Марина Семенова, советская балерина: биография, личная жизнь, творчество. Биография марины семеновой

В день рождения Марины Тимофеевны АиФ.ru вспоминает самые интересные моменты биографии знаменитой танцовщицы

Марина Семенова и Алексей Ермолаев в балете Петра Чайковского «Щелкунчик», 1939 год. Фото РИА Новости

Семья

Родилась будущая легенда мирового балета в 12 июня 1908 года, в Санкт-Петербурге, в семье мелкого служащего. Отец рано умер, и мать осталась с шестью детьми на руках. Пришлось выходить замуж снова — одной прокормить столько голодных ртов было невозможно. Конечно, вряд ли Марина стала бы танцовщицей, если бы не счастливый случай в лице подруги матери — Екатерины Кариной , которая увлекалась балетом и вела свой детский танцевальный кружок. Именно в этом кружке впервые раскрылся талант Семеновой — маленькая златовласая девочка покорила всех естественной грацией и природной пластикой. Карина смогла оценить способности талантливого ребенка и уговорила мать и отчима отдать Марину в хореографическое училище. Так в десять лет Семенову повели поступать в училище.

Но приемная комиссия в худенькой маленькой девочке балерину не увидела. Спас ее для будущей карьеры солист Мариинского театра Виктор Семенов — он заступился за однофамилицу и девочку взяли учиться. После поступления Марина переехала из родного дома в интернат. На дворе стояли суровые революционные годы, и жилось всем, а особенно работникам искусства, далеко не сладко.

Первые шаги на сцене

Первый год она занималась в классе Марии Федоровны Романовой , матери Галины Улановой . Марина была ученицей озорной, но очень одаренной, и из первого класса ее перевели сразу в третий — класс знаменитой балерины Агриппины Вагановой , известной своей строгостью к ученикам. Однако, Ваганова покорила новую ученицу своим блеском и между ними установились теплые отношения, продлившиеся всю жизнь.

В тринадцать лет Марина, в качестве ученицы Ленинградского хореографического училища впервые дебютировала на сцене в балете «Волшебная флейта».

Но настоящим триумфальным сценическим дебютом Семеновой стало выступление на сцене Академического театра оперы и балета в «Дон Кихоте». Критика захлебывалась от восторга, расточая похвалы юной балерине.

Марина Семенова, 1951 год. Фото РИА Новости

После училища Семенову приняли в труппу Мариинского театра, причем сделав для нее исключение: все молодые балерины обязаны были пройти через кордебалет, а Семенову сразу поставили на основные партии. Партнером ее стал Виктор Семенов — тот самый, который принимал ее в хореографическое училище.

Семенов стал для молодой танцовщицы не только педагогом, посвятившим ее в святая святых искусства, но и первой любовью — вскоре Марина и Виктор стали мужем и женой.

Триумф в Большом

В сентябре 1930 года Семенова впервые выступила на сцене Большого театра — в образе Ники в балете «Баядерка». Московская публика отнеслась к прибытию ленинградской балерины настороженно — думали, что справиться с партией ей помешает пресловутый «академизм» балетной школы северной столицы. Однако, Семенова явила сочетание столь безупречной виртуозной техники и страсти исполнения, что Москву захлестнула волна восторга. Выйдя на сцену в обтягивающем тело лифе, в короткой юбке, открывающей сильные ноги и черными косами, змеящимися по плечам, молодая балерина произвела фурор.

Луначарский во время своего визита во Францию хвастался Дягилеву , что в советской России есть еще великие балерины, а Стефан Цвейг , который видел Семенову на сцене, испытал настоящее потрясение, которое подробно описал своих записках.

Семенова стала примой. Особенно запоминающейся в ее исполнении была одна из самых сложных ролей — Лебедя в «Лебедином озере». В этом балете Марина танцевала 25 лет, покорив не только свою родину, но и Запад. Во Франции Семенова покорила зрителей партией Жизель.

Марина Семенова в балете «Пламя Парижа». Фото: РИА Новости

Личная жизнь

Брак с Виктором Семеновым продлился недолго — сказывалась стремительная карьера молодой балерины. Когда она в 1930 году переехала из родного города в Москву, то познакомилась там со Львом Караханом — революционером и дипломатом. Красота Семеновой тогда расцвела полным цветом, по свидетельствам современников, балерины была неотразима, царственно-прекрасна, а профессиональная пластика придавала ее походке и жестам утонченную обворожительность. Карахан на момент женитьбы на Семеновой был заместителем наркома иностранных дел СССР, дважды женатым отцом троих детей. Однако, балерину «красный» дипломат покорил, и в тот же год она стала его третьей женой. Впрочем, и тут семейное счастье великой танцовщицы длилось недолго — в 1937 году Лев Карахан был отозван с должности и отдан под суд как «враг народа» и изменник. Его расстреляли спустя пять месяцев после ареста, оставив Семенову на положении опальной вдовы.

Конечно же, судьба мужа повлияла на балерину — она надолго оказалась «невыездной» и даже сидела под домашним арестом. Однако, Семенова была столь на виду и обладала таким уникальным (и полезным советскому искусству) талантом, что ее не тронули и она смогла продолжать работать.

Третьим мужем Семеновой стал актер Всеволод Аксенов , которому она родила дочь Екатерину.

Последние годы

Уйдя со сцены, Марина Семенова стала преподавать: до 1960-года она обучала новое поколение балерин в Московском хореографическом училище, а с 1997 года стала профессором РАТИ.

Среди ее знаменитых учеников такие «звезды» отечественного балета как Майя Плисецкая , Нина Тимофеева , Марина Кондратьева , Надежда Павлова , Галина Степаненко , Николай Цискаридзе .

Марина Тимофеевна прожила долгую жизнь и скончалась на 103 году жизни у себя дома, в Москве 9 июня 2010 года.

Легендарная балерина Марина Семенова скончалась в среду у себя дома в Москве на 102-м году жизни, сообщил РИА Новости генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов.

«Большой театр, как и весь русский балет, скорбит. Ушла легенда, с которой связаны лучшие страницы истории Большого театра. До последней минуты Марина Тимофеевна Семенова оставалась верна Большому театру, где вначале блистала как прима-балерина, затем была мудрейшим и необходимейшим педагогом. Фактически, самим своим существованием она определяла высочайшую планку русского балета», — сказал Иксанов.
(отсюда)

Семенова танцевала в труппе ленинградского Государственного академического театра оперы и балета, в Большом театре, в Парижской национальной опере. Среди исполненных ею партий -- Одетта-Одиллия в «Лебедином озере» Чайковского, Аврора и Флорина в «Спящей красавице» Чайковского, Никия в «Баядерке» Минкуса, Царь Девица в «Коньке-Горбунке» Пуни, Раймонда в одноименном балете Глазунова, «Жизель» Адана, Маша в «Щелкунчике» Чайковского.

Всего несколько дней не дотянула до своего 102 дня рождения...
Что ж, она прожила интересную жизнь, и даже в пожилом возрасте оставалась в Большом театре, передавала свой опыт молодым.

Балериной Марина Семенова стала случайно, родители к театру отношения не имели.Отец рано умер.У матери осталось шестеро детей. Появился отчим, к детям он относился хорошо.Марину решили отдать в хореографическое училище.
Девочка была слабой и приемная комиссия (в ней была Ваганова) не захотела ее принимать. В комиссии был танцовщик Владимир Семенов, он уговорил комиссию принять его однофамилицу.
Марина успешно училась в классе Марии Романовой (матери Галины Улановой) и ее сразу перевели в третий класс, что было для училища необычно.
Дальше Марина училась у Вагановой. Своими талантливостью и усердием девочка завоевала сердце сурового педагога, каким была Агриппина Яковлевна.
С Вагановой Семенова поддерживала связь до смерти наставницы. Первым мужем Марины стал Владимир Семенов,который был партнером по балетным выступлениям.

