Литературная викторина для старшей группы детского сада. Досуг в старшей группе
Номинация «Мультимедийные технологии в педагогическом процессе в ДОУ»
Существует множество способов сделать процесс обучения в детском саду интереснее и увлекательнее. Для старших дошкольников отличным вариантом будет викторина по сказкам. При помощи викторины, на основе прочитанных сказок, можно закрепить пройденный материал, развить способности к драматизации. Соревновательный момент викторин стимулирует познавательный интерес детей, а осознание того, что через какое-то время их ждёт викторина, повышает мотивацию к запоминанию и обучению.
В целях обобщения и уточнения знаний детей старшего дошкольного возраста о русских народных сказках, мной была создана литературная игра «В гостях у сказки». Я использовала эту игру в викторине «В гостях у сказки».
Цель : закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Практическая значимость:
- поможет закрепить знания о русских народных сказках;
- повысит у детей старшего дошкольного возраста интерес к устному народному творчеству;
- создаст мотивацию для самостоятельности;
- доставит радость и эмоциональное равновесие.
Целевая аудитория: презентацию предлагаю использовать в организованной образовательной деятельности, в досуговой деятельности, в подгрупповой и индивидуальной работе.
Программное содержание:
- Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
- Учить узнавать сказку по заданию.
- Развивать умение действовать согласованно.
- Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
- Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.
Методы: Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ИКТ, самостоятельный.
Приемы: Просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физминутка.
Словарная работа: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
Материал: диск с русскими народными сказками, костюм сказочницы для педагога.
Оборудование: Аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами русских сказок, ноутбук, диск с викториной по русским сказкам, стульчики
Ход мероприятия
Звучит негромкая музыка.
Воспитатель . Здравствуйте, дети. Меня зовут Сказа Рассказовна. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Любите ли вы читать сказки?
Дети . Да. Любим. Очень любим.
Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Воспитатель.
Все, что создано умом,
Все, к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Вспомните пословицы о книге.
Дети.
- Дом без книги - день без солнца.
- Кто много читает, тот много знает.
- Книга учит жить, книгой надо дорожить.
- Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.
- Будешь книги читать - будешь много знать.
- Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
- Книга мала да ума придала.
- Книга поможет в труде и выручит в беде.
Воспитатель. Испокон века книга растит человека. Хорошая книга - ярче звездочки светит.
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки» (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Воспитатель. Почему они называются народными?
Дети: Потому что их сочинил русский народ.
Воспитатель. Верно. А вы много сказок знаете? Вот сейчас мы и узнаем. Приглашаю вас принять участие в викторине сказок. Есть определенные правила викторины, которые необходимо соблюдать:
- Ваша задача выполнить все задания, за каждый правильный ответ, участник получает жетон.
- В конце викторины выявляется победитель, набравший большее количество жетонов.
Воспитатель.
Отправляемся, друзья,
В чудо сказку - вы и я!
В театр кукол и зверей,
Для девчат и для ребят!
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!
(Викторина на компьютере «Русские народные сказки»).
Воспитатель.
Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки,
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!
(Загадывает загадки, а дети отгадывают их).
1. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка
).
2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? (
Баба-Яга
).
3. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка
).
4. Посадил ее дед в поле,
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули,
Очень крупная была. (Р
епка
).
5. На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей. (Колобок
).
6. Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла. (Козлята
).
7.
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка
).
Воспитатель. Все загадки отгадали и героев всех назвали.
Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Сказки все он перепутал:
Вы сможете их отгадать?
(Воспитатель задают сказки-перевертыши, а дети исправляют ошибки).
- «Иван царевич и зеленый волк»;
- «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»;
- «Дарьюшкина избушка»;
- «Плавучий корабль»;
- «Лапша из топора».
Молодцы, ребята, все перевертыши отгадали.
Воспитатель . В круг вставайте дружно, В сказки поиграть нам нужно!
Физкультурная минутка «Сказки»
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы славная семья козлят,
Мы любим прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться,
Любим рожками бодаться.
(Дети стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»).
Воспитатель: Мы немножко отдохнули, а теперь следующее задание.
Воспитатель : А вы сможете все картинки мне собрать и сказку русскую назвать! Картинка откроется, если вы правильно отгадаете загадку.
(Дети отгадывают загадки по одной строчке, на экране открывается картинка).
1. Сколько животных встретилось Колобку по дороге?
2. Вымолвил словечко - покатилась печка.
Прямо из деревни к царю да царевне.
И за что незнаю, повезло лентяю.
3. Веселый и ловкий герой этого произведения отправился в опасное путешествие, но, привыкнув к постоянным победам и удачам, он потерял бдительность и тут же был съеден врагом, который оказался хитрее его.
Воспитатель .
Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!
А вот еще одна беда,
Вся запуталась я.
