Лучшие рассказы мировой литературы. Классика мировой литературы: определяем неопределимое

«Как учит классика», «пойду прочитаю классиков» - эти обороты можно услышать и в повседневной речи. Однако вряд ли мы полностью осознаем, какие писатели имеют право входить в золотой фонд изящной словесности, и что вообще представляет собой это явление - классика мировой литературы. На подобные вопросы даст ответы данная статья.

Проблемы терминологии

Очертить понятие классического достаточно сложно, потому что употребляется это определение в самых разных значениях. Для рядового носителя языка оно сродни идеалу, эталону, тому, к чему необходимо стремиться. Однако не будет преувеличением сказать, что применительно к литературе рамки этих параметров подвижны и меняются в зависимости от той или иной эпохи. Так, для Корнеля и Расина классика мировой литературы - это прежде всего произведения времен Античности, тогда как Средневековье их крайне не приветствовало. А в начале XIX века даже находились любители утверждать, что все самое лучшее в России уже написано. Согласитесь: поклонникам Пушкина, Достоевского и Толстого такие гипотезы кажутся крайне смешными.

Иная точка зрения

Также под «классической литературой» иногда понимают произведения, создававшиеся до модернизма. Хотя ныне такой взгляд можно признать несколько устаревшим, так как романы Кафки, Джойса и Пруста, полотна Дали и Малевича давно перешли в разряд золотого фонда искусства, отсеяв менее талантливых современников.

В то же время, несмотря на исторические модификации, классика мировой литературы остается вневременной, универсальной и талантливой. Даже по прошествии сотен лет человечество обращается к творениям Шекспира, Гете или Пушкина, интерпретируя их в различных дискурсах. Это становится возможным благодаря глубине их содержания, актуальности для всех и каждого.

Итак, подводим итог: что включает в себя классическая литература? чьи произведения читаются и поныне.

Классическая и «высокая» литература - одно и то же?

Разделение литературы на три «этажа» - высокую, беллетристическую и массовую - появилось относительно недавно. Точнее сказать, тогда, когда стали создаваться специально для усредненного читателя развлекательные книги. Классика мировой литературы во многом соответствует «высоким» творениям. Они интеллектуальны, требуют значительной работы со стороны читателя, его опыта. Однако термин «классический» применяется и к образцам так называемой массовой литературы, правда, в несколько ином значении. Примером тому могут служить детективы Агаты Кристи и фэнтези Толкиена. Когда их поклонники утверждают, что это - классика мировой литературы, они имеют в виду, что «Десять негритят» или «Властелин колец» послужили удачным образцом для последующих писателей, творивших в рамках этих жанров. Насколько названные произведения останутся в памяти читателей, судить трудно, литературоведение не дает точный ответ на этот вопрос.

Список мировой классики

Уже стало традиционным составление рейтингов книг, обязательных для прочтения теми, кто хочет считаться поистине образованным человеком. Открывают такие списки творения древнегреческих и римских авторов: Гомера («Иллиада»), Эсхила («Прометей прикованный») и Вергилия («Энеида»). Названные произведения имеют безусловное право носить почетный титул «классика мировой литературы». стала колыбелью творчества Дж. Чосера и Ф. Вийона, а также бесконечного количества литературных памятников, не имеющих автора.

Ренессанс подарил нам создателей вечных образов - Шекспира и Сервантеса. Однако нужно помнить также о Данте, Петрарке, Боккаччо, Франсуа Рабле и некоторых других. XVII век ознаменовался барочным (Педро Кальдерон, Гонгора) и классицистическим (Расин, Корнель, Мольер) искусством. Затем наступила обогатившая литературу именами Вольтера, Руссо, Гете и Шиллера.

XIX век открывает романтическое творчество Байрона, Скотта, Гофмана, Гюго, По. Где-то в середине столетия романтизм сменяется и романами Стендаля, Бальзака, Диккенса.

Рубеж веков отличается появлением первых модернистских течений - символизма (Верлен, Рембо, Уайльд), натурализма (Золя) и импрессионизма В это же время популярности набирает так называемая новая драма (Ибсен, Шоу, Метерлинк), стремящаяся полностью переосмыслить устаревшие драматургические приемы. ХХ век обогатил литературу модернистским романом (упомянутые Кафка, Пруст и Джойс), большим количеством авангардистских течений - сюрреализмом, дадаизмом, экспрессионизмом. Вторая половина прошлого столетия ознаменовалась творчеством Брехта, Камю, Хемингуэя и Маркеса. Можно также говорить о современных постмодернистских произведениях, ставших классическими (Павич, Зюскинд).

Русские писатели-классики

Русская классика - это, безусловно, отдельный разговор. XIX и ХХ века открыли имена Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Фета, Гончарова, Достоевского, Толстого, Чехова, Блока, Горького, Есенина, Булгакова, Шолохова... Из их произведений формируется классика русской и мировой литературы.

В "НГ - ExLibris" в номере от 31.01.2008 под заголовком «От Божественной Бутылки мэтра Франсуа Рабле до скандального «Голубого сала» Владимира Сорокина» опубликован весьма любопытный и небесспорный список «100 романов, которые, по мнению коллектива редакции «НГ-Ex libris», потрясли литературный мир и оказали влияние на всю культуру».


«Тысячелетие только началось, можно подводить итоги. В том числе и литературные. Год тоже в самом начале, мы предлагаем вашему вниманию список из 100 лучших, на взгляд редакции «НГ-EL», романов всех времен и народов.
В конце-то концов, а чем мы хуже? Англичане/американцы составляют свои списки великих романов, включая туда или скучную современную англоязычную беллетристику, или еще более скучную, но давным-давно забытую англоязычную беллетристику. Добавив «для объективности» несколько русских романов, несколько вещей из мировой литературы. Мы тоже тенденциозны, мы тоже включаем только то, что знаем, то, в чем уверены, – ведь это именно наш выбор. Мы очень хотим быть объективны, но абсолютная объективность в подобных списках невозможна. Хотя у нас, конечно, намного больше англоязычных романов, нежели у англичан – русских. Мы не обидчивы. И если что нравится, так и говорим – нравится.
Разумеется, романы ныне живущих (или недавно умерших) авторов нам ближе, понятнее, поэтому их больше, чем надо бы. Писали бы мы свой список 100 лет назад, наверняка включили бы Арцыбашева, Вельтмана, Чернышевского, Писемского, Крестовского, Лескова и Мережковского (их и сейчас стоило бы включить, да рассказы и повести у них, как и у многих других невключенных, пожалуй, все-таки лучше) и пр. Разумеется, многие не вошли. Те, без которых литература немыслима. Иван Бунин, например. Или Эдгар По. Или Антон Чехов. Или Кнут Гамсун, автор множества великолепных романов. Но лучшая-то его вещь – «Голод» – повесть! Аналогичная история, кстати, и с Юзом Алешковским. Есть у него романы, но «визитные карточки» – «Маскировка» и «Николай Николаевич» – повести, будь они трижды неладны!
Другие, напротив, вошли «по блату». Вот, скажем, «Евгений Онегин» Пушкина – поэма же, но автор назвал свое произведение «роман в стихах». Значит, роман. С другой стороны, и «Мертвые души» Гоголя, и «Москва–Петушки» Ерофеева, по мнению авторов, – поэмы. Да, поэмы. Но если это не романы, то что тогда романы? То, что пишут Сергей Минаев и Оксана Робски? Так что наша позиция – это не противоречие, это диалектика, наш редакционный произвол.
Несмотря на исключительную распространенность жанра романа, его границы до сих пор недостаточно ясно определены. Большинство литературоведов считают, что жанр крупных повествовательных произведений, именуемых романом, возник в западноевропейской литературе XII–XIII веков, когда стало складываться литературное творчество третьего сословия с торговой буржуазией во главе. Вследствие этого на смену героической эпопее и сказанию-легенде, господствовавшим в античной и феодально-рыцарской литературах, пришел жанр романа. Неспроста Гегель назвал роман «буржуазной эпопеей». Потому не найдете вы в нашем списке ни «Золотого осла» Апулея, ни «Парсифаля» Вольфрама фон Эшенбаха. Исключение сделано лишь для творений Рабле и Сервантеса, которые можно считать романами-эмбрионами, или протороманами.
Повторим: это исключительно наш выбор, субъективный и пристрастный. Мы, как это принято, одних включили зря, других же, напротив, несправедливо игнорировали. Составляйте свой вариант. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Сам список вы можете увидеть в сегодняшнем номере «НГ-EL». С краткими комментариями. Романы мы расположили в хронологическом порядке (или по времени написания, или по дате первой публикации).

