Лучано паваротти краткая биография для детей. Итальянский язык, италия, самостоятельное изучение итальянского языка

Признанный лучший мировой тенор прожил длинную насыщенную жизнь, в которой было место не только для музыки, но и для любви. Первая жена Лучано Паваротти Адуа Верони прожила с ним много лет, родив певцу трех дочерей, но она была не единственной женщиной в личной жизни маэстро.

За тридцать пять лет семейной жизни Адуа, которая вышла замуж за Лучано, когда они были совсем молоды, была наслышана о многочисленных романах мужа, но старалась относиться к слухам не слишком серьезно.

Она была близка с супругом и, по свидетельству многих, да и самого Паваротти, именно первая жена заставила его всерьез заняться музыкой и оперным искусством. Однако долгая семейная жизнь, наличие трех детей не остановили великого тенора, когда он решил уйти от Адуи и жениться во второй раз.

С Николеттой Мантовани он познакомился, когда ему было пятьдесят восемь, а ей - двадцать четыре года. Она пришла устраиваться на работу в его фонд и после личного знакомства с Лучано тут же была принята.

На фото - Адуа Верони

Огромная разница в возрасте не стала препятствием для того, чтобы через пять лет они поженились. Их семейная жизнь складывалась прекрасно, вторая супруга тенора родила ему еще одну дочь Аличе, ставшую для Лучано четвертым ребенком. Однако из-за того, что Паваротти с молодой женой смотрелись, в лучшем случае, как отец с дочерью, они старались как можно меньше вместе появляться на публике, чтобы не становиться мишенью для шуток.

До встречи с Паваротти Николетта не занималась музыкой, окончила биофак университета в Болонье по двум специальностям - энтомолог и специалист по ландшафтному дизайну. Когда она только познакомилась с Лучано, то даже представить не могла, что когда-нибудь он будет ее мужем. Паваротти часто бывал в фонде, они познакомились ближе, и Николетта чувствовала, что нравится маэстро, но ответного чувства не испытывала.

На фото - Паваротти с первой женой

Она знала, что Лучано женат, воспитывает трех дочек, к тому же, до нее доходили слухи о его многочисленных романах, и Мантовани не собиралась становиться его очередной любовницей, однако не смогла устоять перед его обаянием. Их сближение произошло во время поездки в Нью-Йорк, где у Паваротти были запланированы гастроли. Вернувшись оттуда, Николетта уже не могла представить своей личной жизни без Лучано.

Их роман длился почти десять лет, в течение которых Паваротти несколько раз просил развода у своей первой супруги. Первая жена Лучано Паваротти рассматривала его роман с Николеттой, как очередную интрижку, и не спешила давать согласие на развод. Только в 2002 году маэстро официально разошелся с Верони и стал мужем Николетты Мантовани, и в этом же году она узнала, что беременна.

На фото - Лучано Паваротти и Николетта Мантовани

Их семейная жизнь продлилась пять лет - в 2007 году Лучано Паваротти умер от рака поджелудочной железы, а спустя четыре года у Николетты появился другой мужчина - Филиппо Вернасса. Дочь Николетты и Лучано Аличе поначалу восприняла его в штыки, но постепенно Филиппо нашел с ней общий язык.

Вместе с отцом Лучано пел в городском хоре Модены.

По желанию родителей после школы Лучано пошел работать учителем начальных классов. После того, как отец и сын Паваротти в составе любительского коллектива приняли участие в хоровом фестивале в Ланголлене (Уэльс, Великобритания) и были удостоены высшей награды, Лучано принял решение стать певцом и начал совершенствовать вокальную технику под руководством профессионального бельканто Арриго Пола, жившего в Модене. Затем занимался вокалом в Мантуе у известного педагога Этторе Кампогальяни.

Творческая карьера Паваротти началась с победы на Международном конкурсе вокалистов в городе Реджо-Эмилия в 1961 году. В том же году состоялся его дебют с партией Родольфо в опере "Богема" Джакомо Пуччини (Театр Реджо-Эмилии). Эта роль определила успешную карьеру молодого певца, открыв для него двери ведущих театров мира.

В 1966 году состоялся дебют Паваротти в миланском театре "Ла Скала" (партия Тибальда в "Капулетти и Монтекки" Винченцо Беллини).

