя» (1951) (объединённые повести «На юге» () и «Товарищи» ()), позже был ещё раз переработан в роман «Любя и враждуя» (1994))
  • «Суровое поле» (1958)
  • «Цыган» ( - , последняя редакция - )
  • «Запретная зона» ()

Повести

  • «Эхо войны» (1963)
  • «Гремите, колокола!» (1966)
  • «Возврата нет» ()

Пьеса

  • «Тихие вербы» (1947)

Поэмы

  • «В саду Саида»
  • «Странный конокрад» (послесловие к роману «Цыган»)
  • «И вешних крыльев плеск»

Очерки

  • «Неумирающие корни» (1949)
  • «На среднем уровне» (1954)
  • «Идущие впереди» (1958)
  • «Лунные ночи» (1960)
  • «Гранатовый сок» (1968)
  • «Вёшенское лето» (1964)
  • «Время „Тихого Дона“» (1975)
  • «Две тетради» (1979)

Экранизации

  • Цыганский остров («Будулай, которого не ждут» - киновариант) (1993 год)
  • Будулай, которого не ждут («Цыганский остров» - ТВ) (1994 год)

Либретто оперы

  • «» - опера в 2-х актах, 4-х картинах, 2005.

Награды

Источники

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М . : РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8.
  • Писатели Советского Дона: Био-библиогр. справочник. Вып. 1 и 2 / [Сост.: Д. И. Руманова , Д. К. Жак и др.]. - Ростов н/Д : Тип. изд-ва «Молот», 1948. - С. 47-50. - 112 с. - (). - 2500 экз.
  • Руманова Д. И. Писатели Советского Дона: Био-библиогр. справочник / [Под ред. Л. П. Громова]. - Ростов н/Д , 1958. - С. 59-64. - 160 с. - (Рост. гос. науч. б-ка им. К. Маркса).
  • Писатели Дона: Биобиблиогр. сб / [Сост. Г. Г. Тягленко]. - Ростов н/Д : Кн. изд-во, 1976. - С. 116-128. - 288 с. - 10 000 экз.
  • Писатели Дона: Биобиблиогр. указ / [О. И. Кузина и др.]. - изд. 2-е, испр. и доп. - Ростов н/Д : Кн. изд-во, 1986. - С. 160-173. - 416 с. - 20 000 экз.

Напишите отзыв о статье "Калинин, Анатолий Вениаминович"

Примечания

Ссылки

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Калинин, Анатолий Вениаминович