«100 романов, которые, по мнению коллектива редакции «НГ - Ex libris», потрясли литературный мир и оказали влияние на всю культуру»

1. Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1532–1553).
Феерия душевного здоровья, грубых и добрых шуток, пародия пародий, каталог всего. Сколько столетий прошло, а ничего не изменилось.

2. Мигель де Сервантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (1605–1615).
Пародия, пережившая на много веков пародируемые произведения. Комический персонаж, ставший трагическим и нарицательным.

3. Даниель Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим» (1719).
Предельно точное воплощение в художественной форме идей гуманизма эпохи Возрождения. Беллетризованное доказательство того, что отдельно взятая личность имеет самостоятельную ценность.

4. Джонатан Свифт. «Путешествия Лемюэла Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» (1726).
Жизнеописание человека, столкнувшегося с невероятными формами разумной жизни – лилипутами, великанами, разумными лошадьми – и нашедшего не только общий с ними язык, но и много общих черт со своими соплеменниками.

5. Аббат Прево. «История кавалера де Грие и Манон Леско» (1731).
На самом деле «Манон...» – это повесть, вставная глава в многотомный роман «Записки знатного человека, удалившегося от света». Но именно эта вставная глава и стала шедевром любовного романа, поразившим не столько современников, сколько потомков, шедевром, затмившим все остальное, написанное Прево.

6. Иоганн Вольфганг Гёте. «Страдания молодого Вертера»(1774).
Говорят, в XVIII веке молодые люди кончали жизнь самоубийством, прочтя этот роман. И сегодня история ранимого человека, не способного отстоять свое «я» пред лицом враждебной действительности, никого не оставляет равнодушным.

7. Лоренс Стерн. «Жизнь и убеждения Тристрама Шенди» (1759-1767).
Обаятельная игра в ничто и в никогда. Тонкий постмодернизм, веселая и легкая борьба остроумного и рискованного. Весь текст – на грани, отсюда, из мнений джентльмена Шенди, возник не только Саша Соколов, не только Битов, но даже и Сигизмунд Кржижановский, увы, рассказчик, а не романист.

8. Шодерло де Лакло. «Опасные связи» (1782).
Нравоучительный роман в письмах из жизни куртуазного XVIII века. Порок плетет хитроумные интриги, заставляя восклицать: «О времена! О нравы!» Однако добродетель все-таки торжествует.

9. Маркиз де Сад. «120 дней Содома» (1785).
Первая в истории мировой литературы компьютерная игра с отрезанными частями тел и душ кукольных персонажей, многоуровневая резалка-душилка-сжигалка. Плюс черный-черный юмор в черной-черной комнате черной-черной ночью. Страшно, аж жуть.

10. Ян Потоцкий. «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1804).
Лабиринтоподобный роман-шкатулка в новеллах. Читатель попадает из одной истории в другую, не успевая перевести дух, а их всего 66. Удивительные приключения, драматические события и мистика высшей пробы.

11. Мэри Шелли. «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818).
Готическая история, выпустившая на волю целый «выводок» тем и персонажей, впоследствии подхваченных многими и эксплуатируемых до сих пор. Среди них и искусственный человек, и творец, несущий ответственность за свое произведение, и трагически одинокий монстр.

12. Чарльз Мэтьюрин. «Мельмот-скиталец» (1820).
Настоящий готический роман, полный тайн и ужасов. Парафраз на тему Вечного Жида Агасфера и Севильского Обольстителя Дон-Жуана. А также роман искушений, разнообразных и неодолимых.

13. Оноре де Бальзак. «Шагреневая кожа» (1831).
Самый страшный роман Бальзака, первого и лучшего на сегодняшний день автора сериалов. «Шагреневая кожа» – тоже часть его большого сериала, просто кусочек все меньше и меньше, дочитывать очень не хочется, но влечет в пропасть уже неудержимо.

14. Виктор Гюго. «Собор Парижской Богоматери» (1831).
Апология романтики и социальной справедливости на материале французского Средневековья, до сих пор имеющая массу поклонников – хотя бы в виде одноименного мюзикла.

15. Стендаль. «Красное и черное »(1830–1831).
Достоевский сделал из этого – из газетной криминальной хроники – тенденциозный обличительный памфлет с философией. У Стендаля вышла любовная история, где все виноваты, всех жалко, и главное – страсти!

16. Александр Пушкин. «Евгений Онегин» (1823–1833).
Роман в стихах. История любви и жизни «лишнего человека» и энциклопедия русской жизни, о чем благодаря критику Белинскому нам известно со школы.

17. Альфред де Мюссе. «Исповедь сына века» (1836).
«Герой нашего времени», написанный Эдуардом Лимоновым, только без мата и любвеобильных афроамериканцев. Любвеобильности, впрочем, довольно и здесь, полно тоски, отчаяния и жалости к себе, но есть и трезвый расчет. Сволочь я последняя, говорит лирический герой. И он безусловно прав.

18. Чарльз Диккенс. «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837).
На удивление смешное и позитивное произведение английского классика. Вся старая Англия, все лучшее, что в ней было, воплотилось в образе благородного, добродушного и оптимистичного старика – мистера Пиквика.

19. Михаил Лермонтов. «Герой нашего времени» (1840).
История «лишнего человека», ставшего тем не менее, а точнее, именно поэтому примером для подражания многих поколений юношей бледных.

20. Николай Гоголь. «Мертвые души »(1842).
Трудно найти более масштабную картину русской жизни на самом глубинном, мистическом ее уровне. Да еще написанную с таким сочетанием юмора и трагизма. В ее героях видят и точные портреты, написанные с натуры, и изображения злых духов, отягощающих нацию.

21. Александр Дюма. «Три мушкетера» (1844).
Один из самых известных историко-авантюрных романов – энциклопедия французской жизни эпохи Людовика XIII. Герои-мушкетеры – романтики, кутилы и дуэлянты – до сих пор остаются кумирами юношей младшего школьного возраста.

22. Уильям Теккерей. «Ярмарка тщеславия»(1846).
Сатира, только сатира, никакого юмора. Все против всех, снобы сидят на снобах и обвиняют друг друга в снобизме. Некоторые современники смеялись, потому что не знали, что над собой смеялись. Сейчас тоже смеются, и тоже потому, что не знают, что изменилось время, а не люди.

23. Герман Мелвилл. «Моби Дик» (1851).
Роман-притча об американских китобоях и последствиях одержимости одним-единственным несбыточным желанием, целиком порабощающим человека.

24. Гюстав Флобер. «Мадам Бовари» (1856).
Роман, попавший на скамью подсудимых еще в виде журнальной публикации – за оскорбление нравственности. Героиню, принесшую в жертву любви семейные узы и репутацию, так и тянет назвать французской Карениной, но «Мадам» опередила «Анну» на двадцать с лишним лет.

25. Иван Гончаров. «Обломов» (1859).
Самый русский герой самого русского романа о русской жизни. Нет ничего прекраснее и губительнее обломовщины.

26. Иван Тургенев. «Отцы и дети» (1862).
Антинигилистическая сатира, ставшая революционным руководством к действию, потом снова сатирой, скоро опять будет руководством. И так без конца. Потому что Енюша Базаров вечен.

27. Майн Рид. «Всадник без головы» (1865).
Самый нежный, самый американский, самый романтический из всех американских романов. Потому, наверное, что писал британец, действительно влюбленный в Техас. Он нас пугает, а нам не страшно, за это мы его еще больше любим.

28. Федор Достоевский. «Преступление и наказание» (1866).
Роман контрастов. Наполеоновские планы Роди Раскольникова приводят его к вульгарнейшему преступлению. Ни размаха, ни величия – только мерзость, грязь и неприятный привкус во рту. Даже краденым он не может воспользоваться .

29. Лев Толстой. «Война и мир» (1867–1869).
Война, мир и обитаемая вселенная человеческого духа. Эпопея о любой войне, о любой любви, о любом обществе, о любом времени, о любом народе.

30. Федор Достоевский. «Идиот» (1868–1869).
Попытка создать образ положительно прекрасного человека, которую можно считать единственно удавшейся. А что князь Мышкин – идиот, так это как раз нормально. Как и то, что все кончается крахом.

