М а балакирев его семья. Милий алексеевич балакирев биография

Милий Алексеевич Балакирев, выдающийся , который внес огромный вклад в развитие российской музыки, родился в 21 декабря 1836 года (по старому стилю). Творчество этого талантливого человека и общественного деятеля оставило яркий след в духовном и культурном развитии нашей страны.

Долгое время история не могла дать должной оценки тому вкладу, который он внес в российскую музыкальную культуру. Идейные войны, которые происходили в нашей стране в прошлом столетии, не давали возможности оценить заслуги этого выдающегося человека. В настоящее время, когда начала отдавать должное тем, кто долгое время находился в забвении, труды Балакирева были оценены потомками по достоинству. Наконец, история расставила все по своим местам.

Балакирев обладал не только гениальным музыкальным даром. Великолепный журналист и педагог по призванию, он постоянно искал пути духовного роста России. Благодаря ему, мы сегодня знаем, что значит для российской культуры такой великий композитор, как . Именно Милий Алексеевич собрал, отредактировал рукописи Глинки и представил их широкой публике.

Именно Балакирев является создателем братства выдающихся композиторов, которое известно в мировой культуре, как "Могучая кучка". , Кюи, Бородин и сам Балакирев образовали содружество поистине могучих талантов. Свои первые произведения они написали, руководствуясь наставлениями, данными Балакиревым. Не избежал его воздействия в своем творчестве и . Он не входил в "Могучую кучку", но огромный талант Балакирева не мог не оказать влияния на молодого Петра Ильича.

Балакарев делал все для творческого развития своих учеников, помогал им подняться на высшие ступени в российской культуре и никогда не напоминал им, кто помог им стать выдающимися. Но позднее, когда его ученики обрели свои убеждения, твердо отстаивал свои убеждения и не шел на компромиссы. Милий Алексеевич не только гениальный композитор. Его талант дирижера и пианиста стал основой творчества Гилельса и Мравинского, Ойстраха и Рихтера.

Однако педагогическая деятельность Балакирева почти не известна. Бесплатная музыкальная школа, в которой он преподавал музыку, стала основой той системы детского музыкального образования. Она существует в России сейчас и признана во всем мире. Другое детище педагога Балакирева - Придворная Певческая капелла, была преобразована им совместно с Римским-Корсаковым в гениальный хор, о котором вспоминают, как о легенде русской культуры.

Мало изучена и его публицистическая деятельность. Причиной тому стали духовные мировоззрения, которым пришел Балакирев к концу жизни. Его состояние, подобное схимничеству, было не понято и не оценено обществом. Не приняли его и позднее. Богоборцы не могли оценить подвиг христианина и духовидца Балакирева, и его имя было забыто.

Умер Милий Алексеевич в Санкт-Петербурге 16(29).05.1910года. В настоящее время творческий подвиг великого композитора по достоинству оценен. расставила все на свои места.

Есть люди, которые олицетворяли целую эпоху. Такой личностью являлся Милий Алексеевич Балакирев, который был одной из ключевых и влиятельных фигур в развитии русской классической музыки. Человек, без которого бы все знания о музыке выглядели и звучали совершенно иначе. Краткая биография Балакирева Милия Алексеевича будет представлена вашему вниманию далее.

Детские годы

В метрических книгах Вознесенской церкви Нижнего Новгорода за 1836 год имеется запись о рождении сына в семье титулярного советника Балакирева Алексея Константиновича. Через несколько дней Балакирев, вместе со своей супругой Елизаветой Ивановной, в этой же церкви крестят мальчика и называют его Милием.

Мальчик получает классическое воспитание, присущее тому времени. В воскресное утро, а также праздничные дни в обязательном порядке вся семья посещала церковь. Мама Милия, Елизавета Ивановна, в комнате сына организовала уголок, в котором находились иконы. Мальчик очень гордился этой частью своей комнаты и проводил там много времени. Часто ребенок просто сидел в тишине и разглядывал образки.

Милий рос очень активным и любознательным ребенком. Ему не было и 6 лет, когда он начал интересоваться музыкой. Первым музыкальным инструментом, на котором он захотел научиться играть, стало фортепиано.

Елизавета Ивановна, увидев интерес сына к музыке, решается проверить его слух. Убедившись, что мальчик обладает абсолютным музыкальным слухом, она все свои силы направляет на развитие его музыкального таланта.

Первые годы обучения

Милий вместе с мамой отправляются в Москву на обучение. Удача им улыбается, ведь учит осваивать фортепиано мальчика сам Александр Дюбюка, один из известнейших педагогов и музыкантов того времени. Именно благодаря своему учителю, Милию удается очень быстро и виртуозно отполировать свою технику игры на музыкальном инструменте.

Через некоторое время мальчик возвращается домой в Нижний Новгород, но учебу не прекращает. Его наставником становится Карл Эйзерих, талантливый музыкант и дирижер. Под его началом проходят ежедневные уроки Милия.

В эти годы жизнь часто преподносит мальчику судьбоносные подарки. Один из них - знакомство с Александром Дмитриевичем Улыбышевым, истинным любителем и настоящим ценителем музыки. Новый знакомый по достоинству оценил талант Балакирева. Милий становится частым гостем в доме Улыбышева, где собирается музыкальная элита города. Именно под влиянием этих кружков формируется внутренний мир и идейные взгляды юноши.

В конце 40 годов XX века, когда Милию было всего 13 лет, он поступает в Нижегородский дворянский институт. Обучение длится 4 года, а после окончания института юноша переезжает в Казань. В течение двух лет Милий слушает лекции в Казанском университете на математическом факультете. Именно тогда появляются ранние труды талантливого юноши, романс «Ты пленительной неги полна» и концертное Allegro.

К этому времени мать юноши, которая всегда была его главной поддержкой и опорой, несколько лет как скончалась. Отец же, вступив в новый брак, в котором родились новые дети, еле сводил концы с концами. Для того чтобы хоть как-то держаться на плаву, Милий давал музыкальные уроки.

Знакомство с М. И. Глинкой

Все это время Милий Балакирев продолжает поддерживать тесные отношения с Улыбышевым. Надо отметить, что последний в жизни нашего героя сыграл очень важную роль. В своем поместье меценат содержал личный оркестр, на котором Балакирев впервые пробовал свою руку как музыкант. Он не только дирижировал бетховенскими симфониями, но и разбирался, как устроен оркестр и как руководить людьми. А на инструменте помещика Милий имел неограниченную возможность много заниматься и оттачивать свою технику. Позже состоятельный помещик привез Балакирева в Петербург и познакомил с Михаилом Ивановичем Глинкой.

Последний считается первым классиком русской музыки. Глинка тогда собирался уезжать из Петербурга насовсем. Однако встреча двух музыкантов все же состоялась, хотя и была очень короткой. Михаил Иванович похвалил Балакирева, пообещал великое будущее, а также сказал, что его ждет слава "второго Глинки".

