Малые социальные группы бывают. Социальные группы: виды и примеры

Группы бывают формальными (формализованными) и неформальными.

В формальных группах отношения и взаимодействие устанавливаются и регулируются специальными правовы­ми актами (законами, положениями, инструкциями и т.п. Неформальные группы складываются стихийно и не имеют регламентирующих правовых актов; их скрепле­ние осуществляется главным образом за счет авторитета, а также фигуры лидера.

В то же время в любой формальной группе возникают неформальные отношения между членами, и такая груп­па распадается на несколько неформальных групп. Этот фактор играет важную роль в скреплении группы.

Группы бывают также малыми, средними и большими . Для малых групп (семья, группа друзей, спортивная команда) характерно то, что их члены находятся в непос­редственном контакте друг с другом, имеют общие цели и интересы; связь между членами группы сильна настоль­ко, что изменение одной из ее частей непременно влечет изменение группы в целом. Статистические иссле­дования показывают, что размер большинства малых групп не превышает 7 человек. Если этот предел превышается, то группа распадается на подгруппы («фракции»). Выделяют две основные разновидности малых групп: диаду (два человека) и триаду (три человека).

Малые группы играют очень важную роль в жизни че­ловека и общества. Малая группа занимает промежу­точное положение между отдельным человеком и больши­ми группами, их которых состоит общество, а следова­тельно, обеспечивают связь между индивидом и обществом.

С точки зрения особенностей взаимодействий между чле­нами группы выделяют несколько их разновидностей.

1. Открытые группы строятся на основе равноправия индивидов. Все имеют одинаковое право участвовать в обсуждении вопросов и принятии решений. Для членов группы характерна свободная смена ролей.

2. Для групп закрытого пирамидального типа харак­терна иерархическая организованность. Обмен информа­цией предопределяется положением индивида: «сверху», как правило, «спускаются» приказы, а снизу поступают отчеты об их выполнении. Каждый из членов группы четко знает свое место и выполняет строго определенные функции. В таких группах наблюдается высокая степень организованности, для них характерны порядок и дис­циплина.

3. В случайных группах люди имеют собственные цели, обычно не совпадающие с целями других людей, решения принимаются каждым из них самостоятельно. Однако их объединяют неформальные связи, которые помогают со­хранить группу.

3. В группах синхронного типа также наблюдается опре­деленная разобщенность, касающаяся способов действия и других их характеристик. Однако все члены группы имеют одну цель, которую они совместно преследуют.



Средние группы - это относительно устойчивые груп­пы людей, также имеющих общие цели и интересы, свя­занных одной деятельностью, но в то же время не находя­щихся между собой в тесном контакте. Примером сред­них групп могут служить трудовой коллектив, совокупность жителей двора, улицы, района, населенного пункта. Сред­ние группы часто называются социальными организаци­ями, и в этом случае акцент делается на наличии иерар­хии внутри группы.

В средних и особенно в малых группах могут быть вы­делены фигуры лидера и аутсайдера. Лидер - это лицо, обладающее максимальным авторитетом; с его мнением счи­таются все члены группы. Аутсайдер, соответственно, - это лицо с наименьшим авторитетом; его исключают час­тично или полностью из процедуры принятия решений. Большие группы - это совокупности людей, которых объединяет, как правило, один социально значимый при­знак (например, принадлежность к вероисповеданию, про­фессиональная принадлежность, национальность, сексу­альная ориентация и т.д.). Впрочем, не следует прини­мать прихожан одного храма за членов большой группы: в этом случае правильнее было бы говорить о средней группе. Члены большой группы могут никогда не всту­пать в контакт друг с другом (точнее, конкретный член группы никогда не вступает в контакт со всеми членами группы, контакты с некоторыми членами группы могут быть и интенсивными, и широкими по охвату).

Выделяют также первичные и вторичные группы.

Первичные группы - это, как правило, малые группы, характеризующиеся тесными связями между членами и, как следствие, оказывающие большое влияние на индиви­да. Последний признак играет определяющую роль для определения первичной группы. Первичные группы - это обязательно малые группы.

