Лоджия ланци во флоренции. Лоджия Ланци, Florence, Italy

Лоджия деи Ланци

Прогуливаясь улицами Флоренции, встречаешь буквально на каждом шагу подлинные произведения искусства: дворцы, церкви, статуи! Сам город представляет собой музей под открытым небом! Но есть одно место, где это определение раскрывается в полном смысле - это Loggia dei Lanzi или Loggia dell’Orcagna. Лоджия буквально утопает в античных скульптурах эпохи Возрождения.

Здание построено прямо на площади Синьории (Piazza della Signoria) напротив Палаццо Вьекко. До середины XVI века Лоджия носила имя Площади Синьории, после была переименована в Loggia dei Lanzi. Причиной послужило размещение по приказу Козимо I Медичи в лоджии немецких наемников копейщиков, известные как "Lanzichenecchi".

Лоджия Ланци представляет собой широкие арки, выходящие на улицу. Строительство проводилось в 1376 и 1382 годах флорентийскими архитекторами Бенчи ди Чоне и Симоне ди Франческо Таленти, предположительно, по проекту Якопо ди Сине. Изначально она служила местом проведения публичных церемоний Флорентийской республики.
В XVI веке, с созданием Великого княжества Тосканы, Лоджия стала выражением власти династии Медичи и первым в мире выставочным залом под открытым небом. Скульптуры того времени несли в себе не только эстетическое наслаждение, но политический подтекст господствующей власти.

После завершения строительства галереи - музея Уффици, Буонталенти создает сад на крыше, превращая крышу в террасу, с которой Медичи могли наблюдать за церемониями. Лестницу, ведущую на террасу, украшают два огромных каменных льва - символы Флоренции. «Старший» из львов времен Римской империи.

Знаменитые статуи:

1. «Персей» - это величественный бронзовый памятник 1554 года созданный Бенвенуто Челлини, по заказу Козимо I Медичи. На богато украшенном мрамором пьедестале изображен мифический греческий герой. В одной руке у него меч, а в другой высоко поднятая голова Медузы Горгоны, ее окровавленное тело распростерто у ног героя;
2. «Похищение сабинянок». Впечатляющая мраморная композиция Джамболона 1583 года, изготовленная по приказу сына Козимо I, Франческо I. Статуя более 4 метров и изготовлена из целого блока белого мрамора - самый крупный, когда бы то ни было транспортируемый во Флоренцию;
3. «Менелай, поддерживающий тело Патрокла». Это композиция из мрамора одна из сцен Троянской войны и копия греческой статуи, которая изначально стояла в южной части моста Понте Веккьо;
4. «Похищение Поликсены». Скульптура XIX века выполнена скульптором Пио Феди.
5. «Геркулес убивает кентавра Несса» - это менее известная скульптура Джамболона, 1599 года.

С правой стороны лоджии на стене есть латинская надпись, датированная 1750 годом, как память об изменении флорентийского календаря в 1749 года - переход на римский вариант времяисчисления.

Местные жители уверяют приезжих, что лучшее время для любования статуями - вечер. Тогда весь трагизм, точность линий и величие композиции подчеркивается темным небом.

Лоджия Ланци во Флоренции — удивительная арочная галерея, построенная в 14 столетии на Пьяцца делла Синьориа, прямо перед Палаццо Веккио. Знаменитая лоджия стала прообразом многих других лоджий по всей территории Европы. Первоначальной целью строительства лоджии было разделение сановников от толпы во время церемоний, публичных собраний и прочих важных событий. В наши дни Лоджия Ланци размещает ряд статуй, самой выдающейся из которых считается Персей с Головой Медузы.


Крытая галерея с тремя большими арками была построена в период между 1376 и 1382 годами флорентийским архитектором Симоне ди Франческо Таленти, а так же ломбардийским архитектором Бенци ди Чионе Дами. Открытая Лоджия с прекрасными пропорциями была спроектирована в позднем Готическом стиле, пришедшем на смену популярному стилю Ренессанса. Микеланджело даже выступил с предложением удлинить галерею вдоль всей Пьяцца Синьория, но Дюк Флоренции Козимо I деи Медичи посчитал затею выдающегося художника и архитектора слишком затратной. Лоджия Ланци названа в честь персонального стража Козимо I из Германии, которого звали Ланци.