С этого момента в музыкальных кругах пошла легенда о Балакиреве. О молодом, талантливом и пылком музыканте, который все умеет и многое знает, заговорил весь Петербург. Перед музыкантом открылись врата великих возможностей. В 19 лет Балакирев дал свой первый большой концерт перед избалованными петербургскими зрителями. Публика с восхищением приняла пианиста-виртуоза. Творчеством Милия Балакирева заинтересовались многие истинные ценители музыкального искусства.

Музыкальная школа Балакирева

В жизни композитора Милия Балакирева была еще одна страсть. Это страсть к учительству, желание передать свои умения кому-то другому, научить играть классическую музыку и писать свои произведения. Под влиянием этого желания и при поддержке императора Милий Алексеевич вместе со своим товарищем Гавриилом Якимовичем Ломакиным основывают музыкальную школу.

Однако в 1866 году Михаил Иванович Глинка приглашает Балакирева к совместной работе и сотрудничеству. Молодой гений переезжает в Прагу, где работает над операми "Руслан и Людмила" и "Жизнь за царя". Публика с восторгом принимает работу двух именитых музыкантов.

Судьбой же школы все это время занимался Ломакин. Однако в 1868 году он перекладывает все обязанности с себя на Милия Алексеевича, который на протяжении 6 лет оставался ее директором.

Балакирев и его ученики

Балакирев очень ответственно подошел к должности учителя в своей школе. Он мечтал о том, чтобы из стен его учреждения вышли десятки талантливых музыкантов, которые бы прославили его имя. Однако его учительство и наставничество носило крайне жесткий и авторитарный характер.

Первым из учеников, в котором Милий Алексеевич пытался воплотить свои амбиции, стал студент-химик Аполлон Гуссаковский. Юноша подавал большие надежды и готов был часы напролет заниматься музыкой. Балакирев многому обучил своего ученика, вложив в него много физических и моральных сил. Гуссаковский же после окончания института попрощался со своим наставником и уехал за границу. Больше они никогда не встречались.

Однако школа Балакирева получила популярность к тому времени. И молодые юноши толпами приходили на обучение. Среди учеников оказался офицер с Преображенского полка Модест Мусоргский. Знакомство с ним носило судьбоносное значение для Балакирева.

"Могучая кучка"

Офицер Мусоргский приводит с собой Александра Порфирьевича Бородина, врача из госпиталя, в котором он когда-то дежурил, тоже страстного любителя классической музыки. А чуть позже к ним примыкают инженерный офицер Цезарь Кюи, библиотекарь Владимир Васильевич Стасов и совсем молоденький подросток, будущий гардемарин Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Балакирев был в восторге от своих новых учеников. Для каждого из них он стал наставником. Однако в процессе работы и творчества мужчины стали единомышленниками. И Балакирев понимал, что в стенах школы дальше продолжать свою идеологию будет трудно.

Поэтому Милий Алексеевич, который жил в съемных квартирах, устраивает в них кружки и посиделки для своих новых друзей. Группировка музыкантов очень скоро стала известной и получила название "Могучая кучка". По сути, они представляли собой любительскую филармонию, стали народным проектом художественной самодеятельности.

Однако их суждения не всегда носили приемлемый характер. Целью "Могучей кучки" было выработать свой характерный стиль в музыке, который бы противостоял официальным музыкальным организациям, Императорскому русскому музыкальному обществу и консерватории.

Все члены группировки были музыкантами-самоучками. Они сочиняли музыкальные произведения, а Балакирев был главным критиком. Он вносил изменения, одобрял и поддерживал своих единомышленников. Часто, пользуясь своим авторитетом среди товарищей, Милий Алексеевич в резкой форме и достаточно агрессивно мог перечеркнуть все музыкальное сочинение.

Это и сказалось на дальнейшей судьбе "балакиревской группировки". Споры и недовольства внутри единомышленников возрастали. В результате в конце 60-х годов XIX века все члены "Могучей кучки" окончательно переругались. Группировка распалась, но все же оставила значительный след в русской музыке.

Музыкальная карьера Милия Алексеевича

После распада "Могучей кучки" Милий Алексеевич работал в ненавистном ему Императорском русском музыкальном обществе. Музыкант находится на вершине своей карьеры. Послушать именитого пианиста и дирижера приходит весь свет и элита Петербурга.

Однако радикальные взгляды на консерватизм в классической музыке, которую ему приходилось играть на концертах в этом заведении, поставили крест на его работе. Милий Алексеевич позволял себе в резкой форме высказываться в адрес руководства Императорского русского музыкального общества. Терпеть хамство дирижера никто не стал. После двух лет работы он был со скандалом уволен.

Балакирев остается один на один со своей музыкой. Дирижер возвращается к себе в Нижний Новгород и дает там концерт, на который приходит очень мало зрителей. Однако в это время он наконец-то заканчивает свою восточную фантазию "Исламей" на фортепиано. На тот момент только это произведение и несколько его увертюр были известны широкой публике.

Душевный кризис

Как свидетельствует биография Милия Балакирева, к 33 годам он изжил себя как музыкант. Он переживает тяжкий душевный кризис и пропадает из музыкального сообщества. Никто не знал, где он находится. Балакирев не поддерживал отношения ни с кем из друзей. Однако в узких кругах было известно, что музыкант поступил на государственную службу.

Он каждый день ходил на работу на товарную станцию Варшавской железной дороги. Его должность называлась чиновник магазинного управления. Он руководил складскими делами и грузовыми перевозками. На этой службе Балакирев, который в молодости был студентом математического факультета, быстро продвигается по службе.

Милий Алексеевич Балакирев, биография которого представлена вашему вниманию в статье, знакомится с кадровиком Варшавской железной дороги Тертием Ивановичем Филипповым, который являлся человеком известным в высших кругах. Балакирева и Филиппова объединяют и сближают религиозные взгляды и вера. В это время музыкант, который переживает душевный кризис, даже думает об уходе в церковь.

Тертий Иванович, когда встал вопрос об укреплении придворной певческой капеллы, предлагает кандидатуру Милия Алексеевича. Благодаря его авторитету среди верховных чиновников, Балакирева приглашают на новую должность.

Работа в придворной певческой капелле

Как только Милий Алексеевич занял должность руководителя придворной певческой капеллы, своим помощником он назначил Николая Андреевича Римского-Корсакова, который был человеком дельным и настоящим профессионалом. На него Балакирев возложил все музыкальные дела, сам же поначалу занимался исключительно административными вопросами.

Существующее на сегодняшний день в Петербурге здание академической капеллы по адресу Мойка, 20 было построено благодаря стараниям Милия Алексеевича. Он показал себя как ответственный чиновник.

