Лоренцо ди креди картины. Пейзаж в Тосканской и Умбрийской живописи второй половины XV векаXII - В поисках нового

Лоренцо учился у своего отца, золотых дел мастера, а затем у Андреа дель Верроккио . На его творчество оказал влияние его товарищ по школе Вероккьо Леонардо да Винчи . Работал во Флоренции в мастерской Верроккио до самой его смерти. В многочисленных, весьма детализированных станковых картинах этого художника, большей частью религиозных по содержанию, старательная проработка форм и тщательность письма соединены с искренностью и теплотой выраженного в них религиозного чувства.

Наиболее известные картины Лоренцо ди Креди:

  • «Рождество Христово» (Флорентийская академия художеств)
  • «Крещение Господне» (Уффици , Флоренция)
  • «Христос в образе вертоградаря» (там же)
  • «Мадонна на престоле, с предстоящими ей святыми» (Лувр , Париж)
  • «Мадонна» (в Берлинском музее)
  • «Святая Мария Египетская» (там же).

Напишите отзыв о статье "Лоренцо ди Креди"

Отрывок, характеризующий Лоренцо ди Креди

– След заячий, много следов! – прозвучал в морозном скованном воздухе голос Наташи.
– Как видно, Nicolas! – сказал голос Сони. – Николай оглянулся на Соню и пригнулся, чтоб ближе рассмотреть ее лицо. Какое то совсем новое, милое, лицо, с черными бровями и усами, в лунном свете, близко и далеко, выглядывало из соболей.
«Это прежде была Соня», подумал Николай. Он ближе вгляделся в нее и улыбнулся.
– Вы что, Nicolas?
– Ничего, – сказал он и повернулся опять к лошадям.
Выехав на торную, большую дорогу, примасленную полозьями и всю иссеченную следами шипов, видными в свете месяца, лошади сами собой стали натягивать вожжи и прибавлять ходу. Левая пристяжная, загнув голову, прыжками подергивала свои постромки. Коренной раскачивался, поводя ушами, как будто спрашивая: «начинать или рано еще?» – Впереди, уже далеко отделившись и звеня удаляющимся густым колокольцом, ясно виднелась на белом снегу черная тройка Захара. Слышны были из его саней покрикиванье и хохот и голоса наряженных.
– Ну ли вы, разлюбезные, – крикнул Николай, с одной стороны подергивая вожжу и отводя с кнутом pуку. И только по усилившемуся как будто на встречу ветру, и по подергиванью натягивающих и всё прибавляющих скоку пристяжных, заметно было, как шибко полетела тройка. Николай оглянулся назад. С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки. Коренной стойко поколыхивался под дугой, не думая сбивать и обещая еще и еще наддать, когда понадобится.
Николай догнал первую тройку. Они съехали с какой то горы, выехали на широко разъезженную дорогу по лугу около реки.
«Где это мы едем?» подумал Николай. – «По косому лугу должно быть. Но нет, это что то новое, чего я никогда не видал. Это не косой луг и не Дёмкина гора, а это Бог знает что такое! Это что то новое и волшебное. Ну, что бы там ни было!» И он, крикнув на лошадей, стал объезжать первую тройку.

флорентийского живописца

(Лоренцо ди Андреа ди Креди Вардуччи, год рождения точно неизвестен, умер в 1537 г. — флорентийский живописец, учился в боттеге Верроккьо одновременно с Леонардо, влияние которого отразилось на его живописи (о скульптурных работах Лоренцо сведения отсутствуют). Жил и работал во Флоренции, где назначался экспертом при рассмотрении проектов фасада собора, при обследовании купола собора и при установке Давида Микеланджело. Одним из учеников Лоренцо ди Креди был Джованни Антонио Сольяни.

