Литературно-исторические заметки юного техника. Последние годы жизни

Бенуа Александр Николаевич – живописец, график, искусствовед, яркий представитель художественного объединения "Мир искусства", автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Необычайно одаренный художник, пропагандист искусства, организатор многочисленных выставок, музейный работник, активнейший деятель театра и кино, А. Н. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века.

Он родился в Петербурге 3 мая 1870 года в семье разносторонне одаренных художников. Отец художника, Николай Леонтьевич, – академик архитектуры. Детство и многие годы жизни А. Н. Бенуа прошли в Петербурге, в доме № 15 по улице Глинки, недалеко от Крюкова канала.

Обстановка в доме, среда, окружавшая Александра Николаевича, способствовали его художественному развитию. С детства полюбил он "старый Петербург", пригороды столицы. Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Александр Бенуа был одарен исключительной музыкальностью, обладал редкой зрительной памятью. Работы, созданные им в глубокой старости, "рисунки-воспоминания", указывают на поразительную стойкость и силу его жизненного восприятия.

Бенуа начал учиться рисованию еще в частном детском саду и всю жизнь целиком был поглощен искусством. В гимназии, где Александр Бенуа учился с 1885 по 1890 год, он подружился с В. Нувелем, Д. Философовым и К. Сомовым. Впоследствии все они вместе с С.П. Дягилевым стали организаторами группы "Мир искусства" и журнала того же названия, основной задачей которого была пропаганда зарубежного и особенно русского искусства. "Мир искусства" раскрыл немало забытых или незамеченных имен, привлек внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, поднял значение графики, художественного оформления и иллюстрирования книги. А. Бенуа был душою "Мира искусства" и непременным участником журнала. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. Исключительная трудоспособность позволяла ему за один день заполнить альбом рисунками, поработать в мастерской над начатой картиной, побывать в мастерских театра, вникая в детали эскизов декораций и костюмов, в режиссуру и даже в проработку ролей с актерами. Кроме того, Бенуа успевал подготовить статью в журнал или газету, написать несколько писем, всегда интересных мыслями об искусстве и всегда содержательных,

Оставалось у него время и для семьи. Сын Николай, дочери Елена и Анна, племянники и их маленькие друзья находили в "дяде Шуре" участника любопытных затей, полезных занятий и никогда не ощущали ни раздражения, ни усталости этого занятого, но неутомимого человека.

В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город; здесь им были созданы знаменитые "Версальские серии", изображавшие красоту парков и прогулки "короля-солнца" (Людовика XIV). Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. Пример этого - картина "Парад при Павле I", где показано тонкое знание истории, костюмов, архитектуры, быта и вместе с тем чувствуется оттенок юмора, едва ли не сатиры. "Какую бы чушь современные художественные борзописцы ни городили про меня, про мое "эстетство", мои симпатии влекли и теперь влекут меня к простейшим и вернейшим изображениям действительности", – говорил Бенуа.

Художник умел ценить величие искусства прошлого. Это сыграло особенно важную роль в России начала XX века, когда капиталистические застройки, безобразные доходные дома начали угрожать классическому облику города. Бенуа был последовательным защитником ценностей старины.

В творчестве А. Н. Бенуа особое внимание привлекают графические комментарии к произведениям литературы. Высшим достижением книжной графики явились иллюстрации к поэме А. С. Пушкина "Медный всадник"; над ними художник работал более двадцати лет. Уникальная по художественным достоинствам, темпераментности и силе, только одна эта работа могла дать А. Бенуа имя крупнейшего художника начала XX века.

А. Бенуа был также известным театральным, деятелем. Он начал работать с К. С. Станиславским, а после Великой Октябрьской революции вместе с А. М. Горьким участвовал в организации Ленинградского Большого драматического театра, для которого создал ряд блестящих спектаклей. Оформление "Свадьбы Фигаро", поставленной в 1926 году, – последняя работа Бенуа в Советской России.