Во вторичных группах тесных взаимоотношений меж­ду индивидами практически нет, а целостность группы обеспечивается наличием общих целей и интересов. Тес­ных контактов между членами вторичной группы также нет, хотя такая группа - при условии усвоения группо­вых ценностей индивидом - может оказывать на него силь­ное влияние. Ко вторичным относятся, как правило, средние и большие группы.

Группы могут быть реальными и социальными.

Реальные группы выделяются по какому-либо призна­ку, реально существующему в действительности и осозна­ваемому самим носителем данного признака. Так, реаль­ным признаком может служить уровень дохода, возраст, пол, сексуальная ориентация и т.д.

Социальные группы (социальные категории) - это груп­пы, которые выделяются, как правило, для целей социо­логических исследований на основании случайных при­знаков, не имеющих особой социальной значимости. На­пример, социальной группой будет вся совокупность ма­терей-одиночек; вся совокупность людей, умеющих пользо­ваться компьютером; вся совокупность пассажиров обще­ственного транспорта и т.п. Как правило, принадлежность к такой группе не осознается ее членом и крайне редко может стать основой для консолидации, то есть возникно­вения тесных внутригрупповых связей. Впрочем, призна­ки положенные в основу выделения социальной категории, могут быть тесно связанными с признаками членов реаль­ных групп (например, люди с очень высоким уровнем до­хода не пользуются общественным транспортом).

Наконец, группы бывают интерактивными.

Интерактивными группами называются также группы, члены которых принимают участие в коллективном принятии решений; примером интерактивных групп являются группы друзей, образования типа комиссий и т.д.

Номинальной считается группа, в которой каждый из членов действует относительно независимо от других. Для них более характерно косвенное взаимодействие.

Особо следует остановиться на понятии референтной группы. Референтной считается группа, которая в силу авторитета для индивида способна оказывать на него силь­ное влияние. Другими словами, эту группу можно назвать эталонной. Индивид может стремиться стать членом этой группы, и его активность обычно направлена на то, что­бы быть более похожим на представителя данной группы. Такое явление называется предвосхищающей социализа­цией . В обычном случае социализация протекает в про­цессе непосредственного взаимодействия в рамках первич­ной группы. В данном же случае индивид перенимает ха­рактерные для группы признаки и способы действия еще до того, как вступил во взаимодействие с ее членами.

Учебники: 1-й – разд. 2-й, пар. 1

Социальные группы и их классификация

Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и социальные общности. Будучи формами социального взаимодействия, они представляют из себятакие объединœения людей, совместные, солидарные действия которых направлены на удовлетворение их потребностей.

Социальная группа - ϶ᴛᴏ совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделœения труда и деятельности. Социальные группы характеризуются:

-​ устойчивым взаимодействием, способствующим прочности и стабильности их существования;

-​ относительно высокой степенью единства и сплоченности;

-​ четко выраженной однородностью состава, предполагающего наличие признаков, присущих всœем членам группы;

Возможностью вхождения в более широкие социальные общности в качестве структурных единиц.

Поскольку каждый человек в процессе своей жизнедеятельности является членом самых разнообразных социальных групп, различающихся по размерам, характеру взаимодействия, степени организованности и многим другим признакам, то возникает крайне важно сть в их классификации по определœенным критериям.

Выделяют следующие разновидности социальных групп:

1. Учитывая зависимость отхарактера взаимодействия - первичные и вторичные.

Первичной группой является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.

Вторичная группа - это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинœено достижению определœенной цели и носит формальный, безличный характер.
Размещено на реф.рф
В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определœенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).

2. Учитывая зависимость отспособа организации и регулирования взаимодействия – формальные и неформальные.

Формальная группа - ϶ᴛᴏ обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т.д.).

Неформальная группа возникает стихийно, на базе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами могут служить дружеские компании, объединœения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т.д.

3. Учитывая зависимость отпринадлежности к ним индивидов – ингруппы и аутгруппы.

