Мариной кацубой. Кто такая марина кацуба, на которой пообещал жениться гнойный

16 октября 2014, 18:00 Авторы: Борис Шейк. Фотограф: Александр Нечаев, Владимир Яроцкий

«Мама не расплакалась, когда посмотрела "Versus"»

Интервью с Мариной Кацуба, акцентированное на литературе и рэпе

Ещё месяц назад рэп-тусовка знать не знала о поэтессе Марине Кацуба, однако баттл с перекаченным Drago и гостевой куплет у Noize MC на альбоме всё в корне изменили: личные сообщения в «ВК» стали разрываться от гневных (и не только) сообщений, предложений зачитать поступало больше и больше, а всевозможные рэп-порталы то и дело норовили взять интервью - мы, собственно, не исключение. В жизни Марина, как и на «Versus», оказалась приятной в общении, посему и поделилась с нами своими мыслями по поводу будущего образования, русской музыки, стихах и многом другом. У неё, кстати, ещё и мини-альбом запланирован к выходу на середину ноября - будет состоять из трёх треков, каждый из которых так или иначе относится к рэпу.

«Я на тот "Versus" пришёл поболеть за Марину. И не пожалел! По-моему, это был очень крутой баттл, и в плане текста, и с точки зрения драматургии: после первого раунда я был почти уверен, что победит Drago, но потом всё встало на свои места. Респект!», - отзывается Иван «Noize MC» Алексеев о поэтессе.

Довлатов как-то говорил, что у прозаиков на удивление выходят хорошие стихи, а у поэтов не пишется проза. Что Вы думаете на этот счёт?

Я до серьёзной прозы пока не доросла. У меня большой опыт работы в петербуржской журналистике: работала редактором журнала «Собака.ру» довольно долго. В первую очередь интервьюером, вела рубрику «Портреты». Работала также в студенческих газетах, копирайтингом очень много лет занималась достаточно успешно. Даже политическим, когда мне нужны были деньги на еду и туфли. Но это публицистика, и она проще - тут вопрос формата, понимания каких-то вещей, основ. А прозы у меня нет. И я, право, пока не нахожу времени и пока не чувствую в себе ресурсов таких, чтобы замахнуться на неё. Но, конечно, хочется родить детей и написать книгу.

«Никогда слава не придет к человеку, который пишет дурные стихи», Рюхин из «Мастера и Маргарита» говорил. Вообще, что такое дурные стихи в вашем понимании? Русский рэп - дурные стихи?

Мне очень давно, ещё со времён «Битвы Поэтов», очень часто пишут молодые авторы с просьбой прокомментировать их творчество. Я стараюсь не делать этого, вообще. Мы все субъективны в восприятии. Исключения я делаю для тех людей, в чьих словах я вижу какую-то надежду на гения, и тогда я стараюсь им помочь. Даже не анализирую творчество, а оказываю моральную поддержку и, по возможности, даже финансовую - такие ситуации тоже складывались. Я действительно помогла большому количеству молодых поэтов и, возможно, это гораздо большее достижения, чем всё, что я написала и напишу.

А рэп - не стихи. Рэп - это рэп, языковая форма субкультуры хип-хоп. Поэзия - жанр, стихи - форма существования речи, гораздо более глобальное понятия. Конечно, можно отнести рэп к форме существования речи, но мы не можем поставить эти понятия в один ряд, сравнивать и ставить так вопрос. Я стараюсь не смешивать всё в один котёл, хотя считаю, что русский рэп имеет право на существование как форма речи, и он мне интересен в определённом смысле.

Каково это - творить в столь узком кругу слушателей? Не проще ли написать стихи к музыке, например, Игоря Крутого? Так ведь больше народу услышит. Или не в этом цель?

Для меня никогда это не было самоцелью. Люди, которые со мной знакомы, знают, что это так. Я пишу двадцать четыре года, являюсь хорошим продюсером в сфере фэшн и видео-индустрии, снимаю кучу клипов, провожу много модных съёмок, веду глянцевые журналы. Если бы я хотела себя продать, то сделала бы это до «Versus», успешно и без такого количества дерьма. Нашла бы способы монетизации данного вида своей деятельности, раз уж не делала - значит, не хотела. То бишь, я умею зарабатывать на хлеб другими способами и не стараюсь продать поэзию. Мне это очень сильно претило лет десять назад: юношеский максимализм намекал на то, что опопсеть, рассчитывать на широкую аудиторию - крайне стыдно. Естественно, жизнь меня подразбавила со временем; но, так или иначе, это не самоцель.