Жизнь художника окончилась в Париже. Он много работал в Милане в знаменитом театре Ла Скала. Но память о родине, где он участвовал в осуществлении первых мероприятий Советского правительства по организации музеев, был ведущим сотрудником Эрмитажа и Русского музея, заботился об охране памятников старины, – всегда была для А. Бенуа драгоценнейшим в его жизни.

Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С.П. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства. Все последние его работы посвящены продолжению и вариациям "русских серий", начатых еще в 1907–1910 годах. Он постоянно возвращался к дорогим ему образам пушкинской поэзии: "На берегу пустынных волн", "Наводнение в Петербурге в 1824 г." В последние годы жизни А. Бенуа снова, но уже в живописи, разрабатывал эти сюжеты. Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского , к русским темам. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года.

Автопортрет 1896 (бумага, тушь, перо)

Биография Александра Бенуа

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор, один из авторов современного образа книги . Представитель русского модерна.

А. Н. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Делал он это настолько основательно, что сумел написать главу о русском искусстве для третьего тома "Истории живописи в XIX веке" Р. Мутера, вышедшего в 1894 г.

О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу - серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", - показав себя в ней самобытным художником.

Знаменитый русский художник Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) родился в известной семье, где кроме него было еще восемь детей. Мать Камилла Альбертовна Бенуа (Кавос) была по образованию музыкант. Отец - знаменитый архитектор.

Александр Бенуа, биография (краткая): детство и юность

Детство будущего художника прошло в Петербурге. Там же он поступил в частную гимназию Карла Мая, которую в разное время окончили 25 представителей рода Бенуа. По завершении классического образования Александр продолжил обучение на юридическом факультете Петербургского университета и параллельно посещал занятия в Академии Художеств. Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. Именно там им были написаны «Версальские серии».

«Мир искусства»

В 1898 году вместе с Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. Участники объединения устраивали выставки, в которых принимали участие Рерих, Врубель, Серов, Билибин, Васнецов, Коровин и Добужинский. Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». В частности, Репин не очень любил эту компанию, а самого Бенуа называл недоучкой, библиографом и хранителем Эрмитажа, хотя и принимал участие в выставках.

«Русские сезоны»

В 1905 году Александр Бенуа уехал во Францию. Там, в том числе по его инициативе, была сформирована балетная труппа «Русские сезоны», которую возглавил Дягилев. Бенуа являлся ее художественным руководителем и в 1911 году создал ставшие всемирно известными декорации к опере «Петрушка» Стравинского. Причем немногие знают, что художник не только оформлял спектакль, но и помог написать либретто к опере.

Возвращение в Россию

В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. Спустя несколько лет Александр Бенуа на свои деньги купил в Крыму, в городе Судаке участок земли, на которой построил дачу, где отдыхал и работал. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. В советский период, после его отъезда во Францию, когда стало ясно, что Бенуа не вернется, архив, хранившийся в крымском доме художника, передали в Русский Музей, а личные вещи и мебель распродали с аукциона.

После Революции по рекомендации Горького Александр Бенуа, фото которого представлено ниже, работал в комитете по охране памятников культуры, заведовал Эрмитажем и занимался оформлением спектаклей во многих театрах: Мариинском, Александринском и в Большом драматическом.

Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. Из докладной А. В. Луначарского от 09.03.1921, в ответ на секретный запрос №2244 следовало, что в начале революции он поддержал перемены, но впоследствии был огорчен жизненными невзгодами и выражал недовольство коммунистами, контролирующими музейную работу. Далее нарком писал, что Бенуа не является другом новой власти, но как директор Эрмитажа оказывает огромные услуги стране и искусству. Резюме Луначарского звучало так: по профессиональным качествам художник ценен, и его надо беречь.

Отъезд

Неоднозначное отношение к новой власти предопределило дальнейшую жизнь и творчество Бенуа. «Свадьба Фигаро» — последний спектакль в Ленинградском БДТ, поставленный художником перед отъездом из страны.

