Маленький принц встречался. Блог Центра эмоционально-образной терапии Линде Н.Д

В 1943 году было впервые опубликовано интересующее нас произведение. Расскажем кратко о предыстории его создания, а затем проведем анализ. "Маленький принц" - произведение, толчком к написанию которого послужил один случай, произошедший с его автором.

В 1935 году Антуан де Сент-Экзюпери во время полета в направлении "Париж-Сайгон" попал в авиакатастрофу. Он оказался на территории расположенной в Сахаре, в ее северо-восточной части. Воспоминания об этой аварии и о нашествии фашистов побудили автора задуматься об ответственности за Землю людей, о судьбах мира. В 1942 году он писал в дневнике, что переживает за свое поколение, лишенное духовного содержания. Люди ведут стадное существование. Вернуть человеку духовные заботы, - задача, которую ставил перед собой писатель.

Кому посвящено произведение?

Интересующая нас повесть посвящена Леону Верту, другу Антуана. Это важно отметить, проводя анализ. "Маленький принц" - повесть, в которой все наполнено глубоким смыслом, в том числе и посвящение. Ведь Леон Верт - это еврейский писатель, журналист, критик, потерпевший преследования во время войны. Такое посвящение было не просто данью дружбы, но и смелым вызовом писателя антисемитизму и нацизму. В тяжелое время создавал свою повесть-сказку Экзюпери. Против насилия он боролся словом и иллюстрациями, которые вручную создал для своего произведения.

Два мира в повести

Два мира представлено в этой повести - взрослые и дети, как показывает проведенный нами анализ. "Маленький принц" - произведение, в котором деление это сделано отнюдь не по возрастным признакам. Например, пилот - человек взрослый, но ему удалось сохранить детскую душу. Автор разделяет людей по идеалам и представлениям. Для взрослых самыми важными являются собственные дела, честолюбие, богатство, власть. А детская душа жаждет другого - дружбы, взаимопонимания, красоты, радости. Антитеза (дети и взрослые) помогает раскрыть основной конфликт произведения - противостояние двух различных систем ценностей: настоящих и фальшивых, духовных и материальных. Она в дальнейшем углубляется. Покинув планету, маленький принц на своем пути встречает "странных взрослых", понять которых он не в силах.

Путешествие и диалог

В основу композиции положены путешествие и диалог. Общую картину существования теряющего моральные ценности человечества воссоздает встреча с "взрослыми" маленького принца.

Главный герой путешествует в повести с астероида на астероид. Он посещает, прежде всего, ближайшие, на которых живут по одиночке люди. Каждый астероид имеет номер, как квартиры современного многоэтажного дома. В цифрах этих заключен намек на разъединение людей, которые обитают в соседних квартирах, а живут будто на разных планетах. Для маленького принца встреча с обитателями этих астероидов становится уроком одиночества.

Встреча с королем

На одном из астероидов жил король, на весь мир смотревший, подобно другим королям, весьма упрощенно. Для него подданные - все люди. Однако короля этого мучил такой вопрос: "Кто виноват в том, что его приказы невыполнимы?". Король научил принца, что судить себя сложнее, чем других. Усвоив это, можно стать поистине мудрым. Властолюбец любит власть, а не подданных, поэтому и лишен последних.

Принц посещает планету честолюбца

На другой планете обитал честолюбец. А ведь тщеславные люди ко всему глухи, кроме похвал. Лишь славу любит честолюбец, а не публику, поэтому и остается без последней.

Планета пьяницы

Продолжим анализ. Маленький принц попадает на третью планету. Следующая его встреча - с пьяницей, сосредоточенно думающим о себе и в итоге окончательно запутывающимся. Этому человеку совестно за то, что он пьет. Однако пьет он для того, чтобы забыть о совести.

Деловой человек

Деловому человеку принадлежала четвертая планета. Как показывает анализ сказки "Маленький принц", смысл жизни его состоял в том, что следует найти что-то, у чего нет хозяина, и присвоить его. Деловой человек считает богатства, которые не его: тот, кто лишь для себя копит, мог бы с тем же успехом подсчитать звезды. Не может маленький принц понять логику, по которой живут взрослые. Он делает вывод, что его цветку и вулканам полезно, что он владеет ими. А вот звездам никакой пользы нет от такого обладания.