Сущность улыбаясь протянула руки к женщине, как бы приглашая в свои объятия.
– Алиса, это правда ты?!..
– Вот мы и встретились, родная, – произнесло светящее существо. – Неужели вы все?.. Ох, как жаль!.. Рано им пока... Как жаль...
– Мамочка, мама, кто это? – шёпотом спросила ошарашенная ма-лышка. – Какая она красивая!.. Кто это, мама?
– Это твоя тётя, милая, – ласково ответила мать.
– Тётя?! Ой как хорошо – новая тётя!!! А она кто? – не унималась любопытная девчушка.
– Она моя сестра, Алиса. Ты её никогда не видела. Она ушла в этот «другой» мир когда тебя ещё не было.
– Ну, тогда это было очень давно, – уверенно констатировала «неоспоримый факт» маленькая Катя...
Светящаяся «тётя» грустно улыбалась, наблюдая свою жизнерадостную и ничего плохого в этой новой жизненной ситуации не подозревавшую маленькую племянницу. А та себе весело подпрыгивала на одной ножке, пробуя своё необычное «новое тело» и, оставшись им совершенно довольной, вопросительно уставилась на взрослых, ожидая, когда же они наконец-то пойдут в тот необыкновенный светящийся их «новый мир»... Она казалась опять совершенно счастливой, так как вся её семья была здесь, что означало – у них «всё прекрасно» и не надо ни о чём больше волноваться... Её крошечный детский мирок был опять привычно защищён любимыми ею людьми и она больше не должна была думать о том, что же с ними такое сегодня случилось и просто ждала, что там будет дальше.
Алиса очень внимательно на меня посмотрела и ласково произнесла:
– А тебе ещё рано, девочка, у тебя ещё долгий путь впереди...
Светящийся голубой канал всё ещё сверкал и переливался, но мне вдруг показалось, что свечение стало слабее, и как бы отвечая на мою мысль, «тётя» произнесла:
– Нам уже пора, родные мои. Этот мир вам уже больше не нужен...
Она приняла их всех в свои объятия (чему я на мгновение удивилась, так как она как бы вдруг стала больше) и светящийся канал исчез вместе с милой девочкой Катей и всей её чудесной семьёй... Стало пусто и грустно, как будто я опять потеряла кого-то близкого, как это случалось почти всегда после новой встречи с «уходящими»...
– Девочка, с тобой всё в порядке? – услышала я чей-то встревоженный голос.
Кто-то меня тормошил, пробуя «вернуть» в нормальное состояние, так как я видимо опять слишком глубоко «вошла» в тот другой, далёкий для остальных мир и напугала какого-то доброго человека своим «заморожено-ненормальным» спокойствием.
Вечер был таким же чудесным и тёплым, и вокруг всё оставалось точно так же, как было всего лишь какой-то час назад... только мне уже не хотелось больше гулять.
Чьи-то хрупкие, хорошие жизни только что так легко оборвавшись, белым облачком улетели в другой мир, и мне стало вдруг очень печально, как будто вместе с ними улетела капелька моей одинокой души... Очень хотелось верить, что милая девочка Катя обретёт хоть какое-то счастье в ожидании своего возвращения «домой»... И было искренне жаль всех тех, кто не имел приходящих «тётей», чтобы хоть чуточку облегчить свой страх, и кто в ужасе метался уходя в тот дугой, незнакомый и пугающий мир, даже не представляя, что их там ждёт, и не веря, что это всё ещё продолжается их «драгоценная и единственная» ЖИЗНЬ...

Незаметно летели дни. Проходили недели. Понемногу я стала привыкать к своим необычным каждодневным визитёрам... Ведь все, даже самые неординарные события, которые мы воспринимаем в начале чуть ли не как чудо, становятся обычным явлениям, если они повторяются регулярно. Вот так и мои чудесные «гости», которые в начале меня так сильно изумляли, стали для меня уже почти что обычным явлением, в которое я честно вкладывала часть своего сердца и готова была отдать намного больше, если только это могло бы кому-то помочь. Но невозможно было вобрать в себя всю ту нескончаемую людскую боль, не захлебнувшись ею и не разрушив при этом себя саму. Поэтому я стала намного осторожнее и старалась помогать уже не открывая при этом все «шлюзы» своих бушующих эмоций, а пыталась оставаться как можно более спокойной и, к своему величайшему удивлению, очень скоро заметила, что именно таким образом я могу намного больше и эффективнее помочь, совершенно при этом не уставая и тратя на всё это намного меньше своих жизненных сил.
Казалось бы, моё сердце давно должно было бы «замкнуться», окунувшись в такой «водопад» человеческой грусти и тоски, но видимо радость за наконец-то обретённый столь желанный покой тех, кому удавалось помочь, намного превышала любую грусть, и мне хотелось делать это без конца, насколько тогда хватало моих, к сожалению, всего лишь ещё детских, сил.
Так я продолжала непрерывно с кем-то беседовать, кого-то где-то искать, кому-то что-то доказывать, кого-то в чём-то убеждать, а если удавалось, кого-то даже и успокаивать…
Все «случаи» были чем-то друг на друга похожи, и все они состояли из одинаковых желаний «исправить» что-то, что в «прошедшей» жизни не успели прожить или сделать правильно. Но иногда случалось и что-то не совсем обычное и яркое, что накрепко отпечатывалось в моей памяти, заставляя снова и снова к этому возвращаться…
В момент «ихнего» появления я спокойно сидела у окна и рисовала розы для моего школьного домашнего задания. Как вдруг очень чётко услышала тоненький, но очень настойчивый детский голосок, который почему-то шёпотом произнёс:
– Мама, мамочка, ну, пожалуйста! Мы только попробуем… Я тебе обещаю… Давай попробуем?..
Воздух посередине комнаты уплотнился, и появились две, очень похожие друг на друга, сущности, как потом выяснилось – мама и её маленькая дочь. Я ждала молча, удивлённо за ними наблюдая, так как до сих пор ко мне всегда приходили исключительно по одному. Поэтому, вначале я подумала, что одна из них вероятнее всего должна быть такая же, как я – живая. Но никак не могла определить – которая, так как, по моему восприятию, живых среди этих двух не было...
Женщина всё молчала, и девочка, видимо не выдержав дольше, чуть-чуть до неё дотронувшись, тихонько прошептала:
– Мама!..
Но никакой реакции не последовало. Мать казалась абсолютно ко всему безразличной, и лишь рядом звучавший тоненький детский голосок иногда способен был вырвать её на какое-то время из этого жуткого оцепенения и зажечь маленькую искорку в, казалось, навсегда погасших зелёных глазах...
Девочка же наоборот – была весёлой и очень подвижной и, казалось, чувствовала себя совершенно счастливой в том мире, в котором она в данный момент обитала.