Партия Тонио в "Дочери полка" Гаэтано Доницетти, исполненная сначала в лондонском театре "Ковент-Гарден" в 1966 году, а затем, в 1972 году, на сцене нью-йоркской "Метрополитен-опера", принесла Паваротти международную известность и титул "Короля верхнего до". Он стал первым тенором в истории оперы, который спел все девять высоких до в арии Quel destin.

На кладбище Монтале Рангоне (Montale Rangone) под Моденой, в семейном склепе.

Лучано Паваротти был дважды женат. Первую свою жену Адуа Верони (Adua Veroni) он встретил, еще будучи подростком. Они были помолвлены семь лет и поженились в 1961 году. В браке родились три дочери — Лоренца, Кристина и Джулиана.

Второй женой певца в 2003 году стала Николетта Мантовани (Nicoletta Mantovani), которая работала его секретарем. Она была младше Паваротти на 34 года. В этом браке родилась дочь Аличе.

В 2015 году в Италии открылись два музея Паваротти. Один из них расположен в Модене, в доме, построенным "Большим Лучано" за несколько лет до кончины. Посетителям доступны 12 залов, расположенных на четырех этажах. В Милане на четвертом этаже знаменитой Галереи Витторио Эмануэле II был открыт "Ресторан-музей", посвященный Паваротти.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ВСЕ ФОТО

Великий тенор Лучано Паваротти скончался на 72 году жизни в своем доме в Модене, передает РИА "Новости" со ссылкой на менеджера исполнителя. "Лучано Паваротти умер час назад", - такую смс представитель артиста Терри Робсон отправила агентствам. Позднее менеджер уточнила, что смерть певца наступила в 5:00 по местному времени (в 7:00 по московскому).

"Лучано Паваротти до последнего боролся с раком поджелудочной железы, он всегда был сильным и положительным человеком", - говорится в официальном заявлении.

Еще в среду утром Паваротти лично прокомментировал факт присвоения ему специальной государственной премии за заслуги в области искусства. "Я признателен министру культуры Италии Франческо Рутелли за то, что именно мне присуждена эта высшая награда, - сказал Паваротти. - У меня есть блестящая возможность передать свои знания талантливым ученикам. Я всегда был уверен, что в энтузиазме и преданности, которыми мы делимся с молодым поколением, заключается наша сила".

Церемония прощания с великим итальянским тенором пройдет в субботу в центральном соборе его родного города Модена, сообщил мэр Модены Джорджо Пиги. Похороны Паваротти состоятся на кладбище Модены.

Отметим, ранее сообщалось, что состояние здоровья оперного певца резко ухудшилось . Согласно сообщению итальянского телевидения, сославшегося на неназванные источники, Паваротти находился без сознания, у него отказали почки. Отмечалось, что состояние певца "очень серьезное".

У постели 71-летнего больного дежурили специалисты онкологи из местной клиники, где Паваротти находился с 8 по 25 августа 2007 года с подозрением на воспаление легких. Год назад тенор был прооперирован в США по поводу опухоли поджелудочной железы.

В завещании Лучано Паваротти попросил вспоминать его как "оперного певца", передает ИТАР-ТАСС. "Я надеюсь, что меня будут помнить как оперного певца, а точнее, как представителя мира искусства, который смог самовыразиться в своей стране, - отмечается в документе. - Надеюсь, что любовь к опере навсегда останется центральной линией моего творчества".

По словам Паваротти, "к счастью, жизнь настолько разнообразна, что здесь можно ждать чего угодно". "Я, как и мои многочисленные предшественники, в том числе великий Карузо, люблю разнообразие звучания, - говорится в завещании. - Музыка позволяет выражать эмоции и переживания более красочно. Для тенора в каждом исполнении, "языке" музыки, сосредоточена вся гамма эмоций".

Напомним, в августе Паваротти был доставлен в Моденскую больницу с высокой температурой. Официально причиной госпитализации называлась простуда. Отметим, до госпитализации певец отдыхал на вилле в пригороде Модены вместе с женой и маленькой дочерью. Ранее в СМИ со ссылкой на дочь Паваротти появилась информация о том, что состояние здоровья маэстро вызывает серьезные опасения .

В статье, сопровождаемой фотографиями Паваротти на его вилле в Модене, сообщается, что после операции в Нью-Йорке по удалению опухоли поджелудочной железы певец похудел на 30 килограммов и передвигался только в инвалидной коляске.

