Манон леско краткое содержание балет. Манон по-нашему

Балет в четырех действиях

Действующие лица

Манон Леско

Де Гриё , ее возлюбленный

Капрал-вербовщик

Маркиз де Жервиль

Комиссар полиции

Стражник

Тюремный надзиратель

Ссыльные, балерины, солдаты.

Действие первое.

Гулянье в саду Пале-Рояль. Де Гриё встречается с Манон, охваченный страстью к ней. Падкая до зрелищ и увеселений, купающаяся в восторженных взглядах мужчин, завидующая модницам, Манон вместе с тем горячо любит де Гриё, хотя и жалеет, что он по бедности не может украсить ее драгоценностями, какими хвалятся прогуливающиеся по саду дамы. Де Гриё очертя голову подписывает контракт, подсунутый ему вербовщиком, и Манон получает от него в подарок приглянувшуюся ей вещь.

На Манон обращает благосклонное внимание маркиз де Жервиль - командир полка, для которого капрал вербует рекрутов. Он приглашает ее вместе с кузиной на спектакль «Гранд-Опера».

Действие переносится в театр. На сцене идет роскошный балет с участием известных балерин. Во время спектакля в театр врывается де Гриё. Он устраивает Манон сцену ревности. Из-за скандала спектакль прерывается. Де Гриё арестован. Манон, не выдержав всего случившегося, падает в обморок.

Действие второе.

Дом маркиза. Приносят Манон, приводят ее в чувство. Маркиз обещает освободить де Гриё, но берет с Манон слово участвовать на устраиваемом им у себя дома балу.

Бал. Кузина сообщает Манон, что де Гриё все-таки забрали в солдаты. Манон умоляет маркиза расторгнуть контракт с де Гриё.

Маркиз соглашается, но при условии, что Манон поселится в его доме и не будет больше встречаться с де Гриё. Он обещает, что не станет добиваться взаимности Манон, пока она сама не почувствует расположения к нему. Манон колеблется; и все же, опасаясь, что де Гриё будет отправлен на войну и убит, соглашается. Маркиз покидает дом.

Манон размышляет о происшедшем. Снова в ее душе происходит борьба между интересом к нарядам, драгоценностям и любовью к де Гриё. Начинается гроза. В окне появляется сам де Гриё. Он поражен, обнаружив Манон в доме полковника, и упрекает ее в измене. Чтобы доказать де Гриё свою верность, Манон отказывается от драгоценностей, набрасывает на себя плащ и готова бежать с любимым куда глаза глядят, только просит де Гриё переждать непогоду.

В разгар любовного диалога появляется маркиз. Он приказывает слугам вышвырнуть в окно незваного гостя. Де Гриё обнажает шпагу и ранит маркиза. Де Гриё арестовывают. Комиссар полиции приказывает схватить Манон и за распутное поведение отправить в заморские колонии.

Действие третье.

Новый Орлеан. Манон вместе с другими ссыльными находится на принудительных работах. В безутешной тоске она глядит на море, вспоминая Францию и свою погибшую любовь.

Де Гриё, ставший солдатом, получает разрешение стражника увидеться с Манон. Появление тюремного надзирателя заставляет его спрятаться. Надзиратель предлагает Манон стать его любовницей, обещая за это свободу и «хорошую жизнь». Манон с негодованием отвергает его домогательства. Надзиратель угрожает ей насилием. На помощь приходит де Гриё. Он запирает надзирателя в тюрьме и уговаривает Манон бежать, спустившись с горы на веревке. Манон это удается, но, к сожалению, де Гриё застигает стража. Следует короткая схватка. Он ранен и все же спасается бегством. Палят пушки в честь прибытия корабля из Франции, доставившего нового генерал-губернатора Луизианы.

Действие четвертое.

Пустыня. Герои обессилели от скитаний, жажды и жары. Они обмениваются обручальными кольцами и клянутся в любви до гроба. Сил Манон хватает лишь на эту клятву - она умирает. Де Гриё в отчаянии. Его окружают солдаты.

Надзиратель велит схватить де Гриё. Генерал-губернатор (это маркиз де Жервиль) отшатывается при виде бездыханной Манон.

«Мертва!» - говорит он. «Мертва!» - восклицает де Гриё и падает без чувств на тело Манон.

Петрушка Либретто А. Бенуа и И. Стравинского

Балет в одном действии

Действующие лица

Петрушка

Балерина

Арап

Фокусник

Уличные танцовщицы

Шарманщик

Ухарь-купец

Две цыганки, кучера, извозчики, кормилицы, купцы, ряженые: Баба, Черт, Коза, Гусар, Поваренок; мастеровые, гуляющие.

