Мариинский театр где находится. Мариинский театр: история создания

Санкт-Петербург не зря называют культурной столицей нашей страны. Это город памятников и музеев, город выставок и концертов. А еще это город театров, которых здесь больше ста! А знали ли вы, что когда-то в Петербурге был свой Большой театр? Сейчас он известен под именем Мариинского. Историю знаменитого театра оперы и балета расскажет сегодня Diletant . media .

Годом рождения Мариинского театра считается 1783. Но в этом году был создан, скорее, отец Мариинского. Именно тогда Екатерина Великая издала Указ о создании театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой». 5 октября того самого года на Карусельной площади был открыл Большой Каменный театр. Площадь жители вскоре стали именовать театральной, так она до нас и дошла.

Годом рождения Мариинского театра считается 1783 год


Петербургский Большой театр был построен по проекту архитектора Ринальди. Он был огромным и величественным, оборудован по последнему слову современной техники. Предпочтение отдавалось, конечно, французского или итальянскому репертуару, к тому же русская труппа нередко уступала сцену зарубежным. Первой оперой, поставленной в Большом театре, был «Лунный мир» Джованни Паизиелло. Но одной оперой театр не ограничивался: ставились драмы и вокально-инструментальные концерты.

В начале XIX в. Большой театр стал частью культурной жизни Петербурга

В начале XIX века Большой театр стал не только одним из символов города наряду с Адмиралтейством и Петропавловской крепостью, но и важной частью культурной жизни Петербурга. В то время театр был перестроен под руководством архитектора Тома де Томона и приобрел парадный вид. Но в 1811 в театре случился пожар, и все внутреннее убранство погибло, был поврежден и фасад здания. Через семь лет его восстановили, затем театр пережил еще одну важную перестройку, совершенную в 1836 Альберто Кавосом. Интересно, что в это время на сцене театра большой популярностью пользовалась опера отца архитектора Кавоса «Иван Сусанин». Это было, конечно, еще до создания Глинкой оперы с тем же названием.


Открылся перестроенный театр в 1836 постановкой той самой оперы «Жизнь за царя» Глинки. А ровно через 6 лет на этой же сцене впервые поставили «Руслана и Людмилу» работы того же композитора. Само собой, Большой театр стал по-настоящему знаменит. Правда, труппу театра постепенно переводили в Александринский и находящийся неподалеку Театр-цирк.

Здание современного Мариинского театра возведено на месте Театра-цирка

Дело в том, что в 1846 году был введен запрет на постановку опер русских композиторов, а русскую труппу заменили итальянской. Через 4 года запрет отменили, но ситуация едва ли улучшилась: собственного здания у русской труппы не было, и артисты давали представления в маленьком деревянном здании Театра-цирка.


В 1859 Театр-цирк сгорел, и вот именно на его месте и было возведено здание современного Мариинского театра. Руководил строительством все тот же Альберто Кавос. Театр назвали в честь супруги царя Александра IIМарии Александровны. Вы уже, наверное, догадались, что отпраздновали открытие нового театра постановкой оперы «Жизнь за царя».

Вторая половина XIXвека была временем расцвета театра. На его сцене ставили такие знаменитые произведения как «Борис Годунов» Мусоргского, «Орлеанская дева», «Чародейка», «Пиковая дама» Чайковского, «Псковитянка», «Майская дочь» и «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина, «Демон» Рубинштейна. В самом начале XXвека в репертуаре Мариинского театра была знаменитая театралогия Вагнера «Кольцо Нибелунга», «Электра» Рихарда Штрауса, «Хованщина» Мусоргского. Все эти имена и названия известны даже тем, кто далек от оперного искусства.


Балет не отставал от оперы. На сцене ставили не только классику («Корсара», «Жизель» и «Эсмеральду»), но и «Баядерку», «Спящую красиавицу», «Щелкунчика» и «Лебединое озеро». Знаменитой хореографией «Лебединое озеро» Чайковского обязано творческому союзу хореографов Иванова и Петипа.

В 1885 на сцену Мариинского перенесли почти все выступления со сцены закрывающегося Большого театра. На месте Большого Каменного театра возвели Санкт-Петербургскую консерваторию. В 1917 театр объявили Государственным, а в 1935 переименовали в честь С. Кирова. Но труппа не сидела без дела, в это время появляются новые известные оперы («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Саломея» и «Кавалер розы» Штрауса) и балеты («Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, «Ромео и Джульетта» Прокофьева).

