Мадонна с младенцем и ангелом боттичелли описание. «Мадонна с младенцем», Сандро Боттичелли — описание картины

Из Флоренции


В старинном городе чужом и странно близком
Успокоение мечтой пленило ум.
Не думая о временном и низком,
По узким улицам плетешься наобум...


В картинных галереях - в вялом теле
Проснулись все мелодии чудес
И у мадонн чужого Боттичелли,
Не веря, служишь столько тихих месс...


...


Саша Черный


Пятую часть своего повествования я решил посвятить той части творчества Боттичелли, которая прошла через весь его творческий путь - это изображение Мадонн .


Многие из Вас наверняка смогут назвать не более пяти-шести Мадонн Боттичелли, но их было гораздо больше. По скромным прикидкам я насчитал более пятнадцати и это только из тех, изображения которых мне удалось отыскать. Даты создания многих из них точно не установлены и колеблются зачастую в пределах 10 лет. При этом одному и тому же изображению приписывают различные даты создания картины и разные места пребывания картины. Возможно, что это копии сделанные художником в различные годы и попавшие затем в различные галереи, а может быть просто ошибки авторов, приводящих эти репродукции. История об этом умалчивает. Не будучи ни историком ни искусствоведом, оставлю этот вопрос на них.


Здесь я не смогу остановиться на всех Мадоннах Боттичелли из-за ограниченности объема поста, но по возможности постараюсь остановиться на наиболее ярких образах. Если у читателей возникнут вопросы об остальных картинах - задавайте вопросы и возможно в комментариях или в следующем посте я попытаюсь на них ответить, конечно в пределах компетенции и моих ограниченных знаний в этой области.

В первой части своих рассказов (http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post69921657/ ) о творчестве Сандро Боттичелли я уже приводил 4 репродукции из большой серии изображений Мадонн. Это были картины "Мадонна с младенцем и ангелом " 1465 г., Галерея Воспитательного дома, Уффици; "Мадонна на лоджии " (Madonna della Loggia) 1467 г., галерея Уффици; "Мадонна в розарии " (Около 1470 г, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон,США) (Замечу, что в интернете имеется практически идентичное "зеркальное" изображение, но с названием "Мадонна дель Розето" , помеченное 1460 г, галерея Уффици,Флоренция); и, наконец, "Мадонна с младенцем и двумя ангелами " (1 468-1469, Неаполь, музей Каподимонте). Здесь я не стану на них останавливаться.



Мадонна с младенцем и со святым Иоаном Крестителем, 1468г., Лувр, Париж



Мадонна во славе, около 1469-1470, Уффици, Флоренция

Опираясь на пример Филиппе Липпи и Верроккьо, художник дает обновленную интерпретацию образа Мадонны. Он удлиняет пропорции фигуры, подчерки вает тонкость кистей рук.


На голове Марии прозрачная вуаль - деталь, которую он заимствует у Липпи и будет часто повторять. Свободно ниспадает ее одеяние, не похожее на костюм горожанки, что характерно для картин его учителя, несущих в себе жизненные ассоциации.


С головой, поникшей, словно цветок, Богоматерь выглядит трогательной и хрупкой. почти бесплотной, хотя драпировки пластично облегают ее тело.


Херувимы, образующие ореол вокруг головы Мадонны, - этот символический мотив прославления - лишь подчеркивают смиренность представленного Боттичелли образа.



Мадонна с младенцем и ангелом (Мадонна евхаристии), 1471г., Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, США

В замкнутом пространстве с открытым окном, из которого открывается вид на извилистый тосканский пейзаж - реку и холмы, - Боттичелли представил группу фигур, находящихся в более сложной композиционной связи, чем первые образцы его "Мадонн".


Фигуры теперь сближены не столь тесно. Мария со слегка склоненной головой в грустной задумчивости прикасается к колоску. Направление ее взгляда неопределенно. Сидящий на коленях Матери серьезный Младенец поднял руку в жесте благословения.


