Литературный музей на проспекте мира. Программы для гостей

Дом-музей В.Я. Брюсова

Дом-музей В.Я. Брюсова больше известен, как музей «Серебряного века». Этот период в русской поэзии длился сравнительно недолго, с 1892 по 1922 год, но подарил миру столько великих поэтов и писателей, чье творчество до сих пор любят и чтят в России.

Этот уникальный музей разместился в доме, в котором прошли 14 лет жизни известного поэта, писателя и литературного деятеля Валерия Яковлевича Брюсова. Дом имеет интересную архитектуру, он построен в стиле модерн и сохранил свой исторический фасад до наших дней. Этот особняк помнит замечательных людей, творивших в 20-х годах прошлого века – Константина Бальмонта, Андрея Белого, Сергея Есенина, Игоря Северянина, Владимира Ходасевича, Владимира Маяковского и многих других.

Дом знавал очень трудные периоды истории. После смерти Брюсова, его жена пыталась сохранять в доме обстановку, в которой творил писатель и даже проводила экскурсии в его мемориальном кабинете. Но после этого дом дважды подвергался пожарам и был определен на снос. В 1987 году здание было передано в веденье Литературного музея. Дом Брюсова был отреставрирован, и в нем была организована экспозиция мемориального кабинета В.Я. Брюсова и экспозиция «Пушкин и Серебряный век русской литературы». Брюсов был известный пушкинист, поэтому в музее можно увидеть более 80 работ писателя, посвященных А.С. Пушкину. Дом-музей Брюсова известен также как культурный центр столицы.

Экспозиция дома-музея Брюсова «Серебряный век»

С момента, как посетитель заходит в музей, он окунается в особую эстетическую атмосферу знаменитого Серебряного века. В доме воссоздана гардеробная комната и холл перед кабинетом В.Я. Брюсова. Обстановка мемориального кабинета писателя была восстановлена по фотографиям и воспоминаниям современников. На стеллажах в кабинете установлены уникальные книги личной библиотеки Брюсова, расставленные в том порядке, который определил писатель. На стенах кабинета можно увидеть живописные полотна художников – современников писателя, подаренные ему авторами. Здесь располагаются работы Поленова, Коровина, Судейского, Бурлюка, Татлина.
В музее хранятся подлинные шкафы, в которых Валерий Яковлевич хранил свои рукописи и черновики. Находясь здесь, посетители понимают, какой незаурядной личностью являлся Брюсов, какой он обладал эрудицией и удивительной трудоспособностью.

На втором этаже дома-музея располагается экспозиция, посвященная периоду Серебряного века. Здесь можно увидеть витрины, посвященные творчеству наиболее известных поэтов и писателей начала 20 века. В них выставлены рукописи и прижизненные издания книг писателей с их автографами, а также журналы, сборники и альманахи, выпущенные в тот период. Серебряный век характеризовался взаимопроникновением разных видов искусства, поэтому экспозиционный зал украшают полотна художников той эпохи и театральные эскизы, принадлежащие кисти Малевича, Маяковского, Добужинского, Розановой. В экспозиции можно увидеть бюсты самых ярких представителей Серебряного века – Цветаевой, Пастернака, Есенина, дружеские шаржи и фотографии.

Научная работа дома-музея Брюсова в Москве

В музе Брюсова постоянно ведется научная работа по изучению литературного наследия Серебряного века и творчества представителей авангардных поэтических течений – символистов, акмеистов и других. Работники музея ведут широкую просветительскую работу среди школьников, студентов и всех любителей русской поэзии. В доме часто проводятся литературные вечера и чтения, благодаря чему он стал известным в Москве культурным центром.

Мероприятия дома-музея В.Я. Брюсова

Обзорные экскурсии;
- тематические экскурсии-лекции;
- циклы лекций о поэтах и художниках Серебряного века;
- интерактивные занятия для учащихся старших классов;
- музейные праздники.

Дом-музей В.Я. Брюсова в Москве – место, посвященное жизни и творчеству известного поэта и всей эпохе легендарного Серебряного века.

