Ману самхита законы человечества. Ману Самхита (Законы Ману)

Ману-самхита (Ману-смрити или Законы Ману)

"Законы Ману" (manavadharma sastra) - самый известный широкому кругу читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.

Читать книгу Ману-самхита онлайн

1. Великие риши, приблизившись к Ману*, сидевшему углубившись в себя,

Почтив его должным образом, сказали такую речь:

2. "О божественный! Благоволи сказать нам точно и в должном порядке

Дхармы* всех [четырех] варн и имеющих смешанное происхождение! *.

3. Ибо ты. Владыка, один знаешь истинный смысл обрядов всего

Непостижимого, неизмеримого предписания * Самосущего".

4. Он, обладающий неизмеримым могуществом, так спрошенный теми,

Обладающими великой душой, должным образом почтив всех тех великих

Риши, ответил так: "Да будет выслушано!

5. Этот [мир] неведомый, неопределимый, недоступный для разума,

Непознаваемый, как бы совершенно погруженный в сон, был тьмой *.

6. Тогда божественный Самосущий невидимый, [но] делающий [все] это -

Великие элементы * и прочее - видимым, проявляющий энергию, появился,

Рассеивая тьму.

7. Тот, кто постижим [только] умом, неосязаемый, невидимый, вечный,

Заключающий в себе все живые существа *, удивительный (acintya),

Проявился сам [по собственной воле].

8. Вознамерившись произвести из своего тела различные существа, он *

Вначале сотворил воды и в них испустил свое семя.

9. Оно стало золотым яйцом, по блеску равным солнцу; в нем он сам

Родился [как] Брахма *, прародитель всего мира.

10. Воды называются нара (пага), ибо воды-.действительно порождение

Нары *; они - первое местопребывание "его, поэтому он именуется

Нараяной *.

II. Из этой [первопричины*, невидимой, вечной, образующей реальное и

Нереальное "*, возник [дух] Пуруша (purusa), который в мире

Прославляется [под именем] Брахмы.

12. Он, божественный, прожив в том яйце целый год*, сам же силой своей

Мысли разделил это яйцо надвое;

13. и из тех двух половинок он создал небо и землю, между ними

Атмосферу (vyoiri..in), восемь стран света * и вечное местопребывание

14. Из самого себя он также извлек разум (inanas), образующий реальное

И нереальное; из разума же - сознание (ahankara), имеющее способность

Самосознания [и] господствующее;

15 кроме того,-Великую душу*, все [творения], одаренные тремя

Качествами *, и по порядку пять органов чувств *, воспринимающие

Предметы мира.

16. Соединяя малые частицы этих шести *, обладающие чрезвычайной

Энергией, с частицами самого себя, он создал все существа.

17. Так как эти шесть [родов] малых частиц его облика входят (a-cri) в

Эти существа, его облик мудрые назвали телом (^arira).

18. В него входят великие элементы со своими функциями и разум со

Своими малыми частицами - вечный творец всех существ *.

19. Из малых [образующих] тело частиц этих семи могущественных

Принципов * происходит этот [мир], приходящий из неизменного.

20. Среди них каждый последующий приобретает качество каждого

Предыдущего, и считается, что какое место каждый из них занимает,

Столькими качествами он обладает.

21. Вначале же он определил для всех - для каждого в отдельности, - в

Согласии со словами Вед, имена, род деятельности (karman) и особое

Положение (samstha).

22. Он, Владыка, создал богов деятельных и одушевленных и неосязаемый

Сонм садхьев *, а также вечное жертвоприношение.

23. Из огня, ветра и солнца он извлек тройную вечную Веду, состоящую

Из Риг, Яджур и Сама, ради снискания успеха в жертвоприношении *

24. [он создал] время и разделение времени, звезды и также планеты,

Реки, океаны, горы, равнины и неровности,

25. аскетизм (tapas), речь, наслаждение, желание и гнев; и, желая

Сотворить эти живые существа, он создал это творение.

26. Для различения же деяний он отделил дхарму от адхармы * и подчинил

Эти живые существа двойственным состояниям - [например], наслаждению и

Страданию и т. д.

27. Посредством тех, которые были упомянуты как мелкие, подвергшиеся

Изменениям частицы пяти [элементов], создано в должном порядке все

28. И к какой деятельности Владыка предназначил каждое существо], ее

Только оно само и выполняет, возрождаясь опять и опять *.

29. Какое качество он установил для каждого при сотворении -

Зловредность или безвредность, мягкость или жестокость, дхарму или

Адхарму, правду или ложь, - то само по себе проникло в него.

30. Как при смене времен года [каждое] само по себе приобретает свои

Отличительные признаки, так и существа, одаренные телом, - свои виды

Деятельности.

31. А ради процветания миров он создал из своих уст, рук, бедер и

Ступней [соответственно] брахмана, кшатрия, вайщия и шудру.

32. Разделив свое тело, он стал посредством [одной] половины мужчиной,

[другой] половины - женщиной; от нее тот Владыка произвел Вираджа *.

33. Но знайте, достойнейшие из дваждырожденных, что я, которого создал

Сам мужчина Вирадж, исполнив покаяние, творец всего этого [мира].

34. И я, желая произвести существа, совершив весьма трудный для

Исполнения аскетический подвиг (tapas), создал сначала владык существ

Десять великих риши:

35. Маричи, Атри, Ангираса, Пуластью, Пулаху, Крату, Прачетаса,

Васиштху, Бхригу и Нараду.

