Литературная карта курского края - евгений львович марков.

Самурский, Нажмутдин

Самурский (Эфендиев) Н.

(Эфендиев ; 1891-1938; автобиография ). - Я родился в 1891 г. в селении Куруш Самурского округа, происхожу из бедной семьи овцеводов-кочевников. Селение Куруш находится на 11000 футов - это высшая точка населенных пунктов в Европе. Живущие здесь занимаются исключительно овцеводством, причем на 8 месяцев в году приходится откочевывать в соседний Азербайджан на зимние пастбища на равнину. Население аула Куруш чрезвычайно отсталое и до сих пор живет первобытно.

Мой отец также вел кочевой образ жизни, имея небольшое скотоводческое хозяйство. Раннее детство, а потом и юность оставили у меня довольно тяжелые воспоминания. Кочевой образ жизни, с большими лишениями, неприветливый, с вечными откочевками в кибитках в соседний Азербайджан (Геокчайский уезд), был мне знаком до 8 лет. С этих лет меня оставляли дома - в ауле - на попечении деда, под руководством которого мне вменялось в обязанность изучение Корана в первую очередь, а затем и других арабских религиозных книг. Дед мой, проживши 110 лет, был ученым арабистом и пользовался в округе большим уважением и влиянием.

Я был крайне неподатлив к восприятию всех премудростей религиозного учения, и, конечно, меня за это крепко наказывали, т. е. попросту били. Так продолжалось до 12 лет, до смерти моего деда. К этому времени один из моих дядей был назначен окружным кадием в селение Ахты (центр Самурского округа). По его требованию я перешел на его попечение, которое оказалось для меня еще более тяжелым. В новой обстановке я вскоре увидел всю неприглядность существовавшего порядка и ложь религии. Увидел все ханжество, лесть, угодливость и лицемерие лиц, желавших быть близкими к дяде-кадию, а с его стороны те взятки, те вымогательства, кои стали обыкновением в обиходе этого "уважаемого" арабиста, носителя шариатского религиозного права.

При самодержавии в Дагестане существовало своеобразное "военно-народное управление". В аулах во главе с муллой существовал сельский суд, в округе во главе с кадием - шариатский и в центре Дагестанской области во главе с ученым вроде муфтия - народный областной суд. Судили горцев по шариату и по адату, и, характерно, председателями судов в округах были помощники начальников округов, а состав суда - три-четыре депутата, по одному от каждого участка, выбираемые на три года. В областном центре председателем являлся помощник губернатора, состав суда - один депутат от каждого округа. Разумеется, в состав сельских судов входили кулаки, зажиточные, а окружных - ханы, беки. То же самое в областном суде. Вот какая своеобразная "конституция" была выработана царизмом для облегчения управления страной. Это своеобразное управление опиралось для проведения велений самодержавной власти как бы на местных людей, посредством использования шариатского права и адата и местного имущего класса.

Дальше учение мое пошло как по линии заучивания корана и его "адатов", содержание которых я при всем своем желании не понимал, так и по линии услуживания самому дяде. В мои обязанности входило: колка дров, носка воды, подметание, набивка папирос, чистка сапог и другие домашние обязанности. Одновременно меня заставляли посещать мечеть и держать "уразу" (пост).

На почве непослушания в исполнении этих приказаний я и тут продолжал чувствовать "крепкую" руку дяди. Правда, с открытием в Ахтах школы дядя, видя, что все его товарищи по службе туда посылают своих детей, решил и меня приблизить к "европейской" культуре, коя вела (по разумению дяди) через школу в писари к начальнику участка. Меня отдают в 2-классную сельскую школу, которую я должен был посещать после моих домашних обязанностей. Окончил я ее в 1906 году; между прочим, учился успешно.

По окончании школы мне было предложено поступить писарем к начальнику докузпаринского участка Самурского округа, что и хотели сделать насильно, получив первоначально мой решительный отказ. Не видя возможности жить в патриархально-родовой семье, где я должен был повиноваться требованиям старших, я начал изыскивать способ бегства из дома, и вскоре этот счастливый случай мне представился. Я, присоединившись к односельцу, ссыльнопереселенцу, сбежал с ним в Сибирь. Прибыв в Иркутск, с помощью этого ссыльного я поступил в "услужение" на железный склад "Рубанович и сыновья", за обед и три рубля жалованья в месяц.

До совершеннолетия я принужден был скрываться от домашних, особенно от своего всесильного дяди. С момента прибытия в Иркутск, где я прожил 9 лет, я работал на том же складе, сначала в качестве мальчика, рабочего, а потом и служащего. Иногда мне удавалось выезжать на заработки и в другие места Сибири (Чита, Сретенск и т. д.). Часть заработка я тратил на свое учение. Здесь я должен сказать, что мне очень много приходилось заниматься в свободное время самообразованием, причем на седьмой год моего пребывания в Иркутске я уже мог сдать экстерном экзамен в Горно-Техническое училище.

Ко времени пребывания в Сибири, особенно на летних заработках, нужно отнести мое знакомство с революционерами, революционным мировоззрением и марксистской литературой. В начале 1915 г., получив от матери сведения о том, что отец умер и ее дядя-кадий выгнал из дому, не дав никаких средств к существованию, я вынужден был вернуться в Дагестан и жил около года в ауле Куруш или в Ахтах. Иск, предъявленный до моего приезда моей матерью на принадлежащее ей по праву наследство, был мною прекращен заявлением в суде о том, что я отказываюсь от этого имущества, так как оно загрязнено взятками дяди.

Чтобы поддерживать свою семью, я должен был выехать на заработки в Баку. После 6-месячной безработицы с помощью Азизбекова (расстрелянного в числе 26 бакинских комиссаров) я поступил на нефтепромыслы Эмир Бабаева. В Баку я ближе познакомился с Азизбековым, а после и с Наримановым. К этому времени относится начало революционной работы среди бакинских рабочих-нефтяников. В Баку я вошел в близкое соприкосновение с гуммитистами-большевиками. За революционную работу в 1917 г. я был подвергнут тюремному заключению и освобожден при поддержке рабочих за недоказанностью обвинения полицией.

