Люди из овощей и фруктов. Портреты из фруктов, цветов и овощей от клауса энрике джерджеса

Портреты из фруктов, цветов и овощей от Клауса Энрике Джерджеса.

Клаус Энрике является последователем идеи художника Джузеппе Арчимбольдо.

«Когда я впервые увидел картину художника Джузеппе Арчимбольдо, то впал в отчаяние. Не было никакого смысла осуществлять мою «новую» концепцию серии портретов – все было сделано более 400 лет назад, и сделано великолепно. Но я не сдался, продолжил поиски и обнаружил: идея была не нова и тогда. Подобные портреты появились, когда человек выложил на земле пару камней и палку и сказал: «Поглядите, это лицо».

Композиция, сложенная из реальных предметов, вызывает гораздо более сильные впечатления.

Сегодня меня не волнует, что я время от времени получаю письма со словами: «Ты – вор» или «Ты – ничтожество» – как будто я отправился в Лувр и просто написал свое имя на всех работах знаменитого итальянца. Я думаю, что фотография – лучший способ для воплощения этой идеи. Композиция, сложенная из реальных предметов, вызывает гораздо более сильные впечатления. В ней есть непосредственность, которой невозможно добиться с помощью живописи. Я представляю, как со временем какой-нибудь художник использует генную инженерию для создания живой картины, которая будет выглядеть точь-в-точь как «Вертумн» Арчимбольдо. И это будет замечательно.»


Слева: «Огородник» Арчимбольдо, около 1590 года.
Как я и планировал, на шляпе – моя подпись. Но даже в перевернутом виде изображение выглядит как тарелка с овощами.


Слева: «Лето», написано в 1563 году.
Чем больше я работаю, тем свободнее себя чувствую, как здесь, например. Это как ветвь дерева, вырастающая из ствола и отклоняющаяся то влево, то вправо. Я даже начал делать «Арчимбольдески», среди которых – портрет принцессы Дианы.


Слева: «Зима», написана в 1572 году.
Помню, я уже отчаялся найти нужный кусок древесной коры. Я бродил по лесам – но все напрасно. В конце концов я сдался и заказал кору пробкового дерева. И первый же кусок, который я вытащил из коробки, оказался именно тем, что я искал много недель.


Слева: «Весна», написана в 1573 году.
Некоторые говорят: «Это действительно красиво, портрет сделан из цветов». Но природа таких изображений обманчива, она сложнее, чем кажется. Я воспользовался помощью своего друга, флориста Джулиана Кальдерона. Мы работали три дня без остановки.

Клаус Энрике Джердес, фотограф из Нью-Йорка, который создал серию оригинальных портретов, сделанных исключительно из овощей, фруктов и цветов.

Джузеппе Арсимбольдо

Видя эти невероятные художественные работы впервые, я подумала, что эти работы являются шедеврами известного Джузеппе Арсимбольдо (1527 – 1593) – итальянского художника, который известен своими образными портретами, сделанными полностью из фруктов, овощей и цветов.

Клаус Энрике Джердес

Джузеппе Арсимбольдо

Но есть существенные различия Арсимбольдо рисовал свои портреты, а Джерджес создает их из реальных фруктов, овощей и цветов, после чего, фотографирует их. Сложно представить, на сколько хорошо должна работать фантазия. Чтобы из группы овощей получилось лицо. В такой не простой работе нужно на перед видеть. Что куда поставить, чтобы перед зрителем появился человек.

Клаус Энрике Джердес

Джузеппе Арсимбольдо

Джерджес признается, что идея столь оригинальных портретов посетила его во время серии фотографий с листьями. Он фотографировал человеческие глаза, которые выглядывали из листьев, и придумал образ. Который состоял из листьев, и представлял собой портрет или маску.


Художник шестнадцатого века Джузеппе Арчимбольдо пошел по стопам своего отца, Бьяджо, который занимался созданием витражей и фресок. Но знаменитым от стал в другой сфере - благодаря своим необычным аллегорическим картинам. Арчимбольдо писал портреты людей из цветов, фруктов и других неодушевленных предметов.

