Майкопское погребение на поселение чекон 2. Майкопская культура

В III тыс. до н.э. человек сделал важное открытие. Была получена бронза (сплав меди и олова). На Кав­казе олово редко встречается в природе. Поэтому вме­сто него использовался мышьяк. Новые бронзовые орудия оказались тверже и острее медных. Благода­ря им появилась возможность развивать земледель­ческое и скотоводческое хозяйство в степной и лесо­степной зонах.

К этому времени относится существование на Севе- ро-Западном Кавказе оригинальной скотоводческо- земледельческой культуры – майкопской.

1. Майкопский курган. Свое название майкопская культура получила от всемирно известного огромно­го (высота 10,6 м) кургана. Его раскопал в 1897 г. на перекрестке двух улиц города Майкопа профессор Петербургского университета Н.И. Веселовский. Под курганом находилась могильная яма размерами 5,3×3,73 м, глубиной 1,4 м. Она была разделена пе­регородками и сохранила три скорченных скелета, гу­сто засыпанных краской. Могила была обложена де­ревом и перекрыта деревянным накатом.

В южной камере погребения, самой большой, нахо­дилось, как предполагают, захоронение вождя, усыпан­ное золотыми бляшками в виде львов, золотыми коль­цами и бусами. В камере стояли два золотых и 14 серебряных сосудов. Два серебряных сосуда были украшены рисунками: на одном из них мастер изоб­разил процессию разных зверей, а на другом, кроме того, еще и горный пейзаж. На рисунке легко угады­вается Главный Кавказский хребет с вершинами Каз­бека и Эльбруса и стекающими с них реками. Шесть серебряных трубок поддерживали балдахин. На труб­ки были надеты золотые и серебряные фигурки бы­ков. В могиле обнаружено много золотых лент, розе­ток, бус из бирюзы и сердолика. Здесь же были найдены кремневые наконечники стрел и орудия: ка­менный топор, медные топоры и долота, – медные и глиняные сосуды. Набор вещей из Майкопского кур­гана выделяется по богатству среди других археоло­гических памятников бронзового века.

К настоящему времени ученые открыли уже около 200 памятников майкопской культуры - от Таманс­кого полуострова до Дагестана. Они разнообразны: есть погребения с небольшим количеством вещей, но есть и целые клады. Так, в одном из них обнаружен серебряный сосуд, в котором находились 2500 золо­тых и серебряных бусин, 400 бусин из сердолика, ла­зурита и золотая головка хищника.

2. Поселения майкопской культуры. В конце 50-х и в 60-х годах XX в. археологи открыли большую группу древних поселений в бассейне реки Белой и по реке Фарс южнее Майкопа. Это Мешоко, Скала, навесы Хаджох, Ясенева Поляна и др. Все они распо­ложены в предгорной и нагорной части Адыгеи. В 1981г. было открыто поселение майкопской культу­ры в равнинной части, между селом Красногвардейс­ким и хутором Свободным, по которому оно и полу­чило свое название – “Свободное”.

Наиболее впечатляющее из них – поселение Ме­шоко (в районе поселка Каменномостского). Оно рас­положено на высоком плато и имеет площадь в 1,5 гектара.

Поселение Мешоко было укреплено мощной оборо­нительной стеной, выложенной из камня и достигав­шей ширины в 3-4 м. Жилые помещения мешокцев были построены из самана и прилегали к оборони-

тельным стенам. Большая часть поселения, однако, не была застроена и предназначалась для загона ско­та и его сбережения в случае внешней опасности.

Во время раскопок археологи обнаружили огром­ное количество костей домашних животных: коров, овец, свиней, – которые составляли 90% всех живот­ных остатков. Были найдены также керамические цедилки для обработки молочных продуктов, зерно­терки и кремневые вкладыши для серпов. Сохранив­шаяся посуда сделана из красной глины с примене­нием гончарного круга. Ученые считают, что это был самый древний очаг гончарства не только на Кавказе, но и в Европе, Кроме того, при раскопках были обна­ружены незначительные остатки одежды.

Племена майкопской культуры достигли заметных успехов в металлургии бронзы. В ряде погребений ар­хеологи нашли бронзовые псалии (деталь конской узды).

Ученые считают, что племена майкопской культу­ры являлись переселенцами из Месопотамии или Малой Азии. Они принесли на Кубань многие дости­жения древневосточной цивилизации: гончарный круг, колесо, ткачество, умение обрабатывать художе­ственные изделия из металла. Они также перенесли на новые места знакомый им образ жизни и деление общества на бедных и богатых.

3. Новосвободненский курган. В 1898 г. Н. И. Ве- селовским в урочище с символическим названием “Клады”, недалеко от станицы Новосвободной, были раскопаны два кургана с замечательными захороне­ниями в каменных гробницах. Погребенные были по­сыпаны охрой и обставлены богатым инвентарем: бронзовым оружием, котлами, орудиями труда, посу­дой. Имелись предметы из золота, серебра и драго­ценных камней.

В 1979 и 1982 гг. в этом же урочище “Клады” архе­ологи открыли еще две каменные гробницы. Самым замечательным здесь являлась роспись на стенах од­ной из камер, которая была нанесена красной и черной краской. Три стены имели росписи на один и тот же сюжет: лук, колчан и стоящая человеческая безголо­вая фигура. Четвертая стена была украшена фризом “Бегущие лошади”, а в центре находилась фигура че­ловека с раскинутыми в стороны руками и ногами.

Мировая известность и неослабевающий интерес научного сообщества к данной культуре подтвердился на международной конференции «Майкопский феномен в древней истории Кавказа и Восточной Европы», который состоялся в 1991 г. в Новороссийске .