36. Они создали семь других Ману, преисполненных блеска, богов,

Местопребывания богов * и великих риши, обладающих неизмеримым

Могуществом,

37. якшей *, ракшасов *, пищачей *, гандхарвов *, апсар *, асуров *,

Нагов *, змей, супарн * и разные сонмы предков *,

38. молнии, громы и тучи, полные и неполные радуги, метеоры, небесные

Шумы, кометы и различные небесные светила,

39. киннаров *, обезьян, рыб, различных птиц, домашний скот и диких

Животных людей и плотоядных животных с двумя рядами зубов,

40. червей и насекомых, молей, вшей, мух, клопов, всех жалящих и

Кусающих и недвижущихся разного рода.

41. Таким образом, все это-недвижущееся и движущееся - было

Произведено этими, обладающими великой душой, посредством аскетизма и

По моему повелению, согласно карме *.

42. Какого рода деятельность установлена здесь* для каких живых

Существ, это я подлинно объявлю вам, а также способ рождения.

43. Домашний скот и дикие животные, плотоядные с двумя рядами зубов,

Ракшасы, пищачи и люди - живородящие.

44. Рожденные из яйца - птицы, змеи, крокодилы, рыбы с черепахами и

Разряды [животных], которые рождены на суше, а также в воде.

45. Рожденные от теплоты - жалящее и кусающее, вошь, муха, клоп и

Другое подобное, которое рождается от пота.

46. Все растения, размножающиеся посредством семени или стебля, растут

Из отпрыска; однолетние растения-[те,. которые], принеся много цветов

И плодов, погибают после созревания плода.

47. Те, которые дают плод, не давая цветов, называются ванаспати

(vanaspati), но приносящие цветы и плоды называются врикша (vrksa).

48. Различные кустарниковые (gucchaguirna) растения, а также разного

Рода травы, вьющиеся и ползучие растения произрастают от семян и

Стеблей.

49. Окруженные темнотой, имеющей многие виды *, - следствием кармы -

Они наделены самоощущением и исполнены наслаждений и страданий.

50. [Таковы], начиная с Брахмы и кончая этими [растениями], упомянутые

Состояния в этом всегда страшном, постоянно движущемся круговороте душ

51. Так все это и меня создав, он, чье могущество непостижимо,

Погрузился в самого себя*, неоднократно выжимая время временем *.

52. Когда он, божественный, бодрствует, тогда этот мир находится в

Движении; когда он спокойно спит, тогда все спит.

53. Когда он спит в этом спокойном состоянии, одаренные телом

Существа, по природе деятельные, отвращаются от своих дел и разум

5. Законы Ману.

Законы Ману: общая характеристика

В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам - сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Первое упоминание о законах Ману относится к 9-му веку до н.э. Современным исследователям законы Ману известны лишь в списках 3-го века до н.э.

Объем - 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите - шлока). Полное название - Manavadharmasastra (sastra - откровение; dharma - разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману - это памятник сакрального права.

Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.

На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).

В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.

Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.

В семейных отношениях(гл.9) - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.

Публичное право по законам Ману

По преданию, когда мир не имел царя, люди в ужасе разбежались в разные стороны. Тогда Брахма назначил людям царя. Царь обладал совершенными качествами, он был подобен богу, но собственно богом не являлся. Царь имел абсолютное право суда, сбора налогов, издания нормативных актов.

В помощь царю назначалось 7-8 советников, знающих Веды брахманов. Кандидаты проходили тщательную проверку на благонадежность. В царском совете царь сначала выслушивал мнение каждого советника в отдельности, затем - всех вместе, и самостоятельно выносил решение.

Местная власть так же, как и у древних германцев и славян строилась по военному принципу: каждая территориальная единица должна была предоставить определенное количество ополченцев.

Царь назначал старосту для 10 деревень, затем - для 20, 100. 1000 деревень = город.

Налогами облагались некоторые животные, виды деревьев и полезных ископаемых, а также определенный вид дохода. С личности налог не взимался. Размер налога колебался от 1\5 до 1\6.

Существовали т.н. литургии - общественно полезные работы, как-то постройка укреплений, каналов, дорог и пр. По законам Ману царь имел право на 1 день работы населения в месяц.

По Артхашастре царь обязан защищать своих подданных и поддерживать мир. Он не имел права делать народу того, чего не сделал бы самому себе.

Земельный фонд подразделялся на частную, общинную и царскую собственность. Отчуждение земли было достаточно свободным.

Варны и остальные группы населения Индии по законам Ману

В основе соц. деления Древней Индии лежала varnasrama - кастовая система. Все население делилось на четыре основные группы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы) и шудры (неприкасаемые). Этнически шудры не были арийцами.

Грубейшей ошибкой является смешение понятий “варна” и “каста”. Этимологически слово “варна” - это обозначение цвета кожи. Существовало 3 варны. Представители всех трех варн назывались “дваждырожденными” - т.е. к ним применялся обряд “второго рождения” - инициации. Члены этих варн, очевидно, являлись потомками индоевропейцев, ранее поработивших Индостан вместе с туземным населением. Со временем деление по цвету кожи утратило свое значение в связи со смешением чистых арийцев и местных жителей.