Гулянье на Масленицу в Петербурге. Балаганы на Царицыном лугу. Движется пестрая толпа: военные, купцы, петербургские франты, старая графиня с лакеем, воспитанники кадетского корпуса, горничные, мастеровые. Появляются шарманщики и уличные плясуньи. Они озябли, но все же начинают представление. Шум праздничной толпы прерывается барабанным боем.

Два гренадера эпохи Николая I отодвигают толпу и открывают скрытый за ситцевой занавеской балаган. Появляется Фокусник-чародей, одетый в восточный костюм. Он делает пассы и наигрывает на флейте.

Внутри балагана видны три куклы на штативах: слева Арап, посередине Балерина, справа Петрушка. Куклы начинают плясать, вначале на месте, а потом и среди толпы. Балерина, пустенькая кокетка, танцует то с одним, то с другим. Петрушка, ревнуя ее к Арапу, ударяет соперника палкой.

Гаснет свет. Падает занавес. Появляются гренадеры. Звучит барабанная дробь.

Комната Петрушки, серая, неприглядная. В ней одиноко, как в тюремной камере. Раздается пронзительный вопль. Ударом ноги Фокусник вталкивает Петрушку в дверь. Он падает на пол - жалкий, несчастный. Петрушка плачет. Чародей груб и жесток с ним, а Балерина, которую он любит, увлечена Арапом. Неожиданно появляется Балерина. Петрушка счастлив! Он радостно кружится от избытка счастья. О радость, она наконец пришла! Но Балерина не намерена задерживаться в комнате Петрушки. Не понимая его радости, она испуганно пятится к двери, уходит.

Петрушка опять одинок и никому не нужен. В отчаянии он бросается к портрету безжалостного хозяина-фокусника, грозит ему.

Что делать? Выхода нет. В исступлении Петрушка пробивает стенку своей комнаты. Вдалеке слышны звуки гармошки. Там жизнь и веселье!

Темнота. Снова выходят гренадеры и бьют в барабаны.

Комната Арапа с пестрыми экзотическими узорами на стенах. Ленивый Арап, лежа на оттоманке, развлекается большим кокосовым орехом. Ему нравится, что в орехе что- то шумит, и он пытается расколоть его своей кривой саблей. Это ему не удается, тогда он начинает молиться. В орехе сверхъестественная сила - божество для тупого Арапа.

Раскрывается дверь, и на пороге появляется Балерина. Она наигрывает веселую мелодию на кларнете. Арап недоволен ее появлением и не скрывает этого. Но Балерина побеждает его своим кокетством. Арап пытается ее обнять. Внезапно дверь распахивается и с пронзительным криком влетает Петрушка. Он в исступлении носится по комнате. Арап выталкивает Петрушку.

Балерина восторгается храбростью и силой Арапа и падает в его объятия.

Дробь гренадерских барабанов.

Снова масленичное гулянье. Вечереет. В медленном, как бы скользящем танце проходит вереница кормилиц, их сменяет поводырь медведя, потом пьяный купчик с двумя молодыми цыганками. Купчик сорит деньгами. Пляшут, чтобы согреться, кучера и конюхи. Вбегают ряженые.

Пляс и веселье обрываются. За ситцевой занавеской балагана что-то происходит: точно кто-то хочет вырваться наружу, на волю. Наконец выбегает испуганный Петрушка, настигаемый Арапом. Арап убивает Петрушку. Зовут будочника. Появляется Фокусник и объясняет собравшимся, что это лишь кукла, не больше. Он показывает набитое опилками тело Петрушки. Все расходятся. Неожиданно в тишине раздается пронзительный крик. Освещенный луной, на крыше балагана появляется Петрушка; он грозит кулаками своим мучителям.

Пламя Парижа (Триумф Республики) Либретто Н. Волкова и В. Дмитриева

Балет в четырех действиях

Действующие лица

Гаспар , крестьянин

Жанна и Пьер , его дети

Филипп и Жером , марсельцы

Маркиз Коста де Борегар

Граф Жоффруа , его сын

Управляющий имением маркиза

Мирейль де Пуатье , актриса

Антуан Мистраль , актер

Амур , актриса придворного театра

Король Людовик XVI

Королева Мария-Антуанетта

Церемониймейстер

Оратор-якобинец

Сержант национальной гвардии

Марсельцы, парижане, придворные, дамы, офицеры королевской гвардии, швейцарцы, егеря.

