Мариэтта Чудакова: «С подрастающим поколением – все в порядке. Дело в нас, а не в них

Мариэтта Омаровна Чудакова

О «закатном романе» Михаила Булгакова. История создания и первой публикации романа «Мастер и Маргарита»

© ГБУК г. Москвы «Музей М.А. Булгакова»

© Текст. Чудакова М.О., 2017

* * *

Материалы Михаила Булгакова к будущему роману «Мастер и Маргарита».

1928 г.


I. «Мастер и Маргарита» до Мастера и Маргариты

«…Что поведать человечеству?»

В неоконченном романе «Записки покойника» Булгаков рассказывает (довольно близко к реальным обстоятельствам) историю писания и печатания своего первого романа – «Белая гвардия».

А затем в рукописи «Записок покойника» появляются такие слова: «Ну что же, сиди и сочиняй второй роман, раз ты взялся за это дело…» И тут же объявлено о главном препятствии: «…В том-то вся и соль, что я решительно не знал, о чем этот второй роман должен был быть? Что поведать человечеству? Вот в чем беда».

Смысл этого обращенного к себе вопроса многосоставен и близок к поискам квадратуры круга – автор ищет тему, безусловно для него самого важную, а в то же время способную преодолеть цензурные преграды…


Рукопись романа Михаила Булгакова «Записки покойника (Театральный роман)». 1936 г.

НИОР РГБ. Ф. 562. К. 5. Д. 3.


В конце тетради с обрывками первой редакции романа (о ситуации возникновения обрывков – далее) – страницы под названием «Материал». Среди них – специальные листы, так и озаглавленные: «О Боге» и «О Дьяволе». Если иметь в виду, что авторская работа в этой тетради идет в 1928 году, на одиннадцатом году советской власти, то вполне можно понять тон разговора Воланда с извлеченным им из клиники Стравинского Мастером о его романе:

– О чем роман?

– Роман о Понтии Пилате.

‹…› Воланд рассмеялся громовым образом ‹…›

– О чем, о чем? О ком? – заговорил Воланд, перестав смеяться. – Вот теперь? Это потрясающе! И вы не могли найти другой темы? (курсив наш. – М. Ч.) .

Тема была, что и говорить, неподходящая для советской печати. Но именно ее Булгаков выбрал для своего второго романа в 1928 году. Это было не менее, если не более смело, чем назвать в 1923 году свой первый роман – «Белая гвардия».

Напомним: в двадцатые годы продолжалась богатейшая жизнь идей русского романа второй половины XIX века, в первую очередь романа Достоевского с напряженным размышлением его героев о Бытии Божием. Сверялись часы тогдашних литераторов с часами нового исторического бытия. Совершалось это на фоне активного вытеснения всей философско-художественной проблематики конца XIX – начала XX веков в печатной советской литературе. Это сообщило творческой мысли особую напряженность.

От работы Булгакова тех лет остались две тетради с вырванными (наполовину или на две трети) исписанными листами. Когда я осенью 1969 года спросила Е. С. Булгакову, что это за странные тетрадки, она сказала, что это ранние редакции романа «Мастер и Маргарита».

– Но почему они в таком виде?

– В марте 1930 года Миша диктовал мне свое письмо Правительству СССР, я печатала его на машинке. Продиктовав строки «…И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…», он остановился и сказал: «Ну, раз это уже написано – это должно быть и сделано. Но если я сожгу все, мне никто не поверит, что роман был». В комнате пылала большая круглая печка. Он стал тут же выдирать страницы и бросать их в печь…

Год спустя, летом 1970 года, Е. С. Булгакова скоропостижно скончалась. Я обрабатывала переданный ею в Отдел рукописей главной библиотеки страны (тогдашней Государственной библиотеки им. Ленина) архив писателя – и очередь дошла до двух тетрадок с оторванными страницами и еще пучком таких же обрывков из третьей (не сохраненной автором) тетради. Мне пришлось заново сосредоточиться на вопросе, действительно ли это рукопись ранней редакции романа о Мастере. Потому что тогда надо было написать на обложке (в которую заключается в архивохранилищах рукопись) своей рукой: «[“Мастер и Маргарита” – роман]. Ранняя редакция».

А это, как всякому понятно, совсем другая мера ответственности.

Мне надо было убедиться, что это действительно так. Я стала вглядываться в оборванные строки.