Анатолий Вениаминович Калинин родился 22 августа 1916 г., в станице Каменской (г. Каменск-Шахтинский) Ростовской области. Детство и юность писателя прошли на Дону.

Еще пионером начал А.В.Калинин писать в газеты "Ленинские внучата" и "Пионерская правда" заметки о сельской жизни, о первых колхозах на Дону. В 1930 году, подростком, он ездил по хуторам и станицам Дона с рабочей колонной, проводившей коллективизацию. В 1931 году вступил в комсомол.

С 1932 года работал в районных и областных газетах на Дону, Кубани, в Кабардино-Балкарии. С 1935 года – собственный корреспондент "Комсомольской правды" в Кабардино-Балкарии, Армении, Крыму, на Украине, снова на Дону. В качестве военного корреспондента этой газеты Анатолий Калинин ушел на фронт в 1941 году: находился в основном на фронтах южного направления.

Член КПСС с 1946 года.

Первая книга Калинина вышла в 1940 году. Это был роман "Курганы", посвященный колхозной нови в казачьем крае.

А.Калинин пришел в литературу, хорошо зная то, о чем пишет: крестьянский труд, казачий быт, народный язык... Крестьяне, колхозники-казаки, надевшие по призыву Родины солдатские шинели, стали главными героями произведений А.Калинина в годы Отечественной войны. Он писал и посылал в газеты очерки из-под Ростова, Моздока, Сталинграда. В 1943 году в Ростове вышла очерковая книжка А.Калинина "Казаки идут на Запад". В журнале "Новый мир" в 1944 году была напечатана повесть "На Юге", в 1945 – повесть "Товарищи". На основе этих повестей о героизме советских солдат писателем был создан роман "Красное знамя", изданный в Ростове в 1951 году.

После войны А.Калинин поселился на хуторе Пухляковском на Дону. Очерки Калинина о людях донских станиц ("Неумирающие корни", "В тылу отстающего колхоза", "Лунные ночи") начинали галерею героев, которые прошли потом через большинство произведений писателя.

В 1953 году в "Правде" увидел свет очерк "На среднем уровне". Это был смелый, злободневный разговор писателя-коммуниста о развитии деревни, о стиле партийного руководства. Сам писатель говорит об этом так: "С очерка "На среднем уровне" и последовавшего за ним очерка "Лучные ночи" и начинаюсь я, в чем совершенно твердо уверен как писатель... Эти очерки укрепили меня в сознании важности и необходимости того, о чем пишу. Был огромный поток читательских писем, обязывающих, но окрыляющих...". В 1962 году вышел в свет роман А.Калинина "Запретная зона" (книга первая), посвященный строительству Волго-Донского канала. В этом произведении поставлены проблемы формирования нового человека, вскрыты и осуждены явления, которые нельзя примирить с коммунистической совестью. Главный герой романа Греков – один из тех партийных работников, которые характеризуют и выражают нашу эпоху.