Юноша-ангел с резко заостренным овалом лица и недетской умудренностью - образ необычный для раннего Боттичелли. Он протягивает маленькому Христу виноград и колосья на блюде, знак таинства Евхаристии, будущих страданий Господа, Его Страстей.


В картине чувствуется атмосфера глубокой задумчивости, отрешенности, и какой-то внутренней разобщенности персонажей.


Ангел подносит Марии вазу с виноградом и хлебными колосьями. Виноград и колосья - вино и хлеб символическое изображение причастия; по мысли художника, они должны составить смысловой и композиционный центр картины, объединяющей все три фигуры. Аналогичную задачу ставил перед собой и Леонардо да Винче. В близкой по времени "Мадонне Бенуа". В ней Мария протягивает ребенку цветок крестоцвета - символ креста. Но Леонардо этот цветок нужен лишь для того, чтобы создать ясно ощутимую психологическую связь между матерью и ребенком; ему нужен предмет, на котором он может в одинаковой мере сосредоточить внимание обоих и предать целенаправленность их жестам. У Боттичелли ваза с виноградом также всецело поглощает внимание персонажей. Однако она не объединяет, а скорее внутренне разобщает их; задумчиво глядя на нее они забывают другдруга.


В картине царит атмосфера раздумья и внутреннего одиночества. Этому в значительной степени способствует и характер освещения, ровного, рассеянного, почти не дающего теней. Прозрачный свет Боттичелли не располагает к душевной близости, к интимному общению, в то время как Леонардо создает впечатление сумерек: они окутывают героев, оставляют их наедине друг с другом.



Мадонна с восемью поющими ангелами (Берлинская Мадонна), тондо, около 1477 г.

Описания этой картины мне к сожалению не удалось найти, если у кого оно есть - просьба выложить его в комментарии.


Мадонна с книгой, 1479-1485 гг., Музей Польди-Пеццоли, Милан

Картины Ботичелли полны символических образов. Картину “Мадонна с книгой” также называют "Мадонна, обучающая чтению младенца Христа". Умение читать во времена всеобщей безграмотности вызывало почтение. Книги были большой редкостью, по большей части научные или богословские.


Установлено, что книга, лежащая перед Марией - «Часослов Марии», она символизирует авторитет церковного учения.


Вишни, лежащие рядом с книгой, призваны символизировать обетованный рай, дверь в который открылась для верующих во Христа.


Гвозди и терновый венец в руках Младенца символизируют предстоящие страдания Спасителя.



Мадонна Магнификат, около 1481-1486, сцена: Мадонна с Младенцем Христом и пятью ангелами,


тондо, галерея Уффици, Флоренция


Образы мадонн, написанных Боттичелли в середине 1480-х годов, носят более усложненный характер по сравнению с его ранними изображениями Девы Марии. Это относится и к тонко разработанным типам композиции, и к внутреннему содержанию образа. На лице Мадонны неизменно присутствует тень грусти, тревоги и неуверенности, и фигура Младенца изображается, как правило, с симво¬лами Страстей, напоминая о жерт¬венном пути Христа.


Круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты. "Мадонна Магнификат" 1485 года, благодаря особому изгибу кривых линий и общему круговому ритму производит впечатление картины, написанной на выпуклой поверхности;


"Мадонна Магнификат" - "Величание Мадонны" - типичное флорентийское тондо («tondo» - картина или рельеф, круглые по форме, итал.) подчеркивает утонченный характер живописи Сандро Боттичелли. Тондо относится ко времени расцвета деятельности мастерской Боттичелли, когда из нее выходили многочисленные копии его картин, выполнявшиеся учениками Боттичелли по его рисункам и картонам. Прежде всего, это были изображения Мадонны, на которые был огромный спрос. Среди них - этот шедевр.


"Мадонна Магнификат" - самая известная из картин художника на религиозный сюжет, написанных для частных капелл; названа она по первому слову молитвы Богоматери, текст которой хорошо виден на развороте раскрытой книги . Младенец Христос держит в одной руке гранат, а другой водит руку Мадонны, которая вписывает в развернутую книгу начало благодарственной песни (Ев. от Луки I: 46). Двое мальчиков в сопровождении третьего, постарше держат книгу и чернильницу, в то время, как двое ангелов поднимают венец над головою Мадонны.


