Ману самхита законы человечества. Сваямбхува Ману: Ману-самхита: Законы человечества

Законы Ману. МАНАВАДХАРМАШАСТРА.

Ма́ну-смри́ти (санскр. मनुस्मृति , manusmṛti ), также известна как Ману-самхи́та , Манава-дхармашастра (санскр. मानवधर्मशास्त्र ) и Законы Ману — памятник древнеиндийской литературы, древнеиндийский сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего общественного, религиозного и морального долга, приписываемый традицией легендарному прародителю человечества — Ману . Является одной из девятнадцати дхарма-шастр , которые входят в литературу смрити .

Смри́ти (санскр. स्मृति , smṛti «запомненное») — категория ведических священных писаний . Термин обычно используется по отношению к богооткровенным текстам, дополняющим шрути — изначальные ведические писания. Существует много вариантов классификации писаний смрити. Как правило, к смрити принято относить:

  1. Дхарма-шастры или законы. Состоят из 18 книг. Каждая книга соответствует определённой временной эпохе.
  2. Итихасы или истории, сказания. Состоят из 4 книг. К их числу принято относить эпосы «Махабхарату » и «Рамаяну ».
  3. Пураны или древние былины. Состоят из 18 книг. Дополнительные священные писания индуизма, в которых Вишну , Кришна или Шива превозносятся как Верховные формы Бога.
  4. Веданга состоит из 6 категорий текстов: Шикша , Вьякарана , Чандас , Нирукта , Джьотиша и Калпа .
  5. Агамы или доктрины. Делятся на три основные части: вайшнавские , шиваитские , и шакта . Другой вид их категоризации: Мантра, Тантра, и Янтра.

«Ману-смрити» написана на санскрите , содержит 2684 стихов (шлок ), которые разбиты на 12 глав:

  • I глава описывает представления о происхождении Вселенной, сословий (варн ), человеческого общества;
  • II — правила жизни в период обучения;
  • III -IV — правила жизни семьянина-домохозяина;
  • V — некоторые религиозные нормы;
  • VI — правила жизни отшельника;
  • VII — наставления об обязанностях царя и управлении государством;
  • VIII — наставления о судопроизводстве и юридической практике;
  • IX -X посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн;
  • XI — предписания о покаяниях и обетах во искупление совершённых грехов;
  • XII — описание посмертных воздаяний за дурные дела в настоящей жизни

«Ману-смрити» выделяет четыре варны : брахманы , кшатрии , вайшьи и шудры . Согласно нему вайшьев следовало побуждать к занятию торговлей, ростовщичеством, скотоводством и земледелием, а шудр — к услужению «дваждырождённым ».Также в «Ману-смрити» упоминаются лица, «презренные даже для отверженных».

Также указаны семь случаев, при которых человек становился рабом (даса ) — военнопленный (дхваджарта ), за содержание (бхактадаса ), рождённый в доме (грихаджа ), купленный (крита ), подаренный (датрирна ), доставшийся по наследству (пайтрика ) и в силу наказания (дандадаса ). Раб был неправоспособен, заключенные им сделки считались недействительными. Дети рабыни считались собственностью хозяина.

Оружие могли носить только кшатрии, другие «дваждырождённые» могли браться за оружие только когда для них «наступает время бедствий».

Главной задачей царя являлась охрана его подданных, за что он имел право назначить им налог (бали ), однако он должен был быть умерен в его сборах. Также ему вверялось осуществление правосудия с помощью опытных брахманов, он являлся опекуном всех малолетних, больных, вдов. Царю предписывалось почитать брахманов, знающих Веды и поступать по их совету. Царь также назначал ряд должностных лиц и контролировал их деятельность.

Для каждой деревни царю следовало назначить старосту, для десяти, двадцати, ста и тысячи деревень — управителя.

В качестве судебной инстанции выступал суд, в который входили царь вместе с брахманами и опытными советниками либо назначенный царём брахман, «окружённый тремя судьями». Толковать нормы права в суде мог только брахман, в крайнем случае кшатрия или вайшья.

Существовало 18 поводов (пада ) судебного разбирательства: неуплата долга, заклад, продажа чужого, участие в торговом или ином объединении, неотдача данного, неуплата жалования, нарушение соглашения, отмена купли-продажи, спор хозяина с пастухом, споры о границе (земельных участков), клевета и оскорбление действием, кража, убийство, насилие, прелюбодеяние, брачные отношения, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад.

Большое внимание уделяется свидетельским показаниям в суде. Свидетель должен был являться равным по социальному статусу той стороне в процессе, относительно которой он дает показания. Только в случае тяжких преступлений (воровство, насилие и пр.) свидетели не проверялись слишком тщательно на предмет надёжности. При отсутствии надлежащих свидетелей разрешалось принимать свидетельства ребенка, старика, ученика (в отношении учителя), родственника, раба и женщины.