Во время армяно-татарской резни в 1918 г., выступив на митинге с критикой на армяно-татарскую буржуазию, я был схвачен и чуть ли не расстрелян, но благодаря вмешательству Азизбекова попал в подвал. Рабочие, узнав об этом, сообщили Джапаридзе, и через четыре дня я был освобожден.

В 1918 г., после мартовских событий, получив соответствующие директивы от бакинских товарищей, я должен был выехать в Петровск; но Петровск в это время был занят бичераховцами и др. контрреволюционными силами. Мне пришлось отправиться в Астрахань и оттуда в Москву, откуда, получив указание от Сталина, я должен был отправиться на подпольную работу в Дагестан; но тогда, как известно, отступала XII армия, две трети которой были захвачены тифом, и мне Кировым было предложено остаться в Астрахани до окончательного выяснения событий, которые происходят в Дагестане и вообще на Кавказе, и заняться работой в политотделе XI армии. Я был назначен начальником информации и политинспектуры Поармии XI. В 1919 г. я был выбран председателем бюро гуммитистов-большевиков, принимая все меры, по указанию партии, по увеличению организации гуммитистов-большевиков, в частности проводил работу среди мусульман для облегчения защиты Астрахани.

В 1919 г., после организации Наркоминдела, я был назначен уполномоченным по делам Кавказа. Отдел по делам Ближнего Востока возглавлял Нариманов. Одно время я исполнял также обязанности начальника политотдела XI армии. При отступлении XII армии отступила из Дагестана и сформированная из горцев специальная часть, в которой было до 1500 человек, из коих добрались до Астрахани 300, остальные погибли в дороге от тифа. Мне было поручено политическое руководство этими горскими частями, охранявшими красноярский боевой участок.

Мне пришлось в качестве члена штаба при астраханском военкомате принимать участие в подавлении восстания внутри Астрахани. Особенно жестока была борьба с внутренним контрреволюционным движением. Что было пережито защитниками Астрахани в 1919 г., об этом знает история революц. движения за эти годы. Астрахань пережила такую осаду, какой не пережил ни один город в нашем Союзе. Было много дней, когда все сидели без куска хлеба, питались селедкой, и то в лучшем случае.

С улучшением положения на фронтах и продвижением Красной армии на Кавказ у меня возникла мысль о необходимости подготовки работников, и вот в 1920 г., согласно моей просьбе, РBC XI армии в лице Кирова разрешил открыть в Астрахани школу для подготовки советских работников из горцев, получив необходимый кадр для этой цели из горских частей, защищавших красноярский боевой участок. Из этой школы вышло 40 человек подготовленных советских работников из горцев, которые впоследствии со мной выехали в Дагестан. Многие из этих товарищей во время ликвидации восстания в горах Дагестана в 1920-21 гг. пали жертвами контрреволюции.

В 1920 г. я был командирован Поармом XI в Москву, где Стопани, Мидивани и мне было поручено приступить к организации кавказского ревкома и, в частности, горского отдела при нем. Я был назначен председателем этого отдела.

В этом же году, в марте месяце, я прибыл с Красной армией и Кавревкомом в Петровск, а затем в Темир-Хан-Шуру, куда я был назначен членом Дагревсовета обороны (впоследствии Дагревкома). Как более знакомому с советским строительством, мне пришлось начать организовывать в Дагестане советский аппарат, как в центре, так и на местах.

В октябре 1920 г. с помощью и под руководством грузинских меньшевиков в горном Дагестане было поднято восстание известным контрреволюц. имамом Гоцинским и полковн. Алихановым. Согласно приказу Реввоенсовета Кавфронта, я был назначен военным руководителем по освобождению осажденной повстанцами крепости Гуниб, а после и политруководителем всех оперировавших тогда военных частей в горном Дагестане. Подавление этого восстания было делом чрезвычайно тяжелым. Я приступил к организации и оформлению партизанских отрядов и я был назначен начальником всех этих отрядов. Ликвидация восстания продолжалась 10 месяцев. В первые четыре месяца с большими трудами и жертвами нам удалось освободить крепости Гуниб и Хунзах; после того как был разбит и уничтожен отряд в 700 человек, захвачены орудия и огнеприпасы, направлявшиеся через Араканское ущелье, я с некоторыми своими частями был отрезан от центра и вынужден был в освобожденном нами же Хунзахе выдержать осаду, которая продолжалась два месяца при полном отсутствии продовольствия и при чрезвычайно мизерном количестве снаряжения и огнеприпасов. Применяя необходимую военную тактику, нам удалось получать от горского населения продовольствие. У нас уже истощалась конина, была масса заболеваний, некоторыеуже поговаривали о необходимости сдаться, но я, зная психологию горских масс, обратился к самим повстанцам с соответствующим воззванием в том духе, что если они - сыны Шамиля, если они считают себя героями, храбрецами и т. д., и т. д., они должны дать продовольствие осажденным и уже после этого в равной борьбе идти против нас. И вот, как это ни странно, нам начали представлять фрукты, хлеб и проч. Почти полтора месяца мы держались на продовольствии самого населения, и таким образом осада крепости была выдержана. Гарнизон был спасен.

По ликвидации восстания в 1921 г. я был назначен народным комиссаром внутр. дел и замест. председ. Ревкома ДССР. В этот период мною были образованы все отделы Дагревкома (потом Совнаркома) и народные комиссариаты, а также проведена работа по советизации ДССР. В этом же году мною по всему Дагестану были проведены съезды бедноты, причем на этих съездах мне удалось добиться согласия населения на повсеместную ликвидацию шариатских судов с заменой их народными судами, что и явилось переломным моментом в замене шариатского права народными судами.

