Марлен хуциев личная жизнь. Марлен хуциев - биография, информация, личная жизнь

Марлен Хуциев, которому в октябре исполнится 90 лет, заканчивает новый фильм "Невечерняя". Картина о встречах Толстого и Чехова была задумана в начале нашего века, начались съемки, но из-за нехватки денег работа была приостановлена и лишь недавно возобновилась благодаря меценату, подарившему знаменитому режиссеру необходимую сумму. Кинематограф Хуциева воспринимается как одно из проявлений хрущевской оттепели, но режиссер считает, что неверно связывать смягчение режима с именем тогдашнего первого секретаря ЦК КПСС. С Хрущевым у него давние счеты – верховному цензору не понравилась картина "Застава Ильича", и он заставил Хуциева радикально переделать фильм. Авторская версия вышла лишь в конце 80-х. Особенно не понравилась Хрущеву одна из ключевых сцен – разговор героя с призраком погибшего на фронте отца. Хуциев говорит, что это его воображаемый разговор с собственным отцом, казненным в 1937 году. Во всех фильмах Хуциева есть размышления о войне, в которой сам режиссер не участвовал – его освободили от службы из-за астмы и дальнозоркости. Знаменитая картина "Июльский дождь" завершается документальными съемками встречи ветеранов у Большого театра – тогда 9 мая еще не было официальным праздником.

Две ретроспективы фильмов Марлена Хуциева сейчас прошли в Германии – на фестивале Go East в Висбадене и в берлинском киномузее. Мы встретились с режиссером на висбаденском фестивале после показа фильма "Был месяц май", снятого в 1970 году, к 25-летию победы. Май 1945 года – красноармейцы, расположившиеся в немецкой усадьбе, узнают о том, что рядом находился концлагерь, а хозяин их дома, фермер по фамилии Рашке, использовал труд заключенных.

Марлен Хуциев сомневался, стоит ли включать фильм в программу показов в Висбадене, и не знал, как отреагируют немецкие зрители. Действительно, когда сеанс закончился, в зале чувствовалось некоторое напряжение. Может быть, потому, что в фильме был недвусмысленный намек на вольное обращение российских солдат с немецкими женщинами, а сцены в свинарнике (Рашке занимался свиноводством) можно истолковать как отождествление немцев с этими имеющими не лучшую репутацию животными. В принципе же это фильм о вечном конфликте России и Европы: пьяные и взбалмошные солдаты сталкиваются с сытым и бесчеловечным, по их мнению, миром порядка, не могут его постичь и хотят разрушить. Пример вечного российского хаоса – ситуация в союзе кинематографистов, председателем которого Марлен Хуциев был избран в 2008 году. Потом по велению суда на эту должность вернулся прежний барин, Никита Михалков, а кинематографисты, не желающие ему подчиняться, образовали альтернативный союз. О Второй мировой войне, о Михалкове, Хрущеве и оттепели я расспрашивал Марлена Хуциева, а начался разговор с фильма "Невечерняя", выход которого запланирован на следующий год.

No media source currently available

0:00 0:35:09 0:00

Pop-out player

– Фильм я уже практически закончил, там просто маленькие досъемки. Очень долго длилась эпопея по той причине, что не было финансирования, 8 лет вообще все стояло. Потом возник один человек, который вдруг где-то прочел и дал зеленую улицу.

– То есть чудо случилось?

Кадр из фильма "Невечерняя"

– Абсолютное чудо, абсолютное. Я пока его имя не называю. Как картина будет готова, конечно, я принесу ему всю свою признательность. У нас дают деньги, но это ерунда. Был же год Чехова, Толстого совместный, никого не колыхнуло.

– Когда в 2008 году проводился знаменитый съезд Союза кинематографистов, хотели провести очищение, избавиться от непрозрачности, коррупции. У вас был план, можно это было сделать в то время?

Мединский у меня вызывает впечатление абсолютного ничтожества.

– Был план найти определенных людей, которые хотели бы это сделать. Они стали намечаться, но потом начались бесконечные склоки, своры. Я уже по размышлению понимаю, что зря в это дело ввязался. Я просто себе не представлял ситуацию, с которой придется иметь дело. Но что делать? Я хочу вам сказать: что бы ни говорили, лучшая система кино была советская. Потому что, во-первых, там выдавали реальную смету, иногда чуть-чуть завышали, чтобы потом срезать, но выделяли деньги по этой смете. Эта смета тщательно разрабатывалась по многим статьям. Там была, конечно, цензура, но в чем-то да, а в чем-то нет. Я все-таки все свои картины сделал, хотя меня заставили вырезать из "Июльского дождя" одну сцену. Я, когда мы сочиняли сценарий, так ее и назвал "арбуз на вырез", я знал, что ее все равно вырежут. Там есть такая история, как героиня ходит в качестве агитатора, она попадает к сумасшедшему энкавэдэшнику, ей сразу становится понятно, что он сумасшедший. Вначале зрители смеются, а потом, когда становится ясным, что он сумасшедший, тогда мертвая тишина в зале. Эту сцену не разрешили категорически. Потом надо было сокращать картину немножко, и я там, дурак, вырезал одну паузу очень красивую в зоопарке, где героиня гуляет. Очень жалею, не сохранил ее. Иногда бывает, когда картину кончаешь, ты настолько бываешь измотан, что уже и соображаешь туго, и сопротивления нет. В "Июльском дожде" мне, конечно, жалко эту сцену очень. Но там вся беда в том, что не напечатали копию, если бы копию напечатали, я поправку бы сделал, а в копии это сохранилось бы.

– "Застава Ильича" ведь сохранилась полностью, и вы смогли ее восстановить.

– Там долбанул первое лицо <Хрущев>, и все навытяжку встали. Начали сами говорить: это надо изменить, это. Это мне напоминает вот что: стоит человек, и у него перед лицом машут палкой. Так не надо голову нагибать, ты постой. Если нагнул голову, то она тебе придется по башке. Дела давно минувших дней, даже говорить о них не хочется. Сейчас нет идеологической цензуры... Хотя, наверное, есть.

