Люди с разным цветом кожи. Какой цвет кожи у настоящих русских У каких славян желтый цвет кожи

Жёлтый цвет - один из самых противоречивых цветов в палитре смыслов. Но ведь он имеет много оттенков, от грязно жёлтого до золотого. Безусловно, от этого меняется и значение цвета. Наша задача рассказать о применении и трактовке данного цвета в славяно-русской мифологии и культуре.

Грязный желтый - цвет предательства, воровства, отталкивающий цвет. Многие исследователи трактуют этот цвет с семантикой смерти и дурных предзнаменований. Самым ключевым моментом в таких рассуждениях является окрас поминальных яиц в жёлтый цвет на красную горку, точнее после красной горки родноверы вспоминали ушедших от нас людей. И в жёлтый цвет яйца красили для тех, кто наложил на себя руки. Считалось, что жёлтый цвет имеет отношение к отделившейся от тела душе. Так, ходили поверья о жёлтых насекомых и животных - что это реинкарнации ушедших людей. Есть даже предание про накручивающихся ведунов, которые могли обращаться в животных такой расцветки. У славян был запрет на охоту на зверей с жёлтым окрасом. Самый же интересный момент, - это жёлтая осень. Листья желтеют перед тем, как закончить жить. Жёлтая осень красивая, бесспорно. Но это красочно показывает, почему жёлтый цвет считается цветом увядания и смерти. Сама природа так говорит нам.

Сам жёлтый цвет считается цветом сакральным, даже могущественным. Так как это природный цвет солнышка. Поэтому в этом ключе жёлтый цвет всегда воспринимался с благоволением и пониманием. Жёлтый цвет часто использовали в воинской атрибутике княжеской дружины, как бы намекая на связь с Богами. Ведь солнце напрямую отождествлялось именно со славянскими Богами. Жёлтый, как и красный, воспринимался как княжеский цвет, и их часто можно было встретить на гербах и знамёнах.

С жёлтым граничит другой его оттенок – золотой. В славянской культуре он также является ключевым солнечным цветом. Золото могли себе позволить только августейшие особы, и поэтому это всегда был княжеский металл. И он также был связан с солнечным культом. Желто-золотой ещё мёд. А это традиционно русский промысел, который был известен с древнейших времён. В связи с этим и сами пчёлы были всегда синонимами сладкого, полезного, солнечного сгустка лечебной массы - мёда.

Подсолнух тоже считается солнечным растением, и его семантика всегда является солярной.

Жёлтый цвет это ещё и тёплый цвет древесины, а дерево воспринималось как строительный материал и как основной источник отопления. А сакральность деревянного дома и источник тепла в зиму сложно недооценить в культурном и эмоциональном плане.

В одежде и вышивке жёлтый цвет носили в основном замужние женщины. В повседневной жизни, в обрядах они применяли другие цвета. В обрядовой деятельности жёлтый цвет мог применяться только в сочетании с красным и был доступен только жреческому сословию, конечно с множеством оговорок и пояснений.

Русый цвет волос, цвет соломы, считается доминантным признаком русского этноса. Это сильный маркер, который в древние времена без слов говорил, кто стоит перед тобой.

Этот цвет многогранный, интересный, непростой. Многое о нём сегодня не понятно. Но знания по крупицам появляются в свободном доступе. Наши статьи одни из немногих, что могут рассказать заинтересованному читателю о значении различных цветов в славянской мифологии и культуре.


Введение | Глава I | Глава II | Глава III | Заключение | | Список иллюстраций | Список сокращений

Глава I. Ткань как вещь и знак в русской традиционной культуре

§2. Семантика цвета

Цвет - один из признаков предмета. Для современного человека изменение цвета не означает изменения сущности предмета в большинстве случаев, однако существуют и исключения: черная траурная одежда, белое свадебное платье, голубые вещи для мальчика и розовые для девочки и др. Все приведенные примеры относятся к цветам одежды. Эти символические выражения назначения тех или иных вещей появились в нашей культуре сравнительно недавно, некоторые из них не имеют в ней корней и пришли извне, однако их влияние является достаточно сильным, сильным настолько, что, сталкиваясь с отклонением от правил, человек недоумевает. Справедливо предположить, что если для нас сегодня значим цвет нашей далеко не традиционной одежды, а может быть, и каких-либо еще вещей, то символика цвета в народной культуре достаточно важна. Таким образом, цвет - признак, получающий в народной культуре символическую трактовку.

Русские применяли ткани самых разных цветов, окрашивая их белыми, черными, синими, красными, желтыми красителями . Наиболее значимыми являются противопоставления белого и черного (светлого и темного), соотносимого с оппозициями жизнь/смерть, хороший/плохой и др., а также триада белый-красный-черный. Символика каждого из этих цветов неоднозначна, зачастую они имеют прямо противоположные толкования.

Белый цвет, белое - в народной культуре один из основных элементов цветовой символики, противопоставленный, прежде всего черному и красному. Белый и черный цвета находятся на полярных точках цветового спектра, а их названия и символика антонимичны. Белый цвет представляет обобщенно ряд цветов светлых тонов, а также большую цветовую интенсивность, в то время как черный цвет обобщает темные цвета и с ним соотносится малая цветовая интенсивность или ее отсутствие. Кроме того, белый цвет обозначает отсутствие цвета, он нейтрален и может быть превращен в любой другой цвет и получить любое толкование.

В символической сфере корреляция белый/черный (светлый/темный) может входить в эквивалентный ряд с парами хороший/плохой, мужской/женский, живой/мертвый, отчасти молодой/немолодой (старый) и т.д. Возможна корреляция белый/небелый, и тогда белый цвет способен означать сакральность, чистоту, плодородие, свет.