Главные работы: «Мария Магдалина» (Берлин, музей; копия в музее города Эстергома). «Рождество» в приходской церкви в Кастильоне Фьорентино, «Распятый Христос» в церкви Сант Агостино в Моптепульчано; «Мадонна» и портрет Костанцы Медичи (Лондон, Национальная галерея); «Рождество» (Флоренция, Академия); «Благовещение» и «Венера» (обе — Флоренция, Уффици); «Св. Михаил» (ризница Флорентийского собора); «Св. Варфоломей» (Флоренция, Ор-Сан Микеле); «Крещение» (Фьезоле, церковь Сан Доменико); «Мадонна с двумя святыми» (Париж, Лувр); «Мадонна с четырьмя святыми» (Пистойя, церковь Санта Мариа делле Грацие); Мадонны: в Нью-Йорке, Кембридже (США), Кливленде, Дрездене, Флоренции, Лондоне, Риме, Страсбурге, Турине, Майнце, Пистойе. Алтарный образ с Мадонной в соборе в Пистоне, приписывавшийся Лоренцо ди Креди, с большей вероятностью принадлежит Верроккьо. Портреты в галереях Берлина, Брауншвейга, Ганновера, Бостона, Нью-Йорка, Флоренции, Форли. Сохранились также многочисленные рисунки)

Когда во Флоренции работал превосходный в свое время золотых дел мастер Креди 1 , снискавший себе добрую славу и известность, с ним договорился Андреа Шарпеллони, чтобы он обучил своему ремеслу его сына Лоренцо, юношу прекраснейших даровании и наилучших нравов 2 . А так как мастер был столь же дельным и столь же охотно обучал, сколько ученик старательно и быстро воспринимал все, что бы ему ни показали, то не прошло много времени, как Лоренцо стал не только прилежным и хорошим рисовальщиком, но и ювелиром, работавшим так чисто и так добротно, что не было ни одного молодого человека, который в то время мог бы с ним сравняться, за что прославился и Креди, причем настолько, что с тех пор всегда и Лоренцо все называли Лоренцо не Шарпеллони, а Креди.

И вот, собравшись с духом, Лоренцо поступил к Андреа дель Верроккьо 3 , которому тогда вздумалось заняться живописью, и под его руководством, имея друзьями и товарищами, но и соперниками Пьетро Перуджино и Леонардо да Винчи, он со всей старательностью предался живописи. А так как Лоренцо беспредельно нравилась манера Леонардо, он научился подражать ей так хорошо, что не было никого, кто в отношении выписанности и законченности подражал бы ей с большей старательностью, чем он, как это можно видеть по многим рисункам карандашом, пером и акварелью в нашей Книге. Среди них есть и несколько изображений глиняных моделей, тех, что покрываются сверху вощеным холстом и обмазываются жидкой глиной; и воспроизведены они с такой тщательностью и отделаны с таким терпением, что трудно не то что сделать, но и представить себе, что это можно сделать.

По этой причине учитель так полюбил Лоренцо, что, когда Андреа поехал в Венецию для литья из бронзы коня и статуи Бартоломео из Бергамо, он оставил Лоренцо все хозяйство и управление всеми доходами и делами, а равным образом и все рисунки, рельефы, статуи и прочее художественное имущество. И в свою очередь Лоренцо так полюбил своего учителя Андреа, что он не только во Флоренции занимался всеми его делами с любовью неимоверной, но не раз ездил и в Венецию повидаться с ним и дать ему отчет в хорошем ведении его дел. И так был им доволен Андреа, что если бы только Лоренцо согласился на это, он оставил бы его своим наследником. Но и Лоренцо не остался в долгу у этой доброй души, ибо после смерти Андреа он отправился в Венецию и привез его тело во Флоренцию, где затем передал наследникам все принадлежавшее Андреа, за исключением рисунков, картин, скульптур и других произведений искусства. Первыми живописными произведениями Лоренцо были тондо с Богоматерью, которое было послано испанскому королю и в рисунке которого он повторил одну из картин своего учителя Андреа, и другая гораздо лучшая картина, которую Лоренцо тоже скопировал с одной из картин Леонардо и которая тоже была отослана в Испанию и так походила на картину Леонардо, что отличить одну от другой было невозможно 4 . Им же написана на дереве Богоматерь, отлично выполненная и находящаяся в соборе Сан Якопо в Пистоне, и та Богоматерь, что в Оспедале дель Чеппо, - одна из лучших картин в этом городе 5 .

