Листопадничек. Осенняя сказка "Листопадничек" И.С

Сказка «Листопадничек» Соколова-Микитова рассказывает об удивительно храбром зайчонке, который отважился покинуть родную норку и пережил немало приключений. Часто чтение этой поучительной и интересной сказки задают на дом школьникам 1-4 классов. Основная мысль рассказа состоит в том, что не стоит покидать родной дом - нигде не бывает лучше, чем под собственной крышей.

Первый пункт плана - знакомство

Прежде чем составить план пересказа «Листопадничка», необходимо рассмотреть краткое содержание этой доброй сказки. Ведь не зная сюжета, невозможно составить и план. Действие начинается в осеннем лесу. У зайчихи рождаются трое маленьких зайчат. Так как они появились на свет осенью, охотники называют их листопадничками. Очень красиво в рассказе Соколова-Микитова «Листопадничек» описывается лес. Поздней осенью там стало темно, глухо. Листопадничек говорит матери, что хотел бы научиться летать, как это делают журавли. Но старая зайчиха отвечает, что ему не стоит мечтать об этом. Ведь они не умеют летать. Эта сцена соответствует первому пункту в плане. Его можно озаглавить «Появление зайчат на свет».

Зима пришла в лес

В плане пересказа «Листопадничка» по желанию можно упоминать и некоторые подробности. Однако стоит помнить о том, что тезисы плана должны быть краткими. Они должны емко выражать основные события сказки. Другими словами, план должен опираться на сюжет произведения. "Листопадничек" Соколов-Микитов писал, конечно же, не по плану. Однако рассказ очень структурирован.

Следующая часть продолжает описание леса. Крикливые журавли покинули родные просторы, заснули ежи и медведи. Листопадничкам стало совсем скучно. Они стали бояться, что замерзнут холодной зимой. Но старая зайчиха строго говорит им, что они замерзнуть никак не могут. Ведь у них скоро появится теплая шерстка. На этом зайчата успокоились. Только один Листопадничек никак не мог удовлетвориться этим ответом. Он говорит своим братьям, что побежит за журавлями и покидает родной дом. Эта часть рассказа может соответствовать пункту плана пересказа «Листопадничка» «Наступление зимы».

Встреча с бобрами

Пробежав некоторое время по глухому лесу, Листопадничек встречает бобров, которые строят хатку. Стало холодно, и зайчонок попросился к ним. Бобры спросили у него, умеет ли он нырять и плавать. Зайчонок отвечает, что нет, однако он скоро научится. «Хорошо, - отвечают бобры. - Тогда можешь прыгать в хатку, она почти готова».

Не успел Листопадничек освоится, как работящие бобры достроили хатку, поставив крышу. Вернувшись домой, бобры спрашивают, как себя чувствует зайчонок. Он отвечает, что хотел бы вернуться домой. "Листопадничек" Соколова-Микитова описывает также характер трудолюбивых и гостеприимных бобров.

Но зайчонок не будет чувствовать себя у них так же уютно, как в своей норке. Бобры говорят, что он может выйти, только если умеет плавать, ведь выход из хатки имеется только под водой. Листопадничек отвечает, что вода для него слишком холодная, и что лучше ему остаться. Бобры говорят, что не против - он может пожить у них и послужить в качестве няньки для бобрят. Весь день зайчонок таскает бобрятам ивовые ветки. Вечером бобры предлагают ему тоже поесть веток, но Листопадничку они не по вкусу. По сравнению с домашней кашей из репки они кажутся ему горькими. Этот пункт плана пересказа «Листопадничка» можно озаглавить «Листопадничек и бобры».

Заключительные пункты

На следующий день Листопадничек побежал в кладовую, а у входа в хатку сидел страшный зверь - разбойница-выдра. Бобры пришли на помощь, и прогнали ее. За всю зиму Листопадничек натерпелся немало страху. Ведь постоянно к хатке подходили страшные животные. Этот пункт можно озаглавить «Опасность».

Как-то раз случилась беда - выдра повредила нору, и вода начала подниматься. Зайчонок не мог плавать, и бобер понес его на хвосте. Когда он нырнул под воду, пришлось Листопадничку плыть до берега самостоятельно. Сказка «Листопадничек» заканчивается хорошо. Добравшись до берега, он побежал домой к матери и братьям, которые в то время спали. На весь лес прослыл Листопадничек самым храбрым зайчонком. Завершить план можно пунктом «Возвращение домой».