Музеи

За Садовым кольцом недалеко от Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры в тихом тенистом переулке расположен дом выдающегося русского художника В. М. Васнецова, построенный в 1894 году по проекту самого художника в неорусском стиле. В. М. Васнецов жил здесь последние 32 года своей жизни (1894–1926). 25 августа 1953 года в доме был открыт музей, в 1954 году 3-й Троицкий переулок, в котором стоит дом, переименован в переулок Васнецова.

Сразу после кончины художника у родственников возникла идея «все сохранить, как было, устроить что-то вроде дома-музея». Обратившись в Третьяковскую галерею за помощью, они получили согласие на совместную работу по организации посмертной выставки работ В. М. Васнецова с дальнейшей перспективой создания музея.

27 января 1927 года сын художника Алексей Викторович Васнецов подал в Правление галереи заявление о том, что семья готова принять все обязательства, связанные с устройством выставки. Он же был утвержден в качестве уполномоченного по ведению дел. Алексею Викторовичу помогали сестра Татьяна Викторовна и жена Зинаида Константиновна. В оформлении экспозиции непосредственное участие принимали М. В. Нестеров, П. Корин, Ап. М. и Вл. В. Васнецовы и ученый секретарь Третьяковской галереи Н. С. Моргунов. Были проведены необходимые ремонтные работы, отпечатаны и расклеены несколько сотен афиш с информацией о выставке, приготовлены билеты и издан каталог.

Выставка открылась 13 марта 1927 года. В первый же день ее посетили около 600 человек. В последующие дни на выставку приходило много заинтересованных посетителей и школьных групп, бывали экскурсии. Экспозиция выставки сохранялась до 1933 года.

В предисловии к каталогу указывалось, что экспонируемые на выставке работы, в частности сказочный цикл, представлены публике впервые и что в дальнейшем будут демонстрироваться пейзажи, этюды и эскизы, «которые в объединении с тем, что показывается теперь, должны составить Музей имени Виктора Васнецова». На выставке было представлено 212 экспонатов: живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства. Экспонаты размещались в гостиной, бывшей классной комнате и в мастерской. Сказочно-былинные картины авторы каталога снабдили краткими текстами из литературного первоисточника.

В годы Великой Отечественной войны в доме продолжали жить родные художника. Большие картины были свернуты, остальные работы разложены по ящикам. Сам дом не пострадал, но не сохранились ограда и терраса. В сентябре 1946 года наследники выразили желание к столетию со дня рождения В. М. Васнецова в 1948 году организовать в доме музей и вели об этом переговоры с Третьяковской галереей. Открывшаяся в мае 1948 года в выставочном зале Союза советских художников выставка картин мастера вызвала у посетителей большой интерес и способствовала принятию решения об организации музея.

29 июня 1950 года вышло распоряжение Совета министров СССР об организации Дома-музея В. М. Васнецова. Комитет по делам искусств при Совете министров СССР издал приказ приступить к организации музея, для чего осуществить прием дома, а также художественных коллекций и имущества, передаваемых наследниками художника в дар государству.

Через месяц, 29 июля 1950 года, наследники подписали заявление в Комитет по делам искусств при Совете министров СССР о безвозмездной передаче государству имущества и ценностей для организации Дома-музея В. М. Васнецова. 18 июля 1951 года приказом Комитета было утверждено «Положение о Доме-музее В. М. Васнецова». 28 августа 1951 года был подписан акт приема комиссией дома, художественных произведений – живописи, графики, произведений декоративно-прикладного искусства, предметов быта и имущества В. М. Васнецова от его наследников.

