Малый бизнес в образовании. Образование как бизнес-проект

Данные бизнес-идеи будут особенно полезны педагогам, разрывающимся между желанием работать с детьми и необходимостью зарабатывать достойные деньги, что, к сожалению, в рамках нынешней государственной системы образования практически невозможно.

Как обучать детей иностранным языкам? Как считают учёные-лингвисты – в ходе повседневного воспитания, то есть – ненавязчиво. (Этот совет – обучать не навязчиво, а в ходе игры или повседневной деятельности, впрочем, можно отнести и к любой другой образовательной задаче). Конечно, вряд ли Вы научите так уж «ненавязчиво» работать ребёнка на токарном станке или вязать сложные узоры на спицах или ездить верхом на лошади. Но иностранные языки – это дело вообще другое. Язык – это жизнь, и постигать его нужно так, как постигают самую жизнь, как дышат, ходят, бегают – язык, (в том числе и иностранный) нужно осваивать как часть свободной естественной жизни, без напряжения, без нудного «теоретического» часа высиживания за партой, от которой только болят плечи.

Ну хорошо – с родителями понятно. Им организовать игровое пространство для своего ребёнка – раз плюнуть. А что делать педагогам, которые по традиции прикованы к этим самым неудобным партам, а потому заведомо в проигрыше?

Предприниматели (чей мировой опыт организации бизнеса на педагогических идеях мы вам передаём) нашли выход из этой трудной ситуации. Они организовали такие курсы языков, где обучение проходит в естественных жизненных условиях . Вот два из них:

  1. Язык легче всего изучается тогда, когда ты практикуешься в каком-нибудь профессиональном навыке и попутно узнаёшь новые фразы и слова нужного тебе языка.
  2. А ещё язык запоминается тогда, когда ты общаешься с его носителями в повседневных ситуациях, например, за обеденным столом.

Этот принцип лёг в основу методики обучения иностранным языкам Парижского центра иностранных языков. Программа называется – Baby-speaking.

В принципе, эта педагогическая идея бизнеса – не нова. Представители высших классов в 19 веке (к примеру) приглашали в дом гувернанток-носительниц языка – немок, англичанок и француженок (а также гувернёров-мужчин для воспитания мальчиков). Общаясь с детьми каждый день, те обучали их иностранному языку без усилий и без книг, которые в то время было «выписать» труднее, чем «выписать» живого гувернёра.

Фишка этой педагогической бизнес-идеи в том, что она, не создав ничего нового, по сути возродила давно и прочно позабытое старое, поставив его на современные бизнес-рельсы.

А как ещё ненавязчиво можно обучить своего ребёнка чему-то полезному? Еще один интересный пример как педагогические идеи помогли организовать реальный бизнес.

Как известно, дети хотят быть как взрослые. Например, дети обожают получать письма. Вот… только им-то никто ничего не пишет, как тому полковнику…

и от этого (и ещё от многого другого, что есть у взрослых, но нет у детей) дети чувствуют себя ущербными.

Одна канадская мамочка, по имени Шерри Ли Прессман, создала очень простой бизнес – специальная почтовая служба отправляет детям открытки раз в месяц, если вы, родители, подпишетесь на годовую подписку. Эта же служба поздравит ребёнка с днём рождения и с Рождеством. Ваш ребёнок сразу ощутит себя большим, взрослым, значимым. Ему тоже приходит корреспонденция, на его собственное имя!

Ну а что же содержат эти открытки? Для чего их собственно рассылать?

Дело в том, что каждая такая открытка представляет собой яркую «страничку» из детской энциклопедии. В ней есть познавательная мини-статья и изображение. Рассылки сгруппированы по темам – чем интересуется ваш ребёнок, на то вы и подписываетесь. Хотите – на военную технику, хотите – на динозавров.

Фишка этой педагогической идеи в том, что она удовлетворяет ещё одну потребность и страсть – коллекционирование. То есть, вариант – беспроигрышный. Да и сами родители довольны – ребёнок с радостью ждёт чуда (лично ему адресованное письмо) и поэтому с энтузиазмом впитывает ту познавательную информацию, которую предоставляет ему открытка. В высшей степени педагогично…

Продолжая тему педагогических идей в бизнесе, посмотрим чем занимаются в образовательном центре Apple Tree Tutoring.

Предпринимательница Лиза Росс из американского поселения Ладер Ранч решила, что всем «неуспевающим», отстающим ученикам её небольшого городка лучше ходить к репетиторам в одно-единственное чётко обозначенное на карте место – в центр Apple Tree Tutoring.