Эта искусно вписанная в круг композиция - одно из наиболее замечательных созданий мастера. Изысканные линии рук, окруживших фигуру младенца Христа, как бы продолжаются жестом одного из прекрасных ангелов и через руки других персонажей замыкаются на короне Марии. Такое кольцо рук подобно некоему водовороту, в центре которого виден отдаленный мирный пейзаж. Как и в "Мадонне с гранатом" Христос держит в руке плод - символ бессмертия, которое он принесет человечеству.


Лицо "Мадонны Магнификат" отмечено всеми качествами, входившими в культивируемый Боттичелли идеал красоты. Среди них - тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица. Выражение чистоты и невинности дополняется оттенком нежности, сквозящим в округленных губах. Густые заплетенные волосы производят земное впечатление, напоминающее об облике крестьянской девушке, однако модные предметы туалета - шарф и прозрачное покрывало - как бы преображают реальную женщину, взятую Боттичелли в качестве модели в идеальный образ Мадонны.



Мария и младенец Христос, фрагмент Алтаря Барди, 1484-85, Берлин, Картинная галерея

Проповеди Савонаролы оказали сильное влияние на многих талантливых, религиозных людей искусства, не устоял и Боттичелли.


Радость, поклонение красоте навсегда ушли из его творчества. Если предыдущие мадонны представали в торжественном величии Царицы Небесной, то теперь это бледная, с глазами полными слез, женщина, много изведавшая и пережившая.


Черты лица, кисти рук Мадонны становятся все более удлиненные, хрупкие, неземные. Вся фигура Богоматери, вертикальные складки одежды, синие полосы накидки, распущенные пряди волос подчеркивают направленность вверх. Лик младенца полон недетской печали.


Окружающая флора, плетенная беседка, окружающий интерьер - все прорисовано с неземной декоративностью.


На правой и левой части алтаря изображены Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист. Их лица строги, печальны, морщинисты от перенесенных невзгод и лишений. На приведенном фрагменте они не видны, если кто-то заинтересован в расширенном варианте репродукции, то напишите в комментариях и я смогу его показать.




Мадонна с гранатом, 1487 г. , тондо, галерея Уффици, Флоренция


(Мадонна с Младенцем Христом и шестью ангелами).



Художник получил общественный заказ от представителей налогового ведомства для Зала заседаний суда палаццо Синьории.


Как "Мадонна Магнификат", картина представляет собой флоренитйское тондо, круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты. Но в "Мадонне с гранатом" использован обратный прием, создающий эффект вогнутой поверхности.


Если ранние Мадонны Боттичелли излучают просветленную кротость, порожденную гармонией чувств, то в образах более поздних Мадонн, созданных под влиянием аскетических проповедей Савонаролы, печальный и разочарованный художник отходит от стремления найти воплощение вечной красоты.



Лицо Мадонны на его картинах становится бескровным и бледным, глаза — полными слез. Эти лица еще можно сравнить со средневековыми образами Богоматери, но в них нет торжественного величия Царицы Небесной. Это женщины нового времени, много изведавшие и пережившие.


Алтарная композиция для церкви Святого Варнавы во Флоренции, 1488 г.


Мадонна на троне, четыре ангела и святые - слева: Екатерина Александрийская, Августин, Варнава,
справа: Иоанн Креститель, Игнатий и архангел Михаил.


Страстная глубина переживаний накладывала на произведения Сандро Боттичелли свою печать. Живопись Боттичелли конца 1480-х годов, когда в городе нагнетается атмосфера религиозных брожений, свидетельствует о том, что художника переполняет волнение, он испытывает потрясение, которое позднее приведет к разладу в его душе. В этот период Боттичелли выполнил алтарь для флорентийской церкви Сан-Барнаба. Среди больших религиозных композиций несомненным шедевром является "Алтарь св. Варнавы ".


