Литературный музей в контакте. Государственный музей истории Российской литературы им

Государственный Литературный музей

Государственный Литературный музей – это одно из богатейших в мире хранилище рукописей, литературных материалов, рисунков и эскизов к литературным произведениям. Музей является ведущим в мире научным центром, в котором проводятся исследования отечественных и зарубежных литературных произведений, а также главным методическим центром такого профиля в России.

Фонды музея за годы существования учреждения накопили множество экспонатов – литературных архивов писателей, деятелей русской культуры разных эпох, гравюр с видами старой Москвы, живописных портретов деятелей государства, науки и культуры, рукописных и печатных духовных изданий, гражданской печати эпохи царя Петра, прижизненных изданий с автографами авторов, материалов, связанных с историей русской классической и современной литературы. Всего архивы музея насчитывают свыше 700 000 экспонатов.

История Литературного музея Москвы

Годом образования музея считается 1934. Тогда было принято решение о создании единого Литературного музея на базе Центрального музея литературы, критики и публицистики и музея при библиотеке им. Ленина. Но начало истории музея состоялось тремя годами раньше, когда известный революционер и деятель культуры В.Д. Бонч-Бруевич создал комиссию по подготовке к созданию Центрального Литературного музея и начал отбирать для него коллекцию экспонатов.

Для нового музея выделили здание, которое размещалось рядом с библиотекой им. Ленина. Уже тогда Литературный музей являлся крупнейшим в мире и содержал 3 млн. архивных документов. Позже большая часть хранившихся в музее документов, была передана в Центральный архив. Бонч-Бруевич продолжал активно курировать работу музея и наполнять его рукописные фонды. В 1951 году в музей было передано много документов из архивов КГБ. Это были рукописи книги и литературные материалы, отобранные у репрессированных писателей. Они не выставлялись в экспозицию и рассматривались как дополнительные фонды музея.

Музей рос и развивался, уже в 1970 году он занимал 17 зданий, расположенных по всей Москве. В 1995 году их количество увеличилось до 20.

Основная экспозиция музея касается истории русской литературы периода 18-19 веков. Она размещается в бывшем дворце князей Нарышкиных, расположенном на территории Высоко-Петровского монастыря. Экспозиция периода советской литературы располагается в здании галереи Остроухова.

Отделы Литературного музея

Музей располагает несколькими отделами, которые представляют самостоятельные экспозиции, касающиеся жизни и творчества выдающихся русских и советских писателей, а также отражают основные периоды развития русской литературы. Структурными частями музея являются дома-музеи Лермонтова, Герцена, Пастернака, Чехова, Чуковского, Пришвина; музеи-квартиры Достоевского, Толстого, Луначарского. Интерес представляет и музей «Серебряного века».

Все отделы музея занимаются образовательной деятельностью. Здесь разработано много интерактивных экскурсий для посетителей разных возрастов. Особенно много познавательных экскурсий разработано для детей. Им предлагается попробовать писать перьями, потрогать папирус и кожу ягненка, которые ранее применялись в качестве бумаги, побить по кнопкам пишущей машинке, на которой писал свои стихи и сказки К.И. Чуковский. Школьники старших классов приглашаются в литературные салоны 19 века, где они в игровой форме окунаются в атмосферу салона, решают ребусы, загадки, анаграммы, составляют шарады, пробуют себя в искусстве рифмования и эпиграммы.

Личные архивы Литературного музея

Архив Достоевского;
- архив Чехова;
- архив Фета;
- архив Гаршина;
- архив Лескова;
- архив Белинского.

Государственный Литературный музей – крупнейшее в мире собрание материалов, касаемых литературной деятельности русских и зарубежных писателей.

Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля (Государственный литературный музей) имеет богатую и сложную историю. По свидетельству автора концепции центрального литературного музея страны Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича (1873–1955), идея музея сформировалась ещё в 1903 году, когда он находился в эмиграции в Женеве.