Помогите мне друзья.
«Отгадать мелодию».
Ваша задача, отгадать какой сказочный герой поет песню, и заработать фишку. Вы готовы? Слушайте внимательно (звучит музыка, а дети отгадывают).
Быстро справиться сумели
И на стулья тихо сели.
Воспитатель.
За руки умелые,
За ум и смекалку
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался,
Подарок свой всем сейчас покажу.
(Детям-победителям дарятся раскраски по сказкам, а всем остальным книга со сказками).
Верить в сказку - это счастье.
И тому, кто верит,
Сказка обязательно
Отворит все двери.
(Дети прощаются и уходят в группу).
Алефтина Сабирьянова
Литературная викторина в старшей группе
Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе «Литературная викторина »
Составитель : Сабирьянова А. А.
Задачи :
1. С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений .
2. Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи, небылицы, заклички) .
3. Развивать чувство рифмы.
Воспитывать интерес к художественной литературе .
Оборудование : книги, два рюкзака, шляпа, игрушка крокодил, цветные камушки, косточка от сливы, игрушки животных (бык, баран, свинья, кот, петух, заготовка для книжки - малышки.
Ход занятия.
Воспитатель обращает внимание детей на рюкзачок. Ребята, посмотрите, что это? Это, «волшебный» рюкзачок. Как вы думаете, что в нем? Узнаем мы об этом, если отгадаем загадку : «Языка нет, а рассказывает» . Что это? (Ответы детей) . Посмотрите, ребята, какие красивые книги у нас. Какие они яркие, аккуратные. Ой, в этом рюкзачке есть ещё и фишки, а предназначены они для самых быстрых, внимательных ребят. Вы хотите, поиграть? (Ответы детей) . Игра называется «Литературная викторина » . Нам нужно две команды. Ребята, которые сидят слева от меня, будут одной командой, а ребята, которые сидят справа от меня, будут второй командой. Каждая команда придумает себе название. А называться команда может именем героя русской народной сказки или сказочным, волшебным предметом. За правильные ответы вы будете получать по одной фишке. Если кто-то из команды будет выкрикивать с места, то у этой команды будут вычитаться фишки. Вы будете поднимать руки, а я буду вас спрашивать по очереди.
Ребята, зачем нам нужны книги? (Ответы детей) . Откуда они к нам пришли? Чей труд вложен в подготовку каждой книги? (Ответы детей) .
Я вижу, вы многое знаете о книгах, а сейчас с вами поиграем, незабываем о правилах игры, не выкрикивать с места, а поднимать руку.
Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей) . Какие сказки вам знакомы? Почему сказки называются народными? (Потому, что их сочинил народ) . А если их сочинил сказочник, автор, то, как они называются? (авторскими) . В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. Какие вы знаете волшебные предметы? (Ответы детей) . Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п. Ребята, что нужно чтобы создать книгу? (Ответы детей) .
1. Сейчас предлагаю поиграть в игру «Отгадай сказку» .
1. Послушав лисьего совета,
Сидел на речке до рассвета.
Рыбешки, правда, не поймал,
Лишь хвост бедняга потерял. (Лиса и волк.)
2. Ведра в дом идут с водой,
Едет печь сама собой…
Что за чудо, в самом деле?
Это сказка о … Емеле.
3. Шестерых её детей
Волк обидел - съел, злодей!
Лишь седьмой в живых остался,
Волку в зубы не попался.
(«Волк и семеро козлят» )
4. Отвечайте на вопрос :
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк,
И хотел съесть пирожок? («Маша и медведь» )
5. Бабушка в лесу живёт,
Травы - зелье собирает,
Пол в избе метлой метёт.
В ступе по небу летает,
Из кости её нога.
Эту бабу звать. Яга.
6. На земле и под водой,
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?
(Буратино)
7. Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила :
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка из русской народной сказки "Репка")
8. Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
9. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит Добрый.
(Айболит) .
2. Вы очень сообразительные, вспомнили названия сказок, а вот узнаете ли вы героев сказки? Хотите попробовать? (Ответы детей) . Слушайте внимательно.
1.«Не садись на пенек, не ешь пирожок»
(Маша из сказки «Маша и медведь» )
2.«Печка, матушка, спрячь нас!»
(Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди» )
3.«Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил?
Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
(Петушок из сказки «Колосок» )
4.«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»
(Лиса из сказки «Заюшкина избушка)
3. Сейчас предлагаю встать и поиграть в игру «Назови и покажи» .
1. Змей Горыныч злой, а Машенька (добрая) .
2. Заяц трусливый, а лиса (хитрая) .
3. Бык и медведь трусливые, а петух (смелый) .
4. Теремок маленький, а медведь (большой) .
Молодцы, присаживайтесь.
4. А теперь самое интересное задание : я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок.
