Макар чудра главные герои характеристика таблица. Макар чудра - анализ произведения

В рассказе «Макар Чудра» главный герой Лойко Зобар необычен, он соответствует романтическим идеалам раннего Горького. Наша цель в этой статье рассмотреть, какова характеристика Лойко Зобара, проанализировать его поведение и отметить, что хотел сказать читателям автор, создав такого удивительного персонажа. В других статьях вы найдете непосредственно сам анализ данного произведения. А сейчас перейдем к характеристике главного героя.

Характеристика и поступки Лойко Зобара

Мы слышим о Лойко Зобаре из уст рассказчика, Макара Чудры, который противопоставляет жизнь гордого, прекрасного цыгана унылому существованию большинства людей. Лойко – удалой цыган, он всегда добивается своего. Макар рассказывает, что если приглянулся Зобару конь, то никакие стены не помогут его спрятать, никакие сторожа не защитят – Лойко овладеет конём. У Лойко не было ничего заветного, только коней страстно любил цыган.

Лойко мудр, «как старик», знает русскую и моравскую грамоту. Он талантлив: играл так, что от этой музыки «загоралась кровь в жилах», жить хотелось «царями над всей землей». Его уважали и ценили цыгане во всей округе. Что еще можно сказать о характеристике Лойко Зобара?

Лойко добр, он готов «отдать своё сердце», если оно понадобится товарищу. Он любит волю, наслаждается красотой мира и сам готов дарить эту красоту: неслучайно его песня так пленяет цыган, вызывая радость, тоску, слёзы умиления и счастья.

Макар отмечает, что рядом с таким человеком, как Зобар, каждый становится лучше. Лойко – романтический герой, восхищающий своим талантом, мудростью, щедростью, душевной широтой и вольнолюбием.

Значение свободы для главного героя

Лойко выше всего ценил свободу цыгана. Но, придя в табор, герой увидел прекрасную Радду и полюбил её. В уста рассказчика вложено повествование о красоте чувства. Зобар пытался «затуманить» очи возлюбленной, пел для неё чудесные песни. Но Радда не просто отворачивалась от цыгана, она ещё и подсмеивалась над ним. Весь табор понимал, что может случиться неладное, но никто не решился вмешиваться. Только слышали, как уходил Зобар по ночам далеко от табора и «плакала» его скрипка. Продолжим описание характеристики Лойко Зобара.

Радда признаётся, что любит Лойко, но ценит больше всего волю. Без него она не может жить, но волю любит всё-таки больше. В итоге, желая испытать возлюбленного, красавица ставит ему условие: она выйдет за него замуж, если он поклонится ей перед всем табором и поцелует правую руку.

Герой оказывается перед выбором: пожертвовать свободой и выполнить задание Радды или сохранить гордость и достоинство. Лойко выбирает путь свободы. Ему больно и трудно принять решение. Но пожертвовать идеалом свободы, достоинством и силой цыган не может. Он убивает Радду, понимая, что иного выхода у него нет. По мнению Макара Чудры, любовь и гордость несовместимы. Герой прошёл испытание, предложенное возлюбленной, он оказался решительным и гордым человеком, достойным Радды, поэтому цыганка умирает с улыбкой на устах. Вот что составляет образ главного героя и является характеристикой Лойко Зобара.

В финале рассказчик представляет, как сливаются в едином танце фигурки Лойко Зобара и Радды, соответствуя прекрасному ритму моря. Свободная стихия, волевые, сильные люди – идеал рассказчика.

Вы прочитали статью, в которой была представлена характеристика Лойко Зобара, главного героя рассказа «Макар Чудра». Вас также может заинтересовать

Первым печатным произведением Максима Горького стал рассказ «Макар Чудра». Анализ его позволяет понять, что, несмотря на молодость и неопытность, автору удалось органично изобразить жизнь цыган и передать всю полноту их чувств. Для Горького не прошли даром скитания по необъятной России. У писателя не всегда было что поесть, но он ни на минуту не расставался с толстой тетрадью, в которую записывал необычные истории, легенды, какие-то интересные события из жизни случайных спутников.