– То, что сейчас делает Мединский, уже можно назвать идеологической цензурой.

– Он у меня вызывает впечатление абсолютного ничтожества. <Председатель Госкино> Ермаш любил кино и людей любил. Например, когда я кончал картину – хотя, казалось бы, человек я неудобный, – где-то он меня встречал, говорил: ну что, какие планы на будущее? Хрен он <Мединский> меня спросил, какие планы на будущее. Тогда было ощущение, что мы нужны, сейчас нет этого ощущения.

– А картину "Был месяц май" цензура не тронула?

Мне там дали только две поправки. Там было прямым текстом сказано, что они жили там же, где свиньи, и свиньи съели ребенка. Пришлось сказать, что она голодала и ребенок умер, молока не было. А вторая поправка очень обидная, когда клеил эту хозяйку один из солдат, он там ей говорит это было по-солдатски, по-русски, он ей одну фразу говорит, а она не понимает. Он говорит: "А что твой мужик? Ничего еще, может? А то, может быть, надо помочь?" И через паузу говорит: "По хозяйству". Вот эту фразу убрали. А что тут такого, это же не политическое? "Нет, это оскорбительная фраза". Нравственная цензура, и вырезали.

– Снимали в Германии?

В Восточной Пруссии снимали. Это не под самим Кенигсбергом, а есть такой город, сейчас он называется Гвардейск, а у немцев он назывался Пилау. А концлагерь снимали в Польше.

– Освенцим?

Это Бжезинка, рядом с Освенцимом. 30 километров от Кракова. Во время съемок был туман, так жутко, как будто собрались души умерших.

– Во всех ваших фильмах есть война…

– И в новом фильме есть – Севастопольская оборона. У меня это связано еще с тем, что я отдаю долг. Потому что в силу всяких болезней меня не взяли. Мы одногодки с Тодоровским, он всего лишь на два месяца старше меня, но он успел, на фронт попал в 1944 году, успел побывать в Берлине. Он очень интересно рассказывал, когда все закончилось, они выпили, спали, и вдруг автоматные очереди. Они к окнам подползли и увидели, что по этой широкой улице идет колонна немцев и поливает из автоматов все окна, чтобы ответного огня не было. Наши связались по рации с авиацией. Он говорит, это было страшное зрелище, когда над этой колонной пошли на бреющем полете самолеты и стали ее расстреливать. Вообще война это жестокая вещь, что тут говорить, это все знают.

– Вы видели "Утомленные солнцем"?

"Утомленные солнцем-2" я не видел, только то, что иногда по телевизору мелькает, а первую часть видел. Там есть очень сильные сцены. Вся эта история с дочерью очень нежно снята. Вообще он режиссер хороший. К сожалению, когда он начинает конъюнктурить, выглядит значительно хуже. "Неоконченная пьеса" это замечательная картина. "Раба любви" сделана очень здорово. Немножко однообразно этот бесконечный показ кинопроцесса: все понятно, а там еще продолжается. Но это хорошая картина по фактуре, по всему.

– У вас с 2008 года сохраняется антагонизм или вы помирились?

Не то что помирились, я никогда до этого с ним не дружил. Никакого у нас с ним нет контакта.

– Вы новую картину снимали в Крыму. Не могу не спросить, что вы думаете о том, что происходит вокруг Крыма?

Это все политические игры. Я не знаю, нужен он нам был или не нужен. Говорят, что там стало хуже. Мне всегда казалось, что Крым должен оставаться в составе России, как славная историческая страница ее прошлого. "Севастопольские рассказы", "Оборона Севастополя" – как-то так. Что это такое, берет и волей своею тот человек, которого потом назвали волюнтаристом, отдает Крым Украине? Представьте себе, что гуляют два купца, надрались, один другому от широты душевной подарил фамильные часы. А потом он умер. Что должен сделать сын? Он должен возвратить часы сам.

– У вас сохранилась неприязнь к Хрущеву с тех пор, когда он резал ваш фильм?

У меня не поэтому. Потому что, анализируя все, что он сделал… Во-первых, это вранье, что на ХХ съезде он разоблачил культ личности. Это все было сделано сразу после смерти Сталина поднимите газеты того времени. Буквально через месяц после смерти Сталина во всех центральных газетах: в ЦК КПСС планировались материалы о преодолении культа личности и о коллегиальном руководстве. Это все было до Хрущева. А он потом стал всех отставлять от должностей. Как он, например, с Жуковым поступил, который спас его, когда его хотели снять? Он его снял в тот момент, когда он плыл на корабле, когда у него не было даже возможности ничего сделать. Термин "оттепель", хрущевская оттепель – никакого отношения этот термин к Хрущеву не имеет. Вот вам доказательство: вовсю шел съемочный период картины "Весна на Заречной улице" в тот момент, когда совершился ХХ съезд. В феврале я был в Запорожье, мы снимали "Весну", вдруг прочел в газете про ХХ съезд. Не надо все приписывать Хрущеву, они забывают, что был министр культуры Пономаренко, при котором все оживилось, как замечательно себя вела Фурцева. Ведь она же посмотрела картину <"Застава Ильича">, она просто пришла в восторг тут же, но ведь полно завистников было, доносы писали, в итоге все это получилось.

– Вы же подписали письмо Брежневу против реабилитации Сталина.

Это да, это было. Но не только я, много народу, Михаил Ильич <Ромм> подписал, и я в том числе.

– Чувствуете, что сейчас начинается новая реабилитация Сталина?