Альтернативный план

План пересказа «Листопадничка» может быть кратким или подробным. Мы рассмотрели подробно все части рассказа и дали им краткие названия. Но план можно сделать и более развернутым:

  1. Знакомство с главными героями, а также описание поздней осени в лесу.
  2. Уход из родной норки, знакомство с бобрами.
  3. Жизнь Листопадничка в хатке бобров.
  4. Столкновения с опасными животными.
  5. Наводнение.
  6. Возвращение домой.

Каким был Листопадничек? Характер главного героя

Зайчонок показан очень смелым. Ведь, несмотря на свой страх, он покидает родной дом. А затем он оказывается способным доплыть до берега. На ошибках главного героя можно и поучиться. Ведь он ослушался наставлений своей мудрой матери-зайчихи. «Листопадничек» Соколов-Микитов сделал не только добрым рассказом, но и поучительным. Нигде не будет так же хорошо и уютно, как под крышей родного дома. Это и предстояло понять главному герою.

Рассказ "Листопадничек" Соколов-Микитов написал в 1955 году. Но он будет интересен детям и сегодня. Чтение сказки поможет ребенку не только усвоить основную мысль, которую пытался донести автор произведения, но и задуматься над другими вопросами, касающимися жизни животных. Например, малышу можно задать несколько вопросов по сказке. Каким образом животные готовятся к холодному времени года? Как человек может помочь птицам пережить зиму? Почему некоторые птицы зимой улетают в теплые края? Кто еще, кроме журавлей, в холодное время года покидает родные просторы? Этот короткий и легкий рассказ поможет ребенку расширить кругозор, а также пополнить свои знания об окружающем мире.

Конспект урока литературного чтения

в 3 классе

Тема: Иван Сергеевич Соколов- Микитов «Листопадничек»

Цели : п ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И. С. Соколова-Микитова, произведением «Листопадничек»; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать связную речь, мышление, творческую активность; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты : учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.

Оборудование : выставка книг и портрет И. Соколова-Микитова; презентация; раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I . Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок

- Дорогие ребята, приветствую вас! Начинаем урок литературного чтения.

Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём.

Урок чтения начнем.

II . Мотивация к учебной деятельности.

1. Беседа.

- О чём мы сегодня будем говорить и читать?

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

- Давайте вспомним, что происходит в лесу осенью? Назовите признаки наступления осени. (Листья желтеют и опадают; становится холодно; температура воздуха понижается; птицы улетают на юг; звери готовятся к зиме).

- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать листья? (Листопад )

Как вы думаете от какого слова образовалось слово листопад? (Лист.) Образуйте новые слова от слова «лист». (Листик, листочек, лиственный, листва)

- Как вы думаете, почему листья опадают с деревьев? (Высказывания детей)

- Какие изменения происходят в жизни животных осенью? Как они готовятся к зиме? (Линяют, запасают корм, рождают детёнышей)

- Догадайтесь, почему я расположила этих животных группами?

Игра « Кто как готовится к зиме? »

1. Белка, бобр, мыши;

2. Медведь, ёж, барсук;

3. Лиса, волк, заяц.

(I группа: животные, которые запасают себе на зиму корм;

II группа: животные ложатся в спячку;

III группа: животные не запасают корм, не ложатся в спячку).

- У какого из названных животных детёныши появляются осенью? (Учащиеся высказывают мнения).

Проблемный вопрос:

Как называют зайцев, родившихся осенью? (Дети высказывают предположения.)

У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой

Три листопадничка лежат .

(Зайцев называют листопадничками.)

Почему их так называют? (Потому что они родились осенью, когда с деревьев падают листья.)

Ребята, зайчиха может приносить приплод три раза в год. Как же называют зайчат каждого выводка? Зайчата первого выводка – «настовики», так как они появляются, когда на снегу есть наст (наст на снегу - заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели), летние зайчата – «колосовики» или «травники», а осенние – «листопадники».

А что вы можете рассказать о зайцах?

Какие фразеологизмы и пословицы о зайцах вам известны?

(Подстреленный заяц недалеко бежит. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Убить двух зайцев одним выстрелом. Пуганый заяц и пенька боится. Заяц от лисицы, лягушка от зайца бежит. Заяц самого себя боится. Вор что заяц: и тени своей боится. Родной куст и зайцу дорог.)