Ярче всего мифологическая семантика белого цвета проявляется в гаданиях, предзнаменованиях, поверьях. Семантическая пара хороший/плохой выявляется по отношению к признакам белый/черный в серии примет, связанных с бабочкой или овцой, приносящих соответственно своему цвету счастье или несчастье.

Представление о "царстве тьмы" как о загробном мире, противопоставленном "белому свету", характерно для всех славян. Вологодский крестьянин, например, считал, что умершие некрещеные дети живут в "темном месте и белого света не видят". Белый свет - наш, "этот" свет, и он противопоставлен "тому", не белому свету, как день противопоставлен ночи. Белый свет, как и белый день, мотивирован признаком "ясный, светлый, чистый". Подобным образом разграничивается плохая и хорошая погода, предсказываемая по цвету коровы, идущей впереди стада. Солнечный свет - и само солнце - белое, поэтому в первый день жатвы работу нужно закончить до захода солнца, чтобы хлеб нового урожая был белый.

Мифологическая связь отдельных предметов и явлений осуществляется по принципу подобия. Так, иногда появление белых мотыльков или бабочек сулит обилие молока. На основе подобия производятся и некоторые продуцирующие действия: белорусы клали на грядку с капустой камень и накрывали его белым платком, чтобы капуста была белой как платок, и большой и крепкой как камень; крестьянин надевал белую рубаху (женщины - платок), отправляясь сеять пшеницу, "чтобы она была чистой и белой, как рубаха", лен. Однако славяне опасались белых вещей, способных вызвать град и изморозь: белое не выносили на двор или в поле в некоторые праздники.

Многие индоевропейские народы знают белый траур. Русские же традиционно извещали о смерти, вывешивая на избе белый "плат" или полотенце, которым "приходящий покойник сорок дней утирал слезы". На русском Севере известна белая погребальная одежда, обряжение девушек-покойниц в белое связано с обрядом похорон-свадьбы. В образе женщины в белых одеждах представляли смерть. Известен фразеологизм "белая смерть", в некоторых заговорах больной называется белым, а здоровый красным. Рязанские крестьяне верили, что собирать во сне белые цветы - к покойнику. Смерть предвещали во сне белые гуси, кони, козы; болезнь - увиденная во сне девушка в белом.

Белые одежды характерны для духов, мифологических персонажей. Белуном иногда называют домового, белой бабой - русалку, белым огромным существом представляют упыря. Во все белое одевали женщин, исполняющих некоторые обрядовые роли. Таким образом, почти вся нечистая сила одевается в белое, в то время как черт носит черный костюм и сам черен. Белые животные и птицы, особенно редкие или несуществующие, считаются особыми, колдовскими или царями над своими сородичами. В белых животных превращаются лежащие в земле клады. В то же время белый цвет может защищать от сглаза, порчи; белыми считались некоторые (чистые) дни постов и праздников .

Наиболее конкретной и однозначной символикой обладает черный цвет, который ассоциируется с мраком, землей, смертью, выступает как знак траура (в семьях, где был траур, красили пасхальные яйца в черный или другие темные цвета - зеленый, синий, фиолетовый). Черного цвета обычно демонологические персонажи (появляются в виде черного животного или предмета): черт, банник, овинник, полевой дух. Распространены мотивы черных животных: коня, курицы, кошки и свиньи. Появление черного животного после смерти колдуна - свидетельство того, что из него вышел черт.

В магической практике использовались предметы черного цвета и жертвенные животные. Нож в черных ножнах защищает от испуга; черный терновый шип забивали мертвецу под ногти, "чтобы не ходил"; черную курицу обносили вокруг посевов от града и приносили в жертву чуме. Яйцо черной курицы помогало от куриной слепоты, а молоком черной коровы тушили пожар, зажженный молнией.

Желтый цвет, желтизна - признак, наделяемый в народной культуре преимущественно негативной оценкой. Желтый цвет часто осмысляется как символ смерти; в славянских поверьях появление желтого пятна на руке предвещает смерть. В желтый цвет окрашивают яйца, предназначенные для поминовения в пасхальных, семицких и троицких обрядах. На Пасху, поминая умерших на кладбищах, носили с собой красные и желтые яйца; в Семик при кумлении девушки, целуясь сквозь венок, дают друг другу желтое яйцо. В обряде "крещения кукушки" участники ритуала кумовства на кладбище обменивались желтыми яйцами, разбивали их и оставляли на могилах. В субботу, накануне Троицына дня, когда поминали умерших "не своей" смертью и некрещеных детей, красили яйца не в красный цвет, а в желтый, и раздавали детям. Желтый - один из традиционных эпитетов в заговорах восточных славян. Растения с желтыми цветами используются для лечения "желтых" болезней (желтухи и др.)" свойством исцелять наделяются желтые предметы (платки, кольца, посуда), куры с желтыми ногами, желтые бабочки.

Желтый в цветовой характеристике мифологических персонажей встречается редко. Мифические существа, которые водят души на "тот свет", являются в желтых тонах, у домового волосы желтого цвета, одна из лихорадок называется желтой. Желтые круги появляются на траве, где старик "поверстался в колдуны" или старшая в его семье женщина покумилась с ведьмами; иногда места хороводов, трапез русалок отмечены пожелтевшей, засохшей травой. Желтый цвет наряду с красным может выступать как заместитель золота. В приметах желтый цвет означает несчастье, болезнь или смерть; кто весной увидит желтую бабочку, будет в этом году несчастлив и слаб здоровьем .