В «Ману-смрити» говорится о сроках давности пользования, владения вещью, влекущих за собой превращение владения в собственность . Данный срок составлял 10 лет. Правило давности не распространялось на залог и вклад. Существовало семь законных способов приобретения имущества: путём передачи вещи по наследству, получения её в дар, покупки, завоевания, ростовщичества , исполнения работы, а также получения милостыни. Первые три способа были доступны для всех варн, четвёртый — только для кшатриев, пятый и шестой — для вайшьев, седьмой был привилегией брахманов.

Недействительными считались те сделки, которые были совершены путём обмана или насилия, пьяным или безумным человеком, находившимся в состоянии гнева, горя, а также рабом, стариком, ребёнком.

Наёмный труд был неприемлем для высших варн, так как услужение являлось «собачьим образом жизни», а брахману следовало его избегать. Наёмный работник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Даже в случае его болезни, наёмная плата не выплачивалась, если работа была не полностью закончена.

Брачно-семейным отношениям («дхарма жён и мужей») в Законах Ману посвящены в основном главы III и IX.

В них выделяется восемь форм брака , которые были распространены в Индии. Первые четыре, поощряемые брахманами, включали брахму (вручение отцом «наделённой драгоценностями» дочери жениху), дайву (вручение дочери жрецу , когда он исполняет обряд), аршу (отец выдаёт дочь жениху после получения от него быка и коровы или двух пар) и праджапатью (вручение отцом дочери жениху после слов «Исполняйте вместе дхарму»). Другие («дурные») виды включают асуру (покупка невесты), гандхарву (добровольный союз жениха и невесты без согласия родителей), ракшасу (похищение невесты ) и самый худший вид — пайшачу (насилие над девушкой в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или безумной). Брать в жёны несовершеннолетних не запрещалось. Многожёнство не поощрялось, но муж мог взять вторую жену, если первая была склонна к пьянству, злобна или расточительна.

Браки между различными варнами не поощрялись, но были возможными, если муж принадлежал к более высокой варне, чем жена. Однако их дети были неравны в своих правах на наследство, к примеру, сын шудрянки и дваждырождённого не имел права на наследство, кроме того, что давал ему отец.

Великими грехами (махапатака ) согласно «Ману-смрити» являлись убийство брахмана, пьянство, кража , прелюбодеяние с женой гуру (учителя), а также сообщество с таким грешником. Следствием этих преступлений было наказание вплоть до лишения всей собственности и изгнания из страны. Однако такой великий грех, как сообщество с великим грешником не был отнесен к числу преступлений.

От наказания освобождался убийца, если он защищал себя при охране жертвенных даров и при защите женщин и брахманов. При этом не имело значения, был ли убит гуру, ребёнок, престарелый или даже брахман, весьма учёный в Ведах . Также грехом не являлось «убийство убийцы».

Наказание зависело от варны наказуемого. К примеру, за оскорбление словом или действием равного себе по положению или представителя низшей варны накладывался штраф , но то такое же преступление шудры в отношении «дваждырождённых» влекло за собой телесное наказание — отрезание языка, губ, рук, ноги, кастрацию .

Прелюбодеяние относилось к тяжким преступлениям. Согласно Законам Ману людей, которые домогались чужих жён, царь должен был изгнать, «подвергать наказанию, внушающему трепет», к прелюбодеянию относились «услужливость, заигрывание, прикосновение к украшениям и одеждам, а также совместное сидение на ложе». Все небрахманы, виновные в прелюбодеянии, подвергались смертной казни. Однако проституция жены с согласия мужа не наказывалась. Лишение чести девушки против её воли влекло за собой телесное наказание, отрезание пальцев в случае, если преступник был не равен по положению с потерпевшей. Равный по положению был обязан выплатить крупный штраф. Неверная жена должна была подвергнуться затравливанию собаками, а её сожитель — сожжению на раскалённом железном ложе. За преступное сожительство со свободной женщиной также накладывалось наказание в зависимости от варны мужчины.

«Собирание кореньев, плодов от деревьев, дров для огня и травы для корма скота» не являлись преступлением. Похищение «родовитых людей, особенно женщин, так же как и лучших драгоценных камней» наказывалось смертной казнью, воровство коров — отсечением половины ноги.

Царю предписывается использование следующих видов наказаний: заточение (ниродхана ), заковывание в цепи (бандха ) и различные виды телесных наказаний (вадха ). К брахманам смертная казнь не применялась, вместо неё использовались другие виды наказания, связанные с публичным позором.

