Лидия сухаревская личная жизнь. Подлясская лидия петровна

Лидия Сухаревская родилась в Петергофе 30 августа 1909 года.
Детство будущей актрисы прошло в деревне Поповкино Грязовецкого района. «Для меня Родина всегда начинается там, на милой Вологодчине», – говорила сама Лидия Павловна.


После смерти отца в 1924 году Лидия с матерью переехала в Ленинград. Еще будучи старшеклассницей, Сухаревская приобрела богатый жизненный опыт. Помогая матери, она подрабатывала маникюршей, табельщицей, разнорабочей на строительстве больницы, и даже поступила на вечерние курсы кройки и шитья. На этих курсах был организован драмкружок, руководительница которого и посоветовала девушке стать актрисой.

В 1927 году Лидия поступила в Первую Государственную художественную студию в класс Н.Иванова. Так как мама будущей актрисы не могла оплачивать обучение, Лидия Петровна была принята к обучению «в счёт хозяйственных расходов».

За годы учебы она сыграла в отрывках Анну из «Ричарда III» Шекспира, Люсиль из «Мещанина во дворянстве» Мольера и Марию в «Марии Стюарт». Летом 1930 года, после окончания студии, Лидия Сухаревская была принята в Агиттеатр, который был известен как «Колхозный театр». В труппе этого театра она прослужила до его распада.


Молодым актерам этого коллектива приходилось не только играть на сцене, но и работать осветителями, реквизиторами, помогать самодеятельным начинаниям колхозников, читать лекции на творческие и политические темы, создавать агитационные сценарии на местном материале. Через год филиал Театра пропаганды распался, и Сухаревская работала в Театре рабочей молодежи (ТРАМе) и театре Радиокомитета.

Переломный момент в творческой судьбе актрисы наступил в 1933 году, когда ее приняли в труппу Ленинградского театра комедии, который до 1935 года назывался «Ленинградский театр сатиры и комедии». В нем произошло формирование творческой индивидуальности актрисы. Работая под руководством известного режиссера и художника Н.Акимова, Сухаревская проявила способности в проявлении остроты сценической формы, элегантности внешнего рисунка роли и интеллектуальной насыщенности образа.

Наиболее ярко эти черты проявились в таких работах «акимовского периода», как роль Юлия Джули («Тень» Е.Шварца), Бетти Уайтхауз («Опасный поворот» Дж.-Б.Пристли), Элли («Дорога в Нью-Йорк» Л.Малюгина), Элиза Дулитл («Пигмалион» Бернарда Шоу).

С Театром комедии актриса пережила войну. В первую блокадную зиму с концертной бригадой она выезжала на фронт, потом коллектив был вывезен из осажденного города боевым самолетом. В 1943 году Сухаревская стала заслуженной артисткой Таджикской ССР.

В 1944 году Ленинградский театр комедии гастролировал в Москве, после чего Сухаревская приняла решение остаться в столице. Неустанный профессиональный поиск, нежелание довольствоваться достигнутым, стремление к творческой самостоятельности – эти черты, присущие Лидии Сухаревской, объясняли столь радикальный поворот в судьбе актрисы.

Лидия Сухаревская в фильме «Она Вас любит»

В течение последующих 20 лет Сухаревская работала в нескольких московских театрах, создавая яркие сценические образы в каждом из них. В Московском театре драмы (впоследствии Московский драматический театр имени Вл.Маяковского) актриса запомнилась зрителям в роли Мальцевой («Директор» С.Алешина), в Театре-студии киноактера - в ролях ученого-математика Софьи Ковалевской и изломанной, опустошенной Гедды Габлер в драме Ибсена.

В Театре сатиры Сухаревская сыграла ироничную Хизиону в пьесе Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца».

Частые переходы с места на место режиссерами не поощрялось, однако актриса руководствовалась исключительно творческими соображениями: ради интересной роли и талантливого режиссёра она не стеснялась менять место работы. Кроме того, Сухаревская меняла театры вместе с мужем, Борисом Тениным, который по характеру абсолютно соответствовал супруге.

С 1963-го по 1974-й год Сухаревская работала в Московском драматическом театре, впоследствии ставшем Московским драматическим театром на Малой Бронной. В это время Сухаревская зарекомендовала себя как актриса, не знающая жанровых и стилистических ограничений.

Ей были подвластны гротеск и лиризм, публицистическая заостренность и психологическая нюансировка, яркий комизм и затаенный драматизм. Зачастую Сухаревская органично сочетала эти характеристики в рамках одной роли.

В ее репертуаре этого периода преобладали роли зарубежных авторов (Мать в одноименном произведении К.Чапека, Клер Цеханассьян в «Визите дамы» Ф.Дюрренматта, Эдит Пиаф в пьесе «На балу удачи», которую актриса написала в соавторстве с Е.Якушкиной).
С успехом Сухаревская сыграла роль Щелкановой в «Золотой карете» Л.Леонова, создала необычный сценический образ Египетской пирамиды в спектакле «Братская ГЭС» по поэме Евтушенко. В 1967 году она получила звание народной артистки РСФСР.

С 1974 года Сухаревская вновь служила в Московском драматическом театре имени Владимира Маяковского. Самой яркой работой последнего периода творчества актрисы, многие годы сохранявшейся в ее репертуаре, стала роль Лидии Васильевны в «Старомодной комедии» Арбузова.

