Логотип зоологического музея мгу кто изображен. Зоологический музей МГУ

Указом Президента РСФСР от 18.12.1991 N 294 музей объявлен особо ценным объектом культурного достояния страны

Телевизионная программа (Россия, 2007).
Режиссер Евгений Хмелев.
Художественный руководитель Лев Николаев.


Олеся Семенова
«Прекрасен фасад Политехнического музея…»

(в сокращении, полностью - по заголовку-ссылке)
"Наше Наследие" № 99 2011

Музейное здание — не просто «внешний футляр учреждения», это его лицо, которое отражает индивидуальные особенности, отличает от многих других подобных учреждений; с него начинается контакт посетителя с музеем, оно само по себе является важнейшим экспонатом, особенно в таком музее, как Политехнический.

Центральный фасад Политехнического музея с южным и северным крыльями. Чертеж И.А.Монигетти.
Архив Политехнического музея

Здание Политехнического принадлежит к числу заметных построек в самом центре Москвы, является памятником архитектуры, упоминается во многих архитектурных словарях, справочниках, монографиях, в том числе в связи с именами зодчих, которые принимали участие в его проектировании или строительстве.

Еще до открытия Политехнической выставки Комитет ИОЛЕАиЭ (Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии) рассматривал некоторые варианты размещения будущего музея: на месте дома бывшего Горного управления на Воздвиженке, на университетском дворе напротив Манежа, на Театральной площади.

Решение вопроса ускорилось, когда он был передан на обсуждение в Московскую Думу. По мнению думской комиссии, «местность, предназначаемая для такого учреждения, как музей, должна соответствовать двум условиям: во-первых, она не должна быть удалена от центра города для удобства посещения его публикой, и во-вторых, она должна быть достаточно обширна для возможности расширения музея в будущем…». В качестве такой местности предлагалась Лубянская площадь, «имеющая значительное протяжение и близкая к центральным частям города».

8 февраля 1872 года было принято решение о безвозмездной уступке на Лубянской площади территории, необходимой для постройки здания. Также решено было ассигновать из государственного казначейства от 400 до 500 тыс. рублей для будущего музея.

Первоначально привлекательной казалась мысль о монументальном, многоэтажном здании, которое могло бы постоянно расти и увеличиваться, а по архитектуре и стилю служило бы украшением столицы, памятником веку. Затем, основываясь на предложении президента ИОЛЕАиЭ профессора А.П.Богданова, решено было разделить музейный фонд на две части, причем для естественно-исторической его части устроить павильоны в первом Александровском саду. Комитету по устройству музею удалось получить территорию в Александровских садах в свое распоряжение, были составлены проекты зданий для зоологического, сельскохозяйственного и других «естественных» отделов музея, но нехватка средств не позволила осуществить эти планы. В 1897 году музей возвратил территорию в Александровском саду Дворцовому ведомству.

10 июня 1874 года Московская городская дума передала Комитету 2504 квадратных сажени земли вдоль каменной стены Китай-города, между Лубянской площадью и Ильинскими воротами. Таким образом решился вопрос относительно места для будущего здания музея.

Из-за проблем, прежде всего, с финансированием, строительство проходило в три очереди. Объемно-пространственная структура здания формировалась более тридцати лет.

Центральный корпус музея. Фотография конца XIX века.
Архив Политехнического музея

В 1877 году был выстроен центральный корпус, через десять лет приступили к строительству южного крыла, а спустя тридцать три года после начала стройки — завершены работы по возведению правого крыла.

Южный фасад музея. Вид с Ильинской площади. Литография начала ХХ века.
Архив Политехнического музея

В результате, при сохранившемся общекомпозиционном решении здания, принятом в первоначальном проекте И.А.Монигетти, в процессе стройки возникали стилистические изменения в исполнении его составных частей. Правая часть здания, выстроенная в тех же, казалось бы, традициях «русского стиля», приобретает новые черты — композиционные элементы фасада «растянуты», сокращены декоративные элементы, смещен уровень этажей. Левая часть — яркий образец стиля модерн в его национальном исполнении. Асимметричное построение композиции боковых фасадов подчеркивает доминирующее значение центрального корпуса, а трехчастный северный фасад с выступающим аттиком выявляет главенствующее по отношению к окружающей застройке положение Политехнического и достойно замыкает Лубянскую площадь с юга.

9 сентября (22 сентября по новому стилю) 1904 года в газете промелькнуло короткое сообщение о том, что «…состоялась закладка левого крыла здания Политехнического музея, воздвигаемого инженером Г.И.Макаевым…» с Большой аудиторией. Кроме помещений Большой на третьем этаже располагались еще две изолированные аудитории на 200 человек, так называемые, «Малые аудитории», а также химическая и физическая лаборатории. На последнем этаже помещалась метеорологическая станция. В стеклянном фонаре на крыше была помещена физиологическая теплица. Все это — «для устройства лекций образовательного порядка». Строительство растянулось до 1908 года. По мнению Г.Е.Медведевой, другие здания, в которых бы сохранилась «подлинная лаборатория с обстановочным комплексом в полном сборе <имеется в виду лаборатория при химической аудитории XIX века, где готовились демонстрационные реактивы и приборы>, — нам не известны»

Двухсветная аудитория, оборудованная системой вентиляции, перекрытая плоским потолком без единой промежуточной опоры, со световым фонарем в центре сооружалась по проекту и под наблюдением инженера А.А.Семенова, и сразу же творение удостоилось похвал. Хотя основной инженерно-архитектурный план, задуманный автором проекта, остался до наших дней прежним, начиная с 1948 года интерьеры Большой аудитории постоянно менялись. Прежде здесь вместо нынешних кресел стояли березовые скамейки, на сцене, позади трибуны лектора, находилась стеклянная камера (вытяжной шкаф) для химических опытов, а над ней таблица с изображением Периодической системы элементов Менделеева. В центре потолка имелось застекленное пространство размером 8Ч4 метра, через которое падал дневной свет. Общая площадь Аудитории равнялась 122,8 квадратным саженям, в ней было 842 нумерованных и 60 ненумерованных места. Стоимость полного оборудования составила 50000 рублей. Первая лекция была проведена 11 октября 1907 г. Обществом Народных университетов.

Слушатели сразу оценили безукоризненную акустику, расчеты которой провел А.А.Семенов. Профессор Д.Н.Анучин отмечал в отчете за 1910 год, что «новая Большая аудитория Политехнического музея является лучшей аудиторией в Москве». Комитет Политехнического музея постановил в честь авторов проекта поместить в аудитории мемориальную доску с надписью: «Аудитория сооружена в 1907-1908 годах по проекту и под наблюдением инженера Анатолия Александровича Семенова, при ближайшем сотрудничестве архитектора И.П.Машкова, 3.И.Иванова и инженера путей сообщения Н.А.Алексеева». За свои труды по устройству Большой аудитории Политехнического музея он был награжден чином Действительного Статского Советника. Возглавлял Семенов и специально созданную Комиссию Политехнического музея, следившую за строительством левого крыла.