Свои первые выступления Марина Семенова начала в Мариинском театре в трудный для русского балета период. Многие артисты эмигрировали, а новый зритель отвергал классический балет, как "классово чуждое искусство".
Успех балерины во время выступлений способствовал спасению классического балета. Семенова в совершенстве владела высоким динамичным прыжком, стремительными вращениями.
Ее выступление в Париже на сцене Гранд-опера было триумфальным, что вызвало зависть и ревность у партнера по танцу Сержа Лифаря.


В балете "Лебединое озеро"


В балете "Баядерка"

В 1930 году Семенову перевели в Москву в Большой театр.
Став примой Большого театра, Семенова получила славу, звания, награды, но ролей, достойных ее таланта,не получила. Обладая независимым характером и острым языком, Семенова чудом избежала сталинских репрессий. Был расстрелян ее второй муж Лев Карахан, посол СССР в Турции.

У Марины Семеновой есть дочь Екатерина Аксенова (от Всеволода Аксенова),тоже балерина и педагог.
Есть внуки и правнуки.

Танцевать Марина Тимофеевна Семенова закончила в 1952 году.
Но с балетом не рассталась! Она много лет преподавала, своим ученицам Мария Тимофеевна передавала свое мастерство и любовь к балету.
С 1953 года Семенова работала педагогом-репетитором Большого. Ее учениками были Майя Плисецкая, Нина Ананиашвили, Наталья Бессмертнова, Людмила Семеняка, Наталия Касаткина, Николай Цискаридзе. ...
Среди учениц есть уже известные балерины Наталия Бессмертнова, Нина Тимофеева, Надежда Павлова, Наталия Касаткина.

Екатерина Максимова – легенда российского балета, прима Большого театра, блиставшая на его подмостках 30 лет. Артистка академического направления, наследница принципов императорского балета, она прославилась виртуозностью и воздушной грацией. Екатерину Максимову называли «Мадам Нет». Она обладала твердым характером, настойчивостью и уверенностью, но если вопрос касался творчества, балерина отвечала неизменным: «Нет, я не смогу». Но рядом оказывались те, кто верил в нее больше, чем она сама.

Детство и юность

Будущая звезда балета родилась в столице в 1939 году в семье московских интеллигентов. Ее дедушка Густав Шпет – русский психолог и философ, теоретик искусства, в чьих жилах смешалась австро-венгерская кровь от отца и польская от матери. Екатерина родилась через два года после смерти знаменитого деда. Бабушка – Наталья Константиновна – дочь московского предпринимателя Константина Гучкова. Мама – журналистка.

Маленькая Катя не мечтала ни о сцене, ни об искусстве. Подвижная и непослушная девочка хотела стать кондуктором или пожарным. Первой «распознала» в Кате балерину мама. Она отвела подвижную девочку к соседке – балерине Екатерине Гельцер. Но та не жаловала шумную тезку и отказалась смотреть. Тогда за дело взялась бабушка Кати. Женщина показала внучку балетному «светиле» Василию Тихомирову. Тот, посмотрев маленькую Максимову, вынес утешительный вердикт.


В хореографическое училище Екатерина поступила в 10 лет, преодолев конкурс в 80 человек. Через полгода девочка вышла на сцену. Первые эпизодические роли в спектаклях «Золушка» (птичка в свите феи Весны) и «Щелкунчик» (партии снежинки, куклы, Маши-девочки) продемонстрировали, что у Кати Максимовой большое будущее. Роль Маши в «Щелкунчике» принесла юной балерине первую награду – премию Всесоюзного конкурса артистов балета.


Училась москвичка в классе Елизаветы Гердт, став ее любимой ученицей. Но в «Масика», как называла Елизавета Павловна взбалмошную девочку, педагог не раз запускала предметами, находящимися в руках. В 1958 году Максимова окончила училище. Ее вес при росте 157 см составлял 47 кг, но вскоре, после зачисления в труппу Большого театра, Катя весила 40 килограммов. Педагогом-репетитором юной балерины стала .

Балет

В балетной труппе БТ Екатерина Максимова проработала с 1958 по 1988 год. Талантливой балерине сразу доверили сольные партии, тогда как ее ровесницы прошли этап кордебалета. Пластичная, с филигранно отточенной техникой – Екатерина Максимова казалась прирожденной балериной классических спектаклей. Но доверив танцовщице современные партии, постановщики увидели, что Максимова – универсальна, и ее возможности безграничны.


В следующем году после поступления в БТ Максимова отправилась на гастроли в Америку и Канаду. Восхищенная публика назвала русскую танцовщицу «маленьким эльфом» за невероятную воздушность. В том же году балерине вручили золотую медаль на венском Всемирном фестивале молодежи. Последовали гастроли в Китай, затем в Данию, Норвегию и Финляндию.

Но новую ступень мастерства Екатерина Максимова поднялась, когда из Ленинграда в Москву пригласили молодого балетмейстера Юрия Григоровича. Он поставил балет «Каменный цветок», доверив Максимовой главную партию – Екатерины. Григорович требовал от танцовщиков и мастерства, и одушевленной актерской игры. Максимова с ролью справилась: в танце ее Екатерина трансформируется из лирической русской девушки в сильную женщину, которая борется за любовь.


В следующем году творческая биография Екатерины Максимовой обогатилась ролью в 11-ом вальсе «Шопенианы». В 1961-м артистка снялась в фильме для европейских и американских зрителей «СССР с открытым сердцем», где сыграла роль Жизели. Премьера состоялась в Париже. Партию Марии в балете «Бахчисарайский фонтан» балерина получила «в наследство» от Улановой, ранее исполнявшей эту роль. Мария Екатерины Максимовой иная, не «улановская», но не менее яркая.

Творческий союз с Владимиром Васильевым – уверенным и талантливым артистом балета – сыграл большую роль в карьере Максимовой. Вместе они составили гармоничную пару, которая дополняла друг друга, не конкурируя в мастерстве.


В 1965 году танцовщица исполнила роль Китри в «Дон Кихоте». Премьера в БТ стала сенсацией года в культурной жизни столицы. Партия Китри требовала от балерины невероятной скорости, стремительности. Высокие прыжки «жете» сменялись мелкими шажками «па» и энергичными вращениями, как и задумал балетмейстер Мариус Петипа. Зал замирал в восхищении и взрывался овациями.

Китри Максимовой отличалась от партий балетных звезд и Суламифи Мессерер: в исполнении Екатерины героиня «Дон Кихота» – не темпераментная испанка, а бесшабашная русская. Московские поклонники балета не пропускали выступлений звезды, покупая билеты на несколько представлений сразу.


В 1968 году Юрий Григорович поставил на сцене БТ балет «Спартак», в котором партию Фригии доверил приме театра – Екатерине Максимовой. Драматическую партию балетмейстер создал специально для Максимовой. Сложнейший хореографический рисунок, акробатические элементы и поддержки танцовщица исполнила технично, наделив героиню характером, вдохнув душу.

Максимова и Васильев стали символами Большого театра 1970-80-х. Побывать в столице и не посмотреть балет с Екатериной Максимовой считалось моветоном. Казалось, триумфам не будет конца, но в середине 1970-х на репетиции « » балерина неудачно вышла из верхней поддержки и травмировала позвоночник.


Вскоре Екатерина Максимова возобновила выступления, хотя боль в спине не прекратилась. Звезда спешила, готовились съемки фильма «Спартак», где у нее была партия Фригии. Из-за поспешности балерина травмировала позвоночник снова. На этот раз последствия оказались трагичными: после месяцев неподвижности врачи называли чудом, если танцовщица встанет на ноги. Но спустя год Екатерина Максимова вышла на подмостки.

В марте 1976 года прима вышла на сцену БТ с сольной партией в «Жизели». Пережитые страдания наполнили образ героини Максимовой трагизмом и чувственностью. Прежняя «легкомысленность» Жизели сменилась мудростью и силой. В том же году балерина появилась на подмостках с партией Эолы в «Икаре» (дебют балетмейстера Владимира Васильева), затем в спектакле «Чаплиниада».


