Литературный музей серебряного века. Выставочные проекты последних лет

Музей Серебряного века открылся 26 октября 1999 года. Экспозиция развернулась в доме, где с 1910 по 1924 год жил поэт, писатель, критик, филолог-пушкинист Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924).

В 1999 году, в год 200-летнего юбилея со дня рождения А.С. Пушкина, открыта экспозиция «А.С. Пушкин и русская литература Серебряного века русской литературы». Более десяти лет продолжалась реставрация, завершением ее стала экспозиция, практически целиком основанная на материалах из фондов музея.

Единичные экспонаты были взяты из частного собрания. Над созданием экспозиции под руководством заведующего музейным отделом М.Б. Шапошникова работали заслуженный работник культуры Е.Д. Михайлова, научные сотрудники Н.А. Виноградова, И.А. Гладыш, заслуженный художник России А.А. Тавризов и другие.

Дом в стиле «северный модерн» купец-обувщик И.К. Баев перестроил из деревянного двухэтажного особняка в 1910 году. Архитектор — В.И. Чагин. Летом того же года у домовладельца Баева квартиру на первом этаже снял поэт В.Я. Брюсов, и особняк москвичи стали называть «Домиком Брюсова», хотя Брюсову дом никогда не принадлежал.


В мемориальном кабинете В.Я. Брюсова находятся вещи, принадлежавшие поэту: его библиотека, дубовый стол, часы, мебельный гарнитур с обивкой 1910-ых гг., картины и рисунки, подаренные поэту художниками Ф. Рербергом, К. Феофилактовым, А. Койранским, Н. Сапуновым, Н. Гончаровой. На экспозиции второго этажа находятся уникальные рукописи и портреты Л. Рейснер работы В. Шухаева, М. Волошина кисти Б. Кустодиева, портрет Андрея Белого работы Л. Бакста.

Режим работы:

  • вторник, пятница-воскресенье — с 11:00 до 18:00;
  • среда, четверг — с 11:00 до 21:00;
  • понедельник — выходной день.

Стоимость билетов:

  • полный — 150 рублей;
  • льготный (пенсионеры, школьники, учащиеся средних специальных заведений, студенты и аспиранты вузов РФ старше 16-ти лет) — 100 рублей;
  • лица до 16-ти лет — бесплатно.

Узнать подробности можно на официальном сайте.

Музей литературы Серебряного века русской поэзии связан с именем Валерия Яковлевича Брюсова (1873-1924) – филолога, поэта, писателя, критика-острослова. Он был представителем творческой интеллигенции, объединенной общей эпохой – концом XIX- начала XX веков. Именно в эти годы русская литература обогатилась такими явлениями, как символизм (одним из основоположников которого стал Брюсов), акмеизм и футуризм. Этот период характеризует расцвет в творчестве таких поэтов, как Д. Мережковский, З. Гиппиус, А. Блок, О. Мандельштам, А. Ахматова, И. Северянин, В. Маяковский и многих других.

Взяв истоки в Золотом веке, прославленном и его современниками, Валерий Брюсов и его собратья подарили России бриллианты своих стихов и прозы – контрастной, разноплановой и невероятно талантливой. Обойти вниманием эту сокровищницу, во многом неразделимую с Москвой, немыслимо – поэтому в доме по адресу Проспект Мира, 30 и создан Музей литературы Серебряного века, который москвичи с любовью называют «Домиком Брюсова».

История музея

Проспект Мира, одна из старейших магистралей Москвы, украшен не только современностью. Здесь сохранились доходные дома и особняки столицы, построенные во второй половине XIX века. В то время на улице, тогда называвшейся 1-ой Мещанской, шла активная жилищная застройка. Проектированием особняков и других зданий занимались ведущие архитекторы того времени – Р. Клейн, Ф. Шехтель, В. Загорский, В. Чагин и их коллеги. Валерий Брюсов снимал квартиру в особняке купца-обувщика И. Баева. В ней он провел последние четырнадцать лет своей жизни.