1. Царь, три сына, стрела, болото. («Царевна-лягушка» )
2. Отец, мачеха, три дочери, фея, туфелька. («Золушка» )
3. Очень маленькая девочка, майский жук, мышь, ласточка. («Дюймовочка» )
4. Злая мать, дочь и падчерица, дед Мороз. («Морозко» ).
Физкультурная минутка «Сказка»
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка, хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу» ).
Присаживайтесь.
5. Назовите второе имя сказочных героев :
Сестрица-
Василиса-
Ой, рюкзачок мне что-то шепчет. Ребята, он мне говорит, что у него потерялся братишка, который очень похож на него. Попробуем ему помочь? А на поиски пойдут те ребята, у которых имена начинаются на звук «а» . Я прошу их встать. У меня для вас есть подсказка, рюкзак находится в группе , в прямоугольном, красном предмете. Вы хотите посмотреть, что находится в этом рюкзаке? (Ответы детей) . Здесь находятся предметы, которые пришли к нам из разных рассказов и сказок. Я вам сейчас их покажу, и мы попробуем узнать, откуда они к нам пришли. (Жанр, автор) .
6. Цветные камушки.
Крокодил.
Бык, баран, свинья, кот, петух.
Туфелька.
7. Ребята, сколько героев в сказке «Зимовье» ? Сколько в сказке «Теремок» ? Где больше героев, где меньше? Кто самый маленький в сказке «Теремок» ? Кто самый большой в сказке теремок? Кто такой медведь?
Чем отличаются стихи от рассказов? Стихи записывают в столбик. А рассказы записывают в строчку. Вот так. А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.
Кто пишет стихи? (Ответы детей) . Я вам предлагаю стать юными поэтами. В стихах созвучны последние слова, мы с вами попробуем подобрать рифму : зайчатки, лисичка, репка, кошка, пирожок….
Молодцы, вы настоящие поэты.
8. Сейчас послушайте : «Рыжая кошка летала по небу. Она махала крыльями и красиво чирикала» . Что я вам прочитала? (Ответы детей) . Это небылицы. Чем отличаются небылицы от рассказов? (Ответы детей) . В небылицах происходит то, чего не может быть. Кто сможет вспомнить небылицу К. И. Чуковского? (Ответы детей-Путаница) .
9. Что-то стало пасмурно, солнышко спряталось. Что можно сделать, чтобы выглянуло солнце? (Ответы детей) . Рассказать закличку. Что мы с вами делали? Закликали. Какие вы ещё заклички знаете?
10. Вы сегодня меня порадовали, я вижу, что вам понравилось Литературная викторина . Скоро вы пойдете в школу и будете читать не только сказки, рассказы, но и разные учебники, из которых узнаете много интересного и познавательного. Никогда не забывайте, сколько людей трудилось, чтобы у вас были книги, относитесь к книгам бережно.
Сейчас я вам подарю маленькие заготовки для книг. И вы сами можете создать свою личную книжку-малышку. Одновременно побывать и юными художниками, поэтами. А затем подарить своим родным.
Публикации по теме:
Конспект театрализованного занятия по художественной литературе в средней группе по русской народной сказке «Теремок» КОНСПЕКТ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО СКАЗКЕ «ТЕРЕМОК». Программное содержание: 1)Учить.
Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Литературная викторина по сказкам» Конспект занятия по художественной литературе в средней группе Тема: Литературная викторина по сказкам. Цель: С помощью различных приемов.
Конспект занятия по развитию речи и художественной литературе в младшей группе «Сказка о глупом мышонке» Программное содержание: Познакомить детей с новой авторской сказкой, привлечь детей к новому ее исполнению. Учить отвечать на вопросы воспитателя.
Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Формировать умение определять содержание литературных произведений по иллюстрациям.
Конспект занятия по развитию речи и художественной литературе во II младшей группе «Сказка о глупом мышонке» Программное содержание: Познакомить детей с новой авторской сказкой, привлечь детей к новому ее исполнению. Учить отвечать на вопросы.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Литературная викторина» ЗАДАЧИ: -продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. - с помощью различных приемов повторить известные сказки и рассказы,.
«Стихотворение В. Берестова «Котёнок». Конспект занятия в младшей группе по художественной литературе Тема: Стихотворение В. Берестова «Котёнок». Цель: Познакомить с содержанием стихотворения В. Берестова «Котенок». Задачи: 1. Развивать способность.
Тема: «В мире сказок и приключений» Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Цель: формирование устойчивого интереса к литературе как.
Педагогическая викторина «Приобщение детей к художественной литературе ведут знатоки» Цель: Создание условий для формирования готовности начинающих педагогов к деятельности по речевому развитию детей (образовательная область.
Конспект занятия по художественной литературе «Путешествие в страну сказок» Совместно-образовательная деятельность с детьми средней группы. Тема: «Русская литература» ГБДОУ детский сад №42 Кировского района.