Ингруппа - ϶ᴛᴏ группа, к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и идентифицирует ее как ʼʼмояʼʼ, ʼʼнашаʼʼ (к примеру, ʼʼмоя семьяʼʼ, ʼʼмой классʼʼ, ʼʼмоя компанияʼʼ и т.д.).

Аутгруппа - ϶ᴛᴏ группа, к которой данный индивид не принадлежит и в связи с этим оценивает ее как ʼʼчужуюʼʼ, не свою (другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и т.д.). У каждого индивида ингруппы существует собственная шкала оценки аутгрупп: от индифферентной до агрессивно-враждебной. По этой причине социологи предлагают измерять степень принятия или закрытости по отношению к другим группам по так называемой ʼʼшкале социальной дистанцииʼʼ Богардуса.

Референтная группа - ϶ᴛᴏ реальная или мнимая социальная группа, система ценностей, норм и оценок которой служит для индивида эталоном. Термин впервые был предложен американским социальным психологом Хайменом. Референтная группа в системе отношений ʼʼличность - обществоʼʼ выполняет две важные функции: нормативную, являясь для индивида источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации; сравнительную, выступая для индивида эталоном, позволяет ему определить свое место в социальной структуре общества, оценивать себя и других.

4. Учитывая зависимость отколичественного состава и формы осуществления связей – малые и большие.

Малая группа - ϶ᴛᴏ непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединœенная для осуществления совместной деятельности.

Малая группа может принимать множество форм, но исходными являются ʼʼдиадаʼʼ и ʼʼтриадаʼʼ, их называют простейшими молекулами малой группы. Диада состоит из двух человек и считается крайне непрочным объединœением, в триаде активно взаимодействуют три человека, она более стабильна.

Характерными чертами малой группы являются:

-​ малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 15 человек);

-​ пространственная близость членов группы;

-​ устойчивость и длительность существования:

-​ высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения;

-​ интенсивность межличностных отношений;

-​ развитое чувство принадлежности к группе;

-​ неформальный контроль и информационная насыщенность в группе.

Большая группа - ϶ᴛᴏ многочисленная по своему составу группа, которая создается для определœенной цели и взаимодействие в которой носит главным образом опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т.д.). Сюда же относятся многочисленные совокупности людей, имеющие общие интересы и занимающие одинаковое положение в социальной структуре общества. К примеру, социально-классовые, профессиональные, политические и другие организации.

Коллектив (лат. collectivus) - это социальная группа, в которой всœе жизненно важные связи между людьми опосредованы через общественно важные цели.

Характерные черты коллектива:

-​ сочетание интересов индивида и общества;

-​ общность целœей и принципов, которые выступают для членов коллектива как ценностные ориентации и нормы деятельности. Коллектив выполняет следующие функции:

-​ предметную - решение той задачи, ради которой он создается;

-​ социально-воспитательную - сочетание интересов индивида и общества.

5. Учитывая зависимость отсоциально значимых признаков – реальные и номинальные.

Реальные группы - это группы, выделяемые по социально значимым критериям:

-​ пол - мужчины и женщины;

-​ возраст - дети, молодежь, взрослые, пожилые;

-​ доход - богатые, бедные, зажиточные;

-​ национальность - русские, французы, американцы;

-​ семейное положение - женатые, холостые, разведенные;

-​ профессия (род занятий) - врачи, экономисты, управленцы;

-​ место жительства - горожане, сельские жители.

Номинальные (условные) группы , иногда их называют социальными категориями, выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учета населœения (к примеру, чтобы узнать число пассажиров-льготников, матерей-одиночек, студентов, получающих именные стипендии и т.д.).

Наряду с социальными группами в социологии выделяют понятие ʼʼквазигруппа ʼʼ.

Квазигруппа - ϶ᴛᴏ неформальная, спонтанная, неустойчивая социальная общность, не имеющая определœенной структуры и системы ценностей, взаимодействие людей в которой носит, как правило, сторонний и кратковременный характер.