2. Речевая разминка

- Листопаднички приготовили нам разминку.

Как известно, бобры добры. Добротою бобры полны.

Если хочешь себе добра, надо просто позвать бобра.

Если ты без бобра добр, значит сам ты в душе бобр.

- Прочитайте медленно.

- Прочитайте с вопросительной интонацией (с утвердительной, с сердитой, с веселой, с ускорением, очень быстро).

- Что вы знаете о бобрах? Расскажите. (Сообщения детей.)

III . Целеполагание.

Сегодня мы познакомимся с новым писателем раздела «Люби живое », певцом русской природы И.С. Соколовым – Микитовым и его произведением.

Что вы интересного узнали о творчестве этого писателя при подготовке домашнего задания? (Выставка книг)

И.С. Соколов-Микитов (1892-1975)

- Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

- Особую роль в становлении будущего писателя сыграл отец - Сергей Никитьевич.

- От матери - Марии Ивановны, которая знала неисчерпаемое множество сказок и поговорок, и каждое слово которой было к месту, унаследовал он любовь к родному языку, к образной народной речи.

- В молодые годы работал Иван Сергеевич в газете, плавал простым матросом на кораблях в разные страны.

- В I мировую войну ушёл добровольцем на фронт, служил санитаром, поднимался в небо на первом русском бомбардировщике эскадрильи « Илья Муромец ».

- Участвовал в полярных экспедициях по освоению Северного морского пути. Много путешествовал: побывал на Кавказе и за Полярным кругом, на земле Франца-Иосифа, у рыбаков и нефтяников Каспия, на Тянь-Шане.

- Из очередных поездок Соколов-Микитов привозил новые рассказы и очерки, в которых была жизнь, увиденная и рассказанная очевидцем и участником событий.

- Писатель был хорошим знатоком всех видов русской охоты: и на медведя в берлоге, и на волков с флажками, и на пушного зверя с лайкой, и на зайца с гончими. Главной добычей после каждой охоты были вышедшие из-под пера писателя книги – очень правдивые, дышащие теплом любви к родной земле, природе, сочувствием к нашим меньшим братьям.

- Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.

- С детьми в деревне он издавал газету, которая называлась «Заячья газета». Здесь они учились писать друг у друга.

- В последние годы жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение, но он не сдался- наговаривал свои произведения на диктофон.

- Умер писатель в возрасте 83 года. В 1975 году.

Вопросы – предположения

- Прочитайте название рассказа, который мы будем читать. ( « Листопадничек ».)

- Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите, о ком или о чем этот рассказ. (Дети высказывают предположения)

- Как вы думаете, что могло произойти осенью с этими героями?

- Назовите тему урока.

- Определите задачи урока.

Мы познакомимся…

Мы научимся…

Мы будем учиться…

IV . Изучение нового материала

1. Словарная работа. Работа с толковым словарем

- Чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов.

Хоровое чтение и толкование незнакомых слов:

    долговязый – высокий, худощавый, нескладный;

    обглоданные – объеденный;

    робеть -пугаться, стесняться, бояться;

    озяб – замёрз, продрог;

    ходко работают - работают быстро;

    настлано –настелено;

    плотина – сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды;

    запрудили – перегородили реку плотиной;

    хатка – название небольшого дома на Украине;

    кладовая – помещение для хранения товаров, припасов, материалов;

    штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства;

    р осома́ха - хищное млекопитающее семейства куньих;

    в ыдра - вид хищных млекопитающих семейства куньих, ведущее полуводный образ жизни.

2. Чтение произведения И.С. Соколова-Мнкитова (Читают учитель и учащиеся.)

1 часть – чтение по 1 абзацу.

- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

Так о чем же эта часть? (О мечте листопадничка.)

Что может произойти с зайчонком дальше?

2 часть – чтение «буксир», выборочное чтение.

- Прочитайте, как улетали журавли. Как вели себя звери?

Чего испугался Листопадничек?

О чем эта часть произведения? (О подготовке животных к зиме.)

О чем может идти речь после данного фрагмента?

3 часть – чтение по ролям (автор, зайчонок, бобр.)

- Кого встретил зайчонок во время путешествия?

- Как мы можем озаглавить 3 часть текста? (Встреча с бобрами.)

- Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре Листопадничка с бобрами. Какие роли мы должны распределить?

4 часть – чтение за диктором . (Дети вполголоса читают за учителем, копируя его интонацию). Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения (“V” - уже знал, «+»- новое, «-»- думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы)

- Почему Листопадничек остался зимовать в хатке бобров?

(Зайчонок в хатке бобров.)

Как вы думаете, понравится ли зайчику в гостях у бобров? Почему?

5 часть – хоровое чтение.

Как же провёл зайчик зиму? Найдите предложения, которые это подтверждают.

- Как мы можем озаглавить 5 часть текста? ( За долгую зиму страху натерпелся.)

Что может произойти с Листопадничком дальше?

6 часть – самостоятельное жужжащее чтение. Взаимные вопросы.

Расскажите, как зайчонок попал на болото.

Что стали говорить о нём в лесу?

Подберите заглавие к этой части. (Наконец-то дома.)

3. Беседа по рассказу «Листопадничек »

- Понравилось ли вам произведение? Чем?

- К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных).

Докажите. (Сказка – произведение волшебного характера, основанного на вымысле. В сказке «Листопадничек» животные разговаривают, события нереальные.)

- Какая эта сказка? (Литературная)

На доске написано несколько названий:

1.Путешествие зайчонка.

2.Храбрый зайчик.

3.Дружба зверей.

– Прочитайте эти названия, выберите из них одно, наиболее подходящее, по вашему мнению, к прочитанной сказке. Объясните, почему именно этот заголовок соответствует его содержанию.

– Кто из вас сможет убедить нас в том, что заголовок сказки, выбранный его автором, является самым подходящим? Почему вы так думаете?

V . Физкультминутка

V I . Продолжение работы по теме урока

Анализ литературного произведения

1. Выборочное чтение с комментарием

    Найдите и прочитайте как Листопадничек ушел из дома.

    Найдите и прочитайте как жилось зайчику у бобров.

    Найдите и прочитайте каких страхов натерпелся Листопадничек за долгую зиму. О чём он вспоминал?

    Найдите и прочитайте как произошла встреча Листопадничка с матерью.

2. Чтение – поиск

- Прочитайте эпизод, который заставил вас переживать; улыбаться.

- А знаете ли вы, что у бобров много врагов, которые часто разрушают их хатку? Назови тех, которые встретились вам во время чтения.

- Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям.

3. Характеристика героев

- Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор.

- мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);

- непослушный (убежал из дома, ослушался маму);

- любознательный (задаёт вопросы бобрам);

- терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);

- добрый (помогал нянчить бобрят);

- заботливый (кормит бобрят);

- смелый (научился плавать);

- любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров).

- Дайте характеристику бобрам:

- трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом пришлёпывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу);

- запасливы е (готовят корм на зиму);

- гостеприимные (приютили зайца);

- заботливые (волнуются за бобрят);

- смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении);

- чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок) .

4. Работа в группах:

1 группа: составляет синквейн о зайчике

(На слайд выносится план работы с синквейном).

1 – существительное;

2 – 2 прилагательных;

3 – 3 глагола;

4 – ключевое предложение из текста;

5 строчка – 1-2 существительных (своё отношение)

Зайчик

Любознательный, трусливый

Заботится, боится, ныряет

Листопадничек познакомился с бобрами.

Листопадничек.

2 группа: работа по карточкам

Вставьте подходящее слово из текста:

    Бежал, бежал (Листопадничек ) по лесу, прибежал к глухой лесной (речке ).

    Остался Листопадничек в бобровой (хатке ).

    Любят (бобры ) чистоту и порядок.

    За долгую зиму большого (страху ) натерпелся зайчонок.

    Обрадовался Листопадничек, прижался к (матери ).

    Крепко-крепко заснул возле матери в родном (гнезде ) Листопадничек.

3 группа: составление плана

План

Мечта Листопадничка.

Подготовка животных к зиме.

Зайчонок в хатке бобров.

Пришлось остаться на зиму.

За долгую зиму страху натерпелся.

Наконец-то дома.

5. Просмотр фрагмента мультфильма

Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про зайчика?Что он хотел сказать своим читателям? ( Только разлука и жизнь в тёмной норе бобра позволили зайчику понять, насколько ему дорого родное болото, заячье гнездо, где ему всегда рады старая мать-зайчиха и братья.)