Да, в первой же главе мелькало имя Берлиоза. Только звали его Владимиром Мироновичем. А беседовал он на Патриарших прудах с Антошей Безродным, который постепенно стал Иванушкой Поповым, потом – Иванушкой Безродным. В их разговор вторгался странный иностранец.


Фрагмент письма Михаила Булгакова Правительству СССР с фразой о сожженных рукописях. 28 марта 1930 г.

11 НИОР РГБ. Ф. 562. К. 19. Д. 30.


Первая редакция романа.

1928 г.

НИОР РГБ. Ф. 562. К. 6. Д. 1.


Я посчитала количество букв в уцелевших фрагментах и стала дописывать строки, имея в виду предполагаемое число знаков. И часа через четыре поняла, что занимаюсь реконструкцией сожженной рукописи.

Реконструкция ранней редакции романа

Были обстоятельства, способствовавшие успеху.

Во-первых, разборчивый и довольно крупный почерк автора, очень редкие вписывания на полях, четкие концы строк, не сползающих на краю страницы вниз – как следствие, сравнительно малое количество текста на строке. Во-вторых, в арсенале речевых средств Булгакова немалое место принадлежит излюбленным словам и оборотам речи, причем для описания близких ситуаций привлекаются повторяющиеся слова и выражения: можно говорить о довольно большой предсказуемости булгаковского текста. В-третьих, во многих случаях (особенно в реконструкции второй главы) сами евангельские и апокрифические тексты, использованные Булгаковым, помогали нашим догадкам. В течение двух лет были восстановлены 300 страниц сожженного текста.

Глава первая кончалась тем, что иностранец просил Берлиоза и Иванушку, в доказательство их неверия, наступить на изображение Христа, нарисованное Иванушкой на песке.

Глава вторая, сначала называвшаяся «Евангелие от Воланда», а затем «Евангелие от дьявола», начиналась рассказом иностранца об Иисусе (автор еще колеблется в передаче имени Христа: «Иисус», «Е[шуа]», «Иешуа»). Разговор Иешуа с прокуратором, приговор и казнь, занимавшие в окончательной редакции четыре главы, здесь уместились в одной – второй – главе, на 17 листах тетради. В нее вошли при этом несколько евангельских эпизодов, а также эпизодов, заимствованных, как мы установили, из апокрифических сказаний о Христе, в поздних редакциях исчезнувших (история Вероники, утершей Христу платком кровавый пот со лба во время восшествия на Голгофу, описанного здесь гораздо подробнее, чем впоследствии; сапожник, помогающий изнемогшему Христу нести крест).

Важная особенность первоначальной редакции, имеющая отношение к изменениям структуры романа, – отсутствие той резкой отделенности новозаветного материала от современного, которая свойственна последней редакции, где, как помнят внимательные читатели, Воланд произносит только начальные и конечные фразы. А вся история Иешуа и Пилата выделена в особую главу, построенную в форме внеличного повествования, без всяких следов чьего-либо устного рассказа. В последней же редакции, напротив, Воланд все время сохраняет позицию рассказчика, а Берлиоз и Иванушка перебивают его рассказ своими репликами. Воланд выступает как живой очевидец событий, и не раз напоминает об этом.

В третьей главе, озаглавленной «Доказательство инженера», Иванушка, взбешенный издевками Воланда, назвавшего его «интеллигентом» («[Я – интеллигент?] – прохрипел он, – [я – интеллигент? – заво]пил он с таким [видом, словно Вола]нд назвал его [по меньшей мере суки]ным сыном…»), стирает «скороходовским сапогом» (производства фабрики «Скороход») лик Христа на песке – и тогда разворачивается картина гибели Берлиоза с гораздо большим количеством страшных подробностей катастрофы, чем в поздних редакциях. Глава четвертая, «На вед[ьминой квартире]», рассказывала о «знаменитой поэтессе» Степаниде Афанасьевне, которая «проживала [в большой благоустро] енной квартире [вдвоем с мужем невроп]атологом… Страдая какими[-то болями в] левой лодыжке, [Степанида Афанасьевн]а делила свое [время между ло] жем и телефоном». Она-то и разнесла по Москве весть о гибели Берлиоза со своими версиями о ее причине и обстоятельствах. В конце главы в рассказ вступал повествователь и подвергал ее версии критике:

