Мариано фортуни музей в венеции. Волшебник из венеции мариано фортуни

Венеция - один огромный музей, где буквально на каждом шагу любителя искусства подстерегает шедевр. Причем шедевры мирового искусства можно встретить не только в городских музеях, не меньше их в многочисленных церквях и соборах. Например, в соборе Мадонна-дель-Орто - великолепный «Страшный суд» . В Сан-Дзаккарии можно поклоняться «Мадонне с младенцем» Беллини, а в соборе Сан-Джованни-э-Паоло его же алтарю. В Скуола-ди-Сан-Джорджо-дельи-Скьявони есть гениальный цикл Карпаччо, посвященный Св. Иерониму. А в Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари - Канова, Донателло, Беллини… И так далее, и так далее. Впрочем, Венеция - вовсе не кладбище культуры, в частных фондах, а порой и в самих средневековых соборах проходят выставки современного искусства, так что художественная жизнь здесь кипит не только раз в два года во время Венецианской биеннале.

Вслед за арт-гидами по ведущим музеям и арт-центрам , и , ARTANDHOUSES составил свой список арт-институций плавучего города, которые обязательно нужно посетить.

Palazzo Ducale

www.palazzoducale.visitmuve.it

Дворец дожей - это венецианский Кремль, воплощение роскоши и власти. В этом грандиозном палаццо заседали Большой совет и сенат, судил Верховный суд и даже работала тайная полиция. С балкона дожи приветствовали горожан, а наверху томились узники, самыми известными из которых были Джордано Бруно и Казанова. Дворец дышит венецианской историей - здесь нужно удивляться пышно украшенным залам и лестницам, смотреть портреты дожей, старинные карты, глобусы и, конечно, живопись знаменитых венецианских художников. Самая большая картина в мире, «Рай» Якобо Тинторетто и его сына Доменико высотой 7 метров и длиной 22 метра, «Триумф Венеции» - образцы официальной венецианской живописи барокко - поражают своей грандиозностью. Обязательно поднимитесь по Лестнице гигантов, вырубленной из каррарского мрамора, которую венчают статуи Марса и Нептуна, к Залу Большого совета - самому большому залу без опор не только в Венеции, но и во всей Италии. Кроме того, во дворце постоянно проходят временные выставки, охватывающие самые разные этапы истории искусства. Если вы решили начать смотреть Венецию с Дворца дожей, загляните в соседний собор Сан-Марко - восхищаться 8000 кв. м мозаик, созданных от византийского времени до Ренессанса.

Gallerie dell’Accademia

www.gallerieaccademia.it

В Галерее Академии хранится самая большая коллекция венецианской живописи XIV–XVIII веков. Первоначально с 1750 года в Академии учились художники, но в начале XIX века она стала музеем. По количеству шедевров Академия может поспорить с лучшими музеями мира. «Гроза» Джорджоне, «Пир в доме Левия» Паоло Веронезе, последняя «Пьета» Тициана, «Чудо Св. Марка» Тинторетто, «Мадонна на троне» Джованни Беллини, «Сцены из легенды о Святой Урсуле» Витторе Карпаччо, шедевры Андреа Мантеньи, Паоло Венециано - экспонаты Галереи Академии, которые находятся в учебниках мировой истории искусства.

Photo: Maddalena Santi

Museo Correr

www.correr.visitmuve.it

В Городском музее Коррер можно узнать о венецианской культуре последнего периода существования Венецианской республики. Музей был основан в 1830 году на основе собрания венецианского патриция Теодоро Коррера, завещавшего городу свою ценнейшую коллекцию живописи и декоративно-прикладного искусства. В дальнейшем музей оброс еще двумя коллекциями - картинной галереей и Музеем Рисорджименто. Из коллекции Коррера в музее исторические виды Венеции, документы, ведуты школы Каналетто, одежда, монеты и печати, а также историческое оружие. Среди шедевров картинной галереи - «Две венецианки» Карпаччо. Временные выставки в институции часто посвящают искусству XX–XXI веков.