1. Арчимбольдо считал себя придворным художником


Император Священной Римской империи Фердинанд в 1562 году назначил Арчимбольдо своим придворным художником. Позже Арчимбольдо также был придворным художником у его сына и преемника Фердинанда, Максимилиана II. Именно в честь Максимилиана II, он впервые начал экспериментировать с живописью, создав знаменитые "Времена года" - серию портретов в профиль, на которых лица людей были изображены с помощью цветов, тыкв, корней и зерен. Он также пробовал себя в дизайне интерьера и одежды.

2. Он писал скандальные портреты монархов


Арчимбольдо известен не только "Временами года". Одна из самых известных его работ - портрет императора Священной Римской империи Рудольфа II, который заказал разным художникам несколько своих портретов. Немец Ханс фон Аахен написал портрет императора в роскошных одеждах. Голландский скульптор Адриан де Врис сделал царственный бюст монарха. Арчимбольдо же написал "Портрет Рудольфа II в образе Вертумна" - римского бога растений. На этой картине император изображен из фруктов и овощей, которые олицетворяют растительность и дары природы всех времен года.

3. Не все портреты, написанные Арчимбольдо, состоят из только из фруктов и овощей


"Библиотекарь" на картине состоит из книг. "Официант" - из бочек и бутылок. "Юрист" - из книг, тушки курицы и рыбы.

4. Арчимбольдо был "мастером капричозы и анекдотов"


Здесь имеет место игра слов. Мозаичные шедевры художника на самом деле создавались с развлекательными и юмористическими целями.

5. Двусмысленность картин


Искусствоведы подозревают, что на картине "Юрист" изображен двуличный вице-канцлер Максимилиана, Ульрих Засиус. Лицо юриста создано из грязных цветов, птицы и рыбы

6. Арчимбольдо серьезно относился к природе


Работы Арчимбольдо могут быть шутливыми, но он и его современники были очарованы красотой и гротеском, которые можно найти в окружающем мире. Благодаря тому, что он описывал флору и фауну вплоть до мельчайших деталей, его работами восхищались на протяжении столетий.

7. Одна из его последующих серий была создана в честь природных стихий


"Четыре элемента" представляли собой сюрреалистические портреты, составленные из элегантных животных и роскошных украшений. Воздух был представлен стаей птиц, в том числе совой, петухом, попугаем и павлином. Вода была представлена жемчужным ожерельем и короной из кораллов в окружении рыб, акул, кальмаров, морских черепах и ракообразных. Земля представлена млекопитающими, такими как слоны, олени, хищные кошки, кабаны, зайцы и ягнята. Огонь же представлен мерцающем пламенем, искрами, свечами, лампами и блестящими золотом и оружием.

8. Габсбурги любили его причудливый стиль


Хотя королевские портреты того времени в основном идеализировали монархов, Габсбурги просто обожали изобретательный стиль Арчимбольдо. Эта династия была известна своим покровительством интеллектуалам и поощрением авангардного искусства. Арчимбольдо работал на королевскую семью в течение более 25 лет.

9. Его картины изобилуют намеками и визуальными каламбурами


Ухо "лета" сделано из кукурузного початка в форме уха. "Зима" носит плащ с монограммой М (отсылка на императора Максимилиана, который носил подобный плащ). "Огонь" изображен с завитыми языками пламени, которые являются символом семьи Габсбургов, а "Земля" носит плащ из кожи льва, как и Геркулес, которого королевская династия считала своим предком.

10. Его работы вдохновили на создание придворных карнавалов


В 1571 году Максимилиан попросил Арчимбольдо организовать фестиваль, на котором члены королевской семьи и их друзья могли бы одеться в виде природных элементов и времен года.

11. Самая безумная работа художника - "переворачивающаяся" голова


Эта картина с первого взгляда выглядит, как натюрморт. Чтобы увидеть лицо, нужно перевернуть ее на бок.

12. Создавал "Голову из корзины с фруктами" художник методом проб и ошибок


Искусствоведы полагают, что Арчимбольдо перерисовывал свой натюрморт несколько раз, чтобы добиться правильного ракурса.

13. Несмотря на признание королевской династией, слава художника вскоре была забыта


В течение многих десятилетий Арчимбольдо был хорошо известен и любим элитой общества. Тем не менее, после его смерти в 1593 году, о его невероятных картинах забыли на века.