Примерно со 2-го века до Р.Х. и позже распространилось кастовое деление. “Jaty” (в переводе - “качество”) - деление общества на узкие профессии. Количество каст не подлежит твердому исчислению, т.к. слово “каста” по большому счету просто означало профессию.

Основным критерием, лежавшем в основе кастовой системы было знание Вед.

Брахманы изучали веды с 8 лет, совершеннолетие наступало в 16 лет.

Кшатрии изучали веды с 11 лет, совершеннолетие - с 22 лет.

Вайшия изучали веды с 12 лет, совершеннолетие - с 24 лет.

У женщин совершеннолетие наступало с момента окончательного полового созревания - с приобретением способности к деторождению. Законы Ману устанавливали также и верхнюю границу дееспособности (70 лет).

Вторым критерием принадлежности к определенной варне был факт рождения, но этот критерий бы подчинен первому.

Брахманы должны были посвятить первые 30 лет жизни изучению Вед, затем 5 лет служению гиру и оставшуюся часть жизни можно было посвятить самому себе.

Согласно ведам, основными занятиями брахмана были:

1. молиться

2. изучать веды

3. получать подарки.

Кроме варн было другое, более точное деление, учитывавшее положение человека в зависимости от родителей, т.к. со временем появилось много детей от смешанных браков. Например, муж - брахман, жена - вайшия и т. д. Всего таких групп было 24.

Также необходимо заметить, что юр. положение шудры правом не регулировалось, тогда как юр. положение раба вполне четко определено. Раб, как и в римском праве - вещь, говорящее орудие. Неприкасаемые не были отдельной варной, они вообще находились вне варновой системы. Неприкасаемым было запрещено селиться в местах обитания “дваждырожденных”, проходить через поселок арийцев они могли только ночью. Хранить пищу разрешалось только в разбитой посуде, одеваться - только в лохмотья. По своему юридическому статусу они были приравнены к собакам.

Суд, его органы и процесс по законам Ману

Суд в древней Индии состоял из царского суда и суда брахманов. Состав царского суда: царь, 2 брахмана (знатоки законов). Стоит отметить, что судопроизводство было официальной и обязательной ежедневной функцией царя. Если по каким-то причинам царь не мог отправлять правосудие, то тогда работал суд брахманов, состоявший из 3-х членов: специалистов по Ригведе (логике), Агорведе (этимологии) и Самоведе (ритуалу). Право брахманского суда регулируется 12-ой главой законов Ману.

Вообще в индийском обществе господствовала не имущественная, а интеллектуальная дифференциация. Брахманами были самые лучшие знатоки Вед. Таким образом, если приговор выносился хотя бы одним таким знатоком, то это решение было уже невозможно отменить даже если за это высказалось бы более 1 млн. чел.

Судоговорение было неформальным, расспрос являлся основным методом решения судебных вопросов. Четкого различия между гражданским и уголовным процессом нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными лицами. Процесс носил состязательный характер. Стороны должны были убедить суд в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Дети, рабы, люди с дурной славой - не свидетели. Женщины могут свидетельствовать только против женщин; относительно “дваждырождённых” - только “дваждырождённые”. Если свидетели давали разные показания, то большинством голосов.

Обязательственное право по законам Ману

В законах регламентируются договоры: купли-продажи, займа, дарения, перевозки и др., а также общие положения о договоре:

–договор недействителен, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом (гл.8, ст.163). Недействительны договоры, заключенные рабами. Если этот договор заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться

–предусматривается добровольное согласие сторон при заключении договора. Соглашение, заключенное с помощью обмана или насилия недействительно.

–если должник не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг (гл.8, ст.177). У должника высшей варны было право “отдавать постепенно” (т.е. предоставлялась отсрочка).

Виды договоров:

ДОГОВОР ЗАЙМА. Весьма детально разработан. Свидетельствует о расцвете ростовщичества. Но сохраняются элементы самоуправства, расправа кредитора над должником, который имел фактически неограниченную власть над должником. Допускались: хитрость, принуждение путем захвата, сила. Санкция самоуправства кредитора со стороны государства нашла отражение в параграфе, предписывающем царю штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долга по произволу.

ДОГОВОР ЛИЧНОГО НАЙМА. Рабы и наемные работники упоминаются вместе и характеризуются одинаково в специальной главе артхашастр, касающейся рабов и работников. Наемный труд презирался; услужение характеризуется как собачий образ жизни.

Условия личного найма были крайне тяжелы. Наемник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Нормы оплаты работника были установлены (1/10 урожая), но он, как правило, отказывался от личной свободы, становясь рабом за содержание.

КУПЛИ-ПРОДАЖИ. Существовал ряд ограничений на возможность заниматься торговлей представителям высших варн. Существовали ограничения на торговлю людьми, которая была наиб. предосудительной и влекла за собой изгнание из касты.

Договор купли-продажи был нестабилен и мог быть расторгнут в течение 10 дней после заключения сделки без всяких причин.

Наследственное право по законам Ману

Законы Ману - наиболее древний образец наследственного права.

В законах упоминается два способа наследования отцовского имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старщий брат, а остальные братья жили при нем, как при отце. Женщина могла наследовать наравне с мужчинами.(Сестры не принимали участие при дележе наследства, но они получали приданое.) При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ой степени.

Вещное право по законам Ману

Законы свидетельствуют о глубоком имущественном расслоении индийского общества. Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе, получила значительное развитие частная собственность. Объектами частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. Частная собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, но законы Ману свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений.

