Личные вещи на сотбис русских графьев. Крупнейшие аукционы Европы: где и когда

Аукционный дом Кристис - это одни из самых знаменитых и уважаемых организаторов аукционов в мире.
Сравниться с ним может только Сотбис (Sotheby"s), и вместе они занимают около 90% мирового рынка аукционных продаж антиквариата и предметов искусства.Элитный аукционный дом начал свою историю в далеком 1766 году, когда Джеймс Кристис организовал первые торги.
И с самого начала существования Кристис был ориентирован именно на элитарность и мировое лидерство.
Клиентами аукционного дома становились титулованные особы, которые были готовы платить огромные суммы денег за предметы искусства и антиквариат.
Даже члены королевской семьи отправляли сюда свои коллекции, а в качестве лотов нередко выставлялись даже ценности британского национального наследия, а также полотна большинства великих европейских художников: импрессионистов, модернистов, кубистов.Самыми удачными временами для Кристис оказались XVIII и XIX столетия.
Именно тогда были совершены самые крупные мировые сделки, о которых говорят по сегодняшний день.
Например, Екатерина Великая приобрела на аукционе коллекцию сэра Роберта Уорпола, которая легла впоследствии в основу экспозиции Эрмитажа.Как и в прошлых веках, сегодня аукционный дом Кристис работает только с элитарными товарами.
Картины и другие предметы искусства, выставляемые на торгах, украшают экспозиции многих музеев мира.
Так как аукционный дом обладает безупречной репутацией, к его услугам без опаски обращаются самые именитые клиенты.
Кроме предметов искусства, они приобретают здесь автомобили, редкие книги, сигары, коллекционные вина и другие ценности.Говоря о Кристис, нельзя не упомянуть о самых громких сделках, совершенных на его аукционах.
  • 1940 г. картина Матисса «Персидское платье» продана за $17 млн., начальная стоимость менее $12 млн.
  • 1990 г. картина Винсента Ван Гога «Портрет доктора Гаше» продана за $80 млн. (самая дорогостоящая картина на аукционах).
  • 2001 г. картина Пабло Пикассо из серии «голубого периода» - «Женщина со скрещенными руками» продана за $55 млн., вдвое выше стартовой цены.

На английском языке

Https://www. sothebys.com

Sothebys

Аукционный дом Сотбис (Sotheby"s) был основан в 1744 году Самюэлем Бейкером, и на сегодняшний день является одним из самых старейших и самых известных аукционных домов мира.
Совместно с Кристис (Christie"s) Сотбис занимает около 90% мирового рынка аукционных продаж антиквариата и предметов искусства.Изначально Сотбис был создан как «клуб для аристократов». Причем, аристократическое происхождение требовалось не только от покупателей (что естественно, ведь в те далекие времена только аристократы могли позволить себе покупать предметы старины и искусства за баснословные деньги), но и от желающих получить работу в аукционном доме.До середины ХХ века Сотбис жил достаточно спокойной жизнью, бурное развитие его началось в 1955 году, когда было открыто отделение в Нью-Йорке . Позже филиалы также открылись в Париже, Лос-Анджелесе, Цюрихе, Торонто, Эдинбурге, Иоганнесбурге, Хьюстоне, Флоренции, Мельбурне и Мюнхене.Во времена промышленного кризиса 80-х годов аукционный дом чуть не обанкротился. В эти сложные времена масла в огонь подливал главный конкурент Сотбис – Кристис. Его руководство в желании вытеснить конкурента снизило свои ставки, после чего выручка Сотбис снизилась более чем на 50 %. В начале девяностых руководство обоих аукционных домов решило пойти на встречу друг другу и договорилось о фиксировании тарифов на услуги. Однако оказалось, что фиксирование ставок считается преступлением в США , где Сотбис получал большую часть своей выручки. Из-за этого сговора разгорелся скандал, вследствие которого тогдашнего генерального директора Сотбис приговорили к году тюремного заключения.Сегодня дела в Сотбис обстоят довольно хорошо. В 2007 году один из ведущих мировых аукционных домов открыл отделение в Москве , где было совершено ряд успешных сделок по продаже предметов русского искусства.
На английском языке

11 марта 1744 года в Лондоне Сэмюэл Бейкер продал с аукциона нескольких сотен редких и ценных книг из библиотеки достопочтенного сэра Джона Стэнли. Именно это событие официально считается датой основания аукционного дома Sotheby’s . Можно смело сказать, что первый в истории Sotheby’s лот ушел по неплохой для того времени цене – книги были проданы за несколько сотен фунтов стерлингов.

; ;

С тех пор прошло почти 270 лет, и в наши дни Сотбис по праву считается одним из самых крупных и авторитетных аукционных домов в мире. Он проводит торги в Лондоне, Париже, Нью-Йорке и Гонконге, имеет около 100 представительств в более чем 40 странах мира. Имя этого дома ассоциируется с неизменной стабильностью и респектабельностью. Но даже здесь, в мире традиций и строгих правил, время вносит свои коррективы. Не будет большим преувеличением сказать, что последние десятилетия прошли в Сотбис под девизом «Русских сезонов».

С каждым годом растет число выставляемых на продажу «русских лотов»: живопись, скульптура, посуда, ювелирные изделия, фотографии, книги и манускрипты. Мир вспоминает забытые и узнает новые имена наших мастеров. Стабильным спросом стали пользоваться полотна таких художников, как Иван Айвазовский, Василий Верещагин, Константин Коровин, Михаил Ларионов, Петр Кончаловский, Давид Бурлюк и многие другие, во что трудно было поверить всего 15-20 лет назад.

«Русский феномен» стал настолько интересен и значителен, что аукционный дом Сотбис в Нью-Йорке организовал русский отдел, который возглавляет моя сегодняшняя собеседница Соня Беккерман.

Соня Беккерман руководила Отделом Русской Живописи с 2004 года и является одним из самых крупных и авторитетных экспертов в области русской живописи на Западе. Ее работа во главе Русского отдела позволила Сотбис получить за последние годы более 300 000 000 долларов.

Благодаря г-же Беккерман, на аукционе Сотбис только в недавнее время появилось немало редких и уникальных произведений русских мастеров. В их число входят такие шедевры, как картина “Видение Преподобного Сергия” Михаила Нестерова, три замечательных произведения Бориса Григорьева, “Жемчужная Мечеть в Дели” Василия Верещагин, и картина «Улица в Москве», Натальи Гончаровой.