Фонарщик

И лишь на пятой планете главный герой находит человека, с которым ему хочется подружиться. Это фонарщик, которого стали бы презирать все, поскольку он думает не только о самом себе. Однако планета его крохотная. Для двоих здесь нет места. Впустую работает фонарщик, так как не знает, ради кого.

Встреча с географом

Географ, пишущий толстые книги, жил на шестой планете, которую создал в своей повести Экзюпери ("Маленький принц"). Анализ произведения был бы неполным, если бы мы не сказали пару слов и о нем. Это ученый, и красота для него эфемерна. Никому не нужны научные труды. Без любви к человеку, оказывается, все лишено смысла - и честь, и власть, и труд, и наука, и совесть, и капитал. Покидает и эту планету маленький принц. Анализ произведения продолжается описанием нашей планеты.

Маленький принц на Земле

Последнее место, где побывал принц, - странная Земля. Когда он сюда прибывает, еще более одиноким чувствует себя заглавный герой повести Экзюпери "Маленький принц". Анализ произведения при ее описании должен быть подробнее, чем при описании других планет. Ведь автор особое внимание в повести уделяет именно Земле. Он замечает, что эта планета вовсе не домашняя, она "соленая", "вся в иглах" и "совсем сухая". Неуютно жить на ней. Ее определение дается через образы, которые показались маленькому принцу странными. Мальчик отмечает, что эта планета - не простая. Правят на ней 111 королей, есть 7 тысяч географов, 900 тысяч бизнесменов, 7,5 млн. пьяниц, 311 млн. честолюбцев.

Путешествия главного героя в следующих разделах продолжаются. Он встречается, в частности, с направляющим поезда стрелочником, однако люди не знают, куда они идут. Затем мальчик видит торговца, который продает таблетки от жажды.

Среди людей, обитающих здесь, одиноко себя чувствует маленький принц. Анализируя жизнь на Земле, он отмечает, что на ней так много людей, что они не могут почувствовать себя одним целым. Чужими друг другу остаются миллионы. Для чего же они живут? В скорых поездах мчатся множество людей - зачем же? Людей не соединяют ни пилюли, ни скорые поезда. А планета без этого домом не станет.

Дружба с Лисом

Проведя анализ "Маленького принца" Экзюпери, мы выяснили, что на Земле мальчику скучно. И у Лиса, еще одного героя произведения, скучная жизнь. Оба они ищут себе друга. Лис знает, как его найти: нужно кого-то приручить, то есть создать узы. И главный герой понимает, что нет магазинов, в которых можно купить друга.

Автор описывает жизнь до встречи с мальчиком, которую вел Лис из повести "Маленький принц". позволяет заметить, что он до этой встречи лишь боролся за свое существование: охотился на кур, а на него охотились охотники. Лис, приручившись, вырвался из круга защиты и нападения, страха и голода. Именно этому герою принадлежит формула "зорко лишь сердце". Любовь можно перенести на многие другие вещи. Подружившись с главным героем, Лис полюбит и все остальное в мире. Близкое в его сознании соединяется с далеким.

Летчик в пустыне

Легко представить домом планету в обжитых местах. Однако для того, чтобы понять, что такое дом, необходимо оказаться в пустыне. Именно на эту мысль наводит анализ "Маленького принца" Экзюпери. В пустыне главный герой повстречался с летчиком, с которым затем подружился. Летчик не только из-за неисправности самолета оказался здесь. Он был заколдован пустыней всю свою жизнь. Имя этой пустыни - одиночество. Летчик понимает важный секрет: в жизни есть смысл тогда, когда есть ради кого умирать. Пустыня - это место, в котором человек испытывает жажду общения, задумывается о смысле существования. Она напоминает о том, что домом человека является Земля.

Что хотел сказать нам автор?

Автор хочет сказать о том, что люди забыли одну простую истину: они в ответе за их планету, а также за тех, кого приручили. Если бы все мы поняли это, вероятно, не было бы войн и экономических проблем. Но люди очень часто бывают слепы, не прислушиваются к собственному сердцу, покидают свой дом, ища счастья вдалеке от своих родных и близких. Антуан де Сент-Экзюпери отнюдь не ради забавы написал свою сказку "Маленький принц". Анализ произведения, проведенный в этой статье, надеемся, убедил вас в этом. Писатель обращается ко всем нам, призывая внимательно всмотреться в тех, кто нас окружает. Ведь это и есть наши друзья. Их необходимо беречь, как считает Антуан де Сент-Экзюпери ("Маленький принц"). Анализ произведения на этом закончим. Предлагаем читателям поразмышлять самостоятельно над этой повестью и продолжить анализ собственными наблюдениями.