Первым директором музея (с 1951 по 1957 годы) стал племянник художника Дмитрий Аркадьевич Васнецов, участник Первой мировой и Великой Отечественной войн, актер Музыкального театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, директор Детской музыкальной школы. Главным хранителем была назначена З. К. Васнецова. Вместе с Татьяной Викторовной Д. А. Васнецов занимался ремонтом дома, восстановлением его планировки и воссозданием обстановки, бывшей при жизни В. М. Васнецова. Архитектура дома была полностью сохранена, обстановка дома восстановлена на начало ХХ века. Почти полностью сохранено убранство столовой, гостиной и мастерской. Во всех остальных комнатах, включая экспозиционные, были представлены подлинные предметы, переданные в музей семьей художника.

Остававшаяся в собственности наследников часть коллекции была передана в музей по завещанию Т. В. Васнецовой 1959 года и на основании ее дарственной 1961 года. Таким образом, все коллекции: живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства и быта, личный архив и библиотека художника, фотографии и воспроизведения вошли в состав музейного собрания, которое пополнялось за счет даров разных лиц, закупок, а в настоящее время насчитывает около 25 тысяч музейных предметов.

В 1978–80 годах была проведена реставрация дома, восстановлен внешний вид хозяйственных построек, где под общей крышей располагались дворницкая, прачечная и каретный сарай, во внутреннем дворе были восстановлены булыжная мостовая и кирпичная дорожка. С восточной стороны сохранился возведенный в 80-е годы XIX века брандмауэр (кирпичная стена), на который в 1970-е годы была перенесена мозаика «Спас на престоле», выполненная в начале ХХ века по эскизу В. М. Васнецова в петербургской мозаичной мастерской под руководством В. А. Фролова. С северной и западной стороны дома сохранился сад с вековыми дубами и вязами.

Музей "Cеребряного века" ("Дом В. Я. Брюсова")

На проспекте Мира, рядом с входом в Аптекарский огород, расположен небольшой особняк в стиле модерн - известный московский мемориальный памятник - дом поэта Валерия Брюсова. Брюсов провел здесь 14 последних лет жизни - с 1910 по 1924 год, здесь же он и умер.

Сам особняк до революции (тогдашний его адрес - 1-я Мещанская улица, д. 32) принадлежал купцу Ивану Кузьмичу Баеву, потомственному почетному гражданину, члену Торгового дома «Иван Денисович Баев старший с братьями». Брюсов вместе со своей семьей снимал в доме Баева квартиру на первом этаже.

Дом был построен в 1830-х годах - тогда это был двухэтажный жилой дом, с деревянным вторым этажом («низ каменный, верх деревянный») и характерной для того времени классической обработкой фасада. Усадьба - дом и два флигеля -принадлежала в XIX веке купеческим семьям - сначала купцам Аршиновым, затем Молчановым, пока наконец в 1895 году ее не купил купец 2-й гильдии Кузьма Денисович Баев. Позже, в 1909 году, она перешла по наследству к его сыну Ивану Кузьмичу, который решил кардинально перестроить старый дом, пригласив для этих целей архитектора Владимира Ивановича Чагина. Чагин спроектировал для Баева особняк в формах «северного модерна» - выразительное двух-трехэтажное здание с асимметрично решенными фасадами, кровлей сложной формы с островерхой крышей над входной зоной, и с оригинально устроенным входом в заглубленной арочной нише.

Для хозяйской семьи была предназначена квартира во втором этаже с большой мансардой наверху, а квартира на первом этаже сдавалась внаем. Именно эту квартиру в августе 1910 года и снял для себя и своей жены поэт Валерий Яковлевич Брюсов.

Брюсов тогда уже был известным на всю Россию поэтом и писателем, одним из основоположников русского символизма, «мэтром», оказавшим влияние не на одно поколение поэтов. Его авторитет в литературных кругах и Москвы, и Петербурга был непререкаемым. Брюсов возглавлял влиятельный символистский журнал «Весы», руководил издательством «Скорпион», его критические и литературоведческие статьи публиковались и в других изданиях - журнале «Русская мысль», альманахе «Северные цветы». Он выпустил более десяти своих поэтических сборников и несколько прозаических произведений, самые известные из которых - романы «Огненный ангел» и «Алтарь победы». Прославился он и как переводчик - он первый перевел на русский язык стихотворения Поля Верлена и Эмиля Верхарна, полностью перевел «Фауста» Гёте и «Энеиду» Вергилия; переводил не только с европейских языков, но и, например, с армянского - на основе своих переводов он составил антологию армянской поэзии «с древнейших времен до наших дней». На протяжении многих лет Брюсов был также директором Московского литературно-художественного кружка.

