Малый театр памятник островскому. Памятник островскому у здания малого театра

О важности этого действа можно судить по тому, что на мероприятие прибыли члены советского правительства Михаил Иванович Калинин, Григорий Иванович Петровский и Авель Софронович Енукидзе. Здесь также присутствовал весь цвет творческой интеллигенции, а вот скульптора Андреева, к сожалению, не было из-за болезни. Уже Гиляровский после открытия монумента написал ему в послании: «Островский великолепен!»

Место для установки памятника выбрано не случайно. Еще при жизни известного драматурга стали называть не иначе, как «Дом Островского».

Бронзовая скульптура представляет Александра Николаевича в состоянии глубокой задумчивости и сидящем в роскошном кресле. В его руках записная книжка и остро отточенный карандаш, что, несомненно, призвано запечатлеть момент тяжелого и важного творческого процесса драматурга.

История создания монумента Островскому

История этого памятника Александру Островскому в Москве началась еще в 1923 году 12 апреля. В те дни еще проходили празднества, связанные со 100-летним юбилеем великого драматурга.

В 11 часов у Малого театра проходили торжества по случаю закладки монумента. Сюда, помимо артистов различных театральных площадок Москвы, интеллигенции и студентов, прибыл и нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский, выступивший с речью.

В этом же году в Советском Союзе был объявлен конкурс на проектирование памятника Островскому, который, как указывалось выше, выиграл Николай Андреевич Андреев. Работу он выполнил при участии своего родного брата, также занимавшегося скульптурным творчеством.

Материал для монумента был заказан в Финляндии и в 1925 году был доставлен в Россию. Предварительные работы по созданию скульптуры Островского были завершены в 1928 году и далее оставалась только сделать отливку в бронзе. Этот процесс затянулся, и торжественное открытие перенесли на весенние дни 1929 года.

Стоит отметить, что идея воздвигнуть памятник великому мастеру возникла еще в 80-е годы девятнадцатого столетия. С инициативой выступило Общество русских драматургов и оперных композиторов, которое некогда было создано Александром Николаевичем.

Российское царское правительство поддержало идею и организовало сбор средств. 50 тысяч рублей было собрано к 1918 году, но создание монумента пришлось отложить из-за проходящих в стране революционных событий.

Вблизи Малого театра в 1929 году, но заложили его на несколько лет раньше - 13 апреля 1923 года, когда в городе шли юбилейные торжества, посвящённые 100-летию со дня рождения писателя.

Александр Николаевич Островский (1823 - 1886) - известный русский драматург и писатель, творчество которого оказало большое влияние на развитие русского национального театра. Благодаря обширной библиотеке отца Островский рано начал знакомиться с русской литературой и ощутил склонность к писательству, но отец хотел видеть его юристом. Будущий драматург поступил на юридический факультет Московского университета, но завалил экзамен по римскому праву и ушёл из института, поступив на службу канцеляристом в суд и параллельно занимаясь литературным творчеством. В 1850 году Островский опубликовал пьесу "Свои люди - сочтёмся!" - комедию о жизни купеческой семьи, которая принесла ему известность, но под давлением московского купечества, обидевшегося за своё сословие, пьеса была запрещена, а самого Островского уволили со службы. Впоследствии он стал плотнее заниматься литературной деятельностью и прославился как выдающийся драматург; наиболее известными из его произведений стали пьесы "Снегурочка" и "Гроза".

Памятник выполнен с портретным сходством и изображает Островского в творческом процессе: сидя на роскошном мягком стуле в тёплом домашнем халате, драматург задумчиво смотрит перед собой; в его руках - острый карандаш и записная книжка, на лбу - глубокая морщина. Грузная фигура монументальна и тяжеловесна, словно подпирает собой стену Малого театра. Бронзовая скульптура установлена на массивном гранитном постаменте и окружена ограждением из тяжёлых цепей на низких фигурных устоях.

История установки памятника Островскому

Удивительно, но в общей сложности установка памятника Островскому от идеи до реализации заняла целых 43 года.

Впервые идея установить памятник драматургу возникла ещё в 1886 году, вскоре после смерти писателя. По инициативе Общества русских драматических писателей был открыт фонд на создание памятника, в котором до 1917 года накопилось около 50 000 рублей пожертвований. Ирония в том, в одновременно с ними в Москве образовалось Общество имени Островского, которое тоже ставило своей задачей установку памятника драматургу и открыло собственный фонд, в котором накопилась примерно такая же сумма. За все эти годы два общества не смогли договориться между собой, а потом случилась Первая Мировая война и Революция 1917 года, и поставить памятник уже не представлялось возможным.