Увы, ни эта мемориальная доска, ни память о Действительном статском советнике Семенове не сохранились. А между тем вклад этого военного инженера в создание Политехнического музея и в целом, как увидим в дальнейшем, музейного дела в Москве — огромен.

Имена архитекторов принято указывать в путеводителях и специальной литературе, а об инженерах, создававших наравне с ними памятники архитектуры, вспоминают не всегда. Алексей Семенов (1841-1917) родился в Вятской губернии, сначала учился в Константиновском военном училище, затем окончил по первому разряду курс в Николаевской инженерной академии, а позже работал в инженерном управлении Московского военного округа. В течение первых семи лет удостоился трех наград: ордена святого Станислава 3-й и 2-й степеней и ордена святой Анны 3-й степени. Летом 1871 года вышел в отставку и принял участие в организации Севастопольского отдела Политехнической выставки. Воспоминания о Крымской войне 1853-1856 годов тогда были свежи, и возникла идея «представить по возможности полную картину славной обороны Севастополя, как в боевом, так и в военно-санитарном отношении, и тем самым распространить в народе верное понимание той памятной эпохи». Павильон Севастопольского отдела не уступал Морскому и располагался в Кремле на площади перед Николаевским дворцом. Еще в декабре 1871 года главный устроитель отдела Н.И.Чепелевский выдвинул идею создать для собранных к Севастопольскому отделу материалов постоянное хранилище — Русский национальный музей: «Этот храм, воздвигнутый во славу вековой жизни русского народа, — писал он в докладе, представленном цесаревичу, — должен собрать воедино со всех концов земли русской заветные святыни народа, памятники и документы всего русского государства, изобразить в образах и картинах имена великих подвижников и деятелей и замечательнейшие события». И уже 9 февраля 1872 года император повелел строить таковой в Москве, ставший Историческим музеем. Архитектор В.О.Шервуд, по проекту которого возводилось здание, взял А.А.Семенова в соавторы «по технической части». Шервуд полагал, что «приходит момент ясного народного сознания, и от этого момента зависит вся наша будущность. Народу нужен ясно воплощенный образ его собственного чувства, нужен идеал, к которому стремиться». Этой исторической потребности должно было отвечать и здание Исторического музея. «Необходимо строить в России по-русски!»

А.А.Семенов активно участвовал в этой стройке. Более поздние его работы: храм во имя святителя Тихона Задонского в Сокольничьей роще (1875, воссоздание; первоначальный несохранившийся проект П.П.Зыкова); Петровско-Александровский пансион-приют дворянства (с 1945 года — НИИ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко); жилой дом (там же) для врачей и воспитателей с лазаретом; главный корпус (там же) с храмом во имя святителя Николая Чудотворца (все эти постройки начала 1900-х годов) и многие другие.

Кроме блока помещений, относящихся к Большой аудитории (вход, вестибюль, лестницы, «раздевальни»), вся остальная площадь крыла была занята торговыми помещениями. По поперечной оси, соединяющей Большой Лубянский и Китайский проезды был устроен двухсветный пассаж, то есть, на него выходили витрины и окна первого и антресольного этажей. Из пассажа был свободный выход на оба проезда. Впрочем, по условиям застройки во всем комплексе здания подвальный, первый и антресольный этажи сдавались в аренду под торговые помещения.

Северный фасад Политехнического музея

Уличные фасады Политехнического музея сохранили свой первоначальный декор и дошли до нашего времени лишь с незначительными изменениями, обусловленными ликвидацией торговых помещений.

Деталь центрального фасада

Фонари советского времени, вписавшиеся в облик северного фасада

Начальные исследования цветового решения фасадов показали, что они не были монохромными как сегодня, а поверхности стен представляли сочетание белого и охристого цветов. Специалисты считают, что вероятна и более сложная окраска, характерная как для эпохи модерна, так и для эпохи эклектики. На фасаде северного крыла в трех архивольтах видна пострадавшая от времени, но укрепленная и законсервированная монументальная живопись. Исследователи приписывают ее эскизную разработку архитектору князю Г.И.Макаеву, одновременно с проектированием основавшему фонд, на средства которого и было построено крыло.

Фресковый триптих в архивольтах северного фасада

Триптих выполнен в технике фрески, которая, вообще говоря, для эпохи модерна характерна, однако в Москве не привилась: здесь чаще в фасадах использовали майолику. Так что фреска на фасаде северного крыла Политехнического — редчайший памятник.

Акварельные эскизы этих фресок без подписи автора хранятся в отделе письменных источников Политехнического музея. Они символизируют поэтику человеческого труда в образах крестьянина, вспахивающего поле, и двух рабочих в кузнице, а также знание, которое олицетворяется книгой в руках ребенка в семейной группе на фоне лучей восходящего солнца. С определенной вероятностью можно утверждать, что в создании фресок принял участие художник Илья Павлович Машков, брат архитектора Ивана Павловича Машкова, участвовавшего в проектировании Большой аудитории.

Во внутреннем убранстве музея важное место занимает парадная лестница. Первоначально она «предполагалась из четырех маршей, ведущих только в 1 эт<аж>, а из 2 эт<ажа> в верхний две особые лестницы, но по непредвиденным обстоятельствам эта лестница была заменена более шикарной, но для ходьбы не совсем удобной». Сегодня сохранился лишь эскиз светильников парадной лестницы с автографом Шохина и разрез лестницы, подписанный им же, но ни одного подписанного чертежа найти не удалось. Парадная лестница украшена декоративными элементами, символизирующими древнерусские формы.

Гипсовые балясины парадной лестницы

Архитектурно-декоративное оформление центрального корпуса сохранилось в вестибюлях, в экспозиционных залах стены и потолки оформлены профилированными тягами, геометрическим лепным орнаментом, лепными плафонами.

Интерьеры залов музея

Присутствуют система разнообразных сводов; полуциркульные вверху двух - и четырехстворчатые двери с оригинальным орнаментом в филенках и латунными ручками-скобами; лестницы с чугунными литыми балясинами сложной формы; фигурные лестничные ограждения; чугунные ступени и перила винтовых лестниц; напольное покрытие (кафельная плитка, паркет, металлические плиты, метлахская плитка); кафельные печи; мебель; зеркала. Интерьеры Политехнического музея пострадали больше всего в зонах, не использовавшихся под музейные цели. «При расчистках стен под 20-25 слоями краски обнаружена первоначальная отделка — гипсовая штукатурка, имеющая специфическую пропитку, внешне делающая ее похожей на искусственный мрамор. Поверх нее накладывались очень тонко градированные колера. Подобную систему покраски еще предстоит изучить. Что касается самих лестниц, то первые расчистки поручней показали здесь наличие искусственного мрамора».