В наши дни лоджия напоминает музей под открытым небом, с коллекцией впечатляющих ренессансных и римских скульптур. Традиция установки статуй в Лоджии взяла свое начало в 1494 году, когда флорентийцы свергли Медичи, правивших городом более 150 лет.

В честь переворота против бывших правителей, граждане флоренции переместили статую Донателло Юдифь и Олоферн из дворца Медичи на площадь рядом с Палаццо Веккьо. Выбор такой статуи был не случаен, так как она изображает женщину, обезглавившую тирана, тем самым символизируя конец эпохи правления Медичи.

Дом Медичи вскоре вернул себе власть во Флоренции, и Дюк Козимо I нанял Бенвенуто Челлини для создания новой скульптуры с изображением мифического героя Персея, обезглавливающего Медузу. После завершения работы в 1554 году, статуя была размещена в Лоджии Ланци, как предупреждение возможным врагам Дюка. Сегодня бронзовая статуя Персея все еще является главной достопримечательностью Лоджии, несмотря на значительное расширение коллекции предметов искусства и других впечатляющих статуй.

Одним из шедевров является знаменитое Похищение Сабинянок — мраморная скульптурная группа, созданная в 1585 году Джамболоньей. Он же является автором еще одной примечательной статуи в Лоджии — "Геркулес убивает кентавра Несса". Джамбольнья создал скульптуру в 1599 году, но в лоджию ее добавили только в 1841.
Стоит также обратить внимание на две других скульптурных группы: оригинальную римскую статую "Менелай с телом Патрокла", восстановленную в 16м столетии и размещенную в галерее Ланци в 1838, а также "Похищение Поликсены" — скульптурную группу 19го века, созданную итальянских скульптором Пио Феди. Шесть других статуй Сабинянок выстроились вдоль стен Лоджии Ланци. Мраморные римские статуи женщин были установлены тут в 1789. Два больших мраморных льва украшают вход в лоджию. Лев с правой стороны входа был создан в античные времена, а второго льва создал в 1598 году итальянский скульптор Вакки.

Я не знаю, как можно жить во Флоренции.
Ходить по булыжной мостовой, где каждый камень мудрее и старее, чем все мы вместе взятые, где стены домов помнят прикосновение тех, чьи имена заставляют сердце биться неровно и часто... Бесконечный люд на узких улицах, щелкающий затворами фотоаппаратов и восхищенные глаза тех, кто оказался здесь впервые... Господи, как я их понимаю! Долго-долго, часами сидеть перед Дуомо, не смея отвести взгляда от собора, чтобы потом, вечером, когда закатное солнце осветит зубчатку палаццо Веккьо, дойти до площади Синьорини и там, на ступеньках лоджии Ланци, в окружении прекрасных скульптур, наблюдать за тем, как неторопливо засыпает город, зажигая огни ресторанов и уличных кафе... Засыпает, чтобы утром все началось снова, как и тысячи лет назад...

Лоджию Ланци (Loggia dei Lanzi) в 1376-1382 годах для торжественных собраний и публичных церемоний построили архитекторы Андреа Орканья, Бенчо ди Чионе и Симоне Таленти. Первоначально она называлась лоджией Синьории , ибо была расположена на площади Синьории. Но блистательный Козимо I Медичи разместил там своих наемников-ландскнехтов (по-итальянски lanzinecchi, от lanza – «копье»), тем самым показав свое презрение любым республиканским традициям, отсюда и второе название лоджии - лоджия Ланци . Есть, кстати, и третьи название - лоджия Орканьи - по имени архитектора Андрея Орканья, спроектировавшего лоджию.

В 1583 году лоджию превратили в балкон, откуда великий герцог тосканский и его челядь могли наблюдать за всем происходящим на площади. Чтобы солнце не мешало наслаждаться видом, на крыше устроили великолепный висячий сад, а в самой лоджии для услаждения взора Козимо I установили собрание мраморынх скульптур. Над пилонами лоджии поместили медальоны с рельефами Добродетелей, выполненными в 1384-1389 гг. по эскизам Аньоло Гадди, а в центральном проеме установили двух львов, один из которых создан в 1600 году скульптором Фламинио Вакка.

