Лира музыкальный инструмент сообщение кратко. Gardarica - Инструменты

Музыкальный инструмент: Лира

Любовь… Удивительное волшебное чувство, дарующее людям неимоверное наслаждение, надежду на счастье и блаженство. Человечество знает много прекрасных преданий о любви, трепетно относится к ним и хранит в своей памяти. Красивые легенды о беззаветном чувстве Тристана и Изольды, Джотхи и Акбара, Ромео и Джульетты бережно передаются из поколения в поколение. Историй о любви много, но есть ещё одна, которая заслуживает особого внимания. Она дошла до нас со времен глубокой древности, из античной Греции. Это предание о знаменитом певце Эллады Орфее и его любимой жене – нимфе Эвридике. Легенда гласит, что Орфей, потерявший свою возлюбленную, умершую от укуса змеи, решился на отчаянный поступок: он спустился в подземное царство, чтобы просить бога мертвых Аида вернуть ему Эвридику. Верной спутницей и помощницей Орфея в этом трудном путешествии была его лира, волшебные звуки которой могли останавливать реки, завораживать природу, животных и птиц. Что же это за инструмент, обладающий такими магическими свойствами? Согласно древнегреческому мифу лиру в младенческом возрасте из черепашьего панциря, бычьих рогов и трех жильных струн создал, обладающий многими талантами, бог Гермес. Затем он обменял её на стадо божественных коров, принадлежащих богу высшей духовности и искусств Апполону, очарованному звучанием инструмента, который в свою очередь подарил, но уже семиструнный инструмент, легендарному Орфею, принесшему лиру в мир людей.

Звук

Каково же звучание лиры - инструмента божественного происхождения, который очень любили наши далекие предки? Её голос очень нежный, переливчатый и обворожительно парящий. Считалось, что дивные звуки лиры очищали и исцеляли душу, наполняя ее небесной гармонией. На лире музицировали сидя или стоя, держа инструмент по отношению к корпусу под небольшим углом. При исполнении использовали различные приемы звукоизвлечения, такие, как защипывание струн и перебор: правой рукой проводили по струнам, а левой приглушали ненужные звуки.

Фото :





Интересные факты

  • Лира часто изображалась на древних монетах.
  • Лира в настоящее время в некоторых местностях северо – восточной Африки используется как народный инструмент.
  • Самая старая лира, сохранившаяся на европейском континенте, насчитывает около 2,5 тысячелетия. Она была найдена в Шотландии в 2010 году.
  • Лира упоминается в старинной английской поэме «Боевульф», написанной на рубеже первого тысячелетия нашей эры. Эта древняя поэма, состоящая 3182 строк, дошла до нас в полном объеме.
  • Старинные лиры сегодня можно увидеть в Эшмоловском музее искусства и археологии в Оксфорде (Англия), археологическом музее в Ираклионе (Греция), музее Рокфеллера в Иерусалиме (Израиль), а также в исторических музеях Лондона (Англия), Пенсильвании (США) и Багдада (Ирак).
  • В нынешнее время лира - слово, имеющее очень много значений: это символ и атрибут поэтов; эмблема военных оркестров; денежная единица Италии, Ватикана и Турции; созвездие, находящееся в северном полушарии в котором наиболее яркой является звезда под названием «Вега»; австралийская птица, имеющая хвост по форме напоминающий лиру.
  • Есть очень много музыкальных инструментов которые в своем названии имеют слово лира. Однако стоит заметить, что ничего общего с античной лирой они не имеют, к примеру: колесная лира, понтийская лира, критская лира, византийская лира, лира да браччо, лира да гамба.

Конструкция

Лира, имеющая весьма оригинальную конфигурацию, состоит из резонаторного корпуса, который изначально изготавливался из черепашьего панциря и затягивался мембраной из бычьей кожи. Позднее его стали делать в форме четырехугольника из дерева. На корпус крепились две изящно выгнутые в виде хомута стойки, для изготовления которых использовалось дерево или рога антилопы. В верхнем конце стойки соединяются перекладиной, от которой к резонатору натягиваются струны. Количество струн на инструментах очень разнится: четыре, семь, десять, а в экспериментальных инструментах - двенадцать, восемнадцать и более.

Семейство лиры включает в себя инструменты различных видов и размеров, но наиболее востребованными яаляются хелис, форминга и кифара.