В русской традиции сложилось восприятие золотого как знака избранничества, счастья и высшего суда, подобное представление сложилось еще в рамках солнечного культа . Золотая символика, дохристианская по существу, функционировала в условиях постепенной христианизации культуры, сливалась с религиозными понятиями воздаяния и возмездия, добра и зла. Золото, как правило, связано с испытанием героя, его получают только избранные. Таким образом, золотые предметы в фольклоре сакральны. Мифологема чистого, сакрального, золота проявляется в заговорах, где заговаривающий ищет небесного покровительства; так, в заговоре на добрый путь он представляет себя одетым в золотые ризы, укрытым золотой пеленой .

Зеленый цвет, зеленое - в народной культуре соотносятся с растительностью, изменчивостью, незрелостью, молодостью. Отмечено восприятие зеленого цвета как блестящего, сияющего, сходного с золотым и желтым. Особенно характерны такие представления для южных славян .

Продуцирующая символика зеленого цвета проявляется в весенней и свадебной обрядности, например, Троица - зеленые святки, Троицкая неделя - зеленая неделя. В свадебных песнях часто встречаются образы зеленого жита, бора, луга. В погребально-поминальных обрядах зеленый выступает как цвет "того света". Яйца зеленого цвета как поминальная трапеза известна у восточных славян. На Пасху красили яйца в зеленый цвет, если в доме в течение года был покойник, эта процедура призвана обновить жизнь обитателей дома, очистить, освободить их от присутствия неживого. Зеленый цвет может быть атрибутом "чужого" пространства, где обитает нечистая сила, куда изгоняются духи: зеленая гора и т.п. Зеленый цвет присутствует в описаниях хтонических существ .

Красный цвет, красное - в народной культуре один из основных элементов цветовой символики, выступающей в оппозиции белое/красное, или в триаде белое/красное/черное, где красное противопоставлено белому как не-белое, "окрашенное", "темное". Символика красного цвета амбивалентна. Красный - цвет жизни, солнца, плодородия, здоровья и цвет потустороннего мира, хтонических и демонических персонажей. Красный цвет наделяется защитными свойствами и используется как оберег. Особо значимы в народных представлениях красная нить, красное полотно, красное яйцо.

Связь красного цвета с огнем отражается в языке (пустить красного петуха), легендах, объясняющих наличие красного цвета в окраске животных; русских поверьях: о красном летающем огненном змее (Русский Север Сибирь); о "бабе в красном казане" (персонификация пожара; Рус. Север); об огненно-красном полевике, который кажется людям россыпью искр (вологод.). Связь красного цвета с кровью проявляется в свадебной символике, часто пояс красного цвета является неотъемлемой частью костюма несовершеннолетней девушки. Наличием свежей крови в теле "нечистых покойников" (упыря, колдуна) объясняется красный цвет их лиц.

Значение красного цвета как неординарного, исключительного обусловлено оценочной семантикой красный "красивый, ценный, парадный". По народным поверьям у главной змеи гребень красного цвета (Рус. Север) .

Продуцирующая семантика красного реализуется в свадебном обряде, в календарно-хозяйственной обрядности, где символизирует изобилие, плодородие: так, последний сноп подвязывают красной пряжей, ниткой или платком. При первом выгоне скотине подвешивали колокольчик на шнурке красного цвета. В родинных обрядах красный цвет выступает как символ жизни, здоровья; пуповину перевязывали красной нитью, считали, что красный цвет кожи новорожденного свидетельствовал о его долголетии. В погребальной обрядности выражена символика красного цвета как принадлежащего "тому свету" и одновременно защищающего от опасного контакта с потусторонним миром. Покойнику могли связывать руки и ноги красной нитью, белорусы клали поперек тела покойника красную нить, часто и головной убор для покойного делался из материи красного цвета. Гроб несколько раз из конца в конец обматывали красной шерстяной нитью, беременная завязывала нить красного цвета на пальце, когда шла прощаться с покойным. Иногда в поминальные дни из дома выносили все красное. На Русальной неделе перед Троицей поминали утопленников, разбивая на их могилах красные яйца. Красный цвет (платок, лента) присутствует в восточнославянских обрядах "крещения" и похорон кукушки.

Красный цвет выступает как оберег, его семантика соотносится с апотропейной семантикой окрашенного предмета (наиболее значимыми оказываются нить и шерсть) или растения. Красной краской чертили магический круг, на Пасху умывались водой, в которую были положены красное яйцо или растение . В качестве апотропея и лечебного средства широко использовалась красная нить, ее привязывали на руку или ногу, оставляли висеть на кустах растений. От боли в суставах обвязывали руки красной шерстью, нитками, полосами ткани, считалось, что это защитит и от лихорадки, испуга. Красный цвет способен защитить от змеи, мышей, волка; отогнать злых духов и непогоду.

Красным цветом отмечены многие мифологические персонажи: так, дворовой может выглядеть как толстая змея красного цвета. Красного цвета глаза у ведьмы, русалок; кожа у чертей, мифических инородцев; волосы или шапка у домового, русалки, лешего; платье лешачихи и рубаха домового, штаны лешего и шарф черта. "Женщины в красном" - вестницы несчастья.

Красный в заговорах - постоянный эпитет мифических персонажей: красная девица, красный конь. Повсеместно у славян используется в любовной магии красная нить, красные семена растений. При пропаже скотины делают "относ" русалкам: лапти, онучи, хлеб и соль перевязывают лентой красного цвета и относят на перекресток в лес. В святочных гаданиях лента красного цвета символизировала рождение ребенка. Преобладание красного цвета в радуге обещает здоровье и хороший урожай, богатство. Красные дни в народном календаре приходятся на Страстную, пасхальную, Фомину (Красная горка) недели.