Примечание, июнь 2013, – на сегодняшний день Соня Беккерман покинула Сотбис ради собственного бизнеса. Пожелаем ей удачи! Но, то о чем она рассказа в своем интервью продолжает быть интересно, актуально и познавательно.

-Госпожа Беккерман, не многим из наших читателей приходилось бывать на больших аукционах, расскажите, пожалуйста, как организована работа Сотбис, как подбираются и формируются выставляемые на продажу коллекции, и как можно попасть на торги этого аукциона?

Наша работа начинается, когда к нам обращается человек или организация, желающие продать какую-то, на их взгляд, интересную вещь, или даже просто узнать стоимость этой вещи. В этом случае они связываются с нашим представителем, причем сделать это можно любым путем, по телефону, лично или даже по электронной почте. Наш специалист, знакомится с предлагаемой вещью, изучает детали, проводит исследование, наводит справки, и устанавливает, действительно ли этот объект может быть продан на наших торгах. Важно определить, будет ли он интересен для тех, кто обычно является нашим покупателем.

Есть определенные критерии для такого решения, но часто важно личное мнение специалиста, основанное на его опыте и интуиции. Затем должно пройти обсуждение между нашим представителем и самим продавцом, в случае, если они сойдутся во мнении, происходит включение данного лота в торги.

Мы берем на себя доставку данного объекта на аукцион, фотографируем его, выставляем для ознакомления и, в конце концов, на продажу. Важно то, что вся эта процедура одинакова для всех объектов, вне зависимости от того стоит ли лот $500 или же $5 000 000 долларов.

Кроме того, думаю, вашим читателям будет интересно, что все лоты выставляют для публичного ознакомления и осмотра за неделю до продажи. Каждый может прийти и посмотреть, наши аукционы открыты для всех заинтересованных лиц. Зарегистрировавшись и пройдя небольшую проверку, любой желающий может принять участие в аукционе. Все может быть сделано за один день.

Кроме того, Сотбис проводит выставки выдающихся и уникальных вещей проданных с нашего аукциона. Они проходят по всему миру, и я рекомендую их посещать, можно увидеть совершенно потрясающие вещи.

-Кто является клиентами Сотбис?

– Сейчас на этот вопрос и легко и сложно ответить. Теперь наши клиенты носят более глобальный характер, и это означает, что я провожу много времени в самолетах и в аэропортах! Сегодняшние коллекционеры не ограничены местом проживания: так коллекционер из Азии может приобрести лот в Лондоне, чтобы наслаждаться им в своей квартире в Нью-Йорке.

– Как вы проводите оценку стоимости выставленной на аукцион вещи?

Когда мы проводим предпродажную оценку определенной вещи, будь то картина или ювелирное украшение, мы опираемся на целый ряд факторов, в том числе: цены на аналогичные объекты, заплаченные в прошлом, текущее состояние рынка и фактическое состояние данного объекта. Безусловно, то, что я говорю это лишь схематическая структура процесса. На самом деле, мы ведем кропотливую работу, в которой объединяем все наши усилия. Я плотно работаю с коллегами по всему миру, чтобы как можно точней определить реалистичную стоимость каждого лота. Это важно, как для привлечения потенциальных покупателей, так и для получения интересных лотов на продажу.

Аукцион это очень сложная вещь, при торгах могут сыграть роль самые мелкие нюансы и обстоятельства. Аукцион это всегда неожиданность и импровизация – точно сказать, что случиться на аукционе практически не возможно. Каждый аукцион несет в себе определенный сюрприз – часто вещи, впервые попавшие на торги или малоизвестные, уходят за огромные деньги. Иногда случается наоборот и, казалось бы, самый интересный лот не находит «нужного» покупателя. Тогда лот уходит сравнительно недорого. Но такое случается не часто…

-Картины, скульптура, ювелирные украшения или предметы быта, – что чаще всего продается на аукционе Сотбис?

В целом, мы чаще и больше всего продаем картины, но скульптура и произведения декоративно-прикладного искусства также представляют большой сегмент рынка и часто продаются за очень большие деньги.

К примеру, на одном из недавних аукционов самым востребованным и ценным лотом была редкая лазуритовая ваза с золотыми ножками в виде дельфинов работы Фаберже. Она ушла за 115 500 долларов при предпродажной экспертной оценке в 50-70 тысяч долларов.

Также, на недавнем аукционе большое впечатление произвел уникальный «Карский стол» - шедевр итальянской микро-мозаики со столешницей работы Джоаккино Барбери, изготовленный по акварели Александра Орловского для Российского императорского двора. Это был удивительный экспонат, настоящее произведение искусства, – кусочки мозаики настолько малы, что их можно рассмотреть только с очень близкого расстояния, а цветовая гамма так богата и насыщена, что просто не верится что это мозаика, а не живопись.

-Брильянты – вечные ценности, часто ли на аукционе Сотбис выставляют на продажу редкие брильянты?

Конечно, нельзя сказать, что уникальные брильянты выставляются на продажу часто, появление такого лота всегда событие. Но, безусловно, на Сотбис продаются очень редкие, красивые и дорогие драгоценные камни, алмазы и ювелирные украшения. Причем, мы продаем их как через нашу розничную сеть, “Бриллианты Сотбис”, так и через наши ювелирные аукционы, которые проводятся в течение года в наших торговых залах в Женеве, Лондоне, Гонконге и Нью-Йорке. Причем перед торгами проходит выставка лотов, на которой посетители могут не только внимательно изучить выставляемую на продажу вещь, но и получить удовольствие, любуясь ее красотой.

Но если говорить о продаже уникальных брильянтах, то конечно нужно вспомнить о самом знаменитом, редком и дорогом брильянте мира, носящем имя «Розовый Граф», весом в 24,78 карат. Он был продан на аукционе Сотбис в Женеве в 2010 году за 46 000 000 долларов. В настоящее время, это является самой высокой в мире ценой за брильянт. Надо признаться, что это был действительно уникальный лот и, безусловно, за него шел напряженный бой. В конечном итоге, камень приобрел ювелирный дом Лоренса Графа, благодаря чему у камня появилось собственное имя «Розовый Граф» .