Чтобы донести искусство балета до народа, популяризировать его – Максимова и Васильев прибегли к помощи телевидения. Роль Девочки в фильме-балете «Трапеция» принесла Екатерине Максимовой волну успеха. Затем последовали роли в фильмах «Галатея», «Моя прекрасная леди», «Старое танго» и «Гусарская баллада». В 1983 году зрители увидели звезду на экранах: российская балерина снялась в фильме «Травиата», поставленном Франко Дзеффирелли.

Последняя премьера Екатерины Максимовой на подмостках БТ состоялась в 1986-м. Балет «Анюта» поставил муж балерины. За месяц – крайне сжатый срок для подготовки спектакля – балетмейстер подготовил артистов. Премьера закончилась триумфом. Восхищенная мастерством Максимовой передала звезде букет роз из своего сада.


Но в 1988 году Юрий Григорович отправил 49-летнюю Екатерину Максимову на пенсию. Она, Владимир Васильев, Майя Плисецкая и Нина Тимофеева покинули БТ. В приказе на увольнение значилось, что они не прошли по творческому конкурсу.

За 8 лет до увольнения артистка окончила театральный вуз, став дипломированным педагогом-балетмейстером. С 1982 года прима БТ преподавала хореографию в ГИТИСе. В 1990 году Максимову позвали репетитором в Кремлевский дворец съездов. В 1998-ом занявший место Григоровича Владимир Васильев позвал супругу в БТ, где она стала балетмейстером-репетитором.

Личная жизнь

Тандем Максимовой и в творчестве перерос в личный. Пара познакомилась в училище, но после прихода в БТ у каждого жизнь пошла своей дорогой. Забытые чувства вернулись в середине 1960-х и в июне 1966-го артисты поженились.


Детей у пары не было. Беременности Максимовой заканчивались выкидышами, балерина переносила потери трагично. Узнав о минимальных шансах родить здорового ребенка, Екатерина отказалась от материнства.

Дочерью Максимовой называли ученицу, японскую артистку балета Юкари Сайто. Екатерина Сергеевна стала ее крестной матерью, когда Юкари приняла православие. Детьми звезда считала всех своих учеников.

Смерть

Екатерина Максимова умерла на 71 году жизни в апреле 2009 года. Причиной смерти стала сердечная недостаточность. Умершую дочь обнаружила 94-летняя мама утром: звезда умерла во сне.


Похоронили знаменитость на Новодевичьем кладбище. Могила примы без намека на помпезность: небольшой неотесанный красный гранит с именем примы, датами рождения и кончины.

Партии

  • 1958 – «Жизель»
  • 1958 – «Лебединое озеро»
  • 1959 – «Каменный цветок»
  • 1960 – «Медный всадник»
  • 1960 – «Конек-горбунок»
  • 1961 – «Пламя Парижа»
  • 1962 – «Щелкунчик»
  • 1963 – «Спящая красавица»
  • 1964 – «Золушка»
  • 1965 – «Дон Кихот»
  • 1971 – «Икар»
  • 1979 – «Ромео и Юлия»
  • 1980 – «Гусарская баллада»
  • 1981 – «Повесть о Ромео и Джульетте»
  • 1989 – «Онегин»
  • 1991 – «Золушка»
  • 1994 – «Сотворение мира»

Артистка балета, педагог-репетитор Государственного академического Большого театра России, народная артистка СССР Марина Тимофеевна Семенова родилась 12 июня (30 мая по старому стилю) 1908 года в Санкт-Петербурге .

В детстве занималась в танцевальном кружке Екатерины Кариной, затем поступила в Ленинградское хореографическое училище (ныне — Санкт-Петербургская академия русского балета имени А.Я. Вагановой). Первый год она занималась в классе Марии Романовой, матери балерины Галины Улановой, затем девочка была переведена из первого класса в третий и продолжила обучение в классе балерины и педагога Агриппины Вагановой. Свою первую партию Марина станцевала в тринадцатилетнем возрасте в одноактном балете Льва Иванова "Волшебная флейта".

В 1925 году после окончания хореографического училища Марина Семенова была принята в труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета (ныне Мариинский театр), и уже на следующий год танцевала центральные партии в балетах классического репертуара. Среди ее первых партий на ленинградской сцене — Наила в балете "Ручей" Лео Делиба, Одетта-Одиллия в "Лебедином озере" и Аврора в "Спящей красавице" Петра Чайковского, Никия в "Баядерке" Людвига Минкуса, Царь-Девица в "Коньке-Горбунке" Цезаря Пуни, Раймонда в одноименном балете Ильи Глазунова.

В 1930 году балерина перешла в Большой театр (Москва). Исполняла партии в классических балетах, главным образом в постановке хореографа Мариуса Петипа. Семенова сыграла большую роль в становлении классического балета послереволюционных лет. Ее танец называли "героическим", а облик "царственным".

В Большом театре она исполняла главные женские партии в балетах "Баядерка" (1930) Людвига Минкуса, "Спящая красавица" (1930) и "Лебединое озеро" (1930) Петра Чайковского, "Раймонда" (1931) Александра Глазунова, "Эсмеральда" (1934) Цезаря Пуни, "Жизель" (1934) Адольфа Адана, "Золушка" (1947) Сергея Прокофьева и других.

Семенова была первой исполнительницей в Большом театре партий Дианы Мирель в балете "Пламя Парижа" (1933) Бориса Асафьева и Маши-принцессы в "Щелкунчике" Петра Чайковского (1939) в постановке хореографа Василия Вайнонена, Царицы бала в "Медном всаднике" Рейнгольда Глиэра (1949) в постановке балетмейстера Ростислава Захарова.

Одной из первых советских балерин Марина Семенова гастролировала за рубежом. В 1935-1936 годах по приглашению руководителя балетной труппы Парижской национальной оперы Сержа Лифаря она выступила на сцене знаменитого театра (партнером был сам Лифарь) — три раза в "Жизели" и три раза в программе, включавшей фрагменты балетов "Лебединое озеро", "Спящая красавица" и "Шопениана", а также участвовала в благотворительном концерте в пользу артистов балета-ветеранов Парижской оперы.

Снималась в кинофильмах "Концерт-вальс" (1941) и "Большой концерт" (1951).

С 1953 года Семенова работала педагогом-репетитором Большого театра. Под ее руководством занимались ведущие балерины театра многих поколений - Майя Плисецкая, Римма Карельская, Нина Тимофеева, Марина Кондратьева, Наталия Бессмертнова, Светлана Адырхаева, Людмила Семеняка, Надежда Павлова, Галина Степаненко.

В 1954-1960 годах Семенова преподавала в Московском хореографическом училище (ныне Московская государственная академия хореографии). В 1960 году Марина Семенова стала одним из первых педагогов, начавших обучение будущих педагогов-репетиторов в Государственном институте театрального искусства имени А.В. Луначарского (ныне Российский университет театрального искусства — ГИТИС). С 1997 года она была профессором ГИТИСа.

Творчество Марины Семеновой было отмечено многими наградами. В 1941 году она была удостоена Сталинской (Государственной II степени) премии. В 1975 году балерине было присвоено звание Народная артистка СССР. В 1988 году Семенова была удостоена звания Герой Социалистического Труда. В 2003 году она получила Государственную премию России и была награждена призом Benois de la danse в номинации "За жизнь в искусстве". В 2004 году была удостоена премии президента РФ в области литературы и искусства и премии Фонда Галины Улановой "За беззаветное служение искусству танца". В 2007 году Семенова была награждена национальной театральной премией "Золотая маска" — "За честь и достоинство".

Заслуги Марины Семеновой отмечены тремя Орденами Трудового Красного Знамени (1937, 1951, 1978), в 1998 году она была награждена орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени.