Лоренцо написал много портретов, а в юном возрасте и свой собственный портрет, который находится ныне у Джованякопо, его ученика, флорентийского живописца, вместе со многими другими вещами, оставленными ему Лоренцо, среди которых портреты Пьетро Перуджино и учителя его Андреа Верроккьо. Он написал также портрет Джироламо Бенивьени, ученейшего мужа и большого его друга 6 . Для сообщества святого Себастьяна, что за церковью сервитов во Флоренции, он написал на доске Богоматерь, св. Себастьяна и других святых, а в соборе св. Иосифа на алтаре.

В Монтепульчано он послал для церкви Сант Агостино написанный на дереве образ с Распятием, Богоматерью и св. Иоанном, очень тщательно исполненным им 8 . Но лучшее произведение из всех когда-либо созданных Лоренцо, куда он вложил больше всего и старательности и прилежания, дабы превзойти самого себя, находится в одной из капелл в Честелло, написано на дереве и изображает Богоматерь, св. Юлиана и св. Николая, и кто хочет убедиться в том, что для сохранности масляной живописи необходима чистая работа, пусть взглянет на эту доску, написанную так чисто, что чище и не бывает 9 .

Еще в молодости Лоренцо написал на одном из столбов Орсанмикеле св. Варфоломея 10 , а для монахинь св. Клары во Флоренции Рождество Христово с пастухами и ангелами 11 , в которое помимо всего прочего он вложил столько стараний в изображение разных трав, что они кажутся настоящими. Там же написал он на одной картине кающуюся св. Магдалину, а в другом месте, недалеко от дома мессера Оттавиано деи Медичи, - тондо с изображением Богоматери 12 . Для церкви Сан Фриано он написал образ, а также несколько фигур в церкви Сан Маттео при больнице Лельмо 13 , в соборе же Санта Репарата написал на картине архангела Михаила 14 , а для сообщества Скальцо весьма тщательно исполненный им образ 15 . Помимо этих работ он написал много картин с Мадоннами и другие произведения, находящиеся в домах флорентийских граждан 16 .

И вот, скопив этими трудами кое-какие деньги не для обогащения, а скорее для спокойствия, Лоренцо купил себе пожизненное обеспечение при церкви Санта Мариа Нуова во Флоренции, где, получив удобное жилище, он и прожил до самой своей смерти. Лоренцо был большим приверженцем секты брата Джироламо из Феррары и был всегда человеком честной и хорошей жизни, оказывал сердечные услуги всюду, где была к этому возможность. И так дожил он до семидесяти восьми лет, умер от старости и был погребен в церкви Сан Пьеро Маджоре в 1530 году. Работы его так отделаны и так чисто выписаны, что по сравнению с его картинами любая другая будет всегда казаться неряшливым наброском. Он оставил много учеников и в числе их Джованни Антонио Сольяни и Томмазо ди Стефано 17 .

Но так как о Сольяно речь пойдет в другом месте, скажу только о Томмазо, что в том, что касается чистоты письма, он сильно подражал своему учителю и выполнил много работ во Флоренции и вне ее; так, на вилле в Арчетри он очень чисто написал для Марко дель Неро доску с Рождеством Христовым. Но главным занятием Томмазо со временем стала живопись по тканям, и знамена расписывал он лучше всякого другого. А так как Стефано, отец Томмазо, был миниатюристом, а также кое-что и построил, Томмазо по его примеру восстановил после смерти отца мост через реку Сьеве, в десяти милях от Флоренции, разрушенный разливом, а также и отличный мост в Сан Пьеро а Понте через реку Бизенцио. Возведя много сооружений для монастырей и других учреждений, он стал, наконец, архитектором шерстяного цеха и сделал модель новых домов за Аннунниатой, заказанных ему этим цехом. Когда же в конце концов он умер в преклонном возрасте лет семидесяти или того более в 1564 году, он был погребен в монастыре Сан Марко, куда его с почестями проводила Академия рисунка.