Как вы думаете, мог бы зайчик по-другому провести зиму?

Я вам предлагаю другой вариант.

Какие ещё приключения могли произойти с зайчонком?

6. Работа с пословицами

- Выберите самые точные пословицы, которые больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор.

    Много спать – дела не знать.

    Дома и стены помогают.

    Всякий кулик своё болото хвалит.

    Чужая сторона – дремучий бор.

    В гостях хорошо, а дома лучше !

    Друзья познаются в беде.

    Сердце матери лучше солнца греет.

Только дома нас всегда ждут, любят, заботятся о нас. Дом – это там, где живут самые родные и близкие нам люди. А в народе говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!»

VII . Рефлексия

- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

- За что вы похвалили бы себя?

- Что вам захотелось сделать после этого урока?

VIII . Итог урока.

- Ребята, с каким новым произведением мы с вами познакомились на этом уроке?

- Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?

- Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чём вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.)

- Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек? (Лягушку-путешественницу). Почему?

Домашнее задание, выставление оценок .

1. Подготовить пересказ сказки от лица Листопадничка или Бобра (по своему желанию).

2. Придумать продолжение этой истории.

3. Проиллюстрируйте понравившийся эпизод сказки.


Конспект урока внеклассного чтения, 2 класс Иван Сергеевич Соколов-Микитов "Листопадничек"

Гусева Ирина Александровна, учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского», г. Евпатория
Описание: конспект урока внеклассного чтения для учащихся 2 класса по теме Иван Сергеевич Соколов-Микитов "Листопадничек".
Задания адаптированы к возрасту учащихся, требования ФГОС, информация позволяет закрепить знания учащихся по прочитанному произведению. Данный материал будет полезен учителям начальных классов.
Цель: обобщить и закрепить знания по произведении. «Листопадничек»

Задачи:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ивана Сергеевича Соколова-Микитова и его произведением “Листопадничек”;
-формировать навыки осмысленного чтения;
-учить умению высказывать свои мысли;
-расширять и активизировать словарный запас;
-развивать речь, мышление, творческую активность;
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
-воспитывать интерес к произведениям о природе.

Оборудование урока: раздаточный материал с домашним заданием, проектор, презентация, выставка книг И. С, Соколова-Микитова, рисунки детей, мультфильм.
Предварительная работа (раздаточный материал предоставляется учащимся за недель до урока)

Задания по сказке И. Соколова–Микитова «Листопадничек»
1. Найдите животных, которые спрятались в слове ЛИСТОПАДНИЧЕК
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Нарисуй главного героя рассказа

3. Подумай над вопросами
– Что понравилось в сказке?
– Каким был заяц в начале сказки, а каким стал в конце?

4. Объясни значение слов
Хатка –________________________________________
Штукатур–________________________________________
Ходко–________________________________________
Кладовая–________________________________________
Охапка–________________________________________
Мигом–________________________________________
Выдра–________________________________________
Волей-неволей–_____________________________________
Отведать –________________________________________
Зябнуть –________________________________________
Робеть –________________________________________
Плотина–________________________________________

5. Придумайте продолжение этой истории. Какие ещё приключения могли бы с зайчиком произойти?


Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

А чтобы урок пошёл каждому впрок -
Активно включайся в работу дружок! На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно
Чтобы все было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.
2. Сообщение темы урока
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, с его произведением “Листопадничек”.
3. Актуализация знаний
а) Знакомство с биографией писателя (слайды 2-5)
(слайд 2)


Русский писатель, натуралист и путешественник. Прожил большую и богатую событиями жизнь.
(слайд 3)


Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 года. Отец Сергей Никитич Соколов - лесник у богатого купца, мать – крестьянка. От матери - Марии Ивановны, которая знала неисчерпаемое множество сказок и поговорок, и каждое слово которой было к месту, унаследовал он любовь к родному языку, к образной народной речи.
Детство он прожил в деревни. В молодые годы служил моряком на торговых пароходах, путешествуя по всему свету. Некоторое время пришлось жить в Англии, т.к. судно на котором плавал Соколов – Микитов было арестовано, затем он перебрался в Германию, но всё время вспоминал о Родине. (слайд 4)


(слайд 5)


Соколов-Микитов писал: «В моих рассказах я не выдумывал героев. Я писал о том, что видел своими глазами и что слышали мои уши». В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон.