В конце 1921 г. вторым съездом советов я был назначен председ. Центр. исполнит. комитета ДССР, в каковой должности состою бессменно.

Я состою членом ВКП(б) с 1917 г. и членом президиума дагестанского комитета ВКП(б) с 1921 г. За работу по борьбе с последствиями голода, являясь вначале председ. помгола, а потом и последгола, награжден золотым жетоном ЦК последгола при ВЦИКе. За боевые же заслуги на фронтах награжден 2 орденами "Красного Знамени" и двукратно награжден золотым оружием на окружных съездах Аварского и Гунибского округов. С 1921 г. состою бессменно членом ВЦИК, а также и членом ЦИК СССР.

- 9 октября

Нажмуддин Панахович Самурский (Эфендиев) (лезг. Нажмудин Панагьан хва Самурви (Эфендийрин) ; ( - 1 августа ) - государственный и общественный деятель Дагестана , фактически основатель и первый глава Дагестанской АССР.

Биография

Нажмудин Эфендиев родился в 1891 году в селении Куруш Дагестанской области в лезгинской семье . В 1913 году он окончил Иркутское горнотехническое училище .

Командовал отрядами для подавления восстания Нажмудина Гоцинского .

Нажмудин Самурский находясь на посту 1-го секретаря Дагестанского Обкома ВКП(б), лично и письменно обращался к Сталину, с просьбой об увеличении квоты по расстрелу и заключению в тюрьмы «для беглых кулаков и антисоветских элементов», и добился своего. Из письма Нажмудина Самурского Сталину:

Ответ пришел удовлетворительный:

Он был арестован в 1937 году и приговорён к расстрелу 1 августа 1938 года . Расстрелян в тот же день. Реабилитирован 2 июня 1956 года.

Награды

Память

  • Поселок Самуркент - ныне село Стальское Кизилюртовского района .
  • Улица Самурского - название улиц в различных населенных пунктах Дагестана.

Напишите отзыв о статье "Самурский, Нажмудин Панахович"

Примечания

Отрывок, характеризующий Самурский, Нажмудин Панахович

В просторной, лучшей избе мужика Андрея Савостьянова в два часа собрался совет. Мужики, бабы и дети мужицкой большой семьи теснились в черной избе через сени. Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка, которой светлейший, приласкав ее, дал за чаем кусок сахара, оставалась на печи в большой избе. Малаша робко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим входивших в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами. Сам дедушка, как внутренне называла Maлаша Кутузова, сидел от них особо, в темном углу за печкой. Он сидел, глубоко опустившись в складное кресло, и беспрестанно покряхтывал и расправлял воротник сюртука, который, хотя и расстегнутый, все как будто жал его шею. Входившие один за другим подходили к фельдмаршалу; некоторым он пожимал руку, некоторым кивал головой. Адъютант Кайсаров хотел было отдернуть занавеску в окне против Кутузова, но Кутузов сердито замахал ему рукой, и Кайсаров понял, что светлейший не хочет, чтобы видели его лицо.
Вокруг мужицкого елового стола, на котором лежали карты, планы, карандаши, бумаги, собралось так много народа, что денщики принесли еще лавку и поставили у стола. На лавку эту сели пришедшие: Ермолов, Кайсаров и Толь. Под самыми образами, на первом месте, сидел с Георгием на шее, с бледным болезненным лицом и с своим высоким лбом, сливающимся с голой головой, Барклай де Толли. Второй уже день он мучился лихорадкой, и в это самое время его знобило и ломало. Рядом с ним сидел Уваров и негромким голосом (как и все говорили) что то, быстро делая жесты, сообщал Барклаю. Маленький, кругленький Дохтуров, приподняв брови и сложив руки на животе, внимательно прислушивался. С другой стороны сидел, облокотивши на руку свою широкую, с смелыми чертами и блестящими глазами голову, граф Остерман Толстой и казался погруженным в свои мысли. Раевский с выражением нетерпения, привычным жестом наперед курчавя свои черные волосы на висках, поглядывал то на Кутузова, то на входную дверь. Твердое, красивое и доброе лицо Коновницына светилось нежной и хитрой улыбкой. Он встретил взгляд Малаши и глазами делал ей знаки, которые заставляли девочку улыбаться.
Все ждали Бенигсена, который доканчивал свой вкусный обед под предлогом нового осмотра позиции. Его ждали от четырех до шести часов, и во все это время не приступали к совещанию и тихими голосами вели посторонние разговоры.
Только когда в избу вошел Бенигсен, Кутузов выдвинулся из своего угла и подвинулся к столу, но настолько, что лицо его не было освещено поданными на стол свечами.
Бенигсен открыл совет вопросом: «Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России или защищать ее?» Последовало долгое и общее молчание. Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтенье и покашливанье Кутузова. Все глаза смотрели на него. Малаша тоже смотрела на дедушку. Она ближе всех была к нему и видела, как лицо его сморщилось: он точно собрался плакать. Но это продолжалось недолго.
– Священную древнюю столицу России! – вдруг заговорил он, сердитым голосом повторяя слова Бенигсена и этим указывая на фальшивую ноту этих слов. – Позвольте вам сказать, ваше сиятельство, что вопрос этот не имеет смысла для русского человека. (Он перевалился вперед своим тяжелым телом.) Такой вопрос нельзя ставить, и такой вопрос не имеет смысла. Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, это вопрос военный. Вопрос следующий: «Спасенье России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сраженье, или отдать Москву без сражения? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение». (Он откачнулся назад на спинку кресла.)
Начались прения. Бенигсен не считал еще игру проигранною. Допуская мнение Барклая и других о невозможности принять оборонительное сражение под Филями, он, проникнувшись русским патриотизмом и любовью к Москве, предлагал перевести войска в ночи с правого на левый фланг и ударить на другой день на правое крыло французов. Мнения разделились, были споры в пользу и против этого мнения. Ермолов, Дохтуров и Раевский согласились с мнением Бенигсена. Руководимые ли чувством потребности жертвы пред оставлением столицы или другими личными соображениями, но эти генералы как бы не понимали того, что настоящий совет не мог изменить неизбежного хода дел и что Москва уже теперь оставлена. Остальные генералы понимали это и, оставляя в стороне вопрос о Москве, говорили о том направлении, которое в своем отступлении должно было принять войско. Малаша, которая, не спуская глаз, смотрела на то, что делалось перед ней, иначе понимала значение этого совета. Ей казалось, что дело было только в личной борьбе между «дедушкой» и «длиннополым», как она называла Бенигсена. Она видела, что они злились, когда говорили друг с другом, и в душе своей она держала сторону дедушки. В средине разговора она заметила быстрый лукавый взгляд, брошенный дедушкой на Бенигсена, и вслед за тем, к радости своей, заметила, что дедушка, сказав что то длиннополому, осадил его: Бенигсен вдруг покраснел и сердито прошелся по избе. Слова, так подействовавшие на Бенигсена, были спокойным и тихим голосом выраженное Кутузовым мнение о выгоде и невыгоде предложения Бенигсена: о переводе в ночи войск с правого на левый фланг для атаки правого крыла французов.