31. Леопольд фон Захер-Мазох. «Венера в мехах» (1870).
Работу по эротизации страдания, начатую Тургеневым, продолжил его австрийский почитатель. В России, где страдание относится к «самым главным, самым коренным духовным потребностям» (если верить Федору Достоевскому), роман вызывает неослабевающий интерес.

32. Федор Достоевский. «Бесы» (1871–1872).
О русских революционерах – атеистах и нигилистах – второй половины XIX века. Пророчество и предупреждение, которым, увы, не вняли. А кроме того, убийства, самоубийства, причуды любви и страсти.

33. Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» (1876) / «Приключения Гекльберри Финна» (1884).
Роман из двух книг. Предтеча постмодернизма: одни и те же события показаны глазами двух мальчиков – помладше (Том) и постарше (Гек).

34. Лев Толстой. «Анна Каренина» (1878).
Яростная любовная история, бунт замужней женщины, ее борьба и поражение. Под колесами поезда. Плачут даже воинствующие феминистки.

35. Федор Достоевский. «Братья Карамазовы» (1879–1880).
Отцеубийство, в котором – так или иначе – замешаны все сыновья Федора Карамазова. Фрейд прочитал и придумал Эдипов комплекс. Для русских же главное: есть ли Бог и бессмертие души? Если есть, то не все дозволено, а если нет, то извините.

36. Михаил Салтыков-Щедрин.«Господа Головлевы» (1880–1883).
Вершина литературной деятельности самого жесткого русского сатирика XIX века, окончательный приговор крепостническому строю. Необычайно рельефное изображение уродливого семейства – людей, исковерканных совокупностью физиологических и общественных условий.

37. Оскар Уайльд. «Портрет Дориана Грея» (1891).
Волшебная, сказочная, чудесная, трогательная и воздушная история стремительного превращения молодого негодяя в старую сволочь.

38. Герберт Уэллс. «Машина времени» (1895).
Один из столпов современной социальной фантастики. Первым продемонстрировал то, что по времени можно передвигаться взад и вперед, а также то, что легкий жанр способен поднимать очень даже серьезные проблемы.

39. Брэм Стокер. «Дракула» (1897).
Мостик между размеренной викторианской литературой и энергичной приключенческой прозой ХХ века. Произведение, сначала превратившее мелкого православного князька, балансировавшего между исламской Турцией и католической Германией, в воплощение абсолютного Зла, а потом сделавшее его кинозвездой.

40. Джек Лондон. «Морской волк »(1904).
Морская романтика – только фон для портрета капитана Ларсона, удивительной личности, сочетающей грубую силу и философскую мысль. Позже такие люди становились героями песен Владимира Высоцкого.

41. Федор Сологуб. «Мелкий бес »(1905).
Самая реалистическая вещь из всей декадентской литературы. История о том, до чего доводят зависть, злость и предельный эгоизм.

42. Андрей Белый. «Петербург» (1913–1914).
Роман в стихах, написанный прозой. К тому же про террористов и российскую государственность.

43. Густав Майринк. «Голем» (1914).
Завораживающий оккультный роман, действие которого происходит на грани яви и сна, мрачных улочек пражского гетто и запутанных лабиринтов авторского сознания.

44. Евгений Замятин. «Мы» (1921).
Идеальное тоталитарное государство, увиденное глазами математика. Литературное доказательство того, что социальную гармонию невозможно проверить алгеброй.

45. Джеймс Джойс. «Улисс» (1922).
Роман-лабиринт, из которого на сегодняшний день еще никто не сумел выбраться живым. Ни один литературный Тесей, ни один литературный Минотавр, ни один литературный Дедал.

46. Илья Эренбург. «Необычайные похождения Хулио Хуренито» (1922).
Сатира, в которой в качестве главного героя Хулио Хуренито выведен XX век. Книга, некоторые страницы которой оказались пророческими.

47. Ярослав Гашек. «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» (1921–1923).
Здравый смысл во время чумы. Герой, которого объявляют идиотом за то, что он – единственный нормальный. Самая смешная книга про войну.

48. Михаил Булгаков. «Белая гвардия» (1924).
Тонущий корабль прошлого ничто и никто не может спасти. Тем заманчивее игрушечный домик, где будут по-настоящему убиты настоящие солдаты, проигравшие войну против своего народа.

49. Томас Манн. «Волшебная гора» (1924).
Завтра была война. Только Первая мировая. А так и впрямь – Волшебная гора. Там, наверху, где горы, хочется отсидеться, убежать от чумы (любой, она во все времена и во всех странах примерно одинакова), да только нельзя. Волшебство не работает, внизу уже ждут, и у них очень хорошие аргументы.

50. Франц Кафка. «Процесс» (1925).
Один из самых сложных и многоплановых романов XX века, породивший сотни взаимоисключающих интерпретаций во всем диапазоне от занимательно рассказанного сновидения до аллегории метафизического поиска Бога.

51. Фрэнсис Скотт Фицджеральд. «Великий Гэтсби» (1925).
Роман эпохи американского «Джазового века». Литературоведы до сих пор спорят: то ли автор похоронил в нем великую американскую мечту, то ли просто сожалеет о вечном опоздании сегодняшнего дня, зажатого между памятью о прошлом и романтическим обещанием будущего.

52. Александр Грин. «Бегущая по волнам» (1928).
Прекраснодушная романтическая феерия, помогающая вот уже которому по счету поколению молодых людей и девушек пережить пубертатный период и обрести веру в Добро и Свет и в собственное высшее предназначение.

53. Илья Ильф, Евгений Петров. «Двенадцать стульев» (1928).
Плутовской роман эпохи построения социализма с главным героем-авантюристом Остапом Бендером. Сатира на советское общество 1920-х – на грани антисоветчины, к счастью, почти не замеченной цензорами тех лет.

54. Андрей Платонов. «Чевенгур» (1927–1929).
История построения коммунизма в отдельно взятом селе. Может быть, самый тревожный роман о взрыве мессианских и эсхатологических настроений в первые послереволюционные годы.

55. Уильям Фолкнер. «Шум и ярость» (1929).
Скромное обаяние волшебного американского Юга. Легенды, сказки, мифы. Они не отпускают, они до сих пор аукаются американцам, потому что надо бояться прошлого. Фолкнер придумывает американский Зурбаган, только там и можно спастись.

56. Эрнест Хемингуэй. «Прощай, оружие!» (1929).
Военная проза, заокеанская военная проза. Война без войны, мир без мира, люди без лиц и глаз, зато со стаканами. Стаканы полны, но пьют из них медленно, потому что мертвые не пьянеют.

57. Луи Фердинанд Селин. «Путешествие на край ночи» (1932).
Стильная и утонченная чернуха. Без надежды. Трущобы, нищета, война, грязь, и никакого просвета, никакого луча, одно темное царство. Даже трупов не видно. Но они есть, путешествие должно продолжаться, пока Харону весело. Специально для толерантных оптимистов.

58. Олдос Хаксли. «О, дивный новый мир» (1932).
Интерпретаторы спорят: утопия это или антиутопия? Как бы то ни было, Хаксли удалось предвосхитить блага и язвы современного «общества потребления».

59. Лао Шэ. «Записки о Кошачьем городе» (1933).
Кошки тут ни при чем. Даже лисы, традиционные для китайцев, тоже ни при чем. Это власть, это читатели в штатском пришли и стучат в дверь. Начинается весело и аллегорично, кончается китайской камерой пыток. Очень красиво, очень экзотично, только хочется выть и рычать, а не мяукать.

60. Генри Миллер. «Тропик Рака» (1934).
Стон и вой самца, тоска по городам и годам. Самое физиологически грубое стихотворение в прозе.

61. Максим Горький. «Жизнь Клима Самгина» (1925–1936).
Почти эпопея, политическая листовка, написанная почти стихами, агония интеллигенции начала века – актуальная и в конце его, и в середине.

62. Маргарет Митчелл. «Унесенные ветром» (1936).
Гармоничное сочетание женской прозы с эпической картиной американской жизни времен Гражданской войны Севера и Юга; вполне заслуженно стал бестселлером.

63. Эрих Мария Ремарк. «Три товарища» (1936–1937).
Один из самых известных романов на тему «потерянного поколения». Люди, прошедшие через горнило войны, не могут уйти от призраков прошлого, но именно военное братство сплотило трех товарищей.