Его дом был одним из центров литературной жизни Москвы, да и не только Москвы - до революции здесь устраивались еженедельные поэтические «среды», куда приходили поэты, писатели, критики; читали стихи, вели дискуссии о литературе и искусстве, обменивались мнениями о выходивших книгах и статьях.

Брюсов принял власть большевиков (даже вступил в 1919 году в ряды членов РКП(б)) и после октября 1917 года принимал активное участие в литературной жизни Москвы, сотрудничал с советскими учреждениями - работал в Народном комиссариате просвещения (Наркомпросе), возглавлял Московское отделение Книжной палаты, работал в Государственном издательстве. В 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт, ректором которого был до самой смерти.

Умер поэт в своей квартире на 1-й Мещанской в октябре 1924 года. После его смерти его вдова Иоанна Матвеевна продолжала жить в этом доме, она стала хранительницей архива Брюсова, привела в порядок все его рукописи и документы, готовила к публикации его труды. Она сохранила обстановку квартиры и кабинета такой, какой она была при жизни Брюсова.

В 1960-е годы дом был передан под устройство здесь районной библиотеки, а после смерти вдовы Брюсова в 1965 году было решено в мемориальном кабинете поэта устроить его музей. Он открылся в 1971 году и стал, по сути, не только музеем поэта Валерия Брюсова, но музеем всего Серебряного века.

В 1975 году дом пострадал во время пожара, сгорел мансардный этаж, - библиотека и музей были из дома эвакуированы, но дом долго не восстанавливался и стоял заброшенным. Только в конце 1980-х годов дом был восстановлен и отреставрирован, после чего был целиком передан Государственному Литературному музею. В 1999 году в доме был открыт Музей Серебряного века, который и существует здесь сейчас.

Сотрудники музея полностью воссоздали атмосферу Серебряного века. В кабинете Брюсова находятся книги из его уникальной библиотеки, подарки художников-современников, мебель, принадлежавшая ему. Учтено все до мелочей — книги на стеллажах расставлены так, как определил хозяин дома, полностью учтено расположение подаренных ему картин и шкафов для хранения рукописей.

Экспозиция второго этажа посвящена наиболее ярким представителям символизма того времени. Посетители могут познакомиться с прижизненными изданиями произведений современников поэта: книгами, альманахами, журналами. На стенах висят картины — подарки от Поленова и Коровина, Борсова-Мусатова и Судейкина, Татлина и Гончаровой, наброски Маяковского и Малевича, бюсты Пастернака и Есенина и др.

И в наше время, как и сто лет назад, двери дома на Проспекте Мира распахнуты для творческих людей. Они приходят сюда, чтобы прикоснуться к той атмосфере и лучше познакомиться с творчеством и историей самых ярких представителей Серебряного века.

Адрес: 129010, Москва, Проспект Мира, 30

Интернет: www.museum.ru/M1945 - официальная страница

Государственный литературный музей - W757, официальный сайт goslitmuz.ru/

Музей Серебряного века иллюстрирует короткую, но бурную и многообразную эпоху развития русского искусства, прежде всего поэзии. Сменяющие друг друга или соперничающие одновременно литературные течения представлены здесь наряду с мемориальным жилищем одного из ярких деятелей того времени – Валерия Брюсова. Отдельный интерес представляет место размещения музея Серебряного века, это старинный купеческий особняк, перестроенный в начале прошлого столетия.

Нынешний облик дома, в котором долго проживал Валерий Брюсов, напоминает типичный коттедж наших дней, при этом строение достаточно оригинально. Архитектор Чагин построил его в манере модерна со скандинавским уклоном, без особых украшений, но разнообразным по формам.