Информационная справка: Розовые алмазы составляют всего 2 процента от всего количества алмазов в мире. Считается, что идеальный розовый цвет вызван тем, что за время своего пребывания в недрах Земли на протяжении миллионов лет он поглощал свет каким-то уникальным, мало исследованным путем. В коллекции Лоренса Графа немало дорогих и редких вещей, к примеру, ему принадлежат брильянтовые подвески Марии Медичи. Но, тем не менее, Розовый Граф стал вершиной его коллекции: “Это самый потрясающий камень, который мне удалось приобрести за всю историю моего коллекционирования. Я счастлив, что он теперь находится у меня» .

Соня Бекерман продолжает: -Также, большой интерес вызвал бриллиант Бо Санси , недавно выставленный на торги Сотбис в Женеве, и проданный за 9 570 000 долларов. Этот камень считается одним из самых исторически значимых брильянтов, когда-либо выставлявшихся на аукционах. Замечателен он тем, что на протяжении 400 лет принадлежал королевским и княжеским семьям. К примеру, им владела королева Франции Мария Медичи, Георг Фридрих Гогенцоллерн, принц Прусский, правнук Вильгельма II, последний император Германии.

Информационная справка: Известно, что бриллиант “Бо Санси” изготовлен из алмаза, который был добыт на рудниках недалеко от древнего города Голконд, на юго-востоке Индии. Впервые “Бо Санси” был куплен дипломатом и финансистом Николя де Арлеем сеньором де Санси в Константинополе, примерно в середине XVI в. В 1604 г. Генрих IV приобрёл бриллиант и подарил его своей жене Марии Медичи. “Бо Санси” был помещён в корону, украшавшую Марию Медичи на её коронации в 1610г. В 1702 г., Фридрих I, став первым коронованный королём Пруссии, продал все унаследованные им драгоценности, что бы приобрести “Бо Санси”. Этот знаменитый камень обладал для короля особой символической ценностью и был избрал главным украшением новой королевской короны. “Бо Санси”, был самым крупным драгоценным камнем в собрании Королевского дома Пруссии, переходил по наследству и оставался в этой семье долгие годы. Традиционно этот камень украшал наряд невесты каждого нового прусского принца. За последние 50 лет бриллиант “Бо Санси” только четыре раза демонстрировался широкой публике. Сообщается, что изначально аукционный дом планировал выручить за камень от $2 000 000 до $4 000 000 долларов За него боролись пять претендентов. В конечном итоге, бриллиант был продан в два раза дороже первоначальной цены - за 9 570 000 долларов. Имя нового владельца не разглашается. Известно лишь, что брильянт был куплен по телефону .

-Какие исторические вещи, или «вещи с историей», выставлялись на торги Сотбис в последние годы?

Я назову несколько наиболее интересных и памятных мне. Пожалуй, это: драгоценности герцогини Виндзор, банки для печенья Энди Уорхолла, и коллекция вещей Жаклин Кеннеди Онассис. Для меня очень интересны такие коллекции, потому что они носят личностный характер и позволяют приоткрыть завесу частной жизни их бывших хозяев. Они рассказывают о привычках и вкусах своих владельцев, раскрывают неизвестные стороны характера знаменитых людей. Такие коллекции – это часть истории, потому что их владельцы исторические личности или мировые знаменитости, и их вкусы и предпочтения ценятся коллекционерами во всем мире.

Информационная справка: Американка Уоллис Симпсон, в замужестве герцогиня Виндзорская, получала от своего мужа, бывшего английского короля Эдуарда VIII, великолепные подарки. Причем, герцог и герцогиня заказывали украшения в лучших ювелирных домах, и многие из них были сделаны по эскизам самой Уоллис. На аукционе Сотбис были проданы 20 предметов из ювелирной коллекции герцогини Виндзорской .

Перечислим лишь некоторые из них:

Рекордсменом среди выставленных на торги драгоц енностей стал браслет в виде пантеры из оникса и бриллиантов с зелеными изумрудными глазами, который был создан дизайнером ювелирного дома Cartier Жанной Туссен. Его первоначальная цена были превышена почти втрое, и, в результате, продана более чем за 4,5 миллионов фунтов. Специалисты отмечают, что это не только рекордная цена на браслет, когда-либо продававшийся на аукционе, но и рекорд для украшений Cartier.

Одно из самых любимых украшений герцогини, браслет с девятью подвесками в форме латинского креста, был продан за 601 200 фунтов при первоначальной стоимости в 350 000-450 0000 фунтов. Подвески, выполненные в форме латинского креста, украшены драгоценными камнями. Каждая из них символизирует важное событие в жизни семьи.

Брошь в виде сердца, усыпанная бриллиантами, посвященная 20-летию брака герцога и герцогини, продана за 205 000 фунтов.

Какой был самый не обычный, на ваш взгляд, лот выставленный на торги в Сотбис?

– Не так давно мы продали космическую капсулу “Восток 3KA-2” за 2 800 000 долларов. Аукцион состоялся в апреле 2011 года, в день 50-летия первого полета человека в космос. Аукцион стал великолепным праздником посвященым Юрию Гагарину – первому в мире косманавту. Капсула Восток была продана и сейчас выставлена в музее в России.

Информационная справка: Космическая капсула «Восток 3КА-2». За несколько недель до полета Гагарина в этой небольшой сфере совершили полет в космос манекен «Иван Иванович» и собака Звездочка. Интересно, что манекен Иван Иванович заставил побеспокоиться сибирских крестьян, обнаруживших в поле прилетевшую с неба капсулу. Они решили, что это человек, и спешили ему на помощь. Но ему помощь не потребовалась, да и собаке Звездочке тоже, она была в отличной форме и благополучно вернулась домой. После этого удачного тестирования идентичный корабль был запущен в космос с первым человеком на борту.

– Расскажите, пожалуйста, появляются ли на торгах Сотбис вещи, принадлежавшие представителям русской аристократии?

Да, у нас действительно бывают такие лоты. Они, в первую очередь, обладают исторической ценностью и всегда очень интересуют коллекционеров.

К таким действительно уникальным лотам, относится выставленная нашим аукционом в апреле 2011 года небольшая коллекция вещей: две пары лыж и пара сапог 1910 года, принадлежавших царевичу Алексею Николаевичу Романову. Церевич Алексей был большим любителем лыжного спорта и в свое время Московский Лыжный Клуб обратился к нему с просьбой стать официальным покровителем их организации.

Более традиционные, но не менее интересные лоты были проданы в 2009 году. Во-первых, это был редчайший миниатюрный портрет царя Петра Великого в инкрустированной бриллиантами рамке. Портрет принадлежал семье в Аризоне, которая не осознавала всю важность и ценность произведения, пока не показала его моему коллеге.