Женщина согласно «Ману-смрити» должна была всю жизнь находиться под защитой мужчины (отца — в детстве, мужа — в молодости, сына — в старости). Главным её назначением считалось рождение и воспитание детей, особенно сыновей. Законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто им был фактически. Продажа жены и детей считалась возможной, но являлась грехом, однако даже проданная жена не освобождалась от мужа. В случае, если жена не рожала детей, муж мог взять новую жену через 8 лет, если рожала детей мертворожденными — через 10 лет, если рожала только девочек — через 11 лет. В случае грубости жены муж мог взять новую «немедленно».

Жёны, потерявшие мужей, не могли повторно выходить замуж, но в случае смерти бездетного мужа жена по требованию родственников должна была родить от его брата или другого близкого человека.

5. Общество в «Ману-Смрити»

…Вечные дхармы страны, дхармы каст, дхармы семей, дхармы еретиков и обществ Ману объявил в этой шастре.

Законы Ману, 1.118

0 возможности лишь весьма приближенной датировки составления «Законов Ману» уже говорилось выше. Видимо, отдельные дхармашастры этого сборника и их предшественники - дхармасутры, формировались на протяжение веков I тыс. до н.э., во времена возникновения первых государств в долине Ганга. Автор наиболее совершенного перевода на английский дхармашастры Ману Г.Бюлер (1886 г.) определил, что в таком виде, как дошла до нас, она сложилась во II в. до н.э.- II в. н.э. Г.Ф.Ильин считает, что эта точка зрения в науке утвердилась. Относительно новыми признаются первая и последняя главы, более древними - II-VI главы, но и в них имеются позднейшие добавления. 1

Надо иметь в виду, что литература того времени не разделялась на светскую и религиозную, т.к. религии была подчинена не какая-либо одна сфера жизни, а вся жизнь целиком. Для индийца не было разницы между грехом и преступлением, соответственно, не могло развиться и светское право, отличное от религиозного. 2 Поэтому центральным в «Ману-смрити» не правовой материал в точном смысле этого слова, характерный для более поздних дхармашастр, а перечисление норм праведной жизни с точки зрения ортодоксальной брахманской традиции.

5.1. Семья

Основной ячейкой древнеиндийского общества была семейная община. В ее владении находилось основное средство сельскохозяйственного производства - земля: в случае спора о «межевых знаках для границ полей, колодцев, пруда, сада и дома» , который не может быть решен общиной, решение должен принять царь (VIII.262-266). В качестве основного имущества семьи называются пруд (IV.201), повозка, ложе, сиденье, колодец, сад, дом (IV.202; ХI.163-169). При потраве владельцу поля возмещается стоимость погубленного урожая (VIII.241), но, во избежание этого, он должен оградить свой участок (VIII.239), т.к. при потраве неогороженного хлеба царь не наказывает пастухов (VIII.238). «Кто портит имущество кого-либо намеренно или даже ненамеренно, - тому полагается возместить ущерб и внести царю штраф, равный ущербу» (VIII.288). «Какова польза всяких деревьев, такой должен налагаться при их повреждении штраф» (VIII.285).

Урожай принадлежит владельцу поля (IХ.49-51), лишь в случае сдачи его в аренду, урожай принадлежит двоим: «владельцу семени и владельцу поля» (IX.53). Основанием собственности является труд: «поле - вырубившего лес, животное - поразившего его стрелка» (IХ.44). Это право охраняется государством - царь объявляет продавшего чужую собственность без согласия хозяина вором (VIII.197) и признает такую продажу или дар недействительными (VIII.199). Похищенное ворами имущество царь должен возвратить владельцу (VIII.40), также, как должен он заставить уплатить должника, добиваясь возвращения данного взаймы имущества владельцу (VIII.48-51). Если должник не в состоянии выплатить долг, то он его отрабатывает у кредитора (VIII.177). Залог, продажа, дар или договор, заключенные обманным путем или с насилием также признаются недействительными (VIII.165, 168, 193). Виновные в таких преступлениях, а с ними и присваивающие вклады, подвергаются наказанию (VIII.190-191,193). Однако, если владелец явно пренебрегает своим правом и его имуществом пользуется другой, то через 10 лет оно переходит к пользователю (VIII.147).

Семья патрилинейна и патрилокальна. Единое хозяйство ведут отец, мать, братья (IХ.104), их жены и дети (IХ.120-123), незамужние сестры (IХ.118) и прислуга (III.116). Родственники по женской линии - дед по матери, сын сестры, сын дочери, муж дочери (III.148), зять, тесть, дядья с материнской стороны (III.119) - живут отдельно и приходят в гости, обычно раз в год на шраддху - обряд, посвященный предкам (III.188). Главой и полномочным представителем семьи обычно является старший мужчина, которому подчинены остальные: жена (V.154; IХ.199), сыновья, дочери, которых он выдает замуж часто без их согласия (V.151), даже несовершеннолетних (IХ.88). «Жена, сын, прислуга, ученик и родной брат, совершившие проступок, могут быть биты веревкой или бамбуковой палкой, но только по задней части» (VIII.299-300). Домохозяин ответственен за достаток в семье: он «достоин пить сому» лишь имея трехлетний запас продовольствия для содержания челяди (ХI.7). Даже богатые обряды и щедрость к другим осуждаются, если семья живет в бедности (ХI.9-10), «поэтому человеку с малым достатком не следует приносить жертвы» (ХI.40).