История нынешнего ГМИРЛИ имени В. И. Даля восходит к созданию двух музеев, посвящённых наследию великих русских классиков. Московский государственный музей имени А. П. Чехова был основан в октябре 1921 года, его коллекции ныне находятся в фондах ГМИРЛИ имени В. И. Даля, ведущего свою родословную именно от этой даты и готовящегося в октябре 2021 года отметить своё столетие.

Инициатива создания музея другого русского классика, Ф. М. Достоевского, также была выдвинута в 1921 году, накануне столетия писателя. Музей Достоевского был основан в 1928 году, а в 1940 году вошёл в состав главного литературного музея страны.

Особое значение в истории ГМИРЛИ имени В. И. Даля имеет создание в 1933 году по инициативе В. Д. Бонч -Бруевича Центрального музея художественной литературы, критики и публицистики. В его фондовые коллекции были включены музейные предметы, приобретённые, в том числе, в результате работы учреждённой в 1931 году государственной Комиссии по выявлению находящихся за границей памятников литературы и искусства народов СССР. Для обеспечения работы комиссии были выделены значительные финансовые средства, в том числе из золотовалютных резервов. Если учесть, насколько непростым для СССР был период на рубеже 1920–1930 -х годов, становится очевидным, что создание и развитие главного литературного музея литературоцентричной страны являлось важнейшей государственной задачей.

16 июля 1934 года приказом наркома просвещения Центральный музей художественной литературы, критики и публицистики был упразднен, вместо него был создан Государственный литературный музей, который, согласно этому приказу, уже не имел юридической автономии и был введён в состав Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. Начался нелегкий период в работе главного литературного музея страны, которому вскоре удалось вернуть статус самостоятельного учреждения культуры.

К концу 1930-х годов коллекция музея насчитывала сотни тысяч реликвий - рукописей, книг, документов, фотографий, предметов живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, мемориальных вещей. Именно тогда в музее появились многие ценные собрания, сформировался высокопрофессиональный коллектив, началась интенсивная научная и издательская деятельность.

В 1941 году по решению правительства большинство рукописей из собрания музея были изъяты и переданы в ведение Главного архивного управления, подведомственного наркомату внутренних дел. Несмотря на это, благодаря интенсивной собирательской работе, музей со временем вновь стал одним из крупнейших хранителей материалов по истории отечественной литературы.

26 июля 1963 года, согласно приказу Министерства культуры СССР, музей официально получил статус «головного музея, на который возложена координация научно-исследовательской и экспозиционной работы однопрофильных музеев страны и оказание им консультативной и методической помощи». В течение следующих десятилетий при непосредственном участии сотрудников флагманского литературного музея страны были созданы десятки музеев в разных регионах СССР, в том числе крупные и ныне широко известные, были обновлены многие постоянные экспозиции ведущих литературных музеев. В 1984 году музей был награжден Орденом Дружбы народов.

В 2015 году по предложению музея была сформирована Инициативная группа ведущих литературных музеев России, а затем - Ассоциация литературных музеев , с 2018 года работающая на правах секции Союза музеев Российской Федерации.

В апреле 2017 года флагманский литературный музей страны получил новое официальное наименование: Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля. Это название в полной мере соответствует не только современной миссии крупнейшего литературного музея страны, но и замыслу создателя научной концепции музея В. Д. Бонч-Бруевича, считавшего, что краеугольным условием существования такого крупного учреждения культуры должно быть сочетание функций пяти культурных институций: собственно музея, а также архива, библиотеки, исследовательского института и научного издательства.

На сегодняшний день коллекция музея составляет свыше полумиллиона единиц хранения, что позволило создать более десяти мемориальных экспозиций, ныне известных не только россиянам, но и далеко за пределами нашей страны: «Музей-квартира Ф. М. Достоевского» , «Дом-музей А. П. Чехова» , «Дом-музей А. И. Герцена» , «Дом-музей М. Ю. Лермонтова» , «Музей-квартира А. Н. Толстого» , «Музей Серебряного века», «Дом-музей М. М. Пришвина» в деревне Дунино, Дом-музей Б. Л. Пастернака » в Переделкине, «Дом-музей К. И. Чуковского» в Переделкине, « Информационно-культурный центр „Музей А. И. Солженицына “ в г. Кисловодске».

