Лидия петровна. Лидия сухаревская

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Лидия Сухаревская
Лидия Павловна (позже - Петровна) Сухаревская
200x350px
Фото Ж. Мартынова, 1955 год
Имя при рождении:

Лидия Павловна Сухаревская

Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Профессия:
Роли:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Спектакли:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:
Орден Трудового Красного Знамени - 1970 Орден «Знак Почёта» - 1940 Орден «Знак Почёта» Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
40px 40px 40px

: неверное или отсутствующее изображение

40px 40px
IMDb :

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ли́дия Па́вловна (Петро́вна) Сухаре́вская ( -) - актриса театра и кино. Народная артистка СССР (). Лауреат Сталинской премии первой степени ().

В зрелом возрасте сменила отчество с «Павловна» на «Петровна», поскольку считала, что оригинал неблагозвучен («Похоже на Палковна» ) .

Биография

Лидия Сухаревская родилась 17 (30) августа 1909 года в Петергофе (по другим источникам - в селе Поповкино , Грязовецкого уезда Вологодской губернии , ныне - Грязовецкого района Вологодской области).

Детство провела в селе Поповкино Вологодской губернии . С юности стала увлекаться драматическим искусством и в одиннадцать лет поступила в школьный драмкружок. В 1924 году , после смерти отца, переехала в Ленинград . И в Ленинграде занималась в школьной театральной студии. Первая большая роль в самодеятельности - в пьесе Ф.Шиллера Вильгельм Телль .

Награды

Роли в театре

Ленинградский театр комедии

  • - «Дорога цветов» В. П. Катаева - Таня
  • - «Опасный поворот» Д. Пристли; режиссёр Г. Козинцев, оформление Н. П. Акимов - Бетти
  • - «Валенсианская вдова» Лопе де Вега; режиссёр Н. П. Акимов - Марта
  • - «Тень» Евгения Шварца; режиссёр Н. П. Акимов - Юлия Джули
  • - «Скончался господин Пик» Ш. Пейре-Шапюи; постановка Н. П. Акимова и И. Ханзеля - Эдит
  • - «Дорога в Нью-Йорк» Л. Малюгина; режиссёр С. Юткевич - Элли Эндрюс
  • «Пигмалион» Б. Шоу - Элиза Дулитл

Театр-студия киноактёра

  • «Попрыгунья» А. П. Чехова - Ольга Ивановна
  • «Несущий в себе», автор Л. Сухаревская - Антонина
  • «Гедда Габлер » Г. Ибсена - Гедда Габлер

Московский академический театр сатиры

  • «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу - Хизиона

Московский драматический театр на Малой Бронной

  • - «Визит старой дамы» Ф. Дюрренматта; режиссёр А. А. Гончаров - Клара Цеханасьян
  • «Мать» К. Чапека - Мать
  • «На балу удачи» Е. Якушкиной и Л. Сухаревской - Эдит Пиаф
  • «Золотая карета» Л. М. Леонова - Марья Сергеевна Щелканова
  • «Братская ГЭС» по поэме Е. Евтушенко - Египетская пирамида

Московский академический театр имени Владимира Маяковского

  • «Жив человек» В. Максимова - Сима
  • «Директор» С.Алешина - Мальцева
  • «Софья Ковалевская» братьев Тур - Софья Ковалевская
  • - «Старомодная комедия» А. Н. Арбузова - Лидия Васильевна Жербер

Фильмография

  1. - Василиса Прекрасная - Белендряса, дворянская дочь
  2. - Танкер «Дербент» - Вера, буфетчица
  3. - Лермонтов - Великая княжна
  4. 1943 - Мы с Урала - секретарь директора
  5. - Человек № 217 - Лотта
  6. - Сыновья - Кристина, жена Карлиса
  7. - Свет над Россией - эпизод
  8. - Суд чести - Нина Ивановна, жена профессора Лосева
  9. - Звезда - Татьяна Улыбышева, радистка
  10. 1949 - Встреча на Эльбе - Эльза, жена Шметау
  11. - Мусоргский - Елена Павловна, великая княгиня
  12. - Римский-Корсаков - Надежда Николаевна, жена Н. А. Римского-Корсакова
  13. - Алёша Птицын вырабатывает характер - Сергеенко, старший лейтенант
  14. - Бессмертный гарнизон - Александра Петровна
  15. 1956 - За власть Советов - Лариса Львовна
  16. 1956 - Она вас любит! - Анна Ивановна
  17. - Шторм - Манька
  18. 1957 - Поединок - Раиса Александровна Петерсон
  19. - Мальчики - Лидия Ивановна
  20. 1958 - Дожди - Валентина Георгиевна
  21. - - Линда Ломен
  22. - Жизнь сначала - Антонина Ивановна Тимофеева
  23. - Суд сумасшедших - Юлиана Грей
  24. 1962 - Каин XVIII - королева Власта
  25. - Двадцать лет спустя - Берта Кузьминична
  26. - Анна Каренина - Лидия Ивановна
  27. - Семейное счастье - Розалия Карловна
  28. - Райские яблочки - Анна
  29. - Старомодная комедия (телеспектакль) - Лидия Васильевна
  30. - Как важно быть серьёзным - леди Брэкнелл
  31. - Истцы и ответчики - Татаринова
  32. - Шофёр на один рейс - Елизавета Максимовна, дама-француженка с русскими корнями

Сценарии

  • «На балу удачи» (пьеса, совместно с Е. Л. Якушкиной)
  • «Моя окраина» (пьеса, совместно с Е. Л. Якушкиной)
  • «Несущий в себе» (пьеса, в 1960-м переработана в сценарий телефильма «Жизнь сначала»)
  • По завещанию Сухаревской и Тенина в их квартире (Большая Никитская улица, 49, кв. 35) организован филиал Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей России.

