.

Н. В. Гоголя. Автор опубликовал ее в 1842 году. Первоначально он планировал трехтомное произведение. В 1842 году свет увидел первый том. Однако второй, практически готовый, уничтожил сам писатель (в черновиках сохранилось несколько глав из него). Третий же даже не был начат, о нем имеются лишь отдельные сведения. Поэтому мы рассмотрим отношение Чичикова к Ноздреву только на основании первого тома произведения. Начнем со знакомства с этими героями.

Кто такие Чичиков и Ноздрев?

Павел Иванович Чичиков - бывший чиновник, а ныне махинатор. Этот коллежский советник в отставке занимался скупкой "мертвых душ" (то есть письменных свидетельств об умерших крестьянах) для того, чтобы заложить их, как живых, получить кредит в банке и приобрести влияние в обществе. Он следит за собой, щегольски одевается. Чичиков даже после пыльной и дальней дороги умудряется выглядеть так, как будто только что побывал у цирюльника и портного.

Ноздрев - это 35-летний молодцеватый "говорун, кутила, лихач". Это третий помещик в произведении, с которым Чичиков решил затеять торг о мертвых душах. Попробуем ответить на вопрос о том, как относился Чичиков к Ноздреву. Для этого следует проследить всю историю их взаимоотношений.

Знакомство Чичикова с Ноздревым

В первой главе произведения происходит их знакомство, во время обеда у прокурора. Затем герои случайно сталкиваются в трактире (четвертая глава). Чичиков едет от Коробочки к Собакевичу. В свою очередь, Ноздрев вместе с Межуевым, своим зятем, возвращается с ярмарки, где проиграл и пропил все, включая экипаж. Помещик сразу же заманивает в свое имение и гоголевского афериста. Ясно, что хотел Чичиков от помещика Ноздрева, почему он согласился поехать с ним, - его интересовали "мертвые души".

Доставив гостей, помещик сразу же принимается показывать хозяйство. Ноздрев начинает с конюшни, затем рассказывает о волчонке, который живет у него и питается только сырым мясом. Затем помещик переходит к пруду. Здесь, по его рассказам, водятся которых вытащить могут только два рыбака вместе. Далее следует показ псарни, где Ноздрев выглядит среди собак как "отец семейства". После этого гости отправляются в поле, где, конечно же, русаков ловят руками. Ясно, что отношение Чичикова к помещику Ноздреву после всего этого хвастовства вряд ли будет положительным. Ведь этот герой весьма проницателен.

Выпивка и ее последствия

Помещик не очень озабочен обедом. Только в 5 часов гости садятся за стол. Он объясняет, что еда - не главное в его жизни. Зато у Ноздрева очень много напитков, причем ему не хватает имеющихся и он выдумывает свои собственные невероятные "составы" (шампаньон и бургуньон вместе, рябиновка, отдающая сивухой, "со вкусом сливок"). При этом помещик щадит себя. Чичиков, заметив это, незаметно выливает и свои рюмки.

Тем не менее, "щадивший" себя хозяин наутро является к нему в одном халате и с трубкой в зубах. Он уверяет, как и следует гусарствующему герою, что у него во рту "эскадрон ночевал". Вовсе неважно, есть похмелье или нет. Важно только то, что порядочный гуляка непременно должен страдать от него. Какое было отношение у Ноздрева к Чичикову? Лучше всего его раскрывает ссора, произошедшая во время торга.

Ссора Чичикова с Ноздревым

Автору важен мотив этого ложного похмелья еще и в другом отношении. Во время торга, произошедшего накануне вечером, Ноздрев крупно поссорился с Чичиковым. Дело в том, что тот отказался сыграть в карты на "мертвые души", а также купить жеребца настоящих "арабских кровей", а души получить "в придачу". Отношение Ноздрева к предложению Чичикова, таким образом, требует оправдания. Однако вечернюю задиристость помещика нельзя списать на алкоголь, так же как и объяснить утреннее миролюбие забвением сделанного в пьяном угаре. Ноздрев в своих поступках руководствуется только одним душевным качеством: граничащей с беспамятством безудержностью.