В этом дуэтном спектакле Сухаревская играла вместе с мужем, народным артистом СССР Борисом Тениным. Главной темаой творчества актрисы была необходимость хранить верность идеалам добра и красоты, беречь неповторимость человеческой индивидуальности – прозвучала в «Старомодной комедии» с пронзительной одухотворенностью.

Лидия Сухаревская в фильме «Поединок»

Кинокарьера Лидии Сухаревской началась с роли Белендрясы в «Василисе Прекрасной» в 1939 году.
Потом были роли Веры в фильме «Танкер Дербент», Нины Ивановны в фильме «Суд чести», Татьяны Улыбышевой в фильме «Звезда», Римской-Корсаковой в фильме «Римский-Корсаков», Александры Петровны в фильме «Бессмертный гарнизон», Маньки в фильме «Шторм», Антонины Ивановны в фильме «Жизнь сначала», Анны в фильме «Райские яблочки», королевы Власты в фильме «Каин XVIII», Лидии Ивановны в фильме «Анна Каренина», Елизаветы Максимовны в фильме «Шофёр на один рейс» и другие работы.

В 1951 году Сухаревской была присуждена Государственная премия СССР за роль великой княгини Елены в фильме «Мусоргский». Во второй половине 1950-х годов успех сопутствовал актрисе в фильмах «Бессмертный гарнизон», «Поединок» и «Дожди». Следующее десятилетие в кино актриса открыла фильмом «Жизнь сначала», в котором она являлась автором сценария и исполнительницей главной роли.

Всего Сухаревская снялась более чем в 25 фильмах. Актриса часто выступала с литературными композициями по известным произведениям отечественных и зарубежных авторов. Заметной работой такого плана стала роль Пелагеи в композиции «Пелагея и Алька» по Ф.Абрамову в 1974 году.
В 1990 году Лидии Сухаревской было присвоено звание народной артистки СССР.

Лидия Сухаревская ушла из жизни 11 октября 1991 года в Москве, и была похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с могилой мужа Бориса Тенина.
По завещанию Сухаревской и Тенина в их московской квартире на Большой Никитской улице в доме 49 был организован филиал Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей России.


    - (1909, село Поповкино Вологодской губернии — 1991, Москва), актриса, народная артистка РСФСР (1967). В 1931 окончила 1 ю Художественную студию в Ленинграде. В 1933—44 актриса ленинградского Театра комедии. С 1944 в Москве.… … Москва (энциклопедия)

    СУХАРЕВСКАЯ Лидия Петровна - (р. 30.8.1909), советская актриса. Заслуженная артистка Таджикской ССР (1943). Народная артистка РСФСР (1967). В 1931 окончила 1 ю художественную студию в Ленинграде. В 1934—44 в Ленинградском театре комедии, с 1946 в Москве — в Театре… … Кино: Энциклопедический словарь

    - (1909 1991), актриса, народная артистка СССР (1990). Жена Б. М. Тенина. В 1934 45 в Ленинградском театре комедии, в 1963 74 в Московском драматическом театре на Малой Бронной, с 1974 в Театре им. Маяковского. При глубокой психологической… … Энциклопедический словарь

    - (1909—1991), актриса, народная артистка СССР (1990). Жена Б. М. Тенина. В 1934—45 в Ленинградском театре комедии, в 1963—74 в Московском драматическом театре на Малой Бронной, с 1974 в Театре имени Вл. Маяковского. При глубокой… … Большой Энциклопедический словарь

    - … Википедия

    - … Википедия

    Лидия Петровна (1909 91), актриса, народная артистка СССР (1990). Жена Б. М. Тенина. В 1934 45 в Ленинградском театре комедии, в 1963 74 в Московском драматическом театре на Малой Бронной, с 1974 в Театре им. Вл. Маяковского. При глубокой… … Русская история

    Сухаревская Л. П. - СУХАРÉВСКАЯ Лидия Петровна (1909–91), актриса, нар. арт. СССР (1990). Жена Б. М. Тенина. В 1934–45 в Ленингр. т ре комедии, в 1963–74 в Моск. драм. т ре на М. Бронной, с 1974 в Т ре им. Вл. Маяковского. При глубокой психол.… … Биографический словарь

Подлясская (Карпунина) Лидия Петровна (1922 — 1995) – график, член Союза художников СССР (1949), кандидат искусствоведения (1953).

Лидия Петровна родилась 8 октября 1922 г. в селе Иваньково Алатырского уезда Симбирской губернии при реке Суре (Иваньково – Ленино Алатырского района Чувашской Республики).

Занималась в школьном кружке ИЗО Н. Каменьщикова. По окончании семилетней школы поступила в Пензенское художественное училище. Училась у И.С. Горюшкина-Сорокопудова (1937-1942). В 1942 г. была принята в Академию художеств, находившуюся тогда в г. Самарканде в эвакуации.

Закончила Академию в 1949 г. (с перерывами). С 1949 — 1951 гг. - аспирантка графического факультета. С 1949 г. — член Союза художников СССР. С 1953 г. - ассистент на кафедре графики, 1953 г. — кандидат искусствоведения.

В 1955 г. завершила педагогическую деятельность в институте Академии Художеств. Стала работать самостоятельно как художник-график по творческим договорам. Иллюстрировала произведения русских и советских писателей, в основном детских, издававшихся в Москве и Ленинграде («Петербургские повести» Н.В. Гоголя, «Бедные люди» Ф.М. Достоевского, «Далеко от Москвы» В.Н. Ажаева, «Мои университеты» А.М. Горького и другие).

