Лондонский оперный театр. Королевский Оперный Театр " Ковент Гарден"

Знаменитая Королевская опера в Лондоне

Одержав победу в Гражданской войне, пуританское правительство Кромвеля поставило театральные представления за их фривольный характер вне закона. Восстановленная в 1660 году монархия в лице Карла II не замедлила вернуть нации право веселиться. Правда, разрешение на постановку драматических спектаклей было пожаловано только двум лондонским театрам — получившей название Королевской труппе под руководством Томаса Киллигрю и труппе герцога Йоркского с сэром Уильямом Давенантом во главе (впоследствии — театры «Друри Лейн» и «Ковент Гарден» соответственно), которые с тех пор вели отчаянную борьбу друг с другом за лучших актеров и благосклонность зрителя.

За без малого четыре сотни лет своего существования «Ковент Гарден» пережил несколько реинкарнаций. Первый театр с этим именем открылся 7 декабря 1732 года. Его построил актер и импресарио театральной труппы герцога Йоркского Джон Рич. Позволить себе такую роскошь он смог благодаря невероятному успеху «Оперы нищего», написанной по его заказу Джоном Геем и поставленной им в Lincoln’s Inn Fields . Эта коллаборация, как говорили тогда, made Rich gay and Gay rich (каламбур, обыгрывающий фамилии ее участников — «богача» и «весельчака»).

План первого здания театра «Ковент Гарден»

В чем новый театр очевидно давал фору своему сопернику — так это расположение королевской ложи. В «Друри Лейн» она располагалась так, что придворные могли попасть туда только через сцену; а в «Ковент Гарден» доступ к королевскому телу был прямым, что по достоинству оценили обе стороны.

«Ковент Гарден» с самого начала показал себя как передовой театр. Так в 1734 году на его подмостках состоялась премьера «Пигмалиона» — первого т.н. ballet d’action , т.е. истории, рассказанной через танец (то, что со временем стало называться классическим балетом). С 1735 года и до самой смерти музыкальным директором театра был Георг Фридрих Гендель, многие из опер и ораторий которого первыми услышали зрители «Ковент Гарден». 16 мая 1767 года на этой сцене фортепиано дебютировало как публичный музыкальный инструмент: в тот день некая мисс Брикер под аккомпанемент Чарльза Дибдина исполнила арию из генделевской «Юдифи»; а год спустя здесь же состоялся первый публичный фортепианный концерт, на афишах стояло имя Иоганна Христиана Баха, младшего сына маэстро.

В следующем столетии тогдашний директор театра Уильям Чарльз Макреди первым в истории в 1837 году использовал изобретенный Голдсуорси Гёрни друммондов свет, нам лучше известный как свет рампы. С тех пор, конечно, все давно уже перешли на электричество, но выражение in the limelight в английском языке благополучно сохраняется и по сей день.

20 сентября 1808 года «Ковент Гарден» постигло первое из типичных театральных несчастий. Как когда-то шекспировский «Глобус», его погубила пушка, неудачно выстрелившая в ходе шедшей тем вечером пьесы. Сгорело дотла практически перестроенное заново в 1792 году здание, погребя под руинами три десятка пожарных. В огне погиб генделевский орган, декорации, костюмы и уникальное собрание оригиналов рукописей оперных партитур.

Проект нового театра «Ковент Гарден» Роберта Смирка © The British Museum

Однако уже 31 декабря принц Уэльский заложил первый камень в основание нового здания. Архитектором выступил Роберт Смирк (также автор здания Британского музея), вдохновением которому послужил храм Минервы на афинском Акрополе. Пока отстраивался «Ковент Гарден», его соперник «Друри Лейн» тоже сгорел. Театр на какое-то время оказался монополистом на столичной драматической сцене. Это вкупе с необходимостью компенсировать затраты на строительство привело руководство театра к вполне предсказуемым решениям отдать больше места популярным у состоятельных людей ложам и, разумеется, повысить цены на билеты как в ложи, так и в партер.