Пожалуй, "Похищение сабинянок" Джамболоньи и "Персей" Челлини - это именно то, ради чего стоит посетить лоджию Ланци. И пусть сейчас там выставлена копия, но и она потрясает своей мощью и энергетикой. Джамболонья, Джованни да Болонья (Giambologna, Giovanni da Bologna), чье настоящее имя Жан де Булонь (Jean de Boulogne), вырос в габсбургской Фландрии, учился живописи в Антверпене, потом переехал в Италию и изучал в Риме античную скульптуру. На первые работы Джамболонья очень большое влияние оказал Микеланджело, однако скульптор сумел найти собственный стиль - изящная поверхность, холодная элегантность и красота. Первое крупное признание пришло к Джамболонья после того, как он создал для римского папы Пия IV гигантскую бронзовую статую Нептуна для фонтана Нептуна в Болонье.

В 1590 году он создает для Козимо I Медици "Летающего Меркурия" - скульптуру, которая казалась всем невозможной, ибо Меркурий лишь кончиком стопы казался земли, нет, даже не земли, а воздушной струи, выдуваемой маской Южного ветра. Статуя так умело сбалансирована, что кажется то ли зависающей в пространстве, то ли рассекающей воздух в стремительном полете. "Меркурий" Джамболоньи выбивался из всех классических канонов, ведь Микеланджело утверждал, что в статуе должен ощущаться материал, из которого она выполнена, а тут бронзовая фигура, преодолевая тяжесть материи, взмывает вверх.

"Похищение сабинянок" Джамболонья создавал вопреки критикам, котрые усомнились в мастерстве скульптора ваять из мрамора. Для того, чтобы пресечь все кривотолки разом, Болонья выбрал наиболее трудную композицию - три объединенные общим действием фигуры с контрастными характерами, что до него делали только в бронзе, но не в мраморе. Когда же скульптура была создана и представлена публике, после долгих споров современники мастера пришли к выводу, что наиболее подходящее для нее название «Похищение сабинянок». Флорентийцев поразила виртуозность композиции - расположенные снизу вверх по спирали фигуры, словно заключены в высокий, узкий цилиндр. Кажется, что они выполняют хорошо отрепетированное хореографическое упражнение. Критики позорно замолчали и признали скульптуру эталоном "маньеризма".

Сюжет, выбранный Джамболонья, не нов.
Римская легенда гласит, что, став взрослыми, Ромул и Рем решили основать новый город. Рем брату, стал над ним насмехаться, и, наконец, в разгоревшейся вскоре ссоре Рем был убит. Городу, основанному согласно этрусским правилам, Ромул дал свое имя и стал его первым царем. Для увеличения населения Ромул учредил в священной роще бога Лукариса убежище для беглецов, свободных и рабов, массами стекавшихся в Рим. Так как окрестные племена не желали выдавать за них замуж своих дочерей, Ромул пригласил на праздник в честь бога Конса соседних сабинян с их женами и дочерьми, и дал приказ римлянам по условленному знаку хватать девушек. Сам Ромул женился на Герсилии. Похищение сабинянок привело к войне с царем сабинян Титом Тацием и его союзником царем Ценина Акроном. Убив последнего в поединке, Ромул устроил праздник и торжественное шествие, предвосхищавшее триумф. Новый храм он посвятил Юпитеру Статору в благодарность за то, что бог остановил его обратившееся было в бегство войско. При посредничестве Герсилии и других сабинянок с сабинянами был заключен мир и союз.

Никола Пуссен, «Похищение сабинянок»

В лоджии Ланци есть еще одна скульптура Джамболонья - "Геркулес и кентавр"

Что же касается "Персея" Бенвеннуто Челлини - то он великолепен.
Нет. Он ВЕЛИКОЛЕПЕН.
Когда великий герцог Козимо Первый Медичи велел Челлини изготовить статую Персея с отрубленной головой Медузы в руке, то герцог захотел, чтобы голова Медузы как бы свисала с рук Персея. Только так и не иначе. "Бенвенуто , - сказал он ему, - вы же сделаете так, как я хочу, верно? ". Верно, то верно, но как изобразить это в металле? Было испробовано множество сплавов, но ни один состав не обладал нужной тягучестью и гибкостью. К тому же, это маленькие полые бронзовые скульптуры очень просто отливать по античной технологии. Всего-то нужна фигурка из обожженной глины, затем слой воска, полностью повторящий контуры скульптуры, и еще один слой глины. Затем отправляем конструкцию в печь, где из нее выплавляется воск, а на его место заливается бронза. Бронза должна растечься равномерно и плавно, иначе ничего не получится. После чего внешний слой глины разбивается, убирается внутренний и - вуаля, все готово. Представили?