  • Хелис – такое название имеет самая примитивная лира с корпусом из черепашьего панциря, который был обтянут кожей вола. Инструмент был легким, небольших размеров и пользовался популярностью для музицирования у женщин.
  • Форминга – инструмент древнегреческих сказителей – аэдов, не отличавшийся особой звучностью. Он имеет своеобразную конструкцию, позволяющую его держать при помощи, перекидывающейся через плечо перевязки.
  • Кифара – инструмент с плоским тяжелым корпусом, на котором могли играть только мужчины. Количество струн варьировалось от семи до двенадцати.


История

Лира – инструмент, прежде всего ассоциирующийся с культурой Древних Греции и Рима, настолько давно появился в жизни людей, что сегодня ни один историк не может точно назвать время и место его возникновения. По некоторым предположениям родиной лиры является Фракия, а по другим Ближний Восток. Именно в Месопотамии, одной из древнейших цивилизаций, на территории шумерского Ура, во время археологических раскопок были найдены подобные струнные музыкальные инструменты, изготовление которых датируется серединой третьего тысячелетия до нашей эры. Искусствоведы впоследствии дали им название урских лир. Найденные инструменты были довольно больших размеров, с количеством струн от восьми до двенадцати и резонатором, в форме бычьей головы. В Ассирии бык являлся символом плодородия и пользовался особым почитанием у жителей страны. В библейских сказаниях мы находим неоднократное упоминание, что примерно в те же самые времена лира была весьма востребована в Древнем Египте, а также любимым инструментом у еврейского народа. На нем с удовольствием музицировал царь Давид, являвшийся яркой личностью не только в ветхозаветной, но и в мировой истории.


Самое раннее дошедшее до нас изображение лиры относится ко времени минойской цивилизации (1400 г. до н. э) и находится оно в знаменитом саркофаге Агия Триады, который изначально располагался в южной части острова Крит. Существует гипотеза, что именно с Крита лира начала свое распространение по Греции и Римской империи, где получила оригинальную конфигурацию в виде подковы, а также в иерархии используемых в то время музыкальных инструментов заняла весьма высокое место. Лира, игравшая важную роль в культуре этих стран, считалась апполоническим, благородным инструментом, обучение на котором являлось обязательным в образовании «свободного» гражданина. Она была востребованным инструментом не только у знаменитых в то время музыкантов, но и у«древних бардов», в круг которых входили рассказчики, харизматики и поэты. А так как звучание лиры сопровождало не только пение, но и декламацию, отсюда определенный вид античной поэзии впоследствии получил название «лирической». Кроме этого инструмент активно использовался в домашнем музицировании: он считался пристойным для порядочных женщин. Поскольку лира пользовалась большой популярностью, мастера постоянно модифицировали её, изготавливали разных видов и размеров. Количество струн на инструменте варьировалось и доходило до восемнадцати, но самой востребованной все же считалась семиструнная лира.

В эпоху поздней античности, во время упадка греко-римской цивилизации лира постепенно стала распространяться по Европе на север, среди кельтских и финских народов. Там она претерпела некоторые конструктивные изменения, поскольку изготавливалась из цельного куска дерева. После первого тысячелетия от Рождества Христова лира значительно видоизменилась, где - то из щипкового она превратилась в смычковый инструмент, где-то прибавила себе гриф, а в своем первостепенном виде постепенно ушла из активного употребления, но сохранила свой аристократический статус.

К большому сожалению, лира, являющаяся прародительницей многих музыкальных инструментов, в нынешнее время не получает должного внимания, но люди помнят о ней и подтверждением тому является эмблема музыкального искусства в виде этого изящного старинного инструмента.

Видео: слушать лиру

Разновидности колёсных лир

В европейских странах бытует множество типов колёсных лир, в том числе русские разновидности инструмента. Колёсная лира в России никогда не применялась в профессиональной музыке и существовала только в среде бытового и любительского музицирования. В России распространено три разновидности этого инструмента. Вид №1: колёсная лира великорусская. Отличается относительно небольшим типом кузова в виде виолы, узким звукорядом и своеобразным репертуаром. Вид №2: донской рылей. Этот инструмент распространён на территории Войска Донского. Представляет собой старый тип инструмента с корпусом в виде органиструма. Вид №3: колёсная лира украинского вида. Отличается своеобразием конструктивных деталей, приёмами игры и репертуаром.