Цель: помочь обучающимся раскрыть философский смысл сказки; формировать умения и навыки извлекать из текста необходимую информацию, давать характеристику героев и оценку их поступкам, участвовать в диалоге, находить ответы на проблемные вопросы; совершенствовать умения анализировать литературные произведения философского содержания; развивать творческие способности учащихся, память, мышление, речь; воспитывать нравственные качества: доброту, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом.

Ход урока:

Эпиграф: «У каждого человека свои звезды»

А. Сент-Экзюпери

    Организационный этап.

II . Мотивация учебной деятельности .

Учитель: Ведь если звёзды зажигают,

значит это кому-нибудь нужно?

Значит это необходимо,

чтоб каждый вечер над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Этот вопрос задавали сотни мудрецов. И Маленький принц задумчиво говорит: «Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся». А вы, ребята, когда последний раз смотрели на звёзды?

А когда говорили друг с другом по душам? Не об уроках, не о футболе, не о новой компьютерной игре, а о чём-то сокровенном, о чём не со всяким поговоришь? И, вообще, есть ли такой человек, кроме мамы, которому вы можете всё про себя рассказать, всё до донышка, ничего не утаивая?

Задумались... Наверное, говорите про себя: «Какие звёзды, какая душа, если и без них вздохнуть некогда, есть проблемы куда важнее: контрольные, уроки...»

Но давайте сегодня попробуем хоть ненадолго остановиться, сказать себе «стоп», не торопись, задумайся о вечном!

Я приглашаю вас к размышлению над самыми важными,философскими вопросами. Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопросы:

Проблемные вопросы (на доске)

Для чего человек живёт? В чём же истинное счастье?

Что значит верная дружба и настоящая любовь?

А нашими собеседниками будут добрый, мудрый человек, известный нам французский писатель А. де Сент-Экзюпери и, конечно, главный герой его повести-сказки загадочный Маленький принц. (Слайд 2)

– Откройте тетради, запишите число и тему урока.

III . Актуализация опорных знаний .

– Давайте вспомним, кому посвящена эта сказка.

– Какая фраза заставила вас задуматься и почему? (« Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит ». Взрослые не всегда понимают детей. А если бы они помнили себя маленькими и могли бы рассудить с позиции ребенка, то быстрее нашли бы общий язык со своими детьми).

Как часто в жизни бывает, что взрослые не всегда понимают детей. Да и зачастую дети не понимают взрослых. Взрослый человек живет разумом, а ребенок душой и интуицией, которую, взрослея, к сожалению, утрачивает.

Сегодня я хочу вместе с вами мысленно вернуться в детство. Ведь, наверное, каждому взрослому этого хотелось и не один раз. Итак, вернемся к маленькому Антуану Экзюпери. Мы с вами говори о том, что в образе Маленького принца перед нами предстает сам автор.

1) Беседа

– Кем мечтал стать маленький Антуан? (Художником).

– Почему вы так решили? (Подтверждение словами из текста глава 1)

– Поняли ли его взрослые? Почему? (« Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать »).

– Прочитайте, что взрослые посоветовали после того, как мальчик, уточнив рисунок, объяснил его суть? (« Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием »).

– К чему привел совет взрослых? (Ребенок утратил веру в себя).

Важна ли поддержка взрослого?

Что вселяет в ребенка поддержка взрослого? (уверенность в себе, своих силах).

2) Характеристика героя

А теперь давайте представим Маленького принца. Нарисуйте его портрет словами. (2 глава).

Жил - был на маленькой планете величиной с дом Маленький принц, необыкновенный мальчик с золотыми волосами. Он пришел на Землю с другой планеты, астероида Б–612 (Слайд 3). Маленький принц каждый день чистил вулканы, на которых разогревал завтрак, выпалывал корни баобабов, чтобы они не завладели планетой. У него было правило : встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету (Слайд 4). Печальна и однообразна была жизнь Маленького принца на этой планете. Долгое время у него было лишь одно развлечение – любоваться закатом.

– Что еще вы знаете о Маленьком принце? (Маленький принц очень одинок. Он живет на маленькой планетке астероид Б-612. Там росла прекрасная Роза, за которой Маленький принц стал ухаживать (Слайд 5) .Он полюбил этот капризный цветок.