64. Владимир Набоков. «Дар» (1938–1939).
Пронзительная тема изгнания: русский эмигрант живет в Берлине, пишет стихи и любит Зину, а Зина любит его. Знаменитая IV глава – жизнеописание Чернышевского, лучшее из всех существующих. Сам автор говорил: «Дар» не о Зине, а о русской литературе.

65. Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита» (1929–1940).
Уникальный синтез сатиры, мистерии и любовной истории, созданный с дуалистических позиций. Гимн свободному творчеству, за которое обязательно воздастся – пусть даже после смерти.

66. Михаил Шолохов. «Тихий Дон» (1927–1940).
Казачья «Война и мир». Война во времена Гражданской войны и мир, который до основанья мы разрушим, чтобы потом ничего и никогда больше не строить. Роман умирает ближе к концу романа, удивительный случай в литературе.

67. Роберт Музиль. «Человек без свойств» (1930–1943).
Много лет Музиль подгонял одну к другой до предела отшлифованные строки. Неудивительно, что филигранный роман так и остался недописанным.

68. Герман Гессе. «Игра в бисер» (1943).
Философская утопия, написанная в разгар самой страшной войны XX века. Предвосхитила все основные черты и теоретические построения эпохи постмодернизма.

69. Вениамин Каверин. «Два капитана» (1938–1944).
Книга, призывавшая советскую молодежь «бороться и искать, найти и не сдаваться». Однако романтика дальних странствий и научного поиска пленяет и притягивает до сих пор.

70. Борис Виан. «Пена дней» (1946).
Изящный французский Хармс, иронист и постмодернист, вывалял всю современную ему культуру в перьях и алмазах. Культура не может отмыться до сих пор.

71. Томас Манн. «Доктор Фаустус» (1947).
Композитор Адриан Леверкюн продал душу дьяволу. И стал сочинять великолепную, но ужасающую музыку, где звучат адский хохот и чистый детский хор. В его судьбе отражается судьба немецкой нации, уступившей соблазну нацизма.

72. Альбер Камю. «Чума» (1947).
Роман-метафора о «чуме XX века» и той роли, которую вторжение зла играет в экзистенциальном пробуждении человека.

73. Джордж Оруэлл. «1984» (1949).
Антиутопия, проникнутая затаенным страхом западного общества перед советским государством и пессимизмом в отношении человеческой способности противостоять социальному злу.

74. Джером Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи» (1951).
Трогательный подросток Холден Колфилд, который не хочет (и не может) быть как все. Именно за это его все сразу и полюбили. Как в Америке, так и в России.

75. Рей Бредбери. «451 по Фаренгейту» (1953).
Антиутопия, которая давно сбылась. Книги сейчас не сжигают, их просто не читают. Перешли на другие носители информации. Бредбери, который всегда писал про деревню (ну пусть марсианскую или какую еще, но все равно – деревню), тут особенно яростен. И абсолютно прав в своей ярости.

76. Джон Р. Р. Толкин. «Властелин колец» (1954–1955).
Трехтомная сага-сказка о борьбе Добра и Зла в вымышленном мире, предельно точно отразившая чаяния людей ХХ века. Заставила миллионы читателей переживать за судьбы гномов, эльфов и мохноногих хоббитов, как за своих соплеменников. Сформировала жанр фэнтези и породила множество подражателей.

77. Владимир Набоков. «Лолита» (1955; 1967, русская версия).
Шокирующая, но литературно изощренная история о преступной страсти взрослого мужчины к малолетке. Однако похоть здесь странным образом оборачивается любовью и нежностью. Много трогательного и забавного.

78. Борис Пастернак. «Доктор Живаго» (1945–1955).
Роман гениального поэта, роман, получивший Нобелевскую премию по литературе, роман, убивший поэта – убивший физически.

79. Джек Керуак. «На дороге» (1957).
Одно из культовых сочинений культуры битников. Поэтика американской автострады во всем ее грубом обаянии. Погоня за хипстером, которая оканчивается ничем. Но гнаться интересно.

80. Уильям Берроуз. «Голый завтрак» (1959).
Еще одно культовое сочинение культуры битников. Гомосексуальность, извращения, глюки и прочие ужасы. Интерзона, населенная тайными агентами, безумными докторами и всевозможными мутантами. А в целом – истерический рапсод, отталкивающий и завораживающий.

81. Витольд Гомбрович. «Порнография» (1960).
Несмотря на то что провокационное название не соответствует содержанию, никто из тех, кто осилил этот чувственно-метафизический роман, не остался разочарованным.

82. Кобо Абэ. «Женщина в песках» (1962).
Русская тоска без русских просторов. Побег по вертикали. Из небоскребов в песочную яму. Побег без права вернуться, без права остановиться, без права передохнуть, без каких бы то ни было прав вообще. Женщина может только укрыть песком, только засыпать. Что она и делает. Побег считается удачным: беглец не найден.

83. Хулио Кортасар. «Игра в классики» (1963).
Роман, сотканный из романов. Интерактивные игры, позвоните, господин читатель, в прямой эфир, я сделаю, как вы скажете. Латиноамериканцы любят играть, они очень азартны. Этот роман – игра в азартные литературные игры по-крупному. Некоторые выигрывают.

84. Николай Носов. «Незнайка на Луне» (1964–1965).
Роман-сказка. Только здесь очень мало сказки, но очень много смешного и страшного. Самая точная, самая сбывшаяся антиутопия ХХ века. И сейчас еще эта книга все сбывается и сбывается.

85. Джон Фаулз. «Волхв» (1965).
Жизнь и ужасающие приключения души и смысла современных робинзонов крузо на, увы, обитаемом острове сплошных кошмаров. Никто никогда не простит никому и ничего.

86. Габриэль Гарсиа Маркес. «Сто лет одиночества» (1967).
Полная драматизма история вымышленного города Макондо, основанного пассионарным лидером-тираном, интересующимся мистическими тайнами Вселенной. Зеркало, в котором отразилась реальная история Колумбии.

87. Филип К. Дик. «Снятся ли роботам электроовцы» (1968).
Произведение, задавшееся вопросом «А те ли мы, за кого себя принимаем, и такова ли реальность, какой ее видят наши глаза?». Заставило обратиться к фантастике серьезных философов и культурологов и заодно заразило специфической паранойей несколько поколений писателей и кинематографистов.

88. Юрий Мамлеев. «Шатуны» (1968).
Метафизический роман о таинственном эзотерическом кружке, члены которого разными способами пытаются вырваться из обыденного мира в запредельное.

89. Александр Солженицын. «В круге первом» (1968).
Роман о «хорошем» лагере, роман о том, что, казалось бы, не так страшно, оттого, видимо, и действует так сильно. В полном кошмаре уже ничего не чувствуешь, а здесь – когда «можно жить» – здесь и понимаешь, что жизни нет и быть не может. Роман даже не лишен юмористических сцен и от этого тоже действует еще сильнее. Не забудем, что круг, может, и первый, но это не спасательный круг, а один из кругов колымского ада.

90. Курт Воннегут. «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» (1969).
Смешной и безумный роман в шизофренически-телеграфном стиле. Бомбардировка Дрездена американцами и англичанами в 1945-м, инопланетяне, уволакивающие Билли Пилигрима на планету Тральфамадор. И «такие дела», произносимые всякий раз, когда кто-нибудь умирает.

91. Венедикт Ерофеев. «Москва–Петушки» (1970).
Подпольная энциклопедия русской духовной жизни второй половины ХХ века. Смешная и трагическая Библия дервиша, алкоголика и страстотерпца – кому что ближе.

92. Саша Соколов. «Школа для дураков» (1976).
Один из тех редких романов, в которых важнее не что, а как. Главный герой отнюдь не мальчик-шизофреник, а язык – сложный, метафоричный, музыкальный.

93. Андрей Битов. «Пушкинский дом» (1971).
Об обаятельном конформисте, филологе Леве Одоевцеве, который уходит из гнусных «совковых» 1960-х в золотой XIX век, дабы не замараться. Воистину энциклопедия советской жизни, органичная часть которой – великая русская литература.

94. Эдуард Лимонов. «Это я – Эдичка» (1979).
Роман-исповедь, ставший одним из самых шокирующих книг своего времени благодаря предельной авторской откровенности.

95. Василий Аксенов. «Остров Крым» (1979).
Тайваньский вариант российской истории: Крым в Гражданскую не достался большевикам. Сюжет фантастический, но чувства и поступки героев – настоящие. И благородные. За что им и приходится заплатить очень дорого.