В 8 главе говорится о межевых спорах между различными деревнями, а также о спорах между отдельными крестьянами.

В гл.10, ст.115 перечисляются семь законных способов приобретения имущества:

наследование, получение в качестве дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений. Если первые три способа были доступны для всех каст, то четвертый только для кшатриев, пятый и шестой для вайшьев, а седьмой рассматривался как исключительная привилегия брахманов.

Собственник, обнаруживший свою пропавшую вещь и доказавший свое право собственности мог истребовать ее от любого владельца. Но если собственник вещи не требовал ее от добросовестного владельца в течении 10 лет, то он лишался права получить эту вещь обратно. Суровое наказание за: незаконное присвоение чужого имущества, воровство, уничтожение или повреждение.

наиб, авторитетная дхарма-шастра, то же, что "Манава-дхарма-шастра" или "Ману-самхита", т. наз. "Законы Ману". Состоит из 12 глав общим объемом около 2700 двустиший-шлок. Главы II-VI, посвященные дхарме брахмана, по содержанию соответствуют дхарма-сутрам. В главах VII-IX говорится об образе жизни царя-кшатрия, включая изложение не только вопросов войны и политики, но также судопроизводства и наложения наказания. Архаичные правила дхарма-сутр здесь существенно расширены за счет использования лит-ры об артхе (артха-шастра). После нескольких стихов о вайшьях и шудрах следует глава X - о кастах-джати. Первая и последние главы М.-с. повествуют - в духе философии санкхъя - о сотворении мира и законе воздаяния-кармы.
М.-с. отличается крайней противоречивостью предписаний (и даже терминологии), что связано с разнообразием источников текста, напоминающего иногда антологию популярных изречений. Сотни стихов М.-с. встречаются в "Махабхарате " и др. памятниках др.-инд. лит-ры. Составление М.-с. было завершено в первые века н. э., тогда же он был приписан прародителю людей Ману, почитавшемуся со времен "Ригведы ". Из сохранившихся комментариев наиб, ранние принадлежат Бхаручи (VIII в.) и Медхатитхи (IX в.), самый популярный - Куллуке (XV в.). М.-с. получила распространение за пределами Индии и оказала влияние на юридич. сборники Юго-Восточной Азии и Индонезии.
А. Вигасин


Смотреть значение ману-смрити в других словарях

Законы Ману — - древнеиндийский
сборник предписаний, определяющих поведение человека в частной и общественной жизни в соответствии с господствовавшими в древнеиндийском обществе........
Экономический словарь

Законы Ману — - древнеиндийский сборник предписаний, определяющих поведение человека в частной и общественной жизни в соответствии с господствовавшими в древнеиндийском обществе........
Юридический словарь

Ману Законы — - памятник древнеиндийского права; сборник предписаний и правил, регламентирующих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с религиозными и........
Юридический словарь

Ману Законы (санскр. Манавадхар-машастра) — - древнеиндийский сборник предписаний, определяющих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с господствовавшими в обществе системой взглядов........
Юридический словарь

Ману — в ведийской и индуистской мифологии древний мудрец, родоначальникчеловеческого рода. См. законы.

Ману Законы — наиболее известная из Дхармашастр - сборников предписаний иправил, регламентирующих поведение индийца в частной и общественной жизнив соответствии с религиозными........
Большой энциклопедический словарь

Смрити — (санскр. запомненное) - в ведийской и индуистской мифологии разрядсвященных текстов, содержащих предание, в отличие от шрути -"услышанного", божественного откровения, данного в ведах.
Большой энциклопедический словарь

Ману — - национальный заповедник в Перу, расположенный на площади 1,716 млн. га, является наибольшей охраняемой территорией Перу и одним из самых больших в мире. В него входят........
Географическая энциклопедия

Ману Закон — - сборник предписаний и правил, регламентирующих поведение индийцев в частной и общественной жизни в соответствии с религиозными догматами брахманизма. Содержит также........
Исторический словарь

Ману Законы — (санскрит. - Манавадхармашастра) - др.-инд. сборник предписаний, определяющих поведение в частной и обществ. жизни каждого индийца в соответствии с господствовавшими........

См. Ману Законы. — Арсений Андреевич (13.IX.1783 - 11.I.1865) - рус. воен. и гос. деятель. Из дворян Тверской губ. Ген.-адъютант, граф. Участвовал в воен. действиях рус. армии в 1805-14. С 1823 - финл. ген.-губернатор.........
Советская историческая энциклопедия

Ману — (др.-инд. Manu, «человек», от корня man, «мыслить»; ср. готск. Manna, нем. Mann, англ. Man), в индийской мифологии первопредок, прародитель людей. В ведийской традиции М. - сын Вивасвата........
Энциклопедия мифологии

Законы Ману — (санскр. Манавад-хармашастра) - др.-инд. сборник наставлений, определяющих поведение человека в частной и обществ. жизни, памятник обществ.-политич. и правовой мысли др.-инд.........
Философский словарь

Ману — (Санскр.) Великий индийский законодатель. Это имя происходит от санскритского корня ман, "мыслитель"; на самом деле - человечество (mankind), но относится к Сваямбхуве, первому........
Философский словарь

Ману Сваямбхува — (Санскр.) Небесный человек, Адам-Кадмон, синтез четырнадцати Ману.
Философский словарь