Напишите отзыв о статье "Сухаревская, Лидия Петровна"

Литература

  • Владимирова З. В. Лидия Сухаревская. - М .: Искусство, 1977. - 264, с. - (Мастера советского театра и кино).
  • Лидия Сухаревская , Л., 1939 / Издание Ленинградского Государственного Театра Комедии, под. ред. В. Б. Боровецкого.

Примечания

Отрывок, характеризующий Сухаревская, Лидия Петровна

Литва была маленькой, но очень богатой страной, с великолепным хозяйством и огромными фермами, хозяева которых в советские времена стали называться «кулаками», и та же советская власть стала их очень активно «раскулачивать»... И вот именно для этих «карательных экспедиций» отбирались лучшие комсомольцы, что бы показать остальным «заразительный пример»... Это были друзья и знакомые тех же «лесных братьев», которые вместе ходили в одни и те же школы, вместе играли, вместе ходили с девчонками на танцы... И вот теперь, по чьему-то сумасшедшему приказу, вдруг почему-то стали врагами и должны были друг друга истреблять...
После двух таких походов, в одном из которых из двадцати ушедших ребят вернулись двое (и папа оказался одним из этих двоих), он до полусмерти напился и на следующий день написал заявление, в котором категорически отказывался от дальнейшего участия в любых подобного рода «мероприятиях». Первой, последовавшей после такого заявления «приятностью» оказалась потеря работы, которая в то время была ему «позарез» нужна. Но так как папа был по-настоящему талантливым журналистом, ему сразу же предложила работу другая газета – «Каунасская Правда» – из соседнего городка. Но долго задержаться там, к сожалению, тоже не пришлось, по такой простой причине, как коротенький звонок «сверху»... который вмиг лишил папу только что полученной им новой работы. И папа в очередной раз был вежливо выпровожен за дверь. Так началась его долголетняя война за свободу своей личности, которую прекрасно помнила уже даже и я.
Вначале он был секретарём комсомола, из коего несколько раз уходил «по собственному желанию» и возвращался уже по желанию чужому. Позже, был членом коммунистической партии, из которой также с «большим звоном» вышвыривался и тут же забирался обратно, так как, опять же, немного находилось в то время в Литве такого уровня русскоговорящих, великолепно образованных людей. А папа, как я уже упоминала ранее, был великолепным лектором и его с удовольствием приглашали в разные города. Только там, вдали от своих «работодателей», он уже опять читал лекции не совсем о том, о чём они хотели, и получал за это всё те же самые проблемы, с которых началась вся эта «канитель»...
Я помню как в одно время (во времена правления Андропова), когда я уже была молодой женщиной, у нас мужчинам категорически запрещалось носить длинные волосы, что считалось «капиталистической провокацией» и (как бы дико сегодня это не звучало!) милиция получила право задерживать прямо на улице и насильно стричь носящих длинные волосы людей. Это случилось после того, как один молодой парень (его звали Каланта) сжёг себя живьём на центральной площади города Каунас, второго по величине города Литвы (именно там тогда уже работали мои родители). Это был его протест против зажима свободы личности, который перепугал тогда коммунистическое руководство, и оно приняло «усиленные меры» по борьбе с «терроризмом», среди которых были и «меры» глупейшие, которые только усилили недовольство живущих в то время в Литовской республике нормальных людей...
Мой папа, как свободный художник, которым, поменяв несколько раз за это время свою профессию, он тогда являлся, приходил на партсобрания с длиннющими волосами (которые, надо отдать должное, у него были просто шикарные!), чем взбесил своё партийное начальство, и в третий раз был вышвырнут из партии, в которую, через какое-то время, опять же, не по своей воле, обратно «угодил»... Свидетелем этому была я сама, и когда я спросила папу, зачем он постоянно «нарывается на неприятности», он спокойно ответил:
– Это – моя жизнь, и она принадлежит мне. И только я отвечаю за то, как я хочу её прожить. И никто на этой земле не имеет права насильно навязывать мне убеждения, которым я не верю и верить не хочу, так как считаю их ложью.
Именно таким я запомнила своего отца. И именно эта его убеждённость в своём полном праве на собственную жизнь, тысячи раз помогала мне выжить в самых трудных для меня жизненных обстоятельствах. Он безумно, как-то даже маниакально, любил жизнь! И, тем не менее, никогда бы не согласился сделать подлость, даже если та же самая его жизнь от этого зависела бы.
Вот так, с одной стороны борясь за свою «свободу», а с другой – сочиняя прекрасные стихи и мечтая о «подвигах» (до самой своей смерти мой папа был в душе неисправимым романтиком!), проходили в Литве дни молодого Василия Серёгина... который всё ещё понятия не имел, кем он был на самом деле, и, если не считать «кусачих» действий со стороны местных «органов власти», был почти полностью счастливым молодым человеком. «Дамы сердца» у него пока ещё не было, что, наверное, можно было объяснить полностью загруженными работой днями или отсутствием той «единственной и настоящей», которую папе пока что не удалось найти...
Но вот, наконец-то, судьба видимо решила, что хватит ему «холостятничать» и повернула колесо его жизни в сторону «женского очарования», которое и оказалось тем «настоящим и единственным», которого папа так упорно ждал.