В романах "Суровое поле" (1958), "Цыган" (1960-1974), в повестях "Эхо войны" (1963), "Возврата нет" (1971) писатель, возвращаясь к событиям минувшей войны, раскрывает связь, которая существует между прошлым и сегодняшними делами современников. Идейно-философская концепция творчества А.Калинина выражена в системе образов его героев: с одной стороны, герои, рожденные советской действительностью, – секретарь райкома партии Еремин, писатель Михайлов, колхозники Дарья и Андрей Сошниковы, Клавдия Пухлякова и Будулай; с другой – люди, души которых искалечены накопительством, властью собственности – Варвара Табунщикова, Стефан Демин, Лущилины и другие.

Роман "Гремите, колокола!", вышедший в 1967 году, посвящен проблемам нравственного и эстетического воспитания молодежи в семье и, как другие произведения А.Калинина, привлекает анализом духовного мира героев.

Анатолий Калинин – один из последователей шолоховских традиций в литературе. В 1964 году была издана книга очерков писателя о Шолохове – "Вешенское лето", которая много раз переиздавалась. В 1975 году вышла в свет книга А.В.Калинина "Время "Тихого Дона", опубликованная сначала в "Известиях". В 1982-1983 годах в издательстве "Советская Россия" вышло собрание сочинений Анатолия Калинина в четырех томах. В это издание, помимо прозаических произведений писателя, включены его стихи и поэма.

Некоторые калининские герои обрели вторую жизнь на киноэкране; по роману "Цыган" создан многосерийный телефильм. Ряд произведений А.Калинина переведен на языки народов СССР, а также на английский, арабский, болгарский, вьетнамский, французский, хинди и другие.

В 1973 году он удостоен звания лауреата Государственной премии РСФСР имени Горького за повести "Эхо войны" и "Возврата нет".

А.В.Калинин награжден орденами и медалями, в том числе орденом Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов.

Анатолий Вениаминович Калинин

Калинин Анатолий Вениаминович (р. 9.08.1916), писатель. Родился в станице Каменская, ныне Каменск-Шахтинский, в семье учителя. С 1932 работал в газетах Дона, Кубани, Кабарды. В 1941 вышла повесть Калинина «Курганы». Героической борьбе русского народа с немецко-фашистскими захватчиками посвящены повести «На юге» (1944), «Товарищи» (1945) и роман «Красное знамя» (1945), вобравший в себя эти повести. В послевоенное время выходят очерки Калинина - «Неумирающие корни» (1947), «На среднем уровне» (1954), «Лунные ночи» (1955) и др., поднимающие насущные вопросы развития сельского хозяйства. В романе «Суровое поле» (1958) на фоне событий Великой Отечественной войны, событий в Венгрии, послевоенной жизни донской деревни раскрываются судьбы двух поколений русской семьи. Роман носит откровенно полемический характер. Автор утверждает в нем мысль о необходимости доверия к людям, веры в них. В 1961-1974 опубликована повесть «Цыган», в 1963 - повесть «Эхо войны», в которой события предвоенных и военных лет тесно переплетены с современной жизнью, судьбами людей. В повести содержится страстная критика собственнической психологии, исследуется феномен предательства и, как в Евангельском сказании, главной причиной зла называется своекорыстие, желание сохранить и преумножить свое богатство любым способом, даже ценой предательства.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Писатель XX века

Калинин Анатолий Вениаминович - прозаик, поэт.