Благодаря силе исполнения некоторые образы этой композиции выглядят поистине великолепными. Такова св.Екатерина - образ, полный затаенной страсти и потому гораздо более живой, чем образ Венеры; св.Варнава - ангел с лицом мученика.



Иоанн Креститель в алтарном образе Ботичелли - одно из наиболее глубоких и наиболее человечных изображений в искусстве всех времен



Алтарь Сан Марко


(Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном


(Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном

и Святыми Августином, Иеронимом и Элигием), 1488-90, Уффици, Флоренция

Одним из самых ярких произведением Боттичелли является "Алтарь Сан Марко " ("Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном и Святыми Августином, Иеронимом и Элигием "), написанный около 1488-1490 годов для принадлежащей ювелирам капеллы в церкви Сан Марко. Капелла была посвящена их покровителю Святому Элигию. Центральная часть алтаря отмечена архаическими чертами: фигуры ангелов и святых резко различаются по масштабу; фантастическая ниша, в которую заключена сцена коронования, контрастирует с более реалистической трактовкой пространственного окружения четырех главных персонажей.


Вместе с тем в картинах пределлы немало живости в изображении Иоанна среди нагромождения каменных глыб на острове Патмос или Святого Августина в его почти пустынной келье, в лаконичном и напряженном Благовещении, в сцене покаяния Святого Иеронима в скалистой пещере, наконец, в энергичной фигуре Святого Элигия, чудесным образом выковывающего новую ногу лошади, и в необычности ракурса спешившегося всадника в развевающемся плаще. Белая лошадь в этом эпизоде - леонардовский мотив, обретающий, как и всякое заимствование Боттичелли у других художников, характер глубоко личной интерпретации. В картине заключена та напряженная экспрессия, которая заставляет формы сгибаться, приобретать резкие повороты, деформироваться.


В конце 1480-х годов религиозные образы интимного, камерного плана сменяются в творчестве Боттичелли композициями масштабными, словно обращенными к более массовой аудитории. В решении тем теперь все больше звучат иные интонации, оно наполняется резким Драматическим звучанием. Сам формат произведений Сандро этого периода на религиозные мотивы носит укрупненный характер, что придает им новую значительность. Характерный пример этого типа композиций - алтарь Сан-Марко .


Если в 1484-1489 годах Боттичелли, кажется, доволен самим собой и безмятежно переживает период славы и мастерства, то "Коронование" свидетельствует уже о смятении чувств, о новых тревогах и надеждах.


В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. В то же время здесь ощущается некоторый отход от "совершенства пропорций" (возможно, поэтому это произведение и не имело большого успеха). Нарастает напряженность, относящаяся, впрочем, исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени.


Несмотря на широкую известность, которой произведение пользовалось сразу после своего завершения, его ждала нелегкая судьба и долгие годы скитаний. С алтаря в капелле церкви оно переместилось в Зал капитула монастыря Сан Марко, оттуда - в галерею Академии во Флоренции и далее, в 1919 году - в Уффици. Только по завершении его длительной реставрации, проведенной в лаборатории при Опифичио делле Пьетре Дуре в 1989 году, можно считать закончившимися топографические перемещения картины. Что касается реставрации, то она лишь отчасти устранила вред, нанесенный великолепному произведению многочисленными путешествиями из одного помещения в другое. Из-за них безвозвратно утрачено первоначальное обрамление алтаря, которое заменила резная рама, происходящая из ныне несуществующей церкви Баттилани. В реставрации картина нуждалась уже с 1830 года (когда она находилась в Академии и ее реставрировал Аччайи) и вплоть до 1921 года, когда ею занялся Фабрицио Лукарини, полностью переписавший зеленое одеяние ангела слева. Но несмотря на эти"работы отслаивание и выпадение красочного слоя продолжалось, что привело к последней, самой полной реставрации, которая, кажется, остановила процесс разрушения картины.