Не только уникальные коллекции, которые видят посетители, но и практически все элементы, образующие внутренние пространства музея — стены, полы, лестницы, плафоны, светильники, — являются подлинными экспонатами. И даже если в результате грядущей реконструкции музея их по причинам естественной ветхости не удастся сохранить на своих местах, образцы их могут войти в фонд ныне, увы, не существующего, однако бывшего в начале ХХ века Архитектурного отдела музея.

Архитектурный отдел музея. Фотография конца XX века.
Архив Политехнического музея

Помимо хорошо известных, в Политехническом музее множество внутренних лестниц, недоступных посетителям, причем все они не похожи друг на друга. Например, у лестницы в подвальной части даже самые простые марши монументальны: крашеное литье, доломитовые ступени, колонки с кубическими капителями — это стилистические русско-византийские элементы, проходящие через многие помещения музея.

Перила и балясины крашеного чугунного литья музейной лестницы

Уникальные гипсовые торшеры парадной лестницы

До самого последнего времени торшеры парадной лестницы были окрашены привычной для современных посетителей белой краской. Сегодня они предстают в соответствующем стилю ярком облачении, как, считают реставраторы, они и были замыслены. Исследования показали, что сделаны торшеры из гипса, что является беспрецедентным для предметов декоративно-прикладного искусства конца XIX века.

В интерьерах сохранились подлинные стеклянные плафоны; керамические полы и паркетные, из колотого дуба. Есть и редкие элементы советского периода, достаточно удачно вписанные в исторические интерьеры.

На здание Политехнического музея долгое время не обращали должного внимания. Лишь в конце 1990-х годов оно было внесено в список вновь выявленных объектов культурного наследия. «Политехнический — современник Исторического музея. Но если здание последнего общепризнанно уникальным памятником архитектуры федерального значения, то, что касается Политехнического, федеральный статус памятника имеет только его Большая аудитория».

Большая аудитория Политехнического музея

Политехнический музей — одно из первых в России зданий общественного назначения, внутренняя и наружная отделка которого была выполнена в русском стиле. Он открыл целую серию построек подобного рода в центре Москвы. «Спутник зодчего по Москве» за 1895 год сообщал: «Можно надеяться, что возрождение русского зодчества, начатое Москвою, будет продолжаться и постепенно прогрессировать; первыми из общественных зданий, построенных в русском стиле, являются Политехнический и Исторический музеи, позднее театры Корша и Парадиз, Городская дума, Верхние и Средние городские торговые ряды».

Хочется привести совершенно справедливые слова И.П.Машкова, относящиеся к архитектуре первопрестольной последних десятилетий XIX века: «В рассматриваемый период времени Москва значительно изменила свою физиономию, вследствие множества появившихся новых зданий, как общественных, так и частных. В это сравнительно короткое время некоторые части города стали совершенно неузнаваемы; между прочим, появилось несколько грандиозных зданий, которые по значению и размерам своим, являются одними из выдающихся зданий Европы».

Одно из них — здание Политехнического музея на Лубянской площади — и в наши дни зримо свидетельствует о таланте и высоком профессионализме отечественных зодчих, сумевших в конце XIX — начале ХХ века украсить древний город прекрасным архитектурным памятником, требующим от нас, людей XXI века, заботы и внимания.

PS :
В ближайшие шесть лет здание музея планируют существенно перестроить . За него возьмётся японский архитектор Джунио Ишигами, победивший в конкурсе проектов в октябре минувшего года.
Подробнее - Прикультуренное место
"Аргументы недели" , 05.04.2012

Государственный Зоологический музей МГУ на Большой Никитской является самым большим выставочным центром в столице.

В нем есть возможность оценить, насколько разнообразен мир животных — даже на барельефах,что на фасаде изображения животных, да и логотип музея — зверек выхухоль. Это удивительное здание, полное самых удивительных образцов представителей фауны нашей планеты. Каково оказаться в подобно месте — даже не описать… Лучше увидеть собственными глазами.

Здание расположено в центре города. С официальной информацией можно ознакомиться на сайте музея .

Вконтакте

История возникновения

Его основали в 1791 г. Сначала при столичном университете был небольшой кабинет, где изучалась натуральная история. Фактически небольшую выставку здесь образовали еще треть века спустя, и она носила название «кабинет минералогии».

Но, когда среди выставочных экземпляров представили биологические, то из них создали кабинет натуральной истории. Заведующим кафедрой был Иван Андреевич Сибирский.

Важно знать : большую лепту в формирование экспонатов внес П.Г. Демидов, который в начале 19 века передал центру великолепные экспонаты и библиотеку.

Первая опись уже нового имущества датируется 1806-1807 гг. Но, пожар в 1812 г. нанес комплексу большой вред, его имущество было почти уничтожено.

Активным восстановлением занялся Г.И.Фишер, он привлек большое количество коллекционеров и естествоиспытателей, и спустя некоторое время фонд насчитывал шесть тысяч экспонатов. А через шесть лет имущество центра увеличилось вдвое.

К началу 30-х гг. 19 века коллекционный объем состоял из 25 тысяч предметов. Здание на улице Большая Никитская построили в начале 20-го века. Проект для него разработал К.М. Быковский. А к 30-м гг. прошлого века заведение перевели в состав Биологического факультета МГУ.

Экспозиции

Выставка в данном случае представляет без малого десять тысяч экземпляров. Ее начинают одноклеточные организмы, показанные посредством искусственного моделирования, и завершают большие рептилии и зубры.

Главная выставка дает возможность ознакомиться с животными со всего мира и выстраивается по классовому способу (начинается от простейших, и постепенно переходит к отряду позвоночных животных).

В нижнем зале, расположенном на 1-м этаже, представлено большое разнообразие мира животных. Посетители могут здесь увидеть и одноклеточный организм, и большую рептилию.

Количество экспонатов такое огромное, что можно несколько дней потратить на изучение. 2-ой этаж занят верхним залом, который полностью «заселили» птицы и млекопитающие. Есть здесь и Костный зал. Выставка в данном случае предоставляет устройство животных изнутри. Посетители здесь могут увидеть:

  • скелет мамонта;
  • муляж носорога;
  • муляж слона;
  • муляж бегемота;
  • чучело крокодила и удава.

Для посетителей, желающих больше узнать о животных, сотрудниками заведения организованы лекции. Их проводят, принимая во внимание детские возрастные особенности.