Родился в семье учителей. В годы Гражданской войны отец был членом волостного революционного комитета, участвовал в реквизиции имущества у богатых, налаживал занятия в школах. В раннем детстве мальчик стал свидетелем нападения бандитов на их дом, выручила мать, первая выстрелившая из нагана. Места проживания семьи, всегда связанные с донской землей, обусловили близкое знакомство с бытовым укладом и культурой казачества. Позже Калинин вспоминал: «Если то, что обычно принято называть творчеством, начинается с поиска... гармонии музыки жизни с музыкой слова, то где же впервые и можно было вслушаться в эту гармонию, как не в казачьей песне». Впечатления раннего детства и стиль жизни семьи определили активную жизненную позицию Калинина.

В 12-13 лет Калинин организовал пионерский отряд и стал первым его председателем, писал тексты для отрядной газеты. 16-летний Калинин сотрудничал в новочеркасской районной газете «Знамя Коммуны». Первые художественные публикации (стихи и рассказы) состоялись в краевой газете «Молот», но писатель впоследствии назвал их «плохими и поверхностными».

В 1935 Калинина как способного журналиста пригласили на работу в «Комсомольскую правду». Он был собственным корреспондентом в Армении, Кабардино-Балкарии, на Украине, на Дону. В 1938-39 работает над первым романом «Курганы». А.Серафимович, прочитав его, сказал Калинин: «Ну, здравствуй, молодой Шолохов!» Ориентация на знаменитого земляка была очевидна. Отдельной книгой роман был напечатан в Ростове-на-Дону в 1941.

В 1939 Калинин работает военкором на финском фронте. По заданию редакции берет интервью у М.Шолохова. Неохотно раскрывая финальный замысел «Тихого Дона», которым так интересовался Калинин, в свою очередь Шолохов озабоченно расспрашивал о фронтовых делах. Знакомству суждено было продлиться на долгие годы.

В 1941 Калинин вступает в Коммунистическую партию. В сент. 1941 командируется на Южный фронт как специальный военный корреспондент «Комсомольской правды». Работал Калинин очень плодотворно в разных жанрах: репортаж, очерк, путевые заметки, портрет. Впервые характерный калининский стиль проявился в очерке «Искры над Грозным» (окт. 1942), повествующем о кровопролитных боях под стратегически важным для немцев нефтяным редутом, лишь после взятия которого они должны были развернуть генеральное наступление на Сталинград.

Большую часть своего фронтового пути Калинин прошел вместе с Донским 5-м гвардейским кавалерийским корпусом. Многие герои Калинина впоследствии окажутся так или иначе причастными к этому фронтовому братству.

В 1944 он пишет роман «На юге». В основу романа легли боевые действия, в которых принимал участие казачий корпус. Воинской дружбе посвящен роман «Товарищи» (1945).

В 1946 - переезд Калинина в хутор Пухляковский, работа над злободневными сельскохозяйственными очерками («На среднем уровне», «Лунные ночи», «Неумирающие корни», «В тылу отстающего колхоза», «Братья» и др.). Художественный мир Калинина постепенно заселяется его земляками, порой с реальными фамилиями, их судьбы вплетаются в военную тему. Так, в романе «Красное знамя» (1951), главными героями которого являются казаки, разворачивается широкая панорама военных действий на Южном фронте, жизни на оккупированных территориях, в лагере военнопленных. Последнее переиздание произведения состоялось в 1954.

Проникнут нравственной тревогой роман Калинина «Суровое поле» (1958), органично соединяющий в своей композиции различные временные и пространственные пласты. Современность сочетается с военными ретроспекциями. Среди знакомых уже военных и деревенских персонажей живет писатель Михайлов, чье восприятие и воображение берет на себя сюжетообразующую функцию (прием сродни леоновскому в романе «Вор» - образ писателя Фирсова). Среди многочисленных положительных откликов о романе резко прозвучало осуждение Калинина за «моральную реабилитацию власовщины» в той части романа, где писатель сделал попытку дифференцированно подойти к проблеме вины военнопленных (выступление С.Злобина в журнале «Новый мир». 1959. №3).