Возвратимся, однако, к Лоренцо, который оставил после смерти много незаконченных работ, в частности, превосходную картину с изображением Страстей Христовых, попавшую в собственность Антонио Рикасоли, а также прекрасный написанный на дереве образ для мессера Франческо из Кастильоне, каноника собора Санта Мариа дель Фьоре, переславшего его в Кастильоне 18 . Лоренцо не стремился к тому, чтобы написать много вещей большого размера, так как это стоило ему больших усилий и он вкладывал в работу неимоверные количества труда, а главным образом потому, что краски, которыми он пользовался, были слишком тонко замешаны, а кроме того, он без конца очищал и переваривал ореховые масла и клал на свои палитры такое количество смешанных красок, что, постепенно переходя от самой светлой к самой темной, он добивался слишком большой и, по правде говоря, излишней стройности, так что иной раз у него на палитре бывало красок двадцать пять, а то и тридцать, и для каждой у него была своя особая кисть. И там, где он работал, никто не смел пошевельнуться, чтобы не поднимать пыли. Такая крайняя щепетильность, пожалуй, не более похвальна, чем крайняя небрежность, ибо во всех вещах следует держаться определенной середины, избегая крайностей, обычно вредоносных.

1 - Лоренцо ди Креди, Пьеро ди Козимо

Боттичини представляет патетическое начало в живописи флорентийского кватроченто, Филиппино - истерично-мечтательное, Лоренцо ди Креди, ученик Верроккио и соученик Леонардо, - флегматическое73. Тихое, сонливое искусство Креди равномерно совершенно и лишено всякого искания, а потому и скучно. Теперь, когда мы лучше знаем прошлое, непонятно, как могли его методичные рисунки долгое время идти под именем "демонического" Винчи. Креди - прямой антипод Леонардо, и соединяет их лишь общая школа Верроккио, в которой, впрочем, роль настоящего учителя играет, как кажется, не столько сам глава мастерской, сколько Леонардо. Долго останавливаться на искусстве Креди не стоит. В нем много милых, трогательных черт, оно очень чистое, но оно и пустое искусство, годное разве только для аристократических молелен и для "дамских" монастырей 74 .

В "пейзаже" безжизненность Креди сказывается с особой ясностью. Внешне он не отставал и в этой области от своего великого товарища. Судя по "Мадоннам" собрания Л. Н. Бенуа и Эрмитажа 75 , Леонардо в 1470-х годах был занят проблемой (несомненно, проникшей в флорентийское искусство из Нидерландов) передачи освещения в закрытом помещении. Ту же задачу в более сложном виде ставит себе и Креди в своем "Благовещении" (Уффици) и решает ее с образцовым совершенством. Однако и от этого шедевра веет скукой. Между прочим, здесь очень характерен ландшафт, видимый в окнах "дворца" Марии, отлично передающий и свет, и глубину, но в трех своих отделениях не согласованный между собой. Даже горизонт и освещение в каждом из них не одинаковы. Сейчас видно, что Креди делал нечто такое, чего он не чувствовал и не понимал вполне 76 .

Два разных пейзажа стелются и в окнах позади прекрасной "Мадонны" Креди в галерее Боргезе: слева - нечто в роде пейзажей Вейдена 77 (полноводная река между лугов, вдали голубые горы); справа - коричнево-бурые скалы в стиле феррарцев 78 . Прелестно прямо с натуры при этом написан стакан с букетом полевых цветов. Пейзаж в глубине застылой сцены "Поклонения волхвов" в Флорентийской Академии напоминает Перуджино, но схемы его здесь измельчены, раздроблены и лишены своей "души" 79 .

Наконец, смесь элементов, заимствованных Лоренцо Креди у Леонардо, у Перуджино и у нидерландцев, являет круглое "Поклонение Младенцу" в галерее Боргезе - картина, в некоторых своих частях разработанная с таким изощренным совершенством, что при взгляде на нее навязывается мысль о начатой и брошенной затем работе Винчи, которую довел до конца и при этом несколько обесцветил флегматичный Креди 80 .

