Лирическая миниатюра. Лирические миниатюры

Лирические миниатюры





Королевство осени

Недавно было лето. Но сейчас об этом можно только вспоминать. Королева осень расстелила мягкий золотистый ковер листьев. Ветер дул и наклонял деревья. Осень шла и забирала дни и отдавала ночи. Алый бисер рябины краснел, а осень снимала и нанизывала на серебряные нити ягоды. Осень шла, постукивая прозрачными каблучками своих туфелек по хрустальным корочкам замерзших лужиц.


Осень

Осень - это золотая птица. Махнет правым крылом - солнышко выглянет. Махнет левым крылом - похолодает. Полетит золотая птица провожать птичек в теплые края. Села золотая птица на иву, взмахнула своим золотым опереньем, и ива стала волшебная, красивая и яркая. Носится золотая птица, нагоняет тучи, а за ней ветер. Ветер сбивает листья, и они, обессиленные, падают на землю.




Осень

Живут на свете четыре сестрицы: Зима, Весна, Лето и Осень. Все они добрые и красивые, а вот по характеру отличаются друг от друга.

Сестра Осень самая непостоянная. То она радостная, веселая, то грустная, унылая.

Я люблю солнечную Осень. Голубое небо высоко-высоко. На земле лежит бархатная шубка из листьев. Деревья очаровательны. Липа любит одеваться в костюмы лимонного цвета. Береза наряжается в чудесное золотистое платье. Красные, желтые, зеленые листья клена так и притягивают к себе.

Дождливые дни мне не нравятся. У Осени портится настроение. Она надевает серые одежды и о чем-то плачет. Может быть, грустит о том, что скоро придет ее сестрица Зима, а о ней забудут.

Музыкальная зарисовка. П.И. Чайковский «На тройке»

Мы собираемся кататься. Я очень рад, я веселюсь. Вот поехали! Бубенцы звенят, играют! Тройка резвая галопом побежала за ворота. Ветер задорный гонит снег в лицо, мы едем, точно порхаем. Снег блестит. Он серебристый, но от солнца есть снег красный, желтый, а в тенечке - голубой. Снег искрится, от этого устают глаза, но все равно они распахнуты, смотрят вокруг: поля, луга… Тройка весело несется, наезжает на сугробы, скачет по мосту через речку, льдом покрывшуюся давно.

А морозный запах бьет в нос - он свежий, ароматный, обжигает грудь мне! Как здорово прокатились!



Вид из окна, когда у меня хорошее настроение

Скоро прогулка. Все самостоятельные сделаны, поэтому меня заберут рано. На улице вывалил снег. Снег мокрый, можно будет поиграть в снежки. На улице довольно тепло, всего лишь 0 градусов. Около дороги припарковалась какая-то новая интересная машина. На улице царит суета, как перед праздником: кто-то куда-то спешит. Нет яркого солнца, и поэтому больше не придется жмурить глаза. Деревья, припорошенные снегом, напомнили мне про лес, растущий около дачи: тихое перешептывание деревьев и мягкий запах сосны. Я посмотрел в другое окно и увидел наш спокойный, степенный школьный двор, всё на дворе как будто было в ожидании прогулки.


Вид из окна, когда у меня плохое настроение

Я выглянул на улицу. Там суетливо, как муравьи, бегали туда и сюда прохожие. Так надоела их бесконечная суета, что трещит голова, да еще и солнца нет - сразу же хмурое настроение. Если будет продолжаться потепление, то вообще утонешь в грязи. В общем, все казалось противным: вороны, роющиеся в помойке, эта тупая неоправданная тишина, безжизненность и неподвижность школьного двора.

Письма…Эти исписанные листки бумаги в конвертах… Их можно читать и перечитывать, над ними можно смеяться и плакать, их можно скомкать и отдать идущему навстречу ветру, их можно сунуть в томик Чехова и забыть…
А можно просто прижать к сердцу, и тогда в этом безумном мире станет теплее и светлее…
И жёлтый фон на картине художницы-осени не покажется больше цветом уныния, а хмурое серое небо разгладит морщины и скорчит что-то наподобие улыбки…
И капля воды, стекающая по окну, будет не слезой безнадёжности, а всего лишь дождинкой, прилетевшей сверху…
Это я о твоих письмах…
Между нами триста километров. Много это или мало? Это ничто, пока ты мне пишешь такие письма!
сентябрь 1999