Тем не менее, после Революции к идее вернулись: в 1922 году, при подготовке к предстоящим в 1923 торжествам по случаю 100-летия Островского, Малый театр и Общество имени Островского организовали Юбилейный комитет, который обратился в Совет народных комиссаров РСФСР с просьбой об установке памятника у Малого театра. Совет поддержал предложение и выделил деньги, но в силу бюрократических проволочек к созданию памятника не приступили.

В 1923 году в рамках юбилейных торжеств состоялась закладка первого камня в основание памятника, который ещё даже не был спланирован. Вскоре после праздника Юбилейный комитет был переименован в Комитет по сооружению памятника А.Н. Островскому, и был объявлен конкурс на создание памятника, в котором победил скульптор Николай Андреев; разработка постамента была поручена Фёдору Шехтелю. Работы начались весьма неспешно; в 1925 году начались подготовительные работы: в Финляндии был заказан гранит, и к середине 1926 года был сооружён фундамент на сваях и уложена первая плитка постамента. Шехтель в тот же год умер, и его работу продолжил архитектор Иван Машков. В апреле 1928 года Андреев представил скульптуру в гипсе, и открытие памятника запланировали на сентябрь того же года, но дату пришлось перенести: ограниченный в средствах Комитет долго не мог выбрать литейную мастерскую, которая согласилась бы отлить памятник за минимальную цену. В итоге за работу взялась литейная мастерская Миглиника в Ленинграде, но над скульптурой словно завис злой рок: из-за дождливого лета формы долго не могли высохнуть, печь мастерской не выдержала нагрузки и развалилась, а в довершение всего в мастерской ещё и отключили электричество за неуплату. В общей сложности отливка скульптуры заняла целый год, и в Москву бронзовый Островский прибыл в мае 1929.

Николай Андреев, автора памятника, на торжествах не присутствовал: при наблюдении за отливкой скульптуры в Ленинграде он заболел воспалением лёгких. Увидев памятник по выздоровлении, он решил, что монумент не должен быть таким оголённым, и по рисунку скульптора вокруг него возвели небольшую ограду. Позже её заменили на железные устои с цепями, и памятник принял современный вид.

Памятник Александру Островскому расположен на Театральной площади у здания Малого театра (Театральный проезд, 1). Добраться до него можно пешком от станций метро "Театральная" Замоскворецкой линии и "Лубянка" Сокольнической.

Памятник Николаю Островскому (1904–1936) - писателю, автору романа «Как закалялась сталь» - установлен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Памятники Островскому установлены в 20 городах мира

Благодаря незаурядным способностям Николай Алексеевич Островский (1904–1936 ) закончил школу в девять лет, его приняли в церковно-приходскую школу досрочно. В 15 он идет добровольцем на фронт, а с 23 лет и до конца жизни прикован к постели из-за неизлечимой болезни. Тогда же и начинает писать романы : из-за слепоты и неподвижности изобретает специальный трафарет для написания текстов. После публикации произведения «Как закалялась сталь» Островский становится очень популярным и почитаемым, получает орден Ленина, дом в Сочи и квартиру в Москве. Перед смертью успевает написать, точнее надиктовать, еще один роман — «Рожденные бурей» .

Похоронен на в Москве (1 участок, 44 ряд).

представляет собой , изображающий полулежащего и диктующего свой роман писателя. Работа скульптора Владимира Цигаля установлена на , к которому приставлена такая же каменная стела меньшего размера, на ней — металлические буденовка и сабля в портупее . На обеих плитах выполнена

В своих "Записках о положении драматического искусства в России в настоящее время" Александр Островский писал: «Москва - патриотический центр государства, она не даром зовется центром России... В Москве всякий приезжий невольно проникается русским духом. В Москве все русское становится понятнее и дороже». Островский был знаковым драматургом в русской литературе, именно его работы стали украшением репертуара русского театра, он стал создателем новой формы драматургии. В русской столице на Театральной площади установлен знаменитый памятник писателя. Скульптором проекта стал Николай Андреев, архитектором - Фёдор Шехтель. Бронзовая фигура писателя смотрит на снующих прохожих с гранитного постамента. Инициаторами создания столичной достопримечательности стало Общество русских драматургических писателей и оперных композиторов. Почему именно на Театральной площади, да ещё и перед Малым театром? Именно на сцене «Малого» было поставлено самое большое количество пьес Островского. В честь 100-летия со дня рождения писателя на этом месте был заложен камень будущего памятника. Скульптору удалось как нельзя лучше передать образ писателя, неспроста мастер изучил сотни документов и фотографий русского драматурга. Андрееву удалось это сделать на высшем уровне, также эта работа стала знаковым и последним произведением искусства архитектора Фёдора Шехтеля. Теперь, прогуливаясь по Театральной, не забудьте присмотреться в строгие, но такие мягкие черты лица известного русского драматурга Александра Островского!




Top