б) Работа над произведением «Листопадничек»
(слайд 6)

Загадка
У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой
Три листопадничка лежат
Сегодня мы разберем сказку И.С. Соколова – Микитова «Листопадничек».

– Что понравилось в сказке?
– Зачем автор придумал сказку «Листопадничек»?
(слайд 7)


Разные издания произведения
3. Словарная работа
(слайд 8-9)



Объясни значение слов
Долговязый - высокий, худощавый, нескладный;
Плотина - сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды;
Запрудили - перегородили реку плотиной;
Штукатур - мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.
Ходко - легко и быстро;
Кладовая - помещение для хранения продуктов питания;
Зябнуть - Ощущать холод, мёрзнуть;
Робеть -смущаться, бояться;
Хатка - небольшой дом на Украине.

4. Физминутка
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
5. Анализ произведения - Беседа (слайд 10)


- В какое время года появились зайчата?
- Назовите основных героев произведения. (Мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли)
- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
- О жизни каких ещё животных осенью мы узнаём из этого рассказа?
- Чего испугались «листопаднички»?
- Как их успокоила старая зайчиха?
- Как вы думаете, правильно ли поступил зайчонок, убежав за журавлями в тёплые страны?
6. Обобщение по произведению
а) Характеристика зайчонка (слайд 11)


–Каким был заяц в начале сказки, а каким стал в конце? – (по рисункам учащихся)
(слайд 12)
- мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края) ;
- непослушный (убежал из дома, ослушался маму) ;
- любознательный (задаёт вопросы бобрам) ;
- терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров) ;
- добрый (помогал нянчить бобрят) ;
- заботливый (кормит бобрят) ;
- смелый (научился плавать) ;
- любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров) .
(слайд 13)


б) . Найдите животных, которые спрятались в слове «Листопадничек».
(лиса, слон, осёл, пони, кот, енот, аист, оса, пчела, пёс, ласточки).
7. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА №1
(слайд 14)


1. Составляем синквейн о зайчике. (работа в тетрадях; на слайд выносится план работы с синквейном).
1 – одно существительное;
2 – два прилагательных;
3 – три глагола;
4 – ключевое предложение из текста;
Зайчик
Любознательный, трусливый
Заботится, боится, ныряет
По всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.

(слайд 15)


2. Пословицы:
Выберите самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор.

Много спать – дела не знать.
Дома и стены помогают.
Чужая сторона – дремучий бор.
В гостях хорошо, а дома лучше!
Друзья познаются в беде.

Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чём вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.)
8. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА №2
- Придумать продолжение этой истории. Какие ещё приключения могли бы произойти с зайчонком?
9. Рефлексия (слайд 16)

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Осенью, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три маленьких зайчонка.

Называют охотники осенних зайчат листопадничками. Каждое утро смотрели зайчата, как разгуливают журавли по зелёному болоту, как учатся летать долговязые журавлята.

— Вот бы и мне так полетать, — сказал матери самый маленький зайчонок.

— Не говори глупости! — строго ответила старая зайчиха. — Разве зайцам полагается летать?

Пришла поздняя осень, стало в лесу скучно и холодно. Стали собираться птицы к отлёту в тёплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с милой зелёной родиной. Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли:

— Прощайте, прощайте, бедные листопаднички!

Улетели в далёкие страны крикливые журавли. Залегли в тёплых берлогах лежебоки- медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи.

Стало ещё скучнее в лесу. Заплакали листопаднички-зайчата:

— Что-то будет с нами? Замёрзнем зимой на болоте.

— Не говорите глупости! — ещё строже сказала зайчиха. — Разве замерзают зайцы зимой? Скоро вырастет на вас густая, тёплая шёрстка. Выпадет снег, будет нам в снегу тепло и уютно.

Успокоились зайчата. Только один, самый маленький Листопадничек - зайчонок никому покоя не даёт.

— Оставайтесь здесь, — сказал он своим братьям. — А я один побегу за журавлями в тёплые страны.

И убежал тихонько из родного гнезда маленький зайчонок искать журавлиные тёплые страны.

Бежал, бежал Листопадничек по лесу, прибежал к глухой лесной речке. Видит, бобры строят на речке плотину. Подгрызут острыми зубами толстое дерево, ветер подует, упадёт дерево в воду. Запрудили речку, можно ходить по плотине.