Настройка колёсной лиры

Единой устоявшейся настройки колёсной лиры не существует. Разнообразие конструкций этого инструмента, а также различные музыкальные традиции зачастую требуют и различных способов настройки. Настройка колёсной лиры производится при помощи колкового блока и клавишного механизма. Вращением колков достигается необходимая высота струн, а при помощи аккуратного отгибания флажков на клавишах осуществляется точная настройка мензуры игровой струны.

Вариант настройки:

Для достижения красивого мелодичного звучания часть струны в месте сопряжения с игровым колесом обмотайте небольшим количеством обыкновенной ваты или мягкой шерсти. Поверхность игрового колеса для усиления трения о струны обильно натрите простой скрипичной канифолью. После всех подготовительных процедур начните вращение колеса и продолжайте крутить непрерывно в течение 3-5 минут, поправляя при необходимости вату на струнах. После этого переведите дух. Всё, можно играть.

____________

Особенности ухода за колёсной лирой

Колёсная лира - инструмент своеобразный, требующий к себе деятельного внимания. Самый тонкий момент - это сопряжение струн с игровым колесом. Всегда имейте при себе кусочек ваты или шерсти и научитесь правильно её наматывать. Оберегайте колёсную лиру от дождя и сырости. В ходе эксплуатации на поверхности лиры возникают загрязнения. Если Ваш инструмент начал терять свой презентабельный вид, рекомендуем воспользоваться специальными средствами в виде полиролей и клининговых средств по уходу музыкальными инструментами. Для хранения колёсной лиры обязательно используйте чехол.

Струны для колёсной лиры

Выбор струн для колёсной лиры носит во многом индивидуальный характер. БалалайкерЪ рекомендует использовать набор из игровой нейлоновой струны и бурдонных струн в металлической оплётке. Подобный вариант позволяет лире звучать ярко, насыщенно и сбалансированно.

История колёсной лиры

краткая историческая справка


Колёсная лира – старинный музыкальный инструмент европейского происхождения. Первые упоминания о нём встречаются в исторических источниках IX-X веков. Поначалу колёсная лира использовалась преимущественно для сопровождения церковных служб, но уже в эпоху Средневековья распространилась во многих европейских странах как инструмент для самого широкого репертуара.
На территории Московского царства колёсная лира появилась на рубеже XVI-XVII веков. Инструмент проник в русские земли через украинские и белорусские территории вместе с переселенцами, купцами, интервентами и прочим активным населением. Колёсная лира прочно закрепилась и сохранялась вплоть до недавнего времени в традициях некоторых областей России - Брянской, Орловской, Курской, Ростовской и некоторых других. Интересно, что ещё в 1920-е годы бродячих лирников можно было встретить даже на улицах и базарах Москвы. Своя колёсная лира была и у известного знатока народной музыки Митрофана Пятницкого.
Русская колёсная лира, в отличие от европейской родственницы, была инструментом по большей части народным, мало знакомым дворянским и профессиональным музыкальным кругам. Русская лира отличалась простотой изготовления, относительно небольшим звукорядом, малым количеством струн (2-4 шт) и самобытным репертуаром. Самое широкое применение лира нашла в среде бродяг и профессиональных нищих, для которых это был профессиональный инструмент для заработка. Их можно было встретить в многолюдных местах за исполнением духовных стихов и псалмов. Однако, в некоторых регионах игра на лире выступала и в качестве сопровождения протяжных песен. Например, в традициях донских казаков лира (местное название - рылей) использовалась для сопровождения песен и сохранялась вплоть до первой трети XX-го века. На колёсной лире играли и под пляску, и под танцы, и под частушки, и даже под романсы. Один из последних русских лирников Климентий Феоктистович Шматов жил до 50-х годов XX века в Стародубском районе Брянской области и вплоть до последних дней играл по сельским базарам. Колёсная лира, купленная у него в 1953 году сегодня хранится в Московской консерватории.
В наши дни колёсная лира вновь привлекает внимание публики. Она всё чаще появляется на горизонте, участвуя в программах фолк-музыкантов, экспериментаторов и исполнителей духовной музыки.

Лира – этот старинный струнный инструмент пришел к нам из Древней Греции. Он представляет собой раму с натянутыми струнами различной настройки. Игра на лире была частью образования любого античного гражданина. Самые первые образцы лир были найдены в Уре.