Муж - Юрий Станиславович Подлясский (1923, Хабаровск – 1987, Ленинград) – живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный художник РСФСР.
Сын Александр Подлясский (р. 1946) – художник, педагог кафедры живописи ФИИ РГПУ им.Герцена.
Внук Лидии Петровны – Валерий Подлясский (р. 1976) также стал художником.

В 2012 году проходила выставка «Подлясские. Три поколения» в Галерее «Моховая-18», посвященная художественной династии Петербурга.

Панова В. Ф. «Сережа. Несколько историй из жизни очень маленького мальчика» ,


Серова Е. В. «Мамин день» ,
Верейская Е. Н. «Бабушкин колобок» ,

Один известный ныне кинорежиссер рассказывал однажды, как много лет назад он, тогда еще молодой актер театра имени Ермоловой, несколько раз подряд опаздывал на репетиции. Возмущенный Н. Хмелев потребовал от него объяснений. Герой этого рассказа в пространном заявлении письменно изложил причины. Причины были уважительными, и Хмелев простил нарушителя. Правда, внеся одно исправление в многословное заявление. Перед подписью будущего кинорежиссера легкомысленно стояло слово "артист". Это слово Хмелев зачеркнул и вместо него написал "актер".

Art - по-французски - искусство, творчество. Артист - человек искусства, художник, творец. Очень много актеров снимается сейчас в кино. Было бы прекрасно, если бы в нашем кинематографе работало столько же киноартистов.

Наш разговор пойдет о Лидии Павловне Сухаревской, киноартистке, почти каждую работу которой можно считать художественным открытием.

Началось все очень просто. На борту старенького танкера "Дербент" появилась очень некрасивая и очень смешная Вера. Неуклюжая, с резкими аритмичными движениями, начисто лишенная женской грации, Вера и жила, как двигалась: нелепо, смешно, бестолково. Вечно больные зубы (потешно выглядела на голове немыслимая повязка), и восторженная до идиотизма влюбленность в механика Басова, чудной наряд и благоговейный взор, устремленный на произведения известного художника-мариниста Айвазовского. И финал: тихое счастье со столь же смешным, столь же нелепым, столь же добрым чудаком боцманом.

Что за роль досталась Лидии Сухаревской в фильме "Танкер "Дербент"? Не плохая и не хорошая. Традиционная. Все как в доброй старой оперетте: комическая пара, смешная девушка, мечтающая о недостижимом и довольствующаяся малым, забавные трюки, выданные, так сказать, в противовес серьезным переживаниям главных героев. То, что нужно по роли, Сухаревская сделала с полным ощущением настоящего опереточного {в хорошем смысле этого слова) каскада. Точность внешнего рисунка, свобода и смелость жеста, отсутствие боязни нарушить правду бытового поведения - все это свидетельствовало о том, что в кино пришла интересная комическая актриса.

И еще. Забылся этот фильм. Забылись сложные взаимоотношения механика Басова со своей женой. Но до сих пор помнится дурацкий, беззащитный, восхищенный, добрый и жалкий взгляд Веры, глупышки Веры, влюбленной в Басова.

Как и когда рождается артист, художник, мастер? Тогда, очевидно, когда он может создать такую вот Веру.

Сейчас об этом писать легко: известно, что сделала Сухаревская после. Но, честное слово, все сказанное правда. Проверьте, посмотрите эту картину.

Гражданским пафосом и гневом проникнута самая значительная работа Сухаревской военного времени-Лотта в яростном фильме М. Ромма "Человек № 217". Эта роль - значительный этап в кинематографическом творчестве артистки, определивший и ее индивидуальный почерк и ее метод работы над характером своих героинь. В этой роли впервые проявилась способность Л. Сухаревской к темпераментному и глубокому анализу социальных корней своего персонажа, стремление осознать и воплотить общее в конкретном и индивидуальном.

Публицистический гнев, нестерпимая ненависть к фашизму продиктовали М. Ромму решение образов немцев-гитлеровцев, немцев-фашистов, резкое, плакатное решение. Один молчаливый Курт чего стоит. Но Лотта Сухаревской другая. Она сложна, эта подлая немка, которой достался хромой и безобразный муж. Она жестока от ущербности, она беспощадна от жалости к своей особе, она ненавидит всех и все потому, что знает цену себе. Она - отступление от нормы, она - аномалия, она - недочеловек. И как-то исподволь, потихоньку зритель начинает ощущать, что не случайно Лотта такая фанатичная фашистка. Налицо прямые родственные отношения, потому что фашизм - это отклонение от всяческих норм, потому-что фашизм - это мерзейшая аномалия, потому что фашисты - недочеловеки.

Конечно, в словах мысль эта выглядит несколько огрубленно. Но слова всегда грубее ощущения художнической мысли-эмоции!

В эпоху малокартинья Лидия Сухаревская снималась сравнительно часто. Сравнительно - потому, что многие очень хорошие артисты не снимались вовсе.

Роли, сыгранные ею, различны, часто, казалось бы, лишены внутренней связи друг с другом. Разбросанность? Нетребовательность? Безразличие? Ни в коей мере! В каждой из этих работ Сухаревской точное, ясное, бескомпромиссное видение, ощущение, оценка изображаемого человека. И утверждение профессии: в каждой роли филигранная отделка подробностей поведения, умение схватить и передать внутреннюю и внешнюю характерность персонажа.

Своеобразная внешность и отточенное мастерство Л. Сухаревской помогли ей в работе над эпизодическими ролями. Это единственный общий признак ролей, на первый взгляд чисто формальный. Но только на первый взгляд. Эпизодическая роль требует от артиста взрывного раскрытия образа. Здесь нет времени для скрупулезного прослеживания эмоционального состояния героя, для показа его эволюции, развития. В первую очередь - определение главного удара и доминирующей черты характера, выраженной в точной индивидуализации поведения.