Однако на следующий день Джулиана заявила, что ее слова в интервью были вырваны из контекста и поняты неправильно. Она сообщила, что Паваротти, наоборот, идет на поправку. В свою очередь, менеджер певца, Терри Робсон заявила из Лондона, что сомневается в достоверности статьи, отметив, что в данный момент Паваротти работает над новым альбомом и обучает студентов. Сам 71-летний певец рассмеялся, когда услышал сообщения о скорой кончине.

Биография великого тенора

Лучано Паваротти был одним из самых популярных у публики и безусловно признаваемых критикой оперных теноров в эпоху после Карузо. Среди достоинств пения Паваротти – превосходная высокая постановка голоса, совершенное вокальное мастерство и легкость звукоизвлечения. Сочетание подобных качеств с необыкновенной харизмой сделали певца одной из суперзвезд оперной сцены 20 столетия.

Паваротти родился 12 октября 1935 в Модене. После окончания моденской школы он начал заниматься вокалом в Мантуе у Кампогальяни. Дебютировал в 1961 в партии Родольфо в Богеме Пуччини. Через пять лет был уже подготовлен к дебюту в миланском театре "Ла Скала" (партия Тибальда в Капулетти и Монтекки Беллини).

Но только партия Тонио в Дочери полка Доницетти (спетая сначала в театре "Ковент-Гарден" в 1966, а потом, в 1972, на сцене нью-йоркской "Метрополитен-опера") принесла Паваротти международную известность и титул "Короля верхнего до" (до второй октавы). Он стал первым тенором в истории оперы, который спел все девять высоких до в арии Quel destin.

Хотя основная специальность Паваротти – лирические белькантовые партии (Эльвино в Сомнамбуле Беллини, Артуро в его же Пуританах, Эдгардо в Лючии ди Ламмермур Доницетти, Альфред в Травиате Верди, Герцог Мантуанский в его же Риголетто), со временем певец стал обращаться и к более драматическим ролям, таким, как Риккардо в Бале-маскараде Верди, Каварадосси в Тоске Пуччини, Манрико в Трубадуре Верди, Радамес в его же Аиде.

Успех Паваротти у публики набирал силу в течение 1970–1980-х годов, поддерживаемый частыми выступлениями певца по телевидению и его стремлением, давая сольные вечера и выступая в смешанных концертах, донести оперное искусство до людей, которые редко посещают оперный театр или никогда не переступали его порога. В 1990-е годы певец собирал сотни тысяч слушателей на свои концерты на стадионах и в парках.

В 2002 году Паваротти почти исчез с оперной сцены после того, как из-за болезни отменил свое прощальное выступление в Metropolitan. С тех пор мастер исполнял оперные партии лишь 5 раз - четырежды в январе 2002 года в Лондоне и в июне 2003 года в Берлине.

В 2004 году великий тенор принял окончательное решение уйти со сцены, выступив на прощание в 40 городах мира, причем программа всех концертов состояла исключительно из произведений итальянских композиторов. Причиной, побудившей Паваротти завершить карьеру, стал не столько возраст, сколько лишний вес, мешающий ему петь и передвигаться.

Выступление Лучано Паваротти в Metropolitan Opera в 2004 году должно было стать последним выходом легендарного тенора на сцену знаменитого нью-йоркского концертного зала. В интервью перед спектаклем тенор заявил, что это будет "последнее выступление на сцене" не только в Metropolitan, где он спел уже в 379-й раз, но "и везде". "Думаю, время пришло", - отметил тогда мэтр.

В июле 2006 года Паваротти планировал возобновить свои мировые гастроли прощания со сценой. Перед отъездом из Нью-Йорка великий тенор прошел медицинское обследование, в ходе которого врачи обнаружили у него рак. Паваротти должен был посетить Финляндию, Норвегию, Австрию, Швейцарию и Португалию. Однако все запланированные на 2006 год концерты были отменены.

Деятели музыки скорбят в связи с кончиной Лучано Паваротти

Тамара Синявская и Муслим Магомаев до последнего надеялись, что Паваротти победит болезнь

Известные певцы, народные артисты СССР Тамара Синявская и Муслим Магомаев шокированы известием о смерти Лучано Паваротти. "Мы знали, что он нездоров и не слишком молод, но, учитывая его сильный характер, надеялись, что Лучано все-таки победит болезнь. Поэтому сегодняшняя новость прозвучала ужасающей неожиданностью", - заявила Синявская.