Смрити — (Санскр.) Предания, передаваемые устно, - от слова, "Память", дочь Дакши. Теперь это узаконенные и обрядовые писания индусов; противоположные "Ведам" и поэтому менее священные,........
Философский словарь

Читта Смрити Упастхана — (Санскр.) Одна из четырех целей Смрити Упастхана, т.е. постоянное удерживание в памяти преходящего характера человеческой жизни, и непрекращающегося вращения колеса существования.
Философский словарь

Матсья (рыба) спасает саптариши и Ману от Всемирного потопа

Законы Ману или «Ману-смрити» (санскр. मनुस्मृति, manusmṛti), также известна как Ману-самхита - памятник древнеиндийского права, древнеиндийский сборник религиозно-нравственных и правовых предписаний и традицией, написанный легендарным прародителем человечества - Ману (санскр. मनु). Ману - первый царь, правивший землёй и единственный человек, спасённый Вишну от всемирного потопа.

«Ману-смрити» сложилась во II веке до н. э. - II веке н. э.
Самыми древними считаются II-VI главы (II - правила жизни в период обучения; III-IV - правила жизни семьянина-домохозяина; V - некоторые религиозные нормы; VI - правила жизни отшельника;)

Тексты Законов Ману созданы в северной Индии брахманами и мудрецом Махариши Бхригу (185 — 151 г.г. до н.э.) в период социальной нестабильности после распада империй Маурьев и Шунга, для защиты законов ведизма от неведических движений — от набирающего рост буддизма. К. П. Джаясвала указывает ещё более точную дату: 150-120 годы до н. э.
В 300 году до н. э. древнегреческий путешественник Мегасфен описывал, что люди в регионе Матхуры поклонялись Гераклу (которого принято отождествлять с Кришной).

«Ману-смрити» как кодекс правил.

Социальное устройство.
Из самых ранних произведений санскритской литературы известно, что говорившие на арийских наречиях народы в период первоначального заселения Северной Индии (приблизительно с 1500 по 1200 год до н. э.) уже «Ману-смрити» выделяет четыре «варны» (санскр. «цвет») — четыре главных сословия:
брахманов (священнослужителей),
кшатриев (воинов),
вайшьев (торговцев, ростовщиков, скотоводов и земледельцев)
шудры (слуги и разнорабочих) — к услужению «дваждырождённым».
Двиджа (рус. дваждырождённые) в индуизме называют членов трёх высших варн (брахманы, кшатрии и вайшьи).

В Законе Ману существовало три запрета для четырёх варн (сословий) — запрет на совместную трапезу, совместную молитву и брак между разными кастами.

В «Ману-смрити» упоминаются лица, «презренные даже для отверженных» и указаны семь случаев, при которых человек становился рабом (даса):
— военнопленный (дхваджарта),
— за содержание (бхактадаса),
— рождённый в доме (грихаджа),
— купленный (крита),
— подаренный (датрирна),
— доставшийся по наследству (пайтрика)
— в силу наказания (дандадаса). Раб не имел никаких прав, заключенные им сделки считались недействительными. Дети рабыни считались собственностью хозяина.

Оружие могли носить только кшатрии (воины). Кшатрии должны были при любых обстоятельствах защищать брахманов, женщин, детей, стариков и коров, а также тех, кто не может сам себя защитить и просит о помощи .

Другие «дваждырождённые» могли браться за оружие только когда для них «наступает время бедствий». Войны были важным источником процветания государства.

Почитался царь - мужественный воин, который добывал силой то, чего он не имел. В ведическом санскрите слова - Сару, сарратья - sarru, sarи, sirratu, sarathya - рать, ратный, соратник, (sа – совместно, ratha- колесница, воитель, герой. От слова ведического санскрита «сарру»- sarru- происходит слово – «царь» в славянских языках, а в германских - кезарь и кайзер. В Риг-веде: саратхи - Sarathi - возница колесницы – «соратник». Первоначальное значение слова царь означало «саратник», воин.

«ЗМ, VII, 101. То, что он не имеет, пусть старается [приобрести] силой (danda), приобретенное-охраняет заботливо, сохраненное — приумножает приращением, приумноженное — вручает достойным получать [дары]».

Знания, с помощью которых царь управлял государством «Данда-нити» — «справедливое правление» царя.

Царю переходила большая часть награбленного имущества, в частности земля, оружие, золото, серебро; остальное подлежало дележу среди солдат. Армия выполняла также функции охраны государственного порядка, для чего воинские отряды помещались среди «двух, трёх, пяти, а также сотен деревень».

Главной задачей царя являлась охрана его подданных , за что он имел право назначить им налог (бали), однако он должен был быть умерен в его сборах.
Царь осуществлял правосудие с помощью опытных брахманов, и являлся опекуном всех малолетних, больных, вдов.
Царю предписывалось почитать брахманов, знающих Веды — священное писание индуизма, и поступать по их совету. Царь назначал должностных лиц и контролировал их деятельность.

Для каждой деревни царь назначал старосту, для десяти, двадцати, ста и тысячи деревень он назначал управляющего.

Судебной инстанцией был суд, в который входили царь вместе с брахманами и опытными советниками либо назначенный царём брахман, «окружённый тремя судьями». Толковать нормы права в суде мог только брахман, в крайнем случае кшатрия или вайшья.