Творчеству балерины посвящена книга Светланы Ивановой "Марина Семенова" (1965).

Марина Семенова . Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

Дочь Марины Семеновой — Екатерина Аксенова , в прошлом — артистка балета Большого театра, заслуженная артистка России, ныне — педагог-репетитор.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Марина Семенова
Марина Семенова родилась, когда были живы Петипа, Скрябин, Блок и Врубель. Набрала силу, когда творили Фокин, Рахманинов, Цветаева и Малевич. Она, безусловно, женщина столетия, как Грета Гарбо и Марлен Дитрих. С тем счастливым отличием, что по сей день здравствует. О ней написано множество восторженных слов, но, пожалуй, никто не знает Марину Тимофеевну лучше ее дочери - тоже балерины и педагога, заслуженной артистки Екатерины Аксеновой: «Для меня мама - абсолютный авторитет в педагогике и репетиторстве классического танца, - сказала «Линии» Екатерина Аксенова. - Я всю жизнь учусь у нее. Она абсолютно честна в жизни и творчестве. Если человек ей нравится или не нравится, она говорит об этом совершенно откровенно. И какие-то родственные и прочие отношения здесь роли не играют. Если бы она видела, что я плохо учу, в жизни не подпустила бы меня к своему залу. Однажды она уехала в длительную командировку с Большим театром и свой педагогический курс в ГИТИСе оставила на меня. Приезжает, дает урок и говорит: «Ну что, молодец, не испортила». Для меня это была высшая похвала. С днем рождения, мама!».
«Линия» присоединяется к поздравлениям в адрес великой балерины и желает Марине Тимофеевне счастья и благополучия.

Светлана Наборщикова

Якутская весна

В Якутск, куда Правительство обещает, наконец, провести железную дорогу и тем самым связать его с Большой землей, пока «только самолетом можно долететь». Что отнюдь не означает культурной оторванности столицы республики Саха, как не означает и того, что ее жители хоть сколько-нибудь ущемлены и в информации, и в возможности видеть и знать то, что происходит в мире искусства и культуры. Северный климат и географическая удаленность от городов-милионников (самый ближний - Новосибирск) никак не сказываются на культурной просвещенности здешнего населения.
Пример тому - фестивали классического балета «Стерх», которые проходят в Якутске раз в два года, и нынешний - пятый по счету - был посвящен 60-летию якутского балета и представил радушной и заинтересованной якутской публике новые имена.
Вместе с крепкой и стабильной местной труппой, в которой мастерством и профессионализмом выделяются Г.Дулова, Е.Тайшина, Н.Корякина, А.Санникова, Д.Дмитриев, Р.Хон, А.Попов и талантливая молодежь - выпускники местного хореографического училища под художественным руководством Н.Посельской, в течение шести вечеров на сцену Республиканского театра оперы и балета имени Д.К.Сивцева - Суоруна Омоллона выходили артисты, которые ни разу не были на «Стерхе» и знакомство с которыми составило основную интригу юбилейного феста. Мария Аллаш и Владимир Непорожний из Большого театра привезли фрагменты из спектаклей Ю.Григоровича «Легенда о любви» и «Спартак», они же вели главные партии в «Шопениане» и «Лебедином озере», постановку которого Григорович осуществил в Якутске несколько лет назад. Елена Князькова и Даюн Инь, представлявший Краснодарский театр балета, помимо исполнения в гала-концертах дуэта из балета «Золотой век» выступили в «Ромео и Джульетте» (также в версии Ю.Григоровича), а на «Дон-Кихот» худрук фестиваля Наталья Садовская пригласила солистов Национальной оперы Украины Татьяну Голякову и Сергея Сидорского.
Без балетных «хитов», понятное дело, ни в одном из трех гала обойтись не удалось, и все-таки программы поражали не только соразмерностью частей и логикой контрастов, но и высоким уровнем вкусовых притязаний: Голякова и Сидорский специально для фестиваля выучили дуэт из «Манон» К.Макмиллана и па де де из «Сильвии» Ф.Аштона, станцевав и то и другое изысканно и безупречно,
вдохновенные М.Рудина и А.Насадович привезли из Екатеринбурга «Шехеразаду» М.Фокина и «Сотворение мира» Н.Касаткиной и В.Василева, А.Суродеева и Р.Савденов из Казани - «Барышню и хулигана» К.Боярского, Е.Кузьмина и Ю.Ананян - сцены из «Красной Жизели» и «Русского Гамлета» Б.Эйфмана.
На шесть дней Якутск превратился в настоящую балетную столицу, залы были переполнены, концерты длились почти заполночь, дожди из цветов, кажется, не останавливались ни на минуту. И казалось, что свой старт настоящая весна берет именно здесь, на далеком Севере, которому не страшны никакие расстояния.

Две звезды
Для экономического форума в Петербурге подготовили два балетных гала со статусными звездами. В Мариинке - с Ульяной Лопаткиной, в Михайловском театре - с Денисом Матвиенко. В один день, но с разницей в два часа. По этой причине между театрами курсировали зрители и даже артисты.
Принцип построения концертов отличался мало. Классические шлягеры, современная хореография, соло и дуэты. На кордебалетные ансамбли не разменивались. Подход к исполнительскому составу разнился кардинально. В Мариинке заняли только свои силы (исключением стало выступление танцовщика из Ла Скала - он же хореограф нового номера Лопаткиной). В Михайловском из «своих» был только Денис Матвиенко с супругой (плюс случайно вышла с вариацией, прилагаемой к па де де из «Дон Кихота», местная Юлия Камилова, которую даже не сочли нужным обозначить в программке).
Свои выступления Ульяна Лопаткина разделила поровну: три соло (фокинский «Лебедь», монолог из «Кармен-сюиты» и «Танго» Андросова), три дуэта («Trois Gnossienes» Ван Манена, «Гибель розы» Пети и сочиненный для нее Франческо Вентрильей номер «Противоречия» - ответ «Рукам моря» у
Вишневой). Балерина упорно стремится разнообразить артистический и танцевальный диапазон, уйти от собственного стереотипа и от назначенного ей величия - хотя бы в минимализм концертного репертуара. Остальные участники концерта почти не нарушили привычных рамок. Уже согласованный дуэт Екатерина Осмолкина и Михаил Лобухин исполнял хорошо дающееся им адажио из «Легенды о любви» и новый для себя номер - тоже на сложных поддержках - «Вальс» Мошковского - Вайнонена. Евгения Образцова и Владимир Шкляров выбрали подходящее по характеру адажио из «Золушки» и па де де из «Дон Кихота», технические трудности которого им пока не даются. Зато очень согласованно танцевали Виктория Терешкина и Антон Корсаков. Терешкина - наглядная иллюстрация того, что труд создал довольно стабильную балерину, а Корсаков никогда не дает забыть о том, что балет - нелегкое ремесло. Осталось неясным, какое отношение это имеет к па де де Чайковского - Баланчина.
Гала в Михайловском получился более населенным и неровным. Сам Денис Матвиенко танцевал только одно соло - вариацию из «Спящей красавицы» Нуреева - довольно сложный перечень движений, рассчитанных на более мягкие, чем у него, мышцы. Но справился успешно. Остальная программа была дуэтной. С Анастасией Матвиенко премьер станцевал «Классическое па де де» Обера - Гзовского. Поддержки удавались блестяще, но остальное шло замедленным темпом. У Анастасии Матвиенко далеко не столь уверенная техника, чтобы справиться с этой хореографией, даже в измененном виде. Да и герой вечера испытывал немалые затруднения. Основной эффект произвели костюмы. Совсем иначе пара выглядела в своем неизменном «Radio and Juliet». В современной пластике артисты более раскрепощенные и выразительные. Этому номеру в концерте досталось примерно то же место, что у Лопаткиной - «Лебедю».
Еще три дуэта Денис Матвиенко танцевал с партнершами из разных театров. Легко и спокойно - «Диану и Актеона» с Екатериной Осмолкиной из Мариинки (она в этот вечер успела на оба концерта). Энергетику мужского танца подчеркнуло свойственное Осмолкиной изящество. В дуэте из «Кармен» Сергея Швыдкого героиня Елены Филипьевой (Киев) выглядела опасной инопланетянкой, которая словно вела загипнотизированного Хозе на поводке (такая Кармен, пожалуй, Лопаткиной подошла бы больше). А Светлана Захарова из Большого театра очень старалась сыграть испанку в па де де из «Дон Кихота». Но чувствовался нелегкий груз должности примадонны. Матвиенко - тоже не самый темпераментный Базиль, и дуэт не вышел за рамки чистого профессионализма.
Намного интереснее у Захаровой получился номер «Black», который для нее поставил тот же Вентрилья (результат приглашения ее в примы Ла Скала). Экспрессия современной пластики и графические линии удаются балерине феноменально, выразительность рождается из точного исполнения хореографии. Андрей Меркурьев в таком репертуаре - незаменимый партнер. Еще в программе были Олеся Новикова и Леонид Сарафанов из Мариинки
- в баланчинском па де де. Сарафанов станцевал в своей
фирменной легкой, безусильной манере. Новикова была
бы хороша, если бы не старательная напряженность танца
- может быть, из-за недостаточно пластичной спины. Игорь
Колб в «черном» па де де «Лебединого озера» поддерживал украинскую балерину Наталью Мацак. Уверенность
манеры у нее, к сожалению, не дополнена стабильностью
техники и чистотой школы. Дуэт из Большого театра в
па де де из «Пламени Парижа» - Нина Капцова и Иван Васильев - выступил неровно. Капцова, похоже, старалась уйти в тень, а партнер ничего нового, кроме эффектных трюков, не показал. Выучка по-прежнему хромает, мешают неряшливые стопы и проблемная фактура.
Из зарубежных гостей уже привычно наиболее яркое впечатление согласованностью артистизма и танца произвели Сильвия Аццони и Александр Рябко в дуэте из «Дамы с камелиями». Ноймайера. Изабель Сьяравола и Бенжамин Пеш из Гранд Опера очень средне станцевали дуэт из «Арлезианки» Пети. Па де де из «Корсара» показала весьма посредственная пара Мари Кармен Катоя и Жерлин Ндуди из «Майами Сити Балет». Еще был Раста Томас, выпускник американской академии Олега Виноградова, опять со «Шмелем», которым повеселил несколько лет назад, напросившись в гала Мариинского фестиваля. Пластичности с тех пор заметно поубавилось, выразительности - тоже. Не спас положение «Человек в зеркале». С Майклом Джексоном, под музыку которого поставлен номер, не сравнить ни собственно постановку, ни уровень танцовщика. В итоге количество приглашенных не вполне перешло в качество. Что, собственно, и продемонстрировали в финальной коде с парадом-алле участников.