А теперь посмотрите на "Персея".
И представьте, что предстояло сделать Челлини.
Как вы полагаете, Бенвенуто - гений или безумец?

Время показало, что гений. Но тогда, в тот момент, казалось, что само небо против него. Шел дождь, каких не было во Флоренции давно, словно небо разверзлось над мастерской Челлини. Вода заливала печь, но сама мастерская раскалилась настолько, что загорелась, и было не понятно, что же делать - сбивать пламя с крыши или же продолжать плавить бронзу. Бенвенуто начало лихорадить, и не выдержав напряжения, в самый ключевой момент он вынужден был уйти домой, раздав указания рабочим...

Дома ему казалось, что он умирает. А тем временем стала остывать печь, и в тот же самый миг неведомая сила, наитие, заставило Челлини встать с кровати и бросится в мастерскую. Челлини повелел тушить разгоравшуюся все сильнее крышу, а потом всеми подручными средствами защитить печь от воды и ветра. Из бронзы выгорели все примеси и металл стал жестким и недостаточно тягучим, а значит, бронза не могла равномерно растекаться по форме. И тут в ход пошло все, что нашлось в доме - олово, серебро...

На перевязи, перекинутой через плечо Персея, Бенвенуто начертал свое имя...

Высокая и просторная трехарочная Лоджия дей Ланци, построенная в 1376-1382 гг. первоначально называлась лоджией Си-ньории и предназначалась для торжественных собраний и публичных цере-моний.

Однако великий герцог Козимо I - вот этот весьма харизматичный товарисч

который не упускал ни одного слу-чая продемонстрировать свое презрение к республиканским традициям, разместил там своих наемников-ландскнехтов, в честь которых сооружение и носит свое название до сих пор ((итал. Lanzichenecchi , в сокращенном варианте — Lanzi ).
А в 1583 году ее и вовсе превратили в балкон, откуда владетельный герцог и его при-дворные могли с комфортом наблюдать за происходящи-ми на площади церемониями. А чтобы солнце не напекало, на крыше устроили великолепный висячий сад (от которого, увы, решительно ничего не осталось).
А затем, все тот же Козимо, которому все-таки было не чуждо чувство прекрасного, решил украсить лоджию скульптурами. В частности сделав заказ Бенвенуто Челлини, бронзовая статуя работы которого - «Персей с головой Медузы» стала украшением этого открытого музея.

С «Персеем» у Бенвенуто Челлини, правда, все сложилось далеко не сразу. Во-первых, великий герцог Козимо (заказчик) утверждал, что отлить голову Медузы так, чтобы она свисала из руки Персея, попросту невоз-можно. Как выяснилось - возможно

Кстати, поначалу Козимо не только не желал платить скульптору за работу, но и собрался в случае неудачи обвинить скульптора в растрате (такая уж у Медичи пошла традиция). В общем, чтобы избежать беды, пришлось швырнуть в форму для отливки всю нашедшуюся в доме металлическую посуду, а огонь в печи, чтобы не погас, подпитывать мебелью. Не забыл Челлини в этой скульптуре запечатлеть и себя на память потомкам:

Зато в результате: знаменитая статуя, деньги, почет и прекрасный эпизод для мемуаров, которыми, собственно, Челлини в основном и прославился.