Грехом объявлена продажа пруда и сада, «оставление гуру, матери, отца и сына, священного домашнего огня» - это приравнено к прелюбодеянию, воровству и убийству (ХI.60-67). Сохранение единства семьи и ее хозяйства стоят на одном из первых мест в иерархии ценностей: большая семья - синоним богатой (III.6). «Ни мать, ни отец, ни жена, ни сын не должны быть покидаемы» (VIII.389), нельзя желать «разлуки с отцом, мужем и сыновьями» (V.149).

Женщины не должны пользоваться самостоятельностью (V.147-148), «ибо необерегаемые женщины приносят горе двум семействам» (X.5), «ибо тщательно охраняющий жену, охраняет свое потомство, добрые нравы, семью, себя и свою дхарму» (IX.7). Но «никто не может охранить жену силой» (IХ.10), - «хорошо охраняемы те, которые сами себя охраняют» (IХ.12). «Где женщины почитаются, там боги радуются» (III.56). «Взаимную верность надо сохранять до смерти» - это должно считаться выраженной вкратце высшей дхармой мужа и жены» (IХ.101). Например, связь с женой брата карается изгнанием из касты - самым страшным наказанием (IХ.58).

После смерти отца и матери главой семьи становится старший брат, остальные живут при нем, как при отце (IX.105). Братья могут поделить имущество поровну (IХ.104), если старший брат плохо ведет их общее хозяйство (IХ.110). Наследование строго патрилинейно: «не братья, не родители, а сыновья получают собственность отца» (IХ.185). «Не имеют права на долю кастраты и изгои… и различные калеки» (IХ.201), т.к. они не способны к созданию и содержанию семьи, ведению хозяйства. При отсутствии прямых законных наследников имущество умершего принадлежит ближайшему родственнику, брахману или царю (IХ.187-189).

1 См.: Ильин Г.Ф. Предисловие // Законы Ману. С.6.

2 См.: Вигасин А.А., Самозванцев А.М. Артхашастра: проблемы социальной структуры и права. М., 1984. С.17.

Посвящается Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, ачарье-основателю ИСККОН

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Великие мудрецы приблизились к Ману, сидящему в умиротворении, и оказав ему должное почтение, обратились к нему со следующими словами:

«О просветленный! Мы желаем услышать от тебя священные законы для всех людей во всех укладах жизни, для всех варн и ашрамов.

О господин! Тебе одному известны цель, обряды, знание о душе и непостижимом Верховном Господе, по чьей воле вершится все в этом мире».

Тот, чье могущество неизмеримо, выслушав высокочтимых мудрецов, с почтением ответил им: «Слушайте!

С незапамятных времен эта вселенная была покрыта тьмой, непостижимая, невидимая, погруженная в глубокий сон.

Затем Свайямбху, Верховный Господь (Каранадакашайи Вишну), незримый для глаз, проявил вселенную, состоящую из двадцати четырех элементов, рассеяв мглу, царящую вокруг.

Этот самосветящийся Господь, в котором покоятся все живые существа, находится вне восприятия грубых чувств и имеет тонкую, вечную и труднопостижимую природу.

Желая произвести различные виды живых существ из собственного тела, Господь вначале создал воды (океан Карана), поместив в них свое семя.

Это семя стало золотым яйцом, в сиянии равным Солнцу. В этом яйце Он проявился как Брахман (Гарбходакашайи Вишну) Прародитель всех живых существ.

Воды называются нарах. Как воды изошли из Нараяны, так изначально из Нараяны изошли все живые существа, которые принимают в Нем прибежище (айана). Поэтому Всевышнего именуют Нараяна.

Из Господа Нараяны, который является изначальным, вечным и непостижимым, был проявлен известный всему миру Брахман (Гарбходакашайи Вишну).

Эта Божественная Личность находилась в этом яйце в течение года, затем Он стал размышлять: «Хорошо бы разделить его на две половины». и яйцо было разделено на две половины.

Из этих двух половин он создал небеса (сва) и землю (бхур), между ними среднюю сферу (бхува), восемь частей света - и вечную обитель воды - океан Гарбходака.

ТЕКСТ 14-15

Затем был проявлен ум (манас), эго (аханкара) и сознание (читта), над которыми господствует душа. Также проявились три гуны материальной природы и пять органов чувств.