Ирина Губская

Не слабое звено
Второй год подряд на свой выпускной концерт приглашает публику, кажется, самое молодое Московское хореографическое училище при Московском государственном академическом театре танца «Гжель». Да не куда-нибудь, а в Концертный зал имени П.И.Чайковского
Театр «Гжель»,.созданный и руководимый народным артистом России, лауреатом Государственных премий РФ и обладателем множества громких ученых степеней и званий Владимиром Захаровым, обрел популярность не только у нас в стране. Гастрольные маршруты коллектива пролегли от Америки до Южной Кореи, и везде ему сопутствовал шумный успех.
Однако на этом Владимир Михайлович не успокоился. У него большие творческие планы, для осуществления которых необходимы профессиональные кадры, собственноручно взращенные. Так, из детской муниципальной хореографической школы Северо-западного автономного округа Москвы возникло Хореографическое училище, осуществившее уже второй выпуск профессиональных артистов. Идея хороша. Дети постигают азы хореографии, затем могут продолжить учебу здесь же, в высшем звене - Академии славянской культуры, и, наконец, предъявить свои знания навыки на сцене.
Сегодня Училище насчитывает сто учащихся. Для работы сюда привлечены опытные педагоги. Заведующая отделением классического танца - лауреат Премии Правительства РФ Ольга Шаройко, заведующая отделением народного танца - заслуженный работник культуры РФ лауреат Премии Правительства РФ Валентина Слыханова. Воспитанников обучают танцевальным премудростям народный артист России В.Тедеев, заслуженные артисты России Л.Гусева, О.Гришина, А.Ковтун и многие, за чьими плечами Московская академия хореографии и Академия Русского балета имени А.Я.Вагановой, работа в Большом театре, иных известных балетных труппах.
Для выпускного концерта 2008 года (класс девочек вела Н.Кузьмина) подготовили программу в двух отделениях. В ней заняли не только шесть нынешних выпускниц, но и учеников всех возрастов. Третьеклассницы Варвара Прокопенко и Александра Грабовская танцевали «Пиццикато» из балета Л.Делиба «Сильвия», а сцену из «Коппелии» исполнили студентки второго курса. Удовлетворили и разнообразные вкусы зрителей, показав страстную хореографическую миниатюру «Порыв» на музыку И.Альбениса (Ульяна Большакова) и «Трепак» из «Щелкунчика» (Дарья Братищева, Александра Лябаш, Максим Попов), эстрадную «Шкатулку», в которой солировали Ольга Демина и Диана Косырева. К сожалению, балетмейстеры были указаны в великолепно изданной программке общим списком, так что авторство многих произведений осталось безвестным.
Кстати, вновь приходится упомянуть о бережности сохранения классической хореографии и искажениях канонического текста, которых избежать не удалось.
По традиции Училище привлекает к партнерству со своими ученицами опытных мастеров. На сей раз молодой артист Московского музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко Илия Урусов выступил в дуэте с Анастасией Тетериной, лауреат международных конкурсов Алексей Борзов помог Дарье Михайловой в pas de deux Лизы и Колена, а солист Большого театра Андрей Евдокимов украсил Grand pas «Дон Кихота», представив публике выпускницу Диану Косыреву-Китри. Танцовщик выступил также в Pas de six из балета «Маркитантка», где женское solo вполне стильно и технически грамотно исполнила студентка первого курса Нина Колоскова. Редкий гость на сцене, тем более школьной - фрагмент балета А.Сен-Леона - результат успешной работы педагога Натальи Пермяковой. Она же подарила Училищу другой шедевр - «Кумушек» Л.Якобсона на музыку А.Аронова. Студентки первого курса замечательно справились с образностью, танцевали с видимым удовольствием.
Конечно, воспитанники не избежали и строгих оценок профессиональных зрителей, которые были приглашены в зал руководством Училища. Извечной показалась проблема формы рук, выворотности. Взявшись за исполнение сложнейших дуэтов, некоторым исполнительницам придется поработать над физической выносливостью. Ведь можно и не обладая блестящими данными танцевать грамотно и красиво.
Все эти замечания показались бы лишними родным и близким участников концерта. Следя за выступлением будущих артистов, одетых в роскошные костюмы, родственники от мала до велика спешили одарить их букетами еще до окончательного завершения выступления.

Александр Максов

Entree на большую сцену

Традиционный выпускной (он же - отчетно-годовой) концерт Московской государственной академии хореографии, как всегда, прошел на сцене Большого театра, и на сей раз был посвящен «Году семьи». Собственно, семейная атмосфера неизменно сопровождает это событие: в зале множество родных и близких юных артистов, одно появление которых на сцене взрывает тишину аплодисментами.