В Великую Отечественную войну Мариинский театр эвакуирован в Пермь


Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь, где продолжал свою деятельность. В 1944 Мариинский приехал в Ленинград и отпраздновал возвращение угадайте чем? Правильно! «Иваном Сусаниным» Глинки. Так уж у театра повелось. В 60-х годах на сцене театра выступали знаменитые танцоры Нуреев и Барышников. В 1988 году руководство театром принял Валерий Гергиев, занимающий этот пост до сих пор. Мариинский театр активно сотрудничает со знаменитыми зарубежными театрами оперы и балета, в частности, с театром Ла Скала, Ковент Гарден, Метрополитен Оперой и Оперой де Бастиль.

Мариинский театр в Санкт-Петербурге входит в плеяду сценических площадок мирового уровня. Его посещение является важным пунктом туристической программы пребывания в Северной столице России. Официальный сайт Мариинки помогает ознакомиться с репертуаром театра и заранее забронировать билеты на спектакли.

Идейной основательницей театра считается императрица Екатерина II. По ее распоряжению была организована театральная труппа, выступавшая в помещении столичной консерватории. В 1783 г. состоялось открытие здания театра-цирка на Карусельной площади (позже сменившей название на Театральную). В результате пожара старый корпус сгорел. Новый театр было поручено возводить итальянскому зодчему Альберто Кавосу. Труппа находилась под патронатом императорской фамилии, потому получила имя супруги императора Александра II — Марии Александровны. Открытие Мариинского театра ознаменовалось премьерным показом оперы «Жизнь за царя» М.Глинки.

В конце 19 в. внутреннее пространство претерпело изменение. Архитектор В.Шретер существенно дополнил театральный комплекс помещениями с мастерскими, гримерками. Сцена была переоборудована для хореографических спектаклей. После установления власти большевиков Мариинский театр передали под опеку комиссариата просвещения. Во время Великой Отечественной войны труппа находилась в эвакуации за Уралом. В Перми артисты продолжали ставить спектакли и возвратились в Ленинград после снятия блокады. В начале 21 в. у Мариинки появились новые сцены в Петербурге и филиалы в других городах. С конца 80-х гг. художественным руководителем является дирижер В.Гергиев.

Реконструкции и первый спектакль

2 октября 1860 г. в здании Мариинского театра был дан 1-ый спектакль. Для премьеры выбрали патриотическую оперу Михаила Глинки «Жизнь за царя». Она стала «визитной карточкой» прославленного питерского театра. Однако историки считают, что звание 1-ой постановки должна носить опера Дж.Паизиелло «Лунный мир».

Основное здание Мариинки подвергалось нескольким реконструкциям:

  • в 1802-1803 гг. (по проекту Тома де Томона) изменена планировка и внешний вид
  • 1968–1970 гг. (по проекту Саломеи Гельфер) увеличено левое крыло здания, изъятие хрустальных осколков, вделанных в стены, нарушило акустику зала

Возвращение исторического названия

После установления советской власти в 1917 г. название театра было упразднено. Его стали именовать Государственным. В 1919 г. коллективу присвоили звание Академического. В 30-е гг. в память С.Кирова театр был удостоен права носить его имя.

Дважды театральная труппа награждалась почетными орденами:

  • Ленина (1939)
  • Октябрьской Революции (1983)

В январе 1992 г. Ленинградский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова получил свое историческое название — Мариинский.

Площадки

Мариинский театр обладает 6 сценическими площадками. Они расположены в разных городах Российской Федерации:

  • Санкт-Петербурге -3 (основная и вторая сцены, концертный зал)
  • Владикавказе – 2 (театр оперы и балета и филармония Северной Осетии)
  • Владивостоке – 1 (приморская)

Основное здание Мариинского театра

Мариинка -1, где находится главная сцена знаменитого театра, представляет собой старинное здание 19 века. Его проект разработан архитектором А. К. Кавосом и дополнен В. А. Шретером в конце 19 в. Корпус выполнен в стиле классицизма. Над купольным навершием возвышается башенка.

Внутреннее убранство поражает роскошью и великолепием отделки. Холл, фойе и зал украшают скульптуры, лепка, настенная роспись. Авторы живописных произведений:

  • Э. Фрачиоли
  • А. Головин

Рисунок занавеса на сцене соответствует текстура императорского шлейфа Марии Александровны. Он является эмблемой Мариинского театра.