Существует несколько разновидностей : хелис, форминг, барбит, кифара. Но принцип игры един для всех, он похож на игру на гитаре. Лиру брали в руки под углом 45 градусов и перебирали струны плектром. Другой рукой глушили ненужные аккорды. Семиструнная лира является классической и символически передает собой гармонию мира. Каждая ее струна является модальной функцией античного лада. Но струн может быть и больше: 11, 12 или даже 18. И хотя о лире часто писали греческие авторы, такие как Виргилий или Боэций, в своих книгах, но инструкций о ее точной настройке не найдены до сих пор.

Лира, конечно же, упоминается в мифах. По преданию, ее создал Гермес, бог торговли, из панциря черепахи, семи струн и двух тростниковых трубочек. За этот инструмент он получил от Аполлона свой знаменитый крылатый жезл, с двумя змеями в виде ленточек, власть над животными, дар провидца и пятьдесят коров.

Этого древнегреческого бога часто представляют в венке из лавра и с золотой лирой в руках. Когда он начинал играть на ней, то из леса выходили даже дикие звери, чтобы послушать эти прекрасные звуки. Когда-то Марсий, игравший на флейте, вызвал Аполлона на дуэль. Но далеко было пастуху до златовласого бога, и он проиграл состязание. За дерзость смертного, Аполлон повесил его на дерево и содрал с него кожу.

В Беларуси и Украине была своя разновидность лиры, называвшаяся «рыле» или Харди-гарди. Это был небольшой ящик с тремя натянутыми внутри струнами различной настройки. Сбоку было от 8 до11 клавиш для изменения высоты средней струны и рукоятка. Вместе с ручкой вращалось и специальное колесико, извлекавшее из струн звуки.

Страны, входящие в Европейский союз, в настоящее время имеют одну общую валюту под названием евро. Однако до появления этого денежного знака каждое государство использовало свою национальную валюту. В каждой стране она имела название и особенности.

Многие могут задаваться вопросами о том, какие именно деньги были в обращении в той или иной стране до общеевропейской валюты. Например, людей, неравнодушных к Риму, может интересовать вопрос о том, какой была валюта Италии до введения евро. Окунемся в историю.

Историческая валюта Италии

До появления официальной европейской валюты в Италии долгое время пользовались совершенно другими деньгами, которые назывались лирами. Первое упоминание об этой валюте появилось в конце VIII века. Однако тогда это понятие использовалось просто как обозначение счетных единиц, монеты с таким названием не чеканились.

Итальянская лира: история появления

Валюта Италии лира считается старейшей денежной единицей Европы. Она обязана своим появлением реформе императора Карла Великого, которую он провел в 780-790 гг. Ее итогом стала замена римских золотых солидов на серебряные динарии и введение на всей территории империи Каролингов серебряного монометаллизма. Единственной чеканной монетой стал каролингский динарий, содержащий чистое серебро весом около 1,67 г. Солид теперь стал равняться 12 динариям, а одну лиру составляли 20 солидов.

Почему именно лиру? Потому что само это слово возникло от латинского libra – фунт, который равняется примерно 410 г. Несложно посчитать, что серебра в 240 динариях (сколько их было в 1 лире) как раз примерно столько же.

И хотя физическими деньгами лиры не стали в результате этих преобразований, в повседневной жизни данное название использовалось практически всегда. Например, сумму в 2429 динариев в обиходе проговорили бы следующим образом: 10 лир, 2 солида и 5 динариев.

Становление лиры как реальной валюты

На протяжении 100 лет после реформы Карла Великого монета, которую он ввел в обращение, никак не изменялась. Однако потом серебряный динарий начинает терять в весе, в связи с чем обесценивается и лира. Позже на многих территориях Каролингской империи начинают появляться свои новые монеты разного веса, и у лиры каждого региона оказывается своя ценность, отличающаяся от изначальной стоимости.

Когда наступил XVIII век, в городах страны в обращении находилось очень большое разнообразие монет, и однозначный ответ на вопрос о том, какая валюта в Италии, дать было сложно. Например, в Милане пользовались 29 видами серебряных монет и 22 видами золотых. Благодаря начавшемуся стихийно в этот период процессу унификации денег, на сцену, наконец, выходит лира.

Эта валюта много где существовала как символическая единица и объединяла при этом разные денежные системы. И вот у нее появилась возможность стать реальной унифицированной валютой, на создание которой во многих итальянских государствах направляются реформы 18 столетия.

Окончательно валюта Италии под названием лира вошла в обиход после объединения королевства Савойской династией. Чеканка единой итальянской лиры, в которой содержание чистого серебра составляло 4,5 г, была начата в 1861 году.