Усилиями ректора Марины Леоновой последние несколько лет Московская академия хореографии впечатляет программой главного концерта года. Ныне разнообразие представленных жанров танцевального искусства и художественный уровень воплощения просто восхитили. Это отметили даже явленные скептики В первой части балетного гала представили дивертисмент из балета «Пахита», которую открывали детский полонез и мазурка. Прекрасные, выдержанные в стиле костюмы заставили забиться сердце не меньше, чем стройность линий и умелые перестроения маленьких воспитанников. То, что мы увидели дальше, - достойно самых высоких оценок. Отлично выученные, одетые в прекрасные (торжество колористики и портняжного мастерства тюники от «ГРИШКО») костюмы, танцовщицы одна лучше другой вплетали свои вариации в роскошное ожерелье Петипа. Сложнейшее pas de trios вполне профессионально исполнили выпускники Егор Евланов (танцовщик невысокий, но пропорционально сложенный, с красивой линией ног и хорошей формой вращений), Юлия Невдошенко и Анна Филатова. Слаженность продемонстрировали корифейки и ансамбли. Однако, как и положено Балерине, внимание на себе по праву сосредоточила Янина Париенко (партнер - совершающий стремительный карьерный взлет артист Большого театра Артем Овчаренко). У Янины благоприятные физические данные, рост, красивая стопа, большой шаг, но, пожалуй, главное - мера вкуса, когда танец не становится бессмысленной демонстрацией возможностей тела, а темперамент не выливается в аффектированное самолюбование и всеподавляющее ощущением собственной исключительности.
Дирижировал Михаил Грановский, палочка которого была дружественной по отношению к артистам, но все же некоторые темпы, паузы и люфты продолжают нуждаться в определенной коррекции.
Из тех, кого стоит отметить в классическом репертуаре, - Мария Ларикова, Мария Усачева, Ангелина Влашинец, Дарья Хохлова.
Обаятельная и свободная в преодолении технических каверз партии Елизавета Крутелева танцевала pas de deux из «Корсара» с Игорем Цвирко, который уже служит в Большом театре, но, как и Овчаренко, не теряет связи с alma mater - уже в качестве студента исполнительского факультета.
Счастьем светилось лицо грациозной Нины Гольской, которая в паре с Владиславом Лантратовым в pas de deux из вайноненского «Щелкуничка» воплотила свои представления о кантиленности дуэта и эмоциональной окраске собственных soli, исполненных легко и непринужденно.
Старательно и радостно сплясали «Маленьких испанцев» Татьяна Василишена, Платон Ясев и Артур Мкртычян. Еще ярче сверкнули артистическим дарованием комичные Виктория Зиновьева и Алексей Корягин в другой миниатюре Л.Якобсона «Деревенский Дон Жуан» (на музыку Ю.Зарицкого).
Несколько бледнее выглядела сцена из «Ивана Сусанина». Если полонез в постановке Ростислав Захарова еще хранил горделивость польского панства, то его же краковяк скорее напоминал старательный ученический эскиз на тему характерного танца, в котором грим и костюм не помогли созданию убедительного образа.
За современную хореографию отвечал итальянец Давид Бомбан. Его «Кармен» (на музыку Ж.Бизе) со всей страстью, выраженной в движении, танцевали Антонина Чайкина и Олег Рогачев из Московского музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, а «Дуэт» (на музыку И.-С.Баха) наполнили экспрессией Янина Париенко и Алексей Костин.
Детки выросли, и театральные труппы пополнятся грамотными танцовщиками, а на балетном небосклоне замерцают новые звездочки. Цветы, в которых «утопили» в финале участников концерта и их наставников, стали явным выражением успеха и зрительской признательности.

Александр Максов

Мария Кочеткова: На моем пути оказались люди.которые не дали бросить балет!
Став в этом сезоне прима-балериной Балета Сан-Франциско, 24-летняя Мария Кочеткова участвовала в трех из десяти мировых премьер «Фестиваля новых постановок», исполнила главную партию в «Щелкунчике», который был записан на DVD, станцевала в балетах Баланчина и Марка Морриса. И дебютировала в роли новой любимицы Сан-Франциско: на здании театра - баннер с ее фотографией, на обложках журналов - ее портреты, в общенациональной трансляции юбилейного спектакля она - в главной партии.
- Едва прибыв в Сан-Франциско, Вы еще до начала
сезона столкнулись с десятком хореографов, которые
приехали готовить «Фестиваль новых постановок».
Чем для Вас запомнилась эта работа?
- Это большое счастье, большая честь, когда хореографию ставят лично на тебя. Искать что-то новое, много раз пробовать разные варианты тяжело. Но роль чувствуешь совершенно по-другому, когда знаешь, чего хотел постановщик, что хореограф имел в виду в том или ином случае. Балет Сан-Франциско отличается тем, что здесь даже старые спектакли возобновляют люди, которые имеют к ним непосредственное отношение, поэтому есть ощущение, что получаешь их «из первых рук». Приходится учить тело чему-то совершенно новому. Это, мне кажется, практически все равно что быть хирургом - и вдруг заняться балетом. Похожий опыт до Сан-Франциско у меня был лишь однажды, когда работала с Дэвидом Доусоном (в России его знают по спектаклю для Мариинского театра) над «Миллионом поцелуев на моей коже». Для меня то было прорывом, так же, как и работа над «Тремя Гноссиеннами» Ханса ван Манена. Я поняла, что есть столько хореографии, современных постановок, в которых хоте
лось бы себя попробовать, что это стало одной из главных
причин покинуть Английский национальный балет, где я
танцевала четыре года: в Лондоне сидела на диете из «Лебединых озер», «Спящих красавиц», «Щелкунчиков».
- Хореографы обычно требуют, чтобы Вы максимально точно выполняли их указания, или ждут сотрудничества и Ваших собственных идей?
- Все по-разному. Работая с Уилдоном, мы с партнером
Жоаном Боадой все время что-то пробовали, предлагали.
Бывало даже, что он просил закрепить тот вариант, когда мы что-то неправильно сделали: «А мне нравится, так и оставьте». Крис создает хореографию с танцовщиками вместе, но при этом видит гораздо дальше нас и умеет множество идей складывать в единое целое. И у него настолько все органично, одно из другого вытекает, что я просто наслаждаюсь, когда танцую. С Хелги Томассоном сначала было очень тяжело - он руководитель труппы, я не чувствовала себя свободно, когда первый раз пришла на репетицию. Минут пять он ходил по студии, потом попросил: «Здесь аттитюд, потом пойди туда, здесь так», а сам на меня даже не посмотрел. Потом я привыкла: он просто точно знает, что хочет, работает сам с собой, а не с танцовщиками. И никогда не шлифует - дает хореографию, а уже с ассистентами мы сверяем руки, положения, направление движения. Юрий Посохов много экспериментирует, поэтому работать с ним тяжело. Но результат потрясающий - такое изобилие идей!
Марка Морриса понять сложно. Выглядит его работа совершенно спонтанно: «Почему бы тебе не пойти сюда? А теперь поцелуйтесь и давайте сделаем вот это каратэ». Хореография у него неразрывна с музыкой, при этом очень сложный ритм - наши танцовщики все время считают, независимо от того, сколько они это танцуют.
А вот Куделка точно знает, что он скажет, когда войдет в студию. Я все время вижу его в наушниках - он часами слушает музыку, упершись взглядом в никуда. А потом комбинации складываются в такой спектакль, который я способна смотреть, открыв рот и забыв, что это балет.
- Американская пресса пришла в восторг от Вашей «Жизели». Спектакль у Вас был подготовлен еще в России. Пришлось в нем что-то менять?
- Жизель я станцевала в 18 лет. С тех пор возможность
повторить была всего несколько раз. Зато столько смотрела спектакль, столько о нем думала! Сейчас, когда начала
репетировать, меня все время будто бросало назад. Я
вспоминала, как со мной готовил эту партию Вячеслав
Михайлович Гордеев, вспоминала замечания Ирины Александровны Чистяковой, с которой работала в Петербурге
- она во мне обнаружила то, чего я сама про себя не знала. В то время я, наверное, была слишком молода, только из школы, волновалась в основном из-за техники. Зато сейчас оказалось, что я все помню и уже могу воспользоваться теми уроками.
- А в Сан-Франциско есть такая разбирающаяся в
балете публика, как в Москве и Лондоне?
- Не могу говорить про Москву - не так хорошо знаю,
что там сейчас происходит. Но в Лондоне столько всего
интересного одновременно - мюзиклов, выставок, спектаклей, гастролей, что люди распыляются между ними. В Сан-
Франциско культурная жизнь не такая интенсивная, поэтому большинство людей интеллектуальных идет в балет или оперу. К тому же наша компания показывает и балет, и современную хореографию, поэтому публика моложе. И она более преданная: люди приходят в театр несколько раз в неделю, общаются с артистами, пишут имейлы.
- Внутри компании Вы ощущаете конкуренцию? Или
контракт ведущей солистки делает неприкосновенной?
- Я думаю, нет труппы, где легко относятся к тому,
что приходят новые балерины и получают роли. Нужно
все время доказывать, что я их получаю заслуженно, Это
нормально, ведь разница с некоторыми примами у меня 20
лет, так что какое между нами может быть соревнование!
На банкете по случаю открытия сезона я оказалась за одним столиком с девушкой, которая сказала мне: «Я приглашения на эту вечеринку ждала десять лет».
- То есть ждать помощи неоткуда?
- Я помощи не жду, а если нужно, могу обратиться к Юрию Посохову - он всегда готов помочь, первым рискнул со мной экспериментировать, когда другие еще опасались брать в свои постановки. Поддерживать хорошие отношения стараюсь со всеми. Мы иногда проводим время вместе, куда-нибудь вместе выходим. Хотя все настолько завалены работой, что она забирает все силы. Но когда просят совета молодые девочки, выпускницы школы, я с удовольствием делаю то, что могу, рада быть им полезной. Не знаю, стану ли я в будущем учить балету, но профессиональная аналитическая работа идет в моей голове постоянно, поэтому я могу дать хороший совет, помочь. Мне самой ведь всегда встречались на пути люди, которые помогали, не дали бросить балет, когда я об этом подумывала. Наверное, эти встречи - самое большое мое счастье.
- Что это были за встречи?
- Их было не так много, но они оказались очень важными в жизни. На своем первом конкурсе, в Казани, я встретила Вячеслава Михайловича Гордеева, Махара Хасановича
Вазиева и Валентина Николаевича Елизарьева. Гордеев
после этого отправил меня на конкурс в Лозанну и там я получила стажировку в Лондонский Королевский балет. У него же станцевала мои первые «Жизель» и «Спящую». Он сам
со мной репетировал: «ломал» руки, прививал стиль. Благодаря ему «Спящая красавица» - балет для меня особый. Елизарьев дал шанс, когда у меня было тяжелое время: в Минске я станцевала - «Жизель», «Дон Кихот», только что
- «Спящую красавицу». Вазиев пригласил в Мариинский театр. Ответила - «Я только на втором курсе, не могу». Дурочка была. Наверное, Махар Хасанович этого разговора и не помнит, но мне он дал невероятное вдохновение.
Сергей Филин, когда меня в балетном мире еще никто не знал, помогал попасть на классы в Большой театр, советы давал, просто считал, что я талантливый человек, и это было важно, ведь у меня никакой поддержки, никаких связей не было.
В Королевском балете я встретила педагогов Александра Агаджанова и Михаила Мессерера. Мессерер взялся готовить меня к конкурсу, когда в театре я не танцевала ничего. Он меня буквально вытащил обратно на сцену, когда я уже совсем решила, кончать с балетом, работал абсолютно бескорыстно, огромные силы вложил.
Если бы не встреча с Крисом Уилдоном, сейчас я бы вряд ли танцевала в Сан-Франциско. И, конечно, Хелги Томассон. Он, наверное, даже не понимает, сколько для меня сделал - я ему обязана всем.