История любви цыган

Анализ «Макара Чудры» показывает автора произведения в образе писателя-романтика. Главным героем рассказа выступает старый цыган, который искренне гордится своей свободной жизнью. Он презирает крестьян, которые уже рождаются рабами, предназначение которых заключается в копании в земле, но при этом они даже могилу себе перед смертью не успевают вырыть. Герои легенды, рассказанной Макаром, являются воплощением максималистского стремления к свободе.

Радда и Лойко любят друг друга, они счастливы вместе, но чересчур зациклены на личной свободе. Анализ «Макара Чудры» показывает, что главные герои даже на любовь смотрели как на ненавистную цепь, сковывающую их и умаляющую независимость. Признаваясь в любви, молодые люди ставят друг другу условия, при этом каждый из них стремится быть главным в паре. Цыганы никогда ни перед кем не становятся на колени, это считается страшным унижением, но Лойко уступает Радде и преклоняется перед ней, тут же убивая свою возлюбленную, а затем и сам погибает от руки ее отца.

Сопоставление системы ценностей цыгана и повествователя

Анализ «Макара Чудры» показывает, что для главного героя Радда и Лойко являются идеалами свободолюбия. Старый цыган понимает, что высшая степень гордости и любви не смогут ужиться вместе, какими бы прекрасными не были эти чувства. Но он уверен, каждый человек должен отстаивать свою свободу пусть и ценой собственной жизни. Рассказ Горького интересен присутствием в нем повествователя, в образе которого угадывается сам автор. Его влияние на произведение незаметное, но все же достаточное для того, чтобы писатель смог высказать собственные мысли.

Не со всеми суждениями старого цыгана согласен Горький. Макар Чудра (анализ рассказа показывает восхищение автора героями легенды) не получает прямых возражений от повествователя, но все же в самом конце, подводя итог истории, автор говорит, что молодые люди стали рабами своей свободы. Гордость и независимость делают людей несчастными и оди

нокими, ведь иногда все же надо жертвовать своими интересами ради родных и любимых.

Музыкальность рассказа

Анализ «Макара Чудры» показывает, насколько удачно писатель воспользовался приемом пейзажных зарисовок. Обрамлением всего рассказа является море, которое ясно выражает чувства и душевное состояние героев. Произведение наполнено музыкальностью, сказано даже, что о красоте Радды можно лишь на скрипке сыграть. Рассказ Максима Горького сразу обратил на себя внимание яркостью образов и запоминающимся сюжетом.

Главный герой рассказа, храбрый и удалой цыган, любящий воровать понравившихся ему коней. Во многих областях местные жители поклялись убить его при встрече. Был не жадный, мог подарить дорогого коня, с трудом сворованного недавно. Также он умел играть на скрипке так, что музыка за душу брала любого молодца.

Рассказчик истории про Радду и Зобара. Ему 58 лет, он цыган и бродяжничает по свету. Несмотря на свой возраст и седину, выглядит он хорошо, и собеседник сравнивает его со старым, но ещё крепким дубом. У него есть дочь по имени Нонка.

Главная героиня рассказа, одна из самых красивых цыганских девушек, которых когда-либо видел рассказчик Макар. По его словам она посушила много юношеских сердец. Как-то к ней даже сватался один из самых богатых цыган, но она грубо его отвергла.

Данило

Отец Радды, старый солдат. Любил свою дочь, и если ей был не по душе очередной жених, то отказывал им, несмотря на титулы и деньги. После того, как Лойко убил Радду, ему пришлось убить самого Лойко.

Нонка

Дочь Макара Чудры, очень красивая девушка.

Старый цыган, свидетель драматических событий с участием Радды и Лойко Забара.

Дата первой публикации:

«Макар Чудра» - первое печатное произведение Максима Горького . Опубликовано в 1892 году в газете «Кавказ ». Рассказ был впервые подписан псевдонимом М. Горький . Экранизирован в 1976 году .

Сюжет

Главный герой произведения - старый цыган Макар Чудра. Он рассказывает легенду о трагической встрече двух молодых цыган - Лойко Зобара и Радды, которые любят друг друга, но считают это чувство цепью, сковывающей их независимость. В результате Лойко убивает Радду и при всех встаёт перед ней, уже мёртвой, на колени, выполняя таким образом поставленное ранее девушкой условие их свадьбы . Отец Радды, который видел гибель дочери, убивает Лойко ножом.