— Скажите, дяденьки, зачем вы валите такие большие деревья? — спрашивает Листопадничек бобров.

— Мы для того валим деревья, — говорит старый Бобр, — чтобы заготовить на зиму корм и новую хатку поставить для наших маленьких бобряток.

— А тепло в вашей хатке зимой?

— Очень тепло, — отвечает седой Бобр.

— Пожалуйста, возьмите меня в вашу хатку, — просит маленький зайчонок.

Переглянулись Бобр с Бобрихой и говорят:

— Взять тебя можно. Наши бобрятки будут рады. Только умеешь ли ты плавать и нырять?

— Нет, зайцы плавать и нырять не умеют. Но я скоро у вас научусь, буду хорошо плавать и нырять.

— Ладно, — говорит Бобр, — вот наша новая хатка. Она почти готова, осталось только крышу доделать. Прыгай прямо в хатку.

Прыгнул Листопадничек в хатку. А в бобровой хатке два этажа. Внизу, у воды, приготовлен корм для бобряток — мягкие ивовые ветки. Наверху настлано свежее сено. В уголке на сене сладко-сладко спят пушистые бобрятки.

Не успел хорошенько осмотреться зайчонок, бобры над хаткой крышу поставили. Один обглоданные палки таскает, другой замазывает крышу илом. Толстым хвостом громко пришлёпывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры.

Поставили бобры крышу, стало в хатке тепло. Вспомнил Листопадничек своё светлое гнездо, старую мать-зайчиху и маленьких братьев.

«Убегу-ка в лес, — думает Листопадничек. — Здесь темно, сыро, можно замёрзнуть».

Скоро вернулись бобры в свою хатку. Отряхнулись внизу, обсушились.

— Ну как, — говорят, — как ты себя чувствуешь, зайчонок?

— У вас всё очень хорошо, — говорит Листопадничек. — Но мне нельзя здесь долго оставаться. Мне пора в лес.

— Что делать, — говорит Бобр, — если нужно, ступай. Выход из нашей хатки теперь один — под водою. Если научился хорошо плавать и нырять — пожалуйста.

Сунул Листопадничек лапу в холодную воду:

— Бр-р-р! Ах, какая холодная вода! Уж лучше, пожалуй, у вас на всю зиму останусь, я не хочу в воду.

— Ладно, оставайся, — говорит Бобр. — Мы очень рады. Будешь у наших бобряток нянькой, будешь им корм приносить из кладовой. А мы пойдём на реку работать, деревья валить. Мы звери трудолюбивые.

Остался Листопадничек в бобровой хатке. Проснулись бобрятки, пищат, проголодались. Целую охапку ивовых мягких веток притащил для них из кладовой Листопадничек. Очень обрадовались бобрятки, стали глодать ивовые ветки — быстро-быстро. Зубы у бобров острые, только щепки летят. Обглодали, опять пищат, есть просят. Намучился Листопадничек, таская из кладовой тяжёлые ветки. Поздно вернулись бобры, стали прибирать свою хатку. Любят бобры чистоту и порядок.

— А теперь, — сказали они зайчонку, — пожалуйста, садись с нами кушать.

— Где у вас репка лежит? — спрашивает Листопадничек.

— Нет у нас репки, — отвечают бобры. — Бобры ивовую и осиновую кору кушают.

Отведал зайчонок бобрового кушанья. Горькой показалась ему твёрдая ивовая кора.

«Эх, видно, не видать мне больше сладкой репки!» — подумал Листопадничек-зайчонок.

На другой день, когда ушли бобры на работу, запищали бобрята — есть просят.

Побежал Листопадничек в кладовую, а там у норы незнакомый зверь сидит, весь мокрый, в зубах большущая рыбина. Испугался Листопадничек страшного зверя, стал изо всех сил колотить лапками в стену, звать старых бобров.

Услыхали бобры шум, мигом явились. Выгнал старый Бобр из норы незваного гостя.

— Это разбойница-выдра, — сказал Бобр, — она нам делает много зла, портит и разоряет наши плотины. Только ты не робей, зайчонок: выдра теперь не скоро покажется в нашей хатке. Я ей хороших тумаков надавал.

Выгнал Бобр выдру, а сам — в воду. И опять остался Листопадничек с бобрятами в сырой, тёмной хатке.