Collezione Peggy Guggenheim

www.guggenheim-venice.it

Несмотря на камерный размер, Музей Пегги Гуггенхайм, расположенный в Palazzo Venier dei Leoni на Большом канале, - самый посещаемый музей Венеции после Палаццо дожей. Здесь можно увидеть более 300 работ европейского модернизма. Племянница Соломона Гуггенхайма, Пегги поддерживала и ценила авангард, как и ее дядя, открывший музей современного искусства в Нью-Йорке. Последние 30 лет своей жизни она жила в Венеции, где после ее смерти в ее доме и был открыт музей. Пегги Гуггенхайм вращалась в кругах художественной богемы, будучи ее частью (среди ее мужей был и художник ), хорошо разбиралась в современном искусстве, поэтому в ее коллекции практически нет проходных работ. Среди топов собрания музея - «Красная башня» , «Поэт» , «Дождь» , «Лунная женщина» Джексона Поллока, «Облачение невесты» Макса Эрнста, «Грустный молодой человек в поезде» .


Palazzo Grassi

www.palazzograssi.it

Палаццо Грасси - одно из самых модных и актуальных пространств современного искусства, где можно увидеть работы из коллекции французского миллиардера . Выставки Фонда Пино часто провокационны и даже скандальны, согласно вкусу своего владельца; в особенности много противоречивых отзывов вызвала прошлогодняя выставка . За более чем 10 лет здесь прошли персоналки , Рудольфа Стингера из собрания Пино и других коллекций. Дворец, построенный в XVIII веке архитектором Джорджо Массари, в 2006 году был реконструирован по проекту знаменитого японского архитектора . На площади 5000 кв. м удалось устроить 40 залов, а интерьеры XVIII века были замаскированы белыми панелями. Тадао Андо с восточной тонкостью вписал в старинный венецианский дворец идеальный белый куб.

Photo: Prudence Cuming Associates
© Damien Hirst and Science Ltd.

Punta della Dogana

www.palazzograssi.it

Второе выставочное пространство, принадлежащее Франсуа Пино, открылось в 2009 году. Залов Палаццо Грасси казалось недостаточно, чтобы вместить все выставки Фонда Пино, и коллекционер приобрел еще и пустовавший 30 лет комплекс морской таможни. Для реконструкции центра был также приглашен Тадао Андо, который в этот раз намного более свободно обращался с историческим зданием. Облицованные мрамором фасады комплекса были тщательно отреставрированы, как и внутренняя кирпичная кладка и деревянные перекрытия. Здесь проходят временные выставки из коллекции Пино, к которым привлекаются и другие собрания.

Photo: Matteo De Fina
© Palazzo Grassi

Ca’ Pesaro

www.capesaro.visitmuve.it

Ка-Пезаро - одна из старейших галерей современного искусства в Венеции, где хранится коллекция европейского искусства XIX–XX веков. Дворец был построен в XVII веке знаменитым архитектором барокко Бальдассаре Лонгеной, также возведшим церковь Сан-Салюте и дворец Ка-Реццонико. Международная галерея современного искусства открылась в 1902 году, со временем к ней присоединился Музей восточного искусства с коллекцией из Японии. Здесь также хранятся избранные работы, приобретенные на Венецианской биеннале с самого начала до 1950-х годов. Среди топов коллекции - работы , Пьера Боннара, Марка Шагала, , Ива Танги, Жоана Миро и даже нашего .

Ca’ Rezzonico

www.carezzonico.visitmuve.it

Дворец Ка-Реццонико - образец роскошной венецианской архитектуры барокко, главным сокровищем которого стали фрески . Проект дворца по заказу патриция Филиппо Бона был создан именитым архитектором Бальдессаре Лонгеной на пороге XVII–XVIII веков, а закончен Джорджо Масари в 1745 году. В 1751-м дворец приобрел состоятельный предприниматель Джамбаттиста Реццонико, отец папы Климента XIII. По его заказу непревзойденный мастер оптической иллюзии Тьеполо расписал потолок нескольких залов в честь свадьбы Лудовико Реццонико. Головокружительные ракурсы Тьеполо, на долгие годы вышедшие из моды, вновь вызывают восхищение. Колесницы, путти и прекрасные юноши и девушки будто спускаются с небес, за что теперь рокайльные истории Тьеполо принято сравнивать с 3D картинами. Помимо фресок Тьеполо во дворце хранится коллекция живописи художников XVIII века, среди которых Франческо Гварди, Пьетро Лонги.