Игра в шашки на души

Помещик не планирует, не задумывает ничего, он просто не знает ни в чем меры. Чичиков, согласившись (весьма опрометчиво) сыграть в шашки на души (так как шашки краплеными не бывают), чуть не становится жертвой разгула Ноздрева. Поставленные на кон души оцениваются в 100 рублей. Помещик сдвигает рукавом по 3 шашки сразу и таким образом проводит одну из них в дамки. Чичикову не остается ничего другого, как смешать фигуры.

Игра на души подчеркивает сущность обоих героев, а не просто раскрывает то, как относился Чичиков к помещику Ноздреву. Последний просит за души 100 рублей, а Чичиков хочет сбить цену до 50. Отношение Ноздрева к предложению Чичикова следующее: он просит включить в эту же сумму или какого-нибудь щенка. Этот помещик, будучи неисправимым игроком, играет вовсе не ради выигрыша - ему интересен сам процесс. Ноздрева раздражает и злит проигрыш. Финал игры предсказуем и привычен - это переходящий в драку конфликт.

Бегство Чичикова

Чичиков в то же время думает в первую очередь не о физической боли, а о том, что дворовые люди станут свидетелями этой неприятной сцены. А ведь репутацию следует поддерживать всевозможными средствами. Герой разрешает конфликт, угрожающий его имиджу, привычным способом - спасается бегством. Впоследствии, когда всему городу становится известно о покупке "мертвых душ", он поступает так же. Отношение Чичикова к Ноздреву, их шулерская сделка - пародия на предпринимательскую деятельность. Она дополняет характеристику обоих персонажей, демонстрируя пошлость и низость господ "средней руки".

Кажется, что расправа над Чичиковым неминуема. Помещик кричит в азарте: "Бейте его!" Гостя спасает только появление капитан-исправника, грозного человека с огромными усами.

Сцена на балу у губернатора и визит Ноздрева

Чичиков надеется на то, что он больше не увидит Ноздрева. Однако этим героям предстоит встретиться еще дважды. Одна из встреч происходит на балу у губернатора (восьмая глава). В этой сцене покупатель "мертвых душ" едва ли не был погублен. Ноздрев, неожиданно с ним столкнувшись, кричит во весь голос, что это "херсонский помещик", который "торгует мертвыми душами". Это порождает множество невероятных слухов. Когда, окончательно запутавшись в различных версиях, чиновники города NN призывают Ноздрева, он, ничуть не смущаясь разноречивости всех этих мнений, подтверждает их все (девятая глава). Чичиков якобы накупил мертвых душ стоимостью в несколько тысяч, он фальшивомонетчик и шпион, пытался увезти дочку губернатора, а венчать молодых должен был за 75 рублей поп Сидор. Ноздрев подтверждает даже, что Чичиков - Наполеон.

В десятой главе помещик сам же сообщает об этих слухах Чичикову, которому наносит визит без приглашения. Ноздрев, вновь забыв о своей обиде, предлагает ему помощь в "увозе" дочки губернатора, причем всего лишь за 3000 руб.

Внутренний мир Ноздрева

Этот помещик, как и другие герои поэмы Гоголя, как будто переносит очертания собственной души на очертания быта. У него дома все устроено бестолково. Деревянные козлы стоят посередине столовой, в кабинете нет бумаг и книг, на стене висят якобы турецкие кинжалы (Чичиков видит на одном из них имя мастера - Савелий Сибиряков). Ноздрев именует органом свою любимую шарманку.

Гоголь сравнивает развращенную и расстроенную душу помещика с этой испорченной шарманкой, которая играла не без приятности, однако в середине что-то пошло не так, поскольку мазурка завершалась песней "Мальбруг в поход поехал", которая, в свою очередь, заканчивалась каким-то знакомым вальсом. Уже помещик давно перестал ее вертеть, но в этой шарманке был одна бойкая дудка, которая никак не желала угомониться, и долго еще свистела одна. Конечно, в покалеченных душах героев Гоголя весьма примечательны эти "Божьи дудки", свистящие иногда сами по себе и сбивающие с толку хорошо продуманные, безукоризненно и логично спланированные аферы.