3) Сравнительная характеристика Маленького принца и Розы.

Перед вами на партах карточки. В задании вам даны различные слова. Найдите среди них те, которые относятся к характеру розы и принца. Будьте внимательны! Некоторые слова будут лишними.

На столах слова: кокетливость, привязанность, капризность, заботливость, обидчивость, терпеливость, гордость, нескромность, несчастность, чувство вины, храбрость, злость, радость .(Слайд 6)

Однажды малыш поссорился с ней, и тогда он решил отправиться в путешествие по другим планетам ) .

– А как вы думаете, зачем он отправился в путешествие? (Он отправляется искать другой такой же красивый цветок-мечту в надежде, что это и будет его настоящий друг.)

III . Изучение нового материала.

1) Викторина с элементами анализа текста

– Вот и мы отправимся с вами в путешествие вместе с Маленьким принцем по планетам.

Угадайте планеты по описанию и ответьте, что ценно для обитателей астероидов.

1) пурпур, горностай, восседать, подданный, мантия (Планета Короля).

– Опишите встречу Маленького принца с королем.

Что ценно для короля?(власть) .

– Кого надо судить, если на планете живёт только король?

– Что трудно сделать по отношению к самому себе?

– Найдите фразу из книги.(«Тогда суди сам себя, - сказал король. - Это самое трудное).

Урок: Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр ». « С каждого надо спрашивать то, что он может дать», «Власть должна бать разумной».

–Продолжим викторину: 2) забавная шляпа, восхищаться, хлопать в ладоши, тщеславные люди (Планета Честолюбца).

Честолюбец – человек, который стремится к почетному положению, жаждет известности.

– Опишите встречу Маленького принца с честолюбцем.

Что ценно для него? (слава, почитание )

Тщеславие - высокомерное стремление к славе, к почитанию.

– Найдите строки, которые произносит Маленький принц про тщеславных людей. Они и есть уроком

« Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал ».

– Продолжим: 3) пустые, полные, хочу забыть, совестно, бедняга. (Планета Пьяницы).

    Как себя почувствовал Маленький принц при встрече с обитателем этой планеты? (Житель третьей планеты поверг маленького путешественника в уныние).

    Для пьяницы ценность - спиртные напитки.

– Что делать человеку в подобной ситуации? Как изменить жизнь?

Урок: Найди в себе силы изменить себя.

4) пятьсот миллионов, серьезный, считаю и пересчитываю, запираю на ключ. (Планета Делового человека).

    Чем занят Деловой человек на своей планете? (занят бессмысленным подсчётом звезд) .

    Для делового человека ценность – богатство.

    Какие слова сказал Маленький принц об этом человеке?( « Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб »).

Урок: Если для человека главное богатство, его жизнь прожита напрасно.

5) меньше всех, рождаться, засыпать, уговор, быстрее.(Планета Фонарщика).

– Что увидел Маленький путешественник на пятой планете? (фонарщик то зажигал, то гасил фонарь, потому что такой уговор).

    Понравился ли Маленькому принцу фонарщик? (понравился за то, что верен был своему слову. Фонарщик думает не только о себе, не покладая рук трудится для людей).

Ценность - верность своему слову, работа.

– Счастливый ли человек фонарщик, по мнению Маленького принца? Почему?

Пятый урок: Всю жизнь быть для людей маяком – в этом счастье человека
6) толстенный, путешественник, счёт, кабинет, справки, ученик (Планета Географа).

Для географа ценность – накопление знаний, которые, кроме него, никому не нужны.

– Разве это настоящий учёный?

Шестой урок: Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета .

– Мы выяснили, что все планеты, на которых побывал Маленький принц, имеют общие черты. Какие?

Во-первых, у них нет названия. Каждый астероид имеет свой номер – от 325 до 330 – как квартиры многоэтажного дома. По-моему, это намек на то, что в современном мире люди живут в соседних квартирах, словно на разных планетах. Жизнь обитателей астероидов бессмысленна, поэтому они не заслуживают хорошего названия своему дому.

Во-вторых, планеты очень маленькие. В-третьих, на каждой из них живет один человек – взрослый. Наверное, автор хотел обратить наше внимание на качества человека, живущего на той или иной планете, а точнее, на одно качество, преобладающее в каждом жителе. Черта характера явно преувеличена и является одним из человеческих пороков, грехов.

2) Анализ сказки.