Scuola Grande di San Rocco

www.scuolagrandesanrocco.org

Скуолу Сан-Рокко (Святого Роха) можно считать музеем Тинторетто: здесь сохранились его работы, которые он писал в течение 23 лет. Скуола была основана в 1549 году для оказания помощи больным: Святого Роха почитали как защитника от чумы - кстати, его мощи хранятся в церкви прямо напротив скуолы. Строительство здания началось в 1515 году по проекту Бартоломео Бона, а закончено было в 1549 году архитектором Антонио дель Аббонди (Скарпаньино). Тинторетто выиграл конкурс на роспись скуолы, представив свою картину «Святой Рох во славе», которая теперь украшает потолок в зале Альберго. Живописный цикл на нижнем этаже посвящен Богоматери. На стенах лестницы - огромные живописные истории, написанные Пьетро Негри и Антонио Санки, со сценами ужасов эпидемии чумы в Венеции 1630 года. Однако самой известной картиной скуолы считается огромное полотно «Распятие» Тинторетто - 5 м длиной, на котором можно отыскать и его автопортрет.

Ca d’Oro

www.cadoro.org

«Золотой дом», как переводится название дворца, - шедевр готической архитектуры, внутри которого спрятана прекрасная коллекция ренессансной живописи. Дворец был построен в XV веке по проекту архитекторов Джованни и Бартоломео Бон. Изначально кружевной фасад был украшен сусальным золотом, вермильоном и ультрамарином - к сожалению, в результате варварской реконструкции XIX века золото с фасада исчезло. Последний владелец дворца барон Франкетти собрал великолепную коллекцию живописи Возрождения, и после его смерти в 1927 году дворец превратился в галерею, названную в его честь. Для главной жемчужины своей коллекции - «Святого Себастьяна» Мантеньи - барон построил капеллу, отделанную мрамором. Триптих, посвященный Деве Марии, Карпаччо, «Портрет Николо Приули» Тинторетто, «Венера перед зеркалом» Тициана, «Портрет Марчелло Дураццо» - картины, достойные лучших музеев мира, можно увидеть здесь, помимо других ренессансных раритетов.


Palazzo Fortuny

www.fortuny.visitmuve.it

За скромными стенами Палаццо Фортуни скрывается фантастический мир. Дворец, принадлежавший дизайнеру ХХ века , - одно из самых удивительных мест в мире. Здесь хранится наследие самого Фортуни, блестящего фантазера и изобретателя, здесь же проходили выставки, организованные современным дизайнером и антикваром , с ловкостью жонглера смешивающего стили и эпохи. В постоянной экспозиции - картины Фортуни, текстильный и театральный дизайн, новаторская фотография. Среди изобретений Фортуни - плиссированный шелк, набивной бархат по рисункам тканей Возрождения, абажуры из шелка, украшенные бусинами и шелковыми шнурами. Дизайнер изобрел и систему смены театральных декораций, «панорамный купол Фортуни», которую использовали в постановках театра Ла Скала в Милане.

Palazzo Cini, Fondazione Giorgio Cini

www.palazzocini.it

Не так давно Палаццо Чини открыл свои двери посетителям после почти 10-летнего перерыва на реставрацию. Здесь хранится уникальная коллекция искусства Возрождения и маньеризма из Флоренции и Феррары. «Суд Париса» , «Двойной мужской портрет» Понтормо, Мадонны Пьеро делла Франческа и Гирландайо, иконы, лиможские и венецианские эмали, майолика - всё это в потрясающих интерьерах страстного коллекционера графа Витторио Чини, жившего в ХХ веке. Музей был открыт в 1984 году, а Фонд Джорджо Чини, названный в честь погибшего сына графа, в 1954 году. Фонд заслуживает отдельного внимания. Расположенный в монастыре на острове Сан-Джорджо-Маджоре, он превратился в один из самых значительных исследовательских институтов в мире. Здесь проходят выставки классического и современного искусства, конференции и лекции, хранится огромная библиотека.

Photo: Matteo De Fina

Fondazione Prada

www.fondazioneprada.org

Одна из самых ярких и модных площадок современного искусства в Венеции. Фонд расположен в барочном дворце Ка-Корнер-делла-Реджина, который делит с Архивом Венецианской биеннале. С 1995 года в фонде прошли персональные выставки Франческо Веццоли, Марка ди Суверо, Джона Висли, Томаса Деманда, помимо великолепных сборных экспозиций.