В составе ГМИРЛИ имени В. И. Даля работают две выставочные площадки в отделах «Дом И. С. Остроухова в Трубниках» и «Доходный дом Любощинских-Вернадских », который также является центральным административным зданием.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

  1. Ремонтно-реставрационные работы и реэкспозиция отдела «Дом-музей А. П. Чехова» .

  2. Создание на базе отдела ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Музея истории литературы ХХ века» , в который войдут экспозиции посвященные литераторам разных эстетических направлений и судеб - и тем, кто был официально признан в советскую эпоху (А. В. Луначарский), и гонимым, запрещенным писателям (О. Э. Мандельштам), а также авторам Русского зарубежья (А. М. Ремизов).

  3. Открытие в составе ГМИРЛИ имени В. И. Даля к 200-летию Ф. М. Достоевского Музейного центра «Московский дом Достоевского» .

  4. Создание современного комплексного депозитария , в составе которого будет открыт инновационный «Музей звучащей литературы» и организованы открытые хранения музейных предметов.

  5. Комплексная модернизация и реэкспозиция отдела «Музей Серебряного века» и создание на его основе Музейного центра «Серебряный век» .

  6. Создание в составе ГМИРЛИ имени В. И. Даля Национального выставочного центра «Десять веков российской словесности» , в котором впервые в российской музейной практике будет создана постоянная экспозиция по истории отечественной литературы.

МИССИЯ МУЗЕЯ

  • Первая составляющая миссии : разработка и реализация принципов представления музейными средствами истории русской литературы на всем протяжении ее развития.
  • Абсолютно все литературные музеи Российской Федерации, кроме ГМИРЛИ, включая наиболее крупные, посвящены либо творчеству одного крупного писателя, либо определенному периоду развития литературы, либо группе литераторов, представляющих определенный регион. Поэтому музейное представление всей истории русской литературы входит исключительно в миссию ГМИРЛИ.

    Этот факт всегда осознавался в прошлом, достаточно вернуться к двум цитатам, предпосланных настоящей концепции в качестве эпиграфов. И Вера Степановна Нечаева (один из основателей Дома-музея Ф. М. Достоевского, старейшего музейного отдела, ныне входящего в состав ГМИРЛИ), и Клавдия Михайловна Виноградова (многолетняя заведующая Домом-музеем А. П. Чехова - отдела нашего музея) в один голос говорят о том, что главной задачей флагманского литературного музея страны является создание единой историко-литературной экспозиции.

    В. С. Нечаева в 1932 году пишет, что «Перестройка литературных музеев едва начата, - для ее успешного продвижения следует перейти к созданию музея литературы, отражающего ход развития исторического процесса в России».

    К. М. Виноградова через 30 лет, в 1961 году подчеркивает, что «музей вплотную приступил к подготовке экспозиции по истории русской литературы с древнейших времен до нашей современности. Однако, отсутствие помещения лишает его возможности развернуть эту экспозицию в полном объеме».

    Приходится констатировать, что данная задача не решена и по сей день и остается главной составляющей миссии ГМИРЛИ.

  • Вторая составляющая миссии : организация сетевого взаимодействия российских литературных музеев.
  • Еще в 1960-е годы тогдашний Государственный литературный музей официально был наделен полномочиями Всероссийского научно-методического центра в области организации работы и методического содействия развитию всех литературных музеев страны. Приказом Министерства культуры СССР от 26 июля 1963 года № 256 музей утвержден «головным музеем, на который возложена координация научно-исследовательской и экспозиционной работы однопрофильных музеев страны и оказание им консультативной и методической помощи».