Её звали Анна (или по-литовски – Она), и оказалась она сестрой папиного лучшего в то время друга, Ионаса (по-русски – Иван) Жукаускаса, к которому в тот «роковой» день папа был приглашён на пасхальный завтрак. У своего друга в гостях папа бывал несколько раз, но, по странному капризу судьбы, с его сестрой пока что не пересекался. И уж наверняка никак не ожидал, что в это весеннее пасхальное утро там его будет ждать такой ошеломляющий сюрприз...
Дверь ему открыла кареглазая черноволосая девушка, которая за один этот коротенький миг сумела покорить папино романтическое сердце на всю его оставшуюся жизнь...

Звёздочка
Снег и холод там, где я родился,
Синь озёр, в краю, где ты росла...
Я мальчишкой в звёздочку влюбился,
Светлую, как ранняя роса.
Может быть в дни горя-непогоды,
Рассказав ей девичьи мечты,
Как свою подружку-одногодку
Полюбила звёздочку и ты?..
Дождь ли лил, мела ли в поле вьюга,
Вечерами поздними с тобой,
Ничего не зная друг о друге,
Любовались мы своей звездой.
Лучше всех была она на небе,
Ярче всех, светлее и ясней...
Что бы я не делал, где бы не был,
Никогда не забывал о ней.
Всюду огонёк её лучистый
Согревал надеждой мою кровь.
Молодой, нетронутой и чистой
Нёс тебе я всю свою любовь...
О тебе звезда мне песни пела,
Днём и ночью в даль меня звала...
А весенним вечером, в апреле,
К твоему окошку привела.
Я тебя тихонько взял за плечи,
И сказал, улыбку не тая:
«Значит я не зря ждал этой встречи,
Звёздочка любимая моя»...

Маму полностью покорили папины стихи... А он писал их ей очень много и приносил каждый день к ней на работу вместе с огромными, его же рукой рисованными плакатами (папа великолепно рисовал), которые он разворачивал прямо на её рабочем столе, и на которых, среди всевозможных нарисованных цветов, было большими буквами написано: «Аннушка, моя звёздочка, я тебя люблю!». Естественно, какая женщина могла долго такое выдержать и не сдаться?.. Они больше не расставались... Используя каждую свободную минуту, чтобы провести её вместе, как будто кто-то мог это у них отнять. Вместе ходили в кино, на танцы (что оба очень любили), гуляли в очаровательном Алитусском городском парке, пока в один прекрасный день решили, что хватит свиданий и что пора уже взглянуть на жизнь чуточку серьёзнее. Вскоре они поженились. Но об этом знал только папин друг (мамин младший брат) Ионас, так как ни со стороны маминой, ни со стороны папиной родни этот союз большого восторга не вызывал... Мамины родители прочили ей в женихи богатого соседа-учителя, который им очень нравился и, по их понятию, маме прекрасно «подходил», а в папиной семье в то время было не до женитьбы, так как дедушку в то время упрятали в тюрьму, как «пособника благородных» (чем, наверняка, пытались «сломать» упрямо сопротивлявшегося папу), а бабушка от нервного потрясения попала в больницу и была очень больна. Папа остался с маленьким братишкой на руках и должен был теперь вести всё хозяйство в одиночку, что было весьма непросто, так как Серёгины в то время жили в большом двухэтажном доме (в котором позже жила и я), с огромнейшим старым садом вокруг. И, естественно, такое хозяйство требовало хорошего ухода...
Так прошли три долгих месяца, а мои папа и мама, уже женатые, всё ещё ходили на свидания, пока мама случайно не зашла однажды к папе домой и не нашла там весьма трогательную картинку... Папа стоял на кухне перед плитой и с несчастным видом «пополнял» безнадёжно растущее количество кастрюль с манной кашей, которую в тот момент варил своему маленькому братишке. Но «зловредной» каши почему-то становилось всё больше и больше, и бедный папа никак не мог понять, что же такое происходит... Мама, изо всех сил пытаясь скрыть улыбку, чтобы не обидеть незадачливого «повара», засучив рукава тут же стала приводить в порядок весь этот «застоявшийся домашний кавардак», начиная с полностью оккупированными, «кашей набитыми» кастрюлями, возмущённо шипящей плиты... Конечно же, после такого «аварийного происшествия», мама не могла далее спокойно наблюдать такую «сердцещипательную» мужскую беспомощность, и решила немедленно перебраться в эту, пока ещё ей совершенно чужую и незнакомую, территорию... И хотя ей в то время тоже было не очень легко – она работала на почтамте (чтобы самой себя содержать), а по вечерам ходила на подготовительные занятия для сдачи экзаменов в медицинскую школу.