В 1926 году по рекомендации Луначарского Александр Бенуа, биография которого в последние годы полна трагических событий, поехал в командировку для работы в Гранд-опере во Францию. Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. Бенуа собирался после работы вернуться в Россию, но в конце июня 1927 года в Париж приехал сам Луначарский. Из письма художника к Ф.Ф. Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. В дружественной беседе он сказал об отсутствии финансирования и условий для его работы и посоветовал выждать во Франции, пока ситуация изменится.

Так Бенуа больше не вернулся в Россию.

Последние годы жизни

Биография Александра Бенуа продолжала писаться уже вдали от Родины, но в Париже к этому времени оказалось большинство его друзей и единомышленников. Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. На всем протяжении своей жизни Александр Бенуа, биография и творчество которого были неразрывно связаны с Россией, оставался ее горячим патриотом и старался сделать ее культуру популярной во всем мире.

Личная жизнь

Александр Бенуа был женат. В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. Оба художники. Н. Бенуа в 1924 году по приглашению уехал во Францию. Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. Занимался оформлением постановок, многие из которых делал с отцом, работал во многих известных театрах мира, три сезона оформлял постановки в Большом театре в Москве. Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. Была известным живописцем, и две ее картины приобрело Французское правительство. Среди ее работ есть портрет Б.Ф. Шаляпина и З.Е. Серебряковой.

В память о знаменитом художнике, внесшем большой вклад в театральное искусство, был учрежден международный балетный приз, носящий его имя. В Петергофе есть экспозиция, посвященная лично ему.

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор, один из авторов современного образа книги. Представитель русского модерна.

Версаль (Versailles).

В нашем сообществе уже публиковался пост о творчестве Александра Бенуа:

Вашему вниманию предлагается ещё несколько акварелей этого замечательного художника.

Версаль.(Versailles).

Paris. Karruzel.

Версаль. Versailles.

Версаль. Versailles.

Фонтан "Нептун" в Версале. Versailles.

Фонтенбло.

Villa Maurel, Cassis.

Pont Marie, Paris.

Капитолий, Рим. Le Capitole, Rome.

Ufficio Scavi, Rome.

Павловск.

Венеция. Venice.

Дворец при лунном свете. (Гуашь, бумага)

Кассис. Cassis.

Кассис. (Grove in Cassis).

Прогулка короля.

Китайский павильон в Царском Селе. (watercolor on paper. 23 x 25.5 cm).

Источник картинок:

Из комментариев к посту:

".....Бенуа давно меня держит в плену своей изысканности. Не могу оставить без внимания не только пост о нём, но и какую-нибудь второстепенную его акварельку, выставленную для поддержания престижа и статусности выставки. Притягивает глаз, притягивает ум, притягивает сущность. Что за напасть такая: пожизненно цепляться за Бенуа! Уже ХХ1 век, да он и сам даром, что основатель сообщества, как сказали бы мы сейчас, ужас до чего формализованного по содержанию, и бурного (с битьем лиц, романами, скандалами и разругамшами) по сути. Что меня так цепляет? Каллиграфическая точность деталей? Цветовая гамма, приглушенная и аристократичная? Отсутствие суеты и мельтешения в мастерстве, в руке? Видимая, висящая за границами работ, образованность? Тоска по невиданной и не пробованной эпохе? Образцы французских парков, разлинованные и обстриженные, живущие фантомами в его акварелях? С детства усвоенная -аксиома: он мог увидеть частично сохранившееся, а ты даже не додумаешь, потому что не увидишь никогда? Зависть к его декорациям и костюмам, сделанных для Дягилева, сколько ни листай элитное издание по дягилевским сезонам - не потрогаешь, не поймешь деликатного, но оглушительного эффекта? Что заставляет меня всю жизнь, в задумчивости останавливаться около этих холодноватых листов качественной бумаги, спрятанных под стекло, отмечать, что там его выставили, а там нет и нечего было? Может быть пейзаж без человека? А как хорош пейзаж без человека, от которого одни только неприятности и разрушение выверенной классическими стандардами гармонии? Не знаю, не знаю. Но смотрю, смотрю...."