Великая княгиня Елена Павловна в "Мусоргском". Холодный, остановившийся, твердый до безжизненности взгляд серых злых глаз. Размеренные до автоматизма, геометрически точные движения, повороты, походка. Металлический, на одной интонации голос, безаппеляционно произносящий русские слова с кошмарным немецким акцентом. А за всем этим - спесивое презрение немецкой мещанки ко всему русскому, восхитительная уверенность царственной дуры в абсолютной непогрешимости собственных слов.

Нина Ивановна из "Суда чести". Молодящаяся, чрезвычайно эмоциональная дамочка. Слезы и упыбка. Стремительная суетливость и прострация. Многословное и искреннее вранье и безмолвное подчинение. А в душе застывший страх. Страх перед мужем, страх за мужа. Страх перед людьми.

Л. Сухаревская становится признанным мастером. Да и немудрено: то, что она делает, это действительно мастерски, блистательно. Но эпизодическая роль - палка о двух концах. Именно с инерцией эпизодической роли связаны те работы Сухаревской, которые, пользуясь осторожными формулировками рецензентов сороковых годов, можно назвать неполными удачами артистки.

И "Бессмертный гарнизон" и "За власть Советов" - фильмы, которые уже во многом решали новые задачи и, что самое главное, по-новому подошли к показу Великой Отечественной войны. Отброшены в сторону обязательные атрибуты картин прежних лет, и, вероятно, поэтому Л. Сухаревская играет в них роли настоящих советских женщин, за обыкновенной внешностью которых - высокие чувства, горячее сердце, добрая и сильная душа. Но ни врач Александра Петровна, ни подпольщица Лариса Ивановна не стали близкими друзьями зрителя. Не стали потому, что артистка поспешила сыграть результаты ролей, забыв о динамике, движении образов. С первого эпизода все становится ясно; Александра Петровна суха, сдержанна, сосредоточенна, но очевидно, что она, не раздумывая, отдаст свою жизнь за правое дело; Лариса Ивановна суетливо, до истерики, беспокоится за своего мужа, но мы знаем с самого начала - она будет смелой партизанкой.

А потом вышел на экраны скромный, бесхитростный фильм по рассказу С. Антонова "Дожди". "Здравствуйте", - сказала зрителю новая Сухаревская.

Удивительная вещь - ощущение художником духа эпохи, предчувствие, иногда чисто интуитивное, нового; не до конца осознанное, но непреодолимое желание понять, проанализировать сегодняшнюю жизнь, вынести приговор человеку, времени, себе.

В то время когда наш народ и наша страна с особой пристальностью оценивали прошлое и обдумывали будущее, то же самое делала Лидия Сухаревская: она оценивала прошедшее и обдумывала будущее. Непритязательные "Дожди" привели большого художника к теме, которую оно ждала и искала и которая стала для нее главной.

Рождение нового человека в человеке, уже сложившемся и выработавшей в себе житейский автоматизм и привычные повседневные цели, пробуждение в душе чувств и мыслей, о которых он, человек, и сам не подозревал, и, как закономерное следствие всего этого, - поступки и действия, меньше всего принимающие в расчет бытовое благоразумие и прежде всего определяющие высокий смысл и главную цель собственной жизни, как бы предназначенность ее.

Старомодная, усталая, скучно преданная своему начальнику, который уже много лет возит ее за собой, секретарша живет, как тень. Бездумно и добросовестно выполняла она распоряжения начальника, не задумывалась, хороши эти распоряжения или плохи. Она - секретарша, она - инструмент, она - винтик. И манера разговаривать у нее вежливо автоматическая, и поведение бесстрастно ровное, и забота о начальнике скучно привычная. Замкнутый, сонный круг: привычка, порожденная привязанностью, и привязанность, порожденная привычкой.

Тяжело, когда ломают твои привычки. Поначалу холодно, когда распахивают окна навстречу буйному ветру. Секретаршу раздражает все: и невоспитанный новый начальник, и уйма непредвиденных посетителей, и разговоры, странно громкие и излишне самостоятельные. И Сухаревская с тактом всеведения показывает, как сжалась и приготовилась к защите ее секретарша, как впервые проявила она свои человеческие качества, и качества, увы, неприятные.

Но вихрь радостной жизни захватил ее, закрутил, понес. И, уговаривая себя, что она знает истинную цену всему происходящему, секретарша Сухаревской застенчиво и неумело начинает интересоваться делом, которым она занимается.

Кульминация роли - поход секретарши на поиски гравия. Кабинетная, неуклюжая, нелепая фигурка на размытых дождями дорогах. Мокрое и измученное, удивленное и счастливое лицо. Прекрасное лицо человека, делающего важное дело, понявшего, что смысл жизни не в подчинении и привычке, а в радостном ощущении своей необходимости.

Почти одновременно с "Дождями" снимается фильм "Поединок", в котором Л. Сухаревская сыграла Раису Петерсон. Что объединяет эти две роли? Человеческая тема артистки. В секретарше - поэтическое утверждение права советского человека на большое и настоящее счастье. Ее Петерсон в "Поединке" - это трагическое осознание невозможности быть счастливым, нужным людям и миру человеком в условиях подлой и затхлой жизни России тех лет.