Однажды ей посчастливилось спеть вместе с Лучано Паваротти. "Это было больше 40 лет назад", - поделилась воспоминаниями певица. Она была совсем юной, когда в 1964 году поступила в Большой театр. Тогда существовала практика обмена: начинающие певцы из Большого театра ездили на стажировку в Италию, а молодые итальянцы из Ла-Скала с ответным визитом приезжали в Москву, и устраивались совместные концерты. Участницей такого советско-итальянского выступления и стала однажды Тамара Синявская.

"Встреча проходила на телевидении. Я - от Большого театра, а Лучано Паваротти и Маргарети Гульельми - от Ла-Скала, - рассказала Тамара Ильинична. - Мы вместе исполнили "Соле мио", правда, это трио получилось весьма своеобразным, потому что я пела по-русски, а они - на итальянском. Лучано выглядел таким пухленьким, но не толстым. И голос у него был необыкновенно нежным, потом он значительно окреп". Это воспоминание, по словам Синявской, она сохранила на всю жизнь. И хотя больше ей не привелось петь вместе с Паваротти, она всегда с удовольствием слушала великого тенора.

"Неизгладимое впечатление произвел на нас концерт великолепного трио: Паваротти, Доминго, Каррераса, на котором мы побывали во время гастролей в Америке", - отметил Муслим Магомаев. Как и его супруга, он тоже высоко ценил талант выдающегося артиста и высокого профессионала. "Я почувствовал, как кусок драгоценного металла откололся от огромной глыбы нашей жизни", - сказал Магомаев.

Зураб Соткилава назвал смерть Паваротти страшной утратой для всего человечества

Смерть Лучано Паваротти - "страшная утрата не только для оперного мира, но и для всего человечества", заявил народный артист СССР, солист Большого театра Зураб Соткилава. "Он нес в каждую душу частичку великой музыки; очень горько, что Лучано больше нет с нами", - заметил певец.

По словам Соткилавы, он был хорошо знаком с Паваротти. "Мы вместе пели, вместе шутили, вместе ели спагетти, - рассказал артист. - Я несколько раз бывал у него дома и мы обязательно встречались, когда он приезжал с гастролями в Россию".

"Он был очень обаятельным, открытым, добродушным и, главное, всегда старался помочь людям, - считает Соткилава. - С ним было очень легко разговаривать, совершенно не чувствовалось, что общаешься с поистине величайшим артистом. Лучано обожал розыгрыши, был настоящим жизнелюбом, поэтому так страшно, что тяжелая болезнь его все-таки победила".

В последний раз Паваротти пел в Москве 21 декабря 2003 года. Тогда он уже серьезно болел и был не в лучшей форме. Однако принимали его восторженно. "Прекрасно помню этот концерт, - сказал Соткилава. - Я пришел к нему за кулисы и он сказал: "Господи, какая же потрясающая в России публика! Они же все чувствуют, прекрасно понимают, что мое выступление не очень удачно, а при этом так хорошо меня встречают. На родине в Италии меня бы освистали. Все-таки доброта русской души уникальна".

Елена Образцова: Паваротти был "высшей планкой мирового оперного искусства" 20-го века

Великий тенор Лучано Паваротти был "высшей планкой мирового оперного искусства всего двадцатого века", заявила сегодня народная артистка СССР Елена Образцова. Она узнала о смерти коллеги и друга в Салехарде, где открывала Школу искусств.

"Мы дружили с ним 40 лет, - рассказала Образцова журналистам. - Это был человек гениальный во всех смыслах". Все выступления с Паваротти на сцене миланского театра Ла Скала, по словам Елены Образцовой, были "самыми значительными" в ее жизни. Певица уверена, что сейчас великий тенор "нас видит и слышит, и понимает как мы к нему относимся".

Хосе Каррерас потрясен известием о кончине Лучано Паваротти

Известный испанский тенор Хосе Каррерас был потрясен известием о кончине своего итальянского коллеги Лучано Паваротти. "Я очень опечален этой трагичной новостью, - сказал он. - Я считал его одним из великих теноров современности". По его словам, Паваротти всегда "был чутким, веселым и дружелюбным человеком".

Великое "трио" теноров современности - Лучано Паваротти, Хосе Каррерас и Пласидо Доминго - утратило свою былую мощь. "Мы должны помнить его не только как великого оперного певца, а как человека, обладающего необычайной харизмой", - сказал Каррерас. "Он был лучшим другом для своих многочисленных друзей", - подчеркнул он.