Сила воздействия этой живописи в значительной мере обусловлена трактовкой небесного видения, насыщенного религиозно-символическими мотивами с апокалиптической окраской. Они навеяны проповедями Савонаролы во Флоренции, которые вскоре привели к политическому перевороту, закончившемуся изгнанием Медичи в 1494 году. Иоанн, автор Евангелия, Посланий и Апокалипсиса, изображенный с поднятой вверх раскрытой книгой (с пустыми страницами, ибо он еще ждет слов Откровения), выступает в композиции фигурой, посредующей между созерцателями видения (Августином, Иеронимом, Элигием) и фантастическим коловращением ангелов вокруг радужной арки из херувимом и серафимов, окаймляющей сцену Коронования Марии. Явление ангелов на фоне золотых лучей, в ослепительном сиянии, среди дождя роз и земной пейзаж с его скалами и пустынным лугом, на котором стоят святые, кажется, подчеркивают контраст между фантасмагорической притягательной небесной реальностью и тяготами мира материального.


Превосходная реставрация позволяет оценить значимость в творчестве Боттичелли алтаря Сан Марко, который знаменует переход от более реалистических и рациональных изобразительных решений, характерных для живописи кватроченто, к последним произведениям художника.



Мадонна под балдахином, около 1493, Пинакотека Амброзиана, Милан

Картина написана для Гвидо ди Лоренцо, настоятеля Санта Мария дельи Анджели и друга Лоренцо Великолепного.


В 90-е годы в творениях мастера символика приобретает подчеркнуто мистический характер, на первый план выступают темы морально-этического порядка. В отличие от более ранних картин, в этот период Боттичелли ставит акцент на передаче внутренних чувств героев, а не на внешней парадности.

Сандро Боттичелли – выдающийся представитель флорентийской живописи эпохи Кватроченто. После смерти мастер ушел в забвение. Так продолжалось вплоть до середины XIX века, когда у публики вновь проснулся интерес к его творчеству и биографии. Имя Сандро Боттичелли приходит на ум и обывателям, и специалистам одним из первых, когда речь заходит об искусстве раннего Возрождения.

Детство и юность

Интересный факт, о котором знает не каждый: Боттичелли – не настоящая фамилия художника. В детстве его звали Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. 1 марта 1445 года в семье флорентийского кожевника Мариано родился младший сын – Сандро. Кроме него, у родителей были три старших сына: Джованни и Симоне, посвятившие себя торговле, и Антонио, выбравший ювелирное ремесло.

О происхождении фамилии живописца нет единого мнения. Первая теория связывает прозвище Боттичелли с торговой деятельностью двух старших братьев художника («botticelle» переводится как бочонок). Сторонники другой теории также считают, что прозвище досталось Сандро от брата Джованни, но уже по другой причине: тот был толстяком. Другие исследователи утверждают, будто новая фамилия перешла к Боттичелли от другого брата – Антонио («battigello» - «серебряных дел мастер»).

В юности в течение 2 лет Сандро был учеником ювелира. Но в 1462 (или в 1464 - мнения исследователей расходятся) поступил в художественную мастерскую к Фра Филиппо Липпи. Когда последний в 1467 покинул Флоренцию, наставником будущего гения стал Андреа Верроккьо. Кстати, учился в мастерской Верроккьо в одно время с Боттичелли. Через 2 года, в 1469-м, Сандро начал самостоятельную работу.

Живопись

Точные даты написания большей части картин художника не известны. Специалистами определены примерные датировки, основанные на стилистическом анализе. Работа, вошедшая в историю как первая и полностью принадлежащая кисти Боттичелли, - «Аллегория силы». Написанная в 1470 году, она предназначалась для зала флорентийского Торгового суда. Сейчас является экспонатом галереи Уффици.


К первым самостоятельным произведениям художника также относятся многочисленные изображения . Наиболее известна «Мадонна Евхаристии», написанная около 1470 года. В этот же период у Боттичелли появляется собственная мастерская. Сын его бывшего наставника – Филиппино Липпи – поступает к Сандро учеником.

После 1470 года все больше проявляются особенности стиля мастера: яркая палитра, передача оттенков кожи при помощи насыщенных охристых теней. Достижение Боттичелли как живописца – способность живо и емко раскрыть драматизм сюжета, наделяя образы экспрессией, чувствами и движением. Это ярко проявилось уже в раннем (1470-1472) диптихе о ветхозаветном подвиге , обезглавившей ассирийского захватчика Олоферна.