Это уютное двухэтажное здание бело-голубого цвета – прекрасный образец стиля «северный модерн»: оно появилось в 1910 году в результате перестройки зодчим В. Чагиным прежнего деревянного дома. В 1998 году сгоревший и поэтому пришедший в состояние «под снос» особняк был полностью реконструирован. В 1999-м, в год 200-летнего юбилея А.С. Пушкина, здесь вместе с экспозицией «А.С. Пушкин и русская литература Серебряного века» (помимо прочего, Брюсов углубленно занимался творчеством Пушкина) был открыт филиал Музея литературы, посвященный истории русского Серебряного века.

Экспозиции музея

На двух этажах «Домика Брюсова» располагается компактная и при этом информационно насыщенная экспозиция, рассказывающая о знаменитом квартиранте этого дома и важных направлениях отечественной литературы конца XIX ‒ начала XX вв.

На первом этаже Музея Серебряного века находится мемориальный кабинет самого поэта, где можно увидеть его личные вещи. Здесь обрели свое постоянное место уникальный мебельный гарнитур и дубовый стол, обширная библиотека с редкими изданиями, часы, а также картины и рисунки , Ф. Рерберга, Н. Сапунова и других мастеров, подаренные поэту самими художниками.

Жизнь и творчество Брюсова во многом определили феномен Серебряного века – времени новых экспериментальных течений в культуре эпохи модерна, в частности, поэзии. Символизму, акмеизму и авангарду посвящены отдельные тематические залы на втором этаже музея. Также там располагается основной экспозиционный зал, в котором проводятся временные тематические выставки, проходят лекции и творческие вечера. В постоянной экспозиции представлены уникальные предметы истории и культуры того времени: театральные афиши, обложки журналов, рукописи, графические и живописные работы известных художников XX в., однако эти экспонаты молчаливы и «оживают» только благодаря сотрудникам музея, поэтому целесообразнее предусмотреть посещение музея именно с экскурсионным сопровождением.

Программы для гостей

Музей Серебряного века ориентируется не только на поэзию, но и на весь художественно-культурный срез того времени. Материалы адаптированы для посетителей разного возраста, статуса и профессий. В музее на есть возможность заказать обзорную или тематическую экскурсию, в том числе «Загадки дома В.Я. Брюсова» или «Салоны и кружки Серебряного века», и посетить творческую встречу в рамках музейного проекта «Культурная инициатива». Для студентов и школьников разработаны интересные программы: интерактивные занятия по книжным и журнальным обложкам Серебряного века, уроки по символизму, акмеизму и футуризму, лекции о творчестве Ахматовой, Блока, Брюсова и многое другое. Для самых юных посетителей музей создан образовательный проект «Сказка выходного дня» – цикл игровых занятий на основе постоянной экспозиции, включающий литературную и театральную мастерскую. Посещая эти занятия, ребята изучают историю и литературу, учатся фантазировать и созидать, знакомятся с удивительным миром культуры.

2016-2019 moscovery.com

Музеи

За Садовым кольцом недалеко от Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры в тихом тенистом переулке расположен дом выдающегося русского художника В. М. Васнецова, построенный в 1894 году по проекту самого художника в неорусском стиле. В. М. Васнецов жил здесь последние 32 года своей жизни (1894–1926). 25 августа 1953 года в доме был открыт музей, в 1954 году 3-й Троицкий переулок, в котором стоит дом, переименован в переулок Васнецова.

Сразу после кончины художника у родственников возникла идея «все сохранить, как было, устроить что-то вроде дома-музея». Обратившись в Третьяковскую галерею за помощью, они получили согласие на совместную работу по организации посмертной выставки работ В. М. Васнецова с дальнейшей перспективой создания музея.

27 января 1927 года сын художника Алексей Викторович Васнецов подал в Правление галереи заявление о том, что семья готова принять все обязательства, связанные с устройством выставки. Он же был утвержден в качестве уполномоченного по ведению дел. Алексею Викторовичу помогали сестра Татьяна Викторовна и жена Зинаида Константиновна. В оформлении экспозиции непосредственное участие принимали М. В. Нестеров, П. Корин, Ап. М. и Вл. В. Васнецовы и ученый секретарь Третьяковской галереи Н. С. Моргунов. Были проведены необходимые ремонтные работы, отпечатаны и расклеены несколько сотен афиш с информацией о выставке, приготовлены билеты и издан каталог.

Выставка открылась 13 марта 1927 года. В первый же день ее посетили около 600 человек. В последующие дни на выставку приходило много заинтересованных посетителей и школьных групп, бывали экскурсии. Экспозиция выставки сохранялась до 1933 года.