Комбинация красный-белый противостоит сочетанию желтый-черный в значении жизнь/смерть, свет/тьма, здоровье/болезнь. Сочетание красный-белый, поэтому характерно для амулетов. Красный может соседствовать и с синим цветом в том же значении. Сочетание красный-черный характерно для мифологических персонажей, преобладает в костюмах ряженых .

В рамках славянской традиции можно с уверенностью утверждать, что красный цвет является доминантным в семантической структуре ритуала. Маркировка красным цветом - наиболее архаичный и универсальный способ моделирования ритуальных объектов. Это наглядно выражено в функциях красной нити, красного пояса, маркировки ритуальных полотенец, в структуру которых обязательно включена красная нить.

Семантика красного цвета реализуется в универсальной оппозиции белое/ черное, которая трансформируется в динамическую трехчастную структуру белое/ красное/ черное. Эта триада составляет инвариант цветовой классификации, на основании которой строится система отношений семантики цвета в традиционной модели мира. Ритуальное значение красного цвета обеспечивает его позиция, как среднего члена триады, маркирующая границы в системе двоичных противопоставлений. Промежуточная позиция красного между белым и черным идентична позиции тени в триаде свет/тень/мрак, где тень противопоставлена свету, но в то же время не совпадает с мраком. Эта своеобразная амбивалентность красного цвета и составляет основу его характеристик в качестве ритуального символа. Во временном коде день/ утро (вечер)/ ночь красному цвету соответствует утро (вечер), в календарном цикле лето/весна (осень)/ зима соответственно весна (осень). В пространственном коде красному цвету соответствуют маргинальные зоны: порог дома, ворота, изгороди - суть границы внутреннего и внешнего, своего и чужого пространства .

Таким образом, цвет является одним из признаков, определяющих естество объекта. Цвет может определять смену смыслов вещи, зачастую он более важен, чем наименование предмета, как, например, в случае с черной кошкой. На примере влияния цвета можно видеть, как материальные качества объекта "делают" знак, управляя его содержанием.

© Н.С. Кошубарова, 2003 г.

Цветовые символы в Славянской мифологии

Славяне очень ответственно относились к выбору в своей жизни того или иного цвета. Для повседневной жизни славяне выбирали одни цвета, для религиозно — обрядовой другие. Так же костюм был выполнен в соответствии со своим полом, социальным статусом и даже настроением.

В Славянской мифологии цвета тоже обладают чётким значением.

Но всё это разнообразие цветовых значений достаточно просто выстроить в логическую цепочку, и сразу начинает прорисовываться вся многозначность и занимательность трактовок того или иного цвета.

Немного символами цвета занимался исследователь мировоззрения древних Славян М.В.Попович. Нам интересны не только символы цвета, используемые в одежде древними Русичами, но и цветовая символика, используемая в мифах, былинах, сказках.

Белый цвет — это солнце, воздух, прозрение, чистота, невинность, непорочность, святость, священность, спасение, духовная власть. Зима. Этот цвет обозначает светлое время суток. Время труда и благих дел.

Белый цвет — абсолютная свобода от всех препятствий, свобода для всех возможностей. Белый — также разрешение проблем, новое начало.

В пантеоне богов присутствовал Белбог, как олицетворение всех светлых сил.

Символом Святовита, является белый цвет. Это связано с тем что, Белбог и Святовит в традиции одна и та же сила, только в разных воплощениях, соответственно и значение у них одинаковое.

В мифах часто встречаются фразы: «бел шатёр» — для обозначения славянского воинства, «белые руки» — для отмежевания славянина от печенега. Эпитет реки Дунай — «белая река». Так же эпитет «белый» связан с «живой водой». «Белая уточка» — всегда в сказке положительный герой, восходящий к уточке прародительницы из мифа о сотворение мифа. «Белая берёза» — постоянный эпитет в мифологии называет одно из славянских священных деревьев.

«Бел – горюч камень» (Алатырь) – в мифологии священное чистое место.

«Палаты белокаменные» — чистое, светлое, надежное жилое место.

В народном календаре «белые» дни — это масленичные дни у сербов и македонцев («белая неделя»); святочные дни (когда нет поста) в Сербии и Поморавье («белые дни»); Страстная неделя у украинцев и белорусов (Бiлий тиждень, Бiела няделя); Страстная суббота у хорватов, словенцев, чехов и словаков («Белая суббота»).

Рубаха белого цвета, использовалась Славянами в религиозно — обрядовых целях, например, одевалась перед битвой под кольчугу или без оной, просто на чистое тело.

Черный почти повсеместно предстает как цвет негативных сил и печальных событий. Черный цвет — это и отрицание земного тщеславия и великолепия.

Черный же цвет, как антагонист белого, выражает идею «ничто», ничто как абсолютный отказ, как смерть или как «нет» в боевом протесте (как концентрированный сгусток агрессивного упорства). Чёрный цвет символизирует ночь. Это время тёмных сил. Это время сна, временного небытия.

Наиболее конкретной и однозначной символикой обладает черный цвет, который ассоциируется с мраком, землей, смертью (выступает как знак траура; ср.: в семьях, где был траур, пасхальные яйца красили в черный или другие темные — зеленый, фиолетовый, синий — цвета).

Черного цвета обычно персонажи Пекельного мира (появляются также в виде черного животного или предмета): банник, овинник, полевой дух «удельница» (рус.). В черного коня превращается волкодлак (серб.), вампиры мучают людей, обратившись в черную курицу (словен.), ведьмы превращаются в черных кошку, собаку, свинью (о.-слав.). Появление черного животного после смерти чародея — свидетельство того, что из него вышел Вий (серб.).