96. Милан Кундера. «Невыносимая легкость бытия» (1984).
Интимная жизнь на фоне политических катаклизмов. А вывод – любой выбор неважен, «то, что произошло однажды, могло совсем не происходить».

97. Владимир Войнович. «Москва 2042» (1987).
Самое изощренное сочинение писателя. Четыре утопии, вставленные друг в друга, как матрешки. Трюки с хронотопом и прочие забавы. А также – самые эксцентричные проявления российского менталитета во всей красе.

98. Владимир Сорокин. «Роман» (1994).
Книга прежде всего для писателей. Роман, герой «Романа», приезжает в типично русскую деревню, где живет типично деревенской жизнью – все как в реалистических романах ХIХ века. Но финал – особый, сорокинский – символизирует конец традиционного романного мышления.

99. Виктор Пелевин. «Чапаев и Пустота» (1996).
Буддийский триллер, мистический боевик о двух эпохах (1918 год и 1990-е). Которая из эпох настоящая – неизвестно, да и не важно. Острое чувство жизни в разных измерениях, сдобренное фирменной иронией. Иногда даже захватывает дух. Страшно и весело.

100. Владимир Сорокин. «Голубое сало» (1999).
Самый скандальный роман этого автора. Бурный сюжет, водоворот событий. Завораживающая игра с языком – как в симфонии. Китаизированная Россия будущего, Сталин и Гитлер в прошлом и много еще чего. А в целом, когда дочитаешь, пробивает до слез.

Из всех произведений мировой литературы легко можно было бы составить список из сотни и даже тысячи лучших. Некоторые из них являются обязательными для изучения в школе, с другими авторами знакомишься в сознательной жизни, и порой проносишь полюбившиеся произведения через всю жизнь. С каждым годом появляются новые книги, написанные не менее талантливыми авторами, многие из них успешно экранизируются, и кажется, что печатные издания уходят в прошлое. Но, несмотря на это, лучшие произведения мировой литературы остаются для современного читателя всегда интересными и актуальными.

Этот роман сегодня можно было бы назвать женским, если бы не мастерство и особый ироничный слог автора. Джейн Остин очень точно передает всю атмосферу, которая царила в то время в аристократическом английском обществе. Книга затрагивает такие проблемы, которые остаются актуальными всегда: воспитания, брака, морали, образования. Роман, опубликованный только через 15 лет после написания, завершает топ-10 лучших произведений мировой литературы.

Благодаря роману читателю удается окунуться в ту эпоху, которая закрепилась после Первой мировой войны в США. В этом произведении мировой литературы описана не только веселая и беззаботная жизнь богатой американской молодежи, но и ее другая сторона. Автор показывает, что главный герой романа, Джей Гэтсби, растратил свои способности и неуемную энергию на пустые цели: шикарную жизнь и глупую избалованную женщину. Книга получила особую популярность в 50-е годы прошлого века. Во многих англоязычных странах мира произведение включено в курс литературы, обязательной для изучения.

В основу книги легла история взаимоотношений взрослого влюбленного мужчины и двенадцатилетней девочки. Аморальный образ жизни главного героя Гумберта и юной Лолиты не приносит им счастья и приводит к трагическому финалу. Произведение было несколько раз успешно экранизировано и по сей день считается одним из лучших в мировой литературе. Скандальный роман, который одновременно с проблемами принес автору известность и достаток, в разные годы был запрещен к публикации во Франции, Англии, ЮАР, Аргентине, Новой Зеландии.

Это одно из самых лучших произведений не только литературы, но и мировой драматургии. В сюжет пьесы положена трагическая история датского принца, желающего отомстить своему дяде за убийство отца короля. Первая постановка произведения на сцене относится к 1600 году. Тень отца Гамлета в ней сыграл сам Шекспир. Только на русский язык трагедия была переведена более 30 раз. В разных странах мира произведение реализуется и пользуется популярностью, как в театральных постановках, так и на экране.

Автор в своем философском и психологическом романе затрагивает вопросы добра и зла, свободы, морали и ответственности. Главный герой произведения Родион Раскольников совершает убийство ради возможного богатства, но его начинают преследовать муки совести. Нищий студент сначала прячет свою наживу, а после признается в преступлении. Раскольников был осужден на восемь лет каторжных работ, отбывать которые ему приезжает помогать его возлюбленная Соня Мармеладова. Это произведение является обязательным для изучения в школьном курсе литературы.

Вторая работа древнегреческого поэта Гомера, написанная в VIII веке до нашей эры, положила начало всей мировой литературы. Произведение повествует о жизни мифического героя Одиссея, который возвращается после Троянской войны на Итаку, где его ждет жена Пенелопа. По пути героя-мореплавателя предостерегают опасности, но непреодолимое желание быть дома с семьей, а также ум, расчетливость, изворотливость, хитрость помогают ему выйти победителем в сражениях и вернуться к жене. В разные годы поэму Гомера признавали лучшей, среди других произведений мировой литературы.

Главный труд жизни писателя-модерниста представляет собой семитомную эпопею, названную одним из лучших произведений XX века. Все романы цикла являются полуавтобиографическими. Прототипами героев стали люди из реального окружения писателя. Все тома издавались во Франции с 1913 по 1927 года, последние три из них публиковались уже после смерти автора. Произведение считается классикой французской литературы, и было переведено на несколько языков мира.

Одно из ключевых произведений эпохи реализма было впервые опубликовано во Франции в 1856 году. Особенностью романа является использование в его написании элементов литературного натурализма. Автор так четко прорисовал все детали во внешности и характере людей, что в его работе совсем не осталось положительных героев. По мнению большинства современных изданий, произведение «Мадам Бовари» входит в тройку лучших в мировой литературе. Это же отмечал И.С. Тургенев, который был поклонником творчества прозаика-реалиста Гюстава Флобера.

Роман-эпопея великого русского писателя Л.Н. Толстого с момента его первого опубликования и по сей день считается шедевром мировой литературы. Книга поражает своими масштабами. В произведении показана жизнь разных слоев русского общества в эпоху наполеоновских войн 1905-1912 годов. Автор, как знаток психологии своего народа, смог с точностью отразить эти особенности в характере и поведении своих героев. Известно, что рукописный текст романа составляет более 5 тысяч страниц. Произведение «Война и мир» переведено на разные языки мира и было экранизировано более 10 раз.

Произведение, возглавившее список, считается бестселлером мировой литературы. Главный персонаж романа, созданный испанским писателем, не один раз становился прототипом работ других авторов. Личность Дон Кихота всегда была под пристальным вниманием и изучением литературоведов, философов, классиков мировой литературы и критиков. Проведение Сервантеса о приключениях Дон Кихота и Санчо Пансы экранизировалось более 50 раз, а в Москве в честь главного героя был даже открыт виртуальный музей.

Jusik специально для сайт

Вконтакте

Одноклассники


Под русской классической литературой мы подразумеваем произведения классиков: писателей не только образцовых, но и ставших символами русской культуры. Только тот человек, который знает классические произведения, ценит их достоинства, чувствует их внутреннюю красоту, может считаться действительно образованным. Сегодня вы узнаете по мнению женского журнала Charla .

10 лучших книг русской литературы: «Братья Карамазовы»

«Братья Карамазовы» задумывался как первая часть романа «Жизнь Великого грешника». Первые зарисовки были сделаны в 1878 году, окончен роман в 1880 году. Однако завершить задуманное Достоевский не успел: писатель умер через несколько месяцев после публикации книги. Большая часть «Братьев Карамазовых» написана в Старой Руссе - прототипе Скотопригоньевска, где и происходит основное действие.

Пожалуй, этот роман можно считать самым сложным и неоднозначным произведением великого русского писателя. Критики окрестили его «интеллектуальным детективом», многие называют его лучшим произведением о загадочной русской душе. Это последний и один из самых известных романов Достоевского, его экранизировали и у нас, и на Западе, где, кстати, это произведение в особом почете. О чем этот роман? Каждый читатель отвечает на этот вопрос по-своему. Сам же автор определил свое великое творение как «роман о богохульстве и опровержении его». Несомненно одно, это одно из самых глубоких философских произведений мировой литературы о грехе, милосердии, извечной борьбе, происходящей в человеческой душе.