В предисловии к каталогу указывалось, что экспонируемые на выставке работы, в частности сказочный цикл, представлены публике впервые и что в дальнейшем будут демонстрироваться пейзажи, этюды и эскизы, «которые в объединении с тем, что показывается теперь, должны составить Музей имени Виктора Васнецова». На выставке было представлено 212 экспонатов: живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства. Экспонаты размещались в гостиной, бывшей классной комнате и в мастерской. Сказочно-былинные картины авторы каталога снабдили краткими текстами из литературного первоисточника.

В годы Великой Отечественной войны в доме продолжали жить родные художника. Большие картины были свернуты, остальные работы разложены по ящикам. Сам дом не пострадал, но не сохранились ограда и терраса. В сентябре 1946 года наследники выразили желание к столетию со дня рождения В. М. Васнецова в 1948 году организовать в доме музей и вели об этом переговоры с Третьяковской галереей. Открывшаяся в мае 1948 года в выставочном зале Союза советских художников выставка картин мастера вызвала у посетителей большой интерес и способствовала принятию решения об организации музея.

29 июня 1950 года вышло распоряжение Совета министров СССР об организации Дома-музея В. М. Васнецова. Комитет по делам искусств при Совете министров СССР издал приказ приступить к организации музея, для чего осуществить прием дома, а также художественных коллекций и имущества, передаваемых наследниками художника в дар государству.

Через месяц, 29 июля 1950 года, наследники подписали заявление в Комитет по делам искусств при Совете министров СССР о безвозмездной передаче государству имущества и ценностей для организации Дома-музея В. М. Васнецова. 18 июля 1951 года приказом Комитета было утверждено «Положение о Доме-музее В. М. Васнецова». 28 августа 1951 года был подписан акт приема комиссией дома, художественных произведений – живописи, графики, произведений декоративно-прикладного искусства, предметов быта и имущества В. М. Васнецова от его наследников.

Первым директором музея (с 1951 по 1957 годы) стал племянник художника Дмитрий Аркадьевич Васнецов, участник Первой мировой и Великой Отечественной войн, актер Музыкального театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, директор Детской музыкальной школы. Главным хранителем была назначена З. К. Васнецова. Вместе с Татьяной Викторовной Д. А. Васнецов занимался ремонтом дома, восстановлением его планировки и воссозданием обстановки, бывшей при жизни В. М. Васнецова. Архитектура дома была полностью сохранена, обстановка дома восстановлена на начало ХХ века. Почти полностью сохранено убранство столовой, гостиной и мастерской. Во всех остальных комнатах, включая экспозиционные, были представлены подлинные предметы, переданные в музей семьей художника.

Остававшаяся в собственности наследников часть коллекции была передана в музей по завещанию Т. В. Васнецовой 1959 года и на основании ее дарственной 1961 года. Таким образом, все коллекции: живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства и быта, личный архив и библиотека художника, фотографии и воспроизведения вошли в состав музейного собрания, которое пополнялось за счет даров разных лиц, закупок, а в настоящее время насчитывает около 25 тысяч музейных предметов.

В 1978–80 годах была проведена реставрация дома, восстановлен внешний вид хозяйственных построек, где под общей крышей располагались дворницкая, прачечная и каретный сарай, во внутреннем дворе были восстановлены булыжная мостовая и кирпичная дорожка. С восточной стороны сохранился возведенный в 80-е годы XIX века брандмауэр (кирпичная стена), на который в 1970-е годы была перенесена мозаика «Спас на престоле», выполненная в начале ХХ века по эскизу В. М. Васнецова в петербургской мозаичной мастерской под руководством В. А. Фролова. С северной и западной стороны дома сохранился сад с вековыми дубами и вязами.

~ 1961-1965 гг.