Работа с фрагментами сказки (Маленький принц на планете Земля)

– Принимает или отвергает Маленький принц ценность обитателей этих планет? (Посетив шесть планет, Маленький принц отвергает ложные представления о счастье, о долге, о могуществе).

Почему Маленький принц не задерживается на этих планетах?

(Маленький принц знакомится с человеческими недостатками в высшей степени их проявления. Но детская душа, чистая и невинная, не понимает их и не принимает).

– Побывав на 6 планетах Маленький принц отправляется на планету Земля.

«Земля – планета непростая! На ней насчитывается около двух миллиардов взрослых».

– Куда попадает Маленький принц? (в пустыню).

– А как вы думаете, почему именно в пустыню? (Маленький принц еще не готов к встрече с Человеком – он узнал о нем только плохое, он может растеряться среди большого количества людей.)

С кем встречается Маленький принц на Земле? (змея).

– Какой урок преподносит змея Маленькому принцу? («Среди людей тоже одиноко»).

    С кем еще встречается маленький путешественник на планете Земля? (розы, Лис)

– Маленький принц, увидев сад с многочисленными розами, упал в траву и заплакал? Почему? (Он разочаровался в своей розе. Значит, Роза его обманывала, утверждая, что она единственная и неповторимая).

– Найдите в тексте этот момент. Что говорит розам Маленький принц?(Глава ХХ). («Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух и, может быть, навсегда… какой же я после этого принц…» Он лег в траву и заплакал.)

Кто появляется перед принцем в тяжелую минуту разочарования?

3) Просмотр видео «Маленький принц и Лис»

– Какие уроки преподносит Лис Маленькому принцу?

– Что в дружбе и в любви, по мнению Лиса, самое главное? (Чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу, отдавать им самое дорогое – свое время). «Твоя Роза так тебе дорога потому, что ты отдавал ей свои дни».

– А вы, ребята, всегда находите время для своих друзей? Каждый человек ответственен не только за свою судьбу, но и в ответе за близьких людей.

– Что понял во время своего путешествия Маленький принц? Как изменилось отношение к розе после уроков Лиса? Найдите в тексте (Глава ХХІ). - Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. - Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он - единственный в целом свете.

Розы очень смутились.

- Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. - Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она - моя.

– И Маленький принц принимает решение вернуться домой.

IV . Закрепление изученного материала.

1) Ра бота с эпиграфом урока

Вернемся к фразе А.Экзюпери « У каждого человека свои звезды »

Давайте поговорим о звёздах. Что они значат для Маленького принца? Зачем светят звёзды? (Надежду ; Чтобы рано или поздно каждый мог отыскать свою звезду).

В от отрывок из XXVІ главы: «У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они, как задача, которую надо решить. Для моего дельца они – золото. Но для всех этих людей звезды немые. А у тебя будут совсем особенные звезды... - Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звёзды смеются. У тебя будут звёзды, которые умеют смеяться! И он сам засмеялся»

– Что символизируют звёзды? (стремление к чему-то, мечта о чём-то).

– Действительно, несмотря на то, что у каждого человека свои мечты, планы, свое понимание жизни, «все люди вокруг нас везде и всюду стремятся к одному и тому же…» – к своим звездам. Стремятся быть понятыми, счастливыми, нужными, любимыми.

2) Практическая работа

Мы с вами сегодня много путешествовали вместе с Маленьким принцем, думали о настоящих и мнимых ценностях.

Предлагаю выполнить практическую работу и вывести формулу добра. Для меня формула добра вот такая.

Я ценю, прежде всего, милосердие, любовь, понимание, заботу, доверие, верность, преданность, ответственность.

А вы попробуйте вывести свою формулу добра. Вам необходимо написать на звездочке те понятия, которые, на ваш взгляд, подходят для выполнения этого задания. (Зачитывают несколько примеров)

– Это ваша путеводная звезда, которая поможет вам в жизни. Она будет направлять вас, будет указывать вам путь. Пусть этот путь будет дорогой добра, милосердия, любви, понимания.

– Скажите, а Маленький принц нашел свой путь к звездам? (Нашел, он понял, что для него важнее всего чувство ответственности, заботы, дружбы, поэтому он и мечтал вернуться к своей розе).

V. Подведение итогов. Рефлексия .

1. Давайте вернемся к вопросам, поставленным в начале урока.

– Для чего же человек живёт?

– В чём истинное счастье?

– Что значит верная дружба и настоящая любовь?