Помимо бронзового Персея, в лоджии Ланци выставле-но еще некоторое количество мраморов - в частности:

«Менелай с телом Патрокла» — мраморная копия I века н. э. с утраченной пергамской скульптуры, фрагменты которой были обнаружены в Риме в XVI веке и сразу же приобретены тосканским герцогом Козимо Медичи. Он поручил скульпторам Пьетро Такка и Лодовико Сальветти выполнить «восстановление» обезображенной скульптуры; результат их усилий первоначально был помещён в одну из ниш моста Понте Веккьо. Ныне он стоит в лоджии Ланци на площади Синьории. Сказать по правде, мне показалось, что при реставрации некоторые пропорции были, мягко говоря, несколько нарушены - обратите внимание на левую руку и странновато изогнутый торс "тела Патрокла" :)))

Пожалуй, эта скульптура была единственной, которую не особо захотелось запечатлеть, обойдя кругом, со всех ракурсов.

Зато пара следующих композиций! Ммммммммм! Просто духовное пиршество! Не поленитесь, пройдите вместе со мной вокруг этих потрясающих композиций! Кстати, на всякий случай напомню, что все эти сложнейшие многофигурные композиции необходимо было высечь из ОДНОГО куска мрамора! Одно неверное движение скульптора - и вся работа насмарку!

"Похищение Поликсены" скульптора Пио Феди (девятнадцатый век).
Эта композиция меня просто заворожила. Давайте посмотрим ее вместе со всех сторон. Вот тут мы что видим? Мужик от двух дам отбивается, чуть позже узнаем - почему

Оставь меня, постылая!

Так. Уже, кажется, начинаем догадываться...

Ну, конечно. Нашел себе другую. Ах, простите меня настоящие знатоки античной истории))).
На самом деле история с этой красавицей Поликсеной вышла не очень красивая. В греческой мифологии Поликсена - дочь троянского царя Приама и его жены Гекубы. Однажды в храме Аполлона ее увидел Ахилл (да да, тот самый практически неуязвимый, кроме пятки незащищенной) и влюбился в царевну без памяти.Тут следует отметить, что воевал Ахилл как раз против ее папы - Приама. Но любовь - зла... И Ахилл решил спросить у родного брата Поликсены Гектора,
на каких условиях он может жениться на его сестре. Гектор заявил, что Поликсена будет принадлежать Ахиллу в тот день, когда тот предаст своих соотечественников; Ахилл скрепя сердце отказался от своих матримониальных замыслов. Некоторые даже говорят, что Ахилл вышел из войны не из-за обиды, нанесенной ему Агамемноном, а чтобы показать свое расположение к отцу Поликсены. Когда Гермес, по велению Зевса, уговорил Ахилла принять выкуп за тело убитого им Гектора, выкуп определили в такое количество золота, сколько весил Гектор. Однако случилось так, что в сокровищнице Приама уже не оставалось слитков и драгоценных камней, а тело покойного перевешивало. Наблюдавшая со стены Поликсена бросила вниз свои браслеты и тем самым дополнила недостающий вес. Этим поступком она снова вызвала восхищение влюбленного в нее Ахилла, который предложил Приаму оставить золото себе, но отдать ему Поликсену в жены. Троянский царь ответил, что отдаст дочь Ахиллу бесплатно, если тот убедит греков снять осаду и отплыть домой без Елены.
Тут версии знатоков античной истории несколько расходятся, но суть сводится вот к чему.
Говорят, что Ахилл погиб не в бою от направляемой Аполлоном стрелы Париса, а стал жертвой заговора. Они говорят, будто Поликсена, которая так и не смогла простить Ахиллу смерть ее брата Троила, узнала, что пята героя уязвима (есть ли на свете такая тайна, которую не выведала бы женщина у мужчины, желающего доказать ей свою любовь? ). По ее просьбе он пришел босиком и без оружия, чтобы закрепить договор принесением жертвы в храме Аполлона. Деифоб, еще один брат Поликсены, прижал Ахилла к своей груди, а другой ее брат Парис уколол его в пяту отравленной стрелой или, как утверждают некоторые, мечом. Умирая на руках своих боевых товарищей, Ахилл умолял, чтобы Поликсену принесли в жертву на его могиле. После взятия Трои он явился во сне своему сыну Неоптолему и другим греческим вождям, угрожая встречными ветрами задерживать их флот у троянских берегов, пока они не исполнят его волю. Прорицатель Калхант заявил, что Поликсена должна достаться Ахиллу, который любил ее. Против такого решения выступил Агамемнон (как говорят, чтобы угодить Кассандре, сестре Поликсены), но стала назревать ссора, и Одиссей убедил предводителя греческого войска уступить. По решению Совета вождей Поликсену принесли в жертву на могиле Ахилла на виду у всего войска, обязанности жреца при этом выполнял Неоптолем. Затем ее с честью похоронили, после чего сразу задули попутные ветры.
Уф. Не устали? Вот, похоже, скульптор как раз и запечатлел тот самый момент, когда коварную (или наивную?) Поликсену несут на заклание...