«Если б моя воля, в[зял бы я Степаниду да] помелом по морде… Но, увы, нет в этом [надобности – Степа] нида неизвестно г[де и вероятнее всего] ее убили». В последующих главах героиня эта больше не появлялась, а в дальнейшем исчезла из романа. В главе пятой «Интермедия в [Шалаше Грибоедова]» изображалось появление Иванушки в ресторане дома Грибоедова и последующая сцена в психиатрической лечебнице – близко в основных чертах к окончательной редакции. Зато конец этой главы ни в каких редакциях романа более не встречается: ночью два дежурных санитара психиатрической больницы видят в больничном саду огромного («в шесть аршин») черного пуделя; одному из санитаров кажется, что пудель этот прыгнул из больничного окна. Пудель воет в саду; затем он устремил морду «к окнам больниц[ы…], обвел их глазами, [полными боли], как будто его му[чили в этих стенах], и покатил [перегоняя свою] тень…» (л. 84). Как выяснится впоследствии, в девятой главе, в эту ночь из лечебницы бежал Иванушка Бездомный – по-видимому, в облике этого черного пуделя, явственно связанного с «Фаустом» (в печатной редакции романа этот литературно-знаменитый пудель остался только в виде украшения на трости Воланда и на цепи, повешенной на грудь Маргарите). Глава шестая, «Марш фюнебр», дает неизвестный по другим редакциям вариант похорон Берлиоза: гроб везут на колеснице, бежавший из лечебницы Иванушка «отбивает» гроб с телом друга у похоронной процессии, вскакивает вместо кучера, бешено настегивает лошадь, за ним гонится милиция… Наконец на Крымском мосту колесница вместе с гробом обрушивается в Москву-реку (во второй редакции романа, оборванной на первых главах, Берлиоз резонно предполагает, что его после смерти сожгут в крематории, а «инженер» возражает: «Как раз наоборот, вы будете в воде. – Утону? – спросил Берлиоз. – Нет, – сказал инженер»). Иванушка успевает свалиться с козел прежде, остается жив, и в девятой главе газеты сообщают, что он возвращен в лечебницу.

Российский литературовед, критик, писательница, мемуарист, общественный деятель. Автор более 200 научных работ и статей в области истории литературы XX века, истории филологической науки и литературной критики.


Чудакова М. О. - четвертый ребенок в семье. Отец - военный инженер Омар Курбанович Хан-Магомедов, уроженец Дагестана, табасаранец, выпускник Тимирязевской академии. Мать - Клавдия Васильевна Махова, русская, уроженка села Вишенки Суздальского уезда, педагог дошкольного образования, написала книгу «Просто счастье», где описывается история воспитания своих родных детей. Братья: Джан-Булат, Селим. Сёстры: Бэла, Инна. Наиболее известен брат, архитектор и историк архитектуры С. О. Хан-Магомедов (род. 1928). Сестра Инна Омаровна Мишина (род. 1942) - директор Московского музея Булгакова в «Нехорошей квартире».

Окончила московскую школу № 367, затем в 1959 году - филологический факультет МГУ. Публикуется с 1958 года. В 1959-1961 годах в одной из московских школ преподавала русский язык и литературу. В 1964 году, после окончания аспирантуры, защитила диссертацию по теме «Творчество Эффенди Капиева» на соискание ученой степени кандидата филологических наук.

С 1965-1984 годах работала в отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им. Ленина. Лауреат Премии московского комсомола (1969). С 1970 года - член Союза писателей СССР. В 1980 году защитила диссертацию по теме «Печатная книга и рукопись: взаимодействие в процессе создания и функционирования (На материале художественной прозы и науки о литературе 1920-1930-х гг.)» на соискание ученой степени доктора филологических наук.

С 1985 года - преподает в Литературном институте им. М. Горького (работала на кафедре новейшей русской литературы). В годы реформ М. С. Горбачёва активно критиковала советский режим. С 1988 года в качестве визит-профессора преподает в некоторых американских и европейских университетах. С 1991 года - член Европейской академии.

Общественная деятельность

В августе 1993 года в числе группы 36 литераторов подписала обращение с требованием провести досрочные выборы Верховного Совета. 15 сентября Ельцин пригласил авторов письма на дачу. После встречи Чудакова писала: «Нужен прорыв! …Сила не противоречит демократии - ей противоречит только насилие…».