Как легко было бы Л. Сухаревской при ее комедийных возможностях сыграть провинциальную матрону, считающую себя львицей офицерского общества и королевой адюльтера, как было бы выигрышно весело разоблачить смешную и жалкую пошлячку, компрометирующую своей вульгарностью высокие человеческие чувства.

Но художник - тогда художник, когда он проникает в сокровенные глубины души своего героя, когда он отказывается от безоговорочнрго выигрыша ради проблематичной возможности найти в привычном новое и значительное.

Офицерская жена Петерсон - сильная, яркая натура. Она томится в бездействии и поэтому свой постыдный роман с Ромашовым почитает за главное дело своей жизни. Какие титанические усилия затрачивает она, дабы оставаться сдержанной, как играет она в тайну, как играет она в любовь! Девальвация чувств, бессмысленная растрата душевных сил, ликвидация себя как личности, как человека.

Сцена бала в Офицерском собрании - триумф Сухаревской-артистки, образец актерской работы в современном кинематографе. Артистка ничего не делает: она просто смотрит, она просто шепчет, она просто улыбается. Она как бы ничего не играет. Да нет, черт возьми, она играет великолепно!

Только не видно игры. Только не видно старательного подтекста. Только не видно грубых швов ремесла. И поэтому присутствует высокое искусство.

А потом - время актерского молчания и незначительных ролей. Но артист большой темы, художник-гражданин, мастер не может и не должен молчать. Сухаревская не могла молчать и, не ожидая милостей от кинематографической природы, взяла в руки перо. По ее сценарию был поставлен фильм "Жизнь сначала", где она сыграла главную роль. Един бог в двух лицах. Об этом следовало бы писать большую и серьезную работу, но в данном случае придется сказать коротко о том, что снова удивила зрителя Сухаревская. Как хорошо, когда все получается. И у Лидии Павловны Сухаревской в этом фильме получилось все. Неожиданно проявился лирический характер ее дарования. Женщина любящая и страдающая, женщина высоких мыслей и больших чувств, Антонина Сухаревской - прекрасна не только душевно. Она красива настоящей человеческой, физической красотой. Вы помните дурнушку Веру из фильма "Танкер "Дербент "?

Пройдено, найдено, сыграно и пережито многое. А что впереди? А впереди трудная, беспокойная и радостная жизнь советского художника. Как хорошо, что в нашем кинематографе работают настоящие киноартисты.

А. Степанов, 1967

Сухаревская Лидия Петровна

Лидия Павловна Сухаревская

Родилась 17 (30) августа 1909 года в селе Поповкино Вологодской области в семье, далёкой от искусства.
В зрелом возрасте сменила отчество с «Павловна» на «Петровна», поскольку считала, что оригинал неблагозвучен («Похоже на Палковна»).

Меньше всего она думала о театре, однако не расставалась с книгами, читала запоем и всё подряд. На курсах кройки и шитья, где училась Сухаревская, организовали драмкружок. Так она впервые вышла на сцену.
В 1924 году после смерти отца переехала в Ленинград, где занималась в школьной театральной студии. Первая большая роль в самодеятельности - Вильгельм Телль.
В 1927 году Лидия поступила в Первую Государственную художественную студию по классу Н.Н. Иванова. Так как мать будущей актрисы не могла оплачивать обучение, то Лидия Петровна была принята к обучению «в счёт хозяйственных расходов». За годы обучения сыграла в отрывках Анну из «Ричарда III» Шекспира, Люсиль из «Мещанина во дворянстве» Мольера, Марию в «Марии Стюарт».
В 1930 году окончила Первую художественную студию. Её первые роли были сыграны на подмостках Ленинградских - Передвижного колхозно-совхозного театра и ТРАМа.

С 1928 года - актриса Агиттеатра (Передвижного колхозно-совхозного театра).
В 1931 году стала актрисой ЛенТРАМ, но, неудовлетворённая работой, ушла оттуда через год в труппу Радиокомитета под руководством Ю. Н. Калганова, где сыграла несколько интересных ролей.
В 1933-1944 годах - актриса Ленинградского театра комедии (до 1935 года назывался «Ленинградский театр сатиры и комедии»).
С 1946 года - актриса Московского театра драмы (ныне имени Вл. Маяковского), театра-студии киноактёра и театра Сатиры.
С 1963 года - актриса театра на Малой Бронной.
С 1974 года - актриса театра имени Владимира Маяковского.

В кино с 1939 года, первая роль - Белендряса в фильме Александра Роу «Василиса Прекрасная».
Часто выступала с литературными композициями по известным произведениям отечественных и зарубежных авторов. Заметной работой такого плана стала роль Пелагеи в композиции «Пелагея и Алька» по Ф. Абрамову в 1974 году.
Сухаревская зарекомендовала себя как актриса, не знающая жанровых и стилистических ограничений. Ей были подвластны гротеск и лиризм, публицистическая заостренность и психологическая нюансировка, яркий комизм и затаенный драматизм.

Заслуженная артистка Таджикской ССР (1943) (с 1941 по 1944 год труппа ленинградского Театра Комедии работала в эвакуации в Таджикистане).
Заслуженная артистка РСФСР (06.03.1950).
Народная артистка РСФСР (1967).
Народная артистка СССР (09.10.1990).

Муж - артист театра и кино Борис Тенин (1905-1990).

Ушла из жизни 11 октября 1991 года в Москве. Похоронена актриса на Ваганьковском кладбище рядом с могилой мужа (участок № 29).

По завещанию Сухаревской и Тенина в их квартире (Большая Никитская улица, 49, кв. 35) организуется филиал Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей России.

