Любовь никогда не перестает: это значит — никогда? Любовь никогда не перестаёт… Романтическая проза.

Здорово сесть в маршрутку, открыть пошире окно, и - ух! Двинуться покорять улочки родного города. Синяя шторка так и норовит попасть в лицо. Ловко её убирая, можно почувствовать себя Розой на корабле "Титаник", которая раскинула руки, и ветер тут же подхватил их. А что делать? Без шуток- никуда! Вот они, несчастные, на Ландкрузерах, не вкусившие вихря в чёлке и ресницах, не попробовавшие пыль города на своих губах! Закупоренные в своё богатство с головы и до пят. С закрытыми окнами и с включенными кондиционерами. Отгороженные от настоящей жизни. Конечно, они трудились, их родители тоже, да это и не так важно - думала Лена. Главное, что я счастлива! Водитель маршрутки обогнал все иномарки и разогнался так, что бабушка, сидящая сзади, начала потихоньку молиться. Внутри маршрутки висела надпись: « Десять минут страха, и Вы дома!» Водитель включил громкую музыку, словно в автобусе никого из пассажиров не было. Из колонок звучали восточные мотивы. У Лены от музыки немного заболел висок, но тут же всё прошло. Она покрепче схватилась за сумочку, желая поскорее попасть домой. Её супруг, потерявший работу, вот уже полтора года, как мог, так и зарабатывал для семьи. Даже золото пришлось сдавать в ломбард. «Ничего, прорвёмся!» - думала Лена. «Где наше не пропадало!» Пока маршрутку бросало то вправо, то влево, Лена вспоминала, как они с мужем говорили в прошлый раз перед тем, как сдать золото. «Вот сдадим обручальные кольца и всё, станем друг другу никем!» - шутила Лена. Любимый подхватил и сказал: «Ага, сядем друг напротив друга и будем говорить, мол, что Вы себе позволяете, я Вас не знаю, как Вы попали в мой дом?» Лена продолжала вспоминать, как она ответила тогда шуткой: «Мужчина, отвернитесь, я Вас стесняюсь!» В памяти всплыло то, как они смеялись. Кадр воспоминаний остановился на самом приятном моменте, на искрящихся от смеха его глазах. «Пусть нет работы, пусть сейчас трудно, а я его люблю, и даже если весь мир от него отвернётся, я всё равно буду его любить! Разве можно бросить свою половинку в такой трудный момент? Часто слышала я о том, как женщины оставляют своих мужей из-за финансовых проблем. Какой ужас! Это настоящее предательство, но не любовь!» - думала Лена среди всей этой суматохи. Все о чём-то говорили, маршрутку трясло, а она всё вспоминала о нём и нежно улыбалась. «Деньги приходят и уходят, а любовь - вечна!» Протиснувшись среди толпы, она вышла из транспорта и помахала в окно рукой молящейся бабушке, та в ответ ей тоже махнула, прямо как родной внучке. Лена побежала домой, где её ждал он. По тропинке к дому обдумывала самые лучшие слова о высоком чувстве, которые часто в последнее время читала:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…»

Общество друзей Священного Писания

«Любовь никогда не перестает»

Каждый раз, когда я читаю эти строки, у меня возникает такое чувство, как будто я стою перед завесой. Все наши знания об этом мире — лишь туманные силуэты настоящей реальности. И себя-то я не знаю, но Бог знает меня. Что же еще мы все узнаем потом? Верю, что это будет грандиозно, интересно и прекрасно. Мы узнаем и как блуждали, когда цель была так близка; узнаем, какими были сотворены прекрасными и какими могли бы стать, но не стали. Нам порой кажется, что идти до земли обетованной невероятно далеко, невероятно трудно, а, в действительности, нужно было сделать только шаг, но сделать его по-настоящему. Нам уже все сказано, все отдано. Страна, которую мы ищем и которую так хотим построить, — совсем рядом. Ведь Царство Божие уже здесь, посреди нас.

Что же мы должны совершить, что изменить в самих себе, что «упразднить», чтобы узнать, что значит — совершенное? Павел, который знал наизусть все Писание и умел его толковать, почел все свое знание за сор, за младенчество по сравнению с тем, что дала ему встреча с Иисусом. Достаточно ли у нас веры, надежды и любви, чтобы оставить младенческое и стать, наконец, совершенными в возрасте Христовом? Произошла ли в нашей жизни такая встреча?