    За прошедшие десятилетия подобное содействие было оказано более чем пятидесяти литературным музеям, из них некоторые были созданы при непосредственном участии специалистов флагманского музея (иногда - на основе экспонатов, переданных из его коллекции), либо в этих музеях были открыты при содействии головного музея новые экспозиции.

    В наши дни реализация этой составляющей миссии ГМИРЛИ приобретает особое значение, поскольку ставится задача организации сетевого взаимодействия литературных музеев с использованием современных средств коммуникации и электронных технологий.

    Именно в этих целях в 2016 году по инициативе ГМИРЛИ и Государственного музея А. С. Пушкина была создана Ассоциация литературных музеев в составе Союза музеев России.

    В состав инициативной группы по созданию Ассоциации, помимо инициаторов - ГМИРЛИ и ГМП, - вошли крупнейшие литературные музеи России: Государственный музей Л. Н. Толстого (Москва), Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л. Н. Толстого „Ясная Поляна“», Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова, Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева « Спасское-Лутовиново» , Орловский объединённый государственный литературный музей И. С. Тургенева, Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», Всероссийский музей А. С. Пушкина (Санкт-Петербург), Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А. Н. Островского «Щелыково», Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина » в Крыму, Ульяновский областной краеведческого музея имени И. А. Гончарова, Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме (Санкт-Петербург), Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина (Московская область), Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького.

  • Третья составляющая миссии ГМИРЛИ - содействие решению важнейшей социальной задачи по поддержанию внимания и интереса к литературе и чтению .
  • В последние годы указанная задача приобрела особое значение: на государственном уровне созданы профильные федеральные программы, призванные содействовать развитию интереса к чтению: Национальная программа поддержки и развития чтения, Программа поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации.

    В данных программах ГМИРЛИ не просто принимает деятельное участие, но и во многих случаях реализует функции инициатора, разработчика отдельных мероприятий. Примером деятельного участия музея в решении задач популяризации чтения может служить масштабный исследовательский выставочный проект «Россия читающая», реализованный музеем в 2015 году, который был официально объявлен в стране Годом литературы.

  • Четвертая составляющая миссии ГМИРЛИ: осуществление функций по музеефикации и экспонированию новейшей литературы .
  • Практика последних десятилетий показывает, что процесс создания новых литературных музеев идет достаточно медленно, для их организации требуются серьезные ресурсы. Помимо наличия коллекций, необходимы и значительные средства на обустройство мемориальных помещений. За последнее десятилетие были поддержаны инициативы по созданию очень немногих музеев современных писателей, среди них - А. И. Солженицын, В. И. Белов, И. А. Бродский, В. Г. Распутин. Это означает, что огромный пласт литературы новейшего времени оказывается вне музеефикации. Реликвии, связанные с жизнью и творчеством таких крупных писателей, как, например, Белла Ахмадулина или Фазиль Искандер, в лучшем случае оказываются в собственности коллекционеров, а в худшем вообще уходят из культурного обихода. В последние годы ГМИРЛИ приобрел известность не только в качестве популярной площадки для встреч, презентаций, обсуждений, связанных с современной литературой, но и как ресурсный центр музеефикации наследия недавно умерших, а в отдельных случаев и ныне здравствующих крупных писателей. При этом имеются в виду писатели новейшей эпохи, родившиеся, жившие и работавшие не только в столичных центрах, но и во всех регионах Российской Федерации.

  • Пятая составляющая миссии ГМИРЛИ : профессиональное музейное представление литературы разных эпох на международной культурной арене .
  • Помимо функций централизованного представления музейной истории литературы в разных регионах Российской Федерации, описанных в четвертой составляющих миссии ГМИРЛИ, весьма актуальна и задача представления и продвижения отечественной литературы за рубежом. Не подлежит сомнению, что именно ГМИРЛИ является наиболее универсальным ресурсным центром для организации выставочных, научных и культурных проектов, посвященных русской литературе, в музейных, научных, выставочных и образовательных центрах на территории зарубежных стран.