Скончался великий итальянский певец Лучано Паваротти

На 72 году жизни скончался великий итальянский тенор Лучано Паваротти. Весь прошлый год он тяжело болел. 25 августа Паваротти был выписан из больницы города Модены, куда он попал двумя неделями ранее с подозрением на воспаление легких. Когда состояние "золотого тенора" стабилизировалось, он был отпущен домой, где, по данным агентства, находился под наблюдением врачей-онкологов.

Более 40 лет Лучано Паваротти был солистом знаменитого театра Ла Скала, а также выступал на лучших оперных сценах мира.

Паваротти родился 12 октября 1935 года в Модене (Италия). После окончания школы в Модене начал заниматься вокалом в Мантуе. Дебютировал в 1961 в партии Родольфо в Богеме Пуччини.

Профессиональный дебют Паваротти состоялся в 1961 году - партия Родольфо в "Богеме". Эта роль определила успешную карьеру молодого певца, открыв для него двери Ковент-Гардена, Ла Скала и Метрополитен-Оперы.

В 1964 году дебютировал в США ("Лючия ди Ламермур"). Среди выдающихся достижений Паваротти: Эрнани, Герцог, Манрико, Калаф. В 1992 он открыл сезон в "Ла Скала" "Дон Карлосом" и впервые исполнил партию Отелло.

Через пять лет был уже подготовлен к дебюту в миланском театре "Ла Скала" (партия Тибальда в Капулетти и Монтекки Беллини). Но только партия Тонио в "Дочери полка Доницетти" (спетая сначала в театре "Ковент-Гарден" в 1966 году, а потом, в 1972 году, на сцене нью-йоркской "Метрополитен-опера") принесла Паваротти международную известность и титул "Короля верхнего до" (ноты до второй октавы - он стал первым тенором в истории оперы, который спел все девять высоких до в арии "Quel destin").

Хотя основная специальность Паваротти - лирические белькантовые партии (Эльвино в "Сомнамбуле" Беллини, Артуро в его же "Пуританах", Эдгардо в "Лючии ди Ламмермур Доницетти", Альфред в "Травиате" Верди, Герцог Мантуанский в его же "Риголетто"), со временем певец стал обращаться и к более драматическим ролям, таким, как Риккардо в "Бале-маскараде" Верди, Каварадосси в "Тоске" Пуччини, Манрико в "Трубадуре" Верди, Радамес в его же "Аиде".

Успех Паваротти у публики достиг апогея в 1970–1980-х. В 2002 году Паваротти почти исчез с оперной сцены после того, как по болезни отменил свое прощальное выступление в Metropolitan. С тех пор мастер исполнял оперные партии лишь пять раз - четыре в январе 2002 года в Лондоне и в июне 2003 года в Берлине.

Новая жизнь началась в 68

В 68 лет Паваротти женился во второй раз на своей бывшей помощнице Николетте Мантовани. Брак певца с его бизнес-менеджером Адуой Верони, который длился 35 лет, распался после того, как Паваротти встретил Николетту.

Паваротти и Мантовани полюбили друг друга после того, как Николетта с 1994 года стала работать у знаменитого певца будучи еще студенткой.

Об их отношениях стало известно двумя годами позже, когда их засняли целующимися во время отпуска.

В январе у Паваротти и Мантовани родились близнецы, но выжил лишь один ребенок - девочка. От первого брака у Паваротти уже есть трое взрослых детей, а в апреле 2002 года он стал дедом.

В 2004 году великий тенор принял окончательное решение уйти со сцены, выступив на прощание в 40 городах мира, причем программа всех концертов состояла исключительно из произведений итальянских композиторов. Причиной, побудившей Паваротти завершить карьеру, стал не столько возраст, сколько лишний вес, мешающий ему петь и передвигаться.

Прощание

Выступление Лучано Паваротти в Metropolitan Opera в 2004 году должно было стать последним выходом легендарного тенора на сцену знаменитого нью-йоркского концертного зала. В интервью перед спектаклем тенор заявил, что это будет "последнее выступление на сцене" не только в Metropolitan, где он спел уже в 379-й раз, но "и везде".

В июле 2006 года Паваротти планировал возобновить свои мировые гастроли прощания со сценой. Перед отъездом из Нью-Йорка великий тенор прошел медицинское обследование, в ходе которого врачи обнаружили у него рак. Паваротти должен был посетить Финляндию, Норвегию, Австрию, Швейцарию и Португалию. Однако все запланированные на 2006 год концерты были отменены.