Она, не задумываясь, отдала все свои оставшиеся силы своему, измотанному до предела, молодому мужу и его семье. Дом сразу ожил. В кухне одуряюще запахло вкусными литовскими «цепеллинами», которых маленький папин братишка обожал и, точно так же, как и долго сидевший на сухомятке, папа, объедался ими буквально до «неразумного» предела. Всё стало более или менее нормально, за исключением отсутствия бабушки с дедушкой, о которых мой бедный папа очень сильно волновался, и всё это время искренне по ним скучал. Но у него теперь уже была молодая красивая жена, которая, как могла, пыталась всячески скрасить его временную потерю, и глядя на улыбающееся папино лицо, было понятно, что удавалось ей это совсем неплохо. Папин братишка очень скоро привык к своей новой тёте и ходил за ней хвостом, надеясь получить что-то вкусненькое или хотя бы красивую «вечернюю сказку», которые мама читала ему перед сном в великом множестве.
Так спокойно в каждодневных заботах проходили дни, а за ними недели. Бабушка, к тому времени, уже вернулась из госпиталя и, к своему великому удивлению, нашла дома новоиспечённую невестку... И так как что-то менять было уже поздно, то они просто старались узнать друг друга получше, избегая нежелательных конфликтов (которые неизбежно появляются при любом новом, слишком близком знакомстве). Точнее, они просто друг к другу «притирались», стараясь честно обходить любые возможные «подводные рифы»... Мне всегда было искренне жаль, что мама с бабушкой никогда друг друга так и не полюбили... Они обе были (вернее, мама всё ещё есть) прекрасными людьми, и я очень их обоих любила. Но если бабушка, всю проведённую вместе жизнь как-то старалась к маме приспособиться, то мама – наоборот, под конец бабушкиной жизни, иногда слишком открыто показывала ей своё раздражение, что меня глубоко ранило, так как я была сильно к ним обоим привязана и очень не любила попадать, как говорится, «между двух огней» или насильно принимать чью-нибудь сторону. Я никогда так и не смогла понять, что вызывало между этими двумя чудесными женщинами эту постоянную «тихую» войну, но видимо для того были какие-то очень веские причины или, возможно, мои бедные мама и бабушка просто были по-настоящему «несовместимы», как это бывает довольно часто с живущими вместе чужими людьми. Так или иначе, было очень жаль, потому что, в общем, это была очень дружная и верная семья, в которой все стояли друг за друга горой, и каждую неприятность или беду переживали вместе.

Заслуженная артистка Таджикской ССР (1943)

Народная артистка РСФСР (1967)

Лауреат Государственной премии СССР (1951 - за участие в фильме «Мусоргский»)

Народная артистка СССР (1990)

Детство будущей актрисы прошло в деревне Поповкино Грязовецкого района. «Для меня Родина всегда начинается там, на милой Вологодчине», - говорила сама Лидия Павловна. После смерти отца в 1924 году Лидия с матерью становятся жительницами Ленинграда.

Сухаревская еще будучи старшеклассницей приобрела богатый жизненный опыт. Помогая матери, она подрабатывала маникюршей, табельщицей, разнорабочей на строительстве больницы, и даже поступила на вечерние курсы кройки и шитья. На курсах был организован драмкружок, руководительница которого посоветовала девушке стать актрисой.

В 1927 году Лидия поступила в Первую Государственную художественную студию вкласс Н. Иванова. Так как мама будущей актрисы не могла оплачивать обучение, Лидия Петровна была принята к обучению «в счёт хозяйственных расходов». За годы обучения сыграла в отрывках Анну из «Ричарда III» Шекспира, Люсиль из «Мещанина во дворянстве» Мольера, Марию в «Марии Стюарт». Летом 1930 года, после окончания студии, Лидия Сухаревская была принята в Агиттеатр, который так же был известен как «Колхозный театр». Вместе с труппой пробыла до распада театра.

Молодым актерам этого коллектива приходилось не только играть на сцене, но и работать осветителями, реквизиторами, помогать самодеятельным начинаниям колхозников, читать лекции на творческие и политические темы, создавать агитационные сценарии на местном материале. Через год филиал Театра пропаганды распался, и Сухаревская работала в Театре рабочей молодежи (ТРАМе) и театре Радиокомитета.

Переломный момент в творческой судьбе актрисы наступил в 1933 году, когда ее приняли в труппу Ленинградского театра комедии, который до 1935 года назывался «Ленинградский театр сатиры и комедии». В нем происходит формирование творческой индивидуальности актрисы. Работая под руководством известного режиссера и художника Н. Акимова, Сухаревская приобрела вкус к остроте сценической формы, элегантности внешнего рисунка роли, интеллектуальной насыщенности образа. Наиболее ярко эти черты проявились в таких работах «акимовского периода», как Юлия Джули («Тень» Е.Шварца), Бетти Уайтхауз («Опасный поворот» Дж.-Б.Пристли), Элли («Дорога в Нью-Йорк» Л.Малюгина), Элиза Дулитл («Пигмалион» Бернарда Шоу).

С Театром комедии актриса пережила войну. В первую блокадную зиму с концертной бригадой она выезжала на фронт, потом коллектив был вывезен из осажденного города боевым самолетом. В 1943 году Сухаревская стала заслуженной артисткой Таджикской ССР. В 1944 году Ленинградский театр комедии гастролировал в Москве, после чего Сухаревская принимает решение остаться в столице. Неустанный профессиональный поиск, нежелание довольствоваться достигнутым, стремление к творческой самостоятельности - эти черты, присущие Лидии Сухаревской, объясняют столь радикальный поворот в судьбе актрисы.