Когда наступает время и над городом сгущаются ранние зимние сумерки, приходит Разлука…
И цокот её каблуков совпадает со стуком колёс поезда, увозящего от тебя любимого человека… И ты уже не можешь согреть своим дыханием даже себя: пальцы рук сводит от холода, горло – от слёз.
Медленно темнеет пустое небо.
Бездушно нависают над тобой дома.
Холодным светом горят фонари.
Куда-то идут люди. Но что с того? Ведь ты знаешь, что сейчас и здесь ты ОДНА…
28.01.2000

Белое с жёлтым – странное сочетание, не правда ли?
Когда падает мокрый белый снег на озябшие пожелтевшие листья, иногда кажется, что это безнадёжность покрывает твои мечты до следующих вспышек надежды – до следующей весны. Кажется, что всё пропало и ждать нечего…
Этот человек далёк не в расстоянии – он далёк так… Неизмеримо далёк, потому что я для него случайная прохожая, он же для меня…
И хочется ворваться вихрем в его жизнь, растопить этот холодный белый снег и закружить листья в радостном хороводе. Именно так. Иначе не стоит и врываться!..
сентябрь 1999

Я боюсь нелюбви, но зачем мне любовь?
Она не спасёт от однообразия повседневности, не уведёт в заоблачные дали, не перевернёт мир, не бросит слишком ярких красок на палитру жизни и не склеит осколки розовых очков…
Мир содрогнулся: вчера во мне родился циник… Родился, нахмурил брови и вопросил: « А смысл?»
И вправду: где смысл?
в чём смысл?
чего смысл?
зачем смысл?
а смысл смысла?

В конце концов всё просто:
радуга – не более, чем семь разноцветных полосок
море – это просто большой объём солёной воды
звёзды –это горячая плазма
глаза – да почитайте вы в самом деле анатомию глаза!
дружба – завуалированная форма использования человека человеком
а любовь – это всего лишь ненависть циника к самому себе…

Я боюсь любви, но зачем мне НЕлюбовь?!.
04.11.2001

Зачем мне свобода, если у меня была любовь?
Зачем мне опыт о мире, если у меня был сам мир?
Зачем мне я, если у меня был Ты?
Зачем ты позволил любви раствориться в этой мелочности наших с тобой сознаний? Зачем ты позволил пустоте занять её место? Она теперь забивает время и пространство, сворачивает в жгут мою душу, насилует меня… эта пустота…
Мы с тобой играли в шахматы на красно-чёрной доске моей любви-боли, и ты ставил мне шах за шахом, забирая все мои фигуры… По крайней мере, тогда всё было настоящим. Тогда всё было осязаемым, как солоноватый привкус крови на обкусанных губах, как соль слезы, разъедающая нежную кожу на щеке…
Помнишь, уезжая, ты сказал мне: «Смотри на Марс…»? Где теперь эта маленькая красная планета? Почему же ты позволил ей закатиться за горизонт?

Так скажи же мне, что не любишь меня – пусть эта пустота будет обоюдна… Тогда я буду отомщена…
8.07.2002

Терновая Аня

лирические миниатюры

Скачать:

Предварительный просмотр:

Волшебница – зима.

Зима - самое волшебное, самое красивое, удивительное время года.

Многие писатели находили вдохновение в этом времени года. Хотя очень часто зиму представляли злой и бесчувственной из-за вьюг. Но совсем другим становится наше представление о ней солнечным новогодним днём, когда нет ветра и есть только падающий большими хлопьями снег и мягкий морозец. В такие дни хочется выйти погулять, прийти в самый дальний и безлюдный уголок парка, лечь на снег и сделать «бабочку».

В моменты такого безмятежного счастья мы видим всю волшебность зимы. Ведь недаром люди говорят: «волшебница – зима». Даже обычный иней превращает чёрные и безжизненные деревья в прекрасные, белые и волшебные. Я уже молчу про чудеса, которые творит «добрый дедушка-мороз». Ведь окна, которых он коснулся, поражают воображение красотой и тонкостью узора. А ёлочки! Какие красивые ёлочки в снегу, словно в белых шапочках! Не менее прекрасна зеркальная гладь реки, скованной льдом. Даже снег прекрасен! Особенно, когда наступает солнечный день. Снег искрится и сверкает до боли в глазах и чуда в душе!

Но бывают и не столь частые, сколько прекрасные явления. Например, в Хабаровске я видела, как мороз и вода превратили простую старую решётку на окне в чудесное ледяное чудо!

Воистину, «волшебница – зима»!