театральные работы

Ленинградский театр комедии:
1933 - дебют - Таня в пьесе В. П. Катаева «Дорога цветов»
1939 - "Опасный поворот" Д. Пристли, (реж. Григорий Козинцев, оформление Н.П. Акимов) - Бетти;
1939 - "Валенсианская вдова" Лопе де Вега (реж. Н.П. Акимов) - Марта;
1940 - "Тень" Евгения Шварца (реж. Н.П. Акимов) - Юлия Джули;
1940 - "Скончался господин Пик" Ш. Пейре-Шапюи (постановка Н.П. Акимова и И. Ханзеля) - Эдит;
1943 - "Дорога в Нью-Йорк" Л. Малюгина (реж. С. Юткевич) - Элли Эндрюс.
«Пигмалион» Бернарда Шоу - Элиза Дулитл

Театр Киноактёра:
«Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу - Хизиона.
"Попрыгунья" А.П. Чехова - Ольга Ивановна.
«Несущий в себе», автор Л. Сухаревская - Антонина.
Гедда Габлер в одноименной драме Ибсена.

Московский драматический театр на Малой Бронной:
1965 - "Визит старой дамы" Ф. Дюрренматта (реж. А.А. Гончаров) - Клара Цеханасьян.
Мать в одноименной пьесе К. Чапека.
Эдит Пиаф - «На балу удачи» Е. Якушкиной и Л. Сухаревской.
Щелканова - «Золотая карета» Л. Леонова.
Египетская пирамида - «Братская ГЭС» по поэме Е. Евтушенко.

Театр им. Маяковского
«Директор» С.Алешина - Мальцева
Софья Ковалевская
1976 - «Старомодная комедия» А. Н. Арбузова - Лидия Васильевна Жербер

призы и награды

Лауреат Сталинской премии (1951 - за роль великой княжны Елены Павловны в фильме «Мусоргский»).
Орден Трудового Красного Знамени (1967)
Два ордена «Знак Почёта» (1940, 1967)
Медаль «За оборону Ленинграда» (1944)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946)
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «Ветеран труда»
Медаль «В память 250-летия Ленинграда»

последнее обновление информации: 03.05.19

публикации

Лидия Сухаревская поражала масштабом своего дарования. Сегодня она играла великую княгиню Елену Павловну в «Мусоргском», а завтра – крестьянку Пелагею, потом выйдет на сцену в образе ополоумевшей от жажды мести миллионерши в «Визите дамы», или растрогает сердца ролью Эдит Пиаф. На спектакль «Старомодная комедия», где Сухаревская сыграла одну из последних ролей, пыталась попасть вся Москва. Ирония, эксцентрика, фарс, трагедия, психологическая глубина – актриса «жонглировала» этими жанрами, как цирковыми шарами.

Один известный ныне кинорежиссер рассказывал однажды, как много лет назад он, тогда еще молодой актер театра имени Ермоловой, несколько раз подряд опаздывал на репетиции. Возмущенный Н. Хмелев потребовал от него объяснений. Герой этого рассказа в пространном заявлении письменно изложил причины. Причины были уважительными, и Хмелев простил нарушителя. Правда, внеся одно исправление в многословное заявление. Перед подписью будущего кинорежиссера легкомысленно стояло слово "артист". Это слово Хмелев зачеркнул и вместо него написал "актер".
Art - по-французски - искусство, творчество. Артист - человек искусства, художник, творец. Очень много актеров снимается сейчас в кино. Было бы прекрасно, если бы в нашем кинематографе работало столько же киноартистов.

Началось все очень просто. На борту старенького танкера "Дербент" появилась очень некрасивая и очень смешная Вера. Неуклюжая, с резкими аритмичными движениями, начисто лишенная женской грации, Вера и жила, как двигалась: нелепо, смешно, бестолково. Вечно больные зубы (потешно выглядела на голове немыслимая повязка), и восторженная до идиотизма влюбленность в механика Басова, чудной наряд и благоговейный взор, устремленный на произведения известного художника-мариниста Айвазовского. И финал: тихое счастье со столь же смешным, столь же нелепым, столь же добрым чудаком боцманом.
Что за роль досталась Лидии Сухаревской в фильме "Танкер "Дербент"? Не плохая и не хорошая. Традиционная. Все как в доброй старой оперетте: комическая пара, смешная девушка, мечтающая о недостижимом и довольствующаяся малым, забавные трюки, выданные, так сказать, в противовес серьезным переживаниям главных героев. То, что нужно по роли, Сухаревская сделала с полным ощущением настоящего опереточного {в хорошем смысле этого слова) каскада. Точность внешнего рисунка, свобода и смелость жеста, отсутствие боязни нарушить правду бытового поведения - все это свидетельствовало о том, что в кино пришла интересная комическая актриса.
И еще. Забылся этот фильм. Забылись сложные взаимоотношения механика Басова со своей женой. Но до сих пор помнится дурацкий, беззащитный, восхищенный, добрый и жалкий взгляд Веры, глупышки Веры, влюбленной в Басова.
Как и когда рождается артист, художник, мастер? Тогда, очевидно, когда он может создать такую вот Веру.
Сейчас об этом писать легко: известно, что сделала Сухаревская после. Но, честное слово, все сказанное правда. Проверьте, посмотрите эту картину.