Сара Сиддонс и Филип Кембл в «Макбете»

Новый «Ковент Гарден» должен был открыться 18 сентября 1809 года шекспировским «Макбетом» с несравненной Сарой Сиддонс в роли леди Макбет. Однако этим планам не суждено было сбыться. И здесь нужно сделать важное отступление.

В Британии XVIII-XIX вв. значение театра в жизни горожан было колоссально. Любой мало-мальски крупный город имел свой храм Мельпомены, регулярные паломничества в который совершались представителями практически всех сословий. Для тех, кто побогаче, были ложи по 5 шиллингов (их можно было бронировать заранее); партер в ту пору назывался еще не stalls , а просто pit («яма»), престижа не имел и был прибежищем весьма разношерстной публики, которую объединяло наличие в карманах 3 шиллингов на приятное времяпрепровождение и любовь к развлечениям, превозмогавшая неудобства многочасового сидения на деревянных скамейках в неотапливаемом зале; места на галерке за 1 шиллинг были вполне по карману ремесленникам, торговцам вразнос и подмастерьям. Можно было пройти и за полцены: достаточно было явиться к концу второго акта трехактной пьесы или же третьего, если в пьесе было пять актов.

Двери театра открывались в пять с четвертью. Толпа жаждущих зрелищ брала приступом сначала билетную кассу, а затем зрительный зал. Не обходилось, конечно, без жертв. Избежать риска потерять лицо в театральном столпотворении можно было, наняв специального человека, который за умеренную плату брался достать вам билет и место в зале.

Театральные билеты начала XIX века

Представления начинались без десяти семь вечера (в четверть седьмого зимой) и шли порой до 5 часов. Публика шла в театр не за духовной пищей, а за развлечением; театры, чтобы выжить, вынуждены были идти у нее на поводу. В итоге типичное театральное зрелище представляло собой своего рода варьете, где главная, «полнометражная», пьеса шла в окружении одной-двух «короткометражек», т.н. масок или пантомимы, а также музыкальных и танцевальных номеров, вставлявшихся к месту и не к месту при любой малейшей возможности. Костюмы, декорации и сценическая машинерия становились все более изощренными и часто рекламировались как самодостаточная причина посетить тот или иной спектакль. Кстати, свет в зале для лучшей видимости не тушили.

Зрительный зал театра «Ковент Гарден». Иллюстрация из «Микрокосма» Рудольфа Акермана © The British Library

Театр был таким же средоточием городской жизни, как улица или кофейня. Здесь вели дела, заводили интрижки, а при необходимости и с кулаками отстаивали свое мнение. в 1789 году стал свидетелем «боксерского поединка» между двумя дамами, сидевшими в ложах. Когда партер попросил их удалиться из зала, чтобы не мешать ходу пьесы, воюющие стороны переместились в фоей, где, окруженные толпой любопытных, продолжили рвать друг другу волосы; к счастью, на обеих были хорошо напомаженные парики, так что пудры летело много, но кудри особо не пострадали.

Зритель, а не импресарио, был истинным хозяином театра, поднимая бунт, если любимый актер вдруг не появлялся на сцене, требуя от комедиантов говорить громче или и вовсе, не стесняясь даже присутствием короля, остановить пьесу, если кому-то в зале стало плохо.

Зная все это, вы теперь и сами догадаетесь, с каким восторгом завсегдатаи «Ковент Гарден» встретили вышеупомянутые нововведения. У театрального подъезда собралась многотысячная толпа. Внутрь прорваться удалось, разумеется, далеко не всем. Появившегося на сцене с приветственным словом директора встретили было аплодисментами, но, как только тот заговорил, они сменились гиканьем, шиканьем и улюлюканьем, не смолкнувшими и с появлением на сцене Сары Сиддонс.