Майкопская культура в конце 80-х годов приобрела статус майкопско-новосвободненской общности (MHO). Подразумевается, что это более широкое понятие, позволяющее избежать лишних теоретических рассуждений на тему влияния единого происхождения .

Основные характеристика носителей майкопской культуры:

  1. владея искусством добычи и обработки металлов, изготавливали из бронзы, золота и других местных руд различные предметы быта, посуду, оружие, ножи, наконечники стрел, разного рода крашения, ритуальные фигурки животных.
  2. владея гончарным делом, изготавливали различную посуду и другую утварь.
  3. селились в горных ущельях, в труднодоступные и удобные для обороны места, поселения огораживали мощными каменными стенами (видимо вели множество войн).
  4. на тело умерших вождей посыпали красную краску (охру) и хоронили их в курганах, рядом с умершим вождями клали многочисленные посмертные дары - оружие, украшения, посуду, одежду, а также делали жертвоприношения людей и животных. Вокруг захоронения устанавливали каменный круг - кромлех .

Общественный строй племён Майкопской культуры - предположительно «первобытнообщинный, с далеко зашедшем имущественным неравенством» .

Майкопцы знали и использовали колесо и гончарный круг, причём производили преимущественно красную, лощёную, иногда орнаментированную керамику .

Ведущие формы хозяйства - скотоводство, в котором на первом месте находилось овцеводство ), а также земледелие.

Найдены орудиями труда и оружие: наряду с каменными сверлёными топорами, вкладышами для ножей и серпов, наконечниками стрел были медные топоры, мотыги, долота, ножи, кинжалы, вилы, наконечники копий .

Культура представлена многочисленными поселениями и курганами, а на позднем этапе каменными гробницами и дольменами .

Датировка культуры

Появление культуры датируется примерно 38−36 веками до н. э., то есть (период среднего, позднего Урука в Месопотамии и древнего государства Шумеров). На основе радиоуглеродного анализа, различные памятники майкопской культуры датируются на основе калиброванных дат 14С временем 3950 - 3650 - 3610 - 2980 до н. э. (то есть вторая четверть IV-го - вторая половина IV-го - начало III-го тысячелетия до н. э.) .

Поселения майкопской культуры

Культура представлена не только курганами, но и бытовыми памятниками. В конце 50-х - 60-х годах была открыта большая группа поселений в бассейне реки Белой и по р. Фарс южнее Майкопа, в том числе :

  • Мешоко (наиболее изучено), расположенное на окраине пос. Каменномостского, на высоком плато правого берега р. Белой при впадении в неё р. Мешоко. Поселение было укреплено мощной каменной стеной, толщиной в 4 м.
  • Скала,
  • навесы Хаджох,
  • Каменномостская пещера,
  • хут. Веселый,
  • Ясенева Поляна на р. Фарс близ посёлка Колосовки, также имеет 4 метровой толщины стены.
  • в 1981 г. было открыто и затем исследовано поселение майкопской культуры в равнинной части - расположено на левой террасе р. Кубани (в настоящее время русло р. Кубани стоит к северу почти на 4 км), между сел. Красногвардейским и хут. Свободный, по которому поселение и получило своё название - «свободное».

Планировка этих поселений восстанавливается «как круг или овал из жилищ, пристроенных к оборонительной стене с площадью - загоном для скота в центре» (исследователь А. А. Формозов).

Жилища майкопцев представляли собой лёгкие каркасные постройки, обмазанные глиной, которые опирались на деревянные столбы. Дома были прямоугольные, площадью примерно 12×4 м, как на поселении Ясеневой Поляны .

На поселении Майкопской культуры - «Ясеновая поляна » археологи обнаружили :

Керамику с сюжетными композициями; - костяная пектораль (нагрудное украшение); - антропоморфная пластика из глины (свидетельство наличия религии).

Майкопский звериный стиль

Ещё в начале 20 века, в найденных украшениях, учёные установили наличие местного, майкопского звериного стиля в найденных артефактах, который возможно послужил эталоном создания изделий звериного стиля для более поздних археологических культур, то есть следует иметь ввиду что майкопский звериный стиль более чем на тысячу лет старше скифского , сарматского и кельтского , меотского звериных стилей.

Символизм культуры и культы

С. Н. Коренвский установил нижеследующие виды символизма и культы майкопской культуры, а именно :Военно-охотничья символика. Военно - бигменская символика. Символика могильного пространства и места в нём погребённого. Символизм очистительных обрядов. Комплекс страха перед умершим. Символика гробниц новосвободненской группы. Символика гробниц на Терке долинского варианта. Охра в обрядах и отражение магии отдельных частей тела.

Символика курганной насыпи Особое ритуальное отношение к отдельным предметам. Символика благородных металлов и полудрагоценных камней. Символика ритуальной сцены медведь и дерево на серебряном кубке. Символика изображений на сосуде из Сунженского могильника.

Основные занятия

Ведущие формы хозяйства - скотоводство и земледелие . Основными орудиями труда и оружием наряду с каменными сверлёными топорами, плоскими полированными топорами, кремнёвыми вкладышами для ножей и серпов, наконечниками стрел были медные топоры, мотыги, полированные узкие долота, ножи, кинжалы, вилы, наконечники копий, зернотёрки и др.

Хозяйственно-культурный тип племён майкопской культуры был главным образом связан с подвижно-оседлым образом жизни, сочетающим стационар и миграцию. Он базировался на поверхностном мотыжном земледелии и собирательстве, придомном содержании скота. Ведущее место принадлежало крупному и мелкому рогатому скоту, менее свинье и лошади. По сравнению с энеолитом резко снизилась доля мяса диких животных и прежде всего оленя .