2. Давайте немного пофантазируем. Представьте, что вы встретились с кем-то из героев сказки. Что бы вы ему сказали?

Я надеюсь, что когда вы станете взрослыми, вы не забудете заветов Мудрого Лиса и заповедей Маленького принца.

Расставаясь с близкими, вы будете помнить, что в ответе за всех, кого приручили, что лишь сердцем можно почувствовать любовь, что человеку может грозить одиночество даже среди толпы.

Два смысла в жизни – внутренний и внешний

У внешнего – семья, дела, успех;

А внутренний - неясный и нездешний –

В ответственности каждого за всех.

VI . Домашнее задание.

Написать письмо Маленькому принцу.

Объяснить любой из афоризмов, который вам понравился.

Для начала он решил посетить шесть ближайших астероидов. Читатель видит обитателей астероидов глазами Маленькою принца. Взгляд его простодушный, наивный и непредвзятый. Чтобы понять новых людей, он действует чисто по-детски — задает им вопросы, правда, ответы на них мало что ему проясняют во взрослых. И всё же, путешествие по планетам обернулось для него открытиями.

Путешествие по планетам

Открытие первое случилось на планете, где жил король . Самое примечательное в нём — это горностаевая мантия. Она была так велика, что «покрывала всю планету». Мантия — символ той мании величия, что владела королём, для которого нет ничего важнее власти. Потому и люди для него — только «подданные».

Открытие второе подарила ему встреча с честолюбцем . Этого одолевала жажда славы и всё было ей подчинено. Честолюбец, как и король, сосредоточен на собственной персоне. Для него важно только одно - чтобы им все восхищались.

Открытие третье Маленький принц сделал на планете пьяницы . Чтобы понять смысл его жизни, он задает ему вопросы: «Что ты делаешь?..» — «Пью», - мрачно ответил пьяница. — «Зачем?» — «Чтобы забыть». — «О чём забыть?» — «Хочу забыть, что мне совестно» — «Отчего же тебе совестно?» - «Совестно пить...» Этот диалог с короткими, в одно слово, предложениями, говорит как раз о том, что говорить-то и не о чём. Жизнь пьяницы пуста, как куча пустых бутылок, которыми он завален. И Маленький принц в который уже раз подумал: «Да, без сомнения, взрослые очень, очень странный народ».

С каждой новой встречей он всё больше и больше в этом убеждался. Они, взрослые, с другой планеты, и не только в буквальном смысле слова, но и в переносном, то есть живут в мире иных, чем дети, представлений.

Открытие четвёртое — встреча Маленького принца с деловым человеком . Деловой он, потому что всё время занят. А занятие он себе придумал редкое — считать звёзды. Бессмысленность этого занятия уже в том, что он считает то, что не поддается подсчёту. А усугубляется эта бессмысленность тем, что деловой человек даже не смотрит на звёзды, которые считает, так как не поднимает головы от стола. Он даже не сразу может назвать то, что считает. «Пятьсот миллионов этих маленьких штучек», — говорит он. Покидая делового человека, Маленький принц повторит прежнее: «Нет, взрослые и правда поразительный народ». Ясный и конкретный ум ребёнка не способен ни понять, ни принять эту блажь взрослого человека.

Открытие пятое — встреча Маленького принца с фонарщиком . Этот тоже был из породы «странных». Он каждую минуту то тушил, то зажигал свой фонарь. Зачем? Такой был когда-то уговор. Действия фонарщика потеряли смысл, но он всё равно работал, хотя теперь впустую. И все-таки, глядя на него, Маленький принц впервые скажет: «Вот с кем я мог бы подружиться...» Почему? Потому что достойно уважения то чувство долга, которому фонарщик оставался верен.

Открытие шестое — встреча с географом , погружённым в описание морей, океанов, гор... Но есть ли горы, моря на его собственной планете, он не знал. «Географ - слишком важное лицо, — ему некогда разгуливать», — так он объяснил Маленькому принцу незнание собственной планеты.

Все открытия Маленького принца свелись к одному — взрослые везде одинаковы. Они и в прямом и в переносном смысле — люди с других планет и не понятны Маленькому принцу.

Ни на одной из планет главный герой не смог найти себе друзей, потому что ни с кем из их обитателей у него не было общих интересов, представлений... Он ценил красоту, поэтому радовался розе и любовался закатами солнца. Он видел смысл в своей работе, поэтому каждое утро подметал планету, вырывал ростки баобабов и чистил вулканы... В каждом действии Маленького принца был смысл, поэтому ему так трудно было понять бессмыслицу в делах и желаниях тех, кого он встретил в своих странствиях.