Основными видами квазигрупп являются:

Аудитория - это социальная общность, объединœенная взаимодействием с коммуникатором и получающая от него информацию. Неоднородность данного социального образования, обусловленная различием личностных качеств, а также культурных ценностей и норм входящих в него людей, определяет и разную степень восприятия и оценки получаемой информации.

Толпа - временное, относительно неорганизованное, бесструктурное скопление людей, объединœенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов, но при этом лишенных ясно осознаваемой цели и связанных между собой сходством эмоционального состояния. Выделяют общие характеристики толпы:

-​ внушаемость - люди, находящиеся в толпе, обычно более внушаемы, чем за ее пределами;

-​ анонимность - индивид, находясь в толпе, как бы сливается с ней, становится неузнаваемым, считая, что его сложно ʼʼвычислитьʼʼ;

-​ спонтанность (заражаемость) - люди в толпе подвержены быстрой передаче и смене эмоционального состояния;

-​ бессознательность - индивид чувствует себя в толпе неуязвимым, вне социального контроля, в связи с этим его действия ʼʼпропитываютсяʼʼ коллективными бессознательными инстинктами и становятся непредсказуемыми.

Учитывая зависимость отспособа формирования толпы и поведения людей в ней различают следующие ее разновидности:

-​ случайная толпа - неопределœенная совокупность индивидов, образовавшаяся спонтанно без наличия какой-либо цели (понаблюдать за внезапно появившейся знаменитостью или дорожным происшествием);

-​ конвенциональная толпа - относительно структурированное собрание людей, находящееся под воздействием запланированных заранее определœенных норм (зрители в театре, болельщики на стадионе и т.д.);

-​ экспрессивная толпа - социальная квазигруппа, образующаяся для личного удовольствия ее членов, которая сама по себе уже является целью и результатом (дискотеки, рок-фестивали и т.д.);

-​ действующая (активная) толпа - производящая какие-то действия группа, которая может выступать в виде: сборища - эмоционально возбужденной толпы, тяготеющей к насильственным действиям, и восставшей толпы -группы, характеризующейся особой агрессивностью и деструктивными действиями.

Социальные группы и их классификация - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальные группы и их классификация" 2017, 2018.

совокупность людей, объединяемая наличием общих интересов, целей и задач и выполняющая специфическую функцию в общей структуре разделения социальных статусов, ролей и действий.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Группа социальная

совокупность индивидов, ограниченная неформальным или формальным членством. Ее члены взаимодействуют на основе определенных ролевых ожиданий в отношении друг друга. От социальной группы следует отличать социальную категорию - людей, обладающих одной или несколькими сходными характеристиками (возраст, пол и т. п.), но не вовлеченных в социальные взаимодействия. Группы различаются по степени кооперации и солидарности, по степени социального контроля. Когда каждый член группы идентифицирует себя с ней (появляется чувство «мы»), формируются устойчивое членство в группе и границы социального контроля. В социальных категориях и случайных объединениях людей (типа толпы) эти характеристики отсутствуют. Каждый индивид входит в несколько групп - разных в разные периоды своей жизни. Он является членом семьи, класса, студенческой группы, трудового коллектива, группы друзей, членом спортивной команды и т. д. Социальные группы могут быть различными по размеру - малыми и большими, а также формальными и неформальными. Малые группы формируются в пределах охвата межличностными отношениями. В больших группах личные контакты между всеми членами уже невозможны, однако такие группы имеют четкие формальные границы, контролируются определенными институциональными отношениями, чаще всего формальными. Большая часть социальных групп существует в виде организаций. Группы принадлежности индивида называются ингруппами (моя семья, моя компания и т. п.). Другие группы, к которым он не принадлежит, называются аутгруппами. В традиционном обществе доминируют малые группы, построенные главным образом на отношениях родства. В современном обществе структура групп и основания их формирования усложняются и разнообразятся. Индивид принадлежит одновременно ко многим группам, в связи с чем возникает проблема групповой идентичности. Существуют также большие группы, члены которых не связаны ни межличностными, Ни формальными отношениями и не всегда могут идентифицировать свое членство - они связаны только на основе близости интересов, образа жизни, стандартов потребления и культурных образцов (имущественные группы, группы происхождения, должностного статуса и т. п.). Это группы, членство в которых основано на близости или совпадении социального статуса, - статусные группы.