Fondazione Querini Stampalia

www.querinistampalia.org

Фонд, основанный в 1869 году графом Джованни Кверини Стампалья, - образец венецианского аристократического дома. Картины, скульптуры, фарфор, ткани и фрески создают атмосферу роскоши, в которой проходят концерты и выставки классического и современного искусства. Главная достопримечательность дворца - огромная библиотека, куда можно приходить ночью. Ночной режим был прописан в завещании самого графа. Фонд библиотеки превышает 350 тыс. единиц хранения. Здесь можно уединиться и с периодикой - к услугам читателей 20 ежедневных итальянских и иностранных газет.


V-A-C Foundation, Palazzo delle Zattere

www.v-a-c.ru

Основанный Леонидом Михельсоном, - единственное российское частное пространство культуры в Венеции, органично вписавшееся в пеструю карту венецианских художественных фондов. Четырехэтажное здания Фонда в Венеции открылось 11 мая 2017 года выставкой «Пространство, сила, конструкция», представляющей советское искусство 1920–30-х годов. Сегодня здесь меняют выставки дважды в год, на которых собирают вариативные произведения художников XX–XXI веков как из коллекции самого Фонда, так и из собраний других институций.

Не нравится

Музей Мариано Фортуни расположен в Венеции в районе Сан-Марко в здании дворца, принадлежащего некогда знатному венецианскому семейству Пезаро (PalazzoPesarodegliOrfei). Здесь представлены работы Мариано Фортуни, который был известным испанским мастером 19-20 века. Он оставил огромное наследие произведений в области живописи, дизайна одежды, аксессуаров и тканей. Художник удачно совмещал в своем творчестве элементы эпохи Ренессанса и Восточных направлений с современностью и собственным взглядом на вещи, и выполнял свои работы в стиле Арт-деко (Art-Deco). Коллекция работ Фортуни популярна и в наши дни. На международных аукционах ценители истинного искусства готовы дорого заплатить за право обладания произведениями этого мастера.

История возникновения .

Домом для работ Марио Фортуни стал готический дворец в Венеции, построенный некогда семейством Пезаро. Художник приобрел это здание для того, чтобы здесь жить и творить. Здесь располагалось ателье, среди клиентов которого были самые знатные венецианские и иностранные личности. В ателье художник создавал картины, моделировал одежду, занимался фотографией.
После смерти Фортуни, его жена передала дворец вместе с коллекциями художника в дар Венецианскому Правительству (1956 год). Впоследствии здесь был открыт музей, который туристы могут посещать и сегодня. Здесь есть коллекции живописи, фотографии и сценографии, текстиля, обивочной ткани и другие.

Архитектура .

Здание дворца, в котором располагается музей Мариано Фортуни в Венеции в свое время было одним из самых высоких в городе. Оно выполнено в готическом стиле с плоской крышей и узкими вытянутыми вверх арочными окнами. Семь узких арок украшают лоджии фасада. Фасад здания украшен львиными головами, что было характерным украшением столиц в свое время, а над прямоугольными воротами воротами красуется герб Пезаро. Фасад его обращен на площадь Святого Бенедикта, что создает особое впечатление, учитывая маленькие размеры площади. Архитектура дворца достаточно хорошо сохранилась, однако она нуждается в реставрации.

Туристу на заметку .

Добраться до музея Фортуни в Венеции можно воспользовавшись вапоретто №1, выйдя на станции Sant’Angelo Corte del Teatro (Придворный театр Сан-Анжело) и затем пройдя пару кварталов пешком.
Работает музей Фортуни с 10:00 до 18:00 без выходных. Исключением являются вторник, 1 января, 1 мая и 25 декабря – в эти дни музей не работает.
Вход является доступным для инвалидов и в плане удобства перемещения и в плане стоимости – для них визит в музей является бесплатным и предоставляется сопровождение. Музей предусматривает скидки для детей 6-14 лет и для студентов 15-25 лет.
Для удобства перемещения по городу можно приобрести специальный проездной билет, который позволит, кроме права пользования всеми маршрутами вапоретто, посетить десять музеев города бесплатно.
В районе музея Фортуни расположено также множество отелей разного уровня.