Рэпер - он вообще ближе к литературному поэту или к поэту-песеннику?

К поэту-песеннику. Безусловно, в рэпе одно из главных качеств - работа с музыкой, с ритмикой, скорость читки и так далее. Это вещи, которые меньше имеют отношение к литературе - больше к музыке, требуют других навыков, основ. Есть люди, которые не создают безумно крутых тексты, но зато очень классно читают с точки зрения техники и обладают вокальными данными. И если мы говорим о рэпере, то должны учитывать все составляющие, если о поэте - конкретно текст.

То есть, даже, несмотря на то, что есть рэперы, которые тоже делают упор на текст? Ну, взять того же Алексея Косова - к какой категории его можно отнести? К поэтам или рэперам?

В мечты девушек его можно отнести. В мечты миллиона девушек. Алёша образный очень, ему удалось создать свой мир. Мне кажется, все художники, творцы, представители любого жанра, которые сумели создать свой почерк, мир, заслуживают уважения, вне зависимости от всего остального: что они из себя представляют, какие они люди, как относятся к нам, и к своей жизни. Между творчеством и человеком, который его делает, нет ничего общего, или, по крайней мере - это не одно и тоже. Такие вещи надо понимать, но у слушателя и читателя не всегда получается. Он идеализирует своего кумира, если можно такое пафосное слово употребить.

В рэп-музыке постоянно используются гостевые куплеты. Артисты сотрудничают друг с другом и принимают участие в записи композиций своих товарищей. Практикуют ли нечто подобное поэты? Если да, то как это происходит?

Мне кажется, это одна из самых крутых вещей в рэпе. Я вот записалась с Ваней, Noize MC, и с различными петербуржскими рэперами такие же эксперименты проводила - не в виде читки, а в виде отрывков по смыслу в интерлюдиях, например. Интерактивный жанр. В поэзии такое намного реже происходит. Возможно, из-за того, что поэты слишком сильно держатся за своё слово. Есть открытые микрофоны, совместные сборники, баттлы - очень много всего, но удачное сотрудничество поэтов на нашем веку происходит слишком редко.

В шестидесятых был Бродский, Довлатов. А кто сейчас культурное отображение литературного Питера?

Очень сложный вопрос, я субъективна. У меня свои интересы, свой взгляд на всё. Никому не навязываю никогда свою точку зрения. Есть много авторов приличных, за которыми есть смысл следить в том или ином виде. Их предостаточно. Андрей Гоголев - я его всегда привожу в пример. Когда он начинал, ему шестнадцать было, он присылал какие-то четверостишья. Сейчас этот чувак перерос меня на три головы, и я просто счастлива, что имела отношение к его становлению.

Как Вы считаете, в будущем будет ли современная питерская литература преподаваться в школах?

Безусловно. К прискорбию моему, Алексей Никонов может войти в учебники. Очень просто и легко это может произойти.

Вплоть до меня, до нас всех, к прискорбию.

Почему к прискорбию-то?

Нам очень тяжело оценивать текущий процесс. Спустя время анализировать что-либо легче. В процессе это невозможно сделать, получается слишком субъективно. Сейчас нет одной истории петербуржской, как раньше: Анна Ахматова, «Бродячая собака» и так далее. И то, это мы сейчас так читаем, потому что какие-то современники, прабабушки донесли информацию до нас так. Возможно, они по-своему всё воспринимали в силу своих симпатий к Есенину, Северянину. То же самое произойдёт и с сегодняшним поколением. Просто более разрозненно происходит: появилась сеть, какие-то авторы популярны исключительно в Интернете, кто-то делает подкасты, кто-то - клипы. В том или ином виде это войдёт в историю.

Скажите, в связи со столь большим количеством информации, остаётся ли время читать книги? Вы сколько читаете, скажем, в месяц?