Зал рассчитан на 1609 мест. Габариты сцены:

  • ширина — 30 м
  • глубина – 20 м
  • высота — 24-25 м

Вторая сцена

Мариинка-2 создавалась специально под нужды театра и в соответствие с современными техническими требованиями. Ее параметры:

  • вместимость зала – 2 тыс.чел
  • площадь — 80 тыс.кв.м
  • этажей – 7

Над проектом и благоустройством внутреннего пространства трудились архитекторы из России, Канады, Великобритании, Австрии. Зрительские места в зале расположены в несколько ярусов. Центральное положение занимает ложа для почетных гостей (аналог Царской ложи). Сцена оборудована техническими средствами, позволяющими быстро менять декорации. Глубина 80 м позволяет создавать мощный акустический эффект. Вторая сцена была открыта для приема публики в 2013 г.

Концертный зал (третья сцена)

Мариинка-3 создана на базе дореволюционных мастерских по производству декораций. Здание было построено в соответствие с эскизами архитектора В. Шрётера. В начале 21 в. оно полностью выгорело при пожаре.

Новое помещение разрабатывал тандем специалистов:

  • архитектор К.Фабр (Франция)
  • инженер Тойота (Япония)

Концертный зал предназначен для проведения вокальных и симфонических выступлений, а также аудиозаписи. Его основные характеристики:

  • объем -1,3 тыс. куб.м
  • вместимость — 1110 мест
  • длина – 52 м
  • ширина – 24 м
  • высота — 14 м

В 2009 г. в помещении смонтирован орган французского производства. Здание является памятником градостроительства и входит в перечень объектов культурного наследия РФ.

Приморская сцена

Самая удаленная сцена питерской Мариинки находится в Дальневосточном регионе. Она располагается в театре оперы и балета во Владивостоке. Новое здание строилось к саммиту стран АТЭС. Проектными работами занимались специалисты из Омска.

Корпус имеет 2 зала:

  • Большой – в форме подковы на 1 356 мест. Предназначен для крупномасштабных мероприятий и гала – концертов.
  • Малый – с одноуровневыми сценой и партером, рассчитанный на 305 мест. Для камерных спектаклей, мастер-классов.

В ходе строительства предпочтение отдавалось натуральным материалом (дерево, камень), что способствовало созданию мощного акустического эффекта. Также здание оборудовано снаряжением для нужд людей со специальными потребностями (пандусы, лифты). Открытие Приморской сцены состоялось в 2013 г.

Национальный театр оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания

Здание североосетинского театра оперы и балета во Владикавказе (ул.Тхапсаева, 18) с 2017 г. является сценической площадкой Мариинки. Комплекс помещений вдоль берега Терека был спроектирован архитектором И.В.Рябикиным в 1910 г. Строительные работы произведены в 50-х гг. под руководством архитектора Т. М. Бутаевой. Постройка объявлена национальным достояние республиканского значения.

Зал одновременно вмещает 680 человек. Сцена:

  • ширина – 14 м
  • высота – 12 м

Северо-Осетинская государственная филармония

С 2017 г. Мариинский театр арендует здание Северо-Осетинской филармонии. На протяжении 10 лет артисты из Санкт-Петербурга смогут производить сценическую деятельность в помещении бывшего лютеранского собора, расположенного по адресу: г.Владикавказ, ул.Миллера 34. Немецкая кирха (19 в.) была преобразована в культурно-просветительское учреждение в 1944г. В 2015-16 гг. в помещении осуществлен капитальный ремонт. Исторический облик сооружения остался неизменным.

Классическое наследие в репертуаре

Сценическая площадка Мариинского театра прославилась в истории театрального искусства России, как место проведение премьерных спектаклей классиков балетного и оперного жанра. В 19 — нач.20 в. артисты Мариинки были задействованы в первых постановках:

  • балетов — «Конёк-Горбунок», «Золотая рыбка», «Спящая красавица», «Раймонда», «Шопениана», «Петрушка»
  • опер – «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Русалка», «Каменный гость», «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Борис Годунов», «Орлеанская дева», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта», «Князь Игорь»

В советский период творческий багаж театральной труппы пополнялся спектаклями, пронизанными революционным духом и отвечающим требованиям социалистического реализма. Однако классические произведения не были забыты. Ежегодная афиша Мариинского театра обязательно включает, наряду с премьерами, полюбившиеся зрителям постановки из минувшего репертуара. На сцене Мариинки по-прежнему показывают «Лебединое озеро», «Жизель», «Кармен» и т.д.