По всей видимости, большую роль в экономике майкопцев играл дарообмен внутри общности и с инокультурным населением. В рамках племён MHO производились эффективные и высоко престижные вещи из металла, а также круговая керамика. Это создавало основу для развития экономического «бигменства» .

1-й феномен. Производство бронзы на местном сырье

Сопоставлением металлов майкопской и куро-аракской культуры установлено :

  • обе культуры близки по главным показателям двум основным группам металла в Закавказье, таким же мышьяковым и мышьяково-никелевым бронзам и вместе они характеризуют кавказский металл эпохи ранней бронзы.
  • майкопский металл более близок грузинским изделиям, чем к армянским. Армянские выделяются большим содержанием микропримесей олова.

Картографирование групп металла позволило учёным предполагать кавказский характер не только для мышьяковых бронз, как отмечалось ранее, но и для мышьяково-никелевых бронз, причём наибольшая концентрация находок из этого металла обнаружена в майкопских памятниках Кабардино-Балкарии. Итоговый вывод учёных: «кузнецы племён майкопской культуры работали на кавказском сырье ».

Топоры. Наряду с изделиями из бронзы , майкопцы продолжали пользоваться каменными топорами и стрелами с кремнёвыми наконечниками. Чайлд Гордон Вир сближал топор из Майкопского кургана с топором из Ашшура . С. Н. Кореневский также связывает топоры I майкопской группы общей производственной традицией с южными образцами - топорами Ирака . В начале III тыс. до н. э. производство проушных топоров было организовано в широких границах Иракско-Месопотамско-Кавказского культурного мира. Их проникновение в Северное Причерноморье может быть поставлено в прямую связь с феноменом майкопской культуры и проходило через кавказские транзитные пути. Топоры находки из хутора Гричаники, деревни Гнидино отнесены С. Н. Кореневским к III группе майкопских топоров, характеризуемых сильным изгибом брюшка у лезвия и асимметричной лопастью .

2-й феномен. Коневодство

Одним из феноменов майкопской культуры является установленный факт, того, что уже в те времена представители выделявшейся майкопской знати пользовались конём для верховой езды . Так как появление майкопской культуры датируется началом 4 тыс. до н. э., то этот факт может служить указателем на определённый приоритет в коневодстве и, возможно, в использовании лошадей в военном деле. При этом следует отметить, что майкопцы жили оседлой жизнью, а в выращиваемых ими стадах лошади составляли очень невысокий процент, а большую часть составляли свиньи и крупно рогатый скот. Археологи обнаружили уникальной формы бронзовые псалии майкопской культуры, которые представляют собой бронзовый стержень с закрученной петлёй в середине с продетым через неё узлом, которым заканчивались мягкие удила, повод и ремень оголовья. Насечки и выпуклости на краях псалии служили, очевидно, для закрепления наносного и подгубного ремней .

3-ий феномен. Террасное земледелие

Строительство племенами майкопской культуры рукотворных террасовых комплексов в горах есть доказательство их оседлости, высокой плотности населения, высокого уровня сельскохозяйственных и инженерных навыков. Террасы , майкопской культуры, строились примерно начиная с IV тыс. до н. э., а все последующие культуры использовали их для сельскохозяйственных нужд. Подавляющее большинство керамики (найденные в террасовых полотнах) - посуда майкопского периода, а остатков скифской и аланской керамики меньше. В искусственных подсыпных (опорных) слоях, имеет место факт находки исключительно майкопской керамики. Террасы майкопской культуры являются одними из самых древних в мире, при этом они мало исследованы. Долгожительство террас (возраст более 5 тысяч лет) позволяет считать строителей этих террас непревзойдёнными инженерами и мастерами .

Приёмы древнего террасирования ещё предстоит изучить, поскольку для горных и предгорных местностей альтернативы террасовому земледелию нет.

4-й феномен. Письменность

Локальные варианты Майкопской культуры

Керамика - сделанная частично на гончарном круге , преимущественно красная, лощёная, иногда орнаментированная. Выделено керамическое производство майкопцев, установлено 80 типов форм майкопской посуды, большая часть которых связано с формами круговой керамики .

Керамического разнообразие, формирует 4 кластера - локальных варианта культуры :

1) галюгаевско-серегинский вариант (ареал - Терек и Кубань), который сохранил черты близкие культурам Среднего Востока, керамика имеет наибольшее сходство с урукскими формам посуды, а также их знаковую маркировку.

Нижеследующие варианты иллюстрируют более местные черты .

2) Долинский вариант был локализован в бассейне Терека и Кавминводах, 3) Псекупский вариант распространился главным образом в Закубанье. 4) Новосвободненская группа занимала предгорья р. Фарса и его притока р. Псефирь. Пока о поселениях её носителей почти ничего не известно.

Этапы развития культуры

В майкопской культуре в настоящее время выделяют два хронологических этапа :

1) ранний, представленный Майкопским курганом и примыкающими к нему курганными погребениями и поселениями, включает в себя вышеуказанный галюгаевско - серегинский вариант , именуется иногда «ранний майкоп» по А. А. Иессену. 2) поздний, получивший название новосвободненского этапа по курганному могильнику близ станицы Новосвободной Майкопского района.

Поздний, или Новосвободный этап

В 5 км от ст. Новосвободной на берегу р. Фарс , в урочище «Клады», обнаружена значительная курганная группа, наиболее известны два кургана раскопанные ещё Н. И. Веселовским в 1898 г., в которых обнаружены своеобразные дольмены, каждый из которых состоял из двух помещений. В одном (большем) была могила с богатым погребальным инвентарем, украшениями из золота, серебра и драгоценных камней, а также бронзовые орудия труда и оружия.