Ужасно сейчас всё с этим. Очень плохая музыка . Лет до двадцати двух я обладала временем и позволяла себе читать семь-восемь книг параллельно. Я это делала для того, чтобы «не проваливаться» в одного писателя. Если ты впечатлительный, творческий, ранимый персонаж, то проваливаешься в его стилистику автора, которого читаешь, и начинаешь использовать его обороты и прочие штуки. А сейчас я очень мало читаю: сметы и письма по работе, в основном. Мало времени на чтение, прослушивание музыки. Печалит, но, к сожалению, я из тех людей, кто лучше будет сытым и поможет родителям, чем будет ходить оборванным и кричать о своей гениальности.

Настолько ли остра проблема того, что люди рэп читают, а не книги? Во что это может вылиться при самом ужасном раскладе?

Органичный процесс. Ругать его нет смысла - это как ругать социальные сети. Смысл стоять под лавиной, разводить руками и орать на неё? Ты либо беги, либо ложись, либо подключайся. Как-то целесообразно в той или иной ситуации себя надо позиционировать. Ничего с этим не поделать. Происходит так, как происходит. Но появляются сейчас рэперы, старающиеся больше работать над текстом. «Я любил тебя, а ты ушла», - такое пресытилось. И это тоже органичный процесс. Во что-то выльется. Зависит от того, что в целом будет у нас в стране, от кучи экономических факторов, социальных. Например, если сейчас будет какая-то страшная экономическая проблема, то всё совсем по-другому станет. Совсем другие будут в цене слова, стихи и так далее. Не берусь судить, слишком глобальный для меня вопрос.

« Versus » надо затронуть, естественно. Для девушки, тем более без «Жигулей» в руках, это вообще ведь нетипичная вещь. Там с матерями совокупляются и так далее. В чём была цель? Просто разнообразить действо?

Я работаю продюсером. Мне позвонили организаторы, попросили на «Межсезонье» с разнообразием помочь. Это касалось не только моего выступления. Хотелось пригласить красивых девушек, поскольку даже организаторам в какой-то момент опостылел поток грязи, говна, тупости, которым обрастает проект. И, собственно, баттл наш с Drago о том, что можно делать совсем по-другому. Окей, это шоу, не спорю, но зато красивое и интересное. Моя мама не расплакалась, когда посмотрела. Для меня это более высокая оценка, нежели мнение сраных девятилетних задротов из Петрозаводска или других людей, чьё мнение мне неинтересно. Мы помогали распространять билеты, и в итоге вернулись к смешной теме, что я могу зачитать. Совершенно не было времени готовиться. Не оправдываю свои короткие тексты, потому что они всё равно были бы короткими: мне странен формат бесконечного поливания грязью другого человека, не могу в него проникнуться. Но у меня правда не было времени подготовиться, и всё было обговорено с Drago заранее, поэтому назвать наше противостояние полноценным баттлом я не могу. Это к тому, что может быть и вот так. Может прийти девушка в платье, с ровными ногами, а не «гопотура» с пивом. Мне пишут каждый день люди какие-то хорошие вещи, помимо «Умри, сука» или «Где твои сиськи?» Приходят позитивные отзывы, где написано: «Это здорово, что удалось поставить вопрос о литературе и рэпе в таком широком формате». И вот это мне, с точки зрения стратегии литературной, за которую я радею, гораздо интереснее, чем то, что кто-то заметил, что у меня нет груди и красивые черты лица.

По вашему мнению, если убрать всю эту непосредственность из « Versus », пойдёт ли это на пользу проекту?

Думаю, да. Но всему есть предел, есть целевая аудитория: можно что-то подчистить, улучшить, немного поменять формат, однако взять и превратить всё в то, что было бы интересно смотреть мне и ещё пятнадцати арт-вонючкам, неправильно.

Что уж там скрывать: Вы понравились нашим читателям не только за острое словцо, но и за внешность. И наибольшее впечатление произвёл сам факт, что милейшая девушка удавливает двухметрового Drago . Вообще, внешность даёт какое-то преимущество при выступлениях, становится ли она частью стихов?