Странная мотивация этой педагогической идеи – Лиза полагает (изучив рынок), что родителям отстающих бегать со своими чадами к репетиторам (или наоборот, самим репетиторам бегать на дом к детям) это хлопотно, неудобно и «нелогистично». И Лиза решила собрать их всех вместе. При этом она дала работу тем учителям, которые остались не у дел во время кризиса, то есть, попросту говоря – безработным учителям.

В этот центр ходят как школьники, так и совсем малыши – готовиться к школе. С трёх лет почти все дети занимаются в одном-единственном центре города, где их учат рисовать, читать, развивают интеллект, а потом уже подтягивают по предметам.

Странная педагогическая бизнес-идея на фоне того, что все наоборот, пытаются разукрупниться. Наверное, нужно знать особенности города Ладер Ранч, чтобы понять в чём же всё-таки заключается актуальность и значимость этого бизнес-начинания – собрать всех под одну крышу…

Но ещё больше своей культурной разницей с нами поражают, как всегда, японцы.

Они тоже (как и предприниматели из предыдущего обзора педагогических идей) придумали – как учить иностранные языки весело. И сделали это, как всегда, опираясь на собственные традиции, пусть и относительно новые – про такие в книге Овчинникова «Ветка сакуры» вы не прочтёте.

А дело в том, что современная массовая культура в Японии опирается на культ «звёзд». «Звёзды» есть, конечно, и у нас, например, та же леди Гага. Но в Японии это уж поистине культ. Японцы обожают исключительно своих местных поп-идолов, рождающихся пачками, благодаря телевизионным шоу и насыщенной ночной клубной жизни. Вечеринки со звёздами в ночных клубах Японии – это обыденность данной страны. (Почитайте Рю Мураками). Звёзды учат кулинарии, звёзды ведут ток-шоу… предприниматели из Японии решили: а почему бы звёздам не учить иностранным языкам, и именно в формате ночного пати ?

Сказано – сделано. Теперь за 2 тысячи иен (22 доллара) в академии языка дают ночные уроки японского и английского (два как бы национальных языка Страны восходящего солнца). Стоимость напитков – включена в вечеринку-пати.

Учить язык в этой академии можно не только ночью, но и днём, за партой, однако именно ночные шоу со звёздами и привлекают массовый студенческий поток к этому заведению.

Примерно по такому же пути (привлечь звёзд) пошла и нью-йоркская академия – Академик Earth, еще один пример бизнеса на педагогических идеях.

А что ещё делать бедным профессорам, академикам и доцентам лучших вузов, имеющим серьёзные публикации?

Не брать же взятки, тем самым поправляя свой скупой академический бюджет?

Бизнес на Западе подходит к проблеме «как заработать денег» весьма цивилизованно и красиво. Лучших преподавателей собирают в студии, где те читают свои лучшие лекции под видеозапись. Ну а потом уже диски расходятся как горячие блины – учиться люди любят.

Только у нас почему-то подобные начинания всегда проводятся в рамках какого-нибудь некоммерческого гуманитарного проекта ОГИ да крутятся потом исключительно на канале «Культура».

Видеолекции, о которых мы ведём речь, снабжены подкастами и всей той обязаловкой, которую требуют при составлении академического курса лекций – вопросами, темами для самостоятельного изучения, списком обязательной и рекомендуемой литературы, вопросами к экзамену и прочая, прочая…

В общем, полный учебно-методический комплекс дисциплины… Вот только (обращаю внимание) – читают лекции не какие-нибудь заштатные доценты захудалых вузов, а звёзды лучших и известных на весь мир североамериканских университетов.

Немного не нова (и всё-таки ещё до сих пор непривычна) педагогическая идея – учить детей с малых лет заниматься бизнесом и повышать их финансовую грамотность в специальных закрытых лагерях на манер скаутских.

Только принцип скаутского лагеря был – оставить ребёнка наедине с живой природой, чтобы он научился в ней выживать, а принцип «Финансового лагеря» состоит в том, чтобы подготовить ребёнка к жизни в финансовых джунглях мегаполиса.

Используются всё те же схемы, что и в настольных играх про деньги – искусственные денежные знаки, покупание понарошку невсамделишных товаров, типа инвестиции, типа банкротства, типа успех…

295 долларов за пятидневный курс – куда включено ещё и проживание на территории лагеря с питанием, прогулками и встречами с успешными бизнесменами…

Организатор сего проекта – компания Financially Free, из Пенсильвании и финансовый консультант Наоми Шахтер.

В лагере учат сберегать (что актуально для нас всех), инвестировать, а также быть богатым независимо от того кто ты – наёмный работник или бизнесмен-одиночка.