Из уважения к автору все-таки добавлю: Пио Феди (7 июня 1815 — 31 мая 1892) — один из лучших итальянских скульпторов новейшего времени, до 16-летнего возраста работал у золотых дел мастера во Флоренции. Познакомившись там с гравированием, в 1838 г. отправился в Вену и поступил в академию художеств, но глазное заболевание заставило его бросить гравирование, вернуться во Флоренцию и заняться скульптурой.

Рассматривая скульптурные шедевры, выставленные в лоджии Синьории (лоджии деи Ланци), нельзя не обратить внимание на многофигурную мраморную композицию скульптора Джамболоньи "Похищение сабинянок" (копия, оригинал находится в Галерее Академии ). Искусствоведы считают это произведение эталоном "маньеризма". Стержнем скульптурной группы является мощная фигура римлянина, в руках которого отчаянно бьется обнаженная сабинянка. У ног похитителя чужих женщин, в позе поверженного, изображен испуганный сабин, выражение его лица и бессильный взмах руки показывает, что он не способен не только спасти жену, но и защитить самого себя.

Эта история с похищением сабинянок показалось мне интересной. Предлагаю и вам почитать ее, пока я побегаю с фотиком вокруг этой, бесспорно, прекрасной статуи вокруг.

Итак, по рассказам римских историков, в давние времена Рим был заселён одними только мужчинами (о как!); потому что соседние племена не хотели выдавать своих дочерей замуж за бедное население Рима. Тогда Ромул устроил праздник консуалий и пригласил соседей - латинян и сабинян. Те явились со своими семействами. Во время праздника римляне неожиданно бросились на безоружных и похитили у них девушек, жен, бабушек...(в общем, кто кого успел ухватить). Этот, который стоит в лоджии Ланци, - красивую себе выбрал. Да и муж у нее староват, честно говоря))))

Возмущённые соседи начали войну. Римляне разбили латинян, напавших на Рим. Гораздо труднее была война с сабинянами, которые потеряли особенно много женщин. При помощи дочери начальника капитолийской крепости, Тарпеи, сабиняне завладели Капитолием. Борьба продолжалась очень долго. Сабиняне под начальством царя Тита Тация наконец одолели римлян и обратили их в бегство. Ромул взывал к богам и обещал построить храм Юпитеру Статору (Останавливателю), если он остановит бегущих. В эту решительную минуту сабинские женщины, привязавшиеся уже к своим римским мужьям и имеющие от них детей, с распущенными волосами и в разорванных одеждах бросились между сражавшимися и стали умолять их прекратить битву.


Ах! Все-таки женщины - лучшие политики!
Какое, однако, миролюбивое решение вопроса!

Сабиняне согласились, и был заключён вечный мир, по которому два народа соединились в одно государство под верховным главенством Тита Тация и Ромула. Римляне должны были носить, кроме своего имени, ещё сабинское название — квириты. Религия становилась общая. Таким образом женщины спасли Рим. В воспоминание об этом Ромул учредил праздник Матурналий и дал женщинам много почётных прав.

Скульптурная группа "Геркулес и Кентавр", созданная Джамболоньи в середине шестнадцатого века. Интересно, кто скульптору за кентавра позировал?

У задней стены лоджии находятся несколько античных статуй женщин. А перед лоджией, на площади Синьории, как и в древние времена, так и поныне кипит жизнь - смешались в кучу - кони, люди, туристы....

Город Флоренция Архитектор Бенчи ди Чионе и Симоне ди Франческо Таленти Строительство - годы Координаты : 43°46′09″ с. ш. 11°15′20″ в. д.  /  43.76917° с. ш. 11.25556° в. д.  / 43.76917; 11.25556 (G) (Я)

Лоджия Ланци (Лоджия деи Ланци , итал. Loggia dei Lanzi ) - лоджия , сооружение на площади Синьории во Флоренции , одна из достопримечательностей города.