В магической практике (апотропейной, любовной, лечебной) использовались предметы черного цвета, например: нож в черных ножнах как защита от испуга (серб.), от моры (словен.); черный терновый шип забивали мертвецу под ноготь, чтобы не ходил (серб.); кость черной собаки отпугивала вештицу (серб.); черную курицу обносили вокруг посевов от града (серб.)

Символом Чернобога является чёрный цвет. Он олицетворяет совокупность всех тёмных сил Пекельного царства.

В мифологии эпитетами чёрного цвета обозначали: «Чёрная рать» — вражеское войско, « Чёрная река» — несущая смерть, «Чёрный камень» – вход в Пекельное царство, «Чёрный ворон» — предвестник смерти и т.п.

«Чёрный бархат», «Чёрные соболя» — чёрный цвет здесь выступает как показатель богатства, дородности персонажа.

Обережная тесьма, как в прочем и одежда чёрного цвета не использовалась в обрядовой деятельности. В быту же символического цвета не имела.

Вообще красный цвет считается агрессивным, жизненным и исполненным силы, родственным огню и обозначающим как любовь, так и борьбу не на жизнь, а на смерть. Так же это цвет солнца (Владимир Красно солнышко). Красный цвет на Руси — синоним красоты. Красный цвет это кровь — символ жизни, но одновременно и символ смерти.

Богатыри на Руси обычно предпочитали красные одежды (штаны, сапоги, кафтан, плащ и т.д., только рубаха обычно — белая) отсюда былинное «красно молодец», а в значение «красна девиц» — красивая.

Красный — Цвет жизни, огня, плодородия, здоровья и вместе с тем — хтонических персонажей (красную одежду или шапку носят домовой, водяной, шуликуны; красные глаза, зубы, волосы у ведьмы, шуликунов, русалок). Особо значимы в народных представлениях красная нить, красное полотно, красное (пасхальное) яйцо, которые наделяются защитными свойствами и используются в качестве оберега.

Цвет Ярилы, солнца красный в первую очередь связан с весной, плодородием, жизнью и конечно, возрождающим природу к жизни весенним солнцем.

«Весна красна»- в былинах и сказках обозначает приход Весеннего солнца Ярилы.

Выбор одежды красного тона характеризует тот факт, что хозяин уверен в себе.

Синий цвет наиболее часто рассматривается как символ всего духовного. В отличие от энергичного красного цвета, синий цвет воздействует «сдерживающе» и настраивает большинство людей на задумчивость. Это цвет мудрости. Бесконечность, вечность, истина, преданность, вера, чистота, целомудрие, духовная и интеллектуальная жизнь. Синий цвет неба — наиболее спокойный и в наименьшей степени «материальный» из всех цветов.

Синий цвет связан с «мёртвой водой». Загадочные «синие молнии» и «синее вино» также имеют символический смысл и соотносятся с половцами. Черные тучи, идущие с моря, — это полчища половцев, надвигающихся на русских, а синие молнии — это сверкающие половецкие сабли. Синий это цвет моря. «Глубокое синее море» — там водится чудо — юдо рыба кит.

Остров Буян. И этот эпитет обозначает задумчивую, мудрую бесконечность.

Синюю тесьму на рубахах используют люди, вставшие на путь духовного самосовершенствования.

Зеленый цвет неоднозначен по смыслу. Это жизнь в ярко-зеленом цвете и смерть, выраженная мертвенным серо-зеленым флуоресцирующим светом. Юность, надежда и радость, но, вместе с тем — изменение, непостоянство и ревность. Зеленый — это весна, воспроизведение, радость, уверенность, природа, рай, изобилие, преуспевание, мир.

Зелёным обозначалось Древо мира. Так же это цвет лешего. Но самое главное — это символ Леса. Так же символ засеянного поля, молодых всходов всегда наносился зелёным цветом.

Зеленый цвет соотносится с растительностью, изменчивостью, незрелостью, обладает продуцирующей символикой (у сербов преобладание зеленого цвета в радуге означает урожай злаков; в Родопах вечнозеленые растения использовались на помолвках и свадьбах).

В то же время зеленый цвет — атрибут «чужого» пространства, где обитает нечистая сила: в южнославянских заговорах на «зеленую гору», «зеленую траву», «зеленое дерево» изгоняются злые духи. Зеленый цвет характеризует персонажей народной мифологии: зеленые волосы у лешего, русалки, водяного; зеленого цвета водяной; зеленые глаза имеют леший, русалки, вилы, водяные.

«Зелёный сад» — в мифологии обычно употребляется в метафорическом значении «цветущая жизнь».

«Глухоморья зелёного» — обычно этот оборот близок по значению с таким как «В тридевятом царстве» то есть очень далеко.

«Зелено вино» — хлебное молодое вино. Близко по семантическому значению «зелёный змей» — сильное, до галлюцинаций опьянение.

В Белоруссии в национальной одежде преобладает зелёный цвет.

Символ вечнозелёной природы.

Желтый (золотой)

Желтый — это свет солнца, интеллект, интуиция, вера, мёд. Темно-желтый означает предательство, измену, ревность, амбиции, скупость, скрытность, обман, неверие, воровство. Золотисто-желтый является символом солнца и божественности. Это цвет Благородства и достоинства.

Золото есть образ света, оно символизирует свет солнца и в связи с этим является атрибутом русских князей. Солнце, золото, русские князья — все они излучают свет: солнце «светлое» и «тресветлое».