Терновая Аня, 6 класс А. 2010 г.


Предварительный просмотр:

Прощаемся с ласковой осенью, мечтаем, чтобы она подольше не покидала нас, вслушиваемся в шёпот листьев… О чём шепчут листья?

Вот что услышали ученики 5 А класса школы №5:

Листья желтеют. Деревья опустошаются, а листья улетают по ветру. Это так красиво. Стоишь в парке или даже просто смотришь через окошко и видишь, как ветер срывает листья с веток деревьев, подхватывает один лист за другим и уносит их далеко-далеко. Особенно приятно, когда вечером выйдешь на улицу, и пройдёшь туда, где тихо, станешь, замрёшь и слушаешь, как листья шуршат, когда их ветер подхватывает! Когда он дунет на них, они как будто говорят: «Прощайте!» И летят своей дорогой. А вот листьям дуба не везёт: они не могут улететь вместе со своими братьями и сёстрами. Дуб крепко держит своих детей и не хочет отпускать их. Но рано или поздно ему придётся это сделать. И вот подул сильный ветер, и листья дуба сорвало, ветер подхватил их, и они нам хором шепнули: «До свидания…»

Мухина Лада.

Мы идём по осеннему парку. Высоко над головой красуются разноцветные кроны деревьев. Подул лёгкий ветерок, и мы услышали ласковый шёпот листьев.

О чём же они шепчутся? Наверное, об ушедшем лете. Вспоминают стайки весёлых птичек, которые щебетали на их ветках, о ватагах озорных ребятишек, которые беззаботно играли в их тени. Наверное, листья шепчутся о том, что приближаются холода и приходится проститься с тёплым солнышком. Вот некоторые из них открываются от веточек и, тихо кружась, ложатся нам под ноги красивым ковриком.

Мне немного грустно.

Долженко Аня.

Подул осенний ветерок, и листья начали шептаться: « Друзья мои, грядёт осенняя пора, нам суждено опасть на землю. Нас соберёт весёлая детвора, чтобы сложить из нас гербарий».

Никитенко Слава.

А вот лирическая миниатюра «Ласковая осень» талантливой Терновой Ани, ученицы 6 А класса:

Самое прекрасное, самое золотое время года – осень. Осень вызывает много эмоций, часто противоречивых. Её красоте посвящено множество произведений. Она, и в правду, очаровательна!

Представьте себе парк или опушку леса. Солнечный день. На земле ковёр из листьев. Солнечный свет струится сквозь обнажённые ветви. Он пронизывает оставшиеся на деревьях листья, играет на паутине. Всё вокруг такое солнечное, игривое и золотистое.

Осенний лес прекрасен! Деревья в своём уборе величественны, как монархи. Когда идёшь по тропинке, листья под ногами шуршат, будто перешёптываясь о чём-то, наверняка, о лете.

Вот пробежал лёгкий озорной ветерок. Он потрепал деревья по листьям, как по волосам, и, кажется, заставил улыбнуться.

Я люблю в такую погоду побродить по парку. Всё вокруг как будто хрустальное. Воздух чистый, а утром, кажется, звенит. Небо голубое и высокое-высокое. В него хочется упасть.

Настроение в такие ясные осенние дни просто сказочное! Но, вместе с тем, появляется тихая грусть. Вспоминаешь лето, каникулы… Появляется лёгкая хандра. Но даже это не может испортить очарование тёплого осеннего дня. Скоро придёт зима и укроет всё белым покрывалом.

Но пока ещё можно собирать золотые и багряные листья, подкидывать их высоко над головой, а потом наслаждаться игрой солнца на жилках…

Вот такая моя ласковая осень!

Валова Н.Л., учитель русского языка и литературы.

Тулкина Т. В., канд. филол.наук

В русской прозе неоднократно проявлялась тенденция к минимализму, причем, под минимализмом следует понимать эстетику малого, «минимума». Одно из частных проявлений этой тенденции - расцвет малой прозы во всем многообразии её форм и вариантов. Особую популярность в современной литературе приобрел жанр прозаической миниатюры и её разновидности. В частности, лирическая миниатюра, являющаяся традиционным жанром для русской литературы. В XIX - нач. XX вв. к нему обращались И. С. Тургенев, И. Бунин, многие писатели серебряного века. В советский период развития русской литературы миниатюра, как и все прочие неканонические формы, надолго исчезает из книг и журналов и вновь появляется лишь в 60-80 гг., становясь неизменно популярной. В этот период выходят в свет многообразные сборники миниатюр: «Бухтины Вологодские» В. Белова, «Камешки на ладони» В. Солоухина, «Крупинки» В. Крупина, «Крохотки» А. Солженицына, «Трава-мурава» Ф. Абрамова, «Мгновения» Ю. Бондарева, «Затеси» В. Астафьева и др. В 90-е появляются миниатюры Г. Сапгира, К. Победина, В. Тучкова, И. Холина и многих других писателей и поэтов.