Лира и чентезимо

Новая единая валюта Италии обязана своим введением в обращение закону, подписанному в августе 1862 года, 24 числа. Монетные дворы чеканили монеты с 5, 1, 2 лирами из серебра, а 20 и 10 лир – из золота.

Была также создана разменная монета под названием чентезимо, которая составляла 1/100 часть от лиры. Эти монеты номиналом в 2, 5 и 1 единиц изготавливались из меди, 50 единиц – из серебра. Немного позже появились чентезимо в 10 единиц (из меди) и 20 единиц (сначала из серебра, затем из медно-никелевого сплава), а также 5 лир из золота.

Разные чеканки итальянской лиры

За свои долгие годы существования бывшая валюта Италии несколько раз обесценивалась, и в основном это происходило во время войн.

После окончания Первой мировой войны стоимость денежных единиц Италии упала. Чеканка монет с 2 и 1 лирами, а также 50 чентезимо производилась из никеля. В годы после Второй мировой войны мелкие лиры стали делаться из нержавеющей стали, а более крупные (20, 5 и 10) – из серебра. В этот период совсем прекращается выпуск разменной монеты чентезимо, так как произошла сильная инфляция. Также было принято решение о том, что банкноты должны выпускаться с номиналом не менее 1000 лир.

В 1951 году происходит замена всех монет на новые, размер которых стал меньше. Номиналы в 2, 10, 5, и 1 лир делаются из алюминия. Немного позже вводятся монеты 100 и 50 лир, выполненные из нержавеющей стали, 20 лир из сплава алюминия и бронзы, 500 лир из серебра. В начале 80-х гг. ХХ века в Италии появляются первые биметаллические монеты достоинством в 500 лир.

Новые лиры

В марте 1979 года страна присоединилась к Европейской валютной системе. После этого в 1986 году валюта Италии была подвержена деноминации, и одна новая лира обменивалась на 1000 старых.

Монеты в ходу остались, вот только наименьший номинал из них стал составлять 5 лир, а наибольший – 1000 лир. В торговле, правда, они уже почти не применялись, и пользовались популярностью только среди нумизматов и коллекционеров. При этом банкноты в обращении были с большими номиналами: от 1000 до 500 000 лир.

Внешний вид старой итальянской валюты

Валюта Италии до введения евро считалась очень красивой. Это были бумажные деньги, на которых изображались различные великие люди этой страны.

Например, на банкноте в 1000 лир красовалась итальянский философ, педагог и ученый Мария Монтессори, а на 5000 купюре был изображен композитор из Италии Винченцо Беллини. Банкноты с самыми крупными номиналами украшают портреты известнейших мастеров искусства. Джованни Лоренцо Бернини можно увидеть на купюре в 50000 лир, Микеланджело – на купюре в 100000 лир, а на 500000 лир расположилось изображение Рафаэля Санти.

Современная валюта Италии

В начале 2002 года валюта Италии начала меняться коренным образом. Произошло это потому, что в обращении появилась совершенно новая денежная единица – евро.

Итальянские евро мало чем отличаются от такой же валюты других европейских стран. Но все-таки свои особенности у них есть. Во-первых, банкноты имеют свою уникальную серию, по которой можно сразу определить, что они были выпущены именно в Италии. Во-вторых, реверс железных евро напрямую указывает на страну, которой они принадлежат, с помощью символических изображений. Например, на итальянской монете в 1 евро сзади изображен «Гармоничный человек» – рисунок знаменитого Леонардо да Винчи.

До марта 2003 года на вопрос о том, какая валюта в Италии, можно было рассказывать как про лиру, так и про евро, потому что они использовались параллельно на всей территории страны. Затем лиры полностью изъяли из оборота, и в течение еще 10 лет их можно было только обменять на евро.

Поэтому сейчас любому человеку, собирающемуся на Апеннинский полуостров, не надо задумываться о том, какую валюту брать в Италию. Если в кошельке у туриста будут лежать евро, то у него не возникнет никаких проблем с оплатой товаров и услуг в этой стране.

Итак, в интернете очень мало нормальной информации по лире, а потому буду выражаться сухим языком известной всем библиотеке - Википедии...

Лира - струнный музыкальный инструмент в виде изогнутой рамы с натянутыми изнутри струнами различной настройки, хорошо известный в классической античности и позднее. Древнейшие образцы были раскопаны экспедицией Л. Вулли в Уре. Является символом и атрибутом поэтов, эмблемой военных оркестров.