В течение последующих 20 лет Сухаревская меняла несколько московских театров, создавая яркие сценические образы в каждом из них. В Московском театре драмы (впоследствии Московский драматический театр им. Вл.Маяковского) актриса запомнилась зрителям в роли Мальцевой («Директор» С.Алешина); в Театре-студии киноактера — в ролях ученого-математика Софьи Ковалевской в одноименной пьесе бр. Тур и изломанной, опустошенной Гедды Габлер в драме Г.Ибсена; в Театре сатиры Сухаревская сыграла ироничную Хизиону в пьесе Б.Шоу «Дом, где разбиваются сердца».

«Перебегание» с места на место не поощрялось, однако актриса руководствовалась исключительно творческими соображениями: ради интересной роли и талантливого режиссёра могла пойти хоть на край света. Кроме того, Сухаревская меняла театры вместе с мужем, Борисом Тениным, который по характеру абсолютно соответствовал супруге.

С 1963-го по 1974 год Сухаревская работает в Московском драматическом театре, впоследствии ставшем Московским драматическим театром на Малой Бронной. В это время Сухаревская зарекомендовала себя как актриса, не знающая жанровых и стилистических ограничений. Ей были подвластны гротеск и лиризм, публицистическая заостренность и психологическая нюансировка, яркий комизм и затаенный драматизм. Зачастую Сухаревская органично сочетала эти характеристики в рамках одной роли. В ее репертуаре этого периода преобладают роли зарубежных авторов (Мать в одноименном произведении К.Чапека, Клер Цеханассьян в «Визите дамы» Ф.Дюрренматта, Эдит Пиаф в пьесе «На балу удачи», которую актриса написала в соавторстве с Е.Якушкиной). С успехом Сухаревская играет роль Щелкановой в «Золотой карете» Л.Леонова, создает необычный сценический образ Египетской пирамиды в спектакле «Братская ГЭС» по поэме Евтушенко. В 1967 году она получает звание народной артистки РСФСР.

С 1974 года Сухаревская вновь служит в Московском драматическом театре им. Вл. Маяковского. Самой яркой работой последнего периода творчества актрисы, многие годы сохранявшейся в ее репертуаре, стала роль Лидии Васильевны в «Старомодной комедии» Арбузова. В этом дуэтном спектакле Сухаревская играла вместе с мужем, народным артистом СССР Борисом Тениным. Главная тема творчества актрисы - необходимость хранить верность идеалам добра и красоты, беречь неповторимость человеческой индивидуальности - прозвучала в «Старомодной комедии» с пронзительной одухотворенностью.

Кинокарьера Лидии Сухаревской началась с роли Белендрясы в «Василисе Прекрасной» в 1939 году.

Потом были: Вера («Танкер Дербент»), Нина Ивановна («Суд чести»), Татьяна Улыбышева («Звезда»), Римская-Корсакова («Римский-Корсаков»), Александра Петровна («Бессмертный гарнизон»), Манька («Шторм»), Антонина Ивановна («Жизнь сначала»), Анна («Райские яблочки»), королева Власта («Каин XVIII»), Лидия Ивановна («Анна Каренина»), Елизавета Максимовна («Шофёр на один рейс») и другие.

В 1951 году Сухаревской присуждается Государственная премия СССР за роль великой княгини Елены в фильме «Мусоргский». Во второй половине 1950-х годов успех сопутствует актрисе в фильмах «Бессмертный гарнизон», «Поединок», «Дожди». Следующее десятилетие в кино актриса открывает фильмом «Жизнь сначала», в котором она является автором сценария и исполнительницей главной роли.

Всего Сухаревская снялась более чем в 25 фильмах. Актриса часто выступала с литературными композициями по известным произведениям отечественных и зарубежных авторов. Заметной работой такого плана стала роль Пелагеи в композиции «Пелагея и Алька» по Ф.Абрамову в 1974 году.

В 1990 году Лидии Сухаревской было присвоено звание народной артистки СССР.

Ушла из жизни 11 октября 1991 года в Москве. Похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с могилой мужа.

По завещанию Сухаревской и Тенина в их московской квартире (Большая Никитская улица, 49, кв. 35) был организован филиал Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей России.

Снималась в фильмах:

  • Василиса Прекрасная (1939)
  • Танкер "Дербент" (1940)
  • Лермонтов (1943)
  • Мы с Урала (1943)
  • Человек №217 (1944)
  • Сыновья (1946)
  • Свет над россией (1947)
  • Суд чести (1948)
  • Встреча на эльбе (1949)
  • Звезда (1949)
  • Мусоргский (1950)
  • Римский-Корсаков (1952)
  • Алеша Птицын вырабатывает характер (1953)
  • Бессмертный гарнизон (1956)
  • Она вас любит (1956)
  • Поединок (1957)
  • Шторм (1957)
  • Мальчики (1959)
  • Мост перейти нельзя (1960)
  • Жизнь сначала (1961)
  • Суд сумасшедших (1961)
  • Каин XVIII ("Два друга") (1963)
  • Двадцать лет спустя (1965)
  • Анна Каренина (1967)
  • Семейное счастье (1969)
  • Райские яблочки (1973)
  • Шофер на один рейс (1981)

Театральное ее образование заключалось в занятиях в драмкружке и учебе в 1-й художественной студии. Десять лет Сухаревская проработала в Ленинградском театре комедии, куда поступила в 1934 году еще непосредственной и живой провинциалкой.


До 7 лет Сухаревская жила в дер. Поповкино Грязовецкого района, затем в Грязовце. Школьные годы ей мало чем запомнились.