Окрестности .

Всего в двух кварталах от Музея Мариано Фортуни в Венеции расположена Церковь Санта-Мария-дела-Салуте, построенная в благодарение Святой Марии за избавление Венеции от смертельной чумы.
Недалеко от музея можно посетить Коллекцию Пегги Гуггенхайм, с большим собранием художественных произведений современных мастеров (Малевич, Пикассо, Марсель и другие). А рядом расположен сквер, в котором можно приятно провести время на природе.

"Я не то чтобы от скуки - я надеялся понять, Как умеют эти руки эти

звуки извлекать? Из какой-то деревяшки,из каких-то грубых жил, Из какой-то там фантазии, которой он служил..."
Булат Окуджава


Мариано Фортуни не случайно называют "волшебником из Венеции" , его творчество сродни волшебству. Кажется, что у него была волшебная палочка, взмахом которой он превращал обычные ткани в затканные золотом.

Таким же волшебством стала выставка в Эрмитаже, на которой соединились экспонаты, привезенные из Венеции, хранящиеся в Палаццо Фортуни и Палаццо Мочениго, с экспонатами Эрмитажа, отчего выиграли все. Я была в музее Фортуни в Венеции, но несмотря на ауру места экспозиция тогда не произвела такого впечатления, какое оставила выставка в Эрмитаже.

Фамилия Фортуни кажется на первый взгляд вполне итальянской и предвещающей удачу. На самом деле она испанская и фортуна не всегда была благосклонной к Мариано. Мариано Фортуни-и-Мадрасо осиротел в три года и его семья вынуждена была переехать в Париж. Отец художника был знаменитым каталонским художником, о котором уважительно отзывался Поленов. После посещения в сентябре музея Поленова я нашла много общего между двумя художниками: Поленовым и Фортуни-младшим: оба сумели создать свой художественный мир, который не ограничивался рамками мастерской. Фортуни, так же как Поленов, много путешествовал, фотографировал, и его дизайны - результат впечатлений от поездок и коллекционирования раритетных тканей и одежды.

В 1889 году Мариано Фортуни вместе с сестрой и матерью переезжает в Венецию - город, который становится для него второй родиной. Дом его матери, Палаццо Мартиненго, охотно посещают художники и литераторы, среди которых Игнасио Сулоага, Анри де Ренье, Марсель Пруст, Анджело Конти.
Мариано изучает искусство, занимается живописью, фотографией, скульптурой, модой и сценографией. Все эти художества превращаются в итоге в удивительный сплав, рождается немного театрализованная одежда, создавая которую скульптор режет клише для оттисков для ткани, живописец подбирает тонкие цветовые отношения, модельер искусно располагает на выкройке орнаменты, искусствовед преобразовывает старинные образцы тканей в стильные образы.


На выставке представлены различные страницы творчества Фортуни: период платьев-дельфос, вдохновения восточно-средиземноморским костюмом, венецианскими тканями времен Ренессанса, коптскими тканями. Творения Фортуни прекрасно перекликаются с экспонатами из эрмитажных коллекций.



Фортуни начинал с деятельности в театре, где проявил себя не только как создатель костюмов, но и как сценограф.




Ваза из собрания Эрмитажа воссоединилась с экспонатами из Венеции. Ваза была куплена у вдовы Фортуни жившим в Париже дипломатом и антикваром Базилевским и попала в Эрмитаж в составе коллекции в 1885 году.
Испано-мавританское блюдо с орлом, расписанное люстром,внизу так же попало в Эрмитаж после того, как был расформирован музей барона Штиглица, для которого оно было куплено в 1875 году. Блюдо было одним из первых экспонатов музея, еще за три года до его открытия. Оба эти предмета прекрасно иллюстрируют богатую историю коллекции Эрмитажа, где за каждым предметом стоит длинная "биография" самого предмета и его владельцев, часто известных и неординарных людей.

На выставке есть фотография интерьера в доме Фортуни, где видна висящая лампа из Эрмитажа.