Напишите отзыв о статье "Лоджия Ланци"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Лоджия Ланци

– Eh bien, si vous ne m"aviez pas dit que vous etes Russe, j"aurai parie que vous etes Parisien. Vous avez ce je ne sais, quoi, ce… [Ну, если б вы мне не сказали, что вы русский, я бы побился об заклад, что вы парижанин. В вас что то есть, эта…] – и, сказав этот комплимент, он опять молча посмотрел.
– J"ai ete a Paris, j"y ai passe des annees, [Я был в Париже, я провел там целые годы,] – сказал Пьер.
– Oh ca se voit bien. Paris!.. Un homme qui ne connait pas Paris, est un sauvage. Un Parisien, ca se sent a deux lieux. Paris, s"est Talma, la Duschenois, Potier, la Sorbonne, les boulevards, – и заметив, что заключение слабее предыдущего, он поспешно прибавил: – Il n"y a qu"un Paris au monde. Vous avez ete a Paris et vous etes reste Busse. Eh bien, je ne vous en estime pas moins. [О, это видно. Париж!.. Человек, который не знает Парижа, – дикарь. Парижанина узнаешь за две мили. Париж – это Тальма, Дюшенуа, Потье, Сорбонна, бульвары… Во всем мире один Париж. Вы были в Париже и остались русским. Ну что же, я вас за то не менее уважаю.]
Под влиянием выпитого вина и после дней, проведенных в уединении с своими мрачными мыслями, Пьер испытывал невольное удовольствие в разговоре с этим веселым и добродушным человеком.
– Pour en revenir a vos dames, on les dit bien belles. Quelle fichue idee d"aller s"enterrer dans les steppes, quand l"armee francaise est a Moscou. Quelle chance elles ont manque celles la. Vos moujiks c"est autre chose, mais voua autres gens civilises vous devriez nous connaitre mieux que ca. Nous avons pris Vienne, Berlin, Madrid, Naples, Rome, Varsovie, toutes les capitales du monde… On nous craint, mais on nous aime. Nous sommes bons a connaitre. Et puis l"Empereur! [Но воротимся к вашим дамам: говорят, что они очень красивы. Что за дурацкая мысль поехать зарыться в степи, когда французская армия в Москве! Они пропустили чудесный случай. Ваши мужики, я понимаю, но вы – люди образованные – должны бы были знать нас лучше этого. Мы брали Вену, Берлин, Мадрид, Неаполь, Рим, Варшаву, все столицы мира. Нас боятся, но нас любят. Не вредно знать нас поближе. И потом император…] – начал он, но Пьер перебил его.
– L"Empereur, – повторил Пьер, и лицо его вдруг привяло грустное и сконфуженное выражение. – Est ce que l"Empereur?.. [Император… Что император?..]
– L"Empereur? C"est la generosite, la clemence, la justice, l"ordre, le genie, voila l"Empereur! C"est moi, Ram ball, qui vous le dit. Tel que vous me voyez, j"etais son ennemi il y a encore huit ans. Mon pere a ete comte emigre… Mais il m"a vaincu, cet homme. Il m"a empoigne. Je n"ai pas pu resister au spectacle de grandeur et de gloire dont il couvrait la France. Quand j"ai compris ce qu"il voulait, quand j"ai vu qu"il nous faisait une litiere de lauriers, voyez vous, je me suis dit: voila un souverain, et je me suis donne a lui. Eh voila! Oh, oui, mon cher, c"est le plus grand homme des siecles passes et a venir. [Император? Это великодушие, милосердие, справедливость, порядок, гений – вот что такое император! Это я, Рамбаль, говорю вам. Таким, каким вы меня видите, я был его врагом тому назад восемь лет. Мой отец был граф и эмигрант. Но он победил меня, этот человек. Он завладел мною. Я не мог устоять перед зрелищем величия и славы, которым он покрывал Францию. Когда я понял, чего он хотел, когда я увидал, что он готовит для нас ложе лавров, я сказал себе: вот государь, и я отдался ему. И вот! О да, мой милый, это самый великий человек прошедших и будущих веков.]


Top