Все равно мы не сможем понять все творение во всей его полноте, но мы можем верить, что познаv ем его потом, и надеяться, что это знание окажется совершенным. А вот любить во всей доступной нам полноте мы можем уже сейчас. И, если мы что-то и можем сделать для вечности и так, как в вечности, то это просто любить — выйти, наконец, навстречу друг другу. Имеем ли мы веру — в то, что наши усилия не окажутся тщетными; надежду — на то, что Бог завершит начатое; любовь — которая не даст нам остановиться?

Для меня в словах, что «любовь никогда не перестает», заключается все Евангелие, вся Радостная весть. Чего еще желать? Это значит, что, что бы мы ни сделали, Бог не перестанет нас любить. И мы также можем вкладывать в «это дело» все свои силы: они никогда не кончатся.

Отрывки к тексту:

1 Кор 13:8-13

Caritas numquam excidit: sive prophetiæ evacuabuntur, sive linguæ cessabunt, sive scientia destruetur.

Любовь никогда не перестаёт

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует,
любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует,
не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
не радуется неправде, а сорадуется истине;
всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.
Любовь никогда не перестаёт…
— 1 Коринфянам 13:4-8

Эта глава заключительная в нашем изучении 1-го послания к Коринфянам 13:4-8, где Павел описывает поведение и отношение Божьей любви-agape . Он заканчивает своё повествование о любви-agape убедительным утверждением: «Любовь никогда не перестаёт».

Древнегреческое слово pipto — «переставать», означает упасть с высокого места . В редких случаях оно описывало воина, павшего в сражении. Часто слово pipto употребляется и в значении валиться, рушиться, разочаровываться. В 8-м стихе Павел употребил это слово, чтобы утвердить неизменную истину: любовь никогда не разочаровывает и не терпит поражение.

Ни для кого не секрет, что люди часто подводят друг друга. Я уверен, когда-то подводили и вас. А если быть до конца честным, то, наверняка, и вы не оправдывали чьих-то надежд. Но Божья любовь-agape никогда не разочаровывает, никогда не подводит. На неё всегда можно положиться, ей всегда можно доверять.

Человек, которого вы уважаете, может потерять своё положение в обществе, и вам будет от этого тяжело. С вашим товарищем могут случиться какие-то неприятности, и это снова причинит вам боль. Но вы можете быть уверены, что Божья любовь-agape никогда вас не разочарует. Эта любовь постоянна, неизменна, надёжна. На эту любовь вы всегда можете положиться, ей можете довериться. Бог хочет, чтобы вы научились проявлять к людям любовь-agape , для чего Святой Дух и побудил апостола Павла написать эти слова в 1-м послании к Коринфянам 13:4-8. Эти стихи, как зеркало, в которое мы должны регулярно смотреться, чтобы понять, насколько хорошо нам удаётся проявлять к людям Божью любовь.

Я собрал все слова, фразы и выражения, которые мы изучили в этих главах, и составил из них единый текст. Прочитайте его медленно, а потом спросите себя: «Прошёл ли я тест на любовь-agape ? Или мне нужно ещё учиться проявлять к людям такую любовь?»

Расширенный перевод 1-го послания к Коринфянам 13:4-8:

«Любовь терпеливо и пылко относится к другим, у неё столько терпения, сколько только может понадобиться;
Любовь не требует внимания только к себе, наоборот, она сосредоточена на нуждах других и готова дать им то, в чём они нуждаются;
Любовь не амбициозна, не сосредоточена на себе, не поглощена собой настолько, что ей некогда думать о желаниях и нуждах других;
Любовь не говорит всё время только о себе, постоянно преувеличивая и приукрашивая истину, чтобы выглядеть значимее в глазах других;
Любовь не гордится, не превозносится, не ведёт себя высокомерно, надменно, заносчиво;
Любовь не груба и не неучтива, она не небрежна и не безрассудна, она не ведёт себя с людьми таким образом, что её можно было бы назвать нетактичной;
Любовь не манипулирует, не плетёт интриг и не изобретает хитрые способы представить положение в выгодном для себя свете;
Любовь не начинает конфликт и не говорит слова, такие острые и колкие, что они вызывают агрессивную реакцию;
Любовь не ведёт учётную запись всех ошибок и несправедливых поступков;
Любовь не ликует, когда видит, что с кем/то поступили несправедливо, она ликует, торжествует и радуется истине;
Любовь защищает, оберегает, покрывает и сохраняет людей от разоблачения;
Любовь всеми силами верит в самое лучшее в каждой ситуации;
Любовь всегда надеется на лучшее в других и на лучшее для других и предвкушает осуществление этого;
Любовь никогда не оставляет, никогда не опускает руки и никогда не сдаётся;
Любовь никогда не разочаровывает и не подводит».