Труппы

Творческий коллектив театра включает 2 труппы:

  • балетную
  • оперную

Балетная труппа зародилась в конце 18 в. Ее костяк составили придворные танцовщики, выпускники французской танцевальной школы под руководством Ж.Ланде. В 19-20 вв. с артистами Мариинки сотрудничали прославленные балетмейстеры:

  • Ш. Л. Дидло
  • М.Петипа
  • В. Мейерхольд
  • В. Вайнонен
  • Л.Якобсон
  • С.Каплан

В истории театра вписаны имена выдающихся танцовщиков — Вацлава Нежинского, Рудольфа Нуриева, Михаила Барышников. Славу русского балета утверждали и поддерживали балерины — Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Галина Уланова. До начала 19 в. на сцене Мариинского театра выступали преимущественно иностранные артисты. В 30-40-х гг. 19 в. постепенно формируется русская оперная труппа. Репертуар театра постоянно пополнялся новыми операми европейских и российских композиторов, что способствовало расширению труппы и привлечению в ее состав артистов с исключительными певческими данными.

  • Осип Петров
  • Федор Шаляпин
  • Медея и Николай Фигнер
  • Софья Преображенская
  • Леонид Собинов

В составе трупп артисты со званиями заслуженный и народный, лауреаты национальных и международных конкурсов.

Фестивали

Артистический коллектив Мариинского театра принимает активное участие в культурных мероприятиях, организуемых в городе на Неве. С1993 г., по инициативе В.Гергиева, в Северной столице регулярно проводится фестиваль искусств «Звёзды белых ночей». Он имеет статус международного, высоко зарекомендовал себя на мировом уровне и входит в Топ-10 музыкальных концертных программ классического жанра.

Во время фестиваля на подмостках Мариинки выступают самые известных исполнители и коллективы, которые представляют новинки в области симфонической и камерной музыки, оперы и балета. «Звёзды белых ночей» помогают раскрыться новым талантам, установить тесные партнерские связи между театральными труппами. Жители и гости города имеют возможность в рамках фестиваля поближе познакомиться с национальным искусством и культурным наследием других стран.

Сцены театра принимают целый ряд жанровых фестивалей:

  • балетный «Мариинский»
  • оркестровой духовой музыки «Брасс вечера в Мариинском»
  • современной музыки «Новые горизонты»

Театральные постановки из репертуара Мариинки постоянно входят в фестивальные программы Московская пасхальная и «Масленица». Руководство театра уделяет большое внимание приобщению подрастающего поколения к шедеврам мировой классики. Специально для детей и молодежи в Мариинском театре устраивают:

  • фестиваль детских музыкальных театров-студий
  • школы искусств в гостях у театра
  • детско-юношеских оркестров «Мариинский NEXT»

Время работы и цены на билеты

В Санкт-Петербурге? История театра начинается с 1783 года, когда указом Екатерины Великой о создании учреждения «для управления музыкой и зрелищами» создается Большой Каменный театр на площади, именуемой с тех пор Театральной. В Большом театре шли все самые знаменитые оперы того времени; здесь выступали итальянская, французская и русская труппы. Театр постоянно требовал реконструкции, поэтому не раз перестраивался различными архитекторами. В 1859, находившийся рядом с Большим театром Театр-цирк сгорел и на его месте был выстроен Мариинский театр. Архитектор А.Кавос создал здание, а также зрительный зал Мариинского театра. Для Мариинского театра архитектор разработал сцену, которая полностью соответствовала технологиям своего времени. С этого момента можно говорить об истории создания Мариинского театра как об истории создания целой эпохи.

Актеры Мариинского театра быстро завоевали популярность у публики. Каждый режиссер Мариинского театра стремился поставить оперу или балет не хуже, чем на сцене Большого Каменного театра. Главный дирижер Мариинского театра вместе с оркестром исполнял музыкальные произведения Чайковского, Россини, Штрауса, Бородина, Мусоргского. В 1869 году хормейстером балетной труппы стал Мариус Петипа, который начал в Мариинском театре в Санкт-Петербурге историю балета с совершенно новой хореографией. Под руководством Петипа актерами Мариинского театра впервые ставятся балеты «Спящая красавица», «Баядерка», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и многие другие.

В 1885 году Большой Каменный театр закрывается на реконструкцию, а большая часть спектаклей переносится в Мариинский театр. История строительства Мариинки возобновляется. В это же время Мариинке пристраивается трехэтажный корпус, где располагаются мастерские Мариинского театра. Теперь художники расписывают декорации, шьют костюмы и хранят часть реквизита в мастерских Мариинского театра. В 1886 году Большой театр сносят, и все спектакли проходят в Мариинке. В 1894 году архитектор Шретер расширяет зрительское фойе, видоизменяет главный фасад и заменяет деревянные стропила на стальные и железобетонные в зрительном зале Мариинского театра.