Это действительная уникальная историческая реликвия, в 18 веке такие портреты выдавались как награды. Теперь это исключительная редкость, и мы думаем, что во всем мире их осталось всего лишь 6 штук.

Сотрудники Сотбис предполагали, что портрет уйдет за цену от 80 000 до 120 000 долларов, но реальность превзошла все ожидания, – его купили за 1 314 500 долларов.

Не так давно была выставлена уникальная и ранее неизвестная коллекция личных вещей, принадлежащих Русскому императорскому дому, в которую входили вещи ее императорского величества Марии Павловне Романовой и великому князю Владимиру Александровичу, сыну Императора Александра II. Это была одна из самых больших «русских коллекций» в истории Лондонского аукциона Сотбис, что безусловно вызвало огромный интерес и энтузиазм на торгах. Цена продаж составила – 11 658 920 долларов.

Самым интересным лотом оказался серебряный портсигар с портретом Императора Александра второго, работы Феберже. За эту вещь шли отчаянные торги, и она ушла за 612 250 фунтов, что превысило в 12 раз ее оценочную стоимость и стало рекордной ценой за портсигары работы Феберже.

-Какой самый удивительный, курьезный лот был за годы вашей работы в Сотбис?

– Один из самых удивительных лотов, которые когда-либо встречались в течение моей пятнадцатилетней карьеры в Сотбис, был продан в 2010 году. Это лист бумаги с написанными рукой Джонна Леннона словами к песне “Один день из Жизни”. Этот листок был продан за 1 200 000 долларов – удивительный результат для всех нас, фанатов Битлс.

-Расскажите, пожалуйста, о последних лотах русской или украинской живописи?

Один из самых впечатляющих недавних рекордов был установлен картиной Натальи Сергеевны Гончаровой “Улица в Москве”, которую Сотбис продал в Нью-Йорке в ноябре 2011 года за 6 354 500 долларов – более чем в четыре раза выше предположенной стоимости. Это самая высокая цена за продажу картины русского искусства на аукционе Сотбис по всему миру.

Хочу отметить, что Гончарова, одна из самых революционных и выдающихся художниц своего поколения. В наши дни ее работы, среди женщин-художников, являются наиболее коллекционируемыми. Картина “Улица в Москве” интересна еще и тем, что большинство полотен Гончаровой начала 20-го века посвящены жизни русского крестьянства, в то время как “Улица в Москве”, рассказывает о городской жизни.

Так же, большим и незабываемым событием несколько лет назад стала продажа уникального полотна Василия Верещагина “Жемчужная мечеть в Дели”(1876-1879 гг). Эта картина была главным лотом торгов Сотбис 2010 года, посвященных творчеству русских художников XIX-XX вв. Она ушла более чем за 3 миллиона долларов.

“Жемчужная мечеть в Дели” очень большая работа, 4Х5 метра, но конечно, не это главное. На мой взгляд, это полотно можно считать настоящим художественным совершенством. В ней Верещагин раскрыл свою многогранность и продемонстрировал в полной мере высокое и зрелое мастерство. В ней поражает все – от великолепно прописанных деталей до удивительной передачи света, – она как будто светится изнутри. Я считаю, что это одна из самых выдающихся и ценных работ Верещагина, которая выставлялась на торги более чем за сто лет.

И нформационная справка: “Жемчужная мечеть в Дели” попала на аукцион во второй раз. Первый раз ее выставил на аукцион сам Верещагин в 1891 году. И она была продана за $2100, после этого 120 лет ее не выставляли для широкой публики .

Если говорить об Украине, то конечно эта страна имеет давнее и богатое культурное наследие, и наши продажи нередко включают в себя предметы великих художников, рожденных в Украине или принадлежащих украинской школе. Но самой запоминающейся коллекцией за последние годы стала коллекция из 86 картин, созданная группой художников Общества независимых художников, или Одесских Парижан, как их иногда называют. Мы продали этот лот в Нью-Йорке в 2010 году. Коллекция была собрана Яковом Переменом – центральной фигурой в мире одесского искусства рубежа 20-го века. Долгие годы эта коллекция считалась потерянной, мы отыскали ее и выставили на торги. Перед продажей мы выставили картины в Музее Изобразительных Искусств, в Киеве, который я всегда посещаю, приезжая в этот город. Реакция была просто удивительная, люди были потрясены увиденным.

На аукционе коллекция была продана почти за 2 миллиона долларов и в настоящее время находится в мировом турне, где она привлекает внимание публики к очень интересному и мало известному ранее направлению украинской живописи.

Сотбис стал первым международным аукционным домом, который провел продажу коллекции, посвященной украинскому искусству 20-го века.

-Я считаю, что наиболее интересными лотами на аукционах являются те, что появляются на рынке впервые и ранее широкой публике представлены не были. Такие продажи позволяют открыть для людей новые или забытые имена, что, на мой взгляд, наиболее важно как для искусства, так и для истории.- сказала в заключении Соня Беккерман.

Мы благодарим Соню Беккерман за замечательный и очень интересный рассказ.

Интервью специально для Elegant New York вела Татьяна Бородина.

Также об аукционах в Нью-Йорке читайте: ; ;

Основателем Сотбис был продавец книг Сэмюэль Бейкер, который провел свой первый аукцион в 1744 году в Лондоне и опубликовал первый книжный каталог с фиксированными ценами. В 1754 году Бейкер открыл постоянно действующий аукционный зал. В течение столетия Бейкер и его преемники специализировались исключительно на книгах и были организаторами торгов всех известных библиотек, включая библиотеки князя Талейрана, герцогов Йоркского и Букингемского и библиотеку Наполеона, которую император брал с собой в ссылку на остров Святой Елены.
В 1778 году дело перешло к племяннику Бейкера Джону Сотби, наследники которого возглавляли фирму более 80 лет. С 1778 года фирма стала именоваться Сотбис. В этот период компания расширила свою деятельность, занявшись продажей гравюр, монет, медалей и других антикварных изделий, но главным делом по-прежнему оставалась книготорговля.
Сохранялось негласное соглашение, по которому мебель и живопись отсылались к Кристис, уступавшему все книги Сотбис. Оно было нарушено в 1913 году продажей "Мужского портрета" Франса Хальса, проданного за хорошую для того времени цену в 9000 фунтов стерлингов. А в 1917 году состоялась большая продажа, впервые включавшая картины наряду с мебелью и гравюрами. В 1955 году компания открыла представительство в Нью-Йорке, а в 1964 году приняла еще более дальновидное решение о приобретении аукционной фирмы «Парк-Бернет», крупнейшего в США аукционного дома со специализацией на произведениях искусства. Став собственностью фирмы «Сотбис», аукционный дом «Парк-Бернет» занял ключевую позицию на стремительно растущем североамериканском рынке реализации картин импрессионистов и модернистов.
Сотбис был закрытым "клубом", где работу могли получить только аристократы. К началу 80-х годов ХХ века Сотби практически обанкротился. В 1983 году Сотбис был продан американскому предпринимателю А. Альфреду Таубману - владельцу крупной сети магазинов. Сегодня Сотбис - это более 100 офисов во всем мире, в том числе и филиал в Москве. В 2000 году Сотбис стал первым международным аукционом предметов искусства, проводящим торги в Интернете. Среди наиболее любопытных лотов, проданных в Сети, - первый оттиск Декларации независимости (более $8 млн.).