Большая С.г. - совокупности людей, существующие в масштабах общества (страны) в целом. Принадлежность индивидов к большой 199 группе определяется на основе некоторых объективных признаков. Лица, относящиеся к большой С.г., могут не иметь непосредственного контакта с другими членами группы. Напр., этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодежь, пенсионеры);

Средняя С.г. - к этому виду обычно относят территориальные общности и производственные объединения работников одного предприятия. Производственные объединения создаются для достижения определенной цели и регулируют свой состав и отношения с помощью иерархической структуры власти, формализованных коммуникаций, способов принятия решений и санкций. Территориальные общности являются спонтанными образованиями. Напр., работники какого-л. завода, крупной фирмы, жители одной деревни, города, района;

Малая С.г. - малочисленная социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений в группе (симпатии, неприятия или безразличия), так и особых групповых ценностей и норм поведения: 1) неформальная малая С.г. - то же, что и социально-психологическая группа. Малая группа, которая стихийно складывается на основе личных симпатий и общих интересов: дружеская компания; приятели, которые вместе ходят на охоту или в баню; 2) формальная (целевая или инструментальная) малая С.г. Функционирует в соответствии с заранее установленными (обычно официально фиксированными) целями, положениями, инструкциями, уставами. Между членами формальной малой С.г. также могут складываться неформальные отношения, и успех ее функционирования во многом зависит от соответствия друг другу формальной и неформальной структур группы. Напр., семья, футбольная команда, школьный класс.

См. также: Общность, Теория социальных групп

Отличное определение

Неполное определение ↓

Социальная группа – объединение людей, связанных общими отношениями, которые регулируются специальными социальными институтами, и имеющих общие нормы, ценности и традиции. Социальная группа – одна из основных составляющих социальной структуры. Скрепляющим фактором для группы является общий интерес, то есть духовные, экономические или политические потребности.

Принадлежность к группе предполагает, что человек обладает некоторыми характеристиками, которые с точки зрения группы являются ценными и значимыми. С этой точки зрения выделяют «ядро» группы – тех ее членов, которые обладают данными характеристиками в наибольшей степени. Остальные члены группы формируют ее периферию.

Конкретная личность не может быть сведена к членству в одной группе, так как непременно принадлежит сразу к достаточно большому числу групп. И действительно, мы можем распределить людей на группы очень многими способами: по принадлежности к конфессии; по уровню дохода; с точки зрения их отношения к спорту, к искусству и т. д.

Группы бывают:

    Формальными (формализованными) и неформальными

В формальных группах отношения и взаимодействие устанавливаются и регулируются специальными правовыми актами (законами, положениями, инструкциями и т.п.). Формальность групп проявляется не только в наличии более или менее жесткой иерархии; она обычно проявляется и в четкой специализации членов, выполняющих свои особые функции.

Неформальные группы складываются стихийно и не имеют регламентирующих правовых актов; их скрепление осуществляется главным образом за счет авторитета, а также фигуры лидера.

В то же время в любой формальной группе возникают неформальные отношения между членами, и такая группа распадается на несколько неформальных групп. Этот фактор играет важную роль в скреплении группы.

    Малыми, средними и большими

Для малых групп (семья, группа друзей, спортивная команда) характерно то, что их члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, имеют общие цели и интересы: связь между членами группы сильна настолько, что изменение одной из ее частей непременно влечет изменение группы в целом. Нижний предел для малой группы – 2 человека. Существуют разные мнения о том, какую цифру считать верхним пределом для малой группы: 5–7 или примерно 20 человек; статистические исследования показывают, что размер большинства малых групп не превышает 7 человек. Если этот предел превышается, то группа распадается на подгруппы («фракции»). Очевидно, что это вызвано следующей зависимостью: чем меньше группа, тем более тесные связи устанавливаются между ее членами, а следовательно, меньше вероятность, что она распадется. Выделяют также две основные разновидности малых групп: диаду (два человека) и триаду (три человека).