Существовало 18 поводов (пада) судебного разбирательства : неуплата долга, заклад, продажа чужого, участие в торговом или ином объединении, неотдача данного, неуплата жалования, нарушение соглашения, отмена купли-продажи, спор хозяина с пастухом, споры о границе (земельных участков), клевета и оскорбление действием, кража, убийство, насилие, прелюбодеяние, брачные отношения, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад.

Большое внимание уделяется свидетельским показаниям в суде. Свидетель должен был являться равным по социальному статусу той стороне в процессе, относительно которой он дает показания. Только в случае тяжких преступлений (воровство, насилие и пр.) свидетели не проверялись слишком тщательно на предмет надёжности. При отсутствии надлежащих свидетелей разрешалось принимать свидетельства ребёнка, старика, ученика (в отношении учителя), родственника, раба и женщины.

Имущественные отношения.

В «Ману-смрити» говорится о сроках давности пользования, владения вещью, влекущих за собой превращение владения в собственность . Данный срок составлял 10 лет. Правило давности не распространялось на залог и вклад.
Существовало семь законных способов приобретения имущества : 1) путём передачи вещи по наследству, 2) получения её в дар, 3) покупки, 4) завоевания, 5) ростовщичества, 6) исполнения работы, и 7) милостыня. Первые три способа были доступны для всех варн, четвёртый - только для кшатриев (воинов), пятый и шестой - для вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев), милостыня была привилегией брахманов.

Недействительными считались те сделки, которые были совершены путём обмана или насилия, пьяным или безумным человеком, находившимся в состоянии гнева, горя, а также рабом, стариком, ребёнком.

Наёмный труд был неприемлем для высших варн, так как услужение являлось «собачьим образом жизни», а брахману следовало его избегать. Наёмный работник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Даже в случае его болезни наёмная плата не выплачивалась, если работа была не полностью закончена.

Семейные отношения
Брачно-семейным отношениям («дхарма жён и мужей») в Законах Ману посвящены в основном главы III и IX.

В Законах Ману выделяется восемь форм брака, распространённых в Индии.
Первые четыре брака поощрялись брахманами :

брахму (вручение отцом «наделённой драгоценностями» дочери жениху),
дайву (вручение дочери жрецу, когда он исполняет обряд),
аршу (отец выдаёт дочь жениху после получения от него быка и коровы или двух пар)
праджапатью (вручение отцом дочери жениху после слов «Исполняйте вместе дхарму»).

Другие («дурные») виды брака :
— асура (покупка невесты),
— гандхарву (добровольный союз жениха и невесты без согласия родителей),
— ракшасу (похищение невесты)
— самый худший вид - пайшачу (насилие над девушкой в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или безумной). Брать в жёны несовершеннолетних не запрещалось. Многожёнство не поощрялось, но муж мог взять вторую жену, если первая была склонна к пьянству, злобна или расточительна.

Браки между различными варнами (сословиями) не поощрялись , но были возможными, если муж принадлежал к более высокой варне, чем жена. Однако их дети были неравны в своих правах на наследство, к примеру, сын шудрянки и «дваждырождённого» не имел права на наследство, кроме того, что давал ему отец.

Женщина согласно «Ману-смрити» должна была всю жизнь находиться под защитой мужчины (отца - в детстве, мужа - в молодости, сына - в старости). Главным её назначением считалось рождение и воспитание детей, особенно сыновей. Законным отцом ребёнка считался муж матери независимо от того, кто им был фактически. Продажа жены и детей считалась возможной, но являлась грехом, однако даже проданная жена не освобождалась от мужа.
В случае, если жена не рожала детей, муж мог взять новую жену через 8 лет, если рожала детей мертворожденными - через 10 лет, если рожала только девочек - через 11 лет. В случае грубости жены муж мог взять новую «немедленно».

Жёны, потерявшие мужей, не могли повторно выходить замуж, но в случае смерти бездетного мужа жена по требованию родственников должна была родить от его брата или другого близкого человека.

Преступления и наказания

Согласно Законам Ману великими грехами (махапатака) было убийство брахмана, пьянство, кража, прелюбодеяние с женой гуру (учителя), а также сообщество с таким грешником. Следствием этих преступлений было наказание вплоть до лишения всей собственности и изгнания из страны.

От наказания освобождался убийца, если он защищал себя при охране жертвенных даров и при защите женщин и брахманов. При этом не имело значения, был ли убит гуру, ребёнок, престарелый или даже брахман, весьма учёный в Ведах. Также грехом не являлось «убийство убийцы».

Наказание зависело от варны наказуемого. Например, за оскорбление словом или действием равного себе по положению или представителя низшей варны накладывался штраф, но за такое же преступление шудры в отношении «дваждырождённых» влекло за собой телесное наказание - отрезание языка, губ, рук, ноги, кастрацию.

Прелюбодеяние относилось к тяжким преступлениям. Согласно «Законам Ману» людей, которые домогались чужих жён, царь должен был изгнать, «подвергать наказанию, внушающему трепет», к прелюбодеянию относились «услужливость, заигрывание, прикосновение к украшениям и одеждам, а также совместное сидение на ложе». Все небрахманы, виновные в прелюбодеянии, подвергались смертной казни. Однако проституция жены с согласия мужа не наказывалась. Лишение чести девушки против её воли влекло за собой телесное наказание, отрезание пальцев в случае, если преступник был не равен по положению с потерпевшей. Равный по положению был обязан выплатить крупный штраф.