По выходным увлекательные лекции для детей и родителей читает «Биолекторий». В вестибюле и выставочных помещениях размещены картины известных мастеров-анималистов. Здесь есть работы:

  • В.А. Ватагина;
  • Н.Н. Кондакова и др.

Что интересного следует знать о зоомузее:

  • Символом музея является русская выхухоль, занесенная в Красную Книгу России. Она изображена на эмблеме;
  • В отделе энтомологии собрана коллекция из 4 миллионов экземпляров насекомых;

  • Кроме лекционных бесед, сотрудники заведения проводят интерактивные занятия для деток разных возрастных групп и организовывают детские праздники по случаю дня рождения;
  • Каждую субботу и воскресенье «Биолекторий» проводит лекции для родителей с детками от пяти лет. Особенности и секреты биологии здесь преподносят в легкой, непринужденной форме;
  • В музее работает «Научный террариум», который знакомит посетителей с особенностями жизни рептилий. Режим работы «Научного террариума» — с 11.00 до 17.00 часов по выходным дням. На его посещение понадобится отдельный билет. В стоимость такого билета включено не только захватывающее повествование, но и возможность взять в руки редких животных;

Интересный факт : в конце прошлого столетия за заведением закрепили название Научно-исследовательский зоологический музей МГУ имени Ломоносова. После многочисленных смен статуса, это название действует и сейчас.

  • Для учащихся в старших классах и студентам организовали кружек юннатов, он работает по авторской разработке научного сотрудника Е. Дунаева.

Адрес

Выставочный комплекс расположен по адресу: г. Москва, улица Большая Никитская, дом 6. Найти его несложно. Он размещен непосредственно в центре столицы.

Трудно ли добраться на общественном транспорте? Совсем нет — доехав на метро до «Библиотеки им. Ленина» или «Охотного ряда», нужно направиться к дому №6 на улице Большая Никитская (это бывшая ул. Герцена). Искомое место располагается недалеко, к нему добираются меньше, чем за десять минут.

Режим работы

Начиная с 10 часов утра и до 17 часов вечера — открыт для посетителей. Только по понедельникам - выходные дни. Также нерабочим является последний вторник месяца.

Стоимость билетов

Для взрослых посетителей цена билета составляет 200 руб. Для детей школьного возраста, студентов и пенсионеров действует льготная цена, это 50 рублей.

Детки до семилетнего возраста имеют возможность посещать экспозиции без билетов. Также эта разрешено лицам, принадлежащим к льготным категориям.

Если приехать всей семьёй или группой, то можно заказать экскурсию. На группу из 7-ми человек это будет стоить 1500 рублей.

Если вы приедете без группы, но хотите попросить сопровождение экскурсовода, то достаточно приобрести билет за 250 руб. для взрослого и 100 руб. для ребенка и присоединиться к любой большой экскурсионной группе.

Отзывы посетителей

О том, что это место действительно очень интересное, свидетельствуют многочисленные положительные отзывы посетителей. Вот некоторые из них:

  • «В Москве живу почти 50 лет, но зоомузей посетил впервые. И был приятно удивлен. Все оказалось очень познавательным. Рекомендую посетить, это не будет напрасно потраченное время» Александр, 48 лет, г. Москва;
  • «На выставку пошла по совету знакомых, и совсем не пожалела об этом. Экспозиция оказалась просто уникальной. Разрешили сделать бесплатные фото» Анастасия, 45 лет, г. Реутов;

  • «Привела в Зоологический дочку семи лет. Чтобы экскурсия была более интересной, взяли гида. Ребенок получил массу впечатлений, особенно впечатлила выставка скелетов животных» Лидия, 36 лет, г. Балашиха;
  • «Приехали знакомиться с зоологией с тремя своими детьми (9, 7 и 5 лет), автомобиль оставили на парковке. Заведение порадовало отличными экспонатами и чистотою. Вся семья получила громадное удовольствие, детки были в восторге от морской звезды, от волчицы с волчатами, от белочки и большой морской черепахи» Евгений и Светлана, г. Егорьевск, Московская область;
  • «В зоомузее находится экспозиция морских моллюсков, а мой сын очень ими увлекается. Ради этой экспозиции можно сказать мы и приехали. Тут же на месте заинтересовались другими экспонатами и приятно провели время. Вся информация оказалась познавательной и интересной. Здесь очень воспитанный и вежливый персонал. Оказывается по воскресеньям здесь проводят специальные занятия для школьников, надо обязательно посетить эти лекции» Ангелина, 36 лет, г. Москва.

Какие экскурсии проходят в Зоологическом музее, смотрите в следующем видео.


Основные даты и события в истории Зоологического музея Московского университета

Вторая половина 1750-х гг. Основание Московского университета с Кафедрой натуральной истории (1755 г.); пожертвование в Университет семейством Демидовых своего фамильного собрания предметов натуральной истории - «Кабинета Генкеля» (1757–1759 гг.), учреждение на его основе Минерального (Натурального) кабинета при указанной Кафедре (1759 г.) - предшественника современных Зоологического и Минералогического музеев.

1770 г. Минеральный кабинет приводится в систему, составляется его первая опись.

1791 г. Перемещение Минералогического (Натурального) кабинета из прежнего Аптекарского дома в новое университетское здание на Моховой; с этого года он начинает титуловаться «Кабинет натуральной истории»; с этого года отсчитывается существование Зоологического музея МГУ.

1805–1807 гг.
На основе пожертвованного П.Г. Демидовым собрания натуралий в Университете учреждается Демидовская кафедра натуральной истории с передачей Кабинета натуральной истории в ведение её ординарного профессора (заведующего); приведение двух основных разделов университетского собрания - «Императорского музея» и «Демидовского музея» - в порядок, соответствующий принятой в Европе Естественной системе; составляется и публикуется его полный каталог.

1810-е гг. Уничтожение почти всего университетского собрания предметов натуральной истории в Московском пожаре (1812 г.); восстановление этого собрания заново за счёт многочисленных пожертвований (1813 г. и далее); его размещение в восстановленном университетском корпусе на Моховой на правом углу Никитской ул. (1818 г.); новое собрание упорядочивается не по прежнему «ведомственному», а по «естественному» принципу - как Зоологический и Минералогический кабинеты.

Середина–вторая половина 1830-х гг. Согласно новому университетскому Уставу, единые Демидовская кафедра и Музей естественной истории упразднены и разделены по вышеуказанному «естественному» принципу на кафедры зоологии и минералогии с одноимёнными кабинетами при них (1835 г.), их закрепляют за разными профессорами; тем не менее в последующих (до 1860-х гг.) университетских годовых отчётах указывается, что эти кабинеты являются подразделениями Музея естественной истории; перемещение коллекций в новый корпус Университета по левую сторону Никитской ул. (1837 г.).