Когда Сухаревской исполнилось 15 лет, семья переехала в Ленинград. Учась в школе, Сухаревская подрабатывала то маникюршей, то разнорабочей. Основу ее духовной жизни составляли книги, которые она глотала без разбора, и стихи, пробиравшие ее до дрожи.

Театральное ее образование заключалось в занятиях в драмкружке и учебе в 1-й художественной студии. Десять лет Сухаревская проработала в Ленинградском театре комедии, куда поступила в 1934 году еще непосредственной и живой провинциалкой. В этом элегантном, «щегольском» театре Лидия Павловна принялась ожесточенно вытравливать из себя все привитые с детства манеры и навыки, недостатки воспитания, изъяны вкуса, говор на «о», в чем, возможно, чересчур переусердствовала и, лишь переболев этой «детской болезнью», вернулась к себе самой, стала естественным человеком, высокая интеллигентность которого очевидна.

Хотя Театр комедии дал ей очень многое, Сухареская, когда театр после годовых гастролей в Москве вернулся в Ленинград, с ним не поехала. Начались скитания по московским театрам. Бывали сезоны, когда Сухаревская вообще не выходила на подмостки, отрицая для себя всякую возможность «рабского» существования на сцене.

Более оседло Сухаревская «прописалась» в театре на Малой Бронной и театре им. Маяковского. Здесь ею были сыграны выдающиеся роди: Мать Чапека, Клер в «Визите старой дамы Дюрренматта, Эдит Пиаф, главная роли в «Старомодной комедии» Арбузова и другие.

В кино Сухаревской доставались в основном эпизоды, которые она играла так ярко и характерно, что зрители помнили их долгие годы. В кинофильме «Бессмертный гарнизон» и телефильмах «Дожди» и «Жизнь сначала» (по собственному сценарию) она сыграла главные роли.

У Сухаревской не было определенного амплуа: с равным успехом она играла трагедию и комедию, интеллектуально насыщенные сложные роли и простые, теплые человеческие судьбы. Ее главная отличительная особенность – она была ни на кого не похожа.

Ли́дия Па́вловна (Петро́вна) Сухаре́вская (1909—1991) — актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1990). Лауреат Сталинской премии первой степени (1951).
В зрелом возрасте сменила отчество с «Павловна» на «Петровна», поскольку считала, что оригинал неблагозвучен («Похоже на Палковна»).


Лидия Сухаревская родилась в Петергофе 30 августа 1909 года.
Детство будущей актрисы прошло в деревне Поповкино Грязовецкого района. «Для меня Родина всегда начинается там, на милой Вологодчине», - говорила сама Лидия Павловна.

В 1927 году Лидия поступила в Первую Государственную художественную студию в класс Н.Иванова. Так как мама будущей актрисы не могла оплачивать обучение, Лидия Петровна была принята к обучению «в счёт хозяйственных расходов». За годы учебы она сыграла в отрывках Анну из «Ричарда III» Шекспира, Люсиль из «Мещанина во дворянстве» Мольера и Марию в «Марии Стюарт». Летом 1930 года, после окончания студии, Лидия Сухаревская была принята в Агиттеатр, который был известен как «Колхозный театр». В труппе этого театра она прослужила до его распада.

Переломный момент в творческой судьбе актрисы наступил в 1933 году, когда ее приняли в труппу Ленинградского театра комедии, который до 1935 года назывался «Ленинградский театр сатиры и комедии». В нем произошло формирование творческой индивидуальности актрисы. Работая под руководством известного режиссера и художника Н.Акимова, Сухаревская проявила способности в проявлении остроты сценической формы, элегантности внешнего рисунка роли и интеллектуальной насыщенности образа. Наиболее ярко эти черты проявились в работах «акимовского периода» - ролях Юлии Джули в спектакле «Тень» по произведению Е.Шварца, Бетти Уайтхауз в спектакле «Опасный поворот» по произведению Дж.-Б.Пристли, Элли в спектакле «Дорога в Нью-Йорк» по произведению Л.Малюгина и Элизы Дулитл в спектакле «Пигмалион» по произведению Бернарда Шоу.


С Театром комедии актриса пережила войну. В первую блокадную зиму с концертной бригадой она выезжала на фронт, потом коллектив был вывезен из осажденного города боевым самолетом. В 1943 году Сухаревская стала заслуженной артисткой Таджикской ССР. В 1944 году Ленинградский театр комедии гастролировал в Москве, после чего Сухаревская приняла решение остаться в столице. Неустанный профессиональный поиск, нежелание довольствоваться достигнутым, стремление к творческой самостоятельности - эти черты, присущие Лидии Сухаревской, объясняли столь радикальный поворот в судьбе актрисы.


Частые переходы с места на место режиссерами не поощрялось, однако актриса руководствовалась исключительно творческими соображениями: ради интересной роли и талантливого режиссёра она не стеснялась менять место работы. Кроме того, Сухаревская меняла театры вместе с мужем, Борисом Тениным, который по характеру абсолютно соответствовал супруге.