    Объем и структура коллекции музея позволяют готовить и реализовывать международные проекты самого высокого уровня. Только за последние несколько лет подобные выставки работали в Германии, Франции, США, Англии, Китае, Венгрии, Испании и других странах, также в России работали выставки, подготовленные в партнерстве с ведущими зарубежными музейными организациями. Среди крупнейших международных проектов последних лет - российско-немецко-швейцарская выставка «Рильке и Россия» (2017–2018, Марбах, Цюрих, Берн, Москва), выставка «Достоевский и Шиллер» в рамках фестиваля «Русские сезоны» (2019, Марбах).

    Московский зоопарк - один из старейших зоопарков в Европе и четвёртый по площади зоопарк России после зоопарков Ярославля, Ростова-на-Дону и Новосибирска. Основан в 1864 году. Имеет стабильное количество посетителей в год - до 3,5 млн. человек. Входит в первую десятку зоопарков мира по посещаемости. В 1862 г. в московском Манеже прошла выставка животных, организованная Комитетом по акклиматизации животных и растений. По окончании выставки на руках у организаторов осталось много живых «экспонатов». Тогда и встал вопрос об открытии в Москве зоологического сада. Главным инициатором его создания был профессор Московского университета Анатолий Петрович Богданов. Рассматривались несколько вариантов размещения зоосада: Измайлово, Царицыно, Пресненские пруды. Выбор был сделан в пользу Пресни. Решающим фактором стала достаточная близость к центру города, а значит, удобство для потенциальных посетителей. Для устройства «живого музея на открытом воздухе» был засыпан один из прудов, у частных лиц были выкуплены соседние участки земли. И 31 января 1864 г. (12 февраля н. с.) Московский зоологический сад открылся. Любопытный факт. В 1681 г. подле Пресненских прудов был построен загородный дворец царя Федора Алексеевича. При царской резиденции находился Потешный двор, для которого в 1685 г. «на дело ларя белому медведю» опустили 13 досок полуторных сосновых, да под ларь этот смастерили «колеса самые добрые». Таким образом, первый зверинец существовал на Пресне еще в XVII веке. Первые постройки Зоологического сада спроектировал архитектор П.С. Кампиони. Он же доставил в Москву группу животных, подаренных Парижским акклиматизационным садом. Многие любители животных жертвовали Зоосаду деньги, дарили зверей. Командир фрегата «Светлана» И.И. Бутаков привез из кругосветного плавания коллекцию австралийских животных. Император Александр II подарил слона. В конце 1870-х – начале 1880-х годов в Ботаническом отделении Зоологического сада действовал «Семейный сад», устроенный известным антрепренером М.В. Лентовским. В последующие годы в Зоосаде были построены дополнительные павильоны и вольеры. При этом работали здесь известные московские зодчие: Л.Н. Кекушев, С.К. Родионов. В конце XIX века на углу Б. Грузинской и Б. Пресненской (ныне – Красная Пресня) улиц вместо простенькой деревянной арки появился нарядный вход с двумя башнями по проекту архитектора К.К. Гиппиуса. Действовала Биологическая станция, здание которой в неоклассическом стиле было возведено по проекту Р.И. Клейна (Конюшковская улица, дом 31, стр. 1). Существенно пострадал зоосад во время событий 1905 г.: был разрушен целый ряд зданий, сгорела библиотека, уничтожен Аквариум. В 1919 г. Зоологический сад национализировали. В последующие годы его территория существенно увеличилась, были созданы научные лаборатории и научно-исследовательские подразделения, а сам он получил новое, привычное для нас название, – Зоопарк. В 1936 г. в Зоопарке был построен новый вход, по проекту скульпторов В.А. Ватагина и Д.В. Горлова, просуществовавший до 1964 г. К 850-летию Москвы, в 1990-е годы, Зоопарк реконструировали (работы велись МНИИП «Моспроект 4»). Появилась новая входная группа, целый ряд новых вольеров, различные тематические экспозиции. В настоящее время в Московском зоопарке содержится более 1100 видов и почти 8000 экземпляров различных представителей фауны.