На место происшествия прибыли члены городского магистрата и, по традиции, торжественно зачитали собравшимся Закон о мятеже, провозглашавшем любые компании численностью 12 и более человек незаконными и подлежащими разгону в случае отказа разойтись мирно. В ответ бунтовщики запели «Боже, храни короля» и «Правь, Британия». После этого стражи правопорядка сказали, что умывают руки, тем более что они сами не вполне были уверены в обоснованности своих требований: в конце концов протестующие имели полное право находиться в театре — они ведь купили билеты!

Карикатура Исаака Крукшенка на повышение цен в «Ковент Гарден»

Противостояние сторонников старых цен и театральной администрации приняло затяжной и вместе с тем вполне себе зрелищный характер. Повстанцы под аккомпанемент скороводок и прочей домашней утвари исполняли тут же рождавшиеся мятежные песни и пляски. Оказавшийся между молотом и наковальней директор от отчаяния нанял боксеров, чтобы вышвырнуть бунтовщиков из театра. Шли аресты; за два с половиной месяца восстания, вошедшего в историю как the Old Prices Riot , были взяты под стражу несколько подмастерьев, клерков, рабочих, дельцов и даже графская дочка.

В конце концов, администрации «Ковент Гарден» пришлось сдаться. 14 декабря было заключено перемирие, а вечером следующего дня директор театра публично извинился как за повышение цен, так и за привлечение грубой физической силы в лице боксеров к наведению порядка. Все выдвигавшиеся ранее в адрес смутьянов обвинения были сняты.

В 1843 году пришел конец монополии «Ковент Гарден» и «Друри Лейн». Борьба за зрителя обострилась с новой силой. Однако теперь задавала тон не галерка и не близкий ей некогда по духу партер, а набиравший силу респектабельный средний класс. Благодаря ему партер обрел свою теперешнюю престижность, а смотреть представления стало принято в тишине и темноте.

Три года спустя в «Ковент Гарден» из театра Ее Величества на Хеймаркете перешел талантливый композитор и дирижер Майкл Коста, а вместе с ним — и изрядная часть его оперной труппы. В апреле 1847-го после переделки зрительного зала театр открылся под новой вывеской «Королевская итальянская опера». В 1892 году с расширением репертуара он был переименован еще раз, и с тех пор носит имя Королевского оперного (The Royal Opera House ). Зимой и летом здесь шли опера и балет, а в межсезонье, если театр не был закрыт, тут показывали фильмы, устраивали танцы, лекции и кабаре-шоу.

Правда, все это происходило в стенах уже другого, третьего по счету здания. Второе сгорело в марте 1856 года. Своим вниманием грандиозное пожарище почтили среди прочих королева Виктория и принц Альберт. Новое огнеупорное здание, возведенное по проекту Эдварда Миддлтона Барри, было готово через два с небольшим года. Рядом с новым зданием театра Барри построил в подражание снискавшему несколькими годами ранее изящное сооружение, предназначавшееся для цветочного рынка. Одно время здесь устраивались концерты, а потом торговали заморскими фруктами.

За переехавшим на южный берег Темзы фасадом цветочного рынка теперь находится ресторан

До наших дней сохранился фасад, фойе и собственно зрительный зал театра, все же остальное подверглось кардинальной перестройке в конце 90-х. Тогда же был демонтирован цветочный рынок, но, по счастью, не отправлен в утиль, а сохранен. В 2003 году его фасад был куплен администрацией рынка Боро на южном берегу Темзы близ Лондонского моста и украсил собой здание ресторана Roast .

Статуя молодой балерине на Бову-Стрит в столице Великобритании склонила голову перед фасадом здания, история которого достойна всеобщего внимания. Ковент-Гарден, так упрощенно называют целый комплекс в одноименном районе города, принадлежащий Королевскому оперному театру. Во многом благодаря этому великолепному архитектурному ансамблю Лондон стал одним из центров мирового театрального искусства.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 августа:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Открытие первого театра

До 1731 года эта территория была занята городским парком и прилегающим к нему женским монастырем Вестминстерского аббатства. По проекту Джеймса Шепэрда и художника из Венеции Якопо Амигони, который разрабатывал интерьер, Джон Рич построил первый театр. По тем временам размеры были довольно внушительные, зал помещал в себя 1897 зрителей. Торжество открытия состоялось в декабре 1732г комедией У.Конгрива «Так поступают в свете». Артисты на руках вынесла Джона Рича на сцену, где его искупали в овациях, приветствуя появление такого крупного культурного учреждения.

