Любимый театрал суркова серебренников замешан в разворовывании грантов от мединского. Серая тень сурка Если долго вглядываться во власть

Ситуация с «театром Кирилла Серебренникова» продолжает неспешно раскручиваться, я смотрю. Как-то прям по басне «А Васька слушает, да ест». Пока театральная и вообще творческая общественность голосит, вопиет и призывает проклятия на головы путинских сатрапов – Серебренников под домашним арестом, его сотрудники под арестом тюремным, в прессу постоянно идут «утечки» о том, кто еще оказался под подозрением. Вот на днях появилась еще одна фамилия – Апфельбаум Софья, глава РАМТ и в прошлом начальница отдела финансовой поддержки театрального искусства Минкульта РФ (должность-то какая сладкая!)

Подробности про Апфельбаум убедительные: в 2011 году Минкульт через Апфельбаум организует как бы «тендер» (у нас же Европа, все блин, через тендеры!), на организацию «масштабного театрального проекта современного искусства» на 214 млн. рублей (7 млн. долларов по тем деньгам), и среди условий конкурса, по сведениям из СК, был пикантный пункт, что победитель должен был обладать авторскими правами или лицензией на проект «Платформа». Поскольку авторскими правами на проект «Платформа» обладал только его автор – Кирилл Серебренников – то именно «Седьмая студия» Серебренникова тендер и выиграла. Схема старая как мир, и применяется, естественно, везде, где есть госзакупки под конкретного исполнителя, а вовсе не только в Минкульте.

Сейчас Апфельбаум именно это и «шьют», судя по всему. А удавка на шее Серебренникова и его соратников затягивается тем самым все прочнее.

Но с чего вдруг к ним привязались? И куда более пикантный вопрос – а почему вообще Минкульт отвалил такую сумму какой-то, прости господи, «Платформе»? Федеральные деньги ведь, специально липовый тендер ваяли… С чего вдруг такие хлопоты?

Ответ я услышал по радио. По «БизнесФМ» (естественно, с кучей оговорок, постоянно вставляя слово «теоретически») выдали очень простую версию. Оказывается, все началось с того, что ушлый Серебренников поставил во МХАТе спектакль «Околоноля» - по пьесе, которую написал якобы некий Натан Дубовицкий, а на самом деле – Владислав Сурков. И – попал в «яблочко». Ведь кем был тогда, в самом начале «десятых», Сурков? Это был «серый кардинал», могущественный человек, которому подчинялась вся «идеология» страны, включая, конечно же (в первую очередь) Министерство Культуры.

Так вот, по версии радио, «теоретически» после спектакля Серебренников подошел к довольному автору (который приобщился к сонму – как же, «мои пьесы ставят во МХАТе», я Чехов, …. мать!!), и автор, типа, спросил, «что тебе надо для счастья». Все, типа, будет.

Так и родился, стало быть, проект «Платформа».

То есть Апфельбаум тут (которая сейчас бьет себя в грудь, кается и уже, как пишут, «признала, что халатно относилась к исполнению обязанностей по проверке соискателей») вообще ни при чем, на самом-то деле. Ей дали отмашку с самого верха (из АП от Суркова – выше только от самого Путина) – придет, дескать, хороший молодой человек, режиссер, надо дать ему все что попросит. Человек пришел, она и отсыпала. А что ж ей было – не давать? И деньги-то небольшие – какие-то 7 млн. зелени. В 2011 году – слезы!

А теперь ей грозят арестом. И очень похоже, что копают-то, на самом деле, под Суркова. Очередная «борьба башен». Сурков хочет вернуться в «большую политику» кукловодом – а ему таким образом не дают. Через «большое театральное дело». Хотят, видимо, получить на него показания от Апфельбаум. Возможно, что и неожиданные неприятности Мединского с его диссером тоже связаны с той же «борьбой башен».

Вот так вот. А ведь, казалось, такая была удачная идея – поставить «Околоноля»! Без драки – и в дамки сразу.