Первое изображение обнаженного тела у Боттичелли – картина «Святой Себастьян». В день святого-мученика, 20 января 1474, она была торжественно представлена жителям города. Вертикальное полотно вывесили на колонне церкви Санта-Мария-Маджоре.

В середине 1470-х к Сандро обращается к портретному жанру изобразительного искусства. В этот период появился «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи». Кем был молодой человек, изображенный на картине 1474-1475 годов, доподлинно неизвестно. Есть предположение, что это автопортрет. Некоторые исследователи полагают, что моделью художнику послужил брат Антонио, другие – что на полотне изображен сам автор медали или же представитель семьи Медичи.


С этим могущественным флорентийским семейством и их окружением живописец сблизился в 70-е годы. 28 января 1475 Джулиано Медичи, брат главы Флорентийской республики , участвовал в турнире со штандартом, над росписью которого работал Боттичелли. Около 1478 года художником написан портрет самого Джулиано.

На прославленном полотне «Поклонение волхвов» семейство Медичи изображено уже практически в полном составе вместе со свитой. Ее частью был и Боттичелли, фигуру которого можно увидеть в правом углу.


26 апреля 1478 года в результате неудавшегося заговора против Медичи Джулиано был убит. По заказу выжившего Лоренцо художник написал фреску над воротами, ведущими к палаццо Веккьо. Изображение повешенных заговорщиков, выполненное Боттичелли, не просуществовало и 20 лет. После изгнания из Флоренции менее удачливого правителя Пьеро Медичи оно было уничтожено.

К концу 1470-х живописец становится популярным за пределами Тосканы. Папа Сикст IV пожелал видеть Сандро во главе работ по росписи стен недавно построенной капеллы. В 1481 Боттичелли прибывает в Рим и вместе с другими художниками начинает работу над фресками. Его кисти принадлежат три, включая «Искушение Христа», а также 11 портретов пап. Через 30 лет потолок Сикстинской капеллы распишет , и она станет известной на весь мир.


После возращения из Ватикана, в первой половине 1480-х годов, Боттичелли создает главные шедевры. Они навеяны античной культурой и философией гуманистов, последователей неоплатонизма, с которыми художник сблизился в тот период. «Весна», написанная в 1482 году, - самое загадочное произведение автора, которое до сих пор не имеет четкой интерпретации. Считается, что художник создавал картину, вдохновившись поэмой «О природе вещей» Лукреция, а именно отрывком:

«Вот и Весна, и Венера идёт, и Венеры крылатый

Вестник грядёт впереди, и, Зефиру вослед, перед ними

Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,

Красками всё наполняет и запахом сладким…

Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем

Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный

Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,

И небосвода лазурь сияет разлившимся светом»

Этой картиной, как и двумя другими жемчужинами этого периода – полотнами «Паллада и кентавр» и «Рождение Венеры», владел Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, троюродный брат герцога Флоренции. Давая характеристику этим трем произведениям, исследователи отмечают певучесть и пластику линий, музыкальность колорита, чувство ритма и гармонии, выраженное тонкими нюансами.


В конце 1470-х – начале 1480-х Боттичелли работает над иллюстрациями к «Божественной комедии» . Из серии рисунков пером на пергаменте уцелели немногие, среди них - «Бездна ада». Из произведений на религиозную тему этого периода выделяют «Мадонну с младенцем на троне» (1484), «Благовещение Честелло» (1484-1490), тондо «Мадонна Магнификат» (1481-1485) и «Мадонна с гранатом» (ок. 1487).

В 1490-1500 годах Боттичелли находился под влиянием учения монаха-доминиканца Джироламо Савонаролы, критиковавшего церковные порядки того времени и излишества светской жизни. Проникшись призывами к аскетизму и покаянию, Сандро стал использовать более темные и сдержанные оттенки.