Возможно, вас также заинтересуют другие статьи:

Как хозяин, Джон Рич был настоящим деспотом для труппы, требовательным и строгим. Масса легенд и всяких небылиц о нем живет в этих стенах. Выступления были успешны, приносили хороший доход.

Одним из первых авторов серьезных музыкальных постановок на этой сцене был Гендель. Большинство произведений, написанных им с 1735 года, впервые были сыграны в Ковент-Гардене. Он был дружен с Ричем, и после смерти в 1759 году завещал тому свой орган, который разместили в зале. 20 сентября 1808г в здании случился страшный пожар, который уничтожил и рукописи великого композитора, и его инструмент. Под разрушениями тогда погибли более двадцати пожарников.

Архитектор второго театра Роберт Смирк

Над планом второго театра, возведение которого началось немедленно, трудился Роберт Смирк. Это был очень известный архитектор в Англии, прославившийся созданием многих значимых лондонских построек. Всего через три месяца после происшествия, принц Уэльский (будущий Георг IV) положил первый камень фундамента.

Путеводитель: в Лондон на 3 дня — для тех, кто хочет успеть увидеть самые интересные места.

Открытие храма Мельпомены ознаменовалось пьесой Шекспира «Макбет» 18 сентября 1809г. Обновленный зал укрупнился в размерах, вмещал 3000 зрителей, и восхищал головокружительной отделкой. Его скорое строительство потребовало немалых финансовых вложений. Исходя из этого, цены на билеты так же были слегка увеличены. Публика была возмущена, и в течение двух месяцев срывала спектакли, что создавало для актеров невыносимые условия. В конечном итоге администрация сдалась, все стало как прежде.

В 1847г., когда к составу присоединилась труппа Итальянской оперы, выступавшая до этого на Хеймаркете, и преобразования зала, автором которой был Бендетто Альбано, сезон открыли «Семирамидой» Россини. Ковент-Гарден теперь называли Королевской итальянской оперой. Множество величайших творений славных сочинителей повидали своды этого зала. Но 5 марта 1856 года в театре снова случилось возгорание, крыша обрушилась через каких-то полчаса.

Только через год были собраны средства для его восстановления.

Третий театр в духе итальянского ренессанса

Третий театр по разработке Эдварда М. Барри был построен в короткие сроки Федерико Гаем. За шесть месяцев выросло здание в духе итальянского ренессанса. От предыдущего остались только два замечательных барельефа на фасаде. «Гугеноты» Мейербера открыли обновленный театр 15 мая 1858 года. А в 1892 году, когда на других языках опер стали давать столько же, сколько и на итальянском, Ковер-Гарден переименовали в Королевский оперный театр. Круглый год под его крышей кипела жизнь. Между сезонами тут проводили лекции, политические выступления, балы, демонстрировали киноленты.

Театр во время войн

Только во время I мировой войны здание использовали как склад. В годы II мировой войны тут был танцевальный зал. С большими трудностями в 1946 году на прославленную сцену вернулся балет. 20 февраля в театре была поставлена «Спящая красавица» П.Чайковского. Успех коллективов оперы и балета все возрастал, а здание ветшало, и уже не удовлетворяло запросы публики и артистов. В 1997 году труппа уехала на гастроли, а театр закрыли на реконструкцию.

Ковент-Гарден в наши дни

В 1999 году Ковент-Гарден по-новому распахнул свои двери для гостей, расширенный, модернизированный и прекрасный. Сцена увеличилась, добавилось место за кулисами, установлено современное компьютерное оборудование. Два маленьких зала, студии для репетиций, офисные помещения, для зрителей бары, роскошный ресторан.