В 1979 и 1982 гг. в урочище «Клады» были открыты ещё две дольменообразные гробницы, аналогичные вышеуказанным.

В гробнице, открытой в 1982 г. А. Д. Резепкиным, находился скелет женщины со сравнительно скромным инвентарём.

Уникальной является роспись на стенах одной из камер, нанесённая красной и чёрной краской. Три стены имели росписи на один и тот же сюжет: лук, колчан и стоящая человеческая безголовая фигура, на четвёртой помещён фриз «Бегущие лошади» и в центре - фигура человека с раскинутыми в стороны руками и ногами.

Роспись на дольменообразных гробницах встречена впервые и имеет огромное значение для понимания искусства эпохи раннего металла на территории Адыгеи.

Ареал распространения майкопской культуры

Майкопская культура (или МНО) охватила следующие территории:

Равнины и предгорья Предкавказья (до правого берега р. Бейсуг - самая северная находка майкопского погребения близ р. Чограй в Ставропольском крае). - занимая Закубанье (на запад вплоть до Таманского полуострова) - верхнее Прикубанье, - Терские наклонные равнины, Северной Осетии , Кабардино-Балкарии , Ингушетии и Чечни (вплоть до с. Бачи-Юрт в Чечне).

Западное Предкавказья (Майкопский район) считается большинством учёных как центр формирования МНО, откуда её носители могли расселяться на восток .

Общая длина (протяжённость) ареала МНО примерно 750 км по линии юго-восток, северо-запад при ширине в среднем около 150 км. Наибольшая концентрация памятников МНО в Майкопском районе, в бассейнах р. Белой и Фарса. МНО граничила на севере с нижнемихайловской , позднее с новотиторовской культурой.

Охват Чечено-Ингушетии , в большей части современной территории республики , при этом археологически выделяются две крупные локальные группы памятников - Прикубанская (западная) и Терская (восточная).

Охват Ставрополье (большей части) - в 1977 году, курганные погребения майкопской культуры были обнаружены Александровским отрядом Ставропольской экспедиции Института археологии АН СССР, во время обследования курганной группы на северной окраине хут. Жуковского Новоселицкого района Ставропольского край .

Новое в Ставрополье в 1985 году - открыто поселение майкопской культуры, названное «Галюгаевским поселением», под курганным полем эпохи средней бронзы у ст. Галюгаевской Курского района Ставропольского края на левобережье Терека.

Охват Осетии (в некоторой части)- в 1993-1996 гг. В. Л. Ростуновым произведены исследования трех крупных курганов майкопской культуры у с. Заманкул Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания. Курганы 1 и 2 Заманкульского могильника расположены южнее с. Заманкул, курган 3 находится неподалёку от с. Брут.

Существуют факты миграции майкопцев далеко на север к берегам реки Дон и в степи Калмыкии , где они растворились в среде степняков ямной культуры .

Считается, что некоторые драгоценности и украшения прямо указывают на торговые или генетические связи племён Майкопской культуры с Древним Востоком.

В частности лазурит. В Кабардино-Балкарии, в кургане майкопской культуры были обнаружены лазуритовые бусы. Известно, что лазурит на Кавказе не встречается, ближайшие его месторождения находятся на Урале и в Малой Азии. Анализ состава минерала указал на его происхождение из Бадахшана (северо-восток Афганистана , на границе с Таджикистаном , Пакистаном и Китаем). Этот факт считается ещё одним доказательством культурных, торговых и иных связей Кавказа с миром шумерской цивилизации в Урукский период (вторая половина IV-III тысячелетие до н. э.) .

Возможно, что древнейшей родиной носителей майкопской культуры была Месопотамия (точнее - север Сирии) . Основание - сходство артефактов Майкопской культуры с найденными недавно в ходе раскопок древнего города Телль Хазна l на севере Сирии , постройка которого датируется 4 тысячелетием до н. э.

Выводы антропологов. Согласно результатам палеоантропологических исследований, учёные сообщают, что «черепа носителей майкопской культуры более тяготеют к переднеазиатским и джараратским» . Касательно других археологических культур - аналогичные черепа были и у части носителей ямной культуры .

Смена культуры

В южной части ареала, со временем майкопская культура сменилась дольменной культурой , а в северной части северокавказской культурой .

Влиянии майкопской культуры на соседние регионы

Есть обсуждаемая гипотеза, что часть носителей майкопской культуры мигрировали на южные склоны Кавказа (ныне Азербайджан), где они и оставили памятники Лейлатепинской культуры .