Балакирев сделал очень многое для придворной капеллы. Он добился того, что при ней создали школу, в которой ученики получали качественное певческое образование. Были созданы музыкальные классы, в которых обучали игре на инструментах. Это давало возможность ученикам после окончания школы остаться работать здесь же, в оркестре.

Римский-Корсаков, который занимался отбором талантливых музыкантов в оркестр, создал отличную команду талантливых профессионалов. Балакирев же не преподавал в капелле, а только управлял этим сложным механизмом. Он держал под контролем все: от кухни заведения до организации учебно-образовательного процесса. В таком режиме он проработал в течение 11 лет, выйдя в 1884 году в отставку в чине статского советника.

Музыкальное наследие Балакирева

Уйдя на пенсию, Балакирев больше не думал о финансовых проблемах. Он посвятил всего себя сочинению музыкальных произведений. Через 4 года после отставки Милий Алексеевич заканчивает Первую симфонию, которая обсуждалась и игралась довольно продолжительное время.

Балакирев умер в 1910 году, оставив небольшое музыкальное наследие. Среди основных шедевральных произведений Балакирева Милия Алексеевича можно отметить:

  • симфоническую поэму "Тамара";
  • фортепианную фантазию "Исламей";
  • музыку к трагедии "Король Лир"
  • фантазию на тему оперы "Иван Сусанин";
  • первую симфонию C-dur;
  • а также множество романсов и песен.

Незаконченные же произведения Милия Алексеевича после его смерти дорабатывали и дописывали его единомышленники и ученики.

Милий Алексеевич Балакирев вошел в историю как один из первых критиков русской музыки. Его жизнь была чередой побед и неудач. Музыкант так и не создал семью, посвятив всего себя музыке. Помимо музыкальных достижений, Балакирев оставил свой след и как талантливейший чиновник и руководитель.

Г. в Нижнем Новгороде . Воспитывался в Казанском университете . Музыкальным образованием Балкирев обязан самому себе. В г. он впервые выступил перед петербургской публикой в качестве виртуоза-пианиста. 18 марта г. он вместе с Г. А. Ломакиным основал «Бесплатную музыкальную школу», состоящую под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством; школа эта на первых же порах своего существования обнаружила оживленную деятельность. В концертах, устраиваемых этой школой, вокальными, хоровыми пьесами дирижировал Ломакин , а оркестровыми - М. А. Балакирев. 28 января г. после отказа Ломакина от управления школой, М. А. Балакирев, как один из ее учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директора заведовал школой до осени г. В г. М. А. был приглашен в Прагу - заведовать постановкой опер «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила» Глинки , которые были даны под управлением Балакирева и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели огромный успех, в особенности опера «Руслан и Людмила».

Гл. сочинения: 2 симфонии, поэма «Тамара», сочинения для фортепиано (концерт, фантазия «Исламей», соната, мелкие пьесы), много романсов , сборник народных песен.

Лит.: Стрельников Н., Балакирев, Петроград, 1922.

В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии .

М. А. Балакирев.

Балакирев Милий Алексеевич , русский композитор, пианист, дирижёр, музыкально- общественный деятель. Родился в семье чиновника из дворян. Брал уроки у пианиста А. Дюбюка и дирижёра К. Эйзриха (Н. Новгород). Музыкальному развитию Б. способствовало его сближение с писателем и музыкальным критиком А. Д. Улыбышевым. В 1853-55 состоял вольнослушателем математического факультета Казанского университета. В 1856 дебютировал в Петербурге как пианист и дирижёр. Большое влияние на формирование идейно-эстетических позиций Балакирева оказала его дружба с критиком В. В. Стасовым. В начале 60-х гг. под руководством Б. складывается музыкальный кружок, известный как «Новая русская музыкальная школа», «Балакиревский кружок», «Могучая кучка» . В 1862 Б. совместно с хоровым дирижёром Г. Я. Ломакиным организует в Петербурге Бесплатную музыкальную школу, ставшую очагом массового музыкального образования, а также центром пропаганды русской музыки. В 1867-69 был главным дирижёром Русского музыкального общества.

Балакирев способствовал популяризации опер М. И. Глинки: в 1866 дирижировал в Праге оперой «Иван Сусанин», в 1867 руководил пражской постановкой оперы «Руслан и Людмила».

Конец 1850-х - 60-е гг. были периодом интенсивной творческой деятельности Б. Сочинения этих лет - «Увертюра на три русские темы» (1858; 2-я ред. 1881), вторая увертюра на три русские темы «1000 лет» (1862, в поздней ред. - симфоническая поэма «Русь», 1887, 1907), чешская увертюра (1867, во 2-й ред. - симфоническая поэма «В Чехии», 1906) и др. - развивают традиции Глинки, в них ярко проявились характерные черты и стиль «Новой русской школы» (в частности, опора на подлинную народную песню). В 1866 был опубликован его сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепьяно», явившийся первым классическим образцом обработки народных песен.

В 70-е гг. Б. уходит из Бесплатной музыкальной школы, перестаёт писать, концертировать, порывает с членами кружка. В начале 80-х гг. он вернулся к музыкальной деятельности, но она утратила боевой «шестидесятнический» характер. В 1881-1908 Б. вновь возглавлял Бесплатную музыкальную школу и одновременно (1883-94) состоял директором Придворной певческой капеллы.

Центральная тема творчества Балакирева - тема народа. Народные образы, картины русской жизни, природы проходят через большинство его сочинений. Для Б. характерен также интерес к теме Востока (Кавказа) и музыкальным культурам других стран (польской, чешской, испанской).

Основная сфера творчества Балакирева - инструментальная (симфоническая и фортепьянная) музыка. Б. работал преимущественно в области программного симфонизма . Лучший образец симфонической поэмы Балакирева - «Тамара» (около , по одноименному стихотворению Лермонтова), построенная на оригинальном музыкальном материале изобразительно-пейзажного и народно-танцевального характера. С именем Б. связано рождение жанра русской эпической симфонии. К 60-м гг. относится замысел 1-й симфонии (наброски появились в 1862, первая часть - в 1864, окончена симфония в 1898). В 1908 написана 2-я симфония.

Балакирев - один из создателей оригинального русского фортепианного стиля. Лучшее из фортепианных произведений Балакирева - восточная фантазия «Исламей» (1869), сочетающая яркую картинность, своеобразие народно-жанрового колорита с виртуозным блеском.

Видное место в рус. камерно-вокальной музыке занимают романсы и песни Балакирева.