Желтый цвет имеет и негативное значение, часто осмысляется как символ смерти (появление желтого пятна на руке предвещает смерть; в желтый цвет окрашивают яйца, предназначенные для поминовения). Для мифологических персонажей характерны желтые волосы (домовой, женские лесные духи — «повитрули»); душа вештицы может превращаться в желтую бабочку. Растения с желтыми цветами (корнями, соком) и предметы желтого цвета используются при лечении «желтых» болезней (желтуха, лихорадка).

Цветовой Символ Дажьбога — золото. Это связано с тем, что Дажьбог — это образ малого солнцеворота (день). Многие художники изображают его в золотых тонах.

«Желтые кудри» в мифологи используются для обозначения персонажа, как Славянина.

Выбор одежды жёлтых тонов характеризует свободу. М.В.Попович считает, что в одежде золотой цвет связан — с идеей сакральности, с блеском и славой. Белый близок золотому как его смысловой нюанс.

Серебряный — цвет умеренности, цвет старости, знания и мудрости, приобретённой многими летами. Многие атрибуты волхвов делались из серебра, тем самым, подчёркивая их значимость, да и владельца они характеризуют соответствующим способом. Серебрили бороду Перуну, то есть — старили.

Серебро обладает мощным обеззараживающим свойством, поэтому Славяне, прекрасно осведомленные об этом свойстве, использовали посуду из серебра.

Именно серебро — металл богини Лели. Он символизирует любовь, которая, по определению, истинная и, соответственно, мудрая.

По преданиям, серебряного оружия боялись существа, относящиеся к Дасуням по своей сути.

На одежде серебряную тесьму часто носили волхвы, проводящие праздники.

Это нейтральный цвет, обладающий утонченной красотой. Цвет неприметности, скрытности. Серый цвет практически так же хорошо сочетается с другими цветами как черный или белый, но при этом является зачастую более выразительным. Цвет некрашеного льна. Такие одежды носили Славяне в быту, и замарать не страшно, и не приметно. Такой цвет одежды подчёркивал повседневность.

В мифологии эпитетом «серый» могут наделить и зайца и волка.

С одной стороны — трусливый зверёк, а с другой – хищник, и обоих наделяют одним и тем же эпитетом. Это связано с умением зверей сливаться с окружающим их миром.

Серый — цвет Стрибога. Он максимально точно характеризует нейтралитет, цветовую незаметность ветра.

Серые цвета в одежде предпочитают те, кому присуща повышенная чувствительность или грубость.

Голубой — день, небо, жизнь.

Сварог — небесно-голубой. Здесь всё понятно, Сварог — это поднебесный князь.

Выбор одежды Голубого тона характеризует, тот факт, что человек достиг удовлетворения или стремится не выделяться. Часто девушки используют в своих нарядах голубые цвета.

По голубому цвету, глаз Славяне выделялись из других народностей.

Коричневый

Ассоциировался у Славян, прежде всего с Матерью Сырой Землёй — кормилицей. Мать Сыра Земля даёт и отнимает жизнь. И второй, не менее важный образ, связанный с этим цветом — это бурый медведь, который входит в круг культовых тотемных животных Славянского народа. Зачастую, с этим зверем олицетворяли славянских витязей.

В одежде данный цвет использовался редко и поэтому не приобрел чёткой символики.

Зоология (от др.-греч. ζῷον — животное + λόγος — учение) — наука о представителях царства животных, в том числе человека.
Антропология (от др.-греч. ἄνθρωπος — человек; λόγος — наука) — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. Антропология исследует физические различия между людьми, исторически сложившиеся в ходе их развития в различной естественно-географической среде.
Расоведение — один из основных разделов антропологии посвященный исследованию рас человека (проблемы классификации современных рас, их географическое распространение, историю формирования и т. д.).

Сегодня между историками идут постоянные споры на тему, кто были по своему расовому и родоплеменному происхождению те люди, которых мы называем древними римлянами, древними греками (эллинами), этруссками, галилеянами..., изображения которых дошли до нас в виде скульптур и мозаичных напольных картин?

Посмотрите на этот женский портрет с макияжем как у сегодняшних русских красавиц, датированный III веком. Он является главной достопримечательностью древнего галилейского города Ципори. По утверждению историков население древней Галлилеи состояло преимущественно из эллинов (греков) с небольшим вкраплением сирийских арамеев. Стало быть, эллины — это греки, и их больше всего проживало в древней Галлилее. И стало быть, с портрета на нас смотрит гречанка?

Кто были те люди, очень похожие на современных русских, которые позировали древнему скульптору? Это были греки?

Известно точно, что они называли себя эллинами, что на русский язык можно перевести как "дети богов". Корень "элл" нам хорошо знаком по еврейскому слову "элохим" — боги и арабскому слову "Аллах" — Всевышний. Здесь "алл" и "элл" — синонимы. Из этого следует простой вывод, что самоназвание "эллины" не означало национальной принадлежности. Оно отражало только мировоззрение так называемых "древних греков".

Теория происхождения рас и национальностей до сих пор так запутана, что разгадать эту загадку, кто же представлен на этих портретах, крайне проблематично, если идти обычным путём.

"Сегодня вопросы происхождения рас по большей части прерогатива двух наук — антропологии и генетики. Первая на основе костных останков человека выявляет разнообразие антропологических форм, а вторая пытается понять связи между совокупностью расовых признаков и соответствующим набором генов.