10 лучших книг русской литературы: «Идиот» Федора Достоевского

«Идиот» - пятый роман Достоевского. Публиковался с 1868 по 1869 год в журнале «Русский вестник». Этот роман занимает особое место в творчестве писателя: ему считают одним из самых загадочных произведений Достоевского. Главный герой книги - Лев Николаевич Мышкин, которого сам автор назвал «положительно-прекрасным» человеком, воплощением христианского добра и добродетели. Проведший большую часть жизни замкнуто, князь Мышкин решил выйти в свет, но он не знал с какой жестокостью, лицемерием, алчностью ему придется столкнуться: за бескорыстие, честность, человеколюбие и доброту князя презрительно прозвали «идиотом»….

10 лучших книг русской литературы: «Война и Мир» и «Анна Каренина» Льва Толстого

Роман-эпопея Льва Толстого «Война и Мир» о временах двух войн против Наполеона - 1805 года и 1812 года - одно из самых известных произведений не только русской, но и мировой литературы. Эта книга из разряда вечной классики, ведь в ней с глубоким мастерством раскрыты основные составляющие человеческой жизни: война и мир, жизнь и смерть, любовь и предательство, смелость и трусость. Величайшее эпическое произведение имеет грандиозный успех по всему миру: книгу несколько раз экранизировали, по ней ставили спектакли и оперу.Роман состоит из четырех частей, первая часть была напечатана в 1865 году в «Русском вестнике».

Трагичный роман о любви замужней Анны Каренины к красавцу-офицеру Вронскому - это один из величайших шедевров русской литературы, актуальный и сегодня. «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» - эти строки знакомы каждому человеку.

«Анна Каренина» - сложное, глубокое, психологически утонченное произведение, которое захватывает читателя с первый строк и не отпускает до конца. Роман блестящего психолога Толстого покоряет абсолютной художественной достоверностью и драматизмом повествования, заставляя читателя напряженно следить за тем, как сложатся отношения между Анной Карениной и Вронским, Левиным и Кити. Не удивительно, что это книга покорила не только русских читателей, но и Европу и Америку.

10 лучших книг русской литературы: « «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова

Этот блистательный роман Булгаков писал на протяжении одиннадцати лет, постоянно меняя и дополняя текст. Однако увидеть его опубликованным Булгакову так и не удалось: прошло целых тридцать лет, прежде чем одно из самых великих произведений русской прозы ХХ века разрешили опубликовать. «Мастер и Маргарита» - самый загадочный и мистический роман русской литературы. Эта книга получила всемирное признание: постигнуть ее тайны пытаются во многих странах мира.

10 лучших книг русской литературы: «Мертвые души» Николая Гоголя

Бессмертное произведение Гоголя «Мертвые души» о человеческих хитростях и слабостях обязательно должно быть в домашней библиотеке. Гоголь очень ярко и красочно показал человеческие души: ведь «мертвые души» - это не только те, которые скупал Чичиков, но и души живых людей, погребенные под своими мелочными интересами.

Изначально роман задумывался в трех томах. Первый том вышел в 1842 году. Однако дальнейшие события имеют мистический оттенок: закончив второй том, Гоголь полностью сжег его - осталось только несколько глав в черновиках. А через десять дней после этого писатель умер….

10 лучших книг русской литературы: «Доктор Живаго» Бориса Пастернака

«Доктор Живаго» - вершина творчества Пастернака как прозаика. Писатель создавал свой роман на протяжении десяти лет с 1945 по 1955 год. Это искренняя и пронзительная история любви на фоне хаоса Гражданской войны, которая сопровождается стихотворениями главного героя - Юрия Живаго. Эти стихи, написанные Пастернаком в разные периоды его жизни, как нельзя лучше раскрывают неповторимые грани поэтического дарования автора. За «Доктора Живаго» Борис Пастернак 23 октября 1958 года получил Нобелевскую премию. Но на родине писателя, к сожалению, роман стал причиной грандиозного скандала, к тому же книгу на долгие годы запретили. Пастернак был один из немногих, кто до конца отстаивал свободу слова. Возможно, именно это стоило ему жизни…

10 лучших книг русской литературы: сборник рассказов «Темные аллеи» Ивана Бунина

Рассказы «Темные аллеи» - откровенные, искренние, изысканно чувственные истории о любви. Пожалуй, эти рассказы можно считать лучшим примером отечественной любовной прозы. Лауреат Нобелевской премии, гениальный писатель был одним из немногих авторов своего времени (рассказы были написаны в 1938 году), кто так открыто, искренно и красиво рассказывал об отношениях между мужчиной и женщиной, о прекрасной любви, которая может длиться всю жизнь… «Темные аллеи» обязательно понравятся всем женщинам и девушкам как одни из самых пронзительных рассказов о любви.

10 лучших книг русской литературы: «Тихий Дон» Михаила Шолохова

Роман-эпопея «Тихий Дон» в четырех томах был опубликован в 1940 году в «Роман-газете». Это одно из самых масштабных произведений русской литературы, которое принесло Михаилу Шолохову мировую известность. Более того, в 1965 году писателю была присуждена Нобелевская премия «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Это грандиозный роман о судьбе донского казачества, увлекательнейшая сага о любви, преданности, предательстве и ненависти. Книга, споры о которой не утихают и по сей день: некоторые литературоведы считают, что на самом деле авторство не принадлежит Шолохову. В любом случае, это произведение заслуживает того, чтобы быть прочитанным.

10 лучших книг русской литературы: «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына

Еще один лауреат Нобелевской премии, классик отечественной литературы, выдающийся писатель ХХ века - Александр Солженицын, автор всемирно известной документально-художественной эпопеи «Архипелаг ГУЛАГ» , повествующей о репрессиях в советские годы. Это больше, чем книга: это целое исследование, основанное на личном опыте автора (Солженицын сам был жертвой репрессий), документах и свидетельствах множества очевидцев. Это книга о страданиях, слезах, крови. Но при этом она показывает, что человек всегда, при самых тяжелых обстоятельствах может оставаться человеком.

Конечно, это далеко не полный список выдающихся книг русской литературы. Тем не менее, это книги, которые должен знать каждый человек, который ценит и чтит русскую культуру.

Алиса Терентьева

Книги – одно из величайших наследий человечества. И если до изобретения книгопечатания книги были доступны лишь избранной касте людей, то потом книги начали распространяться повсеместно. В каждом новом поколении рождались талантливые писатели, которые создавали мировые шедевры литературы.

Великие произведения дошли и до нас, вот только мы всё меньше читаем классику. Литературный портал Букля представляет вашему вниманию 100 лучших книг всех времен и народов, которые обязательно надо прочесть. В этом списке вы найдете не только классические произведения, но и современные книги, которые оставили свой след в истории совсем недавно.

1 Михаил Булгаков

Роман, который не вписывается в привычные литературные рамки. В этой истории смешана философия и быт, теология и фантастика, мистика и реализм, мистика и лирика. И все эти составляющие переплетены умелыми руками в цельную и яркую историю, которая способна перевернуть ваш мир. И да, это любимая книга Букли!

2 Федор Михайлович Достоевский

Книга из школьной программы, которую трудно понять в нежном подростковом возрасте. Писатель показал двойственность человеческой души, когда черное переплетается с белым. История о Раскольникове, который переживает внутреннюю борьбу.

3 Антуан де Сент-Экзюпери

Небольшая история, в которой заключен огромный жизненный смысл. История, которая заставляет по-другому посмотреть на привычные вещи.

4 Михаил Булгаков

Удивительно тонкая и саркастическая история о людях и их пороках. История об эксперименте, который доказал, что из животного можно сделать человека, а вот вывести «животное» из человека нельзя.

5 Эрих Мария Ремарк

Рассказать о чем повествует этот роман невозможно. Роман нужно читать, и тогда придет понимание, что это не просто история, а исповедь. Исповедь о любви, дружбе, боли. История отчаяния и борьбы.

6 Джером Сэлинджер

История подростка, который своими глазами показывает свое восприятие мира, точку мировоззрения, отречение от привычных принципов и устоев морали общества, которые не вписываются в его индивидуальные рамки.

7 Михаил Лермонтов

Лирико-психологический роман, который повествует о человеке со сложным характером. Автор показывает его с разных сторон. А нарушенная хронология событий, заставляет полностью погрузиться в повествование.

8 Артур Конан Дойл

Легендарные расследования великого сыщика Шерлока, которые раскрывают подлость человеческой души. Истории, которые рассказывает друг и помощник детектива доктор Ватсон.