Christie"s

Аукционный дом Кристис был основан 5 декабря 1766 года в Лондоне антикваром Джеймсом Кристи. В настоящее время Кристис является самым крупным аукционным домом в мире. 1800 сотрудников, 116 отделений аукционного дома в 42 странах; наиболее крупное отделение расположено в Нью-Йорке.
Ежегодно Кристис проводит более 1000 аукционов с оборотом более 2 млрд. долларов. Главный офис аукционного дома расположен на Кинг-стрит в престижном районе Сент-Джеймс, в 100 метрах от Сент-Джеймского дворца – действующей резиденции членов королевской семьи. В частности, во дворце Сент-Джеймс живет наследник престола принц Чарльз. В 1975 году открылся дополнительный офис в Южном Кенсингтоне.

Drotheum auction house

300 years after its foundation, the Dorotheum, established in 1707, is the largest auction house in Central Europe, the largest in the German-speaking area, as well as one of the leading auctioneers worldwide.

The Dorotheum hosts about 600 auctions a year, and more than 100 specialists attend to over 40 departments.

Tradition, our specialists’ expertise and market experience, personal service, a broad selection, and international outlook – this is what our clients appreciate about the Dorotheum.

Founded more than 300 years ago, the Dorotheum continues today on its successful course and is enjoying an increase in turnover. Building on its list of international contacts is one of the main focuses of its activities. Some of its most important international offices are in Brussels, Düsseldorf, Munich, Rome and Milan.

Gildings Auctioneers

Online sale catalogues & information. Fine Art, Furniture, Glass, Ceramics, Collectables, Military, Pottery, Jewellery, Toys, Rugs, Carpets, Silver Plate.Office in: Leicester - United Kingdom

Karl & Faber Kunstauktionen

Founded in 1923, the traditional international auction house specialises in Old Masters, 19th Century, Modern and Contemporary art, namely paintings, watercolours, drawings, prints and sculpture.Office in: Munich - Germany

Bali Auction House, Bali Muzayede

Bali Muzayede, Auction House in Turkey. 19th Oriental paintings, Turkish painting, 19th century antique furniture and objects, including silver and ottoman antiques.Office in:Istanbul - Turkey

Troostwijk Auctions and Valuations

Since 1930, Troostwijk Auctions is the leading firm for concluding successful industrial sales by either private treaty, tender or public (online) auction all over Europe. Office in: Amsterdam - The Netherlands - Europe

Auctions House Ruetten

Auctions and sales. Antique & reproduction furniture collectables, paintings prints, silver, porcelain (Meissen etc), ceramics, glasses, fine Carbets, jewellery, fine art.Forstinning - Munich - Germany

Приобретать что-либо на торгах знаменитой аукционной фирмы Сотбис (Sotheby"s) считается и признаком особой респектабельности, и гарантией серьезных капиталовложений. Ежегодный оборот Сотбис превышает миллиард долларов, в числе ее клиентов - вся мировая элита.

Сегодня торговать произведениями искусства прибыльно, престижно, перспективно, и вся блестящая история Сотбис - урок, как правильно вести дела. Ограничений на вывоз художественных шедевров из Великобритании не существует, в отличие от других стран. Поэтому уникальные произведения искусства с легкостью переходят в национальные и частные коллекции Европы и Америки. Эффектные спектакли на миллионы долларов разыгрываются или в Лондоне на элегантной Нью-Бонд, или в Нью-Йорке на респектабельной авеню Йорк. Совместно с аукционным домом Christie"s занимает 90% мирового рынка аукционных продаж антиквариата и предметов искусства.

История

А начиналось все в Лондоне больше 200 лет назад. Датой рождения знаменитого дома считается 1744 год, а основателем - Сэмюэл Бейкер. Начинал он с книжной торговли. Тогда приобретение книг было в большой моде у коллекционеров и состоятельных людей. Охотно покупались целые библиотеки, часто после смерти ее обладателя. На этих аукционах Бейкер довольно быстро нажил капитал. В 1767 г. партнером Бейкера стал Джордж Ли, человек с репутацией блестящего аукциониста. Затем в фирме начал работать племянник Сэмюэла - Джон Сотбис. После смерти Бейкера в 1778 году наследство было поделено между этими компаньонами, а фирма стала именоваться Сотбис. К этом у времени она уже взялась и за торговлю гравюрами, монетами и другим антиквариатом.

В 1917 году фирма переехала с улицы Веллингтон на Нью-Бонд 34/35, в самый центр Лондона, где находится и по сей день. У входа в новую резиденцию фирмы была установлена черная базальтовая фигура египетской богини Сехмет, сейчас это символ Сотбис. До сих пор в этих зданиях размещаются великолепные аукционные залы для больших и малых продаж произведений искусства и редкостей.

Самая яркая страница истории знаменитого дома связана с именем директора Питера Уилсона. Опередить могущественных конкурентов (в том числе СHRISTIE"S) ему помогла огромная энергия и коммерческое чутье: он раньше других оценил перспективу возможностей зарубежного арт-рынка. Другим его достижением стали триумфальные продажи работ импрессионистов и современных художников. Впервые ему удалось их картины в дорогостоящие лоты. Следующий шаг на пути к триумфу: создание в 1955 году отделения в Нью-Йорке.Затем филиалы открылись в Париже, Лос-Анджелесе, Цюрихе, Торонто, Мельбурне, Мюнхене, Эдинбурге, Иоганнесбурге, Хьюстене, Флоренции.