Однако и среди генетиков нет согласия. Одни придерживаются теории единообразия всего человеческого генофонда, другие утверждают, что каждая раса имеет уникальную комбинацию генов. Впрочем, недавние исследования скорее свидетельствуют о правоте последних. Изучение гаплотипов подтвердило связь между расовыми признаками и генетическими характеристиками. Доказано, что определённые гаплогруппы всегда связаны с конкретными расами, и другие расы не могут получить их иначе как в процессе расового смешения.

Современная наука опирается на две гипотезы происхождения человеческих рас — полицентрическую и моноцентрическую.

Согласно теории полицентризма человечество — это результат длительной и независимой эволюции нескольких филетических линий.

Так, европеоидная раса сформировалась в Западной Евразии, негроидная — в Африке, а монголоидная — в Центральной и Восточной Азии.

Полицентризм предполагает скрещивание представителей проторас на границах своих ареалов, что привело к появлению малых или промежуточных рас: к примеру, таких, как южносибирская (смешение европеоидной и монголоидной рас) или эфиопская (смешение европеоидной и негроидной рас).

С позиций моноцентризма современные расы появились из одной области земного шара в процессе расселения неоантропов, которые впоследствии распространились по планете, вытесняя более примитивных палеоантропов.

Традиционная версия расселения первобытных людей настаивает на том, что предок человека вышел из Юго-Восточной Африки. Однако советский ученый Яков Рогинский расширил понятие моноцентризма, предположив, что ареал обитания предков Homo sapiens выходил за пределы Африканского континента.

Недавние исследования ученых из Австралийского национального университета в Канберре и вовсе поставили под сомнения теорию общего африканского предка человека.

Так, тесты ДНК древнего окаменевшего скелета, которому около 60 тыс. лет, найденного близ озера Мунго в Новом Южном Уэльсе, показали, что австралийский абориген не имеет никакого отношения к африканскому гоминиду.

Теория мультирегионального происхождения рас , по мнению австралийских учёных, гораздо ближе к истине". .

Вот в этом направлении я и предлагаю сейчас читателю помыслить. Только я предлагаю подойти к этой теме с необычной стороны — двигаясь от зоологии, изучающий жизнь всех животных, включая человека.

Представьте сейчас, что бурый медведь — это как бы негр или монголоид, тогда его ближайший родственник — белый медведь будет как бы европейцем.

Интересно в этой трактовке зоологии посмотреть на ареал распространения бурого медведя хотя бы в пределах Российской Федерации. Вот карта. Всё закрашенное коричневым цветом — места обитания бурого медведя.

А вот область распространения белого медведя. Его по праву называют владыкой Арктики. Он прекрасно адаптирован к жизни в самых суровых условиях Крайнего Севера.

При таком зоологическом сравнении и при таком ареале распространения белого медведя он получается не просто "европеец", он "гипербореец", поскольку его основная область обитания — Заполярье, Крайний Север!

Цвет его меховой шубы (белый) адаптирован к цвету снега, цвет меховой шубы у его южного родственника (бурый) адаптирован к цвету почвы.

У человека нет меховой шубы, у него гладкая кожа, но она тоже бывает разных цветов и оттенков. А она адаптирована подо что? Почему есть люди с белым цветом кожи, с чёрным цветом кожи и ещё есть несколько промежуточных вариантов?

Учёные говорят, что кожа человека адаптирована к интенсивности солнечной радиации, которую можно рассматривать как тепловое излучение в инфракрасном диапазоне, как световое излучение в видимом диапазоне и как ультрафиолетовое излучение.

"Например, темная пигментация кожи защищает людей, населяющих экваториальный пояс, от чрезмерного воздействия ультрафиолетовых лучей, а вытянутые пропорции их тела увеличивают отношение поверхности тела к его объёму, тем самым облегчая терморегуляцию в условиях жары. В противовес жителям низких широт население северных регионов планеты имеет преимущественно светлый цвет кожи и волос, что позволяет им получать через кожу больше солнечного света и удовлетворять потребности организма в витамине D". .

Аналогично и с глазами у человека! Самые светлые глаза у тех, у кого первопредки были гиперборейцами — уроженцами Крайнего Севера, то есть, территории, обделённой солнечным светом.

Самые тёмные глаза, соответственно, у тех, у кого первопредки были африканцами либо были рождены вблизи экваториальной зоны планеты.

"Цвет глаз свидетельствует о географической наследственности. Люди с голубыми глазами наиболее часто встречаются в северных регионах, с коричневым цветом - в местах с умеренным климатом, люди с чёрными глазами проживают в районе экватора. Больше всего людей с голубыми глазами проживает в странах Балтии. Интересный факт: в Эстонии практически 99 % жителей имеют голубые глаза". .

Какой из этого просится вывод?

Если посмотреть сейчас на карту мира и найти на ней Грецию, то будет понятно, почему сегодня белокожие и светлоглазые жители Крайнего Севера любят летать как перелётные птицы по местам боевой и культурной славы своих первопреков!

И если мы сейчас заглянем в труды древнегреческого историка Геродота, мы обнаружим, что Геродот упоминает некую северную страну Гиперборею и подчёркивает, что "мудрецы, обучавшие греков наукам и искусству, считались выходцами из страны гипербореев" . (Herodot. IV 13-15; Himer. Orat. XXV 5).

А где находилась "страна гипербореев", хорошо видно, если мы посмотрим на карту Птолемея, позднеэллинистического астронома, астролога, математика, механика, оптика, теоретика музыки и географа. Он жил и работал в Александрии Египетской, где проводил астрономические наблюдения.

Вот эту карту мира Птолемей составил примерно в 140 году новой эры.

В настоящее время установлено, что существуют различия в коже, помимо ее цвета, и что для этнических типов кожи существуют особые требования по уходу.

