М зощенко золотые слова главные герои. Вступительное слово учителя






Рассказы "Показательный ребенок": Глупая история Показательный ребенок Тамара Трусишка Вася Самое главное Любимое занятие Кто ваши родители? Смелый, да не очень "Леля и Минька": Елка Бабушкин подарок Галоши и мороженное Не надо врать Через тридцать лет Находка Великие путешественники Золотые слова


Найди соответствие Факт – Соблазн – Дёготь – Абсурд – тёмное смолистое вещество, добываемое путём сухой перегонки дерева, торфа, угля. нелепость, бессмыслица. действительное событие, явление, то, что произошло в действительности. искушение, приманка, нечто влекущее.


Восстановите правильный порядок событий План: * Помилование и папины условия. * Папин совет или Золотые слова. * Ужин со взрослыми. * Плохое воспитание или История о пожарном. * Наказание. *Заключение или Золотые слова жизни. *Главное преступление или Случай с маслом в чае.


Выбери правильное слово. Объясни свой выбор «… Между тем нож согрелся над чаем. Масло растаяло, подтаяло). Я хотел его смазать,намазать) на булку и уже стал (отводить, уводить) руку от стакана. Но тут моё масло нежданно) соскользнуло с ножа и (неожиданно, упало в чай …» немножко (


« … Она стала смеяться, (оглядываясь, то на меня, то на стакан с чаем. Но она ещё больше (посмеялась,засмеялась) когда кой (помешивать, смешивать) чай. Он мешал долго,так что всё масло (растаяло,подтаяло без остатка.И чай стал похож на куриный бульон.» поглядывая) папин начальник, что -то рассказывая, стал ложеч-)


Список используемой литературы Внеклассное чтение: 4 класс: Пособие для учителей / Е.С. Гостимская, М.И. Мишина - М.:5 за знания, Список использованных материалов, Интернет-ресурсов портрет писателя портрет писателя Обложки книг /%D1%81%D1%82%D1% jpg 600/%D1%81%D1%82%D1% jpg

Урок литературного чтения М.М.Зощенко «Золотые слова»


Михаил Михайлович

Зощенко

(1894 – 1958 г г.)

писатель –


  • Вопросы:
  • Для кого автор написал эти рассказы?
  • Какие рассказы у М.М.Зощенко?
  • Чему учат рассказы М.М.Зощенко?

  • Писал о детях и для детей
  • Рассказы юмористические, ироничные
  • Автор учит детей быть добрыми, стремиться стать лучше, не врать
  • Рассказы М.М.Зощенко биографичны
  • Главная мысль каждого рассказа сформулирована автором

Не надо врать

Великие путешественники

Калоши и мороженое

30 лет спустя

Бабушкин


Восстановите правильный порядок событий

План:

* Помилование и папины условия.

* Папин совет или Золотые слова.

* Ужин со взрослыми.

* Плохое воспитание или История о пожарном.

* Наказание.

* Заключение или Золотые слова жизни.

*Главное преступление или Случай с маслом в чае.


растаяло,

Выбери правильное слово. Объясни свой выбор

«… Между тем нож согрелся над чаем. Масло

немножко (

подтаяло). Я хотел его

намазать) на булку и уже стал

(отводить,

) руку от стакана. Но тут моё масло

) соскользнуло с ножа и

(неожиданно,

нежданно

упало в чай …»


поглядывая)

оглядываясь,

« … Она стала смеяться, (

то на меня, то на стакан с чаем.

Но она ещё больше (

посмеялась,

засмеялась) когда

папин начальник, что -то рассказывая, стал ложеч-

Смешивать

кой (помешивать

Он мешал долго,так что всё масло (растаяло

Подтаяло

без остатка.

И чай стал похож на куриный бульон.»


  • Подготовьте краткий пересказ от лица:
  • 1 группа - папы
  • 2 группа - Мити
  • 3 группа - Лели
  • 4 группа - гостя

Синквейн

1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)

1 строка

2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?)

2 строка

3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?)