ТЕКСТ 16-17

Благодаря комбинации эго, ума, чувств, трех гун и пяти материальных элементов Он создал все виды живых существ. Из шести главных составляющих, как говорят мудрецы, было создано тело.

Таким образом, были проявлены пять материальных элементов, бессмертный ум, являющийся причиной всех творений, вместе с ним - скрытые желания и ложное эго. Все это произвел Господь.

Из частей этих семи главных принципов, принципов махат, эго и пяти танматр возникла вселенная, из вечного изошло бренное.

Каждый последующий элемент принимал качества предыдущего, занимая свое место и место другого.

Затем Господь дал каждому сотворенному существу имя, род деятельности и условия жизни согласно предписаниям Вед.

Затем Он сотворил вечное жертвоприношение, садхьев и полубогов, девов, поддерживающих жизнь вселенной.

Из огня, ветра и солнца Господь проявил три Веды: Риг-, Сама- и Яджур- веду, которые были созданы для вечного жертвоприношения.

Затем Он создал время, шкалу времени, звезды, планеты, реки, океаны, моря, горы, плоскогорья и равнины.

ТЕКСТ 25-26

Также Господь сотворил аскезы, речь, наслаждения, желание и гнев. Далее Он произвел двойственность или противоположности, такие как достоинства и недостатки, жара и холод, боль и удовольствия.

ТЕКСТ 27-28

Таким образом, тонкие и грубые элементы вступили во взаимосвязь, гармонично действуя во вселенной, естественным образом развиваясь и приумножаясь.

Какими бы качествами ни наделял Господь сотворенных существ: мягкостью или жестокостью, любовью или ненавистью, добродетелями или грехом, - эти качества естественно и спонтанно были приняты ими.

Как сезону года присущи определенные признаки погоды, так и деятельность воплощенных живых существ была дана каждому в соответствии с его качествами.

Затем Господь для процветания мира создал брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, которые изошли из Его уст, рук, бедер и стоп.

Вслед за этим из двух частей Его тела вышли мужчина и женщина, которые произвели на свет Вирагу.

О лучшие среди дваждырожденных, этот Вирага стал практиковать аскезы, чтобы обрести силу для творения.

ТЕКСТ 34-35

Затем я для увеличения потомства принялся совершать трудновыполнимые аскезы, и вследствие моих аскез появились на свет десять великих мудрецов: Маричи, Атри, Ангира, Пуластья, Пулаха, Крату, Прачеты, Васиштха, Бхригу и Нарада.

От этих мудрецов произошли семь Ману, могущественные полубоги и великие мудрецы, обладающие неизмеримой духовной силой.

Гроза, молния, туча, различные цвета радуги, падающие метеориты, сверхъестественные звуки, кометы и множество других светящихся тел.

Киннары, обезьяны, рыбы, птицы разных видов, крупнорогатый скот, олени, люди и плотоядные животные с двумяд рядами зубов.

Таким образом, благодаря аскезам этих великих личностей все это творение было наполнено движущимися и неподвижными живыми существами.

А сейчас я опишу вам деятельность и природу каждого из этих сотворенных существ.

Рогатый скот, олени, плотоядные животные с двумя рядами зубов, ракшасы, пишачи и люди были рождены из утробы.

Птицы, змеи, крокодилы, рыбы, черепахи, как земные, так и водные существа, - вышли на свет из яйца.

Все растения и деревья размножаются благодаря семени и побегам; однолетние растения, приносящие множество цветов и плодов, погибают после окончательного созревания.

Те деревья, которые плодоносят без цветов, называются ванаспати, а деревья, рождающие плоды и цветы, именуются врикша.

Существуют различные виды растений и кустарников, и разнообразные виды трав и вьющихся растений, некоторые из них берут начало из семени и побегов.

Все эти неподвижные существа, растения и деревья, вследствие своей прошлой деятельности погруженные в невежество, - наделены сознанием и восприятием боли и удовольствий.

Таким образом я описал всех сотворенных живых существ, с незапамятных времен пребывающих в океане рождения и смерти, начиная с Брахмы и кончая незначительным насекомым.

Итак, создав вселенную и произведя на свет всех живых существ, в том числе и меня, этот Брахман, чье могущество непостижимо, каждую эпоху уходит в непроявленное состояние.

Когда Он пробуждается, вместе с Ним пробуждается вся вселенная, когда Он входит в состояние сна, вселенная также погружается в сон.

Но когда Он находится в состоянии покоя, воплощенные существа, которые по природе всегда активны, прекращают свою деятельность, а их умы становятся инертными.

Когда все существа входят в тело этой Великой Души, тогда Он прекращает всякую деятельность и счастливо засыпает.

Индивидуальная душа, находясь во тьме, долгое время пребывает в бессознательном состоянии, связанная с органами восприятия.

Через некоторое время душа входит в семя подвижного или неподвижного живого существа и обретает грубое тело.