Литература:

  • Переписка М. А. Балакирева с В. В. Стасовым, М., 1935;
  • Переписка Н. А. Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым, в кн.: Римский-Корсаков Н., Литературные произведения и переписка, т. 5, М., 1963;
  • Письма М. А. Балакирева к М. П. Мусоргскому, в кн.: Мусоргский М. П., Письма и документы, М.- Л., 1932;
  • Переписка М. А. Балакирева с П. И. Чайковским, СПБ. 1912;
  • Киселев Г., М. А. Балакирев, М.-Л., 1938;
  • Кандинский А., Симфонические произведения М. А. Балакирева, М., 1960;
  • М. А. Балакирев. Исследования и статьи, Л., 1961;
  • М. А. Балакирев. Воспоминания и письма, Л., 1962;
  • Балакирев. Летопись жизни и творчества. Сост. А. С. Ляпунова и Э. Э. Язовицкая, Л., 1967.
Эта статья или раздел использует текст Большой советской энциклопедии .

См. также

Ссылки

  • Балакирев Милий Сайт о жизни и творчестве композитора.

Балакирев М. А.

Милий Алексеевич (21 XII 1836 (2 I 1837), Нижний Новгород, ныне Горький - 16 (29) V 1910, Петербург) - рус. композитор, пианист, дирижёр, муз.-обществ. деятель. Игре на фп. обучался под рук. матери, неск. уроков взял у А. И. Дюбюка и К. К. Эйзриха. Муз. развитию Б. способствовало сближение с А. Д. Улыбышевым, в доме к-рого Б. знакомился с муз. лит-рой, в том числе с сочинениями М. И. Глинки, Ф. Шопена. На муз. вечерах, устраивавшихся Улыбышевым, начались выступления Б. как пианиста и дирижёра. В 1853-55 жил в Казани, состоял вольнослушателем математич. ф-та Казанского ун-та, продолжал концертировать, давал фп. уроки.