3 строка

4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.

4 строка

1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)

5 строка


  • .Вы не совсем правильно поступили, потому что обстановка изменилась.
  • .Дети не виноваты. А если и виноваты,то в глупости.
  • .Ну, а за глупость наказывать не полагается.
  • .Все надо делать с умом.
  • .Исполнять приказания и придерживаться правил.
  • Всё надо делать с учетом изменившейся обстановки.

«Зощенко в литературе» - Предшественники и последователи от Даниила Заточника до Михаила Жванецкого. Драматургическое наследие М.М. Зощенко - достаточно обширное и своеобразное, чтобы стать объектом внимания и изучения, - всегда считалось наиболее слабой, неинтересной частью творчества писателя. Тема, обозначенная в заголовке, заслуживает обстоятельного монографического исследования.

«М.Зощенко» - Зощенко, пока писал свои рассказы, сам же и ухохатывался. Зощенко был наделён абсолютным слухом и блестящей памятью. На рубеже 20-30-х годов литературные дела у Зощенко обстояли вполне благополучно. Воспринимал как другую сторону медали. Нет, Зощенко не равнял себя с Гоголем. Михаил Михайлович Зощенко.

«Урок Зощенко» - Вспомнить имена героев рассказов Зощенко. Наш девиз. «интеллектуальный» Найти ошибки в предложениях. Наша визитка. Михаил Михайлович Зощенко. «Ты мне, я тебе…». Заменить одну букву и получить новое слово. «Основные моменты из биографии М.М. Зощенко». Марафон. Конечно, потерять галошу в поезде не трудно.

«Зощенко Жизнь и воротник» - Найдите эпизоды, показывающие абсурдность происходящего. Возможно, исключён за неуплату. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5. «Жизнь и воротник». Вопросы: Против чего направлен пафос рассказ? Реалистична ли ситуация в рассказе? Тэффи «Жизнь и воротник», М.М.Зощенко «История болезни».

«Зощенко» - Михаил Михайлович ЗОЩЕНКО (1895-1958). Книга поступила в журнал «Октябрь» в 1943 году. «К середине 20-х годов XX века Зощенко стал одним из самых популярных писателей. «Я родился в 1895 году. Алексею Фе­доровичу в ра­боте. О том, как быстрее и лучше помочь людям избавиться от вредных привычек. Рисунки вернулись к художнику, и даже замысел книги был забыт.

«Зощенко и Тэффи» - (1872-1952). Почему же рассказы Зощенко были смешными? Михаил Михайлович Зощенко. Средства словесного выражения сатиры и юмора. Вывод. Излюбленный жанр Тэффи - миниатюра, построенная на описании незначительного комического происшествия. Юмор-... Чем же объяснить столь небывалую для нашей литературы известность писателя?

Разделы: Литература

Цели:

  • дать представление о личности писателя
  • показать важность этических норм в мире взаимоотношений взрослых и детей
  • пробудить желание учащихся размышлять о культуре поведения человека

Методические приемы:

  • сообщения учащихся
  • работа с текстом
  • аналитическая беседа
  • рассказ учителя
  • инсценировка

Доска

1. Слово учителя. Организационный момент

Здравствуйте, садитесь.

Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их.

Мы с Вами отправимся в увлекательное путешествие по стране общения между взрослыми и детьми. Итак, тема нашего урока «Этические нормы взаимоотношений по рассказу М. Зощенко «Золотые слова». (Запись в тетрадях)

Вам будут предложены различные формы работы, каждый выберет задание по силам, сможет проявить свои творческие способности, а в конце нашего разговора мы обсудим, что вам больше понравилось. что нового вы для себя открыли.

2. Вступительное слово учителя

Общение! Сегодня это слово как заклинание повторяют философы, психологи, педагоги- все говорят о сложностях общения. А ребенку оно необходимо как свежий воздух, солнечный свет. Но часто контакт и попытка взаимодействия оставляют чувство горечи, разочарования, а то и вовсе выбивают нас из колеи. Почему же так получается? На этот вопрос призвана ответить этика- культура поведения и всемогущее искусство слова, литература.