История создания

В 1925 году в письме Калюжному Горький напомнил о своём литературном дебюте, отметив: «Вашему толчку я обязан тем, что уже с лишком тридцать лет служу русскому искусству» .

Напишите отзыв о статье "Макар Чудра"

Примечания

Отрывок, характеризующий Макар Чудра

– Да вот хоть бы теперь, пойдут к амбару, да и слушают. Что услышите: заколачивает, стучит – дурно, а пересыпает хлеб – это к добру; а то бывает…
– Мама расскажите, что с вами было в амбаре?
Пелагея Даниловна улыбнулась.
– Да что, я уж забыла… – сказала она. – Ведь вы никто не пойдете?
– Нет, я пойду; Пепагея Даниловна, пустите меня, я пойду, – сказала Соня.
– Ну что ж, коли не боишься.
– Луиза Ивановна, можно мне? – спросила Соня.
Играли ли в колечко, в веревочку или рублик, разговаривали ли, как теперь, Николай не отходил от Сони и совсем новыми глазами смотрел на нее. Ему казалось, что он нынче только в первый раз, благодаря этим пробочным усам, вполне узнал ее. Соня действительно этот вечер была весела, оживлена и хороша, какой никогда еще не видал ее Николай.
«Так вот она какая, а я то дурак!» думал он, глядя на ее блестящие глаза и счастливую, восторженную, из под усов делающую ямочки на щеках, улыбку, которой он не видал прежде.
– Я ничего не боюсь, – сказала Соня. – Можно сейчас? – Она встала. Соне рассказали, где амбар, как ей молча стоять и слушать, и подали ей шубку. Она накинула ее себе на голову и взглянула на Николая.
«Что за прелесть эта девочка!» подумал он. «И об чем я думал до сих пор!»
Соня вышла в коридор, чтобы итти в амбар. Николай поспешно пошел на парадное крыльцо, говоря, что ему жарко. Действительно в доме было душно от столпившегося народа.
На дворе был тот же неподвижный холод, тот же месяц, только было еще светлее. Свет был так силен и звезд на снеге было так много, что на небо не хотелось смотреть, и настоящих звезд было незаметно. На небе было черно и скучно, на земле было весело.
«Дурак я, дурак! Чего ждал до сих пор?» подумал Николай и, сбежав на крыльцо, он обошел угол дома по той тропинке, которая вела к заднему крыльцу. Он знал, что здесь пойдет Соня. На половине дороги стояли сложенные сажени дров, на них был снег, от них падала тень; через них и с боку их, переплетаясь, падали тени старых голых лип на снег и дорожку. Дорожка вела к амбару. Рубленная стена амбара и крыша, покрытая снегом, как высеченная из какого то драгоценного камня, блестели в месячном свете. В саду треснуло дерево, и опять всё совершенно затихло. Грудь, казалось, дышала не воздухом, а какой то вечно молодой силой и радостью.

1. Тема свободы в произведениях Горького.
2. Образы влюбленных.
3. Трагический финал рассказа.

Великому русскому писателю М. Горькому довелось жить и творить на рубеже XIX—XX веков. Особенности эпохи не могли не наложить своего отпечатка на его мировоззрение. В то время менялось все в общество, нарастали жесточайшие социальные противоречия. Горький в своем творчестве обращается к ряду важнейших вопросов, с давних пор волновавших людей. Одним из таких вопросов является проблема свободы. В ранних рассказах Горький обращает на эту тему особое внимание. Ранние произведение Горького являются романтическими. Писатель заметно идеализирует своих героев. Они совсем не похожи на реальных людей. В рассказе «Макар Чудра» тема свободы тесно переплетается с темой любви. Сам писатель не скрывает своего убеждения: «Свобода для человека — главнее всего на свете». Писатель воспевает свободу на примере любви двух незаурядных людей Лайко Зобара и Радды. Эти люди на редкость свободолюбивы, искренни. «Никогда я никого не любила, Лайко, а тебя люблю. А еще я люблю волю. Волю-то, Лайко, я люблю больше, чем тебя» — это слова Радды. Любовь для нее на втором месте, а на первом — стремление к свободе. Драматический финал произведения заставляет задуматься о том, что, с одной стороны, свобода нужна человеку, но с другой стороны, она может оказаться очень опасной. Рассказ «Макар Чудра» не может не оставить у читателя чувства некоторого разочарования. Идеализированные герой-влюбленные не так уж прекрасны, как кажутся в начале.