В последнее десятилетие биологическая наука открыла, что существуют фундаментальные различия между различными типами кожи по Фитцпатрику, которые не сводятся к явному различию цвета. Кроме различного характера и количества меланина в коже, имеются также различия в структуре рогового слоя (наружный слой) и в способности удерживать воду. Мнение о том, что пигментированная кожа является более устойчивой к внешним воздействиям, чем белая, неверно, так как чувствительность часто присутствует, но она скрыта более глубокой пигментацией.

Меланин в окрашенной и европейской коже

Основным фактором, определяющим цвет кожи, является темный пигмент, называемый меланином, который продуцируется мелкими "организмами", называемыми меланосомами, которые обнаруживаются внутри специализированных клеток, называемых меланоцитами, которые присутствуют в продуцирующем клетки слое кожи (базальном слое). В организме человека существует два типа меланина: эумеланин (черный) и феомеланин (красный), естественный цвет кожи зависит от количества этих двух типов меланина. Также определенный вклад в цвет кожи вносит количество крови, циркулирующей через мелкие капилляры, расположенные вблизи поверхности кожи, и желтоватое вещество, называемое каротином, которое обнаруживается в различных количествах во всех слоях кожи.

Хотя меланоциты в пигментированной коже физически сходны с меланоцитами европейской (белой) кожи и содержатся в том же количестве, они генетически запрограммированы на образование большего количества меланина. Существует также различие в характере продуцируемого меланина, поскольку меланосомы в пигментированной коже крупнее и поодиночке разбросаны во всех слоях кожи, тогда как в европейской коже обнаруживаются более мелкие и более концентрированные меланосомы.

Большие колебания в содержании меланина в пигментированной коже приводят к количеству вариаций, в пять раз большему, чем в европейской расе. Определено, что существует более 35 различных оттенков окрашенных типов кожи в каждой расе. Эта вариабельность оттенков сочетается с большей склонностью пигментированной кожи к пятнам гипо- (недостаточной) и гипер- (избыточной) пигментации, которые могут быть вызваны различными физическими и химическими факторами. Меланин защищает от солнечных ожогов и помогает предотвратить рак кожи, поглощая ультрафиолетовое излучение . Однако, несмотря на то, что пигментированная кожа по своей природе поглощает на 36% больше солнечного света, чем европейская кожа, частота возникновения рака кожи, вызванного солнечным светом, меньше в случае пигментированной кожи. Можно сделать вывод о том, что меланин является очень эффективным, натуральным солнцезащитным средством.

Структурные отличия и свойства окрашенной кожи

Существует много неправильных представлений о пигментированной коже, одно из них состоит в том, что более темная кожа является более толстой и плотной, чем белая кожа. Толщина всех типов кожи одинакова, хотя имеется доказательство того, что роговой слой кожи темного цвета содержит более компактные (плотные) слои клеток, чем в европейской коже. Исследования, проведенные в последнее десятилетие в Соединенных Штатах Америки, показали, что цветная кожа африканского происхождения (которая обычно темнее) содержит более плотно упакованные слои, чем у более светлых рас (таких как жители Полинезии и Индии), а европейская кожа содержит менее плотно упакованные слои. Существует прямая связь между этими компактными слоями и способностью пигментированной кожи к удержанию воды.

В пигментированной коже повышенная плотность наружного слоя также влияет на липиды (масла кожи), которые обнаруживаются в пространствах между клетками кожи, так как они также более плотно упакованы. Эта более компактная упаковка липидов приводит к тому, что пигментированная кожа становится более проницаемой для воды (обоснованная теория, состоящая в том, что ближайшее окружение клеток способствует облегчению транспорта воды). Эти факторы приводят к большей потере воды пигментированной кожей, по сравнению с европейской.

Соответственно, пигментированная кожа, в связи с более высокой трансдермальной потерей воды, имеют тенденцию страдать от сухости, если не будут приняты меры для удержания влаги.

Чувствительность пигментированной кожи

В связи с тенденцией пигментированной кожи к сухости, для нее также является обычным высокий уровень чувствительности, а поскольку чувствительность труднее обнаружить на пигментированной коже, ее часто не учитывают как причину раздражения.

Довольно часто эритема кожи, вызванная контактом с сенсибилизирующими веществами, сохраняется на пигментированной коже дольше, чем на белой. В зависимости от базового цвета кожи и типа сенсибилизирующего вещества эритему можно обнаружить на пигментированной коже в виде скоплений пятен, имеющих цвет от серого до пурпурного, которые сохраняются до 24 часов после контакта. В многочисленных клинических опытах было показано, что при нанесении тех же сенсибилизирующих веществ на белую кожу возникает слабая или средняя эритема, которая сохраняется в течение примерно 3–7 часов. Кроме того, рН пигментированных типов кожи был сдвинут в более кислую область (меньшие значения рН), чем рН белой кожи.

Эти и сходные опыты позволяют сделать вывод о том, что многие этнические типы кожи обладают чувствительностью, которую невозможно диагностировать с помощью обычной методики анализа кожи с использованием наблюдений за вазодилатацией (расширением тонких капилляров, расположенных вблизи поверхности кожи).

Заключение

Этнические и пигментированные типы кожи имеют тенденцию к сухости из-за их физических характеристик, которые ограничивают способность кожи к естественному удержанию воды. Для снижения потерь воды рекомендуется ежедневное использование высококачественного некомедогенного крема. Переносимость косметических продуктов, обозначенных как продукты для «нормальной кожи», европейского рынка может быть ниже в случае пигментированной кожи из-за ее тенденции к чувствительности, и может потребоваться особый уход для предотвращения раздражения или побочных реакций.




Top