Конец 1840-х гг. Зоологическое и минералогическое собрания разделяются территориально: это стало важной предпосылкой к превращению Зоологического кабинета в полноценный Зоологический музей.

Первая половина 1860-х гг. По распоряжению попечителя Московского учебного округа почти всё собрание натуралий, составляющее университетский Музей естественной истории, передано в только что созданный Публичный музей (1861 г.); в 1864–1865 гг. коллекции возвращены обратно. Зоологический кабинет целиком интегрирован с Кафедрой зоологии, между ними установлено особое «штатное разделение»: это усилило размежевание двух разделов названного Музея естественной истории (уже фактически прекратившего своё «единое» существование) и стало последним шагом к превращению Зоологического кабинета в самостоятельный Зоологический музей (1870-е гг.).

1900-е гг.
Переезд Зоомузея в только что отстроенное здание Зоологического корпуса на правой стороне Никитской ул., которое он делит с Институтом и Музеем сравнительной анатомии (1901–1902 гг.). Экспозиционные залы второго этажа оборудуются специально заказанными металлическими витринами фирмы Кюншерф (1907–1909 гг.). В Нижнем зале полностью перестилают пол (1910 г.). Верхний зал Зоомузея открывается для посетителей (1911 г.).

Первая половина 1930-х гг. В связи с реорганизацией всей научно-образовательной системы страны Зоомузею предписывается в основном просветительная (экспозиционная) функция. Его научная часть (включая распоряжение фондовыми коллекциями) ненадолго передаётся в ведение Научно-исследовательского института зоологии (НИИЗ), руководство которого предлагает раздать музейные коллекции иным вузам, музеям и школам (1930 г.). К Зоомузею присоединяют Музей сравнительной анатомии (1931 г.); Зоомузей (в новом составе) передают из университетского подчинения в прямое подчинение Главнауки Наркомпроса, он получает название «Московский зоологический музей» (1931 г.). Отныне директор Зоомузея назначается независимо от должностного положения на какой-либо из факультетских кафедр; в нём меняется административно-штатная система (1932 г.), налаживается учётно-хранительская и экспозиционная работа (1933–1935 гг.); экспозиция Нижнего зала реорганизуется и он открывается для посещения (1932–1933 гг.).

Первая половина 1940-х гг. В связи с началом Великой Отечественной войны часть коллекций Зоомузея вывозят в Ашхабад, часть консервируют (1941 г.); некоторое время спустя они возвращаются в Москву и размещаются на прежних местах, экспозиционные залы второго этажа открываются для посещения (1942–1943 гг.)

Начало 1950-х гг. Из-за введения новой системы оплаты труда в научно-преподавательской системы из Зоомузея уходят почти все его ведущие сотрудники. При подготовке к переезду большинства факультетов Московского университета в новый комплекс зданий на Ленинских горах многие помещения Зоомузея отводятся под разного рода службы и материалы, экспозиционные залы закрываются для посещения, значительная часть коллекций консервируется (1951–1952 гг.). После переезда и освобождения помещений хранительская и экспозиционная работа приходит в норму (1955–1955 гг.). Переезд Биологического факультета сильно снизил возможность включения музейных коллекций в педагогический процесс; по этой же причине Зоомузей был лишён почти всей научной библиотеки.

Середина 1960-х гг. Для исправления ненормального положения с должностными окладами научных сотрудников Зоомузея их официально «приписывают» к профильным кафедрам Биологического факультета. Ситуация с зарплатами выправляется, сотрудники продолжают работать в стенах Зоомузея, обеспечивая всю систему пополнения, хранения и использования коллекционных фондов, - но «юридически» он лишается научно-хранительского штата.

1970-е и 1980-е гг. Музей вступает в тяжёлый и длительный период капитального ремонта, началом которого послужил провал пола нижнего зала (1971 г.). В ходе ремонта существенно расширены площади, занимаемые Музеем (за счёт присоединения к нему помещений, ранее отданных под жилые квартиры), Нижний зал оборудован новыми металлическими витринами, реконструирована Зоологическая аудитория, многие фондохранилища оборудованы металлическими стеллажами и шкафами. На протяжении второй половины 1980-х гг. коллекции размещаются в прежних и новых помещениях, экспозиционные залы открываются для посещения.

1991 г. Зоомузею присвоен статус научно-исследовательского учреждения, он получает название «Научно-исследовательский Зоологический музей МГУ им. М.В. Ломоносова»; научные сотрудники, работающие в Зоомузее, вновь официально включены в его штат.

Начало–середина 2010-х гг. В Зоомузее существенно активизируется научная и просветительная деятельность. Зоологическая аудитория реорганизуется в Биолекторий (2006 г.), Зоомузей начинает активно участвовать в городских просветительных мероприятиях. Учреждаются новые подразделения: террариум с научно-просветительными функциями (2010 г.), сектор научно-общественных проектов (2010 г.), Беломорский филиал Зоомузея на базе Беломорской биостанции МГУ (2011 г.). В научно-хранительской и просветительной работе начинают активно применяться цифровые технологии: организуются электронные базы данных по научным (в том числе типовым) коллекциям.

Каждое задание указывает на определенное место в районе проведения второго этапа. Адрес места может быть задан явно в виде названия улицы и номера дома, а может быть зашифрован в виде загадки, фотографии, частичного адреса (например, может быть дано только название улицы). Некоторые названия улиц даны по старой карте.

Каждое задание могло принести команде определенное количество баллов (от 1 до 4). Участникам надо было прийти по данному адресу и выполнить задание. При этом не нужно было посещать все КП (посетить все точки было невозможно!). Нужно было проложить маршрут, оптимальный по интересности, длине, количеству баллов за задания и т.п..

Карта , выданная участникам на старте
Старая карта , выданная участникам

Задания первой части (до Промежуточного финиша)

Для раскрытия ответов нажмите на задание.

Старт: Сад Эрмитаж (Каретный ряд, дом 3).
Улица Каретный ряд получила своё имя по жившим здесь в XVII-XVIII столетиях мастерам, изготовлявшим кареты и телеги.