Я это чувствую. Но я за объективное освещение истории. Что нельзя у него отнять – и должно остаться, и плохое, и хорошее. Войну, конечно, он сыграл, не важно, был он полководец или не был, он был объединяющей силой, а он умел руководить, держать. Благодаря ему мы и выиграли, потому что все в конце концов организовал. Никуда он не убегал, он болел, у него была ангина. Но в первый же день, когда началась война, уже были совещания в Кремле. На одно из совещаний были приглашены геологи, потому что вопрос стоял, куда перемещать промышленность. Вокруг было много талантливых людей. Конечно, жуткая история с разгромом армии, 1937 год. Но мы ничего про это не знаем. Ужасно постарались на местах весь этот 1937 год, но там была борьба, безусловно, его хотели скинуть, а он не хотел этого. Это было продолжение гражданской войны, только на другом этапе. Возьмите Французскую революцию, что они сделали? Все друг другу головы поотрубали. Робеспьер был влюблен в невесту Камила Демулена. Там вот так все было, лучшим своим соратникам рубят головы.

– В фильме "Был месяц май" герой говорит, что если бы не эта победа, весь мир превратился бы в концлагерь.

Естественно. Он при огромной силе распустил бы щупальца по всему миру. Знаете, я сейчас, когда ехал <в Висбаден>, вокруг потрясающая природа, и думаешь: как так можно? У нас такого нет, у нас замызганные вокруг железнодорожных путей какие-то хибары, сараи, амбары, свалки. А тут потрясающе, никакого мусора, ничего, просто наслаждаешься. А почему у нас это невозможно? Не знаю. Не могу объяснить это щедростью природы, пространством.

На вашей родине, в Грузии возможно, все сделали.

Грузия ухоженная страна. Вы бы посмотрели, что из себя представляет Батуми сейчас. Там несколько высоких зданий, гостиница "Рэдиссон", ухоженные бульвары. Остальной город низкорослый, но он ухоженный абсолютно. А рядом с гостиницей маленькие харчевни, где продается жареная барабулька. Все прекрасно.

– Это Саакашвили сделал.

Да. Нет пророка в своем отечестве, они теперь его ненавидят.

– Вы смотрите фильмы молодых людей, нового поколения режиссеров?

"Стиляги", "Оттепель" это все ужасно. Во-первых, все, что снято про кино, – это совершенно не так. Я снимал в то время. Получается, что там крутилось все время внутри сексуальное. Ничего подобного. Снимали влюбленно, без интриг. Совсем другое было у меня ощущение того времени. Откуда ему знать, Валерке? Видел "Елену", такая тяжелая картина, но здорово сделана, конечно. Он талантливый человек.

– Союз кинематографистов можно еще спасти или после раскола все бесполезно?

было ощущение, что мы нужны, сейчас нет этого ощущения

Мне кажется, этот процесс должен произойти естественно, со временем. Я считаю, что самая правильная система организации это когда было Госкино. Они только распределяли финансы, несколько осуществляя цензуру, потому что все остальное приходило снизу: все замыслы, все разработки смет, все же снизу шло. И эта система, если бы ее можно было возродить, дала бы огромный подъем кинематографии.

– Они бы заказывали фильмы на злобу дня.

Там был так называемый госзаказ, из всей массы фильмов три-четыре спускали сверху, больше постановочных. Остальное: подал заявку, заключили договор, начали писаться. Так было и с "Заставой", и с "Июльским дождем", прошло утверждение. Вы знаете, что встреча ветеранов в "Июльском дожде" – это было время, когда праздник победы не отмечался. Они отмечали каждый год, а государство не отмечало, был просто будний день. Все это с Брежнева началось, когда Могила Неизвестного солдата.

– Сейчас перед праздником не пугает вас, что это приняло такой фальшивый размах?

Неприятно. Но я должен сказать, что это неизбежно. Триумфальная дата. Другое, когда до сих пор поднимается тема обеспечения квартирами ветеранов. Это позор, это давным-давно все уже должно было быть.

– Не праздник скорби и не праздник ветеранов, а праздник наступательный, агрессивный…

А это должен быть праздник со слезами на глазах. Я очень не люблю эту песню, но это правильно со слезами на глазах. В этой песне идет такой плясовой проигрыш, я ее терпеть не могу. Почему ее так подняли? Есть же реальные военные песни, одни "Дороги" чего стоят. Жизнь вообще витиевата, она никогда не бывает одинаково прекрасная, чаще одинаково бывает ужасной, но вообще все намешано.

Фильм, который планировался к выходу в 1962-м году, был жестоко раскритикован на самом высоком, практически государственном уровне.

…Даже наиболее положительные из персонажей фильма - трое рабочих парней - не являются олицетворением нашей замечательной молодежи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться.
Серьезные принципиальные возражения вызывает эпизод встречи героя с тенью своего отца, погибшего на войне. На вопрос сына о том, как жить, тень отца в свою очередь спрашивает сына - а сколько тебе лет? И когда сын отвечает, что ему двадцать три года, отец сообщает - а мне двадцать один... и исчезает. И вы хотите, чтобы мы поверили в правдивость такого эпизода? Никто не поверит!
Можно ли представить себе, чтобы отец не ответил на вопрос сына и не помог ему советом, как найти правильный путь в жизни?»

Из речи Н. С. Хрущева на встрече руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства. 8 марта 1963 г.

Существует версия, что Хрущев вовсе не смотрел «Заставу Ильича», а ненавистью к картине проникся после язвительного пересказа кого-то из коллег Хуциева по режиссерскому цеху. В любом случае, в результате столь ожесточенных нападок на фильм, от режиссера стали требовать внести в картину значительные изменения.

Марлен Мартынович Хуциев. Родился 4 октября 1925 года в Тифлисе (ныне Тбилиси) - умер 19 марта 2019 года в Москве. Советский и российский режиссер, сценарист, актер, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Народный артист РСФСР (1977). Народный артист СССР (1986). Лауреат Государственной премии РФ (1993).