Неверная жена должна была подвергнуться затравливанию собаками, а её сожитель - сожжению на раскалённом железном ложе. За преступное сожительство со свободной женщиной также накладывалось наказание в зависимости от варны мужчины.
«Собирание кореньев, плодов от деревьев, дров для огня и травы для корма скота» не являлись преступлением.

Похищение «родовитых людей, особенно женщин, так же как и лучших драгоценных камней» наказывалось смертной казнью, воровство коров - отсечением ноги.
Царю предписывается использование следующих видов наказаний: заточение (ниродхана), заковывание в цепи (бандха) и различные виды телесных наказаний (вадха).

К брахманам смертная казнь не применялась, вместо неё использовались другие виды наказания, связанные с публичным позором.

Датирование текста

Датирование текста является важным для науки, так как «Ману-смрити» был написана в период, когда влияние брахманов было под угрозой неведических движений, после распада империй Маурьев и Шунга сложился период социальной нестабильности. Таким образом «Ману-смрити» и другие Дхарма-шастры были реакцией брахманов на эти угрозы.

В науке утвердилась точка зрения Георга Бюлера , что «Ману-смрити» в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась во II веке до н. э. - II веке н. э. При этом не весь материал, содержащийся в сборнике, может относиться именно к указываемому периоду. Относительно новыми признаются первая и последняя (XII) главы. Из остальных глав наиболее древними считаются II-VI главы, однако в них также встречаются стихи, которые являются позднейшими добавлениями. Пандуранг Ваман Кане ограничивал датировку периодом с II века до н. э. до I века н. э. К. П. Джаясвала указывает ещё более точную дату: 150-120 годы до н. э.

Изучение и критика

Законы Ману являются важным социологическим, политическим и историческим памятником древнеиндийской литературы. Он также является предметом критики современных либералов, индийских реформистов, феминистов , марксистов и других. Большая часть критики связана с неизвестностью уровня влияния «Ману-смрити» на индийское общество того времени, также происходят споры по поводу того, насколько изменился оригинальный текст после дальнейших интерпретаций.

Приводится ряд доказательств о том, что «Ману-смрити» не имел сильного влияния на общество своего времени. Так, например, «Бхагавад-гита » противоречит многим положениям «Ману-смрити», включая закрепление варны за человеком при рождении. В Северной и Южной Индии традиционными религиями были вайшнавизм и шиваизм , в то время как Законы Ману не были широко распространены.

Сурендра Кумар, который насчитывал 2 685 стихов в «Ману-смрити», считал, что 1 214 из них являются аутентичными, а оставшиеся 1 471 были добавлены позднее. Считается, что стихи, относящиеся к критике шудр и женщин были добавлены позднее, но не позднее Ади Шанкары (VII -VIII века).

В своей книге «Революция и контрреволюция в Индии» («Revolution and Counter-Revolution in India» ) лидер далитов Бхимрао Рамджи Амбедкар утверждает, что «Ману-смрити» был написан мудрецом Махариши Бхригу во времена Пушьямитры Шунги в связи с социальным давлением набирающего рост буддизма . Однако историк Ромила Тхапар считает, что эти выпады носят вымышленный характер и приводит археологические доказательства в свою поддержку.

Однако не все учёные сходятся на том, что Законы Ману не являлись авторитетным источником права. К примеру, аутентичность и авторитетность «Ману-смрити» признавали Даянанда Сарасвати , А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада , Анни Безант, Пётр Успенский , Пандуранг Шастри Атхавале и Сарвепалли Радхакришнан .

Структура текста

Также указаны семь случаев, при которых человек становился рабом (даса ) - военнопленный (дхваджарта ), за содержание (бхактадаса ), рождённый в доме (грихаджа ), купленный (крита ), подаренный (датрирна ), доставшийся по наследству (пайтрика ) и в силу наказания (дандадаса ). Рабы был неправоспособны, заключенные им сделки считались недействительными. Дети рабыни считались собственностью хозяина.

Оружие могли носить только кшатрии, другие «дваждырождённые» могли браться за оружие только когда для них «наступает время бедствий». Войны были важным источником процветания государства. Почитался царь - мужественный воин, который добывал силой то, чего он не имел. Царю переходила бо́льшая часть награбленного имущества, в частности земля, оружие, золото, серебро; остальное подлежало дележу среди солдат. Армия выполняла также функции охраны государственного порядка, для чего воинские отряды помещались среди «двух, трёх, пяти, а также сотен деревень».

Главной задачей царя являлась охрана его поданных, за что он имел право назначить им налог (бали ), однако он должен был быть умерен в его сборах. Также ему вверялось осуществление правосудия с помощью опытных брахманов, он являлся опекуном всех малолетних, больных, вдов. Царю предписывалось почитать брахманов, знающих Веды и поступать по их совету. Царь также назначал ряд должностных лиц и контролировал их деятельность.

Для каждой деревни царю следовало назначить старосту, для десяти, двадцати, ста и тысячи деревень - управителя.

В качестве судебной инстанции выступал суд, в который входили царь вместе с брахманами и опытными советниками либо назначенный царём брахман, «окружённый тремя судьями». Толковать нормы права в суде мог только брахман, в крайнем случае кшатрия или вайшья.

Существовало 18 поводов (пада ) судебного разбирательства: неуплата долга, заклад, продажа чужого, участие в торговом или ином объединении, неотдача данного, неуплата жалования, нарушение соглашения, отмена купли-продажи, спор хозяина с пастухом, споры о границе (земельных участков), клевета и оскорбление действием, кража, убийство, насилие, прелюбодеяние, брачные отношения, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад.