Важное событие в жизни Б. - переезд в Петербург (кон. 1855) и встреча с М. И. Глинкой, последователем к-рого он становится. В 1856 Б. дебютировал в Петербурге как пианист и композитор (исполнил концерт для фп. с оркестром). В 1856-62 завязывается дружба Б. с Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргским, Н. А. Римским-Корсаковым, А. П. Бородиным и критиком В. В. Стасовым, оказавшим заметное влияние на формирование идейно-эстетич. позиций В., познакомившим его с революционно-демократич. лит-рой. В нач. 60-х гг. 19 в. под рук. Б. сформировался муз. кружок, известный под назв. "Новая рус. муз. школа", Балакиревский кружок, "Могучая кучка". Благодаря целеустремленности и художеств. инициативе, творч. и исполнительскому опыту, Б. пользовался большим авторитетом у членов кружка.
В 50-60-е гг. Б. созданы "Увертюра на тему испанского марша" (1857), "Увертюра на темы трёх русских песен" (1858), музыка к трагедии У. Шекспира "Король Лир" (1858-61), увертюра "1000 лет" (1864), романсы, фп. пьесы. Эти произв. развивают традиции Глинки, особенно его симф. музыки. В 1862 Б. совм. с Г. Я. Ломакиным организовал Бесплатную музыкальную школу (БМШ), ставшую очагом массового муз. образования и просвещения. Б. учредил постоянные концерта БМШ, в к-рых пропагандировал сочинения рус. (особенно молодых) композиторов глинкинского направления и зарубежных композиторов-романтиков (Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Шумана). Во 2-й пол. 60-х гг. Б. по приглашению чеш. музыкантов посетил Прагу, руководил постановкой оперы "Руслан и Людмила", дирижировал оперой "Жизнь за царя" (1867). В 1867-69 был гл. дирижёром РМО, изменив прежний консервативный характер его конц. программ.
Расцвет муз. деятельности Б. связан с 60-ми гг. В 70-е гг. он пережил длительный душевный кризис, вызванный рядом неудач в его муз.-обществ. деятельности и в личной жизни. Б. отходит от БМШ, перестаёт сочинять, выступать как исполнитель, порывает дружеские связи с членами кружка. Одновременно сближается с церковными кругами Петербурга, проявляет несвойственную ему ранее религиозность.
В нач. 80-х гг. Б. возвращается к муз. деятельности, к-рая, однако, утратила прежний размах и боевой "шестидесятнический" характер. В 1881-1908 он вновь возглавлял БМШ, одновременно (1883-94) состоял директором Придв. певч. капеллы. Принимал участие в муз.-обществ. жизни: содействовал увековечению памяти Глинки (открытие памятника в Смоленске, 1885) и Шопена (открытие памятника в Желязова-Воле, 1894). Выступления Б.-пианиста приобрели камерный характер (играл лишь на частных муз. вечерах). Ближайшим другом и последователем Б. стал С. М. Ляпунов. В 1880-1900 Б. создал симф. поэму "Тамара" (ок. 1882, начата в 60-е гг.), 2 симфонии (1-я - 1897, начата в 60-е гг.; 2-я - 1908), мн. романсов, фп. произв., "Кантату памяти Глинки" (1904, исп. в 1906, написана к открытию памятника Глинке в Петербурге). В эти годы он занимался переработкой и редактированием большинства своих крупных сочинений раннего периода. Его новые произв. свидетельствовали о росте композиторского мастерства, но в то же время и о нек-ром угасании таланта.
Важнейшая черта творчества Б. - яркая нац. характерность. Нар. образы (бытовые или эпические), картины рус. жизни, природы проходят через большинство его произв. Композитора отличает также традиционный для рус. музыки интерес к теме Востока (точнее Кавказа) и нар. муз. культурам др. стран (польской, чешской, испанской). Б. постоянно изучал муз. фольклор, особенно русский. Богатый материал дала Б. поездка по Волге, предпринятая в 1860 с целью записи нар. песен, результатом её явился сб. "40 русских народных песен для голоса с фп." (напечатан в 1866) - первый классич. образец этого рода в истории рус. муз. фольклористики. 2-й сб. - "30 русских народных песен для фп. в 4 руки" (1898) создан на материале, собранном песенными экспедициями Рус. географич. об-ва. С увлечённостью фольклором связано обилие в произв. Б. подлинных нар. мелодий и близких к ним авторских тем жанрово-песенного или танц. характера. Напр., увертюры на рус. нар. темы, симфонии (особенно 1-я), вок. сочинения. Поездки на Кавказ, знакомство с его фольклором вызвали к жизни красочные вост. муз. образы (поэма "Тамара", фп. фантазия "Исламей", "Грузинская песня" и др.). И в этом Б. продолжил творч. принципы Глинки.
Б.-лирику свойственно воплощение контрастных эмоций: пылкая страстность, горячность сменяются ленивой истомой, спокойной мечтательностью. В поздних сочинениях преобладают сдержанно-лирич. созерцательные настроения, связанные с философским восприятием природы или с воспоминаниями о прошлом.
Осн. сфера творчества Б. - инстр. музыка (симфоническая и фп.). Развивая вслед за Глинкой жанрово-нар. симфонизм (первое крупное сочинение этого рода - "Увертюра на темы трёх русских песен"), Б. стремился к обогащению жанра увертюры эпич. элементами (использование былинных напевов, мелодики древнего характера, окаймление центр., подвижных по темпу жанрово-бытовых разделов медленными эпизодами эпич. склада). Он обращался преим. к историческим сюжетам, стремясь воссоздать величавый образ народа. Такова его вторая рус. увертюра - "1000 лет" (написана к открытию в Новгороде памятника "Тысячелетие России"; во 2-й ред. - симф. поэма "Русь"), в лит. программе к-рой автор писал о своём намерении запечатлеть в музыке поэмы нек-рые моменты рус. истории (Русь языческая, московская, казацкая).
С именем Б. связано рождение жанра рус. эпич. симфонии. В 60-х гг. Б. начал работать над 1-й симфонией. Одновременно он принимал участие в создании симфоний Бородина и Римского-Корсакова. Принципы рус. эпич. симфонии вырабатывались в совм. творч. исканиях этих композиторов.
Б. работал преим. в области программного симфонизма. Лучший образец симф. поэмы Б. - "Тамара" (по одноим. стихотворению М. Ю. Лермонтова, посв. Ф. Листу). Построенная на оригинальном муз. материале изобразит.-пейзажного и нар.-танц. характера, "Тамара" стилистически родственна программным симф, поэмам Ф. Листа - создателя этого жанра. В то же время она связана с творчеством Глинки ("Восточные танцы" из оперы "Руслан и Людмила"). В "Тамаре" отчётливо проявились индивидуальные черты симф. стиля Б.: яркость звукописного и нац.-характерного (кавказского) колорита, свободное сопоставление разнохарактерных и красочных муз. картин (ночное Дарьяльское ущелье, празднество в замке Тамары, утренний горный пейзаж). Др. тип программного симфонизма Б. - музыка к трагедии Шекспира "Король Лир". (Первым классич. произв. этого рода в рус. музыке был "Князь Холмский" Глинки.) Это сочинение Б. открыло шекспировскую тему в творчестве рус. композиторов (произв. П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева на сюжеты Шекспира).
Б. - один из первых рус. композиторов, широко использовавший в фп. музыке крупные концертно-виртуозные формы. Среди его фп. произв. выделяется вост. фантазия "Исламей" (1869), отличающаяся оригинальным тематич. материалом (подлинные вост. темы), широтой и симфоничностыо замысла, сочетанием европ. конц. стиля со специфич. чертами вост. инстр. колорита. Эта виртуозная блестящая пьеса - важнейшая веха в развитии рус. пианизма. Характерно также обращение Б. к жанрам рвмантич. фп. музыки (мазурки, вальсы, ноктюрны, скерцо), свидетельствующее о близости к Ф. Шопену. значит. часть фп. наследия Б. составляют транскрипции и переложения (для фп. в 2 и 4 руки) произв. др. композиторов (М. И. Глинки, В. Ф. Одоевского, Л. Бетховена, Г. Берлиоза).
Камерно-вок. сочинения Б. - своего рода связующее звено между рус. романсом Глинки, Даргомыжского и рус. вок. лирикой 2-й пол. 19 в. Свежестью и новизной отличаются романсы раннего периода. Нек-рые из них - фантастико-пейзажная "Песня золотой рыбки", лирические "Исступление", "Приди ко мне", "восточные" романсы ("Песня Селима", "Грузинская песня") - являются первыми образцами этого типа в вок. музыке композиторов Балакиревского кружка. Лучшие романсы Б. написаны на тексты М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, А. А. Фета, А. К. Толстого, А. М. Жемчужникова.