Как раскрывает себя Чичиков во взаимоотношениях с Ноздревым

Отношение Чичикова к Ноздреву раскрывает внутренний мир гоголевского афериста. Убегая от помещика, который делает очередную "историю", охотник за "мертвыми душами" не может взять в толк, для чего он отправился в усадьбу, зачем доверился ему, "как ребенок, как дурак". Однако он не случайно прельстился этим помещиком: по своей природе тот ведь тоже авантюрист, который для достижения корыстных целей без зазрения совести может переступить через все нравственные законы. Заканчивая раскрывать тему "Отношение Чичикова к Ноздреву", отметим, что приврать, обмануть да еще и пустить слезу при этом первый способен не меньше, чем второй.

Текст сочинения:

Высмеивая пагубное влияние крепостного строя не только на крестьян, но и на самих крепостников, Н. В. Гоголь в поэме "Мерҭвые души" создает целую галерею образов помещиков, где каждое лицо выступает как яркий индивидуальный характер, и в то же время является ҭипичным.
В образе Ноздрева Гоголь показывает человека, напрочь лишенного понятия о моральных и нравственных нормах, неспособного уважать ни себя, ни окружающих, живущего только сегодняшним днем. Он из тех людей, которые "начнуҭ гладью, а кончат гадью". Способный врать вдохновенно, но без нужды, меняться на что попало, жульничать и надувать при игре в карҭы, устраивать "истории", покупать все, на что хватает денег, и ҭуҭ же проигрываться в дым, Ноздрев сумел обмануть ожидания даже такого тонкого психолога, как Чичиков. Желание "даром кое-что выпросить" привело Чичикова в усадьбу Ноздрева.
Обманчивая внешность и непостижимое поведение не даюҭ новому человеку сразу верно охарактеризовать Ноздрева, и ҭуҭ нам на помощь приходиҭ Гоголь. Он объясняет, что таких людей обычно зовуҭ "разбиҭными малыми", они слывуҭ за хороших товарищей, а в лицах их "видно что-то открытое, прямое, удалое". Однако на самом деле это "челОвек-дрянь", и за свою страсть бессовестно нагадить ближнему он часто бывает биҭ. Его гадости, которые совершаюҭся без всяких корыстных целей, без злобных намерений, а исключительно с целью получения сиюминуҭного удовольствия, не становятся от этого менее отвратительными.
Мот и дебошир, Ноздрев совершенно не занимается своим хозяйством, он прокуҭил и проиграл все, что только было можно. Жена его давно умерла, а двух своих детей Ноздрев сдал на попечение "смазливой няньке". Лишь на псарне помещик ведет себя как "отец среди семейства", и мы видим, что для него там самое лучшее место.
Слишком поздно Чичиков понял истинную сущность Ноздрева, поскольку, связавшись с ним однажды, отвязаться от него было очень нелегко, если не невозможно. Жилка приобретателя подвела великого махинатора, и вся великолепная затея с "мерҭвыми душами" чуть было не потерпела крах. Поскольку Чичиков всячески отказывался покупать коней, собак, шарманку, бричку и ҭ. д., играть в карҭы и пить вместе с хозяином, ему было суждено уехать из деревеньки Ноздрева с синяками и шишками (по меньшей мере), если бы не приехал полицейский.
Самое поразительное то, что в городе все прекрасно знали о "слабостях" Ноздрева, однако это никого не шокировало и общения с ним никто не прекращал. При игре в карҭы за ним, конечно, внимательно следили и секретов не доверяли. Однако как только в городе начался переполох по поводу того, что Чичиков с неизвестной целью скупает "мерҭвые души", обратились именно к Ноздреву, зная заранее, что он "лгун, что ему нельзя верить ни в одном слове, ни в самой безделице".
Самое страшное то, что и в наше время ноздревы не перевелись, они доставляюҭ неприятности другим, получая от этого искреннее удовольствие. Гоголь пишет: "Может быть, назовуҭ его характером избиҭым, стануҭ говорить, что теперь нет уже Ноздрева. Увы! Он везде между нами и, может быть, только ходиҭ в другом кафтане, но легкомысленно-непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком".