Особенно выделяется выполненный в виде башенки входной комплекс с арочной нишей, где устроен собственно вход. На стене рядом с аркой укреплена мемориальная доска с барельефом Брюсова, датами его жизни и временем проживания в особняке.

Потомственный торговец обувью Иван Кузьмич Баев, по некоторым данным, состоял в литературно – художественном кружке, возглавляемом Брюсовым. В реконструированном отцовском доме его семейство заняло верхний этаж и мансарду, а помещения первого этажа сдали в аренду знаменитому поэту. После революции верхние помещения предоставили библиотеке района, внизу продолжал проживать Брюсов до своей смерти, затем его супруга до 1964 года.

Некоторое время на первом этаже работал музей Брюсова, но после сильного пожара дом пришел в запустение, состоял в списке сносимых зданий. В 1987 году особняк передали Литературному музею, и после длительного ремонта к 200-летию Пушкина был открыт музей Серебряного века.

Музей Серебряного века представляет посетителям свои экспонаты, начиная с вестибюля, оформленного в художественном стиле описываемого времени, который вмещает гардероб и кассы учреждения и одновременно является выставочным помещением. Здесь расположены стенды с экспонатами и афиши мероприятий начала прошлого века. Похожий на фамильный герб знатного рода экспонат на самом деле – афиша императорского бала начала прошлого века, оформленная в соответствии с веяниями того времени.

Между афишей и зеркалом в аналогичной рамке расположен стенд с изданиями об искусстве тех лет и его выдающихся представителях.

Кабинет В. Я. Брюсова

Брюсов с супругой занимали все комнаты первого этажа особняка, самым большим помещением был его рабочий кабинет. Спальни и комната прислуги выходили окнами во двор, кабинет – на улицу.

Проходная комната перед кабинетом Брюсова прежнего предназначения, естественно, не сохранила – она приспособлена под демонстрацию документов и материалов о жизни и творческом пути именитого арендатора.

Для размещения экспонатов здесь используется несколько застекленных стендов классического музейного типа, а также высокие подставки для самых важных из них. Дополняют интерьер развешанные по стенам гравюры с видами Москвы, выполненные современниками Брюсова.

Современники Брюсова описывали его рабочий кабинет прежде всего как место работы с несколькими столами, а также как хранилище его книжного собрания. Им было собрано более 5 тысяч томов, сейчас их в библиотеке примерно тысяча, что тоже немало.

Главное, чем отличается коллекция Валерия Яковлевича – ее исключительная системность и упорядоченность. Помимо стихотворных произведений и прозы. Брюсов занимался литературной критикой и теорией литературы, а также был прекрасным переводчиком с целого ряда языков.

Поэтому книги по разным отраслям деятельности у него были на разных полках, внутри разделов также стояли по порядку.

Однако мало того, что сочинения расставлены по темам и алфавиту, Брюсов имел и картотеку своего книжного собрания по всем правилам библиотечного дела. В самом углу кабинета можно видеть шкаф с ящиками серого цвета и белыми прямоугольниками ярлыков на них – это настоящий библиотечный классификатор, позволяющий легко найти необходимый материал по отрасли знания и алфавитному порядку.

В условиях соперничества разных направлений в искусстве, занимаясь формированием устоев символизма и критикой иных течений, Брюсов внимательно изучал множество произведений. Для важных выдержек из них служило специальное хранилище – похожий на классификатор шкаф с ящиками. На них никаких ярлыков нет, поскольку цитатами пользовался только хозяин кабинета, по одному ему известной системе располагая материалы.

Письменный стол и кресло Брюсова в кабинете расположены не совсем обычным способом, так, что сидел он спиной к входной двери. Такая расстановка свидетельствует о полном погружении в работу и отсутствии желания с кем-либо общаться в ходе творческого процесса.