Библиотека изображений:
Литературная викторина «Любимые сказки»
Цель: Способствовать созданию единого образовательного пространства по использованию сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии детей.Задачи:
- Привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе,
- Обобщить знания детей о сказках, воспитывать доброжелательность, умение работать в команде, совершенствовать коммуникативные функции речи, активизировать творческий потенциал детей и взрослых.
- Показать навыки детей, формы и методы работы со сказкой.
- Создать положительный эмоциональный настрой всех участников.
- Формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии сказок, так и в процессе творчества;
- Развивать такие формы воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа; развивать индивидуальные литературные предпочтения, прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора;
Вступительное слово:
- Добрый вечер, уважаемые взрослые и дети!
Мы рады вас приветствовать на викторине «Любимые сказки». Все знают, что в нашем детском саду - самые умные, добрые, сообразительные дети и самые эрудированные родители.
А вы – болельщики, тоже будьте внимательны, потому что и для вас будут задания. Для начала я хочу узнать, какие русские народные сказки вам знакомы? (Ответы детей). Молодцы!
А теперь послушайте, какие необходимо выполнять правила во время игры – викторины:
вопросы надо слушать внимательно;
ответить на задание может любая команда, которая знает ответ и хочет ответить, для этого нужно посовещаться и капитану поднять эмблему своей команды и таким образом получить право на ответ;
за правильный ответ будет вручаться жетон, но если команда ответит не правильно, тогда право ответа переходит к второй команде.
победительницей в игре будет та команда, у которой будет больше жетонов.
Представление жюри:
1.Бринюк Валентина Ивановна – директор поселковой библиотеки
2.Константинова Елена Яковлевна – учитель начальных классов
3.Кузнецова Галина Петровна – представитель общественности
Ход викторины
Дети и взрослые делятся на команды с помощью цветных жетонов и рассаживаются за столы, обозначенные соответствующим жетонам
(Команды: участники викторины получают символы –«Умная сова» и «Кот ученый»)
№ 1 конверт желтый: «О какой сказке идёт речь?»
Команда «Умная сова»
1.В дом хозяева вошли - беспорядок там нашли.(Три медведя)
2.Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ.(Репка)
3.Лечит разных малышей, лечит птичек и зверей.(Доктор Айболит)
4.Помогла нам яблонька, помогла нам печка…(Гуси –лебеди)
5.Нам не страшен серый волк.(Три поросенка)
6.Сяду на пенёк, съем пирожок.(Маша и медведь)
7.Колотил, колотил по тарелке носом.(Журавль и лисица)
8.И сбежали от грязнули и чулки и башмаки.(Мойдодыр)
Команда «Кот учёный»
1.Приходите, тараканы, я вас чаем угощу.(Муха-Цокотуха)
2.Свет мой, зеркальце, скажи…(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
3.Не пей из копытца, козлёночком станешь.(Аленушка и братец Иванушка)
4.Ещё пуще злится злая старуха…(Сказка о рыбаке и рыбки)
5.Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…(Колобок)
6.Он ударил в медный таз и вскричал: «Карабарас!»(Мойдодыр)
7.Дёрни за верёвочку, дверь и откроется.(Красная шапочка)
8. Не ходите, дети в Африку гулять.(Айболит)
№2 конверт красный: «Салат из сказок»
Ведущий читает придуманные сказки, где присутствуют персонажи из разных русских народных сказок, а игрокам нужно отгадать, из каких сказок эти персонажи?
1. “... Сидит Волк у проруби и приговаривает: “По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая”.Потяжелел хвост,стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка – Жучку...”. (“Лисичка – сестричка и Серый волк”, “По щучьему велению”, “Репка”)
2. “... Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит: “Не плачь, Алёнушка, а помоги мне лучше влезть в левое ухо, а вылезти из правого и я снова стану братцем...”. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Крошечка – хаврошечка”)
3. “... Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и спрашивает: “Тук, тук, тук! Кто в тереме живёт?”. “Я – мышка – норушка, я - лягушка – квакушка...”. (“Колобок”, “Гуси – лебеди”, “Теремок”).
4. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают. «А что, старуха, - говорит старик,- давай мы себе из снега дочку сделаем». А старуха отвечает: «Не тужи, Иван – царевич! Ложись – кА спать – почевать, утро вечера мудренее! («Снегурочка», «Царевна-лягушка»)
№ 3 конверт оранжевый: «Песенки сказочных героев»
Участникам команды необходимо вспомнить песенки которые исполняются в сказках.
Песня Красной шапочки
-песня Золушки
-песня колобка
-песня буратино
-песня бременских музыкантов
-песня белочки (во саду-ли, во городе..)