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Сцена 1: Гостиница неподалеку от Парижа
Двор гостиницы полон народу. Здесь актрисы, знатные господа, дамы полусвета. Среди толпы – молодой студент де Грие, богатый господин Г.М. и сержант королевской гвардии Леско, который приехал, чтобы встретить свою сестру Манон, направляющуюся в монастырь.
Из прибывшего экипажа выходят Манон и пожилой господин, которого она явно заинтересовала. Заметивший это Леско уводит пожилого господина, чтобы поговорить с ним насчет Манон.
Оставшаяся в одиночестве Манон сталкивается лицом к лицу де Грие. Моментально вспыхнувшее чувство подсказывает им план бежать в Париж. Для этого они пользуются деньгами, похищенными у пожилого господина.
Заключившие сделку Леско и пожилой господин выходят во двор и обнаруживают исчезновение Манон. Господин Г.М. говорит, что его также привлекает Манон. Леско обещает найти сестру и убедить ее принять ухаживания Г.М.

Сцена 2: Квартира де Грие в Париже
Де Грие пишет письмо к отцу. Манон прерывает его бурными проявлениями чувств. Де Грие уходит на почту, чтобы отправить письмо. В его отсутствие появляются Леско и господин Г.М. Манон уступает посулам Г.М. Леско уверяет возвратившегося де Грие, что для всех будет лучше, если он не будет противиться связи Манон с господином Г.М.

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Сцена 1: В салоне Мадам
Манон прибывает на вечеринку, устроенную господином Г.М. Здесь же де Грие и Леско. Манон не в силах сделать выбор между богатством Г.М. и чувством любви. Де Грие пытается уговорить Манон последовать за ним, но она отвечает отказом: сейчас для этого неподходящий момент. Для побега нужны деньги, которые можно выиграть в карты у господина Г.М. Начинается игра. Де Грие попадается на мошенничестве. Вместе с Манон они спасаются бегством.

Сцена 2: Квартира де Грие
Манон и де Грие снова вместе. Их любовь вспыхнула с прежней силой.
Входит господин Г.М. в сопровождении полицейских. Манон арестована за проституцию. В завязавшейся драке гибнет Леско.

АНТРАКТ

ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ

Новый Орлеан

Сцена 1: В порту
Надзиратель исправительной колонии ждет прибытия осужденных из Франции. Среди женщин, приговоренных к ссылке, Манон. Де Грие следует за ней, выдавая себя за ее мужа. Манон привлекает внимание надзирателя.

Сцена 2: В комнате надзирателя
Надзиратель заключает Манон под стражу и обещает освободить ее в том случае, если она станет его любовницей. Ворвавшийся в комнату де Грие убивает надзирателя.

Сцена 3: Болота Луизианы
Спасаясь от преследования, Манон и де Грие попадают в болота Луизианы. Мечты о богатстве и роскоши рухнули, осталась лишь любовь.
Манон умирает на руках де Грие.

Показать краткое содержание

В Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко идут последние приготовления к премьере балета «Манон». Композитор Жюль Массне написал одноимённую оперу по мотивам романа аббата Прево «История кавалера де Гриё и Манон Леско». А в XX веке Кеннет Макмиллан, блестящий танцовщик и хореограф, директор балета «Немецкой оперы», а потом и главный балетмейстер Королевского балета в Лондоне создал на музыку Массне балет. В нём главная партия позволяет исполнительнице всесторонне раскрыть своё драматическое дарование. Наталье Сомовой помогают справляться с этой задачей приглашённые британские специалисты по хореографии. Рассказывают

Француженка Манон, обосновавшаяся в Лондоне, желанная гостья на балетных сценах мира, наконец, добралась до Москвы. Труппа Станиславского и Немировича-Данченко, эту гостью ждала. В репертуаре уже есть балет Макмиллана «Майерлинг», и вот - снова любовная история и снова - трагедия.

Карл Барнетт уже не помнит, когда впервые поставил «Манон», - так давно и на разных сценах это было. В Ла Скала делал партию на Светлану Захарову и Наталью Осипову. Барнетт - в контакте с вдовой Макмиллана - Деборой, у которой авторские права на постановку, а потому все нюансы соблюдены - костюмы, декорации, хореография, как в первоисточнике, в «Ковент-Гарден», для которого и был поставлен этот шедевр. В Москве Барнетт не только ставил танцы, боролся с зашкаливающим русским темпераментом.

«Русская и английская балетные школы - разные. Здесь - размах - балерины хотят поднять ногу высоко, сделать быстро фуэте …А надо чуть ниже, чуть сдержаннее. Отдать эмоции не только движениям - актерской игре. Она здесь важна так же, как танец. Здесь нет второстепенных ролей, каждая деталь складывается в общую картину, в которой невероятное количество граней», - объясняет хореограф-постановщик Карл Барнетт.