Ан поди ж ты… А не поставил бы – век бы к большим деньгам и постановкам не пробрался.

В «деле Серебренникова» появился новый фигурант. В мошенничестве подозревается Софья Апфельбаум, бывшая чиновница министерства культуры. Источник Business FM придерживается такого мнения: в этом деле просто ищут козла отпущения

Кирилл Серебренников. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Директор РАМТ задержана по подозрению в мошенничестве. В Следственном комитете считают, что Софья Апфельбаум была в сговоре с Кириллом Серебренниковым и участвовала в хищении из бюджета не менее 68 млн рублей. Театральная общественность уверена, что Апфельбаум хотят сделать козлом отпущения.

В театральных кругах Софью жалеют — у нее безупречная репутация, она боролась за современный театр и последние два года в кресле главы РАМТ была очень успешной.

Должность досталась ей после ухода из Министерства культуры, где она руководила департаментом государственной поддержки искусства и народного творчества. В период ее работы и были выделены те бюджетные средства, в хищении которых подозревают бывших руководителей «Седьмой студии».

Владислав Сурков. Фото kremlin.ru

Социолог приводит в качестве объяснения причин уголовного дела против режиссера версию о том, что деньги на проект «Платформа» выделялись под влиянием тогдашнего куратора российской внутренней политики.

Социолог Алексей Рощин, комментируя по «делу Серебренникова» директора Российского академического молодежного театра Софьи Апфельбаум, которая ранее возглавляла департамент господдержки искусства и народного творчества федерального министерства культуры, считает, что выдвинутые против нее обвинения могут свидетельствовать о попытках «копать» под Владислава Суркова. Об этом сообщает NEWSru.com.

«Подробности про Апфельбаум убедительные: в 2011 году минкульт через Апфельбаум организует как бы «тендер» на организацию «масштабного театрального проекта современного искусства» на 214 миллиона рублей (семь миллионов долларов по тем деньгам), и среди условий конкурса, по сведениям из СК, был пикантный пункт, что победитель должен был обладать авторскими правами или лицензией на проект «Платформа». Поскольку авторскими правами на проект «Платформа» обладал только его автор - Кирилл Серебренников - то именно «Седьмая студия» Серебренникова тендер и выиграла. Схема старая как мир, и применяется, естественно, везде, где есть госзакупки под конкретного исполнителя, а вовсе не только в минкульте», - отмечает блогер.

«Но с чего вдруг к ним привязались? И куда более пикантный вопрос - а почему вообще минкульт отвалил такую сумму какой-то, прости господи, «Платформе»? Федеральные деньги ведь, специально липовый тендер ваяли... С чего вдруг такие хлопоты? Ответ я услышал по радио. По «БизнесФМ» (естественно, с кучей оговорок, постоянно вставляя слово «теоретически») выдали очень простую версию. Оказывается, все началось с того, что ушлый Серебренников поставил во МХАТе спектакль «Околоноля» - по пьесе, которую написал якобы некий Натан Дубовицкий, а на самом деле - Владислав Сурков. И - попал в «яблочко». Ведь кем был тогда, в самом начале «десятых», Сурков? Это был «серый кардинал», могущественный человек, которому подчинялась вся «идеология» страны, включая, конечно же (в первую очередь) министерство культуры», - пишет Рощин.

Согласно этой версии, в качестве благодарности Владислав Сурков мог пролоббировать выделение Серебренникову денег на «Платформу», конечным исполнителем чего была Апфельбаум.