В октябре 1993 года по поводу разгона Верховного Совета с применением танков Чудакова подписала «Письмо 42-х».В своем выступлении по телевиден

ию в дни противостояния, обвиняла Ельцина в недостаточной решительности.

В 1994-2000 годах работала в составе Президентского совета (консультативного органа при президенте РФ), а также состояла членом Комиссии по вопросам помилования при президенте РФ. В 2005 году опубликовала первую книгу для детей - приключенческий детектив «Дела и ужасы Жени Осинкиной». В 2006 году организовала общественную организацию «ВИНТ», которая объединяет ветеранов «горячих точек» и представителей интеллигенции. В это же время совершила несколько поездок по России с культурно-просветительскими и общественными целями - читала лекции, доставляла в библиотеки некоторых городов свежие книги и пр.

В 2007 году вошла в первую тройку кандидатов партии СПС на выборах в Госдуму. СПС не преодолела 5-процентный барьер, получив менее 1 % голосов избирателей.

По словам Чудаковой, она занималась в тот год политикой, потому что слишком мало людей занимают активную политическую позицию:

«Московские новости»: Если граждане страны столь инертны, почему вы решили заняться политикой?

Чудакова: Как раз поэтому. Если бы они были активны, со спокойной душой могла бы заниматься историей литературы, как в конце 1980-х - начале 1990-х. Потому согласилась, что увидела по всей стране - в библиотеках, музеях, школах - очень много вменяемых, благородных, умных людей, с которыми мы с вами сейчас с удовольствием провели бы целый вечер и нам было бы о чем поговорить. Но эти люди уже не верят в выборы. Они подавлены ощущением всевластия правящего слоя.

Является председателем Всероссийского булгаковского фонда; ответственный редактор Тыняновских сборников. Была замужем за литературоведом А. П. Чудаковым. Имеет дочь, увлекается прогулками на байдарке.

Научная деятельность

Основная сфера исследовательских интересов Чудаковой - история русской литературы советского периода (особенно творчество М. А. Булгакова, Е. Замятина, М. Зощенко, М. Козырева), поэтика, история русской филологической науки, архивоведение (архивное дело и его история), текстология. В последние годы, интенсивно продолжая историко-литературную работу, много пишет об острых политических и социальных вопросах российской действительности.

Россия Научная сфера: Место работы: Альма-матер: Известна как:

исследовательница советской литературы (М. А. Булгаков , Е. Замятин , М. Зощенко , М. Козырев)

Мариэ́тта Омаровна Чудако́ва (девичья фамилия - Хан-Магомедова ; род. 2 января , Москва) - российский литературовед, критик, писательница, мемуарист, общественный деятель.

Биография

М. О. Чудакова - четвертый ребенок в семье. Отец - военный инженер Омар Курбанович Хан-Магомедов, уроженец Дагестана , выпускник Тимирязевской сельскохозяйственной академии . Мать - Клавдия Васильевна Махова, уроженка села Вишенки Суздальского уезда, педагог дошкольного образования, написала книгу «Просто счастье», где описывается история воспитания своих родных детей. Братья Чудаковой - Джан-Булат, Селим ; сёстры - Бэла и Инна (род. 1942). Селим Хан-Магомедов впоследствии стал известным архитектором и историком архитектуры; Инна Мишина - директором Московского музея Булгакова в «Нехорошей квартире» .

Чудакова окончила московскую школу № 367, затем в 1959 году - филологический факультет МГУ . Начала публиковаться в 1958 году . В -1961 годах в одной из московских школ преподавала русский язык и литературу. В 1964 году , после окончания аспирантуры, защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме «Творчество Эффенди Капиева».

Была замужем за литературоведом А. П. Чудаковым . Имеет дочь, увлекается прогулками на байдарке .

Общественная деятельность

Научная деятельность

Автор более 200 научных работ и статей в области истории литературы XX века , истории филологической науки и литературной критики. Основная сфера исследовательских интересов Чудаковой - история русской литературы советского периода (особенно творчество М. А. Булгакова , Е. Замятина , М. Зощенко , М. Козырева), поэтика, история русской филологической науки, архивоведение (архивное дело и его история), текстология.

Является председателем Всероссийского булгаковского фонда, а также ответственным редактором Тыняновских сборников.