Выставка была интересна специалистам по текстилю обилием представленных эскизов, рисунков для печати, пробных оттисков и даже чертежей машин, которыми пользовался Фортуни для создания своих тканей. Талантливый экспериментатор, он создавал даже станки. А также технологии нанесения принта на ткань и технологии создания плиссировки.
В заявке на патент 1910 года Фортуни упоминает об использовании трафарета из тонкой шелковой ткани, покрытой слоем коллоидного раствора (желатина), на который щелочным способом наносится нужный рисунок. Изображение создавалось вручную, как в живописи, или методом, напоминавшим фотопечать: после наложения шаблона ткань длительное время выдерживали под прямыми солнечными лучами.В результате обработанные щелочью участки оставались неизменными, а на остальных происходила химическая реакция. Затем ткань промывалась водой, которая удаляла остатки желатина.


Эффекты "деворе" (вытравленный или выжженный на ткани рисунок, сейчас это успешно делают лазером) создавались при помощи нанесения металлического порошка. Затем ворс бархата приподнимался с помощью специальных игольчатых скребков и ткань полировалась бруском агата.
Фортуни создавал красители для своих тканей, как и темперу для своих живописных работ, на основе сведений из древних рукописей и сборников старинных рецептов. В отличие от остальных текстильных производств, его мастерская использовала ингредиенты из экзотических стран, например, кошениль и экстракт кампешевого дерева из Мексики, индиго из Индии, различные индийские растения. Особая обработка компонентов позволяла создавать обширную гамму тончайших цветовых оттенков: индиго и аквамарина, малинового, изумрудного, пурпурного, красного, кармазинного, желтого хрома и кадмия.




Лучше всего о работах Фортуни написал Марсель Пруст в романе " Пленница":" В этих платьях,не настоящих старинных, в которых современные женщины выглядели бы чересчур разряженными и которые лучше было бы сохранить для коллекции (я искал такие для Альбертины), не чувствовалось бесстрастного подражания, подделки под старину. Они скорей напоминали декорации Серта, Бакста и Бенуа, которые в то время возрождали в русских балетах самые знаменитые эпохи в истории искусства с помощью художественных произведений, проникнутых духом эпохи и вместе с тем оригинальных; так платья Фортуни, в точности соответствовавшие античным образцам и притом в высшей степени оригинальные, образовывали как бы декорацию, но только с более мощными средствами воссоздания, потому что декорация оставляет место для воображения: вы видели декорацию заваленной Востоком Венеции, где такие платья могли бы носить, и благодаря им вы живее,чем глядя на святыню в раке Святого Марка, представляли себе солнце Востока, накрученные тюрбаны, у вас рождались дробящиеся, таинственные цветовые ощущения. Ничего не осталось от тех времен, но все возрождалось, все части были вновь связаны между собой красотой пейзажа и мельтешением жизни, частичным возвратом интереса к материям времен догаресс"

Пруст своим поэтическим образным языком говорит нам о том, что стилизация прошлого в работах художников, будь то Бакст или Фортуни,
представляет нам красоту былых эпох в концентрированном виде. Это волшебная эссенция из образов былого, которая действует сильнее, чем аналог. Художники создают миф, легенду о прекрасном прошлом, будь это балет "Весна священная" или платье по мотивам древней восточной одежды. В их творчестве некоторые далеко не вегетарианские времена становятся дивной сказкой.




Коллекция одежды, тканей и священных облачений (более ста предметов) стала для Фортуни иконографическим источником, из которого художник черпал вдохновение, создавая свои легендарные материи. Но сначала этот источник был "освоен" с художественной и технической стороны. Переплетение нитей, которое, повторяясь вновь и вновь, формирует структуру ткани; виртуозное сочетание различных техник, например, в бархате, где рельефный рисунок, создаваемый различной длиной ворса (alto basso), соседствует с узорами из металлических нитей (alluciolato); причудливые орнаменты из линий, цветов и листьев - все было изучено, понято, разъято и снова соединено в преклонении перед художественным совершенством прошлого.
Классическая история текстиля во всем цветовом и структурном многообразии была осмыслена Фортуни, чтобы обрести новую жизнь. Так, изображение граната перестает быть лишь религиозным символом, а линии на тисненом бархате больше не следуют четко заданному ритму. Мариано Фортуни рассматривал прошлое как источник для создания будущего. Стоит вспомнить, что Фортуни творил в эпоху модерна, и стиль эпохи с его стилизованными бионическими орнаментами свободной формы не мог не повлиять на его творчество. Как и интерес моды в это время к ориентализму.