Средние группы – это относительно устойчивые группы людей, также имеющих общие цели и интересы, связанных одной деятельностью, но в то же время не находящихся между собой в тесном контакте. Примером средних групп могут служить трудовой коллектив, совокупность жителей двора, улицы, района, населенного пункта.

Большие группы – это совокупности людей, которых объединяет, как правило, один социально значимый признак (например, принадлежность к вероисповеданию, профессиональная принадлежность, национальность и т.д.).

    Первичными и вторичными

Первичные группы – это, как правило, малые группы, характеризующиеся тесными связями между членами и, как следствие, оказывающие большое влияние на индивида. Последний признак играет определяющую роль для определения первичной группы. Первичные группы – это обязательно малые группы.

Во вторичных группах тесных взаимоотношений между индивидами практически нет, а целостность группы обеспечивается наличием общих целей и интересов. Тесных контактов между членами вторичной группы также не наблюдается, хотя такая группа – при условии усвоения групповых ценностей индивидом – может оказывать на него сильное влияние. Ко вторичным относятся, как правило, средние и большие группы.

    Реальными и социальными

Реальные группы выделяются по какому-либо признаку, реально существующему в действительности и осознаваемому самим носителем данного признака. Так, реальным признаком может служить уровень дохода, возраст, пол и т.д.

В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют три типа и называют их главными:

    Стратификационные – рабство, касты, сословия, классы;

    Этнические – расы, нации, народы, народности, племена, классы;

    Территориальные – выходцы из одной местности (земляки), горожане, селяне.

Социальные группы (социальные категории) – это группы, которые выделяются, как правило, для целей социологических исследований на основании случайных признаков, не имеющих особой социальной значимости. Например, социальной группой будет вся совокупность людей, умеющих пользоваться компьютером; вся совокупность пассажиров общественного транспорта и т. п.

    Интерактивными и номинальными.

Интерактивными называются такие группы, члены которых взаимодействуют непосредственно и принимают участие в коллективном принятии решений. Примером интерактивных групп являются группы друзей, образования типа комиссий и т. д.

Номинальной считается группа, в которой каждый из членов действует независимо от других. Для них более характерно косвенное взаимодействие.

Особо следует остановиться на понятии референтной группы. Референтной считается группа, которая в силу авторитета для индивида способна оказывать на него сильное влияние. Другими словами, эту группу можно назвать эталонной. Индивид может стремиться стать членом этой группы, и его активность обычно направлена на то, чтобы быть более похожим на ее представителя. Такое явление называется предвосхищающей социализацией. В обычном случае социализация протекает в процессе непосредственного взаимодействия в рамках первичной группы. В данном же случае индивид перенимает характерные для группы признаки и способы действия еще до того, как вступил во взаимодействие с ее членами.

Особо в социальной коммуникации выделяются так называемые агрегаты (квазигруппы) – совокупность людей, которые объединяются на основании поведенческого признака. Агрегатом, например, является аудитория какой-либо телепрограммы (то есть люди, которые смотрят данную телепрограмму), аудитория какой-либо газеты (то есть люди, которые покупают и читают эту газету) и т.д. Обычно к агрегатам относят аудиторию, публику, а также толпу зевак.

Социальная структура нередко рассматривается как совокупность отношений между социальными группами. С этой точки зрения в качестве элементов общества выступают не социальные статусы, а малые и большие социальные группы. Совокупность социальных отношений между всеми социальными группами, точнее, общий итог всех отношений определяет общее состояние общества, то есть то, какая атмосфера в нем царит – согласие, доверие и терпимость или недоверие и нетерпимость.




Top