И теперь немного о грустном. Ох уж мне эти опять «гендерные расклады»…

А ещё (кроме прочего интересного) в лагере учат девочек тому, что «в современном мире им придётся кормить себя и своих детей – самим, потому что схема «Девочка должна лишь удачно выйти замуж, а деньги зарабатывают мужчины» уже (типа) устарела». Хочется спросить: где устарела? Приведи, поставь сюда…

Именно для этого в данном американском лагере группы составляются не только по возрастному (малыши – отдельно) признаку, но и по гендерному – отдельно девчачьи группы, отдельно – мальчишеские. Организаторы проекта так прямо и говорят: это для того, чтобы промывать мозги девочкам отдельно, более усиленно и по особой программе. А то они, мол, в силу своего пола всё ещё верят в прекрасного принца, который сделает их хозяйкой в своём доме, а нам этого не надо.

В принципе, эта наука идёт современным американским девочкам впрок и рано или поздно они начинают-таки кормить себя сами. Но вот насчёт «своих детей»… Знаете, что-то как-то не получается. Чтобы кормить своих детей (а не одно чадо, рождённое в сорок лет) нужен папа и вообще семья по старой схеме.

Оттого, наверное, сторонники равноправия полов и импортируют себе детей из стран третьего мира, где пахнет не равноправием полов, а здоровым потом, кровью, пролитой в неполиткорректных мужских драках и чесночным ароматом пряной традиционной кухни…

Продолжаем тему педагогических идей и развития предпринимательских навыков у детей .

Проект Biz in a Boxx, разработанный бизнес-вумен Мелиссой Роуз, представляет собой комплект, в который включены: рабочая тетрадь, визитные карточки, книга счетов или гроссбух.

Стоимость продукта – от 40 до 60 долларов.

Мелисса опробовала данную игру сначала на своей дочери-подростке, и та уже организовала своё собственное агентство нянь, в котором трудятся четыре её подружки.

Эта «настольная игра» учит детей правильному отношению к деньгам в первую очередь. Хотя, по нашему мнению и опыту, кто-то из детей уже прямо таки рождается с этим умением, а кого-то не научить обращаться с деньгами всю их жизнь.

Скорее всего этот продукт послужит самым приятным развлечением для тех, кто уже сам в три года требует у кассира сдачу в 30 копеек, высчитав всё в уме…

Ну что ж, кому-то набор «Юный химик», кому-то шахматы, а кому-то и изобретение Мелиссы Роуз сгодится в качестве подарка.

Радует, что педагогические идеи в бизнесе бывают связаны не только с бизнесом. Вот как раз кстати, о наборе «Юный химик».

Наши западные коллеги придумали и внедрили новый бизнес-продукт, построенный вокруг хорошей педагогической идеи. Они открыли лагерь юных изобретателей . Программа лагеря изобретателей была создана в сотрудничестве с ведомством США по патентам и товарным знакам.

Здесь развивают интерес к точным и естественным наукам – эдакий мини-Хогвартс. Только вместо волшебства, придуманного Джоан Роулинг, волшебство, придуманное самой матушкой-Природой, волшебство именуемое – физические законы Вселенной…

Боб Паркер, основатель «Лагеря изобретателей», сам создавший цифровой термометр, и автор ещё целого ряда изобретений в области тепловых технологий, говорит: «Главная наша задача – это заинтересовать детей фундаментальной наукой и показать, как это весело и интересно».

И это не просто развлечение-каприз дядюшки-филантропа. Это – настоящий государственный бизнес. Лагерь заключил уже более 1500 партнёрских соглашений со школами почти в 49 штатах. В одном только 2010 году более 70 000 детей приняли участие в программе лагеря..

А мы продолжаем тему необычных педагогических идей в бизнесе.

На сей раз опять – лагерь. Как Вы уже наверное поняли – организация тематического детского лагеря – это тот беспроигрышный шаблон, по которому можно построить не один десяток оригинальных и успешных образовательных бизнес-проектов.

В этот раз предприниматели придумали лагерь с … детективным уклоном .

Этот лагерь называется Stockton CSI (CSI – сокращение от английского «Crime Scene Investigation» – расследование преступлений). Лагерь назван в честь американского сериала о детективах – CSI. В России он выходил под названием «C.S.I.: Место преступления».

Проект вышел под руководством Колледжа Ричарда Стоктона, что находится в Нью-Джерси (The Richard Stockton College of New Jersey).

Этот бизнес-проект затеян с целью привлечь внимание подростков с тягой к расследованиям и криминалистике.

Теперь юные любители детективов знают, где провести лето.