  • КП1 Название этого места в Москве ассоциируется с очень крупным культурным местом Санкт-Петербурга. Похожи эти места еще и тем, что в обоих есть картины или репродукции картин. Чему посвящена экспозиция в московском месте? (2 балла)
    • Ответ: Сад Эрмитаж в Москве напоминает об Эрмитаже в Санкт-Петербурге. НА ограде сада с внешней стороны висят репродукции картин «Русские казаки в Париже в 1814 году». Ответ «Отечественная война 1812» также засчитывается.
  • КП5 Из зданий, стоявших на Тверской улице и изображенных на Фото 2, сейчас сохранилось только одно, хотя увидеть и найти его не так просто (фото сделано вдоль Тверской в сторону из центра от ее пересечения с Камергерским переулком). Найдите это здание и посчитайте количество круглых длинных колонн на башенках. (3 балла)
    • Ответ: Из зданий, изображенных на фотографии сохранилось только здание справой стороны - Саввинское подворье. На двух башенках этого здания есть 7 длинных колонн (раньше их было 8, но одна из них сломалась). Также засчитывается ответ 7,5 колонн.
      Саввинское подворье, жемчужина Тверской улицы, является памятником архитектуры начала XX века. Здание было построено в сказочном русском стиле с элементами модерна архитектором И. С. Кузнецовым (1867-1942 гг.). Подворье было доходным домом Саввинского монастыря, его помещения сдавались внаем жильцам и конторам. В 1934 г. над подворьем, которое к тому времени стало обычным жилым домом, нависла угроза сноса, но в 1939 г. дом просто переезжает на 50 метров вглубь квартала.Сегодня этот памятник полностью скрыт сталинскими домами и новым зданием МХАТа по Камергерскому переулку.
  • КП6 Решите кроссворд (krossword.pdf (0.16 Мб) , связанный с переименованиями улиц, и придите к концу зашифрованной улицы. Какой континент на глобусе виден полностью? (3 балла)
    • Ответ: См. Решенный кроссворд (решения.pdf (0.07 Мб)). Из выделенных в кроссворде букв складывается Газетный переулок. На углу Газетного переулка и Тверской улицы находится Центральный телеграф. Глобус на телеграфе вращается, поэтому в каждый момент времени можно увидеть определенные континенты полностью. Засчитывается каждый набор континентов, который можно увидеть на этом глобусе (каждая команда видела свой набор континентов в зависимости от времени, в которое она пришла).
  • КП7 Послушайте песню на КП 30. В песне поется про изготовление пушек и кузницу, а какое оружие ещё могли изготовлять в этом районе? Посмотрите внимательно на карту и найдите переулок, название которого подскажет ответ. Пройдите вдоль переулка и перечислите все театры, выходящие на него. Обратите внимание на красивые фонари на этом переулке (считать их не надо). (2 балла)
    • Ответ: В этом районе расположен Копьевский переулок, который напоминает про копья. На этот переулок выходят несколько зданий Большого театра и театр Оперетты. За каждый лишний названный театр вычитались 0,5 баллов (так театр РАМТ не выходит на переулок, т.к. отделен от него Новой сценой Большого театра).
  • КП12 Рядом с памятником Юрию Долгорукому на Тверской площади можно увидеть и другой памятник. Напишите, какого предмета типичного для памятника этому человеку здесь не хватает? (2 балл)
    • Ответ: На тверской площади кроме памятника Юрию Долгорукому стоит еще памятник В.Ленину, но у этого памятника нет объекта, типичного для памятников В.Ленину - кепки. Ответ «таблички» тоже засчитывался как частично правильный (0,5 балла).
  • КП13 Этот переулок почти из строчки “Молочная река, кисельные берега”, только нижний. Напишите, для кого варили кисель в этом переулке? (2 балла)
    • Ответ: Загадан Нижний Кисельный переулок. На этой улице жили кисельники, которые варили поминальное кушание - кисель для посетителей кладбищ ближайших монастырей - Сретенского и Рождественского. Именно это написано на табличке на доме в этом переулке.
  • КП21 В доме 3 по Богословскому (Петровскому) переулку в 1883 году открылся театр Корша (ныне Государственный театр Наций). Посчитайте квадратные изразцы на здании театра. (2 балла)
    • Ответ: На здании можно насчитать 27 квадратных изразцов (8+8+8+3).
  • КП23 Какие металлические животные “пасутся” напротив Зоологического музея? (2 балла)
    • Ответ: напротив Зоологического музея стоят металлические скульптуры свиньи и коровы.
  • КП24 Одна ветка метро связывает три здания этого университета: старое (несохранившееся), известное историческое и не менее известное современное. Найдите на втором из них солнечные часы (поднимите голову высоко). Кому посвящена табличка под часами? Перепишите месяц и год. (4 балла)
    • Ответ: Загадан Московский государственный университет имени М.В Ломоносова. На здании университета на Моховой улице висят солнечные часы, под которыми находится табличка, посвященная А.С.Пушкину. Переписать надо было месяц и год: сентябрь 1832 года.
  • КП25 На Российском государственном архиве социально-политической истории на бывшей Пушкинской улице в районе Тверской площади находятся барельефы. Напишите, сколько человек на них изображено и перечислите тех, чьи имена вы можете назвать?(3 балла)
    • Ответ: Здание, где сейчас располагаете архив социально-политической истории (улица Большая Дмитровка) располагался Институт марксизма и ленинизма. На барельефах на фасаде здания изображены Ф.Энгельс, К.Маркс, В.Ленин.
  • КП31 Посетите Музей “Нарышкинские палаты” (ул. Петровка, д.28). Задание на этой точке вы получите у судьи в вестибюле музея. (3 балла)
    • Ответ: Подпись судьи
  • КП33 На бывшей улице Герцена найдите Большой зал Консерватории. Перед ним стоит памятник. Перепишите года, написанные на скамейках, являющихся частями памятника. (2 балла)
    • Ответ: Бывшая улица Герцена - это современная улица Большая Никитская. Перед здание Большого зала Консерватории стоит памятник П.И.Чайковскому. Года на скамейках: 1840 и 1893 (году жизни Чайковского).
  • КП35 Столешников переулок, дом 11. Посчитайте количество окон с округлым сводом.(1 балл)
    • Ответ: 32 окна
  • КП36 Прогуляйтесь по бульвару, не входящему в кольцо бульваров. Какое животное упоминается в “Рассказах о старой Москве” на одной из информационных табличек? (2 балла)