Отец - Мартын Леванович Хуциев (Хуцишвили) (1900-1937), коммунист с дореволюционным стажем, служил комиссаром Четвёртой гаубичной дивизии, затем был заместителем наркома внутренней и внешней торговли СССР, в годы репрессий был осужден и расстрелян.

Мать - Нина Михайловна Утенелишвили (1905-1957), актриса, имела дворянские корни.

Его имя - производное от Маркс и Ленин. Его придумал отец, у которого на столе стояли бюсты Маркса и Ленина. "Я считаюсь самым первым Марленом", - говорил он.

Его родители развелись, когда ему было 3 года. Марлен с мамой уехал в Москву. Позже отец забрал его в свою семью и он жил с ним и новой супругой отца. В конце 1936 года отца арестовали.

После того, как отец был репрессирован, мальчик вновь стал жить с мамой, они вернулись в Грузию.

Окончил в Тбилиси среднюю школу №43.

После окончания школы пытался стать художником, ходил на подготовительные курсы, чтоб поступить в академию художеств. Однако поступить не смог. Некоторое время работал на Тбилисской киностудии в павильоне комбинированных съемок помощником декоратора, делал дорисовку к фильмам.

В 1952 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа, мастерская режиссера Игоря Андреевича Савченко (автор фильмов «Дума про казака Голоту», «Богдан Хмельницкий», «Тарас Шевченко»). О последнем Марлен Хуциев отзывался очень тепло, как о человеке, который сделал из него режиссера: "Учитель не натаскивал нас, но являл пример служения искусству, и это, пожалуй, самое главное".

В 1953-1958 годах работал режиссёром на Одесской киностудии.

С 1959 года работал на киностудии им. Горького.

С 1965 года - режиссер на киностудии «Мосфильм».

В 1967 году Хуциев поставил в театре «Современник» спектакль «Случай в Виши» по пьесе Артура Миллера.

В 1968-1971 годах - художественный руководитель ТО «Экран» Центрального телевидения.

В ряде своих фильмов Марлен Хуциев выступал как автор или соавтор сценариев.

Первые же фильмы Марлена Хуциева - «Весна на Заречной улице» (1956) и «Два Федора» (1958) стали широко популярны у зрителей и были лидерами проката. Картину «Весна на Заречной улице» в первый же год посмотрело более 30 млн зрителей.

В 1962-1964 годах снял фильм «Мне двадцать лет» , который первоначально вышел на экраны в 1965-м как «Застава Ильча» (его первоначальный вариант был показан лишь в 1988 году). Авторы сценария - Марлен Хуциев и .

В этом фильме, рассказавшем о молодежи 1960-х, использовались документальные кадры вечеров поэзии в Политехническом музее, где участвуют поэты , (с песней «Сентиментальный марш», про «комиссаров в пыльных шлемах», и весь зал подпевает), Григорий Поженян, Михаил Светлов, Римма Казакова и др.

В 1963 году на совещании с деятелями культуры в Кремле об этом фильме, о финальном эпизоде - беседе погибшего отца с двадцатилетним сыном - высказался сам : «Даже наиболее положительные из персонажей фильма - трое рабочих парней - не являются олицетворением нашей замечательной молодежи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться. И это в наше время развернутого строительства коммунизма, освещенное идеями Программы Коммунистической партии! И вы хотите, чтобы мы поверили в правдивость такого эпизода? Никто не поверит! Все знают, что даже животные не бросают своих детенышей. Если щенка возьмут от собаки и бросят в воду, она сейчас же кинется его спасать, рискуя жизнью. Можно ли представить себе, чтобы отец не ответил на вопрос сына и не помог ему советом, как найти правильный путь в жизни? Вы что, хотите восстановить молодежь против старших поколений, поссорить их друг с другом, внести разлад в дружную советскую семью?..».

В связи с резкой критикой Первым секретарем ЦК КПСС фильм был подвержен значительному цензурному редактированию - сокращению эпизодов, изменению ключевых сцен, правке текстов. Марлен Хуциев вспоминал: «Поправок в фильме было много. Я уже устал что-то доказывать, переснимать. Ведь я не делал заплатки, а переснимал заново целые сцены». Ему пришлось переделывать фильм, он рассказывал: «Если уже так говорить о компромиссах, я на них не шел. Я вот когда переделывал "Заставу", приходилось, я старался чтобы картина не потеряла своей сути. Почему я переделываю? Потому что если я не переделаю, или не стану её переделывать, этим занялись бы другие люди, абсолютно точно и что бы они из этой картины сделали бы, одному Богу известно, а я старался так делать поправки, чтобы сохранить суть картины, но я сначала был расстроен этим».

Как режиссер Марлен Хуциев часто открывал звезд. Так, лента «Два Федора» стала актерским кинодебютом . Кроме того, Марлен Хуциев явил зрителю и такого дебютанта как - он сырал роль Николая Фокина в фильме Хуциева «Мне двадцать лет».

В 1966 году подписал письмо 25-ти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС против реабилитации .

С 1968 года снимался как актер, сыграл в кино несколько небольших ролей. Его можно видеть в картинах «Интервенция» (Главнокомандующий), «Гори, гори моя звезда» (князь), «В день праздника» (Рамзес), «Карл Маркс. Молодые годы» (Луи Блан).

Марлен Хуциев в фильме "Интервенция"

Марлен Хуциев в фильме "Гори, гори моя звезда"

Событием в мире кино стала лента Марлена Хуциева «Был месяц май» по мотивам рассказа Григория Бакланова «Почем фунт лиха», вышедшая в 1970 году. Она встала в ряд шедевров, посвященных Великой Отечественной войне. Действие фильма происходит в 1945-м на немецком хуторе, где расквартирована небольшая группа советских военнослужащих.

В 1991 году он представил картину «Бесконечность» , которую критики назвали философской притчей - «то ли историческая хроника, то ли фильм-эссе, размышление о России в потоке времени». Фильм выпадает из ряда постсоветского кинематографа времен распада и разложения, чернухи и тошноты.