Справедливости ради надо сказать, что в ворохе странностей и чепухи Маленький принц услышал и кое-что разумное. Например, от обожающего власть короля он услышал, что «власть прежде всего должна быть разумной». А ещё о том, что «себя судить куда труднее, чем других». И это правда, как для взрослых, так и для детей. Географ тоже дал дельный совет: «Посетите планету Земля!»

Тайны планеты Земля

Здесь, на Земле, тоже не обошлось без открытий. Оказалось, что на Земле не один король, а 111; не один географ, а 7 тысяч; не один делец, а 900 тысяч; не один пьяница, а 7,5 миллионов; не один честолюбец, а 311 миллионов. Итого, около двух миллиардов взрослых. Эта галерея персон не описывается. Зачем? Взрослые везде одинаковы. На Земле их просто больше всего. Правда, уже знакомая галерея дополняется двумя новыми персонами — стрелочника и торговца. Они подстать своим собратьям из других планет.

Земля подарила Маленькому принцу больше открытий, чем все планеты вместе. Например, он почти сразу понял, что на Земле тоже «одиноко». То, что это ощущение у него не случайное, подтвердила и змея: «Среди людей тоже одиноко».

Примечательно, что именно змею первой встретил Маленький принц на земле. Змея — древнее животное, а это значит, что она лучше кого-либо знает людей. Речь змеи иносказательна — её надо расшифровывать. А речь Маленького принца конкретна, как у всех детей. Потому естественно, что он спросил змею: «Но почему ты всё говоришь загадками?»

Путешествуя по Земле, Маленький принц всё больше и больше убеждался в её пустынности. «Их всего-то, кажется, шесть или семь», — скажет цветок, имея в виду людей. Но, если людей так мало, то почему они так разобщены, а потому и одиноки? И ещё заметим, со всеми - и со змеёй, и с Лисом, и с цветком - Маленький принц находит общий язык. Наверное, потому, что дети естественны, как сама природа.

Секреты Лиса

Встреча с Лисом стала для Маленького принца самой знаменательной. Лис открыл ему тайны, о которых он даже и не подозревал. И прежде всего тайну «приручения». «Это давно забытое понятие, объяснял Лис. Оно означает: создать узы». Если «давно забытое», значит, что когда-то люди умели «создавать узы», то почему же сейчас они утратили эту способность? Лис объясняет: «Если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу».

После встречи с Лисом Маленький принц сразу понял, почему из пяти тысяч роз ему дорога одна-единственная, та, что осталась на его планете.

Беседуя с Лисом, главный герой насыщался его мудростью. Тем более, что тот не жалел отдавать ему свои секреты. На прощание он подарил Маленькому принцу самый главный из них. «Зорко одно лишь сердце». И еще: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».

Маленький принц убедился, что всё в природе разумно и исполнено смысла, а в жизни людей больше непонятного, чем понятного.

Единственным человеком из числа встреченных, с кем главный смог подружиться, стал Лётчик. Почему? Наверное, Маленький принц думал, что Летчик «такой же, как он».

Единственный друг

Лётчик и в самом деле, несмотря на свой возраст, был таким же. Он не стеснялся спрашивать, умел слушать невероятные истории Маленького принца и вместе с ним переживать его одиночество, его любовь к розе и жажду иметь друга. Да и говорили они на одном языке. «Я выпил последний глоток воды», — сказал Лётчик. Маленький принц тут же откликнулся: «Мне тоже хочется пить... пойдём отыщем колодец...» И они его нашли, этот колодец.

В данном случае «колодец» — это не только источник реальной, настоящей воды, но и тот источник, который питает душевные силы человека, ведь «вода бывает нужна и сердцу». Таким источником для Маленького принца стал Лётчик, а для Лётчика — Маленький принц. Не случайно последний и самый важный их разговор происходит именно у колодца.

Маленький принц покидает Землю и возвращается на свою планету. Он многое увидел, понял, узнал за тот год, что провёл на земле.