    • Ответ: на информационной табличке, где написаны «Рассказы о старой Москве» упоминается обезьяна (мартышка).
  • КП40 Найдите в здании театра у Никитских ворот организацию, название которой ассоциируется с палиндромом. Напишите это название. Знаете ли вы какие-то еще палиндромы или можете придумать свои? Запишите их в поле для заметок (за каждый палиндром даётся дополнительные 0,5 балла). (1 балл)
    • Ответ: Театрально-художественная гостиная театра «У Никитских ворот» называется «Роза Азора». Она ассоциируется с палиндромом «А роза упала на лапу Азора».
  • КП44 На площади Никитских Ворот на углу театра расположено панно. Чему оно посвящено? (1 балл)
    • Ответ: Панно на стене театра «У Никитских ворот» посвящено октябрьской революции 1917 года
  • КП45 На площади Петровских Ворот расположен памятник Высоцкому. Сколько струн на его гитаре? (1 балл)
    • Ответ: На гитаре В. Высоцкого 4 струны
  • КП46 На Кузнецком мосту на доме 3, под крышей, есть мозаика с птицей. Напишите, кто был владельцем этого дома. Какую птицу было бы логично на нём изобразить? (1 балл)
    • Ответ: Загаданный дом - это доходный дом М.В.Сокол. С фамилией владельца ассоциируется птица сокол, поэтому именно эту птицу и было бы логично изображать на мозаике на этом доме.
  • КП48 На Фото 1 вы видите две картинки, изображающие примерно одно и то же место в конце 17 и начале 21 века. Какая река изображена на более старом рисунке? Найдите улицу, названную в честь этой реки (улицу можно увидеть на современной карте Москвы). Придите к месту, где мылись на этой реке. Как называется ресторан, который находится в доме 14 (строение 4) на этой улице? (3 балла)
    • Ответ: На картине И.Васнецова нарисована река Неглинка, а на современной фотографии Александровского сада реки нет. В честь этой реки названа улица Неглинная. На этой улице располагаются Сандуновские бани (отмечены на карте, выданной участникам). В доме 14 стр. 4 на этой улице располагается ресторан «Сандуны». За указание только улицы Неглинной дается 1 балл.
      Река Неглинка впервые упоминается в летописи от 1401 года как река Неглимна. Трудно сегодня в это поверить, но в древности Неглинная (Неглинка) была полноводной рекой, которая использовалась не только для рыболовства, устройства плотин для водяных мельниц и как средство сообщения, но и как важное сооружение, защищавшее стены Кремля с западного и северо-западного направления.В период с 1817 по 1819 годы трёхкилометровый участок реки заключили в трубу, которая представляла собой кирпичный свод.
      В 1997 году на территории между Александровским садом и Манежной площадью соорудили искусственное русло Неглинной (Неглинки), где оно некогда проходило. Здесь были оборудованы фонтаны и установлены скульптуры.
      Сандуновские бани - одни из старейших и наиболее популярных бань Москвы. Внутри располагаются огромные залы, украшенные лепниной, золотой росписью и мраморными лестницами, которые делают Сандуны более похожими на дворец, чем на баню. Сандуны вошли в число немногих построек, переживших московский пожар 1812 года. Кстати, именно здесь парились под новый год герои легендарного фильма «Ирония судьбы или с легким паром»
  • КП49 На доме 6 Глинищевского переулка находится барельеф, посвященный двум поэтам. Перепишите последнее слово на табличке, написанное латинскими буквами.(1 балл)
    • Ответ: На доме располагается барельеф А.Пушкину и А.Мицкевич. Переписать надо было последнее слово латинскими буквами: Mickiewicz.
  • КП50 Вероятно, вы пройдете мимо дома, изображенного на фото 6. Сколько скульптур под крышей у этого здания? (3 балла)
    • Ответ: На фотографии виден фрагмент здания, расположенного по адресу Кузнецкий мост, дом 7. Под крышей этого здания насчитывается 30 скульптур (8+8+10+4).
  • КП52 Дойдите до Гостиницы Националь. Что расположено справа от входа?(1 балл)
    • Ответ: Рядом со входом в гостиницу Националь висит термометр. Также в этом здании справа от входа в гостиницу расположен ресторан Композитор, поэтому этот ответ тоже засчитывался.
  • КП53 Название какого магазина написано на люке около дома 9 стр.2 по Моховой улице? (2 балла)
    • Ответ: на люке написано название магазина «МЮРЪ и МЕРИЛИЗЪ»
  • КП54 Что изображает памятник, находящийся на площади напротив церкви в Брюсовом переулке? (1 балл)
    • Ответ: на площади располагается скульптура «Весть».
  • КП56 Перерисуйте гербы с ворот Англиканского собора, находящегося напротив Театра “Около дома Станиславского”, находящегося по адресу Вознесенский переулок дом 9А. (1 балл)
  • КП60 Найдите дом, изображённый на Фото 8, и напишите его номер. Что в нем находится? (2 балла)
    • Ответ: На фотографии изображен дом номер 4 в Крапивенском переулке. Там располагается ансамбль жилых домов Константинопольского патриаршего подворья.
  • КП69 Возможно, что вы, гуляя сегодня, увидите дом с Фото 5. Что находится в этом доме с Георгием Победоносцем на крыше? (3 балла)
    • Ответ: На фотографии виден фрагмент крыши здания, расположенного по адресу Никитские переулок, дом 5. Там располагается Департамент градостроительства г. Москвы
  • КП79 Какая церковь расположена в 130 метрах на восток от места, откуда сделано Фото 7? (3 балла)
    • Ответ: На фотографии изображено здание ГУВД г. Москвы по адресу улица Петровка, дом 38. В 130 метрах на восток от того места, откуда сделана фотография, находится церковь Иконы Божьей матери «Знамение» за Петровскими воротами.
      Петровка у каждого москвича и гостя столицы, как правило, ассоциируется с легендарным зданием на Петровке, 38 и Петровским монастырем, основанном еще в XIV веке, благодаря которому она получила своё название.Петровка — одна из старейших московских улиц. В далекие времена она представляла собой пустынную дорогу, ведущую из монастыря к Кремлю. С XVIII века эту улицу облюбовала московская знать, а в XIX веке Петровка становится одним из популярных мест среди купцов, торговцев и местных ремесленников: здесь открываются многочисленные магазины, мануфактуры, галантереи, ювелирные лавки.