Произв. Б. нередко содержат стилистич. противоречия: оригинальность муз.-поэтич. замысла и богатство муз. фантазии сочетаются в них с рыхлостью и недостаточной цельностью формы (преим. крупной). В этом проявились как индивидуальные свойства дарования композитора, так и особенности его творч. процесса - длит. перерывы в работе, вследствие чего Б. приходилось заново "вживаться" в произв. С этим связана также двойственность историч. судьбы его творчества: Б. вначале шёл впереди своих товарищей по кружку, уверенно намечал пути развития рус. музыки после Глинки, но по сравнению с другими представителями "Могучей кучки" достижения Б. оказались более скромными, тем более, что его капитальные произведения появились после симфоний Бородина и программных симф. сочинений Римского-Корсакова. Однако это не умаляет значения Б. как вождя "Новой рус. муз. школы", как автора произв., вошедших в рус. муз. классику 19 в.
Основные даты жизни и деятельности
1836. - 21 XII. В семье служащего нижегор. Соляного правления А. К. Балакирева родился сын Милий. 1844. - Занятия с матерью Елизаветой Ивановной (фп.).
1846. - Поездка с матерью в Москву, 10 уроков у А. И. Дюбюка, "от к-рого впервые усвоил себе правильные приёмы фп. игры" (Автобиография). - Поступление в Нижегор. губернскую гимназию.
1851. - Продолжение ранее начатых занятий с К. К. Эйзрихом. - Знакомство с произв. Ф. Шопена. - Первая встреча с комп. и пианистом И. Ф. Ласковским. - Начало выступлений на муз. вечерах А. Д. Улыбышева (в качестве пианиста, потом и дирижёра).
1852. - Первые композиторские опыты.
1853. - Окончание Александровского дворянского ин-та. - Переезд в Казань, зачисление вольнослушателем Казанского ун-та на физ.-математич. ф-т. - Продолжение композиторской и исполнительской деятельности.
1855. - XII. Приезд в Петербург. - Знакомство с М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, позднее - с А. Н. Серовым. Отзыв Глинки: "Балакирев очень дельный музыкант".
1856. - Знакомство с Ц. А. Кюи, В. В. Стасовым, а также с С. Монюшко. - 12 II. Первое выступление в Петербурге (исп. 1-ю часть своего концерта для фп. с орк. на муз. утреннике Петерб. ун-та, дирижёр К. Б. Шуберт).
1857. - Знакомство с М. П. Мусоргским.
1858. - Появление в печати сочинений Б. (романсов), а также фп. произв. И. Ф. Ласковского в ред. Б. - Поездка в Москву, замысел "Симфонии в честь Кремля". - 21 XII.
Исп. "Увертюры на темы трёх русских песен".
1859. - Знакомство с Т. Г. Шевченко, H. P. Щербиной. - 15 XI. Исп. увертюры "Король Лир" на концерте Петерб. ун-та.
1860. - Знакомство с Л. А. Меем, И. С. Тургеневым. - VI-VII. Поездка вместе с Н. Ф. Щербиной и Н. А. Новосельским по Волге (от Н. Новгорода до Астрахани), запись нар. песен.
1861. - Замыслы (неосуществл.) крупных сочинений (Реквием, 2-я симфония "Мцыри", "Русская симфония"). - Знакомство с H. A. Римским-Корсаковым.
1862. - Организация и открытие (при участии Б.) Бесплатной муз. школы (БМШ). - VI-VIII. Поездка на Кавказ. - XI. Знакомство с А. П. Бородиным. - Окончательное сформирование Балакиревского кружка.
1863. - Выступление Б. как дирижёра в первом концерте БМШ. - VI-IX. Вторая поездка на Кавказ, запись нар. музыки.
1864. - Замысел (неосуществл.) оперы "Жар-птица".
1866. - Поездка в Прагу. Встречи с представителями чеш. интеллигенции (Б. Сметана и др.). Знакомство с нар. музыкой.
1867. - Второе посещение Праги. - 4 II. Исп. в Пражском т-ре под упр. Б. оперы Глинки "Руслан и Людмила". - 29 I. Б. дирижировал оперой Глинки "Жизнь за царя". - X. Начало дирижёрской деятельности в РМО. - XI. Знакомство с Г. Берлиозом.
1868 - Знакомство с П. И. Чайковским, Н. Г. Рубинштейном. - VI-XI. Третья поездка на Кавказ.
1869 - IV. Б. отстранён от руководства концертами РМО. - XI. Исп. Н. Г. Рубинштейном фантазии "Исламей" в концерте БМШ.
1870. - Знакомство с Т. И. Филипповым, поэтами А. М. и В. М. Жемчужниковыми.
1872. - Прекращение концертов БМШ. - Поступление на службу в Магазинное управление Варшавской ж. д.
1873. - I. Зачисление на должность инспектора музыки в жен. Мариинский ин-т. - XII. Уход из БМШ (преемником Б. стал Н. А. Римский-Корсаков).
1875. - Уход из Мариинского ин-та, зачисление на должность инспектора муз. классов жен. уч-ща св. Елены.
1876. - Постепенное возвращение к муз. деятельности.
1877. - Редактирование оперных партитур Глинки (совм. с Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Лядовым).
1881. - Возвращение в БМШ. - Начало работы по редактированию своих ранее написанных сочинений.
1882. - Возобновление концертов БМШ под упр. Б. (17 III впервые исп. 1-я симфония Глазунова). - XII. Выступление в концерте из произв. Глинки в пользу сооружения памятника ему в Смоленске.
1883. - 3 II. Уход с должности инспектора муз. классов при жен. уч-ще св. Елены. - Назначение Б. управляющим Придв. певч. капеллой. - III. Исп. под. упр. Б. симф. поэмы "Тамара" (в концерте БМШ). - IX. Участие в торжествах, связанных с закладкой памятника Глинке в Смоленске.
1884. - Знакомство с С. М. Ляпуновым. - Переписка Б. и Ф. Листа в связи с посвящением Листу поэмы "Тамара". - II. Присуждение Б. Глинкинской пр. за "Увертюру на темы трёх русских песен".
1885. - V. Концерт под упр. Б. в Смоленске в честь открытия памятника Глинке.
1887. - Муз. вечера у Б. с новым составом посетителей (Ляпунов, ученики Придв. певч. капеллы и др.). - Начало постоянных выступлений Б. на муз. вечерах в доме А. Н. Пыпина. - III. Юбилейный концерт БМШ. - Назначение Б. пожизненной пенсии (в день 25-летия БМШ).
1889. - IX. Первое исп. произв. Б. за рубежом ("Увертюра на темы трёх русских песен", дирижёр. H. A. Римский-Корсаков, Париж).
1890. - Начало переписки с франц. муз. критиком и комп. Л. А. Бурго-Дюкудре, получившим от Б. нар. темы, записанные на Кавказе.
1891. - IX. Поездка в Польшу. Посещение Желязова-Воли.
1894. - Участие в торжествах в Желязова-Воле, посв. открытию памятника Шопену (по инициативе Б.). - X. Выступление в концерте (Варшава). - 20 XII. Увольнение со службы в Придв. певч. капелле, выход на пенсию. - Первое исп. в Париже симф. поэмы "Тамара" (дирижёр Ш. Ламурё).
1897. - Выход из печати книги Б. Каленского "Бедржих Сметана и Милий Балакирев, их значение для развития славянской музыки, их личные и художественные связи" (Прага, 1897).
1898. - Чествование Б. в связи с 30-летием БМШ. - III. Б. вошёл в состав комиссии по составлению и изданию рус. нар. песен, собранных экспедициями Рус. географич. об-ва. - 11 IV. Исп. в концерте БМШ под упр. Б. его 1-й симфонии.
1899. - Концерт под упр. Б. в Берлине по случаю открытия мемориальной доски на доме, в к-ром умер Глинка.
1900. - Редактирование партитуры "Те Deum" Берлиоза.
1902. - Начало редактирования собр. соч. Глинки (совм. с С. М. Ляпуновым).
1904. - Прекращение публичных выступлений.
1906. - Исп. кантаты Б. на торжествах, посв. открытию памятника Глинке в Петербурге.
1908. - Отказ от руководства БМШ (преемником Б. стал С. М. Ляпунов). - Редактирование сочинений Ф. Шопена.
1910. - 16 V. Смерть Б. в Петербурге.