И напоследок – самое вкусное. Мы расскажем Вам о наверное самом необычном проекте в сфере педагогических идей, задействованных в реальном бизнесе.

Этот проект напоминает уже не столько лагерь, сколько дисней-ленд.

Реализовывая свои детские мечты, мексиканец Хавьер Лопес Анкона в 1999 году создал беспрецедентный «город детей» – Кидзанию . О ней и пойдёт речь. «Кинзании» уже успешно функционируют кроме родной Мексики – в Японии, в Китае. На очереди открытие парка в ОАЭ и Португалии.

Кидзания – это город без взрослых. Там малыши получают на входе идентификационный браслет и сумму в местной валюте – кидзо. Эти «деньги» можно тратить на аттракционы и развлечения внутри парка. А когда запас «наличности» иссякает, приходится «поработать». Для этого детям выдают спецуниформу и соответствующие орудия труда. В Кидзании функционируют: свой игрушечный банк, свой «понарошку» салон красоты, пожарная станция, магазины и множество других столь привлекательных для детей всего мира «работ».

Когда работа надоедает – её можно сменить.

Как дети не устраивают гвалт и дефолт одновременно – непонятно. Для того, чтобы уточнить принципы организации этого развлечения Вам, скорее всего, придётся самостоятельно погуглить об этом. Но ведь получить эту информацию – стоит того, особенно для тех, кто всерьёз думает о продвижении своих педагогических идей в сфере реального бизнеса.

Как видите, фантазия предпринимателей, действительно, неисчерпаема, особенно, если стимулировать воображение чтением подборок необычных идей портала 1000ideas.ru или с помощью уникального, не имеющего аналога в мире конструктора бизнес-идей « » (авторская разработка одноименного портала).

Бизнес идеи из сферы образования - новые техники обучения людей, и новые образовательные программы.

Мода на ретро сегодня не знает границ. А в некоторых вопросах ретро - это скорее знак качества, надежности и престижа, в том числе это касается авиации. Классическая авиашкола с самолетами Второй мировой войны, которые сохранились еще с тех времен, даже несмотря на колоссальный прогресс в этой сфере, остается мечтой любого пилота, а полет на ее лучшем истребителе Спитфайр (Spitfire) - высшим пилотажем.

К сожалению, данные статистики за последние несколько лет говорят о том, что огромное количество военных корреспондентов и фотожурналистов погибает во время исполнения своих обязанностей. Только в информационном агентстве США Ассошиэйтед Пресс за последнее время погибло 4 человека, что уже и говорить о внештатных сотрудниках, которые еще более уязвимы в погоне за «горячими» кадрами. Все эти факторы вполне логично подвели к необходимости обучения военкоров, чтобы они были лучше подготовлены, как морально, так и физически, для работы в зонах конфликта.

Как ни парадоксально, но идей для бизнеса вокруг более чем достаточно, стоит только хорошенько присмотреться. Зачастую придумать новую и необычную идею для раскрутки можно, соединив даже самые, на первый взгляд, несочетаемые вещи. Так, бывший спецназовец ВМФ США Ларри Ятч (Larry Yatch), организовал развлекательный бизнес, объединив в одном флаконе свидание и оружие, под названием Date Night (Ночное свидание).

Проект по обучению взрослых новым хобби через почтовую рассылку, кажется, канул в Лету. Но святое место не бывает долго пустым. Очередной пример хобби по подписке, на этот раз для детей, являет нам Genius.box, чьи основательницы делают попытку утолить детское стремление к познанию мира (конечно, за деньги родителей). Юным почемучкам и их родителям обещана рассылка наборов для самостоятельного освоения азов науки и проведения познавательных и нескучных экспериментов.

Ключевые идеи в современном образовании

«Эмоциональное развитие детей - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога»

Л.С. Выготский

Развивающемуся российскому обществу 21 века нужны:

Современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

Самостоятельно принимать решения в ситуации выбора,

Прогнозировать их возможные последствия,

Способные к сотрудничеству,

Отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью,

Обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

1 . Задачи современного образования:

Школа выполняет социальный заказ общества: готовит детей к самостоятельности, к становлению как социально - ориентированная личность.

Личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком предполагает принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей. При этом развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональной отзывчивости к другим, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе . Только человек с развитым эмоциональным интеллектом способен оптимально использовать свой логический интеллект.

Социальные требования к системе образования:

Необходимость подготовки учащихся к жизни в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой;

Развитие процессов информатизации. В условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те, кто способен оперативно находить необходимую информацию и использовать её для решения возникающих проблем;

Вовлечение каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность.