С 1963-го по 1974-й год Сухаревская работала в Московском драматическом театре, впоследствии ставшем Московским драматическим театром на Малой Бронной. В это время Сухаревская зарекомендовала себя как актриса, не знающая жанровых и стилистических ограничений. Ей были подвластны гротеск и лиризм, публицистическая заостренность и психологическая нюансировка, яркий комизм и затаенный драматизм. Зачастую Сухаревская органично сочетала эти характеристики в рамках одной роли. В ее репертуаре этого периода преобладали роли зарубежных авторов (Мать в одноименном произведении К.Чапека, Клер Цеханассьян в «Визите дамы» Ф.Дюрренматта, Эдит Пиаф в пьесе «На балу удачи», которую актриса написала в соавторстве с Е.Якушкиной). С успехом Сухаревская сыграла роль Щелкановой в «Золотой карете» Л.Леонова, создала необычный сценический образ Египетской пирамиды в спектакле «Братская ГЭС» по поэме Евтушенко. В 1967 году она получила звание народной артистки РСФСР.


Кинокарьера Лидии Сухаревской началась с роли Белендрясы в «Василисе Прекрасной» в 1939 году.


Потом были роли Веры в фильме «Танкер Дербент», Нины Ивановны в фильме «Суд чести», Татьяны Улыбышевой в фильме «Звезда», Римской-Корсаковой в фильме «Римский-Корсаков», Александры Петровны в фильме «Бессмертный гарнизон», Маньки в фильме «Шторм», Антонины Ивановны в фильме «Жизнь сначала», Анны в фильме «Райские яблочки», королевы Власты в фильме «Каин XVIII», Лидии Ивановны в фильме «Анна Каренина», Елизаветы Максимовны в фильме «Шофёр на один рейс» и другие работы.


В 1951 году Сухаревской была присуждена Государственная премия СССР за роль великой княгини Елены в фильме «Мусоргский». Во второй половине 1950-х годов успех сопутствовал актрисе в фильмах «Бессмертный гарнизон», «Поединок» и «Дожди». Следующее десятилетие в кино актриса открыла фильмом «Жизнь сначала», в котором она являлась автором сценария и исполнительницей главной роли.

Сухаревская Лидия Петровна

Заслуженная артистка Таджикской ССР (1943)
Лауреат Государственной премии СССР (1951, за участие в фильме «Мусоргский»)
Народная артистка СССР (1990)

Детство будущей актрисы прошло в деревне Поповкино Грязовецкого района. «Для меня Родина всегда начинается там, на милой Вологодчине», – говорила сама Лидия Павловна.

После смерти отца в 1924 году Лидия с матерью переехала в Ленинград. Еще будучи старшеклассницей, Сухаревская приобрела богатый жизненный опыт. Помогая матери, она подрабатывала маникюршей, табельщицей, разнорабочей на строительстве больницы, и даже поступила на вечерние курсы кройки и шитья. На этих курсах был организован драмкружок, руководительница которого и посоветовала девушке стать актрисой.

В 1927 году Лидия поступила в Первую Государственную художественную студию в класс Н.Иванова. Так как мама будущей актрисы не могла оплачивать обучение, Лидия Петровна была принята к обучению «в счёт хозяйственных расходов». За годы учебы она сыграла в отрывках Анну из «Ричарда III» Шекспира, Люсиль из «Мещанина во дворянстве» Мольера и Марию в «Марии Стюарт». Летом 1930 года, после окончания студии, Лидия Сухаревская была принята в Агиттеатр, который был известен как «Колхозный театр». В труппе этого театра она прослужила до его распада.

Молодым актерам этого коллектива приходилось не только играть на сцене, но и работать осветителями, реквизиторами, помогать самодеятельным начинаниям колхозников, читать лекции на творческие и политические темы, создавать агитационные сценарии на местном материале. Через год филиал Театра пропаганды распался, и Сухаревская работала в Театре рабочей молодежи (ТРАМе) и театре Радиокомитета.

Переломный момент в творческой судьбе актрисы наступил в 1933 году, когда ее приняли в труппу Ленинградского театра комедии, который до 1935 года назывался «Ленинградский театр сатиры и комедии». В нем произошло формирование творческой индивидуальности актрисы. Работая под руководством известного режиссера и художника Н.Акимова, Сухаревская проявила способности в проявлении остроты сценической формы, элегантности внешнего рисунка роли и интеллектуальной насыщенности образа. Наиболее ярко эти черты проявились в работах «акимовского периода» - ролях Юлии Джули в спектакле «Тень» по произведению Е.Шварца, Бетти Уайтхауз в спектакле «Опасный поворот» по произведению Дж.-Б.Пристли, Элли в спектакле «Дорога в Нью-Йорк» по произведению Л.Малюгина и Элизы Дулитл в спектакле «Пигмалион» по произведению Бернарда Шоу.

С Театром комедии актриса пережила войну. В первую блокадную зиму с концертной бригадой она выезжала на фронт, потом коллектив был вывезен из осажденного города боевым самолетом. В 1943 году Сухаревская стала заслуженной артисткой Таджикской ССР. В 1944 году Ленинградский театр комедии гастролировал в Москве, после чего Сухаревская приняла решение остаться в столице. Неустанный профессиональный поиск, нежелание довольствоваться достигнутым, стремление к творческой самостоятельности – эти черты, присущие Лидии Сухаревской, объясняли столь радикальный поворот в судьбе актрисы.

В течение последующих 20 лет Сухаревская работала в нескольких московских театрах, создавая яркие сценические образы в каждом из них. В Московском театре драмы (впоследствии Московский драматический театр имени Вл.Маяковского) актриса запомнилась зрителям в роли Мальцевой («Директор» С.Алешина), в Театре-студии киноактера - в ролях ученого-математика Софьи Ковалевской и изломанной, опустошенной Гедды Габлер в драме Ибсена. В Театре сатиры Сухаревская сыграла ироничную Хизиону в пьесе Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца».