Поэтическая история любви, которая лежит в основе рассказа, не может не привлекать. Безусловно, яркие и независимые характеры героев, их стремление к свободе не могут не вызывать восхищения. Однако при более внимательном прочтении кажется, что влюбленные как бы бессильны перед своими страстями — как любовной страстью, так и страстью к свободе. Бессилие становится сродни беспомощности, это и приводит Зобара и Радду к смерти.

Писатель использует прием «рассказа в рассказе». Он использует такие детали, которые подготавливают читателя к должному восприятию. Холодная осенняя ночь, дует с моря сильный влажный ветер, ярко горит костер, поет молодая цыганка, а старый цыган рассказывает захватывающую историю. Обстановка способствует тому, чтобы читатель воспринимал рассказ как легенду или сказку, настолько не похожи главные герои на простых людей, к которым мы привыкли. Не случайно главными героями автор делает цыган, жизнь которых кажется нам загадочной и непонятной. Гордая девушка и не менее гордый парень. Зобар выглядит не только гордым, но и жестоким. Ведь это он убивает свою любимую. Впрочем, все предопределено. Молодые цыгане с детства росли в атмосфере свободы. Они предстают перед нами как поэтические натуры, для характеристики писатель использует удивительные изысканные сравнения. Красоту Радды «можно было бы на скрипке сыграть». Девушка кажется неземным созданием, настолько красива и гармонична она. Немудрено, что Зобар так ее любит, он говорит: «сердце бы вырвал из груди и отдал тебе, лишь бы тебе от этого хорошо было».

Горький создает живые гармоничные образы. Их гармония проявляется прежде всего в том, что Зобар и Радда действуют импульсивно, выполняя все, что хочется прежде всего им самим. Они очень свободолюбивы, и любое действие, ими выполненное, об этом свидетельствует. Радда равнодушна к богатству, она не уходит с богатым человеком, который предлагает ей много золота. Это противоречит ее стремлению к свободе. А Зобар крадет коня, которого охраняет полк солдат. Это не стремление к личному обогащению, а желание в очередной раз ощутить себя свободным и счастливым.

Радда и Зобар никогда не переступают через себя, что можно считать данью их вольнолюбивой натуре.

Девушка и юноша столь гармоничны. Но когда они влюбляются друг в друга, гармоничного союза не происходит. Они не способны на компромисс, превыше всего ставят свои и только свои желания. Зобар убивает свою любимую. Автор не оправдывает своего героя, несмотря на то, что понимает его. Читатель так же может понять Зобара. Однако его поступок противоречит общечеловеческой гуманности. Мужчина убивает свою любимую... Это преступление, и иной оценки событий быть не может. Можно сказать, что Радда не оставила Зобару иного выхода. Ее собственные поступки в очередной раз свидетельствуют о том, что для девушки превыше всего была свобода. Жизнь Зобара без любимой была недолгой. Отец Радды убивает его, так что Зобар получил по заслугам. Последние слова умирающей девушки: «Я знала, что ты так сделаешь!» То есть, она перед смертью оправдывает своего любимого. Ведь Зобар не предал своих идеаов, не разочаровал Радду. В рассказе «Макар Чудра» нет ничего обыденного. Образы героев лишены фальши, налета повседневности. Они оторваны от реальной действительности, в сущности, для них нет ничего особенно важного и ценного. Даже свою жизнь Зобар и Радда не ценят, с готовностью расстаются с ней. Значит, стремление к свободе и любовь к ней далеко не всегда бывает позитивно, напротив, в большинстве случаев разрушительно. Горький-романтик, идеализируя своих героев, именно об этом предупреждает нас.




Top