Средства достижения установленных требований:

Использование новых технологий, необходимых для активной мыслительной деятельности и развития коммуникативности учащихся, где учитель выступает как учитель- партнёр;

Инновационные технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельности, нестандартными уроками.

2. Отличительные черты современного образования:

Усиление ориентации на личностное развитие каждого ученика;

Возникновение и реализация новых типов учебных заведений;

Обогащение форм и методов воспитания;

Направленность на решение проблемы социального потенциала общества,

Преодоление «одномерности» мышления подрастающего поколения, эмоциональной глухоты, отчуждения от мира и себя.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы школьного образования предполагают:

Развитие интегративных качеств детей;

Равнозначное внимание результатам обучения и его воспитательным возможностям;

Признание развивающего обучения, направленного на активизацию познавательной деятельности учащихся, воспитание их активности и самостоятельности;

Необходимость поиска путей совершенствования, обновления и разработки нетрадиционных способов передачи знаний.

Требования к современному учителю (новые Стандарты)

Во-первых, это профессионал, который демонстрирует универсальные и предметные способы действий инициирует действия учащихся консультирует и корректирует их действия находит способы включения в работу каждого ученика создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Учитель – профессионал:

Четко и точно формулирует задания.

Не дает новые знания ученикам в готовом виде.

Не повторяет задание два раза.

Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам.

Не повторяет то, что уже сказали ученики.

Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.

Подбирает комплексные задания, в которых предложенная языковая единица рассматривается с нескольких сторон.

Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Ключевые профессиональные компетенции педагога :

эмоциональная, коммуникативная, психолого-педагогическая, праксиологическая.

Любой ученик воспринимается как ценность, для него создаются образовательные условия, соответствующие его потребностям и возможностям. Педагог имманентно (внутренне) готов к встрече с любым учеником, к мобилизации и поиску педагогических ресурсов для успешного обучения.

ЦЕЛЬ ФГОС: СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОСТРОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, основной результат которого - развитие личности.

3. Основные организационные формы обучения

ОБЩИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Индивидуальная;

Парная;

Групповая;

Коллективная;

Фронтальная.

ВНУТРЕННИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Вводное занятие;

Занятие по углублению и совершенствованию ЗУН;

Практическое занятие;

Занятие по обобщению и систематизации знаний;

Занятие по контролю ЗУН;

Комбинированная форма организации занятия.

ВНЕШНИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Урок (бинарный, урок-путешествие, урок-погружение в новую тему с применением ИКТ);

Игра;

Семинар;

Лекция;

Конференция;

Самостоятельная работа;

Экскурсия;

Лабораторная работа;

Психодрама;

Факультативные занятия и другие формы.

4. Основные типы уроков:

Урок - сложнейший психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, звено хорошо продуманной системы работы учителя, на котором решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

1.Урок освоения новых знаний

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.

Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний

2. Урок закрепления знаний

Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний

Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

5. Методические принципы инновационного урока :

Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.

Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.

Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.

Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.

Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.

Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.

В соответствии с новыми стандартами, необходимо:

- усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира;

- продемонстрировать ему, что школьные занятия – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Воспитание и обучение сегодня должны готовить детей к процессу постоянных жизненных и профессиональных перемен, развивать творческую активность.

Обучение является неотъемлемой частью нашей жизни. И если раньше все старались покупать книги и самостоятельно «грызть гранит науки», то в современном обществе люди идут к репетиторам, тренерам или другим специалистам, которые стали успешными в той или иной области и могут научить их тому же. Бизнес в сфере образования – это очень прибыльная ниша, которая имеет огромные перспективы в будущем. Технологии развиваются и каждый хочет быть в теме того что происходит на рынке. Чтобы быть в курсе последней информации сейчас нужно не то, что идти в ногу со временем, нужно бежать. Вот именно на этом и зарабатывают частные учителя, которые помогают людям подымать квалификацию и становиться конкурентным на рынке труда.

Открывая малый бизнес в сегменте науки и образования, вам нужно быть профессионалом, в чем либо. Например, если это курсы английского языка, то вы должны быть преподавателем со стажем и к тому же практикой проживания в США, тогда действительно вы являетесь практиком и можете дать что-то полезное для своих учеников. Второй пример – это фитнес тренер, если выбрали это направления нужно иметь такую фигуру, чтобы результат ваших занятий был виден сразу и клиенты понимали, почему нужно выбирать именно вас, предоставьте награды и сертификаты, это будет полезно и хорошо работает в бизнесе на обучении.

