“…Любовь никогда не перестает…”. Любовь никогда не перестаёт… Романтическая проза

– “Любовь никогда не перестает!”. С уходом тех, кого мы любим, она становится только сильнее и покрывает всех вокруг. Наши дети ушли, но они с нами, и мы должны жить ради них – радоваться солнцу, сирени, ходить на концерты и выставки. Мы должны проживать эту жизнь для них – так начала свое обращение руководитель фонда «Вера» Нюта Федермессер.

В здании театра Новая опера много людей и … очень тихо. Только дети бегают, шумят и смеются, и на этот смех отзываются улыбками их ушедшие братья и сестры с фотографий на стендах. Эти фотографии бережно приклеивают молчаливые родители – беременная плачущая девушка, молодая семья с грудным ребенком, пожилая пара…

Две высокие беловолосые женщины – одна постарше, другая помладше – долго стоят, обнявшись у стенда, замерев и не замечая никого вокруг. Отец приклеивает фотографию и ласково проводит рукой по лицу сына.

-“Живые” – шепчет кто-то рядом со мной. Живые! Потому что “нету разлук. Существует громадная встреча” – эти слова Бродского стали девизом сегодняшнего Дня памяти по ушедшим детям.

Торжественную часть открыл концерт. Всех родителей позвали в зал, где на сцене их ждал камерный оркестр Михаила Рахлевского, для которого, как рассказала руководитель благотворительного фонда «Вера» Нюта Федермессер, «большая честь играть сегодня для родителей в память об ушедших детях».

Когда на зал опустились первые аккорды третьей сюиты Баха, даже мужчины не смогли сдержать слез, а молодой отец в соседнем ряду с годовалым ребенком на руках крепче прижал к себе сына, пряча лицо. Чайковский, Шнитке, Пьяццолла, Штраус… В середине концерта оркестр смолк, и в полной тишине, на огромном экране начали появляться имена детей – нескончаемый список из почти четырехсот имен.

Нюта Федермессер рассказала, что когда фонд “Вера” начинал проводить подобные встречи, она не раз задумывалась, зачем нужен такой день памяти, зачем нужно родителям снова и снова терпеть эту боль.

– И ответом на эти вопросы стали ваши письма. Вы пишите, что этот день важен для вас, так как вам хотелось бы быть полезными другим родителям, теперь, после потери своего ребенка, у вас есть на это силы. Вы приходите не для того чтобы снова пережить свою боль, но чтобы помочь другим, чтобы мы снова вместе смогли научиться тосковать и радоваться. Вы не только самые раненые родители, но и самые спасающие.

Жизнь продолжается – острее, ярче, иногда больнее, – и только вы можете ощущать жизнь полностью.

Актриса и соучредитель фонда «Подари жизнь» Чулпан Хаматова также отметила, что главная цель подобных встреч – ощущение всеобщего единения:

– Очень важно не оставаться в одиночестве, один на один со своим горем. Много раз я пыталась представить себе что было бы со мной, если бы в моей жизни произошло такое горе, и не смогла.

Когда-то я получила травму спины, которая периодически обостряется, и тогда я не могу ничего делать от боли, только лежать и не двигаться. И однажды я подумала: а вдруг на этот раз я слегла навсегда, вдруг я не встану? И тогда я поняла, что только друзья, которые всегда рядом, дают мне надежду. Единственное, что мне помогает – мысль, что я не останусь одна.

А потом на сцену стали подниматься родители и делиться воспоминаниями о своих детях:

О полуторагодовалой Лизе Галактионовой, которая умерла на Пасху, и ее мама, худенькая, как девочка, плача говорила, что счастлива, так как теперь у их семьи появился Ангел-хранитель на Небе.

– Когда я узнала Лизочкин диагноз – спинально-мышечная атрофия, я подумала, что уже никогда не смогу быть счастлива так, как раньше, до конца. А сейчас я могу сказать, что счастье нашей семьи теперь даже полнее. Дети – это наш ключ к двери в Царствие Небесное, их молитвами и страданиями, мы будем вместе. И на отпевании Лизочки тоже не было печали, но только слова о победе над смертью:

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!