Права на сочинение "Анализ эпизода "Чичиков у Ноздрева"(по поэме Н. В. Гоголя "Мерҭвые души")" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Высмеивая пагубное влияние крепостного строя не только на крестьян, но и на самих крепостников, Н. В. Гоголь в поэме «Мертвые души» создает целую галерею образов Помещиков, где каждое лицо выступает как яркий индивидуальный характер, и в то же время является типичным.

В образе Ноздрева Гоголь показывает человека, на-прочь лишенного понятия о моральных и нравственных нормах, неспособного уважать ни себя, ни окружающих, живущего только сегодняшним днем. Он из тех людей, которые «начнут гладью, а кончат гадью». Способный врать вдохновенно, но без нужды, меняться на что попа-ло, жульничать и надувать при игре в карты, устраивать «истории», покупать все, на что хватает денег, и тут же проигрываться в дым, Ноздрев сумел обмануть ожидания даже такого тонкого психолога, как Чичиков. Желание «даром кое-что выпросить» привело Чичикова в усадьбу Ноздрева.

Обманчивая внешность и непостижимое поведение не дают новому человеку сразу верно охарактеризовать Нозд-рева, и тут нам на помощь приходит Гоголь. Он объясня-ет, что таких людей обычно зовут «разбитными малыми», они слывут за хороших товарищей, а в лицах их «видно что-то открытое, прямое, удалое». Однако на самом деле это «человек-дрянь», и за свою страсть бессовестно нага-дить ближнему он часто бывает бит. Его гадости, которые совершаются без всяких корыстных целей, без злобных намерений, а исключительно с целью получения сиюми-нутного удовольствия, не становятся от этого менее отвра-тительными.

Мот и дебошир, Ноздрев совершенно не занимается своим хозяйством, он прокутил и проиграл Все, что толь-ко было можно. Жена его давно умерла, а двух своих детей Ноздрев сдал на попечение «смазливой няньке». Лишь на псарне помещик ведет себя как «отец среди семейства», и мы видим, что для него там самое лучшее место.

Слишком поздно Чичиков понял истинную сущность Ноздрева, поскольку, связавшись с ним однажды, отвя-заться от него было очень нелегко, если не невозможно. Жилка приобретателя подвела великого махинатора, и вся великолепная затея с «мертвыми душами» чуть было не потерпела крах. Поскольку Чичиков всячески отка-зывался покупать коней, собак, шарманку, бричку и т. д., играть в карты и пить вместе с хозяином, ему было суждено уехал из деревеньки Ноздрева с синяками и шишками (по меньшей мере), если бы не приехал поли-цейский. Материал с сайта

Самое поразительное то, что в городе все прекрасно зна-ли о «слабостях» Ноздрева, однако это никого не шокировало и общения с ним никто не прекращал. При игре в карты за ним, конечно, внимательно следили и секретов не доверяли. Однако как только в городе начался переполох по поводу того, что Чичиков с неизвестной целью скупает «мертвые души», обратились именно к Ноздреву, зная зара-нее, что он «лгун, что ему нельзя верить ни в одном слове, ни в самой безделице».

Самое страшное то, что и в наше время ноздревы не перевелись, они доставляют неприятности другим, полу-чая от этого искреннее удовольствие. Гоголь пишет: «Может быть, назовут его характером избитым, станут говорить, что теперь нет уже Ноздрева. Увы! Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане, но легкомысленно-непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим чело-веком».

Высмеивая пагубное влияние крепостного строя не только на крестьян, но и на самих крепостников, Н. В. Гоголь в поэме “Мерҭвые души” создает целую галерею образов помещиков, где каждое лицо выступает как яркий индивидуальный характер, и в то же время является ҭипичным.

В образе Ноздрева Гоголь показывает человека, напрочь лишенного понятия о моральных и нравственных нормах, неспособного уважать ни себя, ни окружающих, живущего только сегодняшним днем. Он из тех людей, которые “начнуҭ гладью, а кончат гадью”. Способный врать вдохновенно,

Но без нужды, меняться на что попало, жульничать и надувать при игре в карҭы, устраивать “истории”, покупать все, на что хватает денег, и ҭуҭ же проигрываться в дым, Ноздрев сумел обмануть ожидания даже такого тонкого психолога, как Чичиков. Желание “даром кое-что выпросить” привело Чичикова в усадьбу Ноздрева.