Родившийся в 1462 г. Пьеро ди Козимо, ученик Козимо Росселли, - характерный рядом с Филиппино представитель настроения времени переходного от кватроченто к чинквеченто, от последнего "назревания" к первому расцвету, от весны к лету 81 .

Lorenzo di Credi, родившийся в 1459 г. в семье золотых дел мастера, был учеником Верроккио одновременно с Леонардо да Винчи; в 1485 г. Креди заведует мастерской учителя в отсутствие Верроккио; позже работает для двора Медичи и, наконец, подпадает под влияние Савонароллы ("parziale della seta di Frate Savonarolla") и умирает в полном одиночестве 12 января 1537 г.

В нем странно сплетаются самые разнообразные элементы как латинского, "классического", так и германского, "готического", оттенка. Моментами Пьеро уже совсем близок к первым мастерам "золотого века", к фра Бартоломео 82 и Рафаэлю, моментами он представляется запоздалым, неуклюжим архаиком. Формы его то отличаются гибкостью, то поражают какой-то одеревенелостью и застылостью. И настроение картин Пьеро то благочестиво-христианское, то чисто языческое. Все, что сообщает о его жизни Вазари, вяжется с этим представлением, получаемым от творений Пьеро. В "Жизнеописаниях" он изображен как величайший чудак, с оттенком даже какого-то безумия или юродства. Долгое время помнили флорентийцы устроенный им "маскарад смерти", сохранились предания и о других его выдумках и проделках.

Позже и Пьеро втянул в свой круговорот страшный Савонаролла, а кончил художник жизнь, забытый всеми, непонятным пережитком эпохи, которая в 1520-х годах должна бы казаться седой стариной.

В чем, в сущности, значение Пьеро ди Козимо? Темы и настроения у него близки к темам Боттичелли, Креди, Гирландайо; формы его в первой половине близятся более к двум последним, в последний период - к Филиппино и даже к Сарто. Но Пьеро отличается от других современных ему флорентийцев необычайной значительностью своих красок. И его можно назвать колористом только с оговоркой, ибо он не дает каких-либо стройных симфоний, как то делал Беллини, или, в самые дни Пьеро, стали делать Джорджоне и Тициан. Но он сумел похитить при изучении нидерландских картин секрет их глубоких светящихся колеров, их эмалевой плотной живописи, их "красочно выдержанной" светотени. Пьеро - "самый живописный" из живописцев Тосканы XV в., и этой своей особенностью он представляет исключение в школе, которая вообще скорее пренебрегала красками.

Примечания

74 Креди принадлежит один из первых в итальянской живописи этюдов нагой женщины (Уффици), исполненный с большой точностью и усердием, однако, без малейшего оттенка чувственности.

75 Если даже "Литта" и не окончена Леонардо, то все же ее леонардовская основа несомненна.

76 Уже из-за одной затейливости и поэтичности пейзажного фона нельзя оставить за художником знаменитый женский портрет Лихтенштейнской галереи в Вене.

77 Пейзажи Креди имеют очень выраженный нидерландский оттенок и при этом больше всего напоминают именно "прохладный" светлый тон, безмятежность и какую-то схематическую нежность, присущие именно пейзажам Вейдена.

78 Не особенно согласованы и наивно разделенные каким-то столбом пейзажи в фоне прекрасной картинной галереи Кверини-Стампалия в Венеции "Поклонение Младенцу Христу".

79 Полон поэзии, впрочем, в этой картине газон с цветами на первом плане.

80 В позднейших произведениях Креди впадает в маньеризм. Его обе картины с сюжетом "Христос и Магдалина" можно прямо назвать "академичными" как за их фигуры, так и за пейзажи. Из двух вариантов, луврского и флорентийского (Уффици), несколько более жизненен последний.

81 Пьеро ди Лоренцо, сын золотых дел мастера, получил прозвище ди Козимо по имени своего учителя Козимо Росселли, которого он еще юношей сопровождал в Рим (1480-е годы). Пьеро родился в 1462 г. во Флоренции, умер там же в 1521 г.

82 Фра Бартоломео, один из начинателей "золотого века", был также учеником Козимо Росселли.




Top