-песенка 3 поросят
-песня Козы и козля
№ 4 конверт синего цвета: «Живые картинки»
(Команды по очереди изображают сказку без слов, с помощью мимики,
движений и жестов. («Репка», «Три поросёнка», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят»).
№ 5 конверт розовый: «Продолжи сказку»
Жили – были в детской комнате игрушки: кукла Маша, весёлый клоун, мышка Малышка и косолапый мишка. Надоело им сидеть на одном месте, и решили они отправиться в путешествие. Долго ли, коротко ли шли наши игрушки, и наконец попали они в сказочный лес….
(с помощью наводящих вопросов продолжить сказку по очереди)
- Какой сказочный лес?
- Что увидели игрушки в сказочном лесу?
- Кого они встретили?
- Игрушки заблудились, кто им помог?
- Кому игрушки помогли?
- Как игрушки вернулись домой?
№ 6 конверт зеленый: «Рыбалка»
Помните, в “Сказке о рыбаке и рыбке” занятием старика было ловить неводом рыбу, мы тоже сейчас порыбачим. Рыбки, которых вы поймаете не простые, а с заданиями.
(Ребята по – очереди выходят к доске, “ловят” рыбку и отвечают на вопрос, который написан на обороте. Кто правильно ответит, тот поймал рыбку).
Вопросы на рыбках:
1. Кто являлся сторожем царя Дадона? (Петушок)
2. Как звали жениха мертвой царевны? (Королевич Елисей)
3. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (33 года)
4. К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты? (К солнцу, к месяцу, к ветру).
5. Какими словами начинается “Сказка о попе и работнике его Балде”? (Жил-был поп, толоконный лоб).
6. За какую плату согласился служить Балда попу? (за 3 щелчка по лбу)
7. Какими словами бранила старуха своего старика? (Дурачина ты..)
8. Назовите место встречи Балды с попом. (базар)
9. Сколько богатырей было у дядьки Черномора? (33)
10. Какую песню поет белочка в “Сказке о царе Салтане”? (Во саду ли…)
11. О каком времени года идет речь в “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”? (о зиме)
12. Какое было 1 желание старухи из “Сказки о рыбаке и рыбке”? (корыто)
№ 7 конверт фиолетовый: «Кроссворд по русским народным сказкам»
По горизонтали:
2.Тот Илья, что Соловья-разбойника усмирил.4.Героиня сказок. Она и Премудрая, она и Прекрасная.7.Цветок, который дружил с жаворонком.10.В истории про деда и медведя одному из них достались корешки, а другому...11.Он и от дедушки ушел и от бабушки ушел.12.Что произошло, когда принц и принцесса встретились?
По вертикали:
1.Птица-разбойник.3.Баба страшная...5.Младший сын деда и бабы. Обычно дурачок.6.У сестрицы Алёнушки был братец...8.Чем поп машет?9.Сказочный домик, в котором живет много зверей.
№ 8 конкурс капитанов
Восстановите четверостишие из сказки Пушкина
1)Кабы я была царица
Третья молвила сестрица
Я б для батюшки царя
Родила богатыря
2) Кабы я была царица
Говорит одна девица
То на весь крещеный мир
Приготовила я б пир
Литературные игры - викторины не только приносят радость, но и формируют интерес к литературе, причем не только у детей, но и у их родителей.
Предварительная работа.
Воспитатель читает детям сказки (авторские и народные), по которым намечено проведение викторины, рассматривание вместе с детьми иллюстрации к ним, предлагает родителям прочитать эти сказки дома. Дети заучивают отрывки из стихотворных сказок и драматизируют сцены из прозаических. Вместе с воспитателем придумывают названия команд, готовят эмблемы для игроков и капитанов (например, изображая совы как символа мудрости), рисуют (по желанию) иллюстрации к сказкам для украшения зала или делают панно с коллективной аппликацией. Воспитатель (в тайне от детей) готовит необходимые для проведения викторины атрибуты: Волчек со стрелкой и карточки с вопросами-заданиями, коробку, обклеенную черной бумагой, иллюстрации, игрушки и т.д.
Организация игры.
В каждой из двух команд по 5 (старшая) или по 8 (подготовительная к школе группа) игроков. Они сидят за отдельными столами. Сбоку – зрители-болельщики (родители, дети других групп и т.д.). ведущий (музыкальный руководитель, заведующая, методист) сидит за столом, на котором стоит волчок со стрелкой и разложены карточки с заданиями. Выбирается судья-информатор (воспитатель или няня), который на наборном полотне выставляет количество баллов, набранное каждой командой.
В конце игры команда-победитель получает призы (книги), все участники – конфеты, а победитель игры со зрителями – сувенир.
Игра-викторина по русским народным сказкам
(«Бычок – смоляной бочок», «Зимовье зверей», «Жихарка», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Петушок – золотой гребешок», «Снегурочка и лиса»).