Запись в тетрадях:

Этика- культура поведения.

3. Культура человеческих отношений в творчестве М.Зощенко

(Сообщения учеников)

Слово учителя. М. Зощенко в своем творчестве не раз обращался к культуре человеческих отношений. А более всего это касалось детей, которых автор учил познавать непростой мир общения.

1. В рассказе «Елка» мама отдает приготовленные для своих детей игрушки другим малышам в ответ за непростительные шалости в отношении чужих подарков. Взрослый учит быть ответственным за собственные поступки.

2. В рассказе «Калоши и мороженое» тряпичник часто повторяет одну фразу «Мы с тобой расстанемся друзьями». Автор призывает читателя быть доброжелательным в любой случайной беседе.

Учитель. Зощенко как добрый волшебник сопровождает ребят, напутствуя и направляя на пути к истине, добру, справедливости. Таков по тематике и рассказ «Золотые слова».

4. Работа по содержанию рассказа «Золотые слова»

Обратимся к содержанию рассказа.

Беседа по вопросам.

Каковы первые впечатления о прочитанном?

Кто из героев понравился вам больше и почему?

С какого эпизода начинается рассказ «Золотые слова» ?

Почему так любили дети застолье в обществе взрослых?

Как реагировали взрослые на необычное поведение детей за столом?

Какие неприятные ситуации возникали во время ужина?

Постарайтесь объяснить позицию взрослых и детей?

Почему так и не удалось сгладить возникающие конфликты?

К какому выводу пришли взрослые на последнем вечере?

Какое «золотое» правило, касающееся всех норм этики вы вынесли из этого повествования? (Зачитать слова).

Как же правильно вести себя, находясь за одним столом со взрослыми?

Давайте установим эти нормы и запишем выводы в тетрадь.

Запись. Этические нормы.

1. Не перебивай собеседника.

2. Уважай говорящего.

3. Учитывай разницу в возрасте.

4. Действуй с учетом сложившихся обстоятельств.

5. Физминутка

Все здесь правильно, друзья!
Но без отдыха нельзя!
1. Раз, два, становись.
Коль готов ты, поклонись.
Выполняя упражненья,
Подведем итог общенья.
2. Вправо, влево поворот.
Взрослых надо уважать.
А теперь наклон вперед,
Не спеши перебивать.
3. Приседания начнем,
Три, четыре.
Выраженья подбирай в нужном стиле.
4. Исключения из правил
Часто жизнь нам преподносит.
Каждый пусть закон общенья
С обстановкой соотносит.
5. А теперь пора присесть,
Тема для беседы есть.

6. Инсценировка эпизода

Ребята Вам сейчас покажут
Один из эпизодов.
А остальные нам расскажут
О нарушаемых канонах.

Инсценировка эпизода

Вопросы.

1. Какие из перечисленных на доске норм нарушены?

2. Как же поступать правильно?

7. Рассуждения о нарушении этических канонов с опорой на детские рисунки по рассказу М.Зощенко

Ребята, прочитав рассказ, изобразили занимательные сцены. Какие, расскажите нам, возникли здесь проблемы?

(Рисунки детей находятся на стенде).

Сознавая свое двусмысленное положение в период сталинских репрессий, писатель сам предпочитал не узнавать знакомых и переходил на другую сторону улицы, чтобы не подвергать их опасности.(Сообщение ученика).

8. Размышления о высказываниях великих людей

На доске представлены высказывания, относящиеся к теме нашего урока, выберите одно из высказываний, проанализируйте мысль автора.

Слова принуждены расплачиваться собственным «добрым именем»за чрезвычайно ценностный ореол вокруг культуры мысли и речи…
С.С. Аверинцев.

О новом надо говорить и новыми словами…
В.В. Маяковский.

Есть люди, которые хорошо говорят, но плохо разговаривают…
В.О. Ключевский.