С портретных фонов исчезли пейзажи и элементы интерьера, что видно на «Портрете Данте» (ок. 1495). Написанные около 1490 года «Юдифь, покидающая палатку Олоферна» и «Оплакивание Христа» - характерные для того времени работы живописца.

Обвинение Савонаролы в ереси и казнь в 1498-м, а еще раньше - смерть Лоренцо Медичи и последовавшие за этим политические волнения в Тоскане потрясли Боттичелли. Мистицизма и мрачности в творчестве прибавилось. «Мистическое рождество» 1500 года – главный памятник этого периода и последняя значимая работа художника.

Личная жизнь

О личной жизни Боттичелли известно мало. У художника не было жены и детей. Ряд исследователей считают, что Сандро был влюблен в Симонетту Веспуччи – первую красавицу Флоренции и даму сердца Джулиано Медичи.


Она послужила моделью для многих картин живописца. Симонетта умерла в 1476 году в возрасте 23 лет.

Смерть

В последние 4,5 года жизни Боттичелли не писал и жил в бедности. Великого мастера эпохи Кватроченто похоронили на кладбище флорентийской церкви Оньисанти 17 мая 1510 года.

Произведения

  • ок. 1470 - «Аллегория силы»
  • ок. 1470 - «Поклонение волхвов»
  • ок.1470 - «Мадонна Евхаристии»
  • 1474 - «Святой Себастьян»
  • 1474-1475 - «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи»
  • ок. 1475 - «Портрет Джулиано Медичи»
  • 1481-1485 - «Мадонна Магнификат»
  • ок. 1482 - «Весна»
  • 1482-1483 - «Паллада и Кентавр»
  • ок. 1485 - «Венера и Марс»
  • ок. 1485 - «Рождение Венеры»
  • ок. 1487 - «Мадонна с гранатом»
  • ок. 1490 - «Оплакивание Христа»
  • ок. 1495 - «Клевета»
  • ок. 1495 - «Портрет Данте»
  • 1495-1500 - «Юдифь, покидающая палатку Олоферна»
  • 1500 - «Мистическое рождество»

«Мадонна Магнификат» - самая известная из картин Боттичелли на религиозный сюжет, написанных для частных капелл. Название она получила по первому слову молитвы Богоматери, текст которой хорошо виден на развороте раскрытой книги .

Младенец Христос держит в одной руке гранат, а другой водит руку Мадонны, которая вписывает в развернутую книгу начало благодарственной песни (Евангелие от Луки 1:4):

«И сказала Мария: величит душа Моя Господа»

Двое мальчиков в сопровождении третьего, постарше держат книгу и чернильницу. Два ангела поднимают венец над головою Мадонны, представляют ее как Царицу Небесную. Изящная золотая корона собрана из звездочек, которые символизируют Утреннюю Звезду, как иногда называют Богородицу.

«Мадонна Магнификат» - типичное флорентийское тондо («tondo» - картина или рельеф, круглые по форме, итал.) подчеркивает утонченный характер живописи Сандро Боттичелли. Круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты. «Мадонна Магнификат» 1485 года, благодаря особому изгибу кривых линий и общему круговому ритму производит впечатление картины, написанной на выпуклой поверхности.

Тондо относится ко времени расцвета деятельности мастерской Боттичелли, когда из нее выходили многочисленные копии его картин, выполнявшиеся учениками Боттичелли по его рисункам и картонам. Прежде всего, это были изображения Мадонны, на которые был огромный спрос.

Эта искусно вписанная в круг композиция - одно из наиболее замечательных созданий мастера. Изысканные линии рук, окруживших фигуру младенца Христа, как бы продолжаются жестом одного из прекрасных ангелов и через руки других персонажей замыкаются на короне Марии. Такое кольцо рук подобно некоему водовороту, в центре которого виден отдаленный мирный пейзаж. Как и на картине «Мадонна с гранатом» Христос держит в руке гранат - символ страдания и бессмертия, которое он принесет человечеству. Вся картина пронизана атмосферой задумчивой меланхолии.