С конца 1980-х годов , наряду с историко-литературной работой, много пишет об острых политических и социальных вопросах российской действительности.

Основные работы

Научные работы

  • Эффенди Капиев. - М.: Молодая гвардия , 1970. - 240 с.
  • Мастерство Юрия Олеши. - М.: Наука , 1972. - 100 с.
  • Беседы об архивах. - М.: Молодая гвардия, 1975. - 222 с.
  • Поэтика Михаила Зощенко. - М.: Наука, 1979. - 200 с.
  • Беседы об архивах. 2-е изд., испр. - М.: Молодая гвардия, 1980. - 224 с.
  • Рукопись и книга. Рассказ об архивоведении, текстологии, хранилищах рукописей писателей. - М.: Просвещение , 1986. - 176 с.
  • Жизнеописание Михаила Булгакова. - М.: Книга, 1988. - 495 с.
  • Жизнеописание Михаила Булгакова. 2-е изд., доп. - М.: Книга, 1988. - 671 с.
  • Избранные работы. Т. 1. Литература советского прошлого. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 468 с.
  • Новые работы. 2003-2006. - М.: Время , 2007. - 560 с.

Художественные произведения

  • Мирные досуги инспектора Крафта. Рассказы. - М.: ОГИ, 2005. - 112 с.
  • Дела и ужасы Жени Осинкиной. Путешествие в трёх томах, а также последующие необычные, ужасные и счастливые истории, случившиеся с ней самой и её друзьями. - М.: Время , 2005-2007. - 317 с. (кн. 1); 383 с. (кн. 2); 305 с. (кн. 3).
  • Не для взрослых. Время читать! Полка первая. - М.: Время , 2009. - 208 с. - ISBN 978-5-9691-0462-4.
  • Не для взрослых. Время читать! Полка вторая. - М.: Время , 2009. - 208 с. - ISBN 978-5-9691-0463-1.

Примечания

Ссылки

  • Эхо Москвы: Выхода нет: Способствовали ли диссиденты развалу Союза?

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Чудаков Сергей Иванович
  • Чудакова, Мариэтта

Смотреть что такое "Чудакова" в других словарях:

    ЧУДАКОВА - Мариэтта Омаровна (род. 1937), литературовед, доктор филологических наук (1980). С 1986 профессор Литературного института им. М. Горького. Книги Беседы об архивах (1975, 1980), Рукопись и книга (1986). В книгах Эффенди Капиев (1970), Мастерство… … Русская история

    Чудакова М.

    Чудакова М. О. - Содержание 1 Биография 2 Общественная деятельность 3 Научная деятельность … Википедия

    Чудакова Е. В. - Елена Вениаминовна (1 V 1925, г. Брянск, Орловской обл. 7 IV 1973, Вильнюс) сов. певица (колоратурное сопрано). Нар. арт. Литов. ССР (1964). Депутат Верх. Совета Литов. ССР 8 го созыва. В 1952 окончила Вильнюсскую консерваторию по классу… … Музыкальная энциклопедия

    Чудакова М. О. - ЧУДАКÓВА Мариэтта Омаровна (р. 1937), литературовед, д р филол. наук (1980). С 1986 проф. Лит. ин та им. М. Горького. Кн. Беседы об архивах (1975, 1980), Рукопись и книга (1986) – о культурно ист. миссии архивов. В кн. Эффенди Капиев (1970) … Биографический словарь

    ЧУДАКОВА Мариэтта Омаровна - (р. 1937) российский литературовед, критик, доктор филологических наук (1982). Основная сфера интересов: русская литература советского периода, стилевые тенденции, творчество М. А. Булгакова. Книги: Эффенди Капиев (1970), Мастерство Юрия Олеши… … Большой Энциклопедический словарь

Мариэтта Чудакова - профессор Литературного института, член Европейской Академии, доктор филологических наук, председатель Всероссийского булгаковского фонда. Она автор таких литературоведческих работ, как «Мастерство Юрия Олеши», «Поэтика Михаила Зощенко» и «Жизнеописание Михаила Булгакова». Также она написала ряд книг для детей и подростков («Дела и ужасы Жени Осинкиной », «Егор »).

Мы поговорили с ней о современной российской литературе, школе и молодежи.