Значение майкопской культуры в свете Курганной гипотезы

Примечания

  1. БСЭ.Майкопская культура
  2. С. Н. Кореневский. Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья
  3. Древние кавказцы
  4. О.Брилева. Новые загадки эпохи энеолита и раннего бронзового века Кавказа
  5. [Гуп «Наследие». Кореневский С. Н. Новые данные по металлообработке майкопской культуры]
  6. Ковалева И. Ф. Металлические топоры постмариупольской культуры. Харьков,1995.С.28-30.
  7. В. Б. Ковалевская. КОНЬ И ВСАДНИК.Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы. Москва 1977
  8. [Мунчаев Р. М. Бронзовые псалии майкопской культуры и проблема возникновения коневодства на Кавказе, - «Кавказ и Восточная Европа в древности», М., 1973.]
  9. Гуп"Наследие"
  10. [ГУП «Наследие». Н. Г. Ловпаче. Об истоках северокавказского единства]
  11. Онайко Н. А., Дмитриев А. В. Раскопки античного могильника у пос. Мысхако
  12. Шишлов А. Археологические памятники г. Новороссийска и история их исследования
  13. Памятники Майкопской культуры в горах Абхазии
  14. Гуп «Наследие»
  15. И. М. Чеченов. О локальных вариантах в памятниках майкопской культуры
  16. Державин В. Л.,Тихонов Б. Г. Новые погребения майкопской культуры в Центральном Предкавказье // КСИА. - М., 1980.
  17. Охранные раскопки на галюкаевском поселении
  18. Куда ушли майкопцы?
  19. А. К. Гамаюнов. Об одной группе погребений эпохи ранней бронзы на нижнем Дону
  20. НП Журнал Наука 21 век. Со ссылкой на академика РАН Р.Мунчаева
  21. Книга Р. М. Мунчаева (в соавт)
  22. Герасимова М. М.,Пежемский Д. В., Яблонский Л. Т. Палеоантропологические материалы майкопской эпохи
  23. под ред. Т. И. Алексеевой. Восточные славяне. Антропология и этническая история
  24. Самир Хотко: История ЧЕРКЕСИИ
  25. Археология Азербайджана
  26. Rezepkin A.D. Das frühbronzezeitliche Gräberfeld von Klady und die Majkop-Kultur in Nordwestkaukasien. M. Leidorf, 2000 (Archäologie in Eurasien, vol. 10) ISBN 3-89646-259-8 , 9783896462596
  27. Кореневский С. Н. Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья: Майкопско-новосвободненская общность. Проблемы внутренней типологии. М., 2004

Список зарубежных исследователей майкопской культуры

М. Эберта (Ebert М., 1921, р.51 - 55), А. М. Тальгрена (Tallgren A.M., 1926; 1929;1933), Г.Чайлд (Child G., 1936 и 1952), Ф.Ганчар (Hancar F. 1937, р.242 −252), К.Шеффер (Schaeffer С., 1948), Ж.Десаье (Deshayes J. 1960), С.Пиггота (Piggot S., 1965, р.81,82).

Литература

  • Иессен А. А., К хронологии «больших кубанских курганов», в сборнике: Советская археология, в. 12, М. - Л., 1950;
  • Крупнов Е. И., Древняя история и культура Кабарды, М., 1957;
  • Формозов А. А., Периодизация поселений Майкопской культуры, в сборнике: Историко-археологический сборник, [М., 1962];
  • Формозов А. А., Каменный век и энеолит Прикубанья, М., 1965;
  • Мунчаев Р. М., Памятники майкопской культуры в Чечено-Ингушетии, «Советская археология», 1962, № 3.
  • Кореневский С. Н. Атабиев Б. Х., Батчаев В. М. Погребения майкопско-новосвободненской общности могильника Горячеводский: [Ставропол. край] // Проблемы древней истории и культуры Северного Кавказа. - М. - 2004 . - С. 62-82 . - № 006706
  • Хохлов А. А. Краниологический тип человека, погребенного по традициям майкопской культуры эпохи ранней бронзы: (Калмыкия, памятник Манджикены I, 14/13 // НАВ. - Вып. 5 . - 2002 . - С. 174-179 . - Рез. англ № 012926
  • Трифонов В. А. Курганы майкопского типа в северо-западном Иране // Судьба ученого. - СПб. - 2000 . - С. 244-264 . - Рез. англ № 008505
  • Яковлев А. В. Самойленко В. Г. Новые погребения с майкопской керамикой на северо-востоке Ставрополья // КСИА.- Вып. 214.-2003.- С. 74-83 . - Рез. англ № 013933
  • Спиридонова Е. А. Алешинская А. С., Кореневский С. Н., Ростунов В. Л. Сравнительный анализ природной среды времени существования майкопской культуры в Центральном Предкавказье: (Ставропольский край, Северная Осетия - Алания) / Е. Спиридонова, А. С. Алешинская, С. Н. Кореневский С. Н., В. Л. Ростунов // Материалы по изуч. ист.-культ. наследия Сев. Кавказа. - Вып. 2 . - М. - 2001 . - С. 144-162 . - Рез. англ № 011361
  • Шишлина Н. И. Майкопские погребения Южных Ергеней // НАВ. - Вып. 5 . - 2002 . - С. 164-173 . - Рез. англ № 012925
  • Кривицкий В. В. Об одном глиняном сосуде из Сунженского могильника // Клио. - № 1 . - 2001 . - с. 63-65 . - № 009345
  • Рассамакин Ю. Я. Степи Причерноморья в контексте развития первых земледельческих обществ // Археологiя. - № 2 . - 2004 . - С. 3-26 . - Укр. Рез. рус., англ № 016901
  • Хаджох, поселение; Скала, поселение; Ясеневая Поляна, поселение; Майкопская культура.
  • Резепкин А. Д Керамические комплексы поселений Хаджох, Скала, Ясеневая Поляна // Судьба ученого. - СПб. - 2000 . - С. 223-235 . - Рез. англ № 008503
  • Резепкин А. Д. Поселение эпохи ранней бронзы Чишхо и некоторые аспекты происхождения и хронологии майкопской культуры // Археолог: детектив и мыслитель-СПб.-200-С.422-436 . - Рез. англ № 016795
  • Мачинский Д. А. О смысле изображений на серебряном сосуде с «горным ландшафтом» из Майкопского кургана // ЮИМК 6 . - СПб.-1998 - С.48-49-№ 003103
  • Мачинский Д. А. Об образном строе серебряных и золотых художественных изделий из Майкопского кургана // Сисситии: памяти Ю. В. Андреева- СПб- 2000- С. 45-70- № 008108

Майкопская культура . Археологическая культура раннего бронзового века (вторая и третья четверти IV тысячелетия до н. э.) в предгорьях Кавказа с севера от него. Раньше ее относили ко II тыс. до н. э. и считали энеолитической. Название получила от Большого Майкопского кургана, называемого адыгами Ошад и раскопанного Н. И. Веселовским в 1897 г. Майкопской ее назвал археолог Е. И. Крупнов. Простирается от Таманского полуострова до Чечни, в основном занимает Прикубанье. Следы миграции майкопцев обнаружены в низовьях Дона, в степных районах Ростовской области и в степи Калмыкии.