Хозяевами этого домовладения издавна были купеческие семьи: в 1803 году, которым датирован самый старый известный в настоящее время план участка с деревянным домом "об одном этаже", оно принадлежало купеческой жене Матрене Бобреновой, в середине XIX века им владел купец Степан Аршинов, затем купец П.Г.Молчанов, у которого в 1895 году участок и дом приобрел купец 2-й гильдии Кузьма Денисович Баев. В это время дом представлял собою характерную для этих мест двухэтажную постройку 1830-1840-х годов: каменный низ, верх деревянный, с деревянными флигелями во дворе. К.Д.Баеву принадлежали еще несколько домов на Мещанской. После его смерти в 1909 году дом 30 по наследству перешел к одному из его сыновей - Ивану Кузьмичу Баеву.
Иван Кузьмич затевает перестройку старого дома и поручает его строительство архитектору Владимиру Ивановичу Чагину. Чагин блестяще справился с поставленной перед ним задачей. Сохранив крепкий каркас прежнего дома, он совершенно преобразил его внешний вид и частично изменил внутреннюю планировку.


Архитектор решил образ дома как коттедж в стиле скандинавского модерна. Вход он сделал в виде пристроенной к дому с правой стороны башни с остроконечной - "под готику" - крышей, над жилой частью надстроил третий этаж в виде мансарды с широким трехстворчатым окном, необходимым для достаточного освещения помещения в условиях хмурых северных широт.

"Ах, позволь мне иногда быть маленьким, маленьким, и в это время уходить.
Позволь мне иногда прятаться "в коробочку". Я так устал быть всегда "большим""
В.Брюсов.

Собранная Валерием Брюсовым библиотека в пять тысяч томов поражала многих. Античная литература в подлинниках. Это были книги на английском, французском, итальянском, испанском, немецком и чешском языках.
Словари арабского, персидского, армянского, японского, шведского. Часто попадались его пометки. Причем, всякий раз они были на том языке, на котором написана сама книга. Выписки из Гиббона делались по-латыни, на санскрите — выписки из календаря индусов.

В маленькой уютной гостиной - шкапик с литературой по искусству, большей частью иностранной, собранной поэтом во время заграничных поездок. На стенах картины: Радимов, Феофилактов, Бакст, а рядом с ними... Ларионов и г-жа Гончарова. Это все - подношения поэту признательных авторов. В этой маленькой гостиной Валерий Яковлевич просиживает в кругу близких те немногие минуты, которые он уделяет своему отдыху".


В.Я.Брюсов поселился в доме на 1-й Мещанской в те годы, когда за его плечами уже был большой путь в литературе. Признанный поэт, создатель и руководитель новой литературы - символизма, живой классик, он по-прежнему оставался в центре литературной жизни. Вокруг него группировались поэты-символисты старшего поколения: К.Бальмонт, А.Добролюбов, А.Миропольский, при его помощи и учась у него вошло в литературу следующее поколение символистов - "молодые символисты" - А.Блок, Андрей Белый, Вяч. Иванов (они с благодарностью признавали роль Брюсова в своем становлении) и более юное поколение - В.Ходасевич, Марина Цветаева, Маяковский и другие, в молодом задоре забывшие совет Пушкина: "Зачем кусать нам грудь кормилицы нашей? потому что зубки прорезались?", сказанный по поводу нападок молодежи на поэзию Жуковского; эти поэты, хотя также посещали школу Брюсова, "покусывали" мэтра, особенно после его смерти.


До революции еженедельно по средам у Брюсова в кабинете собирались поэты, "читались стихи, - вспоминает эти собрания Н.Асеев, комментировались вновь вышедшие сборники, велись споры о тонкостях поэтического мастерства", об этом же, но в более свободной атмосфере, продолжались разговоры за чайным столом. На брюсовских средах побывали все московские и петербургские поэты начала XX века. После революции "среды" прекратились, но дом Брюсова всегда был открыт для молодых поэтов: как и в дореволюционное время, сюда приходили почти все советские поэты начала 1920-х годов

После смерти В.Я.Брюсова Иоанна Матвеевна сохраняла квартиру такой, какой она была при жизни мужа. Она разобрала и привела в порядок его огромный архив, подготавливала издания его произведений. В конце 1920 начале 1930-х годов в доме Брюсова продолжались встречи поэтов и литературоведов, занимавшихся изучением жизни и творчества Брюсова, но постепенно они прекратились.


Супруга В.Брюсова Иоанна Рунт.Она была спутницей и ближайшим помощником поэта
до самой его смерти.