Гражданским пафосом и гневом проникнута самая значительная работа Сухаревской военного времени-Лотта в яростном фильме М. Ромма "Человек № 217". Эта роль - значительный этап в кинематографическом творчестве артистки, определивший и ее индивидуальный почерк и ее метод работы над характером своих героинь. В этой роли впервые проявилась способность Л. Сухаревской к темпераментному и глубокому анализу социальных корней своего персонажа, стремление осознать и воплотить общее в конкретном и индивидуальном.
Публицистический гнев, нестерпимая ненависть к фашизму продиктовали М. Ромму решение образов немцев-гитлеровцев, немцев-фашистов, резкое, плакатное решение. Один молчаливый Курт чего стоит. Но Лотта Сухаревской другая. Она сложна, эта подлая немка, которой достался хромой и безобразный муж. Она жестока от ущербности, она беспощадна от жалости к своей особе, она ненавидит всех и все потому, что знает цену себе. Она - отступление от нормы, она - аномалия, она - недочеловек. И как-то исподволь, потихоньку зритель начинает ощущать, что не случайно Лотта такая фанатичная фашистка. Налицо прямые родственные отношения, потому что фашизм - это отклонение от всяческих норм, потому-что фашизм - это мерзейшая аномалия, потому что фашисты - недочеловеки.
Конечно, в словах мысль эта выглядит несколько огрубленно. Но слова всегда грубее ощущения художнической мысли-эмоции!

В эпоху малокартинья Лидия Сухаревская снималась сравнительно часто. Сравнительно - потому, что многие очень хорошие артисты не снимались вовсе.
Роли, сыгранные ею, различны, часто, казалось бы, лишены внутренней связи друг с другом. Разбросанность? Нетребовательность? Безразличие? Ни в коей мере! В каждой из этих работ Сухаревской точное, ясное, бескомпромиссное видение, ощущение, оценка изображаемого человека. И утверждение профессии: в каждой роли филигранная отделка подробностей поведения, умение схватить и передать внутреннюю и внешнюю характерность персонажа.

Своеобразная внешность и отточенное мастерство Л. Сухаревской помогли ей в работе над эпизодическими ролями. Это единственный общий признак ролей, на первый взгляд чисто формальный. Но только на первый взгляд. Эпизодическая роль требует от артиста взрывного раскрытия образа. Здесь нет времени для скрупулезного прослеживания эмоционального состояния героя, для показа его эволюции, развития. В первую очередь - определение главного удара и доминирующей черты характера, выраженной в точной индивидуализации поведения.
Великая княгиня Елена Павловна в "Мусоргском". Холодный, остановившийся, твердый до безжизненности взгляд серых злых глаз. Размеренные до автоматизма, геометрически точные движения, повороты, походка. Металлический, на одной интонации голос, безаппеляционно произносящий русские слова с кошмарным немецким акцентом. А за всем этим - спесивое презрение немецкой мещанки ко всему русскому, восхитительная уверенность царственной дуры в абсолютной непогрешимости собственных слов.
Нина Ивановна из "Суда чести". Молодящаяся, чрезвычайно эмоциональная дамочка. Слезы и упыбка. Стремительная суетливость и прострация. Многословное и искреннее вранье и безмолвное подчинение. А в душе застывший страх. Страх перед мужем, страх за мужа. Страх перед людьми.

Л. Сухаревская становится признанным мастером. Да и немудрено: то, что она делает, это действительно мастерски, блистательно. Но эпизодическая роль - палка о двух концах. Именно с инерцией эпизодической роли связаны те работы Сухаревской, которые, пользуясь осторожными формулировками рецензентов сороковых годов, можно назвать неполными удачами артистки.
И "Бессмертный гарнизон" и "За власть Советов" - фильмы, которые уже во многом решали новые задачи и, что самое главное, по-новому подошли к показу Великой Отечественной войны. Отброшены в сторону обязательные атрибуты картин прежних лет, и, вероятно, поэтому Л. Сухаревская играет в них роли настоящих советских женщин, за обыкновенной внешностью которых - высокие чувства, горячее сердце, добрая и сильная душа. Но ни врач Александра Петровна, ни подпольщица Лариса Ивановна не стали близкими друзьями зрителя. Не стали потому, что артистка поспешила сыграть результаты ролей, забыв о динамике, движении образов. С первого эпизода все становится ясно; Александра Петровна суха, сдержанна, сосредоточенна, но очевидно, что она, не раздумывая, отдаст свою жизнь за правое дело; Лариса Ивановна суетливо, до истерики, беспокоится за своего мужа, но мы знаем с самого начала - она будет смелой партизанкой.