В 1963 увидела свет повесть «Эхо войны». Калинин исследует феномен предательства и, как в евангельском сказании, главной причиной этого зла называет своекорыстие, желание сохранить и приумножить свое богатство любым способом, даже ценой предательства. Варвара Табунщикова выдает немцам раненого солдата. Спустя годы после войны настигает Варвару возмездие за совершенный грех - она не выдерживает взгляда матери солдата, погибшего по ее вине, и падает, сраженная параличом. Казалось бы, этот эпизод мог бы стать эффектным концом повести, но Калинин продолжает повествование и рассказывает о том, как тяжело пришлось дочери Варвары - ухаживать за парализованной матерью, выполняя дочерний долг, и сносить при этом попреки окружающих (в первую очередь мужа) за то, что обихаживает «волчицу». Такая разомкнутость сюжета, размытость окончания оказывается сродни мифу.

Преимуществами «разомкнутого» сюжета воспользуется Калинин в серии повестей «Цыган» (1-я ч.- 1961, 2-я - 1968, 3-я - 1969, 4-я - 1974; отдельным изданием - 1975). Фабульные корни этого произведения традиционно для Калинина уходят в военное время, которое во многом предрешает происходящие спустя годы события в жизни героев. Самым ярким достижением романа можно считать запоминающиеся образы главных героев - красивой, исполненной чувства собственного достоинства русской крестьянки Клавдии и благородного, не лишенного романтических черт цыгана Будулая. Высокий накал их зрелой, но трепетной любви делает убедительными самые невероятные хитросплетения сюжета. По 1-й части романа в 1967 был создан художественный фильм «Цыган» (реж. и исполнитель роли Будулая - Е.С.Матвеев). Еще больший зрительский успех имела телевизионная многосерийная версия романа, вышедшая в 1979 под тем же названием (в главных ролях - М.Волонтир и К.Лучко).

Роман «Гремите, колокола!» (1966-67) сюжетно и системой персонажей связан с романом «Запретная зона». В повести «Возврата нет» (1971) невероятные по драматическому накалу события заполняют судьбу по-настоящему красивой внешне и внутренне Антонины Кашириной, женщины, которой выпало пронести на своих плечах нелегкий груз жизни.

Повести «Эхо войны» и «Возврата нет» были удостоены Государственной премии РСФСР за 1973.

В разные годы Калинин написал ряд статей о М.Шолохове, многие из них вошли в сборнике Калинина «Вешенское лето» (1975).

В произведениях Калинина на первый план всегда выходит нравственный мир человека; писатель подчеркивает: «...помимо внешней стороны жизни людей существует таинственно-прекрасная сторона их жизни, скрытая от беглого взгляда. Она-то и есть их главная жизнь» (Карпова В.- С.37).

Е.А.Колесникова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 139-141.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Собр. соч.: В 4 т. М., 1982-83;

Из фронтовой тетради: стихи // Огонек. 1976. №19. С.17;

В саду Сайда: поэма // Молодая гвардия. 1982. №6. С.66-92;

По кругу совести и долга: стихи и поэма. Ростов н/Д., 1983;

Звезда над лугом: поэма // Огонек. 1985. №43. С.12-13;

Любя и враждуя: роман. М., 1994, 1998;

Цыган: послесл. к роману // Дон. 1997. №5. С.20-56.

Иван Смоляков. М., 1943;

Тихие вербы. Ростов н/Д, 1950; Красное знамя. 2-е изд., М., 1955;

Суровое поле: Повести и рассказы. М., 1960;

Лунные ночи: Рассказы и очерки. Ростов н/Д., 1960;

Запретная зона: Роман, М., 1962;

Эхо войны, М., 1965.

Литература:

Карпова В.А. Анатолий Калинин. М., 1976;

Шишкина Н.А. От имени сердца: Размышления над страницами книг А. Калинина. Ростов н/Д., 1981;

Воронов В. По кругу совести и долга: О творчестве А.Калинина // Дон. 1984. №2. С.155-158;

Преображающий время / беседу вел А.Тер-Макарьян // Литературная Россия. 1998. №37. С.6;

Остова Т.О. М.Шолохов и А.Калинин // Научная мысль Кавказа. Ростов н/Д., 2001. С.65-67.




Top