Отдельным направлением в бизнесе в образовательных услугах является обучение детей. Это могут быть развивающие игры, обучение скоро чтению, иностранные языки, спортивные секции, компьютерные курсы и много другого. Родители всегда хотят как можно больше навыков и умений для детей и охотно платят за занятия с ними. Это очень выгодная ниша, но тут нужно постоянно показывать результат. К примеру, если это занятия с танцев, то нужно демонстрировать результаты в виде подготовленных номеров и выступлений на различных конкурсах. Люди видят прогресс и будут еще более охотно платить за ваши услуги.

Давайте выделим основные бизнес идеи в образовании, которые эффективно работают на рынке:

  • обучение детей (наука, спортивные секции, развивающие программы).
  • подготовка к сдаче ЕГЭ.
  • обучение иностранным языкам.
  • консалтинг.
  • бизнес образование (MBA).
  • спортивные секции и личные тренеры в фитнес залах.
  • учебные центры по подготовке определенных специалистов. Сейчас популярно IT направление.
  • курсы. Это краткосрочные занятия на протяжении от 1 до 15 недель, которые помогают поднять квалификацию специалистов на новый уровень и узнать что-то новое.
  • семинары, вебинары и тренинги.

Как видите список ниш, где можно заработать на обучении людей просто огромный, и в каждом сегменте есть свои подкатегории. К примеру, в разделе иностранных языков можно выделить отдельно: английский и польский или испанский. В разделе IT это подготовка php или javascript программистов.

В этом разделе сайта мы подготовили вам список наиболее востребованных бизнес идей, которые помогут вам организовать бизнес в области образовательных услуг. Это проверенные ниши, мы старались расписать все подробнее в формате бизнес планов, предоставили расчеты и примерную рентабельность каждого из направлений. Читайте, комментируйте и оставляйте свои отзывы, это будет очень полезной информацией для читателей нашего сайта.

В Москве прошла Летняя школа конкурса "Инновации в образовании 2016", который в третий раз проводит Институт образования НИУ ВШЭ с партнерами. Это едва ли не единственный в сфере образования конкурс, участники и финалисты которого получают возможность не только представить свои проекты, но и рекомендации по их продвижению. Победители конкурса станут известны в сентябре, однако уже сейчас можно говорить о главных проблемах российского образования, решение которых люди ищут вне государственной системы.

Инициативу снизу, по мнению организаторов конкурса, в значительной степени провоцирует личный отрицательный опыт. Именно поэтому много проектов пришло от людей, не занятых непосредственно в сфере образования. Другое наблюдение, которым поделилась директор конкурса Диана Королева , основанное на анализе работ трех лет – даже если авторы идеи мыслят ее воплощение как бизнес-проект, все равно они рассчитывают и на поддержку государственных структур. Очевидно, что это мешает созданию независимого рынка образовательных услуг.

Тем не менее, инноваторы восполняют пробелы традиционного российского образования. Большинство проектов нацелено на индивидуализацию обучения – как школьников, так и студентов, и расширение технических возможностей преподавателей. Значительная часть проектов настроена на преодоление трудностей коммуникации, которая позиционируется как один из главных навыков, получаемых во время обучения. Причем проблема эта рассматривается с разных позиций.

"Существует жесткая система, как у военных – все должно быть по уставу, - рассказывает один из участников конкурса, студент Максатбек Абдуназар уулу . - Но важно, чтобы преподаватель и студент говорили на одном языке и имели возможность разговаривать. Эта общая для образования проблема, особенно трудная для мигрантов".

Максатбека Абдуназар уулу поддерживает молодой преподаватель из Дальневосточного федерального университета Мария Трагель . "Основная беда российского образовании - в отсутствии коммуникаций, причем на всех уровнях. Я педагог-психолог, веду магистерскую программу и знаю, что есть много хороших научных наработок, но где они внедрены? Это опять же проблема нехватки коммуникации".

Александр Алюханов , студент из Томска, считает, что новые технологии должны принципиально изменить привычную схему обучения в вузах. "В реалиях современного мира мы просто обязаны переходить к интерактивному обучению, т. е. комбинировать обучение онлайн и лекции преподавателя. Это эффективно и удобно для иногородних студентов, поскольку мы, например, не должны теперь находиться круглый год в Томске, постоянно сидеть на парах".

Действительно, на использовании новых информационных технологий и электронных ресурсов строится большинство присланных на конкурс проектов. Однако естественный, казалось бы, процесс адаптации личных гаджетов к учебному процессу не поддерживают преподаватели, поскольку подобного рода нагрузку не учитывает существующая система оплаты труда.

Другая любопытная и распространенная тенденция – внедрение в обучение игровых техник, которые должны были бы естественным образом перетечь из практик раннего развития, заимствуется из портфеля бизнес-образования.