Известный писатель.

Род. 1835 г., в старинной помещичьей семье Щигровского у., Курской губ. По даровитой матери, дочери суворовского ген. Гана, М. - близкий родственник писательниц Ган, Блаватской, Желиховской и публициста генер. Ростислава Фадеева.

Учился в Курской гимназии и Харьковском университете, где кончил курс кандидатом естественных наук. После заграничного путешествия поступил в 1859 г. учителем гимназии в Тулу, где в то время около директора гимназии, Гаярина, группировался кружок молодых педагогов, одушевленных стремлением поставить педагогическое дело на новых началах.

М. вскоре стал инспектором гимназии.

Статья о Яснополянской школе графа Льва Толстого (1862) обратила на М. внимание министерства народного просвещения; ему предложили место в ученом комитете, и вскоре назначили директором Симферопольской гимназии и народных училищ в Крыму. Новое направление учебного дела при гр. Д. А. Толстом было ему несимпатично; к тому же, здоровье его расстроилось, и он в 1870 г. оставил службу, уехал на год в южную Европу, а затем поселился в деревне и отдался земской деятельности, сначала в качестве предс. щигровской уездной земской управы, а потом непременного члена крестьянского присутствия.

В 1881 г. гр. Игнатьев вызывал М. в СПб., в качестве "сведущего человека" по питейному и переселенческому делу, и он был одним из 6 лиц, избранных для защиты выработанных "сведущими людьми" проектов в заседании государственного совета.

С конца 1880-х гг. М. состоит управляющим воронежского отделения Дворянского и Крестьянского земельных банков.

Из деревни и Воронежа он совершил ряд поездок в Италию, Турцию, Грецию, Архипелаг, Египет, Палестину, среднюю Азию и на Кавказ.

Литературную деятельность свою М. начал в 1858 г., рассказом "Ушан" ("Русский Вестник"). В 60-х гг., кроме статьи о школе Льва Толстого, он напеч. несколько педагогических и критических статей в "Русском Вест.", "Отеч. Зап.", "Ж. М. Н. Пр." и др., а также ряд путевых очерков, посвященных заграничным поездкам и прогулкам по Крыму. Последние имели особенный успех и, вышедши в 1872 г. отдельной книгой ("Очерки Крыма"), в 1884 г. достигли 2 изд. Расцвет литературной деятельностя М. относится к 70-м г. Шумный успех, выпавший на долю его статьи (1875) в "Голосе" об адвокатах ("Софисты XIX века") побудил его отдаться литературе с особенным рвением.

Он становится одним из плодовитейших публицистов и критиков и пробует также свои силы на поприще романа и повести.

В отдельном издании, кроме "Очерков Крыма", появились: "Барчуки.

Картины прошлого" (СПб., 1875; автобиографич. воспоминания о детстве автора), "Собрание сочинений" (СПб., 1877, т. 1. Публицистика и критика, т. 2. Путешествия и педагогия), "Черноземные поля", роман (СПб., 1877), "Берег моря", роман из крымской жизни (СПб., 1880), "Очерки Кавказа" (СПб., 1887), "Путешествие на Восток.

Царьград и Архипелаг.

В стране фараонов" (СПб., 1890), "Путешествие по Святой Земле" (СПб., 1891). Из не вошедших в эти издания в свое время обратили на себя внимание ряд критических статей в "Голосе" и "Русской Речи" о Тургеневе, Некрасове, Добролюбове, Островском и др. (частью перепечатаны в сборниках Зелинского, относящихся к названным писателям).

Менее всего ценны в литер. отношении беллетристические произведения М. В "Барчуках" и их продолжении: "Учебные годы барчука" ("Новь", 80-х г.) автобиографический элемент почти заслоняет элемент типичности, а в других произведениях риторически-расплывчатая манера, свойственная всем вообще писаниям М., значительно вредит художественному впечатлению.

Несмотря на то, что как критик он ожесточенный враг тенденциозности, М. в собственных романах писатель ярко-тенденциозный.

Главный роман его - "Черноземные поля" - представляет собой почти сплошную проповедь того, что всего вернее можно назвать, благонамеренным либерализмом мещанского счастья и какого-то совсем особенного народничества, ничего общего но имеющего с демократизмом.

Герой романа Суровцев - лицо в значительной степени автобиографическое - искренне желает работать на пользу народа, но источник этого желания не в сознании долга перед народом, а в чисто идиллическом воззрении на деревенскую жизнь, как на общение с природой и удаление от шума извращенной жизни городов.

Стремление создать из Суровцева и его невесты "героев" в прямом смысле слова немало вредит роману, который, в общем, производит впечатление слащавой идиллии.