Господь благодаря периодическому погружению в сон и пробуждению заставляет всех живых существ входить то в проявленное, то в непроявленное состояние.

Итак, вначале творения Господь даровал мне знание шастр, а я в свою очередь передал это знание Маричи и другим мудрецам.

Мудрец Бхригу опишет вам свод законов, которые он узнал от меня лично, во всей полноте».

Затем великий мудрец Бхригу, получив разрешение Ману, обратился ко всем присутствующим мудрецам, сказав: «Слушайте!

Шесть других благородных и очень могущественных Ману (из четырнадцати Ману), принадлежащие к династии этого Ману (Господа Брахмы), потомка Свайямбху (Господа Вишну), породили возвышенное потомство.

ТЕКСТ 62-63

Сварочиша, Уттама, Тамаса, Раивата, Чакшуша, обладающий большим могуществом, Вивасван и первый среди них Свайямбхува, каждый в свой период произвели на свет движущихся и неподвижных живых существ.

Восемнадцать нимеш равняются одной каштхе (одно мгновение моргания глаза), тридцать каштх- это одна кала, тридцать кал - это одна мухурта, а множество мухурт - это сутки, ночь и день.

Солнце разделяет день и ночь для людей и полубогов, чтобы ночью они могли отдыхать, а днем совершать разнообразную деятельность.

5. Законы Ману.

Законы Ману: общая характеристика

В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам - сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Первое упоминание о законах Ману относится к 9-му веку до н.э. Современным исследователям законы Ману известны лишь в списках 3-го века до н.э.

Объем - 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите - шлока). Полное название - Manavadharmasastra (sastra - откровение; dharma - разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману - это памятник сакрального права.

Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.

На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).

В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.

Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.

В семейных отношениях(гл.9) - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.

Публичное право по законам Ману

По преданию, когда мир не имел царя, люди в ужасе разбежались в разные стороны. Тогда Брахма назначил людям царя. Царь обладал совершенными качествами, он был подобен богу, но собственно богом не являлся. Царь имел абсолютное право суда, сбора налогов, издания нормативных актов.

В помощь царю назначалось 7-8 советников, знающих Веды брахманов. Кандидаты проходили тщательную проверку на благонадежность. В царском совете царь сначала выслушивал мнение каждого советника в отдельности, затем - всех вместе, и самостоятельно выносил решение.

Местная власть так же, как и у древних германцев и славян строилась по военному принципу: каждая территориальная единица должна была предоставить определенное количество ополченцев.

Царь назначал старосту для 10 деревень, затем - для 20, 100. 1000 деревень = город.

Налогами облагались некоторые животные, виды деревьев и полезных ископаемых, а также определенный вид дохода. С личности налог не взимался. Размер налога колебался от 1\5 до 1\6.

Существовали т.н. литургии - общественно полезные работы, как-то постройка укреплений, каналов, дорог и пр. По законам Ману царь имел право на 1 день работы населения в месяц.

По Артхашастре царь обязан защищать своих подданных и поддерживать мир. Он не имел права делать народу того, чего не сделал бы самому себе.

Земельный фонд подразделялся на частную, общинную и царскую собственность. Отчуждение земли было достаточно свободным.

Варны и остальные группы населения Индии по законам Ману

В основе соц. деления Древней Индии лежала varnasrama - кастовая система. Все население делилось на четыре основные группы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы) и шудры (неприкасаемые). Этнически шудры не были арийцами.

Грубейшей ошибкой является смешение понятий “варна” и “каста”. Этимологически слово “варна” - это обозначение цвета кожи. Существовало 3 варны. Представители всех трех варн назывались “дваждырожденными” - т.е. к ним применялся обряд “второго рождения” - инициации. Члены этих варн, очевидно, являлись потомками индоевропейцев, ранее поработивших Индостан вместе с туземным населением. Со временем деление по цвету кожи утратило свое значение в связи со смешением чистых арийцев и местных жителей.

Примерно со 2-го века до Р.Х. и позже распространилось кастовое деление. “Jaty” (в переводе - “качество”) - деление общества на узкие профессии. Количество каст не подлежит твердому исчислению, т.к. слово “каста” по большому счету просто означало профессию.

Основным критерием, лежавшем в основе кастовой системы было знание Вед.

Брахманы изучали веды с 8 лет, совершеннолетие наступало в 16 лет.

Кшатрии изучали веды с 11 лет, совершеннолетие - с 22 лет.

Вайшия изучали веды с 12 лет, совершеннолетие - с 24 лет.

У женщин совершеннолетие наступало с момента окончательного полового созревания - с приобретением способности к деторождению. Законы Ману устанавливали также и верхнюю границу дееспособности (70 лет).

Вторым критерием принадлежности к определенной варне был факт рождения, но этот критерий бы подчинен первому.