В целом снял немного фильмов. Сам Марлен Мартынович так пояснял это: «Режиссеры примеряют свои профессиональные качества к материалу. Я же, скорее, дилетант. Я занимаюсь этим любя, а не стремясь применить профессиональность. Сравнил бы свой процесс с работой писателя, который задумывает, вынашивает идею. Ищу, нахожу, на это уходит время. Я не страдаю от того, что снял мало».

Хуциев запомнился как мастер деликатного поэтичного кино, способный языком кинематографической пластики передавать тончайшие движения человеческой души.

В 1965-1986 годах - секретарь правления СК СССР. С 1998 года - председатель Комитета по игровому кино Союза кинематографистов России. С 1989 года - Президент Гильдии кинорежиссёров России.

Проявил себя как педагог. С 1978 года руководил мастерской режиссуры художественного кино во ВГИКе. С 1987 года - заведующий кафедрой режиссуры художественного фильма ВГИКа, профессор. В августе 2009 года под сильным давлением режиссёр был вынужден подписать заявление с просьбой об освобождении от этой обязанности. О работе со студентами Хуциев говорил: «Когда набираешь ребят на курс, стараешься живых людей выбрать: не начетчиков, а чтобы живость ощущалась в человеке и непосредственность. А дальше нужно осторожно его направлять, не навязывая ремесленных приемов, вообще ничего не навязывая. Он должен развиваться самостоятельно. Нужно только постараться внушить будущему режиссеру, что его работа должна быть серьезной, не на потребу зрителя. И нужно создать выгодные условия, в которых то, что заложено в человека природой, как растение распустится. Иногда что-то подрезать, иногда добавить в почву питательные вещества. У меня учились на курсе очень талантливые ребята. Но, скажем, мой первый выпуск пришелся на такое время, когда делать было нечего в профессии».

В 1994-1995 годах - президент кинофестиваля «Окно в Европу».

19 декабря 2008 года был избран председателем Союза кинематографистов России. 17 марта 2009 года Пресненский суд Москвы признал итоги VII съезда СК, на котором Хуциев был избран председателем, незаконными.

Почётный член Российской академии художеств.

В 2018 году снял фильм «Невечерняя» - фильм-диалог двух великих писателей, Антона Павловича Чехова и Льва Николаевича Толстого, по всем главным русским вопросам. У картины получилась непростая судьба, прежде всего, из-за проблем с финансами. Сам режиссер говорил: «Сначала деньги по крохам выбивали, чиновники помогали, но потом восемь лет - никаких средств (как-то не находилось людей, для которых Чехов и Толстой представляли бы интерес). И я не знал, приступлю ли вновь к работе. Благодаря моему интервью один человек узнал о сложной ситуации и попросил прикинуть смету. Выделил сумму. Я со временем обязательно назову этого человека, выражу ему признательность».

«Невечерняя» - необычная картина: она конструируется не вокруг сюжета, а на внутренних смыслах. Сюжет основан на визитах Толстого к Чехову и Чехова к Толстому. Картина состоит из двух частей. Первая условно называется «Визит к больному в палату № 16», вторая - «Невечерняя».

В конце декабря 2018 года в тяжелом состоянии вместе с женой. Все начало 2019-го режиссер провел в больнице. СМИ регулярно сообщали об ухудшении его состояния.

21 марта . Режиссера похоронили с военными почестями, церемония проходила при участии Росгвардии.

Личная жизнь Марлена Хуциева:

Жена - Ирина Семеновна Соловьева, выпускница ВГИК, работала членом сценарной редколлегии киностудии имени Горького. Ирина Соловьева скончалась 4 января 2019 года в больнице, где находилась на лечении вместе с мужем.

Сын - Игорь Марленович Хуциев (родился 31 августа 1952 года), окончил режиссерский факультет ВГИКа, учился у М. Ромма и Л. Кулиджанова.

Внучка - Нина Хуциева, окончила китайское отделение МГУ.

Фильмография Марлена Хуциева:

1968 - Интервенция - Главнокомандующий
1968 - Золотой телёнок - Гигиенишвили (в фильм не попал)
1969 - Гори, гори моя звезда - князь
1978 - В день праздника - Рамзес, друг и коллега Кати
1980 - Карл Маркс. Молодые годы (Karl Marx - die jungen Jahre) - Луи Блан
1979 - ВГИК: Педагоги и студенты говорят о профессии (документальный)
1984 - Мои современники (документальный)
1985 - Алов (документальный)
1988 - Жил человек...Василий Макарович Шукшин (документальный)
1996 - Чтобы помнили. Николай Рыбников (документальный)
1998 - Чтобы помнили. Евгения Козырева (документальный)
1999 - Шукшин (документальный)
1999 - Жизнь замечательных людей. Марлен Хуциев. История одного замысла... (документальный)
2002 - Чтобы помнили. Ростислав Плятт (документальный)
2003 - Кинорежиссёр: профессия и судьба (документальный)
2003 - Братья Васильевы
2003 - Кино, которое было. Марлен. Прощание с шестидесятыми (документальный)
2005 - Долгие встречи (документальный)
2006 - Поэт Николай Рубцов (документальный)
2006 - Борис Барнет. Легенда о режиссере (документальный)
2006 - Алла на шее (документальный)
2007 - Фильм про фильм. Весна на Заречной улице. Неоконченный рассказ... (документальный)
2007 - Ростислав Плятт. Что сказали звёзды? (документальный)
2008 - Фильм о фильме. Застава Ильича: Коллективный портрет Оттепели (документальный)
2008 - Игра для уха. Мастера радиотеатра (документальный)
2008 - Острова. Ростислав Плятт - мудрец и клоун (документальный)
2009 - Он сражался за Родину. Василий Шукшин (документальный)
2010 - В огнедышащей лаве любви. Светлана Светличная (документальный)
2010 - Владимир Венгеров. Против инерции (документальный)
2010 - Виктор Некрасов. Вся жизнь в окопах (документальный)
2010 - Острова. Марлен Хуциев (документальный)
2010 - Острова. Юрий Визбор (документальный)
2012 - Острова. Алексей Коренев. Незнакомый режиссёр знакомых фильмов (документальный)
2013 - Тамара Сёмина. Всегда наоборот (документальный)