Гораздо выше беллетристики М. его многочисленные путевые очерки, отчасти написанные в беллетристической форме. М. прекрасный стилист, у него есть живое чувство природы; в "Очерках Крыма" много страниц, истинно поэтических.

Но и здесь его не покидает свойственная ему приподнятость тона; он часто увлекается потоком собственного красноречия и впадает в риторику.

Как критик, М. стоит по преимуществу на эстетической точке зрения и, исходя из нее, не мог правильно понять Некрасова.

Он видел только слабые стороны его сатирической и гражданской поэзии и недостаточно оценил поэтическое золото таких произведений, как "Мороз красный нос", "Рыцарь на час" и другие.

Но ему можно вменить в серьезную заслугу статью о "Казаках" Толстого.

Это великое произведение в свое время (1865) прошло почти незамеченным; один только М. по достоинству оценил всю его глубину.

Как педагог, он оказался одним из самых резких противников Льва Толстого в походе последнего против приемов европейской педагогии.

Заслуживает внимания написанная в 60-х гг. статья М.: "Признаки старой болезни в нашей педагогии", в которой автор с большой резкостью восстает против вмешательства духовенства в жизнь народной, средней и высшей школы. В публицистических статьях М. погоня увлекающегося автора за эффектными формулами часто ведет к крайним преувеличениям.

М. очень гордится тем, что как в своих публицистических, так и других статьях, он совершенно свободен от предвзятости и не отступает от требований жизни в угоду какой бы то ни было "школе". Тем не менее, общий ход его литературной деятельности представляет постепенное уклонение в одну сторону.

Являясь в 60-х гг. сотрудником "Отеч. Зап.", редакции Некрасова и Салтыкова, он в начале 70-х гг. больше всего работает в "Вест. Евр.", в средине 70-х гг. - в буржуазно-либеральном "Голосе", в конце 70-х гг. - в полуконсервативной "Русской Речи", а в 80-х и 90-х гг. элемент оппозиции и призыва жизненных сил общества совершенно исчезает из его статей, да к тому же он почти уже и не выступает в роли публициста и критика и отдается исключительно нейтральной области путевых впечатлений.

Чаще всего имя М. теперь появляется из журналов в "Рус. Вестнике" и "Рус. Обозрении", из газет - в "Нов. Времени". С. Венгеров. {Брокгауз} Марков, Евгений Львович (дополнение к статье) - писатель; умер в 1903 г. {Брокгауз} Марков, Евгений Львович - беллетрист, критик и публицист, отец известного черносотенного депутата III Государственной думы - Маркова 2-го. Родился в Курской губернии в старинной дворянской семье; по окончании Харьковского университета был до 1870 педагогом средней школы. Затем жил в своем имении, занимался земской деятельностью, много путешествовал, в последние годы был управляющим дворянским и крестьянским банками в Воронеже.

Участвовал во многих журналах самого разнообразного направления - от "Отечественных записок" до "Русского обозрения". Умереннейший либерал, с течением времени все более эволюционизировавший к явному консерватизму, Марков как в своей публицистике, так и в беллетристике был выразителем настроений среднего землевладельческого дворянства пореформенной поры. В его главном произведении - романе "Черноземное поле" (отдельное издание, 1878; печатался в "Отечественных записках", 1876-1877) доказывается преимущество "естественной" и здоровой жизни помещика-культуртрегера перед городской цивилизацией.

Но народнический демократизм совершенно чужд М.: его отношение к крестьянству - отношение "культурного" барина к серой массе, которой он покровительствует.

Автобиографические очерки "Барчуки" любопытны своей насыщенностью классовым дворянским жизнеощущением: автор с любовью изображает "тихие и простые прелести старого крепостного быта", которые в читателе иной классовой принадлежности могут вызвать лишь отвращение.

М. написано очень много путевых очерков; из них особенной популярностью пользовались "Очерки Крыма" . Как критик М. выступал гл. обр. в конце 70-х и начале 90-х гг. в "Голосе" и "Русской речи". В своих статьях М. защищает теорию самодовлеющего значения искусства и выступает против партийной кружковщины и пессимистического мировоззрения как против главных зол современной ему русской литературы.

Для М. характерно крайне отрицательное отношение к поэзии Некрасова, чьи творческие тенденции так резко расходились с классовыми интересами представляемой М. дворянской прослойки.

Библиография: I. Барчуки, Картины прошлого, СПб, 1875; Собр. сочин., 2 тт., СПб, 1877 (т. I. Публицистика и критика; т. II. Путешествия и педагогия);

Черноземные поля, Роман, СПб, 1878; Берег моря, Роман, СПб, 1880; Очерки Крыма, издание 2-е, СПб, 1884 (издание 1-е, 1872); Очерки Кавказа, СПб, 1887; Путешествие по святой земле, СПб, 1891; Учебные годы старого барчука, СПб, 1901. II. Михайловский Н. К., Из дневника и переписки Ивана Непомнящего.

Письма к Иванушке-дурачку, Собр. сочин., т. II; Его же, Теория внутреннего равновесия, Собр. сочин., т. IV; Марков В., Теория общественной дремоты (в его сборнике "Навстречу", СПб, 1878). III. Литвинов В., Биография Маркова и библиография его произведений (в "Памятной книжке Воронежской губ." на 1904); Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, том IV, Петроград, 1917. М. Клевенский. {Лит. энц.}