С подрастающим поколением - все в порядке. Дело в нас, а не в них. Когда мы не отравляем их сознание нынешней «философией», усвоенной многими родителями («Берет - и ты бы на его месте брал!», «Сталин убивал кого надо!..», «Американцы и украинцы - наши враги!» и т. п.), - они сохраняют чистый и ясный взгляд на вещи. Тянутся к знаниям - и отталкиваются (до поры до времени!) от лжи.

Сильны ли различия в подготовке школьников по регионам?

Помню очень хорошее впечатление от школ в Гатчине. В викторине по русской литературе худшие результаты были в одном московском педагогическом колледже - ни одна из 19-ти девиц не смогла назвать имя ... В викторине по русскому языку лучшие по России результаты - у школьников селений Хив и Хучни в Южном Дагестане. Подтвердилась моя давняя гипотеза: ко второму родному языку люди более внимательны, чем к первому, который достается нам даром, из уст матери...

Как, на Ваш взгляд, нужно организовывать преподавание литературы в школе?

У меня есть небольшая книжка, адресованная непосредственно коллегам - словесникам (я в школе преподавала): «Литература в школе: читаем или проходим? » (2013) - как вдоль забора. Я напоминаю в ней рецепт, данный одним из лучших российских филологов ХХ века, Б. М. Эйхенбаумом, еще в 1915 году!.. Столетие минуло, а мы по лености своей никак ему не последуем: из 45 минут урока 30 минут - читать классику вслух !!

У меня выходили три книжки подряд на эту тему: «Не для взрослых. Время читать! » - Полка первая, вторая и третья (2009 - 2011). Потом издательство «Время» объединило их в один том. Там около восьмидесяти книжек золотой полки мировой литературы - те, что надо непременно успеть прочитать до 16-ти лет - от и до Льва Толстого (« »), Бориса Житкова, Юрия Олеши (« »)... А в конце этой книги Маша Чудакова, выпускница романо-германского отделения филфака МГУ, по нашему общему с ней решению, коротко и внятно рассказала о тех, кого можно читать в любом возрасте, но очень стоит начать читать именно в школе - , ...

Каких современных российских писателей Вы хотели бы особо отметить?

У нас в России сегодня - очень хорошая проза и потрясающая поэзия. Такого взлета русской поэзии не было давно - десятки первоклассных поэтов, среди них, увы, и рано ушедших, как Борис Рыжий и Денис Новиков...

Рекомендую первоклассных русских прозаиков - Нобелевского лауреата Светлану Алексиевич (я читала, конечно, все ее замечательные книги, но начните с последней - «Время сэконд хэнд »), (любые его книги), Андрея Дмитриева («Крестьянин и тинэйджер» и другие), - любимая моя книга «Современный патерик» (в очень внятном предисловии Чупринина объяснено название), - прекрасный поэт, прозаик и эссеист...

Только что прочитала не отрываясь книгу из шорт-листа премии «Большая книга» - Саша Филипенко, «Травля»: беспощадная картина современных нравов.

Точно так, не отрываясь, прочла в последний год два фантастических романа - «Будущее в подарок» и «Своя вселенная», причем не о фантастических странах, а о современной России! - генерального директора едва ли не лучшего российского журнала «Знание - сила», астрофизика по образованию Игоря Харичева. Еще рекомендую роман победительницы «Большой книги-2015» года Гузели Яхиной « ». И четыре книги Георгия Демидова (к трем я писала предисловия). Гениальный (без преувеличения) физик и инженер, отправленный тов. Сталиным на Колыму, после долгих страшных лет каторги стал замечательным прозаиком...

Кого бы из позднесоветских писателей вы бы посоветовали перечитать?

Писала недавно статью о прозе Оттепели - и перечитала с большим удовольствием не только грандиозный роман « » Василия Гроссмана, но и лучшее, что написал Юрий Бондарев, - роман «Тишина» (1962), и поразительный рассказ Эммануила Казакевича «Приезд отца к сыну в гости». Всем советую.

Недавно была годовщина Путча. Прошло уже четверть века с того знакового события. Выросло целое поколение, для которого Путч - это история. По Вашему мнению, что он значил для современной России?

Август 1991 года (пишу с большой буквы - как писали Октябрь) - важнейшая веха в истории России. Без помощи оккупационных армий (в отличие от Германии и Японии в середине ХХ века) - исключительно внутренними ресурсами, и без Гражданской войны! - мы покончили с самым жестоким и длительным режимом ХХ века. Есть чем гордиться. Путч - поневоле помог. Армия не пошла против своего народа.