Царский курган. Внимание к этой культуре привлекло прежде всего обилие золотых и серебряных сосудов и украшений в майкопском кургане, предположительно царском: 14 серебряных, два золотых и каменный сосудик с золотыми горлом и крышкой (сейчас его трактуют как булаву). Два небольших серебряных сосудика украшены чеканными изображениями. На одном изображён горный пейзаж с медведем и шествие животных вокруг озера, на втором - шествие животных вокруг схематичного изображения водоёма. Там же находилось 8 полых стержней из серебра и золота, на четыре из них были нанизаны две золотые и две серебряные фигурки быков с большими рогами. По предположению Б. В. Фармаковского, на этих стержнях был укреплен царский балдахин. М. П. Чернопицкий реконструировал, однако, аналог зороастрийсокго баресмана – набора священных стрел. Тут были также разнообразные золотые бусы, кольца, штампованные пластинки в виде львов, быков и розеток, золотые и серебряные ленты. Царь или вождь был захоронен в центральной могиле, а в двух боковых лежали женщины.

Конечно, в столь многоэтничном регионе с напряженными отношениями археологи стали задумываться об истоках этого великолепия, о происхождении майкопской культуры и ее этническом характере – чьи это предки, чье наследие.

Погребения . К майкопскому царскому кургану добавились рядовые в других местах. Погребения скорченные на правом боку, с руками у лица, посыпанные красной краской – суриком. Это первые скорченные и окрашенные костяки в Причерноморье. Есть и совместные погребения нескольких покойников. Могила – это прямоугольная или подквадратная яма в материке, или площадка на земле или в насыпи. Она перекрыта плахами или корой. Иногда сооружался сруб или могила с каменной обкладкой, перекрытая каменной плитой. Очень редко, но есть погребения (или жертвенники) в катакомбах или подбоях. Они важны тем, что намного раньше, чем в катакомбных культурах – на добрую тысячу лет. Есть одно детское погребение в сосуде. Над могилой насыпался курган из камней или земли высотой от метра до 6 – 12. Часто насыпь имела кромлех, иногда на вершину вел винтовой подъем – пандус.

Стратиграфия и две культуры. В 1950-е годы к погребальным памятникам добавилось поселение Мешоко в Адыгее, раскопанное А. Д. Столяром и А. А. Формозовым, и по стратиграфии Столяр предложил разделить эту культуру на две: собственно майкопскую и более позднюю, названную по другому кургану – раскопанному тем же Веселовским у станицы Царской, в советское время переименованной в Новосвободненскую. Эту вторую культуру назвали новосвободненской . Некоторые археологи продолжают считать ее второй стадией майкопской (здесь в словаре рассмотрим ее отдельно).

Жилища представляли собой овальные или круглые простые конструкции из прутьев и досок, некоторые были турлучными (частично или полностью обмазаны глиной), с земляным полом, посыпанным галькой. По площади - от небольших (в несколько квадратных метров) до весьма просторных (примерно в 70 кв. м). В центре или около стен в яме-тандыре располагался очаг, открытый, с глиняными бортиками.

Хозяйство майкопского населения основано на придомном скотоводстве и мотыжном земледелии. Разведение свиньи свидетельствует об оседлости, но поселения не были долговременными. В скотоводстве преобладала свинья, затем шел крупный рогатый скот, потом уже мелкий (овца), употребляли в пищу и лошадь. О земледелии свидетельствуют зернотёрки и мотыги, бронзовые (их немного) и из камня и оленьего рога. Из кремня делались ромбовидные наконечники стрел с ретушью только по краям, также сегментовидные микролиты - вкладыши.

С юга к майкопцам шли бирюза и лазурит из Афганистана (бирюза также из Ирана), морская пенка из Анатолии.

Металл. Бронзовые изделия поступали в торгово-обменные отношения со степью, где они вытеснили медные, раньше поступавшие в степи с Балкан и Карпат. Металл был свой, из собственных месторождений, хотя технология металлообработки и стиль изделий были выработаны на Ближнем Востоке. Большей частью изделия произведены из мышьяковых и мышьяково-никелевых сплавов (мышьяковистой бронзы).

Применялось литье по восковой модели, ковка с размягчением высокотемпературными отжигами, инкрустация бронз серебром и золотом, серебрение и т.п. Типы орудий труда — двусторонний топор-тесло, проушные тёсла и плоские топоры или тёсла. Боевые топорики насаживались на тонкие рукояти, то есть вероятно это вещи, изготовленные специально для погребения, а не для военной функции.

Керамика. Судя по меткам гончаров, керамику делали профессионалы-ремесленники. Сосуды были круглодонными, остродонными и плоскодонными. Глина отмученная и с добавлением минеральных отощителей и навоза. Часть сосудов лепилась ручным способом, а часть на медленном гончарном кругу. Сосуды были без орнамента и большей частью без ручек. Цвет охристо-жёлтый, красно-оранжевый, серый. Изредка с ангобом или лощением, в этих случаях цвет красный и чёрный. Ввиду слабого обжига керамика часто с пачкающейся поверхностью.

Имеются находки небольших алебастровых сосудов, повторяющих формой керамические.

Ещё один вид керамических предметов — конусы, цилиндры, плоско-вогнутые призматические кирпичи и прямоугольные плитки. Полагают, что это приставки к очагам, имевшие помимо утилитарной функции также культовую.