Виктор Гадаев в 1970-80 гг. в своем творчестве также обращается к малой прозе (эссе, статьи, очерки, миниатюры, литературные портреты, воспоминания), широко представленной в книге с поэтическим названием «В этот мир я пришёл», и в частности к лирической миниатюре , отличающейся лаконичностью повествования, четкостью и отточенностью сюжета, особенной смысловой нагрузкой, которая вкладывается в некоторые слова и детали. Поток сознания, внутренний монолог, условно-ассоциативное мышление свободно сосуществуют в миниатюрах. Все это автор тонко сочетает с обостренным интересом к философско-этическим, так называемым, вечным проблемам, что позволяет достигать в небольших по объему и очень лаконичных произведениях высокой степени художественных обобщений.

Лирическая миниатюра В. Гадаева представляет собой некий сплав воспоминаний и лирико-философских раздумий, ориентированных на какие-либо факты из жизни самого писателя. Они, как правило, лиричны, наполнены субъективным восприятием окружающего мира, отличаются особой искренностью, раскрывают внутренний мир человека, который обладает глубиной мысли, собственным взглядом на жизнь. Это своеобразные лирические медитации в прозе на самые разнообразные темы.

Объективный мир зачастую входит в повествование лишь как повод для переживания или как его своеобразный оттиск, так, например, в миниатюре «Радость» описывается обычный факт - рыбная ловля: «В Рудне, за селом, ловил я плетюхой рыбу. К берегу, заросшему ивняком и осокой, поставлю плетюху и мотаю ногой, шумлю. Выну её из воды, а в ней ничего нет. И это вызывает ощущение пустоты. Зато какой радостью засветится, забурлит душа, когда в плетюхе запрыгает, засеребрится бойкая плотва или затрепыхается красноперый ерш» » . Но этот факт важен для писателя, так как он созвучен с самой жизнью. Рыбная ловля сравнивается с тем, как разворачивается жизненный путь: «Вот так и жизнь. К чему стремишься – не сбывается. О чем мечтаешь – мешают преграды. И волей-неволей ощущаешь пустоту и разочарование. Зато, когда придет удача, весь ты засияешь, радость запрыгает в тебе, как серебристая плотва или красноперый ерш» . Или простая бытовая деревенская сцена - доение коровы: «что-то символическое для меня было в этой сельской картине. Что-то земное - такое знакомое и близкое. А надо мной, над мамой, коровой нависало огромное, сияющее мироздание «… Я ел молоко, как светом лакомился, и чувствовал себя легко» . В миниатюре «Медные колокола» В. Гадаев описывает старинные бубенцы, покрытые пылью колокола, хранящиеся в старом амбаре, которые рождают у автора сложные переживания, так как это свидетели жизни большой семьи, передававшиеся из поколения в поколение «..Эти колокола особенные….Они излучают свет старины, свет истории» . Вообще воспоминания, а в особенности воспоминания о детстве, занимают значительное место в лирической прозе поэта. Лирический герой пытается вспомнить, воскресить смутные образы, чувства, ощущения детской поры. Поводом, толчком для таких воспоминаний может стать знакомый с детства запах, звук, или мимолетное, внезапно повторившееся, особое настроение, или неуловимо знакомое сочетание света и тени, обстановки в доме, или жизненная ситуация, как в миниатюрах «Голос кукушки», «Мастер», «Плачет пигалица», «Ярмарка»: «Ярмарку я видел ещё с пелёнок, на руках у мамы. … Живая, яркая - виделась она мне в детстве, в юности - вошла в меня на всю жизнь. При слове «ярмарка» разноцветная лампа вспыхивает во мне. Такое слово-образ должно быть у поэта обязательно» . Таким образом сказывается отчетливо выраженное личностное, субъективное начало, субъект повествования является композиционным центром произведения, общая установка таких миниатюр - на выражение субъективного впечатления, переживания.