- «Драматизация». Одна команда драматизирует отрывок из сказки «Жихарка», а другая – «Лисичка со скалочкой».
- «Конкурс капитанов». Из иллюстраций Е.И.Рачева, которыми украшен зал, капитан первой команды должен выбрать те, что имеют отношение к сказке «петушок – Золотой гребешок», а капитан второй команды – к сказке «Заюшкина избушка».
- «Черный ящик». В ящике (коробке, оклеенной черной бумагой) находится кукла. Она говорит: «Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке». Дети должны угадать, что это за персонаж и из какой он сказки. (Машенька из сказки «Маша и медведь»)
- «Сделай правильный выбор». Первая команда должна из лежащих на подносе игрушек выбрать персонажей сказки «Зимовье зверей» (баран, свинья, кот), а вторая – персонажей сказки «Бычок – смоляной бочок» (медведь, заяц, волк).
- «Игра со зрителями». Зрителям предстоит угадать, кто поет песенку «Петушок, петушок, Золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошку»? (Лиса в сказке «Петушок – Золотой гребешок»).
- «Узнай сказку по отрывку». По прочитанному отрывку детям предстоит угадать, из какой он сказки. «Принесли молока, яиц, творогу и стали лисицу потчевать. А лисица просит, чтобы в награду дали ей курицу». («Снегурушка и лиса»).
Игра-викторина по сказкам
К. И. Чуковского
(«Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе»).
- «Конкурс капитанов». На двух столах разложены различные предметы: мыло, зубная паста, губка, мочалка, полотенце, расческа, линейка, конверт, тетрадь, коробка спичек и др. Капитаны должны найти нужные Мойдодыру вещи и быстро сложить их в корзинки.
- «Кто вспомнит?» Участникам предстоит узнать слово, которое твердил Айболит, отправляясь в Африку? («Лимпопо»).
- «Черный ящик». В ящике лежит любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон». Командам нужно отгадать, что это за лакомство. (Калоша.)
- «Сладкий поднос». На подносе стоят розетки с конфетами, вареньем и сахаром. Нужно выбрать, чем Муха-Цокотуха угощала бабочку? (Варенье)
- «Игра со зрителями». Зрителям нужно вспомнить, кто потушил море в сказке «Путаница» (бабочка).
- «Узнай сказку по отрывку». Детям предстоит угадать, из какой сказки эти строки: «А за ними блюдца – дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля, и танцуют, и смеются, дзынь-ля-ля». (Из сказки «Федорино горе»).
- «Сделай правильный выбор». На двух подносах разложены игрушки. Первая команда должна найти героев «Краденого солнца» на одном подносе (медведь, белка), а вторая – на другом (крокодил, заяц).
- «Прочитай
наизусть».
Дети (по желанию) читают
отрывки из сказок К.И.Чуковского.
Игра-викторина по сказкам
Г.Х. Андерсена
(«Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солжатик», «Огниво», «Принцесса на горошине», «Свинопас»).
- «Черный ящик». Детям предстоит послушать загадку и сказать, что лежит в черном ящике:
Под грудой перин оказалась она,
И было принцессе всю ночь не до сна.
(Горошина)
- «Конкурс капитанов». На двух столах разложены иллюстрации к сказкам Г.Х.Андерсена, но только по две из них на каждом столе относится к сказке «Гадкий утенок». Капитаны должны (кто быстрее) найти соответствующие иллюстрации и принести их ведущему.
- «Узнай подарки принца из сказки «Свинопас»». Каждая команда получает по четыре открытки. Первая команда – с изображениями птиц: снегирь, синица, соловей и щегол; вторая – с изображениями цветов: лилия, гвоздика, тюльпан и роза.
- «Два подноса». Детям предстоит угадать кому из героев и какой сказки принадлежат следующие предметы. Первый поднос: кусочек олова и блестка (Стойкому оловянному солдатику и плясунье из сказки «Стойкий оловянный солдатик»). Второй поднос: скорлупа грецкого ореха и лепесток розы (Дюймовочке из одноименной сказки).
- «Игра со зрителями». Зрителям нужно отгадать загадку:
Кто, скажите, всем на диво
Появлялся из огнива?
(Три собаки)
- «Музыкальное задание». В какой сказке Г.Х. Андерсена звучит эта песенка? (Заведующий исполняет на металлофоне мелодию «Ах, мой милый Августин!..» (Сказка «Свинопас»)).
- «Угадай-ка». Детям предстоит угадать сказочных героев.
В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.
(гадкий утенок)
Он стойко беды перенес,
Никто не видел его слез.
(Оловянный солдатик)
Чуть женой крота не стала
И усатого жука!
Вместе с ласточкой летала
Высоко под облака.