Я начала признавать это лет с двадцати четырёх. Раньше меня критически бесило, что люди рассматривают мою внешность. Хотелось, чтобы все видели мой ум, восхищались моим знанием Бродского и Бротигана. Потом я поняла: это достаточно глупо, и нужно осознавать всё, что имеешь; пользоваться этим. В этом нет ничего плохого или хорошего, просто факт. У Буковски есть рассказ про девушку, которая втыкала спицы в лицо, дабы бороться со своей красотой. Я не хочу спицы в лицо - хочу выйти в последний раз замуж поудачнее, чем первые два.

И напоследок: о чём писать проще всего? Часто ли возникает желание написать о чём-то эдаком, убежать от реальности?

Я - женщина до мозга костей. Уже говорила, что слушаю в предменструальный синдром Ассаи и группу Krec. 80% моей поэзии - про любовь. И муза моя - предменструальный синдром. Не могу не писать: всё это выливается само, в рамках себя с подобным невозможно бороться. Я - достаточно взрослая тётенька, которая уже может смириться и со своей внешностью, и с тем, что она цинична, и с тем, что она - бесконечный говнолирик, пишущий и пишущий про свои несчастные любови.

Что можешь пожелать начинающим рэперам?

Не пугайтесь ничего нового. Хватит держаться за свои широкие штанишки - держитесь за голову, это полезнее. Смотрите не вниз, а вверх и вперёд. Будет интереснее.

На этот раз наш книжный эксперт - петербургская поэтесса Марина Кацуба, девушка, которая рифмует с 5 лет, победитель «Битвы поэтов» и Versus Battle.

По признанию Марины, 80% её поэзии - про любовь. В своей творческой карьере Марина сотрудничала с разными музыкантами, такими, как Noize MC, Zero People, «Внутреннее Сгорание», Никола Мельников, Никита Забелин, Виктор Санков, Александр Некрасов, Мария Дризик, а в 2016 году выпустила свой первый альбом - «Сегодня». Поэтесса посоветовала нам четыре книги вместо стандартных трёх: ей непросто было отказаться от одной из любимых. Ну что ж, мы только рады!

«Идиот» Достоевского

Потому что русский человек, не прочитавший Достоевского, ничего о себе, русском человеке, не поймет. «Идиота» надо читать как минимум три раза в жизни, а может и больше - скажу еще через лет двадцать.

«Мы все из Бюллербю» Линдгрен

Вообще, всю Линдгрен нужно читать. Можно еще и её биографию, и публицистику, чтобы понять, какая судьба ведёт человека к глубокому пониманию «что есть счастье». Детей же невозможно обмануть, великие детские книги - самые честные книги во Вселенной. «Мы все из Бюкллербю» - я помню, какая у нее была обложка, когда мне подарили её перед первым классом, каждую иллюстрацию и как я хохотала на переменах, и даже подоконник, на котором я хохотала. Дарю эту книгам детям подруг, в надежде, что подругам она тоже подсобит в тяжелой, беспробудной взрослости.

«Машенька» Набокова

Первый роман самого образного писателя моей жизни. Его надо читать летом на даче, чтобы целиком прочувствовать. Или читать заграницей, вдали от Родины, чтобы захотеть домой всей душой - и почувствовать размер своей души. Если чередовать с Есениным, будучи впечатлительной натурой, можно спиться. С Набоковым вообще надо аккуратно - тонко воспринимающих он забирает, как наркотик.

«Ловля форели в Америке» Бротигана

Проза у Ричарда Бротигана чуть мутная, стремящаяся то ли к Курту Воннегуту, то ли к Бобу Дилану. А вот в его стихах есть все, что мне нужно: японская краткость и недосказанность, американская сила и небрежность, вселенская печаль. Им даже рифма не нужна, правда. Я полжизни их читаю и не могу нарадоваться.

Хотите узнать, что читает любимый артист или писатель? Напишите

Она начала сочинять стихи в три года. В пять уже писала ручкой в блокнот четверостишия про лето и родину. «Рифмы были ничего, уже с проблесками надежды на литературу», – говорит питерская поэтесса Марина Кацуба (30), единственная девушка, которая участвовала и победила в программе «Битва поэтов» на 100ТВ и главной независимой рэп-бойне страны Versus Battle.

Бомбер, юбка, пояс, ARUT MSCW

Она родилась в классической петербургской семье. Папа – офицер, служил на подводной лодке. Мама – учитель, старшая сестра – врач. «К моим поэтическим поискам родители относились строго, не возлагали больших надежд».