Озвучивание Марлена Хуциева:

2001 - Люди 1941 года (документальный) (нет в титрах)

Режиссерские работы Марлена Хуциева:

1956 - Весна на Заречной улице
1958 - Два Фёдора
1962-1964 - Мне двадцать лет
1966 - Июльский дождь
1970 - Был месяц май
1971 - Алый парус Парижа (документальный)
1972 - И все-таки я верю (документальный)
1983 - Послесловие
1991 - Бесконечность

2018 - Невечерняя

Сценарии Марлена Хуциева:

1958 - Улица молодости
1962-1964 - Мне двадцать лет
1966 - Июльский дождь
1983 - Послесловие
1985 - Джура - охотник из Мин-Архара (в титрах - М.Имреков)
1991 - Бесконечность
2001 - Люди 1941 года (документальный)
2018 - Невечерняя

Награды и звания Марлена Хуциева:

Заслуженный деятель искусств РСФСР (26 ноября 1965 года) - за заслуги в области советского киноискусства;
- Народный артист РСФСР (7 января 1977 года) - за заслуги в области советского киноискусства;
- Народный артист СССР (1986);
- Государственная премия Российской Федерации (7 декабря 1993 года);
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (29 мая 2006 года) - за выдающийся вклад в развитие отечественного киноискусства и многолетнюю творческую деятельность;
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (25 декабря 2000 года) - за большой вклад в развитие киноискусства;
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (9 апреля 1996 года) - за заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства;
- Орден Почёта (5 октября 2010 года) - за большой вклад в развитие отечественного кинематографического искусства и многолетнюю творческую деятельность;
- Орден Дружбы (26 октября 2016 года) - за большие заслуги в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность;
- Орден «Знак Почёта» (3 октября 1975 года);
- Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970 год);
- МКФ в Венеции (1965, Специальный приз жюри, фильм «Застава Ильича»);
- МКФ европейского кино в Риме (1965, «Золотая пластина», фильм «Застава Ильича»);
- МТФ «Злата Прага» в Праге (1970, Премия Интервидения, Премия за режиссуру, фильм «Был месяц май»);
- МКФ в Берлине (1992, Приз А. Бауэра, Приз экуменического жюри, фильм «Бесконечность»);
- Премия «Золотой овен» (победитель в номинации «Человек кинематографического года», 1995 год);
- V КФ «Виват кино России!» (Приз города Санкт-Петербурга «Живая легенда отечественного кино», 1997 год);
- ОРКФ в Сочи «Кинотавр» (Специальный приз Президента Российской Федерации, 12 июня 1999 года) - за выдающийся вклад в развитие российского кино;
- Специальный приз Президента Российской Федерации «За выдающийся вклад в развитие российского кино» (12 июня 1999 года);
- Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства (в области просветительской деятельности) (20 августа 1999 года) - за уникальный вклад в развитие культуры Москвы;
- Национальная премия в области документального кино и телевидения «Лавровая ветвь» за 2002 год в категории за вклад в кинолетопись;
- МФ фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве (2003, Приз «Киногерой года "Сталкер" - За права человека», фильм «Марлен. Прощание с шестидесятыми»);
- Премия «Триумф» (2004);
- Кинопремия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (2005);
- Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России;
- Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника»;
- Академик Независимой академии эстетики и свободных искусств (Москва);
- «Почетный Леопард» за вклад в киноискусство на Международном кинофестивале в Локарно (2015).


В сущности, довольно банальная фраза, если не знать, с кем мы пили чай под лампой-абажуром. С Марленом Мартыновичем Хуциевым. С человеком, который снял два фильма, во многом определившие судьбу моего поколения, - "Застава Ильича" и "Июльский дождь". Я очень волновался и довольно косноязычно пытался сказать ему спасибо, понимая, что второго такого случая может и не представиться. Хуциев отмахивался от моих благодарностей до тех пор, пока я не спросил его: почему "Застава Ильича" вышла в прокат под названием "Мне двадцать лет"?

Тут он внимательно посмотрел на меня и сказал: "Ну, а вы как сами думаете - почему?".

Лично я думал об этом вот что.

Там, в его фильме, был такой эпизод. В шумной молодежной компании с выпивкой главный герой вдруг предлагает тост "за картошку!". Ироничная интеллектуальная публика ёрничает: а почему не "за репу"? А потому, - отвечает герой, - что картошка спасла нас с мамой в голодное военное время (действие происходит в Москве конца пятидесятых годов). "Ты это серьезно?" - говорят ему. "Серьезно, - отвечает он. - Если в твоей жизни нет ничего, к чему можно относиться серьезно, то зачем тогда жить".- "И к чему ты лично относишься серьезно?" - спрашивают его. "К революции, к песне "Интернационал", к 37-му году, к войне, к картошке", - отвечает он, подумав.

Фильм вышел на экран в начале шестидесятых, когда страна только-только с ужасом начинала понимать, что такое сталинизм, безграничная и безответственная тоталитарная власть, когда молодежь поколения шестидесятников примеряла на себя личную ответственность за то, что происходит в стране. Это было время, когда мы искренне считали, что подлинные наши ценности - там, в далеких революционных годах, где "комиссары в пыльных шлемах", где Павка Корчагин, где светловская "Гренада", где "Ленин такой молодой"...

Потому - "Застава Ильича", рубеж обороны, за которым то, к чему можно относиться серьезно.