Много, очень много людей во всем мире не смогли удержать слез, хотя все знали, что великий тенор тяжело болен. Он стойко боролся с раком поджелудочной железы. Много, слишком много значила эта фигура для поклонников оперы, любителей музыки, жителей его родного города Модена и для всех, всех, всех…

Теперь ясно: это был один из великих певцов и самый красивый голос двадцатого века. Бурная, насыщенная успехами жизнь, потрясающая карьера (Паваротти пропел почти сорок лет), несколько омраченная в последние годы рискованными “вылазками” в сферу легкой музыки, и вызывающая неоднозначное отношение личная жизнь…

Лучано Паваротти родился 12 октября 1935 года в городе Модена, одном из важных центров области Эмилия. Сын булочника, обладавшего неплохим тенором и певшего в церковном хоре, Лучано с детства был заражен страстью к музыке. Его судьбу можно было считать предопределенной, хотя он рос нормальным мальчишкой: помимо пения, его увлечением был футбол. Но в отличие от папы Фернандо, судьба одарила Лучано самым красивым, самым серебристым, самым горячим и самым харизматическим голосом, который только можно себе представить.

Паваротти не учился в консерватории: факт, который критики ставили ему в упрек в течение всей карьеры. Он занимался с тенором Арриго Пола, который научил его технике, которая может быть признана единственной и позволила ему сохранить красоту тембра и верхние ноты на протяжении многих десятилетий, а потом – с Этторе Кампогалльяни, который “отгранил” его чудесный голос, посвятил в секреты фразировки и интерпретации. Дебют Лучано состоялся 20 апреля 1961 года в театре Реджо-Эмилия, в роли Рудольфа в Богеме – она станет одной из его любимых и “знаковых” ролей.

Молодой тенор имел успех: последовали приглашения на прослушивания в Лондоне, Амстердаме, Вене, Цюрихе. Через четыре года Паваротти дебютировал в Америке, в Лючии ди Ламмермур . Его партнершей была легендарная Джоан Сазерленд . Но время “феномена Паваротти” пришло 17 февраля 1972 года, когда на сцене Метрополитен Опера в Нью-Йорке он выступил в роли Тонио в Дочери полка и так отважно, блестяще и без малейшего напряжения “отгвоздил” девять сверхвысоких “до” в знаменитой арии, что зал взорвался нескончаемыми овациями. Семнадцать вызовов “освятили” самую потрясающую карьеру двадцатого столетия.

С этого момента жизнь Паваротти проходила в самых престижных театрах мира, в окружении самых известных дирижеров и самых прославленных коллег. Он пел под руководством Аббадо, Бернстайна, Караяна, Ливайна, Меты, Маазеля, Мути, а его партнерами по сцене были Мирелла Френи (кстати, также уроженка Модены и даже его молочная сестра), Монсеррат Кабалье, Рената Скотто, Джоан Сазерленд, Леонтин Прайс, Ширли Верретт, Фьоренца Коссотто, Пьеро Каппуччилли, Шерил Милнс. С двумя другими знаменитыми тенорами, Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом, его связывала личная и творческая дружба. Его голос звучал на всех континентах, не только в стенах театров, но и на стадионах и грандиозных открытых площадках типа Гайд-Парка в Лондоне или Сентрал-Парка в Нью-Йорке. Не сосчитать присужденных ему премий “Грэмми” и золотых и платиновых дисков.

Увы, не всё мед в истории жизни этого уникального певца. В молодости Паваротти был физически привлекателен: в истории музыки останется огромных размеров толстяк, утирающий платком непрерывно струящийся пот. Не только любовь к лакомствам его родной земли, вину ламбруско, тортеллини и дзампоне привела его к значительной полноте, но и лукулловские ужины, следовавшие за спектаклями, страсть к сладостям и булимия невротического характерa. Уже в семидесятые годы вес Паваротти достиг 150 килограммов. Нельзя сказать, что его физический облик вызывал энтузиазм у него самого: он не терпел появлений на экране в полный рост, предпочитал крупные планы.