Так каким будет ваш ответ на мои вопросы? Относитесь ли вы к людям с любовью-agape ? Вы стремитесь достичь наивысшего уровня любви, которого Бог ожидает от вас? Относитесь ли вы к окружающим с Божьей любовью? Или для этого вам ещё нужно расти и изменяться?

Я прошу вас: помолитесь, поговорите с Богом на эту тему. То, как вы относитесь к людям, насколько любите их и насколько отзывчивы к ним, очень и очень важно. Поэтому стоит прийти в Божье присутствие и попросить Его показать вам, к кому и где вам недостаёт любви-agape .

Ну как вам объяснить любовь Христа,

Чтоб было не запутано и внятно?

Она вам потому и непонятна,

Что незамысловата и проста.

Я знаю, нелегко понять,

Как это вдруг за вас приносят жертву,

И всякий грех уже искуплен смертью

Того, Кто дал Себя за вас распять.

Он, знаете ли, любит просто так —

Не за поступки, не за добродетель,

И то, что вы возникли на планете, —

Для Бога совершенно не пустяк.

Вы рождены для славы и любви,

И для успеха, как это ни странно,

Поймите, вы для Господа желанны,

Он хочет, чтобы вы Его нашли.

Любовь Христа вообще не мыслит зла,

В ней нет интриг, она нелицемерна,

Не лжива, не надменна, не манерна, —

Она живой огонь, а не зола.

А главное — Его любовь верна,

Она вас не предаст и не прогонит,

Она для вас везде уют устроит,

Оступитесь — поддержит вас она.

А как вам заслужить ее? Никак!

Он вас любил до вашего рожденья,

Примите в жизни важное решенье —

Не относиться к Богу лишь бы как.

И то, что я вам это говорю —

Не случай, не пустое совпаденье,

Быть может, это ваших бед решенье —

Я весть вам о спасении дарю.

(стихи Е.Несмиян)

Очень многие люди недоумевают, когда говоришь, что Бог их любит, и по-человечески это можно понять, потому что многим не пришлось пережить даже родительской любви, поэтому о таких высоких понятиях, как Божья любовь, они не помышляют, да и не могут.

Да и что такое любовь? Помню, как однажды прочитала фразу: «Любовь — это привидение, о котором многие говорят, но мало кто его видел». На самом деле, мы употребляем это слово в десятках ситуаций и случаев: «я люблю книгу», «я люблю своих детей», «мы любим кататься на велосипеде или наслаждаться закатом» — и очень часто чувства и отношения, которые при этом подразумеваются, очень сильно отличаются друг от друга. Так, например, любовь ребенка к пончикам вряд ли стоит на одном уровне с его любовью к своим родителям).

У древних греков было не так: для выражения своей любви к кому-то или к чему-то они употребляли разные слова с разными смысловыми значениями, и как бы условно то, что они называли любовью, можно было разделить на четыре основные группы: «агапе» (жертвенная любовь), «филео» (дружеская привязанность), «сторге» (родственные отношения») и «эрос» (физическая любовь, нередко с оттенком похоти). Я просмотрела Старый и Новый Завет и увидела, что в древнегреческом есть еще слова, передающие отношение любви, но это основные группы.

Любовь, конечно, невозможно увидеть, но ее можно ощутить, подобно тому, как мы ощущаем веяние тихого ветра. Многие, особенно в молодости, путают любовь с влюбленностью, которая по сути часто является ничем иным, как переодетым себялюбием и подменой истинной любви, хотя и так на нее похожей. Ведь кто-то так и сказал, что настоящая любовь — одна, а подделок под нее тысячи. Влюбленность ослепляет, а любовь делает зрячим. Я вспоминаю отрывок из одной книги о семейных отношениях, перевод которой делала когда-то. В ней молодой человек описывает свою возлюбленную: «Она такая! Когда я ее вижу — то даже не могу дышать!..» В ответ на это кто-то, находившийся в тот момент рядом, сказал: «Это не любовь, это..астма»)). Любовь — это не только то, что мы чувствуем. Любовь — это то, что мы делаем..