Большое внимание уделяется свидетельским показаниям в суде. Свидетель должен был являться равным по социальному статусу той стороне в процессе, относительно которой он дает показания. Только в случае тяжких преступлений (воровство, насилие и пр.) свидетели не проверялись слишком тщательно на предмет надёжности. При отсутствии надлежащих свидетелей разрешалось принимать свидетельства ребенка, старика, ученика (в отношении учителя), родственника, раба и женщины.

Имущественные отношения

В «Ману-смрити» говорится о сроках давности пользования, владения вещью, влекущих за собой превращение владения в собственность . Данный срок составлял 10 лет. Правило давности не распространялось на залог и вклад. Существовало семь законных способов приобретения имущества: путём передачи вещи по наследству, получения её в дар, покупки, завоевания, ростовщичества , исполнения работы, а также получения милостыни. Первые три способа были доступны для всех варн, четвёртый - только для кшатриев, пятый и шестой - для вайшьев, седьмой был привилегией брахманов.

Недействительными считались те сделки, которые были совершены путём обмана или насилия, пьяным или безумным человеком, находившимся в состоянии гнева, горя, а также рабом, стариком, ребёнком.

Наёмный труд был неприемлем для высших варн, так как услужение являлось «собачьим образом жизни», а брахману следовало его избегать. Наёмный работник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Даже в случае его болезни, наёмная плата не выплачивалась, если работа была не полностью закончена.

Семейные отношения

Брачно-семейным отношениям («дхарма жён и мужей») в Законах Ману посвящены в основном главы III и IX.

В них выделяется восемь форм брака , которые были распространены в Индии. Первые четыре, поощряемые брахманами, включали брахму (вручение отцом «наделённой драгоценностями» дочери жениху), дайву (вручение дочери жрецу , когда он исполняет обряд), аршу (отец выдаёт дочь жениху после получения от него быка и коровы или двух пар) и праджапатью (вручение отцом дочери жениху после слов «Исполняйте вместе дхарму»). Другие («дурные») виды включают асуру (покупка невесты), гандхарву (добровольный союз жениха и невесты без согласия родителей), ракшасу (похищение невесты) и самый худший вид - пайшачу (насилие над девушкой в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или безумной). Брать в жёны несовершеннолетних не запрещалось. Многожёнство не поощрялось, но муж мог взять вторую жену, если первая была склонна к пьянству, злобна или расточительна.

Браки между различными варнами не поощрялись, но были возможными, если муж принадлежал к более высокой варне, чем жена. Однако их дети были неравны в своих правах на наследство, к примеру, сын шудрянки и дваждырождённого не имел права на наследство, кроме того, что давал ему отец.

Женщина согласно «Ману-смрити» должна была всю жизнь находится под защитой мужчины (отца - в детстве, мужа - в молодости, сына - в старости). Главным её назначением считалось рождение и воспитание детей, особенно сыновей. Законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто им был фактически. Продажа жены и детей считалась возможной, но являлась грехом, однако даже проданная жена не освобождалась от мужа. В случае, если жена не рожала детей, муж мог взять новую жену через 8 лет, если рожала детей мертворожденными - через 10 лет, если рожала только девочек - через 11 лет. В случае грубости жены муж мог взять новую «немедленно».

Жёны, потерявшие мужей, не могли повторно выходить замуж, но в случае смерти бездетного мужа жена по требованию родственников должна была родить от его брата или другого близкого человека.

Преступления и наказания

Великими грехами (махапатака ) согласно «Ману-смрити» являлись убийство брахмана, пьянство, кража , прелюбодеяние с женой гуру (учителя), а также сообщество с таким грешником. Следствием этих преступлений было наказание вплоть до лишения всей собственности и изгнания из страны. Однако такой великий грех, как сообщество с великим грешником не был отнесен к числу преступлений.

От наказания освобождался убийца, если он защищал себя при охране жертвенных даров и при защите женщин и брахманов. При этом не имело значения, был ли убит гуру, ребёнок, престарелый или даже брахман, весьма учёный в Ведах . Также грехом не являлось «убийство убийцы».

Наказание зависело от варны наказуемого. К примеру, за оскорбление словом или действием равного себе по положению или представителя низшей варны накладывался штраф , но то такое же преступление шудры в отношении «дваждырождённых» влекло за собой телесное наказание - отрезание языка, губ, рук, ноги, кастрацию .

Прелюбодеяние относилось к тяжким преступлениям. Согласно Законам Ману людей, которые домогались чужих жён, царь должен был изгнать, «подвергать наказанию, внушающему трепет», к прелюбодеянию относились «услужливость, заигрывание, прикосновение к украшениям и одеждам, а также совместное сидение на ложе». Все небрахманы, виновные в прелюбодеянии, подвергались смертной казни. Однако проституция жены с согласия мужа не наказывалась. Лишение чести девушки против её воли влекло за собой телесное наказание, отрезание пальцев в случае, если преступник был не равен по положению с потерпевшей. Равный по положению был обязан выплатить крупный штраф. Неверная жена должна была подвергнуться затравливанию собаками, а её сожитель - сожжению на раскалённом железном ложе. За преступное сожительство со свободной женщиной также накладывалось наказание в зависимости от варны мужчины.




Top