Самые успешные продажи

В 1980 году в Нью-Йорке аукционная цена известной картины английского художника Тернера превзошла все предшествующие и ушла за 6,4 миллиона долларов. В 1985 году за «Пейзаж с восходящим солнцем» Ван Гога было получено 9,9 миллиона долларов. В Цюрихе в 1969 году прошел первый европейский ювелирный аукцион швейцарского филиала Сотбис, а в 1976 впервые за отдельный драгоценный камень -знаменитый Розовый бриллиант - было получено 1 090 000 долларов. Одним из последних ювелирных «хитов» в Женеве стали изделия русской фирмы Фаберже. Изумительное яйцо «Яблоневый цвет» на торгах Сотбис в 1996 году ушло за 1 433 500 швейцарских франков.

Среди «гвоздей» сезона 1990 года известны коллекция Греты Гарбо - 20 900 000 долларов, пейзаж Констебля «Плотина» - 10 780 000 фунтов, рукописный Бестиарий герцога Нортумберлендского (энциклопедия животного мира XIII века) - 2 970 000 фунтов.

Русское отделение

Создание Русского отделения стало еще одной значимой вехой в развитии знаменитого дома. Сегодня Сотбис занимает ведущую позицию на мировом рынке. Это значит - регулярные, два раза в год (июнь, декабрь, в этом году декабрьские торги перенесены на октябрь) аукционы в Лондоне и периодические в других филиалах, а также значительно опережающее конкурирующие фирмы число лотов. Торговля старым русским искусством считается перспективным направлением, но пока не выходит за пределы 1% от общего оборота фирмы.

Коммерческий интерес к русскому искусству на западном рынке появился к середине 70-х годов, но регулярные торги, признавшие и художественную, и коммерческую ценность работ русских живописцев, начались с 1984 году. В 1988 году Сотбис провела свой первый аукцион в Москве, который до сих пор считается сенсационным, потому что показал рекордные цены и на современное искусство. Однако пиком коммерческого интереса стал 1989 год. Вещи уходили, по сравнению со стартовой ценой, с громадным отрывом. Последствием этих аукционов стал настоящий бум на русский авангард. Пример тому - полмиллиона фунтов стерлингов - за работы Л. Поповой или 800 000 долларов - за пейзаж А. Экстер. Тогда же сенсационно, десятикратно, выросли цены и на полотна русских реалистов XIX века и живописцев «Мира искусства».

Сейчас число покупателей из России значительно выросло: в игру вступили частные лица, коммерческие галереи, банки, которые в основном покупают живопись XIX века. Среди громких продаж последнего периода (1995 года) можно назвать «Портрет Авроры Демидовой» кисти К. Брюллова, за которой пыталась бороться и Третьяковская галерея. Эффектный спектакль з акончился в пользу Галины Вишневской. При стартовой цене 60 000 фунтов стерлингов шедевр достался известной обладательнице коллекции русского искусства за 189 500 долларов.

Сегодняшний день

Сейчас ежегодно аукционный дом продает по всему миру около 250 тысяч произведений искусства. Не оставляет фирма традиционного букинистического направления, продает ювелирные изделия. Кроме того, «Сотбис» занимается продажей земельной и недвижимой собственности. Оборот аукционного дома составляет 135 млн. фунтов ежегодно.

Кстати, Галина Вишневская стала участницей и одного из последних скандалов, разразившихся на Сотбис. Коллекцию «Ростроповича-Вишневской»: произведения искусства 18-20 веков, посуду, фарфор, серебро, мебель (все 450 лотов) еще до начала торгов приобрел известный российский бизнесмен Алишер Усманов за 36 млн. фунтов стерлингов. В Гонконге в сентябре этого года был продан за рекордную сумму перстень с ярко-голубым ограненным алмазом весом шесть каратов, он ушел с молотка за 8 миллионов долларов.

Новости

14 ноября аукционный дом Сотбис в Женеве (Швейцария) будет продавать один из самых больших в мире бриллиантов . За камень весом 84,37 карата организаторы аукциона планируют выручить $12-16 млн. Победитель аукциона получит право назвать бесцветный кристально чистый и безукоризненно отполированный симметричный камень собственным именем или же в честь любимого человека.

11 декабря в Нью-Йорке будет выставлена на продажу статуэтка «Оскара», вручённая в 1941 году за фильм Орсона Уэллса «Гражданин Кейн». Устроители торгов надеются выручить за этот лот от 800 тысяч до 1 миллиона 200 тысяч долларов. На стоимость статуэтки влияет то, что она была единственным «Оскаром», присуждённым киноленте «Гражданин Кейн» - фильму, который считается одним из лучших в истории кино. Награда досталась тогда создателям - за лучший сценарий.

В московском центре ГАРАЖ завершилась выставка «Ставки на гласность. Аукцион “Сотбис” в Москве, 1988»

Единственный настоящий заморский аукцион «Русский авангард и современное советское искусство», проведенный в России, интересен сегодня и как коммерческий, и как социальный эксперимент. Как искусство оценивалось 30 лет назад и сегодня? Кого взяли в будущее? Как время скорректировало ранги и цены?

«Сотбис» 1988 года стал не только смелым коммерческим, но в первую очередь архисложным дипломатическим мероприятием. Видано ли дело: пресловутая «гадит англичанка» вдруг приглашает и привозит своих мистеров-твистеров покупать искусство еще вчера враждебной «Верхней Вольты с ракетами». Перестройка, гласность, пьянящий воздух свободы, внезапно объявленная обстановка доверия… да еще и возможность легально купить и вывезти первый русский авангард. Насчет вывоза даже было получено особое распоряжение властей - вопрос решался на высшем уровне.

Аукцион породил много ожиданий. Со стороны он казался волшебным входным билетом в мировой арт-рынок и вообще раздал немало авансов. В предисловии к каталогу торгов за подписью председателя «Сотбиса» Достопочтенного графа Гаури есть такие слова: «Сотбис гордится тем, что проводит первый международный аукцион художественных произведений в Советском Союзе. Мы уверены, что он не будет последним, так как для развития культурных связей нет ничего лучшего, как свободный обмен идеями и произведениями искусства между молодыми художниками, коллекционерами и студентами факультетов изобразительных искусств всех стран мира».

Уверены они... «Сны, милорд, я видел сны, они чисты как слезы». Прошло 30 лет, но ни один зарубежный аукцион так и не пришел в Россию.