После смерти Брюсова она стала хранителем его архива и издателем наследия мужа. В 1960-е годы часть помещений дома, в том числе и комнат квартиры Брюсова, заняла районная библиотека. После смерти Иоанны Матвеевны в 1965 году библиотеке был передан и кабинет Валерия Яковлевича с условием организации в нем мемориального музея.

В феврале 1971 года музей открылся. Его заведующей Е.В.Чудецкой и научному сотруднику А.А.Китлову удалось сделать новый музей одним из культурных центров Москвы. В те времена литература Серебряного века еще находилась под полузапретом, а в музее регулярно проводились вечера, посвященные творчеству Брюсова и его современников.


Это фото сделано после чудовищного пожара, который произошёл в середине 70-х годов.
На этой фотографии - останки этого красивейшего дома после пожара, окна первого этажа заколочены фанерой, третий этаж, перекрытия второго этажа - отсутствуют, дом накрыт временной крышей.

К сожалению, в 1975 году дом пострадал от пожара, фонды музея были законсервированы, и лишь спустя двадцать четыре года в бывшем "доме Брюсова", теперь уже занимая его целиком, открылся филиал Государственного литературного музея - "Музей Серебряного века русской поэзии" и мемориальный кабинет В.Я.Брюсова.


Зал символизма.1890-1900гг

В начале 1930-х годов второй этаж особняка занимала мастерская архитектора Ивана Александровича Фомина - академика, руководителя одной из архитектурно-проектных мастерских Моссовета. Здесь он работал над проектом реконструкции Сухаревской площади с сохранением Сухаревой башни.
При жизни В.Я.Брюсова ходили слухи, что он как-то связан родством с шотландскими Брюсами, сам же он в автобиографиях всегда подчеркивал свое происхождение от костромского крепостного крестьянина.
Владимир Воробьев "Святая дорога".

1987 году здание было передано Государственному Литературному музею для реставрации и организации экспозиции. В 1999 году открылся музей, в состав которого вошли экспозиции мемориального кабинета Брюсова и "Пушкин и Серебряный век русской литературы". Такое решение было аргументировано тем, что экспозиция открывалась в год пушкинского юбилея, а фактически каждый из писателей Серебряного века не обошел в своем творчестве пушкинскую тему. Например, В. Брюсов - автор 82 работ о Пушкине.

В Музее литературы Серебряного века особая атмосфера. С портретов и фотографий смотрят революционеры поэзии - Блок, Ахматова, Мандельштам, Маяковский, Андрей Белый... В витринах книги - особая гордость музея. Все они оригинальные, никаких копий и переизданий. Кажется, что воздух здесь пропитан дерзкими новаторскими идеями начала прошлого века, а под потолком кружат строки из стихов, взмывающие вверх из оригиналов рукописей.

Музей занимает два этажа старинного дома купцов Баевых.На втором этаже театральный зал (афиши, история МХТ, фотографии Станиславского, Мейерхольда, Комиссаржевской, сцены из спектаклей) и залы символизма, акмеизма и футуризма.

Хронологически Серебряный век русской литературы длился не так уж долго - с 1892 по 1922 годы. Но если говорить о любви читателей к поэтам и писателям этого периода, то, пожалуй, серебряный век продолжается до сих пор. Средоточие Серебряного века в Москве - это единственный в своем роде, уникальный музей


Зал экмеизма-нового модернизма.1910гг

В витринах представлены рукописи и прижизненные издания книг писателей с их автографами, сборники, альманахи, журналы, выпущенные издательствами того периода: "Скорпион", "Гриф", "Шиповник". Для культурной жизни начала века было характерно взаимопроникновение разных видов искусства, поэтому в музее литературу органично дополняет живопись - пейзажи, натюрморты, картины В.Д. Поленова, К.А. Коровина, В.Э. Борисова-Мусатова, С.Ю. Судейкина, Д.Д. Бурлюка, Н.С. Гончаровой, В.Е. Татлина, театральные эскизы М.В. Добужинского, К.С. Малевича, В.В. Маяковского, О.В. Розановой, скульптурные бюсты М.И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака, С.А. Есенина, шаржи и фотографии.
Сайт музея .


А.Осьмёркина.Портрет А.Ахматовой. Н.Крандиевская.Портрет М.Цветаевой.


З.Масленникова.Портрет Б.Пастернака.


Волошин М.А. Портрет работы Б.М. Кустодиева.