Задания второй части (от Промежуточного финиша до финиша)

  • КП4 Посмотрите внимательно на карту и найдите переулок, подсказывающий, сколько изначально было Патриарших прудов. Дойдите до дома 9 по этому переулку. Что написано над входом с аркой? (3 балла)
    • Ответ: Загадан Трехпрудный переулок. Над входом с аркой в этом доме написано «ПОСТАВЩИКЪ ДВОРА ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА»
  • КП10 Посмотрите на Фото 3. Какие автобусы можно увидеть сейчас в том месте, где на старой фотографии едет троллейбус? Перепишите их номера. (2 балла)
    • Ответ: Автобусы, которые можно увидеть в этом месте Триумфальной площади - это те автобусы, которые идут прямо по Тверской, никуда не сворачивая, и останавливаются на остановке сразу после того, как проезжают Садовое кольцо по Тверской в центр. На этой остановке можно увидеть автобусы Н1 и 12Ц.
  • КП14 Центральный дом Архитектора находится в доме 7 в переулке, названном по имени двора, где в XVI веке делали разрывные артиллерийские снаряды. Напишите, какие инструменты для черчения изображены на карте. (3 балла)
    • Ответ: Загадан Гранатный переулок (снаряды, о который говорится в задании, - гранаты). На карте изображен циркуль и козья ножка (аналогичные чертежные инструменты тоже засчитывались)
  • КП15 По адресу Большая Садовая, дом 10 находится музей известного писателя. Какие птицы “летают” над входом в музей? (1 балл)
    • Ответ: Над входом в музей Булгакова летают 2 совы / филина
  • КП16 На бывшей улице Алексея Толстого в доме 17 находится особняк известного мецената Саввы Морозова. Посчитайте шпили на крыше здания. (2 балла)
    • Ответ: 4 шпиля
  • КП26 Посмотрите на Фото 4 на карте и найдите то, что сейчас стоит на месте солнца. Перечислите народности. (3 балла)
    • Ответ: на месте солнца (ворота с солнцем) сейчас стоит памятник А.Пушикину, который в то время, когда была сделана фотография еще не был перенесен на эту сторону Тверской улицы. На памятнике написан отрывок из стихотворения А.Пушкина:
      …Слух обо мне пройдет по всей Руси великой
      И назовет меня всяк сущий в ней язык,
      И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой.
      Тунгус, и друг степей калмык…
      Народности, упомянутые в отрывке: финн, славян, тунгус, калмык
  • КП28 Посетите Сад Аквариум у Триумфальной площади. На каких музыкальных инструментах играют фигуры в фонтанах? (1 балл)
    • Ответ: скульптуры в фонтанах играют на панфлейте и на лире (кифара и арфа также засчитывались).
  • КП30 Зайдите в музей Ермоловой по адресу: Тверской бульвар, 11. Задание на этой точке вы получите у судьи в вестибюле музея. (2 балла) Задание, которое выдавалось на точке: «Из чего сделан пол, на котором вы стоите?»
    • Ответ: пол сделан из чугуна
  • КП38 Напишите, чей музей расположен в особняке Рябушинского. Укажите часы работы, написанные на табличке на особняке. (3 балла)
    • Ответ: В особняке Рябушинского расположен музей Горького; Часы работы: среда-воскресенье 11-17.30
  • КП42 Прогуляйтесь по Леонтьевскому переулку и найдите табличку, где написано старое название этого переулка. Перепишите все года, которые есть на табличке.(2 балла)
    • Ответ: На табличке в этом переулке написано про то, что переулок в 1938 году переулок был переименован в переулок Станиславского, а в 1994 году переименован обратно. То есть надо было написать два года: 1938, 1994.
  • КП43 Большой Гнездниковский переулок, дом 10. Что было на крыше, согласно табличке на доме? (1 балл)
    • Ответ: На крыше дома, согласно табличке на нем, был зимний съемочный павильон кинофирмы «Товарищество В.Венгеров, В.Гордин». Этот дом в Б.Гнездниковском переулке является первым небоскребом в Москве
  • КП47

Разгадка - Театральный дом January 14th, 2017

Театральный дом, а сейчас дом под № 13, стоящий на изгибе Зоологической улицы, был построен по эскизу художника В.Д. Поленова. С 1904 по 1918 год Поленов жил в старинной усадьбе на Садово-Кудринской улице, 7. В 1915 году художник приметил по соседству пустующий участок крестьянина Миронова. Покупателем участка выступило Московское общество народных университетов, в котором Поленов руководил Секцией содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров.

Здание было спроектировано архитектором О.О. Шишковским и открыто 29 декабря 1916 года в присутствии А.А. Бахрушина, С.И. Мамонтова, Г.С. Бурджалова, самого Поленова и многих других известных деятелей культуры. В этом доме располагались мастерские декорационные и костюмерные, склады декораций, бутафории, реквизита, театральная библиотека и зал для показательных спектаклей, которые шли в декорациях самогó Василия Дмитриевича Поленова.
На чрезвычайном собрании Секции содействия устройству деревенских и фабричных театров было постановлено выразить благодарность за щедрый дар, просить художника "разрешить наименовать будущее здание Секции Домом имени академика Василия Дмитриевича Поленова". Сам художник продолжал его называть просто Секцией.

Стилистические особенности дома, его необычная объемно-пространственная структура позволяют предположить, что в основу архитектурного проекта были положены эскизы В.Д. Поленова. В первоначальных формах здания чувствуется свойственная ранним проектам художника любовь к западноевропейскому средневековому зодчеству.


В.Д. Поленов. Дом театрального просвещения в Москве. Осуществленный проект здания. Музей-заповедник В.Д. Поленова

За многие годы дом лишился своего оригинального фасада, большая плоскость которого оживлялась тремя высокими готическими окнами и балконом. Теперь балкона нет, пробили много новых окон, старые заложили. Раньше он имел своё собственное выразительное лицо, теперь в реестре памятников истории и культуры он значится как ценный градоформирующий объект.

В советское время здесь располагался Центральный Показательный театр ТЕО Главполитпросвета, для которого в 1921 году Сергей Эйзенштейн совместно с Сергеем Юткевичем оформил спектакль "Макбет" по пьесе Вильяма Шекспира. Премьера спектакля состоялась 25 апреля 1922 года.

В 1928 году в здании произошел пожар, уничтоживший поленовские декорации и почти все театральное имущество. В 1930-х годах в здании разместилось промышленное предприятие.

Здание сильно пострадало при перестройке, однако на фасадах и теперь читаются основные композиционные членения и отдельные архитектурные элементы декора - угловая башня с фрагментами декора, городчатый карниз, наличники заложенных оконных и дверных проемов.

В 2009 году над Театральным домом нависла угроза уничтожения - на его месте собирались возвести Федеральный Музей современного искусства. "Поленовский" дом должен был войти в состав нового комплекса, сохранив лишь часть своих фасадов.


Музей современного искусства в составе государственного центра современного искусства. Версия до 2012 г. Зоологическая ул., вл. 13

Кончилось тем, что теперь здесь располагается Государственный центр современного искусства.

Этот центр занимает и соседнее здание по Зоологической улице - "Театральный дом".

Изначально Зоологическая улица называлась Медынка. Полагают, что здесь в XVII веке находился медовый двор дворцового села Воскресенское. Однако местность в районе улицы называлась как Медынка, так и Медынцевы горы. Поэтому возможно, что название местность получила по фамилии землевладельцев - купцов Медынцевых.

Современное название улица получила после основания поблизости в 1864 году Зоологического сада, современного Зоопарка. Она протянулась от Большой Грузинской до улицы Красина. В 1951 году в состав улицы были включены Бубнинский и Кабанихинский переулки, возникшие в начале XX веке на месте речек Бубна и Кабаниха, заключённых в подземные трубы. Теперь на Зоологической улице рядом с театральным домом находится служебный вход в Московский зоопарк.

Источники информации:
Википедия,




Top