    Копия иконы 1870 г. с изображением святых Космы и Дамиана. Праобразами святых послужили Пушкин и Даль. Оригинал иконы храниться в музее истории религий.

    Впоследствии В. И. Даль и А. С. Пушкин неоднократно встречались, они беседовали о русской литературе, народном творчестве, русском языке, обсуждали лингвистические находки Даля. В. И. Даль в воспоминаниях пишет, что именно Пушкин настаивал на обязательном и скорейшем завершении словаря.

    Последнюю ночь перед смертью Пушкина Даль провел у его постели, позже он напишет очерк о его смерти. Далю умирающий поэт передал на память свой золотой перстень с изумрудом. Даль отказывался, но Пушкин настоял. Через год из Оренбурга Даль писал князю Одоевскому:

    «Теперь перстень Пушкина для меня настоящий талисман. Как гляну на него, пробежит по мне искорка и хочется приняться за что-нибудь порядочное»

    К счастью, перстень — подарок Пушкина Далю, сохранился до наших дней. После кончины В. И. Даля перстень находился у его средней дочери Ольги Владимировны Демидовой. Ольга вышла замуж за Платона Демидова, семья Даля породнилась с знаменитым родом русских горнозаводчиков Демидовых. Ольга передавала перстень на знаменитую пушкинскую выставку 1880 года. А после выставки подарила перстень великому князю Константину Константиновичу — президенту Российской Академии наук, который в свою очередь по завещанию передал его в Пушкинский дом — Институт русской литературы в Санкт-Петербурге. В 1950-е годы, когда создавался музей-квартира Пушкина на Мойке, перстень был передан в этот музей и его приключения на этом закончились. К сожалению, перстень находится в запасниках музея, увидеть его можно только на выставках.

    Словарь В. И. Даля как сокровищница русского языка

    Было такое выражение в дореволюционной России: «Комната русского культурного человека — это стол, стул и Даль». Словарь Даля — явление исключительное. Даль составил свой словарь один, без помощников и этому труду было отдано пятьдесят три года жизни. Первое слово для словаря Даль записал в 17 лет, когда молодым мичманом направлялся к месту службы, а последние четыре новых слова, услышанных от прислуги, он записал уже прикованный к постели, за неделю до смерти. В середине XIX в., в период расцвета русской классической литературы, он, как и Пушкин, призывал современников обратиться к живой русской речи. Даль критиковал ранее издававшиеся академические словари, в основе которых лежала книжно-письменная речь. «Пришла пора, — писал В. И. Даль в „Напутном слове“ к своему словарю, — подорожить народным языком». Официальные академики того времени в ответ на критику всячески игнорировали труд Даля и отказывались с ним сотрудничать. Но словарь Даля увидел свет. Издание словаря было уникальным культурным событием того времени. По количеству включённых в него слов (более 200 тысяч) этот словарь остался непревзойденным и поныне. В словаре собрано бесчисленное количество синонимов, эпитетов, образных выражений русского языка. Словарь и сегодня является настольной книгой этнографов и лингвистов, к нему постоянно обращаются писатели и переводчики. По сути, словарь Даля стал энциклопедией русской народной жизни середины XIX века, по словарю можно изучать язык, быт и нравы наших предков.

    Всего было четыре издания словаря Даля. Последнее изданние было напечатано в 1998 году и оно явилось повторением третьего еще дореволюционного издания, никаких изменений в него не было внесено.

    Не все современники разделяли взгляды В. И. Даля. Пропагандируя народную речь, Даль несколько принижал значение нормированного литературного языка. Известен такой эпизод его словесной полемики с поэтом В. А. Жуковским. Они обсуждали две формы выражения одной и той же мысли. Общелитературная форма в то время выглядела так: «Казак седлал лошадь как можно поспешнее, взял товарища своего, у которого не было верховой лошади, к себе на круп и следовал за неприятелем, имея его всегда на виду, чтобы при благоприятных обстоятельствах на него напасть». А Даль предложил такой вариант этой фразы: «Казак седлал уторопь, посадил бесконного товарища на забедры и следил неприятеля в назерку, чтобы при спопутности на него ударить» и считал этот вариант более выразительным. Жуковский с ним не соглашался и говорил, что мысль выражена на местном диалекте и в целом непонятна для русского человека.