О Бодровой Лере, которая заболела раком в четырнадцать лет и шесть лет боролась со смертью. Ее мама вспоминала как дочь не позволяла себе плакать, когда от бесконечных химий лопались сосуды, так как вокруг были дети младше ее. Или как она, получив на благотворительном аукционе за свои работы большие деньги, потратила их не на себя, а на оплату другим детям операций по пересадке костного мозга.

И как за три дня до смерти Леры, в ее комнату влетела птичка, и пела до четырех утра -часа, когда Леры не стало.

О маленьком Тимуре, который просил, чтобы Фонд каждый день дарил ему подарки. Когда же его спросили, зачем ему столько игрушек, ответил, что жить ему осталось уже немного, а он хочет успеть собрать игрушки для мальчика, который живет в соседнем доме с пьяницами-родителями.

И о многих-многих других детях, которые своими страданиями и своим мужеством изменили мир вокруг себя.

Воспоминания сегодняшнего Дня памяти часто переплетались и дополнялись воспоминаниями прошлого года, причем чудесным образом.

Так, папа Дани Александр, который в прошлом году сквозь слезы делился радостью – они с женой ждут ребенка! – сегодня поднялся на сцену вместе с женой и веселой девочкой, скачущей в слинге на руках у мамы.

– Мы брали силы из любви друг к другу и из любви к тем людям, которые вокруг нас. Мы впитали эти силы, и теперь хотим ими делиться с вами. Мы также просим вас отдавать свои силы другим людям. Счастье, как дуновение ветра, оно может исчезнуть в любой момент, поэтому надо жить для других и помогать тем, кому нужна помощь.

А Елена – мама Леши, ушедшего в прошлом году накануне своего 17-летия, рассказала, что написала на шарике имя сына, перед тем как выпустить шар в небо:

– И через четыре дня Леша приснился мне и сказал: “Мама, спасибо за подарок!”. Помните, у Бога все живы, и наши дети всегда с нами!

И вот на улице родителям снова раздали сотни белых воздушных шаров. Дул сильный ветер, шары рвались в небо. И, не дожидаясь общей команды, некоторые родители были вынуждены выпустить невесомую веревку с шариком из рук, чтобы дать ему улететь.

1-е послание Коринфянам 13 – один из наиболее известных отрывков на тему любви. Прочтем стихи 4-8а:

1-е послание Коринфянам 13:4-8a
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…»

Одной из многих черт любви, на которой я хотел бы уделить здесь внимание, является та, что любовь не «мыслит» зло. Слово «мыслит» в этом отрывке –перевод греческого глагола «логизо», что означает «считать, вычислять, подсчитывать ». Так, любовь не считает, не подсчитывает зло. Это любовь без расчета на возможную личную выгоду.

Я думаю, что такую любовь подразумевают слова Господа нашего в Евангелие от Матфея 5:38-42:

Евангелие от Матфея 5:38-42
«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся».

Только та любовь, что не подсчитывает зло, может служить словам Господа, приведенным выше. И такова любовь Бога, как Он показывал ее нам:

Послание к Римлянам 5:6-8
«Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. НО БОГ СВОЮ ЛЮБОВЬ К НАМ ДОКАЗЫВАЕТ ТЕМ, ЧТО ХРИСТОС УМЕР ЗА НАС, КОГДА МЫ БЫЛИ ЕЩЕ ГРЕШНИКАМИ».

И Послание к Ефесянам 2:4-6
«Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, --благодатью вы спасены, -- и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе».

Любовь Бога проявляется не только в том, что отдал Он Своего Сына, но и в том, что отдал Он Его грешникам, мертвым по преступлениям и грехам! И такая любовь нам пример:

1-e послание Иоанна 4:10-11
«В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга».

Евангелие от Иоанна 15:12-13
«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

1-e послание Иоанна 3:16
«Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев».

Любовь Бога не подсчитывало наше зло. Не считало то, что мы были мертвы по преступлениям и грехам. Бог отдал Своего Сына не ради праведников, а ради грешников:

1-е послание Тимофею 1:15
«Христос Иисус пришел в мир спасти грешников».

Евангелие от Луки 5:32
«Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию».