Сочинения : для хора с орк. - Кантата памяти Глинки (1904); для орк. - 2 симфонии (C-dur, 1864-97; d-moll, 1907-08), Увертюра на тему испанского марша (d-moll, 1857, 2-я ред. - Испанская увертюра, 1886), Увертюра на темы трёх русских песен (h-moll, 1858, 2-я ред. - 1881), муз. картина 1000 лет (вторая увертюра на рус. темы, Des-dur, 1863-64, 2-я ред. - симф. поэма Русь, 1887, ред. 1907), Чешская увертюра (Fis-dur, 1867, 2-я ред. - симф. поэма В Чехии, 1905), симф. поэма Тамара (1882), Сюита в 3-х частях (h-moll, Prйambule, Quasi Valse, Тарантелла, 1901-09, окончена С. M. Ляпуновым), музыка к трагедии Шекспира "Король Лир" (увертюра, Шествие, антракты, 1858-61, 2-я ред. - полная партитура, включающая 2 варианта Шествия, Сон Кента, интерлюдию, воен. музыку, симф. картину битвы, мелодраму, трубные и барабанные сигналы, 1905); для фп. с орк. - концерт No 1 (fis-moll, I ч., 1855, партитура изд. M., 1952), концерт No 2 (Es-dur, 1861-62, 1909-10, окончен С. М. Ляпуновым), Большая фантазия на русские национальные напевы, op. 4 (Des-dur, 1852, изд., М., 1954); камерные ансамбли - октет для флейты, гобоя, валторны, скр., альта, влч., к-баса, фп., ор. 3 (c-moll, 1850-56, партитура изд. М., 1959); для фп. в 2 руки - фантазия Исламей (1869), 1-я соната (b-moll, 1856-57), соната (b-moll, 1905), сонатина (C-dur, 1909), 3 скерцо, 7 мазурок, 3 ноктюрна, 7 вальсов, разные пьесы (в т. ч. Полька, В саду, Думка и др.), М. А. Балакирев, Полн. собр. соч. для фп. в 3 тт. под ред. К. С. Сорокина, М., 1952; для фп. в 4 руки - 30 русских народных песен (обр. 30 песен русского народа для одного голоса с сопровождением фп. из собранных в 1886 г. Г. О. Дютшем и P. М. Истоминым, гармонизовал Милий Балакирев, 1898), Сюита в 3 ч. (Полонез, Песенка без слов, Скерцо, 1909), На Волге (1868, изд., М., 1948); соч. на темы др. композиторов - Воспоминание об опере "Жизнь за царя" М. Глинки. Фантазия, 1899 (1-я ред. - Фантазия для фп. на мотивы из оперы "Жизнь за царя" М. Глинки, 1854-56), экспромт на темы 2-х прелюдий Шопена (es-moll и h-moll), Испанская серенада на темы, записанные Глинкой (1856); транскрипции и перелож. для фп. в 2 руки - Глинка (Жаворонок, Арагонская хота, Камаринская, Не говори), П. Запольский (Грёзы), А. С. Танеев (2 вальса-каприса), Г. Берлиоз (увертюра "Бегство в Египет": 2-я ч. оратории "Детство Христа"), Л. Бетховен (каватина из струн. квартета, B-dur, op. 130; Аллегретто из струн. квартета, ор. 59 No 2), Ф. Шопен (Романс из 1-го концерта, ор. 11); в 4 руки - Г. Берлиоз (Гарольд в Италии), А. Ф. Львов (увертюра к опере "Ундина"); для 2 фп. в 4 руки - Глинка (Князь Холмский, Ночь в Мадриде), Л. Бетховен (квартет f-moll, op. 95); для голоса с фп. - 20 романсов (1857-65), 10 романсов (1895-96), романсы (1903-04), 3 забытых романса (Ты пленительной неги полна, Звено, Испанская песня, 1855, изд. 1908), Два посмертных романса (Заря, Утёс; 1909); М. Балакирев. Романсы и песни. Ред. и вступ. ст. Г. Л. Киселёва, М., 1937; Сборник русских песен (40) (1865, изд. 1866); перелож. для голоса с орк. - Даргомыжский (Паладин, О, дева-роза), Глинка (Ночной смотр, О, дева чудная моя), собств. произв. (Грузинская песня, Запевка, Сон); для хора a cappella - Гимн в честь св. вел. кн. Владимирского Георгия Всеволодовича, основателя Н. Новгорода, сочинённый по случаю празднования нижегородцами семисотлетия годовщины его рождения (1189-1889), духовно-муз. перелож. и соч. (М., 1900) и др.; перелож. для хора a cappella - Глинка (Венецианская ночь, Колыбельная песня), Шопен (мазурки, ор. 6, No 4; op. 41, No 4); инструментовка соч. др. композиторов - Н. В. Щербачёв (две пьесы для фп.: Две идиллии...(имя Б. в изд. не указано)), А. Львов (увертюра к опере "Ундина"), Глинка (Первоначальная полька), Шопен (концерт e-moll, Сюита из соч. Шопена); редакции соч. др. авторов, в т. ч. опер и симф. произв. М. И. Глинки, фп. соч. И. Ф. Ласковского, сонат Ф. Шопена, нек-рых оригин. произв. и транскрипций Ф. Листа, Те Deum Г. Берлиоза, произв. К. Таузига. Литературные сочинения : Автобиографическая заметка М. А. Балакирева (из его писем к Н. Финдейзену 1903 и 1907 гг.), "РМГ", 1910, No 41; Юбилей Гензельта (за подписью - Валериан Горшков), "Новое время", 1888, 12 марта, No 4323. Письма: Письма M. А. Балакирева к А. П. Арсеньеву (1858-1862 гг.), "РМГ", 1910, No 41, 42; Переписка М. А. Балакирева с П. И. Чайковским, СПБ, (1912); Письма М. А. Балакирева к И. А. Покровскому, "РМГ", 1916, No 40, 44, 46, 49-52; Письма М. П. Мусоргского к М. А. Балакиреву, в кн.; Мусоргский М. П., Письма и документы, М.-Л., 1932; Письма М. А. Балакирева к Ц. А. Кюи, в кн.: Кюи Ц., Избр. письма, Л., 1955; Письма М. А. Балакирева к Б. Каленскому, в кн.: Из истории русско-чешских связей, М., 1955; Балакирев) М. A., Переписка с Н. Г. Рубинштейном и с М. П. Беляевым, М., 1956; Балакирев М. А., Переписка с нотоиздателем П. Юргенсоном, М., 1958; Письма М. А. Балакирева к А. П. Бородину, в кн.: Дианин С. A., Бородин. Жизнеописание, материалы и документы, М., 1960; Балакирев М. A., Воспоминания и письма, Л., 1962; Переписка. А. Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым, в кн.: Римский-Корсаков Н., Лит. произведения и переписка, т. 5, М., 1963; Балакирев М. А. и Стасов В. В., Переписка, т. 1-2, М., 1970-71. Литература : Г. Т. (Тимофеев Г.), Очерк развития русского романса, М. А. Балакирев, "РМГ", 1895, No 4; его же, Балакирев в Праге. Из его переписки, "Современный мир", 1911, No 6; его же, М. А. Балакирев, "Русская мысль", 1912, No 6, 7; Финдейзен Н., Милий Алексеевич Балакирев, "РМГ", 1895, No 1; его же (Ник. Ф.), Забытый юбилей М. А. Балакирева (к 50-летию его артистич. деятельности, 1856-1906), "РМГ", 1906, No 17; Боборыкин П. Д., Русский музыкант (Памяти товарища), "Биржевые ведомости", веч. вып., 1910, 29 мая, No 11737; Ляпунов С., Милий Алексеевич Балакирев, "ЕИТ", 1910, вып. 7, 8; Шестакова Л. И., Из неизданных воспоминаний. Мои вечера, "РМГ", 1910, No 41; её же, Из неизданных воспоминаний о Новой русской школе, "РМГ", 1913, No 51-52; Чернов К., Милий Алексеевич Балакирев (по воспоминаниям и письмам), Музыкальная летопись. Статьи и материалы под ред. А. Н. Римского-Корсакова, сб. 3, Л.-М., 1925; Глебов И., (Асафьев Б. В.), Русская музыка от начала XIX столетия, М., 1930; его же. Их было трое...(Из эпохи общественного подъёма русской музыки 50-60-х годов прошлого столетия), в кн.: Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 3, М., 1954; его же, Русская музыка XIX и начала XX века, Л., 1968; Киселёв Г., М. А. Балакирев, М.-Л., 1938; Гозенпуд A., М. А. Балакирев (к сорокалетию со дня смерти), "СМ", 1950, No 6; Серов А. Н., Новоизданные музыкальные сочинения - Песни и романсы Балакирева, в кн.: Серов А. Н., Избр. статьи, т. 1, М.-Л., 1950; его же, Музыкальное утро в зале СПб. ун-та, там же, т. 2, М.-Л., 1957; Стасов В. В., Двадцать пять лет русского искусства. Наша музыка, в кн.: Стасов В. В., Избр. соч., т. 2, М., 1952; его же, Искусство XIX века, там же, т. 3, М., 1952; Чайковский П. И., Полн. собр. соч. - Литературные произведения и переписка, т. 2, М., 1953; Римский-Корсаков Н., Полн. собр. соч. - Литературные произведения и переписка, т. 1, М., 1955; Гиппиус Е. В., Сборники русских народных песен М. А. Балакирева, в изд.: Балакирев М., Русские народные песни, М., 1957; Кандинский A., Симфонические произведения Балакирева, М., 1960; М. А. Балакирев. Исследования. Статьи, Л., 1961; Алексеев А. Д., Русская фортепианная музыка. От истоков до вершин творчества, М., 1963; М. А. Балакирев. Летопись жизни и творчества (составители: А. С. Ляпунова и Э. Э. Язовицкая), Л., 1967; Kalienski В., Bedaick Smetana a Mily Balakirew, jich vyznam pro vevoi hudbi slovanske, jich osobni a umilacki stuky, Praha, 1897, его же, V Cechach. Symfonicka besen Milie Aleksejevice Balakirewa, "Samostatnost", (1906), No 53; Reiss Е., Lieder von Mili Balakirew, "Die redenden Kьnste", Jahrg. IV, 1897/98; Newmarch P., Mily Balakireff, "Sцmmelbцnde der internationalen Musikgesellschaft", Jahrg. IV, H. 1, 1902, Oktober - Dezember, S. 157-63; Calvocoressi M. D., Mili Balakirew, в кн.: Masters of Russian music, L., 1936; Garden E., Balakirew. A critical study of his life and music, N. Y., 1967. А. И. Кандинский.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Данная статья служит продолжением нашего повествования о великой « » русских композиторов, которую собрал вокруг себя не менее замечательный человек, . А сейчас мы подробней узнаем о личности первого композитора, который стал работать с Владимиром Васильевичем.