все слайды

Отец говорил ей: «Из нескольких тысяч инженеров могут себя обеспечить 80 %, а из нескольких тысяч гуманитариев на это способна только треть». И Марина поступила в Университет растительных полимеров на факультет физики, где доучилась только до третьего курса. Потом были ссора с папой и поступление на режиссерский в Академию культуры. Там Кацуба провела три дня и после фразы: «Вам надо писать, а не снимать» перевелась – на удивление – в Высшую школу приватизации. «Я перешла туда потому, что была крайне разочарована в системе образования, и тем более творческого, гуманитарного. Мне было наплевать. Лишь бы получить диплом, чтобы родители отстали».

В 2007-м ее взяли в штат журнала «Собака.ru», где она год была редактором рубрик «Портреты» и «Шоу» и параллельно занималась организацией съемок. «А в 2012 году мы с моим другом-стилистом Гошей Карцевым запустили образовательный модный проект School GOSH. Он, как и многие более поздние образовательные проекты в сфере индустрии, был направлен на создание новой модной среды. Тогда не было аналогов. Не было ничего в этой индустрии в Петербурге. Правда, с такими историями у меня всегда один сценарий – мне интересен тольк стартап, дальше скучно. Я – признанный мастер короткой формы. Несколько дней, ну максимум недель, рывком помаешься, и доделал. Закрыл. И дальше пошел».

Она никогда не пыталась заработать на своих стихах. Основной род деятельности Марины – продюсирование модных съемок. «Я свои стихи продаю только «по любви». Вот, например, близкой подруге своей и певице Шуре Кузнецовой (29) уже второй альбом тексты пишу. Но на самом деле я не могу монетизировать свое творчество так, чтобы можно было прожить худо-бедно, не распыляясь на другие виды деятельности. Надеюсь, у меня получится это при жизни».

Платье, Galina Podzolko; пояс, лодочки, TOPSHOP

Платье, Galina Podzolko; Тренч, Viva Vox

А еще у нее за спиной два развода. «С первым мужем Никитой мы прожили год, мне было 17, и я писала репризы и сценарии для КВН и «Камеди клаба» вместе с ним. Мы бы и не женились на этот год – очень настаивали родители. Со вторым, Артёмом, мы прожили четыре года вместе, занимаясь литературой и поэтическим движением БОЛТ, организовывали битвы поэтов вместе с телеканалом СТО, помогали молодым авторам. Делали благотворительные мероприятия для детей в детдомах и больницах, развивающие игры в рифмы и загадки. А еще вместе с дизайнером Артёмом Гаврилюком создали бренд одежды Greatcriss. Артём до сих пор им занимается.

все слайды

У меня хорошие отношения с бывшими мужьями и их семьями. Они приходят ко мне на выступления, помогали оба однажды с очень сложной съемкой. Просто я переросла их в плане амбиций и требований к себе и всем вокруг – это нормально. Это лучше, чем оставаться и, будучи несчастной, топить человека в своем недовольстве».

Последние полгода Кацуба встречается с рэпером Мишей Мэйти. «Мы похожи с Мишей по характеру – оба Скорпионы и импульсивные, артистичные, тонко организованные. Сказать, что нам всегда легко вместе, я не могу. Но это большая любовь, такой не было у меня до встречи с ним», – признается Марина.

"Хороший цирк лучше, чем плохой хип-хоп". Под таким девизом вчера выступила на "Версусе" питерская поэтесса Марина Кацуба. Выступила - и победила: не только по итогам голосования, но еще и потому, что за 20 минут баттла успела очаровать многих зрителей.

The Flow оперативно связался с Мариной и задал ей несколько вопросов.

Как так произошло, что девушка-поэт оказалась на рэп-баттле?

Я давно дружу с Oxxxymiron и Porchy, и мы несколько раз шутили, что было бы смешно меня на Versus отправить. Ну и вот, дошутились. Организаторы баттла - супер адекватные парни, я им на "Межсезонье" помогала со своими подругами из PUBLICA с некоторыми вопросами административного характера и пиара. А мое участие - это так, дополнительный бонус для всех. Хорошая и, по мне, вполне себе смешная шутка. Ваня Нойз меня очень поддержал в этой идее и многие другие друзья музыканты - я и решилась.