В. Шухаев. Портрет Ларисы Рейснер


Зал футуристов.1910 годы.

Литературно-музыкальная гостиная "ОЧАРОВАНИЕ ".
В Музее литературы Серебряного века ежемесячно проходят встречи с русской поэзией и прозой; старинными и современными романсами; народными песнями, загадочными и реальными, мистическими и легендарными событиями из истории мировой культуры.
Музей проводит выставки,концерты,презентации,конференци и,лекции.При музее есть студия для детей по изучению литературы, "Сказка выходного дня","Занимательная филология".

Поклонники Аптекарского огорода хорошо знают этот дом,ведь он находится по соседству.
Вход в сад "Аптекарский огород" находится в этом зеленом стеклянном кирпиче рядом.

Вот за этой раритетной оградой дома Брюсова. Можно очень приятно и полезно провести выходной.
Совместив прогулку по саду с посещением Дома Брюсова и Музея Серебряного века.

Тема города, прошла через все творчество поэта. Брюсов ищет в городских лабиринтах красоту, называет город "обдуманным чудом", любуется "буйством" людских скопищ и "священным сумраком" улиц.


Я люблю большие дома
И узкие улицы города, -
В дни, когда не настала зима,
А осень повеяла холодом.
Пространства люблю площадей,
Стенами кругом огражденные, -
В час, когда еще нет фонарей,
А затеплились звезды смущенные.
Город и камни люблю,
Грохот его и шумы певучие, -
В миг, когда песню глубоко таю,
Но в восторге слышу созвучия.
29 августа 1898

~***~
Люблю одно: бродить без цели
По шумным улицам, один;
Люблю часы святых безделий,
Часы раздумий и картин.

Я с изумленьем, вечно новым,
Весной встречаю синеву,
И в вечер пьян огнем багровым,
И ночью сумраком живу.

Смотрю в лицо идущих мимо,
В их тайны властно увлечен,
То полон грустью нелюдимой,
То богомолен, то влюблен.

Под вольный грохот экипажей
Мечтать и думать я привык,
В теснине стен я весь на страже:
Да уловлю господень лик!
12 октября 1900

И актуальное:

НОЧЬЮ (ДРЕМЛЕТ МОСКВА...)

Дремлет Москва, словно самка спящего страуса,
Грязные крылья по темной почве раскинуты,
Кругло-тяжелые веки безжизненно сдвинуты,
Тянется шея - беззвучная, черная Яуза.

Чуешь себя в африканской пустыне на роздыхе.
Чу! что за шум? не летят ли арабские всадники?
Нет! качая грузными крыльями в воздухе,
То приближаются хищные птицы - стервятники.

Падали запах знаком крылатым разбойникам,
Грозен голос близкого к жизни возмездия.
Встанешь, глядишь... а они все кружат над покойником,
В небе ж тропическом ярко сверкают созвездия.
20 июня 1895



Почитайте прекрасную любовную лирику В.Брюсова.
Помните:" Ты - женщина, ты - книга между книг..."?

Музей Серебряного века - обязательный пункт в программе каждого туриста, который решил побывать в Москве или Санкт-Петербурге. Ведь музеи, посвященные этому периоду расцвета российской культуры, есть в каждой из двух столиц. При этом они уникальны и не похожи один на другой.

Московские достопримечательности

Давно стоило признать, что турист, приезжающий в Москву, не должен себя ограничивать посещением только Красной площади, ГУМа и Воробьевых гор. В столице есть уйма других мест, в которых просто необходимо побывать любому человеку, мало-мальски интересующемуся литературой и искусством. Музей Серебряного века - одно из них.

Появился он совсем недавно. Впервые свои двери для посетителей он открыл осенью 1999 года. Пристанищем экспонатов стало жилище одного из представителей русской поэтической школы того времени - Валерия Брюсова. В этом доме он жил с 1910 по 1924 год, до самой своей смерти.

Брюсов был известен не только как поэт и автор знаменитого одностишия про "бледные ноги", но и как глубокий исследователь творчества Александра Сергеевича Пушкина. Поэтому символичным было то, что первая выставка, на которую пригласил посетителей музей Серебряного века в Москве, - "Пушкин и русская литература Серебряного века".