Работа в театре приводит художника к осознанию тесной взаимосвязи между сценическим костюмом и повседневной одеждой, к 1906 году Фортуни переходит к новому виду деятельности - созданию элегантных предметов женского гардероба.

Фортуни имел свой магазин в Париже." Платья -дельфос" и "кносские шарфы", созданные методом уникальной плиссировки пользовались успехом.Более 40 лет платья в эллинистическом стиле обеспечивали мировой успех Фортуни, несмотря на все изменения в модной индустрии.
На каждой детали платья могло быть до 450 складок. На плиссировку уходидло около двух часов, еще больше времени требовалось на очистку от клея. Материя окрашивалась так, что ее переливчатая поверхность и подвижные складки создавали эффект меняющихся оттенков. Для сохранения структуры плиссировки платья поступали в продажу свернутыми и уложенными в изящные коробки, дизайн которых разработал сам Фортуни: по форме они напоминали круглые шляпные картонки, перевязанные хлопчатобумажными лентами. Как правило, платья-дельфос носили с поясом из атласа или набивной шелковой тафты, также украшенной эллинистическими или минойскими орнаментами.
Платья-дельфос декларировали освобождение от предрассудков, неслучайно такое носили Айседора Дункан и Анна Павлова. Оно стало способом самовыражения. В простоте этого платья - струящегося, невесомого, чувственного - ощущается вневременная, строгая элегантность. Для своего времени это было авангардное одеяние, предвосхищавшее новую женщину 20 века.


В 1910 году Габриель Д.Аннунцио, очень модный писатель своего времени, способствовал успеху кносских шарфов. В романе "Может быть - да, может быть - нет" именно такой шарф у главной героини, Изабеллы Ингирами:" Она была окутана одним из тех длинных шарфов из тончайшей восточной ткани, которые художник и алхимик Мариано Фортуни погружает в волшебные глубины своих красильных чанов (где помешивает деревянной палочкой сильф или гном), а затем, когда они приобретут цвет странных мечтаний, извлекает оттуда, чтобы тысячью самшитовых колобашек отпечатать на них новые мириады звезд, растений, животных. Шарфу Изабеллы Ингирами он придал розовый оттенок, несомненно украденный одним из его сильфов у только что народившейся луны".

Д, Аннунцио точно называет Фортуни алхимиком, в отличие от средневековых алхимиков Фортуни изобрел философский камень для превращения обычных предметов в золото. Писатель проявляет осведомленность в процессе создания тканей, видимо, он бывал на фабрике Фортуни и в курсе даже того, что клише делалось из самшита - дерева твердого, выдерживавшего многократное использование.
Д, Аннунцио -образец стиля своего времени играл в жизни Фортуни большую роль.

Портрет Анриетты Фортуни

После самшитовых набоечных форм мастера ателье стали использовать другую технику - трафаретную.
Удивительно, что при том, что производство тканей было поставлено на поток, у Фортуни было производство набивного шелка и бархата в Палаццо Пезаро Орфеи и фабрика на острове Джудекка для хлопчатобумажных тканей, ткани сохраняли неповторимость и рукодельность.
После смерти Фортуни в 1949 году, его вдова Анриетта вынуждена была уступить право собственности на фабрики американскому дизайнеру Элси Мак-Нил. Элси переехала в Венецию, вышла замуж за графа Гоцци, прожила более ста лет и с 1994 года фабрика перешла в руки семейства Риад, условием передачи было сохранение целостности дела и стандартов качества. Фирма "Фортуни" существует по сей день.


Настоящим украшением венецианского квартала Сан Марко является Палаццо Фортуни - величественное здание, в стенах которого сегодня расположен художественный музей. Своим названием дворец обязан Мариано Фортуни, выдающемуся венецианскому художнику и искусствоведу. В 1956 году Мариано умер и его вдова передала дом во владение Муниципалитета Венеции.

Что ждет посетителей:

На протяжении 40 лет в Палаццо Фортуни жил и творил Мариано, фамилией которого и был в последствии назван дворец. Долгое время это здание оставалось самым высоким во всей Венеции, а учитывая прекрасную готическую архитектуру, желающих лично увидеть достопримечательность хватало во все времена. Красочные арки, украшенный скульптурами фасад, высокие окна - всё это радует гостей Палаццо Фортуни и по сей день.