Экскурсии для туристов

Для желающих ближе познакомиться с удивительным миром внутренней жизни театра, сейчас организованы экскурсии. Посмотреть приготовления к вечернему спектаклю, или побывать в Королевской комнате отдыха, увидеть мастерскую по изготовлению декораций и костюмов, можно посетив один из предлагаемых туров, заплатив около 12 £. Всей семьей по воскресеньям гости знакомятся с особенностями театральных профессий. Часто восходящие звезды дают бесплатные концерты, приглашения на которые необходимо резервировать заранее.

Королевский оперный театр в Ковент Гардене увенчан своими высокохудожественными постановками, имеет огромный авторитет в театральных кругах. Он дал «путевку в жизнь» большому количеству звезд мирового уровня. Кроме того, это потрясающий архитектурный памятник Лондона.

Лондон считается известной культурной столицей Европы и мира. Культурная и театральная жизнь в городе очень насыщенная и разнообразная. Каждый год здесь проходят премьеры большого количества спектаклей и постановок.

Британский театр оперы и балета, находящийся в районе Ковент-Гарден и названный в его же честь, сначала был открыт как драмтеатр. Уже через несколько лет после открытия прошла премьера оперы на сцене Ковент-Гардена.

Сейчас он считается домашней сценической площадкой для Королевской оперы и Королевского балета .

Кстати, покровителем Королевской оперы считается принц Уэльский, а покровительницей балета – сама королева Елизавета.

Еще до появления театра Ковент-Гарден Лондонславился другим своим королевским театром Друри-Лейн, построенным в том же районе еще в 1663 году.

История театра

История арены включает в себя несколько периодов его существования, смену названий, а также несколько больших пожаров в его зданиях.

Первое театральное здание на данном месте было построено в начале XVIII века благодаря инициативе актера, режиссера и администратора Д. Рича. Открытие театра Covent Garden состоялось 7 декабря 1732 года постановкой пьесы У. Конгрива «Так поступают в свете».

Перед началом спектакля в честь открытия основателя Д. Рича внесли в зал на руках. Спустя два года после открытия в Ковент-Гардене был поставлен балет «Пигмалион». Тогда же начали ставить оперы, первой из которых стало произведение музыкального руководителя Г.Ф. Генделя «Верный пастух».

Кроме первой оперы Ковент-Гарден представлял и другие оперы своего музыкального руководителя, одной из которых стала «Мессия» – оратория на религиозные темы, ставшая впоследствии театральной традицией во время Великого поста . В 1808 году здание первого театра сгорело.

Новое здание было построено под руководством Р. Смерка всего за 9 месяцев и открылось 18 сентября 1809 года постановкой «Макбет». Чтобы хоть как-то окупить средства, потраченные на строительство здания, было принято решение увеличить цены на билеты, но зрители срывали спектакли хлопками, свистом, криками, поэтому цены пришлось вернуть на прежний уровень.

В начале и середине XIX века на сцене театра шли не только балеты и оперы, но и драматические постановки, пантомима и даже клоунада. Когда из-за конфликта в Театре Ее Величества часть труппы перешла в Ковент-Гарден, было принято решение реконструировать зал и сменить репертуар. В 1847 году вновь открыли театр под названием Королевская итальянская опера.

В это время постановки на сцене шли на итальянском языке, независимо от того, на каком языке они изначально написаны.

Открытие ознаменовалось постановкой «Семирамида» Россини. Через несколько лет, в марте 1856 года, театр снова сгорел.

Проект нового здания разрабатывался архитектором Э.М. Барри, а строительство велось в 1857-1858 годах. В мае 1858 года состоялось открытие Ковент-Гардена постановкой «Гугеноты» Ж. Мейербера.

В 1892 году из названия оперы было убрано слово «итальянская», а постановки стали идти на языке оригинала. Началась такая практика с постановки Г. Малера «Кольцо нибелунга» на немецком языке.