«То есть Апфельбаум тут (которая сейчас бьет себя в грудь, кается и уже, как пишут, «признала, что халатно относилась к исполнению обязанностей по проверке соискателей») вообще ни при чем, на самом-то деле. Ей дали отмашку с самого верха (из АП от Суркова - выше только от самого Путина) - придет, дескать, хороший молодой человек, режиссер, надо дать ему все что попросит. Человек пришел, она и отсыпала. А что ж ей было - не давать? И деньги-то небольшие - какие-то семь миллионов зелени. В 2011 году - слезы! А теперь ей грозят арестом. И очень похоже, что копают-то, на самом деле, под Суркова. Очередная «борьба башен». Сурков хочет вернуться в «большую политику» кукловодом - а ему таким образом не дают. Через «большое театральное дело». Хотят, видимо, получить на него показания от Апфельбаум. Возможно, что и неожиданные неприятности Мединского с его диссером тоже связаны с той же «борьбой башен», - предполагает автор.

Напомним, художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова подозревают в хищении 68 миллионов рублей, выделенных в 2011-2014 годах на реализацию проекта «Платформа». Следствие , что его создание было частью преступн ого план а, который Серебренников разработал для получения денег. Фигурантами уголовного дела являются также бухгалтер Нина Масляева, бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский и бывший гендиректор «Седьмой студии» Юрий Итин. Суд поместил режиссера под домашний арест, несмотря на то, что за Кирилла Серебренникова поручились множество известных деятелей культуры.

Еще до вчерашнего дня в жизни модного режиссера все было безоблачно. По нашим сведениям, он в воскресенье вернулся из Берлина, а уже в понедельник был в «Геликон-опере», где репетировал первый акт новой оперной постановки «Чаадский» - премьера назначена на 1 июня. До этого он снимал кино, вроде бы в Руанде. И вот как будто поезд, мчащийся на большой скорости, резко остановлен. Всю первую половину дня в квартире на Пречистенке, в самом «Гоголь-центре», на «Винзаводе», у бывшего директора департамента господдержки искусства Минкульта, а ныне директора РАМТ Софьи Апфельбаум шли обыски. Изучали содержимое компьютеров, флешек, деловую документацию, бухгалтерию. В три часа дня Серебренникова повезли в Следственный комитет. Он выглядел удрученным, признался, что не понимает, что происходит.

Журналисты строят версии: что могло произойти, откуда ветер дует. В «Гоголь-центре» всех попросили выключить мобильные телефоны - поэтому никто не выходит на связь. Социальные сети еще больше всех запутывают.

Нити ведут к «Седьмой студии», которой с 2012 года руководил Кирилл Серебренников. И тут вопрос уже к Министерству культуры РФ - именно это ведомство (в тот период его возглавлял Александр Авдеев) три года подряд выделяло довольно серьезные суммы на эту студию, олицетворявшую собой современное искусство. «Седьмая студия» действительно арендовала на «Винзаводе» так называемый «цех белого» под проект «Платформа», экспериментировала там с разными видами современного искусства, выпускала постановки - успешные и не очень. Правда, зарегистрирована новая театральная организация была почему-то на адрес Кирилла Серебренникова на Пречистенке, и теперь становится понятно, почему именно там был проведен обыск.

После того как «Студия» прекратила работу по причине отсутствия госфинансирования, периодически стали всплывать слухи, что будто театральную организацию проверяют финансовые органы. Как будто были подозрения в обналичивании государственных денег, выделяемых «Студии». И похоже, что именно это и стало основной причиной внезапных обысков у режиссера Серебренникова.

Уже сейчас в социальных сетях Кирилла Серебренникова называют жертвой режима, что дело сфальсифицировано будто из-за его политической позиции, которую он не раз публично высказывал. На самом деле ничего радикального - вполне привычная либеральная риторика относительно правящего режима. А вот с ним, кстати сказать, у Серебренникова были свои отношения. Всем известно, что с одобрения Вячеслава Суркова, работавшего в Администрации Президента, режиссер получал поддержку своих проектов и благодаря ему же встал во главе «Гоголь-центра».