Христос омыл ноги не только послушным ученикам, но и непослушным. Такова настоящая любовь Бога. Любовь, о которой речь идет в 1-м послании Коринфянам 13, состоит не в том, чтобы любить только тех, кто любит тебя, и тех, кто, по вашему мнению, «заслуживает» вашей любви. Но любить тех, кто не любит тебя и тех, от кого нечего ожидать и даже тех, кто причинил тебе вред:

Евангелие от Матфея 5:43-48
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».

Возможно, множество раз мы читали эти строки и возможно, множество раз думали мы, что они сложны в применении. Но любовь – не что-то, что исходит прямо из нас. Ничего не можем мы творить сами от себя (Евангелие от Иоанна 5:30). Напротив, любовь – это ПЛОД – что-либо, что дано НОВОЙ ПРИРОДОЙ. Когда мы подчиняемся Господу, когда позволяем Христу вселиться в сердца наши (Послание к Ефесянам 3:17), новая природа приносит свой плод так же, как и обычное дерево: т.е. ЕСТЕСТВЕННО.

Послание к Галатам 5:22-23
«ПЛОД же духа: ЛЮБОВЬ, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона».

Примечания

См: E.W. Bullinger "A Critical Lexicon and Concordance to the English and Greek New Testament", Zondervan Publishing House, стр. 628

Ну как вам объяснить любовь Христа,

Чтоб было не запутано и внятно?

Она вам потому и непонятна,

Что незамысловата и проста.

Я знаю, нелегко понять,

Как это вдруг за вас приносят жертву,

И всякий грех уже искуплен смертью

Того, Кто дал Себя за вас распять.

Он, знаете ли, любит просто так —

Не за поступки, не за добродетель,

И то, что вы возникли на планете, —

Для Бога совершенно не пустяк.

Вы рождены для славы и любви,

И для успеха, как это ни странно,

Поймите, вы для Господа желанны,

Он хочет, чтобы вы Его нашли.

Любовь Христа вообще не мыслит зла,

В ней нет интриг, она нелицемерна,

Не лжива, не надменна, не манерна, —

Она живой огонь, а не зола.

А главное — Его любовь верна,

Она вас не предаст и не прогонит,

Она для вас везде уют устроит,

Оступитесь — поддержит вас она.

А как вам заслужить ее? Никак!

Он вас любил до вашего рожденья,

Примите в жизни важное решенье —

Не относиться к Богу лишь бы как.

И то, что я вам это говорю —

Не случай, не пустое совпаденье,

Быть может, это ваших бед решенье —

Я весть вам о спасении дарю.

(стихи Е.Несмиян)

Очень многие люди недоумевают, когда говоришь, что Бог их любит, и по-человечески это можно понять, потому что многим не пришлось пережить даже родительской любви, поэтому о таких высоких понятиях, как Божья любовь, они не помышляют, да и не могут.

Да и что такое любовь? Помню, как однажды прочитала фразу: «Любовь — это привидение, о котором многие говорят, но мало кто его видел». На самом деле, мы употребляем это слово в десятках ситуаций и случаев: «я люблю книгу», «я люблю своих детей», «мы любим кататься на велосипеде или наслаждаться закатом» — и очень часто чувства и отношения, которые при этом подразумеваются, очень сильно отличаются друг от друга. Так, например, любовь ребенка к пончикам вряд ли стоит на одном уровне с его любовью к своим родителям).

У древних греков было не так: для выражения своей любви к кому-то или к чему-то они употребляли разные слова с разными смысловыми значениями, и как бы условно то, что они называли любовью, можно было разделить на четыре основные группы: «агапе» (жертвенная любовь), «филео» (дружеская привязанность), «сторге» (родственные отношения») и «эрос» (физическая любовь, нередко с оттенком похоти). Я просмотрела Старый и Новый Завет и увидела, что в древнегреческом есть еще слова, передающие отношение любви, но это основные группы.