Повозки. Подобно другим народам ранне-бронзового века, майкопцы использовали повозки с массивными деревянными колёсами, есть и находки глиняных моделей таких колёс. Тягловой силой видимо были волы. Боевых колесниц не было.

Происхождение . Культура эта на Кавказе явно пришлая, с юга. По керамическим аналогиям М. В. Андреева исходной территорией майкопцев сочла поселения типа Амук F- Гавра XI A севера Сирии и Месопотамии. В. А. Сафронов и Н. А. Николаева на основе аналогий в металлических изделиях и изображениях вывели майкопскую культуру из поселений Раннединастического III периода (2500-2300 гг. до н. э.) на границе Сирии и Турции. Никто из археологов этой гипотезы не принял. Наиболее признанной является точка зрения, близкая к выводам Андреевой: майкопцы пришли на Кавказ с территории Северной Месопотамии, Сирии и Восточной Анатолии убейдо-урукского времени (Телль Хазна I). На Южном Кавказе (в Грузии и Азербайджане) обнаружена лейлатепинская культура (4350-4000 гг. до н. э.), имеющая керамику, схожую с майкопской. Похожая на майкопскую керамика есть и на поселениях куро-аракской культуры.

Этногенез . По антропологическому типу майкопцы относятся к средиземноморской формации (южным европеоидам).

Сафронов и Николаева считали, что майкопская культура оставлена семитами, но это предположение никто не воспринял всерьез. Многие элементы майкопского обряда находят аналогии в индоиранском ритуале: баресман, священная перевязь (через плечо) упавита, круговые обходы (прадакшина и апасавья) почитаемых объектов (тут животными на изображениях) и др. Можно поставить вопрос о влиянии майкопской культуры на ямную и катакомбную. Но трудно представить индоиранские языки выводимыми с Ближнего Востока, где для них нет исходной среды. Скорее речь должны идти о неких культовых традициях, первоначально не индоиранских, а ближневосточных, но полученных ямной культурой (как праариями) в Северном Причерноморье через Кавказ и вошедших в индоиранский культурный фонд.

Л. С. Клейн связывает появление майкопцев на Кавказе с появлением там западно-кавказских языков (адыгейского и черкесского), которое трактует как продвижение на север исторических касков-апешла, родственных хаттам, местному субстрату хеттов. Отзвук их имени звучит в названии адыге-черкесов у соседних народов на Кавказе – косоги, кашак, гашк. Другой западно-кавказский народ, абхазов, их соседи зовут апшилами, а самоназвание их – апшуа. Это несомненно отзвук имени касков-апешла, разгромивших Хеттскую империю.

Племена, относящиеся к ямной культуре, появились на правобережной Кубани в начале III тысячелетия до н. э. Кроме прикубанских степей они занимали огромную территорию от междуречья Урала и Нижней Волги на востоке до Среднего Дуная на западе и юго-востоке. Поселения этих племён до сих пор не обнаружены. Единственными их памятниками остаются подкурганные погребения.
Название ямной культуры связано с особенностями погребального обряда. Умерших хоронили в простых ямах с закруглёнными углами, перекрытых сверху мощными брёвнами. Иногда роль перекрытия выполняла разобранная деревянная повозка. Рядом с погребёнными находят вылепленные вручную сосуды (иногда они украшены орнаментом в виде треугольников или зигзагов), бронзовые ножи и каменные топоры.
В богатых погребениях встречаются украшения: височные кольца из бронзы, серебряной и золотой проволоки, костяные булавки. Рядом с ямой ставили целую или разобранную повозку с деревянными колесами, основным занятием племен ямной культуры было кочевое скотоводство. Но им были известны также ткачество, плетение, изготовление глиняной посуды.
Орудия труда они изготавливали из бронзы и, возможно, уже начали осваивать земледелие.
Между племенами ямной культуры и их соседями - племенами майкопской культуры - существовал обмен. Предметами обмена были каменные и бронзовые орудия труда, украшения, продукты земледелия и скотоводства.

Майкопская культура названа по имени кургана, раскопанного в 1897 в Майкопе (ныне пересечение улиц Курганная и Подгорная в г. Майкопе). Люди, создавшие майкопскую культуру жили в конце четвертого - начале третьего тысячелетий до нашей эры. Искусно владея искусством добычи и обработки металлов, они изготавливали из бронзы, золота и других местных руд различные предметы быта, посуду, оружие, ножи, наконечники стрел, разного рода крашения, ритуальные фигурки животных. Владея так же гончарным ремеслом, из разных сортов глины они изготавливали различную посуду и другую утварь.

Народы майкопской культуры чаще всего селились в горных ущельях. Они выбирали для своих селений труднодоступные и удобные для обороны места. Их поселения были огорожены мощными каменными стенами. Эти народы вели постоянные войны, сопровождаемые захватом пленных, которых впоследствии обращали в рабов.

Основными археологическими памятниками майкопской культуры являются захоронения. Каждое из таких захоронений находится под искусственной земляной насыпью - курганом. При раскопке могилы рядом с умершим археологи обнаруживают многочисленные посмертные дары - оружие, украшения, посуду, одежду.

Вождей общины хоронили под большими курганами. Помимо большого числа драгоценных украшений, оружия, гончарных изделий, вместе с умершим в могилу помещали тела других людей, которых специально убивали для этого. Простые члены общины были похоронены под сравнительно небольшими курганами, а посмертные дары в таких захоронениях очень немногочисленны.

Вокруг захоронения обычно изготавливали каменный круг - кромлех. Перед захоронением тела умерших посыпали красной краской (охрой). Некоторые исследователи полагают, что красная краска символизировала у этих племен огонь, которому они поклонялись.