Да и не придет в обозримом будущем.

За три десятка лет тот первый и пока последний московский «Сотбис» успел обрасти множеством легенд. О делах красивых и не очень. «Не очень» - так как сходу началась весьма советская по духу возня людей, испорченных квартирным вопросом: кого брать на торги, а кого не брать, кто свои, а кто по блату. Художникам срочно выдавали продуктовый дефицит, чтобы не было стыдно перед иностранцами. С деньгами (по договору художникам обещали деньги: валюту и рубли по курсу) тоже, говорят, не все красиво получилось. Откуда известно? О чем-то мне рассказывали сами свидетели тех событий. О чем-то можно прочитать в книгах участника тех торгов художника Гриши Брускина. К слову, могу смело посоветовать его «Прошедшее время несовершенного вида» или любую другую книгу: написано талантливо и метко, читается на одном дыхании. В общем, было или не было, но в эту возню вполне верится: все очень в духе поздних советских времен.

Но легенды легендами, а реальную фактуру все же можно реконструировать с высокой долей достоверности по каталогу торгов, по протоколам и другим показанным на выставке документам. Итак, вот, что тогда произошло:

1. В аукционный каталог «Сотбис» 7 июля 1988 года были включены 34 художника: Гриша Брускин, Сергей Волков, Александр Древин, Евгений Дыбский, Юрий Дышленко, Илья Глазунов, Вадим Захаров, Илья Кабаков, Светлана Копыстянская, Игорь Копыстянский, Дмитрий Краснопевцев, Белла Левикова, Малле Лейс, Татьяна Назаренко, Ирина Нахова, Владимир Немухин, Наталья Нестерова, Аркадий Петров, Дмитрий Плавинский, Леонид Пурыгин, Александр Родченко, Александр Ситников, Анатолий Слепышев, Варвара Степанова, Илья Табенкин, Лев Табенкин, Наталья Удальцова, Николай Филатов, Иван Чуйков, Эдуард Штейнберг, Сергей Шутов, Гия Эдзгверадзе, Мария Эндер, Владимир Янкилевский. Из 34 художников фамилии четыре сегодня не на слуху, а все остальные регулярно продаются на мировых и российских аукционах. Так что в этом вопросе - браво, «Сотбис»!

2. Всего выставили 120 лотов. Из них 8 работ (больше всех) выставил художник Вадим Захаров, далее шли Александр Родченко (7 работ), Гриша Брускин, Светлана и Игорь Копыстянские (по 6 у каждого). Вообще у большинства авторов в каталог вошло 2–4 работы. Проще перечислить тех, у кого было всего по одной картине или рисунку: Мария Эндер, Татьяна Назаренко, Дмитрий Плавинский и Владимир Янкилевский.

3. Особо ценный русский авангард был почему-то «на разогреве»: его продавали в первом стринге, с 1 по 18 лот. В блоке русского авангарда были представлены работы Надежды Удальцовой, Александра Древина, Александра Родченко, Варвары Степановой и Марии Эндер.

4. Самым дорогим произведением на торгах стал абстрактный холст «Линия» 1922 года кисти Александра Родченко: за него заплатили £330 000, то есть $564 300.

5. Самая доступная работа на тех торгах стоила £2 200, или $3 762. За эту одинаковую сумму ушло сразу несколько работ: три полутораметровых холста Юрия Дышленко, большая картина Беллы Левиковой и два полотна Ильи Табенкина.

6. Покупать могли только иностранцы, за валюту. Советским художникам и наследникам авангардистов причиталось 60 % от суммы реализации (остальное - организаторам), из коих 10 % в валюте, а остальное в рублях по переводному курсу.

7. Элтон Джон купил лоты 51 и 56 - картины Светланы и Игоря Копыстянских. Каждую за £44 000 ($75 240). Лот 57 (Копыстянский) купил по информации автора Дэвид Боуи, за £24 200 ($41 382). Также в протоколе рукой вписано, что начальник «Сотбиса» Альфред Таубман купил картину Ильи Кабакова «Ответы экспериментальной группы» за £22 000 ($37 620).

8. Общий объем продаж, согласно протоколу, составил £2 085 000 (включая комиссию 10 %). Доля ухода по лотам, по моим подсчетам, составила 94 %. В других источниках встречается цифра 98 %. Но, согласно протоколу, из 120 лотов (последний лот имел номер 119, но там были 4 и 4A) непроданными остались 7.

9. Русский авангард официально и публично был продан иностранцам с разрешением на вывоз. Работы художников русского авангарда поступили на торги не из музейных фондов, а из частных собраний семей и наследников.

10. Фактически с первым ударом молотка Симона де Пури в сфере искусства в СССР наступил рынок. После этого в течение нескольких лет многие участники московского «Сотбиса» перебрались на Запад. Некоторые навсегда. Московский аукцион «Сотбис» стал последним крупным событием 1988 года, которым фактически заканчивается хронология подпольного и неофициального искусства в известном справочнике «Другое искусство». И с этим сложно не согласиться: то, что открыто продают в Совинцентре, подпольем уже не назовешь.

Вспомним отдельные картины и рисунки с тех исторических торгов.

Комментарий : Работа Родченко «Клоун. Сцена в цирке» - одна из немногих, которую можно было живьем посмотреть на выставке в «Гараже». Она была предоставлена московскими коллекционерами Мариной и Борисом Молчановыми. О ней известно, что 26 апреля 2006 года она была перепродана нынешнему владельцу на Sotheby’s в Нью-Йорке за $528 000, то есть в 10 раз дороже, чем была куплена 18 годами ранее в СССР. «Клоун» интересен, в частности, тем, что это одна из первых картин (а может, и первая), которую Родченко сделал в 1935 году после долгого периода отказа от живописи. Перед этим он не брался за кисти 14 лет, считая, что не живопись, а только фотография соответствовала задачам времени. В настоящий момент ценовой ориентир для работы такого класса составляет уже порядка $ 1 200 000.