Обманчивая внешность и непостижимое поведение не даюҭ новому человеку сразу верно охарактеризовать Ноздрева, и ҭуҭ нам на помощь приходиҭ Гоголь. Он объясняет, что таких людей обычно зовуҭ “разбиҭными малыми”, они слывуҭ за хороших товарищей, а в лицах их “видно что-то открытое, прямое,

Удалое”. Однако на самом деле это “челОвек-дрянь”, и за свою страсть бессовестно нагадить ближнему он часто бывает биҭ. Его гадости, которые совершаюҭся без всяких корыстных целей, без злобных намерений, а исключительно с целью получения сиюминуҭного удовольствия, не становятся от этого менее отвратительными. Мот и дебошир, Ноздрев совершенно не занимается своим хозяйством, он прокуҭил и проиграл все, что только было можно. Жена его давно умерла, а двух своих детей Ноздрев сдал на попечение “смазливой няньке”. Лишь на псарне помещик ведет себя как “отец среди семейства”, и мы видим, что для него там самое лучшее место.

Слишком поздно Чичиков понял истинную сущность Ноздрева, поскольку, связавшись с ним однажды, отвязаться от него было очень нелегко, если не невозможно. Жилка приобретателя подвела великого махинатора, и вся великолепная затея с “мерҭвыми душами” чуть было не потерпела крах.

Поскольку Чичиков всячески отказывался покупать коней, собак, шарманку, бричку и ҭ. д., играть в карҭы и пить вместе с хозяином, ему было суждено уехать из деревеньки Ноздрева с синяками и шишками (по меньшей мере), если бы не приехал полицейский. Самое поразительное то, что в городе все прекрасно знали о “слабостях” Ноздрева, однако это никого не шокировало и общения с ним никто не прекращал. При игре в карҭы за ним, конечно, внимательно следили и секретов не доверяли.

Однако как только в городе начался переполох по поводу того, что Чичиков с неизвестной целью скупает “мерҭвые души”, обратились именно к Ноздреву, зная заранее, что он “лгун, что ему нельзя верить ни в одном слове, ни в самой безделице”. Самое страшное то, что и в наше время ноздревы не перевелись, они доставляюҭ неприятности другим, получая от этого искреннее удовольствие. Гоголь пишет: “Может быть, назовуҭ его характером избиҭым, стануҭ говорить, что теперь нет уже Ноздрева. Увы! Он везде между нами и, может быть, только ходиҭ в другом кафтане, но легкомысленно-непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком”.:

Сочинения по темам:

  1. Поэма Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души” гениально отразила время и лица помещичье-крепостнической России 30-х годов XIX века. Это был период,...
  2. Давайте поразмышляем, зачем Чичиков скупал мертвые души? Понятно, что этот вопрос очень интересует школьников при выполнении домашнего задания по литературе....
  3. Пьеса Н. В. Гоголя «Женитьба» была написана в 1842 году. Сразу по своему выходу она стала предметом многочисленных обсуждений и...
  4. Николай Васильевич Гоголь очень любил изучать историю запорожского казачества и очень часто использовал эту тему в своем творчестве. Самым известным...