Любовь, конечно, невозможно увидеть, но ее можно ощутить, подобно тому, как мы ощущаем веяние тихого ветра. Многие, особенно в молодости, путают любовь с влюбленностью, которая по сути часто является ничем иным, как переодетым себялюбием и подменой истинной любви, хотя и так на нее похожей. Ведь кто-то так и сказал, что настоящая любовь — одна, а подделок под нее тысячи. Влюбленность ослепляет, а любовь делает зрячим. Я вспоминаю отрывок из одной книги о семейных отношениях, перевод которой делала когда-то. В ней молодой человек описывает свою возлюбленную: «Она такая! Когда я ее вижу — то даже не могу дышать!..» В ответ на это кто-то, находившийся в тот момент рядом, сказал: «Это не любовь, это..астма»)). Любовь — это не только то, что мы чувствуем. Любовь — это то, что мы делаем..

Бог доказал нам Свою любовь тем, что сделал для нас непостижимое — отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Христос пришел на эту землю, чтобы явить нам любовь Отца, — любовь-агапе, неведомую для души до тех пор, пока она не будет излита в нее Духом Святым. В 1 Ин.4:8 сказано: «Бог есть любовь». Эта любовь основана не на эмоциях — она основана на истине. Она жертвенна, безусловна и свята. Она абсолютно чиста, мирна, незлобива и исполнена плодов праведности; она долготерпит, не завидует, не бесчинствует, не ищет своего, не превозносится, не гордится, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, и никогда не перестает. Если кто-то имеет такую любовь, у него отпадает всякое желание просить о чем-либо у Бога, потому что он уже имеет все. Бог ищет в нас Христа. Он ищет ответа на Cвою любовь.

Как долго для меня оставалось загадкой, почему Христос после своего воскресения три таза обращался к Петру с одним и тем же вопросом — «любишь ли ты Меня?» И каждый раз Петр отвечал, что любит, хотя видимо и сам был огорчен тем, что приходится отвечать трижды. Но оказывается, если посмотреть в подстрочный перевод с греческого, то они говорили о разной любви — Христос спрашивал «агапао Мэ» (любишь ли Меня той любовью, которой Я возлюбил тебя?), а Петр отвечал «фило Сэ» (люблю Тебя — человеческой любовью). И только в третий раз Христос спросил «филэо Мэ?», видимо, снизойдя к тому пониманию любви, которое имел Петр.

Не знаю как вы, друзья, но снова и снова, когда в очередной раз моя вера попадает под чей-то грубый башмак, когда плотские люди, не разумеющие Слова истины, осмеивают духовное или начинают злословить то, чего не понимают, когда меня в который раз предают, открыто хамят или пытаются грубо ниспровергнуть то, что так дорого моему сердцу — то наступают минуты, когда так и хочется ответить той же монетой: разозлиться, нагрубить, съехидничать, приправить свой ответ сарказмом или горечью.. Но именно в эти моменты испытаний и духовных искушений ты вдруг слышишь в своем сердце отзвук Божьей боли, и тот самый вопрос, который Христос задал Петру, Он задает и тебе: «Агапао Мэ? Любишь ли Меня? Любишь ли ты Меня той любовью, которой Я возлюбил тебя: любовью, которая прощает безусловно; любовью, которая благословляет проклинающих и гонящих; любовью, которая не воздает злом за зло, но побеждает зло добром?». Это те самые минуты, когда Господь так ждет от нас ответа, но.. не того, который дал Петр.. И в такие минуты сердце обволакивается какой-то необъяснимой нежностью, а на глазах появляются слезы, и ты снова и снова отвечаешь Тому, Кто возлюбил тебя: «Агапо Cэ. Люблю Тебя, Господи. Люблю тебя той любовью, которую Ты Сам излил в мое сердце, и теперь Ты вправе ожидать ее от меня».. и тогда в очередной раз понимаешь, что не можешь не простить, не имеешь права озлобляться, мыслить зло, не находишь в себе сил, чтобы искать своего или претыкаться в вере.. Ты просто отвечаешь: «Люблю тебя, Господи, любовью-агапе, ибо если бы я любила Тебя любовью человеческой, то никогда не смогла бы сделать то, что выше моих, человеческих сил. Да будет благословенно имя Твое вовек и да совершится воля Твоя в моей жизни, ибо не как я хочу, но как хочешь Ты». Аминь.

Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 13, ст. 4-13; глава 14, ст. 1-5.

13:4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

13:5. не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

13:6. не радуется неправде, а сорадуется истине;

13:7. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

13:8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

13:9. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;

13:10. когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

13:11. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

13:12. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.

13:13. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

14:1. Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.

14:2. Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом;

14:3. а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.

14:4. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.

14:5. Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.

(1 Кор. 13, 4 – 14, 5)

Напомню, что 12-я, 13-я и 14-я главы посвящены рассуждениям апостола Павла о дарах духовных. Проблема была в том, что коринфяне считали себя особо одаренными, некоторые дары ставили выше других, тем самым у них появлялся повод для превозношения. Апостол Павел как обычно пытается их отрезвить. При чтении 12-й главы мы рассуждали о том, что Церковь – это Тело Христово и каждая ее часть, каждый член является важным, необходимым в этом теле. Соответственно, каждый человек напоен Духом, как и все остальные христиане, поэтому его роль в этом Теле, Церкви, уникальна, и нет смысла превозноситься. Наоборот, всегда нужно больше заботиться о том, кто требует заботы, и еще больше радоваться, если немощный член проявляет себя положительно. Самая главная мысль апостола Павла оказывается в 13-й главе. Сегодня мы начали читать 14-ю главу, которой речь будет идти о говорении на языках, это отдельная серьезная тема. Возможно, мы начнем ее сегодня, а может быть, поговорим в следующий раз, поскольку сегодня практически целиком читали 13-ю главу, известную многим людям, христианам и не только, которую часто цитируют в художественных текстах и даже фильмах. В библеистике, новозаветном богословии этот отрывок называется «гимном любви». Здесь апостол Павел говорит о том, что все духовные дары, какие бы ни были: знания, пророчества, говорение на языках и прочее – ничто, если они не пронизаны любовью.

Первые три стиха 13-й главы мы сегодня не читали, но я рекомендую рассмотреть их тоже сегодня. В них апостол Павел говорит, что чем бы он ни обладал: говорю языками человеческими и ангельскими (1 Кор. 13, 1), имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание (1 Кор. 13, 2) или раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение (1 Кор. 13,3), если все это без любви, то ничего не значит. Вспомните практически ту же мысль в Послании к Римлянам: любовь есть исполнение закона. В субботу мы читали отрывок из 13-й главы Послания к Римлянам, с 1-го по 10-й стих, и особое внимание я обращал на 8-й, 9-й и 10-й стихи. Любовь не делает ближнему зла (Рим. 13, 10), любящий другого исполнил закон (Рим. 13, 8). Если человек живет в любви, если любовь Божия пребывает в нем, то что бы он ни делал, он не сделает ближнему зла, выполнит волю Божию, то есть закон. Если человек в любви, то исполнение воли Божьей становится естественной нормой его жизни, и наоборот. Сегодняшний текст говорит нам о том, что какой бы человек ни был внешне добродетельный, самоотверженный, даже готовый пойти на сожжение, раздать все свое имение, знающий все тайны, имеющий различные дарования, уважаемый в обществе и так далее – если он не имеет любви, не живет в любви, а все это только лишь внешняя форма, то никакой пользы не будет. Поэтому единственное, к чему призван стремиться христианин, – стяжанию Духа Святого, как говорил Серафим Саровский, то есть к любви Божией, ее энергии, которую христианин призван пропустить через себя. Для этого нужно открыть свое сердце, не делать препятствий между собой и Богом. Бог всегда идет навстречу человеку, а человек сопротивляется, поэтому нужно убрать это препятствие: очистить свое сознание, чтобы ум, как говорят наши аскеты-подвижники, опустился в сердце. Там, в сердце, человек встречается с Богом, познает Божественную любовь, впускает ее в себя и дальше распространяет на все остальное мироздание: людей и прочее творение – вот в чем на самом деле цель человека.