Анна Галайда

Новосибирский первый

С тех пор, как знаменитый танцовщик Игорь Зеленский возглавил балетную труппу Новосибирского театра, он не устает повторять: «Мы работаем для нашей отечественной публики, которая вправе видеть все лучшее, что есть в современном балете». В частности - молодых, но уже признанных во всем мире звезд столичных театров. Парад знаменитых гостей, выступивших в спектаклях и гала - концертах вместе с местными артистами, и составил программу Первого сибирского фестиваля балета.
прыжки, вихревые
На открытии в «Жизели» вдохновенно солировали прима-балерина Большого Светлана Лунькина и Йохан Кобборг. «Дон Кихот» стал триумфом Натальи Осиповой и Ивана Васильева, щедро и с удовольствием показавших новосибирской публике свои фирменные вращения и захватывающий дух темпераментный танец. А выступление Ивана Васильева в роли Спартака в сцене из знаменитого балета Юрия Григоровича наэлектризовало огромный зал, как стадион на футбольном матче.
Мария Александрова с мастерством и достоинством исполнила свою коронную роль Гамзатти в «Баядерке», дебютировала в партии Авроры в «Спящей красавице», выступила в па де де из «Корсара» вместе с Игорем Зеленским, придала праздничный блеск классическому дуэту на музыку Обера, который, начиная с ее вариации, шел под аплодисменты в такт. А сверх того украсила гала-концерт сценами из «Кармен-сюиты», броско исполненными в дуэте с Андреем Уваровым.
Мариинский театр представили Евгения Образцова и Владимир Шкляров. Они экспрессивно и музыкально выступили в сцене у балкона из «Ромео и Джульетты» Л.Лавровского, а затем продемонстрировали элегантный петербургский академизм в па де де Авроры и Дезире из «Спящей красавицы».
В чистоте танца с ними соперничал один из главных героев фестиваля - новосибирец Семен Чудин. Стройный легкий танцовщик, обладатель красивых линий, он успешно работает в Цюрихе и впервые за много лет вернулся в родной город продемонстрировать свой европейский лоск в партии Дезире в «Спящей красавице» и па де де Обера вместе с Марией Александровой.
В роли Никии в «Баядерке» зрители смогли сравнить петербурженку Елену Востротину и новосибирскую приму Анну Жарову - опытную балерину и вдумчивую актрису, которая наполнила драматизмом каждое движение знаменитой роли. Солора в обоих представлениях «Баядерки» танцевал сам Игорь Зеленский, восхищая публику великолепным прыжком, виртуозным мастерством партнера, благородными рыцарскими манерами и продуманной трактовкой образа героя, которому сочувствуешь, а не осуждаешь за предательство.
Новосибирским артистам с трудом дались ежедневные выступления в самых изнурительных классических спектаклях. Тем больше уважения вызывала тщательность исполнения массовых сцен и энтузиазм солистов, самоотверженно проявлявших максимум своих способностей. В новосибирской труппе много ярких индивидуальностей - лучезарная Елена Лыткина, атлетичный Роман Полковников, виртуоз Максим Гришенков, играючи предъявляющий прыжки с заносками в партии Голубой птицы, делающий акробатические сальто в «Баядерке» и феерические воздушные трюки в «Пламени Парижа», артистичная и разноплановая Наталия Ершова, академичный в классике и свободно владеющий современной пластикой Илья Головченко и многие другие.
«Над концепцией фестиваля нам предстоит еще поработать, - заметил директор театра Борис Мездрич. - Но чтобы балет затмил такие солнечные выходные дни и в тридцатиградусную жару публика ломилась в театр, а не на дачи, - такого у нас давно не было».