Стол у Валерия Яковлевича был вполне стандартный, двумя тумбами и ящиками и обтянутой сукном столешницей и стеклом поверх ткани для удобства письма. Чернильный прибор и пресс-папье для промокания чернил, настольная лампа, книги, тетрадь для заметок и записки самому себе – все довольно обыденно.

Для создания эффекта присутствия хозяина на столе размещены записные книжки поэта рядом с антологией армянской поэзии, созданной совместно с ведущими мастерами перевода.

Необычны на столе Брюсова подобие памятной фотографии, но с женским силуэтом вместо изображения, и бюст на правом дальнем углу. Скорее всего, это моменты сугубо личные, известно только, что бюст изображает донну Лауру – героиню произведений и музу великого Франческо Петрарки.

Окна рабочего кабинета Брюсова в музее Серебряного века, как и при жизни литератора, плотно зашторены и сохраняют привычную для него обстановку. Хозяин помещения не любил солнечного света, шума и суеты прилегающей улицы. В одном из оконных простенков размещены старинные часы, прежде находившиеся в родительском доме будущего литератора.

Далее можно осмотреть непривычный ныне предмет меблировки – конторку для письма стоя, ранее довольно распространенную вещь. Есть в кабинете и несколько книжных этажерок, не слишком загруженных содержимым из-за утраты или передачи в иные хранилища части библиотечных фондов Брюсова.

На дальней стене рабочего кабинета Валерия Брюсова размещены подаренные Брюсову картины известных художников, его друзей и современников.

Возле этой стены ещё один рабочий стол и диван со стульями, в этом уголке можно было проводить обсуждения насущных вопросов литературы в узком кругу. Такие совещания обычно предваряли публичные выступления поэтов, в том числе дискуссии в приверженцами иных творческих воззрений и принципов.

Здесь же полностью закрытый шкаф для рукописей, сделанный таким для предотвращения выцветания чернил. Шкафы возле камина Брюсов отвел под книги по оккультизму, который имел немалое значение в формировании мировоззрения символизма.

Литературные экспозиции музея Серебряного века

Мраморная лестница ведет на второй этаж музея Серебряного века, где размещены экспозиции о главных направлениях в литературе и иных видах искусства этой эпохи. Рядом с началом подъема размещена бронзовая скульптура на постаменте, изображающая юношу с факелом.

Факел остроумно завершен группой светильников, дающих яркое освещение. Своеобразная композиция, образованная скульптурным изображением в сочетании с высокими и пышными комнатными растениями, не остается незамеченной посетителями. На всем пути следования размещены афиши поэтических вечеров и других публичных мероприятий.

Зал символистов

Первый осматриваемый зал второго этажа музея Серебряного века рассказывает о символизме и главных представителях этого направления в литературе России. Предшественниками этих поэтов были декаденты, уходящие от окружающей действительности во внутренний мир и собственные переживания. Причиной декадентства, в свою очередь, стала некая усталость от реализма, утвердившегося во всех видах искусства со времен античности.

Однако зависимость и связь индивидуумов с окружающей общественной средой существует объективно, и именно символисты искали закономерности связи мира и личности. Идеи символизма в искусстве проистекли из философских исканий того времени Шопенгауэра и Ницше.

Российский символизм имел ряд особенностей, связанных с кризисом идей либералов и народников. В витринах зала символизма можно многое узнать об этом течении и его ведущих представителях. В экспозиционных витринах литературного направления символизма в музее Серебряного века представлены произведения писателей и поэтов, их биографии и изображения.

Помимо весьма информативных витрин, личности отечественных символистов представлены на произведениях живописи, созданных их единомышленниками из смежного вида искусства. Возле входа в зал можно видеть портреты Брюсова кисти Малютина, в исполнении Бакста, Блока – кисти Татьяны Гиппиус, сестры знаменитой поэтессы. Отец великого поэта и писателя — Леонид Пастернак написал изображение Юргиса Балтрушайтиса, поэта и будущего известного дипломата, почти 20 лет представляющего Литву в СССР до ее вхождения в состав нашей страны. Художник Туржанский написал портрет Бунина, которого в симпатиях к воззрениям символистов никто не причислял – он всегда был реалистом, но он бывал на их вечерах, знал о взглядах и вступал в дискуссии. В будущем эмигрант и лауреат Нобелевской премии, Бунин не принял революцию в отличие от Брюллова, даже вступившего в правящую партию.