9. Подведение итогов урока

Подытожим разговор мы в четверостишиях.

1. Мы со взрослыми всегда
Любим побеседовать.
Не забудьте никогда
Правил, коим следовать.
2. Если что-то не по нраву,
Ты не должен перебить.
Твой черед придет по праву,
3. Уважай, не осуждай
За другое мнение.
Меру в разговоре знай,
Наберись терпения.
4. Твердя формулировки, нельзя
Вперед все знать.
С учетом обстановки
Вам надо поступать.

Слово учителя. Наш разговор подошел к своему логическому завершению.

Что Вам понравилось на нашем уроке?

Какие задания было интересно выполнять и почему?

Какие уроки этики вы возьмете с собой в сложный мир отношений взрослых и детей?

Слова М. Зощенко помогут нам понять сущность человеческого общения:

«Все надо делать с учетом изменившейся обстановки!»

10. Домашнее задание

Дома Вы продолжите начатые поиски. Подумайте, изменится ли восприятие рассказа, если повествование прозвучит от лица взрослого человека. Если изменится, то почему?

11. Завершим наше путешествие словами Е.Винокурова:

Священное уменье говорить,
Произносить слова и строить фразу.
Как просто это: стоит рот открыть,
И чудо слова возникает сразу.
Как ты проста, осмысленная речь!
Приставка. Окончание. Основа…

Главные герои рассказа Михаила Зощенко «Золотые слова» — мальчик по имени Минька и его сестра Леля. Брат и сестра очень любили ужинать вместе со взрослыми. За ужином присутствовали гости, и детям было интересно послушать их рассказы. Но однажды Леля перебила рассказчика, папиного начальника, и начала излагать свою историю. Папин начальник был возмущен поведением детей, и Миньке с Лелей запретили ужинать вместе со взрослыми.

Прошло два месяца и дети уговорили отца отменить запрет. Он согласился, но поставил условие, чтобы Минька и Леля во время ужина хранили молчание. Все шло хорошо, пока Минька не решил намазать масло на хлеб. Масло было замерзшим, и Минька решил его подогреть над стаканом чая. Но свой чай он уже выпил, и мальчик стал греть масло над чаем папиного начальника.

Неожиданно масло соскользнуло с ножа и упало в стакан с чаем. Леля заметила это и хотела сообщить о случившемся, но вспомнила об условии отца, и промолчала. Минька тоже промолчал.

Папин начальник размешал чай и начал его пить. Сделав первый глоток, он принялся отплевываться. Когда выяснилось, что в чае находится масло, отец потребовал у детей объяснений. Леля рассказала, что Минька грел масло над чаем, и оно упало в стакан.
Кто-то из гостей спросил, почему дети сразу не сообщили о случившемся? Тогда Минька и Леля пояснили, что им было запрещено говорить во время ужина.

Отец детей назвал их глупыми. Он сказал, что запреты следует соблюдать, но при этом необходимо учитывать ситуацию. Если кому-то грозит какая-либо неприятность или опасность, молчать ни в коем случае не следует. Необходимо обязательно предупреждать людей, даже если запрещено разговаривать.

Мама тоже привела пример, сказав, что если детям запрещено выходить из квартиры и вдруг начнется пожар, то запрет следует нарушить ради спасения жизни.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Зощенко «Золотые слова» заключается в том, что любые правила и ограничения необходимо воспринимать с учетом окружающей обстановки. Если ситуация меняется, запрет или ограничение могут быть нарушены, например, для сохранения здоровья и жизни людей. Во всем следует руководствоваться здравым смыслом.

Рассказ учит не воспринимать буквально сторонние указания к действию, а осмысливать эти указания с учетом окружающей ситуации.

В рассказе мне понравился папа Лели и Миньки, который не стал наказывать детей повторно, а разъяснил, в чем была их ошибка.

Какие пословицы подходят к рассказу Зощенко «Золотые слова»?

Нет ничего человечней здравого смысла.
Глупому лучше молчать, нежели много болтать.
Глупость – беде соседка.




Top