Марков (Евгений Львович) - известный писатель. Род. 1835 г., в старинной помещичьей семье Щигровского у., Курской губ. По даровитой матери, дочери суворовского ген. Гана, М. - близкий родственник писательниц Ган, Блаватской, Желиховской и публициста генер. Ростислава Фадеева. Учился в Курской гимназии и Харьковском университете, где кончил курс кандидатом естественных наук. После заграничного путешествия поступил в 1859 г. учителем гимназии в Тулу, где в то время около директора гимназии, Гаярина, группировался кружок молодых педагогов, одушевленных стремлением поставить педагогическое дело на новых началах. М. вскоре стал инспектором гимназии. Статья о Яснополянской школе графа Льва Толстого (1862) обратила на М. внимание министерства народного просвещения; ему предложили место в ученом комитете, и вскоре назначили директором Симферопольской гимназии и народных училищ в Крыму. Новое направление учебного дела при гр. Д. А. Толстом было ему несимпатично; к тому же, здоровье его расстроилось, и он в 1870 г. оставил службу, уехал на год в южную Европу, а затем поселился в деревне и отдался земской деятельности, сначала в качестве предс. щигровской уездной земской управы, а потом непременного члена крестьянского присутствия. В 1881 г. гр. Игнатьев вызывал М. в СПб., в качестве "сведущего человека" по питейному и переселенческому делу, и он был одним из 6 лиц, избранных для защиты выработанных "сведущими людьми" проектов в заседании государственного совета. С конца 1880-х гг. М. состоит управляющим воронежского отделения Дворянского и Крестьянского земельных банков. Из деревни и Воронежа он совершил ряд поездок в Италию, Турцию, Грецию, Архипелаг, Египет, Палестину, среднюю Азию и на Кавказ. Литературную деятельность свою М. начал в 1858 г., рассказом "Ушан" ("Русский Вестник"). В 60-х гг., кроме статьи о школе Льва Толстого, он напеч. несколько педагогических и критических статей в "Русском Вест.", "Отеч. Зап.", "Ж. М. Н. Пр." и др., а также ряд путевых очерков, посвященных заграничным поездкам и прогулкам по Крыму. Последние имели особенный успех и, вышедши в 1872 г. отдельной книгой ("Очерки Крыма"), в 1884 г. достигли 2 изд. Расцвет литературной деятельностя М. относится к 70-м г. Шумный успех, выпавший на долю его статьи (1875) в "Голосе" об адвокатах ("Софисты XIX века") побудил его отдаться литературе с особенным рвением. Он становится одним из плодовитейших публицистов и критиков и пробует также свои силы на поприще романа и повести. В отдельном издании, кроме "Очерков Крыма", появились: "Барчуки. Картины прошлого" (СПб., 1875; автобиографич. воспоминания о детстве автора), "Собрание сочинений" (СПб., 1877, т. 1. Публицистика и критика, т. 2. Путешествия и педагогия), "Черноземные поля", роман (СПб., 1877), "Берег моря", роман из крымской жизни (СПб., 1880), "Очерки Кавказа" (СПб., 1887), "Путешествие на Восток. Царьград и Архипелаг. В стране фараонов" (СПб., 1890), "Путешествие по Святой Земле" (СПб., 1891). Из не вошедших в эти издания в свое время обратили на себя внимание ряд критических статей в "Голосе" и "Русской Речи" о Тургеневе, Некрасове, Добролюбове, Островском и др. (частью перепечатаны в сборниках Зелинского, относящихся к названным писателям). Менее всего ценны в литер. отношении беллетристические произведения М. В "Барчуках" и их продолжении: "Учебные годы барчука" ("Новь", 80-х г.) автобиографический элемент почти заслоняет элемент типичности, а в других произведениях риторически-расплывчатая манера, свойственная всем вообще писаниям М., значительно вредит художественному впечатлению. Несмотря на то, что как критик он ожесточенный враг тенденциозности, М. в собственных романах писатель ярко-тенденциозный. Главный роман его - "Черноземные поля" - представляет собой почти сплошную проповедь того, что всего вернее можно назвать, благонамеренным либерализмом мещанского счастья и какого-то совсем особенного народничества, ничего общего но имеющего с демократизмом. Герой романа Суровцев - лицо в значительной степени автобиографическое - искренне желает работать на пользу народа, но источник этого желания не в сознании долга перед народом, а в чисто идиллическом воззрении на деревенскую жизнь, как на общение с природой и удаление от шума извращенной жизни городов. Стремление создать из Суровцева и его невесты "героев" в прямом смысле слова немало вредит роману, который, в общем, производит впечатление слащавой идиллии. Гораздо выше беллетристики М. его многочисленные путевые очерки, отчасти написанные в беллетристической форме. М. прекрасный стилист, у него есть живое чувство природы; в "Очерках Крыма" много страниц, истинно поэтических. Но и здесь его не покидает свойственная ему приподнятость тона; он часто увлекается потоком собственного красноречия и впадает в риторику. Как критик, М. стоит по преимуществу на эстетической точке зрения и, исходя из нее, не мог правильно понять Некрасова. Он видел только слабые стороны его сатирической и гражданской поэзии и недостаточно оценил поэтическое золото таких произведений, как "Мороз красный нос", "Рыцарь на час" и другие. Но ему можно вменить в серьезную заслугу статью о "Казаках" Толстого. Это великое произведение в свое время (1865) прошло почти незамеченным; один только М. по достоинству оценил всю его глубину. Как педагог, он оказался одним из самых резких противников Льва Толстого в походе последнего против приемов европейской педагогии. Заслуживает внимания написанная в 60-х гг. статья М.: "Признаки старой болезни в нашей педагогии", в которой автор с большой резкостью восстает против вмешательства духовенства в жизнь народной, средней и высшей школы. В публицистических статьях М. погоня увлекающегося автора за эффектными формулами часто ведет к крайним преувеличениям. М. очень гордится тем, что как в своих публицистических, так и других статьях, он совершенно свободен от предвзятости и не отступает от требований жизни в угоду какой бы то ни было "школе ". Тем не менее, общий ход его литературной деятельности представляет постепенное уклонение в одну сторону. Являясь в 60-х гг. сотрудником "Отеч. Зап.", редакции Некрасова и Салтыкова, он в начале 70-х гг. больше всего работает в "Вест. Евр.", в средине 70 - х гг. - в буржуазно-либеральном "Голосе", в конце 70-х гг. - в полуконсервативной "Русской Речи", а в 80-х и 90-х гг. элемент оппозиции и призыва жизненных сил общества совершенно исчезает из его статей, да к тому же он почти уже и не выступает в роли публициста и критика и отдается исключительно нейтральной области путевых впечатлений. Чаще всего имя М. теперь появляется из журналов в "Рус. Вестнике" и "Рус. Обозрении", из газет - в "Нов. Времени".