Во многих зарисовках у писателя возникают размышления о своей стране, народе, русской земле («Русские народные песни», «На Николу», «Чувство народа», «Идут мокшанки», «Шумит базар», «На Родине» и др.). Так, знакомые звуки русской песни вызывают у него глубокие раздумья об односельчанах: «…Что за прелесть наши русские народные песни!.. Ведь это душа народа. А душа - бессмертна» . И он стремится передать субъективное восприятие мира через простые, всем знакомые предметы и явления, заставить вглядеться в них, по-новому осознать окружающий мир. Интересны миниатюры, в которых В. Гадаев делится своими впечатлениями о тех или иных произведениях искусства. Комедия Данте, например, впечатляюще воздействует на писателя, она словно открывает ему совершенно иной мир, до боли знакомый, но в то же время новый: «она излучала утро. Неимоверно расширились мои горизонты. Сельский мир мой, ограниченный домом, палисадником, Рудней за бугром и деревушкой, синей полосой леса на горизонте, вырос, расширился до громадного мирозданья. И мысли мои приподнялись над землей, стали просторнее, шире. И сам я стал капелькой мирозданья, подернутого золотой дымкой» .

Отдельные миниатюры представляют собой философские размышления о жизни, о себе, о родине. Писатель в своих ранних миниатюрах делает попытку очертить свою гражданскую позицию, свой жизненный путь. Идеи, проводимые в произведениях, весьма значимы. В миниатюре «В этот мир я пришел» он пытается найти ответ на вопросы «Что ждёт меня? Что мне нужно в этом мире? Что я должен делать в этом мире?» . Жизнь еще только начинается, но автор твердо уверен, что «Жизнь в этом мире - не только цветы, улыбки и любовь. Это еще и грязь, слезы, ненависть, переживания и страдания. Сколько разных людей я встречал и сколько еще встречу. Я не знаю, какие события потрясут меня. Но я знаю несомненно одно, что человек приходит в этот мир делать добро» .

Несомненно, миниатюрам В. Гадаева свойственна глубокая лиричность, философичность и автобиографичность. Факт из жизни становится для писателя отправной точкой того или иного произведения. В его произведениях личное, струящееся из интимных глубин души, широко разливается в запоминающиеся строки. Он зорко подмечает и верно передаёт порой даже еле уловимые грани характера современника, замысловатые перипетии бытия. Завораживает в них реальность событий, жизненная правда, изображение истинных чувств и мыслей писателя и людей, его окружавших. На какую бы тему, и в какой бы манере В. Гадаев ни писал, в его произведениях никогда не увидишь лжи, лукавства, фальши.

Таким образом, в лирических миниатюрах В. Гадаева, в зависимости от конкретной художественной задачи субъект повествования по-разному организует пространственно-временной мир произведения. Основным стилевым приемом становится выявление нового субъекта повествования, который вносит иную атмосферу, идею, представления. Взаимодействие двух художественных миров на одном текстовом пространстве не только определяет творческую индивидуальность писателя, но и способствует выражению авторской идеи.

Литература.

1.Гадаев, В. В этот мир я пришел: Миниатюры. Эссе. Лит. портр. Воспоминания. Статьи. / В. Гадаев. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2000. – 304 с.

МИНИАТЮ́РА - (от итал. ) - небольшое прозаическое, стихотворное или драматическое (скетч, интермедия) произведение строго законченной формы. Термин широко употребляется в живописи и музыке. В русской прозе миниатюры часто носят название "картинок", "зарисовок", "набросков", "заметок", "записей" и т.п. Вот одна из многочисленных лирических заметок, вошедшая в книгу миниатюр В.А. Солоухина "Камешки на ладони": "Существует много попыток определять поэзию. Наверно, ее определяет еще и то, что нельзя пересказать словами стихотворение, строфу или строку, не затратив на пересказ гораздо больше слов, чем содержится в стихотворении, строфе, строке". Стихотворные миниатюры, являющиеся труднейшей формой лирики, доступной только подлинным мастерам, встречаются у многих русских поэтов. Примеры лирической миниатюры:

Из полутемной залы, вдруг, Ты выскользнула в легкой шали - Мы никому не помешали, Мы не будили спящих слуг... (О.Э. Мандельштам) Неслыханный голос в молчанье живет - о радости зов! Безмолвное древо в сознанье растет на кладбище слов. Незримого мира невидимый пост огнем утвержден. Всеобщее благо встает во весь рост - и счастлив закон! (Э.В. Балашов)

К поэтическим миниатюрам относятся философские четверостишия Омара Хайяма, японские танки, русские частушки.




Top