Частые переходы с места на место режиссерами не поощрялось, однако актриса руководствовалась исключительно творческими соображениями: ради интересной роли и талантливого режиссёра она не стеснялась менять место работы. Кроме того, Сухаревская меняла театры вместе с мужем, Борисом Тениным, который по характеру абсолютно соответствовал супруге.

С 1963-го по 1974-й год Сухаревская работала в Московском драматическом театре, впоследствии ставшем Московским драматическим театром на Малой Бронной. В это время Сухаревская зарекомендовала себя как актриса, не знающая жанровых и стилистических ограничений. Ей были подвластны гротеск и лиризм, публицистическая заостренность и психологическая нюансировка, яркий комизм и затаенный драматизм. Зачастую Сухаревская органично сочетала эти характеристики в рамках одной роли. В ее репертуаре этого периода преобладали роли зарубежных авторов (Мать в одноименном произведении К.Чапека, Клер Цеханассьян в «Визите дамы» Ф.Дюрренматта, Эдит Пиаф в пьесе «На балу удачи», которую актриса написала в соавторстве с Е.Якушкиной). С успехом Сухаревская сыграла роль Щелкановой в «Золотой карете» Л.Леонова, создала необычный сценический образ Египетской пирамиды в спектакле «Братская ГЭС» по поэме Евтушенко. В 1967 году она получила звание народной артистки РСФСР.

С 1974 года Сухаревская вновь служила в Московском драматическом театре имени Владимира Маяковского. Самой яркой работой последнего периода творчества актрисы, многие годы сохранявшейся в ее репертуаре, стала роль Лидии Васильевны в «Старомодной комедии» Арбузова. В этом дуэтном спектакле Сухаревская играла вместе с мужем, народным артистом СССР Борисом Тениным. Главной темой творчества актрисы была необходимость хранить верность идеалам добра и красоты и желание сберечь неповторимость человеческой индивидуальности. Именно эта тема прозвучала в «Старомодной комедии» с пронзительной одухотворенностью.

Кинокарьера Лидии Сухаревской началась с роли Белендрясы в «Василисе Прекрасной» в 1939 году.

Потом были роли Веры в фильме «Танкер Дербент», Нины Ивановны в фильме «Суд чести», Татьяны Улыбышевой в фильме «Звезда», Римской-Корсаковой в фильме «Римский-Корсаков», Александры Петровны в фильме «Бессмертный гарнизон», Маньки в фильме «Шторм», Антонины Ивановны в фильме «Жизнь сначала», Анны в фильме «Райские яблочки», королевы Власты в фильме «Каин XVIII», Лидии Ивановны в фильме «Анна Каренина», Елизаветы Максимовны в фильме «Шофёр на один рейс» и другие работы.

В 1951 году Сухаревской была присуждена Государственная премия СССР за роль великой княгини Елены в фильме «Мусоргский». Во второй половине 1950-х годов успех сопутствовал актрисе в фильмах «Бессмертный гарнизон», «Поединок» и «Дожди». Следующее десятилетие в кино актриса открыла фильмом «Жизнь сначала», в котором она являлась автором сценария и исполнительницей главной роли.

Всего Сухаревская снялась более чем в 25 фильмах. Актриса часто выступала с литературными композициями по известным произведениям отечественных и зарубежных авторов. Заметной работой такого плана стала роль Пелагеи в композиции «Пелагея и Алька» по Ф.Абрамову в 1974 году.

В 1990 году Лидии Сухаревской было присвоено звание народной артистки СССР.

Лидия Сухаревская ушла из жизни 11 октября 1991 года в Москве и была похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с могилой мужа Бориса Тенина.

По завещанию Сухаревской и Тенина в их московской квартире на Большой Никитской улице в доме 49 был организован филиал Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей России.

В 2004 году о Лидии Сухаревской была подготовлена телевизионная передача из цикла «Мой серебряный шар».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта www.tvkultura.ru
Текст статьи «Сухаревская Лидия Павловна», автор С.Патапенко

Снималась в фильмах:

Василиса Прекрасная (1939)
Танкер "Дербент" (1940)
Лермонтов (1943)
Мы с Урала (1943)
Человек №217 (1944)
Сыновья (1946)
Свет над россией (1947)
Суд чести (1948)
Встреча на Эльбе (1949)
Звезда (1949)
Мусоргский (1950)
Римский-Корсаков (1952)
Алеша Птицын вырабатывает характер (1953)
Бессмертный гарнизон (1956)
Она вас любит (1956)
Поединок (1957)
Шторм (1957)
Мальчики (1959)
Мост перейти нельзя (1960)
Жизнь сначала (1961)
Суд сумасшедших (1961)
Каин XVIII ("Два друга") (1963)
Двадцать лет спустя (1965)
Анна Каренина (1967)
Семейное счастье (1969)
Райские яблочки (1973)
Шофер на один рейс (1981)

Написала сценарии к фильмам:

«Несущий в себе» (пьеса, в 1960-м переработана в сценарий телефильма «Жизнь сначала» (1961)
«На балу удачи» (пьеса, совместно с Е. Л. Якушкиной)




Top