Вокруг него существовало подобие двора, как у короля: достаточно вспомнить некоего Томаса, в прошлом немецкого сержанта, который отвечал за ритуал выхода Маэстро на сцену (“расстояние от кулис восемь метров и ни на один больше”), за необходимые ему табуретки, за минеральную воду, за буфет с тартинками с лососиной, сыром, ветчиной и обилием фруктов… И потом женщины, много женщин. Паваротти любил окружать себя женщинами: в подобные моменты он напоминал султана. Существует фильм Yes Giorgio! (провалившийся в прокате), где Паваротти появляется в качестве этакой карикатуры на итальянского тенора, в голове у которого только еда и женщины.

К числу его недостатков относился и недостаток памяти: как следствие, он не стремился к изучению новых ролей. “Big Luciano” (“Большой Лучано”) до безумия любил три из них: Неморино в Любовном напитке , Ричарда в Бале-маскараде и Рудольфа в Богеме . Его интерпретации этих партий вряд ли кому-нибудь удастся превзойти. Остаются незабываемыми исполнение ролей в операх Беллини и Доницетти, в таких операх Верди, как Ломбардцы , Эрнани , Риголетто , Трубадур , Травиата . В лучшие годы его карьеры, которые обессмертила завукозаписывающая фирма Decca, искуccтво Тенориссимо завоевало сердца знатоков и любителей оперы не только благодаря волшебной красоте голоса, но удивительным контролем над вокальным аппаратом, чистоте интонации, отчетливости дикции и тонкости фразировки.

Однако по части музыкальности и особенно актерского таланта Паваротти уступал Пласидо Доминго – сначала сопернику, потом другу. С его внешностью было трудно перевоплощаться. В ролях Неморино и Герцога Мантуанского, Рудольфа и Каварадосси, Манрико и Калафа он прежде всего был самим собой: обаятельным, улыбчивым, бесспорно добрым и заражающим оптимизмом. Признанный знаток голосов Эльвио Джудичи сказал о нем: “В конце концов, Big Luciano всегда интерпретировал самого себя”.

К началу 1990-х годов относится творческий альянс Лучано Паваротти с двумя другими знаменитыми тенорами – Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом . Впервые они выступили вместе в Италии, в концерте, посвященному чемпионату мира по футболу. Арии и песни в их исполнении до сих вызывают ностальгические вздохи. Благодаря им оперные арии, до тех пор известные только меломанам, стали всемирными хитами, подобно арии Калафа Nessun dorma из пуччиниевской Турандот , известную более под названием Vinceró – заключительное слово арии, в которой Тенориссимо блистал неповторимой красотой и звонкостью верхнего си. Поразительная вещь: коммерческий успех компакт-дисков и видеозаписей концертов Трех Теноров превзошли превзошел успех Элвиса Пресли и группы Роллинг Стоунз!

К тому же времени относится начало выступлений в больших концертах на открытых площадках, которые принесли Паваротти еще больше славы, чем исполнение оперных партий. В Гайд-Парке он собрал 150 тысяч зрителей, и даже непрекращающийся дождь не помешал его грандиозному успеху. В 1993 году пятьсот тысяч людей собралось на концерт Паваротти в Сентрал-Парке, и миллион следил за выступлением тенора по телевидению. А в сентябре того же года под сень Эйфелевой башни собралось триста тысяч, и все ради Big Luciano!

С 1992 по 2003 год в родной Модене великий тенор организовывал благотворительное шоу Pavarotti&Friends (Паваротти и Друзья ), собирая знаменитых рок- и поп-звезд и выступая в дуэтах с ними. У специалистов эта новая сфера его деятельности вызывала чувство смущения. Pavarotti&Friends способствовали еще большей популярности певца (их регулярно транслировала итальянская телекомпания RAI), не говоря уже о количестве людей, которым помогли собранные средства, но распевание песенок в компании со Стингом, Дзуккеро, Лучо Далла, Андреа Бочелли и т.д., и т.п. привело к тому, что оперная ария стала звучать у Паваротти как какой-нибудь попсовый хит, и наоборот…

Долое время находилась в центре внимания газетчиков личная жизнь Маэстро. Его брак с Адуа Верони, от которого родились три дочери, Кристина, Джулиана и Лоренца, продлился тридцать пять лет. В фантастическом успехе Паваротти синьоре Адуа принадлежала огромная роль. Слухи о кризисе в отношениях между супругами Паваротти начали циркулировать в 1993 году, а три года спустя газеты поместили фото тенора в компании с его молодой (на тридцать пять лет моложе) секретаршей Николеттой Мантовани. В марте 1996 же года супружеская пара Паваротти подала заявление о разводе по взаимному согласию. Но это было только началом битвы в суде, которая устроила певцу жена, требовавшия половину его состояния. Общественное мнение всегда было на ее стороне. Развод последовал 4 июля 2000 года, и эта история, принесшая ее участникам немало страданий и непреходящее ощущение горечи, оказалась неотделимой от другой печальной истории: уклонения от уплаты налогов. В конце концов, Big Luciano помирился с налоговыми органами и уплатил: называют цифру в 25 миллиардов лир (около 13 миллионов евро).