До этого периода дом был в аварийном состоянии, отремонтировали его только накануне 1999 года, 200-летия со дня рождения Пушкина. Над созданием полноценной экспозиции трудились более 10 лет, часть экспонатов удалось добыть только из частных коллекций. Зато с ее открытием стало возможным в полной мере оценить влияние "солнца русской поэзии" на самых ярких представителей Серебряного века. Увидеть эту экспозицию можно и сегодня, если посетить музей Серебряного века (проспект Мира, 30) в Москве.

Как добраться?

Проще всего добраться до музея на метро. Попадаете на кольцевую линию и выходите на станции "Проспект Мира". Это неподалеку от самого центра столицы. Выйдя из улицу переходить не нужно, идете по четной стороне проспекта в направлении Садового кольца. Примерно в двух минутах ходьбы и находится музей Серебряного века - Мира, 30.

График работы музея весьма удобен. В неделе только один выходной, традиционно это понедельник. Важно еще на попасть на санитарный день - он проводится последнего числа каждого месяца.

Во вторник, среду, субботу и воскресенье музей открывает свои двери в 11 часов утра. Экспозиции можно осматривать до 6 часов вечера. По четвергам и пятницам музей как бы работает во вторую смену - с 14 до 21 часа. Стоит также помнить, что во все дни кассы закрываются за полчаса до окончания работы учреждения.

Особенности экспозиции

Дом, в котором расположен музей Серебряного века, был перестроен из деревянного особняка в 1910 году. Сделал это купец Баев, который занимался продажей обуви. Архитектором проекта стал известный в то время столичный мастер Чагин.

В том же 1910 году на первом этаже квартиру снял поэт Валерий Брюсов. Самому стихотворцу здание никогда не принадлежало, но в народе за ним закрепилось прозвище "домик Брюсова".

Музейные экспонаты частично переехали из собраний Тщательно обставлен рабочий кабинет Брюсова. В нем находятся многие личные вещи, принадлежавшие поэту. Например, дубовый стол, картины, мебельный гарнитур.

Экскурсии по музею

Если вы решили отправиться в музей Серебряного века (проспект Мира), то обязательно сходите на обзорную экскурсию. На ней вы сможете подробно изучить всю русскую культуру от конца XIX до начала XX столетия. Наиболее подробно представлена биография хозяина этого особняка - Валерия Брюсова. Экскурсии разработаны для разных возрастных групп и будут интересны как школьникам, так и их родителям.

На обзорной экскурсии вы сможете познакомиться с личным кабинетом Брюсова, а на втором этаже увидите уникальную экспозицию. Это единственное в России собрание сочинений, посвященное всем стилям, направлениям и течениям литературы России Серебряного века.

Лекции и тематические проекты

Для особо увлеченных, тем временем, есть специальные тематические экскурсии и лекции. Например, "Загадки Дома Брюсова". На ней вы сможете исследовать различные тайны этого здания. Узнать историю этой улицы и окружавших ее домов, о стиле в котором построен особняк.

Отдельная выставка "Дом Брюсова, его хозяева и гости" рассказывает не только о поэте, который здесь жил с 1910 года до самой смерти, но и о его друзьях и единомышленниках, которые бывали у него в гостях чаще всего. Это Маяковский, Ходасевич, Иванов, Белый и Блок.

На экскурсии "Салоны и кружки Серебряного века" посетителям рассказывают о том, как развивалась литература в России на рубеже XIX-XX веков. Где, у кого и как часто собирались начинающие и опытные литераторы, как общались и развлекались, как развивалось их творчество,представление о поэзии и окружающем мире.

Для особо любопытных посетителей музея подготовлены интерактивные занятия. Одно из самых популярных, которое может предложить музей Серебряного века - "Книжные и журнальные обложки Серебряного века".

Это интерактив для школьников, на котором ребята могут узнать о книгах и журналах, в которых печатались поэты, какой в то время была бумага, какими символами пользовались представители различных течений и направлений литературы того времени.

Также есть интерактивные занятия, посвященные художникам и поэтам Серебряного века. Школьникам также могут прочитать подробные наглядные лекции о русском символизме, творчестве и судьбе Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой и такого направления, как акмеизм, Александре Блоке, Иване Бунине.