Игорь Зеленский, худрук труппы, знающий «Манон» еще по Маринке, дает последние ЦУ Георги Смилевски. Он выйдет в партии брата Манон, такого же темпераментного и неукротимого. Брат и сестра стоят друг друга.

В балетах Макмиллана истории драматические. «Манон» - еще и провокационная, как и сама книга аббата Прево. Куртизанки, высший свет, салоны… Наталья Сомова, репетируя партию, не думала, что танец - эта самое простое. Не техника - эмоции героини забирают силы и обесточивают. Она вынуждена делать выбор между деньгами и любовью.

«Она непростая, строптивая. Все требует эмоциональных затрат. Когда включаешься, эмоционально сил не остается ни на что», - утверждает прима-балерина балетной труппы Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Сомова.

Три состава репетируют спектакль. Иван Михалев впервые получил партию такого уровня и масштаба - возлюбленный Манон - тот самый кавалер де Гриё, прошедший путь от страстной любви до каторги и смерти любимой.

Пришлось не только танцевать, но и проявить актерское мастерство - то, на чем держится английский балетный театр. «Хор Макмиллана требует отдачи эмоциональной. Ты должен показать глубокого персонажа - в движениях, позах», - говорит солист балетной труппы Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Иван Михалев.

Танцевать Манон после гастролей «Ковент-Гарден», которые закончились дней десять назад, испытание для труппы. Ведь «Манон» - визитная карточка английского королевского..Но московские танцовщики не пытаются подражать - они делают свою «Манон», пропуская французскую историю с английским привкусом через русскую душу.

Новости культуры

Когда я узнала, что в МАМТе (Московском академическом музыкальном театре им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко) идет (и уже более 10 лет) балет "Манон", то несколько удивилась, так как знала, что "Манон" это опера. А тут балет.. Оказывается Сэр Кеннет МакМиллан написал либретто по произведению аббата Прево и,используя музыку того же Массне, создал воистину шедевральный балет. Он был поставлен впервые в Королевском оперном театре Ковент-Гарден, Лондон в 1974 году. В МАМТе премьера состоялась в 2014 году.
Я смотрела этот балет и поражалась, как точно музыка следует сюжету, вернее отображает даже не само действие, а настроение героев, их характер,те или иные поступки. Про то, что МакМиллан "скомпоновал" балет из различных произведений Массне, я узнала потом, а тогда, на спектакле, я просто наслаждалась волшебным симбиозом музыки и печальной истории, известной нам давным давно.

Кстати о драматургии, о либретто. Действие балета перенесено несколько в другое время..в предверии Великой Французской революции. Такая вольность с исходным текстом оправдывается желанием показать "блеск и нищету". Именно тогда (как и перед любой революцией) наиболее остро было различие богатства и нищеты. Нищета как проказа, как болезнь, и всеми способами хотелось удержаться хотя бы в рамках достатка, а лучше..роскоши. Вот и Манон сначала предпочла "продаться" богатому господину Г.М. Однако деньги решают отнюдь не все..Любовь. Она толкает порой на безрассудные поступки. Манон и студент де Грие-это история трагической любви, рассказанная очень нежно и страстно.

Итак, балет "Манон". Он поражает великолепием декораций,которые по прихоти сюжета волшебным образом преображаются. То была шикарная салонная обстановка, а в следующем акте на первый план выходит комната небогатого студента с потрепанными гардинами, а в следующем акте перед нами оживленный вокзал, или шумный порт. Очень много массовых сцен. И они очень любопытны и характерны. Танцы "второго плана" (сцены на вокзале, танцы куртизанок) я смотрела с не меньшим восторгом, чем сольные партии. Особенно вспечатлил танец заключенных женщин. Столько безысходности в нем!
И костюмы, какие же красивые костюмы!! Интересна цветовая гамма спектакля-приглушенно золотистые и коричневые тона. И только два светлых пятна-Манон и де Грие..Хотя очень эффектный выход Манон-содержанка Г.М в черном с блестками платье. Почему-то вспомнился Черный лебедь, этакий психологический прием замены Белого на Черное. Эффектно, но со знаком "-", этакая антитеза светлого и наивного характера девушки, светская дама против простушки. По- моему, та Манон, что я видела на сцене была уверенной в себе девушкой, понимающей все "про и контра", умеющей и мужчин контролировать, и получить то, что хочет, а именно уйти от бедности к богатству. В первых дейстивях балета Манон именно такая.И только зов любви и страсти, побег с де Грие и дальнейшие жизненные перепетии буквально сбивают ее с ног. И мы видим Манон сломленную, раздавленную и покоренную.