С какой эпохой можно сравнить нынешнее время в нашей стране?

Только с Веймарской республикой в Германии 1920-х годов! Бесплодные, но очень опасные мечты о возвращении потерянной советской империи.

И последний вопрос, в 2017-ом году будет годовщина сразу двух Революций, к чему мы пришли за эти сто лет?

В 1917 году мы очень много потеряли. Россия после Великой реформы полвека запрягала - и наконец начала свой потрясающий заезд. Тут Ленин, находившийся в плену ложной идеи о неминуемости мировой революции, вместе с пошедшими за ним большевиками схватил ее под уздцы и свернул с исторического пути - в историческое стойло. Оказалось - на 70 с лишним лет. В 1991 году мы получили потрясающий исторический шанс - начать строить «нормальную», без следов тоталитаризма страну. Многое удалось сделать, но далеко не все. В последние 15 лет заметно пятимся к советскому времени. Но ХХI-й стремительный век возьмет свое. Повернуть Россию назад никому не удастся.

Литературовед, публицист, общественный деятель

Литературовед, публицист, общественный деятель. Профессор Литературного института, доктор филологических наук, одна из первых исследователей творчества Михаила Булгакова. Основатель общественной организации "ВИНТ". Беспартийная. В декабре 2007 года входила в первую предвыборную тройку СПС, в 2008 году после ликвидации СПС и создания партии "Правое дело" вошла в состав ее Высшего совета.

В 1959 году Чудакова окончила филологический факультет МГУ, а в 1963 году - аспирантуру, защитила диссертацию и получила ученую степень кандидата филологических наук. В 1959-1961 годах преподавала русский язык и литературу в одной из московских школ , .

С 1965 года Чудакова работала в отделе рукописей Государственной библиотеки СССР имени Владимира Ленина . В этот период она работала с архивом писателя Михаила Булгакова, открыв его произведения читателям . В дальнейшем Чудакова получила широкую известность как исследователь творчества Булгакова. Написала ряд книг, посвященных творчеству советских писателей. В 1970 году стала членом Союза писателей СССР. Во время работы во Всесоюзной библиотеке Чудакова в 1980 году (по другим данным, в 1982 ) защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук .

Чудакова - известный общественный деятель. В советские времена она была близка к кругу диссидентов , . В июне 1984 году ее уволили из Государственной библиотеки в ходе чистки руководства отдела от "неблагонадежных элементов" . В 1985 году Чудакова стала преподавателем Литературного института. Кроме того, с 1988 года в качестве визитинг-профессора она преподавала в американских и европейских университетах: в Стэнфордском университете, Университете Южной Калифорнии, Оттавском университете, Женевском университете и Высшей нормальной школе (Ecole Normale Superieure) , .

В постсоветский период Чудакова также не была в стороне от политики. В 1994 году она была включена в состав Президентского совета - постоянно действующего консультативного органа при президенте РФ (работала там до 2000 года), а также стала членом Комиссии по вопросам помилования при президенте России (работала вплоть до закрытия комиссии в 2001 году) . В 1996 году за активное участие в проведении президентских выборов она получила благодарность президента России Бориса Ельцина . В 1999 году Чудакова стала одним из членов оргкомитета партии "Правое дело " .

В 2006 году Чудакова стала одним из создателей общественной организации "ВИНТ", объединившей ветеранов "горячих точек" и представителей интеллигенции. Осенью 2006 года Чудакова со своим коллегой по этой организации Андреем Мосиным совершила путешествие на джипе из Владивостока в Москву: она провела большое число встреч с жителями городов, в которых побывала, читала лекции по литературоведению и дарила книги библиотекам , , , , .

В сентябре 2006 года Чудакова выступила со статьей "Отступать некуда", в которой заявила о необходимости присутствия либералов в Госдуме (основной либеральной партией в России она назвала СПС). Чудакова отмечала опасность увлечения теорией "суверенной демократии". Чудакова писала: "...именно либералы должны показать, как уводит Владислав Сурков волю и энергию сограждан (и без того сильно потраченную) от конструктивных мыслей в идиотические опасения за суверенность огромной ядерной державы" . В январе 2007 года литературный журнал "Знамя" наградил Чудакову премией за статью "Был ли Август или только еще будет?". "Коммерсант" называл эту публикацию "очередным либеральным манифестом" и отмечал, что в ней автор "обличает происшедшую за последние годы "деавгустизацию" .