В 1917 году Мариинский театр в Питере становится государственным. В 1935 году получает новое название в честь С.М.Кирова. В 20-30-ые годы режиссеры Мариинского театра ставят произведения советских композиторов: С.Прокофьева, А.Берга, а также работы современных зарубежных композиторов, например, Р.Штрауса. Как гласит Википедия, Мариинский театр в это время становится прародителем русского драмбалета. Но сцене Мариинского театра в Питере ставятся «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, «Красный маяк» Глиэра и другие. Во время Второй мировой войны, согласно Википедии, Мариинский театр эвакуируют в Пермь, где театр продолжает функционировать. После войны в 1968-1070-ых годах проходит последняя реконструкция театра под руководством С.Гельфер, которая завершает историю строительства Мариинского театра.

В 1988 году на пост главного дирижера приходит Валерий Гергиев, и с этого момента начинается современная эпоха театра балеты и оперы. Создается музей Мариинского театра, в котором хранятся костюмы, декорации знаменитых художников и многое другое. Музеем Мариинского театра проводятся экскурсии по закулисью театра. Также под эгидой Гергиева создается лейбл Mariinsky и начинается строительство второй сцены театра. В 2006 году театру подарили новый Концертный зал на улице Декабристов 37. Кроме того, театру было возвращено его первоначальное название – Мариинский.

1917-1967

Государственный академический Мариинский театр - старейший русский музыкальный театр. В истории и развитии классического и советского оперного и балетного искусства ему принадлежит выдающаяся роль.

Оперные спектакли устраивались в Петербурге на протяжении XVIII века, но датой основания театра принято считать 1783 год, когда спектакли стали показывать в так называемом Каменном театре (впоследствии он был перестроен для консерватории). Здание, в котором ныне находится театр, построено в 1860 году архитектором А. Кавосом.

Как раньше, так и теперь формирование и пополнение труппы проводится в основном из числа выпускников старейшего учебного заведения - Санкт-Петербургской консерватории, основанной в 1862 году, и балетной школы, основанной в 1738 году, ныне называющейся Академией русского балета имени А. Я. Вагановой.

Деятельность блистательной плеяды представителей русской музыкальной культуры связана с Мариинским театром на протяжении всей его двухвековой истории. Это - дирижеры А. Кавос, К. Лядов, Э. Направник; режиссеры О. Палечек, Г. Кондратьев; балетмейстеры Ш. Дидло, М. Петипа, Л. Иванов, А. Горский, М. Фокин; художники К. Коровин, А. Головин, А. Бенуа. Его сцену украшали выступления прославленных певцов О. Петрова, И. Мельникова, Ф. Комиссаржевского, Е. Збруевой, Е. Мравиной, Н. Фигнера, Л. Собинова, Ф. Шаляпина. Слава русского балета многим обязана А. Истоминой, А. Павловой, Т. Карсавиной, В. Нижинскому, Н. Легату.

На сцене нашего театра впервые прозвучали гениальные творения классиков русской музыки: «Иван Сусанин» (1836) и «Руслан и Людмила» (1842) Глинки, «Русалка» Даргомыжского (1856), «Псковитянка» Римского-Корсакова (1873), «Борис Годунов» Мусоргского (1874), «Орлеанская дева» (1881), «Мазепа» (1884), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890) Чайковского, «Князь Игорь» Бородина (1890). Многие шедевры мировой оперной классики, в том числе «Севильский цирюльник» Россини (1822), «Дон-Жуан» Моцарта (1828), «Травиата» (1868), «Риголетто» (1878) и «Отелло» (1887) Верди впервые были исполнены на русском языке в постановке Мариинского театра. Специально для этого театра Верди написал оперу «Сила судьбы» (1862). Театр славился своими постановками вагнеровских опер, в особенности сценическим осуществлением всей тетралогии «Кольцо нибелунга» (1900-1905 гг.).

Своего расцвета на этой сцене достигло и балетное искусство в постановках «Спящая красавица» (1890), «Щелкунчик» (1892), «Лебединое озеро» (1895) Чайковского, «Раймонда» (1898) Глазунова, «Шопениана» (1908). Эти спектакли стали гордостью русского и мирового балетного театра и по сей день не сходят со сцены.

Новый этап истории театра, ставшего на путь подлинного служения народу, начался только после Великой Октябрьской революции.