Ярослав Седов

Марийские встречи

То, что происходит в Йошкар-Оле, впору называть чудом. Напомним: Константин Иванов, солист Большого театра, несколько лет назад решил оставить Москву и посвятить свои годы возрождению музыкального искусства родного марийского края. Возглавив Марийский государственный театр оперы и балета имени Эрика Сапаева, он заявил, что город будет иметь хореографическое училище (и имеет - первых первоклашек разыскивали по деревням края, объясняя родителям, что такое балет), что балетная труппа пополнится своими выпускниками (и все они пришли в родной театр!), что город будет иметь свои международные фестивали (и на них с радостью приезжают звезды!), репертуар будет пополняться новыми премьерами (в сезон их выпускается несколько!), и зрительный зал будет полон (лишние билеты спрашивают у входа!). То есть, многое из намеченного уже состоялось - театр оперы и балета стал национальной гоодостью Марий Эл. Корреспондент «Линии» побывал в Йошкар-Оле, и мы предлагаем читателям три рассказа о марийском балете. В июньском номере - первый
Прима
Самая молодая труппа страны зажгла свои звезды. Одна из них - прима театра Мария Максимова. Когда-то, когда Маша еще носила фамилию Выдрина, довелось увидеть ее по-ученически робкий танец на якутском фестивале. Но было в нем то, что воспитать невозможно, - очарование индивидуальности, точное перевоплощение и удивительная трогательность. Сегодня она известная танцовщица, отмечена званиями, ведет репертуар, но, что самое невероятное, сумела сохранить трепетное отношение к искусству, его поэтическую суть.
- Мария, как Вы попали в Йошкар-Олу?
- Работала в Сыктывкарском театре, в труппе все повторялась ситуация с уходом художественных руководителей. Я начала думать о том, чтобы куда-нибудь уехать, но все не могла решиться. Очень тяжела на подъем: сделать какой-нибудь серьезный шаг непросто, слишком долго думаю, примеряю, решаю.
В Якутске, на балетном фестивале, я встретилась с Константином Ивановым. Это была не первая наша встреча - он приезжал в Сыктывкар, и на тот момент мой партнер Максим Фомин тоже надумал уехать и искал место. Он созвонился с Константином Анатольевичем и сразу передал мне приглашение в Йошкар-Олу. Честно говоря, тогда я вообще не представляла, где этот город находится. Так мы и приехали. Решиться на отъезд было очень тяжело, потому что я родом из Сыктывкара, там все мои родные. Уезжать от мамы, папы, одной, непонятно куда- было страшно.
- Вы тогда работали в театре первый год ?
- После окончания училища - первый. На самом деле
- дольше. Мы работали в театре со второго курса.
- Сколько Вам было лет, когда вы покинули родительский дом?
- Девятнадцать.
- В Йошкар-Оле Вы сразу попали на положение
солистки?
- Да, мы ехали сюда как солисты и сразу начали много
танцевать. Марийский театр быстро стал мне родным, и
для меня было неожиданно, что я как-то сразу влилась в
коллектив, возникло теплое общение, быстро сработались
с педагогами.
- Максим уже несколько лет танцует в Москве?
- Да, он уехал через сезон.
- Какие партии сейчас в Вашем репертуаре?
- Одной из памятных премьер на марийской сцене была Китри в «Дон Кихоте». Танцую Машу в «Щелкунчике», Одетту - Одиллию, Жизель, Джульетту. Танцевала в «Серенаде» Георгия Алексидзе, который приезжал специально для этой постановки. Есть и другие партии. Танцую много.
- Нас поражает молодая энергия и стремительное
развитие балета в Йошкар-Оле. Вы ощущаете необычность своего театра или Вам кажется, что все так и должно быть?
- Нет-нет, все это чувствуем и мы - ведь встречи с коллегами из других театров происходят нередко, мы разговариваем и знаем, как работают в разных коллективах. У нас много премьер, разнообразный репертуар, немало интересных гастролей.
Наш коллектив очень дружный, молодой, активный. У Константина Иванова много идей, большинство из которых он реализует. В театре жизнь идет полным ходом, и это очень радует.
- Гастрольные маршруты театра проходят по России?
- Не только. Мы часто ездим за границу. Гастролировали в Китае, Мексике, Ливане, на Тайване, даже в Перу
побывали. Самым большим спросом пользуется «Лебединое озеро», недавно возили «Щелкунчик» в Германию.
- Какие партии Вам ближе - лирические или, например, такие огневые, как Китри?
- Все-таки лирические. Одетта, конечно, ближе Китри.
И очень люблю Мирту.
- Мирту, а не Жизель?
- Да, именно Мирту. Она мне очень понятна, хотя не
могу сказать, что в жизни я такая строгая, коварная, холодная. Абсолютно нет. Но подобные партии мне нравятся.
- Волнуетесь, когда выходите на сцену?
- Конечно, это же естественно. Правда, волнение уже не такое безудержное, как было раньше. Годы и опыт научили держать себя в руках на спектаклях текущего репертуара. Ну а премьера - это, естественно, отдельное переживание, какое-то особое, возвышенное.
- Есть ли у вас постоянный партнер?
- Сейчас постоянного партнера нет. Танцую со многими
солистами. В театре подрастают новички, их вводят в спек
такли. Конечно, им надо помогать. В нашей труппе вообще
развит дух взаимовыручки.
- Вы очень молоды, но Вас сегодня уже можно назвать помощницей или наставницей тех юных танцовщиков, которые сегодня пришли в театр.
- Нынешних своих кавалеров я помню еще мальчиками, когда они танцевали суворовцев. Они выросли на моих глазах. Мальчишки - молодцы, они быстро входят в профессию. Константин Анатольевич очень много с ними
работал, и результат, конечно, впечатляет.
- Танцевали ли в дуэте с Константином Ивановым?
- Да. И сейчас танцую. Особенно много на гастролях.
- Солистки Большого театра говорили, что он очень
надежный партнер и любили с ним танцевать.
- Костя - отличный танцовщик. Как партнер он очень
профессионален и тактичен, в его руках я чувствую себя
абсолютно комфортно и спокойно. Тем более что с ним мы
уже проработали достаточно долгое время, уже притерлись, если можно так сказать, друг к другу и понимаем друг
друга без слов.
- А почему Вы не участвовали в конкурсах?
- Один раз, когда еще работала в Сыктывкаре, участво вала. Но не очень удачно. Может, я виновата, может быть, неправильно меня настроили педагоги, которые готовили к конкурсу. Скорее всего, я совсем не конкурсная танцовщица. Долго у меня не было желания участвовать в состязаниях, чуть позже, когда можно было бы попробовать, ушла в декретный отпуск. А сейчас уже поздно.
- Трудно было входить в форму после родов?
-Да, очень. Думала, что будет намного проще.
- Как Вы решились на рождение ребенка в начале столь успешного творческого пути?
- Так получилось, что я встретила своего человека, влюбилась и когда поняла, что будет ребенок, смело пошла в декрет, не думая о том, повлияет это на мою карьеру или нет. Если честно, то я больше семейный человек и совсем не карьеристка. Родила замечательную девочку, и когда ей исполнилось два месяца, решила попробовать позаниматься. Пришла в театр и после урока поняла, что еще не готова, мне было слишком тяжело. Серьезно начала входить в форму, когда Ульянке исполнилось четыре месяца.
- Почему назвали дочь Ульяной? Сегодня это редкое имя ассоциируется с балетом.
- Мы с мужем долго думали, как назовем дочь, примеряли к отчеству и фамилии многие имена. Почему-то имя Ульяна в нашей памяти не всплывало. Вы знаете, у меня было какое-то странное чувство: мне казалось, что имя у дочери уже есть, и я должна просто его вспомнить. Должна, но никак не могла - забыла. И уже буквально перед родами я сидела в поликлинике и вновь перебирала имена. Женщина где-то далеко, в конце коридора, громко разговаривала по телефону и вдруг спросила своего собеседника: «А Ульяна-то как?». Я поняла, что вспомнила то имя, которое сидело в моем подсознании. На гастролях в Кирове у меня брал интервью один журналист и задал такой же вопрос. И, я рассказала ему эту историю, а в
газете было написано, что я назвала дочь в честь Ульяны
Лопаткиной.




Top