Несмотря на то, что Чудакова не фигурировала в списке праймериз СПС к парламентским выборам 2007 года, ее кандидатура была рекомендована съезду президиумом федерального совета и предвыборным штабом партии. Заместитель председателя СПС Леонид Гозман отмечал, что Чудакову в качестве достойного кандидата предлагали многие сторонники партии старшего возраста, поскольку она имеет высокий авторитет, безупречную репутацию и может стать символом преемственности идей предшественника СПС - "Демвыбора России" , . В интервью "Ведомостям" Чудакова заявила, что хочет помочь СПС пройти в Госдуму, однако вступать в партию не собирается . Чудакова отмечала, что сможет совмещать свою основную работу - литературоведение - с деятельностью в Думе. "Я не собиралась никогда всем этим заниматься, но просто оцепенение общества достигло какой-то очень опасной для нашей страны отметки", - заявила она в интервью "Новой газете" . 21 сентября 2007 года съезд утвердил списки кандидатов на выборы в Госдуму от СПС. В первую тройку федерального списка, кроме председателя партии Никиты Белых и экс-лидера СПС Бориса Немцова , вошла и Чудакова , .

После того, как в октябре 2007 года в СМИ появились сведения о представленных кандидатами декларациях о доходах, стало известно, что в 2006 году общий доход Чудаковой составил 153 тысячи 72 рубля. В частной собственности она имеет квартиру в Москве площадью 54,8 квадратных метра. Остальным недвижимое имущество Чудаковой находится в долевой собственности. Ей принадлежит три четверти земельного участка площадью 600 квадратных метра и дача площадью 90 квадратных метра в Московской области, а также еще две столичные квартиры площадью 64,5 и 42,9 квадратных метра. На двух банковских счетах Чудакова к моменту подачи декларации хранила 41 тысячу 217 рублей 42 копейки и 28 тысяч 121 рубль 96 копеек . Однако она так и не стала депутатом: на состоявшихся 2 декабря 2007 года выборах партия СПС набрала всего 0,96 процента голосов избирателей, и кандидаты из ее списка в Госдуму пятого созыва не попали .

В сентябре 2008 года стало известно, что СПС через несколько месяцев вольется в новую правую партию, создаваемую Кремлем . Вскоре после этого Чудакова поддержала идею сотрудничества членов СПС с властью для создания правой партии, которая могла бы отстаивать либеральные ценности ("…дорога в политику в России приличным людям - всегда очень сложная", - отмечала она в своей статье по этому поводу, опубликованной "Ведомостями") , . В ноябре того же года на основе распущенных в том же месяце партий ДПР, "Гражданская сила" и СПС была создана новая партия, получившая название "Правое дело ". Вскоре стало известно о согласии Чудаковой войти в состав Высшего совета "Правого дела" (в этом качестве она фигурировала в СМИ уже в январе 2009 года) , , , , .

Чудакова - член Союза писателей России, председатель Всероссийского булгаковского фонда . Ее самыми известными книгами являются "Эффенди Капиев" (1970), "Мастерство Юрия Олеши" (1972), "Поэтика Михаила Зощенко" (1979), "Беседы об архивах" (1975), "Рукопись и книга" (1986), "Жизнеописание Михаила Булгакова" (1988) . Помимо литературоведческих работ, она написала ряд научно-фантастических произведений и детективы для подростков ("Дела и ужасы Жени Осинкиной": "Тайна гибели Анжелики" и "Портрет неизвестной в белом") .

Чудакова вдова, ее супруг литературовед Александр Павлович Чудаков умер в октябре 2005 года .

Использованные материалы

В Высший совет партии "Правое дело" вошли предприниматели Андрей Коркунов, Андрей Колосовский и Сергей Абрамов. - Союз Правых Сил (sps.ru) , 11.01.2009

Бизнесмен Коркунов вошел в высший совет "Правого дела". - РИА Новости , 11.01.2009

Михаил Берг . Неоконформизм с женским лицом. - Ежедневный журнал , 19.11.2008

Мария-Луиза Тирмастэ . Бизнесмены занялись "Правым делом". - Коммерсант , 17.11.2008. - № 208/П (4025)




Top