(Дюймовочка)
Игра-викторина по сказкам
братьев Гримм
(«Беляночка и Розочка», «Бременские музыканты», «Горшочек каши», «Огниво», «Заяц и ёж», «Король-дроздовик»).
- «Разложите открытки по порядку». На двух подносах разложены открытки из набора «Братья Гримм «Беляночка и Розочка»», в иллюстрациях Татьяны Нарской (по 5 открыток в каждой команде). Кто быстрее иправится с заданием.
- «Конкурс капитанов». Каждому капитану из трех предложенных портретов писателей нужно выбрать изображение одного из братьев Гримм и назвать сказочника по имени (Якоб и Венгельм) . Кто быстрее справится с заданием.
- «Угадай животных». Каждой команде дается по большому листу с изображениями различных животных. Нужно найти те из них, о ком говорится в сказке братьев Гримм «Бременские музыканты» (кот, медведь, осел, собака, заяц, ёж). Задание выполняется на скорость.
- «Черный ящик». В ящике лежит то, что осталось у гордой королевны из сказки «Король-дроздовик» после ее встречи с гусаром на базаре. Что это? (Посудные черепки).
- «Игра со зрителями». Зрителям предстоит отгадать загадку:
Всем он кашу наварил,
Съесть ее не хватит сил. (Горшочек)
- «Собрать рукодельные шкатулочки Беляночки и Розочки». На двух подносах разложены игольницы, наперстки, мотки ниток, тесемок, лент и мелкие игрушки (по выбору воспитателя). Нужные для рукоделия вещи требуется сложить в шкатулку. Задание выполняется на скорость.
- «Драматизация». Каждая команда драматизирует отрывок из сказки «Бременские музыканты» или «Еж и заяц».
Игра-викторина по сказкам
А.С. Пушкина
(«Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»).
В конце года проводится литературная игра, в которой команда детей «Золотой петушок» борется за первенство с командой родителей «Золотая рыбка». Некоторые вопросы для родителей, естественно, труднее.
«Музыкальный конкурс».Вопрос детям: «Кто и в какой сказке поет песенку «Во саду ли, в огороде»? (Ведущий поет и играет на металлофоне.) (Белка в «Сказке о царе Салтане»).
Вопрос родителям: «Как называется этот музыкальный отрывок?» (Звучит аудиозапись «Полет шмеля» Н.А. Римского – Корсакова).
- «Черный ящик».
Вопрос детям: «В ящике лежит предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. Что это за предмет и какая это сказка?» (Яблоко. «Сказка о мертвой царевне…»).
Вопрос взрослым: «В ящике лежит мех, из которого была сшита душегрейка старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Какой? (Соболиный.)
- «Конкурс знатоков живописи». На мольберте картины «Всадница» К.Брюллова; «Иван-царевич на сером волке» В.Васнецова; «Царевна-лебедь» М.Врубеля. Детям нужно назвать, на какой картине изображен пушкинский персонаж. Взрослые должны назвать автора картины.
- «Угадай-ка». Каждой команде дается по большому листу с изображениями различных животных. Нужно найти те из них, о которых говорится в сказках А.С.Пушкина. (Собака, конь, муха; белка, лебедь, комар)
- «Игра со зрителями». Зрителям предстоит угадать, кто и в какой сказке говорит такие слова: «Да! Такая есть девица. Но жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь». (Царевна-Лебедь, «Сказка о царе Салтане».)
- Конкурс чтецов. Дети и взрослые наизусть читают отрывки из сказок А.С.Пушкина (по выбору).
Цель: обобщить знания воспитанников по теме «Сказки» с использованием произведений русских, советских и зарубежных писателей, а также русского народного фольклора.
Задачи: развитие связной речи, словотворчества, слухового и зрительного внимания; закрепить знания одно- и двузначных чисел; вызвать интерес к конкурсным играм; развитие навыков коллективной работы; снятие эмоционального напряжения; корректирование страхов.
Материалы: магнитная доска, иллюстрации к сказкам, 4 корзинки, кубики, игрушка лиса, деревянные грибочки, листы с контурами ягод малины (раскраски), разрезанные цветные картинки к сказкам или крупные пазлы, конфеты для угощения детей.
Предварительная работа: чтение сказок в группах, театрализованная деятельность по сказкам.
Сценарий:
Дети входят в зал под песню «В гостях у сказки». Рассаживаются на стульчики.
Входит воспитатель с мальчиком Иванушкой.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости пришел братец Иванушка и ему нужна наша помощь. Расскажи Иванушка, что случилось?
- Баба-Яга заколдовала мою сестрицу Аленушку и она не может найти дорогу в свою сказку. А вы знаете, из какой я сказки? А какие сказки ваши любимые? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Сказка может многому научить, может заставить, может нас просто развеселить, создать хорошее настроение, ведь в сказках добро всегда побеждает зло. Ну что, ребята, поможем Иванушке?