Витрины о символистах занимают все стены осматриваемого зала, а возле оконных проемов на приподнятом подиуме организована инсталляция редакционного интерьера основного печатного органа символизма – журнала Весы.

Здесь представлены стол редактора, этажерка с номерами журнала, кресло-качалка и информационный стенд. В подробностях можно рассмотреть и содержимое стола редактора, и элементы украшения из резьбы по дереву.

Посетители, рассматривающие экспонаты с близкого расстояния, замечают на раскрытом номере Весов название журнала на двух языках – русском и японском. Таким образом издатели отреагировали на начало войны с Японией, поражение в которой стало затем одной из причин российских революций.

Зал футуристов

Далеко не все символисты долго придерживались воззрений и манеры письма этой группировки. Например, Городецкий изменил воззрения довольно быстро, поддерживал затем новых крестьянских поэтов. Эти стихотворцы воспевали патриархальные ценности русской деревни, писали стихи народно–былинного склада.

Среди таких был и Есенин, создавший вместе с Клюевым группу «Краса», существовавшую совсем непродолжительное время. Талантливый карикатурист Топиков, будущий многолетний сотрудник журнала Крокодил, нарисовал шарж на это объединение, где изобразил Городецкого, Клюева, Ремизова и Есенина как сидящих на одной ветке птиц.

В начале прошлого века к отрицанию реализма активно подключились представители авангарда, которые в Италии и России стали именоваться футуристами. Итальянский поэт Маринетти написал и опубликовал Манифест футуризма, провозглашающий отрицание всей предыдущей культуры и создание совершенно новой, с собственным языком и приемами стихосложения.

Российским представителям футуризма посвящен отдельный зал музея Серебряного века. Неожиданно сумрачное помещение зала не имеет верхнего освещения, только свет в окна и вечерняя подсветка отдельных экспонатов.

Самым высоким и габаритным экспонатом в этом помещении является копия памятника Петру Великому, которая имеет свой смысл — это эмблема одного из поэтических объединений с названием «Медный всадник».

Наиболее авторитетным поэтическим сообществом футуристов был петербургский кружок «Гилея», созданный братьями Бурлюками, Маяковским и Велимиром Хлебниковым. Сборник стихотворений этих поэтов носил говорящее наименование – «Пощечина общественному вкусу», в нем все содержание призывало к полному отрицанию традиций и творчества всех великих предшественников.

Многие футуристы не только сочиняли стихи, но и неплохо рисовали, что нам известно на примере Маяковского. Было и объединение профессиональных художников, придерживающихся принципов футуризма, в первую очередь кружок «Бубновый валет» во главе с Петром Кончаловским.

Выставочные витрины зала футуристов в музее Серебряного века содержат произведения этих поэтов, афиши спектаклей по их пьесам и поэтических вечеров с их участием. Экспонаты иллюстрируют все грани творчества футуристов через живописные работы. Например, возле дальнего окна можно видеть анонс представления Мистерия Буфф по пьесе Маяковского, приуроченной к годовщине революции.

Футуристы призывали отринуть творчество великих, включая Пушкина, но не стеснялись признавать своими сторонниками приверженцев других литературных течений, имевших признание публики. Афиша о представлении поэмы Блока на революционную тему размещена в центре экспозиции дальней стены, среди объявлений самих авангардистов.

Многие футуристы ныне забыты либо известны только узкому кругу, а Блок и тем более Пушкин остались навсегда.

Зал акмеистов

Еще одно литературное течение, существовавшее параллельно с символизмом, — акмеизм, не принимавший излишний идеализм символистов. Эти литераторы декларировали ясность образов и точность их поэтического описания.