С первых дней установления Советской власти государственные и партийные организации проявляют большую заботу о творческой жизни и условиях быта огромного коллектива театра. В 1920 году он получил наименование академического театра оперы и балета. В 1935 году ему присвоено имя С. М. Кирова, выдающегося деятеля Коммунистической партии и Советского государства. Из государственного бюджета ежегодно ассигнуются большие суммы для создания необходимых условий творческой работы театра. Важно, что решен пенсионный вопрос, и артисты, проработавшие 20-30 лет (в зависимости от их специальности), обеспечиваются пенсией. Освобождающиеся вакансии используются для привлечения в труппу новых талантливых исполнителей.

Очень важно отметить, что оберегая великие и прогрессивные традиции русской классической музыки, творческий коллектив театра, его выдающиеся артисты приумножили славу своих знаменитых предшественников.

Творческое содружество с советскими композиторами Б. Асафьевым, Ю. Шапориным, Д. Шостаковичем, С. Прокофьевым, Р. Глиэром, Т. Хренниковым, О. Чишко, А. Крейном, В. Соловьевым-Седым, А. Петровым. К. Караевым, И. Дзержинским, Д. Кабалевским, В. Мурадели, А. Холминовым и многими другими определило важнейшие идейно-художественные завоевания театра, его постоянное стремление закрепиться на позициях искусства социалистического реализма.

Исключительно большая роль в претворении партитуры в полноценные высокохудожественные музыкально-сценические произведения принадлежит В. Дранишникову, А. Пазовскому, Б. Хайкину, многие годы занимавшим пост главного дирижера. А рядом с ними - С. Ельцину, Д. Похитонову, Е. Мравинскому, Е. Дубовскому.

В послереволюционные годы свой вклад в работу театра внесли режиссеры Вс. Мейерхольд, С. Радлов, Э. Каплан. Большая же часть репертуара театра и огромная работа над овладением реалистическим стилем актерской игры обязаны деятельности Л. Баратова, И. Шлепянова, Е. Соковнина в качестве главных режиссеров.

В летопись балетной труппы театра яркие страницы вписали А. Ваганова, чью роль в истории хореографической педагогики трудно переоценить; балетмейстеры Ф. Лопухов, В. Вайнонен, В. Чабукиани, Л. Лавровский, Б. Фенстер. Их балетмейстерский талант раскрылся в интересном н глубоком воплощении лучших спектаклей постоянного репертуара. Ближайшими творческими соратниками режиссеров, дирижеров и балетмейстеров были художники В. Дмитриев, Ф. Федоровский, С. Вирсаладзе, С. Юнович, декорации и костюмы которых в таких спектаклях, как «Борис Годунов», «Легенда о любви», «Иван Сусанин», «Царская невеста» и др., органически слились с музыкой и ее трактовкой.

На протяжении нескольких десятилетий успехам нашего театра способствовала плодотворная работа выдающихся певцов И. Ершова, П. Андреева, Р. Горской, В. Касторского, С. Мигая, М. Рейзена, С. Преображенской, В. Сливинского, Г. Нэлеппа, О. Кашеваровой, И. Яшугина, Н. Серваль, К. Лаптева, А. Халилеевой, Л. Ярошенко; выдающихся солистов балета Е. Люком, М. Семеновой, Г. Улановой, О. Иордан, Н. Дудинской, Ф. Балабиной, Т. Вечесловой, В. Чабукиани, К. Сергеева, С. Каплана, Г. Кирилловой, Н. Анисимовой, А. Шелест, И. Бельского, В. Ухова и других.

Наличие таких творческих сил в составе театра позволило вести неустанную работу по сохранению лучших образцов оперной и балетной классики и введению в репертуар все новых и новых музыкально-сценических произведений. Показательно, что за период с 1924 по 1967 год театром поставлено 63 новых оперы и балета советских композиторов. Лучшие из них на многие годы вошли в постоянный репертуар. Опера Т. Хренникова «В бурю» была показана 74 раза, «Семья Тараса» Д. Кабалевского - 72, «Декабристы» Ю. Шапорина - 86; балеты: «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева - 386 раз, «Лауренсия» А. Крейна - 113, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева - 100, «Медный всадник» Р. Глиэра - 321, «Спартак» А. Хачатуряна - 135 раз. Прочно вошли в репертуар и более «молодые» спектакли, такие как «Тарас Бульба» В. Соловьева-Седого, «Каменный цветок» и «Золушка» С. Прокофьева, «Легенда о любви» А. Меликова, «Ленинградская симфония» на музыку Д. Шостаковича, «Судьба человека» И. Дзержинского.

Готовясь к празднествам 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции, театр разработал трехлетний план, в который вошли произведения советских композиторов и классиков русской и зарубежной музыки.