Лицо «Мадонны Магнификат» отмечено всеми качествами, входившими в культивируемый Боттичелли идеал красоты. Среди них - тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица. Выражение чистоты и невинности дополняется оттенком нежности, сквозящим в округленных губах. Густые заплетенные волосы производят земное впечатление, напоминающее об облике крестьянской девушке, однако модные предметы туалета - шарф и прозрачная вуаль - как бы преображают реальную женщину, взятую Боттичелли в качестве модели в идеальный образ Мадонны.

Эта картина была самым дорогостоящим произведением Боттичелли, при его создании использовано самое большое количество золотой краски. Обычно золото, как самую дорогую краску, в таких количествах не использовали; при заказе картины такие условия подробно оговаривались.

Сандро Боттичелли.Образ Мадонны

Имя Сандро Боттичелли (1445-1510) обычно вызывает в памяти образ Мадонны. Будущий художник жил и воспитывался в патриархальной, глубоко религиозной семье, что наложило отпечаток на всю его последующую жизнь.

Мадонна с Mладенцем (of the Magnificat)
1480-1481г, темпера на панели галерея Уффици, Флоренция, Италия

Ранние Мадонны излучают просветленную кротость, порожденную гармонией чувств.

Мадонна с гранатом (Мадонна della Melagrana)
1487г, темпера на панели, галерея Уффици, Флоренция, Италия



Мадонна с Mладенцем и 8 ангелов
1478г, темпера на панели,
Государственный столичный музей, Берлин, Германия


Мадонна под балдахином(del Padiglione)1493г, темпера на панели,
Пинакотека Амброзиано, Милан, Италия


Мадонна с Младенцем и ангел 1465-67г, темпера на панели,
Галерея Воспитательного дома(dello Spedale degli Innocenti), Флоренция, Италия

Мадонна с Mладенцем и ангел 1468г, темпера на панели,
Нортон Симон музей, Пасадена, Калифорния, США

Мадонна у моря 1470-75г, темпера на панели,
Галерея Академии (dell" Accademia), Флореция, Италия

Мадонна в розарии
(Madonna Rosengarden) 1469-1470г, темпера на дереве,
галерея Уффици, Флоренция, Италия

Мадонна с Младенцем и ангел
Мадонна Причастия (Eucharist или Chigi Madonna)1470, темпера на панели, музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, США

Мадонна с Младенцем,
два ангела и молодой Иоанн Креститель 1465-1470г, темпера на панели, Галерея Академии (dell" Accademia), Флореция, Италия

Мадонна с Младенцем и два ангела 1469-70г, темпера на панели,
музей Каподимонте, Неаполь, Италия

Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем 1470-1475г, темпера на панели, Лувр, Париж, Франция
«Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» относится к расцвету творчества, времени, когда художник работал при дворе могущественного семейства Медичи. Картина была написана между 70-75-ми годами XV века.
В этой работе все излучает просветленную кротость, порожденную гармонией чувства и рисунка.

Мадонна с Младенцем, окруженные пятью ангелами
1470г, темпера на панели,Лувр, Париж, Франция
В этой ранней картине чувствуется сильное влияние Филиппо Липпи (к 1406-1469), у которого учился Боттичелли

Мадонна с книгой(Мадонна Libro) 1483г, темпера на панели,
музей Полди Пеззоли, Mилан, Италия

Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем c.1490-1495г, темпера на холсте Галерея Палатина(Дворец Питти),Флоренция, Италия
Если предыдущие мадонны представали в торжественном величии Царицы Небесной, то теперь это бледная женщина, много страдавшая и изведавшая.

Поклонение Mладенцу 1480-1490г, темпера на панели,
Национальная галерея искусств, Вашингтон, США

В образах более поздних Мадонн, созданных под влиянием аскетических проповедей Савонаролы, печальный и разочарованный художник отходит от стремления найти воплощение вечной красоты.
Лицо Мадонны на его картинах становится бескровным и бледным, глаза — полными слез. Эти лица еще можно сравнить со средневековыми образами Богоматери, но в них нет торжественного величия Царицы Небесной.
Скорее это женщины нового времени, много изведавшие и пережившие.




Top