А. Н. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Делал он это настолько основательно, что сумел написать главу о русском искусстве для третьего тома "Истории живописи в XIX веке" Р. Мутера, вышедшего в 1894 г.

О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу - серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", - показав себя в ней самобытным художником.

Неоднократные поездки в Италию и Францию и копирование там художественных сокровищ, изучение сочинений Сен-Симона, литературы Запада XVII-XIX вв., интерес к старинной гравюре - явились фундаментом его художественного образования. В 1893 Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели окрестностей Петербурга. В 1897-1898 он пишет акварелью и гуашью серию пейзажных картин Версальских парков, воссоздав в них дух и атмосферу старины.

К концу 19 началу 20 века Бенуа снова возвращается к пейзажам Петергофа, Ораниенбаума, Павловска. Он прославляет красоту и величие архитектуры XVIII в. Природа интересует художника главным образом в ее связи с историей. Обладая педагогическим даром и эрудицией, он в конце XIX в. организовал объединение "Мир искусства", став его теоретиком и вдохновителем. Много работал в книжной графике. Часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь".

Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк; начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17; издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России"; создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911).

После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом - стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Им был разработан и успешно реализован совершенно новый план общей, экспозиции музея, способствовавший наиболее выразительной демонстрации каждого произведения.

В начале XX в. Бенуа иллюстрирует произведения Пушкина А.С. Выступает как критик и историк искусства. В 1910-х в центр интересов художника попадают люди. Такова его картина "Петр I на прогулке в Летнем саду", где в многофигурной сцене воссоздается облик минувшей жизни, увиденной глазами современника.

В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Две темы неизменно пользовались его вниманием: "Петербург XVIII - начала XIX в." и "Франция Людовика XIV". К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях - в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина, исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).

В эти же годы принимает участие в оформлении "Русских сезонов", организованных Дягилевым С.П. в Париже, которые включали в свою программу не только оперные и балетные постановки, но и симфонические концерты.

Бенуа оформил оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже - "Русские сезоны". Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части, исполнил оформление к нескольким спектаклям.

Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского "Петрушка" (1911). Вскоре Бенуа начал сотрудничество с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Ж.-Б. Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.

С 1926 жил в Париже, где и скончался. Основные работы художника: "Прогулка короля" (1906), "Фантазия на Версальскую тему" (1906), "Итальянская комедия" (1906), иллюстрации к Медному всаднику Пушкина А.С. (1903) и другие.

/ / Александр Бенуа картины

Биография Бенуа

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960 гг.) – великий русский художник , историк мирового искусства. В своих работах Бенуа очень точно передавал стиль и настроения прошедших веков. Выходец из России, с 1926 года художник переезжает во Францию, живёт там и умирает. Александр Николаевич всегда испытывал некую любовь к старым временам, он черпал вдохновение для своих картин из относительной древности, примером тому может быть картина: Последние прогулки Людовика XIV. К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях.

Как историк мирового и русского искусства, Бенуа дебютировал выходом книги: История живописи XIX века. Потом были и другие книги (История российской живописи, Русская школа живописи и т.д.).

В 1896 году Александр вместе с друзьями отправляется в Париж, в который влюбляется целиком и полностью. Здесь он также, не изменяя своим традициям, пишет картины прошлого. Его работы в России и Франции — это взгляд современного человека на происходившее за сотни лет до этого. Мой взгляд на дружбу между временами и странами связан именно с его картинами. Бенуа много критиковали, как он называл их, “борзописцы”, но он не менял своих позиций и этим заслужил всеобщую признательность своей правоты и своего искусства.

Как уже говорили ранее, жизнь художника Александра Бенуа оборвалась в Париже. Несмотря на то, что последние годы жизни он провёл во Франции, по признаниям художника, память об отчизне, где он принимал активные участия во многих художественных мероприятиях, так или иначе относящихся к искусству, оставались с ним до конца его жизни и были драгоценнейшими воспоминаниями.

Александр Бенуа картины

Все картины открываются в полном размере с описаниями!




Top