Майкопская культура распространена в Предкавказье и на Северном Кавказе в раннебронзовом веке. Поселения (Мешоко и др.) долговременные, некоторые укреплены (каменные стены, рвы), дома прямоугольные. Чрезвычайно ярки погребальные памятники; один из них, Майкопский курган, давший название культуре, содержал богатый набор золотых и серебряных изделий. Захоронения в майкопском кургане совершались в ямах или на галечных вымостках, погребенные лежат в скорченном положении на боку. Сосуды красно-охристого, желтого или серого цвета имели округлое и яйцевидное тулово (иногда - плоское дно), отогнутый венчик, лощеную поверхность, тесто хорошо отмучено. Культуру отличает высокий уровень металлообработки, контраст которому представляет архаичный облик каменного (клиновидные топоры, браслеты) и кремневого инвентаря (скребки, наконечники стрел, микролиты). К позднему этапу майкопской культуры, многие ученые относят подкурганные дольмены станицы Новосвободной, иногда выделяемые в отдельную культуру вместе с верхним слоем поселения Мешоко и рядом других памятников. Датировка майкопской культуры., имеющей аналогии в Передней Азии, - 2-я половина 3-го тысячелетия до н.э.

Высокого мастерства достигли майкопские племена и в производстве керамических сосудов. Ранняя керамика характеризуется небольшими, прекрасно обожженными тонкостенными сосудами. Поздние сосуды были более разнообразными по форме и назначению: горшки, кувшины, миски, крупные шаровидные и яйцевидные сосуды. Гончарное ремесло выделилось в самостоятельную отрасль производства, начали использовать гончарный круг.

Часть орудий труда и оружия (вкладыши серпов, наконечники стрел, проколки и др.) майкопские племена изготовляли еще из камня и кости.

Больших успехов племена майкопской культуры достигли в изготовлении тканей. Об этом свидетельствуют находки пряслиц в поселениях, а также обрывков льняной ткани и остатков шерстяных и холщовых одежд в захоронениях.

Поселения майкопских племен располагались обычно на труднодоступных мысах плато или на высоких речных террасах. Известны также и пещерные стоянки майкопской культуры. Большинство поселений были укреплены каменными оборонительными стенами, окружены рвами. Майкопские племена вели оседлый образ жизни. Об этом свидетельствуют мощные культурные слои в их поселениях, имевших форму круга или овала. Жилища располагались, в основном, у оборонительной стены. В центре поселений были загоны для скота. Жилища имели прямоугольную форму и представляли собой легкие каркасные постройки, обмазанные глиной. В поселениях имелось большое количество ям, которые использовались как хранилища. Некоторые ямы - остатки очагов - в них найдено большое количество мелких камней со следами воздействия огня.

Майкопская культура формировалась и развивалась на местной основе, но значительное влияние на нее оказали также культуры Передней Азии. Погребальный инвентарь некоторых майкопских памятников имеет значительное сходство с соответствующими предметами из Сирии и Месопотамии. Керамика и бронзовые изделия, серебряные сосуды, украшения из золота и серебра, бирюзы и сердолика и т.д. находят многочисленные аналоги в древних памятниках Ближнего Востока. Тесные связи были у майкопцев и с племенами Юго-Восточной Европы и особенно с племенами куро-аракской культуры и дольменной культуры Западного Кавказа, которая сложилась во второй половине III тысячелетия до н. э.

Религиозные представления майкопских племен были основаны на культе солнца и быка. Каменные кольца (так называемые кромлехи) вокруг могил связаны именно с этим культом. Погребальные обряды свидетельствуют о вере в загробную жизнь, так как в могилу помещали предметы, которыми человек пользовался до смерти: разнообразную посуду, орудия труда, оружие, украшения. Погребенных посыпали красной краской (сурик, охра). Красной краске придавалось значение очистительной силы огня.

Эти архаичные черты в верованиях майкопских племен сочетались с различными культурами Закавказья и Передней Азии. Очажные роговидные подставки из майкопских поселений, связанные с культом быка, были распространены на обширной территории, где проживали древние синокавказские племена, от Средиземноморья до Северо-Восточного Кавказа.

В конце III - начале II тыс. до н. э. на основе майкопской культуры, прекратившей свое существование, возникает генетически связанная с ней северокавказская культура. Причина этого кроется в массовом переселении майкопцев в Переднюю Азию, где они завоевали огромные территории и создали государства, сыгравшие во II-I тыс. до н. э. в истории Древнего Востока значительную роль.

Майкопский курган, памятник эпохи ранней бронзы (конец 3-го тысячелетия до н. э.) на территории города Майкоп. Исследован Н. И. Вессловским в 1897. Курган высотой 11 м содержал богатейшее погребение племенного вождя и его двух жён. Вождь был похоронен под дорогим балдахином, который поддерживали 4 серебряных шеста, оканчивавшиеся литыми из золота и серебра фигурами быков. Полотно балдахина было расшито рядами золотых бляшек в виде штампованных колец, фигурок львов и быков. Рядом с погребённым стояли 2 золотых и 14 серебряных сосудов. На одном из последних вырезаны пейзаж, напоминающий очертания Кавказского хребта, и вереница зверей. Изображение на этом сосуде -- один из древнейших картографических рисунков. Найдены разнообразные медные предметы: кирки, топоры, долота, шилья, кинжал. Ряд украшений -- золотая диадема, серебряные пронизки, разнообразные золотые и сердоликовые бусы, привески из бирюзы и ляпис-лазури, а также фигурки животных и некоторые изображения на сосудах -- свидетельствует о тесных культурных связях между племенами Северного Кавказа и странами Древнего Востока.




Top