    Еще одной крайностью была позиция В. И. Даля относительно иноязычных слов в русском языке, которые считал «сухой прищепой» на живом теле русского языка. Включая иноязычные слова в свой словарь, Даль подыскивал, а иногда и сам изобретал подходящие для них русские замены. Вместо слова инстинкт он предлагал употреблять слово побудок, вместо слова горизонт рекомендовалась целая серия русских синонимов: кругозор, небозём, небоскат, завес, закрой, озор. Французское слово пенсне у Даля превратилось в смешное русское слово — носохватка. Вместо слова эгоист предлагал использовать слова самотник или себятник. Замены интересные, остроумные, но не естественные. Разумеется, псевдорусские слова не прижились в нашем языке.

    В 1934 году произошло слияние Центрального музея художественной литературы, критики и публицистики и Литературного музея при Библиотеке имени Ленина в Государственный литературный музей. Сейчас в нем собраны личные архивы, переданные в дар государству от множества деятелей русской культуры с XVIII по XX век. Здесь же демонстрируются редчайшие старинные гравюры с видами столиц РФ и Российской империи, миниатюры и живописные портреты государственных деятелей, оставивших свой след в истории.

    Огромная часть государственной экспозиции – первые печатные и рукописные церковные книги, первые светские издания петровских времен, редкие экземпляры с автографами, рукописи, написанные людьми, навсегда вошедшими в историю России: Державин Г., Фонвизин Д., Карамзин Н., Радищев А., Грибоедов А., Лермонтов Ю. и другие не менее достойные представители литературы. Всего в экспозиции насчитывается более миллиона ценных экземпляров подобного рода.

    Сегодня государственная коллекция литературного музея включает в себя одиннадцать филиалов, находящихся в разных местах и известных даже в отдаленных странах. Это дома-музеи и квартиры-музеи людей, оставивших яркий след в истории России всех времен:

    • Федора Достоевского (Москва, ул. Достоевского, д. 2);
    • Ильи Остроухова (Москва, Трубниковский переулок, д. 17);
    • Антона Чехова (Москва, ул. Садовая Кудринская, д. 6);
    • Анатолия Луначарского (Москва, Денежный пер. 9/5, кв. 1, закрыт на реконструкцию);
    • Александра Герцена (Москва, переулок Сивцев Вражек, д. 27);
    • Михаила Лермонтова (Москва, ул. Малая Молчановка, д. 2);
    • Алексея Толстого (Москва, ул. Спиридоновка, 2/6);
    • Михаила Пришвина (Московская область, Одинцовский район, д. Дунино, д. 2);
    • Бориса Пастернака (Москва, поселение Внуковское, пос. Переделкино, ул. Павленко, д. 3);
    • Корнея Чуковского (Москва, пос. Внуковское, пос. ДСК «Мичуринец», ул. Серафимовича, д. 3);
    • Музей Серебряного века (Москва, Проспект Мира, д. 30).

    К этому же музейному комплексу относится и Музей Серебряного века, открытый в 1999 году. Каждая литературная выставка настолько полна и глубока по своему содержанию, что сама по себе может служить основой для открытия еще одного полноценного и востребованного музея. Совсем недавно, в конце 2014 года, был отреставрирован и передан этому учреждению старинный двухэтажный особняк XIX века, принадлежавший знаменитому русскому меценату Савве Морозову. В этом же году окончена реконструкция мемориального здания-особняка в Кисловодске, где бывал Солженицын – это тоже один из филиалов, который задумано использовать не только как музейную площадку, но и как культурный центр, где будут постоянно проходить встречи с литераторами.



    
    Top