Подробнее о проектах и инновациях внизу Радио Свобода рассказали участники конкурса "Инновации в образовании 2016", Максатбек Абдуназар уулу (Москва), Мария Трагель (Владивосток), Александр Алюханов (Томск) и директор конкурса Диана Королева .

Максатбек Абдуназар уулу , студент (Москва):

Я родом из Кыргызстана и приехал в Москву, когда мне было 10 лет. Поскольку я приехал из села и знал всего пару слов на русском языке, в школе мне было очень трудно адаптироваться. Правда, мама была учителем русского языку и много помогала, поэтому, закончив школу, я смог поступить в вуз.

Но сейчас таких, как мы, мигрантов приезжает все больше и больше, особенно после вступления России в Евразийский союз. Однако проблема адаптации так и остается нерешенной. Поэтому я пошел работать в Центр адаптации помощи беженцам как волонтер, но одного волонтерства недостаточно, здесь нужна настоящая помощь.

Название моего проекта "Билим" переводится как "знание". И поддержка ребенка-мигранта начинается с момента его приезда. Сначала он учит русский язык, адаптируется. Мы проводим мероприятия, ходим в музеи. Я хотел бы работать с московскими школами, чтобы ребята могли их посещать, постепенно интегрируясь в образовательное пространство.

Мария Трагель , преподаватель (Владивосток):

В нашем проекте "Телепорт" есть две линии – информационная, связанная с технологиями, и образовательная. Иными словами, мы предлагаем вариант мобильного приложения для управления учебным процессом. История началась с того, что я в Техническом университете (сейчас он входит в Дальневосточный федеральный университет) работала волонтером и проводила тренинги для студентов. Мы знакомили первокурсников друг с другом, с пространством университета, обучали других волонтеров, проводили тренинги для общественных организаций и т. д. То есть двигали общественную жизнь в университете. И это было очень не похоже на традиционный учебный процесс, когда все проходит скучно, нудно, с преподавателями нередко возникают конфликтные ситуации.

Главный парадокс заключается в том, что именно социальная жизнь в стенах университета часто дает студенту больше, чем все обучение по программе. Поскольку я решила остаться в образовании и стала работать преподавателем, проблема осталась прежней - я использую новые интерактивные методы, стараюсь вовлекать студентов, что-то интересное для них придумывать, но другие преподаватели этого не делают. Вся традиционная система университета мою инициативу не поддерживает и работает против нее.

вся традиционная система университета мою инициативу не поддерживает и работает против нее

Есть мировая тенденция в образования - использовать свое собственное устройство. Если у учащихся есть свое устройство, зачем нужны компьютерные классы и т. д.? Можно использовать имеющиеся ресурсы, тем более, что у многих есть смартфоны, а если смартфона нет, то есть ноутбуки или телефоны. При разработке нашего проекта мы учтем также и особенности программного обеспечения. Иными словами, попробуем сделать так, чтобы студенты использовали свои устройства непосредственно во время лекции, а преподаватели – для активного, с элементами игры, взаимодействиями с учащимися.

Есть старый, так называемый индустриальный подход - когда человек винтик в системе. Но мы-то сейчас переходим к постиндустриальному обществу! Мы говорим уже о личности, о характеристиках личности и должны полностью перестроиться на индивидуальный подход. Я заметила, что есть студенты, которые воспринимают себя как пассивного потребителя знаний, и их смущает, когда предлагаешь что-то сделать самостоятельно. Но мне кажется, что студенты, которые сами проявляют активность, более успешны как в учебе, так и в дальнейшей жизни.

Александр Алюханов , студент (Томск):

Наш проект называется "Симулятор научно-образовательных треков для школьников и студентов", и нацелен он на профориентацию школьников и студентов начальных курсов. Не так давно я сам поступал в университет, и мы с друзьями, закончив школу, стояли на распутье, не знали, куда подавать документы. Поскольку я учился в обычной средней школе в Новокузнецке, после сдачи ЕГЭ, когда пришли баллы, мы выбирали попросту вуз, куда могли пройти.

Поэтому мы и решили создать симулятор научно-образовательных треков для школьников и студентов начальных курсов, чтобы они заранее знали, куда поступать, и поступали на те направления, которые им будут интересны.

Наш симулятор построен в формате игры, главный персонаж которой – универсальный студент, ты сам. Это такой видео-квест с уникальным развитием событий, в ходе прохождения которых можно увидеть различные направления, профессии, по которым готовит университет. Играя в эту игру, я вижу, как подаю документы, как проживаю 1-й-4-й курсы, получаю диплом. То есть абитуриент получает возможность познакомиться со всеми реалиями высшего образования в том или ином университете. Это и научная жизнь, и какая-то социальная работа.