Серебряный век в городе на Неве

Еще одно учреждение, которое обязательно нужно посетить всем поклонникам отечественных поэтов того времени, находится в Санкт-Петербурге. Это музей Ахматовой "Серебряный век".

Он был основан в 1987 году. Долгое время оставался единственным музеем, в котором подробно можно было узнать о величайших поэтах начала двадцатого столетия - Анне Ахматовой и семье Гумилевых.

В хронологическом порядке здесь выстроены 9 экспозиционных залов - от юности Ахматовой в Царском селе, через период, проведенный в "Бродячей собаке", до ее главных произведений - "Реквием" и "Поэма без героя". Завершает экспозицию комната памяти поэта.

Где найти музей?

Для того чтобы попасть в музей "Серебряный век" в Петербурге, лучше всего воспользоваться метро. Необходимо доехать до станции "Автово". Музей находится по адресу: улица Автовская, дом 14.

Музей работает с единственным выходным - в воскресенье. Открывается ежедневно в 10 часов утра. С понедельника по четверг работает до 18 часов, в пятницу до 17, а в субботу до 16.30. Кассы закрываются за час до окончания работы.

Стоимость билетов весьма символическая. Вход для взрослых посетителей обойдется в 70 рублей, школьникам, студентам и пенсионерам надо заплатить 40 рублей. Экскурсионное обслуживание оплачивается отдельно. В среднем оно обойдется в цену 120 рублей на человека.

Фонды музея

Музей может похвастаться богатыми фондами. Здесь представлены живопись, графика, прикладное искусство того периода. Богатая видеотека и фонотека с изображениями и записанными голосами символов той эпохи. Отдельный раздел "Нумизматика" познакомит вас с собраниями монет, которые отражали историю, культуру и общественные веяния того времени.

В музее есть научно-вспомогательный фонд, редкие книги, фотографии и документы Ахматовой и Гумилева, а также газеты и журналы, в которых они печатали свои первые произведения.

Среди уникальных и подлинных экспонатов музея - портрет Анны Андреевной Ахматовой кисти Давыдова, непревзойденная работа фарфориста Славиной "Портрет Ахматовой на фарфоровой плите", а также картины, графика других авторов.

Экскурсии

Работники музея могут предложить посетителям разнообразные экскурсии. Обязательно побывайте на обзорном знакомстве. Отдельно подробнее можно узнать о большом количестве домов и квартир, в которых пришлось жить Ахматовой, поэтому экскурсия и называется так иронично "Бедуинский образ жизни".

Представлен подробный рассказ о семье Гумилевых, с которой Ахматова связала свою судьбу. Особая экскурсия посвящена поэме "Реквием", а также самым близким друзьям - Цветаевой, Пастернаку и Мандельштаму.

Создание музея

Отдельно стоит рассказать историю, благодаря которой появился музей. Анна Ахматова, Серебряный век - предмет особой любви главного творца экспозиций, руководителя учреждения Валентины Андреевны Биличенко. Именно благодаря ей в России появился первый музей, посвященный Ахматовой.

Вначале это был народный музей при литературном объединении "Пушкиниана", затем стал муниципальным учреждением культуры. В 2001 году музей получил статус государственного учреждения и с этого времени располагается по нынешнему адресу.

Уникальные экспонаты

Среди уникальных экспонатов, которыми может похвастаться музей Анны Ахматовой, представлены часы, бой которых слушали поэты в самом начале XX века, раритетная мебель того периода, уникальный рояль.

Экскурсии и лекции, которые проводят сотрудники музея настолько интересны и необычны, что многие посетители называют его Храмом искусства и культуры.

Именно в стенах этого музея впервые в России было рассказано об "Анне Всея Руси", разработаны подробнейшие экспозиции, посвященные Мандельштаму, Пастернаку, Цветаевой, Николаю и Льву Гумилевым. Большое внимание уделено непосредственному окружению Анны Андреевны Ахматовой.

В числе подлинных уникальных экспонатов представлены редкие книги, собранные основательницей музея Валентиной Биличенко, а также произведения живописи и графики. Есть и личные вещи поэтов.

Большое внимание в музее уделяют культурно-просветительской функции. Помимо экскурсий и лекций, проходят литературно-музыкальные вечера и творческие встречи с поэтами современности. Стало традицией каждый год проводить научно-практическую конференцию на базе музея, посвященную судьбе




Top