В годы Первой мировой войны в здании арены был расположен склад. Когда шла Вторая мировая война, холл здания использовался как танцзал. После войны, в 1946 году в театре вновь начались постановки. Произошло это благодаря тому, что музыкальный издательский дом Boosey & Hawkes выкупил здание .

20 февраля состоялся балет «Спящая красавица» П.И. Чайковского в постановке О. Мессела. В это же время создается оперная труппа, для которой Ковент-Гарден должен был стать домашней площадкой. В 1947 году 14 января эта труппа, названная Оперной труппой Ковент-Гардена, а затем переименованная в Королевскую оперную труппу, представила зрителям оперу «Кармен» Ж. Бизе.

Современный Ковент-Гарден

Сейчас Covent Garden представляет собой третье по счету построенное здание арены, которое было дважды реконструировано в 1975 году и 90-х годах XX века с целью увеличения зрительских мест и улучшения внешнего вида арены.

Многие прилегающие территории старого рынка, старого Цветочного холла отошли к театру. В ходе реконструкции были организованы два входа, которые символизируют разные эпохи в истории Ковент-Гардена.

Наиболее значимыми постановками, которые шли в XX на сцене Королевского оперного театра, являются «Электра», поставленная в 1910 году, «Борис Годунов» с главной партией Ф. Шаляпина, представленная в 1928 году, «Пиковая дама», премьера которой состоялась в 1961 году. С 1995 года традиционным стало проведение на сцене Ковент-Гардена Вердиевского фестиваля.

Ширина просцениума театра составляет более 12 метров, высота – почти 15 метров . Сейчас Covent Garden имеет четырехуровневый зрительный зал в виде подковы, который вмещает более 2200 зрителей, новую акустическую технику, репетиционные, служебные помещения, новую студию.

Во время всех представлений над авансценой проектируются титры, также либретто постановок могут транслироваться на небольших экранах, вставленных в спинки некоторых кресел в партере.

Сейчас в театре, кроме постановок, цены на которые составляют около 185 английских фунтов, днем можно совершить экскурсии за кулисы театра. Можно многое узнать об истории Ковент-Гардена, увидеть театр с самой высокой точки, посмотреть Королевскую комнату отдыха, которая и сейчас предназначена для высочайших особ, проникнуть внутрь театра и узнать, как готовится вечернее представление.

Вся экскурсия займет около часа и стоит около 10-12 фунтов стерлингов.

В репертуаре театра на данный момент представлены балеты «Жизель», «Спящая красавица», оперы «Манон», «Дон Жуан», «Турандот». Близятся премьеры оперных постановок «Дочь полка», «Женщина без тени», «Фауст», «Травиата», балета «Зимняя сказка».

Всю актуальную информацию о репертуаре, задействованных актерах, певцах и танцорах, можно узнать на официальном сайте театра. Там же можно заказать билеты на желаемую постановку.

Театр Ковент-Гарден (Лондон, Великобритания) - репертуар, стоимость билетов, адрес, телефоны, официальный сайт.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Одна из главных культурных достопримечательностей Лондона - Королевский оперный театр Ковент-Гарден (Theatre Royal, Covent Garden) - служит домашней сценой для королевской оперной труппы и королевского же балета. Современное здание было возведено в 1858 году и стало третьим по счету, в 1990-е театр подвергся грандиозной реконструкции. Впервые же на этом месте театр был построен в 1732 году - в конце 2012 года театр отмечал свое 280-летие.

Покровитель Королевской оперы - принц Уэльский, а над Королевским балетом покровительствует сама королева Елизавета.

Зрительный зал Королевского театра вмещает более 2200 зрителей. Над авансценой размещен экран, на который транслируются титры. Кроме того, в спинки некоторых сидений в партере встроены экраны, на которые передаются либретто постановок. Покровитель Королевской оперы - принц Уэльский, а над Королевским балетом покровительствует сама королева Елизавета.

Информация

Адрес: WC2E 9DD, London, Covent Garden Piazza, 41.

Как добраться: станция метро Covent Garden, Piccadilly Line, далее на автобусах № 9, 13, 15, 23, 139, 153.




Top