9 Оскар Уайльд

История о самолюбии, эгоизме и прочной душе. История, которая наглядно показывает, что может случиться с душой человека, мучаемой пороками.

10 Джон Рональд Руэл Толкин

Фантастическая трилогия о людях и нелюдях, которые попали под власть Кольца Всевластия и его владыки Саурона. История о тех, кто готов ради дружбы и спасения мира, пожертвовать самым дорогим и даже своей жизнью.

11 Марио Пьюзо

Роман об одной из самых могущественных мафиозных семей Америки прошлого века – семье Корлеоне. Многим известен фильм, так что пора приниматься за чтение.

12 Эрих Мария Ремарк

После Первой Мировой войны множество эмигрантов оказались во Франции. В их числе и талантливый немецкий хирург Равик. Это история его жизни и любви на фоне пережитой войны.

13 Николай Васильевич Гоголь

История русской души и глупости. А удивительный стиль и язык автор заставляет предложения заиграть красками и оттенками, которые полностью раскрывают история нашего народа.

14 Колин Маккалоу

Потрясающий роман, который повествует не только о любви мужчины и женщины и сложных отношениях, но и о чувствах к семье, к родным местам и природе.

15 Эмили Бронте

В уединенном поместье живет семья, у которой в доме царит напряженная атмосфера. Сложные отношения имеют глубокие корни, которые скрываются в прошлом. История Хитклифа и Кэтрин не оставит равнодушным ни одного читателя.

16 Эрих Мария Ремарк

Книга о войне от лица простого солдата. Книга о том, как война ломает и калечит души невинных людей.

17 Герман Гессе

Книга просто переворачивает все представления о жизни. После прочтения уже невозможно избавиться о чувства, что ты стал на шаг ближе к чему-то невероятному. В этой книге есть ответы на многие вопросы.

18 Стивен Кинг

Пол Эджкомб бывший сотрудник тюрьмы, который служил в блоке для осужденных на смертную казнь. Он рассказывает историю жизни смертников, которым суждено было пройти Зеленую милю.

20 Виктор Гюго

Париж 15 века. С одной стороны он полон величия, а другой похож на сточную яму. На фоне исторический событий разворачивается история любви – Квазимодо, Эсмеральды и Клода Фролло.

21 Даниель Дефо

Дневник моряка потерпевшего крушение корабля и прожившего в одиночестве на острове 28 лет. Ему пришлось пережить слишком много испытаний.

22 Льюис Кэрролл

Странная и загадочная история о девочке, которая в погоне за белым кроликом оказывается в другом и чудесатом мире.

23 Эрнест Хемингуэй

На страницах книги война, но даже в мире полным боли и страха, есть место прекрасному. Прекрасному чувству под названием любовь, которая делает нас сильнее.

24 Джек Лондон

Что может сделать любовь? Любовь Мартина к прекрасной Руфь заставила его бороться. Он преодолел множества препятствий, чтобы стал кем-то большим. История о духовном развитии и становлении личности.

25 Аркадий и Борис Стругацкие

Фантастическая и увлекательная сказка, в которой магия переплетается с реальностью.

26 Мы Евгений Замятин

Роман антиутопия, в которой описывается идеальное общество, где нет личного мнения, а все происходит по расписанию. Но даже в таком обществе найдется место вольнодумцам.

27 Эрнест Хемингуэй

Фредерик добровольно отправился на войну, где стал врачом. В санитарной части, где даже воздух пропитан смертью, рождается любовь.

28 Борис Пастернак

Начало ХХ века. Российская Империя уже встала на путь революций. История о жизни интеллигенции того времени, а также книга поднимает вопросы религии и затрагивает тайну жизни и смерти.

29 Владимир Набоков

Поучительная история о людях, которые предали свои идеалы. Книга о том, как светлые и прекрасные чувства эволюционируют в нечто темное и отвратительное.

30 Иоганн Вольфганг Гёте

Величайшее произведение, которое затягивает в историю о Фаусте, который продал душу Дьяволу. Читая эту книгу можно пройти по пути познания жизни.

31 Данте Алигьери

Произведение стоит из трех частей. Сначала мы попадаем в Ад, чтобы протий все 9 кругов. Затем нас ждет Чистилище, пройдя которое можно искупить свои грехи. И только дойдя до вершины можно попасть в Рай.

32 Энтони Берджесс

Не самая приятная история, но она показывает человеческую сущность. Рассказ, как из любого человека можно сделать послушную и безмолвную куклу.

33 Виктор Пелевин

Сложная история, которую сложно понять с первого раза. Рассказ о жизни поэта-декадента, который ищет свой путь, а к просветлению Петра приводит Чапаев.

34 Уильям Голдинг

Что будет с детьми, если они окажутся совсем одни? У детей тонкая натура, которая подвержена порокам довольно сильно. И милые добрые дети превращаются в настоящих чудовищ.

35 Альбер Камю

36 Джеймс Клавелл

История английского моряка, который волей судьбы оказался в Японии. Роман-эпопея, где есть исторические реалии, интриги, приключения и тайны.

37 Рэй Брэдбери

Сборник фантастических рассказов, повествующий о жизни людей на Марсе. Землю они почти уничтожили, а что ждет другую планету?

38 Станислав Лем

На это планете есть Океан. Он живой и у него есть разум. Исследователям предстоит нелегкая задача – передать знание океану. А он поможет воплотить их мечты…

39 Герман Гессе

Книга о внутреннем кризисе, который может случиться с каждым. Внутреннее опустошение может погубить человека, если однажды на пути не встретиться человек, который даст в руки всего одну книгу…

40 Милан Кундера

Окунитесь в мир ощущений и чувств распутника Томаша, который привык менять женщин, лишь бы никто не смел забрать его свободу.

41 Борис Виан

У каждого из компании друзей своя судьба. Все идет легко и просто. Дружба. Любовь. Разговоры. Но одно событие может изменить все и разрушить привычную жизнь.

42 Иэн Бэнкс

Фрэнк рассказывает история своего детства и описывает настоящее. У него свой мир, который может рухнуть в любой момент. Неожиданные поворотные моменты в сюжете, придают особый вкус всей истории.

43 Джон Ирвинг

В этой книге поднимаются темы семьи, детства, дружбы, любви, измены и предательства. Это мир, в котором мы живем со всеми проблемами и недостатками.

44 Майкл Ондатже

В этой книге собрано много тем – война, смерть, любовь, предательство. Но главным лейтмотивов является одиночество, которое может приобрести самые разные формы.

46 Рэй Брэдбери

Книги наше будущее, а что будет, если их заменит ТВ и одно мнение? Ответ на этот вопрос дает писатель, который опередил свое время.

47 Патрик Зюскинд

История сумасшедшего гения. Вся его жизнь заключена в запахах. Он пойдет на все, чтобы создать идеальный аромат.

48 1984 Джордж Оруэлл

Три тоталитарных государства, где контролируются даже мысли. Мир ненависти, но есть люди, которые еще могут противостоять системе.

49 Джек Лондон

Аляска конца 19 века. Эпоха золотой лихорадки. И среди людской алчности живет волк по кличке Белый Клык.

50 Джейн Остен

В семье Беннет есть только дочки, и наследником является дальний родственник. И стоит умереть главе семейства, как юные девушки останутся ни с чем.

51 Евгений Петров и Илья Ильф

Кто не знает Остапа Бендера и Кису Воробьянинова и их вечные неудачи, которые связаны с поиском злополучных брильянтов.

52 Федор Достоевский

53 Шарлота Бронте

Джейн рано стала сиротой, а жизнь в доме тетки была далеко не счастливой. И любовь к строгому и угрюмому мужчине далеко от романтической истории.

54 Эрнест Хемингуэй

Небольшая история из жизни самого обычного человека. Но читая это произведение, проникаешь в удивительный мир, который полон эмоций.

55 Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Великолепный роман, который наполнен чувствами. На страницах книги ждет начало 20 века, когда люди были полны иллюзий и надежд. Эта история о жизненных ценностях и настоящей любви.

56 Александр Дюма

Все мы знакомы с приключениями д’Артаньяна и его самых близких друзей. Книга о дружбе, чести, преданности, верности и любви. И конечно, как и другие произведения автора не обошлось и без интриг.

57 Кен Кизи

Эту историю читателем поведает пациент психиатрической больницы. Патрик МакМёрфи попадает в тюрьму, в психиатрическое отделение. Вот только некоторые думают, что он просто симулирует свою болезнь.