Брахманы должны были посвятить первые 30 лет жизни изучению Вед, затем 5 лет служению гиру и оставшуюся часть жизни можно было посвятить самому себе.

Согласно ведам, основными занятиями брахмана были:

1. молиться

2. изучать веды

3. получать подарки.

Кроме варн было другое, более точное деление, учитывавшее положение человека в зависимости от родителей, т.к. со временем появилось много детей от смешанных браков. Например, муж - брахман, жена - вайшия и т. д. Всего таких групп было 24.

Также необходимо заметить, что юр. положение шудры правом не регулировалось, тогда как юр. положение раба вполне четко определено. Раб, как и в римском праве - вещь, говорящее орудие. Неприкасаемые не были отдельной варной, они вообще находились вне варновой системы. Неприкасаемым было запрещено селиться в местах обитания “дваждырожденных”, проходить через поселок арийцев они могли только ночью. Хранить пищу разрешалось только в разбитой посуде, одеваться - только в лохмотья. По своему юридическому статусу они были приравнены к собакам.

Суд, его органы и процесс по законам Ману

Суд в древней Индии состоял из царского суда и суда брахманов. Состав царского суда: царь, 2 брахмана (знатоки законов). Стоит отметить, что судопроизводство было официальной и обязательной ежедневной функцией царя. Если по каким-то причинам царь не мог отправлять правосудие, то тогда работал суд брахманов, состоявший из 3-х членов: специалистов по Ригведе (логике), Агорведе (этимологии) и Самоведе (ритуалу). Право брахманского суда регулируется 12-ой главой законов Ману.

Вообще в индийском обществе господствовала не имущественная, а интеллектуальная дифференциация. Брахманами были самые лучшие знатоки Вед. Таким образом, если приговор выносился хотя бы одним таким знатоком, то это решение было уже невозможно отменить даже если за это высказалось бы более 1 млн. чел.

Судоговорение было неформальным, расспрос являлся основным методом решения судебных вопросов. Четкого различия между гражданским и уголовным процессом нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными лицами. Процесс носил состязательный характер. Стороны должны были убедить суд в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Дети, рабы, люди с дурной славой - не свидетели. Женщины могут свидетельствовать только против женщин; относительно “дваждырождённых” - только “дваждырождённые”. Если свидетели давали разные показания, то большинством голосов.

Обязательственное право по законам Ману

В законах регламентируются договоры: купли-продажи, займа, дарения, перевозки и др., а также общие положения о договоре:

–договор недействителен, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом (гл.8, ст.163). Недействительны договоры, заключенные рабами. Если этот договор заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться

–предусматривается добровольное согласие сторон при заключении договора. Соглашение, заключенное с помощью обмана или насилия недействительно.

–если должник не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг (гл.8, ст.177). У должника высшей варны было право “отдавать постепенно” (т.е. предоставлялась отсрочка).

Виды договоров:

ДОГОВОР ЗАЙМА. Весьма детально разработан. Свидетельствует о расцвете ростовщичества. Но сохраняются элементы самоуправства, расправа кредитора над должником, который имел фактически неограниченную власть над должником. Допускались: хитрость, принуждение путем захвата, сила. Санкция самоуправства кредитора со стороны государства нашла отражение в параграфе, предписывающем царю штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долга по произволу.

ДОГОВОР ЛИЧНОГО НАЙМА. Рабы и наемные работники упоминаются вместе и характеризуются одинаково в специальной главе артхашастр, касающейся рабов и работников. Наемный труд презирался; услужение характеризуется как собачий образ жизни.

Условия личного найма были крайне тяжелы. Наемник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Нормы оплаты работника были установлены (1/10 урожая), но он, как правило, отказывался от личной свободы, становясь рабом за содержание.

КУПЛИ-ПРОДАЖИ. Существовал ряд ограничений на возможность заниматься торговлей представителям высших варн. Существовали ограничения на торговлю людьми, которая была наиб. предосудительной и влекла за собой изгнание из касты.

Договор купли-продажи был нестабилен и мог быть расторгнут в течение 10 дней после заключения сделки без всяких причин.

Наследственное право по законам Ману

Законы Ману - наиболее древний образец наследственного права.

В законах упоминается два способа наследования отцовского имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старщий брат, а остальные братья жили при нем, как при отце. Женщина могла наследовать наравне с мужчинами.(Сестры не принимали участие при дележе наследства, но они получали приданое.) При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ой степени.

Вещное право по законам Ману

Законы свидетельствуют о глубоком имущественном расслоении индийского общества. Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе, получила значительное развитие частная собственность. Объектами частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. Частная собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, но законы Ману свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений.

В 8 главе говорится о межевых спорах между различными деревнями, а также о спорах между отдельными крестьянами.