Комментарий : Авангардные орнаменты, узоры и концепты Варвары Степановой в последние годы особенно востребованы российскими дизайнерами. Ее стилистику - узнаваемые ромбы - взяли на вооружение при оформлении метро , при разработке стиля формы олимпийской сборной России для игр в Рио в 2016 году и даже при создании всего фирменного стиля празднования 870-летия Москвы . Для гуаши, проданной на «Сотбис» в 1988-м, можно назвать не только ценовой ориентир сегодняшнего дня, но и недавнюю аукционную цену: этот рисунок для ткани в конце 2016-го . Сегодня эта гуашь стоила бы, скорее, $55 000–60 000. Примерно в 7 раз дороже, чем 30 лет назад. Это немного дороговато - «в чистом виде», без всей этой истории такие гуаши стоят дешевле. Но за счет провенанса - по этому рисунку «Сотбис» специально заказал ткань и из нее - шейные платки для гостей того исторического аукциона - такая цена вполне оправдана.

Комментарий : Конструктивистская «Линия» Родченко, которую, по сообщению New York Times, купил лондонский дилер Дэвид Джуда (David Juda), стала самой дорогой картиной торгов - $564 300 в пересчете с фунтов. Сегодня произведение такого класса стоило бы на мировом аукционном рынке в 5-6 раз дороже - порядка $3 000 000, а может, и больше. Действующий аукционный рекорд для Родченко составляет $4 500 000 - столько в 2016-м отдали за другую его конструктивистскую композицию .

Первый русский авангард в тот июльский день 1988 года был распродан подчистую. Ничего удивительного. Обычно цены были в 1,5-2 раза выше эстимейтов. С тех пор ряд вещей уже не раз перепродавался новым владельцам. И судя по ценам повторных продаж типовая доходность инвестиций, сделанных 30 лет назад, составила 17–20 % годовых. Это по простому проценту, без учета инфляции, но все равно неплохо.

Современное искусство и «второй русский авангард» (шестидесятники) тоже разошелся на ура. Но тут, в отличие от ситуации Родченко, Степановой или Эндер, покупателям требовалось гораздо больше знаний и визионерства. Не было никаких гарантий, что все художники каталога займут высокие места в истории искусства. Так и вышло. По ситуации 2018 года очевидно, что за какие-то работы сильно переплатили, а какие-то, наоборот, были куплены за небольшие деньги. Впрочем все равно покупка на первоклассном аукционе дает на порядок больше спокойствия коллекционерам, чем эмоциональные покупки с рынка на свой страх и риск не пойми по каким ценам. Несмотря на внешнее давление, в целом устроители аукциона - составители каталога провели качественный отбор, сильно снизив риски покупателей. Да, работ, которые на отрезке в 30 лет подорожали в 5-6 раз (с темпами русского авангарда), среди них гораздо меньше. И несмотря на отдельные удачные примеры, эмпирическое правило о более высоких рисках инвестиций в современное искусство, чем в то, которое уже прошло проверку временем, в целом работает.

Комментарий : Исполинская трехметровая работа, составленная из 32 холстов, стала самым дорогим лотом того аукциона в стринге современного искусства. «Фундаментальному лексикону» Гриши Брускина успех был практически обеспечен: его фото украшало обложку аукционного каталога. Но почти 17-кратного роста цены относительно эстимейта в $24 000 не мог предугадать никто. Работа очень эффектная и концептуальная - про всю нашу жизнь. Ее можно было увидеть на выставке в Москве. Предположить ее аукционную стоимость сегодня - сложная задача. В 2000 году на «Кристис» сопоставимый по классу четырехметровый холст «Логии I» был продан за $424 000. Это аукционный рекорд, но за 18 лет много воды утекло. Думаю, что сегодня «Фундаментальный лексикон» стоил бы минимум вдвое дороже - за счет художественного качества, а также провенанса и своего мемориального значения. Всего же 30 лет назад на «Сотбисе» продали 6 картин Брускина (все, которые выставлялись на торги). По одной из вещей - лоту 21 - можно сделать более точную ценовую привязку: в тот раз он был продан за $26 334, а в 2017-м работа сопоставимого класса из той же серии ушла на «Сотбисе» за $150 000. Рост в 5,7 раза за 30 лет. Вскоре после московского «Сотбиса» художник Гриша Брускин уехал в Америку. Через некоторое время с ним заключила контракт влиятельная галерея «Мальборо», которая в то время была номером один по Фрэнсису Бэкону и другим первым именам.

Комментарий : В воспоминаниях о тех событиях то и дело звучит: «навязали», «спустили сверху» и тому подобное. Молодое поколение художников сильно не жаловало Илью Сергеевича. Его работы действительно смотрятся экзотично среди произведений вчерашний неофициальных или полуофициальных художников. Но картины на аукцион выставили хорошие, по крайней мере три из четырех. Самой дорогой из них стал полутораметровый холст «Иван Грозный» 1974 года, опубликованный в одной из монографий о Глазунове. Это жесткое натуралистичное историческое повествование, совсем не для дома. Но вместе с тем это абсолютный Глазунов, в своей сильнейшей поре, самого ценного периода. Нынешний его аукционный рекорд, близкий к $100 000, сегодня принадлежит другой работе такого же класса - «Русскому Икару» 1973 года. Но надо понимать, что это именно рекорд, исключение. А обычно масла Глазунова сегодня продаются в диапазоне $10 000–25 000. Конечно, с учетом аукционной истории и размера «Иван Грозный» стоил бы дороже обычной вещи. Но не в 10 раз. Скорее, те же $50 000–60 000 - может, чуть дороже.

Комментарий : Картины самого дорогого из ныне живущих русских художников на историческом «Сотбисе» ушли выше эстимейтов, но без ажиотажа. Например, самые что ни на есть показательные и ценные «Ответы экспериментальной группы» были проданы примерно вдвое выше эстимейта, но все же за относительно скромные $37 500. Но прошло время, и сегодня Кабаков считается одним из главных, даже просто главным по значению русским художником послевоенного неофициального искусства. Западными искусствоведами написаны монографии, сняты фильмы, художник представлен в ведущих музеях мира. Удивительно, что среди аукционного топ-5 у Кабакова почти все работы выполнены на фигуративной основе, включая «Жука» Вячеслава Кантора за 5,8 миллиона долларов. Не принимают коллекционеры в свои собрания таблицы и тексты. Ближайшая референсная продажа для «Ответов экспериментальной группы» состоялась на Phillips два года назад: трехметровую таблицу концепт «Собакин» продали за $660 000. Дорого. Но «Ответы» по всем статьям лучше и значительнее «Собакина». Так что аукционная цена на них сегодня может составлять, скорее, от $1 000 000 - в 26 раз больше, чем 30 лет назад. Если так, то эта вещь Кабакова стала одной самых выгодных покупок тех торгов.




Top