Несмотря на трагизм, балет этот очень нежный благодаря дуэту Манон и де Грие. Так выглядит любовь, ей богу..Столько ньюансов со стороны Манон-она и играет, и отдается, и ласкает, и наслаждается. А кавалер он просто Любит-беззаветно, нежно и страстно. Эти несколько сцен любви взрывали зал. Столько криков "Браво!" я давно не слышала.
Манон танцевала Ксения Шевцова. На мой взгляд, великолепно! И знаете, в после спектакля на поклоны вышел Лоран Илер (художественный руководитель балета) и сказал, что Ксения стала примой балета театра. Брависсимо!Три часа (3 действия с 2 антрактами) пролетели быстро, к сожалению, очень быстро. Настолько был великолепен балет-музыка, исполнители, декорации и костюмы. Но печальный финал был неотвратим. И болота Луизианны "поглотили" бедных влюбленных. Кстати, было любопытно как изображены будут эти болота. Вполне условно, но понятно. И сцена смерти ослабленной и изможденной Манон была очень трагичной и..красивой.

Созвучие "Манон Масне" устойчиво связано с оперой композитора, даже зная, что Масне написал около 50 опер, первое, что приходит в голову при имени Масне - "Манон". Опера, естественно...
Однако поставив в свое время балет "Манон" на музыку Масне, Кенет Макмиллан смело и кардинально расширил границы творческого наследия композитора, и вот уже больше 40 лет Манон балетная вполне себе конкурирует с Манон оперной. Что еще меня подкупает в балете, что тут собрана целая коллекция музыки Масне. Собрана, словно в желании дать полное представление о творчестве композитора...

Честно говоря, я ожидала чего-то такого "иноземно-английского" от балета, но к моему радостному удивлению балет попал под мою трактовку стиля русского балета в целом и стиля балета МАМТа им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко , в частности.
Буквально с первых па я поняла, что балет "Манон" полностью соответствует моему представлению о "больших костюмных" балетах, сложившегося в детстве, и за что я так полюбила в свое время МАМТ. История в движениях и музыке, трогательная, когда без слов все понятно и все так ярко и зрелищно. Прекрасные костюмы солистов и балета, интересные рисунки танца, масштабные сцены, замечательная музыка, декорации, свет - все то, что так восхищало меня в детстве и за что я полюбила балет навсегда, все здесь присутствовало.

Удивительным образом сочеталась классическая хореография с элементами авангардного балета. Зная, что первоначально балет был создан Макмиланом в 1974 году, я иногда удивлялась, насколько же интересен балет и сегодня. Насколько же тонко сочетание хореографической смелости и сценической деликатности при следовании сюжету, придуманному аббатом Прево.
Постановка настолько ярка и образна с одной стороны, и деликатна с другой, что я бы рискнула пригласить с собой детей моложе установленных ограничений в 16 лет, ибо именно на балетах такого уровня и качества и надо воспитывать вкус!

Постановка совершенная, поддерживает все глубину произведения, во многих сценах устанавливается противопоставление разных проявлений жизни - с самой первой сцены, когда идет веселье, но где-то на заднем плане ведут каторжных женщин - как предупреждение Манон, как предсказание ее судьбы. И дальше почти всегда будет наблюдаться эта многослойность. Всегда будет одновременно счастье и горе, веселье и тяготы...

Прекрасны были артисты, задействованные в постановке! Причем все безоговорочно...
Партия Манон требует от исполнительницы не только отличной хореографии, но артистизма - все же за 3 часа Манон меняется неоднократно - наивная девочка, влюбленная женщина, алчущая, страдающая и, увы, погибающая... Исполнение Эрики Микиртичевой сделало для меня наконец Манон обаятельной и трогательной, до этого пока никому этого не удавалось. Что касается кавалера Де Грие, то в исполнении Дениса Дмитриева, он настолько красив, почти неотразим, что невозможно поверить, что можно уйти от такого героя, даже за все золото мира!

Для декораций выбран такой глубокий и инвариантный терракотовый цвет. Как же он играет! То он становится мягким и деликатным, создавая уютный мир влюбленных, то тревожным, то наглым, то почти агрессивным. В очередной раз удивилась и оценила подход МАМТа, когда при кажущейся простоте решения оформление оказывается таким эффектным и, не побоюсь этого слова, богатым!

Одним словом, как всегда, поход в




Top