Марков, Евгений Львович

Известный писатель. Род. 1835 г., в старинной помещичьей семье Щигровского у., Курской губ. По даровитой матери, дочери суворовского ген. Гана, М. - близкий родственник писательниц Ган, Блаватской, Желиховской и публициста генер. Ростислава Фадеева. Учился в Курской гимназии и Харьковском университете, где кончил курс кандидатом естественных наук. После заграничного путешествия поступил в 1859 г. учителем гимназии в Тулу, где в то время около директора гимназии, Гаярина, группировался кружок молодых педагогов, одушевленных стремлением поставить педагогическое дело на новых началах. М. вскоре стал инспектором гимназии. Статья о Яснополянской школе графа Льва Толстого (1862) обратила на М. внимание министерства народного просвещения; ему предложили место в ученом комитете, и вскоре назначили директором Симферопольской гимназии и народных училищ в Крыму. Новое направление учебного дела при гр. Д. А. Толстом было ему несимпатично; к тому же, здоровье его расстроилось, и он в 1870 г. оставил службу, уехал на год в южную Европу, а затем поселился в деревне и отдался земской деятельности, сначала в качестве предс. щигровской уездной земской управы, а потом непременного члена крестьянского присутствия. В 1881 г. гр. Игнатьев вызывал М. в СПб., в качестве "сведущего человека" по питейному и переселенческому делу, и он был одним из 6 лиц, избранных для защиты выработанных "сведущими людьми" проектов в заседании государственного совета. С конца 1880-х гг. М. состоит управляющим воронежского отделения Дворянского и Крестьянского земельных банков. Из деревни и Воронежа он совершил ряд поездок в Италию, Турцию, Грецию, Архипелаг, Египет, Палестину, среднюю Азию и на Кавказ. Литературную деятельность свою М. начал в 1858 г., рассказом "Ушан" ("Русский Вестник"). В 60-х гг., кроме статьи о школе Льва Толстого, он напеч. несколько педагогических и критических статей в "Русском Вест.", "Отеч. Зап.", "Ж. М. Н. Пр." и др., а также ряд путевых очерков, посвященных заграничным поездкам и прогулкам по Крыму. Последние имели особенный успех и, вышедши в 1872 г. отдельной книгой ("Очерки Крыма"), в 1884 г. достигли 2 изд. Расцвет литературной деятельностя М. относится к 70-м г. Шумный успех, выпавший на долю его статьи (1875) в "Голосе" об адвокатах ("Софисты XIX века") побудил его отдаться литературе с особенным рвением. Он становится одним из плодовитейших публицистов и критиков и пробует также свои силы на поприще романа и повести. В отдельном издании, кроме "Очерков Крыма", появились: "Барчуки. Картины прошлого" (СПб., 1875; автобиографич. воспоминания о детстве автора), "Собрание сочинений" (СПб., 1877, т. 1. Публицистика и критика, т. 2. Путешествия и педагогия), "Черноземные поля", роман (СПб., 1877), "Берег моря", роман из крымской жизни (СПб., 1880), "Очерки Кавказа" (СПб., 1887), "Путешествие на Восток. Царьград и Архипелаг. В стране фараонов" (СПб., 1890), "Путешествие по Святой Земле" (СПб., 1891). Из не вошедших в эти издания в свое время обратили на себя внимание ряд критических статей в "Голосе" и "Русской Речи" о Тургеневе, Некрасове, Добролюбове, Островском и др. (частью перепечатаны в сборниках Зелинского, относящихся к названным писателям). Менее всего ценны в литер. отношении беллетристические произведения М. В "Барчуках" и их продолжении: "Учебные годы барчука" ("Новь", 80-х г.) автобиографический элемент почти заслоняет элемент типичности, а в других произведениях риторически-расплывчатая манера, свойственная всем вообще писаниям М., значительно вредит художественному впечатлению. Несмотря на то, что как критик он ожесточенный враг тенденциозности, М. в собственных романах писатель ярко-тенденциозный. Главный роман его - "Черноземные поля" - представляет собой почти сплошную проповедь того, что всего вернее можно назвать, благонамеренным либерализмом мещанского счастья и какого-то совсем особенного народничества, ничего общего но имеющего с демократизмом. Герой романа Суровцев - лицо в значительной степени автобиографическое - искренне желает работать на пользу народа, но источник этого желания не в сознании долга перед народом, а в чисто идиллическом воззрении на деревенскую жизнь, как на общение с природой и удаление от шума извращенной жизни городов. Стремление создать из Суровцева и его невесты "героев" в прямом смысле слова немало вредит роману, который, в общем, производит впечатление слащавой идиллии. Гораздо выше беллетристики М. его многочисленные путевые очерки, отчасти написанные в беллетристической форме. М. прекрасный стилист, у него есть живое чувство природы; в "Очерках Крыма" много страниц, истинно поэтических. Но и здесь его не покидает свойственная ему приподнятость тона; он часто увлекается потоком собственного красноречия и впадает в риторику. Как критик, М. стоит по преимуществу на эстетической точке зрения и, исходя из нее, не мог правильно понять Некрасова. Он видел только слабые стороны его сатирической и гражданской поэзии и недостаточно оценил поэтическое золото таких произведений, как "Мороз красный нос", "Рыцарь на час" и другие. Но ему можно вменить в серьезную заслугу статью о "Казаках" Толстого. Это великое произведение в свое время (1865) прошло почти незамеченным; один только М. по достоинству оценил всю его глубину. Как педагог, он оказался одним из самых резких противников Льва Толстого в походе последнего против приемов европейской педагогии. Заслуживает внимания написанная в 60-х гг. статья М.: "Признаки старой болезни в нашей педагогии", в которой автор с большой резкостью восстает против вмешательства духовенства в жизнь народной, средней и высшей школы. В публицистических статьях М. погоня увлекающегося автора за эффектными формулами часто ведет к крайним преувеличениям. М. очень гордится тем, что как в своих публицистических, так и других статьях, он совершенно свободен от предвзятости и не отступает от требований жизни в угоду какой бы то ни было "школе". Тем не менее, общий ход его литературной деятельности представляет постепенное уклонение в одну сторону. Являясь в 60-х гг. сотрудником "Отеч. Зап.", редакции Некрасова и Салтыкова, он в начале 70-х гг. больше всего работает в "Вест. Евр.", в средине 70-х гг. - в буржуазно-либеральном "Голосе", в конце 70-х гг. - в полуконсервативной "Русской Речи", а в 80-х и 90-х гг. элемент оппозиции и призыва жизненных сил общества совершенно исчезает из его статей, да к тому же он почти уже и не выступает в роли публициста и критика и отдается исключительно нейтральной области путевых впечатлений. Чаще всего имя М. теперь появляется из журналов в "Рус. Вестнике" и "Рус. Обозрении", из газет - в "Нов. Времени".