Городецкий и Кузмин, многие поэты в ранний период творчества причислялись к акмеистам, это Гумилев и Ахматова. Мандельштам и Волошин. Был среди них и Борис Пастернак, бюст которого работы Масленниковой размещен у окна в зале акмеизма музея Серебряного века.

Разнообразные по конфигурации витрины зала акмеизма в музее Серебряного века знакомят посетителей с работами и вещами поэтов и писателей этого литературного направления. На стенах портреты представителей направления, в том числе изображение Волошина кисти Кустодиева. У окна бюст Бориса Пастернака. Крупный портрет Максимилиана Волошина, написанный ярким живописцем Кустодиевым, красуется на дальней стене.

Эти же витрины видны на снимке с другого ракурса в этом же зале. Возле дальнего окна раскрашенный бюст Марины Цветаевой работы Крандиевской. Зеркало в противоположном углу отражает этот бюст, предстающий в нем как уменьшенная копия.

Среди центральных витрин выделяются выполненные в форме пирамид, в них хранятся прижизненные издания видных акмеистов. Пирамиды отражают значение, ставшее основой наименования течения – вершина, или пик.

Также в центральной витрине экспонируются архивные документы семьи Гумилевых – расстрелянного красногвардейцами Николая Гумилева и его жены Анны Горенко – Гумилевой, после гибели мужа взявшей псевдоним Ахматова.

Особый интерес посетителей музея Серебряного века вызывает левая стена в зале акмеизма, где размещены портреты его видных представителей и картины художников – современников. Портрет Анны Ахматовой, написанный Александром Осьмеркиным, расположен сразу после бюста Цветаевой. В отличие от известного портрета работы кубиста Натана Альтмана, где поэтесса предстает в вечернем шикарном платье, здесь она в повседневной одежде, женском платье простого русского фасона.

Многие останавливаются возле почти карикатурного изображения множества литераторов первой трети прошлого века. Это один из самых любопытных экспонатов музея Серебряного века – групповой шарж на многих деятелей эпохи. Масштабный шарж, нарисованный художником Поляковым в 1916 году, носит название Кафе Привал комедиантов. В иронической манере здесь изображено собрание представителей всех группировок литераторов и художников того времени, выражая преходящий характер их разногласий и сохранение в истории только истинно талантливых произведений.

Пушкинская экспозиция и центральный зал музея Серебряного века

Никакие самые яркие таланты, тем более отрицающие прошлые литературные достижения манифесты не могут умалить этих достижений. Не зря же и открытие музея Серебряного века было приурочено к юбилею Пушкина, и первая экспозиция нового музея рассказывала о влиянии нашего величайшего поэта на литературу Серебряного века.

В эркере на правой от фасада стене особняка сохранена пушкинская экспозиция, украшенная копией его самого удачного портрета кисти Ореста Кипренского. На фоне эркерного окна и крупных комнатных растений изображение смотрится великолепно.

Центральный зал второго этажа музея Серебряного века одновременно является и выставочным, и концертным. Экспозиция посвящена развитию русской литературы в хронологической последовательности. Здесь проходят вечера литературы, концерты и другие массовые мероприятия.

На стендах этого зала организована ретроспективная экспозиция истории российской литературы с прижизненными изданиями произведений и портретами Пушкина, Льва Толстого и Бунина.

В сценической нише развешены афиши различных представлений начала прошлого века, здесь же концертный рояль, подаренный Валерию Брюсову народным комиссаром просвещения Луначарским.

Брюсов принял революционные преобразования 1917 года, вступил в партию, занимался редакторской и преподавательской деятельностью. При поддержке наркома он в 1921 году основал Высший литературно – художественный институт, до самой смерти был его ректором и профессором.

Быть в Москве и не посетить музей Серебряного века в купеческом особняке было бы непростительным. Здесь и мемориальный кабинет Валерия Брюсова, и пушкинская экспозиция, и залы основных литературных течений начала прошлого века. Богатые впечатления и новые знания ждут в музее Серебряного века всех любознательных людей.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».




Top