Noize MC в недавнем интервью рассказал нам, что ты начала “записывать хип-хоп”. Он ведь не только Versus имел в виду, я правильно понял?

Ну пока что кроме совместного трека с Ваней и трэка по мотивам моего выступления на баттле, который выложу на днях, я ничего не записала в этом “не женском” жанре. Предложений масса - даже страшно, пока думаю, что с этим делать. Текстов за 24 года творчества у меня больше двух тысяч - хватит на 10 альбомов. Времени нет - я с переездом в Москву работаю как проклятая.

Не страшно было с огромным, раскачанным мужчиной баттлиться?

Ну, право, какое страшно - смешно было. Только судьи подкачали, расстроили. Тяжело ждать какого-то адекватного уровня восприятия от зрителей, если судьи на мероприятии в щи убраны алкоголем. Надо ребятам будет тщательнее к выбору членов жюри относиться впредь, ибо статус баттла в первую очередь определяется составом судей.

Интересно, что баттлы тебе не в новинку. На твоей странице Вконтакте указано, что ты - первая девушка, победившая в Битве Поэтов. Что такое Битва Поэтов?

Гугл в помощь. Была такая передача на телеканале 100ТВ. 7 сезонов отборного петербургского стихоплетства. И, да, в последнем 7 сезоне я победила. Это было в 2009 году. Серия с моим участием получила ТЭФИ, как лучшая развлекательная передача. У нас прекрасная страна, у нас Битва Поэтов - развлекательная передача, ребят. Что уж тут про рэп-баттлы скажешь!

В тот же день, когда ты выступала на баттле, там произошли две драки . Тебе вообще комфортно было находиться в такой обстановке?

Нет. И всем участникам драк, к которым я имею непосредственное отношение я об этом уже сообщила. Драки - это печаль, тем паче в месте где люди в теории должны меряться словом.

Я могу понять, зачем сюда приходят рэперы, но зачем это тебе? С трудом могу представить на твоих творческих вечерах людей в бейсболках.

На моих творческих вечерах можно встретить людей в бейсболках. О чем ты? Даже мой папа носит бейсболку! Зачем мне это? Ну, такой вот эксперимент над собой, над форматом. Меня, правда, пугает поверхностность и однообразие большей части русскоязычного рэпа. И я, правда, пришла об этом сказать на Versus. Ну, пришлось Драго за всех послушать. По-моему субъективному мнению, если бы он чуть меньше пошлил и чуть больше покопался в моей литературе, а не в фотках в интернете, то точно бы вынес меня. Я не пишу длинных панчей и не очень-то комфортно себя ощущаю в таком формате в целом.

Для тех, кто узнал о Марине Кацуба только сейчас: три твоих текста, которые тебе нравятся больше других?

Нет уж, увольте. У меня слишком много текстов. Большую часть последние годы закидываю в блог . И, право, считаю, что каждый волен сам решать, что ему читать, что не читать, кого слушать, кого не слушать и что ему больше нравится. У меня есть одна удивительно приятная петербургская черта - я никому не навязываю ни свое мнение, ни свое общество, ни свое творчество.

Как ты относишься к русскому рэпу? Что в нём нравится, что - не очень? Кого-то выделяешь среди прочих?

Я как все телки. Могу заслушать Ассаи в предменстуральном порыве взахлеб, честно. Ну. если без шуток, то это очень объемный вопрос, претендующий на многочасовой монолог.

Существует тезис о том, что рэп - это новая поэзия. Можно к подобному относиться серьезно?

Рэп - это один из основных элементов хип-хоп культуры. Поэзия - это способ организации речи, жанр, если хотите. Давайте не будем все валить в одну кастрюлю и перемешивать. Можно к чему угодно серьезно относиться, но только не к глупым вопросам!

В Штатах вовсю проводятся poetry nights среди рэперов - в них люди типа Mos Def участвуют. Можно ли такое представить у нас?

Можно, думаю, но, боюсь, все равно получится… очень по-русски, в меру специфики нашего менталитета.

Жива ли русская поэзия в 2014 году? Можешь назвать пять главных имен, за которыми имеет смысл следить?