2.
Дворец снаружи…

Львиную долю экспонатов художественного музея составляют работы самого Фортуни. Более 160 картин наглядно демонстрируют разные вехи творчества мастера и его взросление в качестве живописца. Наибольшее внимание посетителей и лучшие отзывы экспертов завоевали портреты родственников художника.

5.
Экспозиция музея

6.
Скульптуры

Помимо картин, коллекция музея содержит несколько сотен исторически важных фотографий, собранных как самим Мариано, так и его последователями. Венецианский гений потратил не один год на эксперименты со световыми эффектами, что особенно сильно отражается в его последних работах.

Мариано Фортуни не только писал картины и делал великолепные фотографии, но и занимался созданием декораций и костюмов для местного театра. Многие его работы из этой области творчества также включены в экспозицию художественного музея: ткани, костюмы, удивительной красоты орнаменты. Платья, сотканные мастером до сих пор продаются за баснословные деньги с ведущих мировых аукционов. В Палаццо Фортуни вы сможете погрузиться в атмосферу XIX века, узнать много нового о быте того времени и ознакомиться с творчеством итальянского гения!

Информация для путешественников:

Музей открыт для посетителей с 10:00 до 18:00 каждый день, кроме вторника.

За входной билет придется отдать 13 евро. Для детей, студентов и пенсионеров — 11 евро.

Как добраться:

Здание музея расположено по адресу: San Marco, 3780, Venezia.

GPS-координаты для путешественников: 45.434880, 12.330819. Поблизости от музея находится остановка Arancio.

Though his heritage has never been exhibited in Russia, the name of Fortuny is widely known here due to two generations of this family.

Mariano Fortuny y Madrazo (1871, Granada - 1949, Venice) - artist, designer, engineer and photographer, one of the great designers of the first half of the 20th century, who has changed fashion and interior design. Son of the famous Spanish artist Mariano Fortuny y Marsal he inherited from his father not only his artistic talent, but also a passion for the art history studying. His heritage overwhelms by its volume, it is hard to believe that a person could create all this in the course of a lifetime. It seems that he had little interest in anything beyond his work and creativity.

One of the most important masterpieces from the Hermitage collection bears a name of "Fortuny Vase". This Alhambra Hispano-Moresque vase gilded with luster, dating from the second half of the XIV century, is considered one of the best in the world. It was acquired by the Imperial Hermitage Museum in 1885 as a part of the collection of the Parisian antiquary Basilevsky who in his turn purchased it from the Fortuny family. The origin of the vase was so significant, that it came down to us in its name.

The Fortuny exhibition in the Hermitage is a joint project of the Hermitage and the Fondazione Musei Civici di Venezia lending on this occasion more than 150 works of art, whose works mainly come from the Fortuny Museum, the house and atelier of the genial artist in the Palazzo Pesaro degli Orfei in Venice: one of the twelve Venetian Civic Museums.

Besides the museum"s objects, the exhibition will present pieces from private collections of Venice and Russia. Still produced in Venice using the innovator’s designs and techniques, Fortuny fabrics will also form of the exhibition, and thus demonstrate the continuity of technologies and creative techniques of Mariano Fortuny. The exhibition will show the fabrics, costumes as well as their designs, Fortuny"s theatrical works and a small part of his historical collection, this latter owned by Fondazione Venezia and preserved at the Civic Museums of Venice in Mocenigo Palace. Works of Mariano Fortuny will be accompanied by the Hermitage objects to create a historical background and to show the source of the artist"s inspiration. The exhibition will feature Italian medieval and Renaissance fabrics, Coptic fabrics, antique sculptures and oriental ceramics from the Hermitage collections.

The event in patronized by Hermitage Italia - that since 2014 has its seat in Venice according to an Agreement between the City of Venice and the Hermitage Museum - and sees the collaboration of Villaggio Globale International.

Curators of the exhibition - Tatyana Lekhovich, senior researcher of the Department of the Western European Applied Art of the State Hermitage, Ph.D., in collaboration with Daniela Ferretti and Chiara Squarcina.

The exhibition is supported by Lavazza, the Italian Institute of culture is St. Petersburg and the representative office of Fortuny in Russia. Fortuny Inc. donated fabrics for the exhibition design.




Top