В гл.10, ст.115 перечисляются семь законных способов приобретения имущества:

наследование, получение в качестве дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений. Если первые три способа были доступны для всех каст, то четвертый только для кшатриев, пятый и шестой для вайшьев, а седьмой рассматривался как исключительная привилегия брахманов.

Собственник, обнаруживший свою пропавшую вещь и доказавший свое право собственности мог истребовать ее от любого владельца. Но если собственник вещи не требовал ее от добросовестного владельца в течении 10 лет, то он лишался права получить эту вещь обратно. Суровое наказание за: незаконное присвоение чужого имущества, воровство, уничтожение или повреждение.

Посвящается Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, ачарье-основателю ИСККОН

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Великие мудрецы приблизились к Ману, сидящему в умиротворении, и оказав ему должное почтение, обратились к нему со следующими словами:

«О просветленный! Мы желаем услышать от тебя священные законы для всех людей во всех укладах жизни, для всех варн и ашрамов.

О господин! Тебе одному известны цель, обряды, знание о душе и непостижимом Верховном Господе, по чьей воле вершится все в этом мире».

Тот, чье могущество неизмеримо, выслушав высокочтимых мудрецов, с почтением ответил им: «Слушайте!

С незапамятных времен эта вселенная была покрыта тьмой, непостижимая, невидимая, погруженная в глубокий сон.

Затем Свайямбху, Верховный Господь (Каранадакашайи Вишну), незримый для глаз, проявил вселенную, состоящую из двадцати четырех элементов, рассеяв мглу, царящую вокруг.

Этот самосветящийся Господь, в котором покоятся все живые существа, находится вне восприятия грубых чувств и имеет тонкую, вечную и труднопостижимую природу.

Желая произвести различные виды живых существ из собственного тела, Господь вначале создал воды (океан Карана), поместив в них свое семя.

Это семя стало золотым яйцом, в сиянии равным Солнцу. В этом яйце Он проявился как Брахман (Гарбходакашайи Вишну) Прародитель всех живых существ.

Воды называются нарах. Как воды изошли из Нараяны, так изначально из Нараяны изошли все живые существа, которые принимают в Нем прибежище (айана). Поэтому Всевышнего именуют Нараяна.

Из Господа Нараяны, который является изначальным, вечным и непостижимым, был проявлен известный всему миру Брахман (Гарбходакашайи Вишну).

Эта Божественная Личность находилась в этом яйце в течение года, затем Он стал размышлять: «Хорошо бы разделить его на две половины». и яйцо было разделено на две половины.

Из этих двух половин он создал небеса (сва) и землю (бхур), между ними среднюю сферу (бхува), восемь частей света - и вечную обитель воды - океан Гарбходака.

ТЕКСТ 14-15

Затем был проявлен ум (манас), эго (аханкара) и сознание (читта), над которыми господствует душа. Также проявились три гуны материальной природы и пять органов чувств.

ТЕКСТ 16-17

Благодаря комбинации эго, ума, чувств, трех гун и пяти материальных элементов Он создал все виды живых существ. Из шести главных составляющих, как говорят мудрецы, было создано тело.

Таким образом, были проявлены пять материальных элементов, бессмертный ум, являющийся причиной всех творений, вместе с ним - скрытые желания и ложное эго. Все это произвел Господь.

Из частей этих семи главных принципов, принципов махат, эго и пяти танматр возникла вселенная, из вечного изошло бренное.

Каждый последующий элемент принимал качества предыдущего, занимая свое место и место другого.

Затем Господь дал каждому сотворенному существу имя, род деятельности и условия жизни согласно предписаниям Вед.

Затем Он сотворил вечное жертвоприношение, садхьев и полубогов, девов, поддерживающих жизнь вселенной.

Из огня, ветра и солнца Господь проявил три Веды: Риг-, Сама- и Яджур- веду, которые были созданы для вечного жертвоприношения.

Затем Он создал время, шкалу времени, звезды, планеты, реки, океаны, моря, горы, плоскогорья и равнины.

ТЕКСТ 25-26

Также Господь сотворил аскезы, речь, наслаждения, желание и гнев. Далее Он произвел двойственность или противоположности, такие как достоинства и недостатки, жара и холод, боль и удовольствия.

ТЕКСТ 27-28

Таким образом, тонкие и грубые элементы вступили во взаимосвязь, гармонично действуя во вселенной, естественным образом развиваясь и приумножаясь.

Какими бы качествами ни наделял Господь сотворенных существ: мягкостью или жестокостью, любовью или ненавистью, добродетелями или грехом, - эти качества естественно и спонтанно были приняты ими.

Как сезону года присущи определенные признаки погоды, так и деятельность воплощенных живых существ была дана каждому в соответствии с его качествами.

Затем Господь для процветания мира создал брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, которые изошли из Его уст, рук, бедер и стоп.




Top