Уже поставлены оперы «Октябрь» В. Мурадели, «Повесть об одной любви» Д. Толстого, «Оптимистическая трагедия» А. Холминова, его же «Анна Снегина», «Питер Граймс» современного английского композитора Б. Бриттена, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Волшебная флейта» В. Моцарта, «Гуняди Ласло» классика венгерской музыки Ф. Эркеля. Последняя балетная премьера - «Страна чудес» ленинградского композитора И. Шварца; близка к завершению работа над балетом «Горянка» дагестанского композитора М. Кажлаева. Мы многого ждем от творческого содружества с композиторами Д. Шостаковичем, И. Дзержинским, М. Матвеевым, Н. Червинским, В. Веселовым. Их работы - это ближайшее будущее нашей сцены.

Репертуар театра велик. Он включает 36 опер и 29 балетов. С радостью думается о том, что из 65 спектаклей 28 опер и балетов принадлежат перу советских композиторов.

Для того, чтобы этот большой репертуар был доведен до высокого художественного уровня и захватил зрительный зал, необходимо обеспечить каждый из многочисленных «цехов» нашего «производства художественных ценностей» высококвалифицированным руководством и соответствующим составом исполнителей. Главный дирижер театра - один из крупнейших дирижеров страны, народный артист СССР Константин Симеонов; главный режиссер - широко известный по своим работам в музыкальном театре и кино, заслуженный деятель искусств РСФСР Роман Тихомиров; главный балетмейстер - известный хореограф, в прошлом выдающийся солист балета, народный артист СССР Константин Сергеев; хором руководит опытный мастер - заслуженный артист РСФСР Александр Мурин; народный художник РСФСР Иван Севастьянов является главным художником театра.

Как бы высоко мы ни оценивали работу руководителей всех разделов художественной деятельности театра, для зрителей, заполняющих каждый вечер театральный зал, лицо театра определяют прежде всего артисты-исполнители. Достойно представляют художественный уровень прославленной труппы народный артист СССР Б. Штоколов, народные артисты РСФСР Г. Ковалева, Р. Баринова; заслуженные артисты РСФСР B. Атлантов, В. Кравцов, И. Новолошников, Т. Кузнецова; солисты Л. Филатова, В. Морозов, И. Богачева, Л. Морозов, В. Киняев, С. Бабешко, М. Черножуков, В. Малышев, А. Шестакова, К. Словцова, Э. Краюшкина, В. Топориков; известные солисты балета народная артистка СССР И. Колпакова; народные артисты РСФСР К. Федичева, А. Осипенко, Ю. Соловьев; заслуженные артисты РСФСР В. Семенов, C. Викулов, И. Генслер, О. Заботкина; солисты Н. Макарова, О. Соколов, Э. Минченок, К. Тер-Степанова и др.

Непременно следует отметить работу в театре народных артистов РСФСР В. Максимовой, И. Зубковской, Н. Кургапкиной, Н. Кривули, И. Алексеева, И. Бугаева, Б. Брегвадзе, А. Макарова; заслуженных артистов РСФСР Л. Грудиной, В. Пучкова, Н. Петровой, О. Моисеевой и др.; дирижеров Д. Далгата, В. Широкова, балетмейстеров Л. Якобсона, Ю. Григоровича, И. Бельского; педагогов-репетиторов Н. Дудинской, Т. Вечесловой, С. Каплана; хормейстера Б. Шиндер.

Росту молодых артистов театр уделяет большое внимание. Молодежь составляет треть нашей труппы. Поэтому регулярно проводятся смотры молодежи и планомерные вводы молодых исполнителей в оперные и балетные спектакли. Нас радуют успехи молодых артистов О. Глинскайте, М. Егорова, Г. Комлевой, П. Большаковой. В. Афанаскова, В. Бударина, Д. Марковского, Л. Ковалевой, Е. Евтеевой, дирижера В. Федотова и хормейстера Л. Теплякова. Недавно театр привлек к работе молодого талантливого балетмейстера О. Виноградова и принял в труппу способного, перспективного танцовщика М. Барышникова.

Оркестр театра представлен высококвалифицированными артистами, в числе которых немало лауреатов международных и всесоюзных конкурсов. В настоящее время он является одним из лучших оркестровых коллективов страны.

Хор, насчитывающий в своем составе сто артистов, отличается чистотой строя, ансамблевостью, четкостью дикции.

Из массовых коллективов необходимо отметить и наш кордебалет, по праву заслуживший высокую оценку зрителей в нашей стране и за рубежом.