Титры этого фильма шли под музыку "Интернационала", а знаменитые хроникальные кадры из Политехнического музея сохранили молодого Окуджаву, поющего

Я все равно паду на той,
на той единственной Гражданской,
И комиссары в пыльных шлемах
Склонятся молча надо мной".

А в середине шестидесятых вышел фильм Хуциева "Июльский дождь". Там герои - замечательный молодой интеллектуал, ученый и умная обаятельная девушка Женя - на пороге свадьбы. Но свадьбы не будет, потому что Женя постепенно понимает: у ее избранника в душе нет ничего, к чему можно относиться серьезно. Он пуст.

За несколько лет в молодом советском поколении перестали существовать заставы Ильича, революции, партии, империалистической западной угрозы. Они оказались заставами на песке. Как пел герой Владимира Высоцкого в запрещенном фильме Геннадия Полоки "Интервенция", -

Мне не служить рабом у призрачных надежд,
Не поклоняться больше идолам обмана"...

Женя, похоже, останется с другим героем, сохранившим в душе серьезное отношение к войне, к молчаливому мужскому братству отстоявших страну.

Интересно, что и в жизни произошло то же самое: Евгения Уралова, сыгравшая Женю, и Юрий Визбор, сыгравший фронтовика, после фильма Хуциева стали мужем и женой. И застава Великой Отечественной, слава богу, и по сей день реальная застава, за которой то, к чему и сегодня можно отнестись серьезно.

Прошли годы. И вот "мое поколение" сидит и пьет чай под лампой-абажуром со своим заочным учителем. Какие заставы остались у нас сегодня? Есть ли они? Казалось бы, последняя - СССР - уже рухнула. Но кое-что осталось, кое-что есть. Что же?

Ты сам, те, кого ты любишь, те, кто от тебя зависит, кто слабее тебя, твои учителя - очные и заочные, которым ты благодарен, друзья, любимая работа, любимые места на этой земле. Не так уж и мало, если вдуматься, - наша последняя застава.

Этого человека знают если не все, то очень многие, особенно те, кто уважает и обожает советские фильмы. Ведь в жизни Марлена Хуциевасамым главным увлечением всегда было кино. Он практически постоянно занят: несмотря на довольно преклонный возраст, он и сейчас много работает. Когда у него выпадает свободное время, Марлен Мартынович, прекрасно зная топографию родного города, любит побродить по улицам. Если коснуться его музыкальных пристрастий, то это русские и грузинские песни как довоенных, так и военных лет, джаз и классическая музыка. Хорошие книги и общение с верными друзьями для него - не просто увлечение, а его настоящая, искренняя жизнь.

Начало жизненного пути

Будущий советский и российский кинорежиссер, классик отечественного кинематографа, актер, сценарист, педагог родился в начале октября 1925 года в одном из самых красивых городов планеты — Тбилиси. Его родителями были Мартын Леванович Хуциев, погибший в годы репрессий в возрасте 37 лет коммунист с порядочным дореволюционным стажем, и актриса Нина Михайловна Утенелишвили.

Его школьные годы прошли в столице, в Москве. Возможно, так бы семья жила и дальше, но в тяжелом 1937-м репрессировали папу, поэтому им с мамой пришлось вернуться в родной город — Тбилиси.

После получения школьного аттестата у юного Марлена Хуциева были попытки поступления в Тбилисскую академию художеств, но, к сожалению, он не прошел конкурс. После начала Великой Отечественной войны паренек очень хотел защищать свою Родину, но по состоянию здоровья его не взяли.

Театральный вуз

Кинокарьера Марлена Хуциева началась в 1944 году, за год до окончания войны. Его взяли на работу на Тбилисскую киностудию. Его карьера началась с должности помощника художника комбинированных съемок. А уже после того, как завершилась одно из самых страшных войн в истории человечества, паренек принял важное решение о поступлении на режиссера во ВГИК. Когда он приехал в Москву, в театральном вузе ему сказали, что уже все студенты зачислены, набора на этот год больше нет. И все же экзаменационная комиссия благосклонно позволила ему сдать вступительные экзамены. В порядке исключения. Так Марлен Хуциев, биография которого свидетельствует, что именно ему принадлежат одни из лучших работ в советском кинематографе, получил неожиданный и счастливый подарок от судьбы.

Его однокурсниками были Сергей Параджанов, Александр Алов, Юрий Озеров... Когда Хуциев готовил дипломную работу, он снял короткометражку «Градостроители».

Первые шаги в самостоятельной жизни

После окончания института в 1950 году Хуциев Марлен Мартынович несколько лет работал помощником режиссера, а спустя всего пять лет его приглашают вторым режиссером для работы в съемках картины Бориса Барнета «Ляна» (именно у него Марлен Мартынович проходил практику, еще будучи студентом).

Наступает 1955 год. Хуциев начинает работать на знаменитой Одесской киностудии в качестве режиссера-постановщика. Он гордится тем, что может вносить свою лепту в огромный мир советского кинематографа.

Первая честная картина

Уже в следующем году он, в тандеме со своим бывшим однокурсником Феликсом Миронером, снимает свою первую полнометражку - «Весна на Заречной улице». Этот фильм отличается от большинства картин того времени неповторимой поэтической интонацией и очень тонкой, аккуратной манерой сопереживания героям. «Весна» была первой картиной о простых рабочих, которую снимали, исключая такие модные в то время вопросы морализации и надуманного пафоса. Ведь именно поэтому более полувека эту картину смотрят зрители абсолютно разного возраста. Многие на ней выросли, многие хотели подражать главным героям. Многие мечтали испытать такое же сильное чувство. И очень важно, что эта лирическая лента любима миллионами.

История трогательных отношений учительницы русского языка и литературы из школы рабочей молодежи Татьяны Сергеевны Левченко и простого сталевара Саши Савченко (их сыграли замечательные актеры Нина Иванова и Николай Рыбников) имела потрясающе оглушительный успех: фильм посмотрели свыше тридцати миллионов зрителей.