В Древней Греции декламация сопровождалась игрой на лире. На лире классической античности обычно играли, перебирая струны плектром, подобно игре на гитаре или цитре, а не щипая струны, подобно игре на арфе. Пальцами свободной руки приглушали струны, ненужные для данного аккорда.

На Украине и в Белоруссии лира является старинным струнным народным инструментом (XVII вв.) с крупным удлинённым корпусом, иначе называемым «рыле». В Европе этот инструмент известен как Харди-гарди . Над корпусом натянуты три струны различной настройки, помещённые в особый ящичек. Сбоку ящичка прикреплена небольшая клавиатура с 8-11 клавишами. Играющий левой рукой нажимает клавиши, а правой вертит рукоятку, приводящую в движение специальное колёсико, обтянутое волосом, кожей и натёртое канифолью. Колесико трётся об струны и заставляет их звучать. Средняя струна изменяет свою высоту от нажима клавиш и служит для исполнения мелодий. Крайние струны во время игры не изменяют своей высоты. Звук лиры сильный, резкий, несколько гнусавого оттенка.

Согласно греческому мифу, первую лиру изобрел младенец Гермес. Он взял пустой панцирь черепахи, приладил к нему по обе стороны коровьи рога и поперечную перекладину, и натянул три струны. Авантюрное продолжение этого мифа повествует о том, как Гермес умыкнул стадо, пасомое Аполлоном, и затем выменял это стадо на свое изобретение, лиру, к которой Аполлон добавил четвертую струну. Этот миф пересказывается даже в "Скрипичной школе" Леопольда Моцарта, изданной в 1756 году!
Позднее на лире было, как правило, семь струн, и выглядела она вот так (слева - реконструкция остатков инструмента, найденного при раскопках в Аттике; экспонат из Британского музея; справа - юный Аполлон с лирой; килик из Дельф):

На Крите лира была известна уже около 1400 года до н.э. (изображение на фреске в гробнице Св. Троицы), но сам инструмент, по-видимому, еще древнее.
Согласно преданиям, на лире играли легендарные греческие музыканты божественного или полубожественного происхождения: Орфей (которому, якобы, лиру вручил сам Аполлон) и Амфион, созидавший стены Фив под звуки лиры. Те же предания, отозвавшиеся в древних музыкальных трактатах, донесли до нас даже строй так называемой орфеевой лиры - в современных понятиях это ноты "ми, си, ля, ми", взятые от первой октавы вниз.
Впрочем, Орфей и Аполлон далеко не всегда изображались играющими именно на лире, но в этот раз мы обратим внимание только на нее.
Слева - смерть Орфея, который, видимо, пытается спасти от разъяренных вакханок свою лиру, подставляя под удар беззащитную грудь (ваза, Лувр). В центре - Орфей среди фракийцев.
Справа - Аполлон и, вероятно, Орфея, у последнего в руках лира (Аттика, 5 век до н.э.).

На лире играли, либо перебирая и защипывая струны пальцами, либо ударяя по ним или защипывая их костяной пластинкой - плектром (ныне у гитаристов называется медиатором). В последнем случае звук получался более звонким, резонанс - более долгим, а музыкант не рисковал намозолить или разбить в кровь подушечки пальцев. Орфей на центральном изображении играет именно так.
Изображенный на следующей картинке Эрот явно подходит к своему делу профессионально и пользуется именно плектром (лира обычно звучала на свадьбах и прочих веселых и радостных мероприятиях). Плектр, чтобы он не упал в неподходящий момент и не потерялся, прикреплен к лире кожаным ремешком.

Хотя лирой пользовались многие выдающиеся музыканты, увеличивавшие число струн на ней до 9 (Теофраст Пиерийский) и даже до 12 (Меланиппид), в классическую и в эллинистическую эпоху она была в основном "домашним" инструментом, поскольку звук ее не отличался громкостью. На ней обучали начинающих - как на обеих приводимых ниже картинках. На картинке справа на стене висит другой струнный инструмент - форминга.

На лире играли и женщины, поскольку она была не такой тяжелой, как кифара, и не требовала большой физической силы. Причем, в отличие от духового инструмента авлоса, или авла (о нем как-нибудь в другой раз), игра на лире не считалась занятием, непристойным для порядочной женщины, коль скоро с лирой изображались и некоторые Музы.




Top