14. Сюрреалисты вернули былую славу художнику


Художники, такие как Сальвадор Дали, использовали новаторские композиции Арчимбольдо в качестве основного источника вдохновения. Посмертно Арчимбольдо записали в основатели маньеризма.

15. Сегодня талант Арчимбольдо ценят во всем мире


Работы художника получили широкое признание и выставляются в крупнейших музеях и галереях по всему миру.

Итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо после смерти был надолго забыт. Его полотна хранились в частных коллекциях, и только в ХХ веке они стали доступны широкой публике. Поначалу их сочли курьезом или шуткой мастера, составлявшего портреты из цветов, овощей, книг, корней деревьев. Но затем устойчивый интерес к его картинам открыл миру великого художника.

Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане. Его дедушка был архиепископом, отец — художником. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя. Предполагают, что молодой художник мог видеть рисунки Леонардо, изображающие удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Вероятно, именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо.

Двадцатидвухлетним юношей Джузеппе помогал своему отцу, расписывавшему Миланский собор. Из его росписей в сохранилось совсем немного — цикл витражей, посвященных Святой Екатерине, выполненных в традиционном духе.

Эти работы не имеют ничего общего с прославившими художника произведениями, кроме пышного декоративного оформления.

В 1562 году Джузеппе был приглашен в Вену на должность придворного портретиста. Многолетняя придворная жизнь художника включала в себя различные занятия: он изобретал и строил различные гидравлические механизмы, музыкальные машины, у которых звук соответствовал тому или иному цвету, содержал в порядке экспонаты знаменитого кабинета, где хранилась коллекция произведений искусства и разных редкостей, и конечно, писал портреты.

До нас дошло 14 картин Арчимбольдо. Обычно — это портреты по грудь, в профиль, реже — в фас. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных или же — музыкальных и иных инструментов. Например, голова «Повара» составлена из жаркого и кухонной посуды.



Повар

Библиотекарь, понятно, — книжный червь.

На старинной гравюре, считающейся по традиции автопортретом мастера, имеется надпись: «Природа, выраженная искусством Арчимбольдо». Эти слова свидетельствуют, что современники не относили искусство художника к разряду курьёзов. Арчимбольдо действительно был гениальным выразителем природы и удивительно правдиво умел передавать на своих холстах ее краски, изобилие, вечно умирающее и рождающееся великолепие.

Автопртрет

В то время новая наука натурфилософия завоёвывала образованные умы европейцев. Одна из ее главных идей — учение о живом космосе и единстве человека и природы. При этом времена года и стихии сопоставлялись с органическими процессами, происходящими в человеке. У Арчимбольдо, который безусловно был знаком с этими идеями, на картине «Весна» цветы и травы сплетают образ юности, чистоты и радости.

Весна

Картина «Лето» создает ощущение знойного полдня, который соответствует расцвету человеческой жизни.

Лето

"Осень" изобилует земными плодами, подобно тому, как зрелый возраст — мудростью и добродетелями.

Осень

Зима неприветлива и сурова, ее скудные плоды безрадостны и сводят смертным скулы...

Зима

Портрет императора Рудольфа II Арчимбольдо назвал «Вертумн» — по имени этрусского божества садов. Королю так понравилось собственное изображение, сплетенное из садовых цветов, овощей и злаков, что он пожаловал художнику титул пфальцграфа — придворного сановника, что для выходца из ремесленной среды было чрезвычайно почетной наградой.

Рудольф II в образе Вертумна

Отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II, 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 году вернулся в Милан. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи гульденов.

11 июля 1593 года живописец умер. Причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни».

Творчество Арчимбольдо стало столь популярно, что породило множество подражателей. Но стилизаторы, чьи полотна называли «арчимбольдесками», заимствуя лишь его внешние приемы и не понимая идей, заложенных художником в свои творения, так и не поднялись до высот мастера. Арчимбольдо навсегда остался непревзойденным художником натурфилософской школы.

Верхоланцев М. М. Арчимбольдеска

В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма. В его творчестве также усматривают предвосхищение сюрреализма, а одна из его картин («Библиотекарь», см. выше) считается триумфом абстрактного искусства в XVI столетии.




Top