Претензии департамента

Ровно два года назад, в апреле 2015‑го, «Гоголь-центр» уже оказывался в центре финансового скандала, вплоть до того что глава Департамента культуры Москвы Александр Кибовский официально объявлял о задолженности театра перед разными организациями ни много ни мало в 80 миллионов рублей. И это притом что «Гоголь-центр» щедро финансировался властями (начиная с Капкова), поскольку относительно новой (вместо Театра им. Гоголя) культурной институции был дан полный карт-бланш и выделена немалая субсидия. Что, впрочем, вызывало недоумение иных театральных директоров, намекающих, что лучше бы «утром - шедевры, вечером - деньги», а не так, что сначала деньги, и большие деньги, а потом... банкротство. Стоял вопрос даже о закрытии «Гоголь-центра», но в 2015 году Кирилл Серебренников из своих личных средств, а также из денег, собранных коллегами, полностью рассчитался по долгам. И в настоящий момент у Департамента культуры к «Гоголь-центру» вопросов вроде как нет.


В приватных разговорах директора с содроганием говорили о расстрельном директорском месте в «Гоголь-центре», на которое по собственной воле никогда бы не согласились: только в 2015‑м из театра «ушли» Алексея Малобродского (главное отчетное лицо), через четыре месяца уходит и следующая директриса - Анастасия Голуб, трезво оценившая размеры бедствия... После чего Кирилла Серебренникова назначают и.о. директора.

Уже тогда было очевидно, что администрирование в театре явно не на высоте, и нужно было очень постараться, чтобы - при всем кредите доверия властей - довести дело до долговой ямы. Очень жаль, что проколы в финансовой деятельности так и продолжают шлейфом тянуться за Серебренниковым, что ему на пользу, естественно, не идет.

Претензии министерства

Итак, на сегодняшний день в шуме по поводу Кирилла Серебренникова внятного мало, но то и дело всплывают разные суммы: от 200 миллионов рублей до 1 млн 286 тыс. рублей. В частности, последняя цифра обозначает якобы деньги, выделенные на костюмы для экспериментальных спектаклей. Много это или мало? Для практиков это вообще не вопрос. На него они отвечают сразу несколькими: 1 миллион 286 тысяч отпущено на один костюм или нужно «одеть» весь спектакль? Ведь, например, одеяние английской королевы в одной постановке стоит 1,5 миллиона! Костюмы из каких тканей? Нужно ли их «старить», фактурить?

Мы связались с известным театральным художником Викторией Севрюковой. На вопрос «много это или мало» отвечает: «Это ничто».

Каждый спектакль нужно рассматривать по-разному. Например, просто майка - одна цена, а обработанная, «продуманная» - другая. Если у кого-то возникают подозрения, то надо садиться и составлять альтернативную смету, все просчитать. То есть разговаривать надо только со сметой в руках.


Напомним, что «Седьмая студия» была основана Кириллом Серебренниковым на основе его курса в Школе-студии МХТ. Еще при жизни Константина Сергеевича Станиславского, основателя Московского художественного театра, уже работали шесть студий, возникавшие в разное время. Поэтому вполне естественно, что Серебренников удачно назвал свою седьмой.

За несколько лет «Студия» и ее проект «Платформа» работали в разных направлениях: театральное, изобразительное и современная музыка, - у каждого были свои кураторы. Наиболее заметные среди постановок считаются «Отморозки» (2011) по мотивам романа «Санькя» Захара Прилепина; «Метаморфозы» (2012) по мотивам мифов Овидия (режиссеры Давид Бобе, Кирилл Серебренников), с 2013 года спектакль вошел в репертуар «Гоголь-центра»; «Сон в летнюю ночь» (2012) по Шекспиру (режиссер Кирилл Серебренников), с 2013 года - в репертуаре «Гоголь-центра».

Поскольку площадка считалась экспериментальной, то рассчитывать на коммерческий успех постановок не приходилось, да никто и не собирался. Были удачные постановки, были проходные, но эксперимент на то и эксперимент, чтобы заниматься поиском. Вопрос только в цене... вопроса. Многие театры и студии имели тогда основание злиться, что финансовые вливания в новый проект неоправданно высоки. Впрочем, от такого «куска» госпирога, достанься он ему самому, вряд ли бы кто отказался.




Top