Бог доказал нам Свою любовь тем, что сделал для нас непостижимое — отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Христос пришел на эту землю, чтобы явить нам любовь Отца, — любовь-агапе, неведомую для души до тех пор, пока она не будет излита в нее Духом Святым. В 1 Ин.4:8 сказано: «Бог есть любовь». Эта любовь основана не на эмоциях — она основана на истине. Она жертвенна, безусловна и свята. Она абсолютно чиста, мирна, незлобива и исполнена плодов праведности; она долготерпит, не завидует, не бесчинствует, не ищет своего, не превозносится, не гордится, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, и никогда не перестает. Если кто-то имеет такую любовь, у него отпадает всякое желание просить о чем-либо у Бога, потому что он уже имеет все. Бог ищет в нас Христа. Он ищет ответа на Cвою любовь.

Как долго для меня оставалось загадкой, почему Христос после своего воскресения три таза обращался к Петру с одним и тем же вопросом — «любишь ли ты Меня?» И каждый раз Петр отвечал, что любит, хотя видимо и сам был огорчен тем, что приходится отвечать трижды. Но оказывается, если посмотреть в подстрочный перевод с греческого, то они говорили о разной любви — Христос спрашивал «агапао Мэ» (любишь ли Меня той любовью, которой Я возлюбил тебя?), а Петр отвечал «фило Сэ» (люблю Тебя — человеческой любовью). И только в третий раз Христос спросил «филэо Мэ?», видимо, снизойдя к тому пониманию любви, которое имел Петр.

Не знаю как вы, друзья, но снова и снова, когда в очередной раз моя вера попадает под чей-то грубый башмак, когда плотские люди, не разумеющие Слова истины, осмеивают духовное или начинают злословить то, чего не понимают, когда меня в который раз предают, открыто хамят или пытаются грубо ниспровергнуть то, что так дорого моему сердцу — то наступают минуты, когда так и хочется ответить той же монетой: разозлиться, нагрубить, съехидничать, приправить свой ответ сарказмом или горечью.. Но именно в эти моменты испытаний и духовных искушений ты вдруг слышишь в своем сердце отзвук Божьей боли, и тот самый вопрос, который Христос задал Петру, Он задает и тебе: «Агапао Мэ? Любишь ли Меня? Любишь ли ты Меня той любовью, которой Я возлюбил тебя: любовью, которая прощает безусловно; любовью, которая благословляет проклинающих и гонящих; любовью, которая не воздает злом за зло, но побеждает зло добром?». Это те самые минуты, когда Господь так ждет от нас ответа, но.. не того, который дал Петр.. И в такие минуты сердце обволакивается какой-то необъяснимой нежностью, а на глазах появляются слезы, и ты снова и снова отвечаешь Тому, Кто возлюбил тебя: «Агапо Cэ. Люблю Тебя, Господи. Люблю тебя той любовью, которую Ты Сам излил в мое сердце, и теперь Ты вправе ожидать ее от меня».. и тогда в очередной раз понимаешь, что не можешь не простить, не имеешь права озлобляться, мыслить зло, не находишь в себе сил, чтобы искать своего или претыкаться в вере.. Ты просто отвечаешь: «Люблю тебя, Господи, любовью-агапе, ибо если бы я любила Тебя любовью человеческой, то никогда не смогла бы сделать то, что выше моих, человеческих сил. Да будет благословенно имя Твое вовек и да совершится воля Твоя в моей жизни, ибо не как я хочу, но как хочешь Ты». Аминь.

Всё вместе говорит о том, что любящий считает важным не себя, а другого, и свою жизнь менее важной, чем другая жизнь. Теперь видно, что ничего в такой любви нет от плоти, или, как привычно говорить, от сексуальности. Плоть заботится только о себе - себя удовлетворить, утихомирить, утучнить, напитать, упокоить; ждёт и жаждет наслаждений, не хочет ни от чего отказываться. Плоть стремится к удовольствию, к грубой физической радости, ничего нет в ней небесного, ничего возвышенного, того, к чему зовут Иисус Христос, апостолы, святые отцы.

Церковь же хочет, чтобы возлагаемый ею брачный венец сиял добродетелями. Через неё брак освящается свыше, от Бога. Венчание есть Божие повеление, чтобы брак был не просто сожительством или даже добрым жительством бок о бок, но благословенным делом, явлением, которое пронизано светом.

Святая любовь остаётся любовью при всех обстоятельствах: при достатке или нищете в доме, при не слишком красивой внешности супруга или супруги, при неудачах, бедах, психических или физических недостатках, травмах и заболеваниях, инвалидности, даже при вечной прикованности к постели того, кого любишь. Двое тогда составляют как бы одного человека. Христос напоминает нам: В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27). Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть (Быт. 2, 24). Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. (Мк. 10: 6-9).

Но как же выполнить все эти христианские требования к браку? Ведь это невозможно! Однако сказал Господь: невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18:27).




Top