Дальше апостол Павел характеризует любовь. Конечно, здесь приведены характеристики, не исчерпывающие, но принципиальные и важные, которые говорят о том, что такое христианская любовь. Это не эмоции, не чувства, не восторг и не эйфория, а именно любовь, которая по-гречески звучит как αγάπη [агапи] (мы недавно это слово упоминали), то есть некая жизненная позиция. Она проявляет себя в действии, поступках, в стойкости, доброделании. Это действительно больше, чем просто что-то чувственное, мимолетное, преходящее, обусловленное лишь биологией или химией. Сейчас есть рассуждения, статьи, передачи на тему «Химия любви», где говорится, почему человек влюбляется, почему раздражается, делает еще что-то. Здесь же говорится о том, что любовь христианская – это что-то фундаментальное, это дар Духа Святого, поэтому просто так она никуда не испарится, как может испариться влюбленность или другие чувства.

4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

5. не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла...

Русский перевод не мыслит зла не совсем точно отражает смысл оригинала. Любовь не мыслит зла не в том плане, что не думает о зле, а в том, что не запоминает зло. Если кто-то обижает, то любящий человек это пропускает, это зло не задевает его сердце и не оставляет следа обиды; человек все равно пребывает в любви: обида не колеблет его любви.

6. не радуется неправде, а сорадуется истине;

7. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Все, о чем говорит апостол Павел в начале 13-й главы, пройдет, и знание этого мира, которым можно превозноситься, кичиться, надмеваться, будет бессмысленно. Мы увидим Бога «лицом к лицу» (как будет написано дальше), поэтому то знание упразднится, языки и пророчества там не будут иметь значения, а любовь всегда будет актуальна, потому что это суть Божественной энергии, Божественной природы. По большому счету главное проявление Бога, по крайней мере нам известное и открытое, – это любовь.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

“Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает” (1Кор.13:4-8)

Когда читаю это место в Апостоле, то сразу вспоминаю одного человека…
Однокашники, вместе с которыми прошли годы моей учебы, наверняка и сейчас помнят нашу Марину Степановну. Старушка-библиотекарь с «жутко скверным», как считали все должники, характером… Подходя к дверям библиотеки, крестились даже неверующие – нотации и крик на нас, нерадивых читателей, как раскаты грома, долетали с третьего этажа до первого. Причем память частенько играла с ней злую шутку – крик этот зачастую выливался вовсе не на того, кому был предназначен.

Библиотеку нашу все по возможности обходили стороной, а первого апреля разобиженные в пух и прах студенты «старались», как могли – на дверях библиотеки всегда висела табличка, снятая со щитовой – «Не влезай! Убъёт!»

И вот однажды довелось мне встретиться с ней в автобусе. Скажу честно – пряталась я долго… Но всё-таки пришлось поздороваться…
Было это 22 июня, много лет назад. И тут завязалась беседа. И я узнала очень многое…

Человек этот открылся мне совсем с неожиданной стороны. Узнала я, что когда-то, в этот самый день, 21 июня 1941 года, очень юная, красивая девушка Марина, только что закончившая школу, вышла замуж. С мужем своим, любимым Петенькой, сидела за одной партой чуть ли не с первого класса.
«Мы просто дружили. Но любили друг друга всегда…
Никогда не позволяли себе ничего лишнего, как сейчас это распространено у молодёжи. Первый раз мы поцеловали друг друга на свадьбе… И были так счастливы! Вся жизнь ждала нас впереди!… А завтра была война… Как в кино… Петеньку забрали на фронт на следующий же день, сразу после свадьбы. И убили… В первом же бою…»

На глазах у нее слёзы, а в глазах – боль. Боль живой человеческой души. Боль, которую приглушило, но не залечило время… Передо мной стояла старушка, но глаза ее – глаза восемнадцатилетней девчушки, моей ровесницы, потерявшей любимого мужа сразу после свадьбы…

– А замуж вы потом выходили? – пытаюсь как-то отвлечь ее, переключиться. Так нестерпимо видеть мне чужую боль…
– Замуж? Но я же и так замужем, детка. Замужем за Петенькой…
То, что его нет, не означает, что я должна о нем забыть и смотреть на других…
Я прожила долгую жизнь, и никогда не встречала того, кто бы мог мне заменить моего мужа… Я – его жена, а он – мой муж. И это – навсегда, детка…




Top