Дети: – Да! Да!
– Для этого вам нужно отправиться в путешествие по сказкам и справиться со всеми испытаниями, которые вам встретятся на пути! А ещё вас ждут коварные вопросы, подготовленные Бабой-Ягой. Если вы найдёте на них ответы, то колдовство исчезнет, и Аленушка вернется к Иванушке! Вы готовы? Давайте разделимся на 2 команды и проведем соревнование: первая команда « Молодцы», а вторая « Удальцы». Первый конкурс- разминка. Только давайте договоримся, что отвечать будет та команда, которой я задаю вопрос и не выкрикивать!!! Итак, разминка.....
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка.)
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился... (Колобок.)
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?.. (Буратино.)
У Золушки с ножки
свалилась случайно.
Была не простою она,
а хрустальной … (Туфелька.)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети? (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят».)
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя.)
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка.)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит.)
- А дорога далека
А корзина нелегка
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок.
(Маша и медведь)
- Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться?
Очень вкусная вода –
В ямке от копытца!
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.)
Команда, которая побеждает в конкурсе получает кубик, который складываем в корзинку. У кого больше кубиков- тот и победил.
1 конкурс. «Сказочный»
Воспитатель: А теперь я из каждой команды приглашаю по одному человеку.
Дети встают по обе стороны к ведущему, у ведущего вытянута ладонь, а на ней кубик. Объяснение задания. Ведущий читает маленький отрывок из сказки, дети быстро вспоминают, что это за сказка и кто первый вспомнит, тот быстро берет кубик с ладони ведущего. Соревнование продолжается два-три раза. Воспитатель читает несколько отрывков из сказок.
«Принесли молока, яиц, творогу и стали лисицу потчевать. А лисица просит, чтоб ей в награду дали курицу». («Снегурушка и лиса».)
«… Кот услыхал…Кот прибежал…Спина дугой, хвост трубой, глаза горят, когти выпущены. Ну, лису царапать! Бились лисица, билась, а петушка отпустила». («Кот и петух».)
. … Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её уж и след простыл – убежала. Целую ночь провозился волк у проруби – не мог хвост вытащить…
(«Лиса и волк».)
Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран - делать нечего - приходит к быку: «Пусти, брат, погреться». - «Нет, баран, у тебя шуба тепла; ты и так перезимуешь. Не пущу!». («Зимовье зверей».)
2 конкурс. «Грибочки для лисички»
Раздается стук за дверью (кто-то из взрослых помогает это сделать).
Воспитатель: Кто-то идет к нам в гости. Открывает дверь, входит ряженая лиса или выносим игрушку лисы, её спрашивают: - Лиса ты зачем к нам прибежала?
«Да вот бежала лесочком, со своим кузовочком,
а в кузовочке лесные грибочки, споткнулась, упала, рассыпала грибы».
Ведущий дает корзинки по-одному из команд участниц и рассыпает грибы (можно вырезать из бумаги цветные грибы и разбросать на полу, кто быстрее соберет и больше в свою корзинку) считают, дают кубик, а лису с грибами провожают за дверь.
3 конкурс. «Ягодки для мишки»
Воспитатель: Ребята, вы все когда-нибудь ходили со взрослыми в лес (подчеркивае, что одним, конечно, в лес ходить нельзя), но вот одна девочка пошла по ягоды и заблудилась, набрела в лесу на избушку. (Вспомнить что за сказка, как зовут девочку, кто жил в избушке - сказка "Маша и медведь").
Воспитатель: А вы знаете что медведь рассердился на Машу, ведь она его смогла обмануть? Давайте задобрим медведя, чтобы он не сердился и не обижался, мишу угостим.
Опять выходят по одному из команд, ведущий предлагает расскрасить ягодки, которые так любит миша, кто скорее раскрасит (использовать контуры ягод на листах бумаги, прикрепленные к магнитной доске). Победителю - кубик.
Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть»
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево-вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
(Дети повторяют описываемые движения.)
4 конкурс. «Исправь ошибки»
Воспитатель: В названиях следующих сказок есть ошибки. Найдите их. Каждой команде по очереди буду называть перевертыш. Будьте внимательны.
* «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
* «Даша и медведь» – «Маша и медведь».
* «Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».
* «Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».
* «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
* «Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.
* «По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
* «Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».
5 конкурс. «Собери картинку»
На подносах лежат разрезанные картинки к сказкам. Вызываю по одному ребенку из команды, дети должны сложить пазл и назвать сказку, зашифрованную на картинке.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете сказки и помогли сестрице Аленушке найти дорогу в свою сказку и встретится со своим братцем. Спасибо вам.
Иванушка благодарит детей и уходит встречать сестру.
А теперь давайте подведем итоги.
Подсчитываем кубики, называем победителя, угощаем детей конфетами.