От союза Тенориссимо с Николеттой 13 января 2003 года родились близнецы Риккардо и Аличе, к сожалению, мальчик умер. А 13 декабря того же года Паваротти, наконец, смог официально соединиться с обожаемой Николеттой: среди гостей были Лучо Далла и Хосе Каррерас. В последние годы бывшая секретарша всегда была рядом с ним: знающие люди говорили, что у этого ангела Маэстро голова менеджера. Мнение, что в пении дуэтом с рок- и поп-звездами и, как следствие этого, в падении репутации Паваротти, есть доля ее вины, никогда не было опровергнуто.

Официально карьера Лучано Паваротти завершилась 11 мая 2002 года когда ему пришлось отказаться от участия в Тоске на сцене Метрополитен Опера. Но предупредительные “звонки” начались девятью годами раньше: на закате карьеры Маэстро стал петь “удручающе однообразно”, забывал слова, а позднее перестал обращать внимание на оркестр и партнеров, отменял мероприятия, в которых дал согласие участвовать и тут же “засвечивался” на других…

Сразу после смерти великого тенора, последовавшей в пять часов утра шестого августа 2007 года, газеты начали кричать о “кризисе между Паваротти и Мантовани” и о “детективе, связанном с наследством”. Лидия Ла Марка, супруга Леоне Маджера, многолетнего концертмейстера Паваротти и первого мужа Миреллы Френи, дала интервью газете La Stampa, в котором цитировала высказывания певца в последние недели жизни: “Николетта мучает меня, засталяет меня жить в одиночестве, не пускает ко мне друзей, плохо говорит о моих дочерях, окружает меня людьми, которые мне не нравятся. Она постоянно думает о деньгах, приносит мне на подпись бумаги…”. И подлинный крик души: “Или я застрелюсь, или разведусь с ней”. Мирелла Френи утверждала, что в последний период жизни Паваротти сблизился с первой женой: ”Он часто звонил ей. Лучано просил меня помочь ему увидеться с ней, организовать встречу… Они виделись три раза, в доме в Саличета Панара, где прожили вместе много лет”.

Что касается наследства, то состояние Паваротти достигло 200 миллионов долларов, не считая комплекса Европа 92 (ресторан, манеж, ферма, квартиры), имения Вилла Джулия на побережье Адриатики, в Пезаро, квартиры в Нью-Йорке с окнами на Сентрал Парк, квартиры в Монте-Карло. Певец составил завещание 13 июня 2007 года: согласно итальянским законам, 50% было предназначено четырем дочерям (в равных частях), 25% - жене и оставшимися 25% завещатель мог располагать, как ему вздумается. Поначалу говорили, что эти оставшиеся 25% Паваротти предназначил все той же Николетте, кроме того, что он оставил по пятьсот тысяч евро двум своим верным сотрудникам. Имена последних не назывались, но, скорее всего, речь шла о его ассистенте Тино и о секретарше Веронике.

В последние недели жизни Паваротти поместил на своем сайте в Интернете просьбу вспоминать его как “Оперного тенора” (именно так в оригинале, с большой буквы, “un tenore d’Opera”). Как будто предвидел, что его популярность в качестве партнера поп-звезд может позволить СМИ вспоминать его как “rockettaro”… Мы же помним его таким, каким он был: подлинно выдающейся личностью, наделенной огромной харизмой и способностью общения с публикой, не чуждого человеческим слабостям, человеком, наделавшим много ошибок, но наделенным добрейшим сердцем и подарившим миллионам людей счастье открытия музыки и наслаждения ею.

Странные совпадения: Паваротти умер в год, когда исполнилось 50 лет со дня смерти Беньямино Джильи , и 25 - со дня смерти Марио Дель Монако . Бальзак говорил: “Случай – это Бог”.




Top