Мы сделали прототип данного проекта с одним универсальным треком на базе Томского политехнического университета, но хотим масштабироваться и вывести его на всю Россию, чтобы объединить все университеты. Чтобы абитуриент мог зайти на нашу web-платформу, пройти уникальные треки и понять, в какой университет ему лучше поступить, на какое направление.

Диана Королева , директор конкурса "Инновации в образовании 2016":

Очень много проектов присылают на конкурс инноваторы из Москвы, Санкт-Петербурга, из таких крупных городов как Красноярск, Самара, Томск, участвуют все регионы. Заявки приходят не только из России, но из-за рубежа, в этом году примерно из 20 стран, из стран бывшего СНГ и дальнего зарубежья. То есть география конкурса довольно широкая.

Если мы говорим про маленькие города, села, то часто проекты оттуда узко направлены на решение своих локальных проблем, что тоже неплохо и может быть транслировано, тиражировано на такие же небольшие районы, города и т. д.

Если говорить про большие города и университеты, то здесь удивляться нечему. Большинство американских стартапов были, так или иначе, связаны с четырьмя крупнейшими американскими университетами. Вообще, история больших вузов - это всегда возможность что-то делать вместе. Поэтому объединение людей разных дисциплин дают правильные идеи и проекты.

На наш конкурс пришло много работ, где IT играет основную роль. Мне кажется, так происходит потому, что в стандартном образовании редко используются личные девайсы учащихся, социальные сети. То есть эта ниша пока свободна, но очень востребована школьниками и студентами, которые не расстаются со своими гаджетами. А таких проектов пока очень мало как в России, так и за рубежом. Правда, говорить, что технологии решают какие-то важные проблемы и дают суперрезультаты, мы пока не можем, но новые инструменты меняют учебный процесс и вовлекают студентов в то, что происходит на уроке, лекции, семинаре.

Когда мы начинали конкурс, мы не очень понимали, какого рода будут проекты. Но сейчас можно говорить, что есть два направления – бизнес-история и решение социальных задач, иногда они совмещаются. Надо сказать, что в течение Летней школы наши эксперты работают с авторами и помогают понять, как привлечь финансы в тот или иной проект, найти ресурсы. Симбиоз специалистов из бизнеса и людей из образования, как показал предыдущий наш опыт, дает хорошие плоды.

Кроме того, конкурс дает материалы для анализа. У нас есть исследования, посвященные трекам инноваторов, тем спусковым крючкам, которые сработали, чтобы проект выстрелил. И мы увидели, что очень разные факторы провоцируют появление той или иной идеи – иногда со знаком плюс, но порой и со знаком минус, когда недовольство существующей практикой стимулирует создание проекта.

работает стереотип, что образование всегда бесплатно, это всегда социальный проект

Если говорить про бизнес и социальное направление, то мы проводили специальное исследование мотивации инноваторов - зачем они это делают. И увидели, что они условно делятся на две группы - те, кто держит в голове намерение заработать, и те, кто про деньги не думает. Однако для всех инноваторов очень сильна именно инновационная мотивация, т. е. желание что-то делать, реализовывать, и социальная миссия. Возможно, здесь работает стереотип, что образование всегда бесплатно, это всегда социальный проект.

Кстати, многие проекты рождаются на стыке каких-то дисциплин. Очень часто люди с техническим складом ума, но умеющие мыслить и гуманитарно, как раз и являются инноваторами.

Что касается статистики. Интересно, что есть много проектов, которые направлены на профессиональное образование. При этом людей, которые эти проекты представляют, не так много из этого профессионального образования. То есть это ниша, к которой проявляют интерес люди, увидевшие в профессиональном образовании проблему.

Кроме того, приходит много классных проектов, которые мы берем и обращаем на них внимание, но предлагаются они не людьми из образования. Я не знаю, как это объяснить. Интуитивно ли они видят проблему, или это экспертный взгляд со стороны, который как раз и дает возможность легче придумать решение, нежели когда ты находишься внутри системы.

Конечно, есть и администраторы, которые готовы какие-то свои идеи предложить, есть и учителя. Но все это придумано на низовом уровне, а не приказано государством, то есть инновации рождаются на местах. Многие проекты, нацеленные на индивидуализацию учебного процесса, рождаются вне системы. Все-таки для системы человек - это тот, кто должен овладеть знаниями. Тогда как инноваторы думают о студенте, универсальном студенте, с разных точек зрения.




Top