А потом вышел на экраны скромный, бесхитростный фильм по рассказу С. Антонова "Дожди". "Здравствуйте", - сказала зрителю новая Сухаревская.
Удивительная вещь - ощущение художником духа эпохи, предчувствие, иногда чисто интуитивное, нового; не до конца осознанное, но непреодолимое желание понять, проанализировать сегодняшнюю жизнь, вынести приговор человеку, времени, себе.
В то время когда наш народ и наша страна с особой пристальностью оценивали прошлое и обдумывали будущее, то же самое делала Лидия Сухаревская: она оценивала прошедшее и обдумывала будущее. Непритязательные "Дожди" привели большого художника к теме, которую оно ждала и искала и которая стала для нее главной.
Рождение нового человека в человеке, уже сложившемся и выработавшей в себе житейский автоматизм и привычные повседневные цели, пробуждение в душе чувств и мыслей, о которых он, человек, и сам не подозревал, и, как закономерное следствие всего этого, - поступки и действия, меньше всего принимающие в расчет бытовое благоразумие и прежде всего определяющие высокий смысл и главную цель собственной жизни, как бы предназначенность ее.
Старомодная, усталая, скучно преданная своему начальнику, который уже много лет возит ее за собой, секретарша живет, как тень. Бездумно и добросовестно выполняла она распоряжения начальника, не задумывалась, хороши эти распоряжения или плохи. Она - секретарша, она - инструмент, она - винтик. И манера разговаривать у нее вежливо автоматическая, и поведение бесстрастно ровное, и забота о начальнике скучно привычная. Замкнутый, сонный круг: привычка, порожденная привязанностью, и привязанность, порожденная привычкой.
Тяжело, когда ломают твои привычки. Поначалу холодно, когда распахивают окна навстречу буйному ветру. Секретаршу раздражает все: и невоспитанный новый начальник, и уйма непредвиденных посетителей, и разговоры, странно громкие и излишне самостоятельные. И Сухаревская с тактом всеведения показывает, как сжалась и приготовилась к защите ее секретарша, как впервые проявила она свои человеческие качества, и качества, увы, неприятные.
Но вихрь радостной жизни захватил ее, закрутил, понес. И, уговаривая себя, что она знает истинную цену всему происходящему, секретарша Сухаревской застенчиво и неумело начинает интересоваться делом, которым она занимается.
Кульминация роли - поход секретарши на поиски гравия. Кабинетная, неуклюжая, нелепая фигурка на размытых дождями дорогах. Мокрое и измученное, удивленное и счастливое лицо. Прекрасное лицо человека, делающего важное дело, понявшего, что смысл жизни не в подчинении и привычке, а в радостном ощущении своей необходимости.
Почти одновременно с "Дождями" снимается фильм "Поединок", в котором Л. Сухаревская сыграла Раису Петерсон. Что объединяет эти две роли? Человеческая тема артистки. В секретарше - поэтическое утверждение права советского человека на большое и настоящее счастье. Ее Петерсон в "Поединке" - это трагическое осознание невозможности быть счастливым, нужным людям и миру человеком в условиях подлой и затхлой жизни России тех лет.
Как легко было бы Л. Сухаревской при ее комедийных возможностях сыграть провинциальную матрону, считающую себя львицей офицерского общества и королевой адюльтера, как было бы выигрышно весело разоблачить смешную и жалкую пошлячку, компрометирующую своей вульгарностью высокие человеческие чувства.
Но художник - тогда художник, когда он проникает в сокровенные глубины души своего героя, когда он отказывается от безоговорочнрго выигрыша ради проблематичной возможности найти в привычном новое и значительное.

Офицерская жена Петерсон - сильная, яркая натура. Она томится в бездействии и поэтому свой постыдный роман с Ромашовым почитает за главное дело своей жизни. Какие титанические усилия затрачивает она, дабы оставаться сдержанной, как играет она в тайну, как играет она в любовь! Девальвация чувств, бессмысленная растрата душевных сил, ликвидация себя как личности, как человека.
Сцена бала в Офицерском собрании - триумф Сухаревской-артистки, образец актерской работы в современном кинематографе. Артистка ничего не делает: она просто смотрит, она просто шепчет, она просто улыбается. Она как бы ничего не играет. Да нет, черт возьми, она играет великолепно!
Только не видно игры. Только не видно старательного подтекста. Только не видно грубых швов ремесла. И поэтому присутствует высокое искусство.
А потом - время актерского молчания и незначительных ролей. Но артист большой темы, художник-гражданин, мастер не может и не должен молчать. Сухаревская не могла молчать и, не ожидая милостей от кинематографической природы, взяла в руки перо. По ее сценарию был поставлен фильм "Жизнь сначала", где она сыграла главную роль. Един бог в двух лицах. Об этом следовало бы писать большую и серьезную работу, но в данном случае придется сказать коротко о том, что снова удивила зрителя Сухаревская. Как хорошо, когда все получается. И у Лидии Павловны Сухаревской в этом фильме получилось все. Неожиданно проявился лирический характер ее дарования. Женщина любящая и страдающая, женщина высоких мыслей и больших чувств, Антонина Сухаревской - прекрасна не только душевно. Она красива настоящей человеческой, физической красотой. Вы помните дурнушку Веру из фильма "Танкер "Дербент "?
Пройдено, найдено, сыграно и пережито многое. А что впереди? А впереди трудная, беспокойная и радостная жизнь советского художника. Как хорошо, что в нашем кинематографе работают настоящие киноартисты.

Лидия Петровна Сухаревская ушла из жизни, в возрасте 82 лет, 11 октября 1991 года в Москве. Похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с могилой мужа (участок № 29). Похоронена на Ваганьковском кладбище в одной с могиле с мужем, народным артистом СССР Борисом Тениным. Их общая могила сейчас находится в ужасном сотоянии, ВТО и театр имени В. В. Маяковского ничего не делают, могила заросла, ограда покосилась и ржавая, кругом грязь. Чтобы найти ее могилу, нужно по центральной дорожке кладбища дойти до колумбария, повернуть направо и идти по этой дорожке до самого забора кладбища у железной дороги. Потом у самого забора кладбища повернуть налево и идти прямо вдоль забора еще 50 метров. Вдоль забора кладбища будет ряд могил, и, не доходя до указателя "41 участок", справа у забора вы увидете заброшенную могилу знаменитых артистов Лидии Сухаревской и Бориса Тенина. Рядом с ними могила Лиды Авиловой, подруги Антона Чехова. Правда могилу Лиды Авиловой потеряли еще во время войны, а здесь родственники установили ей памятный знак.




Top