​ ​

скачать

Аудио сказка для взрослых Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц", части 11, 12 и 13, в которых Маленький принц посещает планеты честолюбца, пьяницы и дельца. 11. "На второй планете жил честолюбец. -О, вот и почитатель явился!- воскликнул он, ещё издали завидев Маленького принца. Ведь тщеславные люди воображают, что все ими восхищаются... Честолюбец не слышал вопроса. Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал...
12. На следующей планете жил пьяница. Маленький принц пробыл у него совсем недолго, но стало ему после этого очень невесело... - Что ты делаешь? - спросил Маленький принц. - Пью,- мрачно ответил пьяница. -Зачем? - Чтобы забыть- -О чём забыть?- спросил Маленький принц,.. -Хочу забыть, что мне совестно, - признался пьяница и повесил голову. - Отчего же тебе совестно?.. - Совестно пить! - объяснил пьяница...
13. Четвёртая планета принадлежала деловому человеку... (Он считал звёзды).-501622731. Я человек серьёзный, я люблю точность. -Что же ты делаешь со всеми этими звёздами?.. - Ничего не делаю. Я ими владею... Распоряжаюсь ими, - ответил делец.- Считаю их и пересчитываю... пишу на бумажке, сколько у меня звёзд. Потом кладу эту бумажку в ящик и запираю его на ключ-... "Забавно! - подумал Маленький принц.- И даже поэтично. Но не так уж это серьёзно".

На второй планете жил честолюбец.

О, вот и почитатель явился! - воскликнул он, еще издали завидев Маленького принца.

Ведь тщеславным людям кажется, что все ими восхищаются.

Добрый день, - сказал Маленький принц. - Какая у вас забавная шляпа.

Это чтобы раскланиваться, - объяснил честолюбец. - Чтобы раскланиваться, когда меня приветствуют. К несчастью, сюда никто не заглядывает.

Вот как? - промолвил Маленький принц: он ничего не понял.

Похлопай-ка в ладоши, - сказал ему честолюбец.

Маленький принц захлопал в ладоши. Честолюбец снял шляпу и скромно раскланялся.

«Здесь веселее, чем у старого короля», - подумал Маленький принц. И опять стал хлопать в ладоши. А честолюбец опять стал раскланиваться, снимая шляпу.

Так минут пять подряд повторялось одно и то же, и Маленькому принцу это наскучило.

А что надо сделать, чтобы шляпа упала? - спросил он.

Но честолюбец не слышал. Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.

Ты и в самом деле мой восторженный почитатель? - спросил он Маленького принца.

Да ведь на твоей планете больше и нет никого!

Ну, доставь мне удовольствие, все равно восхищайся мною!

Я восхищаюсь, - сказал Маленький принц, слегка пожав плечами, - но что тебе от этого за радость?

И он сбежал от честолюбца.

«Право же, взрослые - очень странные люди», - простодушно подумал он, пускаясь в путь.

На следующей планете жил пьяница. Маленький принц пробыл у него совсем недолго, но стало ему после этого очень невесело.

Когда он явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним полчища бутылок - пустых и полных.

Что это ты делаешь? - спросил Маленький принц.

Пью, - мрачно ответил пьяница.

Чтобы забыть.

О чем забыть? - спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу.

Хочу забыть, что мне совестно, - признался пьяница и повесил голову.

Отчего же тебе совестно? - спросил Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге.

Совестно пить! - объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.

«Да, право же, взрослые очень, очень странный народ», - думал он, продолжая путь.

Четвертая планета принадлежала деловому человеку. Он был так занят, что при появлении Маленького принца даже головы не поднял.

Добрый день, - сказал ему Маленький принц. - Ваша папироса погасла.

Три да два - пять. Пять да семь - двенадцать. Двенадцать да три - пятнадцать. Добрый день. Пятнадцать да семь - двадцать два. Двадцать два да шесть - двадцать восемь. Некогда спичкой чиркнуть. Двадцать шесть да пять - тридцать один. Уф! Итого, стало быть, пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать один.

Пятьсот миллионов чего?

А? Ты еще здесь? Пятьсот миллионов… Уж не знаю, чего… У меня столько работы! Я человек серьезный, мне не до болтовни! Два да пять - семь…

Пятьсот миллионов чего? - повторил Маленький принц: спросив о чем-нибудь, он не успокаивался, пока не получал ответа.

Деловой человек поднял голову.

Уже пятьдесят четыре года я живу на этой планете, и за все время мне мешали только три раза. В первый раз, двадцать два года тому назад, ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я тогда сделал четыре ошибки в сложении. Во второй раз, одиннадцать лет тому назад, у меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда. Я человек серьезный.




Top