С. Венгеров.

{Брокгауз}

Марков, Евгений Львович (дополнение к статье)

Писатель; умер в 1903 г.

{Брокгауз}

Марков, Евгений Львович

Беллетрист, критик и публицист, отец известного черносотенного депутата III Государственной думы - Маркова 2-го. Родился в Курской губернии в старинной дворянской семье; по окончании Харьковского университета был до 1870 педагогом средней школы. Затем жил в своем имении, занимался земской деятельностью, много путешествовал, в последние годы был управляющим дворянским и крестьянским банками в Воронеже. Участвовал во многих журналах самого разнообразного направления - от "Отечественных записок" до "Русского обозрения".

Умереннейший либерал, с течением времени все более эволюционизировавший к явному консерватизму, Марков как в своей публицистике, так и в беллетристике был выразителем настроений среднего землевладельческого дворянства пореформенной поры. В его главном произведении - романе "Черноземное поле" (отдельное издание, 1878; печатался в "Отечественных записках", 1876-1877) доказывается преимущество "естественной" и здоровой жизни помещика-культуртрегера перед городской цивилизацией. Но народнический демократизм совершенно чужд М.: его отношение к крестьянству - отношение "культурного" барина к серой массе, которой он покровительствует. Автобиографические очерки "Барчуки" любопытны своей насыщенностью классовым дворянским жизнеощущением: автор с любовью изображает "тихие и простые прелести старого крепостного быта", которые в читателе иной классовой принадлежности могут вызвать лишь отвращение. М. написано очень много путевых очерков; из них особенной популярностью пользовались "Очерки Крыма" . Как критик М. выступал гл. обр. в конце 70-х и начале 90-х гг. в "Голосе" и "Русской речи". В своих статьях М. защищает теорию самодовлеющего значения искусства и выступает против партийной кружковщины и пессимистического мировоззрения как против главных зол современной ему русской литературы. Для М. характерно крайне отрицательное отношение к поэзии Некрасова, чьи творческие тенденции так резко расходились с классовыми интересами представляемой М. дворянской прослойки.

Библиография: I. Барчуки, Картины прошлого, СПб, 1875; Собр. сочин., 2 тт., СПб, 1877 (т. I. Публицистика и критика; т. II. Путешествия и педагогия); Черноземные поля, Роман, СПб, 1878; Берег моря, Роман, СПб, 1880; Очерки Крыма, издание 2-е, СПб, 1884 (издание 1-е, 1872); Очерки Кавказа, СПб, 1887; Путешествие по святой земле, СПб, 1891; Учебные годы старого барчука, СПб, 1901.

II. Михайловский Н. К., Из дневника и переписки Ивана Непомнящего. Письма к Иванушке-дурачку, Собр. сочин., т. II; Его же, Теория внутреннего равновесия, Собр. сочин., т. IV; Марков В., Теория общественной дремоты (в его сборнике "Навстречу", СПб, 1878).

III. Литвинов В., Биография Маркова и библиография его произведений (в "Памятной книжке Воронежской губ." на 1904); Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, том IV, Петроград, 1917.

М. Клевенский.

{Лит. энц.}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Марков, Евгений Львович" в других словарях:

    Марков Евгений Львович Дата рождения: 26 сентября (8 октября) 1835(1835 10 08) Место рождения: село Крутое, Щигровский уезд, Курская губерния … Википедия

    Марков, Евгений Львович известный писатель (1835 1903). Родился в старинной помещичьей семье Щигровского уезда, Курской губернии. По даровитой матери, дочери суворовского генерала Гана, Марков близкий родственник писательниц Ган, Блаватской,… … Биографический словарь

    I известный писатель. Род. 1835 г., в старинной помещичьей семье Щигровского у., Курской губ. По даровитой матери, дочери суворовского ген. Гана, М. близкий родственник писательниц Ган, Блаватской, Желиховской и публициста генер. Ростислава… …

    - (1835 1903) беллетрист, критик и публицист умеренно либерального направления, автор антинигилистических и великосветских романов, сотрудник Русского вестника и Московских ведомостей М. Н. Каткова (см.), Русской речи (вел там отдел критики). Автор … Словарь литературных типов

    Писатель: ум. в 1903 г … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Марков. Марков, Евгений: Марков, Евгений Иванович (1769 1828) русский генерал лейтенант. Марков, Евгений Львович (1835 1903) русский писатель путешественник, выдающийся… … Википедия




Top