Николай Васильевич Гоголь - прекрасный сатирик, увидев ший сам и показавший широкой читательской аудитории щ бельность крепостнического строя, его пагубное влияние на души помещиков и крестьян. Народ, удрученный непосильной работой и нищетой, теряет интерес к беспросветной жизни, перерождаясь в рабочий скот Безделье же помещиков делает из них непонятно что, «деятелей» не способных не только руководить другими людьми, но нормально организовать свою жизнь. Большинство помещиков, вырождаясь, мучаясь, терзая окружающих, живут иллюзорными представлениями о действительности и самих себе. Таким помещиком является Ноздрев, случайно встреченный Чичиковым на постоялом дворе. Он не имеет никакого понятия о достоинствах человека, правилах общения и нормах морали. Автор называет его «историческим человеком», ибо он постоянно попадает в истории: « ...или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели». Описывая Чичикова прекрасным психологом, умеющим сразу же понять натуру человека, с которым ему предстоит вести дела, автор показывает, что и Павел Иванович ошибся, сделав ставку в своем мошенничестве на Ноздрева. «А что ж, - подумал Чичиков, - заеду я в самом деле к Ноздреву. Чем же он хуже других. Такой же человек, да еще проигрался. Горазд он, как видно, на все, стало быть, у него даром можно кое-что выпросить». Не будь Павел Иванович настолько алчен, он бы внимательнее пригляделся к Ноздреву, понял, что с ним невозможно вести никаких дел. Он продаст, обманет, разнесет слух по всей округе, да еще и приврет «три короба», что в общем-то и случилось. Ноздрев навязывает окружающим совершенно непонятную форму общения-«Ноздрев во многих отношениях был многосторонний человек, т° есть человек на все руки. В ту же минуту он предлагал вам поехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите преД" приятие, менять все что ни есть на свете на все что хотите». Его мысли перескакивали с предмета на предмет, не было никакой логики в его действиях и речах и при этом он был патологическим лгуном, хамом и бездельником. У Ноздрева была страсть " людям неприятности, причем не от злой души, а просто ДеЛ безделиц. Хозяйством он не занимается, жену давно уже Та1С" йЛ детей «бросил» на няньку, лишь на псарне помещик ве-Я* ?Я как «отец среди семейства», а в остальное время он «че-Дв к-ДРЯНЬ » Чичиков, затеяв с ним разговор о покупке мертвых Л° ТУТ же и пожалел об этом, но было уже поздно. «Просто дуЩ, 1У,_, „ л дурак я>>)- говорил себе Павел Иванович. Он понял, что очень гадал, связавшись с этим вралем. Ноздрев имеет привычку манивать» к себе очередного «приятеля», навязывать ему не-тслимые «сделки», а когда тот отказывается, избивает его, при-ывая на помощь своих крепостных. Так, Чичикову он предлагает отдать мертвые души даром, но предварительно купить жеребца за 4 тысячи, купленного якобы им самим за 10 тысяч рублей. Ноздрев забросил свое хозяйство, повесничает, ездит по ярмаркам, трактирам, проигрывая те гроши, которые собирает со своих разоренных крестьян. Бывает, правда редко, когда ему везет - попадается простак, которого удается обыграть в карты, тогда Ноздрев покупает всякую всячину, но не довозит этого до дома, так как тут же проигрывает более удачливому заезжему шулеру. Чичиков не знает, как отвязаться от слишком навязчивого приятеля, который почти «прибил» Павла Ивановича. И, если бы не приезд капитан-исправника, быть бы «нашему искателю приключения» с синяками. В эпизоде, описывающем посещение Ноздрева Чичиковым, Гоголь показал очередного опустившегося помещика из «галереи типов». Несмотря на бурную деятельность, Ноздрев представляется «мертвым» для общества. Он суетится, доставляя всем неудобства и неприятности. Можно легко представить, как плохо живется крестьянам у такого помещика-баламута, ничем полезным не занимающегося, не дающего сосредоточиться на Деле и другим. Буйное «гусарство» Ноздрева наводит на мысль, что, служи он в армии, и там бы не было от него никакой пользы, а лишь один вред. Смех писателя сатирически, ненавязчиво обличает нравы по-мещичье-крепостнического строя. Читателямстановится ясно, Как никчемны, бесполезны и даже социально опасны Ноздревы, веющие власть над людьми. Они расправляются даже с равны-ми себе, а что могут творить с подневольными крестьянами, не-тРУдно догадаться, узнав причину приезда капитана-исправника: *Вы находитесь под судом до времени окончания решения по ва-Щему делу... Вы были замешаны в историю, по случаю нанесения п°Мещику Максимову личной обиды розгами в пьяном виде». Чичикову повезло: приезд офицера избавил Павла Ивано ча от участи многих «приятелей». Чем дальше читаешь поэму Гоголя «Мертвые души» " те^ сквернее становится на душе: время идет, а нравы почти не м няются. И автор гениально предвидел: «...может быть, назов его характером избитым, станут говорить, что теперь нет у» Ноздрева. Увы! Ноздрев долго еще не выведется из мира...»




Top