Следите за Андреем Гоголевым. За Ваней Пинжениным. За Таней Репиной. За Димой Адамовичем. За Арс Пегасом. За Ес Соя. Я знаю около полусотни приличных, талантливых поэтов. Просто они не поливают друг друга грязью и не планируют трахать ничью маму - поэтому за их тоскливой творческой судьбой школьники в сети наблюдать не готовы.

Самый главный вопрос: почему все новые звезды поэзии - сплошь женщины? Полозкова, Астахова, ты? Куда делись мужчины, которые стихи пишут?

Это поверхностное заявление, я с ним не согласна. Тут есть момент с уровнем известности авторов, это да. Но это уже немного другой вопрос - про активность женскую в нашем обществе в целом, в том числе и в рамках творческих профессий.

Для людей, далеких от мира поэзии: расскажи, как проходят вечера (концерты?) поэтов? Просто выходит человек - и читает стихи? Как реагирует публика на такое?

Много всяких форматов есть. Есть открытый баттл СЛЭМ, когда у каждого есть 1 минута на сцене, а публика выбирает лучших. Я в СЛЭМАХ в юные годы хорошо выступала, выигрывала - было время и желание доказывать свою состоятельность словесную. Есть авторские вечера, фестивали, перфомансы, медиа-поэзия. Просто поэтический мир - это маленькая субкультура. Элитарная, не интересная массам, Может, и слава Богу, что так.
Ближайшее выступление Марины Кацуба в Москве состоится завтра, 7 октября, в клубе “Artefaq”.

Марина Кацуба - петербургский поэт, автор четырёх сборников стихов ("22", "М", "ТЫ", "Чик-Чирик"), единственная девушка - победитель телепередачи 100ТВ «Битвы Поэтов» (передача с ее участием получила премию «Тэфи» в 2010), единственная девушка - участник и победитель главного хип-хоп батла страны VERSUS.

Лирике Марины Кацубы присуща поистине вийоновская сатирическая желчь, обжигающая "производительный низ", всю нашу феодальную лестницу, гламур, дискурсы, поп-культуру и прочее. И под ненавистью этой, как у Саши Черного, дышит "оскорбленная любовь", светлый лик которой проглядывает между тонкого бисера ее строк. Сама Марина возводит свою поэтическую генеалогию к Бротигану и Маяковскому, а внимательный читатель увидит, а вернее, услышит в ней и Ахматову, и Цветаеву, и вообще высокую женскую поэзию - но без рабского сэмплирования и нарочитого драматизма, присущих современной женской поэзии в целом.

В 2012 г. совместно с художником граффити Вячеславом Родионовым был издан первый сборник стихов Марины Кацуба «22». Вышедшую годом позже книгу «М» дополнил своими иллюстрациями известный художник Стас Багс (MILK AND VODKA). В 2016 вышел сборник «ТЫ», графическое наполнение для которого подготовил популярный рэп-исполнитель Schokk.

Дебютный музыкальный альбом Марины «Сегодня», вышедший в конце 2016 года при поддержке Zapal Records, стал важным событием как для российской хип-хоп сцены, так и для ценителей современной литературы, и несколько недель продержался на первом месте жанра «Хип-хоп» в iTunes .

Марина Кацуба записывает композиции и создает полноценные акустические программы с такими музыкантами как ZERO PEOPLE, Мэйти, "Внутреннее Сгорание", NOIZE MC, Никола Мельников, Никита Забелин, Виктор Санков, Александр Некрасов, Мария Дризик, Павел Васильев и другими.

Марина Кацуба является единственным автором всех текстов музыкального альбома «Молчи и обнимай меня крепче» певицы Шуры Кузнецовой. Исполнение лирического заглавного трэка альбома в отборочном туре шоу «Голос» на первом канале сделала Шуру настоящей звездой, а уровень внимания к лирике поэта в сетях резко возрос. В качестве автора текстов она также сотрудничает с другими рэп и поп-исполнителями.

Осенью 2017 года Марина Кацуба посетила 10 городов России с концертной программой ГОРОДА. Получив мощную обратную связь аудитории, количество поклонников творчества поэта по всей стране многократно увеличилось.

В ближайшее время Марина Кацуба планирует выпустить второй студийный альбом и аудиокнигу стихов.




Top