Много раз слышал он, как подходила к хатке, принюхиваясь, хитрая лисица, как бродила возле хатки злая рысь. Жадная росомаха пробовала ломать хатку.

За долгую зиму большого страху натерпелся Листопадничек-зайчонок. Часто вспоминал он своё тёплое гнездо, старую мать-зайчиху.

Раз случилась на лесной речке большая беда. Ранней весною прорвала вода построенную бобрами большую плотину. Стало заливать хатку.

— Вставайте! Вставайте! — закричал старый Бобр. — Это выдра испортила нашу плотину.

Бросились вниз бобрята — бултых в воду! А вода всё выше и выше. Подмочила зайчонку хвостик.

— Плыви, зайчонок! — говорит старый Бобр. — Плыви, спасайся, а то пропадёшь!

У Листопадничка со страху хвостик дрожит. Очень боялся холодной воды робкий зайчонок.

— Ну что с тобой делать? — сказал старый Бобр. — Садись на мой хвост да держись крепче. Я научу тебя плавать и нырять.

Уселся зайчонок на широкий бобровый хвост, крепко лапками держится. Нырнул Бобр в воду, хвостом вильнул — не удержался, как пуля, вылетел Листопадничек из воды. Волей- неволей пришлось к берегу плыть самому. Вышел на берег, фыркнул, встряхнулся — и со всех ног на родное болото.

А старая зайчиха с зайчатами спала в своём гнезде. Обрадовался Листопадничек, прижался к матери.

Не узнала зайчиха своего зайчонка:

— Ай, ай, кто это?

— Это я, — сказал Листопадничек. — Я из воды. Мне холодно, я очень озяб.

Обнюхала, облизала Листопадничка зайчиха, положила спать в тёплое гнездо. Крепко- крепко заснул возле матери в родном гнезде Листопадничек.

Утром собрались слушать Листопадничка зайцы со всего болота.

Рассказал он братьям и сёстрам, как бегал за журавлями в тёплые страны, как жил у бобров, как научил его старый Бобр плавать и нырять.

С тех пор по всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.

Перед тем как составить план по рассказу "Листопадничек" автор которого Иван Сергеевич Соколов-Микитов, Вам нужно очень внимательно прочитать рассказ и выделить в рассказе самые яркие события, которые произошли с главным героем.

Читаете рассказ

Вы узнали, что в произведение главный герой самый маленький зайчонок, которого зовут Листопадничек. С приходом холодов все звери спрятались в норы, птицы улетели в теплые края и зайчонок очень испугался, что зимой в лесу он замерзнет.

В лесу стало скучно и решил он убежать за журавлями в теплые страны. По дороге ему встретились бобры, которые строили на речке плотину, чтобы со своими маленькими бобрятами пережить холодную зиму. Бобры сказали зайчонку, что в ихней хатке зимой очень тепло и зайчонок попросился у них остаться перезимовать.

Но вскоре ему не понравилось жить в хатке у бобров, и он решил уйти домой к себе в теплое гнездышко. Бобры его отпустили, но выход был под водой, так как зайчонок не умел плавать и нырять ему пришлось остаться. Всю зиму он был нянькой для маленьких бобрят и кормил их ивовыми мягкими веточками.

Ранней весной прорвала вода плотину бобров и стала заливать хатку. Бобру пришлось очень быстро учить зайчонка плавать и нырять, чтобы успешно он добрался до берега. Оказавшись на берегу реки, зайчонок быстро побежал домой на родное болото. После того как он выспался в теплом гнездышке возле мамы он рассказал своим братьям и сестрам о своих приключениях.

  • Анализируете прочитанный рассказ и выделяете самые главные события, которые произошли с зайчонком.
  • Сделав выводы можете приступить к написанию плана.
  • Постарайтесь в план включить все истории, которые произошли в лесу с зайчонком-листопадничком.
  • Составляете план.

Составляем план к рассказу "Листопадничек"

1. Страх зайчонка замерзнуть зимой в лесу.

2. Побег зайчонка за журавлями в теплые страны.

3. Зимовье зайчонка в хатке бобров.

4. Неудавшиеся попытка вернуться домой в лес к маме зайчихе.

5. Спасение зайчонка-листопадничка.

6. Возвращение домой зайчонка к маме, братьям и сестрам.




Top