59 Виктор Гюго

Роман описывает жизнь беглого каторжника, который скрывается от властей. После бегства ему пришлось пережить немало тягот, но он смог изменить свою жизнь. Вот только инспектор полиции Жавер готов пойти на все, чтобы поймать преступника.

60 Виктор Гюго

Актёр-философ повстречал на своем пути изуродованного мальчика и слепую девочку. Он берет их под свою опеку. На фоне физических недостатков отчетливо видно совершенство и чистоту душ. А также это отличное противопоставление жизни аристократии.

61 Владимир Набоков

Роман затягивает свою нездоровую паутину страстей и нездоровой любви. Главные герои постепенно сходят с ума, подвластные своим низменным желанием, как и весь их окружающий мир. В этой книге точно не будет счастливого конца.

62 Аркадий и Борис Стругацкие

Фантастическая повесть, которая описывает жизнь сталкера Рэдрика Шухарта, который из аномальных Зон на Земле добывает внеземные артефакты.

63 Ричард Бах

Даже простой чайке может надоесть серая жизнь, а обыденность приелась. И вот тогда Чайка посвящает свою жизнь мечте. Чайка отдает всю свою душу на пути к заветной цели.

64 Бернард Вербер

Мишель попал на суд архангелов, где ему предстоит пройти процедуру взвешивания души. После суда он стоит перед выбором – отправиться на землю в новом воплощении или сталь ангелом. Путь ангела не прост, как и жизнь простых смертных.

65 Этель Лилиан Войнич

История о свободе, долге и чести. А ещё о разных типах любви. В первом случае это любовь отца к сыну, которая пережила множество испытаний и пройдет через поколения. Во втором случае это любовь между мужчиной и женщиной, которая похожа на костер, то тухнет, то вспыхивает вновь.

66 Джон Фаулз

Он простой служитель ратуши, одинокий и потерянный. У него есть страсть – коллекционирование бабочек. Но однажды он захотел к себе в коллекцию девушку, которая покорила его душу.

67 Вальтер Скотт

Повествование романа уведет читателей в далекое прошлое. Во времена Ричарда Львиное Сердце и первых крестовых походов. Это один из первых исторических романов, который обязан прочитать каждый.

68 Бернхард Шлинк

В книге очень много вопросов, которые остались без ответа. Книга заставляет думать и анализировать не только происходящее на страницах, но и свою жизнь. Это история о любви и предательстве, которая никого не оставит равнодушным.

69 Айн Рэнд

Социалисты приходят к власти и берут курс на равные возможности. Власти считают, что талантливые и богатые должны улучить благосостояние других. Вот только вместо счастливого будущего привычный мир погружается в хаос.

71 Сомерсет Моэм

История актрисы, которая всю жизнь работает в театре. И что же для нее реальность игра на сцене или игра в жизни? Сколько ролей приходится тебе играть каждый день?

72 Олдос Хаксли

Роман антиутопия. Роман сатира. Мир где богом стал Генри Форд, а началом времен считается создание первого автомобиля «Форд Т». Людей просто выращивают, а о чувствах не знают ничего.

75 Альбер Камю

Мерсо живет отстраненной жизнь. Создается впечатление, что его жизни и вовсе ему не принадлежит. Ему всё безразлично и даже его действия пропитаны одиночеством и отречением от жизни.

76 Сомерсет Моэм

История жизни Филипа. Он сирота и на протяжении всей своей жизни он не только ищет смысл жизни, но и самого себя. А главное понять окружающий мир и людей.

77 Ирвин Уэлш

История друзей, которые однажды открыли для себя наркотики и эйфорию. Каждый персонаж необычен и довольно умен. Они ценили жизнь и дружбу, но ровно до того момента, когда героин встал на первое место.

78 Герман Мелвилл

Ахав капитан китобойного судна поставил целью своей жизни - месть киту по имени Моби Дик. Вит погуби слишком много жизней, чтобы оставить его в живых. Но стоит капитану начать охоту, как на его корабле начинают происходить загадочные, а порой и страшные события.

79 Джозеф Хеллер

Одна из самых лучших книг о Второй мировой войне. В ней автор смог показать бессмысленность войны и чудовищную нелепость государственной машины.

80 Уильям Фолкнер

Четыре персонажа, каждый из которых рассказывает свою версию событий. И чтобы понять, о чем идет речь, нужно дочитать до конца, где паззлы сложатся в единую картину жизни и тайных желаний.

82 Джоан Роулинг

83 Роджер Желязны

Классика фэнтезийного жанра. Хроники разделены на два тома по 5 книг. В этом цикле моно найти путешествия в пространстве и времени, войны, интриги, предательство, а также верность и мужество.

84 Анджей Сапковский

Одна из лучший фантастических серий. В серию входит 8 книг, при этом последнюю стоит «Сезон гроз» лучше читать после первой или второй книги. Это история о Ведьмаке и его приключениях, его жизни и любви, а ещё о девочке Цири, которая может изменить мир.

85 Оноре де Бальзак

Удивительная история о безграничной и жертвенной любви отца к детям. О любви, которая никогда не была взаимной. О любви, которая погубила отца Горио.

86 Гюнтер Грасс

История о мальчике по имени Оскар Мацерат, который с приходом к власти национал-социалисты в Германии отказывается расти в знак протеста. Таким образом, он выражает свой протест переменам в немецком обществе.

87 Борис Васильев

Пронзительная повесть войне. О настоящей любви к родителям, друзьям, и Родине. Эту повесть надо прочитать, чтобы ощутить всю эмоциональную составляющую этой истории.

88 Стендаль

История о Жюльене Сореле и душе, в которой идет противоборство двух чувств: страсти и честолюбия. Эти два чувства настолько переплетены, что часто их невозможно различить.

89 Лев Толстой

Роман-эпопея, который описывает целую эпоху, углубляясь в исторические реалии и художественный мир того времени. Война сменятся миром, а мирная жизнь персонажей зависит от войны. Множество героев с уникальными характерами.

90 Гюстав Флобер

Эта история признана величайшим произведением мировой литературы. Эмма Бовари мечтает о красивой светской жизни, но ее супруг, провинциальный врач, не может удовлетворить её запросов. Она находит любовников, но смогут ли они исполнить мечту мадам Бовари?

91 Чак Паланик

Как бы не ругали творчество этого автора, нельзя отрицать, что его книга «Бойцовский клуб» является одним из символов нашего поколения. Это история о людях, которые решили изменить этот грязный мир. История о человеке, который смог противостоять системе.

92 Маркус Зусак

Зимняя Германия 1939 года, когда у Смерти пояляется слишком работы, а через полгода работы прибавится в разы. История о Лизель, о фанатичных немцах, о еврейском драчуне, о кражах и о силе слов.

93 Александр Пушкин

Роман в стихах рассказывает историю о судьбе дворянской интеллигенции с их пороками и эгоизмом. А в центе истории любовная история без счастливого конца.

94 Джордж Мартин

Фантастическая история о другом мире правят короли и живут драконы. Любовь, предательство, интриги, войны и смерть, а все ради власти.

95 Дэвид Митчелл

История прошлого, настоящего и будущего. Истории людей из разных времен. Но эти истории составляют единую картину всего нашего мира.

96 Стивен Кинг

Фантастический цикл романов повелителя ужасов. В этой серии происходит переплетение жанров. В книгах тесно соседствуют ужасы, вестерн, научная фантастика и другие жанры. Это история о стрелке Роланде, который ищет Темную Башню.

97 Харуки Мураками

История о человеческих судьбах в Японии в 60-годах ХХ века. История о человеческих потерях. Воспоминания Тоору, которые познакомят читателя с разными людьми и их историями.

98 Энди Вейр

По воле случая астронавта остается один на космической базе на Марсе. У него ограниченное количество ресурсов, а вот связи с людьми нет. Но он не сдается, он верит, что за ним вернутся.

100 Сэмюэль Беккет

Удивительная пьеса, где каждый сам для себя определяет загадочную личность Годо. Автор дает возможность найти самому ответ на вопрос «кто он?». Конкретное лицо? Сильная личность? Собирательный образ? Или Бог?

В этот топ хочется включить ещё очень много книг. Поэтому, дорогие читатели, пишите в комментариях о тех книгах, которые вы считаете лучшими. Мы будем добавлять книги в топ и с вашей помощью расширим его до 1000 лучших книг всех времен и народов.




Top