Подготовка и проведение спектаклей требуют не только участия представителей музыкальных и хореографических профессий, но и огромной работы художественно-постановочной части и мастерских. Здесь трудятся опытные мастера - гримеры, костюмеры, бутафоры, осветители. монтировщики и др. Ими руководили многие годы старейшие специалисты Н. Иванцов (в театре), А. Беляков (в мастерских). Сейчас постановочную часть возглавляет Ф. Кузьмин, а театральные мастерские - Б. Корольков. Необходимо также отметить художников-декораторов Н. Мельникова, С. Евсеева, М. Зандина, отдавших работе в театре много лет.

Театр имени С. М. Кирова - одни из крупнейших в стране, его коллектив без театральных мастерских насчитывает более 1000 человек. В нелегком деле организации производственно-творческого процесса, охватывающего все стороны жизни театра, принимают участие управления оперы, балета, репертуарно-литературная часть, плановый отдел, группа по организации зрителей. Добрую память по себе оставили бывшие директора театра В. Асланов, В. Бондаренко, Г. Орлов и бывшие заведующие режиссерским управлением В. Кривалев и А. Пикар.

Значительную роль в установлении принципиальных линий развития репертуарной политики театра, в решении наиболее сложных творческих вопросов играет художественный совет театра, в состав которого входят главный дирижер народный артист СССР К. Симеонов, главный режиссер заслуженный деятель искусств РСФСР Р. Тихомиров, главный художник народный художник РСФСР И. Севастьянов, главный балетмейстер народный артист СССР К. Сергеев, главный хормейстер заслуженный артист РСФСР А. Мурин, заведующая репертуарно-литературной частью Т. Боголепова, ведущие солисты народные артисты СССР Б. Штоколов, И. Колпакова; народные артисты РСФСР Г. Ковалева, Р. Баринова, К. Федичева, Ю. Соловьев; солисты оркестра О. Барвенко, Л. Перепелкин, А. Казарина; педагоги-репетиторы народная артистка СССР Н. Дудинская, заслуженный артист РСФСР С. Каплан, представители творческих союзов - композиторы Б. Арапов, В. Богданов-Березовский, М. Матвеев, художник С. Дмитриева и др.

Коллектив тесно связан с широкими массами зрителей. Только в течение 1966 года в театре и на выездных спектаклях побывало около 600 000 человек.

В 1940 году театр успешно принимал участие в Декаде ленинградского искусства в Москве; в 1965 году провел большие гастроли в столице нашей Родины. На спектаклях, проходивших в Большом театре и Кремлевском Дворце съездов, побывало 140 000 зрителей. В 1964-1966 годах свыше 700 000 зрителей присутствовало на спектаклях и концертах наших артистов в Греции, Италии, Англии, Бельгии, Франции, США и Канаде. Множество зрителей ГДР, Болгарии, Чехословакии, Венгрии побывало на выступлениях ведущих солистов нашего театра.Таким образом, за прошедшие годы театр широко пропагандировал советское искусство среди зрителей Советского Союза и зарубежных стран, высоко оценивших его спектакли.

За заслуги в развитии советского искусства в 1939 году театр награжден орденом Ленина. Большая группа работников за прошедшие годы награждена орденами Советского Союза, шестидесяти шести деятелям театра присвоены почетные звания народных артистов, заслуженных деятелей искусств, заслуженных артистов, десять удостоены звания лауреатов Государственных премий, двенадцать награждены значками Министерства культуры «За отличную работу». За успешное участие в конкурсах шестьдесят артистов получили звание лауреатов международных и всесоюзных конкурсов.

Многие артисты и другие работники театра награждены боевыми орденами Советского Союза и медалью «За оборону Ленинграда». Защищая Родину в период Великой Отечественной войны, около 300 работников театра погибло на фронтах и при обороне Ленинграда.

В настоящее время коллектив ведет большую шефскую работу в частях Советской Армии. За активное участие и хорошие результаты по шефству театру передано на хранение переходящее красное знамя Министерства обороны СССР. Шестьдесят пять артистов награждены почетным значком «Отличник культурного шефства над вооруженными силами СССР». Театр проводит значительную работу по культурному шефству на предприятиях города и в сельской местности Ленинградской области.

Не останавливаться на достигнутом, настойчиво решать идейно-творческие задачи, выдвигаемые современностью, участвовать своим искусством в борьбе за построение коммунистического общества, за подъем музыкальной культуры - вот путь, по которому движется театр, вдохновляемый великими идеями партии Ленина, приведшей страну и народ к знаменательному 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

П. И. Рачинский. «Театр великих традиций и исканий», 1967 год




Top