Балакирев М.А. – глава “Могучей кучки”

Родился в семье Алексея Константиновича Балакирева 21 декабря 1836-го года. То есть, на момент образования « Могучей кучки» он был еще сравнительно молод. Но вернемся к годам его отрочества и юности.

Когда Милий был совсем еще юн, он учился игре на фортепиано у Александра Дюбюка, который и сам ныне известен как русский композитор и пианист. В свое время на него очень сильно повлиял Улыбышев.

Александр Дмитриевич – один из первых русских музыкальных критиков. Кроме того, он написал книгу о Моцарте, которая стала известна не только в России, но и в Европе. Занятно, что лишь в 1890-м году Петр Ильич Чайковский перевел ее на русский язык. Тогда было общепринято среди уважаемых людей говорить на иностранных языках, даже проживая в России. Какое-то время Улыбышев был редактором газеты «Journal de St.-Pétersbourg».

Также оказал влияние на направление творческого пути молодого композитора. Когда они повстречались в 1855-м году, он убедил юношу писать музыку в национальном духе.

Но особого музыкального образования Балакирев не получил. Точнее, тому образованию, которое у него было, он был обязан исключительно своим собственным усилиям. И в том же году, в котором он повстречался с Глинкой, он дал свой первый фортепианный концерт, на котором зарекомендовал себя как пианист-виртуоз.

Пройденный путь побудил его 18 марта 1862-го года открыть Бесплатную музыкальную школу, которая работала под покровительством императора. В школе регулярно устраивались концерты, которыми дирижировал как сам Милий, так и Ломакин. Первый руководил оркестровыми пьесами, а второй – хоровыми.

Но Ломакин, который вместе с Балакиревым основывал школу, вскоре оставляет работу в ней, и Милий становится единовластным директором школы вплоть до 1874-го года.

В 1866 г. Балакирев был приглашен в Прагу - заведовать постановкой опер Михаила Глинки «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила», которые были даны под управлением Милия Алексеевича, и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели шумный успех, в особенности опера «Руслан и Людмила».

Одно время, в конце шестидесятых годов, Балакирев дирижировал оркестром Императорского русского музыкального общества, который исполнял композиции « Могучей кучки» , а именно: Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина и прочих.

Но в начале семидесятых годов Балакирев переживает слишком тяжелый душевный кризис, чтобы по-прежнему заниматься музыкой. Поэтому он отходит от дел. А чтобы зарабатывать на жизнь, начинает работать рядовым служащим на Варшавской железной дороге. Вновь вернуться к музыке он смог лишь в конце семидесятых.

Когда в 83-м году император назначил его заведовать придворной певческой капеллой, он смог организовать школьное дело на прочных педагогических началах. Кроме того, он собственноручно разработал программу научных классов, а в качестве инспектора музыкальных классов пригласил на должность Николая Римского-Корсакова.

За время управления Балакирева было перестроено здание певческой капеллы. Она превратилась в изящную архитектурную конструкцию с роскошными залами, кроме того, особое внимание было уделено развитию оркестрового класса. Это оказало самое благотворное влияние на певцов капеллы, которые из-за потери голоса были вынуждены прекратить занятия в хоре. Так они могли зарабатывать в привычной для себя обстановке, хоть и другим способом.

Умер Милий Алексеевич 16 мая 1910 года и похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Творческое наследие

Балакирев написал не так уж и много, но его произведения признаны и уважаемы. Так, среди его сочинений особенно выделяются сопровождение к «Королю Лиру», различные увертюры на национальные темы, фортепианные сочинения, вокальные произведения.

Особенно ярким было проявление таланта Балакирева в его ранних произведениях. В них отображалось все многообразие композиции, мелодичность… он очень тонко понимал суть оркестровки. Большое влияние на него оказало творчество Шопена и Глинки. Кроме того, он многое почерпнул, участвуя в ансамблях и дирижируя оркестром в доме Улыбышева.

Примерно в то же время он пробовал самостоятельно сочинять композиции. В связи с тем, что на математическом факультете Балакирев проучился менее двух лет, выживать ему удавалось лишь благодаря скудным заработкам от уроков музыки.

Несмотря на то, что иногда его дух оказывался сломленным, он смог возвращаться к любимому делу снова и снова, выказывая исключительную стойкость и верность своей любви сердешной.




Top