О Федорах...

Вышедшая два года спустя драма «Два Федора» сумела закрепить успех первой картины. Фильмография Марлена Хуциева с этого времени пополняется работами, которые составляют Золотой фонд отечественного кинематографа. Новая картина повествует о вернувшемся домой с фронта солдате. Это была одна из первых (а, возможно, и первая) лент о послевоенной жизни. Именно в этом фильме состоялся дебют тогда еще никому не известного Василия Шукшина.

И здесь великий Хуциев не стал идеализировать главного героя, показывая его как самого-самого-самого... Он дал возможность зрителю увидеть его в повседневной жизни, где главенствует и верховодит власть обычных привычек, из-за чего отношения между людьми становятся более простыми и максимально открытыми.

Нельзя забыть тот месяц май

Фильмы, о которых пойдет речь ниже, не просто интересные истории жизни или истории чего-то происходящего. Они заставляют задуматься о бренности жития, о душевых ценностях, о правильности осуществляемого выбора.

Фильм Марлена Хуциева «Был месяц май» рассказывает о том, что спустя столько лет решены не все вопросы, которая задала когда-то людям война, далеко не на все вопросы найдены ответы. Эта картина была о некоем столкновении двух понятий — Памяти и Забвения. В кинематографе такое было впервые. Да и многое из того, что делал тогда Марлен Мартынович, придумывалось, режиссировалось и снималось впервые. Действительно, он затронул тогда очень важный вопрос, ведь, как бы ни менялась жизнь, ее условия, войну забыть нельзя и невозможно.

Вопросы, на которые нужно искать ответы

Еще одним важным открытием стал фильм «Июльский дождь». Сколько уже прошло лет с момента выхода этой картины? Да целая жизнь! И тем не менее лента не становится старше, напротив, она как бы осовременивается, ведь в ней столько всего предсказано о той жизни, которая продолжается сейчас. Да, фильм достаточно неторопливый, но обществу в нем поставлен конкретный вопрос: «Что же происходит с людьми?» Если очень постараться, можно хотя бы попытаться найти на него ответ.

А после этого была лента «Застава Ильича». Эта работа Хуциева очень аккуратно подняла тогда стандартный молодежный вопрос о том, как жить.

От послесловия до бесконечности: как в кино, так и в жизни

Одним из наиболее горьких и пророческих фильмов Марлена Хуциева стала картина «Послесловие». В нем очень аккуратно и ненавязчиво, но очень сильно, прозвучала тема отчуждения. Благодаря этой картине можно было ненароком заглянуть в будущее. Одну из своих самых интересных, лучших и ярких ролей в ней сыграл Ростислав Плятт.

О «Бесконечности» можно говорить именно бесконечно. В свое время фильм очень долго толковали, разбирали и анализировали. Эта картина стала неким учебником кинорежиссуры, который Хуциев так и не написал. Нить повествования построена очень сложно, она длинная. И вот вдруг, как бы ниоткуда, перед зрителями возникает образ Надежды, который так необходим каждому человеку. Удивительно тонко написан финал. Мудрый мастер делится со зрителями философским взглядом на жизнь, которая, увы, не так длинна, как хотелось бы.

Марлен Хуциев, личная жизнь которого никогда не выставлялась на всеобщее обозрение, создавал каждый фильм как отдельную симфонию или кантату. Каждый кадр был очень сложным аккордом, без которого не сложилось бы ни одно музыкальное произведение. В этих аккордах каждый инструмент создавал свою, неповторимую нить мелодии, а все вместе они очень изящно создавали такую необходимую и легко узнаваемую хуциевскую гармонию. Причем в каждой своей работе режиссер одинаково внимательно относился как к главным персонажам, так и к тем, которые появлялись в фильмах на несколько секунд.

Герои его кинопроизведений обычно не находятся в состоянии спокойствия. Они все время ищут себя, свое предназначение. А это дается им не так уж и просто, приводя к некой несозвучности с окружающей их действительностью. И все же мир его картин всегда очень гармоничный, в нем всегда все разложено по своим полочкам и никогда не перемешивается. Здесь все имеет свой смысл и свое значение — будь то небольшая реплика, шумовая или цветовая палитра либо выбранное место действия.

Марлен Хуциев (национальность его - осетин) подарил миллионам зрителей свои киношные открытия, которые, оказавшись органичными и легкими, несколько десятилетий притягивают к экранам поклонников его творчества. А кинокритики и киноведы пытаются найти главный секрет его картин, постоянно их анализируя.

И все же главное заключается в том, что работы Хуциев зритель полюбил. Причем настолько, что многие фильмы пересматриваются по много раз, и постоянно в них можно найти для себя нечто новое. Эти труды абсолютно честно завоевали признание за искренность, внимание к людям, доброту и возможностью задуматься. За то, что режиссер до сих пор старается отстаивать высокие нравственные принципы.

Личная жизнь великого мастера

Действительно одним из самых талантливых режиссеров и сценаристов современности является Марлен Хуциев. Биография, личная жизнь талантливого человека обычно более всего интересуют обывателя. Зато далеко не всем известно о том, что среди его наград есть ордена, медали и лавровые ветви как признание его труда на протяжении почти семи десятков лет. А ведь это тоже немаловажно.

И все же в заключение - несколько слов о семье этого великого человека. Его супруга Ирина Соловьева — член сценарной редколлегии киностудии им. Горького, окончившая ВГИК. Много лет она проработала на киностудии имени Горького. Сын Марлена Мартыновича Игорь Хуциев получил образование на режиссерском факультете ВГИКа, будучи студентом Льва Кулиджанова и Михаила Ромма. Внучка Ниночка решила избрать иной путь, нежели папа и дед. Она окончила китайское отделение МГУ им. Ломоносова.




Top